[email protected]. Картины религиозные
Лариса Петрова. «Картины религиозной тематики в творчестве Николая Николаевича Ге» — Журнал Клаузура
Пасхальные дни … библейские сюжеты … В связи с этим хочется вспомнить картины Н.Н. Ге, которому, кстати, 23 февраля исполнилось 180 лет со дня рождения. Вспомнить хочется потому, что в моем восприятии они занимают особенное место в живописи на эту тему. И есть еще один момент. Так случилось, что давно-давно, задолго до ремонта Третьяковки, мне не удалось познакомиться с его работами. В одно из посещений, проходя рекомендуемым направлением просмотра, я вошла в небольшой продолговатый зал, в котором висели картины Ге. Представьте себе: вход расположен в центре короткой стены, на противоположной стене висит картина «Христос в Гефсиманском саду», а слева от нее – окно и под таким боковым освещением разобрать ничего невозможно ни с какой точки обзора. Против окна дверь в другой зал. Картины на стенах справа и слева тоже не видны, потому что не только нет «правильного» освещения, а можно сказать, что нет никакого. Люминесцентные лампы висят очень высоко, по-моему, они составляли два небольших квадратных пятна света, и все другие полотна так же выглядели серовато-салатовыми пятнами. С той поры прошло много лет, много чего изменилось в моей жизни, но картин этих «живьем» мне увидеть так и не удалось.
Какова же была радость, когда обнаружила я сайт с именем «Танаис галерея». Раздел «Шедевры русской живописи» — это кладезь для любителей живописи, проживающих вдали от крупных центров, музеев и выставок. Да и сопроводительные тексты написаны людьми далеко не безразличными, их интересно читать не только с познавательной целью. Материалы, помещенные на этом сайте, частично использованы в данной статье но, следуя правилам «хорошего тона», сначала немного поговорим о художнике.
"Художник Николай Ге", картина художника Ярошенко Н.А.
Николай Николаевич Ге потомок французского дворянина, который эмигрировал в Россию во время Французской революции. Родился он в Воронеже, детство провел на Украине и уже в первой Киевской гимназии начал заниматься живописью. Дальнейшее образование будущего художника связано с учебой на математическом отделении философских факультетов в двух университетах — сначала Киевском, а с 1848 года Петербургском. Одновременно с учебой в Университете Ге посещал вечерние классы Академии Художеств и в 1850 году поступил в эту Академию. Учился он у профессора Петра Басина и в ту пору много времени уделял изучению работ Карла Брюллова. На раннее творчество Ге они оказали большое влияние.
Первой картиной, на которой я хочу остановиться в связи с рассматриваемой темой, является «Тайная вЕчеря» (я выделила правильное ударение). Из большого сонмища картин на этот библейский сюжет, она выделяется резко. Нет в ней ни длинного трапезного стола, ни огромного помпезного дворцового зала, ни ярких «красивеньких» одеяний Христа и его учеников. Есть правда жизни и, по-видимому, обстановки в маленьком Иерусалиме, потому что вряд ли дом Иуды, несмотря на безбедность жизни его семьи, имел роскошный вид.
Николай Ге. Тайная вечеря. 1863. Холст, масло. 283 x 382. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия
Картина шла вразрез с академическими канонами. Наполненная драматизмом, выраженной эмоциональностью и поднятыми проблемами этики она никак не укладывалась в спокойное русло точного отображения евангельского сюжета. Иуда уходит… предавать, как мы знаем, за тридцать серебряников. Вскочил Иоанн, наверное, чтобы остановить его, но бессильно застыл. Недоуменно-укоризненно смотрит Петр, стоящий возле стола, по-разному молчаливы остальные апостолы… и только Иисус, потупив взор, замер в скорбной позе. Он-то знает…
Успех работы был настолько общепризнан, что Ге было присвоено звание профессора исторической и портретной живописи. Картина была куплена для музея Академии художеств за десять тысяч рублей серебром. Эта картина принесла Ге первый успех и признания у публики, критики и академиков.
Однако, судьба его картин была драматична. Многие известные работы Николая Николаевича на библейские темы не были приняты при его жизни. Полотна звучали как страстная исповедь и существенно отличались от салонно-красивых работ других художников на библейские темы.
Христос в Гефсиманском саду. 1869 год.
В ночном саду с глубокими тенями Иисус молил Отца: «да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты»
Учеников оставив за стеной,Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».Он отказался без противоборства,Как от вещей, полученных взаймы,От всемогущества и чудотворства,И был теперь, как смертные, как мы.……………………………………………………………Но книга жизни подошла к странице,Которая дороже всех святынь.Сейчас должно написанное сбыться,Пускай же сбудется оно. Аминь.Ты видишь, ход веков подобен притчеИ может загореться на ходу.Во имя страшного ее величьяЯ в добровольных муках в гроб сойду.Я в гроб сойду и в третий день восстану,И, как сплавляют по реке плоты,Ко Мне на суд, как баржи каравана,Столетья поплывут из темноты».
(Из стихотворения Бориса Пастернака. «Гефсиманский сад».1949. )
Однако картина не имела успеха ни в Петербурге, ни на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869. Образ, явившийся воображению художника, сочли надуманным и умозрительным. Но мастер упорно шел по своему пути, ища свою, только одному ему известную истину.
Что есть истина ? Христос и Пилат. 1890.
С этого времени каждый год в Петербурге неизменно появлялись картины Николая Ге. Полотна удаляли с выставок, они подвергались церковной цензурой беспощадным гонениям, и художнику приходилось показывать их на частной квартире. Но на запрещенные картины толпами ходила смотреть публика, о них спорили, их обсуждали в прессе и вывозили за границу…
Христос и разбойник. 1893.
Ге был очень доволен произведенным впечатлением: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться…». Он снова стал необычайно популярен. Молодые художники внимали ему как апостолу нового искусства. Ге рассказывал им о живой форме, способной передать чувство. Сам он писал так, как учил: без эскиза, без натуры и без контура.
1892 г. Музей д'Орсэ, Париж. Распятие
Художник Николай Ге о картине: — Я долго думал, зачем нужно распятие… — для возбуждения жалости, сострадания — оно не нужно… раскаяние нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня…
Голова распятого Христа. 1892-1893.
Возвращение с погребения Христа 1859 г. Эскиз
Еще раз напомню о драматической судьбе его картин. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина ««Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.
Голгофа. 1893
Это удивительное полотно даже сегодня поражает отчаянной смелостью и горячей взволнованностью. Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894.
«Доброта, бескорыстие и сердечное отношение к людским печалям были постоянными его качествами и никогда его не покидали» (Григорий Мясоедов).
«Он всегда искал истину, нередко думал, что был к ней близок, но ненадолго,так как искание истины было в его природе…» (Г. Мясоедов)
«По моему мнению, это был не то что выдающийся русский художник, а это один из великих художников, делающих эпоху в искусстве» (Лев Толстой)
klauzura.ru
Персональный сайт Андрея Миронова - Религиозный сюжет
Категории раздела: Религиозные картины
Иконы
Портреты
Пейзажи
Для просмотра картины на сайте кликните по названию работы
Для скачивания в высоком разрешении кликните «скачать»
Для скачивания картин в регулируемом разрешении перейдите сюда
Купить картину (цена в тыс. руб. с рамой): (оригинал) / (авторское повторение)
Религиозные картины
Голгофа. 2006. Холст, масло, 70×90 Купить: – / –
Евангелист Матфей и ангел. 2007. Холст, масло, 100×60 Скачать 3,87 Mb Купить: – / –
Матерь. 2007. Холст, масло, 90×60 Купить: – / –
На пути в Дамаск (Обращение Савла). 2011. Холст, масло. 55/70 Скачать 6,3Mb Купить: 75 / 50 Неверие святого Фомы. 2005. Холст, масло, 54×35 Купить: 15 / –Неверие святого Фомы (авторская переработка)
2016. Холст, масло, 60/40Скачать 5,98 Mb
Купить: 70 / 40 Несение Креста. 2011. холст, масло. 120/180 Скачать 13,3 Mb Купить: – / – (с 2017 г. картина находится в личной коллекции Министра обороны РФ С.К. Шойгу)Святой Себастьян. 2007. Холст, масло Купить: 30 / –
Се, стою у двери и стучу. 2007. Холст, масло, 150×95 Купить: – / 150
Спаситель. 2005. Холст, масло, 91×59 Спаситель 10,2 Mb Купить: 40 / –
Спас Анастас. 2006, 2017. Холст, масло, 60×40 Скачать 18 Mb Купить: 70 / 60
Совесть. 2015. Холст, масло. Скачать 6,82 Mb 45×50 Купить: 35 / –
Тайная вечеря. 2009. Холст, масло, 95×200 Скачать 13,3 Mb Купить: – / 250
Трапеза в Эммаусе. 2008. Холст, масло, 60×90 Купить: 25 / –
Ужин в Эммаусе. 2017. Холст, масло, 60×70 Скачать 8,76 Mb Купить: 95 / –
Что вы ищите живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес. 2007 г. Холст, масло, 80×60 14,8 Mb Купить: 65 / –
artmiro.ru
Религиозная картина / [email protected]
Велика бывает польза от учения книжного... мудрость бо обретаем и воздержание от книжных словес: се бо суть реки наполняющие вселенную, се суть исходища мудрости; книгам бо есть неисчетна глубина, сими бо в печали утешаемы есми, си суть узда воздержанию. Лаврентьевская летопись под 1037 г. На протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения включались в систему религиозного культа. Жанр религиозной картины включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления. Книга в виде кодекса или свитка и была одним из символов духовного совершенства, мудрости.
kniga-kartina.okis.ru