К 125-летию Ильи Ивановича Машкова. Машков картины
Илья Иванович Машков Купальщицы: Описание произведения
В данном случае речь даже не об оттенках: женские тела просто написаны зеленым и фиолетовым. «Неадекватное» для академизма использование чистого цвета – методика не только Машкова. «Почему Вава зеленая?» – позже будут спрашивать критики и зрители, глядя на портрет второй жены Марка Шагала.
В то время нередко русские авангардисты, увлеченные французскими направлениями в искусстве и французскими художниками – Сезанном, Матиссом, – писали чистыми цветами в противовес сторонникам академического течения, которые смешивали на палитре цвета, чтобы добиться нужного «оттенка телесности». Но пришедшие на смену им живописцы не желали следовать канонам, они создавали свои, следующим же шагом их разрушая.
У Машкова с изображением женских тел вообще интересная история. Он это дело любил и писал обнаженных женщин практически всю жизнь. Как правило, они напрочь лишены изящности, зато написаны объемно. Художник словно специально подчеркивает их массу, телесность, плоть искрится и переливается, нередко благодаря цветовым решениям.
Критика воспринимала такие эксперименты очень неоднозначно. Его обвиняли в том, что натурщицы «все в синяках и кровоподтеках; одна вишневая, как будто купалась в настойке, и на самом неудобном месте желтый туз, вырезан сердечком».
Известно, что иногда Машков пресловутое «я художник, я так вижу» писал с натуры, предварительно раскрасив своих натурщиц в соответствующие цвета. Чаще он применял все же переливы цветов, а не чистый «ненормальный». Он явно склонен к натурному изображению, то есть творческое преобразование реальности для Ильи Машкова начинается не в момент прикосновения кисти к холсту, а еще на этапе взаимодействия с собственно реальностью.
При этом представитель академизма Константин Маковский считал, что «среди русских «Матиссов и Ван Гогов» наиболее впечатляющее дарование все-таки — москвич Илья Машков...А если уступает Матиссу и Ван Гогу в четкости красочного рисунка и умении «гармонировать» диссонансы, которыми поражают французы, то самым «цветом» может соперничать с любым лауреатом крайнего модернизма».
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Машков Илья Иванович (1881-1944) биография
Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинсюш район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к "изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали "в люди". Сначала он был "мальчиком" у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: "Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел". Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать "торговые плакаты". По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: "А разве этому учатся?" В 1890 году Илья Машков поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А. Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков был награжден премией имени С. Третьякова. Однако И. Машков в 1904 году ушел из училища и открыл частную студию живописи и рисунка, в которой преподавали А. Михайловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский. Студия существовала до 1917 года, и через нее прошло более трех тысяч человек. В студии в разное время занимались такие известные в будущем художники, как Фальк, Татлин, Осмеркин, Мухина, Соколов-Скаля. В 1905 году Илья Машков был повенчан первым браком с итальянской подданной Софией Аренцвари. Через четыре года у них родился сын Валентин. В 1906 году Политехническое общество московских инженеров построило дом, над пятым этажом которого возвышалась башня, в которой и разместилась мастерская-студия Ильи Машкова, где он проработал до конца своей жизни. В 1907 году Машков познакомился с художниками А. Михайловским, который заинтересовал его творчеством старых мастеров, а потом и с П. Кончаловским, ставшим ему настоящим другом. В этом же году Машков возобновил свои занятия в училище, у Коровина и Серова. А в 1908-м - объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании. Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал. Когда у Серова спрашивали: "Что же это он делает?" тот только пожимал плечами и отвечал: "Говорит - доведу до реальной правды". В конце концов на одном из этюдов Машкова появилась пометка: "Выбыл". Диплом со званием классного художника Илья Машков получил только в 1917 году. Но еще в 1909 году он начал участвовать в профессиональных выставках - сначала в выставке "Нового общества художников", потом "Золотое руно" и "Салон". Участвовал он и в интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики (рисунков), где его картины демонстрировались рядом с работами французских художников, в частности Ж. Брака. Когда в 1910 году Илья Машков послал несколько своих картин в Париж на Осенний салон, там известный меценат Морозов по совету Матисса купил его натюрморт "Синие сливы". В этом же году несколько участников выставки "Золотое руно" решили провести в Москве выставку "Бубновый валет". Илья Машков был одним из организаторов. Он так объяснял цели нового объединения: "Нам хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом". Картина Ильи Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского", которая демонстрировалась на выставке, была расценена как программная. На ней, кстати, видно, что друзья очень увлекались спортом. Даже на фотографиях, сделанных в мастерской Машкова через десять лет, можно увидеть гири и гимнастические кольца.
Автор: Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.
Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография
www.art-spb.ru
МАШКОВ ИЛЬЯ .АВТОПОРТРЕТЫ ЕГО И ЕЩЕ КОЕ-ЧЕГО
Король натюрморта. Машков Илья Иванович (1881-1944) "Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься. "Паскаль.
Машков И.И. Автопортрет. 1911. ГТГ, Москва
В 1910 году в Москве с большим скандалом прошла первая выставка молодых художников, объединившихся в творческое содружество под названием «Бубновый валет». На ней показали свои картины Александр Куприн, Петр Кончаловский, Василий Рождественский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Вернисаж вызвал возмущение публики и художественной критики, которая отозвалась об увиденном так: «…это какой-то кошмар, сплошной горячечный бред, галлюцинация безумных…Участники выставки все прекрасное, ради чего стоит и нужно жить, решили повергнуть во прах, затоптать и оплевать слюной злобы и отчаяния перед своим бессилием познать истинную красоту. Они пренебрегли всеми законами творчества…яркие краски и уродование лиц, фигур, пейзажей! Убожество и глумление!»
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" ошеломило многих. Два атлета с огромными бицепсами исполняют романс. Сам автор держит в руках скрипку, а Кончаловский – ноты. Этот портрет является ярким примером балаганного, театрализованного искусства. Герои картины открыто и весело обращаются к зрителям. Они расположены как бы на авансцене. Огромные размеры картины создают эффект «разрушения рампы». Герои картины словно сходят с полотна, приглашая зрителей принять участие в начинающемся представлении. Бравада заключается здесь не столько в том, что художник изобразил себя в виде ярмарочного атлета, а скорее в том, что этот атлет еще претендует на занятия музыкой. Сам стиль изображения тоже был призван шокировать зрителя. Этот портрет – явно «игровая» картина.
Илья Машков - одна из ключевых фигур объединения.Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинсюш район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к "изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали "в люди". Сначала он был "мальчиком" у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: "Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел". Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать "торговые плакаты". По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: "А разве этому учатся?" В 1890 году поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учился у В. А. Серова, К. А. Коровина, А. М. Васнецова.Машков обладал значительным колористическим дарованием. В "Натюрморте" с наибольшей силой проявились особенности живописной системы раннего Машкова, отличавшейся энергичнейшей пластикой, активным использованием цветовых и фактурных средств, позволявших ему передать пластическую жизнь предмета в среде, которую сам предмет словно создает вокруг себя. В произведении особенно ощутима тяга художника к естественной, здоровой, свежей красоте в народном вкусе, идеальность не придуманная, не сочиненная, а увиденная и доведенная до ясного выражения. Машков стремился воссоздавать натуру во всей полноте ее качеств. Отличительное свойство ранних натюрмортов и портретов Машкова — непосредственность восприятия и налет примитивизма. «Ягоды на фоне красного подноса». 1908г.
Машков И.И. «Натюрморт с ананасом». 1908г.
Машков Илья Иванович. Парень в разрисованой рубашке. 1909г.
Машков Илья Иванович . «Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе)». 1911г.
Картина «СИНИЕ СЛИВЫ» (1910, ГТГ) - программная работа этих лет. Разложенные фрукты образуют статичную декоративную композицию Живописное решение натюрморта скорее условное, нежели реальное. Художник, как ремесленник, не писал, а делал картину, что приближает живопись к народному творчеству - вывескам, лубкам. Фрукты на блюде (Синие сливы) .1910
Яркое начало стало одновременно "звездным часом" художника - к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются "избранными", драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в "богатырстве" плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов.
Машков И.И. "Натюрморт с парчой", 1914
Машков И.И. Натюрморт с фарфоровыми фигурками.1922г.
Машков Илья Иванович. Натюрморт с бегониями. 1910г.
Машков Илья. Натюрморт. 1922г.
Бенуа писал о Машкове : "Гиперболизируя силу и добиваясь особой звучности цвета, он допускал в своих этюдах самые смелые колористические сочетания. Желтизна его лимонов просто ослепляла. Тыквы казались оранжевыми, как солнце. А алая мякоть арбузов напоминала живую плоть. Вся его мастерская была увешана этюдами, в которых он любовался не только самими очерченными черным контуром предметами, но и их формой, фактурой, тоном.
«Тыква». 1914 г. Государственная Третьяковская галерея
Машков Илья Иванович. Хлебы. Натюрморт. 1912г.
Машков И.И. НАТЮРМОРТ С ХЛЕБАМИ И ТЫКВОЙ.
Илья Машков. Натюрморт. Рыбы, овощи, фрукты. 1910
Натюрморт с самоваром. 1919. ГРМ
Натюрморт с самоваром
В начале 1920-х годов живописная система художника меняется. Среди работ значительное место занимают пейзажи, где Машкова привлекают задачи пленэра, проблемы передачи освещения ("Нева. Островки. Дом отдыха" 1923, "Берег Невы. Вечер" 1923, "Гурзуф. Женский пляж" 1925).
1923 Нева. Островки. Дом отдыха.
«Берег Невы. Вечер». 1923
В 1924-м художник создал самые знаменитые московские натюрморты - «СНЕДЬ МОСКОВСКАЯ. МЯСО, ДИЧЬ», «СНЕДЬ МОСКОВСКАЯ. ХЛЕБЫ» (обе — в ГТГ). Об этих своих работах Машков писал: «...мне хотелось в этом незамысловатом сюжете показать реалистическое искусство... "Мясо, дичь" — я придерживался сознательно старых великих мастеров-классиков. "Хлебы" — это наша московская рядовая пекарня своего времени, примерно Смоленский рынок, и композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская. Мясной натюрморт внешностью эффектнее, классичнее, а "Хлебы" — наша матушка Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая...». С поразительной живописной силой воплощена материальность, осязаемость предметов, убедительно передана их фактура, мастерски построена композиция, гармонична цветовая гамма.
Снедь московская. Хлебы. 1924. Государственная Третьяковская галерея.
Илья Машков. "Снедь московская. Мясо. Дичь."Машков изобразил символ московского хлебосольства: хлеб и мясо - особенно если учесть время создания, голодный 1924 год. Люди того времени мечтали о достатке, усердно работали, и получали результаты, за которые их же потом раскулачивали и ссылали.
Необычайно хороши и выразительны у Машкова натюрморты с букетами цветов.
Машков Илья Иванович. Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом). 1912
«Фрукты и тюльпаны». 1918 г. Собрание И.И. Палеева. Петербург
Илья Машков. Натюрморт. Георгины. 1912-1913
Илья Машков. Натюрморт.Цветы
Илья Иванович Машков признанный мастер натюрморта, но он работал и над пейзажами, и над портретами.Таким было начало под руководством В.Серова Машков И.И. Портрет девочки . 1903-1904гг.
Илья Машков. «Натурщица. Этюд головы» .(1905-07).Kартон, масло,(Приобретена у М. И. Машковой, вдовы художника в 1956-ом году А. Л. Мяснниковым, Москва )
«Женский портрет» написан в 1908 году. Портреты работы Машкова этого времени очень декоративны. Яркими, звучными пятнами выделяются на фоне огромных красных маков зеленая кофта и фиолетовая юбка сидящей женщины. На светлой коже лица и рук лежат энергично написанные разноцветные – красные, зеленые, фиолетовые – тени. Психологическая характеристика модели заменяется эмоциональной, «живописной». Картина захватывает зрителя напряженным ритмом красочных пятен и линий. Человек на портрете воспринимается как органичная часть великолепного своим цветовым богатством мира природы.
И. Машков. Дама в шляпе. 1909. Холст, масло. Частное собрание. Художественное общество «Бубновый валет»
И. Машков. Портрет Е.И.Киркальди. 1910. Холст, масло. ГТГ. Художественное общество «Бубновый валет»
Портрет художника А.И. Мильмана. 1917. Волгоградский областной музей изобразительных искусств Необычен многоракурсный «Портрет А.И. Мильмана» (1916). В трехчетвертном повороте на фоне человеческого и лошадиных черепов предстает красивый молодой человек с черной бородой и палитрой в руках — в тройном изображении: анфас, в профиль и со спины. Это тридцатилетний художник Адольф Мильман, член объединения «Бубновый валет», одним из основателей и активных участников которого являлся Илья Машков. Футуристический портрет рождает странные ощущения, что-то трагическое угадывается в облике Мильмана. (Машков оказался провидцем: вскоре Мильман тяжело заболел. Всего пять лет он сможет заниматься творчеством, а последние годы его жизни будут мучительными.)
Машков Илья Иванович. Дама с контрабасом. 1915
Машков Илья Иванович. Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых. 1911
Машков Илья Иванович. Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом). 1927
Машков И.И. Портрет неизвестного
До революции Машков совершил несколько больших заграничных поездок: в 1908-м он объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании, а в 1914-м путешествовал по Турции, Греции, Египте, а затем в Швейцарии, где много писал.
Машков Илья Иванович. Городской пейзаж. 1911. ГРМ.
Машков Илья Иванович. Пейзаж. 1911. Кировский обл. худ. музей им. В.М. и А.М.Васнецовых .
Машков Илья Иванович. Пейзаж с башнями. 1911.
Машков Илья Иванович. Вид Москвы. Мясницкий район. 1912-1913.
Новодевичий монастырь. 1912-1913.
Машков Илья Иванович. Кипарис у соборной стены. Италия. 1913.
Машков Илья Иванович. Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913. ГТГ.
Машков Илья Иванович. Женевское озеро. Глион. 1914. ГТГ.
В 20-х годах художник будет постепенно отходить от бубновалетовской манеры письма, что особенно ярко отразится в его пейзажах.
Машков И.И. Местечко Островки. Дворик. 1923г.
Машков И.И. Гурзуф. Вид на Чеховский домик и пляж. 1925г.
Машков И.И. После грозы. 1922г.
Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал. Когда у Серова спрашивали: "Что же это он делает?" тот только пожимал плечами и отвечал: "Говорит - доведу до реальной правды".
ИЛЬЯ МАШКОВ Натурщица. 1918.
Машков Илья Иванович. НюЖенщины Машкова – сложно организованная и мощная стихийная сила, воплощение сил плодородия, крепости, энергии. Его ощущение стихийных сил мироздания близко к языческому миропониманию. Его гедонистическое упоение разнообразием, прихотливостью природных форм, настойчивое постижение свойств материи близко к раблезианскому чувствованию. Оставаясь одним из самых сильных отечественных колористов и “самых живописных живописцев”, Машков демонстрирует качества сильного и разнообразного в своих решениях рисовальщика. Он является мастером “скульптурного” рисунка, дающего возможность ощутить объемность, весомость тела (“Натурщица с красным бантом”, 1922, ГМИИ РТ). В то же время, его рисунки демонстрируют качества живописности, что проявляется в богатой и сложной разработке тонального пятна, разнообразии технических приемов, интересе к смешению материалов (“Этюд натурщицы”, 1920-е, ВМИИ). Машков испытывает склонность к материалам, дающим бархатистый, насыщенный штрих. Его постановки модели – сложные, закрученные, выявляющие форму тела, как и энергичный штрих, дают ощущение мощи, упругой силы.
Машков Илья Иванович. 1918 Лежащая натурщица. 1918г.
Машков И.И. Рисунок . 1918г.
Машков И.И. Сидящая модель.
Отдельная история - деятельность Машкова в родной станице Михайловская, где этот очарованный идеалист с 1930 по 1938-й возводил Дом социалистической культуры.Потрясенный запустением, которое он увидел на родине, художник писал: «Внешний вид станицы и окружающих ее хуторов… не имел ничего общего с тем, что я увидел тридцать лет назад во время моего последнего посещения этих мест… На всем лежала печать разрушенности, одичалости, заброшенности». Машков мечтал превратить станицу в культурно-просветительский центр, с кинотеатром, колхозным университетом, музеем, парком культуры. Он месяцами жил здесь, вел изокружок, писал портреты односельчан, устраивал выставки. В одной из двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры. По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина. В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.Успокаивала лишь живопись. Илья Иванович пишет портреты станичников и станичниц, утолки и дворики станицы, пейзажи родной Михайлове кой, портреты Татьяны Андреевой и ее дочери Юлии, Феклы Стольковой с тыквами. Фекла Мироновна Сталькова, запечатленная в картине «Колхозница с тыквами», рассказывала: «В то время я была еще молода, отличалась неплохой силенкой. Работала на колхозном току и без особого труда поднимала мешки с зерном. Держать две тыквы было для меня пустяком. Но Илья Иванович все время беспокоился: не тяжело ли, не трудно ли мне их держать. Работал он с перерывами. Но за пять-шесть дней портрет был готов, и Илья Иванович с благодарностью пожал мне руку».
Машков Илья Иванович. Колхозница с тыквами . 1930г.
Машков Илья Иванович. Девушка на табачной плантации. 1930 год.
Но не понятый соотечественниками, он был вынужден уехать навсегда. Тогда же произошел перелом в творчестве Машкова, в большой степени обусловленный неудачей в осуществлении грандиозного и несбыточного проекта по преображению его родной станицы Михайловской в образцовый городок социалистической культуры. После солнечных импрессионистических полотен его живопись становится темной, жесткой, с форсированными светотеневыми и цветовыми контрастами, образы обретают суровость и воинственность. Тяжеловесность, многосоставность композиций на социально значимые темы свидетельствуют о творческом кризисе и переменах мироощущения искусства в целом .
Машков Илья Иванович. Привет XVII съезду ВКП(б). Окт. 1934Последняя представляет собой строго симметричный натюрморт, составленный из пышных цветов, красной звезды и бюстиков Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Китч чистой воды.
Машков Илья Иванович. Советские хлебы. 1936
В натюрмортах 1930-х годов художник обращается к традиционным и непритязательным мотивам - букетам цветов, фруктам. И всякий раз Илья Машков не только находит новые варианты композиции и демонстрирует высокое живописное мастерство, но выражает то мировосприятие, которое столь ярко воплотили его работы 1910-х годов и которое Я.Тугендхольд охарактеризовал как "здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей".
Машков Илья Иванович. "Магнолия и фрукты". 1934 год.
Машков И.И. Натюрморт с разломанным гранатом. 1930-е
Машков И.И. Натюрморт. Графин и персики. Х., м. Абрамцево. 1930-е
Машков И.И. Пестрый букет в глиняном кувшине. 1936
Машков И.И. Мандарины и стакан. 1930-е
Машков И.И. Сирень. 1930-е
Биография И.И.Машкова раскрывает драму художника, сформировавшегося в одной культуре, но живущей в другой. Произведения 30-х гг. демонстрируют значительное различие «искусства для других», создаваемого в попытках соответствия требованиям официального искусства («Артек», 1933 г.) и «искусства для себя» («Степь. Репейник»,1933 г.)- Машков Илья Иванович ."Пионерский лагерь в Артеке" . 1933 г.
Машков Илья Иванович . Степь.Репейник. 1933г.
Удивительно, что в проведенные на родине годы с 1930 по 1936 годы И. И. Машков создал огромное количество перноклассных работ: «Девушка на табачной плантации», «Старуха с виноградом», «Девушка с подсолнухами», «Площадь в станице Михайловской», «Дворик станицы Михайловской», «Общий вид», «Цветы Хоперского района» и многие другие.
Машков И.И. Дворик в станице Михайловской. 1930г.
Машков И.И. Станица Михайловская. 1933 г.
Машков И.И. Площадь в станице Михайловской. 1933г.
С 1937 года Машков жил на своей даче в Абрамцево, где писал небольшие по размеру натюрмортыЭтот период его творчества многие исследователи называют "абрамцевским". Машков И.И. Рябинка. 1939г.
Машков И.И. Яблоки . 1939г.
Машков И.И. Натюрморт с апельсинами. 1939г.
Машков И.И. Натюрморт с гранатами. 1937г.
МАШКОВ И. И. Ломти арбуза. 1938 г.
Машков И.И. Неубранный стол
Он был талантливым преподавателем, создателем уникальной педагогической системы, неизменно оставлявшей след в дальнейшей судьбе его учеников. За 40 лет педагогической работы через его мастерскую прошло более 2 тысяч учеников. Разительно непохожие на учителя, не подражая ему в мелочах, они наследовали смелость быть собой, уважение к художническому ремеслу и к живописной традиции. Среди учеников Ильи Ивановича Машкова, получивших известность, такие художники, как Вера Рохлина, Осмеркин Александр, Николай Загреков, Вера Мухина.
Оценивая творчество мастера , необходимо помнить, что творчество художника едино и неотделимо от времени. Его деление на бубновалетовский и советский период удобны историкам, но это творчество одного и того же человека. Машков — воплощение несокрушимого здоровья нации. Люди на его холстах беспорочны, родина к ним бесконечно щедра и милосердна. Искусство Машкова — это «Кубанские казаки» в живописи: все сыты, радостны, активны, окружающий мир изобилен и прекрасен.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2cc102f9-d811-40b6-b7b3-5ea33b35aaef/Mashkov_biogr.htmhttp://realgallery.ru/copy/author/mashkov__ilya_ivanovich/show_allМетки:Русская живопись. Машков Илья Ив
subscribe.ru
Илья Иванович Машков Натюрморт. Фрукты на блюде (Синие сливы): Описание произведения
Машкова называют «королем натюрмортов», и это звание вполне заслужено. «Фрукты на блюде» написаны в период освоения художником плоскостной живописи, жанра вывески. Этот натюрморт – старт Машкова в жанре. Здесь максимально упрощена и примитивизирована композиция. Если уж центр – то это будет ярко-оранжевый апельсин, вокруг – темные, как ночь, сливы. Белая смятая скатерть и серый нейтральный фон отлично оттеняют яркость и фактуру персиков и яблок вокруг блюда. Явственно заметно влияние Матисса. Кстати, эту картину в свое время Матисс и Серов порекомендовали приобрести меценату Морозову. Это для Машкова было настоящее признание: ранее отвергший его преподаватель (см. биографию художника) и кумир московских художников, сам Анри Матисс!Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что Машкова «привлекает самое земное, самое здоровое. В его картинах торжествует плоть, в какой бы форме она ни выступала – в форме плодов земли, обнаженного женского тела или медной посуды». И действительно, в этих фруктах – необузданное торжество, хочется сказать – смак! Картина действует сразу не все органы восприятия – мы видим яркую фруктовую россыпь, чувствуем аромат спелых плодов и, кажется, если прикоснемся, то ощутим гладкость слив, мягкую, чуть шершавую кожицу персика и бугристую кожуру апельсина. Вкусовым рецепторам и подавно отдыхать не приходится возле «съедобных» картин Машкова.
В дальнейшем его натюрморты станут более объемными – по определению Сарабьянова, «опредметятся». В «Натюрморте с овощами» 1914 года или «Натюрморте с хлебом и тыквой» 1915 года мы уже наблюдаем объем, контраст размеров и более мягкое, не столь гиперболизированное противопоставление фактур изображенных плодов и предметов.
Еще один «Натюрморт с фруктами», написанный Машковым в том же 1910 году и композиционно подобный «сливовому», в 2013 году на лондонских торгах Christie’s ушел за 7, 253 миллионов долларов.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
К 125-летию Ильи Ивановича Машкова
В 1910 году в Москве с большим скандалом прошла первая выставка молодых художников, объединившихся в творческое содружество под названием «Бубновый валет». На ней показали свои картины Александр Куприн, Петр Кончаловский, Василий Рождественский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Вернисаж вызвал возмущение публики и художественной критики, которая отозвалась об увиденном так: «…это какой-то кошмар, сплошной горячечный бред, галлюцинация безумных…Участники выставки все прекрасное, ради чего стоит и нужно жить, решили повергнуть во прах, затоптать и оплевать слюной злобы и отчаяния перед своим бессилием познать истинную красоту. Они пренебрегли всеми законами творчества…яркие краски и уродование лиц, фигур, пейзажей! Убожество и глумление!»
Художественная жизнь России начала ХХ века была сложна и многолика. Продолжали работать такие замечательные мастера, как Илья Репин, Василий Суриков, Валентин Серов, Михаил Врубель. Наряду с уже известными выставочными объединениями – «Товариществом передвижных художественных выставок», «Союзом русских художников», «Миром искусства», «Голубой розой», «Золотым руном» возникали новые, со своими манифестами и программами. В России появился, по выражению известного художника и критика Александра Бенуа, «художественный авангард». Академические каноны решительно отвергались.
Увлеченные поисками путей дальнейшего развития искусства, молодые художники отдавали дань современным европейским направлениям и создавали свои: Михаил Ларионов «изобрел» «лучизм», Казимир Малевич – «супрематизм». Большое влияние на молодых «бунтарей» оказывали французские живописцы рубежа 19–20вв. – Гоген, Ван-Гог, Сезанн, Матисс, картины которых можно было увидеть в московском собрании известного мецената Сергея Ивановича Щукина. Помимо профессиональных интересов, русских и французских художников объединяло неприятие буржуазного общества с его отрицанием духовных ценностей, откровенно потребительским отношением к жизни, унижающим достоинство человека.
Но прежде всего художники «Бубнового валета» хотели вернуть живописи присущие только ей свойства – цвет, линию, пластику форм и объемов, придать ей новое звучание. «…У «Бубновых валетов» много действительной талантливости и «веселого ремесла», а – главное, молодости. Наиболее живописец из всех, пожалуй, Илья Машков. Ему ближе всех знакомы масляные краски и они ему повинуются…– писал дружелюбно настроенный поэт Максимилиан Волошин.
Илья Иванович Машков родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону Саратовской губернии. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900-1909гг) у Константина Коровина, Валентина Серова, Аполинария Васнецова. Посетил Австрию, Германию, Францию, Англию, Италию, Испанию, Турцию, Грецию, Египет. С 1918 года – профессор.
Преподавал в собственной студии (1902–1917), Государственных свободных художественных мастерских – Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (1918–1930). Жил и работал в Москве. Был одним из организаторов объединения «Бубновый валет».
Сегодня в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь находится 10 произведений Ильи Ивановича. Приобретенные на протяжении второй половины 1940-х – 1970-х годов у семьи художника и частных коллекционеров, они являются гордостью коллекции русской живописи.
«Женский портрет» написан в 1908 году. Портреты работы Машкова этого времени очень декоративны. Яркими, звучными пятнами выделяются на фоне огромных красных маков зеленая кофта и фиолетовая юбка сидящей женщины. На светлой коже лица и рук лежат энергично написанные разноцветные – красные, зеленые, фиолетовые – тени. Психологическая характеристика модели заменяется эмоциональной, «живописной». Картина захватывает зрителя напряженным ритмом красочных пятен и линий. Человек на портрете воспринимается как органичная часть великолепного своим цветовым богатством мира природы.
Интерес к предмету, его форме, массе, цвету, сделал ведущим жанром в творчестве художников «Бубнового валета» натюрморт. Огромное воздействие на них оказали картины французского художника Поля Сезанна. Художники «Бубнового валета» по-своему переосмысливали его достижения. Натюрморты Машкова отличает страстная влюбленность в натуру, жажда раскрыть все ее «секреты», постичь законы «внутренней жизни» предметов.
Одно из лучших произведений Ильи Машкова в собрании музея – «Натюрморт с дынями и тыквами» 1914–1915 гг. Художник увлечен самим актом «творения» картины. В этом также проявляется влияние Сезанна, который «одним из первых…увидел в краске не только ее цветовую функцию и красящее свойство, но ощутил эмоции, возникающие от восприятия самого вещества, теста краски, фактуры».
На фоне лежащей красивыми складками сине-зеленой драпировки разложены и расставлены фарфоровые и стеклянные вазы с яблоками и сливами, тыквы, арбуз, цветы в глиняных горшках. Интенсивным, насыщенным цветом художник выявляет «конструкцию» каждого предмета. Его восхищает многообразие форм, их первозданная мощь, пластическое совершенство, выразительность линий. Натюрморт написан с таким могучим живописным темпераментом, что возникает ощущение, будто перед нами цветы и плоды первых дней творения, как бы «первообразы» вещей. Картина воспринимается как торжественный гимн великим творческим силам Природы.
«Натюрморт с венками, яблоками и сливами» 1912–1914гг. увлекает зрителя своим кругообразным ритмом. Повторяя очертания висящих на стене венков, на столе как будто кружатся в «хороводе» фарфоровая тарелка и стеклянные вазы разнообразных форм с яблоками, персиками, сливами, виноградом. Энергичное чередование кругов и овалов, контрасты ярких, сочных цветов – розового, зеленого, фиолетового, желтого, оранжевого, красного, – придают композиции очень нарядный, декоративный характер.
В «Натюрморте с черепами» (конец 1910-х гг.) акт «творения» живописного произведения уступает место акту «любования». На фоне черно-оранжевой драпировки, напоминающей театральный занавес, как актеры, собирающиеся показать зрителю пьесу, расположились стеклянный кувшин, ваза с розами, икона, шкатулка красного дерева, округлый человеческий череп и остро вытянутый лошадиный, низкая ваза с крупным черным виноградом, большая белая тарелка с оранжевыми полосами. Композиция построена на противопоставлении предметов, различных по форме и фактуре. Художнику интересны и важны «эстетические свойства» каждого предмета. В «Натюрморте с черепами» есть драматизм, который создают сами формы, их напряженные отношения между собой. В цветовой гамме преобладают темные, насыщенные цвета – красный, оранжевый, черный, коричневый.
Украшением коллекции является «Пейзаж с прудом» 1921г. Он очень декоративен, великолепен красотой самой фактуры холста, выразительной лепкой объемов. Пространство разворачивается на вертикальном холсте снизу вверх, повторяя движение деревьев ввысь, к небу. Плотными, энергичными мазками художник передает могучую жизненную силу древесных стволов, ветвей, густой массы листьев. Яркий солнечный свет, поверхность воды, тени, лежащие на ней и на траве, кажутся осязаемо-материальными. Напряженно и радостно звучат чистые цвета: зеленый, фиолетовый, синий, желтый, сиреневый, белый, образующие чудесную живописную симфонию. В каждом ударе кистью чувствуется упоение сияющей красотой мира, счастьем бытия.
«Натурщица Фрося» 1924года – классический этюд подобного рода, на котором представлен излюбленный Машковым тип женщины с сильными, пышными формами. Темно-серый фон с едва заметным завитком ампирного кресла подчеркивает рельефно вылепленные руки и грудь, прикрытую черной тканью. Живопись этюда построена на контрасте темных и светлых, розовато-золотистых тонов. Еще учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Илья Машков понял, как важно в искусстве следовать классическим традициям, чтобы достичь вершин мастерства. Особенно необходимо было сохранить эти традиции в начале нового века, когда многие молодые художники и литераторы вместе со «старым буржуазным» миром отвергали и «отжившие», как они считали, художественные системы. «Устаревшим» был объявлен даже алфавит. Футуристы – Владимир Маяковский, Василий Кандинский, братья Бурлюки, Велемир Хлебников заявляли: «…только мы – лицо Нового времени», и предлагали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности». Михаил Ларионов считал, что художнику вообще не нужна никакая школа. В такой «революционной» обстановке одна из «заповедей» классического искусства – работа с натуры – приобретала очень важное значение.
В 20-е годы художник обращается к темам современности. Был задуман цикл произведений «из жизни и быта курортных больных». В 1926 году написана картина «На пляже. Гурзуф». На ней изображены по-машковски мощные обнаженные женщины на берегу моря. Ослепительное южное солнце заливает холст, подчеркивая своеобразную красоту могучих, загорелых тел. Живопись полотна как будто соткана из небольших подвижных мазков, передающих атмосферу знойного летнего дня, блеск солнца на воде и раскаленной гальке пляжа, горячий, насыщенный морской солью воздух.
В 30-е годы Машков возвращается к традициям тональной системы живописи. В натюрморте «Цветы» (1939г.) неяркие солнечные лучи освещают простую глиняную вазу с тяжелыми, пышными розами, нежными колокольчиками гладиолусов, мохнатыми шарами георгин. В мягком свете приглушенно звучат красные, желтые, зеленые, лиловые, оранжевые цвета, создающие изысканную гармонию.
«Натюрморт с апельсинами» (1939 г.) по композиции напоминает «десерты» старых голландских мастеров, и как бы «одушевлен» присутствием человека. Каждый изображенный предмет живет своей «тихой жизнью», открывающейся только внимательному глазу. Художник великолепно передает фактуру белой с синим узором фарфоровой сахарницы, мерцающий на солнце стеклянный бок высокой винной бутылки, зеленое стекло изящной рюмки, шероховатую поверхность плотной кожуры апельсина и золотистую, сочную мякоть апельсиновых долек. Основные цвета натюрморта – белый, синий, оранжевый, зеленый, розовый – причудливо переплетаются в «восточном» узоре ткани фона.
В «Натюрморте с персиками» (около 1939г.) Машков не противопоставляет, а как бы уподобляет предметы друг другу, ищет и находит сходство между большим красным гранатом и зеленой керамической сахарницей с розовым пятном на боку, бархатистой поверхностью персиков и мягкой серой тканью фона. Разложенные на столе предметы написаны с таким ощущением их чувственной красоты, что хочется не только смотреть на них, но и взять в руки, ощутить под пальцами нежную кожицу персиков, холодное стекло бутылки, упругость ткани. Радость бытия утверждает себя в этом натюрморте.
…Вспоминая начало деятельности «Бубнового валета», Петр Кончаловский писал: «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи.…Это был для нас своего рода «период бури и натиска» как при выступлении романтиков…Основывая «Бубновый валет», наша группа ничуть не думала «эпатировать» буржуа…Ни о чем, кроме живописи мы тогда не думали. Было, конечно, много молодых увлечений, крайностей, но все они прошли, а то, что ценно и нужно, чего добивались, – хорошая живопись – осталась».
Авторы проекта: Текст – Зав. сектором лекционно-экскурсионной работы отдела научно-просветительской работы НХМ РБ М.А.ЩербаковаИллюстративный ряд (оцифровка произведений) - Д.Н. Козлов
Размещение на сайте – Зав. сектором мультимедийных технологий отдела научно-просветительской работы НХМ РБ П.А. Яницкая
Авторы проекта выражают особую благодарность: Хранителю фонда, ведущему научному сотруднику Е.Д. Шапошниковой, сотрудникам технической службы, за помощь в организации выставки.
Вернуться >>
www.artmuseum.by
Илья Машков. Здоровый, крепкий живописец
Илья Машков. Здоровый, крепкий живописец
        18 августа 2012 годаМашков Илья Иванович. Родился в станице Михайловская Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области) в 1881 году.
После окончания трех классов приходской школы Илья Машков был отдан «в люди», служил «мальчиком» в лавках и магазинах в близлежащей станице Филоновской и в уездном городе Борисоглебске. Но после знакомства с учителем из художественной гимназии, уволившись от хозяина, Машков готовится поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Уже будучи студентом МУЖВЗ, посещает Санкт-Петербург в 1907 году, Илья потрясен полотнами Эрмитажа. В 1908 большое влияние на Машкова оказывает поездка по Европе.
Портрет В.П.Виноградовой. 1909 г.
Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913 г.
В училище Машков знакомится с П.П.Кончаловским, М.Ф.Ларионовым, А.В.Лентуловым, Р.Р.Фальком, В.В.Рождественским, А.В.Куприным, которые выводят художника на путь творческих экспериментов. С 1910 Машкова исключают из училища и том же году участвует в выставке «Бубнового валета». Основной задачей «бубновалетовцев» было спустить искусство с неба на землю. Приземлить тематику образов навязываемых студентам всех передовых художественных учебных заведений.
Портрет поэта. 1910 г.
Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910 г.
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910 г.
Хлебы. 1912 г.
Натюрморт. Рыбы. 1910 г.
Три сестры на диване. 1911 г.
Вид Москвы. Мясницкий район. 1912-13 г.
Новодевичий монастырь. 1912 - 13 гг.
Портрет художника А.И.Мильмана. 1917 г.
1917 год — переломный для «Бубнового вальта». Часть «валетовцев» эмигрирует, а остальные находят родство в идеях большевиков. Машков остаеться в «советах». В поисках новых тем в 1920-е и 1930-е годы он совершает поездки в Крым, на Кавказ, пишет жизнерадостные сцены отдыха трудящихся («Ливадийский крестьянский курорт» 1925), виды Артека («Артек» 1934). В эти годы художник создает галерею графических портретов своих современников: рабочих, крестьян, общественных деятелей, пионеров.
Снедь московская. Хлебы. 1924 г.
Грузия. Казбек. Шат-гора и аул. 1920-е.
Крым. Парк в Алупке. 1923 г.
Артек. Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.
Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.
ЗАГЭС. 1927 г.
Привет XVII съезду ВКП(б). Около 1934 г.
Советские хлебы. 1936 г.
В 1930 году Машков приезжает в родную Михайлоиекую-на-Хопре. Он был потрясен увиденным: кругом разруха, нищета, идет раскулачивание, выселение… Приняв метод «социалистического реализма», Машков теперь по-социалистически решает возродить когда-то цветущую жизнь в станице: в одной ш двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры.
По воспоминаниям краеведа Б. Лашилина, «…были отремонтированы два национализированных у служителей культа дома под кружки — изобразительного искусства, драматический, музыкальный и сельскохозяйственный. Комсомольцы и молодежь писали лозунги, выпускали «боевые листки», в которых отмечали передовиков, высмеивали и разоблачали кулаков, подкулачников, лодырей и хулиганов.
Например, однажды появилось такое объявление: «Граждане! Предлагаем приходить в культурный очаг на занятия, кружки, ячейки, в дом — кинотеатр чисто одетыми, побритыми, с вымытыми дочиста лицом и руками, в чистой обуви и вести себя как подобает советскому гражданину». По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина. В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.
Девушка на табачной плантации. 1930 г.
Площадь в станице Михайловской. 1933 г.
Колхозница с тыквами. 1930 г.
Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют «абрамцевским».
Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939 г.
Малинка. 1939 г.
Натюрморт с персиками. ок. 1939 г.
Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики. 1939 г.
Черешня. 1939 г.
Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290.
Портрет. 1943 г.
20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.
www.arteveryday.org
Машков Илья Иванович - Биография :: Артпоиск
Родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинский район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к "изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали "в люди".
Сначала он был "мальчиком" у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: "Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел". Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать "торговые плакаты". По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: "А разве этому учатся?"
В 1890 году Илья Машков поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А. Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков был награжден премией имени С. Третьякова. Однако И. Машков в 1904 году ушел из училища и открыл частную студию живописи и рисунка, в которой преподавали А. Михайловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский. Студия существовала до 1917 года, и через нее прошло более трех тысяч человек. В студии в разное время занимались такие известные в будущем художники, как Фальк, Татлин, Осмеркин, Мухина, Соколов-Скаля.
В 1905 году Илья Машков был повенчан первым браком с итальянской подданной Софией Аренцвари. Через четыре года у них родился сын Валентин.
В 1906 году Политехническое общество московских инженеров построило дом, над пятым этажом которого возвышалась башня, в которой и разместилась мастерская-студия Ильи Машкова, где он проработал до конца своей жизни. В 1907 году Машков познакомился с художниками А. Михайловским, который заинтересовал его творчеством старых мастеров, а потом и с П. Кончаловским, ставшим ему настоящим другом. В этом же году Машков возобновил свои занятия в училище, у Коровина и Серова. А в 1908-м - объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании.
Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал. Когда у Серова спрашивали: "Что же это он делает?" тот только пожимал плечами и отвечал: "Говорит — доведу до реальной правды". В конце концов на одном из этюдов Машкова появилась пометка: "Выбыл".
Диплом со званием классного художника Илья Машков получил только в 1917 году. Но еще в 1909 году он начал участвовать в профессиональных выставках - сначала в выставке "Нового общества художников", потом "Золотое руно" и "Салон". Участвовал он и в интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики (рисунков), где его картины демонстрировались рядом с работами французских художников, в частности Ж. Брака.
Когда в 1910 году Илья Машков послал несколько своих картин в Париж на Осенний салон, там известный меценат Морозов по совету Матисса купил его натюрморт "Синие сливы". В этом же году несколько участников выставки "Золотое руно" решили провести в Москве выставку "Бубновый валет". Илья Машков был одним из организаторов. Он так объяснял цели нового объединения: "Нам хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом". Картина Ильи Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского", которая демонстрировалась на выставке, была расценена как программная. На ней, кстати, видно, что друзья очень увлекались спортом. Даже на фотографиях, сделанных в мастерской Машкова через десять лет, можно увидеть гири и гимнастические кольца.
В 1911 году Илья Машков участвовал в выставках картин "Мир искусства", в Салоне независимых (Париж), стал одним из организаторов, а потом и секретарем общества художников "Бубновый валет", которое ставило перед собой задачу "распространения современных понятий по вопросам изобразительных искусств". Илью Машкова высоко оценила не только российская, но и зарубежная критика.
В 1914 году Машков совершил свою последнюю поездку за границу — побывал в Турции, Греции, Египте, а затем в Швейцарии, где много писал. Вернувшись в Россию, под впечатлением событий Первой мировой войны он создал серию лубков на стихотворные строки В. Маяковского.
В 1915 году Машков вступил в брак с Еленой Федоровой, которая под его руководством занималась живописью и участвовала в выставках "Мира искусства". В 1917 году, рецензируя одну из выставок "Мира искусства", критики писали: "Здесь царят Машковы, Кончаловский и целый ряд их единомышленников. Самое большое количество вещей выставил художник И. Машков и очень близкая ему по характеру творчества Е. Федорова-Машкова". Первым приобретением Павла и Сергея Третьяковых на выставке "Бубнового валета" были написанные Машковым в 1913 и 1914 годах натюрморты "Камелия" и "Тыква".
После Февральской революции 1917 года Илья Машков занимался организацией профсоюза художников, пробовал создать "Союз союзов" живописцев, граверов, скульпторов и т.д., был избран товарищем секретаря общества "Мир искусства" и действительным членом Московского художественного общества. Он преподавал на курсах и читал лекции в военной школе, а в 1918 году стал членом коллегии для организации отдела изобразительных искусств при Наркомпросе. С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых Свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества), которые в 1920 году были преобразованы во Вхутемас, а в 1927-м — во Вхутеин. Он работал здесь до 1929 года главным мастером (профессором) индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А. Гончарова, Г. Лазарев, Ю. Меркулов и другие. Вместе со своими учениками Машков работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.
Илья Машков активно участвовал в деятельности обновленного общества "Мир искусства". Особое оживление в его творчестве наступило в 1922 году, когда он написал несколько натюрмортов с фарфоровыми фигурками, "Натюрморт с веером", пейзажи с купальщицами и виды парков. В этом же году Илья Машков женился во второй раз — на Марии Ивановне Даниловой (Машковой), которая под его непосредственным руководством начала заниматься живописью, а потом стала помощницей в работе.
В 1924 году картины Машкова демонстрировались на выставках в Венеции и Америке. В 1925 году он стал действительным членом Общества живописцев и скульпторов "Московские живописцы", а потом вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), которая ставила главной своей задачей изображать быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Именно на VII выставке АХРР появились его натюрморты "Московская снедь. Хлебы" и "Московская снедь. Мясо, дичь". Одна из газет писала: "Его выступление с "Московской снедью" произвело сенсацию и как бы навсегда упрочило за ним первое место среди современных натюрмористов".
Илья Машков писал виды Крыма, потом ездил в Грузию и Армению, некоторое время жил у себя на родине на хуторе Михайловском, где создал несколько картин из народного быта, в том числе композицию "Колхозница с тыквами". В 1935-1936 годах Илья Машков хотел возобновить преподавательскую деятельность и даже создал проект своей системы художественного образования, которая чем-то напоминала мастерские художников эпохи Возрождения. В это время он написал два варианта натюрморта "Советские хлебы", съездил в Крым, на Кавказ и начал работать над серией панно для банкетного зала гостиницы "Москва".
Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют "абрамцевским".
Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.
Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.
artpoisk.info