Постмодернизм. Типа возвращение в искусство. Постмодернизм картины
Постмодернизм - Репродукции картин известных художников
Постмодернизм
Александра Обновлено 29.01.2015 12:57Постмодернизм – стилевое направление, возникшее во второй половине 20 века и критически воспринимающее основную суть модернизма и реализма в искусстве и архитектуре. На самом деле это сборный термин, обозначающий схожие явления в культуре и общественной жизни разных стран.Постмодернизм как таковой объединил в себе приличное количество художественных направлений конца 20 века, идейный подтекст которых основывался на так называемом «отрицании отрицания».
Давайте вспомним, где-то на начале прошлого столетия в искусстве появилось такое направление как модернизм, провозглашающее поиск новых стилевых форм, отвергая академическое искусство. Теперь и сам модернизм стал для нас своего рода классикой, утопические стремления которой стали так же яро отвергаться, как когда-то отвергалось традиционное искусство. На смену же модернизму пришло большее стилистическое разнообразие и повышенная самокритика искусства к самому себе. Словом, постмодернизм!
Другими словами, художники-постмодернисты не только вернулись к предмодернистскому периоду, но и переосмыслили шедевры истории мирового искусства, дабы провозгласить новые технологии! Это было так называемое «открытое искусство», которое вполне свободно «сотрудничало» с другими стилистическими направлениями, тем самым разрушая все когда-либо существовавшие противостояния и пересуды.
Изобразительное искусство постмодернизма соединяло в себе все: величественную классику, эмоциональность барокко, символизм древнего художественного творчества и даже примитивность чуть ли не первобытного общества. При этом художник переосмысливал каждый со стилей, пропускал его через себя, тем самым наполняя картину своим собственным уникальным контекстом.
В чем же особенности постмодернизма как стилевого течения?
- Наличие готовой формы, которая постоянно видоизменяется и по-новому интерпретируется.
- Ирония над миром и искусством в целом: повторение, наложение идей, динамика смыслов и так далее.
- Полное отсутствие правил: художнику уже никто не диктует, что он должен делать, на какие нормы опираться. Он творит то, что хочет, выбирая любую форму для своих произведений.
Именно благодаря такой «свободе действий» постмодернизм стал основой для возникновения множества новых течений. Он, не имея четких границ и строго определенных стилистических особенностей, является и по сей день одним из наиболее популярных художественных стилей на мировой арене.
Похожие статьи
Искусство – незаменимая составляющая современного мира. Оно в значительной степени влияет на людей и их …
Искусство постоянно развивается. А вместе развиваются и художественные материалы. Конечно, сейчас сложно придумать новое, ведь, …
Произведения изобразительного искусства всегда делились на жанры. В восемнадцатом столетии существовал «высокий» и «низкий» вид …
Китайская живопись – одно из наиболее популярных направлений в современном искусстве. Она представляет цельную систему, …
Добавить комментарий
canvas.com.ua
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
www.artsgallery.pro
Картины современных художников: Постмодернизм стиль в живописи
Постмодернизм — (анг. post-modernism, от лат.post — после и модернизм), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран; художественное движение, объединяющее ряд нереалистических художественных направлений конца XX в.Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым художественным формам. Однако по прошествии множества лет сам стал классикой, которая привела к отрицанию традиций модернизма и возникновению нового этапа художественного развития в образе постмодернизма, провозгласившего возврат к предмодернистским формам и стилям на новом уровне.
Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур и первобытных цивилизаций, творя на этой основе собственную мифологию, соотнесенную с личными воспоминаниями автора. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, к котором происходит свободное движение смыслов — их наложение, перетекание, ассоциативная связь. Но включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.
Идя по пути свободного заимствования из уже существовавших и существующих художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их в правах, значимости и актуальности, создавая единое мировое культурное пространство, охватывающее всю историю духовного развития человечества.
Мастера постмодернизма: Сандро Киа, Франческо Клементе, Мимо Паладино, Карло Мария Мариани, Убальдо Бартолини, Луиджи Онтани, Омар Галлиани, Никола де Мария
stiligivopis.blogspot.com
Постмодернизм. Типа возвращение в искусство
В общем, грубо говоря, в 60-70-е годы стало понятно, что проект «авангардизм» накрылся тазом. Все его демиургические стремления переделать плохо сделанный мир, исправить неправильное человечество и занять, в сущности, место Творца остались нереализованными. Это и так-то не очень стройное и крепкое сооружение стали разъедать сомнения и саморефлексия – вещи, крайне вредные для любой пассионарности.
Андреас Гурски. Девяносто девять центов. Диптих II
Кроме того, авангардизм просто достал. Достал своим пафосом, своей претензией на обладание последней истиной, своей элитарностью, тоталитарностью, серьезностью, постоянным новаторством, какими-то бесконечными замесами, переворотами, шумом, войной против всех и т.д. Авангардизм смотрел на зрителя сверху, он над ним издевался, держал за идиота, поучал его и проводил над ним жестокие эксперименты. С авангардизмом было неуютно. А уюта – захотелось, особенно после нескольких десятилетий столь бурного сожительства. Тем более, как выяснилось, оно ни к чему не привело.
Карло Мария Мариани. Падение
Значит ли, что все это было зря? Что все огромные и разнообразные ресурсы, кинутые в пасть этому чудовищу – авангардизму – были брошены впустую? Что художники и зрители все эти десятки лет мучили друг друга напрасно, что их жизни были прожиты бездарно и им теперь мучительно больно? Нет! - решительно отвечу я, и тени великих апостолов авангардизма сурово и молчаливо станут за моей спиной, свидетельствуя. Приветствую вас, братья мои…
Группа АЕС. Action Half Life Episode 1#6
Как ни крути, авангардизм сильно поучаствовал в том, что нынешний мир стал таким открытым, подвижным и раскованным** – я имею в виду, естественно, не весь мир, а те страны, где авангардизм существовал без проблем. Хотя, конечно, авангардизму не это нужно было, он-то желал реализовать утопию. Но на пути к ней он научил людей легко воспринимать новое и необычное, отучил от слепого поклонения авторитетам, приучил к игре и много еще чего полезного сделал. Кроме того, он выработал кучу совершенно новых языков искусства и новых механизмов взаимоотношений внутри вечного треугольника художник-произведение-зритель, где отныне все позиции были взаимозаменяемы. Короче, на могиле авангардизма должна быть выбита такая эпитафия: «Он хотел всего, но достиг многого». А над этим – черный квадрат в виде белого писсуара. Хотя, непонятно, когда это можно будет сделать – в нынешней, комфортной и очень постмодернистской, в целом, ситуации, то тут, то там раздаются бешеные крики: «Что, гады, присластились! А вот я вам чучу зафигачу!». Это все он, авангардизм.
Одним словом, из того сложноорганизованного и многомерного пространства, которое для себя создал авангардизм и которое состояло из чего угодно – искусства, религии, философии, политики и т.д., вплоть чуть ли не до бухгалтерского учета – нужно было потихоньку возвращаться в более привычные для творческих натур и их поклонников пределы. В искусство.
Чем постмодернизм и занялся. Тут нужно сказать сразу, что постмодернизм – это не течение и не направление. Это – ситуация. Или – состояние. Это некоторая усталость от бурно и неоднозначно прожитой молодости, ностальгически-иронически-критические воспоминания о ней, мудрость, оздоровительные курсы, аптека, счет в банке, «я – не пью, ну, разве что немножко», неизвестность и полная непонятка – дальше-то что. И спокойное знание о том, что ничего нового уже не будет.
Постмодернизм как язык – это ирония вместо пафоса, рефлексия вместо действия, низкий порог вхождения вместо элитарности, игра вместо утопичности, вторичность вместо новаторства, кокетство вместо радикальности, синтагма вместо парадигмы, эклектика вместо … В общем, я почувствовал сильную потребность в наглядном материале, а то текст становится сух.
Да, пару слов о термине. Ну, с «пост» - все понятно, грамотные же все. С «модернизм» - тоже все понятно. Просто «авангардизм» и «модернизм» - довольно взаимозаменяемые термины, я употребляю первый. И «постмодернизм» можно, в принципе, заменить на «поставангардизм», но он не прижился почему-то. И фиг с ним.
Начался постмодернизм в 60-е годы в архитектуре. Приблизительно с таких сооружений, хотя это – постмодернизм совсем недавний.
Яцек Карновски. Горбатый дом в Сопоте
Тогда, в 60-е, он, постмодернизм, возник как негативная реакция на функциональную архитектуру. Если вы вспомните любую хрущобу, то поймете, о чем идет речь. Конечно, хрущоба – это предельно убогий функционализм, но идею выражает верно и очень чисто. И постмодернизм противопоставил этому сухому и скучному функционализму веселую архитектуру, вовсю играющую с традицией.
Это был совершенно иной подход к культурному наследию. Для авангардизма, в целом говоря, не существовало никакого искусства, кроме него самого. Его главным занятием было создание новых смыслов и новых форм. Пост же модернизм – это такой конструктор, детальки которого – элементы всей мировой культуры, начиная с самого ее начала и заканчивая самым концом, т.е. непосредственно авангардизмом. Из этих деталек постмодернизм и складывает свои конструкции, не отдавая предпочтения никакой эпохе, никакому стилю и никакой культурной традиции. Этот увлекательный метод родился, в общем-то, из грустной убежденности в том, что ничего нового придумать уже нельзя, а, может, и не нужно. Возможно. Авангардизм, все-таки, взял слишком крутой темп в своем новаторстве.
Мерсад Бербер. Без названия
Здесь, к примеру, микс из классического искусства (голова), какой-то пастозной постимпрессионистической живописи (фигура и колонны по бокам) и абстрактного экспрессионизма (все остальное).
Причем, в это безумное соединение несоединимого постмодернизм не закладывает никаких высших и запредельных смыслов, чем, скажем, занимался отечественный сюрреализм малогрузинского розлива. Для постмодернизма такая эклектика – просто игра, необязательная и избыточная, как любая игра в бисер, каковой и должно быть, с его точки зрения, искусство. И главные условия этой игры – изобретательность, эрудиция (количество и разнообразие использованных культурных кодов) и ирония. Постмодернизм ничего не пропагандирует, ни на чем не настаивает, он вне идеологий, и внутри него никогда не появится художник, который жизнью заплатит за свое искусство. В авангардизме такие были*.
Луиза Буржуа. Паук (Оттава)
Это пример постмодернистской иронии. Если рассматривать это сооружение как памятник паукам, то пафос его смешон. Если же это просто городская ландшафтная пластика, вроде садово-парковой скульптуры, то тоже смешно получается – обычно для этой цели используют более приятное животное вроде зайца. Или ведмидика клишоногого. И вы можете выбрать любой из этих вариантов трактовки произведения или предложить свой/свои – это тоже один из постулатов постмодернизма. Т.е. многозначность трактовок, накручивание смыслов и зритель как соавтор. Постмодернизм в этом смысле очень демократичен.
Джефф Кунс. Из серии «Сделано на небесах»
Демократичен он еще и в том, что порог вхождения в произведение очень низок. Вот в какой-нибудь «Черный квадрат» пойди, войди без специальной подготовки. А тут – все ясно – красота и любовь. Это уже тренированный любитель искусства увидит здесь еще и игру с китчем, порнографией и гламуром, и абсурдную монументализацию мелкопластического мотива типа наших фаянсовых изделий 30-… годов вроде «Девочки и гуся» или «Гусара и девицы». А начитанный поклонник прекрасного будет еще знать, что в этой замечательной работе автор изобразил себя и свою жену – итальянскую порнозвезду венгерского происхождения Чиччолину, что, конечно же, привносит в произведение дополнительные богатые смыслы.
Джефф Кунс. Буржуазный бюст
Вот еще работа с теми же персонажами. Вообще, мне кажется, Кунс женился на Чиччолине исключительно для того, чтобы сделать все эти произведения. Я-то показываю совсем невинные, а ведь есть среди них совершенно бесстыжая порнография. Что, в общем, просто описывает современный тренд саморазоблачения поп-звезд во всех смыслах, включая самые интимные. А Чиччолину Кунс уже бросил, развелся с ней, развратницей. Так вот, вернемся к бюсту. Что мы тут видим? Опять иронию – невинный эротический мотив поднят до торжественности парадного бюста. И аллюзию на классическое искусство.
Вообще, аллюзия – это одна из ключевых категорий постмодернизма. Как автор собирает свое произведение из разнокультурных кусочков, так и продвинутый потребитель потом должен проделать обратную работу, т.е. расшифровать, что к чему относится и что на что указывает. Ну, если хочет – демократизм же. Такая работа совсем необременительна, но приносит, в результате, неожиданную радость – ага, я догадался! Всегда ж приятно чувствовать себя таким же умным, как и автор.
Одд Нердрум. Сумерки
Это еще одно прекрасное произведение. Тут и аллюзия присутствует – на классическое искусство, и ирония – девушка занимается интимной пакостью, а все это изображено в классической же манере, да и акцент сделан совсем на другом – на состоянии природы. Еще тут есть мотив отмены иерархий, тоже характерный для постмодернизма. Т.е. для него нет высоких и низких жанров, это мы видели уже у Кунса, нет для него и неприемлемых сюжетов. Здесь ведь изображен сюжет, совершенно дикий для того классического искусства, стилистику которого использовал автор. Он, таким образом, уравнял акт дефекации с классикой. И правильно сделал – чего стесняться-то, практически все этой дефекацией иногда занимаются. Мне, конечно, встречались в жизни несколько человек, которые утверждали, что дефекацию не делают, но, как потом выяснилось, они врали.
Роберт Раушенберг. Арт-кар BMW, 1986
Тут опять же об отсутствии иерархий. Классические картины – «Большая Одалиска» Энгра и «Портрет молодого человека с книгой» Бронзино (Бронзино – с другой стороны) - помещены в рекламных целях на коммерческий объект, что, с точки зрения высокого искусства, является совершенно явным снижением. Вообще, мастера поп-арта хорошо вписались в посмодернизм, т.к. в поп-арте уже многое его предвещало – это и игра с разными культурными кодами, и ирония, и персонажность высказывания.
Последнее, мне кажется, лучше рассматривать на отечественном материале. Персонажность как категорию я уже замечательно описал в тексте о Виноградове-Дубоссарском, здесь же просто расширю понятие.
Авдей Тер-Оганян. Мерилин Монро Энди Уорхола
Здесь Тер-Оганян под видом дебильного любителя авангардизма, желающего создать собственный музей этого самого авангардизма, делает типа копию с Уорхола. То, что персонаж Тер-Оганяна – дебил, видно из качества копии. Между прочим, Тер-Оганян сделал такие копии с нескольких десятков классических авангардистских работ, ездил с ними по России и читал по ним лекции об авангардизме. Таким образом, и культуру в массы нес, и свой офигенный постмодернистский проект реализовывал.
Владислав Мамышев. Монро-Уорхолл-Монро
Опять Монро, опять Уорхол. Но тут – личное. Мамышев – это, вообще, полиперсонажный художник, он все время в чьем-то образе – Орловой, Гитлера, Петра I и т.д. Но любимый и выстраданный его персонаж – Монро. У него это даже творческий псевдоним. Так тут получается целая спираль в накручивании смыслов – Мамышев, который Монро, изображает изображение Монро, сделанное Уорхолом. Игра совершенно в духе концептуализма, что, опять, в постмодернизме приемлемо.
В общем, вам теперь, наконец-то, стало понятно, что такое постмодернизм. Что это совершенно вялое, вторичное, бесхребетное и неамбициозное искусство, довольное уже тем, что удовлетворяет невысокого уровня требования уставшего за рабочую неделю представителя среднего класса. Понятно, что человека ищущего, страстного, человека, через душу которого прошла трещина, расколовшая мир, человека, в сердце которого поселилась боль за все ужасы бытия, человека, на своих плечах чувствующего ответственность за все, что совершается в мире, такое искусство удовлетворить не может. Именно поэтому несколько лет назад Александр Бренер объявил голодовку, одним из требований которой было – полная отмена постмодернизма.
*Я таких знаю двоих. Это венский акционист Рудольф Шварцкоглер, который настолько наиздевался над своим телом, чего-то там постоянно от него отрезая, что умер, и неизвестный мне японец, выбросившийся с какого-то этажа на расстеленный холст. То, что из него вытекло на холст, и было произведением.
**Характерно, что французская студенческая революция, сильно поспособствовавшая переменам в мире в том же направлении, проходила под совершенно дадаистско-сюрреалистическими лозунгами вроде « Будьте реалистами – требуйте невозможного!», «Всё хорошо. Дважды два - уже не четыре!» и «Изобретайте новые сексуальные извращения, я - выдохся!».
Автор: Вадим Кругликов
adindex.ru
Постмодернизм в литературе
Постмодернизм как литературное течение берёт своё начало в конце XX века. Он возникает как протест устоям, исключая любое ограничение действий и приёмов, стирает границы между стилями и даёт авторам абсолютную свободу творчества. Главный вектор развития постмодернизма – это свержение всяких устоявшихся норм, смешение «высоких» ценностей и «низменных» потребностей.
Сближение элитарной модернистской литературы, которая была сложна для понимания большей части общества, и примитивизма, отвергнутого интеллектуалами в силу своей шаблонности, ставило целью избавиться от недостатков каждого стиля.
(Ирэн Шери "За книгой")
Точные даты возникновения этого стиля неопределенны. Однако его происхождение является реакцией общества на результаты эпохи модернизма, окончание Второй мировой войны, ужасы, происходившие в концлагерях и бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Одними из первых произведений выделяют «Расчленение Орфея» (Ихаб Хассан), «Каннибал» (Джон Хоукс) и «Вопль» (Аллен Гинзберг).
Концептуальное оформление и теоретическое определение постмодерн получил только в 1980-е годы. Этому способствовали, прежде всего, наработки Ж.Ф. Лиотара. Выходящий в США журнал «Октобер» активно пропагандировал постмодернистские идеи выдающихся представителей культурологии, философии и литературоведения.
Постмодернизм в русской литературе XX века
Противопоставление авангардизму и модерну, где чувствовались настроения Серебряного века, в Русском постмодернизме выражалось отказом от реалистичности. Писатели в своих произведениях описывают гармонию как утопию. Они находят компромисс с хаосом и космосом. Первым независимым откликом постмодерна в России является «Пушкинский дом» Андрея Битова. Однако читатель смог насладится им лишь спустя 10 лет после выхода, так как на его печать был наложен запрет.
(Андрей Анатольевич Шустов "Баллада")
Российский постмодернизм обязан многогранностью образов отечественному соцреализму. Именно он является отправной точкой для размышления и развития персонажей книг этого направления.
Представители
Идеи сопоставления противоположенных понятий ярко выражены в творчестве следующих писателей:
- С. Соколов, А. Битов, В. Ерофеев – парадоксальные компромиссы между жизнью и смертью;
- В. Пелевин, Т. Толстая – соприкосновение реального и фантазийного;
- Пьецух – граница устоев и абсурда;
- В. Аксёнов, А. Синявский, Л. Петрушевская, С. Довлатов - отрицание любых авторитетов, органичный хаос, сочетание на страницах одного произведения нескольких направлений, жанров и эпох.
(Назим Гаджиев "Восемь" (семь собак, одна кошка))
Направления
Базируясь на понятиях «мир как текст», «мир как хаос», «авторская маска», «двойной ход» направления постмодернизма по определению не имеют конкретных границ. Однако анализируя отечественную литературу конца XX века, выделяются некоторые особенности:
- Ориентация культуры на саму себя, а не на реальный мир;
- Тексты берут начало у стоков исторических эпох;
- Эфемерность и призрачность, наигранность действий,
- Метафизическая замкнутость;
- Нонселекция;
- Фантастическая пародия и ирония;
- Логика и абсурд сочетаются в едином образе;
- Нарушение закона достаточного обоснования и исключения третьего смысла.
Постмодернизм в зарубежной литературе XX века
Литературные концепции французских постструктуралистов вызывают особый интерес у американского писательского сообщества. Именно на его фоне формируются западные теории постмодернизма.
(Портрет - коллаж из мозаики произведений искусств)
Точкой невозврата к модернизму становится статья Лесли Фидлера опубликованная в «Плейбое». В самом заголовке текста кричаще демонстрируется сближение противоположностей – «Пересекайте границы, засыпайте рвы». В ходе формирования литературного постмодерна тенденция преодоления границ между «книгами для интеллектуалов» и «рассказами для невежд» набирает всё большие обороты. В результате развития, между зарубежными произведениями просматриваются определённые характерные черты.
(Digital Art)
Некоторые особенности постмодерна в произведениях западных авторов:
- Деканонизация официальных норм;
- Ироничное отношение к ценностям;
- Наполнение цитатами, короткими высказываниями;
- Отрицание единственного «я» в пользу множества;
- Нововведения форм и способов изложения мыслей, в ходе изменения жанров;
- Гибридизация приёмов;
- Юмористический взгляд на бытовые ситуации, смех как одна из сторон жизненного беспорядка;
- Театральность. Игра с сюжетами, образами, текстом и читателем;
- Принятие разнообразности жизни через смирение с хаотическими событиями. Плюрализм.
Родиной постмодернизма как литературного направления считается США. Наиболее ярко постмодернизм отражается в творчестве американских писателей, а именно последователей «школы чёрного юмора» в лице Томаса Пинчона, Дональда Бартельми, Джона Барта, Джеймса Патрика Данливи.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Постмодернизм — ТехЛиб
Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы XX века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.
Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Лакан, Жак, Альтюссер, Луи, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Фуко, Мишель) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
Основные трактовки понятия
В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:
Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно
Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (Hassan,1980; Welsch,1988, Ж.-Ф. Лиотар).
Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающее радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).
Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна.
Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения, что делает возможным потенциальную универсальность постмодернистского искусства, его способность включить в себя всю палитру жизненных явлений, но также зачастую приводит к нигилизму, своеволию и абсурдности, подстраиванию критериев искусства к творческой фантазии художника, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни.
Существование современного искусства Бодрийяр видит в рамках противопоставления разума и стихии бессознательного, порядка и хаоса. Он утверждает, что разум окончательно потерял контроль над иррациональными силами, которые стали доминировать в современной культуре и обществе. Согласно Бодрийяру, современные компьютерные технологии превратили искусство из сферы символов и образов, имеющих неразрывную связь с подлинной реальностью, в самостоятельную сферу, виртуальную реальность, отчужденную от подлинной реальности, но не менее эффектную в глазах потребителей, чем подлинная реальность и построенную на бесконечном самокопировании.
В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.
Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Их происхождение не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, ремейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80—90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.
Постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).
Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).
Концепция Бодрийяра основывается на утверждении о необратимой порочности всей западной культуры (Baudrillard, 1990). Бодрийяр выдвигает апокалиптический взгляд на современное искусство, согласно которому оно, став производным от современных технологий, безвозвратно потеряло связь с реальностью, стало независимой от реальности структурой, перестало быть подлинным, копируя свои собственные произведения и создавая копии копий, копии без оригиналов, становясь извращенной формой подлинного искусства.
Смерть современного искусства для Бодрийяра происходит не как конец искусства вообще, а как смерть творческой сущности искусства, его неспособность создавать новое и оригинальное, в то время как искусство как бесконечное самоповторение форм продолжает существовать.
В постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).
Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «диджейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.
кровать «Боксерский ринг», группа «Мемфис», 1981 стул «Sheraton», Роберт Вентури, 1984 кресло «Как высока луна», Широ Курамата, 1986 | кресло «Miss Blanche», Широ Курамата, 1988 Постмодернизм распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время.Еще в 1966-м году в США вышла книга Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», где были сформулированы принципы антифункционализма. «Я скорее за богатсво значений, чем за ясность значений; я за неявную функцию, так же как и за явную функцию. Я предпочитаю «и то и другое», а не «или то, или другое», и черное и белое, а иногда серое, — черному или белому». Постмодернизм не отрицает прошлое, а пересматривает его иронично, без наивности. Более в широком смысле это понятие начало применяться после издания книги Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма»(1977 г.), ставшей третьей среди «книг века», посвященных архитектуре. Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл.Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм.В этом же 1977 году американский архитектор Роберт Стерн назвал «три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип — круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых.В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай-тек, и деконструктивизм.Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Многие из них работали и в области дизайна.Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью. По материалам:«История дизайна» том 2, С.Михайлов«История архитектуры. Утопии и реальность» в 2-х томах, А.В.Иконников |
tehlib.com
Выставка «Современная живопись эпохи постмодернизма XXI века»
17 февраля в Москве Российская Академия Художеств, Арт-галерея Марии Строгановой и ART MOSCOW RESIDENCE представят Выставку «Современная живопись эпохи постмодернизма XXI века».
Торжественное открытие состоится в первый день проведения Выставки 17 февраля в Большом зале кластера «Красный октябрь». Сама экспозиция будет доступна всем желающим до 21 февраля включительно.
«Современная живопись эпохи постмодернизма XXI века» – масштабный арт-проект, посвященный современной живописи и её создателям, в исполнении ведущих художников XXI века. На выставочных пространствах ART MOSCOW RESIDENCE будут представлены полотна таких художников, как Зураб Церетели, Вячеслав Михайлов, Валерий Лукка, Александр Герасимов, Игорь Чолария, Сергей Айро.
Открытие выставки пройдёт в форме торжественного светского мероприятия и даст реальную возможность прикоснуться к таинству современной живописи знаменитых российских художников, пообщаться с некоторыми её авторами.
Лаконичное, урбанистическое пространство современного лофта на КРАСНОМ ОКТЯБРЕ наполнится в этот вечер духом современного российского искусства. Музыкальная программа вечера будет представлена концертом джазовых музыкантов и артистов оперы и балета.
Одним из самых интригующих событий вечера станет аукцион, на котором будут представлены уникальные лоты.
Организатором Выставки и автором идеи выступает Арт-галерея Марии Строгановой.
В числе гостей мероприятия известные деятели культуры, искусства и представители шоу-бизнеса: Владимир Кожин (Правительство РФ), Леонид Тягачев (Олимпийский комитет России), Александр Кибовский (Департамент культуры г. Москвы), Сергей Курасов (МГХПА им. С. Г. Строганова), Зураб Церетели, Вячеслав Михайлов, Валерий Лукка, Александр Герасимов, Игорь Чолария, Сергей Айро, певица Лада Дэнс, актер Евгений Горчако, модель Анна Конкина, певец Митя Фомин и другие.
gallerix.ru