Описание картины Ильи Машкова «Автопортрет». Картины машков
Илья Машков, картины и биография художника
Особенности творчества художника Ильи Машкова: яркость, необузданность, «дикая» страстность ранних работ. Яркая палитра, густой мазок, экспрессивность, использование чистого цвета. Яркие, «съедобные», запоминающиеся натюрморты. Соцреализм в его исполнении сегодня хочется назвать постмодернизмом.
Известные картины Ильи Машкова: «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», «Снедь московская. Хлебы», «Купальщицы».
Илья Машков явно был кинестетиком*. Как бы иначе он внёс столь ощутимое чувственное, плотское начало в свои изображения? Руки сами тянутся к его хрустящим, ароматным «Хлебам». Янтарный сок, кажется, сию секунду брызнет из переспелых слив. От лимонов на картине рот сводит оскомина. А тела разноцветных купальщиц источают такое тепло, что картиной можно обогреть зал.
«Этому», оказывается, учатся!
Машков родился в станице Михайловской, сейчас это Волгоградская область. Семья жила в нужде, поэтому длительное обучение Илье не светило: после трех лет учебы в приходской школе, его отдали «в люди». Он помогал в торговых лавках и, по собственным словам, люто это ненавидел. Отдушиной были часы, когда мальчик мог рисовать. Его первые этюды носили исключительно практический характер — он создавал вывески и рисовал торговые плакаты для хозяев лавок.В целом юному Илье очень нравилось работать руками — возможно, отсюда и пронзительная чувственность, кинестетика его картин: их не смотрят, их ощущают кожей, чувствуют их вкус и улавливают запах.
Однажды учитель рисования, преподававший в мужской гимназии, увидел картины юного Машкова и спросил, не думает ли тот об обучении живописи. Илья несказанно удивился: «А разве этому учатся?». Перед начинающим живописцем распахнулся целый мир, в котором, оказывается, можно всерьез делать то, что ему очень нравилось — рисовать.
Обнаружив цель, Илья Машков решительно развернулся в ее направлении. 28 февраля 1989 года он ушел из лавки (и на всю жизнь запомнил эту дату) и решил все свое время посвятить подготовке к экзаменам. В этом же году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Корин, Васнецов, Горский, а главное — Третьяковская галерея и Румянцевский музей, в которых он проводил всё свободное время.
Обучение было успешным, уже в 1902 году Илья Машков награжден премией Сергея Третьякова. Но незадача — хоть он и нашел своё признание, деньги вовсе не начали литься потоком. Неизвестно точно, сам ли он решил, или кто-то предложил это, но достоверный факт, что в 1904 году Илья Машков покинул училище и открыл собственную частную школу обучения живописи, которая просуществовала до 1917 года. У него преподавали Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский. С Кончаловским Машков вообще активно сотрудничал, их объединяла и близость в искусстве, и дружеские отношения в жизни.
В 1905 году Машков женился первый раз (и на этом не остановился) на девушке итальянского происхождения, Софии Аренцвари.
«Радость дикаря»
Именно в студии Машкова зародился будущий «Бубновый валет» — одно из самых знаменитых авангардистских сообществ тех лет. Дела пошли неплохо, и уже в 1908 году Машков путешествовал по Европе и знакомился с новыми художественными течениями в Германии, Франции, Испании, Австрии, Англии. А по возвращении он решил продолжить и собственное обучение, ради чего снова пошел в Московское училище живописи на курс к Серову и Коровину. Параллельно Машков участвовал в выставках. Успех к нему пришел быстро, но с оттенком скандала.В картинах Машкова даже на фоне «уходящих в отрыв» авангардистов поражает неукротимая дикость, страсть, неистовая радость от плоти изображаемых вещей. Кто-то из искусствоведов тех лет охарактеризовал настроение картин Машкова так: «чувствуется радость дикаря, который впервые видит вот это».
Его картины гиперболизированы, преувеличены, слишком натуральны. А с учетом исторического контекста? Если даже мы соглашаемся с их «ого-эффектом», то какую бурю они произвели во время становления «Бубнового валета», самим существованием своим бросающего вызов академической живописи, ранее безраздельно властвующей над умами? «В это время в России наибольший успех имею я, в смысле ругани», — смеялся художник.
Машков стал известным, но продолжал обучение, особо не стесняя своё видение и не пытаясь соответствовать требованиям преподавателей. В частности, его попытки изображать чистым цветом женскую натуру (что он впоследствии и сделал), понимание встречали только у Коровина. Если большинство «бубновалетцев» испытывали явное влияние кубизма, то Машков однозначно тяготел к цветовой безудержности фовизма.Серов на вопрос о том, что же вытворяет этот «дикарь от живописи», изображая красные, зеленые, желтые тела, разводил руками: «Говорит: доведу до реальной правды». Судя по тому, что вскоре на одном из эскизов Ильи Машкова появилась краткая отметка «выбыл», таки довёл…
Машков был очень благодарен Коровину за понимание и огорчался разрыву с Серовым. Зато какой радостью для него стало последовавшее за его исключением признание учителя! Несколько картин Ильи Машкова были выставлены на Осеннем салоне в Париже в 1910 году. Художнику было очень приятно узнать, что Серов и Матисс единодушно посоветовали известному коллекционеру Морозову приобрести его «Синие сливы».
Изображать то, что уходит…
Помимо необузданного «дикого» умения передать на холсте цветом чувственные ощущения, Машков отличался организационными способностями. Он жаждал упорядочивать, собирать, делать — самое время вспомнить о его стремлении создавать руками. Он был одним из организаторов «Бубнового валета», потом его секретарем. В 1915 году его приняли в «Мир искусства». В этом же году — второй брак, на этот раз со своей ученицей, художницей Еленой Федоровой. Она изображена на «Натюрморте с женской фигурой».Революцию Машков принял с восторгом, как и многие другие авангардисты. Занимался профсоюзом художников, состоял во множестве сообществ и организаций, преподавал живопись во Вторых Свободных государственных мастерских (в которые превратилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества), а затем — в Высших художественно-технических мастерских.
Параллельно бурной организационной деятельности он начал писать совсем иного толка картины, так называемые «музейные натюрморты Машкова». Это изобилие фарфора, алой мебели, декоративности. Сопоставив с историческим контекстом, понимаем, что всё это в постреволюционные годы довольно активно разрушалось. И речь отнюдь не о случайном совпадении. На выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Революция, быт и труд» в 1925-м году Машков выставляет знаменитый триптих «Снедь московская»: «Хлебы», «Мясо, дичь» и «Фрукты». В изготовлении составляющих «Хлебов» принимала участие уже третья и последняя жена Машкова, художница Мария Данилова, которая испекла некоторые «атрибуты» собственными руками. Оглянувшись на исторические события, понимаем, что страна в этом время мучительно отходила от попыток создания военного коммунизма и впереди тоже маячили не золотые времена. И вдруг — такая роскошь, такое изобилие! Прощание с едой?
Речь не о том, что Машкой был диссидентом — отнюдь. В юношестве презирающий авторитеты, он бьется за каждую грамоту и каждое звание в СССР и с гордостью цитирует к месту и не к месту аббревиатуры организаций, в которых «состоит и привлекается». В данном случае, вероятно, имеет место ситуация, когда творчество выходит за рамки взглядов личности. И машковские несказанно яркие, притягательные, безусловно вкусные яства, кажется, предчувствуют свою судьбу — надолго превратиться из еды в муляжи.
Картины приняли, а от художника стали ждать шедевра на революционную тему. Он едет в Крым, собирает впечатления, пишет импрессионистские пейзажи и портреты — отправленные в крымские дворцы рабочие и крестьяне, множество купальщиц, пляжи. Портретам Машкова не свойственен психологизм, люди у него представляют слепок формы, функции. Но от него по-прежнему ждут революционного панно.
И тогда Илья Машков решает отправиться на свою родину, в Волгоградскую область, где пишет серию крестьянских портретов и пытается обучать живописи крестьянских детей, а также проявляет необычайно активную деятельность в создании в родной станице в бывшем помещении церкви Дома культуры. По собственноручно сделанному им эскизу изготавливают вывеску «Дом Социалистической культуры (ДСК) имени заслуженного деятеля искусств профессора И.И.Машкова». Он отправляет послания в органы и сетует в них на несознательность станичников, которые, кулаки упертые, не светятся от счастья, осознав возможность, бросив всё, строить коммунизм. Например, жалуется, что его старания в создании ДСК «кулацким агентам и другим вредным элементам как в городе Урюпинске, так и в хуторе Михайловском — не по вкусу. Установить, кто именно персонально это такие люди для точности и пользы дела при желании вышеперечисленные органы могут выяснить в кратчайшие сроки сами».
А на его картинах румяные колхозницы пышут здоровьем, на них смотреть тепло и сытно! Всё в лучших традициях натюрмортов Машкова. Но сегодня-то мы знаем, что 30-е годы — это жестокий голод в Поволжье… Певец плоти и чувственности снова пишет о том, что уходит, уже ушло?
Внезапный постмодернизм или программный сталинизм?
Невелико удовольствие отвлекаться от сладострастных натюрмортов Ильи Машкова на жизнь его в советские годы. Очень уж рьяно он пытался строить коммунизм на территориях, до которых мог дотянуться. Сохранились его многочисленные письма в НКВД с перечислением старых обидчиков, и обвинением «всякого сброда» в учинении препон советской власти.В годы Великой Отечественной войны Машков отправился по собственной воле в Лефортовский госпиталь, писал военных, партизан и медработников. Чуть больше года он не дожил до победы.
Картины Машкова, прославляющие сталинскую власть, имеют второе дно, которое сам он, судя по фактам его биографии, в них не вкладывал. Последние «Хлебы» 36-го года, уже начинается эпоха репрессий… Неужели наконец выполнил заказ государства и создал тематическую революционную картину? Огромное полотно, в центре которого выпеченный из хлеба герб СССР, хлебные же колосья, в общем, сталинский ампир дурного вкуса, заклеймим как продавшегося власти. И лишь потом осознаем суть метафоры. Атрибуты советской власти, которые можно съесть?
Да и апофеоз поклонения сталинизму «Привет XVII съезду ВКП (б)» с сегодняшней позиции можем классифицировать как постмодернизм, а не подхалимаж… Конечно, в то время восприятие этих картин было другим. Тем и хороши загадки искусства, что отгадка иной раз проявляется через много лет.
*Кинестетик — тот, кто, получая информацию, воспринимая окружающую действительность, стремится всё перевести на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния, стараясь дотронуться до собеседника, даже если не смотрит на него.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Картинные галереи и художники - Машков И.И.
Илья Иванович Машков (1881-1944) родился в крестьянской семье в станице Михайловской Хоперского округа Войска Донского. В 1889 г. Илья поступил в церковно-приходскую школу и после трехлетнего обучения, как тогда было принято, родители отдали его «в люди» – «мальчиком» в лавку бакалейных товаров.Несмотря на четырнадцатичасовый рабочий день, все свободное время Илья отдавал своему увлечению – рисованию. Он копировал иллюстраций из журнала «Нива», рисовал птиц и зверей. К шестнадцати годам тяга к живописи стала у юноши вполне осознанной, и он с радостью согласился брать уроки живописи у учителя рисования Борисоглебской мужской гимназии Н.А.Евсеева, что и определило дальнейшую судьбу Машкова: в 1900 г. он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1904 г. Илья Машков оставил учебу в Училище и открыл частную студию живописи и рисунка, которая быстро приобрела популярность и просуществовала до 1917 г. За это время выпускниками студии стало более трех тысяч человек, в том числе P.P. Фальк, В. Е. Татлин, В. А. Осмеркин, В. Е. Мухина, П. П. Соколов-Скаля, И.В. Клюн, В. Н. Рохлина. И именно в студии Машкова летом 1910 г. прошло организационное собрание объединения художников «Бубновый валет».В 1908 г. Машков отправляется в поездку по Европе. Он побывал во Франции, Германии, Австрии, Испании, Италии, знакомясь не только с произведениями старых мастеров, но и с новейшими направлениями живописи.С середины 1910-х г. художник принимает активное участие выставках и в России, и за границей.В 1918 г. Илья Иванович избирается членом Коллегии ИЗО Наркомпроса и начинает преподавать во 2-х Государственных свободных художественных мастерских, организованных на базе Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.В 1924 г. художник принимает участие в XIV Международной выставке в Венеции и в «Выставке русского искусства» в США.В 1925 г. Илья Иванович Машков становится действительным членом общества «Московские живописцы», а в 1928 г. ему присваивается звание «Заслуженный деятель искусств» РСФСР. В 1932 г. Машков избирается в правление Московского отделения Союза Советских художников.Илья Иванович Машков скончался 20 марта 1944 г.Несмотря на то, что первая персональная выставка работ художника состоялась в Москве и Ленинграде лишь в 1956 г., его работы хранятся во многих картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Кировском областном художественном музее, Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Ереванском музее русского искусства.В 2005 г. на лондонском аукционе Sotheby's картина Ильи Ивановича Машкова была продана за 3,6 млн. долларов.В 2013 г. на аукционах Christie's были проданы две картины художника:за 6,665 млн. долларов США; за 7,253 млн. долларов США.
gallart.by
Илья Иванович Машков
Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинсюш район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к "изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали "в люди". Сначала он был "мальчиком" у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: "Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел". Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать "торговые плакаты". По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: "А разве этому учатся?".
В 1890 году Илья Машков поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А. Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков был награжден премией имени С. Третьякова. Однако И. Машков в 1904 году ушел из училища и открыл частную студию живописи и рисунка, в которой преподавали А. Михайловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский. Студия существовала до 1917 года, и через нее прошло более трех тысяч человек. В студии в разное время занимались такие известные в будущем художники, как Фальк, Татлин, Осмеркин, Мухина, Соколов-Скаля.
В 1905 году Илья Машков был повенчан первым браком с итальянской подданной Софией Аренцвари. Через четыре года у них родился сын Валентин.В 1906 году Политехническое общество московских инженеров построило дом, над пятым этажом которого возвышалась башня, в которой и разместилась мастерская-студия Ильи Машкова, где он проработал до конца своей жизни. В 1907 году Машков познакомился с художниками А. Михайловским, который заинтересовал его творчеством старых мастеров, а потом и с П. Кончаловским, ставшим ему настоящим другом. В этом же году Машков возобновил свои занятия в училище, у Коровина и Серова. А в 1908-м - объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании.
Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал. Когда у Серова спрашивали: "Что же это он делает?" тот только пожимал плечами и отвечал: "Говорит - доведу до реальной правды". В конце концов на одном из этюдов Машкова появилась пометка: "Выбыл". Диплом со званием классного художника Илья Машков получил только в 1917 году. Но еще в 1909 году он начал участвовать в профессиональных выставках - сначала в выставке "Нового общества художников", потом "Золотое руно" и "Салон". Участвовал он и в интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики (рисунков), где его картины демонстрировались рядом с работами французских художников, в частности Ж. Брака.
Когда в 1910 году Илья Машков послал несколько своих картин в Париж на Осенний салон, там известный меценат Морозов по совету Матисса купил его натюрморт "Синие сливы". В этом же году несколько участников выставки "Золотое руно" решили провести в Москве выставку "Бубновый валет". Илья Машков был одним из организаторов. Он так объяснял цели нового объединения: "Нам хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом". Картина Ильи Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского", которая демонстрировалась на выставке, была расценена как программная. На ней, кстати, видно, что друзья очень увлекались спортом. Даже на фотографиях, сделанных в мастерской Машкова через десять лет, можно увидеть гири и гимнастические кольца. В 1911 году Илья Машков участвовал в выставках картин "Мир искусства", в Салоне независимых (Париж), стал одним из организаторов, а потом и секретарем общества художников "Бубновый валет", которое ставило перед собой задачу "распространения современных понятий по вопросам изобразительных искусств". Илью Машкова высоко оценила не только российская, но и зарубежная критика. В 1914 году Машков совершил свою последнюю поездку за границу - побывал в Турции, Греции, Египте, а затем в Швейцарии, где много писал. Вернувшись в Россию, под впечатлением событий Первой мировой войны он создал серию лубков на стихотворные строки В. Маяковского.
В 1915 году Машков вступил в брак с Еленой Федоровой, которая под его руководством занималась живописью и участвовала в выставках "Мира искусства". В 1917 году, рецензируя одну из выставок "Мира искусства", критики писали: "Здесь царят Машковы, Кончаловский и целый ряд их единомышленников. Самое большое количество вещей выставил художник И. Машков и очень близкая ему по характеру творчества Е. Федорова-Машкова". Первым приобретением Павла и Сергея Третьяковых на выставке "Бубнового валета" были написанные Машковым в 1913 и 1914 годах натюрморты "Камелия" и "Тыква".
После Февральской революции 1917 года Илья Машков занимался организацией профсоюза художников, пробовал создать "Союз союзов" живописцев, граверов, скульпторов и т.д., был избран товарищем секретаря общества "Мир искусства" и действительным членом Московского художественного общества. Он преподавал на курсах и читал лекции в военной школе, а в 1918 году стал членом коллегии для организации отдела изобразительных искусств при Наркомпросе. С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых Свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества), которые в 1920 году были преобразованы во Вхутемас, а в 1927-м - во Вхутеин. Он работал здесь до 1929 года главным мастером (профессором) индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А. Гончарова, Г. Лазарев, Ю. Меркулов и другие. Вместе со своими учениками Машков работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.
Илья Машков активно участвовал в деятельности обновленного общества "Мир искусства". Особое оживление в его творчестве наступило в 1922 году, когда он написал несколько натюрмортов с фарфоровыми фигурками
"Натюрморт с веером"
пейзажи с купальщицами
Солнечные ванны в Крыму
и виды парков
После грозы. 1922.
В этом же году Илья Машков женился во второй раз - на Марии Ивановне Даниловой (Машковой), которая под его непосредственным руководством начала заниматься живописью, а потом стала помощницей в работе. В 1924 году картины Машкова демонстрировались на выставках в Венеции и Америке. В 1925 году он стал действительным членом Общества живописцев и скульпторов "Московские живописцы", а потом вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), которая ставила главной своей задачей изображать быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Именно на VII выставке АХРР появились его натюрморты "Московская снедь. Хлебы" (1924)
и "Московская снедь. Мясо, дичь" (1924)
Одна из газет писала: "Его выступление с "Московской снедью" произвело сенсацию и как бы навсегда упрочило за ним первое место среди современных натюрмористов". Илья Машков писал виды Крыма, потом ездил в Грузию и Армению, некоторое время жил у себя на родине на хуторе Михайловском, где создал несколько картин из народного быта, в том числе композицию "Колхозница с тыквами".
Вид Генуэзской крепости в Судаке
Крымский пейзаж. Судак.
Ливадия
Вид на санаторий Красные Зори
В 1935-1936 годах Илья Машков хотел возобновить преподавательскую деятельность и даже создал проект своей системы художественного образования, которая чем-то напоминала мастерские художников эпохи Возрождения. В это время он написал два варианта натюрморта "Советские хлебы"
съездил в Крым, на Кавказ и начал работать над серией панно для банкетного зала гостиницы "Москва".
Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют "абрамцевским".Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.
Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского"
ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом. Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве. Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения. В стремлении вернуть искусство "с небес на землю" художники этого круга ориентировались на "ремесло" - уличную вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства, и примитивизм его натюрмортов и портретов - самый простодушный и подлинный ("Ягоды на фоне красного подноса" (1908)
"Натюрморт с ананасом" (1908)
"Портрет мальчика в расписной рубашке" (1909)
"Автопортрет" (1911)
"Портрет дамы с фазанами" (1911)
Яркое начало стало одновременно "звездным часом" художника - к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются "избранными", драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в "богатырстве" плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов ("Натюрморт с парчой", 1914)
"Натюрморт с фарфоровыми фигурками", 1922
Пристрастие к материальному миру, естественно, приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации противостояния "левых" и традиционалистов, он оказывается среди последних и, в отличие от друзей-"валетов", вошедших в 1928 г. в Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В тематической программе АХРР существовала установка на одическое прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные "апофеозы" художника ("Хлебы", "Снедь московская. Мясо, дичь", обе 1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938)
"Клубника и белый кувшин",1943
Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.
Городской зимний пейзаж. 1914.
1930-е Натюрморт с разломанным гранатом. Курск
Зеркало и череп. 1919
Натюрморт с самоваром. 1919.
Натюрморт. Виноград, лимон и рак. 1924
Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом). 1912
"Натюрморт с крабами" 1925г.
Натюрморт. 1918
Натюрморт со сливами
Степь. Репейник.
Натюрморт с растениями и фруктами
Цветы в вазе
1912. Натюрморт с цветами
1939 Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики
1915-16 Натюрморт с дынями и тыквами Минск
1915 Натюрморт с хлебами и тыквой.
1914 Натюрморт с кактусом. Х., м. 105.5х105.5 Ташкент
1908 Натюрморт с фруктами
Бегонии 1911
"Натюрморт с клубникой, вишней и синим графином" 1923
1912-14 Натюрморт с венками, яблоками и сливами. Минск
Натюрморт. 1924
1939 (около) Натюрморт с персиками, Минск
Натюрморт. Ташкент
1913 Натюрморт с камелией.
1934-36 Натюрморт. Х.,м. Сочи
1939 Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе.
Натюрморт. Черешня 1939
1939 Натюрморт 'Фрукты'. Х., м. Калуга
1930-е Сирень.
1939 Малинка. Абрамцево
1941 Розы и клубника
Натюрморт с бегонией и фруктами. 1912-1913
Букет в стеклянном сосуде. 1939
Завтрак. 1924
Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом).1927
Дама с контрабасом. 1915
Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых. 1911
Портрет художника А.И.Мильмана. 1917
Натурщица
Интерьер с женской фигурой. 1918
1908 Женский портрет. Минск
Портрет В.П.Виноградовой. 1909
Колхозница с тыквами. 1930
Девушка на табачной плантации. 1930
1916 Натурщицы в мастерской. Холст, масло. Частное собрание
Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913
Городской пейзаж. 1911
http://realgallery.ru/copy/author/mashkov__ilya_ivanovich/picture/1049180
http://allday.ru/index.php?newsid=309535
http://artru.info/ar/10897/
http://www.my-article.net/get/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
art.mirtesen.ru
Художник Машков Илья Иванович: биография, творчество
Ярчайший, самобытный художник 20 века Машков Илья Иванович прожил интересную, насыщенную жизнь. Он прошел через влияния разных художников, революционные искания и нахождение своего места в искусстве. Его наследие сегодня составляет несколько сотен работ, которые находятся во многих коллекциях мира.
Детство и семья
Родился Машков Илья Иванович в селе Михайловское области Войска Донского (сегодня Волгоградской области) в бедной крестьянской семье. Илья был старшим из девяти детей, и денег у родителей, занимавшихся мелкой торговлей, на учебу детей не было. Мальчика, который с малых лет демонстрировал большую тягу и способности к рисованию, отдали в приходскую школу, но уже в 11 лет забрали его оттуда и отправили работать, чтобы тот мог помогать семье. Ему пришлось в лавке торговца фруктами по 14 часов стоять на ногах, обслуживая клиентов, он ненавидел эту работу, но выбора не было.
Призвание и учеба
Позже Машков Илья перешел на работу в лавку купца, работа не была легче, но здесь ему иногда поручали рисовать плакаты и вывески. Это занятие доставляло ему большое удовольствие. В свободное время он перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц. Мальчик очень любил рисовать. Несмотря на свое крайне стесненное финансовое положение, он выписал себе по почте коробку с красками. Однажды учитель Борисоглебской гимназии заприметил рисующего мальчика и спросил у него, хочет ли он учиться. Илья очень удивился, ведь он даже не подозревал, что рисованию можно учиться. Так он начал получать первые навыки и консультации от учителя из гимназии. Это позволило ему понять свое призвание и поставить перед собой цель – стать художником.
В 1900 г. он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учится у выдающихся педагогов: К. Коровина, Л. Пастернака, В. Серова, А. Васнецова. Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный талант и эксцентричный характер. Он очень любил гиперболу, избыток цвета, при этом очень много времени отдавал освоению техники рисунка, был очень работоспособен. Как малоимущему студенту в училище ему предложили подработку, и уже с 1904 года Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь.
Революционная молодость
Довольно быстро Машков Илья встает на ноги. В 1906 году он строит себе мастерскую в здании Политехнического общества. Она станет его творческим домом до конца дней. В 1907 году он знакомится с Петром Кончаловским, эта встреча оказала большое влияние на художника. В 1908-м художник едет в Европу, посещает Францию, Англию, Австрию, Германию, Италию, Испанию, где знакомится с новыми течениями в живописи.
В 1910 году Машкова исключают из училища, но он к этому времени уже нашел свой путь. Художник по-прежнему много работает, берет уроки в студии К. Коровина, пишет на заказ портреты и натюрморты. Он выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат С. Морозов. Уже тогда картины Машкова отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы. Он проникся революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское искусство.
"Бубновый валет"
В 1911 году Машков Илья вместе с Петром Кончаловским основывают художественное общество «Бубновый валет». Сначала в 1910 году прошла выставка с таким названием, после которой художники-единомышленники создают одноименное сообщество. Уже само название эпатировало публику, намекая на политкаторжан. Своей целью московские живописцы ставили совершение революции в искусстве, и это им в полной мере удалось. Они выступали против традиций академизма и реализма, провозглашали господство импрессионистских, фовистских и кубистских идей.
Машков стал одним из идеологов сообщества. Именно благодаря ему "валеты" так часто рисовали натюрморты, напоминающие вывески продуктового магазина. Художники экспериментировали с формой и цветом. В отличие от многих авангардистов, Машков и товарищи утверждали предметность в искусстве. В 1911-14 годах художник является секретарем общества, участвует во всех его выставках. В 1914 году он покидает «Бубновый валет» и отправляется за границу.
Машков и "Мир искусства"
По возвращении Машков вступает в «Мир искусства» - объединение, которое существовало с конца 19 века и объединяло самых выдающихся русских художников. Как раз в это время группа провозглашает возможность создания новой классики, главной становится идея «Новой Академии» А. Бенуа. Вторая половина 10-х годов ХХ века была сложной для художников, входящих в это сообщество. Несмотря на то что «Мир искусства» - объединение, внесшее колоссальный вклад в русскую живопись, во времена Машкова это уже было, скорее, формальное единство. Но художник участвует в выставках и поддерживает товарищей. В этот период Машков по-прежнему много работает, но постепенно приходит к новому реализму.
Ассоциация художников революционной России
В 1925 году Машков Илья вступает в новое общество АХРР, которая проповедует новые, революционные идеалы. По сути, он становится одним из первых идеологов социалистического реализма. Художник состоит в Ассоциации до самого ее распада в 1929 году. В этот период он пишет картины счастливой новой жизни, портреты передовиков производства, натюрморты с изобилием продуктов. Московские живописцы, бывшие соратники Машкова, не понимают его новых идеалов, многие из них живут в эмиграции. Илья Иванович же остается в СССР и полностью поддерживает новые идеи. В 1930-х годах Машков пишет идеологически верные картины: «Приветствие 17 съезду ВКП(б)», «Советские хлебы».
Во время войны Машков живет в Абрамцево, пишет портреты солдат и раненых, работников тыла. Поздний Машков представляет зрителям свое оптимистичное мироощущение. Известный искусствовед Яков Тугендхольд говорил, что в его работах видна «здоровая влюбленность в яркую плоть и кровь». Он сохранил свое пристрастие к преувеличению до последних дней.
Выставочная деятельность
Илья Машков всю жизнь был очень продуктивен, также он активно выставлял свои работы. Он участвовал во многих значимых выставках начала ХХ века. Это мероприятия «Бубнового валета», «Мира искусства». В 1916 году на «Выставке современной русской живописи» он показывает 70 работ, это была самая большая прижизненная выставка Ильи Машкова. С 20-х годов художник много выставляется за рубежом: Венеция, Лондон, Нью-Йорк. В 30-е годы советская власть с удовольствием возит картины Машкова по всем крупнейшим городам мира.
Педагогическая деятельность
На протяжении почти всей жизни Илья Машков, художник, живописец, преподавал. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР. Среди его учеников были Фальк, Татлин, Осмеркин, В. Мухина.
После революции художник много преподает, работая на различных курсах, в Военной академии и во ВХУТЕИНе.
Частная жизнь
Илья Машков свое жизнелюбие проявлял и в обычной жизни. Он был большим любителем дам и женился три раза. Первой женой была итальянка София Аренцвари, Машков женился на ней в 1905 году, через год появился на свет единственный сын художника Валентин. Он стал инженером-конструктором, в 1937 году был репрессирован. Второй женой в 1915 году стала художница Федорова Елена Федоровна. Третья жена тоже была художницей: в 1922 году Машков женился на Даниловой Марии Ивановне.
Наследие и память
Илья Машков, картины которого чрезвычайно ценятся любителями живописи, скончался 20 марта 1944 года у себя на даче в Абрамцево. Он оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины редко появляются на аукционах и продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» - за 7,2 миллиона долларов.
Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях. Так, в 2014 году в Москве были показаны поздние работы художника, выставка имела большой успех.
fb.ru
Художник Илья Машков. Биография. Картины
Родился 29 июля 1881 года в станице Михайловская-на-Дону. Интерес к рисованию мальчик обнаружил еще во время обучения в приходской школе. Однако родители направили сына на более практичный путь. С одиннадцати лет Машков служил у продавца фруктов, затем перешел на службу к купцу. Но и в это время юноша не смог оставить живопись, он использовал любую свободную минуту, чтобы делать торговые плакаты, лубки, репродукции картин, копии икон.
В 1890 году Машков поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Васнецов, А. Корин, К. Городской. Начинающий художник много работал и самостоятельно, изучая картины мастеров в Румянцевском музее и Третьяковской галерее. Уже в 1904 году Машков создает свою студию, которая впоследствии стала Центральной студией АХРР. Учениками студии стали М.Б. Вериго, П.П. Соколов-Скаля, В. Рохлина. В 1909 году художника исключат из училища.
Важную роль в формировании художественной манеры Машкова сыграло его знакомство с А. Михайловским и П. Кончаловским. В 1908 году художник предпринимает путешествие в Европу, в ходе которого посещает Испанию, Англию, Австрию, Германию, Францию.
С 1909 года Машков принимает участие в художественных выставках. В 1910 году его картину «Синие сливы» на Осеннем салоне в Париже купил меценат Морозов. Машков становится одним из организаторов выставки объединения «Бубновый валет». Художники, принадлежавшие к этому обществу, ориентировались на материальность мира. Машкова с ними объединяла мажорность палитры и изобильность натюрмортных постановок («Портрет дамы с фазанами», «Автопортрет», «Портрет мальчика в расписной рубашке», «Ягоды на фоне красного подноса»).
В 1914 году Машков вновь отправляется за границу. Во время этого путешествия он продолжает активно работать. Вернувшись на родину, он создает серию произведений, посвященных стихотворениям В. Маяковского.
После революции художник активно занимается общественной деятельностью. Он организует профсоюз художников, работает над созданием «Союза союзов». В этот же период он преподает в военной школе и на курсах, а позднее – во Вхутеисе. Машков работал также над проектом собственной системы художественного образования. С 1938 года художник периодически живет в Абрамцеве. В период войны он много работал над полотнами соответствующей тематики.
Илья Машков умер 20 марта 1944 года в Москве.
Картины художника Машкова И.И.
www.avangardism.ru
Художник Илья Машков : vakin
Илья Иванович Машков (29 июля 1881 — 20 марта 1944) — русский художник, живописец круга «Бубнового валета». Заслуженный деятель искусств РСФСР.1911. Автопортрет Илья Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области). В 1890 году поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учился у Серова, Коровина, А. Васнецова.
Во время учебы отличался эксцентричным характером. Более всего любил цвет. Очень много занимался рисунком. Любил гиперболу, преувеличение, гигантизм...
Источник - Википедия.
1908. Натюрморт с фруктами
1909. Портрет мальчика в расписной рубашке
1910. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского
1910. Натюрморт с бегониями
1910. Натюрморт
1911. Дама с фазанами
1911. Пейзаж с башнями
Лежащая натурщица
1911. Пейзаж
1914 Русская Венера
1917. Портрет художника А.И.Мильмана
1917 Вид Генуэзской крепости в Судаке
1918. Натюрморт с женской фигурой
1920-е Алупка. Парк отдыха
1920. Натурщица
1922. Натюрморт с веером
1924. Снедь московская
1925.
1933. Пионерка с горном
1934 Привет XVII съезду ВКП(б)
Полностью fotki.com
vakin.livejournal.com
Описание картины Ильи Машкова «Автопортрет»
В московской художественной жизни, Илья Машков появился в начале двадцатого столетия. Он был автором создания творческого объединения художников-авангардистов, которое называлось «Бубновый валет». Его работы выставлялись на выставках до 1917 года, до момента распада объединения.
В 1911 году появился на свет «Автопортрет» в самом начале художественного пути автора. Искусствоведы называют его первые работы наиболее сильными и популярными. Со временем живописец стал писать в более традиционных стилях.
«Автопортрет» появился в период поиска новых форм и творческих приемов. Полотно относится к стилю фовизм.
Взглянув на полотно, зритель сразу увидит присущие фовизму черты – художник использовал простые, но насыщенные цветовые решения, формы выстроены выразительным и ярким цветом, все очертания фигуры – обобщены и подчеркнуты одновременно. Мы не можем найти на картине светотень и линейную перспективу. Создается ощущение, что картина написана будто бы фоном у нее служит вывеска на ярмарке. Перед зрителем предстают пароходы, яркие волны синеватого цвета, не настоящие, а декоративные, парусники.
С полотна на нас смотрит живописец, который как будто любуется собою, самоуверенный с надменным взглядом. Одет он в не очень дешевую шубу, шапку. Мы видим его самоуверенную позу, щегольские усики. Если бы мы не знали, что на картине изображен живописец, что это его автопортрет, можно было бы подумать, что Машков написал портрет богатого барина.
При взгляде на «Автопортрет» у зрителя будет создаваться настроение с ощущением праздника, слегка приподнятое. Машков всегда считался практичным человеком с позитивным мировосприятием, очень деятельный. Поэтому, глядя на его произведения, мы не остаемся в стороне, мы получаем через них его дух оптимизма и радости, заряжаемся любовью автора к жизни.
opisanie-kartin.com