Райшев Геннадий Степанович.Экспозиция работ. Картины райшев геннадий
Геннадий Райшев
Родился 18.11.1934г. в пос. Сивохребт Ханты-Мансийского национального округа.
В 1959 г. окончил филологический факультет Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, там же вечернее отделение художественно- графического факультета. В1974 принят в Союз художников ‘ СССР. С 1962 жил в Карпинске Свердловской области, с 1998 живет в Ханты- Мансийске.
В 1996 – учрежден филиал Ханты-Мансийского окружного краеведческого музея «Мастерская художника Г.С.Райшева», преобразованный в 2001 году в учреждение культуры АО «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева» (ныне филиал Государственного художественного музея).Музей художника, открытый при его жизни, – явление довольно редкое. Осознание и признание значимости фигуры творца требует времени, дистанции, сравнения. Известному хантыйскому художнику Геннадию Райшеву судьба сделала такой подарок, будто в знак благодарности – за верность себе, любовь к своей земле, ее самобытной культуре и неизменной красоте.
Сегодня Галерея-мастерская Геннадия Райшева – многопрофильный художественный и научно-исследовательский центр, который соединил в себе и мастерскую художника, и галерею, представляющую все многообразие проявлений его самобытного стиля, и центр изучения творческого наследия мастера, которое продолжает активно пополняться. Здесь создаются новые живописные и графические работы, книжные иллюстрации, с участием Геннадия Райшева формируются экспозиции выставок, проходят научно-практические конференции, встречи и вечера. Музей-мастерская является одним из самых заметных архитектурно-художественных объектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В Галерее-мастерской сформировано самое крупное собрание живописи и графики мастера, а также документального фонда, связанного с жизнью и творчеством Г. Райшева.В своих поисках Г.С. Райшев опирался преимущественно на традиции народного искусства обских угров и этнических общностей, проживающих в Сибири. Поэтому самый мощный и яркий пласт его творчества – фольклорно-мифологический. Райшева называют художником, унаследовавшим мифологическое мышление северного лесного народа, мир его сказок, легенд, суеверий.
Какие бы традиции ни преломились в творчестве Геннадия Райшева – наивного искусства, примитивизма, абстракционизма или других – художник отличается осознанной творческой позицией, которая не признает разделения на реальное и абстрактное. Скорее, можно сказать, что Райшев – автор собственной изобразительной системы, основанной на традициях северного стиля и их воплощениях в современном художественном контексте.
Геннадий Райшев -уникальное явление в многонациональной культуре России. Ханты по национальности, человек широчайшего образования и философской культуры, Геннадий Степанович признанный лидер современного национального изобразительного искусства коренных народов Сибири. Его творчество не только эмоционально, но и глубоко продуманно, неотрывно от сложных художественных исканий XX века.
Награжден Золотой медалью Российской академии художеств, орденом «За служение искусству» Российской академии художеств. Заслуженный художник России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа, член-корреспондент Российской академии художеств. Почетный гражданин города Карпннска, почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Почетный академик Академии искусств и художественных ремесел им. Демидовых. Лауреат премии «Звезда утренней зари» депутатской Ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Его имя занесено в энциклопедию «ЛУЧШИЕ ЛЮДИ РОССИИ».
Основная коллекция произведений находится в Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева (около 20 тысяч единиц хранения), крупные коллекции – в Музее изобразительных искусств Тюменского музейного комплекса, Сургутском художественном музее, Тобольском историко-архитектурном музее- заповеднике, Карпинском краеведческом музее, а также в Свердловском, Алтайском художественных музеях. Произведения хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Российской Академии художеств, в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.
Представляем презентацию о художнике.
Геннадий Райшев. Музыка образа
17 минутный документальный фильм создан Евгением Кузнецовым в 2014 году. Телерадиокомпания “Ракурс” медиа-холдинга “Западная Сибирь”.
karpinskmuseum.ru
Райшев Геннадий Степанович
Хантыйский художник, член Союза художников России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа. Родился 1 ноября 1933 года (в паспорте - 18 ноября 1934 года) в п. Сивохребт Самаровского района Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) автономного округа. Среднюю школу закончил в 1954 году в Сургуте. В 1954-1959 годах учился на филологическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Параллельно осваивал мировое изобразительное искусство, занимался в изостудии под руководством графика В.П. Ефимова и на вечернем отделении художественно-графического факультета. В 1962 году вместе с семьёй переезжает в г. Карпинск Свердловской области, где работает до 1975 года художником-оформителем в местном кинотеатре. В 1974 году Г.С. Райшев был принят в Союз художников СССР за циклы графических работ. С 1998 года проживает в городе Ханты-Мансийске. Диапазон творческих интересов Г.С Райшева весьма широк. Он не только художник в общепринятом смысле этого слова, то есть человек, занимающийся живописью и графикой, но и теоретик изобразительного искусства, размышляющий о философских, социологических и психологических вопросах творчества, подтверждением чему является написанная им книга «Отчего мучается художник: вопросы творчества».Изобразительная манера Г.С. Райшева на рубеже 60-70-х годов претерпела радикальную трансформацию. Он отошёл от реализма «сурового стиля» и перешёл к символизму обобщённо-знаковой модели мира. В своих поисках Г.С. Райшев опирается на традиции народного искусства обских угров, других этнических общностей, проживающих в Сибири. Тематика творчества Г.С. Райшева разнообразна. Можно выделить несколько основных направлений. Больше всего художник любит изображать природу югорского края, коренных жителей Югры, русских сибирских людей. Многие темы нашли отражение в экспозициях, развёрнутых в 1996-2003 годах в Галерее-мастерской.Персональные выставки Г.С. Райшева проводились также в Свердловске - Екатеринбурге (1988, 1994, 2000), в Тюмени (1988, 1996), в Сургуте (1995), в Карпинске (1990, 1994, 1997), в Тобольске (1989), в Москве (Венгерский культурный центр, 1992; редакция журнала «Наше наследие», 1999), в Венгрии (Секешфехервар, Будапешт, 1991), в Финляндии (Йоэнсуу, 1999). Кроме Галереи-мастерской Г.С. Райшева, ещё одна постоянно действующая экспозиция работ художника находится в Тюменском областном музее изобразительных искусств.
www.ugramuseum.ru
Райшев Геннадий Степанович.Экспозиция работ в Карпинске
Геннадий Степанович Райшев пишет то, что окружает его и нас с вами. Но не пытайтесь увидеть в его работах привычный нам вид улиц или городских окрестностей. Художник создает свой особый мир, окружающее предстает в подчас совершенно необычном ракурсе.
Картины Райшева – яркие, философские, загадочные. 37 работ представлены в новой экспозиции «Галлерея Г.С. Райшева»: из них графических работ 11, живописных – 24 .
В этих картинах вновь ярко продемонстрированы особенности мировосприятия художника, его умение создать свою, на кого не похожую художественную реальность со своей стилистикой и средствами художественной выразительности, видение первооснов жизни, подлинной сущности вещей. Например, картина «Богословск – Карпинск» – это символ: земной шар, по нему несутся кони. Может быть, это гоголевская птица-тройка, Россия… А здесь изображен между сопок Вокзальной и южной на реке Турье уже наш Карпинск. А вот – старый городской богословский собор. На картине преобладают коричневато-желтые тона. Единственное яркое, голубое, пятно на картине – действующая церковь. Это церковь Казанской Божьей Матери. Символ надежды. Эта работа написана в реалистической манере. На этой картине город и его окрестности хорошо узнаваемы.
Сложность прочтения картин Райшева состоит в том, что художник не копирует натуру, поэтому в сознании зрителя не происходит такого привычного процесса сравнивания – узнавания, поиска похожести, к которому мы так все привыкли.
На картины Райшева надо смотреть внутренним зрением, а это значит открыть память сердца, души, чувств, мечтаний и устремлений, свои ощущения пространств, которые живут внутри нас. И у каждого из нас свои соизмерения этих миров, пространств и сфер в зависимости от индивидуального развития и опыта.
Вот этот внутренний мир и есть мир художественной реальности Геннадия Райшева.
Наталья Куткина
Югорский художник Геннадий Райшев подарил округу
Известный югорский художник Геннадий Райшев решил, что лучший подарок округу - картины. Он передал в дар 100 своих произведений. Сразу две выставки-дарения открылись в уникальном учреждение Ханты-Мансийска, которое объединяет в себе действующую творческую мастерскую и галерею, как центр хранения и позиционирования творчества мастера.
Последние минуты перед открытием выставок, а Геннадий Райшев всё ещё в мастерской, где любовно оглядывает свои работы. Новые. С ними зритель ещё не знаком. Тут и осины - грандиозные, музыкальные. И глухари - птицы планетарные, по словам художника. В этих картинах - совершенно новое мироощущение.
Геннадий Райшев, заслуженный художник России: «Если бы я литературно выражался, то больше слов и образы более емкие и простые. А если бы я был музыкантом, это было концентрированное состояние изобразительности».
Приносить в дар музейным фондам свои работы стало для югорского художника доброй традицией. Нынешние выставки отличаются особым размахом - 100 произведений. Не только новые, но ещё и творческое наследие прошлого.
Большинство работ Геннадия Райшева 90-х годов югорский зритель увидит впервые. До этого они долгое время не выставлялись, хранились в Тюмени и Екатеринбурге. Теперь вернулись в Югру. Они символизируют переход от обско-угорской знаковости к сибирской тематике и фольклорным истокам.
Так получилось, что выставки Геннадия Степановича - словно глоток свежего воздуха. До этого в галерее шёл ремонт, и зрители успели соскучиться по искусству.
Александр Конев, заслуженный работник культуры России: «За это время выросло новое поколения людей, которые не были в музее. Мы этим музеем всегда гордились. Хотелось, чтобы таких перерывов не было. Художник удивительный!».
Наталья Фёдорова, искусствовед, куратор проекта «Геннадий Райшев. Выставка-дарение»: «Художник, который любит жизнь. Знает фольклорные праздники. Выставка зрелищная, радостная, инновационная. От интеллектуального зрителя до ребёнка - всем будет интересно».
А ещё есть возможность познакомиться с художником лично. Геннадий Райшев, несмотря ни на что, каждый день приходит в свою мастерскую и творит.ugra-tv.ru
Коренные малочисленные народы Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Геннадий Степанович Райшев родился 1 ноября 1933 года в деревне Сивохрап близ села Самарово Остяко-Вогульского национального округа (ныне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) на притоке Оби Салыме в семье охотника-ханты Степана Мироновича Райшева и жены его чалдонки (русской коренной сибирячки) Евгении Федоровны, урожденной Коневой. В 1937 году отец был репрессирован и вскоре погиб. Воспитание Геннадия, его младших сестры и брата выпало на долю бабушки по материнской линии Афанасеи Михайловны.
После окончания в 1944 году начальной школы пришлось на три года прервать обучение и помогать семье охотничьим промыслом. В начале зимы 1948 года Райшевы вместе со многими односельчанами покинули родную деревню, вскоре опустевшую, и переселились в село Лемпино. Здесь Геннадий возобновил учёбу в школе, а осенью того же года оказался в Сургуте, небольшом городке, в интернате. Одним из его учителей стал Аркадий Степанович Знаменский, потомок известного художника и этнографа М.С. Знаменского. В интернате Райшев продолжал заниматься рисованием, к которому пристрастился с раннего детства. Для заработка писал на клеёнке популярные в то время коврики.
В 1954 году Геннадий уехал в Ленинград и поступил на северное отделение Педагогического института им. А.И. Герцена, где в 1959 году получил диплом преподавателя русского языка и литературы и где занимался на вечернем отделении художественно-графического факультета. Одновременно посещал натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и методично изучал собрания Эрмитажа и Русского музея.
В 1959 году женился на своей сокурснице Галине Алексеевне Ивановой. Вернувшись в Сургут, вёл уроки рисования в средней школе, которую в своё время окончил. В Сургуте родился сын Аркадий. Оказавшись через год на родине Галины Алексеевны в Шугозере Тихвинского района Ленинградской области, Райшевы в течение двух учебных лет преподавали русский язык и литературу. К этому времени относятся первые профессиональные живописные полотна и рисунки Геннадия Степановича.
В сентябре 1962 года художник переехал в Карпинск, городок на севере Свердловской области, где живет и поныне. Вначале поселился в бараке, получившем название «Берлин», поскольку в нем в послевоенные годы жили высланные и пленные немцы. Поступил работать оформителем в местный кинотеатр. Вскоре в Карпинске обосновалось всё семейство.
С 1965 года Райшев начал совершать поездки в родные сибирские края. Много писал с натуры. В 1966-68 годах занимался в Московском заочном народном университете искусств под руководством Ю.Г. Аксёнова. Постепенно устанавливались контакты с московскими, ленинградскими и свердловскими художниками.
В середине 1960-х годов Райшев обратился к техникам авторской печати: линогравюре, офорту, монотипии. Тогда же дебютировал на художественных выставках в Свердловской и Тюменской областях. Летом 1968 года работал в доме творчества «Челюскинская» под Москвой. В 1969 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник стихов мансийского поэта Ювана Шесталова «Песня последнего лебедя» с иллюстрациями Геннадия Райшева – первая значительная работа художника в области книжной графики. В этот же период появились живописные полотна, навеянные фольклором народов ханты и манси.
В 1974 году Райшев был принят в Свердловское отделение Союза художников СССР (ныне Екатеринбургское отделение Союза художников России), но возможность участвовать в больших выставках, устраивать персональные экспозиции возникла лишь десятилетием позже. За треть века творческой работы созданы монументальные циклы картин и графических серий, посвящённых России, угорским этносам, сотни иллюстраций по мотивам мировой и русской литературной классики. Во второй половине 1980-х – 90-е годы вышли в свет статьи, книги и кинофильмы, посвящённые творчеству Райшева. Художник был удостоен первых наград и званий: Лауреата премии «Звезда утренней зари» Депутатской ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1993 год), Заслуженного деятеля культуры Ханты-Мансийского автономного округа (1996 год), Почётного гражданина города Карпинска (1997 год), Почётного академика екатеринбургской Академии искусств и художественных ремесел имени Демидовых (1998 год). В 1998 году издательство Уральского университета выпустило книгу Г.С. Райшева «Отчего мучается художник: вопросы творчества».
kmns.admhmao.ru
Слово о воспитаннике - ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЮРИЯ ЦЫРИНА
Слово о воспитаннике сургутской школы-интерната Геннадии Райшеве
Этот талантливый художник и сегодня признателен своим добрым и мудрым наставникам, среди которых – ветеран Великой Отечественной войны Борис Андреевич Проводников
Когда я думаю о Борисе Андреевиче Проводникове, да и о других встреченных мною простых и скромных людях с высокими нравственными достоинствами, мне вновь и вновь вспоминается одна замечательная мысль известного русского писателя Владимира Чивилихина из романа-эссе "Память". Вот его мудрые слова: "Мы, между прочим, не всегда по достоинству оцениваем роль хороших людей в развитии, преобразовании или просто нормальном течении жизни. Часто необыкновенно скромные... люди эти... очень заметно влияют на окружающих своим нравственным обликом, делают других лучше и чище..." Вроде бы не очень значительной была должность Бориса Андреевича в интернате для детей-школьников. Был он там, напомню, завхозом. А когда говорят о школах-интернатах, обычно сосредоточивают внимание на деятельности педагогов как главных созидателях успехов. Но давайте подумаем вот о чем. Во-первых, Борис Андреевич трудился в своей должности, когда времена в стране были очень непростыми, велика была неустроенность жизни – и роль завхоза, естественно, сводилась не только к учету хорошо налаженного поступления материальных ценностей, их хранению и правильному использованию, а еще к нормальному содержанию помещений и территории. Завхоз должен был, преодолевая общую неустроенность жизни, своей волей, инициативой и предприимчивостью материально обеспечивать постоянную жизнеспособность организации, где вырастало молодое поколение страны, ее надежда. А теперь подумаем о самих ребятах, населяющих интернат. Они были лишены родительского внимания, не для них существовала уютная семейная жизнь, где постоянно видишь занятость взрослых, их неустанную заботу о благополучии семьи, их впечатляющую деловую сноровку, где слышишь их интересные, поучительные размышления... Как важно было для тех ребят отеческое внимание хорошего человека – их завхоза, как вдохновляла возможность помочь ему в настоящих, нужных интернату делах, как приятно было побеседовать с ним о том, что волнует, и уж тем более – услышать его похвалу за свои старания. С ним ребята проходили истинные уроки труда, которые еще не были официально введены в школах, а еще мудрые уроки жизни... Я уже сообщил ранее, что имелись среди ребят-интернатовцев такие, которые пользовались особым доверием Бориса Андреевича Проводникова и в наибольшей мере помогали ему в делах, подчас даже заменяя его. Среди этих доверенных воспитанников был в интернате и Геннадий Райшев. Мне хочется познакомить с ним поближе моих уважаемых читателей, поскольку он стал в Югре весьма незаурядной творческой личностью, известным художником, и многие годы не прерываются связи этого человека со своим наставником школьных лет Борисом Андреевичем и его семьей. Еще более шестидесяти лет назад, в 1952 году, Геннадий Райшев подарил Борису Андреевичу свою картину "Казачка". На картине изображена молодая женщина, которая несет на коромысле ведра с водой. Очень выразительная, запоминающаяся композиция. Картина висела над кроватью Бориса Андреевича около двадцати лет. Затем, когда в доме делали ремонт, она куда-то пропала. Борис Андреевич и сегодня с грустью вспоминает о пропаже этого дорогого ему подарка. Немало было и моментов общения Геннадия Проводникова с художником Г. С. Райшевым. Еще будучи юным, Геннадий показывал художнику свои зарисовки и фотоработы – плоды серьезного увлечения своей молодости. И, конечно, для юноши становились большой радостью и источником нового вдохновения слова одобрения, которые произносил глубокоуважаемый живописец родной югорской земли... Раньше на притоке Оби Салыме была деревня Сивохрап (с остяцкого — "Налимий яр"). Там в 1934 году в семье бывалого охотника и рыбака ханты Степана Райшева и юной чалдонки Евгении Коневой родился будущий художник. В 1937 году отец был репрессирован и вскоре погиб. После окончания в 1944 году начальной школы десятилетнему Геннадию Райшеву пришлось на три года прервать обучение и помогать семье охотничьим промыслом. Он писал, вспоминая свое детство: "Отец мой, как особо одаренный из хантов, до революции окончил церковноприходскую школу. Любил чтение, стихи, грешил рифмой, в доме были книги. К нему ехали все. Говорили: "Приедешь в Сивохрап, на берегу круглый дом, красная дверь, живет остяк Раиш, он и приютит". Помню на воде множество причаливших лодочек. Отец всех знал, часто собирал с берега бедных шишкарей, изба наполнялась народом. Шли оживленные беседы, душой которых был остроумный, веселый хозяин. Он не терпел унижения и не мог видеть, как обижают других. Тридцать седьмой год откликнулся ему ... Мать возила почту на тройке коней, была смела и независима. Ушла из колхоза, так как заработка там фактически не было. После окончания начальной школы я несколько лет сам промышлял, приносил домой добычу — уток, белок. Сшил бродни — болотные сапоги — себе и матери. Дратва до крови врезалась в ладони, плакал ... Чтобы заплатить налоги, мать продала дом, корову. Постепенно после войны все односельчане покинули Сивохрап". Суровое детство внесло свой важный вклад в формирование личности Геннадия Райшева, Из детства он унес в дальнейшую жизнь целеустремленность, самоуглубленность и созерцательность. Он навсегда полюбил мир старого хантыйского поселения, людей, живущих единой жизнью с природой и умеющих одухотворить ее своей фантазией. С 1947 по 1954 год он учился в школе-интернате в Сургуте. В интернате Райшев продолжал заниматься рисованием, к которому пристрастился с раннего детства. Среди педагогов был Аркадий Степанович Знаменский, правнук замечательного этнографа, рисовальщика и карикатуриста М.С. Знаменского. Именно ему, энциклопедически образованному человеку, обязан Геннадий приобщением к русской культуре. Аркадий Степанович пробудил в нем жажду знаний, и она привела Райшева в 1954 году на северное отделение Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, где в 1959 году он получил диплом преподавателя русского языка и литературы. В этом же институте он занимался на вечернем отделении художественно-графического факультета. Одновременно посещал натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, методично изучал собрания Эрмитажа и Русского музея. Тогда же подули свежие ветры второй половины 50-х годов, поднимались из запасников ранее запрещенные полотна, начиналась реабилитация целых направлений мирового и отечественного искусства. Так открывался путь к авангарду XX века, ставший для Райшева более органичным, чем для многих его сверстников, связанных академическим обучением. Художественно-образная система искусства новейшего времени оказалась близка искусству ранних этапов развития цивилизации своей "неправильной" перспективой, знаковостью форм, условностью цвета. Ведь не случайно в поисках обновления языка Гоген обращался к творчеству туземцев Таити, а Пикассо — к негритянской скульптуре. Но Райшеву не нужно было искать вдохновения в экзотических странах. Предстояло вернуться к своим истокам. После института он три года учительствовал сначала в Сургуте, а затем в Шугозере, потом, в 1962 году, с женой и маленьким сынишкой поселился в Карпинске, на севере Урала, вблизи от родных сибирских краев. Здесь и пришло твердое решение стать художником. С 1965 года Райшев начал совершать поездки в родные сибирские края. Много писал с натуры. В 1966-68 годах занимался в Московском заочном народном университете искусств под руководством Ю.Г. Аксенова. Постепенно устанавливались контакты с московскими, ленинградскими и свердловскими художниками. Сформировалось и свое кредо: "Виденное у других для тебя не подходит. Копирование природы также бесплодно. Нужно создать свою модель, которая была бы параллельна природе и точно отражала твои ощущения". Живший в Карпинске художник Лев Вейберт, большой знаток различных техник авторской печати, предложил Райшеву попробовать себя в линогравюре (гравировании на линолеуме). Специфика гравюры позволила достичь того, что пока не удавалось в живописи: слияния изобразительности и орнаментальности, восприятия белого фона как света пространства, в котором находятся предметы. "Именно в линогравюре я понял силу и выразительность плоскости", - писал Геннадий Райшев. В 1969 году в издательстве "Советский писатель" вышел сборник стихов мансийского поэта Ювана Шесталова "Песня последнего лебедя" с иллюстрациями Геннадия Райшева – первая значительная работа художника в области книжной графики. В свои творческие поиски Райшев начинает вносить малорасчлененные силуэтные пятна черного и белого, стремится к максимальному обобщению натуры. Тогда же наметились основные темы творчества художника: природа и человек, судьба хантыйского народа. Но этот самобытный хантыйский мастер столкнулся с непониманием и несправедливостями. Близость его выразительных средств к художественному языку народного творчества, отказ от натуралистического жизнеподобия вызывали подозрение в непрофессиональности. С другой стороны, тех, кто руководил искусством, не могли не настораживать драматические ноты, звучащие в его произведениях. Несмотря на поддержку близких живописцев и графиков, которая помогла ему в 1974 году вступить в Союз художников, Райшев вынужден был вплоть до 1985 года довольствоваться участием в небольших выставках... Обращение к фольклору — характерная примета искусства 70-х годов. Она была обусловлена тоской по утраченным идеалам "цельного человека" и потребностью в художественном раскрепощении от догм академического реализма, в разнообразии формальных приемов. И здесь Райшев занял среди коллег свое, особое место. Образы Райшева сочетают достоверность с яркой метафоричностью. Порой они приближаются к символическому знаку, и вся композиция обретает орнаментальный характер. Он пытается повторить путь, проделанный поколениями его предков: "Иду, как народ, постигая жизнь, дохожу до символа, иероглифа и снова иду обратно, чтобы насытить их чувственными началами"... От многоцветной гравюры естественно возвращение к живописи. Но художник не отказывается в ней от условности графического языка и навсегда расстается с методом копирования натуры.
Геннадий Степанович Райшев. | Воспринять искусство художника как единый мощный поток впервые позволила организованная в 1988 году в Свердловске и Тюмени персональная выставка Райшева. Многие из тех, кто ранее относился к нему как к самодеятельному художнику, после выставки открыли для себя большого мастера, причастного к европейской культуре. Декоративность, обобщенность цветовых пятен, контрасты Матисса откликнулись во многих работах Райшева. Но матиссовская программа избавления людей искусством от "треволнений и тревог" неприемлема для Райшева. Свойственные ему драматизм и социальная чуткость направляют его внимание к Ван Гогу, Францу Марку и другим немецким экспрессионистам. Да, воссозданный Райшевым мир не безмятежен: он полон противоборствующих начал, олицетворенных в проносящихся над хантыйской землей злых и добрых духах. В природе эти начала естественны и уравновешивают друг друга. Дисгармония начинается тогда, когда в природу бездумно вмешивается цивилизация: сохнут в нефтяных разливах деревья и плачут гагары, всплывает погибшая рыба, кончается глухариный ток, пустеют стойбища и деревни. С годами Райшев не стал менее чуток к социальным и экологическим вопросам, но постепенно обрел более широкий философский взгляд на мир, за переживаниями и бедами близких людей увидел глобальные проблемы. Представитель малого народа, он остро почувствовал необходимость бережного отношения ко всей планете. Глубоко национальное искусство Райшева наполнилось общечеловеческим смыслом. |
"Я вижу Пушкина" — так назвал Райшев одно из своих полотен (1986). Вытянутая по горизонтали композиция позволяет передать ширь равнин, над которыми поэт словно парит. Его глаза излучают свет. На вопрос: "Вы были в Михайловском?" — художник ответил: "Нет, Пушкин приезжал ко мне". Эта картина — выражение признательности русской культуре, с которой Райшев неразрывно связан и через которую хантыйский народ приобщился к мировым культурным ценностям. Русская тема все больше занимает Геннадия Степановича. Райшев запечатлевает характерные приметы русского быта, баню с вениками, масленичные блины, катание на тройке. В его полотнах – именно райшевская сибирская Русь с ее морозами, слепящим солнцем, яркими красками на снегу. "Национальный характер как целое связан с бытовыми предметами, - объясняет он. - Я нашел пластическую формулу хантыйского характера: это острый угол наших скульптурных тонгхов. Русский характер — нечто более округлое, для меня воплощенное в дуге"... Геннадий Райшев добился в своих произведениях редкого слияния рационального и эмоционального начал. В мифопоэтическом творчестве художника нашего времени пластически выражено космогоническое представление о месте человека во Вселенной, о гармонической взаимосвязи всего живущего на земле.
Картина Г.С. Райшева "Белая ночь. На вечерней заре". Масло. 1997 г.
Во второй половине 1980-х и в 90-е годы вышли в свет статьи, книги и кинофильмы, посвященные творчеству Г.С. Райшева. Художник был удостоен первых почетных званий: лауреата премии "Звезда утренней зари" Депутатской ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1993), заслуженного деятеля культуры Ханты-Мансийского автономного округа (1996), почетного гражданина города Карпинска (1997), почетного академика Екатеринбургской Академии искусств и художественных ремесел имени Демидовых (1998). В 1998 году издательство Уральского университета выпустило книгу Г.С. Райшева "Отчего мучается художник: вопросы творчества". И в последующие годы творческие заслуги Г.С. Райшева неоднократно получали высокую оценку. В 2004 году он стал почетным гражданином Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2005-м – обладателем золотой медали Российской Академии художеств. В 2006 году ему присвоено звание заслуженного художника России, а в 2007-м он избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств. В 2009 году становится лауреатом премии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "За развитие культуры малочисленных народов Севера". Еще в молодости считавший своей школой все мировое искусство, но никому прямо не подражавший, Райшев достиг свободы самовыражения, овладел различными художественными приемами и средствами. Трудно не согласиться с самооценкой мастера как "инженера живописи", которому "открыты все состояния изображения". Продолжая неустанно экспериментировать, Райшев утверждает новые возможности изобразительного искусства, до конца непостижимого, как и сама жизнь. Вот такова судьба Геннадия Степановича Райшева, одного из воспитанников сургутской школы-интерната, где одним из добрых и мудрых его наставников стал ветеран Великой Отечественной войны, сумевший во все времена достойно жить на нашей многострадальной земле, Борис Андреевич Проводников.
yuriytsyrin.com
Выставка «Геннадий Райшев. Художник и книга»
С 19 февраля по 30 апреля 2015 года.К году литературы в РоссииТрудно представить творчество Г.С. Райшева без литературной графики – это одна из граней творчества мастера.
В состав выставки, посвященной году литературы в России, отобраны произведения автора, связанные с урало-сибирской классикой, стилистику которой непревзойденно передает художник (П. Ершов «Конек-Горбунок»; П. Бажов «Уральские сказы»). Близкий сибирякам «Конек-Горбунок» в год двухсотлетия со дня рождения П. Ершова представлен двумя вариантами иллюстраций – картинными композициями в технике темперы и акварелями к изданной в 2011 году книге с переводом на хантыйский язык Е.А. Немысовой. Современная обско-угорская литература, которую часто иллюстрирует художник, вступая в сотворчество со своими земляками-писателями, представлена графическими работами к роману Е. Айпина «Божья матерь в кровавых снегах».Отдельный раздел выставки составят книжные издания, иллюстрированные Г.С. Райшевым – своего рода итог многолетней деятельности в данной области. В разные периоды издано более 40 книг с иллюстрациями художника. Среди авторов преимущественно современники – Ю. Шесталов, Е.Айпин, М. Волдина, Р. Ругин, А. Омельчук, есть и изданные иллюстрации к классике (А.Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, П. Ершов).
Возможно, что выставка, организованная в Год литературы, будет способствовать изданию неопубликованных первоклассных иллюстраций Г.С. Райшева к классике. В числе первоочередных отметим большие циклы иллюстраций к известному финскому эпосу «Калевала» и к книге «Героический эпос манси» - оба цикла зритель может увидеть в экспозиции графики (цокольный этаж).На вернисаже зрители смогут встретиться не только с художником, но и с авторами книг и переводов литературных текстов – нашими земляками.
Открытие выставки 19 февраля в 17.00Адрес: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 1 «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева»Справки по телефону: (3467) 92-84-04
shr.su