«Улицы Петербурга в сердце каждого». Картины елены осиповой
как художница стала героиней петербургского протеста. «Бумага»
Фото: Валентина Свистунова
Елену Андреевну Осипову — пожилую, скромно одетую женщину — знает любой, кто хоть раз был на митинге в Петербурге. Художница не пропускает ни одной политической акции в городе: у нее есть плакаты, посвященные чеченской войне, войне в Ираке, Беслану, событиям на Украине. Под них отведена одна из двух комнат в коммунальной квартире на Фурштатской улице, где живет Елена Андреевна. В другой комнате стены от пола до потолка завешаны картинами — в основном портретами близких. Рядом стопкой сложены полотна, которым на стенах места уже не нашлось: городские пейзажи, Фонтанный дом, вид на Спасо-Преображенский собор. Из-за мольберта видна картонная фигура Высоцкого, которую художница сделала для одного из митингов. На грифе бумажной гитары надпись: «Услышьте нас на суше». Елена Андреевна — потомственный художник: ее дедушка был гравером по фарфору. Она занималась в училище имени Рериха на Таврической улице, а после этого еще десять лет — в художественной студии в Юсуповском дворце. Окончив учебу, Елена Андреевна стала преподавать: вела уроки по живописи, композиции и рисунку в детской художественной школе. — Я не могла там больше работать, когда начали происходить недопустимые вещи — стали продавать детские работы. Ребенок не успевает закончить работу, у него буквально выхватывают ее из рук со словами: «Это на продажу». Подготовишь выставку, а работыВыставка художницы Елены Осиповой — Открытая Россия
Открытие выставки Елены Осиповой. Фото: Открытая Россия
14 ноября в петербургском офисе Открытой России состоялась церемония открытия выставки картин и плакатов художницы Елены Осиповой. В подготовке экспозиции участвовали координаторы Открытой России и активисты партии ПАРНАС.
Елена Осипова. Фото: Открытая Россия
Елена Андреевна известна петербуржцам своим неравнодушием к жизни в стране и городе, она принимает участие почти в каждом митинге. К любой акции она рисует новый красочный плакат, и все они привлекают внимание как глубиной содержания, так и художественным решением. Ее плакаты посвящены поддержке политзаключенных, войнам в Украине и Сирии. Метафоричные аллегорические работы Елены Осиповой призывают к гуманизму, миротворчеству и состраданию.
Открытие выставки Елены Осиповой. Фото: Открытая Россия
Эта выставка приурочена к семидесятилетнему юбилею петербургской художницы. Открытие экспозиции — дань уважения гражданского общества Санкт-Петербурга к уникальному творчеству петербургской художницы, откликающейся на значимые события. Кроме работ гражданско-политической тематики, Осипова создала множество живописных полотен; некоторые из них на нашей выставке экспонируются впервые.
Открытие выставки Елены Осиповой. Фото: Открытая Россия
Церемония открытия выставки началась в 15:00 с минуты молчания, которую объявила ведущая Евгения Литвинова. Елена Осипова и пришедшие на мероприятие зрители почтили память жертв терактов в Париже. От имени организаторов экспозиции выступил координатор «Открытой России» в Санкт-Петербурге Андрей Пивоваров.
«Елена Андреевна, вы человек, который является символом петербургского гражданского протеста. Ваши картины и плакаты доносят до людей гуманистические ценности сильней, чем деятельность многих политиков», — сказал Пивоваров, поздравляя Елену Андреевну с юбилеем.
Открытие выставки Елены Осиповой. Фото: Открытая Россия
Экспозиция работ Елены Осиповой будет работать до 24 ноября в петербургском офисе Открытой России. Выставка носит некоммерческий характер, вход свободный.
openrussia.org
«Улицы Петербурга в сердце каждого»
В офисе правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», расположенном по адресу ул. Разъезжая, д. 9, проходит выставка работ художницы Елены Осиповой.
Выставка картин Елены Осиповой
Елена Андреевна Осипова – петербурженка в третьем поколении. Родилась в 1945 году и уже в возрасте трех лет начала рисовать. Рисовала всю жизнь и продолжает рисовать сегодня. Ее мама и вся семья пережили блокаду Ленинграда и воевали. В 1967 году, Елена Андреевна закончила Таврическое художественное училище (ныне имени Рериха) и более 30 лет преподавала в художественной школе. За откровенность своих работ в городе её уже прозвали совестью Петербурга.
Елена Андреевна – художник, правозащитник и активист. В каждом пейзаже Елены Андреевны зримо или незримо чувствуется присутствие человека и общества, их влияние на обыденную жизнь. Городские и сельские пейзажи её руки настолько искренне, что в них можно поверить и раствориться, освобождаясь от свалки эмоциональных проблем. Картины художницы будто протекают в параллельном мире, люди которого научились абстрагироваться от повседневных забот и просто наслаждаться мгновеньями сталкиваясь с повседневной жизнью и принимая её. Это свойство присуще многим работам в стиле импрессионизма. Это свойство – передавать привычные виды как новое впечатление, выводить из устоявшегося ритма жизни и потом возвращать человека лишь чуточку обновлённым, но способным с другим восприятием взглянуть на давно знакомые моменты жизни.
Интересно взглянуть и на портреты художницы, выполненные в столь знакомой авторской технике, присущей правозащитным плакатом. В противовес общественной деятельности портреты кисти Елены Андреевны наполнены не социальным, но личным. Зритель, смотря на изображение незнакомого человека видит не просто портрет, а субъективный взгляд, который рассказывает историю. Историю человека, историю взаимоотношений и восприятия, историю творца. Этот, рассказывающий о человеческой природе взгляд, даёт возможность заглянуть внутрь себя и посмотреть на свою сущность под другим углом.
Столь сильно различающиеся по своему воздействию, работы петербуржской пенсионерки, однозначно вписываются в общее настроение города. Они взращены его культурой и социальными устоями. Это свойство, для одних делает картины ближе, а другим даёт возможность почувствовать незримую субстанцию пропитавшую город на Неве, внося нотки исцеления от созерцания простых человеческих сюжетов в сердца людей.
Мы не берем ни копейки денег за нашу работу, поэтому очень ценим вашу регулярную поддержку.
soldiersmothers.ru
"Россия – птица, а не медведь"
Уютный подвал с неуютными картинками – так в двух словах можно охарактеризовать выставку картин и плакатов петербургской художника Елены Осиповой, которая проходит в петербургском офисе "Открытой России", делящей помещение с петербургским же ПАРНАСом.
Выставка юбилейная: Елене Осиповой исполнилось 70 лет, но эта экспозиция – первая в ее жизни. Осипова ни в каких творческих союзах и объединениях не состоит, зато стоит на улице, в дождь, мороз и жару, почти на всех протестных акциях, проходящих в Петербурге. Яркие плакаты, которые Осипова держит в руках, обличают очередную несправедливость или преступление, предупреждают об опасности, сострадают чьей-то беде, будь то теракт, стихийное бедствие, нечестные выборы или нарушение гражданских свобод.
Выставка получилась непростая: организаторы поставили перед собой задачу показать не только лучшие политические плакаты Осиповой, но и ее живопись, в основном портреты и пейзажи. Есть в экспозиции и две большие жанровые работы, на одной – обычная советская пивная, на другой – компания панков. Возможно, именно от этих социальных полотен тянутся ниточки к плакатам, при взгляде на которые вспоминаешь не только традицию политической сатиры, но и живопись примитивизма.
"Наивная политика" Елены Осиповой
– Эта выставка у меня первая в жизни, – говорит Елена Осипова. – И помещение мне нравится, эти сводчатые потолки, и то, что здесь видно, как мои живописные работы переходят в плакат. Последний из плакатов – о погибшем таджикском мальчике Умарали, мать с мертвым младенцем. А первый сделан по поводу трагедии "Норд-Оста" в 2002 году. Тогда я вышла к Мариинскому дворцу с простым шрифтовым плакатом, написанным от руки на ватманском листе, я тогда просто не могла понять, почему никто не выходит на улицу, почему все молчат. К сороковинам я сделала плакат-картину на ткани акриловыми красками.
– Вы ведь профессиональный художник, где вы учились?
Елена Осипова– Я закончила художественное училище, тогда оно называлось Таврическое, а теперь – имени Рериха. В свое время там учился Марк Шагал, хоть и недолго. Потом я хотела в Мухинское училище поступить, на отделение монументальной живописи. На меня повлияли фрески Рублева и Дионисия, размеры фигур, условная манера. Но девочек на монументальное отделение вообще не принимали, и я сейчас не жалею об этом: что бы я делала, какие-то панно для метро? Я – художник и педагог. Преподавала больше 30 лет, три художественные школы с нуля мы организовали.
– То есть вы писали в основном пейзажи и портреты, а потом случился "Норд-Ост", и вы обратились к плакату. Что же было после "Норд-Оста"?
Сейчас, наверное, будет все сложнее, опять по квартирам разойдемся, как в советское время
– Событие еще более страшное – Беслан. Никаких выводов-то сделано не было! У меня было два плаката, один потерялся, а второй вариант выставлен здесь. Тот, потерянный, был двусторонним, на оборотной стороне на голубом фоне был плакат "Мамы мира, рожайте маленьких принцев, они спасут мир!" Следующий плакат – "Не верь в справедливость войны!" – я сделала, когда начиналась война в Ираке. Я стояла у американского консульства, английского, у всех, кто поддерживал ввод войск в Ирак. Никакой реакции не было. Когда была годовщина Беслана, приехали матери погибших, хотели пройти с иконой и свечами по Невскому проспекту до Русского музея. И в результате никто к ним не присоединился, только еще одна женщина пошла с бесланскими мамами, да я со своим плакатом. Так мы и прошли одни, посреди всеобщего равнодушия.
– Но оно же и сейчас продолжается, смотрите, много ли народу пришло на митинг по поводу смерти таджикского младенца Умарали, которого отняли у матери?
– Да, но все-таки приходит больше людей, чем раньше, зарождается потихоньку гражданское общество. И "Марши мира" у нас проходят, и отдельные митинги собирают народу побольше, раньше же вообще никто не приходил.
– А вас не забирали на акциях?
– Забирали, конечно. Был как-то летом саммит "Большой двадцатки", я пришла с двумя плакатами – первый "Не верь справедливости войны", а второй насчет захоронения ядерных отходов. Вот тут меня и забрали. И еще не раз забирали, причем довольно грубо. Были инциденты неприятные у Мариинского дворца на Исаакиевской площади, когда началась война с Украиной. Но все же те, кто собирается на таких мероприятиях, – единомышленники, и это очень важно: ты чувствуешь, что не один со своими мыслями, что есть другие люди, которые так же думают. Пусть их и не так много, но они есть.
Сейчас, наверное, будет все сложнее, опять по квартирам разойдемся, как в советское время. Законы-то какие приняли – даже материально это не выдержать, раньше самый большой штраф у меня был 5 тысяч, люди эти деньги в интернете собрали, я их потом отослала "болотникам". А сейчас такие штрафы, что уже и не расплатиться. Плохо, что с самого начала общество смирилось, не выступило против этого закона. Можно ведь было противостоять, выйти, но, к сожалению, когда люди стали получше жить, они сделались равнодушными.
– На этой выставке у вас есть какие-то этапные, важные для вас работы?
– Да, например работа "Театральный подъезд". Это еще с 4-го курса: я очень театром тогда увлекалась, диплом у меня был на театральную тему. Здесь три картины из вологодской серии, вологодские поля. Есть Гурзуф, крымский пейзаж. Большая картина – пивной бар за Некрасовским рынком, там были такие круглые арки, и пиво наливали прямо из крана, там можно было встретить и профессора, и студента, и художника, там у меня и Россия с нимбом, грустная такая, это были 90-е годы, очень сложные. И вторая картина на ту же тему – "Панки в метро", этих детей я всех знала.
– А что такое "О мания, о мумия войны…" с двумя воронами?
– Это антивоенный плакат, я его нарисовала после убийства Бориса Немцова. Я использовала стихи Цветаевой. Она писала о Германии, а я увидела сходство с нашей ситуацией. Плакат "Не всяк тот нищ, кто наг" – на смерть Березовского, тут и береза обыграна, с воронами траурными.
– Вы-то сами какие свои плакаты больше всего цените?
– Наверное, вот этот – "Не верь в справедливость войны", ну, и Беслан. Вообще-то вот эти политические плакаты о трагедиях я всегда делала трехцветные, в цветах нашего флага.
– Вы будете и дальше создавать новые плакаты, мерзнуть на улице?
– Я тут одно время думала: может, это и не надо никому, хотела прекратить, но люди говорят, что надо, говорят: вы даете нам надежду.
У самого входа на выставку – небольшой плакат "Голосуй за птицу". Внизу – тяжелый единоросский медведь, накачанный нефтью, вверху – птица. "Птица всегда была символом России", – считает Елена Осипова. И цвет России для нее – синий, как на одной из картин ее любимого Василия Кандинского. Правда, сейчас художница видит все меньше этого цвета в оперении родины.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
www.svoboda.org
Жены воевавших в Чечне плевали мне в лицо
Sobesednik.ru узнал подробности биографии Елены Осиповой – 70-летней художницы, прославившейся политическими плакатами.
Оппозиционеры и полицейские Петербурга знают эту художницу в лицо: что ни митинг – она с плакатом.
Первым делом митинг
В честь юбилея Елены Андреевны питерские оппозиционеры исполнили мечту художницы – открыли ее первую персональную выставку политических плакатов, которых у Осиповой накопилось немало.
Даже в день открытия собственной выставки художница пошла митинговать на Марсово поле – в знак протеста против произвола властей, выдворивших гражданку Таджикистана Зарину Юнусову из России. И конечно, Осипова нарисовала плакат: Зарину, держащую на руках 5-месячного Умарали, который умер после того, как его отобрали у матери.
А прибежав с митинга, в знак сочувствия к парижанам, погибшим в серии терактов 13 ноября, Осипова тут же организовала перфоманс: установила картонку, раскрашенную в цвета французского флага.
– Друзья, – обратилась Елена Андреевна ко всем пришедшим на выставку. – Думаю, вы поддержите меня и не обидитесь, если все эти цветы мы положим здесь...
Елена Андреевна – частый гость на массовых акциях / сообщество «Совесть Петербурга – художница Осипова Елена» / vk.com
От пейзажа до плаката
Елена Андреевна о своей личной жизни говорить не любит – в ее судьбе было достаточно несчастий: умер сын и практически потерялась связь с внучкой...
Всю свою жизнь до пенсии Осипова проработала преподавателем живописи в питерской школе искусств.
– Любовь к творчеству передалась мне от деда, – рассказывает художница, – он у меня был художником по фарфору. А выйдя на пенсию, я решила успеть нарисовать «неоткрыточные» пейзажи Петербурга, пока они еще сохранились. А то у нас все здания перекрашивают – только портят.
Она живет в крохотной комнатушке коммуналки в центре Петербурга. Там же хранятся и все ее работы. В основном это портреты и пейзажи.
– Вы знаете, я всегда писала яркие картины, как говорится, «открытым» цветом. Но когда мои работы выставлялись на преподавательской выставке, многие говорили, что я порчу выставку... Видимо, им больше по душе были блеклость и серость.
Со временем от ярких пейзажей Елена Андреевна пришла к новой форме самовыражения – политическим плакатам. Произошло это случайно – 13 лет назад, сразу после теракта в «Норд-Осте».
В доме художницы скопилось множество ее работ / сообщество «Совесть Петербурга – художница Осипова Елена» / vk.com
– Я всю ночь смотрела трансляции этой трагедии, как спасали людей, – вспоминает художница. – Тогда и поняла: больше не могу молчать, сделала рукописный плакат и пришла к Мариинскому дворцу. Одна. Я стояла с плакатом, а из здания выходили депутаты, смотрели на меня и... боялись подойти. Только старый дядька с бородой пожал мне руку и предупредил, чтобы я была осторожнее.
Первое время Елену Осипову, стоящую в одиночных пикетах, воспринимали неоднозначно: нередко взрослые кидали пренебрежительные взгляды, а дети, наоборот, подходили и задавали вопросы: «А что нарисовано?»
– Случалось, что и в лицо плевали. Причем это были жены тех, кто тогда воевал во второй чеченской войне. Они не понимали, что я выступаю за то, чтобы их мужья вернулись живыми, – вспоминает Елена Андреевна.
Но прошли годы, изменилась ситуация в стране, многие стали примыкать к протестным движениям, и... у Елены Осиповой даже появились последователи, которые тоже выражают свою позицию через плакаты.
– Есть, к примеру, девушка Маша, которая придумала интересный, на мой взгляд, ход: она вышла на митинг, когда началась эта заваруха с Крымом, и стала откусывать кусок от бумажной «Украины», – смеется Елена Андреевна.
Каждая работа – крик души
По работам Осиповой можно воссоздавать хронологию политических событий: вот плакат в защиту «узников Болотной», а здесь художница выступала против участия российских солдат в Донбассе...
– Нет у меня любимых работ, – говорит художница. – Разве что особенно люблю плакат «Не верь в справедливость войны». Я стояла с ним перед американским и английским консульствами, когда эти страны хотели вводить войска в Ирак. Тогда ко мне подошел полицейский. Я ему пожаловалась: «Обидно, что все это бесполезно и ничего не изменит». А он сказал: «Вы не думайте, что бесполезно – вы влияете на ситуацию, так что стойте». Меня это тогда удивило.
После суда над группой Pussy Riot (2012 г.) / сообщество «Совесть Петербурга – художница Осипова Елена» / vk.com
А недавно Елена Андреевна нарисовала плакат «Уничтожение продуктов – грех и позор в городе, пережившем блокаду». Он был посвящен уничтожению «санкционки», к чему художница относится особенно болезненно:
– У меня вся семья – блокадники. Мама тогда была студенткой, получала иждивенческую карточку. И вот однажды она несла домой паек хлеба... Но, ослабев от голода, не смогла дойти до квартиры – упала у подоконника в подъезде и умирала... А бабушка с дедом тогда были дома и, словно что-то почувствовав, открыли дверь и выглянули на лестницу. Увидели, что мама на подоконнике лежит без сознания. Еле-еле привели ее в чувство. Но выжить на иждивенческом пайке было невозможно – слишком уж он был маленький, и мама вскоре ушла на фронт медсестрой.
Кстати, после того случая дедушка Осиповой смастерил прямо в подъезде лавочку: чтобы соседи, которые жили этажами выше, могли присесть на нее и отдохнуть. А недавно, к одной из годовщин Дня Победы, Елена Андреевна раскрасила эту лавочку. И каждый праздник 9 мая теперь кладет на нее хлеб.
«Буду митинговать, пока ноги держат!»
Верит ли художница, что многочисленные митинги, на которые она ходит, смогут повлиять на действия властей? Отчасти.
– В первую очередь все эти митинги нужны для самих людей, потому что важно, когда рядом с тобой стоят единомышленники.
Наш разговор вдруг прервала девушка, которая пришла на выставку и закричала Елене Андреевне: «Я вас хочу поздравить! Я вас видела на многих собраниях...»
– Вот слышите! – улыбнулась мне художница. – Именно поэтому я все еще выхожу с плакатами. Я уже думала оставить это дело – возраст все-таки берет свое... Но сегодня вижу, что могу кого-то вдохновить. Поэтому, пока ноги держат, буду ходить на митинги.
Антивоенный плакат / сообщество «Совесть Петербурга – художница Осипова Елена» / vk.com
/Кстати
Художница против «совести»
В честь Осиповой даже была создана группа в соцсети, которая так и называется: «Совесть Петербурга – художница Осипова Елена». Создать эту группу решила 63-летняя Ольга Литвинова, тоже живущая в Питере. Как-то Литвинова увидела сюжет о том, как сотрудники полиции на митинге схватили под руки протестующую бабушку и потащили в отделение.
– Осипову вообще время от времени забирают – как правило, за то, что она приносит не один плакат, а несколько. Штрафы художница вынуждена выплачивать из своей крохотной пенсии. Для нее даже деньги собирали, чтобы она оплатила эти штрафы, но Елена их передала родственникам политзаключенных, – рассказывает Ольга. – Кстати, сейчас многие полицейские узнают ее и так и называют – «совесть Петербурга».
Правда, сама Елена Андреевна громко возмущается по поводу такого прозвища.
sobesednik.ru
«Всяко было — и в лицо плевали» — Открытая Россия
Художница Елена Осипова хорошо знакома участникам петербургских протестных акций. Практически на каждую демонстрацию 71-летняя активистка ходит с новым собственноручно нарисованным плакатом, иногда проводит одиночные пикеты. Во время антивоенного пикета 9 мая ее обступили агрессивно настроенные сторонники президента, предложили уехать из России и порвали плакат. Осипова рассказала Открытой России, что ей движет, и с каким сопротивлением ей приходится сталкиваться.
— С трех лет. У меня бабушка работала в охране в Русском музее. Поэтому меня туда брали, когда не с кем было оставить. И я на этом росла. Моей любимой картиной была «Явление Христа народу». Вообще, Александр Иванов — один из лучших художников, которые представлены у нас в Русском музее. Хотя я и атеист, но выросла на библейских сюжетах. Для меня это просто искусство. Единственное, во что я верю — это в Христа, так как вообще в любом веке существовали такие люди, которые хотели другим как-то помочь. Мессии такие. Так что это вполне реальный собирательный образ.
Когда я закончила художественное училище, я преподавала. По распределению меня послали в область, далеко, на Дорогу жизни. И три года я проработала в школе барачного типа. Потом основная работа была здесь, педагогическая, в художественной школе. Очень эту работу любила.
— Нет, я до пенсии доработала и сразу же ушла. Началась борьба: несколько пенсионеров на место, борьба за часы. Но главное — началась продажа детских работ. Ребенок не успел закончить — вырывают, посылают на продажу. Если б это хоть шло на школу, детям на краски... Но нет. Так что мне уже нечего там было делать.
Но все что я делаю, с плакатами хожу с 2002 года — наверное, как продолжение педагогической деятельности. Я так сейчас вот понимаю.
Я пытаюсь людям какие-то вещи сказать, образовывать их даже, может быть. Вот, например, антивоенные плакаты. Стояли молодые люди девятого мая, они с удовольствием слушали, что я пыталась объяснить там этим женщинам. Что война началась в 39-м. Для них это было открытием. Молодые люди должны об этом знать.
— C «Норд-Оста». В ту ночь, когда решался вопрос о штурме, я работала. Я часто ночью работаю: коммунальная квартира, только ночью бывает спокойно. Телевизор был включен. Я оказалась свидетелем всего этого. Естественно, у меня и до этого были взгляды определенные. У нас бывают такие... агрессивные поступки моей родины. Афганистан. Даже помню еще и Венгрию, и Чехословакию.
Надо было вообще-то выходить уже с «Курска». А тут я просто оказалась свидетелем, все подробно видела в прямом эфире. И меня это ужасно потрясло. Что у нас престиж государства важнее, чем жизни людей. Ведь были определенные требования: остановить войну.
Люди молчали, молчали. И смотрю, уже девять дней прошло. И никакой реакции, это не обсуждается нигде. Меня это ужасно потрясло. Тогда я впервые вышла с плакатом, причем без рисунка. Просто взяла, написала «Господин президент, срочно меняйте путь». Что-то вроде «Отпустите Чечню на волю, закройте за ней дверь, и тогда наши солдаты будут защитникам, а не воюющими на чужой территории». Вышла к Мариинскому дворцу. Никто меня не трогал. Тогда соблюдали еще демократические нормы. Пикеты разрешать или не разрешать — тогда об этом вообще речи не было.
А потом я подумала, что я все-таки художник. Так почему я только текст писать должна? И на сороковой день вышла с большим плакатом на ткани. И после «Беслана» на сороковой день выходила. На плакате про Беслан написала про людей, которые просто молчали, и все это повторилось. Потому что не обсуждали «Норд-Ост». И случилось еще повторение, да еще такое страшное.
Фото: Совесть Петербурга — художница Осипова Елена / ВКонтакте
— Да. Первые года три-четыре вообще никто не подходил, никто не реагировал. Только дети подходили, говорили «О, прикольно нарисовано». А взрослые как увидят, что это такое, — сразу опускают головы и проходят.
— Да, конечно. Вон, в суд очередная повестка.
— Полиция ко мне, по-моему, все лучше относится. А в этот раз меня вообще омоновцы защитили, спасли от агрессии этих теток жутких. Они тоже думают, тоже соображают. Кому идти на очередную войну? Им придется. Милиции. Там всякие есть, есть и звери до сих пор. Но сейчас больше как-то следят, и уже образовалось какое-то гражданское общество: следят и за их поведением, не дают спуска. Никто уже не хочет так прославиться. Надо образовывать их, помогать разобраться, чтобы люди знали.
— Штрафовали, да. Обычно суд идет, потом с 10 тысяч соглашаются до пяти снизить штраф, но наказание в силе остается. Люди собирали мне пять тысяч, но я не взяла. Сказала, чтобы отдали политзаключенным. Не могу я. Да и люди мне верить перестанут, мол, она за деньги стоит, и штрафы ей оплачивают, и все такое. А другие штрафы я просто отказалась оплачивать. Но могут в любой момент прийти описать имущество. И так я вся в долгах... Один раз начали высчитывать с пенсии. И я получала все меньше и меньше. Но потом перестали.
— Картины очень редко удается продать, никто не покупает ни черта. Говорят, можно как-то через компьютер продавать, но это надо чтобы человек умел, а я печатаю одним пальцем.
— Сын у меня умер, а внучка жила со мной до второго класса, а сейчас она с матерью живет, ей 13. Раньше не хотела меня слушать, когда я советовала читать, а сейчас радует меня, читает Оскара Уайлда, Ремарка «Три товарища», «Жизнь взаймы».
— Провокаторов я уже научилась определять и понимаю, с кем можно разговаривать. Когда мы по несколько человек стоим — сход, что-нибудь такое, тогда, конечно, люди заступаются. А так — я же одна иногда выхожу. Всяко было. И в лицо плевали. Ну а что, мы будем, молчать, как будто ничего не происходит?
— Кто пришел, того и поддерживали. Но я скажу, что мы были рады, что свобода наступила. Моя мама медсестрой была на войне, даже она была рада. Потому что знали, что такое было сталинское время, особенно кто войну прошел.
А потом начался этот дележ, эта страсть к обогащению, это было все на самотек пущено... Получилось, конечно, несправедливо, многие остались ни с чем. Даже в школах детям говорили: зачем тебе учиться, у тебя папа бизнесмен. Идеалы такие стали. Это было очень тяжелое время. У меня сын в это время рос, 16-18 лет было. Я знала всю обстановку в районе, потому что ребята часто попадали в милицию, где их били беспощадно просто. Много было таких эпизодов.
А потом начались эти успехи с нефтью, с газом. И все, сели. У меня была картина: птица — Россия свободная, честная, миролюбивая. А внизу медведь, известной партии, с двумя шприцами «нефть» и «газ». Ничего с тех пор не изменилось, живем только на этом. Путину повезло, потому что он как раз попал в то время, когда нефть подорожала.
Елена Осипова на выставке политического плаката и других своих работ. Фото: Елена Пальм / Интерпресс / ТАСС
— Какие надежды?! Мне с первого дня было ясно, что это такое. Я считаю, что из силовых структур не может быть человек во власти ни в коем случае. И этого я Ельцину никогда не смогу простить. Как можно было вообще такое сделать? Понимаете, у них другое совершенно мышление. Ведь это недаром, его фраза про «Будем мочить в сортире». Слова, сказанные президентом, это настолько важно! Потому что есть у людей, к сожалению... какое-то стадное чувство. Как Марина Цветаева писала, «а Бог с вами, будьте овцами».
Вот я это наблюдала и 9 мая: люди как послушные овцы шли. И особых эмоций не было, все это одно и то же, шествие этого полка. Первое было прекрасное, я сама ходила, у меня сделаны моей семьи фотографии. А сейчас уже в совершенно другое это превратилось, другие люди этим руководят. Очень как-то это все печально. Агрессия резко увеличилась. Еще в прошлом году я на этом же месте стояла с антивоенными плакатами. В этом году меня с этого места столкнуть хотели. Поэтому я села на асфальт, чтобы не могли уже меня никуда столкнуть, вот и все.
— Прежде всего — без милитаризма. Чтобы люди занималась своей страной. Чтобы развивалось все. Боже мой, а наука, а искусство! Все же у нас упало. Все у нас уезжают. Вот они мне и кричали: уезжай, уезжай! Не нравится — уезжай! Ой, вот они останутся... Это будет вообще страшно. Нужно помогать людям как-то выживать, зарабатывать, чтобы они были обеспечены, хотя бы накормлены. А у нас только испытывают оружие, всех пугают пылью радиоактивной.
— Как это «зачем?»! Да здесь родилась, и все мои предки жили здесь. В Петербурге с 20-х годов. Три поколения здесь выросли. Вот по радио недавно выступал какой-то журналист, говорил, что из Германии люди уезжали вовремя, и Манн уехал, и другие. Говорит, надо и нам собираться. Ну что уезжать, а кто останется? Молодым как-то легче, наверное, так уезжать. Останутся одни старики. Никогда бы не уехала, даже когда была возможность. Хотя трудно. Всю жизнь вот такой вот бой. Сложно. Но сейчас нас уже много. Даже после 9 мая мне столько пишут. «ВКонтакте» за сотню перевалило сообщений. Открываю некоторые: посмотреть, что там за первой строчкой, а там целые страницы! Очень много людей и рассуждают, и думают, и тоже все это переживают.
— Да, вот это мне очень понравилось, были какие-то совсем новые лица. Я так и написала, что для меня это просто был глоток свежего воздуха. У них такое стремление, что терпеть они не будут. Хотя сейчас здорово их напугали этими судами, конечно. А вообще, главное спасение могло бы быть — образовывать людей срочно. Надежда только на одно — если смогли так быстро людей в «крымнашизм» людей повернуть, так, может, можно и в обратную сторону повлиять на людей.
«Вы позорите нашего президента». Сторонники Путина в День Победы пытались разогнать антивоенный пикет
В руках у Осиповой были плакаты «9 мая — день рождения Булата Окуджавы» и с антивоенными лозунгами «Никогда больше» и «Не становись пушечным мясом».
Прохожие попросили критикующих «заняться своими делами», на что те ответили: «Вы нам тут не поганьте. Россия не нравится — валите отсюда». Полицейские на видео не дали агрессивно настроенных гражданам напасть на женщину. Читать дальше...
openrussia.org
Выставка художницы Елены Осиповой - 25 Октября 2015
С 14 по 24 ноября 2015 мы проводим выставку художницы Елены Андреевны Осиповой.
В знак уважения к гражданским заслугам художницы и в связи с её 70-летним юбилеем мы приглашаем петербуржцев познакомиться с творчеством Елены Осиповой. От живописных работ до политических плакатов.
Елена Андреевна известна горожанам своим неравнодушием к жизни в стране и городе, она принимает участие почти в каждом митинге в Санкт-Петербурге. К любой акции она рисует новый красочный плакат, каждый из которых привлекает внимание как красотой исполнения, так и глубиной содержания.
Вместе с тем кроме работ гражданско-политической тематики, эта талантливая женщина нарисовала множество художественных полотен, многие из которых широкий зритель увидит впервые только на нашей выставке.
Газета "Бумага" - о творческом пути Елены Андреевны:
Елену Андреевну Осипову — пожилую, скромно одетую женщину — знает любой, кто хоть раз был на митинге в Петербурге. Художница не пропускает ни одной политической акции в городе: у нее есть плакаты, посвященные чеченской войне, войне в Ираке, Беслану, событиям на Украине. Под них отведена одна из двух комнат в коммунальной квартире на Фурштатской улице, где живет Елена Андреевна. В другой комнате стены от пола до потолка завешаны картинами — в основном портретами близких. Рядом стопкой сложены полотна, которым на стенах места уже не нашлось: городские пейзажи, Фонтанный дом, вид на Спасо-Преображенский собор. Из-за мольберта видна картонная фигура Высоцкого, которую художница сделала для одного из митингов. На грифе бумажной гитары надпись: «Услышьте нас на суше».
Елена Андреевна отработала учителем тридцать пять лет. Ее протестная активность началась в 2002 году после теракта на Дубровке. Она вспоминает, что по привычке работала ночью, когда по телевизору начались выпуски новостей о штурме Театрального центра. Потрясенная случившимся, художница нарисовала свой первый плакат для акции.
После выступлений на городских акциях художницу неоднократно задерживали. Она вспоминает, что были случаи, когда сотрудники полиции ломали ее плакаты. В декабре 2011 года, после выборов в Думу, за плакат «Россия без Путина» она оказалась в полиции. Ей предъявили обвинение в сопротивлении сотрудникам правоохранительных органов. Тогда Елена Андреевна подала кассационную жалобу, и штрафы отменили. В ноябре 2013 года, после очередной акции «Статегия-31» около Гостиного двора, она вновь попала в отдел полиции.
Подробнее: http://paperpaper.ru/osipova/_______________________________________________
Страницы выставки Вконтакте:
https://vk.com/club60681534 https://vk.com/polit_plakat_osipova
Просим принять участие в сборе средств, которые пойдут на подготовку выставки: Яндекс-кошелёк 410013640529442.Местоположение: Выставка политического плаката Е.А.Осиповой, Реки Фонтанки наб., 19Начало: 14 ноября в 19:00
www.parnas-spb.ru