Гиацинт Риго – художник, украшавший короля. Картины гиацинт риго
Иасент Риго - Стиль барокко в живописи
Иасент Риго. Автопортрет. 1696
Иасент (Гиацинт) Риго (полное имя: Хячинто Франсиско Конрад Матиас Пер Мартир Андре Хуан Риго)
Французский живописец Иасент Риго родился в Перпиньяне на реке Тет в семье портного Хусепе Матиаса Пера Рамона Риго. Это был июльский день1659 года, обыкновенный город. Никто не знал, что новорожденный Иасент когда-то сможет запросто ходить по богатым королевским апартаментам и быть любимцем его Величества.
Обучение живописи для маленького Риго началось в отцовской мастерской, сначала с швейного дела, а позже перетекло в уроки настоящего письма. Первым наставником Иасента стал Пезе, малоизвестный художник из Монпелье. Азбуку рисования мальчик прошел к двенадцати годам и был готов к следующей творческой ступени. Легкий на подъем юноша успел побывать в нескольких городах к моменту поступления в Академию живописи и скульптуры в столице Франции (1681г.). Среди мест, что произвели на Риго наибольшее влияние, стали Монпелье и Лион. Причем, в первом он прожил четыре года и имел возможность лицезреть творения фламандской и голландской школ живописи.
Первый год в Академии увенчался написанием картины «Каин строит город Енох», за которую художник получил первую в своей жизни премию. Гонорар давал ему возможность совершить поездку в Рим для дальнейшего обучения в Академии, однако Лебрен, глава художественной школы во Франции, смог отговорить юношу от скоропалительного решения. В результате уговоров Иасент остался в столице и посвятил свое время творчеству, в основном написанию портретов. Лучшей практикой для молодого мастера стала серия автопортретов, выполненных в разные периоды жизни (1692, 1696, 1698, 1703, 1711, 1716, 1727, 1730, 1742 годы).
Уже к началу «портретной истории» Иасент Риго демонстрировал узнаваемый стиль и сочную палитру красок. Полотна завораживали спокойствием и какой-то гармоничной земной простотой. Здесь не было лишних деталей извне. Строгое повествование и добротность композиции ни в коем случае не подавляли величия персонажей. Причем, некоторые портреты художник выполнял в гравюрах. Среди ранних работ («Портрет гравера Пьера Древе» - 1700г., «Филипп де Курсийон» - 1702г., «Портрет Людовика XIV» - 1701г. и др.) были те, что стали его визитной карточкой для долгого и счастливого путешествия среди Великих имен Франции.
Портрет гравера Пьера Древе. 1700
Филипп де Курсийон» - 1702г
Портрет Людовика XIV» - 1701
Известность пришла к Риго к 1700 году. Тогда он был удостоен звания академика после того, как написал два портрета скульптора Дежардена (1683г. и 1692г.).
Портрет скульптора Дежардена. 1683
Портрет скульптора Дежардена. 1692
К началу успешной карьеры Иасент был принят в Академию в качестве наставника, а спустя 33 года занял пост директора. На этом, собственно, заканчивается биография его карьеры на академическом поприще, но продолжается творческая.
Начиная с 1688 года, когда мастером Риго была написана серия портретов королевского семейства Людовика XIV, путь ему был заказан в придворные художники. На протяжении шести лет его труд был наиболее плодотворным и значимым для созидания («Портрет Филиппа V Испанского» - 1700г., «Портрет герцога Бургундского» -1704г. и др.).
Портрет Филиппа V Испанского. 1700
Портрет герцога Бургундского. 1704
Причем, манера исполнения работ стала принимать более пышные формы, как раз свойственные барочному преувеличению и вниманию к мелким прорисовкам деталей: драгоценностей, складок драпировок, напудренных париков и предметам в руках персонажей, будь то кисти или тяжелые мечи.
Последние пятьдесят лет свей жизни Риго посвятил написанию портретов, парадных и праздных. В 34 года художник получил титул дворянина, а спустя 18 лет становится кавалером Ордена Святого Михаила. Служба нескольким поколениям Бурбонов принесла Иасенту славу и почтение. Его творчество подарило зрителю огромное количество картин, число которых по сей день остается спорным. Однако неизменной осталась та школа, которую он преподал своим последователям – писать, предвосхищая реакцию персонажа, даруя объекту своего творчества то, что хочет видеть его око. Мужу – пышность и роскошь, женщине – утонченность и невесомость палитры.
Скончался Риго в Париже 29 декабря. На момент смерти ему 84 года, большую часть которых он провел у мольберта.
Риго Гиацинт Картины биография Rigaud Iacent
Риго Гиацинт (Rigaud Iacent) (1659—1743), французский живописец. Родился Гиацинт Риго 18 июля 1659 года в Перпиньяне. Первоначально обучался живописи у малоизвестного живописца Пезе в Монпелье, а с 1681 года учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Испытал влияние портретного творчества Антониса Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта Харменса ван Рейна; работал в Париже, c 1733 года - ректор Королевской академии живописи и скульптуры.
Излюбленный художник королевской семьи, Гиацинт Риго в своих многочисленных картинах и портретах французской аристократии, ставших образцом для европейских парадных портретов XVIII века, сочетал пышную театрализованную эффектность со стремлением к индивидуальной характеристике облика модели (портрет Филиппа V Испанского, 1700; портрет Людовика XIV, 1701, обе картины - Лувр, Париж).
В знаменитом портрете Людовика XIV поза короля, надменный взгляд, богатство одеяния и драпировок, торжественный архитектурный фон служат воплощению идеи абсолютной монархии. Может быть, только французский портрет дает нам возможность отойти от темы королевского деспотизма и увидеть непредвзято действительный реальный смысл художественных инициатив короля, плодами которых мы пользуемся и поныне.
Внимательный взгляд на широко известный парадный образ монарха — Людовика XIV Гиацинта Риго — обнаруживает незаурядную проницательность этого самого масштабного патрона живописи барокко, которого только могла породить та эпоха. В то же время в камерных портретах писателей, ученых, деятелей искусств Риго воссоздавал реальный человеческий характер, интеллектуальное достоинство, жизненную полнокровность своих моделей (портрет Бернара ле Бувье Фонтенеля, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Сегодня зрителю кажутся вполне естественными и привычными такие вдумчивые и очень личностные штудии, как двойной портрет мадам Риго, выполненный ее сыном. Но не меньшей симпатией к моделям отмечены и его парадные портреты, художественное достоинство которых не всегда получало должную оценку. Скончался Гиацинт Риго в Париже 29 декабря 1743 года.
smallbay.ru
Гиацинт Риго – художник, украшавший короля
Летом 1659 года на юге Франции в семье портного Хуселе Матиаса Пера Рамога Риго родился один из выдающихся мастеров парадного портрета Иасент (Гиацинт) Риго. Тогда никто и предположить не мог, что мальчик из простой семьи спустя много лет будет гулять по Версалю и станет придворным художником короля. В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два портрета работы мастерской и круга мастера.
Гиацинт Риго. "Автопортрет в тюрбане", 1698.Источник фото: ru.wikipedia.org
Обучение живописи для Гиацинта Риго началось в отцовской мастерской, сначала со швейного дела, а позже перетекло в уроки настоящего письма. Потом было обучение в мастерской забытого в наше время (да и не особо известного триста лет назад) художника Поля Пезе.
Затем Риго уезжает в Париж. Именно там начинается его карьера придворного портретиста.
Юноша успевает посетить несколько городов к моменту поступления в Академию живописи и скульптуры в Париже в 1681 году. Среди мест, что произвели на Риго наибольшее влияние, стали Монпелье и Лион. Причем, в первом он прожил четыре года и имел возможность любоваться творениями фламандской и голландской школ живописи.
Первый год в Академии увенчался написанием картины «Каин строит город Енох», за которую художник получил первую в своей жизни премию. Гонорар давал ему возможность совершить поездку в Рим для дальнейшего обучения в Академии, однако Лебрен, глава художественной школы во Франции, смог отговорить юношу от скоропалительного решения. В результате уговоров Иасент остался в столице и посвятил свое время творчеству, в основном написанию портретов.
Стоит сказать, что портреты Риго были прямым порождением блистательной эпохи Людовика XIV, чье правление знаменовало собой расцвет французского абсолютизма. С самого начала своего правления Людовик XIV уделяет большое внимание искусству. Он «берет на службу» самые талантливые и профессиональные художественные силы страны. Его архитекторы строят многочисленные дворцы и замки необъятной величины и поразительной роскоши. В течение двадцати лет длятся работы над будущей королевской резиденцией—Версалем с его регулярными садами, фонтанами, скульптурами и просторными интерьерами, меблированными и декорированными с потрясающим великолепием. Король щедро отпускает средства на закупки картин и скульптур для королевской коллекции, основывает Академию художеств, покровительствует мануфактуре гобеленов, вскоре превратившейся в настоящую национальную корпорацию всех искусств, где целый сонм художников, скульпторов, граверов, краснодеревщиков, серебряных дел мастеров, гобеленщиков и т. д.— создают под строгим наблюдением любимого придворного художника короля Шарля Лебрена поразительные образцы своего искусства.
Если одежда украшает человека, то придворные художники украшали своего короля. Это эпоха барокко, стиля пышного и богатого во всех видах искусства.
Создавая свой знаменитый портрет Людовика XIV в 1701 году, Риго пользовался всеми приемами барочных художников. Он изобразил короля во всем блеске и величии его славы: небрежно опершись на скипетр, балетно отставив ногу, Людовик XIV утопает в упругих складках необъятной горностаевой мантии, его голову осеняют волнующиеся драпировки пурпурного занавеса, приоткрывающего массивные фрагменты архитектурного задника: сочетание насыщенного красного, синего, зеленого и белого цветов создает впечатление неторопливого и велеречивого сценического действия. И всю эту многословную помпезность Риго сумел сочетать с на редкость реалистично переданным образом самого стареющего «короля-солнца», его дряблых щек, мясистого, нависающего над верхней губой носа, заплывших маленьких глаз. Умение передать величие монарха, не утратив жизненной конкретности образа, побудило современников говорить о том, что Людовик XIV в изображении Риго больше всего похож на самого себя.
Гиацинт Риго «Портрет Людовика XIV», 1701, музей Лувр, Париж.Источник фото: ru.wikipedia.org
Интересно, но Гиацинт Риго не изображал на своих полотнах женщин. Вот что он говорил по этому поводу: «Если я сделаю их такими, каковы они на самом деле, они не найдут себя достаточно красивыми, если я им польщу, они не будут похожи».
В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два мужских портрета мастерской и круга Гиацинта Риго. Подчеркнем, что художник тяготел к театральности, эффектности, использованию звучных красок, что проистекает из предыдущей эпохи классицизма в живописи. Метод работы портретной мастерской Риго также характерен для художественных мануфактур предшествующего столетия. В создании произведений искусства большое участие принимали ученики и помощники мастеров. Повторения и копии делались чаще всего только ими. Риго мог лишь пройтись кистью по уже готовой работе, внося свои коррективы. Кроме учеников, Риго помогали мастера, специализирующиеся в определенных жанрах. Они писали батальные сцены, костюмы, пейзажные фоны, цветы, знаки достоинства... При исполнении заказов за образцы часто брались уже существующие варианты портретов, повторялись позы, костюмы, детали.
Гиацинт Риго, круг. "Портрет неизвестного в кирасе". Франция, первая половина XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG. Инв. № 02-2907
«Портрет неизвестного в кирасе» из Большого собрания изящных искусств ASG – это погрудное изображение мужчины, облаченного в темную кирасу, белый кружевной галстук и лиловый плащ. На голове длинный светлый парик. Все по французской моде начала XVIII века.
Вторая работа – «Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского». Это портрет Людовика, герцога Бургундского – дофина с 1711 года, сына Людовика Великого Дофина и Марии Анны Баварской, старшего внука Людовика XIV. Стоит немного рассказать о жизни этого человека. Родился он 16 августа 1682 года, в 1702 году был назначен главой Рейнской армии, был одним из руководителей в битве при Ауденарде 11 июля 1708 года – ключевом сражении Войны за испанское наследство, в которой, с одной стороны, участвовала армия Франции, а с другой – объединенные силы Великобритании, Священной Римской империи и Голландской республики. И, да, именно его сын стал королем, известным как Людовик XV.
На портрете герцог изображен в военных доспехах, с голубой перевязью на груди. На голове – длинный темный парик. В правой руке – подзорная труба, а на заднем фоне – поле боя.
Гиацинт Риго, мастерская. "Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского", Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG. Инв. № 04-2216
Последние пятьдесят лет своей жизни Риго посвятил написанию портретов, парадных и праздных. В 34 года художник получил титул дворянина, а спустя 18 лет становится кавалером Ордена Святого Михаила. Служба нескольким поколениям Бурбонов принесла Гиацинту славу и почтение. Его творчество подарило зрителю огромное количество картин, число которых по сей день остается спорным. Однако неизменной осталась та школа, которую он преподал своим последователям – писать, предвосхищая реакцию персонажа, даруя объекту своего творчества то, что хочет видеть его око. Мужу – пышность и роскошь, женщине – утонченность и невесомость палитры.
Скончался Риго в Париже 29 декабря. На момент смерти ему 84 года, большую часть которых он провел у мольберта.
Алина ЕРШОВА Источники: baroquepainting.jimdo.comwww.hrono.ru
int-ant.ru
Риго Гиацинт - Вспомнить, подумать...
Риго Гиацинт (Rigaud Iacent) (1659—1743)
Гиацинт Риго. Автопортрет.
Французский живописец. Родился Гиацинт Риго 18 июля 1659 года в Перпиньяне. Первоначально обучался живописи у малоизвестного живописца Пезе в Монпелье, а с 1681 года учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Испытал влияние портретного творчества Антониса Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта Харменса ван Рейна; работал в Париже, c 1733 года - ректор Королевской академии живописи и скульптуры. Излюбленный художник королевской семьи, Гиацинт Риго в своих многочисленных картинах и портретах французской аристократии, ставших образцом для европейских парадных портретов XVIII века, сочетал пышную театрализованную эффектность со стремлением к индивидуальной характеристике облика модели (портрет Филиппа V Испанского, 1700; портрет Людовика XIV, 1701, обе картины - Лувр, Париж).
Портрет Людовика XIV, 1701 Музей Лувр, Париж
В знаменитом портрете Людовика XIV поза короля, надменный взгляд, богатство одеяния и драпировок, торжественный архитектурный фон служат воплощению идеи абсолютной монархии. Может быть, только французский портрет дает нам возможность отойти от темы королевского деспотизма и увидеть непредвзято действительный реальный смысл художественных инициатив короля, плодами которых мы пользуемся и поныне. Внимательный взгляд на широко известный парадный образ монарха — Людовика XIV Гиацинта Риго — обнаруживает незаурядную проницательность этого самого масштабного патрона живописи барокко, которого только могла породить та эпоха.
Портрет гравера Пьера Древе, 1700 Художественный музей, Лион
В то же время в камерных портретах писателей, ученых, деятелей искусств Риго воссоздавал реальный человеческий характер, интеллектуальное достоинство, жизненную полнокровность своих моделей (портрет Бернара ле Бувье Фонтенеля, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Риго Гиацинт: RIGAUD Hyacinthe Portrait Of The Artists Mother
Сегодня зрителю кажутся вполне естественными и привычными такие вдумчивые и очень личностные штудии, как двойной портрет мадам Риго, выполненный ее сыном. Но не меньшей симпатией к моделям отмечены и его парадные портреты, художественное достоинство которых не всегда получало должную оценку. Скончался Гиацинт Риго в Париже 29 декабря 1743 года.
Филипп де Куркиллон, 1702 Дворцовый музей, Версаль
Князь Синцендорф, 1712 Музей истории искусства, Вена
ngasanova.livejournal.com
Гиацинт Риго – художник, украшавший короля
Летом 1659 года на юге Франции в семье портного Хуселе Матиаса Пера Рамога Риго родился один из выдающихся мастеров парадного портрета Иасент (Гиацинт) Риго. Тогда никто и предположить не мог, что мальчик из простой семьи спустя много лет будет гулять по Версалю и станет придворным художником короля. В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два портрета работы мастерской и круга мастера.
Гиацинт Риго. "Автопортрет в тюрбане", 1698.Источник фото: ru.wikipedia.org
Обучение живописи для Гиацинта Риго началось в отцовской мастерской, сначала со швейного дела, а позже перетекло в уроки настоящего письма. Потом было обучение в мастерской забытого в наше время (да и не особо известного триста лет назад) художника Поля Пезе.
Затем Риго уезжает в Париж. Именно там начинается его карьера придворного портретиста.
Юноша успевает посетить несколько городов к моменту поступления в Академию живописи и скульптуры в Париже в 1681 году. Среди мест, что произвели на Риго наибольшее влияние, стали Монпелье и Лион. Причем, в первом он прожил четыре года и имел возможность любоваться творениями фламандской и голландской школ живописи.
Первый год в Академии увенчался написанием картины «Каин строит город Енох», за которую художник получил первую в своей жизни премию. Гонорар давал ему возможность совершить поездку в Рим для дальнейшего обучения в Академии, однако Лебрен, глава художественной школы во Франции, смог отговорить юношу от скоропалительного решения. В результате уговоров Иасент остался в столице и посвятил свое время творчеству, в основном написанию портретов.
Стоит сказать, что портреты Риго были прямым порождением блистательной эпохи Людовика XIV, чье правление знаменовало собой расцвет французского абсолютизма. С самого начала своего правления Людовик XIV уделяет большое внимание искусству. Он «берет на службу» самые талантливые и профессиональные художественные силы страны. Его архитекторы строят многочисленные дворцы и замки необъятной величины и поразительной роскоши. В течение двадцати лет длятся работы над будущей королевской резиденцией—Версалем с его регулярными садами, фонтанами, скульптурами и просторными интерьерами, меблированными и декорированными с потрясающим великолепием. Король щедро отпускает средства на закупки картин и скульптур для королевской коллекции, основывает Академию художеств, покровительствует мануфактуре гобеленов, вскоре превратившейся в настоящую национальную корпорацию всех искусств, где целый сонм художников, скульпторов, граверов, краснодеревщиков, серебряных дел мастеров, гобеленщиков и т. д.— создают под строгим наблюдением любимого придворного художника короля Шарля Лебрена поразительные образцы своего искусства.
Если одежда украшает человека, то придворные художники украшали своего короля. Это эпоха барокко, стиля пышного и богатого во всех видах искусства.
Создавая свой знаменитый портрет Людовика XIV в 1701 году, Риго пользовался всеми приемами барочных художников. Он изобразил короля во всем блеске и величии его славы: небрежно опершись на скипетр, балетно отставив ногу, Людовик XIV утопает в упругих складках необъятной горностаевой мантии, его голову осеняют волнующиеся драпировки пурпурного занавеса, приоткрывающего массивные фрагменты архитектурного задника: сочетание насыщенного красного, синего, зеленого и белого цветов создает впечатление неторопливого и велеречивого сценического действия. И всю эту многословную помпезность Риго сумел сочетать с на редкость реалистично переданным образом самого стареющего «короля-солнца», его дряблых щек, мясистого, нависающего над верхней губой носа, заплывших маленьких глаз. Умение передать величие монарха, не утратив жизненной конкретности образа, побудило современников говорить о том, что Людовик XIV в изображении Риго больше всего похож на самого себя.
Гиацинт Риго «Портрет Людовика XIV», 1701, музей Лувр, Париж.Источник фото: ru.wikipedia.org
Интересно, но Гиацинт Риго не изображал на своих полотнах женщин. Вот что он говорил по этому поводу: «Если я сделаю их такими, каковы они на самом деле, они не найдут себя достаточно красивыми, если я им польщу, они не будут похожи».
В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два мужских портрета мастерской и круга Гиацинта Риго. Подчеркнем, что художник тяготел к театральности, эффектности, использованию звучных красок, что проистекает из предыдущей эпохи классицизма в живописи. Метод работы портретной мастерской Риго также характерен для художественных мануфактур предшествующего столетия. В создании произведений искусства большое участие принимали ученики и помощники мастеров. Повторения и копии делались чаще всего только ими. Риго мог лишь пройтись кистью по уже готовой работе, внося свои коррективы. Кроме учеников, Риго помогали мастера, специализирующиеся в определенных жанрах. Они писали батальные сцены, костюмы, пейзажные фоны, цветы, знаки достоинства... При исполнении заказов за образцы часто брались уже существующие варианты портретов, повторялись позы, костюмы, детали.
Гиацинт Риго, круг. "Портрет неизвестного в кирасе". Франция, первая половина XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG. Инв. № 02-2907
«Портрет неизвестного в кирасе» из Большого собрания изящных искусств ASG – это погрудное изображение мужчины, облаченного в темную кирасу, белый кружевной галстук и лиловый плащ. На голове длинный светлый парик. Все по французской моде начала XVIII века.
Вторая работа – «Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского». Это портрет Людовика, герцога Бургундского – дофина с 1711 года, сына Людовика Великого Дофина и Марии Анны Баварской, старшего внука Людовика XIV. Стоит немного рассказать о жизни этого человека. Родился он 16 августа 1682 года, в 1702 году был назначен главой Рейнской армии, был одним из руководителей в битве при Ауденарде 11 июля 1708 года – ключевом сражении Войны за испанское наследство, в которой, с одной стороны, участвовала армия Франции, а с другой – объединенные силы Великобритании, Священной Римской империи и Голландской республики. И, да, именно его сын стал королем, известным как Людовик XV.
На портрете герцог изображен в военных доспехах, с голубой перевязью на груди. На голове – длинный темный парик. В правой руке – подзорная труба, а на заднем фоне – поле боя.
Гиацинт Риго, мастерская. "Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского", Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG. Инв. № 04-2216
Последние пятьдесят лет своей жизни Риго посвятил написанию портретов, парадных и праздных. В 34 года художник получил титул дворянина, а спустя 18 лет становится кавалером Ордена Святого Михаила. Служба нескольким поколениям Бурбонов принесла Гиацинту славу и почтение. Его творчество подарило зрителю огромное количество картин, число которых по сей день остается спорным. Однако неизменной осталась та школа, которую он преподал своим последователям – писать, предвосхищая реакцию персонажа, даруя объекту своего творчества то, что хочет видеть его око. Мужу – пышность и роскошь, женщине – утонченность и невесомость палитры.
Скончался Риго в Париже 29 декабря. На момент смерти ему 84 года, большую часть которых он провел у мольберта.
Алина ЕРШОВА Источники: baroquepainting.jimdo.comwww.hrono.ru
int-ant.ru
Риго Гиацинт.Жизнь и творчество. Французский живописец. Родился Гиацинт Риго 18 июля 1659 года в Перпиньяне. Первоначально обучался живописи у м...
Риго Гиацинт. Жизнь и творчество.
Французский живописец. Родился Гиацинт Риго 18 июля 1659 года в Перпиньяне. Первоначально обучался живописи у малоизвестного живописца Пезе в Монпелье, а с 1681 года учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Испытал влияние портретного творчества Антониса Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта Харменса ван Рейна; работал в Париже, c 1733 года — ректор Королевской академии живописи и скульптуры.
Излюбленный художник королевской семьи, Гиацинт Риго в своих многочисленных картинах и портретах французской аристократии, ставших образцом для европейских парадных портретов XVIII века, сочетал пышную театрализованную эффектность со стремлением к индивидуальной характеристике облика модели (портрет Филиппа V Испанского, портрет Людовика XIV, 1701, обе картины — Лувр, Париж). В знаменитом портрете Людовика XIV поза короля, надменный взгляд, богатство одеяния и драпировок, торжественный архитектурный фон служат воплощению идеи абсолютной монархии.
Может быть, только французский портрет дает нам возможность отойти от темы королевского деспотизма и увидеть непредвзято действительный реальный смысл художественных инициатив короля, плодами которых мы пользуемся и поныне. Внимательный взгляд на широко известный парадный образ монарха — Людовика XIV Гиацинта Риго — обнаруживает незаурядную проницательность этого самого масштабного патрона живописи барокко, которого только могла породить та эпоха. В то же время в камерных портретах писателей, ученых, деятелей искусств Риго воссоздавал реальный человеческий характер, интеллектуальное достоинство, жизненную полнокровность своих моделей (портрет Бернара ле Бувье Фонтенеля, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Сегодня зрителю кажутся вполне естественными и привычными такие вдумчивые и очень личностные штудии, как двойной портрет мадам Риго, выполненный ее сыном. Но не меньшей симпатией к моделям отмечены и его парадные портреты, художественное достоинство которых не всегда получало должную оценку. Скончался Гиацинт Риго в Париже 29 декабря 1743 года.
www.inpearls.ru
Риго Гиацинт. Rigaud Iacent
Риго Гиацинт Искусство Франции Портрет гравера Пьера Древе, 1700 Художественный музей, Лион Филипп де Куркиллон, 1702 Дворцовый музей, Версаль Риго Гиацинт (Rigaud Iacent) (1659—1743) Французский живописец. Родился Гиацинт Риго 18 июля 1659 года в Перпиньяне. Первоначально обучался живописи у малоизвестного живописца Пезе в Монпелье, а с 1681 года учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Испытал влияние портретного творчества Антониса Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта Харменса ван Рейна; работал в Париже, c 1733 года - ректор Королевской академии живописи и скульптуры. Излюбленный художник королевской семьи, Гиацинт Риго в своих многочисленных картинах и портретах французской аристократии, ставших образцом для европейских парадных портретов XVIII века, сочетал пышную театрализованную эффектность со стремлением к индивидуальной характеристике облика модели (портрет Филиппа V Испанского, 1700; портрет Людовика XIV, 1701, обе картины - Лувр, Париж). В знаменитом портрете Людовика XIV поза короля, надменный взгляд, богатство одеяния и драпировок, торжественный архитектурный фон служат воплощению идеи абсолютной монархии. Может быть, только французский портрет дает нам возможность отойти от темы королевского деспотизма и увидеть непредвзято действительный реальный смысл художественных инициатив короля, Князь Синцендорф, 1712 Музей истории искусства, Вена Портрет Людовика XIV, 1701 Музей Лувр, Париж Плодами которых мыпользуемся и поныне.
Внимательный взгляд на широко известный парадный образ монарха — Людовика XIV Гиацинта Риго — обнаруживает незаурядную проницательность этого самого масштабного патрона живописи барокко, которого только могла породить та эпоха. В то же время в камерных портретах писателей, ученых, деятелей искусств Риго воссоздавал реальный человеческий характер, интеллектуальное достоинство, жизненную полнокровность своих моделей (портрет Бернара ле Бувье Фонтенеля, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Сегодня зрителю кажутся вполне естественными и привычными такие вдумчивые и очень личностные штудии, как двойной портрет мадам Риго, выполненный ее сыном. Но не меньшей симпатией к моделям отмечены и его парадные портреты, художественное достоинство которых не всегда получало должную оценку. Скончался Гиацинт Риго в Париже 29 декабря 1743 года. Искусство Франции.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Прибалтика экскурсии
www.nitpa.org