Картинки про А.С. Пушкина (35 фото). Картины про пушкина


Картинки про А.С. Пушкина (35 фото)

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

Кто же не знает Александра Сергеевича Пушкина? В большом разнообразии картинок Пушкин вы сможете найти как портреты и миниатюры этого гениального поэта, так и иллюстрации к его творениям.

А.С.Пушкин

Пушкин с пером

Пушкин за столом

 

Пушкин задумался

 

Пушкин

А.С.Пушкин

 

zabavnik.club

А. С. Пушкин в портретах

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

 И молвит: то-то был Поэт!

А. С. Пушкин

Отрывок из второй главы  "Евгения Онегина"

   А. С. Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники. Портретная живопись - это искусство действенное, в нем утверждается определенное представление о человеке. Александр Сергеевич в живописи представлен в разных формах и жанрах: это и гравюры, и художественные портреты, и литографии, и ксилографии.

    К Пушкинскому дню России в зале каталогов ЦГБ им. А. С. Пушкина была организована выставка «Пушкин в портретах».

   Выставка состоит из двух разделов «Себя как в зеркале я вижу…» (Прижизненные портреты А. С. Пушкина) и «Здравствуй, племя младое, незнакомое!..» (Портреты, созданные после смерти А. С. Пушкина).

Раздел выставки "Себя как в зеркале я вижу..." (Прижизненные портреты А. С. Пушкина)

   Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» своего лица. Поэтому сделанных с натуры портретов поэта существует немного.

   Сохранившиеся портреты А. С. Пушкина, имеют большую историко-культурную и художественную ценность. Они позволяют судить о его внешнем и внутреннем облике, особенностях его характера и личности, о том каким видели и запечатлели своего гениального современника профессиональные художники и дилетанты, русские и иностранцы.

   На выставке представлена большая и лучшая часть изображений Пушкина - это репродукции интимных, камерных портретов, выполненных в технике миниатюры, рисунки итальянским карандашом, работы И. Е. Вивьена, портреты живописные, кисти В. А. Тропинина и О. А. Кипренского, станковая литография, исполненная Г. А. Гиппиусом, акварель П. Ф. Соколова и работа маслом И. Л. Линева.

   

   Хрестоматийные портреты Александра Сергеевича принадлежат кисти таких известных художников как Орест Кипренский и Василий Тропинин.
Фрагмент выставки с портретом А. С. Пушкина работы Кипренского

   Наверное, это один из самых известных всем романтических образов поэта. Заказчиком портрета был Дельвиг. Сам Пушкин комментировал в стихах этот портрет так: "… Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит..."

В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. 1827

   В 1817 году Пушкин был на вершине своей поэтической славы. Именно в это время появляется прекрасный, ныне хрестоматийный его портрет, созданный выдающимся русским живописцем в Москве. Пушкин сам заказал свой портрет художнику В. А. Тропинину и преподнес его в виде сюрприза своему другу – Сергею Александровичу Соболевскому.

Портреты Пушкина работы Вивьена. Белила, итал. карандаш.1826

   В 1826 году - уже по возвращению из ссылки - Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. Портрет Александр Сергеевич преподнес одному из ближайших друзей – Евгению Баратынскому.

  Наиболее интересные изображения А. С. Пушкина были созданы непрофессиональными художниками И. Л. Линевым и П. И. Челищевым, каждый из которых подметил в облике поэта черты, которые не смогли передать в своих произведениях знаменитые мастера.

И. Л. Линев. А. С. Пушкин. 1836-1837

   Считается, что это последний прижизненный портрет Пушкина. Самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Линев увидел не гения, не прославленного властителя дум русского общества, а простого несчастного человека, словно предчувствовавшего трагический свой рок, измученного  злобой завистников, предательством и клеветой.  Известный искусствовед Э. Голлербах говорил об этом портрете «убедительность и правдоподобие портрета несомненны… Всего правдивее, без прикрас и без всякой идеализации передает внешность Пушкина…»

П. И. Челищев. А. С. Пушкин и граф Д. И.Хвостов.1830

   Пушкин изображен быстро и стремительно идущим. Челищев прекрасно изобразил не только его лицо с безусловной похожестью, но и манеру шагать, и прогулочные бекешу, сапоги, цилиндр, трость. Академик И. Э. Грабарь писал о портрете: «видится нечто от той стремительности, изменчивости и неуловимости, которых не передает ни один длительно исполнявшийся портрет поэта».

Раздел выставки "Здравствуй племя младое, незнакомое!..."(Портреты, созданные после смерти А. С. Пушкина)

   В истории русского искусства есть своеобразная, ретроспективная галерея  портретов А. С. Пушкина, созданная после его смерти. Художники на основе изучения жизни, творчества, натурных портретов синтезируют конкретный образ поэта. Каждое новое поколение художников, переосмысливая поэзию Пушкина,  черпают в ней вдохновения для создания своих работ. И у каждого свой Пушкин.

   Творчество Пушкина и личность самого поэта привлекали таких художников, как И. Репин, И. Айвазовский, Н. Ге, К. Брюллов.  В год пятидесятилетия со дня смерти Пушкина появилась картина И. Репина и И. Айвазовского «Пушкин у моря». Прекрасные вещи создал В. Серов «Пушкин в парке» и «Пушкин в деревне». Портреты Пушкина писали Б. Кустодиев и К. Сомов, А. Бенуа и В. Фаворский,  М. Добужинский и К. Петров-Водкин.  В советское время  появилась обширная Пушкиниана - в живописи и графике Н. Ульянова. Достигли великолепных успехов А. Тышлер, П. Кончаловский, В. Попков, М. Кузьмин, В. Горяев, Надя Рушева и др.

   

Фрагмент выставки
Самые интересные из них представлены на выставке.

   

Фрагмент выставки
фрагмент выставки. Рисунки Нади Рушевой

   Это и портреты, созданные Надей Рушевой, которая изучала манеру графики Пушкина и отталкивалась от нее в своих графических работах. «Я живу жизнью тех, кого рисую», - писала она и рисовала Пушкина в кругу семьи, перенося нас из мира сегодняшнего в мир прошлого. В ее работах есть легкость, подвижность, точность линий, великолепная композиция, изысканность, свойственная XIX веку. Художница признавалась: «Мне думается, что Пушкин был легкий, веселый такой». Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал о Наде Рушевой: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха».

   

   Рисунки выдающегося русского художника-графика Николая Васильевича Кузьмина, который был блестящим иллюстратором Пушкина. Его первая пушкинская работа – цикл иллюстраций к юбилейному академическому изданию «Евгений Онегина» (1933) был отмечен большой золотой медалью на Всемирной выставке книги в Париже (1937). Пушкинский мир Н. Кузьмина был целой творческой эпохой протяженностью не менее полувека.

   И репродукции картин Айвазовского, который был знаком с Пушкиным. Эти два художника – художник пера и художник кисти встретились на одной из выставок в Петербурге (1836). Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», - вспоминал художник.

И. К. Айвазовский, "Пушкин на берегу Черного моря". 1887
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. "Прощание с морем" ("Прощай, свободная стихия..."). 1887. Холст, масло

   Айвазовский знал свою слабость в портрете и сам пригласил Репина написать Пушкина. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку».

 

Фрагмент выставки
Фрагмент выставки
  И, конечно же, на выставке мы не могли не уделить внимание образу А. С. Пушкина, воплощенному в картинах каменского художника Юрия Михайловича Северухина, который работал над пушкинской темой с 1975 года. За это время им создано более двухсот картин, так или иначе связанных с образом великого русского поэта. «Пушкинская» серия выставлялась в Москве, Свердловске, Каменске-Уральском. Некоторые работы находятся в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом. Наша библиотека является обладателем серии работ «Мой Пушкин» этого замечательного художника.
Ю. Северухин. Портрет А. С. Пушкина
Ю. Северухин. "Каменный гость". 1982
Ю. Северухин. "Ох, Балда!...". 1980

  Лично мне кажется очень интересным и необычным портрет кисти Юрия Михайловича, на котором изображен голубоглазый А. С. Пушкин.

   

Обложка альбома "Мой Пушкин"

   P.S. К 2010-летию со дня рождения поэта (в 2009 году) отдел литературы по искусству подготовил аннотированный список литературы «Пушкин в портретах», который не только представлен на этой выставке, но и был использован для ее подготовки.

moybibliomir.blogspot.com

Тропинин, портрет Пушкина. В. А. Тропинин, портрет Пушкина: описание картины

Всегда интересна судьба любой картины, которая попадается на наши глаза в художественных галереях и музеях. Особое любопытство, несомненно, вызывают портреты. Ведь на них изображены жившие когда-то или живущие ныне люди со своим характером, своей судьбой, дух которых уловил и увековечил на холсте художник. Будь то неизвестный нам человек или знаменитый, всегда любопытно глубже окунуться в судьбу как мастера, создавшего шедевр, так и человека, изображенного на картине.

Сегодня в центр нашего внимания попадет портрет А. С. Пушкина. Тропинин Василий Андреевич стал одним из многих художников, который запечатлел на холсте великого русского поэта. Как складывались судьба и творческий путь художника до этого знакомства? При каких обстоятельствах был написан портрет и где он теперь? Давайте узнаем об этом.

Несколько слов о художнике

Родиной Василия Тропинина, которого справедливо считают одним из самых выдающихся портретистов своего времени в России, является село Карпово Новгородской губернии. Как ни парадоксально, но отцом Тропинина был крепостной крестьянин графа Миниха, и когда его дочь – Наталья Антоновна Миних - стала женой графа Моркова, юный художник был передан в счет приданого новому хозяину.

тропинин портрет пушкина

Когда граф Морков отправил Тропинина в Петербург для изучения кондитерского дела, тот тайно посещал лекции в Академии Художеств. Его прирожденный талант к живописи поспособствовал тому, что Тропинину разрешили быть вольнослушателем Академии. Однако образование он так и не получил и должен быть ехать вместе с барином на Украину.

Постепенно он все больше привлекал внимание общественности своими поистине талантливыми работами. Наконец, в 1823 году он стал свободным, получил звание академика и начал свою жизнь в Москве, недалеко от Большого Каменного моста. Именно там написал Тропинин портрет Пушкина, ставший впоследствии одним из известнейших изображений поэта.

Творческий путь

Ранние произведения Тропинина характеризуются интимностью образов, нежной, но в то же время очень выдержанной красочной гаммой, которую он использовал, рисуя этюды-портреты своих хозяев – семьи Морковых.

В работах периода 1820-1830 гг. можно увидеть скульптурную четкость объемов, энергичную и внимательную характеристику модели, полнозвучие цвета, которые начал использовать Тропинин. Портрет Пушкина, относящийся к этому периоду, как раз сполна демонстрирует все вышеперечисленное.

В картинах 1830-1840-х гг. происходит усиление жанровых черт, усложнение композиции. Тропинин уделяет большое внимание различным деталям, что способствует созданию острохарактерных, типических образов его современников. Работы того времени также характеризуются внешне романтическими тенденциями, в основном не свойственными его творчеству.

Главной целью художника было показать типичность изображаемых им героев, передавая внутреннюю привлекательность и не показывая их явную принадлежность к тому или иному классу. Рисуя конкретных людей, он пытался показать все то, что было типичным для людей этого круга. Такова картина «Кружевница», пронизанная искренностью и теплотой чувств к простому человеку из народа.

художник тропинин картины

Художественно ценны и подготовительные рисунки, над которыми работал в процессе художник Тропинин. Картины его сыграли свою важную роль, развивая русское демократическое искусство XIX века и формируя московские художественные традиции.

История создания портрета

Известно, что сам Пушкин не очень-то любил позировать художникам. Именно по этой причине так мало написанных с натуры изображений поэта. Однако после его возвращения из Михайловской ссылки, по окончании дела декабристов, в 1827 году были написаны два таких портрета, ставшие впоследствии классикой русской живописи и лучшими изображениями Пушкина. Первый написал О. А. Кипренский, а В. А. Тропинин, портрет Пушкина которого признан самым реалистичным изображением, создал второй.

Вопреки распространенной версии, портрет был написан по заказу самого поэта, а не его друга Сергея Александровича Соболевского, который желал перед отъездом получить портрет Пушкина в своем обычном виде, а не при полном параде. Это стало ясно из письма Соболевского, опубликованного в 1952 году, где говорилось, что поэт тайком заказал картину и преподнес ее другу в качестве подарка.

С выбором художника определиться было легко, так как Василий Андреевич в то время уже был известен в качестве отличного портретиста. Однако в процессе работы пришлось отказаться от первоначального замысла, который противоречил привычной, устоявшейся системе, приверженцем которой был Тропинин. Портрет Пушкина в окончательном варианте изображал скорее не интимную непринужденность и естественность позирующего, как того хотел Соболевский, а поэтический беспорядок, с которым в романтическом искусстве так часто ассоциируется вдохновение. Была прекрасно передана глубокая внутренняя значительность и творческая напряженность поэта.

Все это пытался показать зрителю, создавая портрет Пушкина, Тропинин. Описание картины лишний раз доказывает, что ему это удалось. Поэт сидит, его поза естественна и непринужденна. Правая рука с двумя перстнями на пальцах лежит на столике, рядом с раскрытой книгой. На нем просторный домашний халат с синим воротником, на шее – длинный голубой шарф. Фон и одежду объединяет общий золотистый с коричневым цвет, благодаря чему выделяются лицо и отворот рубашки, который является центром композиции. У Тропинина не стояла цель приукрасить внешность Пушкина, но он с успехом воссоздал и запечатлел высокую одухотворенность поэта.

портрет пушкина тропинин описание

Судьба полотна

Интересна и история жизни картины. Соболевский снял уменьшенную копию с портрета у Авдотьи Петровны Елагиной, чтобы возить ее с собой. И хотя выполнена она была профессионально, вся суть портрета была утеряна. Как пишут исследователи, она не передавала ту внутреннюю силу и движение, которые несет оригинал.

Покидая Россию, Соболевский оставил портрет на хранение все той же Авдотье Елагиной. Однако, вернувшись из-за границы пять лет спустя, обнаружил подмену оригинала на низкокачественную копию.

Подлинный портрет появился в середине 50-х годов в одной из меняльных лавок. В 1909 году он попал в собрание Третьяковской галереи, а после революции, в 1937 году, переехал во Всесоюзный, ныне Всероссийский музей А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Сейчас портрет находится в Мемориальном Музее-квартире Пушкина на набережной реки Мойки, 12, входящем в музейный комплекс.

Критика работы

Современниками единодушно признавалось сходство тропининского портрета с реальным Пушкиным. Но одним из критиков отмечалось, что художник не смог передать в полной мере взгляд поэта. Едва ли это высказывание может быть справедливым, так как напряженный и пристальный взгляд Пушкина с портрета выражает подлинное вдохновение в моменты творческого порыва.

В отличие от работы Кипренского, портрет Тропинина более скромный, но не уступает первому ни в живописной силе, ни в выразительности.

Портрет Тропинина и портрет Кипренского

портрет а с пушкина тропинин

Оба этих портрета были созданы в один год и показывают два разных образа поэта. Портрет Кипренского был написан летом 1827 года по заказу друга Пушкина, А. А. Дельвига. На нем Пушкин вдохновлен, с глубоким, но рассеянным взглядом, глубоко сосредоточен. Пушкин работы Кипренского наполнен торжественностью и значительностью.

Это кардинально отличается от того, что написал Тропинин. Портрет Пушкина его кисти, как мы уже говорили, изображает поэта в образе обычного человека в домашней обстановке и одежде. Этот образ более близкий и теплый для зрителя.

Другие изображения Пушкина

Помимо ставших классикой портретов Тропинина и Кипренского, существуют и другие изображения Пушкина. Самым первым из них стала миниатюра работы неизвестного художника, на которой поэт изображен в возрасте примерно трех лет.

портрет пушкина фото

После этого было написано множество портретов и сделаны копии и списки с классических изображений поэта. Сам Пушкин, хорошо зная черты своего лица, рисовал автопортреты в профиль, первый из которых появился в процессе подготовки к публикации первого сборника стихов.

в а тропинин портрет пушкина

Однако сложно поспорить с тем, что любой портрет Пушкина, фото которого мы видим в Интернете или книгах, может заменить эстетическое наслаждение от созерцания оригинала, выставленного в картинной галерее. Только там можно почувствовать неповторимый колорит и дух, исходящий от полотна, и в полной мере понять замысел художника.

fb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта