Описание картины Константина Коровина «Крым. Гурзуф». Гурзуф картина коровина


Коровин "Крым. Гурзуф" описание картины, анализ

Korovin-Konstantin-krym-gurzuf

Картина замечательного русского импрессиониста Константина Коровина «Крым. Гурзуф» относится к так называемому «крымскому» периоду творчества художника. Он очень любил бывать на своей даче в Крыму, где чувствовал необычайное вдохновение. Известно о существовании у художника нескольких картин, посвященных небольшому курортному городку под названием Гурзуф.

На картине «Крым. Гурзуф», которую Коровин написал в 1917 году, сразу бросается в глаза буйство красок природы южного приморского города. Она написана в традиционной манере коровинского импрессионизма: широкие, очень яркие мазки, от которых на близком расстоянии просто рябит в глазах. Поэтому рассматривать ее лучше с некоторой дистанции. Тогда она полностью открывает перед зрителем свои художественные достоинства.

В композиционном плане главенствующей на картине является диагональ. Ей подчинены все элементы и детали. Нижний левый угол полотна занят пестрым травяным ковром, из которого растут два дерева. Их листва изображена с нарочитой небрежностью, словно южный теплый ветер помешал художнику остановить мгновение. Тянущиеся вверх стволы деревьев добавляют картине легкости и воздушности. В противоположной, правой части полотна художник изобразил еще одно дерево, и все вместе они образуют своеобразное обрамление картины, придавая ей уютный и законченный вид. Залитая солнцем дорожка, за которой следует взгляд зрителя, ведет через арку к бесконечной голубой морской глади. Еще одна диагональ вырисовывается горной цепью фиолетового цвета, изображение которой параллельно песчаной дорожке.

Яркие и пестрые краски преображают южный пейзаж в подобие театральной декорации. Но эта театральность и постановочность нисколько не мешает наслаждаться художественными впечатлениями Константина Коровина от буйства красок южной природы, изображенного живописцем на картине «Крым. Гурзуф».

Год написания картины: 1917.

Размеры картины: нет данных.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: импрессионизм.

Галерея: нет данных.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Константин Коровин «Пирс в Гурзуфе» (Пристань в Гурзуве). Описание картины

Константин Коровин «Пирс в Гурзуфе» (Пристань в Гурзуве)

Творчество, посвящённое Крыму  — отдельная страница в творчестве Константина Коровина. Художник приобрёл участок на берегу Гурзуфского залива, где выстроил двухэтажную виллу по своему собственному проекту в стиле конструктивизма.

Одна из самых ярких работ, посвящённых великолепному живописному краю на Чёрном море, картина «Пристань в Гурзуфе». Живописец искал в ней утешение и спокойствие – совсем недавно произошёл несчастный случай с его младшим сыном, угодив под трамвай, тот лишился ног. Коровин тяжело переживал семейную трагедию и удалился в 1914 году в своё имение, погрузившийся в творчество, где он и черпал положительные эмоции.

Как сильно хотел мастер защитить своё творчество от минорных нот и печали, как старался он не допустить на холст мрак, царивший в его душе! Только этим объясняется столь яркая палитра полотна, пронизанная светом и оптимизмом. Это жизнеутверждающая песнь знойной южной природе, такой торжественной и многокрасочной.

На открытой пристани сидит девушка в шляпе с широкими полями. Всю скромную обстановку кафе заливает солнечный свет, который щедро играет в мелких всплесках волн Чёрного моря, которое вопреки названию переливается всеми оттенками бирюзовой краски.

С точки зрения техники, картина также примечательна – Коровин выбрал здесь широкие локальные цветовые пятна, грубоватые мазки, достаточно контрастные по цвету, чтобы говорить о некой декоративности. Многие искусствоведы любят сравнивать картину с некой волшебной декорацией.

Что касается стиля, то данная работа Коровина отсылает нас к аналогичным картинам Моне и Ренуара. Игра цвета и света призвана изобразить красоту и эксклюзивность сиюминутности. Красота вокруг нас – твердит зрителю Коровин. Здесь она в переливе воды, важно плывущем паруснике с белоснежными парусами, цветущих деревьях, россыпи разноцветных домиков, примостившихся густо на склонах гористой местности Гурзуфа, в летнем зное крымского воздуха, который так явственно льётся к нам с полотна.

Художник очень любил Гурзуф с его живописным ландшафтом, утопающим в зелени, и картина «Пристань в Гурзуфе» ещё одно тому подтверждение.

1914 г. Масло, холст. 89 x 121 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

www.hudojnik-impressionist.ru

Крым в творчестве Константина Коровина

опубликовано: ноябрь 2017

23 ноября (5 декабря) 1861 года в московской купеческой семье на свет появился мальчик, которому уже в недалеком будущем предстояло стать выдающимся живописцем, поразившим современников своим самобытным колористическим даром, стать тем, кого позже назовут первым русским импрессионистом. 

Константина Алексеевича Коровина бог одарил множеством талантов. Художник, архитектор, театральный декоратор, педагог и писатель, он казался баловнем фортуны, беззаботно шагающим по жизни. На самом деле судьба уготовила Коровину немало испытаний, но, несмотря ни на что, он оставался человеком добрым и обаятельным, а большая часть его работ – особенно тех, на которых изображены натюрморты и пейзажи Крыма и юга Франции – была  наполнена ликованием и радостью жизни. 

Дед будущего художника по отцовской линии, Михаил Емельянович, был выходцем из владимирских крестьян-старообрядцев, дослужившимся до первой купеческой гильдии. Его сын, Алексей Михайлович, получил университетское юридическое образование и унаследовал от отца ямской извоз, однако, не сумев продолжить дело, вскоре разорился. Обедневшему семейству пришлось продать дом в столице и переселиться в подмосковные Большие Мытищи. Но именно там, в деревне, еще в раннем детстве будущий художник ощутил всю прелесть родной природы. Это чувство он пронесет потом через всю свою жизнь.

Любовь к искусству Константину Коровину и его старшему брату Сергею (также ставшему живописцем) прививали и дед, ценивший музыку и принимавший в своем доме художников, и увлеченный литературой отец, и мать, Аполлинария Ивановна, рисовавшая акварели и игравшая на фортепьяно и арфе.

В 1875 году Константин Коровин становится студентом Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества. Сначала он изучал основы архитектуры, а затем перевелся на живописное отделение, где преподавали А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. В 1881 году юноша решил продолжить обучение в натурном классе Петербургской Академии Художеств, но всего через три месяца вернулся обратно в МУЖВЗ: строгий «академический дух» претил его темпераменту и импульсивному характеру. 

Работы молодого художника уже в годы учебы выделялись свежестью восприятия и оригинальными колористическими решениями. Написанный в 1880-е годы наполненный светом «Портрет хористки», критики позже назовут первым произведением русского импрессионизма. Сам же Константин Коровин говорил, что у него «нет направления и нет моды», а в своем творчестве он старается передать безусловную радость и красоту окружающего мира. Но стремления художника отойти от традиций академизма и влияния передвижничества вызывали неоднозначную оценку современников: его то чествовали как «огромного таланта», то обвиняли в декадентстве. 

В 1884 году, благодаря Поленову, Коровин знакомится с известным меценатом, промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым. Эта встреча во многом определила не только дальнейшую творческую жизнь живописца, но и будущее русского театрально-декорационного искусства. Константин Коровин был приглашен в Русскую частную оперу Мамонтова и принял участие в оформлении более трех десятков постановок. Впоследствии художник успешно сотрудничал с Большим и Мариинским театрами. Красочные декорации и костюмы по эскизам мастера, наравне с музыкой и актерской игрой, выступавшие частью единого сценического пространства, стали настоящим прорывом для сценографии рубежа XIX-XX веков. 

К сожалению, декорационная работа отнимала у Константина Алексеевича немало сил, и времени на проработку собственных холстов у него почти не оставалось. Но художник часто и не стремился к тщательному вырисовыванию деталей. Начав с традиционной живописи, позже он выработал собственную манеру эскизного письма с широкими энергичными мазками. Художник старался работать как можно быстрее, чтобы успеть отобразить живые, мимолетные впечатления, ведь иначе, по его словам, «все замирает». 

Множество живописнейших этюдов было выполнено Коровиным на пленэре на подмосковной даче Поленова, а позже – в  Охотино, где в 1897 году он построил небольшой дом. С конца 1880-х годов живописец начал выезжать в Европу, в Париж, где познакомился с новейшими течениями в искусстве, а в 1890-е побывал на Севере. Но, пожалуй, самые яркие и жизнерадостные картины были написаны Константином Коровиным в начале ХХ века в солнечном Крыму.

Деятельность художника была чрезвычайно разнообразной. Коровин оформлял павильоны и масштабные панно для Нижегородской (1896) и Парижской (1900) выставок, входил в творческие объединения художников и принимал участие в издании журнала «Мир искусства». Творчество он совмещал с выставочной и педагогической деятельностью. В 1905 году художник получил звание академика живописи, а в 1909-м – стал профессором Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества. В годы Первой мировой войны Коровин занимался вопросами маскировки и камуфляжа в штабе русской армии. 

Революционные события 1917 года перевернули жизни многих, втянули они в свой круговорот и Константина Алексеевича Коровина. При новой власти художник сначала занимал административные посты в области культуры, принимая участие в организации выставок и аукционов и сохранении памятников, но через некоторое время он от должностей отказался. 

Вскоре после революции Коровин лишился своей мастерской. Из столицы ему пришлось перебраться в Тверскую область, в деревню Островно. Несмотря на разруху и голод, художник продолжал писать картины, но его творчество все чаще подвергалось критике и нападкам, на этот раз за «буржуазность». 

В 1923 году Коровин с семьей выехал из страны, сначала в Германию, а затем и во Францию, в Париж, для организации выставки и лечения сына-инвалида и так там и остался, хотя все время мечтал вернуться на родину. В эмиграции художник продолжал работать как сценограф и заниматься живописью, но в средствах он был крайне ограничен. Позже, когда у Константина Коровина ослабло зрение, он нашел себя в литературном творчестве: писал рассказы и мемуары.

11 сентября 1939 года художник скончался от сердечного приступа, случившегося на парижской улице во время воздушной тревоги. Коровин ушел из жизни, так и не увидев больше милой его сердцу русской природы, запечатленной им на красочных и полнозвучных полотнах. 

Крымские пейзажи заняли особое место в творчестве живописца. Впервые на полуострове художник побывал еще летом 1889 года, но яркая и многоцветная южная палитра привлекла его пристальное внимание чуть позже. Во время очередного визита в Крым Коровин был ослеплен буйным праздником цвета, блеском волн и игрой солнечного света. Сложившийся к тому времени творческий стиль живописца, его техника быстрых мазков кистью как нельзя лучше подходили для отображения пышной крымской природы и переменчивого освещения. 

Весной 1904 года Константин Коровин навещал в Крыму товарища своей юности – Антона Чехова. Там, на окраине Ялты, в деревушке Аутка, у тяжело болевшего писателя был свой дом. Услышав о том, что художник тоже мечтает о кусочке земли на крымском берегу, Чехов предложил ему свою дачу в Гурзуфе, построенную у Генуэзской скалы, над маленькой бухтой. Однако там поселиться Коровин не мог, шум моря, волны которого подходили почти к самым стенам домика, вызывал у него сильное сердцебиение.

Позже художник все же выкупил участок земли в Гурзуфе, неподалеку от чеховской дачи, и в 1910-1912 годах построил там, на месте старой харчевни, двухэтажный дом с мастерской по собственному проекту. Виллу Коровин назвал «Саламбо» в память о балете А. Ф. Арендса по роману Г. Флобера, к которому он рисовал декорации для Большого театра. В доме у Коровина побывали многие его знаменитые современник – артисты, писатели, художники. Среди них были Шаляпин, Суриков, Репин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький.

В Гурзуф Константин Алексеевич приезжал до 1917 года, там он подолгу жил и работал. Домик Чехова, хорошо видный с террасы коровинской мастерской, часто попадал на картины художника. 

В Крыму Коровин писал не только наполненные солнцем пейзажи, но и яркие натюрморты, нередко совмещая эти жанры. С 1910-х годов полотна мастера становятся более красочными и свободными. В этот период окончательно формируется его эскизная, широкая и свободная манера живописи. Художник предпочитал писать этюды, ведь именно их сиюминутность и недосказанность позволяла ему наиболее точно передавать ощущения от дрожащего от полуденного зноя воздуха, солнечных бликов, крымского ветра, аромата трав и свежести морских волн. Константина Коровина недаром называли «Моцартом живописи», сочетая краски, он и сам сравнивал их со звучанием аккордов. 

Крыму художник посвятил множество чудесных картин. Одни работы поражают разнообразием оттенков точно подобранных тонов, другие – радуют яркостью открытых, почти не смешивающихся между собой красок. На некоторых из них изображены виды Ялты и Алупки. 

- Улица в Ялте. 1904- Кафе в Ялте. 1905 -  Ялта ночью. 1905 - Ялтинский порт. 1909- Татарская улица в Ялте. Ночь. 1910- Улица в Ялте. Вторая половина 1910-х- Алупка. 1912

Среди работ Коровина есть и посвящение Бахчисараю.- Бахчисарай. 1907

Приезжая в Крым, художник не раз бывал в Симферополе и Севастополе. А зимой 1915-1916 годов ему пришлось пройти лечение у севастопольских докторов. Несмотря на болезнь, Константин Коровин написал в этот период несколько мастерских этюдов и картин.

- На балконе. Вечер в Симферополе- Симферополь. Ночь. 1916- Севастопольский базар. 1915- Севастополь вечером. 1915- Фаэтон в Севастополе. 1916- Севастополь зимой. 1916- Праздник на воде. 1916 - Гавань в Севастополе. Этюд. 1916- Севастополь. 1916- Рыбачья бухта. Севастополь. 1916- Севастополь. Этюд - Вид на гавань

Многие яркие и артистичные крымские холсты были созданы художником в Гурзуфе. Некоторые работы написаны им на пленэре, другие – в мастерской на вилле Саламбо. 

- Гурзуф. 1906- На берегу моря в Крыму. Этюд. 1909- Гурзуф. 1900-1910- Балкон в Крыму. 1910- Южная ночь. Гурзуф. 1910-е- Гурзуф. Этюд. 1911- Вид с террасы. Гурзуф. 1911- Чайная в Крыму. 1911- Вид Гурзуфа. 1911- Гурзуф вечером. 1912- Пристань в Крыму. 1913- Гурзуф. 1913- Вид мастерской. Гурзуф. Крым (Комната на юге). 1914.- Гурзуф. 1914- Вечер на веранде. 1914- В саду. Гурзуф. 1914- Пристань в Гурзуфе. 1914- На причале. Гурзуф. 1914- На берегу Черного моря. 1914.- Берег Чёрного моря (Вид на берегу Чёрного моря). 1914- Гурзуф. 1915. Холст, масло. 74 х 93 см- Гурзуф. Старый город. 1915- Гурзуф. 1915- Гурзуф. 1915. Картон, масло. 65,5 х 87,5 см - Гурзуф. Набережная. 1915 - Гурзуф летом. 1916- Пристань в Гурзуфе 1916- На террасе. 1916- Гурзуф. 1917. Холст, масло.  65 x 86 см- Причал в Гурзуфе. 1917- Гурзуф. 1917. Холст, масло. 53,5 х 65 см - Базар цветов в Гурзуфе. 1917- Гурзуф.1921. Картон, масло. 29,5 х 39,5 см- Гурзуф. 1921- В Краснокаменке под Гурзуфом- Гурзуфский пейзаж- Дорога в Гурзуф - Лето в Гурзуфе. 1917- Гурзуф. Бумага, гуашь, акварель- Южный пейзаж на побережье - Невольничий рынок на Востоке. Эскиз декорации к балету А. Адана и Ц. Пуни «Корсар». 1912

В 1910-е годы живописец увлекся декоративно красочными натюрмортами. Большая их часть была написана в Гурзуфе. Особое место на картинах Коровина часто занимали любимые им розы, нередко изображаемые на фоне моря. А в Севастополе художник, являющийся страстным рыболовом, не раз писал натюрморты с рыбой. 

-  На берегу моря. 1910. Холст, масло. 46 × 77 см- Розы на террасе. Крым. 1910. 64 × 65,3 см- Ваза с цветами у окна с видом на море. 1912 - Розы. 1912- Гурзуф. Натюрморт. 1914. Холст, масло. 36 x 51 см- Гурзуф. Корзина фруктов. 1916. Холст, масло. 67 х 88 см-  Цветы. Гурзуф. 1916. Холст, масло. 87 х 66 см - Натюрморт с розами. 1916 -  Натюрморт. 1916. Холст, масло - Гурзуф. Розы и фрукты. 1917. Холст, масло. 88,5 х 66,5 см- Цветы. 1917 - Розы и фрукты. 1917. Бумага на холсте, масло. 90 x 67 см-  Розы. 1910-е. Холст, масло. 66 х 88 см - Натюрморт. Вино, фрукты. 1910-е. Холст, масло. 67 × 89 см - Розы. Крым (Розы и яблоки)- Розы. Гурзуф - Цветы. Гурзуф- Букет роз - Цветы. Натюрморт на берегу моря. Холст, масло- Ваза с розами -  Букет роз - Рыбы. 1916. Холст, масло. 85 x 125 см- Рыбы 1916. Холст, масло. 106 x 88 см- Рыбы, вино и фрукты. 1916. Холст, масло. 66 × 87,7 см-  Натюрморт с рыбой и фруктами. 1900-1910-е. 38 х 26 см

В названиях ряда работ крымского периода нет упоминания конкретной местности, запечатленной художником, или узнаваемых с первого взгляда пейзажей. Можно лишь предположить, где именно они были написаны.

- На берегу Черного моря. 1900-е. Холст, масло. 143 x 103 см - Южная ночь. 1904- На юге. 1906- Дорога в южном городе. 1908- Сакля в Крыму. 1910- Крым. Фруктовая лавка. 1911- Ночной этюд. 1911- Крымский пейзаж. 1912. Картон, гуашь. 32 х 40 см- Крымский пейзаж. 1912. Холст, масло. 69 × 84 см- Тройка. Крым. Провинция, 1914- Ранний вечер, Крым. 1915- Высокий берег. 1916- В Крыму. 1916. Холст, масло. 87,5 х 66,5 см- Вечер. 1917. Холст, масло. 88 х 67 см- Крым. Цветущий миндаль- Берег. Картон, масло- Крым - Крымский пейзаж - Фрукты из сада - Пейзаж с домами 

Глядя на работы Константина Коровина, сложно представить, что в его жизни были не только счастливые времена, но и невзгоды, и даже трагедии. Кисть живописца всегда оставалась быстрой и легкой. Он был убежден, что картины должны нести зрителям радость, и никому не нужно видеть «пота и мучений» художника. Любовь к природе и людям Коровин передал в своем жизнеутверждающем творчестве. Мир на полотнах художника наполнен восхищением и чарующей красотой, тем, что он сам называл «пением за жизнь».

irmasirin

krymkrymkrym.ru

К. Коровин. В саду. Гурзуф. 1914

опубликовано: ноябрь 2017

К. Коровин. В саду. Гурзуф. 1914. Холст, масло. 89,6 x 121,3 см 

К середине 1910-х годов в творчестве К. Коровина все больше проявляются элементы экспрессионизма и декоративизма, и картина «В саду. Гурзуф», написанная художником в Крыму в 1914 году, наглядно это демонстрирует.

Коровин изображает жанровую сцену – три дамы и кавалер позируют художнику в солнечном саду, под сенью зеленых деревьев, у покрытого белой скатертью стола. Но взгляд почти не задерживается на лицах и фигурах людей. Они словно растворяются среди красочных контрастных пятен света и теней, отбрасываемых шелестящей листвой, сквозь которую просвечивает ярко-голубое небо.

Картина похожа на причудливый восточный ковер, в узоре которого переплетаются солнечные «зайчики» и дрожащие пятна живописных теней. Яркость бело-желтых мазков на свету подчеркивают густые фиолетово-голубые, лиловые и бордовые цвета в тени. Богата на оттенки и зелень: цвет листьев на холсте варьируется от желтоватых до синих тонов. На светлом фоне тени становятся бледнее, голубые и сиреневые, они словно скользят по скатерти и белым нарядам прекрасных дачниц.

Курортные издания Крыма писали, что летний сезон 1914 года выдался особо оживленным. Они сообщали также, что в начале лета на своей гурзуфской даче гостил художник К. Коровин, и в это время он написал много чудесных этюдов. Известно, что в доме живописца бывало немало именитых гостей, в том числе певец Федор Шаляпин с дочерями Лидией и Ириной и драматическая актриса Надежда Комаровская. Нередко именно они позировали для работ мастера. Так, Комаровская, предположительно, изображена на одной из самых известных крымских картин художника -- «Гурзуф» (1914).

Несмотря на идиллический сюжет и, казалось бы, безмятежное настроение людей, изображенных на холсте, отрывистые рваные мазки и хаотичная пестрота рождают чувство тревоги и беспокойства, ощущается незримая напряженность, уже разлитая в воздухе. Пока никто еще не знает, что Россия стоит на пороге большой войны, в которую Европу вот-вот втянет Австро-Венгрия. А чуть позже страну ждут мощные революционные потрясения.

irmasirin

К. Коровин: крымские произведения

krymkrymkrym.ru

Дом Коровина в Гурзуфе

опубликовано: ноябрь 2016

Каждый, кто прогуливался по центральной части Гурзуфа, не мог не заметить скульптурную группу у входа в пансионат имени Коровина. Два представителя русской культуры начала двадцатого века – А.К. Коровин и Ф.И. Шаляпин – запечатлены  в бронзе и являются напоминанием о богатой истории совсем другого Гурзуфа, курорта художников, писателей, поэтов и артистов. Скульптура также является напоминанием молодому поколению жителей посёлка о том, что один из корпусов современного пансионата был домом Коровина – выдающегося русского художника.

 

Дом Коровина

Константин Алексеевич Коровин – великий русский живописец, многие известные  его работы находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи и других отечественных музеев. Его брат Сергей тоже был известным художником. Кроме таланта живописца Константин Алексеевич был щедро одарен музой литературы.

Константин Коровин был не первым художником, появившимся на южном побережье Крыма, которое стремительно набирало славу первого курорта Российской империи. Не первым он был из тех, кто писал крымские пейзажи. До него среди благодатной природы полуострова  творили И.Е. Крачковский,  К. Боссоли,  Ф.А. Васильев, В.Д. Орловский, Ю.Ю. Клевер, И.К. Айвазовский, М.П. Латри, А.И. Куинджи. После первого же посещения Коровин очарован и пленен Крымом. Он твердо решил построить здесь собственный дом, для строительства выбрал хорошеющий изо дня в день Гурзуф. На месте будущего дома Коровина некогда стояла харчевня. Живописец покупает этот участок и строит себе дачу, которую впоследствии называет «Саламбо». Так называется роман Гюстава Флобера, по сюжету которого в Большом театре ставился балет А.Ф. Арендса, а  художник писал к нему декорации. Коровин так писал о новом доме:

«В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары – две  большие скалы, выступающие из моря, - "пустынные скалы". На скалах этих никто не жил. Только со свистом летали стрижи. Там не было ни воды, ни растительности».

Начиная с 1910 года и вплоть до начала революции, художник живет подолгу в своём новом доме и много работает. Именно в доме Коровина появились такие полотна, как  «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1911), «Пристань в Гурзуфе» (1912), «Гурзуф вечером» (1912), «Гурзуф» (1915), «Гурзуф» (1917) , «Базар цветов в Гурзуфе» (1917). Живописец работал над несколькими картинами сразу в зависимости от того, в какой части дня он писал. Утром он брался за одну картину, вечером за другую. На балконе мастерской дома Коровина были написаны «Балкон в Крыму», «На террасе», «Вечер. Интерьер». Чем дальше, тем больше живет художник на своей даче Саламбо. После начала Первой мировой войны дом Коровина почти не пустует. Нравится Константину Алексеевичу жить в Гурзуфе даже зимой, которая здесь очень мягка.

Среди работ той поры можно выделить известную картину «Пристань в Гурзуфе» (1914 год). В то время импрессионисты выходили из моды, но Коровину удалось создать яркий и живой шедевр, тем более ценный для крымчан, что создан в Гурзуфе. Эта картина хранится в Государственном Русском музее. Характерной для этого периода работой можно назвать и картину «Гурзуф» (1914 года), на которой изображена молодая женщина, прислонившаяся к парапету гурзуфской набережной, на фоне её скалы и синее море.

В доме Коровина всегда было много гостей, и гостей именитых. К нему приезжали Горький, Шаляпин, Репин, Куприн, Мамин-Сибиряк. В 1911 году Коровиным был написан знаменитый портрет Фёдора Шаляпина, который впоследствии был взят за основу для памятников великому российскому оперному певцу. Один из них стоит на могиле Шаляпина на Новодевичьем кладбище, куда был перевезен прах певца из-за границы уже после войны, другой памятник – всем известная бронзовая скульптура у входа в дом Коровина.

Скульптуры у входа в Дом Коровина 5757. Зимой у Дома Коровина
Скульптуры у входа в Дом Коровина Зимой у Дома Коровина

В 1917 году Константин Коровин покидает Гурзуф. Он так и не найдёт себя среди советских живописцев. После мытарств по государственным учреждениям живописцу пришлось покинуть Советский Союз навсегда – благо в 1923 году за пределы молодой страны ещё выпускали. Поспособствовал отъезду нарком просвещения Луначарский. Жил и работал Коровин в Париже, где и скончался в 1939 году.

В советское время бывший дом Коровина был национализирован. Вскоре в нем открылся дом отдыха. После окончания Великой Отечественной войны в здании дачи «Саламбо» открылся Дом творчества художественного фонда. С тех пор здесь отдыхают советские художники и скульпторы. В 1961 году на стене дома Коровина открыта бронзовая мемориальная доска скульптора С. Моргачева с барельефным изображением профиля Коровина. Сейчас в мемориальной комнате К.А. Коровина можно увидеть некоторые работы художника.

Вот этот самый дом Константин Коровин завещал русским живописцам. В 2001 году у ворот дома Коровина появилась скульптурная композиция, на которой изображены в бронзе Ф.И. Шаляпин и К.А. Коровин, будто бы ведущие непринужденную беседу. Проект осуществили скульпторы К. Синицкий и М. Левченко.

 

Пансионат имени Коровина

В настоящее время бывший дом Коровина является первым корпусом пансионата, названного также его именем. Второй корпус – современное пятиэтажное здание, расположенное чуть западнее первого корпуса. У пансионата собственный галечный пляж в полутора сотнях метров от корпусов. На территории пансионата разбит небольшой парк. Инфраструктура классическая – теннисный корт, спортивная площадка, кафе, ресторан, бильярд, библиотека.

Дом Коровина и розы

В Крыму Коровин всё чаще обращается к жанру натюрморта. Рисование становится страстью художника. В дом Коровина в Гурзуфе были перевезены все его красивые вазы. Художник подолгу соотносил цветочные букеты с вазами, искал удачные сочетания, подбирал выгодное освещение. Чаще всего в его натюрмортах изображены розы. А сортов роз в Крыму благодаря селекционерам Никитского ботанического произрастало немало. Повсюду в доме Коровина стояли розы самых необычных форм и расцветок в кувшинах и вазах.

В июле 1916 года в письме Крайтеру Коровин признается:

«Написал четыре картины роз лучше прежних… Скажу по правде, писать очень трудно, т.к. очень жарко, все какое-то расплавленное… Розы, и довольно плохие, здесь продаются по 30 коп. штука. Газеты у Вас пишут, что здесь все переполнено, а на самом деле в Ялте совсем пусто…».

В то время купить розы в июле было сложно, отсюда и жалоба Константина Коровина. Часто приходилось писать по памяти либо использовать бумажные макеты цветов – есть в коллекции живописца и такие работы. Но, как бы то ни было, в доме Коровина в Гурзуфе родились многие шедевры, вошедшие в сокровищницу русской натюрмортной живописи. Это «Розы и яблоки» 1917 года, где на фоне видно синее море, это «Розы» 1912 года, где кроме моря вдали видны скалы (на них расположилась дача Чехова, но на картине этого не видно), это и «Натюрморт. Розы» 1916 года.

Кусты роз оплели и вход во двор дома Коровина. Это китайская желтая роза, или роза Бэнкса. Ветви этих кустов вьются.

. Дом Коровина, роза Бэнкса
Дом Коровина, роза Бэнкса

Кустам роз дома Коровина более сотни лет. Ещё одна заметная разновидность китайской розы – роза Форчуна – растет  над входом в дом Коровина и тоже является современницей хозяина. И даже в эмиграции Константин Алексеевич продолжает рисовать розы на фоне моря, скучая по своей самобытной даче «Саламбо».

 

Как добраться до дома Коровина в Гурзуфе

Если вы приехали на автостанцию «Гурзуф», то вам необходимо по самой длинной улице поселка – Ленинградской  – идти до пересечения с улицей Чехова. Пересечение это можно считать центром Гурзуфа – тут находится маленькая красивая площадь с фонтаном. В начале улицы, по адресу Чехова, 1 и находится бывший дом Коровина. До набережной – несколько десятков метров.

olegman37

Гурзуф в деталях​

krymkrymkrym.ru

Гурзуф - Коровин Константин Константин

художник

Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в Москве в семье зажиточного купца-старообрядца. Оба родителя - Алексей Михайлович – из крестьян и Аполлинария Ивановна – из дворян   хорошо рисовали. Этим занятием  с ранних лет  увлеклись и их сыновья - Константин и Сергей, ставшие профессиональными художниками. Большое влияние на становление Коровиных как  художников, оказал родственник матери – Илларион Михайлович Прянишников. В 14 лет Константин вслед за старшим братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества  на архитектурный факультет. После двух годов обучения он перевелся на факультет живописи в класс знаменитого  пейзажиста А.К. Саврасова.   Закончив училище в 1886 году,  Коровин не был удостоен звания «классного» художника, но  в 1901 году был вместе с  В. Серовым приглашен преподавать.  Константин Коровин и В. Серов не просто подружились, но и много лет делили одну на двоих мастерскую. В 1887, 1892 и 1893 годах Коровин ездил в Париж, где познакомился с импрессионизмом  и увлекся им, став одним из первых русских импрессионистов. Коровин преклонялся перед художниками этого направления и говорил своим ученикам, что «выше импрессионистов художников не было и нет»1. К.Коровин известен и как блестящий театральный художник, оформлявший спектакли в 1900-1910-х годах в Большом и Мариинском театрах, в театре Ла Скала. После революции занимался сохранением памятников искусства. Но в 1922 году по совету А.В. Луначарского покинул Россию и он выехал во Францию, где много творчески работал, скончавшись в 1939 году.

произведение

Трудно поверить, что такой полный силы и энергии холст написан в один из самых тяжелых периодов жизни художника. В 1914 году после несчастного случая с сыном, Константин Коровин тяжело заболел и вместе с семьей уехал на лечение в Крым. Его любимое место на южном побережье  Крыма – Гурзуф, где он провел 1915 и 1916 годы, часто выезжая по делам в Москву. Из воспоминаний Ирины Шаляпиной, дочери великого русского певца, известно что у К.Коровина в Гурзуфе «…была прелестная дача на берегу Черного моря, недалеко от пристани…»2, состоящая из 14 комнат, которую он сам спроектировал и обустраивал. На террасе этой дачи написан не один натюрморт с розами, «…то влажными от утренней росы, то пламенеющие на солнце…» 3. Писал Коровин очень быстро, в два – три сеанса. По воспоминаниям его модели и жены Надежды Комаровской, это происходило так: «Пристально вглядываясь в натуру, он накладывал на палитру нужные ему краски, набрасывал углем еле заметный рисунок и начинал писать.  Создавалось впечатление, что на палитре он видит целиком всю будущую картину…»4. 

детали

Пышный букет свежих распустившихся роз, пылающих яркими красками юга, уже начинает увядать под палящими лучами солнца, издавая тягучий и сладкий аромат. На белую скатерть от букета и старой корзины с яблоками падают глубокие синие тени. Другой синий, почти бирюзовый, служит фоном: это море - бесконечное и прекрасное. Натюрморт, созданный в едином порыве, на одном дыхании, «поет» о радости жизни, хочется дышать и захлебываться чистым и влажным воздухом, наполненным дыханием моря. Картина написана густым пастозным мазком уверенной рукой мастера. Накладывая краски в разных направлениях, используя цвет и фактуру мазка, живописец лепит объемы предметов, создает световоздушное пространство пейзажа. Принципы русского импрессионизма здесь выражены в полной мере – в отличие от французского импрессионизма передача впечатления окрашена личным настроением автора. Общим стала сама манера быстрого, живого, «дышащего» письма, фрагментарность композиции и передача мгновенности состояния. 

Марина Агеева, искусствовед

в других музеях

www.histories.artmnt.ru

Описание картины Константина Коровина «Гурзуф» Картины художников

Описание картины Константина Коровина «Гурзуф»

Коровин Константин Алексеевич – русский художник-импрессионист. Его картина «Гурзуф» принадлежит к так называемому «крымскому» периоду творчества. В Гурзуфе у Коровина была дача, где тот очень любил отдыхать и писать картины. Известно несколько картин с аналогичным названием – «Гурзуф».

Одна из них была создана в 1917 году. Здесь художник изобразил буйную и яркую природу южного приморского городка. Это полотно буквально ошеломляет обилием цветов и пестротой. Это особенно удивительно, если вспомнить, в какое сложное для страны время писалась эта картина. Но художник не изменил своим художественным принципам в угоду требованиям эпохи.

С первого же взгляда на картину можно узнать характерную коровинскую манеру изображения: широкие, яркие мазки, от которых немного рябит в глазах. Поэтому на полотно лучше смотреть с некоторого расстояния. Только тогда ее можно по-настоящему увидеть и оценить по достоинству.

В картине «Гурзуф» композиция выстроена по

диагонали. В левой нижней части мы видим многоцветный газон, на котором растут два молодых деревца. Кроны изображены немного небрежно, кажется, что листья вот-вот отлетят, подхваченные порывами южного ветра. Тонкие стволы деревьев устремлены вверх, добавляя картине легкости и движения. Эту же устремленность ввысь повторяет и конусообразное дерево, растущее по другую сторону от вымощенной светлым камнем дорожки.

Эти деревья на переднем плане картины как бы ограничивают полотно по бокам, придавая композиции своеобразную камерность и законченность. С правого края в центр ведет дорожка, словно залитая солнцем. Она упирается в ярко-бирюзовую арку, за которой виднеется сапфировая гладь моря. Параллельно диагонали тропинки идет линия горных хребтов, которые художник окрасил в загадочный фиолетовый оттенок.

Несмотря на наличие в картине перспективы и разных планов, в целом полотно Коровина немного напоминает яркую и красочную театральную декорацию. Но эта театральность совершенно не мешает наслаждаться сочностью и живостью красок, которыми пронизан этот шедевр изобразительного искусства.

Прислал: Беляева Екатерина . 2017-10-08 21:34:25

opisanie-kartin.iusite.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта