Максим Кантор. Чертополох (2016). Картины кантора максима


Художник Максим Кантор: "ПОЧЕМУ Я НЕ ВЕРНУСЬ В РОССИЮ"

"Меня выгоняют московской мастерской - тем самым выселяют из России - решил про это рассказать. В центре Москвы находится моя мастерская, на первом этаже дома, нежилой фонд, 71 метр. Эта мастерская у меня уже 34 (тридцать четыре) года. Мы делили ее с отцом, искусствоведом, после его смерти остался арендатором один я - живописец. Все мои картины написаны в ней. Я в ней работаю до сих пор - хотя последние полтора года нахожусь большую часть времени в Европе. Мои картины в Третьяковке, в Русском музее, Новосибирскоком музее, Тольятинском и еще в 24х крупных музеях мира, включая Британский музей и Австралийскую картинную галерею. Я представлял Россию на Венецианском Биенналле, регулярно выставляюсь - по 3-5 выставок в год. В настоящий момент - выставка в Третьяковке, пять месяцев назад - выставка в Русском музее Петербурга. Моя выставочная и музейная деятельность не просто неоспорима - для русского живописца уникальна.Максим Кантор. Колонна. 1987В мое отсутствие (я сейчас нахожусь в Германии) собралась комиссия Союза Художников и решила меня из мастерской выселить. Председатель живописной секции Павел Никонов объявил на собрании, что я мастерскую сдаю жильцам. Это полная ложь. Любой, кто даже шапочно знаком со мной, знает, что это нереальное предположение. Комиссия разыграла сценку - якобы позвонили мне по телефону (разумеется, никакого звонка не было!) и якобы получили подтверждение, что мне мастерская не нужна. Этот балаган потребовался для стремительного решения. Решено ломать дверь, и мою мастерскую аннулировать. Добрые люди меня разыскали, предлагают срочно лететь в Москву и нанимать адвоката - надо срочно доказывать, что я русский художник, и мастерская мне нужна. Ничего этого я делать не собираюсь. Мое пребывание на Западе связано сейчас с моей интенсивной художественной деятельностью - я сейчас готовлю выставки в Берлине, Венеции, Нью Йорке - кстати, будет показано и в Томске, Омске и Тольятти. Прерывать работу, чтобы порадовать тех, кто хочет меня лишить мастерской - я не стану. Более того: считаю неприличным доказывать в свои 55 лет, после тысяч написанных картин, что я художник и мастерская в России мне нужна. Это унизительно. Смею думать, что я не последний среди русских художников. Если МОСХ (и Россия в лице данной организации) решил продать мою мастерскую, а меня выселить, значит, так и будет - и это значит, что возвращаться мне в Россию не прийдется. Иного места в Москве и в России у меня нет. Если нет никого, кто мог бы остановить это безобразие - значит, защиты я не заслужил, репутации не заработал. Одна просьба к тем, кто ломает дверь: - в моей мастерской (помимо рисунков) редкая философская библиотека, рукописи отца, магнитофонные пленки Н. Коржавина и А. Галича, записанные у нас дома, рукописи А. Зиновьева и ценный фотоархив. Было бы досадно, если бы все это пропало.Структура демократии. 2003-2004В заключение несколько замечаний персонального характера: 1) председатель Павел Никонов добрый знакомый моего знакомого Григория Ревзина - вероятно, телефонного разговора хватило бы, чтобы объяснить дикость и противоправность действий.2) Павел Никонов - художник, картины которого мой отец (редактор ДИ) неоднократно публиковал в своем журнале, в ту пору, когда "суровый стиль" надо было защищать.3) Во всех своих книгах я отстаивал реалистическое рисование (то есть, религию МОСХа) защищал реализм от профанаций и коммерции. Смешно - что русские живописцы отплатили мне именно так4) моя мастерская - место историческое: в разное время моими гостями здесь бывали - Зиновьев, Мамардашвили, Ганс-Дитрих Геншер, Хобсбаум, Ростропович, Негри, Коржавин, Наннен, Людвиг, всех не перечислить. Будет немного странно видеть на их месте офис туристической компании.4) Распространите это письмо, пожалуйста, - во всяком случае, я хочу, чтобы содержание стало известно широко. Тот, кто может передать в газеты, - передайте.Никаких адвокатов я нанимать не собираюсь. В России места для меня не осталось - возвращаться некуда - значит, так тому и быть".

Сайт художника - http://www.maximkantor.com/

plucer.livejournal.com

Максим Кантор - Мне плевать и на население России, и на аборигенов Австралии » Колорадская Правда

Максим Кантор, известный российский художник и писатель, согласился ответить на наши пять каверзных вопросов. Информацию о Максиме Канторе вы можете прочесть здесь. Максим Кантор ярый противник российской действительности. Его в России не устраивает практически всё. Он этого даже и не скрывает. Со своей стороны вынуждены заранее сообщить, что всё сказанное Максимом Кантором является его личным мнением и всю ответственность за сказанное несёт только он один.Максим Кантор - Мне плевать и на население России, и на аборигенов Австралии
Корр. - Максим, ваши посты в Facebook, особенно в последнее время, переполнены яростью и ненавистью по отношению к России и русским. Вот цитата из вашей публикации. Речь там идёт о русских. Правда, пишете вы с ошибками. "Милые, вы ничем не похожЫ на Европу, вы - не европейцы, вы с окраины. Вы - дикари, научитесь готовить сносную еду, а к культуре - после всей этой псевдо-философской чуши - вас надо подпускать осмотрительно, после медсаноконтроля". За что вы так не любите Россию? Ведь ваши взгляды по сути человеконенавистнические.

Максим Кантор - Ничего нет плохого или незаконного в презрении к какому-либо народу. Если я могу презирать личность, то могу презирать и народ. Я художник. Я так вижу. Мне плевать на население России, мне плевать на аборигенов Австралии. Ни те, ни другие не вызывают у меня пока уважения и любви. Не заслужили. Моё уважение надо заслужить. А оно дорогого стоит. Если же быть более конкретным, то я человек европейский - талантливый и успешный художник. Я всем сердцем впитал дух свободы и не могу уважать людей за чинопочитание и раболепие. Мне противны такие люди.

Корр. - А есть кто-то в России, кого вы уважаете?

Максим Кантор - В России есть только один человек, которого я уважаю и даже немного боюсь - это Путин. Это, вне всякого сомнения, великий человек, историческая роль которого играется именно в эти месяцы и годы. Именно сейчас на свет выходит тот Путин, который должен схватить Россию за грудки и как Пётр Первый швырнуть её в машину времени. Я имею ввиду не Макаревича, а тот скачок, который должна сделать Россия от развивающейся страны в постиндустриальное будущее. Путин - это Сталин сегодня. И на нём вся ответственность за Россию.

Корр. - Вы сбили меня с толку. Вы же только что говорили, как ненавидите раболепие и тут же сами поёте оду Путину. Немного странно, не находите?

Максим Кантор - Ничего странного. У меня нет раболепия по отношению к Путину, а есть уважение к нему и понимание того, что это именно тот человек, который оказался в нужное время в нужном месте. Я прекрасно отношусь к Сталину, понимая весь исполинский характер его исторической роли. Я не отношусь с одобрением к политике Сталина - я лишь констатирую очевидное. Также и с Путиным. Его фигура настолько масштабна по отношению к истории России, что даже дух захватывает. И травля Путина на Западе лишь доказывает, что Россия сама формирует лидера, человека независимого и мудрого, спокойного и не истеричного, способного принимать взвешенные, но далеко идущие решения.

Корр. - Ну а тогда что вы подразумеваете под раболепием?

Максим Кантор - Под раболепием я понимаю вечную склонность русского народа кланяться чиновникам в пояс, давать взятки ГАИ и судьям, нежелание самим изменить свою жизнь. Хотя сделать это очень просто. Ведь если у вас в подъезде давно не делали ремонт, а чиновники вас игнорируют - соберитесь домовым коллективом и начните портить жизнь чиновникам. С помощью жалоб, заявлений, обращений и т.п. В конце концов, оглянитесь вокруг - на любого маленького или даже большого начальника есть доступный компромат, который заставит его выполнить ваши законные требования. Тут нечего стесняться - на Западе поступают только так. И всегда побеждают. Нужно только ж@пу с дивана приподнять.

Корр. - А как же тогда быть с Крымом - вот там люди приподняли, как вы выражаетесь одно место и решили, что им в России будет лучше, чем на Украине. Им за это Украина отключает свет, воду, газ, перекрывает дороги. Запад отключает VISA, сервисы Google, PayPal и т.д. Вот люди решили не быть рабами, а точнее заложниками псевдогосударства Украина, а их теперь наказывают. Разве это нормально?

Максим Кантор - Абсолютно ненормально. Более того, для того, чтобы закрыть крымский вопрос раз и навсегда нужно провести ещё один референдум, с участием всех международных организаций и лишь подтвердить решение, которое было принято в прошлом году. Я уверен, что решение народа Крыма будет таким же. Пока же принадлежность Крыма к России весьма спорна.

Корр. - Последний вопрос. Как вы видите будущее русского народа?

Максим Кантор - Возвращусь к тому, что уже сказал. Народ выбирает свою судьбу. Посмотрите на украинцев. Это самый близкий к русским народ, решивший избавиться полностью от советского прошлого, но загнавший себя в гражданскую войну, которая привела практически к распаду государства. Благие намерения ведут в ад. Поэтому русскому народу нужно избавиться от инфантильности и начать строить новую Россию. Россию XXI века, Россию, которая будет свободной и Россию, в которой будет свободным каждый гражданин. Ну а сделать Россию такой, как я и говорил легко - оторвите свои ж@пы от диванов, убейте в себе равнодушие и раболепие. И вы увидите как мир вокруг вас начнёт меняться.

x-novosti.com

Пояснения к статье М.Кантора "Как смотреть картины" или о “дьяволе” мелочей.

У Максима Кантора есть статья "Как смотреть картины". Статья, во многом, хорошая, открывшая для меня Петрова–Водкина, поднимающая важную тему “понимания” искусства. Ведь, по меньшей мере, странно слышать от посетителей того же Пушкинского музея, отстоявших час на морозе, реплики: “Ух ты, смотри какая коровка, ведь умели же делать…”. О каком зале музея идет речь? Правильно, это зал " Искуство Древнего Ближнего Востока".Так вот, Кантор как раз и пытается объяснить, что это значит — “смотреть картины”, но, как и многое, делает это лукаво, с массой фактических неточностей, подтасовок и пытаясь натянуть “сову на глобус”, примерно как Дмитрий Быков в отношении литературы. В рузльтате же получается прекрасная метафора состояния отечественной культуры. Любуемся. С одной стороны, “коровки”, с другой, издевательски–наплевательское отношение к населению со стороны тех, кто, собственно, и должен про “коровок” “объяснять”. И дело тут не в Канторе, он, кстати, далеко не худший вариант "элито", дело — в умирании “культуры” как культуры, в ее перерождении в собственное отрицание, в аппарат психологического насилия и манипулирования общественным мнением.Но вернемся к тексту "Как смотреть картины". Привожу из текста фрагменты с пояснениями:«1919 год. Тре­во­га»
  • М.Кантор: «Те­перь спро­си­те се­бя: за­чем ху­до­ж­ни­ку, ко­то­рый столь хро­но­ло­ги­че­с­ки то­чен, пи­сать в 1934 го­ду сце­ну тре­во­ж­но­го ожи­да­ния у ок­на – и на­звать эту кар­ти­ну «Тре­во­га 1919 год».
За­глян­ем в био­гра­фию Пет­ро­ва-Водкина:
  • «К 1934 го­ду здо­ро­вье Пе­т­ро­ва-Водк­ина не­сколь­ко улуч­ша­ет­ся, он воз­вра­ща­ет­ся к ак­тив­ным за­ня­ти­ям жи­во­пи­сью и со­з­да­ет од­ну из сво­их луч­ших кар­тин позд­не­го пе­ри­о­да — "1919 год. Тре­во­га" (1934, ГРМ), в ко­то­рой вновь прон­зи­тель­но зву­чит ре­во­лю­ци­он­ная те­ма. Уже упо­ми­на­лось, что эс­киз этой ком­по­зи­ции был на­пи­сан в 1926 го­ду
  • (пер­вый эс­киз–ри­су­нок раз­ве­ден­ной ту­шью вос­хо­дит еще к осе­ни 1925 го­да),
  • но то­г­да не по­лу­чил даль­ней­ше­го раз­ви­тия. Те­перь, не ме­няя об­ще­го ха­ра­к­те­ра ком­по­зи­ции, но уто­ч­нив ее пер­вый план — глав­ным об­ра­зом по­ста­нов­ку фи­гу­ры жен­щи­ны, око­ло ко­то­рой по­я­ви­лась де­во­ч­ка, — Пе­т­ров-Вод­кин ма­с­тер­ски во­пло­ща­ет свой за­мы­сел на боль­шом хол­сте».
То есть кар­ти­на бы­ла на­ча­та поч­ти на 10 лет рань­ше. У художника был ка­кой-то за­мы­сел, ра­бо­та шла, но по­том была прервана. Почему? В 1927 го­ду у Пе­т­ро­ва-Вод­ки­на об­на­ру­жен ту­бер­ку­лез и он вы­ну­ж­ден ме­нять об­раз жиз­ни. Ведь Ма­к­сим Кан­тор чи­тал «Вол­шеб­ную го­ру» То­ма­са Ма­нна и в кур­се то­го, ка­ким бы­ло ле­че­ние тубер­ку­ле­за в 20-годы? Или нет? В 1929 го­ду бо­лезнь обо­ст­ря­ет­ся, и на не­сколь­ко лет Пе­т­ро­ву-Вод­ки­ну за­пре­ща­ют ри­со­вать красками. Как раз в этот пе­ри­од он пи­шет ли­тер­тур­но-био­гра­фи­че­с­кие по­вес­ти "Хлы­новск" и "Про­стран­с­т­во Эв­к­ли­да"».
  • М.Кантор: «Для че­го в 1934 го­ду изо­б­ра­жать то, что бы­ло пят­на­д­цать лет на­зад? Ка­кой в этом спе­ци­аль­ный смысл?».
Обратимся опять к биографии художника:
  • «В том же 1926 го­ду, раз­ви­вая об­раз­ную ос­но­ву "Ра­бо­чих".
  • Пе­т­ров-Вод­кин при­сту­па­ет к не­боль­шо­му ци­к­лу кар­тин на те­мы гра­ж­дан­ской вой­ны и ре­во­лю­ции две из них ста­ли ва­ж­ней­ши­ми, этап­ны­ми для все­го его твор­че­ст­ва со­вет­ских лет. Пер­вой ра­бо­той ци­к­ла был эс­киз ком­по­зи­ции "1919 год. Тре­во­га" (1926), по­лу­чив­шей свое окон­ча­тель­ное во­пло­ще­ние толь­ко во­семь лет спу­с­тя.».
То есть смысл был, так как был цикл ра­бот, ко­то­рый ос­тал­ся не­за­вер­шен­ным. При пер­вой воз­мо­ж­но­сти ху­до­ж­ник ре­шил его за­вер­шить. Ма­к­сим Кан­тор об этом не знал? Или он просто пытается манипулировать доверием читателя?
  • М.Кантор: «И за­чем ука­зы­вать в кар­ти­не – столь скру­пу­лез­но – да­ту? Раз­ве для сим­во­ли­ста – да­та ва­ж­на?».
А ведь и прав­да, ху­до­ж­ник скур­пу­лез­но ука­зал да­ту в на­зва­нии. Толь­ко вот Ма­к­сим Кан­тор в тек­сте на­зва­ние ис­ка­жа­ет, Петров–Водкин назвал картину «1919 год. Тре­во­га», а не “Тревога 1919 год”. Ведь не только для символиста важна точность? Да и как быть, когда с одной стороны Кантор призывает уважать замысел художника и быть внимательным к деталям, а сам пренебрегает этим даже в названии полотна? Почему?
  • М.Кантор: «Вот, се­мья в ужа­се вы­сма­т­ри­ва­ет что-то в но­ч­ное ок­но: ну, что они мо­гут вы­сма­т­ри­вать?».
Да, но раз­ве это на­пря­жен­ное «вы­сма­т­ри­ва­ние» не есть ос­нов­ной за­мы­сел кар­ти­ны? По­пыт­ка пе­ре­дать пси­хо­ло­ги­че­с­кое со­сто­я­ние?  И еще раз за­гля­нем в био­гра­фию художника:
  • «К ре­ше­нию те­мы Пе­т­ров-Вод­кин шел сло­ж­ным и но­вым для не­го пу­тем, от­ча­с­ти на­ме­чен­ным в кар­ти­не "Се­мья ра­бо­че­го в пер­вую го­дов­щи­ну Ок­тя­б­ря", стре­мясь со­з­дать, пре­ж­де все­го, силь­ный чи­с­то пси­хо­ло­ги­че­с­кий эф­фект.
  • Зри­тель мо­жет толь­ко до­га­ды­вать­ся о том, что про­ис­хо­дит за за­на­ве­шен­ны­ми ок­на­ми ком­на­ты, по по­зам и же­с­там пер­со­на­жей: на­пря­жен­но всма­т­ри­ва­ю­ще­му­ся в си­не­ву но­чи муж­чи­не, за­стыв­шей, об­ра­тив­шей­ся в слух жен­щи­не, ин­стин­к­тив­но при­жи­ма­ю­щей к се­бе ма­лень­кую дочь».
​Ре­во­лю­ция, 1919 год, гра­ж­дан­ская вой­на, мо­ло­дая ра­бо­чая се­мья, в го­ро­де не­спо­кой­но, «Враг у во­рот». Но ведь и Кантор не просто так вдруг об "ужасе пишет". Ведь все знают, что тогда был ужас–ужас и рабочих по ночам тысячами арестовывали, в 34-ом-то году... (*сова тревожно смотрит на глобус, чувствуя неладное*)
  • М.Кантор: «На пер­вом пла­не смя­тая га­зе­та и над­пись "Враг". Ка­кой та­кой враг име­ет­ся в ви­ду в 1934-м го­ду – и ко­го и что вы­сма­т­ри­ва­ют но­чью в тем­ном ок­не, как не во­ро­нок? Это на­столь­ко про­с­то, что до­ду­ма­лись до это­го уже поч­ти все ис­кус­ст­во­ве­ды».
Да, искуствоведы додумались, у историков поинтересовались, и вот что выяснилось:
  • «Рас­сказ о со­бы­тии при­об­ре­та­ет про­грамм­ное зна­че­ние в жи­во­пи­си Пе­т­ро­ва-Вод­ки­на. Со сте­рео­ско­пи­че­с­кой то­ч­но­стью вос­со­з­дан в "Тре­во­ге" ин­терь­ер скуд­но об­ста­в­лен­ной ком­на­ты пи­тер­ско­го ра­бо­че­го 1919 го­да. Обо­д­ран­ные ро­зо­вые обои, ло­с­кут­ное оде­я­ло, под ко­то­рым спит ре­бе­нок, ку­сок хле­ба на сто­ле, хо­ди­ки в про­стен­ке — все го­во­рит о том, что эта се­мья еще не вы­бра­лась из край­ней ну­ж­ды. Слов­но не до­ве­ряя сво­им воз­мо­ж­но­стям пла­сти­че­с­ки­ми сред­ст­ва­ми вос­со­з­дать тре­во­ж­ную ат­мо­сфе­ру тех дней, ху­до­ж­ник кла­дет на та­бу­рет ок­тябрь­ский (за 1919 год) но­мер пе­т­ро­град­ской "Кра­с­ной га­зе­ты"
  • со зна­ме­ни­тым при­зы­вом "Враг у во­рот", звав­шим ра­бо­чих Пе­т­ро­гра­да на за­щи­ту го­ро­да от под­сту­пав­шей к не­му бе­лой ар­мии ге­не­ра­ла Юде­ни­ча.
  • И все же, не­смо­т­ря на поч­ти бес­пре­це­дент­ное для Пе­т­ро­ва-Вод­ки­на вни­ма­ние в ком­по­зи­ци­он­ной кар­ти­не к ре­а­ли­ям (един­ст­вен­ное ис­к­лю­че­ние — упо­мя­ну­тая "Се­мья ра­бо­че­го..."), ду­ма­ет­ся, что вы­ра­зи­тель­ность здесь до­с­тиг­ну­та не столь­ко за счет этих по­с­лед­них, сколь­ко пла­сти­че­с­ки­ми сред­ст­ва­ми. Ощу­ще­ние вне­зап­ной тре­во­ги, раз­ли­тое в ком­на­те, пе­ре­да­ет­ся и ре­з­ким дис­со­ни­ру­ю­щим цве­то­вым ак­кор­дом, и чет­ким, слов­но оза­рен­ным мгно­вен­ной вспыш­кой све­та на­ро­чи­то пред­мет­ным ми­ром кар­ти­ны, и пси­хо­ло­ги­че­с­ки то­ч­ны­ми, вза­и­мо­обу­сло­в­лен­ны­ми дви­же­ни­я­ми ка­ж­до­го ее пер­со­на­жа. Со­хра­нив­ши­е­ся ри­сун­ки-шту­дии по­ка­зы­ва­ют тща­тель­ную от­ра­бот­ку ху­до­ж­ни­ком клю­че­вой в ком­по­зи­ции фи­гу­ры всма­т­ри­ва­ю­ще­го­ся в ули­ч­ную тем­но­ту ра­бо­че­го — по­ло­же­ние его рук, на­клон спи­ны, вся по­за уди­ви­тель­но то­ч­ны и вы­ра­зи­тель­ны.»
Ка­жет­ся тут все по­нят­но: и ка­кой враг, и что за га­зе­та, и по­че­му та­кая об­ста­нов­ка. Не­по­нят­но толь­ко Ма­к­сим Кан­тор об этом не зна­ет или умал­чивает? За­ко­нчить же эту часть хо­чет­ся сти­хо­тво­ре­ни­ем Оше­ра Швар­ц­ма­на «Враг у во­рот»:Кромешная ночи мглаОт боли взорвалась:— Враг у ворот!Из глубины сердецИстошный рвется крик:— Враг у ворот!Вмиг на коня.Светом сквозь мрак, —В море огня.Сабля как стяг.— Враг у ворот!1919 Оше­р Швар­ц­ма­н

Продолжение следует.

Текст и иллюстрации из журнала Культпросвет

dzeso.livejournal.com

МОСХ отобрал у Максима Кантора мастерскую

Максим Кантор

Художник и писатель Максим Кантор, регулярно обрушивающий всю мощь своего сарказма на тусовку,  которая его породила, возопил в Facebook о несправедливости функционеров МОСХ, выселяющих его из фамильной мастерской...

Максим Кантор. "Тринадцать бездомных собак", 2003-2004Российский художник Максим Кантор заявил, что в ближайшее время может окончательно перебраться из России в Европу. И не по собственному желанию, а с подачи Союза художников (МОСХ). По словам живописца, МОСХ решил воспользоваться его отсутствием и отобрать у него мастерскую, которой он пользуется без малого 34 года. Помещение площадью 71 квадратный метр расположено на первом этаже нежилого фонда в центре Москвы.

Открытое письмо Кантор опубликовал в своем Facebook. В нем он рассказал, что председатель живописной секции Павел Никонов объявил на собрании, что на самом деле Кантор свою мастерскую сдает жильцам. Эту версию сам художник категорически отрицает.

Максим Кантор, художник: «Любой, кто даже шапочно знаком со мной, знает, что это нереальное предположение. Комиссия разыграла сценку: якобы позвонили мне по телефону (разумеется, никакого звонка не было!) и якобы получили подтверждение, что мне мастерская не нужна. Этот балаган потребовался для стремительного решения. Решено ломать дверь и мою мастерскую аннулировать».

Художник заявил, что не собирается бросать все дела в Берлине, где он сейчас готовит выставку, и лететь в Москву, чтобы «доказывать в свои 55 лет, после тысяч написанных картин», что он художник и мастерская в России ему нужна. По словам Кантора, он чувствует себя крайне оскорбленным тем, что его художественная деятельность на родине не ценится и не признается.

Максим Кантор: «Смею думать, что я не последний среди русских художников. Иного места в Москве и в России у меня нет. Если нет никого, кто мог бы остановить это безобразие — значит, защиты я не заслужил, репутации не заработал».

В заключение живописец попросил «взломщиков» с уважением отнестись к его архиву и наследию, которое осталось у него от отца — искусствоведа Карла Кантора. Ничего не выкидывать и передать ему в целости и сохранности.

Максим Кантор — известный российских художник. Его картины представлены в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Петербурге, в Британском музее, в Автралийской картинной галерее — всего в 24 музеях мира.

rupo.ru

Максим Кантор. К выходу новой книги.

Вышла новая книга Максима Кантора «Красный свет». Это первый том из 3-х. Надеюсь, что 2 других быстро подоспеют. Не люблю, когда автор выпустит один том, а второй еще не начинал. Та можно и не дождаться, и начало забываешь. Читаю понемногу - он не слишком легко написан.

«Красный свет» похож на первый роман М.Кантора «Учебник рисования», который вышел в 2001 году. Там была следующая композиция: одна глава – про историю живописи, вторая - про главного героя. Он художник, и у него сложные отношения с женой и любовницей. А дальше главы про семью главного героя – про его отца, мать и друга отца. Много места занимают философские споры отца со своим другом. Основная тема романа - это доказательство никчемности современного главного направления в искусстве и его связь с буржуазным мировоззрением.

Отец Максима Кантора – Карл Кантор был известным философом. Он наполовину еврей, а наполовину испанец. А мать Максима – простая русская женщина. В книге ее зовут Татьяна. Татьяна – ярая женщина. Целый день она ворчит, ругается, вспоминает обиды. Она любит говорить людям то, что думает, и читать про ее монологи очень смешно. Так она вспоминает, что ее взяли в семью вместо прислуги, а сами ей только один раз старое пальто отдали. Она его перелицевала и 10 лет носила, но никогда им не забудет. Однако ее муж ничего этого не слышал. Он витал в облаках, был весь в своих мыслях. Если ему хотелось пить, он только шевелил пальцами и вытягивал руку, и он ужасно бы удивился, если бы в руке сейчас же не появился стакан. А опустошив стакан он просто разжимал пальцы, но стакан никогда не падал, потому что жена его подхватывала. Родители Максима были пожилые люди. Он – поздний ребенок. У него есть еще старший брат, философ. Последнее время он тоже пишет прозу, но я не читала.

Карл Кантор умер в 2008 году. Жива ли его жена, не знаю. Сын очень хорошо описал родителей, а еще он их рисовал . Основная профессия Максима Кантора - все же художник. Его картины есть в ГТГ и в других музеях. Я бы не сказала, что они мне нравятся, но что-то в них все же есть.

Сам он жил в Англии, сейчас живет, кажется, во Франции. По характеру он похож, по-моему, на маму. Недавно поднял феерический скандал из-за того, что у него отбирают мастерскую в Москве. Но, вроде бы, все утряслось.

Вот портреты родителей за разные годы. Как-то очень похоже на то, что я прочла о них в "Учебнике рисования".

Кантор любит писать бездомных собак.Одно и то же дерево.Странный красный дом.Вавилонскую башню.Еще он написал портреты Папы римского, и эта картина висит в Ватикане.

И натюрморты.Есть у него бытовые зарисовки.Утренний обход.Столовая.Высокая мода.

uborshizzza.livejournal.com

Кантор Максим Карлович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кантор.

Макси́м Ка́рлович Ка́нтор (род. 22 декабря 1957, Москва) — российский художник, писатель, историк искусства, эссеист.

Биография

Максим Карлович Кантор родился 22 декабря 1957 года в Москве. Отец Максима Кантора — философ, искусствовед, теоретик дизайна Карл Моисеевич Кантор, основатель журнала «Декоративное искусство». Дед — минералог и испаноязычный драматург Моисей Исаакович Кантор. Мать, Татьяна Сергеевна, генетик, селекционер, автор гибридов, на который выдали иностранные патенты. Старший брат Владимир Кантор — философ и литературовед. В 1980 году Максим Кантор окончил Московский полиграфический институт. С 1982 участвовал в неофициальных выставках. В 1983 году основал в Москве андеграундную группу «Красный дом». В 1984 году в Московском Институте Философии был организатором и докладчиком знаменитой однодневной выставки группы. В 2016 Максим Кантор получил германское гражданство, живет и работает на Острове Ре (Франция), в Берлине и в Оксфорде.

Творчество

Живопись

Большое влияние на Кантора как художника оказали Микеланджело, Мантенья, Гойя, Брейгель, Ван Гог, Грюневальд и Петров-Водкин.

Автор большого количества картин, в том числе «Зал ожидания» (1985), которая пользовалась большим успехом на Московской XVII Молодёжной Выставке в 1987, «Государство» (1995—1997), «Вавилонская Башня» (2004), «Крестный ход» (2009), «Атлантида» (2012), «Собор в океане» (2013), «Левиафан» (2015), «Искушение Святого Антония» (2015), «Башня в лесу» (2016),, «Воскресенье» (2016), «Святой Лука, рисующий Мадонну» (2016), «Библиотека» (2017), «Шторм» (2017).

В 1997 году представлял Россию на Венецианской Биеннале с персональной выставкой «Criminal Chronicle».

С 1988 года активно выставляется как художник по всему миру, в том числе в России и во многих европейских странах. Картины Максима Кантора находятся во во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею, Русский Музей, Новосибирский государственный художественный музей, Британский Музей, Музей Шпренгеля, Музей Штадель, Берлинскую Национальную Галерею, Музей Ольсте, Музей Канберры, Национальный Музей Люксембурга — и ещё в двадцати разных музеях и в частных коллекциях[2]. Картины Максима Кантора находятся в нескольких храмах: в соборе Брюсселя, в церкви Сен-Мерри в Париже. С января 2014 работы Кантора «Святой Фома» и «Святой Франциск и Блаженный Августин» висят в Понтификской Академии Наук Ватикана.

Автор трех монументальных графических циклов «Пустырь. Атлас» (2000—2001), «Метрополис. Атлас» (2003—2004), «Вулкан. Атлас» (2010)

Работы в жанре Livre d’artist (книга художника):

· 2013 «Битва Арминия» по Генриху фон Клейсту («Die Hermannschlacht» nach Heinrich von Kleist), Reiter Druck, Берлин

· 2014 «Баллады о Робин Гуде»  («The Ballads of Robin Hood»), Reiter Druck, Берлин

· 2018 «Фауст» (“Faust”), Reiter Druck, Берлин

Выставки последних лет:

Летом 2012 года в Мраморном дворце Государственного Русского Музея состоялась персональная выставка живописи и графики Максима Кантора[3].

С июня по сентябрь 2013 года Максим Кантор присутствовал на Венецианской Биеннале 2013 года с выставкой «ATLANTIS» в Palazzo Zenobio[4].

В декабре 2013 года в рамках II Санкт-Петербургского международного культурного форума в Михайловском Замке Государственного Русского Музея состоялась персональная выставка «Максим Кантор. Живопись»[5].

В октябре 2014 — январе 2014 года в Женеве прошла выставка «The Rape of Europe».[источник не указан 809 дней]

Сентябрь-ноябрь 2016 выставка «Новый Бестиарий» (Das neue Bestiarium) в Centre Culturel de Rencontre в аббатстве Нейменстер, Люксембург

Октябрь 2017/Январь 2017 — выставка «Семья против Империи» (Rodzina kontra Imperium) в Гданьском Национальном Музее. К окончанию выставки Музей приобретает в коллекцию картину «Дракон».

Февраль-май 2017 — выставка «Максим Кантор — Новый Бестиарий» в Кунстхалле города Эмден (Нижняя Саксония, Германия)

В 2016 году Министерство Иностранных Дел Германии заказало Максиму Кантору картину «Беженцы», а также 2 картины для стен зала им. Ганса-Дитриха Геншера в здании Министерства. Инаугурация картин «Библиотека» и «Буря» в зале имени Ганса-Дитриха Геншера Министерства иностранных дел Германии состоялась 28 марта 2017.

Апрель-май 2017 — выставка «De l’autre côté. Merry Symbolism» в церкви Saint Merry, Париж

С живописью и графикой художника можно ознакомиться на его официальном сайте[6].

Литературное творчество

В 1993 году Максим Кантор начал литературную деятельность сборником рассказов «Дом на Пустыре» с собственными иллюстрациями.

Романы

В 2006 году опубликован роман «Учебник рисования» (Москва: «ОГИ»), вызвавший горячие дискуссии в прессе, «В ту сторону» (2009) и «Советы одинокого курильщика» (2010).

В 2013 году вышел роман «Красный свет» (в 2010 году отрывок из романа выходил в антологии «Четыре шага от войны»[7]). Роман получил положительные отклики в прессе[8][9] и вошёл в шорт-лист литературной премии «Национальный бестселлер»[10][11] и в короткий список премии «Большая книга»[12], и был переиздан «Учебник рисования». В январе 2016 был опубликован перевод романа «Красный Свет» на французский с названием «Feu Rouge». В январь 2018 — издательство Zsolnay Verlag выпускает перевод романа «Красный свет» на немецкий язык под названием «Rotes Licht».

Май 2017 — опубликован в Москве роман «Азарт».

Публицистика

«Медленные челюсти демократии» (2008), «Одного достаточно» (2010), «Совок и веник» (2010), «Стратегия левиафана» (2014), «Империя наизнанку» (2015).

Постоянно публикует статьи по философии искусства, публицистические статьи. С 2012 года является постоянным автором журнала STORY, из номера в номер публикуя эссе о художниках в рубриках «История утопии» «История живописи». В переработанном и расширенном виде эссе о живописи составили выпущенную в Москве в феврале 2016 года книгу «Чертополох. Философия живописи».

Театральное творчество

В 2007 году опубликован сборник комедий «Вечер с бабуином». Спектакли по пьесам («Вечер с бабуином», «Случай из практики») были поставлены в Москве в Театре на Юго-западной и в Доме Архитектора, в Петербурге в Театре им. Комиссаржевской, а также во многих российских  городах.

В 2011 году в интернет-изданиях опубликована пьеса «Медленный Огонь».

В 2014 году в Берлине поставлен сатирический кукольный спектакль «Робин Гуд и духовные скрепы». Кантор является автором текста и кукол.

С начала 2015 года он работает над сочинением новых пьес и созданием постоянного бродячего кукольного театра.

Сотрудничество с университетами, симпозиумы и конференции

Максим Кантор - почетный член Пембрук-колледжа Оксфордского университета (Honorary Fellow of  Pembroke College, University of Oxford), приглашенный научный сотрудник колледжа Св. Антония Оксфордского университета (Visiting Fellow в St. Anthony’s College, University of Oxford),  Меmber of the Common Room of Wolfson College in University of Oxford. Он также Visiting Professor в University Notre Dame, Indiana, США.

В 2012 году Максим Кантор был инициатором и докладчиком конференции «Вулкан: искусство и политика в периоде кризиса европейских идеалов», проведенной Департаментом политики и международных отношений Оксфордского Университета.

В 2013 он был инициатором конференции „Aтлантида и утопия“ в Палаццо Дценобио в Венеции.

В 2014 году в Женевском институте международных отношений он был инициатором конференции «Россия, Украина и возрождающийся национализм».

В 2016 в Гданьске в Европейском Центре Солидарности конференция «Демократия как вызов нашего времени».

Награды, премии

Основные персональные выставки

• 1988 „Szene Moskau“, Galerie Eva Poll, Berlin / Museum Hedendaagse Kunst, Utrecht

• 1989 Goethe-Institut, Düsseldorf

• 1989 Landesvertretung der Freien und Hansestadt Hamburg beim Bund, Bonn

• 1990 „Der Apokalypse ins Gesicht sehen“, Kunstmuseum Newport, Rhode Island

• 1990 „Russland, drinnen und draußen“, Haggerty Museum of Art, Milwaukee, Wisconsin

• 1992 „MAXIM KANTOR – Retrospektive“, Museum Bochum/ Zentrale Ausstellungshallen, Moskau

• 1993 „Salle d’Exposition de l’Hotel de Ville“, Colmar

• 1995 „MAXIM KANTOR – Gemälde 1982–1994“, Wanderausstellung: Tutesall, Luxemburg, Kunstverein Bayreuth / Kunsthalle, Berlin,::Porin Taidemuseo, Pori, Finnland

• 1996 Wanderausstellung: Kunsthalle Rostock / Herning Kunstmuseum (Dänemark) / Musée de Pully, (Schweiz) / Puschkin-Museum, Moskau / Royal College of Art, London

• 1997 „Criminal Chronicle“, Russischer Pavillon, XLVII Biennale, Venezia

• 1997/98 Государственный Музей им. Пушкинаб Москва

• 1998 „Aufstand der Pygmäen“, Galerie der Stadt Stuttgart

• 1998/2000 Тур выставок: Schirn Kunsthalle Frankfurt am Main, Wisconsin, Illinois, Florida, Ulster-Museum, Belfast, Städtisches Museum Luxemburg

• 2001/2002 „Пустырь. Атлас“ :  Государственная Третьяковская Гелерея, Москва, Приморский Художественный Музей, Владивосток, Краснояский Художественный Музей, Красноярск, Новосибирский Художественный Музей

• 2001/2002„Ödland – Ein Atlas“ – Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main

• Ulster Museum, Belfast, Tempo Reale, Meran, South Australian Gallery, Adelaide

• 2002/03 Museum Synagoge Gröbzig

• 2003 World Economic Forum, Arts and Culture in Davos

• 2004/07 „New Empire“, Felix-Nussbaum-Haus Osnabrück; Querini Stampalia Fondazione, Venedig; Ulster Museum, Belfast; Centre Culturel de Recontre, Abbaye de Neumunster, Luxemburg; Akademie der Künste, Berlin; Museum Küppersmühle, Duisburg

• Centre Culturel de Rencontre, Abbaye de Neumunster, Luxembourg

• Тольяттинский и Самарский Художественные Музеи

• University of Notre Dame Snite Museum of Art, United States

• 2010 Графическая серия "Вулканю Атлас" – Дом Архитектора, Москва (выставка однодневка)

• 2011 Portfolio "Vulcanus.Atlas". Blätter und Gamälde - Galerie Nierendorf, Berlin

• 2012 Maxim Kantor. Vulcanus. Satires dans tous les sens Musée du Montparnasse, Paris

• 2012 Volcano - Ashmolean Museum Oxford

• 2012 Maxim Kantor. Paintings and Graphic, Staatliche Russische Museum, Sankt Petersburg; Fondazione Stelline, Milano

• 2013 Atlantis - Collegio Armeno Moorat Raphael, Venezia

• 2016 September–November "Maxim Kantor – Das Neue Bestiarium" Centre Culturel de Rencontre, Abbaye de Neumunster, Luxembourg

• 2016 c октября по январь 2017 "Rodyina kontra Imperium" (Семья против Империи) Nationalmuseum Danzig, Polen

• 2017 Февраль - Май "Maxim Kantor - Das Neue Bestiarium" Kunsthalle Emden, Niedersachsen 2017, 28 March, Инаугурация в Hans-Dietrich-Genscher-Saal картин site-specific „Библиотека“ и „Шторм“, Auswärtiges Amt, Berlin

• 2017 April-Mai "De l'autre côté. Merry Symbolism" церковь Saint Merry, Paris

• 2018 (4.10.2018-13.1.2019) "Bosch & Kantor - Maxim Kantor: Das Jüngste Gericht" (Страшный Суд) in Gemälde Galerie der Akademie der Bildenden Künste, Wien #Akademie der bildenden Künste Wien

Музеи и коллекции с работами Максима Кантора

• Kunsthalle Emden/Stiftung Henri Nannen, Эмден, Гармания

• Ludwig Forum, Аахен, Германия

• Museum Bochum, Германия

• Museum Ludwig, Кельн, Германия

• Sprengel Museum, Ганновер, Германия

• Städel Museum, Франкфурт на Майне, Германия

• Staatsgalerie, Штутгарте, Германия

• Strabag Kunstforum, Вена

• British Museum, Лондон

• Musée National d'Histoire et d'Art, Люксембург

• Государственная Третьяковская Галерея, Москва

• Государственный Музей им. Пушкина, Москва

• Art Gallery of South Australia, Аделайда, Автсралия

• Bass Museum of Art, Майами Бич, США

• Новосибирский Государственный художественный Музей, Новосибирск

• Ulster Museum, Бельфаст

• Herzog Anton Ulrich-Museum, Брауншвейг, Германия

• Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

• Pembroke College (Portrait-Gruppe im Common Room), Оксфорд, Великобритания

• Nationalmuseum, Гданьск

• Церковь Saint Merry, Париж

• Церковь Sankt Dominik Pfarrkirche, Брюссель

• Hesburgh-Bibliotethek der University of Notre Dame, Индиана, США

• Понтификальная Академия Общественных наук, Ватикан

• Министерства Иностранних дел Германии, Берлин

Книги

· Максим Кантор. Дом на пустыре. Издательство им.Сабашниковых, 1993. ISBN-5-8242-0027-0

· Максим Кантор. Учебник рисования. ОГИ, 2006. ISBN-5-94282-410-X, 5-94282-411-8, 5-94282-412-6,978-5-17-051037-5,978-5-17-051038-2

· Максим Кантор. Медленные челюсти демократии. Астрель, Жанры, АСТ, 2008. ISBN-978-5-17-053109-7, 978-5-271-20636-8

· Максим Кантор. Вечер с бабуином. Комедии. ОГИ, 2008. ISBN-978-5-94282-464-8

· Максим Кантор. В ту сторону. ОГИ, 2009. ISBN-978-5-94282-568-3

· Максим Кантор. Советы одинокого курильщика. Тринадцать рассказов про Татарникова. Астрель, АСТ, 2010. ISBN- 978-5-17-064171-0, 978-5-271-26345-3

· Максим Кантор. Совок и веник. Полиграфиздат, АСТ, Астрель, 2011. ISBN- 978-5-17-068477-9, 978-5-271-29138-8, 978-5-4215-1539-5

· Максим Кантор. Красный свет. АСТ, 2013. ISBN-978-5-17-078451-6

· Максим Кантор. Хроника стрижки овец. АСТ, 2013. ISBN-978-5-17-082484-7

· Максим Кантор. Стратегия левиафана. АСТ, 2014. ISBN- 978-5-17-081983-6

· Максим Кантор. Империя наизнанку. Когда закончится путинская Россия. Алгоритм, 2015. ISBN-978-5-4438-0972-4

· Полное собрание баллад о Робин Гуде. АСТ, 2015. ISBN-978-5-17-087916-8

· Максим Кантор. Чертополох. Философия живописи. АСТ, 2916. ISBN-978-5-17-095985-3

· Максим Кантор. Азарт. АСТ, 2017. ISBN-978-5-17-102176-4

. Максим Кантор. Красный свет. Роман в двух частях. Folio, 2017. ISBN- 978-966-03-7641-0

Каталоги выставок, иллюстрированные альбомы 

· GLASNOST- Die neue Freiheit der Sowjetischen Maler, Stiftung Henri Nennen, 1988.  ISBN-10: 3925564012. ISBN-13: 978-3925564017

· Maxim Kantor. Bilder 1990-1991, Katalog. Verlag der Galerie Eva Poll, 1991.

· Maxim Kantor: Retrospektive : Museum Bochum, 15. Februar-26. April 1992 (Veröffentlichungen zur osteuropäischen Kultur) (German Edition).  Das Museum, 1992. ISBN-10: 3809301655. ISBN-13: 978-3809301653

· Maxim Kantor. Arbeiten aus den Jahren 1991 bis 1993, Text von Maxim Kantor; POLLeditionen, Bd. 40, 1993.

· Maxim Kantor. Bilder und Zeichnungen 1993-1995. Text von Maxim Kantor; POLLeditionen Bd. 43, 1995

· Maxim Kantor. Paintings 1982-1994. Wienand; First Edition edition, 1995. ISBN-10: 3879094152. ISBN-13: 978-3879094158

· Maxim Kantor. Die Radierungen, 1997. Text von Margret Stuffmann; POLLeditionen Bd. 48, 1998

· Maxim Kantor: Paintings and Etchings. Schirn Kunsthalle; First Edition edition, 1998. ASIN: B000J0G85W

· Maxim Kantor. Paintings and Etchings. Cantz´sche druckerei, 1998

· Maxim Kantor. Gemälde und Radierungen. Kulturspeicher Oldenburg im Augusteum, Elisabethstr. 1, 26122 Oldenburg, 17. September bis 8. November 1998 Hrsg.: Kulturspeicher im Schloß, Oldenburg. Oldenburg, 1998.

· Maxim Kantor. Ödland. Ein Atlas, Ausstellungskatalog zur gleichnamigen Ausstellung des Städelsche Kunstinstituts und der Städtischen Galerie, Graphische Sammlung, Frankfurt am Main. 70 Druckgraphiken und 7 Briefe. Hatje Cantz Verlag, Ostfildern-Ruit. 2001. ISBN-10: 3775711163. ISBN-13: 978-3775711166

· Максим Кантор. Пустырь. Атлас. Языки славянской культуры, 2001. ISBN-5-94457-017-2

· Maxim Kantor: New Empire. Rasch, 2004. ISBN-10: 3899460383. ISBN-13: 978-3899460384

· Максим Кантор. Одного достаточно / One is Enough. АСТ, Астрель, Mainstream, 2010. ISBN-978-5-17-057743-9, 978-5-271-22932-9

· Maxim Kantor. Palace Editions, 2012. ISBN 10: 3863840194 / ISBN. 13: 9783863840198

· Maxim Kantor: Vulcanus: Satires Dans Tous Les Sens. Musee Du Montparnasse/ Arcadia Editions, Paris, 2012. ISBN 13: 9791090167087

· Maxim Kantor. Das neue Bestiarium: Gemälde, Graphik, Skulpturen und Puppen. Wienand Verlag, 2016. ISBN-13: 9783868323627. ISBN-10: 3868323627

· Maxim Kantor. Rodzina kontra Imperium. Family vs Empire. Nationalmuseum Danzig, 2016

Примечания

2.   ↑ Снегирев В. «Русский путь» по Максиму Кантору // Российская газета. — 2012. — 29 ноября.

3.   ↑ Русский Музей: Выставка «Максим Кантор», 20 июня — 23 июля 2012

4.   ↑ Официальный сайт Максима Кантора: Новости

5.   ↑ Русский Музей: Выставка «Максим Кантор. Живопись», 2 — 7 декабря 2013

6.   ↑ Официальный сайт Максима Кантора

7.   ↑ Сергей Чередниченко. Круглый стол «Великая Отечественная война в современной литературе». Ч. I. // Лиterraтура. — 2015. — № 51.

8.   ↑ Виктор Топоров. Точка сбора. //Известия (2013-4-11). Проверено 19 апреля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.

9.   ↑ Александр Щипков. Смена парадигмы. //«Эксперт» (2013-4-15). Проверено 19 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.

10.↑ Перейти к:1 2 Российская литературная премия «Национальный бестселлер». Короткий список 2013-го года

11.↑ Объявлен короткий список литературной премии «Национальный бестселлер». // Газета. Ru, 16.04.2013

12.↑ Перейти к:1 2 Национальная литературная премия «Большая книга»: Новости премии / «Список финалистов»: Итог игры престолов. 27.05.2013

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Страница Maxim Kantor на немецкой Википедия [1]
  • Страница Макисма Кантора на английской Википедия [2]
  • Статья Зам. Директора Государственного Русского Музея к каталогу выставки "Максим Кантор", [3]
  • Статья Профессора Стивена Уатшфильда для каталога выставки "Максим Кантор - Новый Бестиарий" [https://www.dropbox.com/s/0q1y4tezld6zm39/MK%20catalogue%20whitefield%20FINAL.pdf?dl=0]
  • Статья профессора Эндрю Стил для каталога к выставке "Максим Кантор - Новый Бестиарий" [https://www.dropbox.com/s/ujwhyfaz8y9rfz7/MK%20Teal%20FINAL.pdf?dl=0]
  • Виктор Топоров. Почему надо идти на выставку Максима Кантора
  • Александер Боровский. [4] Для каталога к выставке "ATLANTIS", Венеция, 2013
  • ** 2018 Who am I without my father - Conversation between Maxim Kantor and Herbert Ohrlinger [https://www.dropbox.com/s/v495on0erslkods/Rotes%20Licht%20%20Conversation%20copia%202.pdf?dl=0]
  • Статьи Максима Кантора в журнале STORY, рубрика "История живописи" [5]
  • Статьи Максима Кантора в журнале STORY, рубрика "История утопии" [6]
  • Статья Максима Кантора в журнале STORY - Рубрика "Love Story" [7]
  • Статьи, посвященные Максиму Кантору в журнале STORY, Март 2015 [8]
  • Статьи Максима Кантора в интернет-издании Peremeny.ru [9]
  • Статьи Максима Кантора на Radio Svoboda [10]
  • Статьи Максима Кантора в интернет-издании "Свободная пресса" [11]
  • Максим Кантор на ПОЛИТ.РУ (статьи, интервью, тексты произведений)
  • Максим Кантор в журнале «Эксперт»
  • Колонки Максима Кантора в интернет-журнале «Перемены»
  • Тексты Максима Кантора в блог-книге Осьминог на Peremeny.ru
  • Максим Кантор. Рассуждения художника в плакатах и текстах
  • Прелести кнута. Рецензия на книгу М. Кантора «Учебник рисования». 2006
  • Страница на сайте премии «Большая книга»
  • (недоступная ссылка) Жизнь за демократию. Интервью с Максимом Кантором. окт. 2008
  • Интервью художника и писателя Максима Кантора — Газета. Ru, 26.06.2012
  • Максим Кантор: Искусство выживает не благодаря рынку, а вопреки ему // Российская газета, 21.11.2012
  • Максим Кантор: мы потеряли реализм // kievreport.com, 27.05.2013
  • Максим Кантор и Александр Боровский на открытии миланской выставке «ВУЛКАНО» 25.10.2012-06.01.2013. Видео
  • Максим Кантор и Александр Боровский на открытии венецианской выставки «АТЛАНТИС» 1.06-21.09.2013. Видео
  • Передача «ПОЗНЕР. МАКСИМ КАНТОР» // Первый канал, 20.05.2013
  • Лекция Максима Кантора «Смена парадигмы» в Киевском Национальном Университете им. Тараса Шевченко, 24.05.2013
  • Максим Кантор: «Демократия на наших глазах рассыпается в прах…» // Комсомольская Правда, 27.05.2013
  • Тореадор. Дмитрий Филиппов // Литературная Россия, 07.06.2013
  • Операция «Клио». Александр Чанцев // Блог «Перемены» 10.06.2013
  • Палаццо Джони. Александр Боровский // Блог «ART1» 14.06.2013
  • Максим Кантор. Сумма истории. Марксизм в перспективе франко-прусской войны. Веб-журнал «Перемены».
  • «Красный свет». Главы из романа // Русское Поле
  • «Учебник Рисования». Главы из романа // Русское Поле
  • Русский интеллигент. Писатель и художник Максим Кантор — о наследии Виктора Топорова // Известия, 22.08.2013
  • Любовь вопреки // Story, сентябрь 2013
  • https://www.dropbox.com/s/272610cjupc4uch/my%20Argentinean%20Father.doc// Мой аргентинский папа, сентябрь 2013
  • Закон стаи
  • Возрождение против авангарда
  • Резиновая мораль // 31.1.2013
  • Очень большой театр // 8.2.2014
  • Битва в одигночку // 11.2.2014
  • Коррупция — надежда мира // 24.2.2014
  • Пестрая лента // 25.2.2014]
  • Красный свет в конце тоннеля //26.2.2014
  • Скифы в банке // 5.3.2014

wikiredia.ru

Максим Кантор. Чертополох (2016): cultprosvet_mag

К Кантору отношусь сложно. Кoгда-то был очарован его колонками по искусству, потом крайне разочаровался в нем как в человеке, писателе и интеллектуале. Поэтому «Чертополох» пылился у меня больше года на столе, все не решался подступиться, а зря. Книга — прекрасная. Ничего лучше о живописи я не читал. При этом Кантор остается верен себе: текст кусками «копипастится» самоповторами из одной части в другую, а когда проверяешь «факты», то часто испытываешь недоумение и неловкость за автора, обожающего безжалостно «натягивать сову на глобус». И если факты противоречат его замыслу, то тем хуже для фактов. Например, Кантор любит Маяковского, но не любит империй вообще и Россию в частности, поэтому у него:

«Маяковский предметно презирал Российскую империю и ее колониальную политику» (Глава «Экспрессионизм»)

Но ведь это же несложно посмотреть чью «колониальную политику презирал» Маяковский. Он ведь об этом писал и в стихах, и в прозе:

«Особняком стоят стихи об американском путешествии, дорабатываемые сейчас, такова поэма „Сифилис“ (выйдет в журнале „Молодая гвардия“). Это стих о занятиях прогнивших хозяев в завоеванных долларом колониях:

И слазило   черного мяса гнилье     с гнилых       негритянских костей.В политику   этим     не думал ввязаться я.А так —  срисовал для видика.

Одни говорят —   „цивилизация“,       другие —         „колониальная политика“.

[1926]»

Маяковский В. В. Поэмы. Пьесы / В. В. Маяковс кий. — М.: АСТ : Астрель. — С. 3—10

И в этом весь Кантор, но...

До «Чертополоха» у меня не было общей картины европейской живописи, а теперь — есть: целостная, в развитии, с особенностями и, главное, — со смыслами. Автор помог сформулировать и систематизировать смутные ощущения, дополнил лакуны в знаниях. Хотя какие лакуны? Он скорее навел мостки через культурную и образовательную пропасть, увы, нас с ним разделяющую. Кантор стал в «Чертополохе» моим проводником-Вергилием по «Дантевскому аду европейской культуры». После «Чертополоха» европейская живопись перестала быть для меня набором разноцветных картинок, превратившись в собеседника, рассказывающего о культуре, временах и человеке. Возник эффект словно от романов Эко, превращающих Средневековье из исторического периода, во что-то почти личное. Так и после «Чертополоха» даже давно известные, но оставлявшие равнодушным, картины вдруг словно фотографии из семейного альбома стали «трогать» и «рассказывать». Неизвестные же — захотелось узнать. Мне кажется это лучшее из возможных впечатлений от книги об искусстве. Примечательно, что сразу после прочтения, «Чертополох» начал перечитывать. В очередной раз убеждаюсь, что одаренный человек, уже не совсем человек. Точнее, он не только человек, но и проводник своего дара в мир, и «Чертополох» тому, на мой взгляд, хороший пример. Да, со многим у Кантора можно спорить, но ведь есть о чем, и есть аргументированная позиция автора, есть его эрудиция и понимание предмета. Хорошая книга. Настоящая, что сейчас большая редкость.

Рекомендую к прочтению всем непрофессионалам от искусства. А также тем, кому интересна европейская культура вообще и живопись в частности, особенно если есть желание понять странные происходящие там трансформации, их природу и то, откуда и куда они ведут.

Автор

Макси́м Ка́рлович Ка́нтор (род. 22 декабря 1957, Москва) — российский художник и писатель. Родился 22 декабря 1957 года в Москве. Отец Максима Кантора — философ, искусствовед, теоретик дизайна Карл Моисеевич Кантор, основатель журнала «Декоративное искусство», близкий друг А. А. Зиновьева. Дед — минералог и испаноязычный драматург Моисей Исаакович Кантор. Мать, Татьяна Сергеевна, генетик, селекционер, автор гибридов, получивших международные патенты. Старший брат Владимир Кантор — философ и литературовед.Honorary Fellow of Pembroke College, University of Oxford, а также — Member of Senior Council двух других колледжей: Wolfson College и St Antony College, Oxford, visiting professor of University of Notre Dame, Indiana, USA.

По вероисповеданию — католик.

ЖивописьАвтор большого количества картин, в том числе:

«Зал ожидания» (1985), которая пользовалась большим успехом на Московской XVII Молодёжной Выставке в 1987

«Государство» (1995–1997)

«Вавилонская Башня» (2004)

«Крестный ход» (2009)

Автопортрет. Оксфорд (2015)

Литературное творчество (романы)

  • «Учебник рисования» (2006) (Москва: «ОГИ»), вызвавший горячие дискуссии в прессе
  • «В ту сторону» (2009)
  • «Советы одинокого курильщика» (2010).
  • «Красный свет» (2013, в 2016 был опубликован на французском с названием «Feu Rouge».
  • «Азарт» (2017).
Эссе и публицистика
  • «Медленные челюсти демократии» (2008),
  • «Одного достаточно» (2010),
  • «Совок и веник» (2010), «Стратегия левиафана» (2014),
  • «Империя наизнанку» (2015)
  • «Чертополох. Философия живописи» (2016)
Театральное творчество
  • Сборник комедий «Вечер с бабуином» (2007). Спектакли по пьесам («Вечер с бабуином», «Случай из практики») идут в некоторых театрах России.
  • Пьеса «Медленный Огонь» (2011)
  • Сатирический кукольный спектакль «Робин Гуд и духовные скрепы» (2014)
(по материала Википедии)

Pro

  • — Содержание: интересно, познавательно, связано и осмысленно, но, главное, — оно есть. У автора есть позиция, которую он высказывает, обосновывает и объясняет. Редкое явление для современной культуры.
  • — Общая картина развития масляной живописи в Европе
  • — Краткий, но емкий путеводитель по европейской живописи
  • — Понятные и наглядные объяснения того, как «читать» картину и зачем
Contra
  • — Личность автора, к которой я, правда, «неравнодушен», накладывает ощутимый отпечаток на текст. Человеческое остается слишком человеческим
  • — Нет иллюстраций. Технически понятно почему, но это странно. Едва ли найдется много читателей, которые по памяти хотя бы половину произведений представят
  • — К фактам и трактовкам в тексте надо подходить осторожно. Достоверное и точное соседствует с дичайшими мифами и очень спорными авторскими интерпретациями никак не маркируясь. Понять что есть что — сложно, и все надо перепроверять.
  • — Неряшливость текста. То тут, то там встречаются «копипасты», уже использованные в тексте. И хоть автор отзывается о колумнистах довольно презрительно, сам он плоть от плоти колумнисткой, и «кописпасты» тому — пример:

«Сезанн, для которого авторитетов не было, пошел на Эмиля Бернара с поднятыми кулаками, когда ему почудилось, что тот непочтительно отзывается о Делакруа. «Несчастный, как вы могли сказать, что Делакруа писал случайно?!» (Глава «Эжен Делакруа»)

и

«Однажды Сезанн пошел на Эмиля Бернара с кулаками, когда тот обмолвился, что Делакруа написал нечто «случайно». «Несчастный, — крикнул Сезанн, — как ты мог сказать, что Делакруа писал случайно?!» (Глава «Модерн»)

И обратите внимания на закавыченную цитату, она тоже отличается. «Кантор — такой Кантор».

Ergo«Чертополох» стоит прочесть. К тому же читается он легко, увлекательно, почти как приключенческий роман. Мне же, после прочтения захотелось увидеть все, о чем рассказывал автор. И начну с картины Джорджоне да Кастельфранко «Три философа», написанной <...> в 1506–1508 гг., которую Кантор назвал:

«Манифестом масляной живописи, понятой как философия нравственного действия»

О картине напишу отдельно, ведь до «Чертополоха» она для меня была «немой» и по большому счету — совершенно безынтересной.

cultprosvet-mag.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта