Метаморфозы короля Генриха Восьмого. Картина генрих 8


Описание картины Ганса Гольбейна «Генрих 8» Картины художников

Описание картины Ганса Гольбейна «Генрих 8»

Ганс Гольбейн много внимания уделял передаче пластичных свойств предметов, образованию света. Его привлекали материалы, которые были сделаны из изображаемых им вещей. Он очень умело передавал на картине аксессуары, одежду, которая окружает человека. В историю живописи он вошел как очень крупный мастер портрета.

Когда шли религиозные войны, Гольбейн переехал в Англию. И там много лет он служил при дворе в качестве придворного живописца. Его произведение «Портрет Генриха VIII» — это единственный портрет работы этого мастера, который дошел до наших дней.

Король Англии Генрих VIII – очень противоречивая фигура. Он был очень способным в науках, музыке. Умел играть на нескольких инструментах, у него был красивый голос. За 38 лет его правления произошло много запоминающихся событий, и прежде всего тем, что у него было шесть

жен, двоих из них он велел обезглавить.

На костюме изображенного короля пуговицы, украшения сделаны из золота, а фон создан с помощью очень драгоценного в те времена, синего пигмента (ультрамарина).

Еще не зная, кто изображен на картине, сразу видно по его позе, одежде, украшениям, что изображен очень знатный человек. Король был крупного телосложения. У него очень гордая, прямая осанка, в полусогнутой руке держит перчатку, на обеих руках есть перстни. В его глазах угадывается ум, твердость характера, определенный жизненный опыт. Само его лицо мало отражает какие-либо эмоции, что может указывать на его небольшую скрытность.

Его сжатые и тонкие губы говорят о том, что он человек тщеславный, быстро стремится достичь желаемого. Такой человек всегда серьезно говорит о своих намерениях.

Нижняя губа толще верхней, что указывает на умение убеждать, способности сосредотачиваться на делах. Про таких говорят, что любит больше дел, меньше слов.

Прислал: Волкова Александра . 2017-10-08 21:49:32

opisanie-kartin.iusite.ru

Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

топ 100 блогов _ksa — 17.08.2012 Ребята, меня сейчас этими англичанами порвёт на тряпки, потому что половина - для меня самой новость. Нет, я, конечно. знала. что что-то у них помимо Гольбейна было, видела десяток портретов Елизаветы, Шекспира нашего, Уильяма, портрет молодого человека в розах, что предположительно граф Эссекс, ну и этого. с чёрным готиком, с которого Хьюго Баскервиля рисовали, но что там такая прорва и две трети из них - н/х(неизвестный художник) - не ожидала.

Ну, начинаем.

Англия, как вы все знаете, она на острове. А это значит, что доплыть-то до неё можно, но не факт, что доплывут художники. Не, они, конечно, доплывали, так что в искусстве совсем старой Англии мы можем нарыть массу доливок от тех, кто её завоёвывал. Но к 14 веку всё было более-менее ровненько, как у приличных людей - готика (не очень богатая скульптурой), витражи, отличная миниатюра, с какого-то момента - слабенькая, на тонких ножках, очень иконная портретная живопись (исключительно для шибко важных особ). Вот вам, к примеру:

Портрет короля Ричарда второго (14 век), естественно, неизвестный художник:Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

Или вот вам ещё пара портретов папы знаменитого нашего Генриха Тюдора под номером восемь - Гинриха же под номером семь, авторы. опять же, неизвестны:

И супруга его, Елизавета Йоркская, примерно 1500 г написания, неизвестный художник:

За Генрихом VII пришёл ГенрихVIII и, вроде бы, пора про Гольбейна - ан фиг, Гольбейн ещё не приплыл. Так что смотрите, как в Англии писался официальный портрет до него:

Генрих VIII в год вступления на престол:

Впечатляет, да? А вот вам Генрих - взрослый дядя. Тех самых времён, когда он захотел развода с Екатериной Арагонской и под горячую руку рассорился с католичеством и учредил англиканскую церковь:

Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка) В этом портрете меня особенно умиляют ка-аротенькие ручки. Ну, как дети рисуют - голова большая вышла, но удачная, а холст-то кончается, а как же король - без рук? Ничего - упихаем.

Ну и Екатерину Арагонскую сюда же, кисти, естественно, неизвестного художника:

Портрет 1525 года, на минуточку. Портрет не фигни какой, а королевы. Мой любимый Кранах за 23 года до этого писал жену какого-то (подумаешь) учёного вот так:

Я уж даже не буду вам показывать, что ровно в это же время вытворял с портретами Дюрер или итальянцы - их всех Возрождением прибила, показываю Кранаха, как наследника архаических традиций.Но по сравнению с английской архаикой Кранах - просто адский новатор.

Ближе всего к тому. что происходит в английской портретной живописи начала 16 века то, что происходит в русской вплоть до Петра. Вот вам парсуна его батюшки, Алексея Михайловича:

Причина, вроде бы, сходная - изолированность. В Англию фиг доплывёшь, Россия чужому не рада. То есть, художники наши бы и рады были где что новое понасмотреть, но у нас живопись почти до Петра была строго религиозная, а значит - канон, а значит, пиши. как деды писали - и не чирикай, а то сначала государю-батюшке личину как в жизни напишешь, а потом совсем с резьбы сорвёшься и начнёшь на руках у Богородици вместо благолепного господнего образа (с пропорциями подростка лет 13-ти) толстомясых немчинских младенцев малевать, тьфу, пакость какая - тут тебе по рукам и дадут.А в Англии, после того, что учудил с церковью король, религиозная живопись напротив, накрывается, как класс. А жанровая и натюрмортная, заметьте, ещё не развилась. А роспись стен, которой могли местами перебиваться европейские художники - штука редкая. Климат не тот, нам бы ковриков. А портретная - в стадии личинки. И, опять же, кто будет заказывать те портреты? Очень небольшая группа обеспеченного народа. И кто идёт писать эти портреты? Те английские мастера, кто раньше писал алтари - раз. Бежавшие от религиозного преследования художники-протестанты из Франции и Нидерландов - два. У первых рука заточена под канон, вторые пишут реалистичнее, но мастера высокого уровня драпали редко - потому что мастерам высокого уровня зыбкость в вере чаще прощалась. Скажем, тот же король испанский Карл V, у которого в плену был Кранах, клал на его лютеранство с прибором.И вдруг - Бац - Гольбейн.Я даже понимаю, отчего его не оценили в первый приезд - ну вот висят у вас на стенах картины - носик кривенький набок, лицо меловое, фон условный, глазки в кучу, пальцев на руках пять нарисовали - и уже хорошо, зато на брошке каждый камушек вылизан, мамина цепочка, прадедов перстень и прапрадедов герб в уголочке - не ошибёшься. Сбоку аккуратными буквами подписано, что это ты - чтобы ни сам, ни потомки не перепутали. Особых примет нет. И у всех такие висят. И вдруг - оп - Гольбейн. И ты у него, как живой, вместе со всеми недостатками. И стол - как живой. И вазочка. И перчатка. И вот что, прям так на стену и вешать?

Вот так как-нибудь - Ханс Гольбейн, портрет сэра Генри Гилфорда:

Или вот так - сэр Николас Керью, главный конюший::

А потом втянулись, конечно.Но научиться не успели - так, чуть-чуть, по верхам. Потому что от того, что он делал. и приезжие мастера офигевали. Вот, к примеру, Генрих VIII работы Ганса Эворта - мастера, удравшего в Англию из Нидерландов в 1540 году, написанный под влиянием Гольбейна:Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

Причём самого Гольбейна Эворт живым не застал, но что посмотреть в Англии осталось.Да и сам по себе со своей фламандской школой Эворт выпрыгивал над уровнем английских мастеров как бешеная лягушка. О как - портрет юного короля Эдуарда VI:

Хорош? Кстати, у нас, в Эрмитаже.Но в целом, приседает портрет после смерти Гольбейна. Вот это последняя, относительно удачливая супруга Генриха. Работа тоже мастера заезжего, предположительно, Уильяма Скротса, но - почувствуйте разницу:

Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

Скротс был, как и Эворт, из Нидерландов. Жалования ему, кстати, положили в два раза больше, чем Гольбейну.Вот вам юная Елизавета его кисти:

Судя по всему, он потерял должность после смерти юного короля Эдуарда VI. Почему - чёрт его знает. Возможно оттого, что за Эдуардом пришла Мария, которая все эти пуританские новшества терпеть не могла и среди художников ценила добрых католиков.Как раз такого ей привёз жених - испанский принц Филипп.

Прошу восхищаться - Антонис Мор, Ученик Яна ван Скореля, Нидерланды, само-собой - портрет принца Филиппа:

Ну и сразу уж портрет невесты (старовата и страшновата, будем честны):

Как я уже сказала - иногда его работы путают с Гольбейном. Хотя совершенно они разные. Но мастер - ничего не скажешь.Дальше, если помните, Мария Тюдор с неприятным прозвищем Кровавая умерла, принцу-консорту пришлось выметаться, Мора он прихватил с собой. Кстати, на старости лет тот рассорился с Филиппом, вернулся в Нидерланды - и успел послужить принцу Оранскому. Я ж говорю - если ты очень хороший художник, великим мира сего чаще всего совершенно всё равно, молишься ты на латыни или по-фламандски.

А в Англии воцарилась Елизавета.Я её, в целом, люблю. Интереснейшая дама. Но то, что она в зрелые годы понатворила с придворным портретом, напоминает "Трудно быть богом" - как там: "Разнообразие не поощрялось - король изображался юношей в латах, Дон Реба - мужчиной со значительным лицом..." - точную цитату лень искать.

К тому же она разогнала всех приличных художников, успевших поработать у Марии. Того же Эворта отстранила от придворных работ, зараза мстительная.

Ну и имела, то, что имела:Предположительно, Вильям Сегар, Елизавета с горностаем:

Про портреты Сегара поначалу тоже думали - голландец из средних, но нет - это уже аглицкой работы вещь, уважаемый человек, королевский герольд к тому же.

Ещё Елизавета - неизвестный художник:Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

Джордж Гауэр, местный (c.1540-1596)

Портрет Елизаветы - обратите внимание. здесь происходит вещь, совершенно обратная тому же Кранаху - у цепляющихся за готику немцев абсолютно уже реальные лица вписывались в плоскостную подачу одежды. А тут - какой атлас, как замят изумительно - и безнадёжно мёртвое лицо. И не из-за белизны. Человек просто не знает, куда класть свет, чтобы дать объём. С жемчугом - знает, с лицом - не знает:

Николас Хиллиард, (ок.1547-1619) - сын ювелира из Эксетера, был сам золотых дел мастером, а также гравером, и миниатюристом - отличный, кстати, был миниатюрист. Называл себя учеником Гольбейна:

Портрет Елизаветы

Ещё Елизавета - мастер неизвестен, но, скорее всего, мастерская Хиллиарда:

Ещё одна Елизавета - приписывается Джону Беттесу:

Не устали? Платьица, конечно, меняются, но в целом - что пнём об сову, что совой об пень - на большинстве картин повторяются одинаковые ляпы - неустойчивое положение тела, пропорции перевраны, локти-сосиски, кисти рук - как у куклы. И так почти полвека - осознали. Полвека английский придворный портрет устраивает танец шаг вперОд и две - назад.

Тем более, что чем старше становится королева, тем пышнее и помпезнее делаются платья и парики, лицо же совершенно нивелируется - художники просто терпеливо переписывают выбеленную бесстрастную маску, отрываясь на платьях и украшениях.С какого-то момента указом было запрещено писать королеву иначе как с установленных образцов - портреты образцы утверждались Елизаветой. Так что, уйдя от канонов алтарной живописи, английское искусство отлично себе слепило новый канон изображения живого божества.

Только не спрашивайте "а чо они других не писали нормально"?Во первых, хорошо, то, что нравится королеве - как ей пишете, так и нам давайте.Во вторых - поди-ка переломи стиль, если двадцать лет всё под один образец гонишь.Хотя, конечно, с портретами знати полегче было.

Джон де Критс"Меланхолик с чёрным котом" - портрет Генри Ризли, графа Саутгемптона:

Все узнали? "Он тоже Баскервиль!" Хотя у Янковского физиономия круче, конечно.

А это портрет его жены (это не де Критс - неизвестный художник) - обратите внимание, как она держит гребень:Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

Опять де Критс - Сэр Чарльз Сомерсет

И снова он - Ричард Дрейк

А вот уже знакомый нам Хиллиард - "Молодой человек среди роз" (предположительно, граф Эссекс)Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

А это Исаак Оливер (ок. 1565 -2 октября 1617)Портрет Эдварда Герберта:

Опять Оливер - портрет Ричарда Саквета, третьего графа Дорсет

Маркус Герартс Младший(1561 или 1562 гг - 19.01.1636г). Несмотря на имя, можно сказать, почти англичанин - его папа, Маркус Герартс Старший, уехал из Брюгге в 1568 г. Младшему тогда было лет семь.

Этот портрет называют "Персидская леди", но по символам, которых в картине дофика, толкуют, что это - супруга графа Эссекса (причём беременная и в надежде, что мужа таки не казнят):

Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

А вот вам мой любимец - Роберт Пик (1551-1619) — успел поработать и у Елизаветы Якова I. Работал в одной мастерской с де Критцем и Оливером. так что иногда фиг распутаешь - кто-что писал:

Портрет принцессы Елизаветы - её потом в Богемию просватали:

И ещё он - Портрет молодой дамыАнглийский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

И опять он - Портрет принца Карла (будущий король Карл I)

Ну, пожалуй, пора с Елизаветой завязывать.Вот вам художник при дворе Якова I - Уильям Ларкин:

- атлас на юбочке как настоящий. При этом, если мы попробуем от туфель построить постановку фигуры - поймём, что стоять без опоры (типа как у фарфоровых кукол) она не сможет. Но кто тогда обращал внимание на такие мелочи?

И ещё Ларкин:

И ещё - смотрите, какой контраст совершенно объёмного и реалистичного письма лица и декоративной подачи волос:Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

А вот это, смотрите, неожиданно - Сэр Натаниэль Бэкон(1585-1627) Местный-местный, но пишет довольно-таки фламандисто. Смотрите, какая лепка формы - "Автопортрет":

Но Бэкон - это редкость.Впрочем, скоро в Англию ко двору Карла I приедет наглый ученик Рубенса ван Дейк - и как всех понапишет в лучших традициях фламандского барокко...Вот так, к примеру - "Портрет рыцаря с красной повязкой":

Но быстро умрёт. Даже раньше, чем взойдёт на эшафот его покровитель король Карл.Которого художник Эдвард Бауэр на суде напишет выразительно, конечно, но как полторы сотни лет назад. Упрямый народ эти англичане:

А это вам на десерт - неизвестный художник, Типичная пуританская дама в чёрной шляпе:

Английский портрет от Генриха VIII до Якоба I (слегка)

yablor.ru

Метаморфозы короля Генриха Восьмого: ru_royalty

         Царствование Генриха Восьмого, второго короля из династии Тюдоров, было одним из самых длительных и хорошо задокументированных в истории Англии. Всем известны события его личной жизни, которых хватило бы с лихвой на троих мужчин, а не на одного : шесть жен, двух из которых он казнил, с одной развелся, а другую бросил, объявив брак недействительным. Краткая биография некоторых его жен могла бы уложиться в одну строчку:

Divorced, Beheaded, Died;                        Развелся, казнил, умерла

Divorced, Beheaded, Survived.                  Развелся, казнил, пережила..

Далее, путаница с детьми, кто незаконнорожденный, кто нет. Дабы обрести свободу личной жизни, порвал с папой, не одобрявшим разводы, и стал сам себе злобный Буратино глава церкви, попутно казнив всех, кто не успел приспособиться.Несмотря на то, что сериал "Тюдоры" и также фильм "Еще одна из рода Болейн" рисуют нам короля Генриха мускулистым красавцем-брюнетом, на самом деле он, разумеется, таковым не был. Или был?В возрасте шестнадцати лет о нем писали: "Талантливый наездник и рыцарь, он популярен среди своих приближенных за простоту обращения". Когда Генриху Восьмому исполнилось пятьдесят, о нем говорили: "Постарел раньше своего возраста...он часто вспыльчив, легко впадает в гнев и все больше поддаается черной депрессии по прошествии лет".Интересно проследить изменения во внешности короля, которые отражали не только естественное течение времени, но и события, происходившие с ним.Итак, 28 июня 1491 года у короля Генриха Седьмого и его жены Элизабет Йорк родился второй сын, которого назвали в честь отца.Думается, это был ангелочек с золотистыми кудряшками и светлыми глазами. Правда, ребенок был крайней избалован, у него был даже собственный мальчик для битья, которого наказывали за хулиганства маленького принца.

Принц Генри вырос прекрасно образованным и начитанным человеком, отлично владеющим французским и латынью и испанским, хорошо знающим математику, геральдику, астрономию и музыку, заинтересованным в науке и медицине. Он был истинным человеком эпохи Ренессанса - любил искусство, поэзию, живопись, и в то же время, был искренне набожен.Что немаловажно, академические знания не помешали тому, чтобы он стал высоким, красивым, хорошо сложенным атлетом и страстным охотником; кстати, любил...теннис. Однако, недостаток дисциплины в воспитании, необузданность характера, нежелание изучать то, что не интересно, черты, простительные для второго сына короля, позже принесли ему и Англии много проблем во время его царствования.Венецианский посланник писал о юном принце, что он был самым красивым из уведенных им монархов, выше среднего роста, с ногами стройными и прекрасной формы, с очень светлой кожей, с яркими, рыжевато-каштановыми волосами, коротко подстриженными по французской моде; округлое лицо было так прекрасно, что подошло бы женщине; шея у него была длинная и крепкая.То, что принц был хорошо сложен, подтверждают и размеры его юношеских доспехов: 32 дюйма в талии и 39 дюймов в груди (81 см и 99 см). Рост его был и оставался 6 футов 1 дюйм, что равно где-то 183 см, если не ошибаюсь, при весе 95 кг. У него также было крепкое здоровье: в молодости он лишь легко переболел оспой, да периодически страдал, тоже в легкой форме, малярией, которая была распространена в Европе в то время (было много болот, осушенных ныне).

Портрет 18-летнего Генри (где он, по моему мнению, почему-то ужасно похож на своего двоюродного дедушку, Ричарда Третьего).А это молодой принц Хэл глазами современного художника.

Доспехи молодого Генриха (слева) и доспехи Генриха в возрасте за 40 (справа)

 Генрих в 1521 году (30 лет)          

Портрет Генри в возрасте 34-36 лет                                      Возраст 36-38 лет

         В глазах подданных юный король, взошедший на престол после своего скряги отца, отправившего на плаху или в ссылку последнюю свою уцелевшую после битвы при Босуорте родню, не созывавшего парламент целых десять лет, был олицетворением нового прекрасного героя. "Если бы лев знал свою силу, вряд ли кому-то удалось бы справиться с ним", писал о нем Томас Мор.Царствование его протекало более или менее гладко вплоть до достижения королем возраста 44 лет.

Генрих в возрасте 40 лет: расцвет сил

     К этому времени король уже развелся с Екатериной Арагонской и женился на умнице Анне Болейн, но бурные события не особенно отразились на его здоровье: вплоть до 1536 года у него не было с ним проблем, кроме постепенной прибавки в весе. Судя по составленному им лично и весьма подробному ордонансу касательно королевского стола, у короля был, что называется, зверский аппетит касательно мяса, выпечки и вина. Отсюда полнота, которая уже присутствует на портрете в возрасте 40 лет, которой нет на портрете 30-летнего Генри (см. выше). Да, король был бабником и обжорой, но он пока еще не стал Синей Бородой и тираном.Что же случилось в январе 1536 года на турнире в Гринвиче? Уже довольно тучный Генрих не удержался в седле и рухнул в доспехах с лошади, которая тоже носила на себе латы. Лошадь затем упала на него сверху. Король был без сознания два часа., ноги его оказались раздавленными и, скорее всего, пострадали от нескольких переломов. За его здоровье вполне обоснованно опасались столь сильно, что у королевы Анны случился выкидыш: к несчастью, это был мальчик. Как будто этого было недостаточно, вскоре скончался незаконнорожденный сын короля, юный герцог Ричмонд, а Анну вскоре обвинили в супружеской измене.Переломы и другие раны сначала зажили, но вскоре короля начали мучить не только головные боли, но и хронические, обширные, мокрые, гнойниковые язвы на ногах. От боли он не мог говорить и молчал по десять дней кряду, подавляя рвущийся крик. Врачи безуспешно пытались исцелить эти язвы, протыкая их раскаленным железом, либо иссекали их, не давая затянуться, дабы "помочь инфекции выйти наружу вместе с гноем".  Также, скорее всего, король давно к этому моменту страдал диабетом (отсюда неисцелимость язв). Стоит ли удивляться тому, что физические страдания, помноженные на последствия травмы головы, совершенно изменили характер монарха?Сейчас исследователи утверждают, что в результате травмы на турнире в 1536м году у Генриха Восьмого были повреждены лобные доли мозга, отвечающие за самоконтроль, восприятие сигналов от внешней среды, социальное и сексуальное поведение. В 1524м году, когда ему было 33 года, он также пострадал от более легкой травмы, когда забыл опустить забрало, и кончик копья противника сильно ударил его над правым глазом. Это принесло ему повторяющиеся тяжелые мигрени. Но в те времена не умели лечить травмы мозга, равно как и диабет.

Окружающие знали о состоянии здоровья короля, но всех, кто осмеливался открыть рот, обвиняли в государственной измене и отправляли на эшафот. Генрих мог отдать приказ утром, отменить его к обеду, а затем прийти в ярость, узнав, что он уже выполнен.С  этого момента начался новый, темный этап царствования.Самым страстным желанием короля к этому моменту стало получение наследника для продолжения династии Тюдоров. Помноженное на произошедшие с ним серьезные психологические изменения после 1536 года, желание это вылилось в серию импульсивных и жестоких поступков, которыми Генрих знаменит и поныне. Более чем вероятно, что король страдал к тому времени и недостатком потенции. Даже фактическое исполнение его мечты с рождением сына от Джейн Сеймур, Эдуарда, уже ничего не могло изменить.

Генриху около 49 лет

Генрих VIII и гильдии цирюльников и хирургов (король весьма интересовался медициной, и эти гильдии были созданы под его патронажем). Королю 49 лет на полотне.

Деталь портрета 1545 года, где изображены Генрих, Эдуард и - посмертно - Джейн Сеймур.А это весь портрет целиком, слева и справа - две дочери короля.

Несмотря на болезненное состояние, дух его был сильнее тела, и Генрих прожил еще одиннадцать лет. Игнорируя запреты врачей, он много путешествовал, продолжая активную внешнюю политику, охотился и... значительно больше ел. Создатели документального фильма с телеканала History Channel воссоздали режим его питания, основываясь на сохранившихся источниках: король поглощал до 13 блюд ежедневно, состоявших, главным образом, из баранины, цыплят, говядины, оленины, крольчатины и разнообразной пернатой птицы, как фазан и лебедь, он мог выпить 10 пинт (1 пинта =0,57л) эля в день, равно как и вина. Хотя, с другой стороны, возможно и то, что это было лишь меню короля, предлагаемое ему поварами, а отнюдь не то, что он фактически съедал. Но...При невозможности прежней подвижности, он быстро набирал вес и к пятидесяти годам весил...177 килограммов! Судя опять же по доспехам, талия его с 81 см. в обхвате в возрасте 20 лет выросла до 132 см. в возрасте около 50 лет.  К концу жизни он уже едва мог самостоятельно ходить. Состояние язв на его ногах лишь ухудшилось, они источали такой сильный запах, что он сообщал о приближении короля задолго до его появления в комнате.  Кэтрин Парр, на которой он женился в 1543 году, была для него больше сиделкой, чем женой, лишь она могла успокоить припадки ярости монарха. Умер он в 1547 году, измученный приступами лихорадки и очередным прижиганием язв.

Фактически, судя по доспехам конца его царствования, ширина туловища короля была почти равна его росту!

Все разнообразие существующих портретов Генриха Восьмого выложено на этом замечательном ресурсе:

http://www.luminarium.org/renlit/henry8face.htm

И на закуску, тем, кто не устал, рекомендую посмотреть удивительную реконструкцию облика короля, выполненную современными волшебниками Фотошопа, позволяющую представить себе, как он менялся с течением времени:

А вот тут на английском можно посмотреть документальный фильм "Внутри тела Генриха Восьмого"

ru-royalty.livejournal.com

Шесть жён Генриха VIII

Два дня всего бывают милы нам жены: в день свадьбы, а потом в день выноса тела.Гиппократ

Ровно пятьсот девять лет назад 22 апреля 1509 года на английский трон после смерти своего отца взошёл Генрих VIII.

Генрих был вторым королём из династии Тюдоров, пришедшей к власти после войны Алой и Белой розы, в ходе которой Йорки и Ланкастеры с упорством, достойным лучшего применения, истребляли друг друга, а заодно и изрядную часть английского народа.

Его отец, Генрих VII (да уж, особенной оригинальностью в именах они не отличались) свергнул печально известного Ричарда III (убийца своих племянников, детей короля Эдуарда IV, «Коня, коня, полцарства за коня!») и получил трон. Будучи в родстве с Ланкастерами, взял в жёны дочь Эдуарда IV из династии Йорков Елизавету и стал рожать детей, одним из которых будет Генрих.

Проекты, экономика, флот, налоги, мощение дорог, строительство крепостей, дебеты и кредиты – всё это пресно и тоскливо. Поэтому в истории Генрих VIII  остался прежде всего «Синей бородой». Шутка ли, шесть браков, шесть женщин, шесть голов (некоторые из них с глухим стуком упадут с тонких шей)! При такой насыщенной личной жизни даже соседа обсудить захочется, чего же говорить о короле Англии! Правда, в первом случае вы рискуете прослыть сплетником и собирателем грязного белья, а во втором вы неравнодушный к истории человек, молодец и вообще образец для подражания.

Жен нашего, русского Генриха, царя всея Руси, Ивана Грозного, мы знаем плохо, в школе не учим (то ли пять их, то ли семь). А у британских детишек есть специальная мнемоническая фраза о супругах короля: «развёлся — казнил — умерла — развёлся — казнил — выжила». Шесть слов. Шесть судеб. Шесть жизней.

Первая жена, Екатерина Арагонская

Брак с первой женой, Екатериной Арагонской, продлился почти четверть века. Не слишком красивая, не очень умная, Екатерина была дочерью великой королевы Изабеллы Кастильской и Фердинанда. Союз с Испанией против Французского королевства был очень нужен Англии, и нет лучше способа скрепить его, чем брак. Поэтому Екатерину сначала женили на Артуре, старшем брате Генриха, который вскоре умирает, а затем на самом Генрихе.

В браке родится шесть детей, но выживет только один, точнее одна – девушка с кротким библейским именем Мария. Позднее известная, как Мария Кровавая, Мария Католичка, освещавшая улицы Лондона кострами, на которых горели еретики-протестанты. По её приказу казнят «девятидневную королеву» Джейн Грей.

Мария I. Кстати, на груди у неё знаменитая жемчужина "Перегрина"

Наследника не было, Екатерина рожать больше не могла (шесть родов - внушительный показатель даже для нашего времени, здоровье у нее, по-видимому, стало уже ни к чёрту). Отказ Папы дать развод привёл к разрыву с Римом, и в 1534 году Англия становится протестантским государством. Теперь король, как глава церкви, может разрешать себе всё, что угодно. Те, кто не принял этот Акт о верховенстве, были объявлены государственными изменниками и казнены. В их числе оказался и известный политик, писатель-гуманист, автор «Утопии», бывший соратник Генриха VIII сэр Томас Мор.

Томас Мор

Ещё во время брака с Екатериной у Генриха появилась страсть к хорошенькой и умной девушке, рыжеволосой Анне Болейн. Династии был нужен сын, наследник престола. Анна родила двоих сыновей, но оба вскоре умерли, в живых осталась лишь дочка, зато какая… Елизавета I, последняя из династии Тюдор известна всем и каждому (кстати, говорят, что наш Иван IV сватался к этой Королеве-деве. Елизавета откажет, и вообще никогда не выйдет замуж). Брак Генриха и Анны продлился меньше трёх лет: королева была казнена по обвинению в измене.

Влюблённые на охоте, фантазия художника

Автором известной баллады «Зелёные рукава» часто называют Генриха VIII, а адресатом Анну Болейн. Баллада лиричная, нежная, ласкающая. С мужчинами всегда так: сначала он поёт вам песни, а потом отсекает голову.

Убитый горем король вскоре женится на фрейлине своей предыдущей супруги, леди Джейн Сеймур. Генрих нежно любил свою новую жену, она отвечала взаимностью. Всё было, как в сказке: и жили они долго и счастливо. Но долго не вышло, брак продлился четыре года. Во время родов Джейн Сеймур умерла, её ребёнок остался жив. После смерти отца он взойдёт на престол под именем Эдуарда VI, проживёт 15 лет и… по сути убьёт леди Джейн Грей, оставив ей корону в обход своих старших сестёр. Прославлен Марком Твеном в книге «Принц и нищий».

Эдуард VI и его мать

С четвёртой супругой, Анной Клевской, Генрих прожил в браке меньше года. А всё почему, да потому, что выбирал супругу по портрету. Талантливый художник способен прекрасно и притягательно изобразить даже самую скучную посредственность. Живописец Гольбейн-младший это умел, написал портрет Анны, картину отправили Генриху. Король был очарован, портрет оказался прекрасен, а живая Анна нет.

Тот самый портрет

Вскоре был развод, но бывшая супруга осталась в качестве «сестры» короля при дворе и была ему верной подругой до самой смерти Генриха.  

Кстати, о Гольбейне. Именно его картина «Мёртвый Христос во гробу», упоминаемая в романе «Идиот», так сильно, до дрожи впечатляла Фёдора Достоевского.

— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!

И вот Генрих снова один, ему пятьдесят лет. Пятой женой становится двоюродная сестра Анны Болейн Екатерина Говард. Юная девушка (дата рождения неизвестна, но примерно 15-20 лет) была красива, Генрих и сам молодел рядом с ней, был весел и резв. Она так и не смогла забеременеть, а вскоре была казнена, поскольку до брака с королём уже имела не совсем платонические отношения. Такие суровые средневековые законы… Их совместная жизнь длилась всего полтора года.

Несчастная Екатерина Говард

Шестая супруга. Достопочтенная вдовушка, немолода, но приятная на глаз, на запах, на ощупь - Екатерина Парр. Она смолоду выходила замуж за старичков и очень любила заботиться об их взрослых детях. Было ли в этой заботе что-то скабрезное история умалчивает. Дети Генриха, впрочем, тоже обожали свою мачеху. Через три с небольшим года Генрих VIII умирает. Екатерина Парр, поплакав пару вечеров в парчовый платочек, тут же вышла замуж, забеременела, родила дочь, но при родах скончалась.

Екатерина Парр.Трижды вдова, четырежды замужем, добрая мачеха, королева Англии – достойный послужной список.

В молодости Генрих был чудо, как хорош собой. Высокий, больше 190 сантиметров росту (много даже по нашим меркам), статный (судя по одежде, талия была всего девяносто сантиметров), с мужественными чертами лица, подвижный.

С возрастом он обрюзг, одрях, окряк и чудовищно разжирел. Был так тучен, что даже передвигаться по замку мог только при помощи специального механизма. Не удивительно: к концу жизни королевская талия была 150 сантиметров (диаметр хорошего бревнища), а вес под 140 килограммов.

Прекрасный принц с кротким нравом стал сальной бочкой, тиранившей всех вокруг.

Какой поучительный вывод отсюда мы можем извлечь? Он очевиден: большое количество жён вредно для здоровья. Так что принимайте по одной жене один раз в жизнь.

 

nabiraem.ru

Генрих VIII Тюдор 1491-1547. Тюдоры

Генрих VIII Тюдор 1491-1547

Выдающийся государственный муж и воин, покровитель искусств и науки, поэт и музыкант? Или женоубийца, дерзкий вероотступник, палач оппозиции, человек подлый и безжалостный, готовый пожертвовать всем во имя собственных интересов и ради блага династии? Мнения о Генрихе VIII столь же противоречивы, сколь противоречив был и он сам.

Он появился на свет в Гринвиче 28 июня 1491 года. Младший сын Генриха VII и Елизаветы Йоркской, он не был первым в очереди на престол. Но его старший брат Артур, принц Уэльский, умер незадолго до своего 16-летия, спустя несколько месяцев после свадьбы с Екатериной Арагонской, которая была его на год старше. Так Генрих стал наследником престола, на который взошел в апреле 1509 года.

Молодой король, сильный и энергичный, прекрасно ездил верхом и стрелял из лука, слыл блестящим фехтовальщиком и борцом.

Его страстью была охота, он участвовал в рыцарских турнирах. При этом он обладал живым умом, интересовался математикой, владел латынью, говорил по-французски, понимал по-итальянски и по-испански. Кроме того, он писал стихи и был талантливым музыкантом: играл на лютне и клавикордах и даже сочинял музыкальные произведения. Как гласит легенда, известную песенку «Зеленые рукава» король написал для одной из своих жен — Анны Болейн. Он умел быть остроумным и даже грубовато-веселым. Неудивительно, что им восхищались и его подданные, и иностранцы. Один венецианец писал: «Любовь к королю охватывает всякого, кто его видит, ибо сей благороднейший муж производит впечатление существа не земного, а нисшедшего с небес». Эразм Роттердамский писал о короле, что тот «всесторонне одаренный гений. Он непрестанно учится; время, свободное от государственных дел, он посвящает чтению или проводит диспуты — которые обожает, — с достойной восхищения вежливостью и необычайным спокойствием». Внешность Генриха VIII тоже оценивали положительно. Вот одно из описаний: «Его величество — красивейший среди всех могущественных владык, коих мне доводилось видеть, выше среднего роста, с икрами идеальной формы, кожа у него белая и без изъянов, волосы каштановые, гладко зачесанные и коротко остриженные по французской моде, а округлое лицо — столь нежное, что подошло бы прекрасной женщине, шея у него длинная и мощная».

Портрет Генриха VIII. Ганс Гольбейн Младший, он. 1540 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим

Екатерина Арагонская

Анна Болейн

Джейн Сеймур

Однако, чтобы образ монарха не получился чересчур идеальным, следует добавить, что под конец жизни он перестал следить за собой и располнел. Имелись у него и недостатки. Генрих VIII был беспечным, а щедрость его порой переходила в расточительность. Он был азартен, любил играть в карты, в кости и заключать пари с высокими ставками. Со временем в его характере все больше проявлялись подозрительность и жесткость. Он бывал беспощаден и к политическим противникам, и к близким ему людям — особенно к своим женам…

Поначалу Генрих неохотно взялся за управление государством, переложив дела на доверенных людей. Когда его главным советником был кардинал Томас Уолси, дипломаты поговаривали, что страной правит кардинал, король же занят только охотой, интрижками и развлечениями. Со временем все изменилось.

Генрих VIII быстро отказался от осторожной внешней политики отца, вступив в союз против короля Франции Людовика XII и перейдя в наступление. Несмотря на одержанную вместе с императором Максимилианом в 1513 году победу при Гингейте, а также взятие городов Турне и Теруан, желаемого успеха он не добился. Тем не менее он проявил себя как деятельный и отважный правитель, который сам принимал участие в осадах и сражениях.

Успеха Генрих добился в Шотландии, традиционно искавшей помощи против Англии в союзе с Францией. Шотландцы ввязались в войну с Англией с плачевным для себя исходом. В битве при Флоддене 9 сентября 1513 года силы под знаменем бело-синего креста св. Андрея были разбиты войсками регентши Екатерины Арагонской, а Яков IV, король Шотландии, пал вместе с цветом шотландской аристократии. Вскоре Англия заключила мир с Францией, подкрепленный браком Людовика XII Валуа с сестрой Генриха Марией.

Анна Клевская

Екатерина Говард

Екатерина Парр

Английский монарх продолжал активно вмешиваться в конфликты на континенте, для начала направив свои силы против короля Франции Франциска I, а потом взяв на себя роль арбитра во французско-габсбургской распре. Таким образом, он возродил политику поддержания равновесие сил на континенте, начатую его отцом. Одним из ярких эпизодов внешней политики первого периода правления Генриха VIII стала встреча на Поле золотой парчи с Франциском I в июне 1520 года. Короли старались ослепить друг друга великолепием. Исполненные галантности многодневные переговоры чередовались с пиршествами и турнирами, в которых мерялись силами оба монарха. В ходе встречи дала о себе знать и традиционная неприязнь. Короли не проявляли доверия друг к другу, а один венецианский дипломат услышал, как кто-то из английских аристократов сказал, что, будь в нем хоть капля французской крови, он вскрыл бы себе вены, чтобы от нее избавиться.

Для оценки Генриха VIII важны его неразрывно связанные с политикой брачные союзы и отношение к женам. С первой избранницей король обвенчался сразу по восшествии на престол. Ею стала вдова его старшего брата Екатерина Арагонская, младшая дочь Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской. Брак Екатерины с Артуром Тюдором был заключен для закрепления союза с Испанией. После смерти сына Генрих VII сам был готов жениться на Екатерине, но на это не дала согласия ее мать. Тогда возникла идея союза молодой вдовы с братом покойного мужа. После помолвки в 1503 году свадьба несколько раз откладывалась: сначала из-за смерти королевы Изабеллы, а потом по различным политическим причинам.

Жены Генриха VIII

С Екатериной Арагонской король расстался, потому что та не родила ему сына. Вторую жену, Анну Болейн, он отправил на эшафот. Спустя 11 дней после ее казни он женился на Джейн Сеймур. Именно она в 1537 году родила долгожданного наследника Эдуарда, но через 12 дней умерла. Король вновь захотел жениться. После колебаний он остановил свой выбор на Анне Киевской. Это был политический ход, служивший антифранцузским интригам. До подписания брачного контракта Генрих видел только приукрашенный портрет избранницы. Ее истинная внешность его разочаровала. Он не разорвал соглашения и женился на Анне в 1540 году. Но когда политическая ситуация изменилась, аннулировал якобы неконсумированный брак. В том же году он женился на фрейлине Анны Екатерине Говард, кузине Анны Болейн. Как и ее родственница, она была обвинена в измене, и в 1542 году ей отрубили голову. Последняя жена Генриха VIII — вдова, пережившая двух мужей, Екатерина Парр, с которой он венчался в 1543 году. Она едва не повторила судьбу Анны и Екатерины, вступив с мужем в противоречие по религиозным вопросам. Ее спасло демонстративное проявление покорности. Позже она ухаживала за стареющим больным королем.

Генрих VIII с Анной Болейн и Екатериной Арагонской, наблюдающей за ними. Маркус Стоун, 1870 г.

НА КАРТИНЕ МАРКУСА СТОУНА 1870 ГОДА ЕКАТЕРИНА АРАГОНСКАЯ, ПЕРВАЯ ЖЕНА ГЕНРИХА VIII, СТОИТ НА ПОРОГЕ И ЗАГЛЯДЫВАЕТ В ЗАЛ. ЗА КОРОЛЕМ И ЕГО ВТОРОЙ ЖЕНОЙ АННОЙ БОЛЕЙН (С ЛЮТНЕЙ) НАБЛЮДАЮТ ТАКЖЕ ПРИДВОРНЫЕ И КАРДИНАЛ УОЛСИ (ПОЗАДИ МОНАРХА).

Этот союз стал для Генриха первым из тех, что были заключены не только в силу политической необходимости, но и по влечению сердца. Отношения супругов внешне выглядели безупречными, поначалу молодые много времени проводили вместе. Однако постепенно важнейшим вопросом королевской политики стала проблема наследования. Екатерина, беременевшая несколько раз, не подарила мужу сына. Рождение дочери Марии в 1516 году сильно разочаровало короля. Генрих понимал, что жена, которая старше его на шесть лет, не принесет ему наследника. Дело было не только в личных амбициях правителя и пятне на его чести, но и в политике: Англии, едва оправившейся от хаоса Войны Роз, снова грозила буря. Отчаявшийся король даже раздумывал над возможностью передать престол своему внебрачному сыну Генриху Фицрою.

Остро нуждавшийся в наследнике Генрих в конце концов все же начал предпринимать шаги для признания брака недействительным. Предлогом стал предыдущий союз Екатерины с его братом. Для этого требовалось папское разрешение. Попытки аннуляции брака оказались безуспешными. Папа слишком сильно зависел от племянника Екатерины, императора Карла V. Тщетность дипломатических попыток стала причиной разжалования близкого соратника Генриха кардинала Уолси. Его место на посту канцлера занял знаменитый гуманист, автор «Утопии» Томас Мор, затем советниками короля стали Томас Крамнер и Томас Кромвель. Генриха VIII подталкивало к действиям не только желание иметь наследника, но и любовь к Анне Болейн (согласно многим источникам, не отличавшейся при дворе выдающейся красотой). После отстранения Уолси король принял решительные меры, направленные на то, чтобы подчинить себе Английскую церковь и таким образом аннулировать брак. В конце концов, узнав, что Анна беременна, король тайно обвенчался с нею 25 января 1533 года. 23 мая парламент издал указ об аннуляции брака с Екатериной, и вскоре Анна была коронована. Король пережил очередное разочарование, когда в сентябре новая жена родила ему девочку — будущую королеву Елизавету I. Он утратил интерес к супруге, так и не подарившей ему вожделенного сына (последующие беременности заканчивались выкидышами). Время подгоняло. Король болезненно ощутил это в 1536 году, когда был ранен во время рыцарского турнира. Он даже начал подозревать, что отсутствие потомка мужского пола в союзе с Анной является наказанием за кровосмесительную связь: несколькими годами раньше его любовницей довольно долго была Мария Болейн, сестра Анны. Судьба новой королевы была решена окончательно, когда в начале 1536 года она родила мертвого мальчика. Анна Болейн была обвинена в супружеской измене и заговоре против Короны, кроме того, ей вменялись в вину кровосмесительная связь с братом и применение колдовских чар с целью соблазнения короля. Главным вдохновителем интриги против королевы был Томас Кромвель. Согласно воле короля, Анну приговорили к смерти через сожжение на костре, но супруг изменил жестокий приговор на казнь через отсечение головы. Приговор был приведен в исполнение 19 мая 1536 года.

С матримониальными перипетиями короля связан его самый решительный политический шаг — разрыв с Католической церковью. Еще в 1521 году он получил от Папы титул Хранителя Веры за теологический трактат, представлявший собой полемику со взглядами Мартина Лютера. Однако хлопотавший об аннуляции брака Генриха с Екатериной кардинал Уолси предупредил Климента VII, что в случае отказа Англия будет потеряна для Рима. Помимо личных амбиций короля (впрочем, желание произвести на свет наследника престола многие англичане считали вопросом государственной важности) в стране существовали и другие предпосылки для реформ. В течение нескольких лет король и парламент огласили ряд указов, устанавливающих нововведения, одним из которых стало подчинение духовенства королю как главе Английской церкви. Начались преследования оппозиции. Следует, однако, отметить, что за время правления Генриха VIII Англиканская церковь в догматической области не отошла от католицизма слишком далеко. Король лично следил за тем, чтобы доктринальные различия не были сильными.

Генрих VIII Жестокий?

Генрих VIII был главным виновником умерщвления своих двух жен, он также причастен к гибели около полутысячи своих политических противников! Однако сам он, похоже, не любил жестокости, плохо переносил вид крови и атмосферу казни — случалось, что во время вынесения приговора судом или казни его собственных жен он предпочитал отправиться на охоту или заняться другими развлечениями, чтобы не быть свидетелем ужасающих сцен и не расстраивать себе нервы.

Несмотря на личные взлеты и падения, Генрих VIII участвовал в большой политике. Он заботился о безопасности Англии, контролируя равновесие сил в Европе и не допуская изоляции острова. Он добился присоединения к Англии Уэльса и Ирландии, а также признания себя королем Ирландии. Благодаря своим деяниям ему удалось обрести авторитет такого монарха, о каком Англия прежде и не мечтала. Однако он был способен и на неожиданные поступки — например, подвергнуть опале своих сподвижников: в частности, помогавшего ему в проведении церковных реформ Томаса Кромвеля, разжалованного в июле 1540 года. Со временем склонность Генриха VIII к тирании и его подозрительность стали проявляться все чаще. В общей сложности в период его правления за католическое вероисповедание погибли около 500 человек — больше, чем число жертв бесславной Марии I Тюдор, прозванной Кровавой.

На смертном одре 28 января 1547 года он выразил надежду, что милосердный Господь простит ему грехи. Согласно последней воле Генриха VIII, он упокоился рядом со своей третьей женой Джейн Сеймур в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке.

Турнирные доспехи Генриха VIII Тюдора. 30-е годы XVI в., Собрание Лондонского Тауэра

В 1536 ГОДУ ВО ВРЕМЯ РЫЦАРСКОГО ТУРНИРА ГЕНРИХ VIII БЫЛ НА ВОЛОСОК ОТ СМЕРТИ. ОН БЫЛ СЕРЬЕЗНО РАНЕН В НОГУ ВЫЛЕЧИТЬ РАНУ ДО КОНЦА ТАК И НЕ УДАЛОСЬ, И В СТАРОСТИ ОН СИЛЬНО ХРОМАЛ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

~История и живопись Средневековой Европы~: Генрих VIII король Англии (1509

Hans Holbein (1497-1534)Portrait of Henry VIII1536,Thyssen-Bornemisza Collection, Madrid

Генрих VIII

Генрих VIII (1509 - 1547) принадлежит к числу монархов, мнения о которых как при их жизни, так и в последующие века резко расходились. Этому есть причины: при Генрихе VIII произошла Реформация в Англии, и изображение его то как святого, то как дьявола или по крайней мере преступного многоженца и кровавого тирана зависело обычно от того, кто его характеризовал - протестант или католик. В книге Е. Б. Черняка "Тайны Англии", в главе, посвященной Генриху VIII, которую автор озаглавил "Генрих VIII - кровавое пятно в истории Англии", дается довольно полный историографический обзор преимуществеенно английской историографии по нашей теме. Так, Черняк Е. Б. пишет о том, что даже далекий от католических симпатий Диккенс именовал Генриха VIII "самым непереносимым мерзавцем, позором для человеческой природы, кровавым и сальным пятном в истории Англии" . А реакционные историки типа Д. Фроуда (в книге "История Англии") превозносили Генриха как народного героя. Видный исследователь А Ф Поллард в монографии "Генрих VIII" утверждал, будто Генрих никогда не имел "страсти к излишним убийствам", не давая себе, впрочем, труда уточнить, что следует здесь считать"излишеством". Мнение Полларда сильно повлияло на новейшую западную историографию. Даже полемизирующий с апологетической оценкой Генриха VIII известный историк Д. Р. Элтон уверял: "Он не был великим государственным деятелем на троне, каким еге считал Поллард, но он был и больше, чем кровавый, похотливый, капризный тиран народной мифологии". "Слишком много историков рисовало Генриха воплощением добра и зла", - вторит Элтону другой новейший биограф Генриха VIII, Д. Боул, и добавляет, что пришло время для более хладнокровной оценки этого английского монаха. О том же пишет Д. Скерисбрик в своей книге "Генрих VIII". Что же способствовало превращению Генриха VIII, которого в его молодые годы Эразм Роттердамский, Томас Мор и другие выдающиеся мыслители эпохи принимали за долгожданного короля гуманистов, в трусливого и жестокого деспота? Автор новейшей книги на эту тему "Становление Генриха VIII" Мария Луиза Брюс пытается найти ответ в семейных условиях и особенностях воспитания Генриха, подыскивает малоубедительные фрейдистские объяснения... Споры давно уже вызывала каждая составная характера короля: умен он или глуп, талантлив или бездарен, искренен или лицемерен. Его новейший биограф Г. А. Келли в работе "Матримониальные судебные процессы Генриха VIII" приходит в выводу, что король был "наполовину лицемером, а наполовину совестливым человеком". (Неясно только, какая из этих "половин" монарха больше выходила боком его подданным.) Некоторые историки, отказывая Генриху во всех хороших качествах, признавали за ним по крайней мере одно: физическую слабость и твордость в достижении поставленной цели . Добавим следующее. Френсис Бэкон в качестве основного достоинства короля называет его необыкновенную физическую силу и красоту . Советские историки Осиновский И. Н., Штокман В. В. и Сапрыкин Ю. М., которые занимались вопросами истории Англии, единодушны во мнении относительно оценки личности Генриха VIII как жестокого, кровожадного монарха с сомнительными моральными устоями . В нашей работе мы попытались проследить, как перепитии личной судьбы отражались на политике ГенрихаVIII и, соответственно, на судьбе Англии или, наоборот, объективные потребности страны влияли на судьбу Генриха.Секретная служба и борьба с неугодными.Секретная служба, созданная основателем династии Тюдоров, пришла в упадок в начале правления его сына. Для Генриха VIII, крепко сидевшего на престоле, услуги разведки первончально показались не очень нужными. Исчезли реальные претенденты на престол, борьба с которыми была главным занятием тайных агентов Генриха VII. Однако растущая международная роль Англии побудила кардинала Уолси - фактического главу правительства в первые десятилетия царствования Генриха VIII - использовать секретную службу для достижения внешнеполитических целей. Канцлер кардинал старался хранить нейтралитет Англии. В ходе этой борьбы господствующая партия широко использовала против своих противников секретную службу английской короны. А те в свою очередь создавали собственную разведку, не раз сложно переплетавшуюся через агентов-двойников с "официальной" секретной службой. Как правило, поражение в тайной войне приводило руководителей побежденной стороны на плаху. Правда, этому предшествовала формальность судебного процесса по обвинению в государственной измене. Но судьи - обычно тайный совет, т.е. группа лордов, принадлежавших к стану победителей (или перебежавших в него), - лишь оформляли результаты тайной войны. Присяжные, участвовавшие в менее значительных процессах, фактически назначались шерифами - верными слугами короны. Редко тайная война с таким постоянством сочеталась с судебными процессами об измене. Дело в том, что они были очень во вкусе Генриха VIII. Его каприз нередко решал долгую скрытую борьбу, которую вели соперничавшие группировки. Путь к цели шел через завоевание или сохранение его благосклонности, неудача обычно стоила головы. Понятие измены было очень широким. Подобных судебных разбирательств в правление Генриха VIII было великое множество. Одним из первых самых громких дел было дело канцлера кардинала Уолси. В 1525 году испанцы-мушкетеры расстреляли при Павии французских рыцарей (король Франциск попал в плен). Кардинал Уолси предложил заключить союз с Францией, чтобы вместе остановить натиск Испании (ее король Карл I был одновременно германским императором). Но английская знать и народ не поддержали его, и в 1529 году Генрих VIII дал отставку кардиналу и арестовал его, обвинив в измене. Это была ирония судьбы. Ведь кто, как не канцлер кардинал Уолси пестовал свое детище, Звездную палату, которая именно в его руках превратилась в грозный суд короля по делам политической измены, каравший противников королевского абсолютизма. Здесь не обошлось без вмешательства человека, который в тот период имел большое влияние на короля. Это не кто иной как сама королева английская Екатерина Арагонская, дочь Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Но пройдет еще совсем немного времени и король повернет всю государственную машину против самой королевы.

Начало Реформации.Как известно, формальным предлогом для начала Реформации послужили семейные дела "защитника веры" - титул, которые имел Генрих VIII в качестве верного сына католической церкви, лично занявшегося опровержением ереси Лютера. Все изменилось после того, как римский папа отказался узаконить развод Генриха, увлекшегося придворной дамой Анной Болейн, с его первой женой Екатериной Арагонской. Неожиданная принципиальность папы Климента VIII и его преемника Павла III определялась весьма вескими мотивами: Екатерина была сестрой испанского короля и германского императора Карла V, во владения которого входила и большая часть Италии. Даже самые рьяные защитники сохранения связи Англии с папством признавали опасность того, что Ватикан будет действовать как орудие Испании. Однако Реформация имела изначально более глубокие социально-экономические, политические и идеологические причины. Они определялись возникновением и развитием новых, капиталистических отношений, утверждение которых происходило в борьбе против феодального строя. Безусловно, большую роль в происхождении Реформации и борьбе между протестантскими и католическими государствами играли и династические мотивы, но не выдерживают критики попытки некоторых западных ученых выдать эти мотивы за основную причину разрыва с Римом, к чему прибегают буржуазные историки, тщетно пытаясь опровергнуть материалистическое понимание истории. Развод короля стал лишь поводом для давно назревавшего конфликта с главой католической церкви. Когда Генрих VIII сам развелся с Екатериной Арагонской, а в 1534 году умер Климент VIII, отказывавшийся утвердить развод, король резко отверг предложения договориться с Римом. Генрих заявил, что он не будет уважать папу больше, чем любого самого последнего священника в Англии. Разрыв был ускорен Анной Болейн, особо заинтересованной в нем и сумевшей использовать для этого своих сторонников и свою секретную службу. Анна, проведшая юные годы при французском дворе и основательно ознакомившаяся там с искусством придворных интриг, начала упорную борьбу против кардинала Уолси. Королевская фаворитка подозревала, и не без основания, что кардинал, внешне не возражая против развода Генриха с Екатериной, на деле вел двойную игру. Фактически Анна сумела создать свою собственную разведывательную сеть, руководителями которой стали ее дядя, Герцог Норфолк, председатель тайного совета, и другие лица, в том числе английский посол в Риме Фрэнсис Брайан. Посол, являвшийся кузеном Анны, сумел добыть письмо Уолси, в котором тот умолял папу не удовлетворять просьбу Генриха. После этого король не пожелал слушать оправдания кардинала. В ответ он лишь вытащил какую-то бумагу и издевательски спросил: "Э, милорд! Не написано ли это вашей собственной рукой?" В 1531 году Генрих VIII объявил себя верховным главой церкви в своих владениях. Для расторжения брака короля с Екатериной Арагонской теперь уже не требовалось разрешения папы. В 1533 году король отпраздновал свадьбу с Анной Болейн; имя Екатерины Арагонской после этого стало знаменем всех противников Реформации.

Расправа над Томасом Мором.В числе противников Реформации был и Томас Мор, блестящий писатель-гуманист, автор бессмертной "Утопии", которого Генрих VIII больше кого-либо другого стремился перетянуть в лагерь сторонников развода. Выдающийся юрист и государственный деятель, Мор занимал пост лорд-канцлера. Исследователи по-разному объясняют действительные причины, побудившие Мора отказаться от одобрения Реформации и нового брака короля. Мор, вероятно, опасался, что Реформация приведет к полному церковному расколу, распадению западного христианства на враждующие секты. Кто знает, может быть, взору проницательного мыслителя уже виделись те бедствия, которые вследствие Реформации обрушатся на английские народные массы, поскольку она создала удобный предлог для конфискации богатых монастырских владений и для сгона с этих земель бедняков арендаторов. В 1532 году Мор, к крайнему неудовольствию Генриха, попросил освободить его от должности лорда-концлера. Уйдя в отставку, Мор не критиковал королевской политики. Он просто молчал. Но его молчание было красноречивее слов. Особенно ожесточена против Мора была Анна Болейн, которая не без основания полагала, что явное неодобрение со стороны человека, пользовавшегося всеобщим уважением, является весомым политическим фактором. Генрих VIII вполне разделял ярость жены, но не рискнул, да это было и не в его манере, расправиться с бывшим канцлером, минуя обычную судебную процедуру. В 1534 году Мор был вызван в тайный совет, где ему предъявили различные лживые обвинения. Опытный юрист, он без труда опроверг эту не очень умело придуманную клевету. Новое обвинение возникло в связи с парламентским актом от 30 марта 1534 года. По этому закону был положен конец власти папы над англиканской церковью, дочь короля от первого брака Мария объявлялась незаконнорожденной, а право наследования престола переходило к потомству Генриха и Анны Болейн. Король поспешил назначить специальную комиссию, которой было предписано принимать клятву верности этому парламентскому установлению. Мор был вызван одним из первых на заседание комиссии. Он заявил о согласии присягнуть новому порядку престолонаследия, но не вводимому одновременно устройству церкви (а также признанию незаконным первого брака короля). Некоторые члены комиссии, включая епископа Кранмера, руководившего проведением церковной реформы, стояли за компромисс. Их доводы заставили заколебаться Генриха, опасавшегося, как бы суд над Мором не вызвал народных волнений. Главному министру Томасу Кромвелю и королеве удалось переубедить короля. Они внушили Генриху, что нельзя создавать столь опасный прецедент: вслед за Мором и другие попытаются не соглашаться со всеми пунктами исторгаемой у них присяги. (Возможно, немалую роль сыграл здесь и канцлер Одли.) 17 апреля 1534 года после повторного отказа дать требуемую клятву Мор был заключен в Тауэр. На суде послушные присяжные вынесли требуемый вердикт. Узнав и гибели Мора, его друг, известным писатель Эразм Роттердамский сказал: "Томас Мор... его душа была белее снега, а гений таков, что Англии никогда больше не иметь подобного, хотя она и будет родиной великих людей". Католическая церковь позднее причислила Мора к лику святых. Известный английский историк справедливо заметил в этой связи: "Хотя мы сожалеем о казни святого Томаса Мора как одной из мрачных трагедий нашей истории, нельзя игнорировать того факта, что, если бы Генрих не отрубил ему голову, его (вполне возможно) сожгли бы по приговору папы".

Анна Болейн следует на эшафот.Генрих уже решил мысленно, что Анна, родившая девочку (будущую Елизавету I) вместо желанного наследника престола, последует за казненным канцлером. Повода долго не пришлось ждать. Дело о "заговоре" было поручено вести канцлеру Одли, который, видимо, решил заодно объявить злоумышленниками всех своих личных врагов. Король разъяснял придворным, что Анна нарушила "обязательство" родить ему сына (у королевы родилась дочь, а в другой раз - мертвый ребенок). Здесь явно сказывается рука Божья, следовательно: он, Генрих, женился на Анне по наущению дьявола, она никогда не была его законной женой, и он волен поэтому вступить в новый брак. В обвинительном акте утверждалось, что существовал заговор с целью лишить жизни короля. Анне инкриминировалась преступная связь с придворными Норейсом, Брертоном, Вестоном, музыкантом Смитоном и, наконец, ее братом Джоном Болейном, графом Рочфордом. Через 12 часов после провозглашения развода в Тауэр прибыл королевский приказ обезглавить бывшую королеву на следующий день. Отсрочка на двое суток была явно вызвана только желанием дать архиепископу Кранмеру время расторгнуть брак. В своей предсмертной речи Анна сказала лишь, что теперь нет смысла касаться причин ее смерти, и добавила: "Я не обвиняю никого. Когда я умру, то помните, что я чтила нашего доброго короля, который был очень добр и милостив ко мне. Вы будете счастливы, если Господь даст ему долгую жизнь, так как он одарен многими хорошими качествами: страхом перед Богом, любовью к своему народу и другими добродетелями, о которых я не буду упоминать". Оставалось теперь немногое. Генрих любил поступать по закону. И законы необходимо было быстро приноравливать к желаниям короля. Кранмер, выполняя приказ Генриха о разводе с Анной Болейн, формально совершил акт государственной измены. По действовавшему акту о престолонаследии 1534 года государственной изменой считалось всякое "предубеждение, оклеветание, попытки нарушить или унизить" брак Генриха с Анной. Немало католиков лишилось головы за попытку "умалить" любым способом этот брак, ныне объявленный Кранмером недействительным. В новый акт о престолонаследии 1536 года была включена специальная статья, предусматривавшая, что те, кто из лучших мотивов недавно указали на недействительность брака Генриха с Анной, невиновны в государственной измене. Однако тут же была сделана оговорка, что аннулирование брака с Анной не снимает вины с любого, кто ранее считал тот брак не имеющим законной силы. Вместе с тем было объявлено государственной изменой ставить под сомнение оба развода Генриха - и с Екатериной Арагонской, и с Анной Болейн. Теперь уж действительно все было в порядке. Но это еще не все. За Анной отправится на эшафот и сам Кранмер. Генрих решил жениться на Джейн Сеймур десять дней спустя. Джейн Сеймур умерла естественной смертью - во время родов, успев подарить королю наследника, будущего короля Эдуарда. Место Джейн заняла Анна Клевская, но ненадолго - испуганный ее малопривлекательной внешностью, Генрих дал Клевской щедрые отступные. Екатерина Говард, двоюродная сестра Анны Болейн, стала пятой женой Генриха VIII и второй его женой, лишившейся головы. Новая королева не очень устраивала Кранмера - дядя Екатерины Говрад, Норфолк, активно выступал против дальнейшего проведения церковных реформ. До поры до времени Кранмер и его друзья предпочитали скрывать свои планы: юная Екатерина приобрела влияние на своего пожилого супруга; кроме того, она могла родить сына, что очень укрепило бы ее положение при дворе. В октябре 1541 года враги королевы нашли долгожданный повод. Один из мелких придворных служащих, Джон Ласселе, на основе свидетельства своей сестры, ранее служившей няней у старой герцогини Норфолк, донес Кранмеру, что Екатерина была долгое время в связи с неким Френсисом Дергемом, а некто Мэнокс знал о родинке на теле королевы Кранмер, канцлер Одли и герцог Хертфорд поспешили известить ревнивого мужа. Кранмер передал королю записку ("не имея мужества устно сообщить ему об этом"). Собрался Государственный совет. Все "виновные", включая Мэнокса и Дергема, были сразу схвачены и допрошены. О том, что мнимая или действительная неверность королевы до замужества не шла ни в какое сравнение с предшествующей "чистой" жизнью самого Генриха, никто не осмелился и подумать Кранмер навестил совершенно ошеломленную свалившимся на нее несчастьем молодую женщину, которой не исполнилось двадцати лет. Обещанием королевской "милости" Кранмер выудил у Екатерины признание, а тем временем удалось выпытать нужные показания у Дергема и Мэнокса. Генрих был потрясен. Он молча выслушал на заседании совета добытые сведения и потом вдруг начал кричать. Этот вопль ревности и злобы заранее решил участь всех обвиняемыхНорфолк с гневом сообщил французскому послу Марильяку, что его племянница "занималась проституцией, находясь в связи с семью или восемью лицами". Со слезами на глазах старый солдат говорил о горе короля. Тем временем схватили еще одного "виновного" - Келпепера, за которого Екатерина собиралась выйти замуж, прежде чем на нее обратил внимание Генрих, и которому она, уже став королевой, напи- сала очень благосклонное письмо Дергем и Келпепер были приговорены, как обычно, к смерти. После вынесения приговора 10 дней продолжались перекрестные допросы - они не выявили ничего нового. Дергем просил о "простом" обезглавливании, но "король счел его не заслуживающим такой милости" Подобное снисхождение было, впрочем, оказано Келпеперу. 10 декабря оба они были казнены.Потом занялись королевой Говарды поспешили отвернуться от нее. В письме к Генриху Норфолк причитал, что после "отвратительных деяний двух моих племянниц" (Анны Болейн и Екатерины Говард), наверное, "его величеству будет противно снова услышать что- либо о моем роде". Герцог упоминал далее, что обе "преступницы" не питали к нему особых родственных чувств, и просил о сохранении королевского благорасположения, "без которого я никогда не буду иметь желания жить". Послушный парламент принял специальное постановление, обвинявшее королеву. Ее перевели в Тауэр. Казнь состоялась 13 февраля 1542 года. На эшафоте Екатерина призналась, что, до того как она стала королевой, любила Келпепера, хотела быть его женой больше, чем владычицей мира, и скорбит, став причиной его гибели. Однако вначале она упомянула, что "не нанесла вреда королю". Ее похоронили рядом с Анной Болейн.И только последняя жена Кэтрин Парр шестая жена 1543—1547 короля Англии Генриха VIII спасется, переживя короля.

wienta-wienta.blogspot.com

Тюдоры в картинах позднейшего времени

Тюдоры в картинах позднейшего времени - от Генриха Восьмого до Елизаветы :) К сожалению, не пользовались широкой популярностью у художников Анна Клевская, Кэтрин Говард, Кэтрин Парр, Мария Первая, Эдуард Шестой и Джейн Сеймур (в последнем случае гугль выдавал только актрису-тезку, и даже запрос 'queen jane seymour' не помог, ибо доктор Квин же).

Emanuel Gottlieb Leutze - The Courtship of Anne Boleyn

William Powell Frith - Henry VIII And Anne Boleyn Deer Shooting

Katherine of Aragon with Her Maid by Charles Robert Leslie

The Trial of Queen Catherine of Aragon (study for a mural at the Houses of Parliament) by Frank O. Salisbury

'Henry VIII', Act II, Scene 5, the Trial of Queen Katherine (The Kemble Family) by George Henry Harlow

Ego et Rex Meus by John Gilbert

The Disgrace of Cardinal Wolsey-John-Pettie

The Arrest of Anne Boleyn at Greenwich by David Wilkie Wynfield

Anne Boleyn at the Queen's Stairs by Edward Matthew Ward

Маркус Стоун "Королевская детская"

Маленькая Елизавета Тюдор, в перспективе Первая - у кресла, крошка Эдуард Тюдор, в перспективе Шестой - в ходунке, на коленях рядом с ним - Мария Тюдор, в перспективе Кровавая. И, соответственно, отец семейства...

The Last Moments of Lady Jane Grey by Hendrick Jacobus Scholten

Paul Delaroche, The Execution of Lady Jane Grey, 1834

Emanuel Gottlieb Leutze (1816–1868), Princess Elizabeth in the Tower, 1860

Королевы в кадре нет, но сюжет картины понравился.

Александр Литовченко "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею"

Emanuel Gottlieb Leutze - Elizabeth and Raleigh

Sandor Liezen-Mayer -Queen Elisabeth Signs the Condemnation to Death to Mary Stuart

An Incident in the Life of Queen Elizabeth I by David Wilkie Wynfield

Однажды в ходе обсуждения очередного мятежа в Ирландии граф Эссекс был так несдержан, что королева отвесила ему пощечину... Взбешенный кавалер весьма выразительно схватился за шпагу, его еле удержали, но, полный негодования, граф удалился. Шаг к примирению сделала королева, назначив его наместником Ирландии с неограниченными полномочиями. Деятельность Эссекса в Ирландии еще больше скомпрометировала его, поскольку поползли слухи, дескать, он обещал мятежникам скорую смену власти в Англии, а потому просил проявить лояльность. Дошли эти слухи и до королевы. Граф поспешил уверить ее в своей преданности - едва сойдя на берег, он тут же поскакал в загородный дворец и, не смыв дорожной грязи, пал в ноги Елизавете, представ перед ней в ее опочивальне. Ему холодно предложили выйти и сменить платье, а после вернуться и доложить о себе с соблюдением всех формальностей.

Поль Деларош "Смерть Елизаветы"

И логичное завершение/продолжение:

News of the Accession of James VI to the Throne of England, 1603 by William Brassey Hole

elveauinelle.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта