К. Коровин. Цветы. Гурзуф. Картина коровина гурзуф


К. Коровин. Гурзуф. 1913

опубликовано: ноябрь 2017

Гурзуф. 1913
К. Коровин. Гурзуф. 1913. Холст, масло 

Приезжая в Крым, в маленький живописный Гурзуф, Константин Коровин не только наслаждался южной природой и встречами с друзьями, но и много работал. В день художник, поселившийся в недавно построенной на берегу моря вилле, писал по нескольку этюдов. На многих картинах он изображал виды побережья неподалеку от его южного дома.

В 1913 году К. Коровин пишет яркий солнечный пейзаж «Гурзуф». Теплый погожий день вдохновил живописца на создание красочной жизнерадостной композиции. Под ясным голубым небом художник изображает покрытый галькой берег моря, чайную и пристань с причалом, а вдали - каменистый мыс со скалой Подзоркой и вершину величавого утеса Дженевез-Кая, когда-то отколовшегося от горы Балготур. Неподалеку от пристани Коровин рисует запряженную пролетку и людей на берегу. Крымский воздух, прогретый солнечными лучами, чуть дрожит, растворяя очертания предметов. Яркость освещенных мест подчеркнута на картине контрастными синими тенями.

Вдалеке, у живописной бухты, хорошо различим белый чеховский домик. Его хозяйкой к этому времени была вдова писателя – актриса  О. Л. Книппер-Чехова. Летом 1913 года в Гурзуфе гостили и другие московские и петербургские артисты. Известно, что они не только отдыхали, но и выступали в Крыму с концертами. В тот курортный сезон газеты отмечали «небывалый съезд гостей».

Это было последнее спокойное лето в дореволюционной России. 1 августа (19 июля) 1914 года страна вступит в Первую мировую войну, и в Таврической губернии будет объявлено военное положение. Но К. Коровин будет приезжать в Гурзуф до 1917 года. В 1914 на своей вилле он пишет картину «Вид мастерской. Гурзуф. Крым (Комната на юге)».

irmasirin

krymkrymkrym.ru

К. Коровин. Гурзуф. 1914

опубликовано: ноябрь 2017

Гурзуф. 1914
К. Коровин. Гурзуф. 1914. Холст, масло. 89 x 121 см 

Картина «Гурзуф», написанная К. Коровиным в 1914 году, – одна  из самых известных работ художника, относящихся к крымскому периоду. В ней живописец объединил два жанра: женский портрет и прекрасный морской пейзаж.

Молодая женщина в длинном светлом платье и маленькой желтой шляпке изображена на фоне ослепительно бирюзово-лазурного моря и голубого неба. Она позирует на веранде виллы Коровина «Саламбо», построенной художником в Крыму, в Гурзуфе, в 1910-1912 годах. Модель стоит, опираясь на легкое зеленое кресло, на сиденье которого лежит пышный букет ароматных роз. Солнечные лучи скользят по изящной фигуре, розовым цветам, темным бордовым перилам, заставляя их отбрасывать на серый пол густые синие тени.

Внизу, у самого берега, видны небольшой причал и покачивающиеся на воде лодки. Вдали по соленой морской глади, отражающей серые, освещенные солнцем камни выходящего в море мыса, мимо скалистой бухты и маленького домика, где когда-то жил А. П. Чехов, проплывает невесомый белоснежный парусник. Все вокруг дышит покоем и радостью жизни.

Женщина на картине – предположительно, Надежда Комаровская, в то время - актриса Малого театра. С ней Константин Алексеевич познакомился в 1907 году. Вскоре Комаровская стала гражданской женой художника и нередко сопровождала его в поездках, в том числе и по Крыму. Они расстанутся, когда К. Коровин после революции примет решение выехать за границу для устройства выставки и лечения сына. Тогда он еще не знал, что покидает страну навсегда.

Художник не раз обращался к этому сюжету. На одном из этюдов, известном как «Южный пейзаж на побережье», он соединил в одну композиции не только портрет и пейзаж, но и натюрморт с розовым букетом.

irmasirin

krymkrymkrym.ru

К. Коровин. Гурзуф. 1921

опубликовано: ноябрь 2017

Гурзуф. 1921

К. Коровин.  Гурзуф. 1921

Вскоре после революции К. Коровин уже не мог приезжать в Крым, где еще совсем недавно он с увлечением работал и встречался с друзьями. Но художник не мог забыть Гурзуф и свою «Саламбо» - построенную в начале 1910-х годов крымскую дачу, носящую имя флоберовской героини. Снова и снова вспоминал он свой дом на берегу Гурзуфской бухты и солнечный крымский пейзаж с каменистым мысом у подножия Генуэзской скалы. В 1921 году, видимо, по воспоминаниям или прежним наброскам мастер пишет еще один живописный этюд, получивший название «Гурзуф».

К. Коровин изображает ту солнечную картину, которой он так часто любовался с террасы своей крымской виллы, украшенной цветущими розовыми кустами. Сложные послереволюционные годы не сказались на живописи художника. Изображенный им красочный пейзаж, раскинувшийся под ясным голубым небом Крыма, по-прежнему наполнен ощущением радости и беззаботности.

Свежий прохладный ветерок пробегает по ярко-зеленой листве, смешивая в воздухе ароматы соленых морских брызг, душистых трав и цветов. Вдали на фоне бирюзово-синих волн под жарким солнцем греются выходящие в море скалы. На серых, омываемых волнами камнях белеет маленький чеховский домик.   

Нижний левый угол картона художник оставляет незаписанным, используя иную фактуру для усиления живописного эффекта при изображении пейзажа. Примечательно, что подобный прием применял в своих работах и Валентин Серов – близкий друг Константина Коровина.

По цветовой гамме этой картине близок еще один крымский этюд К. Коровина - «Гурзуфский пейзаж».

irmasirin

К. Коровин и Крым

krymkrymkrym.ru

К. Коровин. Цветы. Гурзуф

опубликовано: декабрь 2017

Цветы. Гурзуф

К. Коровин.  Цветы. Гурзуф

Натюрморты К. Коровина можно назвать воплощением безусловной радости и гармонии мира. В 1910-е годы на юге живописец особенно увлекся ими. Актриса Надежда Комаровская, спутница Константина Алексеевича тех лет, вспоминала, как, возвращаясь весною в Крым, художник во множестве скупал пионы, сирень и розы и с увлечением писал новые холсты. С собой в свой гурзуфский дом – виллу «Саламбо» - он привез самые разные вазы и кувшины для цветов. Как настоящий эстет живописец любил сам составлять букеты, подбирая для каждого наиболее подходящий цветочный сосуд. Но чаще всего на его картинах господствовали розы, а вазы были намечены лишь несколькими условными мазками.

Одной из таких картин, где главными героями композиции выступают эти царственные создания природы, стало полотно «Цветы. Гурзуф», написанное на веранде крымской дачи художника. Освещенные солнцем прекрасные розы в окружении сочных фруктов изображены на открытом воздухе на фоне бирюзовых волн Гурзуфского залива и далекого мыса Мартьян, протянувшегося в продолжение Никитской яйлы.

К. Коровин пишет роскошный натюрморт, насыщенный ароматами разомлевших под южным солнцем розовых бутонов, сладких крымских фруктов и ягод, прозрачного и свежего морского воздуха. Не углубляясь в детали, живописец стремится передать общее впечатление от композиции, охватить все богатство ее тонов и оттенков, с помощью положенных по форме предметов фактурных мазков наполнить пространство картины ощущением беззаботной радости и счастья.

Любимые цветы художника радуют глаз и на еще одной написанной им в Крыму композиции, известной под названием «Букет роз».

irmasirin

Крым в полотнах К. Коровина

krymkrymkrym.ru

К. Коровин. Гурзуф летом. 1916

опубликовано: ноябрь 2017

Гурзуф летом. 1916
К. Коровин. Гурзуф летом. 1916. Холст, масло. 87,5 х 125 см

В 1916 году Константин Коровин пишет картину «Гурзуф летом», на которой изображает жаркий солнечный день в приморском поселке.

К этому времени Крым уже почти два года оставался прифронтовой зоной. После начала Первой мировой войны многие отдыхающие покинули полуостров. Но находились и те, кто продолжал приезжать в Тавриду, хотя курортной публики было уже не так много, как в мирное время. Кроме Коровина, летом 1916 года в Крыму побывали Горький, Рахманинов, Шаляпин. Певец с семьей снимал тем летом дачу «Орлиное гнездо» в Суук-Су и часто навещал художника на его гурзуфской даче «Саламбо».

Весной и летом Гурзуф встречал гостей буйством зелени и головокружительными ароматами цветущих глициний, акаций и роз. К. Коровин старался запечатлеть эту звучную красоту крымской природы.

Широкими мазками художник пишет дорогу, уходящую по диагонали в глубь картины, к синеющим вдали горам, и белую стену, за которой шумят высокие цветущие деревья. Справа на переднем плане различима арка старинного фонтана. Каптажей, сооруженных по мусульманским традициям над родниками, раньше в поселке было несколько, и один из них, журчание которого слышал, вероятно, еще сам Пушкин во время визита в Гурзуф, находился неподалеку от набережной и виллы «Саламбо». Рядом с фонтаном художник изображает группу людей. Дамы держат в руках цветы. Чуть поодаль на дороге стоит конный экипаж.

Над поселком раскинулось голубое небо со множеством легких облачков. Синева небес перекликается со скользящими по дороге и стене сиреневыми тенями от ветвей деревьев. Благодаря отрывистым мазкам кисти создается ощущение беспрерывного движения листвы и теней.

К 1916 году относится и картина «На террасе», на которой К. Коровин пишет прекрасных дам среди цветов на фоне моря.

irmasirin

К. Коровин: произведения, посвящённые  Крыму

krymkrymkrym.ru

К. Коровин. Гурзуф. 1915

опубликовано: ноябрь 2017

Гурзуф. 1915 (2)

К. Коровин.  Гурзуф. 1915

В середине 1910-х годов К. Коровин часто писал виды маленького Гурзуфа, обосновавшегося в Крыму, в живописной долине между Аю-Дагом и Никитской Яйлой, в окружении гор и холмов, лесов и виноградников. На одном из этюдов, известном под названием «Гурзуф» и датированном 1915 годом, художник изображает прибрежный пейзаж у гурзуфской пристани: освещенные мягкими лучами солнца небольшие домики у моря, лодки на берегу, а на дальнем плане – поросшие деревьями холмы и горы в легкой туманной дымке. Этюд выполнен преимущественно в теплой розовато-оранжевой и желто-охристой гамме.

В конце XIX века стараниями железнодорожного магната П. И. Губонина, ставшего вслед за сенатором Фундуклеем, князем Воронцовым и герцогом Ришелье владельцем местных земельных угодий, в Гурзуфе был устроен модный курорт с парком и гостиницами, не уступавшими по оснащенности европейским санаториям, что привлекало сюда богатую публику. В самой татарской деревне до такого великолепия было далеко, но и в поселке, и на дачах рядом с губонинским имением тоже останавливались отдыхающие. Многие строили в Гурзуфе свои дома. Среди знаменитых гурзуфских «дачников» был и А. П. Чехов, а позже – и К. Коровин.

Свою виллу художник построил на берегу Гурзуфской бухты на месте старой харчевни, стоявшей когда-то у моря. И большая часть картин была написана им рядом с домом, у пристани. Южная природа Крыма неизменно вдохновляла живописца на новые работы – свободные и артистичные. И мир, выходивший из-под его кисти, был праздничен и ярок.

В том же 1915 году Коровин пишет еще один этюд «Гурзуф», изображающий гурзуфскую дорогу у парка и остановившуюся на ней пролетку с лошадьми.

irmasirin

krymkrymkrym.ru

Коровин К.А. Гурзуф. 1915 | izi.TRAVEL

Константин Коровин по праву считается одним из самых жизнерадостных русских художников. Легкость, импульсивность, непостоянство – вот что выделяли современники в человеческом и творческом облике этого художника. Сам он выражал свое кредо так: «…Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает удивляться вечно меняющейся чаре света и тени».Неудивительно, что мастер стал ярчайшим представителем русского импрессионизма, характерными чертами которого были многоцветное богатство природы и непосредственность выражения жизни натуры в ее сиюминутном состоянии. В свободном дыхании живописи, разнообразии красочной палитры, артистичности мировосприятия Коровину не было равных среди его современников. Его щедрый колористический дар блестяще проявился в станковом творчестве и монументально-декоративной живописи, прикладном искусстве и театральной декорации. Однако главное место в истории русского искусства ему обеспечил пленэрный пейзажный этюд, который художник писал сразу цветом, за один сеанс, боясь потерять свежесть первого впечатления и, одновременно, наслаждаясь полной свободой импровизации на холсте. Этюд для мастера – это самый короткий путь к выражению своего эмоционального переживания натуры. Именно в нем он видел самостоятельную и самоценную форму познания природы. Полотно «Гурзуф» было написано в 1915 году на даче Федора Шаляпина, дружба с которым началась у художника во время работы для Московской частной русской оперы и прошла через всю жизнь. Перед нами – кусочек природы, будто случайно и мгновенно выхваченный из потока жизни. Это именно тот радостно ликующий и сверкающий на солнце мир, который так привлекал живописца. Быстрыми ударами кисти, широкими энергичными мазками Коровин пишет раскинувшуюся перед ним морскую панораму. Фигурки людей у парапета набережной почти полностью растворяются в пейзаже, превращаясь в яркие белые, красные, желтые живописные пятна. В этой работе присутствует весь арсенал импрессионистических приемов художника: фрагментарность композиции, мастерская передача световоздушной среды, динамика вибрирующего мазка, подвижность рельефной фактуры живописной поверхности.

izi.travel


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта