Азанбек Джанаев. Иллюстрации к нартскому эпосу, Измаил-Бею и Чингиз-Хану. Картины осетинские


Азанбек Джанаев. Картины на исторические темы и портреты: timag82

Вторая часть его картин. Первую, иллюстрации к нартскому эпосу, "Измаил-Бею" и "Чингиз-Хану" я выкладывал тут.

Вывод невесты

Аланы в походе

Эскиз к "Аланы в походе" (1948)

Восточный мотив (1980)

Битва аланского семейства с кипчаками

Охота на оленя (1948)

На кладбище (1956)

Стадо в горах (1954)

Борьба (1956)

Покорение гор

Набег на аул (набросок)

Молодой чабан (1952)

Пахарь

Старинная горская песня (1980)

Поэма о коне (1980)

Хаджи-Мурат со своим отрядом (1952)

Нападение кулаков (1952)

Встреча с бандитами (1960)

Ухо Бугая (1952)

Укрощение коня (1952)

Всадник (1960)

Осетинское посольство в Санкт-Петербурге

Картины из серии "Осетия в прошлом" (1972):

Осетинский дивизион (революция в Осетии)

Орджоникидзе - чрезвычайный комиссар (1957)

На Махно! (1952)

Коммунисты Дигории (1966)

Защита Дигорского ущелья (1966)

Город мертвых (1967)

Портрет В.Тхапсаева в роли Отелло (1960)

Портрет Коста Хетагурова

Коста, сидящий за столом (1952)

Коста Хетагуров - художник (1950)

Коста с детьми (1960)

Азанбек Джанаев (автопортрет)

Картины Джанаева иногда выставляются во владикавказском Художественном музее им. М.Туганова, часть принадлежит Северо-Осетинскому институту гуманитарных и социальных исследований им. Абаева и дому-музею К.Хетагурова, остальные рассеяны по мелким музеям и частным коллекциям. Всего я выложил 71 картину, это малая часть того, что написал художник.

timag82.livejournal.com

Махарбек Туганов. Картины на исторические темы и портреты: timag82

Если К.Хетагурова можно назвать первым осетинским художником, то Махарбек Туганов (1881-1952), очевидно, второй. Выложу портреты и картины на исторические темы (по мне они более интересны, особенно картины по традиционной юриспруденции), позже - иллюстрации и картины по нартиаде.

Махарбек Туганов родился в 1881-м году в интеллигентной дворянской семье. Дед - знаменитый генерал Асланбек Туганов, который в возрасте 4 лет был отдан в аманаты русскому полковнику, служил в Кабардинском полку, охранял императора, участвовал в Кавказской войне, его родственники дружили с А.Ермоловым, памятник которому недавно открыли в Пятигорске. Отец Махарбека был агрономом, получившим образование в Боннском университете, мать - дочерью этнографа Гацыра Шанаева, первого в Осетии собирателя народных сказаний о нартах. В 1900 году Махарбек едет в Петербург для поступления в Горный институт, но не добирает баллов и на следующий год поступает в Академию художеств (в ее стенах он второй осетин после Хетагурова). "Сказать в то время молодому осетину, что он хочет быть художником, было бы равносильно тому, чтобы его объявили кандидатом в сумасшедший дом все его родные и родственники", так позже об этом скажет сам Туганов. Не закончив Академии, в 1903 едет в Мюнхен к педагогу Антону Ашбе, у которого учились Грабарь и Шемякин, чтобы отойти от школы реализма к импрессионизму. Через год после его смерти, в 1907-м, возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. После революции из-за конфликта с родственниками он уезжает сначала в Баку, потом в Туркмению, позже возвращается, и переезжает в Цхинвали, где в 1937-м создает художественное училище, организует Союз художников республики. Более подробно о жизни и творчестве можно прочитать тут.

Работам Туганова не сильно везло. Часть материалов пропала в Вене накануне Первой мировой войны, другая погибла во время разгрома его дома в 1919-м, в 1930-е картины были уничтожены по политическим соображениям. В музее краеведения Цхинвали часть работ погибла в 1945-м, а в 1991-м оставшуюся часть перевезли во Владикавказ, в художественный музей его имени. В прошлом году в Москве, в Российской Академии художеств, и во Владикавказе проходила выставка его картин, с нее и сделаны мои фотографии.

Портрет Батырбека Туганова (1904)

Одна из первых работ Туганова, образец академического реализма.

Портрет Адильгирея Шанаева (1910)

В этом парадном портрете близкого друга отца художника уже видны широкие мазки импрессионизма.

Портрет старика Гаглоева (1933)

С академичностью покончено, техника упрощена до минимума.

Чермен (1928)

Одна из вершин модернизма Туганова.

Народный суд (1946)

Эту и следующие картины условно можно объединить в историко-этнографический цикл "Уходящая Осетия".

Собачья скала (1941)

Казнь преступника: собаке - собачья скала. Однако бытует мнение, что это фантазия художника, казнь чаще заменяли изгнанием.

Примирение кровников (1944)

На картине изображен обряд усыновления, мать убитого дает убийце пососать свою грудь, тем самым как бы усыновляя его, он становится "молочным братом", что исключает возможность вражды и кровной мести. Но обычно такое примирение было малопопулярно, считалось что на это идут те, у кого нет было мужества достойно отплатить убийце.

Скачки в честь умершего (1946)

Разные виды скачек в честь умершего были популярны и у осетин, и у грузин, и у адыгов. В одних вариантах коня закрывали покрывалом, которое соперники должны были сорвать, или другой предмет, который надо было отобрать, а наездник доставить до места назначения, в других по селу проезжали всадники с елочкой в руке, на которую нанизывались угощения, по время проезда они падали и их собирали односельчане.

Посвящение коня покойнику (1948)

Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том, чтобы обеспечить умершего человека конем, который должен довести покойного по мистической дороге мертвых. К умершему приводили коня, произносили речь с наставлением "пусть это будет твой конь", затем коня трижды обводили вокруг покойного, давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха. После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали ушные раковины, чтобы случайно не купить "чужую" лошадь.

Цоппай (1947)

Этот танец, впервые описанный в 17-м веке одним грузинским географом, связан с языческими верованиями осетин, исполнялся вокруг пораженного молнией человека, которого по народному поверью, выбрало грозовое божество. Впрочем, Коста Хетагуров в ответ на критику "Терских новостей" этого обряда писал: "На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения пораженного молнией так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода движение. Если пораженный молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу, торопливо становятся вокруг пораженного и, держа друг друга за руки, образуют живую цепь и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения. Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьезного внимания. Живая цепь, кружась вокруг пораженного молнией, постепенно выделяет из него электричество, и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется. Вот вам и языческий бог «Цоппай»!"

Своз сена зимой (1951)

Портрет Сосланбека Едзиева (1949)

Сосланбек Едзиев (1865-1953) - известный осетинский скульптор, работал в стиле народного искусства, примитивизма.

timag82.livejournal.com

Азанбек Джанаев. Иллюстрации к нартскому эпосу, Измаил-Бею и Чингиз-Хану: timag82

По просьбе alfiyakh выкладываю эти иллюстрации плюс немножко моих комментариев aka "введение в нартиаду за 22 картинки".

Это не репродукции, а фотографии картин, которые я делал в музеях. На некоторых я не смог победить блики, поэтому качество не очень. Оригиналы хорошего размера.

Иллюстрации к нартскому эпосу

Считается, что нартский эпос имеет древнеиранские корни (7-8 век до н.э.), через скифо-сарматские племена распространился на территории Кавказа, основное ядро создано адыгами, осетинами, вайнахами, абхазами, популярно и у других (наряду с общими чертами у каждого народа эпос имел и особенности), в 19-м веке впервые записан русскими (немного больше о генезисе эпоса в этой статье).

Осетинский художник Азанбек Джанаев (1919—1989) обращался к нартиаде несколько раз: в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в 1970-е, материалы - гуашь и картон.

Лично на меня его черно-белая графика производит большее впечатление, а в целом, на мой непрофессиональный взгляд, благодаря реалистичному стилю рисунка, Джанаеву удалось схватить и передать всю красоту эпоса и горских народов :)

1. Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага (1948)2. Ахсар и Ахсартаг (1977)

Родоначальником нартов был Уархаг, было у него два сына-близнеца Ахсар и Ахсартаг, женой которого стала дочь водного божества Дзерасса. Пока Ахсартаг и Дзерасса пировали, Ахсар дожидался их на берегу. Как-то вернулся он в свой шатер и увидел невестку, и приняла она его за Ахсартага. Тут вошел Ахсартаг и решил, что Ахсар совершил над ней насилие. "Если я виновен, пусть стрела моя насмерть поразит меня в то место, которым я коснулся невестки своей!", воскликнул Ахсар, и выпустил стрелу. Попала она в мизинец и тут же Ахсар умер. Понял Ахсартаг свою ошибку, выхватил меч и поразил себя в сердце. Пока Дзерасса оплакивала братьев, появился небожитель Уастырджи и предложил ей захоронить мужчин, в обмен она станет его женой. Дзерасса согласилась, но потом обманув Уастырджи, убежала к родителям на дно морское. "Подожди, я тебя найду, даже в стране мертвых", сказал Уастырджи.

Любопытно: имя Уархаг в переводе с древнеосетинского означает "волк", его сыновья - братья-близнецы, убившие друг друга (в других вариантах сказания братья друг друга не узнали), налицо сюжетное сходство с легендой о Ромуле и Реме, основателями Рима. Тема "воспитания волками" в эпосе встречается многократно.

3. Как Сатана женила на себе Урызмага (1978)

Родила Дзерасса братьев-близнецов Урызмага и Хамыца, и наказывала им "когда я умру, оберегайте мое тело три ночи, один недобрый человек поклялся найти меня и после смерти". Так и вышло, пока братья отлучились, в склеп проник Уастырджи, после обнаружили в нем новорожденную девочку, которую назвали Сатаной. Росла она не по дням, а по часам, повзрослев, решила выйти замуж за лучшего нарта, кем был Урызмаг. Чтобы расстроить его свадьбу с другой девушкой, Сатана обманом проникла к нему в спальню, приготовила хмельной напиток, надела свадебную одежду его невесты и притворилась словно это она и есть. Заколдовала потолок комнаты, чтобы на нем всегда были луна и звезды, и Урызмаг не встал с ложа пока сердце его настоящей невесты не разорвалось от отчаяния.

Образ Сатаны (у адыгов Сатаней) зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало: там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне-осенний треугольник (звезды Вега, Денеб и Альтаир).

4. Нарт Сырдон (1976)

Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр (арфу), подарил его нартам и был принят в их общество.

У вайнахов Сырдону соответствует Боткий Ширтка. Нарты бросили в котел его маленького сына, он в отместку их заманил в ловушку к чудовищам гарбашам. Но об этом следующая картина ("поход нартов").

5. Поход нартов (1977)

Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов. Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.

В вайнахском варианте при виде неминуемой гибели нарты взмолились о пощаде, Боткий Ширтка простил им смерть сына, сделав так, что гарбаши передрались между собой, а нарты спокойно ушли. С тех пор между ними не было вражды.

Любопытно: согласно осетинскому эпосу уаиги это одноглазые великаны, однако Джанаев с присущим ему реализмом изображает их недалекими обезьяноподобными питекантропами. Аналогично он поступает и в других сюжетах, например, трехногий конь Уастырджи имеет в наличии все четыре ноги.

6. Сослан в походе (1976)

Сослан (Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов) – центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке (кроме коленей, которые не влезли в ладью из-за хитреца Сырдона), стал почти неуязвимым героем-богатырем. В нарт-орстхойском эпосе ингушей Сеска Солса приобрел отрицательные черты (например, он угнал скот у местного героя богатыря-труженика Колоя Канта, но более сильный Колой восстановил справедливость).

7. Сослан и Тотрадз (1972)

Тотрадз — сын кровного врага Сослана, последний мужчина в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны: надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.

У адыгов Тотреш считается отрицательным героем и действия Сосруко, который не внял просьбе Тотреша перенести поединок после падения с коня, идеализируются.

8. Саууай (1978)

Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они были врагами. Как-то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.

9. Сослан в стране мертвых (1948)

Решил Сослан взять в жены дочь Солнца Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. Cилой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.

По ингушским преданиям, Сеска Солса пришел в царство мертвых чтобы узнать, кто сильнее, он или местный герой Бятар. Это одно из моих любимых сказаний, поэтому процитирую его кусочек:

Глубоко задумался Владыка царства мертвых и задал им такую притчу-загадку:- Жили в прежние времена два человека. Все знали их как верных и преданных друзей. Один из них полюбил девушку и девушка согласилась стать его женой. Второй тоже полюбил эту девушку, не зная, что ее любит его друг, и послал к ее родителям сватов. Родители дали согласие. Первый из друзей не знал об этом. Когда он захотел ласково поговорить с девушкой, она сообщила ему, что ее без ее согласия просватали другому, и что она, в любое назначенное возлюбленным время, готова бежать с ним. Возвращаясь домой после разговора с девушкой, в необитаемой степи он встретил голодного и мучимого жаждой безоружного кровника, убийцу своего отца. Теперь скажите, как бы вы поступили, если бы любимая вами девушка была отдана другому и все-таки осталась верной вам? Что бы вы сделали со встретившимся своим кровником? Скажите, как бы вы поступили на месте этого человека?Сеска Солса и Бятар задумались на некоторое время. Затем Сеска Солса сказал:– Если спросишь меня, то я на месте этого человека похитил бы девушку, потому что полюбил ее раньше другого. А с кровником поступил бы так, как он этого заслуживает. Каким бы он ни был – все-таки он мой кровник! Но не окажись у него пороха-оружия, я одолжил бы ему свое.Бятар сказал:– Дружба нужна не за обильным столом, не за красивой речью. В горе-беде или при другом деле требуется большая дружба. Девушку следовало уступить другу, всячески его восхвалив. Конечно, говорить об этом легко, но выполнить гораздо труднее. И тем не менее, считаю, что именно так должен был поступить настоящий друг. Отпустить кровного врага, позорно, но в такую тяжкую минуту, в какой оказался он, я бы приветил его хлебом-солью. Убить слабого человека – небольшое мужество.Выслушав оба ответа, Владыка царства мертвых сказал:– Ты не огорчайся, Сеска Солса. Если судить о мужестве так, как ты это понимаешь, то мужественнее тебя не найти. По вашим ответам я нашел, что Бятар понимает мужество правильнее. Не из одной храбрости оно состоит; мужество вбирает в себя многое. Для того, чтобы не задумываясь, броситься в Терек, не нужно особой храбрости. Мужество определяется не этим, а умом.

10. Сослан и Балсагово Колесо (1948)11. Сослан и колесо Балсага (1976)

Сослан оскорбил дочь Балсага, отказавшись взять её в жены, и послал Балсаг свое огненное колесо убить нарта. Всё сжигало оно на свое пути, но не смогло остановить Сослана. Тогда подученное Сырдоном оно проезжает по незакаленным коленям Сослана, и тот погибает. Единственный, кто смог уничтожить колесо Балсага, оказался Батрадз (о нём следующий цикл картин).

12. Батрадз (1948)

Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.

13. Батрадз в борьбе (1948)14. Батрадз и Тыхыфырт (1978)

Великан Тыхыфырт прислал к нартам за данью девушками, но вместо этого Батрадз вызвал его на бой, в котором друг друга борцы одолеть не смогли. Тогда Тыхыфырт заманил Батрадза в глубокую яму и хотел его закидать валунами, но Батрадз по ним выбрался на землю и убил Тыхыфырта.

Это одна из моих любимых картин :)

15. Айсана (1977)

Айсана - cын Урызмага и Сатаны, освободил землю нартов от завоевателей агуров.

16. Свадьба Ацамаза и Агунды (1976)

Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.

17. Три нарта (1948)

18. Симд (1948)

Симд - старинный осетинский танец, массовый, двухярусный (на плечах партнеров), этим же словом называется исполнение танца.

19. Бой с великанами (1948)

20. Борьба с небожителями (1948)21. Гибель нартов (1948)22. Гибель нартов (1976)

Нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богами. По одной из версий, предоставленные перед выбором нарты отказались от вечной жизни во имя вечной славы. В других версиях нарты гибнут из-за посланного богами неурожая. В вайнахских сказаниях, чтобы не умереть позорной голодной смертью, они выпивают расплавленную медь.

Иллюстрации к поэме Лермонтова "Измаил-Бей" (1961, бумага, карандаш)

Там поразить врага не преступленье;Верна там дружба, но вернее мщенье;Там за добро — добро, и кровь — за кровь,И ненависть безмерна, как любовь.

Содержание поэмы семнадцатилетнего Лермонтова основано на исторических событий, прототипом послужил кабардинский князь Измаил-бей Атажукин, получивший образование в России, служивший в русской армии, прошедший русско-турецкую войну, вернувшийся в Кабарду, добивавшийся ее объединения и установления союза с Россией на равных, и убитый, согласно легенде, по причине соперничества своим двоюродным братом Росланбеком.

Иллюстрации к роману Василия Яна "Чингиз-Хан" (1955, бумага, карандаш)

timag82.livejournal.com

Осетинский художник Махарбек Сафарович Туганов

Если К.Хетагурова можно назвать первым осетинским художником, то Махарбек Туганов (1881-1952), очевидно, второй. Выложу портреты и картины на исторические темы (по мне они более интересны, особенно картины по традиционной юриспруденции), позже - иллюстрации и картины по нартиаде.

Махарбек Туганов родился в 1881-м году в интеллигентной дворянской семье. Дед - знаменитый генерал Асланбек Туганов, который в возрасте 4 лет был отдан в аманаты русскому полковнику, служил в Кабардинском полку, охранял императора, участвовал в Кавказской войне, его родственники дружили с А.Ермоловым, памятник которому недавно открыли в Пятигорске. Отец Махарбека был агрономом, получившим образование в Боннском университете, мать - дочерью этнографа Гацыра Шанаева, первого в Осетии собирателя народных сказаний о нартах. В 1900 году Махарбек едет в Петербург для поступления в Горный институт, но не добирает баллов и на следующий год поступает в Академию художеств (в ее стенах он второй осетин после Хетагурова). "Сказать в то время молодому осетину, что он хочет быть художником, было бы равносильно тому, чтобы его объявили кандидатом в сумасшедший дом все его родные и родственники", так позже об этом скажет сам Туганов. Не закончив Академии, в 1903 едет в Мюнхен к педагогу Антону Ашбе, у которого учились Грабарь и Шемякин, чтобы отойти от школы реализма к импрессионизму. Через год после его смерти, в 1907-м, возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. После революции из-за конфликта с родственниками он уезжает сначала в Баку, потом в Туркмению, позже возвращается, и переезжает в Цхинвали, где в 1937-м создает художественное училище, организует Союз художников республики. Более подробно о жизни и творчестве можно прочитать тут.

Работам Туганова не сильно везло. Часть материалов пропала в Вене накануне Первой мировой войны, другая погибла во время разгрома его дома в 1919-м, в 1930-е картины были уничтожены по политическим соображениям. В музее краеведения Цхинвали часть работ погибла в 1945-м, а в 1991-м оставшуюся часть перевезли во Владикавказ, в художественный музей его имени. В прошлом году в Москве, в Российской Академии художеств, и во Владикавказе проходила выставка его картин, с нее и сделаны мои фотографии.

Портрет Батырбека Туганова (1904)

Одна из первых работ Туганова, образец академического реализма.

Портрет Адильгирея Шанаева (1910)

В этом парадном портрете близкого друга отца художника уже видны широкие мазки импрессионизма.

Портрет старика Гаглоева (1933)

С академичностью покончено, техника упрощена до минимума.

Чермен (1928)

Одна из вершин модернизма Туганова.

Народный суд (1946)

Эту и следующие картины условно можно объединить в историко-этнографический цикл "Уходящая Осетия".

Собачья скала (1941)

Казнь преступника: собаке - собачья скала. Однако бытует мнение, что это фантазия художника, казнь чаще заменяли изгнанием.

Примирение кровников (1944)

На картине изображен обряд усыновления, мать убитого дает убийце пососать свою грудь, тем самым как бы усыновляя его, он становится "молочным братом", что исключает возможность вражды и кровной мести. Но обычно такое примирение было малопопулярно, считалось что на это идут те, у кого нет было мужества достойно отплатить убийце.

Скачки в честь умершего (1946)

Разные виды скачек в честь умершего были популярны и у осетин, и у грузин, и у адыгов. В одних вариантах коня закрывали покрывалом, которое соперники должны были сорвать, или другой предмет, который надо было отобрать, а наездник доставить до места назначения, в других по селу проезжали всадники с елочкой в руке, на которую нанизывались угощения, по время проезда они падали и их собирали односельчане.

Посвящение коня покойнику (1948)

Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том, чтобы обеспечить умершего человека конем, который должен довести покойного по мистической дороге мертвых. К умершему приводили коня, произносили речь с наставлением "пусть это будет твой конь", затем коня трижды обводили вокруг покойного, давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха. После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали ушные раковины, чтобы случайно не купить "чужую" лошадь.

Цоппай (1947)

Этот танец, впервые описанный в 17-м веке одним грузинским географом, связан с языческими верованиями осетин, исполнялся вокруг пораженного молнией человека, которого по народному поверью, выбрало грозовое божество. Впрочем, Коста Хетагуров в ответ на критику "Терских новостей" этого обряда писал: "На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения пораженного молнией так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода движение. Если пораженный молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу, торопливо становятся вокруг пораженного и, держа друг друга за руки, образуют живую цепь и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения. Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьезного внимания. Живая цепь, кружась вокруг пораженного молнией, постепенно выделяет из него электричество, и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется. Вот вам и языческий бог «Цоппай»!"

Своз сена зимой (1951)

Портрет Сосланбека Едзиева (1949)

Сосланбек Едзиев (1865-1953) - известный осетинский скульптор, работал в стиле народного искусства, примитивизма.

kara-mussa.livejournal.com

Осетины в произведениях художников | Zilaxar

«Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои…»Н. Рерих

В самом центре Кавказа, на стыке Европы и Азии лежит древняя осетинская земля. Богата и разнообразна ее природа: исполинские горные хребты, покрытые вечными снегами, стремительные реки, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, спускающиеся прямо к заповедным лесам, альпийские луга с причудливыми узорами цветов, звенящие хрустальной чистотой пенистые водопады – все это создает удивительную по красоте картину.

Прекрасна природа Осетии, но не менее интересны и самобытны живущие на этой земле осетины – потомки легендарных алан.

«Давно уж русские поэты прославили Кавказ Они с любовью описали Наш милый край и нас…»

И. Тхоржевский

В 1829 году в Осетии побывал великий русский поэт А. С. Пушкин. «Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами. Я посетил один из них…; женщины их прекрасны», – так писал поэт в «Путешествии в Арзрум».

Позже в «Евгении Онегине» – «энциклопедии русской жизни» – поэт восклицал:

«Так я, беспечен, воспевал И деву гор, мой идеал».

Декабрист Александр Беляев после сибирской каторги служил на Кавказе. Он автор «Воспоминаний декабриста о пережитом и перечувствованном». У переправы через Терек близ Моздока Беляев наблюдал, как осетины вылавливали в реке ветки, используемые в качестве топлива. Он писал: «Особенную ревность и живость тут высказывала одна осетинка лет 17. Это была одна из тех южных красавиц, перед которыми остановишься невольно, где бы ее не встретил. Осетинки вообще очень красивы, но эта перед ними была идеалом. Она была в своем национальном костюме довольно грубой материи, что показывало её бедное положение. Жилищем её была сакля на берегу Терека… Лицо её выражало восхищение, когда ей удавалось перехватить и положить возле себя какой-нибудь сучок. Как смоль черные волосы её, раскинувшиеся от её усиленных и в то же время самых грациозных движений, роскошными прядями падали по её плечам необыкновенной белизны. Она была высока, стройна и вообще прелестна».

Сотник Владикавказско-Осетинского полка А. В. Верещагин, родной брат знаменитого русского художника, принимавший участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов с восхищением писал: «Я побывал в осетинском дивизионе. Какой же видный народ осетины, молодец к молодцу, точно как на подбор. Весь дивизион состоял из охотников. Что мне в особенности бросилось в глаза у осетин, это их осанка и походка. Каждый осетин имел походку точно князь какой и выступал важно, степенно, с чувством собственного достоинства».

Максим Горький, неоднократно бывавший в Осетии, писал: «Я так горячо люблю эту прекрасную страну – олицетворение грандиозной красоты и силы, ее горы, окрыленные снегами, долины и ущелья, полные веселого шума быстрых, певучих рек и ее красивых, гордых детей».

Художники свое восхищение выразили в произведениях изобразительного искусства, на которых запечатлены осетины.

2

Осетинка, 1790. Раскрашенная гравюра. Местонахождение: Государственный исторический музей.

Потоцкий Ян (1761-1815)

Российский академик, граф из рода польских магнатов, автор знаменитого романа «Рукопись, найденная в Сарагосе», прекрасный рисовальщик. Ян Потоцкий на собственные средства совершил путешествие по Северному Кавказу в 1798 году. В ноябре около двух недель провел в Моздоке, делая записи и зарисовки о своем путешествии.

В 1829 году в Париже вышел его путевой дневник «Путешествие в Астраханские и Кавказские степи». В издание включены изобразительные материалы, которые в настоящее время хранятся в кабинете эстампов Национальной библиотеки Франции, и среди них знаменитый рисунок «Ингуш и осетин» – первое изображение осетина в национальном повседневном костюме: короткой черкеске без выреза на груди, борта которой стянуты тремя парами завязок (в отличие от праздничного костюма – с открытой грудью и газырями).

3

Потоцкий Я. Осетин, конец XVIII в. Рисунок. Местонахождение: Национальная библиотека Франции. Кабинет эстампов.

Беггров Карл Петрович (1799-1875)

Литограф, акварелист. Учился в Академии художеств у М. Воробьева. В 1818 году обратился к литографии – новой для России технике и зарекомендовал себя как незаурядный литограф. С 1825 года – литограф при Главном управлении путей сообщений. С 1832 года – академик Академии художеств.

Литографии были созданы под прямым воздействием Е. Корнеева, бывавшим на Кавказе, собраны в альбом «Народы, живущие между Каспийским и Черным морями» и изданы Обществом поощрения художников в 1822 году. Альбом находится в Музее книги Российской государственной библиотеки.

5

Беггров К. П. Осетинка. Начало XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.

Челищев Платон Иванович (1804-1859)

Потомок древнего рода, русский офицер, генерал-майор. В 1836 году был командирован на Кавказ. Через год вышел в отставку, путешествовал по Европе. С 1841 года – вновь служит на Кавказе в Грузинском гренадерском полку. Неоднократно гостил у коменданта Владикавказской крепости П. П. Нестерова, написал несколько его портретов, а также одним из первых запечатлел Владикавказ («Вид из окна моей квартиры. 1846 год, окт. 24»).

Стремлением «заглянуть в середку орлиного гнезда, подсмотреть птенцов его врасплох» объяснялось желание Челищева запечатлеть портреты горцев. Так был написан «Осетин в зале у главнокомандующего».

«Ставшие под русские знамена осетины сумели сохранить национальное своеобразие. Это сказывается прежде всего в одежде воина – ладно пригнанной черкеске, украшенной газырями, в характерном жесте руки, даже в мирной обстановке положенной на рукоятку кинжала с всегдашней готовностью обнажить клинок. В постановке фигуры — широко расставленных ногах, придающих ей устойчивость, – видна привычка к седлу; в низком наклоне головы и тяжелом взгляде из-под нависших бровей, в загнутых книзу усах, наконец, в наголо бритом черепе – сильный характер «сынов Кавказа», привыкших к «вольной, свободной жизни», – писала искусствовед А. В. Корнилова.

Рисунки Челищева собраны в альбоме – уникальном историко-бытовом документе эпохи, который хранится в Эрмитаже.

6

Челищев П. И. Осетин в зале у главнокомандующего, 1836. Акварель. Местонахождение: Государственный Эрмитаж

Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893)

Потомственный князь, сын российского дипломата и сам дипломат. Ученик Карла Брюллова. Вице-президент Академии художеств. Друг Пушкина и Лермонтова.

С мая 1840 по 1856 годы с некоторыми перерывами Гагарин жил и активно работал на Кавказе. Его труды собраны в альбомах «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа».

Гагариным оставлены прекрасные портреты горцев в их национальных костюмах, виды Военно-Грузинской дороги, акварели «Владикавказ».

Рисунок, ставший основой герба Владикавказа, выполнен рукой Гагарина. Проект чертил архитектор Самуил Уптон. По проектам Гагарина в кавказских городах построен ряд соборов в «византийском стиле», в т.ч. церковь Вознесения Господня (Алагирский собор) в Осетии.

7

Гагарин Г. Г. Благородный Хазбулат – осетин, 40-е годы XIX в. Рисунок. Местонахождение : Государственный Эрмитаж.

8

Гагарин Г. Г. Осетинский князь Казбек, 40-е годы XIX в. Рисунок. Местонахождение : Государственный Эрмитаж.

Горшельт Теодор (Федор Федорович) (1829-1871)

Знаменитый немецкий живописец и рисовальщик. Родился в Мюнхене, учился там же в Академии художеств, затем у известного баталиста А. Адана. Любил путешествовать, мечтал побывать на Кавказе. Пламенное желание увидеть Кавказ осуществилось в 1858 году, и средства на эту поездку ему дала продажа трех картин Вюртембергскому королю. Получив в Германии рекомендательные письма к главнокомандующему на Кавказе князю А. И. Барятинскому и Крузенштерну, служившему на Кавказе, художник отправился в путешествие. На Кавказе он не только рисовал, но наравне с солдатами принимал участие в сражениях. За храбрость удостоился высоких воинских наград – орденов Святого Станислава III степени с мечами, Святой Анны III с мечами и Крестом в честь победоносного завершения Кавказской войны.

За пять лет (с 1858 по 1863 годы) Горшельт превосходно узнал Кавказ, его удивительную природу, горцев, познал жизнь солдат. Свои впечатления описал в письмах и отобразил в рисунках, акварелях, картинах, которые затем были собраны в большой «Кавказский военный цикл». По широте и глубине воплощения этой темы никто из русских художников не может с ним сравниться. Кавказские альбомы были приобретены Александром II и переданы библиотеке Академии художеств.Горшельт был лично знаком с Императором и в 1862 году включен в свиту Императора Александра II во время его поездки по Кавказу.

По «высочайшему повелению» Горшельт был назначен академиком батальной живописи Академии художеств.

0_184dd2_3cbef17a_orig

Горшельт Т. Аслан-Бек, казак конвоя наместника кавказского, 2-я пол. XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.

Самокиш Николай Семенович (1860-1944)

Выдающийся баталист, рисовальщик и аквафортист. Уроженец Черниговской губернии, детство провел в Луцке у своего дяди, учителя и библиотекаря, который и дал ему первоначальное образование. Благодаря старинным книгам из дядюшкиной библиотеки, богато иллюстрированным, изображающим военные баталии, воинов в шлемах, с саблями и щитами, которые он усердно копировал, проявилась любовь к рисованию.

Учился в Академии художеств у Б. Виллевальде и П. Чистякова. Был награжден серебряными и золотыми медалями. С 1885 по 1889 годы совершенствовался в Париже у Детайля.

Неоднократно бывал на Кавказе, числясь при войсках для написания батальных сцен, а также с целью сбора материалов для работ, изображающих пребывание Императора Александра III и его супруги на Кавказе. Состоял с художниками Ф. Рубо и М. Зичи членом комиссии по сооружению Тифлисского военного музея в 1888 году.

Художником подготовлены коронационные альбомы Императора Александра III и Императора Николая II; Великокняжеская, Царская, Императорская охота в России в 3–х томах и др.

Увлекаясь аквафортным графированием, Самокиш выпустил в свет более 30 листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне, лошади.

Слава, известность Самокиша не столько основана на батальных картинах масляными красками («Сражение при реке», «Защита Наурской станицы», «В горах Кавказа» и др.), сколько на эскизах, набросках, виньетках, черненных пером и изображающих с одинаковым мастерством как отдельные военные типы, охотничьи этюды, так и сцены из обычной жизни.

Самокиш – единственный русский художник, который в рисунках пером создал истинные шедевры, среди которых «Юный осетин».

11

Самокиш Н. С. Юный осетин, 2-я пол. XIX в. Рисунок. Местонахождение неизвестно.

Лансере Евгений Александрович (1848-1887)

Талантливый скульптор. Происходил из французской фамилии, поселившейся в России после Отечественной войны 1812 году. Родился в Моршанске, учился в Санкт-Петербургской гимназии и на юридическом факультете университета. В 1869 году получил степень кандидата.

Любительски занимался лепкой фигурок лошадей и людей. Две поездки в Париж дали ему возможность видеть образцовые произведения мелкой скульптуры в музеях и познакомиться с приемами отливки художественной бронзы.Тематику и сюжеты большинства произведений скульптору подсказывали его богатые впечатления от многочисленных поездок по России. В 1870 году он побывал на Кавказе. Стены мастерской Лансере были увешаны разнообразными предметами, привезенными из этих поездок: холодным и огнестрельным оружием, седлами, одеждами горцев и кочевников, предметами их быта.

«Все более силы и таланта проявил Лансере в передаче разнообразных сцен из жизни… черкесов, грузин, осетин… Их жизнь на воле, среди гор и степей, лесов и долин… Но какой это конь! – полный характера, понятливости, смысла, чувства, самостоятельности. Что значит жить на свободе, в поле и горах, среди табунов, пасущихся на воле!», – писал критик В. Стасов. Таковы работы Лансере «Табун кабардинских коней», «Джигитовка», «Осетин с убитой газелью» и др.

12

Лансере Е. А. Осетин с убитой газелью, 70-е г. XIX в. : статуэтка : бронза. – Местонахождение: Курская областная картинная галерея.

Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)

Кадровый военный. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге. В 1892 году вышел в отставку в чине генерал-майора и поселился в небольшой усадьбе в Кисловодске. Будучи военным по профессии, художником по призванию, он всю последующую жизнь посвятил живописи. Учился в Академии художеств.

Ярошенко трижды бывал в Осетии: в 1874 году, в 1886 – вместе с ученым Д. Менделеевым и его дочерью, которая оставила воспоминания об этой поездке; в 1888 – вместе с художниками Н. Н. Дубовским и Н. А. Касаткиным.

В альбоме 1874 года (Государственная Третьяковская галерея) хранятся карандашные наброски: «Аул Эльхот», «Владикавказ», «Дарьяльское ущелье» и др.

К 80-м годам XIX века относятся картины: «Казбек», «В горах Кавказа» (Полтавский художественный музей), «Терек ночью» (Дальневосточный художественный музей), «Терек» (Башкирский музей), «Кавказ» (Музей Республики Беларусь), «Военно-Грузинская дорога», «В Дарьяльском ущелье», «Дарьяльское ущелье» (этюд этой картины в частном собрании М. И. Ильиной, Москва) и др.

В доме Ярошенко гостили все знаменитости, приезжавшие на Кавказские Минеральные Воды. Ярошенко был дружен с семьёй священника Цаликова и Коста Хетагуровым. С Коста они гостили в аулах Урусбиевых и Крымшамхаловых. С известным карачаевским просветителем Исламом Крымшамхаловым вместе писали этюды, дискутировали, удили рыбу, ходили по горам.Полотно Ярошенко «Песни о былом» (Государственный Русский музей) искусствоведы относят к вершине его творчества: в полутемной сакле у очага собрались горцы Северного Кавказа в национальных костюмах послушать сказителя из Осетии, который поет о нартах, о героических подвигах предков, о былой славе края.

В 1962 году в Кисловодске открыт мемориальный музей Ярошенко. В конце 90-х годов XX века кисловодский художник Александр Елдышев сделал копию картины «Песни о былом» специально для музея-усадьбы художника Ярошенко в Кисловодске.

13

Ярошенко Н. А. Песни о былом, 1894. Холст, масло. – 106х133,5. Местонахождение : Государственный Русский музей.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Известный русский художник. Учился в Академии художеств. Трижды побывал на Кавказе – в 1863, 1865, 1897 годах. В поездках вел походный альбом зарисовок. Выполнил ряд картин, этюдов, отражающих людей, природу, архитектурные памятники Кавказа – «Осетин Измаил», «Армянин из Моздока», «Джигитовка», «Остатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла», «Гора Казбек» (Государственный Русский музей) и др. Автор трех литературных очерков, содержащих интересную географо-этнографическую информацию о Кавказе.

Верещагин участвовал в военных действиях 1877-1878 годов на Балканах, лично наблюдал добровольцев из «осетинского дивизиона». На картинах Верещагина «Перед атакой. Под Плевной. 1881». (Государственная Третьяковская галерея) и «Шипка – Шейново (Скобелев под Шипкой).1883-1888» (Государственный Русский музей) рядом с генералом Скобелевым изображен его ординарец С. Хоранов, которого называли «летучий сотник». «Хоранов, как буря, носился с приказами генерала по линии войск, не зная устали, совершенно не опасаясь ружейного и пушечного огня», – вспоминал один из участников той войны. С. Хоранов за боевые заслуги получил звание есаула, был награжден высокими боевыми орденами Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира с мечами и бантом.

Верещагин был знаком с Коста Левановичем Хетагуровым, осетинским поэтом и художником, со времен учебы в Академии художеств. Они неоднократно встречались и позднее. Подтверждают это воспоминания известного русского журналиста М. Ф. Дороновича, работавшего в газетах «Казбек», «Терек», который, в свою очередь, познакомился с Хетагуровым в доме пятигорского врача Иодкевича. В 1904 году М. Доронович виделся в Порт-Артуре с В. Верещагиным и записал в своем дневнике: «В 1904 году посчастливилось мне в Порт-Артуре встретиться с художником В. В. Верещагиным, высоко ценившим Хетагурова. Верещагин очень лестно отзывался о нем, как об одаренном человеке. Мне же, помню, Коста Леванович с большим огорчением жаловался, что подаренный ему Верещагиным ящик с красками у него украли».

9

Верещагин В. В. Осетин Измаил, 1863. Рисунок. Местонахождение неизвестно.

Народы_Кавказа_19_век

Горцы Северного Кавказа, конец XIX в. Хромолитография. Местонахождение неизвестно.

Источник

Поддержать проект

Номера карт в Сбербанке:6761 9600 0163 6006 21 (Осетия)4276 3801 8085 4023 (Москва)*для переводов из других регионов подходят обе карты

zilaxar.com

Махарбек Туганов. Иллюстрации к нартскому эпосу

Оригинал взят у timag82 в Махарбек Туганов. Иллюстрации к нартскому эпосуДавно обещанные фотографии картин с выставки, которая состоялась в 2009-м году во Владикавказе и Москве. Качество среднее, но вроде это самое полное собрание, что есть в Сети. Самая известная и большая картина, "Пир нартов", написана маслом, находится в худ.музее М.Туганова во Владикавказе: Остальные картины чаще бумага, картон, тушь, акварель, вывезены из Южно-осетинского музея краеведения. Рассказывать о сюжетах в этот раз не буду, ограничусь названием (в конце записи ссылка на иллюстрации Джанаева, основные сюжеты прочитать можно там). Нарты сражаются с семиглавыми великанами Дзлау на оленях Пожар в замке великанов Рабы в замке великанов (Туганов в 40-е не боялся рисовать "обнаженку", ниже будет и "расчленёнка")) Сослан и Мукара Нарт Бора убивает малик-алдаров Огненное колесо" Череков панцирь и Челахсартаг Айсана похищает Бурдзабах Тренировка нартских женщин Ацамаз играет на свирели Нарт Курдалагон - небесный кузнец Нарт Суасса убивает маликов Последний поход Урызмага Бора на охоте Бой оленей Бора доит оленя Бора и царь Далимонов Приглашение Бора на пир Донбетыров Пир у Донбетыра Сослан на вихре Батрадз на стреле Батрадз в борьбе с небом Нарты в гостях у семиглавых великанов Похищение сестры великанов Нарт Сырдон Плач Дзерассы Сослан и сын Албега (Смерть Тотрадза) Сослан в загробном мире Балсагово Колесо Смерть Сослана Последние дни Нартов Кто не видел, рекомендую иллюстрации А.Джанаева, мне нравятся больше.

amina-bar.livejournal.com

Осетинская живопись произвела фурор в Брюсселе, Люксембурге, французском Авиоте и Берлине

Северная Осетия-Алания

28 июня 2016 | Антонина СИДОРОВА

Участники Фестиваля «Осетинские дни в Европе» Валерий Атаев, Аркадий Кумаритов, Ахсар Есенов, Фатима Цаллагова и Тимур Плиев с организатором фестиваля Радионом Пухаевым (в центре)

Художественные полотна для европейской богемы. Фестиваль «Осетинские дни в Европе» проходит ежегодно, начиная с 2011-го, и каждый раз с неизменным успехом. Культурная программа напоминает – Осетия малоизвестный, но древний и прекрасный регион, которому есть, чем гордиться.

– К сожалению, у большинства в Европе Осетия ассоциируется с трагедиями, проблемами и кризисами.  Беслан и Цхинвал останутся еще долго на слуху, – сетует создатель фестиваля, Председатель международной ассоциации «Renaissance-Sandidzan» Радион Пухаев. – А между тем нам есть с чем идти в мир. Не каждый народ может похвастаться такими народными танцами и музыкой, у нас потрясающий  фольклор и изобразительное  искусство.

 

Берлин. Фестиваль «Осетинские дни в Европе»

Берлин. Фестиваль «Осетинские дни в Европе»

Берлин. Фестиваль «Осетинские дни в Европе»

Несколько недель осетинская интеллигенция, не жалея сил, знакомила жителей Европы со своей культурой: в программе были выставки, кинопоказы и творческие встречи. Особенно повезло французскому городку Авиоту: там, возле одного из старейших храмов Франции, состоялся пленэр осетинских и европейских художников.

 

– Работы наших художников, таких как Ахсар Есенов, Тимур Плиев, Аркадий Кумаритов, Валерий Атаев, Игорь Тогузаев, Фатима Цаллагова, Карина Качмазова и многих других, вызывают у европейцев живейший интерес, – радуется Радион Пухаев. – В этом году на выставку в Люксембурге пришли гости, бывшие у нас в прошлом году, и привели знакомых. Картины наших художников покупают, более того – люди спорят за право приобрести полотно. В наше время такое не часто увидишь.

 

На таких мероприятиях не обходится и без курьезов – по счастью, приятных.

 

– В прошлом году пленэр и выставка проходили в одном из красивейших мест Франции, – вспоминает Пухаев. – Художники жили и работали прямо в цитадели Монтмеди. Обычно по вечерам к нам присоединялись несколько местных жителей. В предпоследний день пребывания мы накрыли стол и устроили небольшой праздник. Местные французы сидели вместе и с большим интересом наблюдали за происходящим и слушали тосты. Наш старший за столом произнес тост в честь гостей стола французов. Их переполнили эмоции и неожиданно для нас они встали и начали робко петь гимн Франции. Мы, конечно, не знали слов гимна, но кому из нас не знакома мелодия Марсельезы? Мы стали все им достаточно громко подпевать. Потом в какой-то момент возникла небольшая пауза. Тут один из наших художников буквально закричал «Союз нерушимый…» и мы начали петь гимн именно Советского Союза. Вы представляете, час ночи и из цитадели во Франции доносится гимн Советского Союза. Как признавались утром местные жители, которые были не с нами, они подумали, что началась война и их городок захватили русские (со смехом).

 

Фото: Фатима Аликова Фото: Фатима Аликова

Берлин. Презентация документального фильма Вадима Цаликова «Прощай Асуан». Фото: Фатима Аликова

 

Финальным аккордом фестиваля стал показ в Берлине документального фильма осетинского режиссера-кинодокументалиста Вадима Цаликова «Прощай, Асуан!» – трогательной картины о дружбе циркового артиста и его коня по кличке Асуан.  

– Фильму в этом году исполнилось 15 лет и хотелось показать его в столице Германии, где в свое время выступала труппа Кантемировых (главный герой фильма – легендарный Ирбек Кантемиров – прим. авт.), – говорит Вадим Цаликов. – Принимали хорошо, после показа многие подходили, делились эмоциями. Думаю, такие мероприятия помогают в такое непростое время налаживать культурные контакты, передавать «культурный код». Интерес к нашему искусству не ослабевает, я могу говорить об этом, поскольку уже шестой год участвую в этих форумах.

Фото: Фатима Аликова Фото: Фатима Аликова

– Многие, приходя на наши мероприятия, ожидают увидеть что-то не очень интересное, заурядное. Приятно их «разочаровывать», – поддерживает мнение Цаликова Радион Пухаев. – Несколько лет назад на выставке в Голландии ко мне подошел один пожилой работник местного музея и, поблагодарив меня как организатора, сказал: «Спасибо за то, что мои глаза и мой разум получили истинное удовольствие. Самое сильное за последние годы».

Антонина СИДОРОВА. Фото: Фатима Аликова, архив Радиона Пухаева

© Федеральный познавательный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту

 

Читайте также:

gorets-media.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта