Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]. Картины богаевский
Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1] » ALLDAYPLUS.RU
К.Ф.Богаевский в мастерской. Фото 1930-е.
Родился и почти всю свою жизнь провёл Константин Богаевский в Феодосии. С семи лет не расставался с карандашом.В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои картины.В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств (1891-1897) у А.И. Куинджи. Весной 1898г. Константин Федорович совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии в 1909г. испытал влияние А.Монтеньи и Н.Пуссена. Выставляться Богаевский начал с 1898 г. в Новом обществе художников. В 1906 г. участвовал в Exposition del Art Russe, устроенной С.П. Дягилевым в Париже при Salon d'Automne.С 1900 работал в Феодосии. Член объединений "Мир искусства", "Союз русских художников", "Жар-цвет".Консульская-башня-в-Судаке. 1903
С 1911 г. Богаевский вошёл в объединение «Мир искусства». По примеру старших мирискусников он ввел в пейзаж историческую тему. Художник обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав особый жанр «археологического», исторического пейзажа. Область творчества Богаевского - обожженные солнцем пустыни юга, нагромождения камней и скал; порою вымершие, фантастические развалины городов, крепостей. Вот как писал об этом М. Волошин: «Точно так же исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо - анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом - смысл Исторического Пейзажа». Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник добивался декоративности и монументальности картин. Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир».Чуфут-Кале. 1902
В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти - "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) - отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства.Старый Крым. 1903
До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. К.Ф. Богаевский погиб при артобстреле 17 февраля 1943 года, похоронен в Феодосии (Крым, Украина) на Старом кладбище.Ночь у моря. 1903
Очень всем рекомендую для большего проникновения прочесть эссе друга Богаевского Максимилиана Волошина. А пока лишь несколько цитат:"Для того чтобы дать почувствовать лик земли во всей его сложной жизни, слишком мало отношения к природе, чисто живописного. Для того чтобы найти силы воссоздать его, художник должен перестрадать ту землю, которую он пишет. Он должен пережить историю каждой ее долины, каждого холма, каждого залива. Опыт сердца, исходившего тоской в ее сумерках, и опыт ступней, касавшихся всех ее тропинок, ему дают не меньше, чем впечатления глаза. И точно так же, как творцы человеческих ликов видели во всех человеческих лицах, в сущности, только одно лицо и его старались выявить в своем искусстве, как это делали и Леонардо, и Боттичелли, и Рембрандт, точно так же создатели “исторического” пейзажа были всегда заключены в пределах одной страны. Мантенья в скалистых окрестностях своей Масличной горы, Леонардо в сталактитовых гротах и кристаллических далях, Пуссен и Клод Лоррен в Римской Кампанье ищут всегда один и тот же ими понятый лик Земли.В современной русской живописи воссоздателем исторического пейзажа является Константин Федорович Богаевский, а земля им изображаемая — Киммерия."Древняя-крепость. 1902
"Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился. Для того чтобы понять его творчество, надо узнать эту землю; его душа сложилась соответственно ее холмам и долинам, а мечта развивалась, восполняя ее ущербы и населяя ее несуществующей жизнью.Та складка земли, в которой она расположена, была местом человеческого жилья с доисторической древности. Холмы, ее окружающие, много раз одевались садами и виноградниками и вновь прикрывались на целые столетия саваном праха. Они как бы стерты ступнями народов, их попиравших, плоть их изъедена щелочью человеческих культур, они обожжены войнами и смертельно утомлены напряженностью изжитых веков."Старый Крым. 1902
Ночь у моря. 1903.
"Если первый период его творчества развивался под знакам “Страшного суда”, то второй возникает под знаком “Золотого века”. За последними днями мира вдруг раскрывается первый райский расцвет земли. Молодое и радостное солнце звучит чистейшим светом в глубине серебряных сфер, и вся земля: и скалы, и воды, и деревья образуются избытком солнечного света. Они не материальны, они существуют как прозрачные кристаллизации лучей...С этого времени Богаевский начинает освобождаться от тяготевших на нем уз земли. В нем возникает внутреннее видение. Так же, как в бреду безысходных полудней пустыня галлюцинирует миражами, являющимися желанными преображениями ее самой, точно так же душа художника в панический полдень отчаяния силой своей жажды рождает зеркальные озера и разливы реки в оправах влажных лугов и группы юношески стройных деревьев.Земля ждет Освободителя, который бы расколдовал ее, преобразив в творческом сновидении, освободил от древних уз. Странствия по сожженным кругам киммерийского Аида очистили сердце Богаевского для видения преображенной земли."Коктебель. Дом-Максимилиана Волошина. 1905
"Новый перелом в творчестве Богаевского наступает в 1909 году. Он проводит его в Италии и возвращается в Феодосию через Грецию. Этим путешествием открывается третий цикл его развития. После трагедии безысходного отчаяния, после орфических гимнов наступает период успокоенной эпической полноты.В путешествии своем он видел не реальную Италию, а ту, которая скрыта в пейзажных фонах старых мастеров. Он отходит от Клода Лоррена и вожатым себе выбирает художника более сурового и строгого — Мантенью.Его колорит, черноватый, оливковый и бурый в первый период, белесоватый и сребристо-серый с легкой синевою во втором периоде, теперь становится полнозвучным и сильным, насыщенным пурпуром, зеленью и лазурью в общем бронзово-золотистом тоне. Лишь в третьем периоде он достигает настоящей полноты колорита. Его тон образуется внутренним горением вещества, цвет как бы вскипает из глубины предметов. Они существуют каждый нимбами своей сущности. Картина возникает из гармонии теней; цвет выявляется из тьмы, разложенной солнечным светом."Берег моря. 1907. Третьяковская галерея, Москва
Пальмы. 1908
Звезда Полынь. 1908
Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908
Утро. 1910
Киммерийская область. 1910
Киммерийские сумерки. 1911
Корабли. Вечернее солнце. 1912
Гора святого Георгия. 1912
Облако. 1920-е
Сугдайя. 1922
Старая Феодосия. 1926
Феодосия. 1926
Каффа-Старая-Феодосия. 1927.
Долина. 1929
Крымский пейзаж. 1930-е
Порт воображаемого города.Музей, Симферополь 1932
Радуга. 1931
Вид в окрестностях Судака. 1930-е
Вид Судака. 1930-е
Крымский пейзаж. 1930. Картинная галерея, Феодосия
Город в долине. 1935
Тавроскифия. 1937.
Крымская Кампанья. 1938
После дождя. 1938
Старые бани в Карасубазаре. 1930-е
Старая гавань. 1931
Воспоминание о Мантенье. 1942
Южная страна. Пещерный город
Вечер у моря. 1941
Последние-лучи
Древний город
Романтический пейзаж. 1942
Феодосия зимой. 1940.
Чертов палец. 1940-е
продолжение - рассказы об Айвазовском и Волошине - следует
источники: 1, 2, 3alldayplus.ru
Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2
Пейзаж с деревьями. 1927 г
Кафа. 1927 г
Данная публикация — продолжение рассказа о К.Ф. Богаевском на нашем сайте. Эта часть составлена из разных источников, более энциклопедического, чем художественного характера, но мы надеимся, что не потеряла из-за этого в интересности.
В 1923 году вышел в свет альбом литографий Богаевского. Среди литографий выделяется цикл, объединенный общей темой — «Звезда» (1923), один из листов которого возвращает нас к сюжету картины «Звезда Полынь». Такое же холодное свечение планеты, замораживающее острыми лучами безжизненную землю. Каменистое нагорье не может пробудиться от магического света звезды.
Звезды. 1922 г
Вечернее солнце. 1922 г
Ночь. 1922 г
Пейзаж с озером. 1922 г
В 1924 году К.Ф.Богаевский получил задание Крымохриса по изучению, зарисовке и фиксации исторических памятников Крыма. Он начал свою работу стого, что написал акварелью основные исторические памятники Феодосии. Очевидно на основании этой работы в 1926 году было создано одно из самых сильных произведений Богаевского — “Феодосия”. К современному пейзажу добавляются очертания предполагаемого облика города прошлых веков. В картине много пластических метафор, свойственных романтическим образам.
Феодосия. 1926 г
В течение ряда последующих лет художник выезжает в Судак, Карасубазар, Старый Крым, Арабат. Из этих поездок он привозит большое количество акварельных работ, значительная часть которых передавалась в музей И.К.Айвазовского. Среди них — точные изображения отдельных архитектурных сооружений прошлого, а также работы, на которых памятники старины изображены в окружении живописных пейзажей. Все эти акварели были написаны с блеском и мастерством, свойственным графическим работам Богаевского. Значимость их далеко выходит за рамки архитектурных зарисовок. Все они рассматриваются как самостоятельные, прекрасно выполненные художественные произведения. Однако безудержная фантазия художника вновь не позволяет ему ограничится документированием реального положения вещей.
Судакский мотив. 1929 г
Кафа. 1927 г
Долина. 1929 г
Часовые башни Алупкинского дворца. 1920-е
Старые бани в Карасубазаре. 1930-е
Итогом работы по заданию Крымохриса можно считать написание в 1930 году полотна “Крымский пейзаж”. Здесь вновь реальность органично переплетается с фантазией. Каждая из изображенных деталей и образов имеют весьма конкретные прототипы в Крыму, но будучи соединены вместе, рождают воображаемый облик какой-то неведомой страны, напоминающей Крым лишь отдаленно. Монументализм и историзм фантастических полотен К.Богаевского подсказал новую интересную тему для творчества.
Крымский пейзаж. 1930 г
В 1929-1934 годах он увлеченно работает над целым циклом картин, отражающих процесс индустриализации советского государства. Ни одному из художников того времени не удавалось так реалистично отразить масштабность строек первых пятилеток. Он обладал даром композиции и способностью кропотливо собирать документальные материалы, отражающие размах строительства на Днепрогэсе, в Донбассе и в Баку. Однако обязательная точность изображения вновь ограничивала воображение художника, так как документальность была непременным требованием к индустриальным пейзажам. Тогда художница Ю.Л. Оболенская подсказала Богаевскому расширить их содержание и, дав простор воображению, изобразить ”Город будущего”. Она познакомила Константина Федоровича с ведущими советскими архитекторами, которые указали ему пути развития градостроительства ближайшего будущего. Художник очень увлекся неожиданно открывшимися возможностями для творчества и осенью 1930 года написал несколько эскизов, а зимой написал по ним картины маслом и отправил на выставку “Всекохудожника” в Москву. Но к сожалению, его “города будущего” не произвели желаемого впечатления. К.Ф.Богаевский сам был разочарован результатом и впоследствии так говорил об этом: “Ну, какие это города будущего, — они больше похожи на какие-то древние мексиканские города”. В них действительно не было новизны архитектурных форм, которые хотелось увидеть мечтающим архитекторам.
Порт воображаемого города. 1932 г
Бакинские нефтяные промыслы. 1930 г
Баку. Нефтевышки. 1931 г
Днепрострой. 1930-е
Мир, творимый Богаевским, — сочиненный. Однако в 1930-х годах пейзажи художника все более «натурализовались». В этой «натурализации» угадывалась изменившаяся подоснова образа, желание художника быстрее слить воображаемое с реальным и выдать мечтаемое за сущее. Именно в том смысле и примечательна картина «Старая гавань» (1931).
Старая гавань. 1931 г
Радуга. 1931 г
Феодосия. 1930-е
Город. 1936 г
По приглашению своего друга А.В.Григорьева в летние месяцы 1936-1939 гг. К.Богаевский жил и работал в Тарусе — в этом замечательном уголке среднерусской природы. Он написал там много акварельных этюдов и сделал большое количество рисунков. В Феодосии он сделал по ним цикл тарусских пейзажей, среди которых выделялись виды “заокских далей”. Они написаны у Богаевского в совершенно ином ключе, чем у многих других пейзажистов. Привычное для нас лирико-интимное звучание тарусских пейзажей сменилось в произведениях Богаевского обычными для него эпическими ритмами. Они сообщили заокским просторам непривычные черты монументальности.
Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы. 1930-е г
Вид в окрестностях Тарусы. 1930-е г
Лесной пейзаж. 1930-е
Кажется, что произведения Богаевского озарены радостью. Богаевский, пожалуй, единственный из живописцев, кто выдвинул и реализовал концепцию идеального пейзажа, которую он пытался трансформировать в условиях искусства начала XX века. В 1930-х годах эта концепция получила у него отчетливое пластическое воплощение. Она видоизменялась и развивалась в пейзажах конца 1930-х-начала 1940-х годов («Планерская бухта», «Скала «Чертов палец» и другие»). Эта же концепция нашла классическое выражение в картине «Вечер у моря» (1941).
Чертов палец. 1940-е
Феодосия зимой. 1940-е
Вечер у моря. 1941 г
Едва ли не лучшим и, можно сказать, кульминационным для творчества Богаевского 1930-х годов является большое полотно «Крымский пейзаж» (1938). В пейзажной практике художника каждый раз поражает грандиозность понимания природы, огромный масштаб обозрения мира, понятого не как частный пейзажный мотив, а как колоссальная категория «белого света».
Крымская Кампанья. 1938 г
Великая Отечественная война застает художника в 70-летнем возрасте в его родном городе. Но и в период фашистской оккупации К.Ф.Богаевский продолжает работать и создает очень светлые полотна, такие как “Горный пейзаж”, “Романтический пейзаж. Солнце”. Это наиболее экспрессивные произведения, сконцентрировавшие в себе и трагическую идею апокалипсиса, и экспрессивность звездных миров и сезановскую конструктивность, и эскизность поздней живописи. Но, главное, демонстрирует новое ощущение мира, близкого к катастрофе.
Горный пейзаж. 1940 г
Романтический пейзаж. Солнце. 1940-е
Творческий путь великого художника ХХ века прервался неожиданно. 17 февраля 1943 года К.Ф.Богаевский трагически погиб от разрыва снаряда, попав под бомбежку в г. Феодосии. Творческое наследие великого мастера по сей день продолжает удивлять своей монументальностью, масштабностью, неординарностью видения мира. Знакомство с его творчеством никого не оставляет равнодушным, дает возможность по новому взглянуть на привычные пейзажи, переоценить свое отношение к жизни и окружающему нас миру.
Частично использован материал с сайта http://kajuta.net/node/330
Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть1
www.arteveryday.org
Константин Богаевский. Живопись - лучшие картины | Биография, жизнь и творчество
Константин Федорович Богаевский, русский художник, представитель символизма, мастер пейзажа. Родился в Феодосии 12 (24) января 1872 в семье мелкого служащего. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита. Учился сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. Работы юного Богаевского не нравились преподавателям Академии, и он даже был отстранен от занятий «за недостатком таланта», но благодаря заступничеству Куинджи ему все же разрешили продолжить обучение.
В 1890 году Богаевский ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там он познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина и Клода Лоррена, которого он считал своим истинным учителем.
Современники часто проводили параллель между творчеством Богаевского и Николая Рериха. Свое творчество Богаевский посвятил живописным мотивам Киммерии. Киммерия - полулегендарная страна, расположенная, согласно мифологической традиции, в Северном Причерноморье и населенная воинственным кочевым народом. Киммерией в литературных кругах принято называть восточную, холмистую часть Крыма, от Карадага и Коктебеля до Керчи (Феодосия, Коктебель, Судак, Старый Крым с их окрестностями), - в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического).
Богаевский обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав новый жанр «археологического пейзажа». Стилизируя форму, цвет и даже приемы живописи, он добивался декоративности и монументальности небольших по размеру картин. А. Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир»1. Некоторые из его картин стилизованы под старинные гобелены, они получили название «картины-гобелены». Киммерийскую тему и романтический стиль Богаевского развивал в своем изобразительном творчестве поэт Максимилиан Волошин, с которым Богаевского объединяла большая дружба.
Как и в стихах его друга М.А.Волошина, Киммерия предстает в его картинах таинственным краем, безлюдным, но хранящим зримую память о минувших веках (Древняя крепость, 1902, Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия; Берег моря, 1907, Третьяковская галерея, Москва), так что скалы кажутся столь же романтически-ассоциативными, как и исторические руины. Реальные впечатления часто стилизуются у него в духе «героического пейзажа» мастеров Возрождения и барокко (Воспоминания о Мантенье, 1910, там же), претворяясь в монументальные панно для украшения интерьера (три «героически-пейзажных» панно в бывшем особняке Морозовой на Спиридоновке в Москве, 1911–1912), светила же порой уподобляются небесным знамениям. Богаевский много работал в технике акварели и литографии (альбом Пейзажи Киммерии, 1923).
В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей (Старый Крым, Древняя крепость). После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом (Последние лучи). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый Киммерийский цикл картин.
Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.
С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека (Звезда Полынь, Солнце, Генуэзская крепость). Как известно, стихотворение Волошина Полынь посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах (Южная страна. Пещерный город).
В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров.
После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения (Воспоминание о Мантенье, Итальянский пейзаж, Классический пейзаж, Киммерийская область, Корабли). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка.
В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина Годы странствий, иллюстрированная рисунками Богаевского. В 1911—1914 годах участвовал в выставках Мира искусства.
В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка Рябушинского в Москве. В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках. В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве.
В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства (Днепрострой, Порт воображаемого города) с явным намерением создать художественный образ города будущего.
В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе.
По свидетельствам современников Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком.
В 1941 году Константин Богаевский оказался в оккупации и погиб в Феодосии 17 февраля 1943 при взрыве авиабомбы.
www.tanais.info
Богаевский Константин Федорович - Биография :: Артпоиск
Родился 12 января 1872 года в семье мелкого служащего при феодосийском городском управлении. С двенадцати лет он воспитывался в доме известного в Феодосии фабриканта Ивана Егоровича Шмитта.
С семи лет К.Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография "Извержение Везувия", случайно оказавшаяся у родителей.
В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои марины. Не удовлетворённый данной перспективой бесконечного копирования, Богаевский уезжает в Петербург, в Академию художеств.
Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи.
В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую АХ, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Он тоже в своё время сбежал от Айвазовского. Так Богаевский оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др. Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе. Куинджи учил видеть – и категорически запрещал писать картины по этюдам. Зато каждое лето сам писал вместе с учениками с натуры в Крыму.
Впервые выставляется в 1898 году в «Новом обществе художников», будучи одним из его основателей. Впоследствии вступает в Союз русских художников, становится членом «Мира искусства», других творческих объединений.
Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906). Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой. После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров - Мантеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника.
Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий.
С 1900 года живёт и работает в Феодосии, целиком посвятив себя «туманом, и мглой, и тоскою повитой Киммерии печальной области» (Гомер, «Одиссея»). Литературные параллели работам Богаевского – стихи его друга, поэта-символиста М.А.Волошина, адресовавшего Богаевскому такие строки:Мы, столь различные душой, Единый пламень берегли – И братски связаны тоской Одних камней, одной земли… Тот не раз выступал в прессе со статьями о художнике, уделял много дружеского внимания, исподволь направлял его поиски.
В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха.
В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Вскоре он обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно,чем живописное. В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти - "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) - отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства.
До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. Таковы "Феодосия" (1930), "Первозданный пейзаж" (1931), "Радуга" (1932), "Тавроскифия" (1937), "Пейзаж с водопадом" (1942).
Богаевский погиб в Феодосии 17 февраля 1943 при взрыве авиабомбы. (1872, Феодосия – 1943, там же) Работы художника находятся во многих музеях, в том числе в Каракалпакском ГМИ им.И.В.Савицкого.
artpoisk.info
Богаевский Константин Федорович (1872-1943) биография и картины
С семи лет К. Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография "Извержение Везувия", случайно оказавшаяся у родителей. В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои картины. Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи. В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу, - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Так он оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др. Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе. Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906). Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой. После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров - Маптеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника. Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий. 1910-е гг. - время участия Богаевского в выставках "Мира искусства" и СРХ, членом которых он являлся. Это период тесного общения с М. А. Волошиным. Тот не раз выступал в прессе со статьями о художнике, уделял много дружеского внимания, исподволь направлял его поиски. В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха. В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Вскоре он обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно, чем живописное. В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти - "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) - отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства. До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. Таковы "Феодосия" (1930), "Первозданный пейзаж" (1931), "Радуга" (1932), "Тавроскифия" (1937), "Пейзаж с водопадом" (1942).
Алупкинский парк. 1924
Бакинские нефтяные промыслы. 1930-е
Баку. Нефтевышки. 1931
Берег моря. 1907
Березовая роща. 1930-е
Биби-Эйбат. 1932
В Коктебеле. Дом Максимилиана Волоши...
Вечер у моря. 1941
Вечерний пейзаж. 1907
Вид в окрестностях Судака. 1930-е
Вид окрестностей Тарусы. 1930-е
Вид Судака1. 1930-е
Вид Судака2. 1930-е
Воспоминание о Мантенье. 1942
Воспоминание о Мантенье1. 1910
Воспоминание о Мантенье2. 1910
Восточный алтарь. 1919
Генуэзская крепость. 1907
Гермес. 1892
Гора Св.Георгия. 1911
Горный пейзаж с деревьями. Орталаны....
Горный пейзаж с морским заливом. 193...
Горный пейзаж. 1920-е
Горный пейзаж. 1940
Горный пейзаж. 1940-е
Город в долине. 1935
Деревья. 1935
Днепрострой. 1930-е
Долина. 1929
Древний город
Древняя крепость. 1902
Жертвенники. 1907
Индустриальное строительство. 1930-е...
Индустриальный пейзаж. 1930-е
Итальянский пейзаж. 1911
Каффа (Старая Феодосия). 1927
Киммерийская область. 1910
Киммерийские сумерки. 1911
Классический пейзаж. 1910
Композиция. 1940
Консульская башня в Судаке. 1903
Корабли. 1912
Крымская Кампанья. 1938
Крымский вид. 1898
Крымский пейзаж. 1930
Крымский пейзаж1. 1930-е
Крымский пейзаж2. 1930-е
Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы....
Лесной пейзаж. 1930-е
Мариупольский порт и завод. 1930-е
Мельница у лесного ручья. 1884
Набросок лодок и коров. 1890
Натюрморт. 1924
Ночь у моря. 1903
Ночь. 1922
Облако. 1910
Облако. 1920-е
Осенний вечер. 1920-е
Пальмы. 1908
Панорама строительства Днепрогэса. 1...
Пейзаж с водопадом и мостом. 1942
Пейзаж с деревьями. 1924
Пейзаж с деревьями. 1927
Пейзаж с дубами и ветлами. 1940
Пейзаж с замком. 1912
Пейзаж с озером. 1922
Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908...
Пейзаж. 1908
Пейзаж. 1928
Пейзаж. 1940
Пейзаж. Солнце. 1923
Порт воображаемого города. 1932
После дождя. 1938
Последние лучи. 1903
Поток. Фантастический пейзаж. 1908
Пустыня. Сказка. 1903
Радуга. 1931
Развалины древнего храма. 1909
Развалины храма. 1909
Рисунок деревьев. 1893
Романтический пейзаж (Крымский пейза...
Романтический пейзаж. 1908
Романтический пейзаж. 1914
Романтический пейзаж. 1920-е
Романтический пейзаж. 1926
Романтический пейзаж. 1930-е
Романтический пейзаж. На берегу моря...
Скалистый берег моря. 1926
Скалистый берег. 1926
Солнце. 1906
Старая гавань. 1931
Старые бани в Карасубазаре. 1930-е
Старый Крым. 1902
Старый Крым. 1903
Старый ствол. 1890-е
Стены и башни Сольдаи. 1904
Сугдайя. 1922
Судакский мотив. 1929
Тропический пейзаж. 1906
Утро. 1906
Утро. 1910
Утро. Розовый гобелен. 1906
Феодосия зимой. 1940-е
Феодосия. 1920-е
Феодосия. 1926
Феодосия. 1930
Фронтиспис. 1912
Часовые башни Алупкинского дворца. 1...
Чертов палец. 1940-е
Эскиз для панно Крым. 1921
Южная страна. Пещерный город. 1908
alpow.ru
С семи лет К. Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография "Извержение Везувия", случайно оказавшаяся у родителей. В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого маринистаИ. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои картины. Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи. В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу, - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Так он оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др.Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе. Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906). Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой. После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров - Маптеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника. Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий. Работы художника |
petroart.ru
Картины, описание картин — Богаевский, Константин Федорович
Опи сание картины Константина Богаевского: Солнце.Известное полотно Константина Богаевского «Солнце» отображает тему земли, на которой живут грешники, и неба, что способно покарать злодеяния. Художник изобразил палящее солнце, которое посылает на землю лучи испепеления, давая понять, что жизнь на грешной земле не вечна. Образы русского пейзажиста Богаевского суровые, а мышление автора имеет планетарные масштабы.В ландшафтном пейзаже «Солнце», написанном маслом на холсте, Богаевский отобразил состояние своей души после того, как революция 1905 года потерпела поражение, а светлые надежды русских интеллигентов обреклись на гибель.В этой картине художник обращается к обыкновенным городским зданиям, которые так близки человеку. Композиция полотна выстроена на изображении древнефеодосски х кварталов.В уникальном пейзаже изображена пустынная улица. Люди покинули город, оставив дома пустыми. Взывают к небу о помощи лишь несколько тоненьких деревьев, выдвинутых на передний план картины.Старые безжизненные дома немного пугают и тревожат, а небо давит своей масштабностью. Солнце как будто загипнотизирова ло городские улицы. У созерцателя картины возникает ощущение одиночества и печали. В образе пейзажа прочитывается трагедия недавно минувших дней и отношение художника к тому, что происходило. Богаевский, проникнувшись настроением эпохи, изображает город, который вырисовало его фантастическое воображение.В своем произведении «Солнце» мастер пера явно изменяет манеру написания. Особенное место он отводит декоративной графике и насыщенности картины. Отводит в своей работе невторостепенну ю роль и контурам построек. Все линии, что ограничивают размеры зданий, художник создал контрастом оттенков, не используя при этом переходов в цветовом решении или каких-то смягчающих деталей.
www.art-drawing.ru