Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]. Картины богаевский


Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1] » ALLDAYPLUS.RU

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]Киммерийская школа живописи (киммерийская школа пейзажа) — региональная школа художников-пейзажистов, сложившаяся в конце XIX — начале XX века, которую составили художники, жившие и работавшие в Феодосии и Коктебеле. Основоположниками Киммерийской школы живописи стали Иван Айвазовский, Константин Богаевский и Максимилиан Волошин. Основной чертой, объединяющей эти творческие личности, можно назвать пылкую, не знающую меры пристрастность к легендарной земле Киммерии , какою видели они землю реального восточного Крыма; к ее морю, к причудливой романтике скал, пологих холмов, безлюдных долин и побережий. В их пейзажах почти не изображается человек, только стихия первозданной природы, да кое-где каменное жильё или крепость, или корабль — дело рук человеческих, еще слишком слабых перед могуществом мироздания.

Богаевский Константин Федорович (12.1.1872 - 17.2.1943) - русский художник-пейзажист, живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма - Киммерии...

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

К.Ф.Богаевский в мастерской. Фото 1930-е.

Родился и почти всю свою жизнь провёл Константин Богаевский в Феодосии. С семи лет не расставался с карандашом.В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои картины.В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств (1891-1897) у А.И. Куинджи. Весной 1898г. Константин Федорович совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии в 1909г. испытал влияние А.Монтеньи и Н.Пуссена. Выставляться Богаевский начал с 1898 г. в Новом обществе художников. В 1906 г. участвовал в Exposition del Art Russe, устроенной С.П. Дягилевым в Париже при Salon d'Automne.С 1900 работал в Феодосии. Член объединений "Мир искусства", "Союз русских художников", "Жар-цвет". Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Консульская-башня-в-Судаке. 1903

С 1911 г. Богаевский вошёл в объединение «Мир искусства». По примеру старших мирискусников он ввел в пейзаж историческую тему. Художник обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав особый жанр «археологического», исторического пейзажа. Область творчества Богаевского - обожженные солнцем пустыни юга, нагромождения камней и скал; порою вымершие, фантастические развалины городов, крепостей. Вот как писал об этом М. Волошин: «Точно так же исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо - анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом - смысл Исторического Пейзажа». Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник добивался декоративности и монументальности картин. Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир». Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Чуфут-Кале. 1902

В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти - "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) - отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства.Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Старый Крым. 1903

До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. К.Ф. Богаевский погиб при артобстреле 17 февраля 1943 года, похоронен в Феодосии (Крым, Украина) на Старом кладбище.Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Ночь у моря. 1903

Очень всем рекомендую для большего проникновения прочесть эссе друга Богаевского Максимилиана Волошина. А пока лишь несколько цитат:"Для того чтобы дать почувствовать лик земли во всей его сложной жизни, слишком мало отношения к природе, чисто живописного. Для того чтобы найти силы воссоздать его, художник должен перестрадать ту землю, которую он пишет. Он должен пережить историю каждой ее долины, каждого холма, каждого залива. Опыт сердца, исходившего тоской в ее сумерках, и опыт ступней, касавшихся всех ее тропинок, ему дают не меньше, чем впечатления глаза. И точно так же, как творцы человеческих ликов видели во всех человеческих лицах, в сущности, только одно лицо и его старались выявить в своем искусстве, как это делали и Леонардо, и Боттичелли, и Рембрандт, точно так же создатели “исторического” пейзажа были всегда заключены в пределах одной страны. Мантенья в скалистых окрестностях своей Масличной горы, Леонардо в сталактитовых гротах и кристаллических далях, Пуссен и Клод Лоррен в Римской Кампанье ищут всегда один и тот же ими понятый лик Земли.В современной русской живописи воссоздателем исторического пейзажа является Константин Федорович Богаевский, а земля им изображаемая — Киммерия."Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Древняя-крепость. 1902

"Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился. Для того чтобы понять его творчество, надо узнать эту землю; его душа сложилась соответственно ее холмам и долинам, а мечта развивалась, восполняя ее ущербы и населяя ее несуществующей жизнью.Та складка земли, в которой она расположена, была местом человеческого жилья с доисторической древности. Холмы, ее окружающие, много раз одевались садами и виноградниками и вновь прикрывались на целые столетия саваном праха. Они как бы стерты ступнями народов, их попиравших, плоть их изъедена щелочью человеческих культур, они обожжены войнами и смертельно утомлены напряженностью изжитых веков."Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Старый Крым. 1902

"Если одним взглядом окинуть всю совокупность творения Богаевского, то мы заметим три явно намечающихся периода в его развитии. Они расчленяются довольно определенно, хотя края их смешиваются и далеко заходят один на другой. При этом основные элементы возвращаются постоянно в разных степенях преображения.Первый период может быть назван “Трагедией Земли”. Он пишет в то время землю обнаженную, тяжелую, с мускулами, сведенными судорогой. По ее бурым и охряным скатам, размытым ливнями, чернеют язвы разрытых фундаментов; по тусклым равнинам до самого горизонта тянутся ряды камней, напоминающих татарские могильники. В зеленовато-мертвенном сумраке по лбам тяжелого мыса лепятся над морем крепостные стены." Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Ночь у моря. 1903.

"Если первый период его творчества развивался под знакам “Страшного суда”, то второй возникает под знаком “Золотого века”. За последними днями мира вдруг раскрывается первый райский расцвет земли. Молодое и радостное солнце звучит чистейшим светом в глубине серебряных сфер, и вся земля: и скалы, и воды, и деревья образуются избытком солнечного света. Они не материальны, они существуют как прозрачные кристаллизации лучей...С этого времени Богаевский начинает освобождаться от тяготевших на нем уз земли. В нем возникает внутреннее видение. Так же, как в бреду безысходных полудней пустыня галлюцинирует миражами, являющимися желанными преображениями ее самой, точно так же душа художника в панический полдень отчаяния силой своей жажды рождает зеркальные озера и разливы реки в оправах влажных лугов и группы юношески стройных деревьев.Земля ждет Освободителя, который бы расколдовал ее, преобразив в творческом сновидении, освободил от древних уз. Странствия по сожженным кругам киммерийского Аида очистили сердце Богаевского для видения преображенной земли."Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Коктебель. Дом-Максимилиана Волошина. 1905

"Новый перелом в творчестве Богаевского наступает в 1909 году. Он проводит его в Италии и возвращается в Феодосию через Грецию. Этим путешествием открывается третий цикл его развития. После трагедии безысходного отчаяния, после орфических гимнов наступает период успокоенной эпической полноты.В путешествии своем он видел не реальную Италию, а ту, которая скрыта в пейзажных фонах старых мастеров. Он отходит от Клода Лоррена и вожатым себе выбирает художника более сурового и строгого — Мантенью.Его колорит, черноватый, оливковый и бурый в первый период, белесоватый и сребристо-серый с легкой синевою во втором периоде, теперь становится полнозвучным и сильным, насыщенным пурпуром, зеленью и лазурью в общем бронзово-золотистом тоне. Лишь в третьем периоде он достигает настоящей полноты колорита. Его тон образуется внутренним горением вещества, цвет как бы вскипает из глубины предметов. Они существуют каждый нимбами своей сущности. Картина возникает из гармонии теней; цвет выявляется из тьмы, разложенной солнечным светом."Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Берег моря. 1907. Третьяковская галерея, Москва

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Пальмы. 1908

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Звезда Полынь. 1908

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Утро. 1910

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Киммерийская область. 1910

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Киммерийские сумерки. 1911

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Корабли. Вечернее солнце. 1912

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Гора святого Георгия. 1912

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Облако. 1920-е

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Сугдайя. 1922

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Старая Феодосия. 1926

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Феодосия. 1926

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Каффа-Старая-Феодосия. 1927.

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Долина. 1929

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Крымский пейзаж. 1930-е

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Порт воображаемого города.Музей, Симферополь 1932

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Радуга. 1931

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Вид в окрестностях Судака. 1930-е

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Вид Судака. 1930-е

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Крымский пейзаж. 1930. Картинная галерея, Феодосия

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Город в долине. 1935

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Тавроскифия. 1937.

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Крымская Кампанья. 1938

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

После дождя. 1938

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Старые бани в Карасубазаре. 1930-е

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Старая гавань. 1931

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Воспоминание о Мантенье. 1942

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Южная страна. Пещерный город

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Вечер у моря. 1941

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Последние-лучи

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Древний город

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Романтический пейзаж. 1942

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Феодосия зимой. 1940.

Константин Богаевский [Киммерийский цикл. Триптих. Часть1]

Чертов палец. 1940-е

продолжение - рассказы об Айвазовском и Волошине - следует

источники: 1, 2, 3

alldayplus.ru

Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Пейзаж с деревьями. 1927 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Пейзаж с деревьями. 1927 г

Кафа. 1927 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Кафа. 1927 г

Данная публикация — продолжение рассказа о К.Ф. Богаевском на нашем сайте. Эта часть составлена из разных источников, более энциклопедического, чем художественного характера, но мы надеимся, что не потеряла из-за этого в интересности.

В 1923 году вышел в свет альбом литографий Богаевского. Среди литографий выделяется цикл, объединенный общей темой — «Звезда» (1923), один из листов которого возвращает нас к сюжету картины «Звезда Полынь». Такое же холодное свечение планеты, замораживающее острыми лучами безжизненную землю. Каменистое нагорье не может пробудиться от магического света звезды.

Звезды. 1922 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Звезды. 1922 г

Вечернее солнце. 1922 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Вечернее солнце. 1922 г

Ночь. 1922 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Ночь. 1922 г

Пейзаж с озером. 1922 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Пейзаж с озером. 1922 г

В 1924 году К.Ф.Богаевский получил задание Крымохриса по изучению, зарисовке и фиксации исторических памятников Крыма. Он начал свою работу стого, что написал акварелью основные исторические памятники Феодосии. Очевидно на основании этой работы в 1926 году было создано одно из самых сильных произведений Богаевского — “Феодосия”. К современному пейзажу добавляются очертания предполагаемого облика города прошлых веков. В картине много пластических метафор, свойственных романтическим образам.

Феодосия. 1926 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Феодосия. 1926 г

В течение ряда последующих лет художник выезжает в Судак, Карасубазар, Старый Крым, Арабат. Из этих поездок он привозит большое количество акварельных работ, значительная часть которых передавалась в музей И.К.Айвазовского. Среди них — точные изображения отдельных архитектурных сооружений прошлого, а также работы, на которых памятники старины изображены в окружении живописных пейзажей. Все эти акварели были написаны с блеском и мастерством, свойственным графическим работам Богаевского. Значимость их далеко выходит за рамки архитектурных зарисовок. Все они рассматриваются как самостоятельные, прекрасно выполненные художественные произведения. Однако безудержная фантазия художника вновь не позволяет ему ограничится документированием реального положения вещей.

Судакский мотив. 1929 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Судакский мотив. 1929 г

Кафа. 1927 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Кафа. 1927 г

Долина. 1929 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Долина. 1929 г

Часовые башни Алупкинского дворца. 1920-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Часовые башни Алупкинского дворца. 1920-е

Старые бани в Карасубазаре. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Старые бани в Карасубазаре. 1930-е

Итогом работы по заданию Крымохриса можно считать написание в 1930 году полотна “Крымский пейзаж”. Здесь вновь реальность органично переплетается с фантазией. Каждая из изображенных деталей и образов имеют весьма конкретные прототипы в Крыму, но будучи соединены вместе, рождают воображаемый облик какой-то неведомой страны, напоминающей Крым лишь отдаленно. Монументализм и историзм фантастических полотен К.Богаевского подсказал новую интересную тему для творчества.

Крымский пейзаж. 1930 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Крымский пейзаж. 1930 г

В 1929-1934 годах он увлеченно работает над целым циклом картин, отражающих процесс индустриализации советского государства. Ни одному из художников того времени не удавалось так реалистично отразить масштабность строек первых пятилеток. Он обладал даром композиции и способностью кропотливо собирать документальные материалы, отражающие размах строительства на Днепрогэсе, в Донбассе и в Баку. Однако обязательная точность изображения вновь ограничивала воображение художника, так как документальность была непременным требованием к индустриальным пейзажам. Тогда художница Ю.Л. Оболенская подсказала Богаевскому расширить их содержание и, дав простор воображению, изобразить ”Город будущего”. Она познакомила Константина Федоровича с ведущими советскими архитекторами, которые указали ему пути развития градостроительства ближайшего будущего. Художник очень увлекся неожиданно открывшимися возможностями для творчества и осенью 1930 года написал несколько эскизов, а зимой написал по ним картины маслом и отправил на выставку “Всекохудожника” в Москву. Но к сожалению, его “города будущего” не произвели желаемого впечатления. К.Ф.Богаевский сам был разочарован результатом и впоследствии так говорил об этом: “Ну, какие это города будущего, — они больше похожи на какие-то древние мексиканские города”. В них действительно не было новизны архитектурных форм, которые хотелось увидеть мечтающим архитекторам.

Порт воображаемого города. 1932 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Порт воображаемого города. 1932 г

Бакинские нефтяные промыслы. 1930 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Бакинские нефтяные промыслы. 1930 г

Баку. Нефтевышки. 1931 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Баку. Нефтевышки. 1931 г

Днепрострой. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Днепрострой. 1930-е

Мир, творимый Богаевским, — сочиненный. Однако в 1930-х годах пейзажи художника все более «натурализовались». В этой «натурализации» угадывалась изменившаяся подоснова образа, желание художника быстрее слить воображаемое с реальным и выдать мечтаемое за сущее. Именно в том смысле и примечательна картина «Старая гавань» (1931).

Старая гавань. 1931 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Старая гавань. 1931 г

Радуга. 1931 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Радуга. 1931 г

Феодосия. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Феодосия. 1930-е

Город. 1936 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Город. 1936 г

По приглашению своего друга А.В.Григорьева в летние месяцы 1936-1939 гг. К.Богаевский жил и работал в Тарусе — в этом замечательном уголке среднерусской природы. Он написал там много акварельных этюдов и сделал большое количество рисунков. В Феодосии он сделал по ним цикл тарусских пейзажей, среди которых выделялись виды “заокских далей”. Они написаны у Богаевского в совершенно ином ключе, чем у многих других пейзажистов. Привычное для нас лирико-интимное звучание тарусских пейзажей сменилось в произведениях Богаевского обычными для него эпическими ритмами. Они сообщили заокским просторам непривычные черты монументальности.

Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы. 1930-е г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы. 1930-е г

Вид в окрестностях Тарусы. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Вид в окрестностях Тарусы. 1930-е г

Лесной пейзаж. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Лесной пейзаж. 1930-е

Кажется, что произведения Богаевского озарены радостью. Богаевский, пожалуй, единственный из живописцев, кто выдвинул и реализовал концепцию идеального пейзажа, которую он пытался трансформировать в условиях искусства начала XX века. В 1930-х годах эта концепция получила у него отчетливое пластическое воплощение. Она видоизменялась и развивалась в пейзажах конца 1930-х-начала 1940-х годов («Планерская бухта», «Скала «Чертов палец» и другие»). Эта же концепция нашла классическое выражение в картине «Вечер у моря» (1941).

Чертов палец. 1940-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Чертов палец. 1940-е

Феодосия зимой. 1940-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Феодосия зимой. 1940-е

Вечер у моря. 1941 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Вечер у моря. 1941 г

Едва ли не лучшим и, можно сказать, кульминационным для творчества Богаевского 1930-х годов является большое полотно «Крымский пейзаж» (1938). В пейзажной практике художника каждый раз поражает грандиозность понимания природы, огромный масштаб обозрения мира, понятого не как частный пейзажный мотив, а как колоссальная категория «белого света».

Крымская Кампанья. 1938 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Крымская Кампанья. 1938 г

Великая Отечественная война застает художника в 70-летнем возрасте в его родном городе. Но и в период фашистской оккупации К.Ф.Богаевский продолжает работать и создает очень светлые полотна, такие как “Горный пейзаж”, “Романтический пейзаж. Солнце”. Это наиболее экспрессивные произведения, сконцентрировавшие в себе и трагическую идею апокалипсиса, и экспрессивность звездных миров и сезановскую конструктивность, и эскизность поздней живописи. Но, главное, демонстрирует новое ощущение мира, близкого к катастрофе.

Горный пейзаж. 1940 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Горный пейзаж. 1940 г

Романтический пейзаж. Солнце. 1940 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Романтический пейзаж. Солнце. 1940-е

Творческий путь великого художника ХХ века прервался неожиданно. 17 февраля 1943 года К.Ф.Богаевский трагически погиб от разрыва снаряда, попав под бомбежку в г. Феодосии. Творческое наследие великого мастера по сей день продолжает удивлять своей монументальностью, масштабностью, неординарностью видения мира. Знакомство с его творчеством никого не оставляет равнодушным, дает возможность по новому взглянуть на привычные пейзажи, переоценить свое отношение к жизни и окружающему нас миру.

Частично использован материал с сайта http://kajuta.net/node/330

Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть1

www.arteveryday.org

Константин Богаевский. Живопись - лучшие картины | Биография, жизнь и творчество

Константин Федорович Богаевский, русский художник, представитель символизма, мастер пейзажа. Родился в Феодосии 12 (24) января 1872 в семье мелкого служащего. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита. Учился сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. Работы юного Богаевского не нравились преподавателям Академии, и он даже был отстранен от занятий «за недостатком таланта», но благодаря заступничеству Куинджи ему все же разрешили продолжить обучение.

В 1890 году Богаевский ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там он познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина и Клода Лоррена, которого он считал своим истинным учителем.



Современники часто проводили параллель между творчеством Богаевского и Николая Рериха. Свое творчество Богаевский посвятил живописным мотивам Киммерии. Киммерия - полулегендарная страна, расположенная, согласно мифологической традиции, в Северном Причерноморье и населенная воинственным кочевым народом. Киммерией в литературных кругах принято называть восточную, холмистую часть Крыма, от Карадага и Коктебеля до Керчи (Феодосия, Коктебель, Судак, Старый Крым с их окрестностями), - в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического).

Богаевский обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав новый жанр «археологического пейзажа». Стилизируя форму, цвет и даже приемы живописи, он добивался декоративности и монументальности небольших по размеру картин. А. Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир»1. Некоторые из его картин стилизованы под старинные гобелены, они получили название «картины-гобелены». Киммерийскую тему и романтический стиль Богаевского развивал в своем изобразительном творчестве поэт Максимилиан Волошин, с которым Богаевского объединяла большая дружба.

Как и в стихах его друга М.А.Волошина, Киммерия предстает в его картинах таинственным краем, безлюдным, но хранящим зримую память о минувших веках (Древняя крепость, 1902, Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия; Берег моря, 1907, Третьяковская галерея, Москва), так что скалы кажутся столь же романтически-ассоциативными, как и исторические руины. Реальные впечатления часто стилизуются у него в духе «героического пейзажа» мастеров Возрождения и барокко (Воспоминания о Мантенье, 1910, там же), претворяясь в монументальные панно для украшения интерьера (три «героически-пейзажных» панно в бывшем особняке Морозовой на Спиридоновке в Москве, 1911–1912), светила же порой уподобляются небесным знамениям. Богаевский много работал в технике акварели и литографии (альбом Пейзажи Киммерии, 1923).

В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей (Старый Крым, Древняя крепость). После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом (Последние лучи). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый Киммерийский цикл картин.

Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.

С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека (Звезда Полынь, Солнце, Генуэзская крепость). Как известно, стихотворение Волошина Полынь посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах (Южная страна. Пещерный город).

В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров.

После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения (Воспоминание о Мантенье, Итальянский пейзаж, Классический пейзаж, Киммерийская область, Корабли). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка.

В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина Годы странствий, иллюстрированная рисунками Богаевского. В 1911—1914 годах участвовал в выставках Мира искусства.

В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка Рябушинского в Москве. В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках. В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве.

В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства (Днепрострой, Порт воображаемого города) с явным намерением создать художественный образ города будущего.

В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе.

По свидетельствам современников Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком.

В 1941 году Константин Богаевский оказался в оккупации и погиб в Феодосии 17 февраля 1943 при взрыве авиабомбы.

www.tanais.info

Богаевский Константин Федорович - Биография :: Артпоиск

Родился 12 января 1872 года в семье мелкого служащего при феодосийском городском управлении. С двенадцати лет он воспитывался в доме известного в Феодосии фабриканта Ивана Егоровича Шмитта.

С семи лет К.Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография "Извержение Везувия", случайно оказавшаяся у родителей.

В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои марины. Не удовлетворённый данной перспективой бесконечного копирования, Богаевский уезжает в Петербург, в Академию художеств.

Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи.

В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую АХ, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Он тоже в своё время сбежал от Айвазовского. Так Богаевский оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др. Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе. Куинджи учил видеть – и категорически запрещал писать картины по этюдам. Зато каждое лето сам писал вместе с учениками с натуры в Крыму.

Впервые выставляется в 1898 году в «Новом обществе художников», будучи одним из его основателей. Впоследствии вступает в Союз русских художников, становится членом «Мира искусства», других творческих объединений.

Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906). Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой. После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров - Мантеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника.

Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий.

С 1900 года живёт и работает в Феодосии, целиком посвятив себя «туманом, и мглой, и тоскою повитой Киммерии печальной области» (Гомер, «Одиссея»). Литературные параллели работам Богаевского – стихи его друга, поэта-символиста М.А.Волошина, адресовавшего Богаевскому такие строки:Мы, столь различные душой, Единый пламень берегли – И братски связаны тоской Одних камней, одной земли… Тот не раз выступал в прессе со статьями о художнике, уделял много дружеского внимания, исподволь направлял его поиски.

В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха.

В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Вскоре он обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно,чем живописное. В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти - "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) - отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства.

До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. Таковы "Феодосия" (1930), "Первозданный пейзаж" (1931), "Радуга" (1932), "Тавроскифия" (1937), "Пейзаж с водопадом" (1942).

Богаевский погиб в Феодосии 17 февраля 1943 при взрыве авиабомбы. (1872, Феодосия – 1943, там же) Работы художника находятся во многих музеях, в том числе в Каракалпакском ГМИ им.И.В.Савицкого.

artpoisk.info

Богаевский Константин Федорович (1872-1943) биография и картины

С семи лет К. Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография "Извержение Везувия", случайно оказавшаяся у родителей. В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои картины. Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи. В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу, - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Так он оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др. Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе. Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906). Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой. После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров - Маптеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника. Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий. 1910-е гг. - время участия Богаевского в выставках "Мира искусства" и СРХ, членом которых он являлся. Это период тесного общения с М. А. Волошиным. Тот не раз выступал в прессе со статьями о художнике, уделял много дружеского внимания, исподволь направлял его поиски. В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха. В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Вскоре он обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно, чем живописное. В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти - "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) - отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства. До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. Таковы "Феодосия" (1930), "Первозданный пейзаж" (1931), "Радуга" (1932), "Тавроскифия" (1937), "Пейзаж с водопадом" (1942).  

Алупкинский парк. 1924

Алупкинский парк. 1924

Алупкинский парк. 1924 Бакинские нефтяные промыслы. 1930-е

Бакинские нефтяные промыслы. 1930-е

Бакинские нефтяные промыслы. 1930-е Баку. Нефтевышки. 1931

Баку. Нефтевышки. 1931

Баку. Нефтевышки. 1931 Берег моря. 1907

Берег моря. 1907

Берег моря. 1907 Березовая роща. 1930-е

Березовая роща. 1930-е

Березовая роща. 1930-е Биби-Эйбат. 1932

Биби-Эйбат. 1932

Биби-Эйбат. 1932 В Коктебеле. Дом Максимилиана Волошина. 1905

В Коктебеле. Дом Максимилиана Волоши...

В Коктебеле. Дом Максимилиана Волошина. 1905 Вечер у моря. 1941

Вечер у моря. 1941

Вечер у моря. 1941 Вечерний пейзаж. 1907

Вечерний пейзаж. 1907

Вечерний пейзаж. 1907 Вид в окрестностях Судака. 1930-е

Вид в окрестностях Судака. 1930-е

Вид в окрестностях Судака. 1930-е Вид окрестностей Тарусы. 1930-е

Вид окрестностей Тарусы. 1930-е

Вид окрестностей Тарусы. 1930-е Вид Судака1. 1930-е

Вид Судака1. 1930-е

Вид Судака1. 1930-е Вид Судака2. 1930-е

Вид Судака2. 1930-е

Вид Судака2. 1930-е Воспоминание о Мантенье. 1942

Воспоминание о Мантенье. 1942

Воспоминание о Мантенье. 1942 Воспоминание о Мантенье1. 1910

Воспоминание о Мантенье1. 1910

Воспоминание о Мантенье1. 1910 Воспоминание о Мантенье2. 1910

Воспоминание о Мантенье2. 1910

Воспоминание о Мантенье2. 1910 Восточный алтарь. 1919

Восточный алтарь. 1919

Восточный алтарь. 1919 Генуэзская крепость. 1907

Генуэзская крепость. 1907

Генуэзская крепость. 1907 Гермес. 1892

Гермес. 1892

Гермес. 1892 Гора Св.Георгия. 1911

Гора Св.Георгия. 1911

Гора Св.Георгия. 1911 Горный пейзаж с деревьями. Орталаны. 1930-е

Горный пейзаж с деревьями. Орталаны....

Горный пейзаж с деревьями. Орталаны. 1930-е Горный пейзаж с морским заливом. 1930-е

Горный пейзаж с морским заливом. 193...

Горный пейзаж с морским заливом. 1930-е Горный пейзаж. 1920-е

Горный пейзаж. 1920-е

Горный пейзаж. 1920-е Горный пейзаж. 1940

Горный пейзаж. 1940

Горный пейзаж. 1940 Горный пейзаж. 1940-е

Горный пейзаж. 1940-е

Горный пейзаж. 1940-е Город в долине. 1935

Город в долине. 1935

Город в долине. 1935 Деревья. 1935

Деревья. 1935

Деревья. 1935 Днепрострой. 1930-е

Днепрострой. 1930-е

Днепрострой. 1930-е Долина. 1929

Долина. 1929

Долина. 1929 Древний город

Древний город

Древний город Древняя крепость. 1902

Древняя крепость. 1902

Древняя крепость. 1902 Жертвенники. 1907

Жертвенники. 1907

Жертвенники. 1907 Индустриальное строительство. 1930-е

Индустриальное строительство. 1930-е...

Индустриальное строительство. 1930-е Индустриальный пейзаж. 1930-е

Индустриальный пейзаж. 1930-е

Индустриальный пейзаж. 1930-е Итальянский пейзаж. 1911

Итальянский пейзаж. 1911

Итальянский пейзаж. 1911 Каффа (Старая Феодосия). 1927

Каффа (Старая Феодосия). 1927

Каффа (Старая Феодосия). 1927 Киммерийская область. 1910

Киммерийская область. 1910

Киммерийская область. 1910 Киммерийские сумерки. 1911

Киммерийские сумерки. 1911

Киммерийские сумерки. 1911 Классический пейзаж. 1910

Классический пейзаж. 1910

Классический пейзаж. 1910 Композиция. 1940

Композиция. 1940

Композиция. 1940 Консульская башня в Судаке. 1903

Консульская башня в Судаке. 1903

Консульская башня в Судаке. 1903 Корабли. 1912

Корабли. 1912

Корабли. 1912 Крымская Кампанья. 1938

Крымская Кампанья. 1938

Крымская Кампанья. 1938 Крымский вид. 1898

Крымский вид. 1898

Крымский вид. 1898 Крымский пейзаж. 1930

Крымский пейзаж. 1930

Крымский пейзаж. 1930 Крымский пейзаж1. 1930-е

Крымский пейзаж1. 1930-е

Крымский пейзаж1. 1930-е Крымский пейзаж2. 1930-е

Крымский пейзаж2. 1930-е

Крымский пейзаж2. 1930-е Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы. 1930-е

Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы....

Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы. 1930-е Лесной пейзаж. 1930-е

Лесной пейзаж. 1930-е

Лесной пейзаж. 1930-е Мариупольский порт и завод. 1930-е

Мариупольский порт и завод. 1930-е

Мариупольский порт и завод. 1930-е Мельница у лесного ручья. 1884

Мельница у лесного ручья. 1884

Мельница у лесного ручья. 1884 Набросок лодок и коров. 1890

Набросок лодок и коров. 1890

Набросок лодок и коров. 1890 Натюрморт. 1924

Натюрморт. 1924

Натюрморт. 1924 Ночь у моря. 1903

Ночь у моря. 1903

Ночь у моря. 1903 Ночь. 1922

Ночь. 1922

Ночь. 1922 Облако. 1910

Облако. 1910

Облако. 1910 Облако. 1920-е

Облако. 1920-е

Облако. 1920-е Осенний вечер. 1920-е

Осенний вечер. 1920-е

Осенний вечер. 1920-е Пальмы. 1908

Пальмы. 1908

Пальмы. 1908 Панорама строительства Днепрогэса. 1930-е

Панорама строительства Днепрогэса. 1...

Панорама строительства Днепрогэса. 1930-е Пейзаж с водопадом и мостом. 1942

Пейзаж с водопадом и мостом. 1942

Пейзаж с водопадом и мостом. 1942 Пейзаж с деревьями. 1924

Пейзаж с деревьями. 1924

Пейзаж с деревьями. 1924 Пейзаж с деревьями. 1927

Пейзаж с деревьями. 1927

Пейзаж с деревьями. 1927 Пейзаж с дубами и ветлами. 1940

Пейзаж с дубами и ветлами. 1940

Пейзаж с дубами и ветлами. 1940 Пейзаж с замком. 1912

Пейзаж с замком. 1912

Пейзаж с замком. 1912 Пейзаж с озером. 1922

Пейзаж с озером. 1922

Пейзаж с озером. 1922 Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908

Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908...

Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908 Пейзаж. 1908

Пейзаж. 1908

Пейзаж. 1908 Пейзаж. 1928

Пейзаж. 1928

Пейзаж. 1928 Пейзаж. 1940

Пейзаж. 1940

Пейзаж. 1940 Пейзаж. Солнце. 1923

Пейзаж. Солнце. 1923

Пейзаж. Солнце. 1923 Порт воображаемого города. 1932

Порт воображаемого города. 1932

Порт воображаемого города. 1932 После дождя. 1938

После дождя. 1938

После дождя. 1938 Последние лучи. 1903

Последние лучи. 1903

Последние лучи. 1903 Поток. Фантастический пейзаж. 1908

Поток. Фантастический пейзаж. 1908

Поток. Фантастический пейзаж. 1908 Пустыня. Сказка. 1903

Пустыня. Сказка. 1903

Пустыня. Сказка. 1903 Радуга. 1931

Радуга. 1931

Радуга. 1931 Развалины древнего храма. 1909

Развалины древнего храма. 1909

Развалины древнего храма. 1909 Развалины храма. 1909

Развалины храма. 1909

Развалины храма. 1909 Рисунок деревьев. 1893

Рисунок деревьев. 1893

Рисунок деревьев. 1893 Романтический пейзаж (Крымский пейзаж). 1942

Романтический пейзаж (Крымский пейза...

Романтический пейзаж (Крымский пейзаж). 1942 Романтический пейзаж. 1908

Романтический пейзаж. 1908

Романтический пейзаж. 1908 Романтический пейзаж. 1914

Романтический пейзаж. 1914

Романтический пейзаж. 1914 Романтический пейзаж. 1920-е

Романтический пейзаж. 1920-е

Романтический пейзаж. 1920-е Романтический пейзаж. 1926

Романтический пейзаж. 1926

Романтический пейзаж. 1926 Романтический пейзаж. 1930-е

Романтический пейзаж. 1930-е

Романтический пейзаж. 1930-е Романтический пейзаж. На берегу моря. 1930-е

Романтический пейзаж. На берегу моря...

Романтический пейзаж. На берегу моря. 1930-е Скалистый берег моря. 1926

Скалистый берег моря. 1926

Скалистый берег моря. 1926 Скалистый берег. 1926

Скалистый берег. 1926

Скалистый берег. 1926 Солнце. 1906

Солнце. 1906

Солнце. 1906 Старая гавань. 1931

Старая гавань. 1931

Старая гавань. 1931 Старые бани в Карасубазаре. 1930-е

Старые бани в Карасубазаре. 1930-е

Старые бани в Карасубазаре. 1930-е Старый Крым. 1902

Старый Крым. 1902

Старый Крым. 1902 Старый Крым. 1903

Старый Крым. 1903

Старый Крым. 1903 Старый ствол. 1890-е

Старый ствол. 1890-е

Старый ствол. 1890-е Стены и башни Сольдаи. 1904

Стены и башни Сольдаи. 1904

Стены и башни Сольдаи. 1904 Сугдайя. 1922

Сугдайя. 1922

Сугдайя. 1922 Судакский мотив. 1929

Судакский мотив. 1929

Судакский мотив. 1929 Тропический пейзаж. 1906

Тропический пейзаж. 1906

Тропический пейзаж. 1906 Утро. 1906

Утро. 1906

Утро. 1906 Утро. 1910

Утро. 1910

Утро. 1910 Утро. Розовый гобелен. 1906

Утро. Розовый гобелен. 1906

Утро. Розовый гобелен. 1906 Феодосия зимой. 1940-е

Феодосия зимой. 1940-е

Феодосия зимой. 1940-е Феодосия. 1920-е

Феодосия. 1920-е

Феодосия. 1920-е Феодосия. 1926

Феодосия. 1926

Феодосия. 1926 Феодосия. 1930

Феодосия. 1930

Феодосия. 1930 Фронтиспис. 1912

Фронтиспис. 1912

Фронтиспис. 1912 Часовые башни Алупкинского дворца. 1920-е

Часовые башни Алупкинского дворца. 1...

Часовые башни Алупкинского дворца. 1920-е Чертов палец. 1940-е

Чертов палец. 1940-е

Чертов палец. 1940-е Эскиз для панно Крым. 1921

Эскиз для панно Крым. 1921

Эскиз для панно Крым. 1921 Южная страна. Пещерный город. 1908

Южная страна. Пещерный город. 1908

Южная страна. Пещерный город. 1908

alpow.ru

художник Богаевский Константин Федорович

С семи лет К. Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография "Извержение Везувия", случайно оказавшаяся у родителей.

В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого маринистаИ. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои картины.

 Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи.

 В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу, - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Так он оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др.Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе.

 Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906).

 Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой.

После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров - Маптеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника. Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий. 

Работы художника

petroart.ru

Картины, описание картин — Богаевский, Константин Федорович

Опи сание картины Константина Богаевского: Солнце.

Известное полотно Константина Богаевского «Солнце» отображает тему земли, на которой живут грешники, и неба, что способно покарать злодеяния. Художник изобразил палящее солнце, которое посылает на землю лучи испепеления, давая понять, что жизнь на грешной земле не вечна. Образы русского пейзажиста Богаевского суровые, а мышление автора имеет планетарные масштабы.В ландшафтном пейзаже «Солнце», написанном маслом на холсте, Богаевский отобразил состояние своей души после того, как революция 1905 года потерпела поражение, а светлые надежды русских интеллигентов обреклись на гибель.В этой картине художник обращается к обыкновенным городским зданиям, которые так близки человеку. Композиция полотна выстроена на изображении древнефеодосски х кварталов.В уникальном пейзаже изображена пустынная улица. Люди покинули город, оставив дома пустыми. Взывают к небу о помощи лишь несколько тоненьких деревьев, выдвинутых на передний план картины.Старые безжизненные дома немного пугают и тревожат, а небо давит своей масштабностью. Солнце как будто загипнотизирова ло городские улицы. У созерцателя картины возникает ощущение одиночества и печали. В образе пейзажа прочитывается трагедия недавно минувших дней и отношение художника к тому, что происходило. Богаевский, проникнувшись настроением эпохи, изображает город, который вырисовало его фантастическое воображение.В своем произведении «Солнце» мастер пера явно изменяет манеру написания. Особенное место он отводит декоративной графике и насыщенности картины. Отводит в своей работе невторостепенну ю роль и контурам построек. Все линии, что ограничивают размеры зданий, художник создал контрастом оттенков, не используя при этом переходов в цветовом решении или каких-то смягчающих деталей.

www.art-drawing.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта