Уравновешенная Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Уравновешенные картины


Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости

Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости

Итак, теперь мы знаем, что после выбора сюжета фотографу необходимо определить, какая именно часть сюжета, какая фигура в группе или деталь пейзажа должна выступать как главная при общем распределении материала в пределах поля кадра.

Где следует поместить этот доминирующий мотив, в какой части картинной плоскости он должен оказаться? Как сопоставить его с второстепенным по значению материалом, который тоже важен, передает среду, разрабатывает основной мотив, дает зрителю дополнительную информацию, завершает композиционный рисунок кадра?

Следовательно, речь дальше пойдет об общей схеме рисунка изображения, о заполнении картинной плоскости, способах и приемах, которые помогают решить эту проблему. Это будут обобщения, подсказанные творческим опытом фотографии, закономерности, проявляющиеся в самых различных жанрах фотоискусства.

Выразительность и завершенность снимка тесно связаны с понятием «композиционное равновесие». Это термин условный, но известно, что законы равновесия масс на плоскости существуют объективно, как законы зрительного восприятия. Под «зрительным равновесием» разумеется правильно найденное фотографом соотношение правой и левой частей кадра, его верха и низа, что дает ощущение гармонии рисунка, устойчивости, композиционной стройности картины. Такой изобразительный результат достигается в том случае, когда изображаемый материал — фигура, предметы и все остальные компоненты рисунка — размещаются в рамке видоискателя и на снимке так, что ни одна из частей фотографической картины не кажется перетруженной и гармонично сочетается с другими ее частями.

Среди объективно существующих законов зрительного восприятия картинной плоскости один из важнейших — закон равновесия масс, опирающийся на естественное для человека чувство равновесия, в данном случае на эстетическое чувство гармонии рисунка, откуда и рождаются требование и необходимость организовать элементы рисунка в определенную композиционную конструкцию картины. Причем равновесие не следует понимать как элемент только конструктивный, декоративный, дающий внешний, чисто изобразительный эффект. Как и все другие изобразительные средства и приемы в искусстве, оно должно быть использовано для развития сюжета и играть смысловую роль.

Как же следует организовать кадр, чтобы его рисунок стал законченным, гармоничным, а общая его композиция приобрела необходимую уравновешенность?

У начинающего фотографа нередко появляются простейшие, но тем не менее строго уравновешенные композиции. Они подсказаны интуицией, стремлением пусть к элементарной, но зато к предельно четкой структуре рисунка. Объектив «смотрит в упор» на центральную фигуру объекта съемки, и она оказывается точно в геометрическом центре кадра, как показано на фото 42. Главный метод здесь — акцентное изображение ведущего элемента композиции, или единственного объекта изображения (портрет). Мы уже знакомы с этим приемом создания акцента для его получения следует размещать сюжетно важный элемент кадра именно в центральной части картинной плоскости. Но фото 42 имеет еще одно достоинство: строго уравновешенное изображение, поскольку правая и левая части кадра здесь совершенно тождественны. Так фотограф интуитивно пришел к уравновешенной композиции. Центральное размещение в кадре главного объекта изображения — один из нередко используемых, простейших способов достижения устойчивого равновесия рисунка. Приближение объекта съемки к центральной вертикальной оси кадра часто встречается в композициях портретных снимков, этот прием использован при изобразительном решении фото 10. Применяются такие построения и в других жанрах фотографии.

Однако использование этого приема требует известной тактичности, так как простое размещение главного объекта изображения точно в геометрическом центре кадра часто приводит в образованию крайне примитивного линейного рисунка, когда, например, снимаемый человек стоит или сидит в центре снимка, развернут фронтально на аппарат, а взгляд его направлен прямо в объектив. При этом нередко справа, слева, вверху и внизу от фигуры фотограф оставляет совершенно одинаковое свободное пространство. Решения проблемы равновесия он, конечно, в этом случае добивается, но одного этого мало. Снимок оказывается таким примитивным, что полученное равновесие никакой особой ценности ему не придает.

Поэтому в подобных случаях структура снимка должна быть и сложнее, и богаче. Рисунок кадра разрабатывается, усложняется введением в поле зрения объектива дополнительных элементов, которые, разумеется, прежде всего несут смысловую нагрузку, но участвуют и в разработке композиции снимка. Человек, находящийся в центре кадра, не обязательно должен быть повернут в сторону точки съемки строго фронтально, взгляд его может быть направлен не прямо в объектив и т. д.

Например, рисунок фото 10, построенного по принципу центральной композиции, обогащается интересным тональным решением, изящным сопоставлением мягкого и нежного по тональным переходам лица с черным, глухим тоном фона.

С уравновешенной центральной композицией мы уже встретились на фото 41, которое имеет удивительно поэтичный композиционный ключ: центральное положение основной группы — это главный, но далеко не единственный элемент рисунка, в разработке которого участвует многообразный, важный и по смыслу, и по композиционному значению материал, — ведь обстановка здесь не менее важна, чем сама сцена. Центральная группа привлекает основное внимание, но, рассматривая картину, зритель обязательно заинтересуется всем, что окружает эту группу, и именно в сопоставлении лирического, мирного момента краткой передышки бойцов и военной обстановки, в которой происходит действие, — звучит прекрасная музыка Чайковского, и заключается весь смысл картины. Здесь важно все: и характер освещения, и глубокое пространство, переданное с помощью элементов воздушной перспективы. Словом, удивительно гуманной, поэтической сцене найдено адекватное ей законченное изобразительное решение. Вот какой результат может дать уравновешенная центральная композиция! Она — верный помощник фотографа во многих случаях, и подобные снимки ничего общего не имеют с упрощенным линейным рисунком неумелых, примитивных кадров, где центральная композиция понята слишком прямолинейно.

Заметим, что уравновешенная центральная композиция крайне устойчива, иначе говоря, статична, и это ограничивает ее применение при съемке сюжетов, связанных с движением. Быстро движущийся объект, зафиксированный в центре кадра, теряет свою динамику, движение тормозится, а в крайних случаях неудачи и вообще на снимке не передается.

Фото 42. Центральное положение главного объекта изображения

Но вот иной композиционный замысел фотографа: главный объект изображения смещается в сторону от центра, оказывается у левой границы кадра. Он дается в укрупненном масштабе, на нем сосредоточивается внимание зрителя: задача создания смыслового и зрительного акцента на сюжетном центре композиции решена. Как же выглядит кадр, показанный на фото 43? Он изобразительно не закончен, свободное пространство в правой части картинной плоскости для разработки композиционного рисунка кадра не использовано, его появление ничем не мотивировано. Правая и левая части снимка нагружены по-разному: слева — человек, справа — пустота, и эти части изображения становятся несопоставимыми ни по смысловому, ни по изобразительному значению компонентов. Таким образом, мы имеем все основания заключить: левая часть кадра перегружена изобразительным материалом, а гармония рисунка, равновесие в кадре нарушены.

Фото 43. Главный объект смещен в сторону от центра. Равновесие нарушено

Фото 44. Композиция уравновешена дополнительным элементом

Существует традиционный прием приведения такой системы в равновесие: свободное пространство должно быть использовано для развития темы и для композиционной ее разработки, а это значит, что пустой участок кадра необходимо заполнить материалом, важным и по смыслу, и по живописности структуры. И тогда на фото 44 как противовес основному, весомому элементу кадра в правой его части появляется дополнительная деталь. Портретное изображение теперь сопоставляется не с пустым, незаполненным фоном, а с уравновешивающим композицию элементом. Это шаг вперед: уточняется характеристика персонажа; изобразительно композиция приобретает более развернутую структуру, становится строго уравновешенной.

Фото 45. А.Вовк. «Портрет на опушке леса»

Фото 46. А. Вовк. «Жил-был у бабушки беленький козлик»

Заключая это рассуждение, скажем, что смещение фигуры в левую часть кадра с самого начала предполагало именно такую (или подобную) структуру будущего снимка, ибо только при такого рода конечном результате приобретала смысл начальная фаза построения этого рисунка изображения — смещение фигуры от центра к левой границе рамки кадра.

Правильность сделанных выводов подтверждают фото 45 и 46. Эти примеры показывают, что композиционно портрет можно решить по-разному: достаточно выразителен по рисунку и первый его вариант (фото 45). Положение фигуры здесь почти центрально, но и кадрирование снимка сделано с учетом особенностей центральной композиции ни справа, ни слева от фигуры нет сколько-нибудь значительного лишнего, не мотивированного свободного пространства. А во втором варианте (фото 46) фигура смещена от центра, зафиксирована в правой части картинной плоскости. Но сделано это с определенной целью — ввести в кадр новый сюжетный элемент и использовать его для композиционного и смыслового завершения картины. И, конечно, дело здесь не просто в декоративном обогащении рисунка; новый компонент обладает активной характеризующей силой, и такой вариант портрета сообщает о главном персонаже много дополнительных сведений.

Близко к этому приему получения уравновешенной композиции стоит другой способ достижения такого же результата: применение в ряде случаев, часто в архитектурной съемке, так называемых симметричных композиций, т. е. рисунков изображения, в которых правая и левая части картины тождественны, а материал, представленный в этих частях, одинаков и качественно, и количественно.

Симметрия обусловливает самую строгую уравновешенность частей фотоснимка и возникает чаще всего при использовании центральной точки съемки, когда оптическая ось объектива, направленного на предмет изображения, совпадает с центральной осью объекта. На фото 22 мы уже встречались с центральной композицией, которая нередко дает симметрию изображения. Здесь, как и во всех случаях применения такого построения кадра, прием возникает в виде отклика на характерные особенности снимаемого объекта. В архитектурных съемках, например, симметрия кадра, как правило, применяется при фотографировании сооружений и ансамблей, симметричных по своим архитектурным формам, причем очевидно, что архитектор рассчитывал на рассмотрение этих сооружений именно с центральной точки, откуда зритель оценивает строгую соразмерность частей сооружения, его гармонические геометрические формы, его собственную композицию. Именно при обозрении с центральной точки наибольшее впечатление гармонии архитектурных форм производит классический фасад Большого театра на площади Свердлова в Москве и по достоинству оцениваются стройность и легкость архитектурной композиции здания Московского государственного университета на Ленинских горах.

Но вот на фото 47 мы встречаемся с новым для нас случаем уравновешенной композиции. Полезно здесь также вернуться к фото 38. Это кадры, различные по сюжетам и жанровым признакам: первый — портретная композиция, второй — спортивный репортаж. В то же время их роднит и нечто общее: в обоих случаях в основе композиционного решения кадра лежит принцип равновесия, и достигается оно похожими приемами. И там, и здесь в левой части кадра оставлено значительное свободное пространство, но появилось оно не случайно, и, что самое удивительное, это фактически ничем не заполненное пространство на фото 47 не нарушает гармонии композиции. Не возникает никакого желания уточнять эти снимки с помощью кадрирования, напротив — срез свободного пространства рамкой кадра привел бы к ухудшению изобразительного результата, к разладу композиционного рисунка.

Фото 47. Уравновешенная композиция

В чем здесь дело? Мотивом для своеобразной равновесной композиции на этот раз служит развивающееся в кадре движение, его направление, и тогда незаполненная часть кадра приобретает свой смысл и значение. Мы подробно рассмотрели эту проблему в разделе «Определение границ кадра».

До сих пор речь шла об установлении гармоничных соотношений правой и левой частей картины, т. е. о равновесии в горизонтальном направлении. Но те же законы заполнения картинной плоскости относятся и к сопоставлениям верха и низа кадра. Глаз человека так же чувствителен к перегрузкам верхней и нижней частей картины, как и к излишней загруженности одной из ее сторон. Вот почему фото 48 кажется зрителю незаконченным, своеобразный «центр тяжести» изображения здесь резко смещен книзу, все выражающие его фигуры и предметы размещены ниже линии горизонта. Верх кадра не заполнен, пустота в верхней части снимка ничем не мотивирована, и снимок легко кадрируется сверху.

Как же следует соотносить верх и низ снимка? Возможные способы достижения равновесия по вертикали показаны на фото 49 и 50. В первом случае элементами, уравновешивающими тяжелый низ рисунка, стали впечатанные в кадр изобразительные детали — графические штрихи в верхней его части, важные также и по смыслу, по конкретизации обстановки. На фото 50 этими элементами стали живописные облака и их отражения в мокром асфальте, что приводит в состояние равновесия всю изобразительную структуру кадра.

Фото 48. Равновесие по вертикали нарушено. Перегружен низ кадра

Фото 49. Композиция уравновешена дополнительными элементами рисунка в верхней части кадра

Активную роль в решении композиционного равновесия играют свет, характер светового рисунка кадра, отдельные элементы этого рисунка — форма световых пятен, распределение свето-тональных масс, раскладка падающих теней. Об этом речь пойдет ниже, в гл. V и VI, посвященных световому и тональному рисункам снимка.

Фото 50. В композицию включены облака и отражения в воде

Неуравновешенные композиции, как правило, применяются при съемках динамичных сюжетов. Пример нарушения классического принципа равновесия показан на фото 51. Фигуры юных спортсменов расположены в правой части кадра, у самой его рамки, и сюда же, как бы выходя за границы картинной плоскости, направлено и происходящее в кадре движение. Центральная ось группы наклонена и потеряла свое устойчивое вертикальное положение. Все это и есть особенности композиции, которую принято называть неуравновешенной. Как к ней приходит фотограф? Он знает, что равновесие сообщает снимку общую устойчивость. Но тогда потеря равновесия есть выход из устойчивого положения и, следовательно, содержит в себе динамическое начало. Значит, неуравновешенная композиция должна помочь передаче движения и сделать снимок более динамичным. Так оно и есть: потеря композиционного равновесия на фото 51 усиливает эффект внутрикадрового движения.

Фото 51. Неуравновешенная композиция

Все примеры, которые мы рассматривали до сих пор, несмотря на разнообразие их тематики, жанровой принадлежности, изобразительных решений, оказались построенными как композиции уравновешенные. Это и не удивительно, так как в фотографии, как, впрочем, и в других видах изобразительного искусства, уравновешенные композиции распространены более, чем какие-либо другие.

Однако существуют и иные композиционные формы, в частности такие, в которых принцип равновесия автор сознательно нарушает (не случайно, конечно), но в целях достижения определенного изобразительного эффекта. Такое необычное решение всегда обусловлено содержанием картины, фотограф использует такого рода построения только потому, что сюжет в этом случае получает особую выразительность.

Неуравновешенная композиция, вносящая известное беспокойство и, следовательно, подвижность в изображенный сюжет, хотя и не часто, но используется и в портретных снимках. Главный объект изображения — человек здесь опять-таки должен находиться у границы кадра, а взгляд его порой буквально упирается в эту границу, возникающую как препятствие движению. Какой же изобразительный эффект дает такой прием организации кадра?

Движение, возникшее здесь, кажется порывистым, внезапным, резким. Словно человек неожиданно повернулся либо быстро двинулся с места. И если фотограф хочет выразить именно такой характер действия, то его прием композиционного построения кадра следует оценить как правильный, дающий должный эффект.

Итак, применение неуравновешенной композиции может быть хорошо продуманным приемом организации кадра, которым фотограф добивается определенного зрительного эффекта, глубже и полнее выражает содержание картины. Нарушение равновесия вносит в нее элемент беспокойства, неустойчивости, отчего и возникает эффект динамичности изображения. Эти свойства неуравновешенной композиции используются художником, который вполне сознательно отказывается от равновесия во имя особого выразительного решения определенных смысловых задач.

Неуравновешенные композиции в фотографии встречаются значительно реже, чем композиции уравновешенные, имеющие самое широкое распространение в пейзаже, портрете, натюрморте и многих других разделах фотографии. Но на своем месте они прекрасно служат действенным изобразительным средством решения сюжетов и тем, требующих динамического построения кадра.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

hobby.wikireading.ru

РАВНОВЕСИЕ В КОМПОЗИЦИИ.

 

Третий из основополагающих законов композиции – равновесие.

Равновесие – это такое заполнение пространства композиции, при котором ни одна ее часть не перевешивает.

Если посмотреть на картину сквозь ресницы, мы увидим пятна, отличающиеся по тону и цвету. Как измерить их вес? Только интуитивно.

Всегда больше весят те пятна, которые мы ощущаем, как наиболее контрастные.

 

Например, черное пятно на желтом фоне будет активнее белого, а если оно на темно-синем фоне, то белый перевесит черный.

Двигающийся объект весит больше неподвижного.

 

В картине Сурикова «Взятие снежного городка», художнику пришлось поместить в правую часть огромное контрастное пятно толпы, чтобы уравновесить всадника на скачущей лошади.

 

На картине Репина «Не ждали» два композиционных центра – бывший каторжник слева и его старушка мать справа. Они представляют собой два почти черных пятна в светлом колорите произведения, причем правое пятно намного ярче и крупнее левого. Почему же оно не перевешивает? Здесь работает то же правило, которое помогает качаться на детской качели.

Все наверно пробовали качаться на качели, работающей по принципу доски, перекинутой через бревно – когда ваш друг опускается вниз, вы поднимаетесь вверх, а потом наоборот. Когда я гуляла со своим трехлетним ребенком, мне приходилось садиться ближе к центру качели, чтобы мы с ним друг друга уравновесили.

Легкая фигура, расположенная ближе к краю начинает весить столько же, сколько тяжелая, если та ближе к центру.

Есть произведения, в которых очень много деталей. В них равновесие достигается за счет расположения больших тональных пятен.

Например, картина Брюллова «Последний день Помпеи». Темное пятно в левом верхнем углу уравновешивается темным пятном в правом нижнем углу, светлое пятно в левом нижнем углу уравновешивается светлым пятном в правом верхнем углу, а в центре красная вспышка.

 

Уравновесить композицию так же важно, как сделать ее цельной. Равновесие зависит от размера, цвета, тона и расположения пятен. Наиболее активные, подвижные элементы кажутся нам тяжелыми. Художники достигают равновесия, устанавливая баланс между различными частями композиции.

Вопросы:

Похожие статьи:

poznayka.org

Картинки уравновешенная, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения уравновешенная

Уравновешенные камни — стоковое фотоЗакрыть из различных продуктов питания на столе — стоковое фото

Syda_Productions

4901 x 3267

Еда для сбалансированной диеты в форме круга — стоковое фото

Valentyn_Volkov

6442 x 6362

Гармоничный баланс — стоковое фотоСемья, звон стаканов молочные коктейли — стоковое фотоСбалансированного питания, концепции здорового питания — стоковое фотоЖенщина и сбалансированных камни на берегу моря — стоковое фотоZen Камень баланс — стоковое фотоПища для сбалансированной диеты в форме круга. Изолированные на белом фоне — стоковое фото

Valentyn_Volkov

4500 x 4420

Жизненный баланс работы — стоковое фотоЗдоровое понятие диетического питания — стоковое фотоВыбор здоровых продуктов. Концепция сбалансированного питания — стоковое фотоЗдоровое продовольственное понятие — стоковое фотоПищевой пирамиды для сбалансированной диеты. Изолированные на белом фоне — стоковое фото

Valentyn_Volkov

4663 x 4500

Органические продукты, включая овощи фрукты хлеб молочные и мясные — стоковое фотоУравновешенные камни в море — стоковое фотоЗакрыть из различных продуктов питания на столе — стоковое фото

Syda_Productions

4813 x 3326

Пять черных камней сбалансированной — стоковое фотоСбалансированного питания, концепции здорового питания — стоковое фотоСбалансированная диета продукты — стоковое фотоПляж — стоковое фотоСвежие органические овощи и фрукты — стоковое фотоЗдоровым или нездоровым — стоковое фотоЗдоровый сырой пищи — стоковое фотоПродукция для сбалансированной диеты — стоковое фото

Valentyn_Volkov

7250 x 6375

Сбалансированный камни на воде — стоковое фотоПонятие дзэн — стоковое фото

carloscastilla

4000 x 4016

Концепция продовольственной диета — стоковое фотоМолодая женщина, завтракающая. сбалансированная диета — стоковое фотоАссортимент свежей рыбой с ароматными травами, специями и овощам — стоковое фотоСбалансированный каменный стека или башня — стоковое фотоСбалансированная диета с салатом — стоковое фотоВыбор здоровых продуктов. Концепция сбалансированного питания — стоковое фотоСбалансированная диета продукты — стоковое фотоЖенщина с здорового завтрака и измерительной ленты — стоковое фото

Syda_Productions

4934 x 4260

Галька с камнями — стоковое фотоСбалансированная диета, основанная на сырые органические овощи — стоковое фотоЗакрыть из различных продуктов питания на столе — стоковое фото

Syda_Productions

3267 x 4901

Крупным планом различных предметов натуральных пищевых на столе — стоковое фото

Syda_Productions

4394 x 2446

Здоровое продовольственное понятие — стоковое фотоУравновешенные камни — стоковое фотоМолодая прекрасная пара, готовящая сбалансированную диету. большая copyspace. краткая биография — стоковое фотоПищевой пирамиды для сбалансированной диеты. Изолированные на белом фоне — стоковое фото

Valentyn_Volkov

6500 x 6484

Закрыть из различных продуктов питания на столе — стоковое фото

Syda_Productions

2292 x 3497

Сбалансированная диета — стоковое фотоСбалансированный галька — стоковое фотоСтарший женщина с фруктами — стоковое фото

Jeanette.Dietl

3237 x 4896

Сбалансированная диета с овощами — стоковое фотоВыбор здоровых продуктов. Концепция сбалансированного питания — стоковое фото

ru.depositphotos.com

Уравновешенные   и   неуравновешенные   изображения | FotoStar-Pro

Уравновешенные   и   неуравновешенные   изображения

Равновесие изображения определяется соотношением площадей цветовых и тональных масс, расположенных в правой и левой частях кадра по горизонтали или по вертикали.

Цветовую массу какого-либо участка определяют его площадью и насыщенностью. Чем выше насыщенность и больше площадь такого участка, тем больше его цветовая масса.

Тональная масса характеризуется светлотой. Чем темнее участок кадра и чем больше его площадь, тем больше его тональная масса.

Композиция считается уравновешенной, если цветовые и тональные массы правой части кадра сопоставимы с цветовыми и тональными массами левой части. Причем эти участки должны быть одинаковыми по насыщенности и площади или большие по площади участки должны быть уравновешены двумя или тремя участками меньшей площади в другой половине кадра.

На ил. 10 показаны примеры цветового равновесия: а—два круга одинакового размера и цвета уравновешены с таким же кругом, расположенным ближе к краю кадра: б—большой круг уравновешен малым кругом (такого же цвета), расположенным на большом расстоянии; в—два разноцветных круга уравновешены благодаря тому, что голубой, как менее массивный по цвету, находится ближе к краю кадра.

Уравновешенную композицию могут составить три предмета или три цветных участка, если наиболее удаленный от центра предмет или участок оказывается наименьшим по размеру или наиболее насыщенным по цвету, чем два других предмета или участка, расположенных по другую сторону кадра ближе к центру.

Иногда два или три наиболее заметных предмета или цветных участка расположены в кадре примерно на одной прямой. Причем предмет наибольшего размера находится настолько ближе к среднему участку, насколько предмет, расположенный по другую сторону, заметнее по насыщенности или больше по размеру. Иначе говоря, положение среднего участка в кадре должно соответствовать расположению центра тяжести на прямой: на одном, более длинном ее конце находится меньшая цветовая масса, а на другом — коротком — большая масса.

Понятие о равновесии композиции многозначно, и проявляется оно также в том, что большие по площади участки, однородные по цвету или тону, уравновешиваются меньшими по размеру, но более детализованными частями.

Следует отмстить, что предметы, расположенные в правой части кадра, воспринимаются более тяжелыми, чем в левой части. То же самое относится и к цветовым тонам. Например, красный цвет кажется тяжелее голубого. Это, по-видимому, обусловлено тем. что голубой цвет ассоциируется с воздушной средой.

На ил. 11 приведен пример уравновешенной цветовой композиции. Значительная полоса земли и леса уравновешена большой площадью небосвода. Причем это равновесие достигается благодаря тому, что верхняя часть небосвода имеет интенсивный сине-голубой цвет.

www.fotostar-pro.ru

Принцип равновесия кадра | foto-videouroki.ru

Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости.

Итак, теперь мы знаем, что после выбора сюжета фотографу необходимо определить, какая именно часть сюжета, какая фигура в группе или деталь пейзажа должна выступать как главная при общем распределении материала в пределах поля кадра.Где следует поместить этот доминирующий мотив, в какой части картинной плоскости он должен оказаться? Как сопоставить его с второстепенным по значению материалом, который тоже важен, передает среду, разрабатывает основной мотив, дает зрителю дополнительную информацию, завершает композиционный рисунок кадра?Следовательно, речь дальше пойдет об общей схеме рисунка изображения, о заполнении картинной плоскости, способах и приемах, которые помогают решить эту проблему. Это будут обобщения, подсказанные творческим опытом фотографии, закономерности, проявляющиеся в самых различных жанрах фотоискусства.Выразительность и завершенность снимка тесно связаны с понятием «композиционное равновесие». Это термин условный, но известно, что законы равновесия масс на плоскости существуют объективно, как законы зрительного восприятия.Под «зрительным равновесием» разумеется правильно найденное фотографом соотношение правой и левой частей кадра, его верха и низа, что дает ощущение гармонии рисунка, устойчивости, композиционной стройности картины. Такой изобразительный результат достигается в том случае, когда изображаемый материал — фигура, предметы и все остальные компоненты рисунка  размещаются в  рамке видоискателя и на снимке так, что ни одна из частей фотографической картины не кажется перегруженной и гармонично сочетается с другими ее частями.Среди объективно существующих законов зрительного восприятия картинной плоскости один из важнейших — закон равновесия масс, опирающийся на естественное для человека чувство равновесия, в данном случае — на эстетическое чувство гармонии рисунка, откуда и рождаются требование и необходимость организовать элементы рисунка в определенную композиционную конструкцию картины.Причем равновесие не следует понимать как элемент только конструктивный, декоративный, дающий внешний, чисто изобразительный эффект. Как и все другие изобразительные средства и приемы в искусстве, оно должно быть использовано для развития сюжета и играть смысловую роль.Как же следует организовать кадр, чтобы его рисунок стал законченным, гармоничным, а общая его композиция приобрела необходимую уравновешенность?У начинающего фотографа нередко появляются простейшие, но тем не менее строго уравновешенные композиции. Они подсказаны интуицией, стремлением пусть к элементарной, но зато к предельно четкой структуре рисунка. Объектив »смотрит в упор» на центральную фигуру объекта съемки, и она оказывается точно в геометрическом центре кадра, как показано на фото. Главный метод здесь - акцентное изображение ведущего элемента композиции, или единственного объекта изображения (портрет). Мы уже знакомы с этим приемом создания акцента: для его получения следует размещать сюжетно важный элемент кадра именно в центральной части картинной плоскости. Но фото имеет еще однодостоинство: строго уравновешенное изображение, поскольку правая и левая части кадра здесь совершенно тождественны. Так фотограф  интуитивно пришел к уравновешенной композиции. Центральное размещение в кадре главного объекта изображения — один из нередко используемых, простейших способов достижения устойчивого равновесия рисунка. Приближение объекта съемки к центральной вертикальной оси кадра часто встречается в композициях портретных снимков.

Применяются такие построения и в других жанрах фотографии.Однако использование этого приема требует известной тактичности, так как простое размещение главного объекта изображения точно в геометрическом центре кадра часто приводит в образованию крайне примитивного линейного рисунка, когда, например, снимаемый человек стоит или сидит в центре снимка, развернут фронтально на аппарат, а взгляд его направлен прямо в объектив. При этом нередко справа, слева, вверху и внизу от фигуры фотограф оставляет совершенно одинаковое свободное пространство. Решения проблемы равновесия он, конечно, в этом случае добивается, но одного этого мало. Снимок оказывается таким примитивным, что полученное равновесие никакой особой ценности ему не придает. Поэтому в подобных случаях структура снимка должна быть и сложнее, и богаче. Рисунок кадра разрабатывается, усложняется введением в поле зрения объектива дополнительных элементов, которые, разумеется, прежде всего несут смысловую нагрузку, но участвуют и в разработке композиции снимка. Человек, находящийся в центре кадра, не обязательно должен быть повернут в сторону точки съемки строго фронтально, взгляд его может быть направлен не прямо в объектив и т. д. Например, рисунок фото, построенного по принципу центральной композиции, обогащается интересным тональным решением, изящным сопоставлением мягкого и нежного по тональным переходам лица с черным, глухим тоном фона. С уравновешенной центральной композицией мы уже встретились на фото с солдатами, которое имеет удивительно поэтичный композиционный ключ: центральное положение основной группы — это главный, но далеко не единственный элемент рисунка, в разработке которого участвует многообразный, важный и по смыслу, и по композиционному значению материал, — ведь обстановка здесь не менее важна, чем сама сцена. Центральная группа привлекает основное внимание, но, рассматривая картину, зритель обязательно заинтересуется всем, что окружает эту группу, и именно в сопоставлении лирического, мирного момента краткой передышки бойцов и военной обстановки, в которой происходит действие, — звучит прекрасная музыка Чайковского, и заключается весь смысл картины. Здесь важно все: и характер’освещения, и глубокое пространство, переданное с помощью элементов воздушной перспективы. Словом, удивительно гуманной, поэтической сцене найдено адекватное ей законченное изобразительное решение. Вот какой результат может дать уравновешенная центральная композиция! Она — верный помощник фотографа во многих случаях, и подобные снимки ничего общего не имеют с упрощенным линейным рисунком неумелых, примитивных кадров, где центральная композиция понята слишком прямолинейно.

Заметим, что уравновешенная центральная композиция крайне устойчива, иначе говоря, статична, и это ограничивает ее применение при съемке сюжетов, связанных с движением. Быстро движущийся объект, зафиксированный в центре кадра, теряет свою динамику, движение тормозится, а в крайних случаях неудачи и вообще на снимке не передается.Но вот иной композиционный замысел фотографа: главный объект изображения смещается в сторону от центра, оказывается левой границы кадра. Он дается в укрупненном масштабе, на нем сосредоточивается внимание зрителя: задача создания смыслового и зрительного акцента на сюжетном центре композиции решена. Как же выглядит кадр, показанный на фото?

Он изобразительно не закончен, свободное пространство в правой части картинной плоскости для разработки композиционного рисунка кадра не использовано, его появление ничем не мотивировано. Правая и левая части снимка нагружены поразному:слева — человек, справа — пустота, и эти части изображения становятся несопоставимыми ни по смысловому, ни по изобразительному значению компонентов. Таким образом, мы имеем все основания заключить:левая часть кадра перегружена изобразительным материалом, а гармония рисунка, равновесие в кадре нарушены.Существует традиционный прием приведения такой системы в равновесие: свободное пространство должно быть использовано для развития темы и для композиционной ее разработки, а это значит, что пустой участок кадра необходимо заполнить материалом, важным и по смыслу, и по живописности структуры.

И тогда на фото  как противовес основному, весомому элементу кадра в правой его части появляется Дополнительная деталь. Портретное изображение теперь сопоставляется не с пустым, незаполненным фоном, а с уравновешивающим у композицию элементом. Это шаг вперед: уточняется характеристика персонажа; композиция приобретает более развернутую структуру, становится строго уравновешенной. Заключая это рассуждение, скажем, что смещение фигуры в левую часть кадра с самого начала предполагало именно такую (или подобную) структуру будущего снимка, ибо только при такого рода конечном результате приобретала смысл начальная фаза построения этого рисунка изображения  смещение фигуры от центра к левой границе рамки кадра.Правильность сделанных выводов подтверждают фото.

Близко к этому приему получения уравновешенной композиции стоит другой способ достижения такого же результата: применение в ряде случаев, часто в архитектурной съемке, так называемых симметричных композиций, т. е. рисунков изображения, в которых правая и левая части картины тождественны, а материал, представленный в этих частях, одинаков и качественно, и количественно.Симметрия обусловливает самую строгую уравновешенность частей фотоснимка и возникает чаще всего при использовании центральной точки съемки, когда оптическая ось объектива, направленного на предмет изображения, совпадает с центральной осью объекта.

Мы уже встречались с центральной композицией, которая нередко дает симметрию изображения. Здесь, как и во всех случаях применения такого построения кадра, прием возникает в виде отклика на характерные особенности снимаемого объекта. В архитектурных съемках, например, симметрия кадра, как правило, применяется при фотографировании сооружений и ансамблей, симметричных по своим архитектурным формам, причем очевидно, что архитектор рассчитывал на рассмотрение этих сооружений именно с центральной точки, откуда зритель оценивает строгую соразмерность частей сооружения, его гармонические геометрические формы, его собственную композицию. Именно при обозрении с центральной точки наибольшее впечатление гармонии архитектурных форм производит классический фасад Большого театра на площади Свердлова в Москве и по достоинству оцениваются стройность и легкость архитектурной композиции здания Московского государственного университета на Ленинских горах.

Но вот на фото  мы встречаемся с новым для нас случаем уравновешенной композиции. В левой части кадра оставлено значительное свободное пространство, но появилось оно не случайно, и, что самое удивительное, это фактически ничем не заполненное пространство на фото не нарушает гармонии композиции. Не возникает никакого желания уточнять эти снимки с помощью кадрирования, напротив — срез свободного пространства рамкой кадра привел бы к ухудшению изобразительного результата, к разладу композиционного рисунка.

В чем здесь дело? Мотивом для своеобразной равновесной композиции на этот раз служит развивающееся в кадре движение, его направление, и тогда незаполненная часть кадра приобретает свой смысл и значение. Мы подробно рассмотрели эту проблему в разделе «Определение границ кадра».До сих пор речь шла об установлении гармоничных соотношений правой и левой частей картины, т. е. о равновесии в горизонтальном направлении. Но те же законы заполнения картинной плоскости относятся и к сопоставлениям верха и низа кадра. Глаз человека так же чувствителен к перегрузкам верхней и нижней частей картины, как и к излишней загруженности одной из ее сторон.Вот почему фото  кажется зрителю незаконченным, своеобразный «центр тяжести» изображения здесь резко смещен книзу, все выражающие его фигуры и предметы размещены ниже линии горизонта. Верх кадра не заполнен, пустота в верхней части снимка ничем не мотивирована, и снимок легко кадрируется сверху.Как же следует соотносить верх и низ снимка? Возможные способы достижения равновесия по вертикали показаны на фото.

В первом случае элементами, уравновешивающими тяжелый низ рисунка, стали впечатанные в кадр изобразительные детали  графические штрихи в верхней его части, важные также и по смыслу, по конкретизации обстановки. На фото втором этими элементами стали живописные облака и их отражения в мокром асфальте, что приводит в состояние равновесия всю изобразительную структуру кадра.Активную роль в решении композиционного равновесия играют свет, характер светового рисунка кадра, отдельные элементы этого рисунка — форма световых пятен, распределение светотональных масс, раскладка падающих теней. Об этом речь пойдет ниже, в уроках, посвященных световому и тональному рисункам снимка.Неуравновешенные композиции, как правило, применяются при съемках динамичных сюжетов. Пример нарушения классического принципа равновесия показан на фото. Фигуры спортсменов расположены в правой части кадра, у самой его рамки, и сюда же, как бы выходя за границы картинной плоскости, направлено и происходящее в кадре движение. Центральная ось группы наклонена и потеряла свое устойчивое вертикальное положение. Все это и есть особенности композиции, которую принято называть неуравновешенной. Как к ней приходит фотограф? Он знает, что равновесие сообщает снимку общую устойчивость. Но тогда потеря равновесия есть выход из устойчивого положения и, следовательно, содержит в себе динамическое начало. Значит, неуравновешенная композиция должна помочь передаче движения и сделать снимок более динамичным. Так оно и есть: потеря композиционного равновесия на фото усиливает эффект внутрикадрового движения.Все примеры, которые мы рассматривали до сих пор, несмотря на разнообразие их тематики, жанровой принадлежности, изобразительных решений, оказались построенными как композиции уравновешенные. Это и не удивительно, так как в фотографии, как, впрочем, и в других видах изобразительного искусства, уравновешенные композиции распространены более, чем какие-либо другие.Однако существуют и иные композиционные формы, в частности такие, в которых принцип равновесия автор сознательно нарушает (не случайно, конечно), но в целях достижения определенного изобразительного эффекта. Такое необычное решение всегда обусловлено содержанием картины, фотограф использует такого рода построения только потому, что сюжет в этом случае получает особую выразительность. Неуравновешенная композиция, вносящая известное беспокойство и, следовательно, подвижность в изображенный сюжет, хотя и не часто, но используется и в портретных снимках. Главный объект изображения — человек здесьопять-таки должен находиться у границы кадра, а взгляд его порой буквально упирается в эту границу, возникающую как препятствие движению. Какой же изобразительный эффект дает такой прием организации кадра? Движение, возникшее здесь, кажется порывистым, внезапным, резким. Словно человек неожиданно повернулся либо быстро двинулся с места. И если фотограф хочет выразить именнотакой характер действия, то его прием композиционного построения кадра следует оценить как правильный, дающий должный эффект.Итак, применение неуравновешенной композиции может быть хорошо продуманным приемом организации кадра, которым фотограф добивается определенного зрительного эффекта, глубже и полнее выражает содержание картины. Нарушение равновесия вносит в нее элемент беспокойства, неустойчивости, отчего и возникает эффект динамичности изображения. Эти свойства неуравновешенной композиции используются художником, который вполне сознательно отказывается от равновесия во имя особого выразительного решения определенных смысловых задач.Неуравновешенные композиции в фотографии встречаются значительно реже, чем композиции уравновешенные, имеющие самое широкое распространение в пейзаже, портрете, натюрморте и многих Других разделах фотографии. Но на своем месте они прекрасно служат действенным изобразительным средством решения сюжетов и тем, требующих динамического построения кадра.

 

foto-videouroki.ru

Основные закономерности построения изображения, композиция.

В различной учебной литературе по фотографии и живописи встречается фраза «законы построения изображения», она перекочевала в наше время из литературы советского времени, но эта фраза слишком категорична. Имеет смысл говорить лишь о приёмах построения изображения, или приёмах компоновки, ну, на худой конец о закономерностях восприятия изображения, но не о законах, так как при более глубоком анализе, проведённом уже в наше время, выяснилось, что они не всегда работают. Все эти приёмы базируются на психологии восприятия человеком изображения на плоскости, а психология эта не у всех одинакова. Проблема заключается в том, что хорошее изображение невозможно объяснить одним лишь правильным построением. Эти приёмы частенько начинают спорить друг с другом. Кроме того, в хорошем изображении всегда присутствует нечто, что нельзя описать геометрией, пятнами, цветом, и так далее. Это нечто есть суть, и она может перечеркнуть воздействие любых приёмов. Конечно, заматерелые материалисты это не приемлют, но это уже их трудности и тема для философской статьи, а цель этого параграфа самоучителя – дать вам представление о том, на что надо опираться, чтобы правильно построить изображение с точки зрения композиции.  Итак, что же такое композиция? Композиция (от лат. Compositio – составление, связывание), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Это определение из «Советского энциклопедического словаря». Ну, а теперь, что называется, своими словами. Композиция это взаимосвязь отдельных элементов изображения, обусловленная его компоновкой, создающая целостность этого изображения с точки зрения его сути.  Приёмы построения помогают создать необходимую композицию. Вы, наверное, уже слышали такие эпитеты по отношению к композиции как: центральная, диагональная, неуравновешенная, статичная, динамичная, замкнутая, разомкнутая и так далее. Так вот это всё обусловлено приёмами построения. Теперь немножечко о приёмах построения изображения. В изображении всегда можно выделить сюжетный центр (его ещё называют центром композиции, или главным объектом композиции). Если этот центр располагается в центре изображения, или растянут вдоль центральных (срединных) осей изображения, то такая композиция будет центральной, а значит статичной (при условии, что другие закономерности восприятия не мешают этому построению).

Осенний вечер

Эта композиция не идеально статичная, но близка к ней.

  Сюжетный центр может вообще занимать всю площадь кадра, при этом композиция останется центральной.

Березняк в декабре

Композиция этого кадра хоть и центральная, и сюжетный центр занимает весь кадр, но статичность ослаблена ветками в верхнем левом углу.

  Существует огромное количество оговорок, при которых центральность перестанет быть статичной, ну, например, на одной из центральных осей располагается вытянутый от края до края объект, цвет которого меняется от тёмно-зелёного до светло-жёлтого. Вот вам и динамика в статичном построении. Ещё, не надо путать статичность композиции с её уравновешенностью. Уравновешенная композиция может иметь внутреннее движение, то есть не будет статичной.

Лестница

Вполне уравновешенная композиция с мощным двойным движением в кадре. Взгляд ввинчивается в пространство и возвращается по диагонали обратно, при этом все части изображения уравновешены между собой.

  Что касается динамики, то она почти всегда присутствует, если вдали от центра изображения есть какой-то объект или пятно ни чем не уравновешенные, или не достаточно уравновешенные с противоположной стороны. Кроме того, расположение значимых объектов вдоль наклонных линий тоже создаёт динамику.

На берегу

Взгляд съезжает по коньку крыши, а затем по доскам - ниже.

  Диагонали считаются наиболее динамичными линиями, причём из левого нижнего в правый верхний – восходящая, а из левого верхнего в правый нижний – нисходящая.

Биг-бэн

Башня, как ракета устремлена вверх.

Офисное здание вечером

Ощущение, что свет стекает по зданию, как по направляющим.

 Движение по прямой линии или ломанной (например, треугольник) и по дуге воспринимаются по-разному. В первом случае оно будет коротким и резким, а во втором – растянутым и живым. Это относится не только к движению объектов, а и к движению взгляда по кадру вдоль соответствующих линий. Вот вам ещё одно средство для создания нужных ощущений.

На производстве

Лучеобразные прямые линии стремительно уходят в глубь кадра (эффект широкоугольника).

Дорога в лесу

Почти S-образный поворот дороги делает движение взгляда плавным и лишь яркое пятно цветущего мха и отражение в луже нарушают спокойствие.

  Чем линия ближе к вертикали, тем движение взгляда короче и стремительнее.

Гречневое поле

Длинная наклонная линия края поля протаскивает взгляд по всему кадру.

Гречневое поле утром

Здесь взгляд направляют довольно короткие линии из левого нижнего угла и он тут же оказывается в глубине кадра.

  Что касается цельности изображения, то принято считать, что должен быть один композиционный центр, иначе они начинают спорить и возникает желание разрезать кадр на два равнозначных. Разумеется, это имеет смысл в чистом виде, как и все остальные закономерности восприятия. Под эту закономерность попадает и симметрия вдоль одной оси, например, линия горизонта по середине кадра. В 99 случаях из ста надо стремиться к цельности изображения – это важно. Целостность сильно страдает, когда в изображении присутствует, так называемый «фотографический мусор», то есть детали изображения, которые противоречат замыслу и восприятию. В пейзаже это всякие ветки, травинки, торчащие не на месте или не так. В портрете это может быть излишняя детализация заднего плана или лица. Это, кстати, самая распространённая ошибка начинающих или не желающих совершенствоваться фотолюбителей.  Есть ещё такой приём компоновки изображения, который называется «принцип золотого сечения». Если каждую сторону изображения разделить на три равных части и через эти восемь точек деления провести линии, параллельные сторонам, то эти линии пересекутся в четырёх точках, а прямоугольник кадра будет поделён на девять равных частей. Рекомендуется размещать наиболее значимые объекты в районе этих четырёх точек, а противоположные прямоугольники уравновешивать между собой, тогда композиция будет уравновешена. На начальном этапе обучения, я бы рекомендовал порисовать эти линии на своих работах, особенно пейзажных, для лучшего осознания влияния компоновки на восприятие фотографии. В дальнейшем просто вырабатывайте в себе чувство равновесия в кадре, ведь на это равновесие влияет очень много факторов, большинством из которых можно управлять на разных стадиях создания изображения. Только прислушавшись к своему восприятию можно понять, какие факторы доминируют в данный момент, математически это не вычисляется.

Лес в октябре (1)

Элементы изображения и световые пятна расположены таким образом, что взгляд в конечном счёте, уходит в глубь леса в правой верхней трети изображения.

Лес в октябре (2)

А здесь взгляд "вываливается" из кадра вправо. В результате, от того же пейзажа - другие ощущения.

  При съёмке вам поможет расфокусированный взгляд на кадр. При окончательной компоновке (а это кадрировка, тональная, цветовая, общая и местная коррекция) этот метод вам тоже поможет. С его помощью вы выстраиваете композицию, а не просто компонуете цельное изображение.  Что касается понятия «равновесие в кадре», то тут всё просто. Представьте себе чистый светло-серый кадр вытянутый вертикально, а теперь поместите вверху по вертикальной оси чёрный шар. При взгляде на такую картинку будет казаться, что шар падает – равновесие отсутствует. А теперь поместите этот шар на той же оси, но внизу. Шар спокойненько лежит и ни куда не хочет двигаться – вот вам и устойчивая композиция, равновесие. Я намеренно не рисую вам материальную картинку, дабы вы учились воспринимать воображением, в данном случае это просто.  Теперь, что такое замкнутая композиция и разомкнутая. Большинство кадров не статичны, то есть в них присутствует движение. Если это движение (имеется в виду движение взгляда) уходит вглубь кадра, то это замкнутая композиция, а если вылетает за границы кадра – то разомкнутая. На примере пейзажа. Если снят простор, а небо к верху высветляется, то взгляд как бы вылетает за пределы кадра, и этот простор кажется очень широким. Ещё в советские времена считалось, что небо не должно «вылетать», и его старательно притемняли до неправдоподобности, особенно, если оно было чистым и светлым (кстати, выросло это из технологических особенностей классического чёрно-белого процесса). Отсюда выросло и неуёмное стремление современных цифровиков к уплотнению неба на своих кадрах. Это есть не что иное, как приём драматизации изображения. Когда это делается в меру, то это эффектно, а когда не в меру (а в большинстве случаев именно так и бывает), то пейзаж убивается и на его месте возникает фантазия автора, иногда даже очень привлекательная, но далёкая от жизни. Благо фотошоп даёт достаточно возможностей для разгула фантазии. Главный парадокс фантазийных картинок заключается в том, что все они, вопреки их большой эффектности и привлекательности для зрителя, существенно мельче, по глубине проникновения в Суть, чем мастерское воссоздание ощущений от истинного творения Господа, что гораздо сложнее, но менее эффектно, чем банальная драматизация. Немножко отвлёкся, что поделаешь – западная система давит, как ей не ответить.  Результат очень сильно зависит от компоновки, а перемещение в пространстве камеры заметно влияет на эту компоновку. Кроме того, даже стоя на одной и той же точке, просто чуть-чуть вращая камерой или используя разные фокусные расстояния объективов (проще всего – зум) получишь очень разные кадры.

Жёлтый восходЖёлтый рассвет

Просто поворот камеры на штативной головке позволил создать разные композиции и абсолютно разные, но равнозначные пейзажи.

 Сами понимаете – вариаций бесконечное множество, а вам надо выбрать одну, которая максимально выразит ваши чувства от сюжета. Поможет вам здесь только внутреннее чутьё – а это уже признак таланта. А, для того, чтобы оно работало в вас как часы, нужно пропустить через себя и свои работы выше описанные принципы компоновки изображения, и ещё некоторые общие рекомендации на ту же тему, но я их дам в другом параграфе самоучителя.

to-drawing.blogspot.com

Уравновешенные композиции — реферат

      Нет никакой необходимости вводить  в картину дополнительный композиционный элемент и помещать его в незаполненной  части кадра: предмет или линия, возникающие на пути движения, только тормозят, останавливают его. По тем же мотивам свободное пространство оставляется по направлению поворота фигуры человека (см. фото 49), а в портретной композиции - в направлении поворота головы и взгляда (см. фото 50). И здесь это незаполненное пространство имеет тот же смысл - помогает передаче движения, напряжения момента.  

      Разумеется, единый принцип построения снимков не означает одинаковости их решений. Каждый раз фотограф встречается с новым материалом, который оживляет прием, сообщает ему своеобразие и неповторимость. Опасность получения шаблонных снимков подстерегает фотографа только в том случае, если он увлечен работой не над темой и сюжетом, а лишь над оттачиванием изобразительного приема - ракурса, контрастности рисунка, размытости изображения и пр., если прием обнажается, выходит на первый план и оттесняет истинный смысл картины. Вот тогда и разные по материалу снимки могут стать очень похожими друг на друга, потому что принцип и прием, взятые сами по себе и бездумно применяемые для решения любых тем и сюжетов, легко превращаются в штамп.

     Похожие снимки рождаются именно там, где  фотограф забывает о смысле и содержании творчества.  

     О неравноценности частей картины. Композиционное равновесие не означает, конечно, что в противоположных частях снимка всегда помещается равное количество компонентов, что уравновешивающие друг друга фигуры и предметы должны занимать равные (или примерно равные) площади или располагаться на картинной плоскости строго симметрично. Это - лишь частные случаи достижения равновесия. Проблема может быть решена многими другими способами и приемами.  

      Мы уже видели, что весомым становится даже свободное  пространство, что композиция может  быть завершена световым бликом. Ибо значимость композиционных элементов, их удельный вес в картине связаны не только с характером пространственных форм, видимых в кадре и заполняющих картинную плоскость, но главным образом с их смысловым значением. Сюжетно важные элементы, в первую очередь привлекающие и задерживающие внимание зрителя, легко уравновешивают более громоздкие, но менее значимые компоненты картины. Фото 27 имеет строго уравновешенную композицию. А вместе с тем составные части этой картины далеко не равноценны по тональным массам. Громоздкий передний план уравновешивается изображением человека, хотя энергия пятна в правом нижнем углу кадра намного больше, чем композиционная весомость фигуры человека в глубине, к тому же еще и нерезкой. Присутствие человека здесь имеет важное смысловое значение, и сопоставление элементов композиции по сюжетной нагрузке оказывается более значимым, чем их соотношение по формам и масштабам.  

      Неравнозначны тональные массы, уравновешивающие одна другую, и на фото 26. Мысленно разверните фигуры идущих по ступенькам женщины и девочки и направьте их движение влево, к границе кадра. Немедленно создается перегрузка левой части снимка, и равн овесие утрачивается. А в основном варианте композиции равновесие устанавливается в связи с тем, что свободное пространство словно заполняется направлением движения и последующим его развитием.  

      А вот на фото 30 два тональных пятна, сопоставляемых в кадре, имеют почти равные размеры и отнесены вправо и влево от центра. Казалось бы, должно было возникнуть идеальное равновесие, и оно, по существу, есть на снимке, но... эта тщательная выстроенность кадра еще не обеспечивает завершенности изобразительной формы снимка. Просчет фотографа в том, что тональные пятна, несущие совершенно разную смысловую нагрузку, изобразительно получились равноценными. Что ж, формальное равновесие достигнуто, но разве суть в нем самом?

     Та же равнозначность главного и второстепенного на фото 31 дает внешнее, формальное равновесие. Но ведь при этом нарушается смысловое соотношение композиционных элементов. Не могут быть равнозначными по активности рисунка фигуры и предметы, несущие в картине различную смысловую нагрузку.  

      Равновесие по вертикали. До сих пор мы разбирали соотношение правой и левой частей картины и говорили о равновесии в горизонтальном направлении, устанавливаемом в процессе компоновки снимка. Но те же законы заполнения картинной плоскости с полным правом могут быть отнесены к соотношениям верхней и нижней частей снимка.  

Глаз человека так же чувствителен к излишней загруженности  верхней или нижней частей картины, как и к перегрузке одной из ее сторон. Вот почему тяжелая темная тональность нижней части фото 51 разрушает единство и гармонию композиционного рисунка. Ствол и сучья упавшего дерева закрывают собой весь пейзаж, резко смещают центр тяжести изображения книзу. Так нарушается равновесие по вертикали. Правда, теория живописи устанавливает, что низ картины является наиболее устойчивой ее частью, а верх - более легкой. Эти соотношения приходят в искусство из жизни: для человека привычны соотношения темных тонов земли и светлоты неба. Но на фото 51 нарушены не тональные, а масштабные соотношения - передний план стал слишком громоздким. В этом смысле хорошо построено фото 45: нижняя его часть заполнена тяжелыми фигурами темного тона, верхняя - легка и воздушна. Пропорции тонов определены правильно, сопоставление верхней и нижней частей картины дает ощущение равновесия.

     Следует заметить, что эта закономерность распределения тонов в фотографии весьма распространена, во многих снимках мы находим в нижней части кадра необходимую опору и основу для других компонентов картины. Например, крайне редко мы можем увидеть в портрете срез фигуры на уровне шеи человека. Как правило, в композицию вводится плечо или часть фигуры, дающие необходимую опору для всего рисунка изображения.  

      Интересно найдено соотношение верхней  и нижней частей при компоновке фото 52 (Г. Колосов "Минус 55 градусов"). В изящной и легкой композиции очень лаконично раскрывается своеобразие красоты Крайнего Севера. Автор снимка рассказывает поэтично и убедительно о снегах ослепительной белизны и о сильном морозе, который не страшен забавному малышу, надежно защищенному теплым мехом. Красиво, весело, хорошо!

      И устойчивая нижняя часть сопоставляется с более  легкой верхней частью картины, возникает  уравновешенность композиции по вертикали, являющаяся залогом стройности и  гармоничности линейного и тонального рисунка. Обращает на себя внимание интересное совмещение в одном кадре двух рисунков различного характера: фигура мальчика дана в мягкой пластической гамме полутонов, пейзаж рисуется в четкой графической манере. По этим признакам угадывается печать с двух негативов.  

     Неуравновешенные композиции. Весь анализ иллюстративного материала показывает, что равновесие, устойчивость изображения достигаются соответствующим расположением в кадре всех его смысловых и изобразительных элементов и что существует великое разнообразие композиционных форм. Всякий раз форма снимка берет начало от его содержания. Получив представление об общих законах построения кадра, фотограф начнет поиск нового материала и новых решений, не повторяя уже изученного и найденного, но лишь опираясь на знание законов и пользуясь приемами изобразительного решения темы как средством выражения замыслов.

     Рассмотренные примеры и большое количество фоторабот показывают, что в фотографии очень распространены уравновешенные композиции. Однако существуют и иные, как бы обратные решения проблемы, то есть такие композиции, где равновесие сознательно нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Такой эффект всегда обусловлен содержанием картины, и фотограф прибегает к нему потому, что сюжет получает особую выразительность именно при этом изобразительном решении кадра 

     Примером  снимка, в котором нарушены классические принципы равновесия, может служить  фото 53 (Е. Шматриков "Борцы"). Фигуры спортсменов расположены в правой части кадра и сюда же направлено движение. Вертикальная ось основной группы, таким образом, резко смещается от центра вправо, равновесие композиции нарушается, она теряет свою устойчивость. Но это, конечно, не случайность, а сознательно примененный автором композиционный прием. Фотограф знает, что равновесие сообщает рисунку устойчивость. Следовательно, потеря равновесия, выход из устойчивого положения содержат в себе элемент динамизма. Значит, неуравновешенная композиция должна помочь передаче движения и сделать снимок более динамичным. Так оно и есть: потеря композиционного равновесия на фото 53 усиливает эффект внутрикадрового движения. Эффект подчеркивается также уклоном линии горизонта.

      Итак, большое количество конструктивно  четких по композиции и живописных по рисунку снимков показывает, что в основе их изобразительного решения всегда лежит определенный замысел автора, а материал компонуется по тому или иному принципу.  

      Один из таких  принципов - формирование смыслового и  композиционного центра, который становится началом построения кадра. В других случаях композиция решается по законам равновесия (что, конечно, не снимает задачи акцентирования внимания зрителя на главном объекте изображения). Основой построения кадра может стать и сопоставление темного и контрастного переднего плана с нерезкой и светлой глубиной. Возможно решение снимка на ярком световом пятне при общей низкой тональности всего поля кадра. Структурным принципом может явиться симметрия линейного рисунка, и многие другие приемы становятся организующим началом изобразительного решения темы в фотографии. В результате рождается четкая композиция кадра, становящаяся ключом к пониманию образного строя картины.  

     И только в рыхлых по форме снимках, где авторская мысль теряется в запутанных линиях или пестрых тонах изображения, мы не сможем найти принципа организации материала, поскольку он не был определен и найден самим автором. В таких снимках нет ни продуманных тональных сопоставлений, ни выразительного линейного рисунка, ни какого-либо иного композиционного начала. Отсюда - и пестрота, несобранность, неслаженность изображения. Отсутствие приема... Это плохо.  

      Но вот перед нами фото 54. Тут уже не скажешь, что у автора не было замысла, что приемы построения изображения остались неиспользованными: каждому ясно с первого взгляда - снимок построен на контрастах черного и белого. Картинная плоскость разделена по диагонали и покрыта наполовину ярким белым тоном, наполовину - глухим черным. На белое проецируется темный силуэт одуванчика, на черное - яркий белый шарик цветка. Все ясно, четко, но... схематично. По существу, содержанием снимка стал сам композиционный прием, живая эмоция заменена выстроенным, стилизованным изображением... Мы можем, конечно, использовать такие изображения в качестве декоративного рисунка, плаката и пр. Они также служат учебными упражнениями при изучении основ композиции. Но вряд ли мы сможем признать их законченными художественными картинами. Эти упражнения демонстрируют известную подготовленность фотографа, его исполнительское мастерство, что иногда подкупает зрителей. Но как бы эффектен и красив ни был подобный кадр, он не удовлетворит требовательного зрителя. Ибо за внешним рисунком ничего нет, только сочетание линий и тонов... Трудно говорить здесь о глубине мысли, о жизненных наблюдениях, о художественном образе.

     Принципы  компоновки материала служат для  раскрытия замысла автора и достижения художественной выразительности, через  которую проступает жизненная правда произведения. Сами же эти принципы как бы растворяются в содержании, прочно сливаются с ним. В подлинно художественном снимке не так-то просто обнаружить приемы его построения. Прием, выступающий слишком отчетливо, - признак поверхностного и часто формального понимания смысла композиционного творчества. 

     Два равнозначных элемента композиции. В построении фото 31 есть некоторое своеобразие.  

      Человек находится на переднем плане, рисуется укрупненно, в результате чего становится особо приметным. Но ту же активность имеет и фон - рисунок его очень отчетлив, контрастен. Таким образом, два компонента картины приобретают равное изобразительное значение. А ведь они далеко не равнозначны по существу. Конечно, фон должен был потерять свою подчеркнутую графичность, как бы отступить в глубину и стать лишь второстепенным элементом. Сейчас снимок перегружен деталями, теряет лаконичность и композиционную стройность. К тому же активный рисунок фона отвлекает внимание зрителя от смыслового центра, и главная часть кадра перестает быть доминирующей по отчетливости рисунка.   

      И все же акцент одновременно на двух элементах композиции возможен. В  каких случаях? Да вот, например, он совершенно закономерен на фото 32. Ведь оба компонента картины, на которых здесь поставлено ударение - дети и изображение атомной бомбы - равно важны для раскрытия этой темы. Именно их сопоставление и говорит зрителю: "Нет - войне!" - таково название снимка (автор А. Носов). ] 

      О единстве приемов. Рассмотрим еще один снимок - фото 33 (Г.Дрюков "Октябрь"). Точка съемки выбрана так, что в кадр входит только материал, раскрывающий тему осени. Ближе всего к месту установки фотоаппарата оказалась группа деревьев, которая, естественно, изображена крупно. Сюда и направляется внимание зрителя. С помощью композиционного приема фотограф добивается акцента на переднем плане. Важно, что это еще и смысловой акцент: мы видим деревья с облетевшей листвой - приметы осени, октября... Но, использовав одно изобразительное средство фотографии - композицию, автор ослабляет эффективность приема тем, что не поддерживает его другим столь же действенным изобразительным средством - светом, который в разработке композиции активно не участвует.  

freepapers.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта