Вавилонская башня (картина). Вавилон картина


Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня

Городов вавилонские башни,Возгордясь, возносим снова,А Бог города на пашниРушит, мешая слово. В. Маяковский     

Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

25nave_sСтроительство Вавилонской башни. Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

065_67Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.     .

3nave08s Строительство Вавилонской башни. Мозаика  собора в  Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал     в свою державу пленников – почти все население иудейского царства. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них - зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.

IMG_1582Строительство Вавилонской башни. Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция. Кон.12-нач.13 вв.

Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

2bedfor3Мастер "Часослова Бедфорда". Франция. Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг. 

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.

20babelГерард Хоренбоут. Нидерланды."Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Valckenborch_tower-babelЛукас ван Фалькенборх. Нидерланды.Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них – сказание о Вавилонской башне.

ztower_bНеизвестный немецкий художник. Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),   принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая   (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая   (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее.

25babel2

Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня.  Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились   итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.

___1_~1Римский Колизей.

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении   с окружающим пейзажем – городом, гаванью,   холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было   присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.

26babel2Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,   еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины – безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.

01babel

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой   «Вавилонской башне». В центре картины - все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.

03babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...        

05babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе: ведь он - сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

06babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа явно зашла в тупик. Но заметим – стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись болееконкретным и посильным делом – решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности,к повседневности.     

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу,и смешение языков им не помеха. Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

history-of-art.livejournal.com

Рассматриваем Брейгеля: Вавилонская башня - Записки несостоявшегося этнографа

    Я очень люблю ходить в художественные музеи. Зачем? Этот вопрос часто задают мне друзья. Зачем стоять в очереди, платить деньги, тратить время, если все картины есть в сети? Этим постом (а, скорее всего, серией постов) я хотел бы им ответить. Ниже цифровая копия картины моего любимого художника Возрождения Питера Брейгеля Старшего "Вавилонская башня", она была написана 1563 году и ныне хранится в Вене, в Музее истории искусств. Вот, вроде как, посмотрев на неё вы думаете, что видите картину - вот башня, вот рабочие, вот начальство... Но на самом деле вы НИЧЕГО не видите. Под катом я постараюсь вам показать картину в деталях, которым Брейгель уделял особое внимание и за что я его особо люблю. photo origin_captions.jpg

Дальний план

1.  Замок, речка, ветряная мельница, поля и, конечно же, горы photo 1.jpg

2. К башне с воротами идут какие-то странники photo 2.jpg

3. За стеной разбиты огороды photo 3.jpg

4. В городе по мосту едет повозка, женщины стирают белье в реке, рядом расположена небольшая водяная мельница photo 4.jpg

5. Около реки стоит колодец-журавль, а люди что-то сажают  в огороде photo 5.jpg

Средний план

6. Около самой башни стоят кузницы photo 6.jpg

7. Кто-то отдыхает и спит, кто-то справляет нужду около реки photo 7.jpg

8. Рабочие на нижнем уровне откачивают воду в реку, штукатурят стену photo 8.jpg

9. В гору отправляются повозки с материалом photo 9.jpg

10. Повозки на берегу ждут грузов с кораблей photo 10.jpg

11. Плот photo 11.jpg

12. Разгрузка кораблей photo 12.jpg

Дальний план

13. Дома, огороды... photo 13.jpg

14. Коровы на лугу, странники, идущие в город photo 14.jpg

Средний план, сама башня

15. На самой башне, от долгого строительства, уже стали строить жилье, кто-то завел цветник, кто-то сушит белье, кто-то готовит обед на костре... photo 15.jpg

16. Этажем выше примерно тоже самое photo 16.jpg

17. Рабочие photo 17.jpg

18. Ещё рабочие photo 18.jpg

Передний план

19. Каменщики photo 19.jpg

20. Грузчики photo 20.jpg

21. Библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня photo 21.jpg

22. Работники photo 22.jpg

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

cheger.livejournal.com

«Вавилонская башня» - Дмитрий Калашников

«Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Венская версия

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Роттердамская версия

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена, так называемая «Малая Вавилонская башня». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». Здесь стройка уже приостановлена: людей на ней вообще не видно. В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

Аллюзией на «Вавилонскую башню» Брейгеля является изображение города Минас Тирит в фильме «Властелин колец».

А это здание Европарламента в Страсбурге. Ну вы поняли :-)

Вот и другие версии Вавилонской башни и аллюзии на неё. Оказывается в то время (и после) её рисовали все кому не лень, но лишь брейгелевские версии узнал весь мир.

Tower of Babel by Abel Grimmer (1570-1619)

Oil painting by Lucas van Valckenborch (1535-1597)1568 

Marten Van Valckenborch I (1535-1612)

The Tower of BabelJan The Elder Brueghel(1568-1625)

Tower of BabelPieter the Elder Bruegel(b. ca.1525, Breughel, d. 1569, Bruxelles)

Oil painting by Joos de Momper (1564-1635) and Jan Brueghel the Younger (1601-1678)UNKNOWN MASTER, GermanThe Tower of Babel1590sWoodGermanisches Nationalmuseum, Nuremberg

The Tower of BabelTobias van Haecht (see Verhaecht)(1561-1631)

Oil painting by Tobias Verhaecht (1561-1631)

Circle of Tobias Verhaecht, The Tower Of Babel

The Building of the Tower of Babel, 1595Marten Van Valckenborch I

The Building of the Tower of BabelMarten Van Valckenborch I

VALKENBORCH, Lucas vanThe Tower of Babel1594Oil on wood, 41 x 56 cmMusée du Louvre, Paris

Lucas van Valckenborch: The tower of Babel (1595)

Oil painting by Lucas van Valckenborch (1535-1597)Galerie de Jonckheere, Paris, France, 1568 

Oil painting by Lucas van Valckenborch (1535-1597)Alte Pinakothek, Munich, Germany

Oil painting by Lucas van Valckenborch (1535-1597)Landesmuseum, Mainz, Germany, 1595 

Oil painting by Frederik van Valckenborch (1566-1623)Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria

'La Construction de la Tour de Babel'Hendrick III van Cleve (1525 - 1589)

Hendrik III van Cleve - Tower of Babel (Kröller Müller Museum) 

The building of the Tower of BabelHendrick van Cleve(c.1525-1589)

The building of the Tower of Babel-2Hendrick van Cleve (c.1525-1589)

Oil painting by Hendrick van Cleve (1525-1589)J.A. Berg Collection, Stockholm University Art Collection, Stockholm, Sweden

Oil painting by Hendrick van Cleve (1525-1589)

Oil painting by Hendrick van Cleve (1525-1589)

Unknown Flemish Master - Tower of Babel (Kurpfälzisches Mueseum) 

Frans Francken Ⅱ,1581-1642,( Joos de Momper Ⅱ, 1564- 1635 )

Bridgeman Art Library / Galerie de Jonckheere, Paris, FranceThe Destruction of the Tower of BabelHendrick van Cleve(c.1525-1589)

Lodewyk_ToeputTurmbau zu Babelc. 1583-1587

Oil painting by Louis de Caullery (c.1555-c.1622)

Oil painting by Hans Bol (1534-1593)Museum voor Oudheidkunde en Sierkunst en Schone Kunsten, Kortrijk, Belgium

Oil painting by Leandro Bassano (1557-1622)National Gallery, London, England, after 1600 

The Construction of the Tower of Babel, or Nimrod Talking with Architectsby Frans Francken the Youngerб born 1581 - died 1642

The Tower of Babel (panel). Grimmer Abel

Tower of Babel by Abel Grimmer (1570-1619)

Monsù Desiderio (François de Nomé) (Metz 1593, dernier tableau signé : 1630)La Tour de BabelHuile sur toile

"Le Tour de Babel after van Valckenborch"Tobey C. Anderson

Gonzalez Fernandez

Oil on canvas by Roberto González Fernández (1948-)

Jean Thomassen

Tower of Babel by Andreas Zielenkiewicz

Mark Mallett 2007 

dm-kalashnikov.livejournal.com

Вавилонская башня Картина Питера Брейгеля

Искусство Нидерландов 16-го века «Вавилонская башня» — знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Художник создал несколько картин на этот сюжет. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш — небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня»; Роттердам), башня совершенно подавляла человеческое начало. Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, но идет дальше — он, для которого природа была несравненно прекраснее человека, ищет теперь в ней человеческое начало.

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вавилонская башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды. Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв.

Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до нашей эры, по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

История искусства. Далее →

smallbay.ru

Вавилонская башня (картина) — WiKi

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

ru-wiki.org

Вавилонская башня (картина) - это... Что такое Вавилонская башня (картина)?

«Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Сюжет

В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес».

Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено. Мораль сей картины — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

«Вавилонская башня» (Вена)

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.

Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

«Вавилонская башня» (Роттердам)

Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена, так называемая «Малая Вавилонская башня». У историков искусства нет единого мнения о том, написана эта картина несколько позднее или несколько раньше «Большой Вавилонской башни». Здесь стройка уже приостановлена: людей на ней вообще не видно. В отличие от «Большой Вавилонской башни», картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.

Интересные факты

  • Вариант ещё меньшего формата «Вавилонской башни» находится в Дрезденской картинной галерее. Возможно, Брейгель написал и больше экземпляров на популярный сюжет, которые однако до нашего времени не сохранились. Так, например, в поручительствах антверпенского купца Никлаэса Йонгхелинка, датированных 1565 г., упоминается ещё одна «Вавилонская башня» Брейгеля.

Ссылки

Литература

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.
 Просмотр этого шаблона Работы Питера Брейгеля Старшего Отдельные картины Цикл картин «Перевёрнутый мир» Цикл картин «Двенадцать месяцев» Цикл «Семь смертных грехов»
Падение Икара  · Морской бой в гавани Неаполя  · Триумф смерти  · Падение мятежных ангелов  · Вавилонская башня  · На пути в Египет  · Вино на празднике Святого Мартина  · Путь на Голгофу  · Самоубийство Саула  · Поклонение волхвов  · Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии  · Перепись в Вифлееме  · Избиение младенцев  · Обращение Савла  · Страна лентяев  · Крестьянский танец  · Крестьянская свадьба  · Мизантроп  · Притча о слепых  · Калеки
Битва Масленицы и Поста  · Игры детей · Фламандские пословицы
Охотники на снегу  · Возвращение стада  · Сенокос · Жатва  · Хмурое утро
Гнев  · Тщеславие  · Лень  · Сребролюбие  · Чревоугодие  · Зависть  · Похоть  · Страшный суд

dic.academic.ru

Описание картины Питера Брейгеля «Вавилонская Башня»

Описание картины Питера Брейгеля «Вавилонская Башня»

Брейгель П. Старший Вавилонская башня. Картина написана в 1563 году, она хранится в Вене, в Музеи истории искусств.

Исследователям удалось выяснить, что канонический текст Библии объединил в один рассказ 2 предания о Древнем Вавилоне: предание о постройке города и смешении различных языков, и предание о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания относились к началу всей истории человечества. Согласно мнению Библии первопричина языковой и территориальной разобщенности людей таиться во вмешательстве бога.

Люди занимались изготовлением кирпичей, обожгли их и сказали: «Построим для себя город с башней высотою до неба». Но Бог решил усмирить их гордыню и смешал все языки, и они перестали понимать друг друга, он разнес их по разным частям света, и поэтому башню закончить так и не удалось.

Нимрод является легендарным завоевателем Вавилона во II веке до нашей эры, под его руководством строилась башня. Она может быть изображена как дорога, поднимающаяся по спирали наверх, или как последовательность ярусов — каждый из которых уже предыдущего. Нимрода иногда изображают в роли руководителя рабочими, которые таскают кирпичи. Идею множества языков художник выражает изображая представителей разных расс.

Источником для строительства Вавилонской башни послужил «зиггурат», который был обширным священным сооружением из камня, что является характерной чертой всех больших шумерских городов Месопотамии. Его лестница вела от земли к храму расположенному на вершине, где Бог и жрица заключали священный брак.

Смешение языков, или вавилон (на евр. смешение), должно было отразить то впечатление, которое производили на племена, проживающие в пустыне, такие города, как Вавилон и его смешение наций и обычаев.

Изображать вавилонскую башню было довольно модно в северном средневековом искусстве.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта