Галерея картин художника Самохвалов Александр Порфирьевич. Самохвалов картины
Советские Венеры Александра Самохвалова – Ярмарка Мастеров
Решилась признаться в своём тайном пристрастии к соцреализму, хотя это направление сегодня совсем не модно, ну да что ж делать, склонность души не всегда поддаётся коррекции и моде.
И речь в публикации пойдет о художнике Александре Самохвалове.
Несколько лет назад, случайно наткнувшись на репродукции работ Самохвалова в альбоме по живописи советского периода (эх, такой альбом был начала 80-х годов издания, откопала в магазине Старая книга и подарила любителю старых книг и искусства!), я чрезвычайно заинтересовалась работами художника Александра Самохвалова. Поразили они меня своей красотой, некоторым гротеском и пафосом с отсылкой к античному искусству, когда героями изображений становились боги Греции и Рима.
Самая любимая работа — "Метростроевка", именно она и поразила меня и привела восхищенный и любопытствующий взор ко всему творчеству художника:
Метростроевка со сверлом, 1937 год.
Вот она же, но в другой гамме.
Видела я эту работу на репродукциях то в красноватых оттенках, то в зеленых, и так мне необходимо узнать, какая же она на самом деле?! Если кто видел, отзовитесь, успокойте моё любопытство. :)
И вот сейчас идет выставка картин А.Самохвалова в Русском музее, в Петербурге, и было у меня намечено попасть на эту выставку непременно в новогодние праздники, чтобы воочию и с разинутым ртом насладиться творениями художника. К сожалению, не все, что было запланировано, удалось реализовать, но еще не теряю надежды успеть до закрытия выставку эту посетить. Последняя выставка работ этого мастера проходила в Русском музее аж сорок лет назад!
Чтобы не сильно утомлять дорогих читателей, напишу совсем краткую справку о художнике (из интернета):
Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)
"Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью" — так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести "Мой творческий путь". И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.
Александр Самохвалов родился 8 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей. Мать Самохвалова Елена Фёдоровна занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие в «школьном революционном движении». В последующем закончил реальное училище в Бежецке.
Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918). В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).
Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.
Творчество Самохвалова стилистически близко к сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях.
Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач." (с)
Девушка в футболке, 1932 г.
на Международной выставке в Париже в 1937г. была удостоена золотой медали.
Занимался книгой и книжной графикой с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника ("Наш город", 1927; "Ночные страхи", 1927; "Водолазная база", 1928; "Мстительный Худжар", 1929, и др.).
С иллюстрациями Александра Самохвалова познакомилась впервые, пока готовила эту публикацию, они меня совершенно очаровали:
Иллюстрация к книге "Наш город".
Иллюстрация к поэме Гоголя "Мертвые души".
На охоте. Вариант иллюстрации к книге Пришвина "Ярик"
Иллюстрация к повести "История одного города", 1933 г.
К роману "Анна Каренина".
Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра.
Эскиз костюма Огудаловой к спектаклю "Бесприданница".
В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.
Это было время построения социализма с прицелом на коммунизм, менялось всё, в том числе души людей. В сознание и душу сеялось что-то хорошее, а что-то хорошее выбрасывалось... Приходила новая мораль, образ жизни, мода, которые чутко уловил художник и отобразил нового человека в своем творчестве. Мы видим женщин на рабочем месте, в спорте, на отдыхе, что-то безвозвратно потерявших в своем облике и всё же остающихся женщинами с женской грацией и красотой даже в мужской работе, с неведомой женской тайной и обаянием.
Кондукторша, 1928 г.
Делегатки, 1939 год.
Метростроевка.
Метростроевка у бетоньерки.
Девушка с ядром.
Спартаковка.
После бани.
Девушка в шляпе.
Портрет лётчика, 1933 год.
Ткацкий цех.
Ремонт паровоза, 1931 год.
Вот такое было время, когда наши бабушки были молодые!
Часть справочного текста, относящегося к биографии Александра Самохвалова, и фото картин взяты из интернета, часть текста — авторская.
Надеюсь, вам тоже что-то пришлось по душе в творчестве художника. Спасибо за ваше внимание, друзья!
www.livemaster.ru
Автопортрет. 1940-еВиртуальная выставка произведений А.Н.Самохвалова из региональных художественных музеев России открывается в год 120-летия со дня рождения мастера. Она является богатым дополнением юбилейной выставки произведений художника, экспонирующейся в залах Русского музея. Данная виртуальная выставка представляет более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства мастера, ныне хранящихся в 23-х музеях страны, несколько отдаленных от ее столиц. Русский музей выражает искреннюю признательность всем музеям-участникам данного проекта, предоставившим свои материалы для создания выставки. Слова особой безмерной благодарности хочется высказать Татьяне Савватеевне Куюкиной, директору Тверской областной картинной галереи (ТОКГ) и Владимиру Николаевичу Биберину, ведущему научному сотруднику ТОКГ. Более 120-ти цифровых изображений произведений А.Н.Самохвалова, хранящихся в этом музее, вошли в экспозицию виртуальной выставки. Это, как ничто другое, позволило нам отразить подлинное многообразие таланта мастера в год его 120-летия. М.А.Клещар-Самохвалова, жена художника. 1957Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) – один из крупнейших советских живописцев XX века, признанный мастер, вошедший в историю русского изобразительного искусства. Произведения А.Н.Самохвалова хранятся и экспонируются в десятках музеев нашей страны. Они вошли в сознание многих поколений людей и, порой, неотделимы в нашем восприятии от самого времени 1920–1930-х гг., его ритма и биения. Как живописец, график, скульптор и писатель, декларируя идеалы современности, он старался создать искусство больших обобщений и симфонического звучания. Он стремился передать поэзию революционных, трудовых и спортивных свершений людей юной советской страны. С его именем связано утверждение в искусстве образа нового человека. Народный художник СССР, академик Е.А.Кибрик писал о нем: «Особенным я называю Самохвалова потому, что его художественная одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой живописи, и в книжной графике, и в театре, и в прикладном искусстве, и в скульптуре малых форм». Воспоминания А.Н.Самохвалова опубликованы в книгах: «Мой творческий путь», «Моя Самаркандия», «В годы беспокойного солнца». В них он, бесспорно, выступает не только признанным художником, но и одаренным писателем, глубоко мыслящим живописцем, графиком, художником театра, скульптором и теоретиком искусства. Именно поэтому большинство аннотаций к произведениям данной виртуальной экспозиции представляют собой цитаты текстов художника из его книги: Самохвалов А.Н. Мой творческий путь. - Ленинград: Художник РСФСР, 1977. На выставке представлены произведения из коллекции Русского музея и из собраний художественных музеев России:
|
virtualrm.spb.ru
Самохвалов Александр Порфирьевич. Наши Художники. Картины, картинная галерея в Екатеринбурге
Регистрация: 07.01.2014 Город: Екатеринбург, РоссияВсего работ: 87Родился в г.Дегтярске Свердловской обл. в 1960 г. Член Союза Художников России. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Специализируется в области станковой живописи и графики. Основные жанры: пейзаж, портрет, натюрморт. Постоянно участвует в художественных выставках, проводимых галереями, художественными салонами, выставочными залами г. Екатеринбурга. Работы художника находятся в частных и корпоративных коллекциях (Екатеринбург, Москва, СНГ, Европейские страны, США). "В наше время сложилось мнение, что настоящим может быть только искусство вымышленное, отличное от реализма действительности. Этим, как бы гарантируется оригинальность, самобытность творчества. На самом деле подавляющее большинство профессиональных художников очень похожи в творчестве школой, исполнительским мастерством, выбором тем, а главное-методом мышления, а так называемые авангардные слои отличаются подменой мастерства различного рода техническими выкрутасами, вывертами, фактурно-поверхностными изысками, наплевательским отношением к натурно-неопознанной красоте окружающего мира, формальным, в лучшем случае крайне примитивном его отображении. На таком фоне творчество Самохвалова Александра Порфирьевича представляется очень ценным. На протяжении многих лет Самохвалов А. П. показывает качественную живопись, участвует на различных, достаточно крупных выставках, его работы имеют поклонников у нас в России и за рубежом. Опорой в творчестве у него является отличная выучка. Он свободно, раскованно чувствует себя в техническом мастерстве. Его работы отличаются уважением и любовью к изображаемому миру, убедительностью, тщательностью проработки замысла. Самохвалова А.П. интересует бесконечная красота и разнообразие природы. Кредо Самохвалова А.П. - не изменять природе, не вторгаться теми или иными формами, деформируя, окружающую ауру. В его работах нет грубостей, всё подчинено чистоте помыслов." Профессор УралГАХА Кириллов Ю.Ю</p>
uralkartina.ru
Галерея картин художника Самохвалов Александр Порфирьевич
Родился в г.Дегтярске Свердловской обл. в 1960 г. Член Союза Художников России. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом.Отличная выучка видна в каждом полотне. И в этюдах, и в завершенных произведениях, мы чувствуем творческий потенциал и качество живописи. Сила художника не только в любви к природе, но и в его умении изобразить ее. Он крепко и мастеровито держит кисть, направляя ее за порывами своей души.
В работах автора чувствуется трепетное отношение к разным уголкам нашей страны, восхищение светом и его игрой на разных поверхностях, например, снежных, увлеченное наблюдение за водой. Он наслаждается природой в разные времена года. Особенный интерес художник испытывает к лесным и горным пейзажам.
Зыкова Ангелина, Поткина Ольга факультет искусствоведения и культурологии УрГУ
"В наше время сложилось мнение, что настоящим может быть только искусство вымышленное, отличное от реализма действительности. Этим, как бы гарантируется оригинальность, самобытность творчества. На самом деле подавляющее большинство профессиональных художников очень похожи в творчестве школой, исполнительским мастерством, выбором тем, а главное-методом мышления, а так называемые авангардные слои отличаются подменой мастерства различного рода техническими выкрутасами, вывертами, фактурно-поверхностными изысками, наплевательским отношением к натурно-неопознанной красоте окружающего мира, формальным, в лучшем случае крайне примитивном его отображении. На таком фоне творчество Самохвалова Александра Порфирьевича представляется очень ценным. На протяжении многих лет Самохвалов А. П. показывает качественную живопись, участвует на различных, достаточно крупных выставках, его работы имеют поклонников у нас в России и за рубежом. Опорой в творчестве у него является отличная выучка. Он свободно, раскованно чувствует себя в техническом мастерстве. Его работы отличаются уважением и любовью к изображаемому миру, убедительностью, тщательностью проработки замысла. Самохвалова А.П. интересует бесконечная красота и разнообразие природы. Кредо Самохвалова А.П. - не изменять природе, не вторгаться теми или иными формами, деформируя, окружающую ауру. В его работах нет грубостей, всё подчинено чистоте помыслов."
Профессор УралГАХА Кириллов Ю.Ю.
artistsarea.com
Мощные картины (Самохвалов): timgud
Вот это мощь! Это я открыл для себя советского художника Самохвалова, побывав на прошлой неделе в Русском музее. Там заканчивалась его выставка (редко они проходят, предыдущая была сорок лет назад). Цикл его картин «Метростроевки» 1930-х годов вдохновил усилить занятия гирями. Так как это примерлюдей, которые строили свою реальность и жили при этом не так давно. Раз прекрасное московское метро было построено, то и позитивную жизнь вокруг себя можно построить. Для меня одним из действий для такого построения, действий в плане физподготовки, является регулярная тренировка с гирями.Вот ещё мощная картина, уже с гирями. Тоже из Русского музея, из постоянной экспозиции искусства XX века.Илья Машков, «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Машков со скрипкой слева, Кончаловский с нотами справа.
Вопрос тут такой: «Вся ли мощь добывается гирями?» Я считаю, что нет. Картины с метростроевками мощнее. Посмотрите на этих мужиков — они тоже мощные, но бездеятельно. Они отдыхают, в окружении предметов. Метростроевки же работают, преобразуя окружающую их среду. Им искусственное отягощение не нужно, у них инструменты. Они строят метро, двигаются к большой цели.
И это не мужчины, которые накачиваются от природы легче. Это женщины Самохвалова, в чьей мощи воплотилась сама эпоха созидания. Они в рабочих перерывах не расслабляются.Разве вот эта девушка с отбойным молотком позирует? Нет, она осматривает фронт ведущихся работ. Это другие люди, не отдыхающие. Как недавно писала о Самохвалове товарищ pyonerka — это Богини страны Советов.
Жизненная сила тогдашнего народа была намного выше предыдущего, досоветского состояния. Наше же текущее состояние ещё хуже, мы слабее. На земле не работаем, живём в городах. Натуральных продуктов не едим. Живём без большой цели с масштабом полёта на Марс... Очевидно, что сейчас в массе своей русский народ раздавлен по сравнению с советским периодом.
Вот такое вы видели? Это советская физкультура. Сейчас массового спорта нет.
В наших ли силах вернуть высокую жизненность в Россию? Нужно трудиться. Человек может сознательно преобразовать своё бытиё. Первична идея, во имя которой можно плыть против течения негативного бытия и, например, регулярно упражнятся, хоть и лень. Вдохновением служат вот такие радостные картины и другое культурное достояние, имеющееся у нас.
Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!
Пока имеющееся достояние — вы знаете, что против России ведётся и культурная война, наряду с экономической? Мы под действием враждебных сил утрачивали свои культурные ценности при СССР, а после его убийства размах увеличивается! Самохвалова не потеряли, но часть картин собиралась из частных коллекций, хоть и русских, но всё же не государственных, не общенародных.
timgud.livejournal.com
Ретроспектива Александра Самохвалова в Русском музее
Персональная выставка произведений одного из самых известных советских художников приурочена к 120-летию со дня рождения. На выставке представлено более 250 произведенийГосударственный Русский музей27 ноября 2014 — 23 февраля 2015Корпус БенуаСанкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 2
Персональная выставка произведений одного из самых известных советских художников приурочена к 120-летию со дня рождения. Лучшие живописные произведения Александра Николаевича Самохвалова (1894–1971), ставшие классикой отечественного искусства 1920–30-х годов, представлены в постоянной экспозиции Русского музея и участвуют во многих его выставках. Заслуженное признание получили работы художника, выполненные в первое послереволюционное десятилетие и обнаруживающие органичный синтез художественных открытий начала ХХ века и традиций древнерусского монументального искусства, а также сюжетные композиции и портреты начала 1930-х годов, посвященные советской молодежи, включая знаменитую серию акварелей «Метростроевки».
Последняя выставка работ мастера проходила в Русском музее сорок лет назад. Нынешняя экспозиция представляет все виды искусства, в сфере которых работал Самохвалов, — помимо живописи и графики, это скульптура, роспись по фарфору, плакат и даже архитектурная графика, демонстрирующая проекты, над которыми художник работал в начале своего творческого пути. На выставке представлено более 250 произведений художника — работы из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и многих других музеев России; Института русского реалистического искусства (Москва), Союза художников России, а также из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.
Экспозиция знакомит с основными этапами творчества мастера, начиная с самых ранних работ 1910-х годов и заканчивая одним из последних его масштабных полотен — «Аппассионата (Строители коммунизма)» (1967). Основной акцент сделан на периоде расцвета творчества Самохвалова в 1920-1930-е годы. Основная задача выставки — представить художника, не просто воплотившего масштаб перемен и свершений своей эпохи и отразившего нового человека, но и обладавшего тонким лирическим восприятием мира.
Источник: rusmuseum.ru
artinvestment.ru
Александр Николаевич Самохвалов - Биография художника, известные произведения, выставки
Родился 21 августа 1894 года в городе Бежецке Тверской губернии.
В 1923 году окончил петроградский ВХУТЕМАС, ученик Кузьмы Петрова-Водкина.
Занимался у Василия Беляева, Гуго Залемана, Василия Шухаева.
Участник выставок с 1914 года.
Участник объединений художников «КРУГ» (1926−1929), «ОКТЯБРЬ» (1930−1932).
Член ЛССХ с 1932 года.
Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.
Ведущая тема творчества- образ современной молодежи. Автор картины «Девушка в футболке» (1932).
Лауреат дипломов Гран-При и золотых медалей международных парижских выставок (1925, 1937). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).
Персональные выставки в Ленинграде (1963), Петербурге (1994) и Твери (1994).
«Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью» — так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести «Мой творческий путь». И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.
Родился Самохвалов на тверской земле, где и провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под руководством школьного учителя писал этюды на природе.
В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при А. Х. Постигая премудрости профессии архитектора, увлекся живописью, цветом.
В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции.
После возвращения в 1919 г. в Петроград Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую К. С. Петрова-Водкина. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.
Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой входил и К. С. Петров-Водкин, формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого, самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника («Шахи-Зинда», «У источника. Самарканд», «Продавец воды», «Бессонница», «Афрасиаб», все 1921).
Столь же сильное впечатление произвело на Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой живописью. Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с «гущей народной». Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х гг. — «Девушка в футболке» (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом «в труде, в подвиге», «в торжестве достигнутого», выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умением выявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом «духа времени», а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.
Образ современника — молодого созидателя здоровой жизни — необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х гг., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. И для Самохвалова «физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни…». Достаточно вспомнить его договорную картину «Военизированный комсомол» (1932−33), серии работ, графических и живописных: «Физкультурницы» (1935), «Метростроевки» (1934−37).
В 1937 г. работа «Девушка в футболке» была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки. «История одного города» была встречена и соотечественниками почти восторженно.
Редкая книга 1930-х гг. получала безоговорочное признание и удостаивалась рецензии с заголовком: «Шедевр полиграфического искусства» (газета «Вечерний Ленинград»). Книгой и книжной графикой Самохвалов занимался с 1925 г., сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Не одно поколение советских читателей помнит героев его книжек-картинок «Ночные страхи» (1927, текст Н. Н. Асеева), «Водолазная база» (1928), «Мстительный Худжар» (1929).
С середины 1930-х гг. художника приглашают работать в театры. Он оформляет спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссер О. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского и «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград) и др.
В 1950-х гг. Самохвалов создает серию портретов жены, пишет картину «В филармонии» (1956), пейзажи, среди которых особой лиричностью отличается небольшой холст «Аллея Керн», решенный в изысканной сине-зеленой гамме, пронизанный поэтическим лунным светом.
По-разному критики, современники оценивали и воспринимали творчество художника. Хотя и для почитателей его таланта, и для не приемлющих его творчество он был и остается певцом социалистического «рая». При жизни официально признанный, сумевший найти и выразить то, что хотел, узнаваемый, Самохвалов обладал своим стилем, видел красоту в современности.
artchive.ru