Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное? Безобразные картины


Дорого и сердито: некрасивые картины, стоящие миллионы

Искусство настолько разнолико и многогранно! Все эти направления (классицизм, постмодернизм, сюрреализм, экспрессионизм, кубизм, импрессионизм, абстракционизм и десятки других) могут легко различить специалисты. А еще – люди, которые давно интересуются живописью, и коллекционеры. Есть настоящие фанаты, готовые приобрести шедевр, принадлежащий кисти известного художника, за миллионы долларов. И все же – одно дело, когда речь идет о мадонне Рафаэля, и другое – когда говорят о «женщине» Виллема де Кунинга. Некоторые очень дорогие полотна кажутся абсолютным бредом, мешаниной из линий, пятен и клякс. И это находится за уровнем понимания обывателя. Какие же они, некрасивые шедевры за миллионы? 

Разделительная полоса на синей дороге?

Что вы видите на этой картине? Великолепный оттенок синего, правда? Да еще и с белой чертой (может, это аллегорическая разделительная полоса?). А если мы вам скажем, что картина с загадочным названием «Onement VI» была продана за 43,8 млн. долларов? Случилось это в 2013-м году. Автор полотна – американский абстракционист Барнетт Ньюман. Только, если бы вы повесили его в своей квартире, вам наверняка пришлось бы объяснять каждому гостю: это не каляки-маляки вашего сына, а ШЕДЕВР самого Ньюмана. А потом – еще и рассказывать, кто такой Ньюман.

«Onement VI» Ньюмана

Еще один вариант «Подсолнухов»

Винсента ван Гога современники не понимали. В искусствоведческой среде даже есть такое выражение: «купить ухо ван Гога» (оно означает – приобрести картину неизвестного широким массам автора в надежде, что его признают гением, а полотно – шедевром). Сейчас с творчеством ван Гога все в порядке – его работы уходят за бешеные деньги и являются гордостью коллекций. Но все же некоторые картины голландца кажутся… не слишком красивыми – да простят нас его поклонники. Художник любил рисовать подсолнухи, подтверждение тому – несколько картин и их вариаций, принадлежащих музеям. «Ваза с пятнадцатью подсолнухами», проданная за 39,7 млн. долларов в 1987-м году, долго считалась подделкой, потом ее признали подлинной. Сейчас она висит в Мемориальном музее современного искусства в Токио.

«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» ван Гога

Живопись цветового поля

«№1 (королевский красный и синий)» Марка Ротко относится к абстрактному импрессионизму. Этот американский художник был основоположником так называемой «живописи цветового поля». Но, положа руку на сердце, – если бы вы дали кисти и краски своему ребенку (пусть он даже еще – ученик начальной школы), разве малыш не смог бы сотворить нечто подобное? Однако эти неровные цветные полосы были проданы за 75,1 млн. долларов на аукционе в конце 2012 года.

«№1 (королевский красный и синий)» Марка Ротко

Отпечатки пальцев и слова

В 2006-м году картина Джаспера Джонса «Фальстарт», написанная им в 1959-м, ушла с закрытого аукциона за 80 млн. долларов. И это был рекорд для полотен, когда-либо проданных живым художником. А что вам напоминает этот шедевр? Нам – отпечатки агрессивных пальцев какого-то разбаловавшегося субъекта. Но, может, ценность имеют слова, нанесенные на картину? Тогда получается, каждое стоит по нескольку миллионов. Интересно, что в 1988-м году полотно было куплено за 17 млн. долларов – гигантский рост цены!

«Фальстарт» Джонса

Бедная Дора за большие деньги

В мае 2006-го года на открытых торгах портрет кисти Пабло Пикассо был продан за 95,2 млн. долларов. Казалось бы – чего мы придираемся? Пикассо – гений, это известно даже ребенку, и его шедевры уходят за гораздо большие суммы (например, серия «Алжирские женщины»). Но все же «Дора Маар с кошкой» вышла у художника не очень симпатичной. То ли Пикассо так представлял себе Дору (которая, между прочим, беззаветно любила Пабло), то ли он вывернул наизнанку ее эмоции, то ли просто на что-то обиделся. А вы бы хотели быть увековеченным в таком виде: ухо растет у глаза, нос съехал в сторону…  

«Дора Маар с кошкой» Пикассо

Недореставрированный да Винчи

Если вам сказать, что картина Леонардо да Винчи была куплена на аукционе, вы наверняка решили бы, что за сумасшедшие деньги. И вы правы! Творчество мастера такого масштаба, чьи работы украшают самые знаменитые музеи мира, бесценно. Однако картину «Спаситель мира» нельзя считать вершиной его творчества, и в этом нет вины художника. Вероятно, это связано с тем, что картина на долгое время исчезла их поля зрения искусствоведов, но нашлась и была отреставрирована в 2011-м году. Работы по восстановлению оказались не очень действенными. Несмотря на это, в 2013-м году полотно продали за 127,5 млн. долларов.

«Спаситель мира» да Винчи

И это – женщина?

В 1953-м году экспрессионист Виллем де Кунинг написал одну из самых дорогих картин в мире. Интересно, когда он творил, то предполагал, что его «Женщина III» будет оценена в 137,5 млн. долларов на закрытом аукционе 2006 года? Может, у нас нет вкуса или мы не представляем, что такое – истинный шедевр. Но это отвратительное существо никак не похоже на женщину. А, может, Куннинг был женоненавистником? 

«Женщина III» Кунинга

Древесная плита с метафизикой

Когда мы говорим о детских рисунках и картинах, похожих на них, то на ум приходят работы Джексона Поллока. Его картина «№5» 1948 года представляла собой древесноволокнистую плиту, на которую распылили краску серого, коричневого и желтого цветов. Вся композиция напоминала затейливое птичье гнездо. «№5» продали за 1500 долларов. Однако плита была ужасно повреждена во время транспортировки. Поллок повторил свой опыт, полагая, что покупатель не заметит разницы. Но тот пришел в полный восторг, назвав «№5» прекрасным вторым шансом художника, который «усилил метафизическую концепцию картины». Вероятно, эти слова возымели магическое действие. Иначе, как объяснить, что в 2005-м году картина была продана владельцем за 140 млн. долларов? 

«№5» Джексона Поллока

Когда ставки очень велики

Французский живописец Поль Сезанн создал серию полотен «Игроки в карты». И тогда как четыре картины, написанные в конце XIX века, покоятся себе в художественных учреждениях мира, то одна из них в 2012-м году стала лотом закрытого аукциона. И ее купила представительница королевской семьи Катара, выложив за «Игроков» 250 млн. долларов. Мужчины, сидящие за столом, не кажутся нам хоть сколько-то привлекательными. Но, если у эмирата есть деньги (а их у него больше, чем у многих стран), почему бы не купить работу французского гения?

«Игроки в карты» Сезанна

Неаппетитная абстракция

Какое-то время картина Сезанна занимала первое место в списке самых дорогих живописных произведений искусства. Но в 2015-м году рекорд побил очередной шедевр Виллема де Кунинга под названием «Interchanged» («Взаимозаменяемы»). Бессмысленное сочетание бесформенных предметов разных размеров ушло с аукциона за 300 млн. долларов. Что это? Попытка вложить деньги в шедевр абстрактного импрессионизма или просто блажь богача?

Картина Кунинга «Interchanged» 

fancy-journal.com

Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения, которые больше похожи на маленьких стариков

Сегодняшняя статья из серии "Что за хрень" будет посвящена уродливым младенцам с картин эпохи Возрождения. В те времена художники рисовали младенцев более похожими на маленьких стариков. Быть может это связано с тем, что концепция рисования детей — это относительно новая тенденция в истории искусства. Но как бы то ни было, глядя на работы художников 15-16 веков складывается такое впечатление, будто они никогда не видели детей. За данную подборку стоит сказать спасибо страничке на Tumblr под названием Ugly Renaissance Babies, которая только тем и занимается, что коллекционирует уродливых младенцев из классической живописи.

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

 

уродливые младенцы эпоха возрождения, уродливые младенцы ренессанс, Уродливые младенцы с картин эпохи Возрождения

Просмотрев данные картины можно сделать вывод, что художники просто переносили лицо их родителей на младенцев, особенно это заметно в тех картинах, где они изображены вместе. Быть может в этом скрывается тайна их уродливости.

4tololo.ru

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное? / Newtonew: новости сетевого образования

Биологи и когнитивисты считают, что представления о гармонии заложены в наш мозг, позволяя нам чутко реагировать на красоту форм в природе. Предположительно, яркие цвета нравятся нам, потому что умение их различать — один из адаптационных механизмов, которые позволили нашему виду выжить. Нам интуитивно приятны симметричные лица и гармоничные узоры, а изображение радостных, позитивных сюжетов вызывает закономерное удовольствие.

В то же время мы не требуем от художника, чтобы он непременно «сделал нам красиво» своим творчеством.

К предметам искусства применяются более широкие критерии, и само понятие красоты как оценочной категории в современном искусстве деконструировано. Красив ли «Чёрный квадрат»? А «Фонтан» Марселя Дюшана? А перформанс Марины Абрамович «Ритм 0»? Каждое из этих произведений искусства — идея, воплощённая в материале или действии, и ни в одном случае художник не стремился порадовать чужие рецепторы.

«Искусство — это красиво?» — спрашивает Сьюзан. «Нет», — отвечает мама. — «Красота не имеет значения».

Источник: New York Observer

У художников всегда были причины, чтобы изображать сложное, уродливое или причудливое. Вместе с тем, популярное мнение гласит, что «раньше» (в условную классическую эпоху) художники ещё не извратили суть искусства и предпочитали «рисовать красиво». Однако в европейской культуре художественная концепция безобразного появилась куда раньше, чем современное искусство.

Философы и богословы о безобразном

Помимо теории прекрасного, отражённой в философских концепциях и произведениях искусства, всегда продолжала существовать и теория безобразного, в рамках которой уродливое и некрасивое могло быть сюжетом, достойным изображения. Безобразное как предмет искусства вызывает интерес уже у средневековых людей — если речь идет о талантливом изображении, вполне передающим идею безобразия. В том случае предметом восхищения будет не само страшное или отталкивающее изображение, а мастерство, с которым оно выполнено.

Средневековый богослов Бернард Клервосский, выступая с обличениями против причудливых изображений в монастырских помещениях, оставил по-своему поэтичное описание того, что оскорбило его чувства:

Для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно-безобразные образы, эти образы безобразного? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему воины в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле — много голов. Здесь, глядишь, у чет­вероногого хвост змеи, там у рыбы — голова четвероногого. Здесь зверь — спереди конь, а сзади — половина козы, там — рогатое животное являет с тыла вид коня. Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестро­та самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не раз­мышлять о законе божьем, поучаясь.

— Бернард КлервосскийАпология к Гвиллельму, аббату монастыря св. Теодорика

Отношение Бернарда амбивалентно: с одной стороны, он порицает демонстрацию таких причудливых чудовищ, отвлекающих от благих помыслов, с другой стороны, признаёт магнетическую силу изображений.

Химера Собора Парижской Богоматери.

Источник: Wikipedia

Блаженный Августин в трактате «О граде Божьем» отмечал, что чудовища тоже имеют право на существование, так как сотворены Богом. Что касается нашего отторжения при взгляде на них — всё дело в природной слабости людского ума, который просто не может постичь всего масштаба замысла Творца: 

«Господь сам знает, где, когда и что надлежало сотворить, ведая, сходством или несходством каких частей Он образует красоту целого; тот же, кто окинуть взором целого не может, поражается кажущимся безобразием части».

Фома Аквинский сформулировал классическое средневековое толкование проблемы безобразного. Если красота понимается как нечто цельное, пропорциональное и ясное (именно эти требования чаще всего предъявлялись к прекрасному средневековыми искусствоведами), то не-красотой следует считать то, что лишено этих качеств. Недостаточная проявленность божественной составляющей в вещах и будет безобразием.

Николай Кузанский, развивая антропоцентрическую, светскую проблематику, утверждал, что источником безобразного может оказаться сам человек. Являясь зеркалом для прекрасного и божественного, безобразное человек воспроизводит самостоятельно за счёт несовершенства своей души. Безобразный нравственно человек может породить нечто безобразное и отталкивающее или признать нечто таковым.

Марсилио Фичино, напротив, полагал, что безобразное может существовать вне человеческого сознания, являясь частью природы, за счёт свойств самой материи. В этом случае миссией художника-творца будет воссоздание прекрасного, восстановление гармонии и красоты.

Фантастические твари и их моральное значение

Чудовища в Средние века зачастую были аллегорическими фигурами. Бестиарии, описывая различных существ (реально существующих и вымышленных), указывают на их символический смысл, сопровождая миниатюры духовными предупреждениями. Яркий пример такого произведения в раннехристианском мире — сборник «Физиолог», где говорится, что все существа и предметы служат прямым отражением определенных религиозных и моральных установок.

По мнению авторов Абердинского бестиария, гиена — нечистое животное, поскольку чередует мужскую и женскую природу.

Источник: The University of Aberdeen

Еще один частый сюжет миниатюр, росписей и лепнины храмов — сцены адских видений, чтобы грешник не забывал, к чему идёт дело. Самые пугающие (и особенно тщательно исполненные с художественной точки зрения) изображения связаны с дьяволом и грядущим Апокалипсисом.

Иллюстрации к «Апокалипсису» Беата из Бурго де Осма (миниатюры XI века) живописуют сцены битвы с силами зла, явление Вавилонской блудницы и прочие сцены, которые вы вряд ли захотели бы рассматривать на ночь глядя — весьма скрупулезно изображённые. Судя по всему, страх средневековых людей перед адскими муками сочетался с болезненным интересом к жуткому, который сегодня делает кассу фильмам ужасов.

Memento mori: на случай, если кто-то забудет

В трактатах о бренности всего земного богословы провозглашали неотвратимость гибели и разложения. Таким образом закреплялась идея о том, что сверхчувственный, небесный мир, заслуживает куда больше внимания, чем земная жизнь. Неотступное напоминание о смерти отражается и в дидактической литературе, и в народных формах обыгрывания темы (например, танец «Пляска смерти»). Из Средних веков эта тематика перешла в Ренессанс, где художники, набив руку и овладев новыми техниками, дали себе волю.

«Пляски смерти» в «Нюрнбергской хронике» 1493 года.

Источник: Wikipedia

«Триумф смерти» изображен в Ораторио деи Дишиплини в Клузоне — увенчанная короной Смерть простирает руки скелета над склоненными головами людей. Картина с таким же названием находится в Сицилийском региональном музее — на ней конь-скелет с оседлавшей его Смертью несется через толпу людей, сея смерть и болезни (отсылка к одному из всадников Апокалипсиса). Фрески «Триумф смерти» и «Страшный суд» в Пизе принадлежат Буонамико Буффальмакко, а одно из самых знаменитых иконографических изображений смерти — работа Питера Брейгеля Старшего.

Йохан Хейзинга отмечает, что только к 1400 году живопись достигла того уровня мастерства, чтобы в полной мере передать подобные сюжеты. В частности, с этим он связывает сравнительно позднее внедрение в живописи таких распространенных тем, как «Триумф смерти» и «Страшный суд». Примерно то же самое произошло и с изображениями страданий мучеников.

Читайте также: Между небом и землёй: телесность в Средние века

Мучения святых: боль и красота

«Эстетика мученичества», в высшей мере проявленная в изображениях Страстей Христовых, расцвела в эпоху зрелого Средневековья и перешла в ренессансное искусство. В эпоху раннего Средневековья чаще можно было столкнуться с упрощенными изображениями распятия, чем с детальными картинами. То же относится и к картинам истязаний мучеников.

Однако антропоцентрическая модель предусматривала интерес к человеку и, соответственно, личностное переживание страданий.

Если в Средние века на вопрос смотрели с назидательной стороны, то художников Возрождения стали интересовать и сугубо живописные моменты: верная передача анатомии, перспектива. Возросшее внимание к телесности проявилось в изображениях страдающих святых — это был легальный способ рисовать обнажённые человеческие тела и обращать внимание на физические переживания.

Этим объясняется тенденция к некоторой эстетизации телесных мучений святых. Выверенные композиции, изящные позы мучеников — вот приметы подобных изображений. Телесная красота стала предметом внимательного рассмотрения. Художественная культура этой эпохи отражает интерес к человеку в самых разных проявлениях, в том числе и в страдании.

Пронзённый стрелами святой Себастьян.

Источник: Wikipedia

Читайте также: Оцифрованный Абердинский Бестиарий и другие культурные новости

Удивительное и причудливое

Существует ещё одна область эстетического опыта, отчасти примыкающая к безобразному — но без такой мрачной окраски. Этот опыт был востребован и в Средние века, когда все предметы таили символические значения, и в культуре Возрождения с её интересом к разнообразным явлениям материального мира. Речь идёт о категории удивительного, причудливого и диковинного.

Люди прошлого мало разделяли «чудеса» по происхождению — мистические образы и причуды природы воспринимались как однородные явления.

Страсть к коллекционированию диковин, которой отличались и естествоиспытатели, и монархи, демонстрирует желание прикоснуться к тайнам мироздания. Например, в коллекции императора Рудольфа II находились как произведения искусства, так и фрагменты тел легендарных животных. Магическое и научное, символическое и эстетическое — в кунсткамерах эти понятия тесно сплетались.

Ничего особенного, просто охотники епископа поймали в лесу близ Зальцбурга серое существо с головой бородатого мужчины и когтями. Об этом сообщает немецкая «Книга чудес».

Источник: Tumblr

Сегодня мы имеем доступ к любому визуальному материалу, а люди прошлых эпох располагали куда меньшим его количеством. Низкая социальная мобильность, оседлый образ жизни большинства людей и неграмотность не позволяли расширять картину мира. Поэтому новые образы — в картинках или рассказах — были очень востребованы и производили потрясающее впечатление. 

Истории странствий в далеких землях были очень популярным средневековым жанром. В рассказах о путешествиях на восток фигурирует множество вымышленных существ, которые, не являясь откровенно пугающими и безобразными, остаются при этом легендарными и нарушают обычные каноны. Рассказы сопровождались соответствующими изображениями, сделанными в соответствии с услышанным. Восхищение, вызываемое этими образами, носят эстетический характер — притом, что многие изображаемые существа или явления вовсе не красивы. Сопутствующая им развлекательная сила, предложение зрелища, легендарный статус — вот то, что влечёт к ним зрителя.

В 1534 в Венецию доставили удивительное создание, пойманное в открытом море. Автор книги настаивает, что «выглядело оно в точности как на рисунке».

Источник: Pinterest

Огромный успех имело относящееся к XII веку «Послание Пресвитера Иоанна», которое оказало большое влияние на умы современников — как в эстетическом смысле, так и в политическом. Дальним странствиям посвящена знаменитая книга Марко Поло. Помимо данных, которые можно принять за реальные исторические сведения, там хватает преувеличений и курьезов. Например, в описании Малой Явы (Суматра) Поло утверждает, что видел единорога, но тот оказался не так красив и кроток, как о нем говорили, и потому принёс одно разочарование.

Водятся тут дикие слоны и единороги, ничуть не менее слонов; шерсть у них как у буйвола, а ноги слона, посреди лба толстый и черный рог; кусают они, скажу я вам, языком; на языке у них длинные колючки, языком они и кусают. С виду зверь безобразный. Непохожи они на то, как у нас их описывают; не станут они поддаваться девственнице: вовсе не то, что у нас о них рассказывают.

— Марко ПолоКнига чудес света

В изобразительном искусстве пример причудливого — иллюстрации к книге римского автора Юлия Обсеквента, относящиеся к XV веку. Мастера, создавшего их, называют именем Мастера Бусико — по имени другой созданной им серии работ («Часослов маршала Бусико»). Для людей Возрождения трактат читался как смесь учебника по истории и фэнтези-романа — даже если некоторые из них сомневались, что над какой-то из провинций правда шёл каменный дождь, прочесть о таком было интересно. Что и говорить об изображениях чудовищных созданий!

Изображение с титульного листа сочинения Юлия Обсеквента «О чудесных явлениях».

Источник: Tumblr

На миниатюрах в книгах по географии и истории изображались легендарные существа — единороги, крылатые и бескрылые драконы, кинокефалы (псиглавцы), циклопы, одноногие исхиаподы. Классический эстетический канон в изображениях существ, без сомнения, искажён: вряд ли кому-то пришло бы в голову назвать привлекательными персонажей с лицом, расположенным на груди.

В то же время, они не несут угрозы, которая присуща изображениям адских мук, и будят интерес. Легко представить ренессансного школяра, который, раскрыв рот, жадно разглядывает такие изображения.

Нам известны более сложные способы эстетических впечатлений, чем просто «красивое». Мы находим изысканными тусклые, «пыльные цвета» и ценим радикально чёрный. Наше воображение волнуют контрасты — изящное и грубое, возвышенное и низкое. Мы умеем видеть прекрасное в недостатках и изъянах, полагая, что они порой делают нечто идеальное по-настоящему уникальным. Мы видим волнующее в жутком и любим пощекотать себе нервы. Нам кажутся красивыми осенние дожди и раскалённая лава вулканов.

Эстетическое чувство было сложным и неоднозначным в разные эпохи — включая те, когда создавались книжные миниатюры и классические полотна.

Взглянув на вещи глазами людей другого времени, мы заметим, что им тоже были хорошо знакомы сложные переживания на грани отторжения и интереса, любопытство исследователя и восхищение художественным талантом мастера, что бы тот ни изобразил.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта