Кукрыниксы (художники). Кукрыниксы картина


Кукрыниксы (художники) - это... Что такое Кукрыниксы (художники)?

Это статья про художников. Про группу см. Кукрыниксы (группа)

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников — графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Биография коллектива

Псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось еще в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В Московский Вхутемас художники съехались из разных концов. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем в стенгазете Вхутемаса как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, еще живя в Рыбинске,ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года присоединился Соколов, и в этой же стенгазете работали уже втроем как Кукрыниксы. (Кукрыниксы. Втроем., М., 1975, с. 208)

В группе происходил поиск нового единого стиля, используя мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись политической карикатурой.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940—1946), М. Горького (1933, 1948—1949), И. Ильфа и Е. Петрова («Золотой Телёнок»), а также живописные картины («Старые хозяева», 1936—1937; «Конец», 1947—1948).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате "Литературной газеты" (отдел юмора "Клуб 12 стульев"[1]).

Влияние на мировую культуру, награды

Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Бор. Ефимовым создали в мировой культуре абсолютно уникальный феномен — «положительная сатира». Активно участвовали своим творчеством во всех начинаниях советской власти.

Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975).

Цитаты

"Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой, - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности." (Цит. по кн.: Кеменов В.С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 104.)

"Творческие споры, -говорят Кукрыниксы, бывают в отдельных случаях, но они не нарушают единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь наша общая работа внесением в нее всего лучшего, что имеет каждый из нас. А вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения". (Цит. по кн.: Кеменов В.С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 105.)

"Алексей Максимович Горький, - пишут Кукрыниксы, - сыграл огромную роль в нашей художественной судьбе. Не встреться мы с ним - наш путь оказался бы иным." (Цит. по кн.: Кеменов В.С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 208.)

Работы и выставки

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.[2]

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»[2]

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Кукрыниксы - это... Что такое Кукрыниксы?

  • Кукрыниксы — Кукрыниксы. Потеряла я колечко... . 1943. КУКРЫНИКСЫ (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КУКРЫНИКСЫ — (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (родился в 1903). Злободневные карикатуры на темы …   Современная энциклопедия

  • КУКРЫНИКСЫ — (псевд. по первым слогам фамилий) творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действительные члены АХ СССР (1947), народные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КУКРЫНИКСЫ — (псевдоним по первым слогам фамилий и имени последнего), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (род. 1903). Народные художники СССР… …   Русская история

  • Кукрыниксы — Куприянов, Крылов, Николай Соколов псевдоним коллектива советских художников карикатуристов СССР …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Кукрыниксы — У этого термина существуют и другие значения, см. Кукрыниксы (значения). «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией …   Википедия

  • Кукрыниксы — (псевдоним по первым слогам фамилий)         творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне… …   Большая советская энциклопедия

  • КУКРЫНИКСЫ — Творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры XX в. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), входили: Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов,… …   Лингвострановедческий словарь

  • Кукрыниксы — псевдоним трех художников. Куприянов Мих. Вас. (1903 91), Крылов Порф. Никитич (1902 90), Соколов Ник. Ал др. (1903 2000) нар. художники СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1947). Учились во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (Москва, 1921 29), начали совм.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Кукрыниксы — КУКРЫНИ́КСЫ, творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действит. члены АХ СССР (1947), нар. художники СССР (1958), Герои Соц.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Кукрыниксы Википедия

    Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

    Биография коллектива[ | код]

    Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».

    Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

    Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы[1])

    Кукрыниксы на фронте, 1942 год

    В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

    Кукрыниксы, — те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.

    — Герман Огородников на Boo!Фест 13 марта 2011

    Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

    ru-wiki.ru

    Манилов. Иллюстрация к поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души" - Кукрыниксы

    художник

    Кукрыниксы. За необычным звучанием фамилии скрывается псевдоним, составленный из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова и первых трех букв имени и первой буквы фамилии Соколова. Сами художники любили пошутить, говоря, что их коллектив состоит не из трех, а из четырех членов: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. В начале 1920-х гг., еще будучи студентами Высших художественно-технических мастерских, встретились Михаил Куприянов из Казани, Порфирий Крылов из Тулы, Николай Соколов из Рыбинска, чтобы создать ставший знаменитым на всю советскую страну коллектив художников и не расставаться на протяжении более шестидесяти лет. Творческий процесс Кукрыниксов выглядел так: «они работали все вместе, передавая в процессе работы рисунок один другому, поправляли друг друга и так доводили его до конца». Те, кому удавалось это увидеть, немало восхищались! Творчество Кукрыниксов многогранно - они карикатуристы и плакатисты, живописцы и театральные художники, книжные иллюстраторы и даже скульпторы. А по отдельности каждый из них обладал яркой индивидуальностью, проявлявшейся в камерных пейзажах и портретах.

     

    произведение

    Книжная иллюстрация занимает особое место в творчестве Кукрыниксов: художники занимались ею с каким-то особым удовольствием, часто используя акварель и рисунок пером. Причем, в этом деле их поддерживал сам М. Горький, присылая из-за границы «на погляд» иллюстрированные книги. В 1937-1938 годах Кукрыниксы проиллюстрировали 3-х томное собрание сочинений Н.В. Гоголя. Из 37 рисунков, созданных к «Мертвым душам», десять - штриховые, остальные исполнены черной и цветной акварелью. Известные к тому времени своей сатирической графикой художники и в книге начинают с образов сатирических и гротескных. Выбранная Кукрыниксами манера иллюстрирования - рассказ, имитирующий изображение с натуры, как нельзя соответствовал их цели идейного направления чтением юных читателей и формирования у них критического отношения к персонажам, осмеянным Гоголем. Художники сосредоточились на жанровых сценах, выполненных в карикатурной манере, Тогда как в основательных, заостренных портретных характеристиках поместных дворян, отталкивающих своим «моральным обликом», почти нет ничего карикатурного.

     

    детали

    Кукрыниксам удался особенно хорошо трудноуловимый характер Манилова, личность которого Гоголь характеризует с помощью пословицы «… так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Образ Манилова, имя которого стало нарицательным, в гоголевской портретной галерее занимает важное место. Кукрыниксы тоже выделяют эту персону, создавая в цветной акварели портрет бездеятельного мечтателя Манилова. Они след в след идут за писателем, рисующим образ помещика, которому присуще полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Портрет Кукрыниксами сделан не наполно, т. е. не в полный рост, а по колено. Одетый со вкусом в коричневый кафтан, белую рубашку с жабо, брюки в клетку Манилов предстает нам разговаривающим с невидимым собеседником. Ведь главное его занятие в жизни - это пустой разговор! Прищуренные глазки и губки бантиком, заискивающие манеры и заманчивая улыбка обволакивают. Сама же изогнутая поза характеризует речь Манилова - он обожает витиевато изъясняться. Невольно, благодаря авторам, достоверно передавшим облик и манеру поведения бесплодного фантазера, мы сами вовлекаемся в беседу с ним. 

    Лариса Смирных, искусствовед

    в других музеях

    www.histories.artmnt.ru

    Кукрыниксы. Картина «Конец»..docx - Курс лекций. История картин. Кукрыниксы. ...

    порог приемной. Появление фюрера не производит теперь ни малейшего впечатления на его единомышленников. Никому из них на этот раз не пришло в голову вскочить и, выбросив привычным жестом руку, выкрикнуть: «Хайль Гитлер».В окончательном варианте Гитлер изображен в тот момент, когда, гонимый страхом, онпоявляется, как привидение, на пороге убежища. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. В картине это фигура трагикомическая, Гитлер судорожно хватаетсяза стену, чтобы не упасть, за ворот мундира, чтобы не задохнуться. Он при последнем издыхании. За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Главари фашизма сцеплены друг с другом, как хоровод мертвецов в пляске смерти, хотя никто из действующих лиц не смотрит друг на друга. Где­то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих!), громыхает советская артиллерия. Надвигается заслуженное возмездие – полное торжество победителей, освобождающих мир от фашизма. Кукрыниксы рассказывают: «Нам хотелось дать почувствовать, что в нашей картине незримо существует положительное начало, хотя оно и не изображено».Вырвавшись из тьмы, Гитлер попадает в резкую полосу зеленоватого, мертвенного света. Его страшная фигура отбрасывает тень на толстую дверь бомбоубежища; Гитлери тень, повторяющая его судорожный жест, привносят в картину резкую ноту беспокойства и призрачности. Смесь комического и зловещего—в этой внезапности появления, в резкой светотени, в зеленовато­фиолетовом холодном колорите, в беспорядке, который царит в бомбоубежище и выдает полную растерянность его обитателей.Кукрыниксы рассказывали, как они впервые столкнулись с главарями фашистов в Нюрнберге: «Мы рассматриваем пока еще пустой зал суда, как вдруг из выдвижной двери боковой стены внезапно появляется знакомая фигура. И зачесанные назад с залысинами волосы, и бабье, с кусками румянца обрюзгшее лицо, и тонкий, широкий лягушечий рот, без нижней губы. Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам. Это он – Геринг». Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное... сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художникови подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера.В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные. Кукрыниксы запомнили, как «фюрер, задыхаясь в бесконечных речах, рвется к власти, как, захватив ее, неистово торжествует, лихорадочно строит планы разгрома мира... потирает руки и притопывает ногами». Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. «... Перед зрителем на фоне бронепоезда – окруженная усиленной охраной, согбенная фигура Гитлера в длинном черном плаще, из­под которого робко высовывается левая рука для рукопожатий, правая после покушения не действует». Эти фильмы помогли художникам так убедительно изобразить Гитлера с его резкой жестикуляцией, с его искаженной страхом физиономией. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ.Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины. Политическая зрелость мышления Кукрыниксов, партийное понимание классовой борьбы сказались и в выборе ими сюжета. Художники нашли такую сюжетную ситуацию, которая позволила им показать фашистскую клику в каменном

    znanio.ru

    Кукрыниксы — WiKi

    Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».

    Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

    Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы[1])

     

    Кукрыниксы на фронте, 1942 год

    В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

    Кукрыниксы, — те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.

    — Герман Огородников на Boo!Фест 13 марта 2011

    Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

    Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

    Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»[2]). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и других.

    Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.

    ru-wiki.org


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта