Техника Trompe-l’oeil — создаем оптическую иллюзию в саду. Картина обманка


1.4. «Обманка» как жанр реалистической живописи

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы в стороне от других и которые называются «обманка», или «тромплей».

С виду обманка - это просто разновидность натюрморта, но отличить ее от натюрморта не трудно, слишком уж явно автор обманки пытается выдать рукотворное изображение (живопись, рисунок, фреску или мозаику) за кусок реального мира.

 Применение обоих терминов («обманка» и «тромплей») для обозначения картин этого жанра является правомерным. Считается, что обманки лучше всего рассматривать в оригиналах, так как репродукции в журналах и книгах неспособны передать всю полноту ощущений. В значительной степени это объясняется тем, что нужный эффект «обмана» обычно связан с размером оригинала и с расстоянием между изображением и зрителем.  Искусствоведение этот жанр почти не замечает, и в «Историях искусств» тромплеи можно отыскать с трудом.  Многие тромплеи, несмотря на то, что их главной задачей было лишь введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в залах музеях, где такие композиции, конечно же, не могут обмануть зрителя, зато неизменно возбуждают у него искреннее восхищение [9]. 

История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину. Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало - на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал.

«Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.  «Не могу, - ответил Паррасий, - ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца». 

Распространению такого рода картин уже в Новое время способствовало изобретение перспективы, светотеней, но особенно… масляных красок.  Рецепты их приготовления встречались еще в книгах XIII века.  В начале XV века великий голландский художник Ян ван Эйк настолько улучшил технологию приготовления красок, что его считают изобретателем живописи маслом. 

Он первым достиг в своих работах исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов.  После Яна ван Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с живой природой.  Временем расцвета тромплей в Европе стал ХVII век, и это относится, прежде всего, к Италии, Голландии, Бельгии, Франции.  Правда, первой после античности европейской обманкой считается, созданная еще в XVI веке, знаменитая картина итальянца Якопо де Барбери «Куропатка и железные перчатки» (1504, Старая Пинакотека, Мюнхен).  В ней уже были все признаки тромплеи - виртуозная иллюзорность манеры изображения (перья убитой птицы, сверкающий металл рыцарской перчатки), а, главное, художник заставляет задуматься зрителя - двухмерная живопись перед ним или трехмерные реальные объекты?  Ведь даже нарисованная бумажка с подписью мастера столь реальна, что, кажется, колеблется от нашего дыхания. 

Выдающимися создателями обманок в XVII веке были ученик Рембрандта голландец Самуэль ван Хоогстратен и  фламандец Корнелис Норбертус Гейсбрехт, ставший придворным художником датского короля. 

Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине.  Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее. Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком. 

Поскольку тромплеи в принципе делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, они иногда не вставлялись в раму, чтобы  выглядеть как можно более естественными [8].

Жанр живописной обманки XVII века оказался тесно связан с искусством самых разных уровней, эмоционально объединяя виртуозные, но всего лишь любопытные обманки Хоогстратена и  Гейсбрехта, например, с высочайшим искусством Питера де Хоха и Вермеера Дельфтского.  В России самым знаменитым мастером тромплеи был художник начала XIX века граф Федор Толстой. Он был почетным членом многих европейских Академий художеств. Сложно даже сказать, какие произведения в первую очередь приходят на ум любителю искусства при упоминании его имени, но «кормили» художника именно картины-обманки, которые он часто выполнял на заказ, в том числе для императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны.  И в этом искусстве Федору Толстому трудно найти равных.  Свою знаменитую акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818 г.) он повторял столь многократно, что сам художник говорил: «... можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной» [9]. 

С одной стороны, тромплеи могут показаться данью примитивному натурализму или «внехудожественному» иллюзионизму, демонстрирующему ловкое мастерство художника и более ничего.  В самом жанре обманки заложено, как сказал бы М. Булгаков, «разоблачение всяческой магии», картина сама показывает нам, как искусство обманывает нас.  В таком случае, это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства.

С другой стороны обманка выступает в искусстве как определенный этап в выработке принципиального представления о том, что же такое искусство. 

Обманки как жанр - это не просто этап, не просто тщательно, иллюзионистически нарисованные наборы предметов; это еще и воплощенное не в словах, а в красках и линиях знание о природе искусства. Это своего рода попытка дать ответ на мучительный вопрос в вечном споре-диалоге художника и зрителя о том, где же грань, разделяющая мир нарисованный, т. е. мир искусства, от того, что мы условились называть миром реальности. Собственно говоря, главным содержанием картин-обманок и является эта самая грань. Вот такие непростые размышления вызывают, казалось бы, простые картины, называемые  "обманками", хотя, по сути, речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи [8].

studfiles.net

Обман зрения: картинки-обманки, которые заставят поразмыслить

4127 просмотров

460

В интернете разгорелся очередной спор. Юзеры не могут определиться, кто изображён на снимке. Одни считают, что это Билл Мюррей, другие уверены, что это Том Хэнкс. И пусть в подписи к фото написано, что это Билл, споры продолжаются. Посмотреть другие картинки-обманки ты сможешь в нашей подборке.

Посмотри внимательно на эти ноги. Как ты видишь, они намазаны маслом. Или нет? Оказывается, это всего лишь полоски белой краски.

На этой картинке ты видишь два бруска. Посмотри на один конец, потом на другой. Они расположены рядом или один лежит на другом? Вот она, иллюзия обмана.

А вот обманка с шоколадом. На этой гифке ты видишь, как из ниоткуда появляется лишний кусок шоколада. Повтори этот опыт дома, и ты получишь бесконечный шоколад! Ну ладно, на самом деле он всего лишь хитро сокращается на незаметную 1/5 дольку шоколада.

Здесь ты видишь обычные фотографии звёзд с двух сторон. Но если смотреть на крестик по центру, то периферическое зрение превратит их в уродцев.

А теперь лови картину в нашей подборке. Полотно «Старый рыбак» было написано венгерским художником Чонтвари в 1902 году. В ней таится секрет, который разгадали лишь после смерти автора. Если приложить по середине зеркало к каждой из сторон, то мы увидим новые изображения. Слева будет Бог на фоне тихого моря, а справа — Дьявол, неспокойное море и вулканы.

Посмотри внимательно. Эта кошка спускается или поднимается? Ну, что, готов услышать правильный ответ? Она всё-таки идёт вниз. Пользователи выяснили это по выступам ступенек лестницы, по тени кошки и по положению лап.

Колесо обозрения — следующее в нашем списке. В зависимости от точки, в которую ты будешь смотреть, оно будет крутиться либо по часовой стрелке, либо против!

Если смотреть на следующей гифке на пол, то движение будет быстрым. А теперь попробуй посмотреть на стены, и оно замедлится!

Мы хотим напомнить тебе про самую известную картинку-обманку последних лет... Так какого же цвета это платье? Кстати, мнения в нашей редакции разделились! Но мы много не спорили, потому что #настроениехит .

© muz1.tv

4127 просмотров

460Больше новостей

www.muz1.tv

Техника Trompe-l’oeil - как сделать оптическую иллюзию

Как много существует дизайнерских идей для ландшафта, которые хочется воплотить в жизнь! В этом плане повезло владельцам крупных земельных наделов – им разрешено почти все. Разбить аллею в регулярном стиле – не проблема, высадить цветущий луг за стенами дома – тоже. «Явно на моем маленьком участке всей этой красоты не видать», — подумаете вы. И будете неправы! Конечно, настоящую аллею разместить на небольшом клочке земли между огородными грядками и садовыми деревьями проблематично, но ведь можно создать полную оптическую иллюзию ее присутствия. Тогда вы будете любоваться этой красотой каждый день – как только выйдете во двор своего участка. 

На самом деле, существует множество способов создания оптических иллюзий, но мы остановимся на одной из наиболее ярких техник, первооткрывателями которой были древние римляне. Речь идет о старинном искусстве Trompe-l’oeil (тромплей), что в переводе с французского означает «обман зрения».

Trompe-l’oeil – это реалистичные картины-обманки, с помощью которых создаются иллюзии полного присутствия в пространстве того, чего на самом деле нет. Вспомните рисунок очага на холсте, который увидел Буратино в каморке папы Карло – это и был тромплей, обманувший деревянного человека, решившего сунуть свой нос в котелок. В саду Trompe-l’oeil используется в виде изображений перспектив, якобы открывающихся за несуществующими окнами, скульптурных элементов, визуально встроенных в стены построек. Одним словом, с помощью этой техники на вашем участке могут появиться любые предметы или растительные композиции, со стороны практически неотличимые от настоящих.

За дверью находится иллюзорное пространство - Trompe-l’oeil

За дверью находится иллюзорное пространство — Trompe-l’oeil

Главной задачей искусства тромплей является визуальное расширение пространства, которое будет особенно заметно на небольших, ограниченных глухими заборами, участках. Нарисованные на стенах ниши, через которые видны бесконечные поля и сады, «раскрывают» замкнутое пространство и визуально увеличивают его. Ну и конечно, не стоит забывать, что такие картины-обманки делают ландшафтный дизайн любого участка интереснее. Различные двери и окна, за которыми открываются новые, живописные горизонты, придают пространству необыкновенную загадочность.

Рисунок в стиле тромплей должен быть максимально реалистичным, поэтому самостоятельно экспериментировать с написанием пейзажей не следует. Найдите профессионального художника или фотографа, который владеет приемами этого искусства – только тогда вы получите нужный эффект реализма.

Техника Trompe-l’oeil - создание оптических иллюзий

Техника тромплей должна выполняться тем человеком, который в этом что-то понимает

Кроме этого, при создании произведения Trompe-l’oeil следует учитывать угол зрения смотрящего на иллюзорный объект и игру света. «Обманка» становится визуальной реальностью чаще всего с определенного угла зрения. Именно поэтому так важно не просто создать интересную композицию, но и разместить ее так, чтобы иллюзия действительно работала. Просмотрите композицию с разных сторон, возможно где-то придется ограничить угол зрения. В этих местах будет необходимо разместить отвлекающие объекты – опоры с вьющимися растениями, деревья, статуи и т.д.

[include id=»5″ title=»РСЯ — в тексте»]

Часто в рисунках Trompe-l’oeil наблюдается эффект продолжения линий реального объекта, расположенного возле стены. Со стороны трудно различить, где заканчиваются настоящие ветви дерева и начинаются нарисованные. Также картина может до мельчайших деталей копировать каменную или кирпичную кладку стены, на которой она размещена. Таким образом происходит слияние произведения Trompe-l’oeil с настоящими объектами и создание целостной ландшафтной композиции.

Нарисованная лошадь заскакавает на настоящий газон!

Нарисованная лошадь заскакивает на настоящий газон!

Помните, что любой, даже самый искусный рисунок, все же остается рисунком и при ближайшем рассмотрении это видно. Поэтому не рекомендуется размещать иллюзорные «обманки» слишком близко к предполагаемым местам их рассмотрения. Часто их устанавливают в конце садовой тропинки или аллеи – тогда обман раскроется только тогда, когда зритель вплотную подойдет к картине.

Дверь в конце аллеи - всего лишь "обманка"

Дверь в конце аллеи — всего лишь «обманка»

Изображенный на глухой стене пейзаж раскрывает пространство внутри дома и превращает его в открытую террасу с колоннами. Этот прием переворачивает наше восприятие и заставляет верить, что стены не существует.

Имитация террасы возле дома

Имитация террасы возле дома

Пригодятся иллюзорные объекты и в том случае, если на участке существуют некрасивые хозяйственные строения. Любые гаражи, старые сараи, трансформаторные будки можно украсить реалистичной картиной и превратить в интересный ландшафтный объект. Особенно эффектно такая настенная живопись будет смотреться в тандеме с растениями, перголами, трельяжами, каменными россыпями и другими декоративными элементами.

[include id=»6″ title=»РСЯ — в тексте»]

Рисунки в стиле тромплей на заборе

Рисунки в стиле тромплей на заборе

Если на стене выложить очертания окна из кирпичей и заполнить его картиной с изображением прованского пейзажа, то издалека будет казаться, что стена вашего дома граничит с южными районами Франции.

Луга Прованса за окном

Луга Прованса за окном

Реалистичность картин в стиле тромплей эффектно дополняют различные арочные и решетчатые деревянные конструкции. Деревянная арка создает полное ощущение, что дорожка не заканчивается возле стены, а продолжается и ведет вглубь сада.

Деревянная арка создает ощущение реального продолжения сада

Деревянная арка создает ощущение реального продолжения сада

А для такого огорода найдется место даже на самом маленьком участке!

Иллюзорный огород за аркой

Иллюзорный огород за аркой

Удивительная техника Trompe-l’oeil поможет вам сделать такой участок, какой вы только захотите и разместить там все, что душе угодно. Ну и что, что это будет всего лишь иллюзия! Красота вашего участка, его оригинальность и самобытность будут целиком настоящими!

landscape-project.com

Картинки обманки

Доступно: Для всех

9 июля 2012, 22:34

Проверяем, кто о чем подумал:-)

 

картинки обманки

Сколько точек ты видишь на свиторе?

картинки обманки

Посмотри на горы. Что ты видишь?

картинки обманки

Все квадратики одного цвета, хоть в это и трудно поверить.

оптические иллюзии

Кажется, будто квадрат “парит” в воздухе над точками.

оптические иллюзии

 

Сколько тут символов Америки?

оптические иллюзии

Сконцентрируйтесь на желтых точках — и колесо будет вращаться по часовой стрелке. Сосредоточьтесь на красных — и колесо начнет вращаться в противоположную сторону.

оптические иллюзии

На картинке — отпечаток пальца, но не простой, а со смыслом. Хотите узнать смысл — отойдите подальше от монитора.

оптические иллюзии

Иисус В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок. Попробуйте быстро поморгать.

Иисус

 

 

 

 

 

 

 

fc612bd3077f-web 

 

 

 

 

 

 

Тест-картинка для наших мозгов и зрительного восприятия. Если девушка которую вы видете крутится по часовой стрелке, то у вас развито больше правое полушарие мозга, если против, то левое. Ну а если усилием воли вы наконец заставите крутиться её ивлево и вправо когда вам этого захочется, то у вас повышенный IQ.Для всех скептиков — картинка не крутится то туда, то сюда. Она крутится в одну сторону. Но можно заставить себя видеть вращение в обе стороны.  bZrc8nwD7S 

 

 

 

 

 

 

 

 

На минуту сосредоточьте взгляд на синей куче хлама в дверном проёме

 

1-51

www.baby.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта