Описание картины Николая Неврева «Опричники». Картины неврев


Николай Васильевич Неврев и "архиерей"

Н.В.Неврев. Автопортрет. 1858
Художники для Третьякова были какие-то высшие люди, носители какой-то великой правды, в доме Третьяковых все говорили о художниках, как о самых достойных людях в мире.

-Художник пришел! Художник приехал!- с восторгом и трепетом говорили во всем доме и во дворе – кучера, горничные, служащие конторы.

Сам всегда серьезный, малоразговорчивый, Павел Михайлович вдруг оживлялся, он особенно любезно говорил с  художником, как никогда и ни с кем. При встрече с художником обычно троекратно целовался.

На первых порах нас всех, помню, удивляло: к нам в галерею едут и великие князья, и графы ,и генералы,  выражают желание видеть Павла Михайловича, познакомиться с ним, поговорить, а он приказывает сказать: "его дома нет" , "выехал неизвестно куда".  А приедет художник – нет ему гостя дороже. И к себе в кабинет пригласит (а обычно звал к себе других лиц редко), и в дом поведет, во второй этаж, к своей семье, где Вера Николаевна угощает завтраком.

Н.В.Неврев.Воспитанница.1867

Художник Неврев был первым старейшим другом, как я помню, в доме Третьяковых. Еще в 1867 году он написал картину "Воспитанница", на которой изобразил комнату  в доме Третьяковых, где видна картина С.Щедрина "Лунная ночь". Картина и сейчас находится в экспозиции галереи, и кто хочет знать, в какой обстановке жил в то время Третьяков, пусть посмотрит на эту картину.

Сам Неврев жил тоже недалеко от Лаврушинского переулка, возле Краснохолмского моста. Был он коренной москвич, всю жизнь прожил в Замоскворечье, и должно быть, Третьякову особенно нравилось, что Неврев изображает близкий ему быт. Художник часто приходил к Третьяковым к обеду, за обедом рассказывал анекдоты, громко смеялся. Самого Павла Михайловича он называл "архиереем".

Он не прочь был выпить, а у Третьяковых за обычным обедом вина совсем не полагалось. Тогда он начинал расспрашивать Веру Николаевну, не именинник ли кто-нибудь из ее родственников или знакомых. -Да, именинник есть, вот троюродный братец… -Так это же надо  вас поздравить!- радостно говорил Неврев.

А Вера Николаевна уже знала, почему гость именинников разыскивает, и приказывала подать вина. Увидев бутылку, Павел Михайлович тотчас забирал свои газеты и книги (он всегда за столом сидел с книгами) и уходил к себе в комнату.

Неврев после обеда обычно оставался, читал вслух книгу. Читал он очень выразительно, и послушать его собиралась вся семья Третьяковых.

Н.В.Неврев.Смотрины. 1888

Неврев работал много и плодотворно. Все собиратели любили его и старались наперебой купить у него картины. Так что Неврев жил сравнительно с другими художниками неплохо: его квартира была из трех комнат с мебелью красного дерева, старинного фасона. Одну из своих комнат он изобразил на картине "Смотрины", где батька сватает сынка-семинариста за дочку попадьи. Но в первом этаже дома, в котором он жил, находились квартиры извозчиков ,битком набитые людьми. Во дворе всегда стояли извозчичьи сани, лошади, телеги.

Помню, когда придешь к нему, на дворе, шум и гам. На Николу-зимнего художник обычно справлял свои именины, и вот тогда поздравлять его приезжали все московские коллекционеры - Солдатенков, Боткины, Харитоненко, Третьяковы-все в блестящих экипажах, на тысячных рысаках. Веселый художник угощал своих почетных гостей.

Дружил Третьяков с Невревым до своей смерти. После смерти Третьякова совет галереи предложил Невреву пост директора галереи, но он отказался, ссылаясь на старость (ему в то время было уже 69 лет) .

 

  Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

tretyakovgallery.blogspot.com

Николай Неврев — исторический и жанровый живописец

 Сегодня поговорим о творчестве одного их передвижников Неврева Николая Васильевича 1830-1904г, исторического и  жанрового живописца.Некоторые картины мне были знакомы,но интересно посмотреть и другие его жанровые работы.Они напоминают театральные мизансцены.

   Автопортрет.     

          Рожденный в московской купеческой семье Николай Неврев лишь в двадцать один год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

              По отзывам современников, после ухода из училища Н.В. Неврев рисует много портретов, не броских по колориту, но отличающихся правдивостью и элементами психологизма. Известно, что в 1859 году он получает звание классного художника. В 1866 году написан "Торг", пишутся "Протодиакон", провозглашающий на купеческих именинах многолетие (1866) и "Воспитанница" (1867)

                   За пятьдесят с лишним лет творческой деятельности Николай Неврев создаст огромное количество картин с изображением жанровых сцен и эпизодов. Он оставит нам в наследство живопись о судьбах людей своего времени.

                   Рассмотрим более подробно одну из успешных его работ,которая принесла ему известность.

Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого.

             Художник талантливо кистью выразил свое отношение к дикости нравов современного ему общества. Написана картина, видимо, между годом отмены крепостного права (1861) и годом появления полотна перед зрителями (1866). Хотя кто знает: может быть, была написана много раньше и ждала своего дня?

                     На лицах двух главных персонажей — продавца и покупателя — нет "радищевских" следов преступлений. Идет спокойное обсуждение сделки. Сделки о продаже человека.

                   Возможно, показ этого будничного (или рутинного) для тех времен события и есть вершина гениальности обличения российского зла. Н. Неврев показывает продавца, имеющего интерес к литературе, живописи и даже к свободолюбивым идеям (на стене можно рассмотреть гравюру с изображением известного деятеля французской буржуазной революции Мирабо).

                      Картина получила широкое общественное звучание. И хотя власти все сделали для того, чтобы она не попала на Международную художественную выставку, российская общественность в лице Общества любителей художеств наградила Торг Н.В. Неврева первой премией. Очень скоро она попала и к П.М. Третьякову, приобретя тем самым еще большую известность и популярность. 

Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие

 Воспитанница.

                    Картина «Воспитанница» выполнена в минорном ключе. Да и как иначе изобразить, сложившуюся ситуацию. Бедную родственницу воспитали из милости в богатой семье, где её соблазнил сын-офицер. Она беременна. Ее срочно пристраивают замуж: подобрали подходящего человечка, возможно, посулили какое-то приданое. Это смотрины, на них раньше всегда присутствовал священник.

Увещевание.

Священник уговаривает супругов помириться и сохранить брак.

Смотрины.

На этой картине художник изобразил одну из своих комнат , где батька сватает сынка-семинариста за дочку попадьи. 

 

              Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением

  В. Пикуль писал:                    

 «Прасковья Юсупова оставила после себя легенды и очень мало документов. Не сохранилось даже портрета ее. Только в Третьяковской галерее висит картина Неврева «Княжна Прасковья Юсупова перед пострижением». Люди проходят мимо картины, не зная, что на ней очень точно изображен грозный Ушаков, не зная, какая трагедия разыгрывается здесь.

                      Во мраке пытошного застенка чистым белым пятном светится фигура княжны. Ей жаль своей загубленной юности, но она не покорилась. Это не трава, которая гнется под ветром, — это ногайка, которую как ни сгибай, все равно выпрямится...

                            Через восемь лет «несчастную измученную женщину по соображениям высшей политики нашли необходимым вновь подвергнуть истязаниям и тяжко избили шелепами. Никому не приходило в голову спросить себя, для чего нужно это бездонное море крови и слез, да и некогда было: много танцевали, пили, ели и мелькали в вихре флирта...»

 "Протодиакон", провозглашающий на купеческих именинах многолетие (1866)

                 

                1870-е гг. Н. В. Неврев обратился к темам русской истории, и историческая живопись впоследствии стала преобладающей в его творчестве. Для конкурса, объявленного А.В. Праховым в связи с основанием в Москве Исторического музея, Неврев исполнил три произведения: «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма».

 

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

 

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III

Николай Неврев. Дмитрий Самозванец у Вишневецкого. 1876. 

Картина «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» полна интриг и загадок. В1604 г. в имении польского магната Адама Вишневецкого под городом Самбором (Западная Украина) появляется человек, называющий себя царевичем Димитрием, сыном Иоанна Грозного.

                        В Москве считали, что этот самозванец в действительности монах-расстрига Григорий Отрепьев. Вишневецкий, воспользовавшись таким «удачным» обстоятельством и военной поддержкой короля Польши Сигизмунда III, готовит поход на Москву. Изображенное художником боевое оружие, висящее на стене, — символ готовности к походу, а бумага, зачитываемая Вишневецким Лжедмитрию, — письмо от короля, в котором говорится, что он готов предоставить войско. Поход начался осенью 1604 г., и уже в июне 1605 г. Лжедмитрий вошел в Москву.

                                Перед тем как направиться в Речь Посполитую, Григорий Отрепьев побывал в монастыре у Марфы Нагой, матери царевича Димитрия, которая якобы отдала ему единственную сохранившуюся у нее реликвию погибшего сына — наперсный крест.                                   Его и показывает Лжедмитрий Вишневецкому как доказательство того, что он настоящий царевич. Стоящий за спиной Вишневецкого польский ксендз — представитель католической церкви, которая была заинтересована в походе на Москву для установления на Руси католичества.

 

Василиса Мелентьевна и Иван Грозный

                        Василиса Мелентьева шестая жена или, по выражению современников, «женище» царя Ивана IV Васильевича Грозного. Названа она так потому, что царь не венчался в церкви с Василисой Мелентьевой, она взята им была для соития по одной молитве. Поговаривали, что он венчался с Василисой тайно, но доподлинно это неизвестно.

                       Впервые увидев Василису, Иван IV был так поражен ее красотой, что тут же приказал заколоть ее мужа, стремянного Никиту Мелентьева. Уже через несколько дней «прекрасная вдова» появилась в царском дворце и заняла в нем главенствующее положение. Иван IV очень изменился, почти прекратились казни. но продолжалось это недолго. Заподозрив (по другим сведениям, уличив) ее в измене, царь насильно постриг ее в монахини в 1577 году. По другой версии она была похоронена заживо в общей могиле вместе с убитым любовником.

Опричники.

              На картине запечатлены события, предшествующие убийству конюшего боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина, которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!».

 

Митрополит Филипп и Малюта Скуратов

                         «В Твери, в уединенной тесной келии Отроча монастыря еще дышал святой старец Филипп, молясь... Господу о смягчении Иоаннова сердца: тиран не забыл сего сверженного им митрополита и послал к нему своего любимца Малюту Скуратова, будто бы для того, чтобы взять у него благословение.

                       Старец ответствовал, что благословляют только добрых и на доброе. Угадывая вину посольства, он с кротостию промолвил: „Я давно ожидаю смерти; да исполнится воля государева!“ Она исполнилась: гнусный Скуратов задушил святого мужа, но, желая скрыть убийство, объявил игумену и братии, что Филипп умер от несносного жара в его келии» — так писал Карамзин о смерти митрополита Филиппа.

Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей,

патриархом Адрианом и учителем Зотовым.

 

Дед Василий

 

Мальчики, играющие в карты

  

Монахи

Семейные расчеты (Раздел по наследству) 

Просительница

 

Михаил Щепкин

 

 Пряха.

Портрет М.И.Третьяковой

Женский портрет.

Портрет молодой женщины в черном бархатном платье

                Неврев принадлежит к ведущим мастерам русской жанровой живописи второй половины XIX века; для его произведений характерны обличительная острота, убедительность социальных характеристик, подробная разработка сюжетных ситуаций.

             Последние годы жизни испытывал сильную нужду. На семьдесят четвертом году жизни, от отчаяния, застрелился в своём имении Лысковщина в Могилёвской губернии.

Источники.

http://www.tphv-history.ru/persons/Nikolay-Nevrev.html

http://www.artsait.ru/art/n/nevrev/main.htm

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1574865

http://www.akmar.info/art/nevrev-nikolay-vasilevich-1830-1904/

maxpark.com

ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ НЕВРЕВ. ИСТОРИЯ РОССИИ В КАРТИНАХ

Николай Васильевич Неврев – русский живописец, автор жанровых и исторических картин.

художник Николай Неврев картины - 02Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие

Николай Васильевич родился в 1830 году в Москве, в купеческой семье. Рано осиротел и рано начал работать. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества поступил уже в достаточно зрелом возрасте (Николаю шёл 21 год), обучался пять лет и вынужден был оставить училище до срока в связи с тяжелым материальным положением.

В связи с тем, что Николай Васильевич училища не закончил, его выпустили со званием свободного художника.

Ради хлеба насущного свободный художник начал писать портреты на заказ и очень скоро стал одним из самых популярных портретистов Москвы. Критики особо отмечали (в тот период) портрет М.И. Третьяковой, как образец глубокого проникновения художника в личность, отображение не только внешнего сходства, но и раскрытия глубинного личностного содержания.

В 1859 году Неврев получает звание классного художника.

Очень скоро художник перешёл от портретов к написанию сценок из русского быта, а в середине семидесятых годов появились первые полотна на исторические темы.

В 1881 году Николай Васильевич вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Как результат – появляются картины «ярко реалистичные с глубоким социальным протестом».

Последние годы своей жизни художник провел в своём имении Лысковщина (Могилевская губерния). Николай Васильевич сильно нуждался и 3 мая 1904 года застрелился.

КАРТИНЫ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА НЕВРЕВА

художник Николай Неврев картины - 03Воспитанница

художник Николай Неврев картины - 04

Торг. Сцена из крепостного быта

художник Николай Неврев картины - 05Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III

художник Николай Неврев картины - 06Увещевание

художник Николай Неврев картины - 07Опричники

художник Николай Неврев картины - 08Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением

художник Николай Неврев картины - 09Мочалов среди почитателей

художник Николай Неврев картины - 10Смотрины

художник Николай Неврев картины - 11Последние минуты митрополита Филиппа

художник Николай Неврев картины - 12Семейные расчеты (Раздел по наследству)

художник Николай Неврев картины - 13Возвращение солдата на родину

художник Николай Неврев картины - 14Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

художник Николай Неврев картины - 15Шут (Опальный боярин)

художник Николай Неврев картины - 16Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым

художник Николай Неврев картины - 17Василиса Мелентьевна и Иван Грозный

художник Николай Неврев картины - 18Монахи

художник Николай Неврев картины - 19Портрет М.И. Третьяковой

via

sen-sey15.livejournal.com

Русская живопись. Художник Неврев Николай Васильевич. Биография. Картины

Неврев Николай Васильевич

Сын купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Получил звание свободного художника. Состоял в рядах Товарищества передвижных художественных выставок. В ранний период творчества преобладали портреты, позднее увлекся жанровой живописью. Обращался к исторической теме. Просмотреть картины Неврева

Биография и творческая деятельность

Неврев Николай Васильевич родился в 1830 году в Москве в семье купца. В 1851 году поступил в только что открытое Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), обучаясь в нем под руководством исторического и жанрового живописца М.И. Скотти. Получил звание свободного художника за картину «Домашняя крестьянская сцена». Закончил обучение в 1855 году. С 1881 года был членом «Товарищества передвижных художественных выставок». Большую часть жизни прожил в Москве.

В ранний период творчества писал преимущественно портреты. Среди наиболее известных работ можно выделить «Портрет М.И. Третьякова» (1860-е), Автопортрет (1863) – со шляпой, тень от которой наполовину скрывает лицо. Однако наибольшую известность получил как жанрист. Главные жанровые произведения Неврева: «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Странник в купеческой семье», «Из недавнего прошлого» (1866), «Наследство после чиновника», «Смотрины» (1888), «Воевода», «Две подруги». Некоторые произведения Неврева близки к журнальным карикатурам, среди которых «Купец-кутила» (1877), «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах» (1866). В самой известной своей картине «Торг. Из недавнего прошлого» (1866) Неврев проявил себя выдающимся мастером картинной драмы. В один ряд с данным произведением можно поставить аналогичные по жанру «Семейные расчеты» (1888).

В своем творчестве художник не раз обращался к российской истории, создав несколько остродраматичных произведений, преумноживших традиции романтического историзма, среди которых можно выделить следующие: «Патриарх Никон перед судом 1 декабря 1666 года» (1885) и «Ярослав Мудрый напутствует дочь Анну в замужество французскому королю Генриху I» (обе картины находились в Киевском музее русского искусства, пропали во Вторую мировую войну), «Княжна П.Г. Юсупова перед пострижением» (1886), «Князь Роман Галицкий и панские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневского» (1881), «Мочалов среди своих поклонников» (1888), «Представление Ксении Годуновой Лжедимитрию» (1882), «Захар Ляпунов и Василий Шуйский» (1886).

Последние годы своей жизни Неврев прожил уединившись в своем имении Лысковщина в Витебской губернии, страдая от нервного расстройства. Неврев покончил с собой в своем имении 3 (16) мая 1904.

Картины Неврева  

mail.art19.info

Николай Васильевич Неврев

Для увеличения - нажмите на изображение

Автопортрет. 1858

 Николай Васильевич Неврев родился в 1830 году в Москве, в купеческой семье со средним достатком. С детства стал увлекаться живописью и ничем другим заниматься уже не хотел. 

Жизнь свела Н.Неврева с актером Скотти, братом известного живописца Михаила Ивановича Скотти, который был и сам когда-то живописцем. Скотти и принял участие в жизни Н.Неврева, показал ему, как составляются краски, как ими пишут... На 21-м году жизни мечта Николая стать художником осуществилась, и он поступает в Московское училище живописи и ваяния. Учился непосредственно у инспектора Училища, обрусевшего итальянца Скотти и был одним из его любимейших учеников.

После пяти лет обучения написал картину "Домашняя крестьянская сцена". В марте 1855 г. он получил за эту картину звание "неклассного художника по живописи домашних сцен". Год спустя на место Скотти в Училище пришел С.К.Зарянко - знаменитый в то время портретист. Но учиться у него Н.Невреву не пришлось. Он поссорился с новым руководителем и вынужден был, не окончив курса, уйти из Училища.

Бытовой жанр всегда пользовался в Училище живописи и ваяния особым вниманием и Николай, пока находился в его стенах, занимался в основном жанровой живописью. Но выйдя из Училища, он начал работать как портретист и как художник, рисующий картины на исторические сюжеты.

В начале 1860-х годов художник знакомится с П.М.Третьяковым, и становится частым гостем в доме. Третьяков заказал портрет актера Щепкина. В начале 1860-х годов Н.Неврев написал несколько портретов родственников П.М. Третьякова. Николая признают одним из лучших портретистов России. Его портреты начинают пользоваться успехом у публики, их сравнивают с портретами С.Зарянко, который в те времена считался мастером портретного искусства.

Несмотря на успех, который имели его портреты, Н.Неврев в середине 1860-х годов совершенно перестал работать как портретист и целиком обратился к бытовой живописи.

За пятьдесят с лишним лет творческой деятельности Николай Неврев создаст огромное количество картин с изображением жанровых сцен и эпизодов. Он оставит нам в наследство живопись о судьбах людей своего времени.

В большинстве жанровых полотен Николай Неврев знакомит нас со своими героями в минуты их эмоционального подъема. И в этой атмосфере необычности происходящего можно, кроме точности бытовых подробностей, почувствовать особый аромат истории нашего общества, нашей страны.

Последние картины Неврева почти не продавались. Лишь изредка в газетах и журналах печатались строки положительных откликов на его произведения. Художник испытывал страшную нужду.

В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова, Невреву предложили пост директора галереи, но он отказался, ссылаясь на старость. С годами художника все больше и больше удручала болезнь. Последние годы своей жизни Неврев прожил уединившись в своем имении Лысковщина в Витебской губернии, страдая от нервного расстройства. Неврев покончил с собой в своем имении 3 (16) мая 1904.

*   *   *

Галерея (37 изображений)

*   *   *

gorenka.org

Неврев, Николай Васильевич - это... Что такое Неврев, Николай Васильевич?

Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Происхождение: Подданство: Жанр: Учёба: Стиль: Известные работы: Влияние: Влияние на: Награды:
Николай Васильевич Неврев
Николай Васильевичъ Невревъ
Автопортрет, (1858).Автопортрет, (1858).

3 мая (16 мая) 1830(1830-05-16)

Москва,Российская империя

3 мая (16 мая) 1904(1904-05-16) (74 года)

Имение Лысковщина, Оршанский уезд, Могилёвская губерния,Российская империя

Купечество

Flag of Russia.svg Российская империя

историческая, портретная, жанровая живопись

МУЖВЗкласс М. И. Скотти

реализм

«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого.»,«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие.»,«Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма».

М. И. Скотти

Н. П. Ульянов

первая премия Московского Общества Любителей Художеств за картину «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма».

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Никола́й Васи́льевич Не́врев (3 [16] мая 1830, Москва — 3 [16] мая 1904, Могилёвская губерния) — русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок[1].

Биография

Неврев Николай Васильевич — исторический и жанровый живописец; родился в 1830 году; учился в 1850—1855 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; при выходе из этого заведения получил звание свободного художника.

Живя постоянно в Москве, писал вначале портреты, а потом сцены русского народного быта и, наконец, с середины 1870-х годов стал брать для своих картин сюжеты преимущественно из отечественной истории.

Главные его произведения по части жанра: «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Из недавнего прошлого» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Наследство после чиновника», «Странник в купеческой семье», «Воевода» (из поэмы Мицкевича;), «Две подруги», «Раздел по наследству» (1889; в Третьяковской галерее, в Москве) и «Сватовство» (1889; там же).

В числе исторических картин этого художника наиболее любопытными могут считаться: «Князь Роман Галицкий и папские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1881; находится в Третьяковской галерее), «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию» (1882), «Захар Ляпунов и Василий Шуйский» (1886), «Патриарх Никон пред судом» (1885) и «Ярослав Мудрый, отправляющий свою дочь Анну в замужество к французскому королю Генриху I» (1888)[2].

Последние годы жизни испытывал сильную нужду. На семьдесят четвертом году жизни, от отчаяния, застрелился в своём имении Лысковщина в Могилёвской губернии[3].

Галерея

Историческая живопись

Жанровая живопись

  • «Увещевание», (1893) — Государственный музей искусств Казахстана.

Портреты

  • Портрет Н., (1897) — частное собрание.

  • Портрет А., (ранее 1904) — частное собрание.

Литература

Примечания

Библиоинформация: VIAF: 63718144

Ссылки

dic.academic.ru

Описание картины Николая Неврева «Опричники»

Описание картины Николая Неврева «Опричники»

Николай Васильевич Неврев начинал свою карьеру как успешный портретист; позднее к его работам добавилось большое количество жанровых картин, в которых художник особенно преуспел. В зрелости перешел на исторический жанр. Современники автора говорили, что по картинам Неврева можно изучать всю русскую историю.

На полотне "Опричники" изображен момент перед казнью боярина Ивана Федорова-Челяднина. Боярин славился своими военными походами, а вот в придворных интригах участия не принимал. Несмотря на это, считался одним из самых влиятельных людей, был очень близок к царю. Все изменилось после появления опричнины. Федоров-Челяднин утратил свое влияние на Ивана Грозного. Постепенно он впал в немилость и даже был заподозрен в измене. Грозный велел бояирну явиться в тронный зал, где заставил его надеть царские одежды и сесть на трон. После преклонил колено перед своим верным слугой, и первым нанес удар ножом приговоренному к смерти.

Иван Грозный на картине Неврева отвел правую руку далеко назад, сжимая кинжал. Лицо его искажено злобой. Все цветовые акценты сходятся на фигуре царя. Его богато расшитые, яркие одежды щедро украшены золотом, солнечные блики играют на лице и одежде. Федоров-Челяднин, напротив, находится в тени, выражение его лица трудно разобрать. Дрожащими руками сжимает он скипетр и державу, держит спину прямо, готовясь принять свою смерть. Примечательны выражения лиц многочисленных слуг царя. Большинство из них подчеркнуто подобострастны, многие покорно склонили головы, стараясь казаться ниже. Те, кто стоит подальше и не находится в непосредственной близости от Ивана Грозного, откровенно хохочут. Художнику отлично удалось передать драматизм ситуации, накал страстей, царящий в тронном зале.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта