Описание картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Жемчуг картина
Жемчуг в картинах художников
Прекрасные жемчужины очаровывают не только прекрасный пол. Эти драгоценности природы вдохновили великих художников на шедевры, которыми веками любуются люди всей планеты.
Знаменитая картина Яна Вермера «Девушка с жемчужной сережкой».
Великолепная картина «Рождение Венеры» Боттичелли, которая находится во Флоренции. Жемчужиной художник представил прекрасную Венеру.
Конечно, самые распространенные картины с жемчугом – это женские портреты. И благородные дамы, и юные девушки всегда любили жемчужные украшения - бусы, колье, серьги из жемчуга, и позировать предпочитали именно в них.
Картины Константина Маковского.
Художница Розальба Каррьера. Картина дамы в бусах из жемчуга.
Портрет императрицы И.Н. Крамского. Императрица изображена в великолепных жемчужных украшениях.
Жемчуг присутствует в картинах не только как украшения, но и как аллегория.
Жемчуг прекрасен не только как украшение на дамах, но и сам по себе. Поэтому его часто использовали как составляющую натюрморта. Колье из жемчуга среди цветов.
А. Н. Антонов «Натюрморт с морскими раковинами, жемчугом и гранатом». Жемчужные бусы в окружении фруктов и раковин.
Современные художники часто прибегают к жемчугу для передачи как красоты, как и сложности этого мира.
Польская художница Джоанна Сьерко-Филиповски. Жемчужина, как подарок одинокому ангелу.
Жозефина Уолл, "Открытие".
Современные художники, использующие компьютерные технологии, тоже очарованы жемчугом. Разноцветные жемчужные вихри и фонтаны из жемчуга.
- < Назад
- Вперёд >
Рождение жемчужины. Картина из жемчуга, розового кварца, перламутра и страз
Картина "Рождение жемчужины"
http://www.livemaster.ru/item/17495637-kartiny-i-panno-kartina-rozhdenie-zhemchuzhiny-rozovyj-kvarts
Розовый кварц, жемчуг, перламутр, стразы, ракушки.
Таинственная, сияющая, переливающаяся.
Легенда о рождении жемчужины.
Солнечный день
Пасмурный день
Рассвет
Закат
Жемчужина олицетворяет лунное начало, силу вод, женское начало океана, свет, посвящение, справедливость. Жемчуг символизирует явление Бога во Вселенной, тайну трансцедентального, которое становится видимым, одухотворение материи, трансмутацию элементов, венец их развития.
Это символ души или духа, заключенного в тело, внутреннего центра, Тайного знания, истины, до которой можно дойти, лишь прилагая усилия, потому что она скрыта, как жемчуг внутри ракушки.
В буддизме жемчужина — одна из «восьми драгоценностей», чистота намерений, сердце Будды, его «третий глаз»; «пылающая жемчужина» — кристаллизованный свет, трансцендентная мудрость, духовное сознание, духовная сущность Вселенной.В Китае это «инь», то есть женский принцип, бессмертие, потенциальность, доброе предзнаменование, гений, окруженный темнотой.У даосов «жемчужина блеска», «жемчужина потенциальности» и «жемчужина ночи» — это «иньские» силы вод и власть Луны над водами. В Исламе жемчужина считалась символом Неба. В христианстве жемчужина означает спасение, Христа-Спасителя, Слово Божие, крещение, скрытую силу гнозиса, необходимую для спасения, «драгоценную жемчужину», ради которой человек должен нырнуть в воды крещения и подвергнуть себя опасностям. Кроме того, это непорочное рождение, чистота, духовная доблесть.
В Древней Греции жемчужина считалась символом родившейся из морской пены Афродиты, «хозяйки жемчуга». Именно жемчуг олицетворял силу вод, космическую жизнь, женское начало. Это символ невинности, чистоты, девственности, совершенства, скромности и склонности к уединению. Жемчужина считалась лунным женским сокровищем, округлая форма которого обозначает совершенство.
Согласно славянским преданиям, не всякая капля воды, попавшая в створки распахнутых раковин, могла стать жемчужиной, а только та, которая стекала с венчика кубышки, лотоса или кувшинки. По этим легендам, капелька из венчика кубышки должна стать золотой жемчужиной и символизировать закат, из венчика лотоса — бледно-розовой и олицетворять восход, а из венчика кувшинки серебристой и характеризовать полдень.
Центр композиции - красивейшая раковина с нерожденным жемчугом размером 16 х 11 см. Картину также украшают крупные белые жемчужины величиной в 1 см! Большие бусины розового кварца величиной в 1,5 см! На картине очень много розового кварца отдельными бусинами и россыпью. Оттеняет нежность розовых оттенков приятный пастельный цвет нефрита. Сверху жемчужины, полудрагоценные камни и раковины покрывает специальный гель с эффектом воды (моя авторская техника), что создает потрясающий 3D эффект присутствия на море. Элементы на картине пришиты вручную.Техники: вышивка жемчугом, вышивка пайетками, объемный коллаж.
Существует легенда, в которой говорится, что розовый кварц – застывший сок земли, с помощью которого можно ощутить единство со всей планетой и обитающими на ней живыми существами, растениями и камнями.Считается, что розовый кварц это камень зарождающейся любви и искренних нежных чувств. Он помогает справиться с душевными переживаниями, забыть обиды и разочарования и начать все сначала.Этот камень - прекрасный талисман для творческих людей. Он стимулирует воображение, наделяет творческой энергией, притягивает успех, дает уверенность в себе.Восточные мудрецы раскрыли в жемчуге магические силы трех важных стихий: Воздуха, Воды и Земли. Жемчужинами называют особенные и уникальные, совершенные творения природы и человека. Созерцание бликов и переливов жемчуга дарует человеку душевное спокойствие и умиротворение. Найти жемчужину считается признаком расположения божественных сил свыше, ведь она принесет богатство, благосостояние, радость и мудрость своему обладателю.
Нефрит считается камнем людей с чистой душой. Магические свойства нефрита помогают его обладателю кардинально изменить свою жизнь и бороться с одиночеством. Зеленый нефрит был традиционным талисманом путешественников и моряков.
www.livemaster.ru
жемчуг Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#52693960 - Retro styled makeup with pearls. Beautiful Young woman portrait
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36293597 - white pearls necklace on black background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#49409345 - Pearl Harbor. Remembrance day. Vector illustration. Patriotic..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#20158113 - Pearl Harbor MemorialРедакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47088878 - Shell pearl isolated on white background. 3d illustration.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#52620869 - Retro woman portrait. Vintage style girl wearing old fashioned..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44844897 - Background with white pearl, vector illustration.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#51267276 - Pearl realistic set isolated on white background. Spherical beautiful..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44513495 - Open shell with a pearl on tropical sandy beach
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45463935 - Oyster with pearls isolated on white background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#40557188 - pearls on a light backgroundВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#24139102 - Pink rose. Rose on a white background. Pink flower. Pink rose..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#4015090 - Picture of a perfume bottle with a pearls necklace around it,..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#55676864 - Homemade Milk Bubble Tea with Tapioca Pearls
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#40809724 - Pile of pearl on the white background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#39304518 - Vintage gold jewelry frame with diamonds and pearls on black,..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44292973 - Pink pearl shiny background. Blurred vector texture.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#64554899 - Top view image of white pearls necklace.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#5864975 - Soft pink rose with a pearl necklace
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#51267217 - Pearl realistic isolated on white background. Spherical peacock..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41642129 - Sea shell with pearl Conch sign logo symbol icon graphic vector.
ru.123rf.com
Жемчуга на картинах русских художников
«Жемчуг в России употреблялся более, нежели во всей Европе», — писал с удивлением в XVII веке шведский путешественник Иоганн Филипп Кильбургер. Действительно, дошедшие до наших дней россыпи перлов в церковном искусстве — на окладах икон, лицевом шитье, священных сосудах — потрясают своей роскошью. А что творилось в светском искусстве, в том числе в последующие века? Нам поможет история моды и торговли. Вспоминаем вместе с Софьей Багдасаровой.
РУССКОЕ ЦАРСТВО
Известно, что в Москву стекалось огромное количество морского жемчуга с Востока. Импортом занимались даже англичане: например, огромную нить подарил царю Борису посол Джером Горсей в 1586 году. Другой иностранец, Жак Маржерет, записал, что видел в казне по меньшей мере полсотни царских нарядов, расшитых по краям драгоценностями, видел платья, полностью вышитые жемчугом, а также «платья, покрытые жемчужной вышивкой на фут, на полфута, на четыре пальца»! Поразили его и полдюжины царских покрывал, вышитых жемчугом полностью.
«Жемчуг бывал мелкий, средний, крупный; различались зерна гурмыдкие, кафимские, зерно раковинное, зерно не алмазное; жемчуг считался по зернам, половинкам и золотникам».
Иоганн Кильбургер
Количество жемчуга в казне легче всего представить по хроникам разгрома: в 1611 году, взяв Кремль, кичливые поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов, а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями и продавали желающим полными шапками.
Жемчуг шел на отделку шапок, обуви, каймы, рукавов… список бесконечен. Эти костюмы можно представить по портретам-парсунам XVII века, изображающим царей и цариц. Картины анонимных мастеров вряд ли достоверно изображают своих моделей. Зато богатые наряды выписаны с необыкновенной тщательностью — это наследие иконописной традиции, где «доличному» (всё, кроме лиц и рук) уделялось особое внимание.
Разумеется, без воссоздания драгоценных уборов из крупных круглых жемчужин невозможно представить и историческую живопись второй половины XIX века на тему Руси. Вспомним таких живописцев, как Константин Маковский, Александр Литовченко, Григорий Седов, Николай Неврев, Сергей Соломко и т. д.
РЕЧНОЙ ПРОМЫСЕЛ
Еще больше было пресноводного жемчуга, ведь его добывали в наших реках — в особенности в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Именно там обильно водилась европейская жемчужница. Колонии в реках были так обильны, что все попытки государства хоть как-то взять добычу под контроль, давать на нее лицензии, были безуспешны — например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять лет. Благодаря этому народный костюм северных губерний особенно наряден: позволить отделку речным жемчугом в этом регионе могли себе очень многие.
«Как только услышал я шум и увидел, что проходят в городские ворота, я схватил на всякий случай с собой нитку жемчуга, потому что в городе есть красавицы и дворянки, а коли есть красавицы и дворянки, сказал я себе, то хоть им и есть нечего, а жемчуг все-таки купят».
Николай Гоголь. «Тарас Бульба»
Столетиями речной жемчуг промышляли самыми примитивными способами, но к концу XIX века этому пришел конец — не только из-за хищнической добычи, но и из-за изменения экологии (заболоченность берегов, сплавление лесов, замутнение воды минеральными взвесями). Падение было резким — в 1860 году его экспортировали из России на 182 тысячи рублей, а спустя десять лет — всего на 1,5 тысячи.
Лучше всего речной жемчуг разглядывать на провинциальных «примитивных» портретах, изображающих купчих и богатых крестьянок XIX века. Как правило, они происходят из Архангельской, Олонецкой, Тверской, Новгородской и Псковской губерний — северных земель, где головные уборы роскошно отделывали речным жемчугом. В основном они написаны анонимными мастерами, хотя сохранилось имя художника-крестьянина — Абрама Клюквина.
ДРЕСС-КОД ВЫСШЕГО СВЕТА
В наш век искусственного жемчуга, который стоит копейки, трудно представить, насколько дорог жемчуг настоящий. Вспомним, например, что Мэри Морстен (будущая миссис Ватсон) могла бы достойно прожить год, продав одну-единственную индийскую жемчужину из ожерелья. А Жак Картье в 1917 году купил здание своего магазина на 5-й авеню в Нью-Йорке, отдав две нитки бус. Часто жемчужное ожерелье было непременной частью приданого, самой дорогой вещью в шкатулке и крайним способом получить деньги в случае острой необходимости.
Дело в том, что в Новое время жемчуг все дорожал и дорожал — например, за первую половину XVII века он утроился в цене, а по стоимости оборота на рубеже XIX–XX веков он даже стоял на первом месте среди драгоценностей. Так, пара серег-жечужин, которые в 1821 году купил великий князь Николай Павлович (будущий император), стоила 29 тысяч рублей — колоссальная по тем временам сумма.
Дамы носили на шее состояние, а мода на нити жемчуга, элегантные сами по себе, практически не менялась, хотя можно было играть с их длиной и количеством рядов. Иногда, впрочем, ожерелье дополнялось фермуаром — крупной застежкой с драгоценным камнем. Популярности украшения способствовала и любовь к жемчугу скромной вдовы из Виндзора по имени Виктория.
«Самое распространенное драгоценное украшение сезона — жемчуг в виде отдельных ниток или колье. Дамы высшего общества носят жемчужные нитки в неотделанном виде. Нитка обматывается свободно вокруг талии, образует род кушака со свободно связанными концами, конец нитки делается в форме английской булавки, украшенной квадратными бриллиантами».
Журнал «Ювелир», 1912, № 9
Жемчуг на шее, в ушах, в волосах можно увидеть на огромном количестве женских портретов XVIII–XIX веков. Возможно, по той же причине, по которой он и сегодня необходимый аксессуар гардероба стильной женщины: ведь жемчуг не выглядит вызывающе; украшая, не перетягивает внимание на себя. А для живописной картины это крайне важное качество. Вглядимся в женские портреты Рокотова, Боровиковского, Кипренского, Брюллова, Репина, Серова — удивительно, насколько жемчуг одинаков, но не однообразен.
АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ ИЗЛИШЕСТВА
Немного другая история — портреты богатейших женщин Российской империи. На них так много крупного жемчуга, что это уже не элегантность, а кичливость. В первую очередь это дамы из рода Юсуповых — Зинаида Николаевна и ее мать Татьяна Александровна. Эту страсть они унаследовали от княгини XVII века — Татьяны Васильевны Юсуповой, племянницы Потемкина. Ее потомок Феликс в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:
«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную «Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят, в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах».
Феликс Юсупов. «Перед изгнанием»
Характерно, что на портретах самой Татьяны Васильевны, созданных в эпоху классицизма и ампира, переизбытка драгоценностей мы не найдем: вкус времени не дозволял подобные излишества в живописи. А вот представительницы следующих поколений жили во вторую половину ХIХ века — более эклектичную эпоху, и поэтому их портреты ослепляют блеском драгоценностей.
Татьяну и Зинаиду Юсуповых писали Винтерхальтер, Маковский, Серов и многие другие. Для истории искусства ценнее всего, конечно, работа Валентина Серова — а для истории драгоценностей произведение Франсуа Фламенга. Здесь княгиня Зинаида изображена с гигантской жемчужиной «Пелегриной», которую ее сын продал в 1953 году.
РОМАНОВСКИЕ ЖЕМЧУГА
Со второй половины XIX века своим блеском начинают ослеплять и портреты императриц. Если на портретах Александры Федоровны (жены Николая I) и Марии Александровны жемчуга просто много, то их преемницы Мария Федоровна и Александра Федоровна (жена Николая II) практически закованы в него, как в броню. Драгоценности покрывают их тела, как оклад — иконы.
Теперь это позволяла мода, вдобавок монархии требовалось поражать богатством и величием. Да и сами императрицы обожали украшения. Разглядывая царские портреты кисти Робертсон, Винтерхальтера, Репина, Крамского и других живописцев, мы узнаем о вкусах каждой императрицы. Жена Николая I жемчуга обожала: она изображена в жемчужных кордильерах — длинных бусах, которые крепились к предплечьям, соединяя обе руки. Мария Александровна предпочитала вплетать нити в волосы. Шею Марии Федоровны обхватывает тугой ошейник чокер — подобные ожерелья ввела в моду ее сестра Александра, королева английская (по слухам, чтобы скрыть небольшой шрам).
Но особенно любила жемчуг супруга Николая II. Мы помним о семейной традиции подарков Ники и Алекс — яйца Фаберже на Пасху; была и другая традиция — жемчуг «от Болина» каждый апрель (в годовщину помолвки и на тезоименитство императрицы). На покупки в ювелирной фирме «Карл Эдуард Болин» последний император тратил огромные суммы — как-то за 8 лет вышло полмиллиона рублей. Увы, все эти драгоценности сгинули, когда после революции большевики занялись распродажей ценностей. И даже диадема «Русская красавица» работы Болина в Алмазном фонде — это реплика, созданная советскими ювелирами в 1987 году.
maxpark.com
Картина «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Описание картины
«Девушка с жемчужной сережкой»… Ее, написанную несколько сот лет назад, в 1665 году, зовут нидерландской Моной Лизой. Ей, ставшей одной из самых загадочных картин мира, не перестают восторгаться. Ее, как это ни странно, считают классическим каноном портрета tronie. Она, настоящий гимн робкой молодости, так и не расскажет о том, кого написал великий Вермеер. Хотя на этот счет у писателей, кинематографистов и биографов художника есть свои мнения.
Вышедший в 2003 году фильм Питера Уэббера «Девушка с жемчужной сережкой» дал вполне четкое представление о жизни нидерландского городка во времена Вермеера. И, если не обращать внимание на формы Скарлетт Йохансон, то зрители узнали то, что раньше было неизвестно о судьбе одного из самых известных художников Нидерландов. Драматичная история о девушке Грит и создании самого знаменитого вермеерского шедевра привлекла к себе многих зрителей. Фильм, снятый историком искусств, обожающим живопись – что может быть лучше? Наверное, сюжет: она – служанка, а он – известный в свое время художник Ян Вермеер ван Дельфт. Он напишет ее портрет, а она испытает чувство зарождающейся и робкой любви… По крайней мере, кинолента лишь отчасти дает ответ на загадку о том, кто все-таки изображен на картине «Девушка с жемчужной сережкой». Итак, версия Уэббера говорит о том, что служанка, надев жемчужные серьги жены мастера, позирует ему.
Ту же историю написания картины предлагает и писательница Трейси Шевалье. Ее роман рассказывает о истории одного портрета, тесно переплетенной с любовью, которая могла бы появиться. Шевалье повествует о том, как писал Вермеер свои картины, как он измерял время и пространство, как умел разговаривать с цветами и кистью. Писательница назвала свою героиню Грит, наделила ее художественным талантом, умением растирать краски и тонко чувствовать перемену настроения своих господ. Служанка, получившая в подарок от умершего мастера жемчужные серьги своей жены и бессмертную славу в виде великолепной картины, поначалу называвшейся «Девушка в тюрбане».
Историки и биографы выдвигают целых три версии. Одни говорят, что Вермеер написал любовницу. Но некоторые исследователи опровергают эту версию и замечают, что жену свою художник любил. Доказательство этому – 15 детей в то время, когда о контрацепции было уже кое-что известно.
Вторая версия сообщает, что на портрете дочь Вермеера Мария. Но на тот момент девочке было лет 12, а изобразил он начинающую взрослеть девушку. Кто-то из историков строит догадки, что это портрет дочери мецената Рюйвена, но никаких документов в подтверждение этого нет.
И, наконец, третья версия – жена художника, которая была сказочно красива. Она, неоднократно позировавшая своему мужу, вполне могла стать «Девушкой с жемчужной сережкой», но не в почти 40 лет.
Но сколько бы не было версий, картина Вермеера очень своебразна. Девушка, слегка повернувшая голову, словно она заметила кого-то, казалась бы обычной, если бы не жемчужная сережка. Она приковывает внимание к полуоткрытому рту, хрупкой шее и глазам. И, что удивительно, портрет совершенно нетипичен для художника, который писал группы людей в помещениях, уделяя внимание деталям интерьера. А если учесть, что для создания светотеней и потрясающих оттенков художник использовал камеру-обскуру, то «Девушка с жемчужной сережкой» становится еще более загадочной.
Автор потрясающим образом сумел передать связь между моделью и изображающим ее художником. Тело девушки словно живет самостоятельной жизнью, рациональной, а голова повернута в другую сторону. Это своего рода напряжение, но оно неспешное. Картина имеет свою неповторимую динамику. Девушку окружает темное пространство, причем с двух сторон. По размеру два темных треугольника различны, но вместе со светлыми оттенками одежды и лица, а также синим тюрбаном, они создают уникальную энергетику картины.
И пусть прошли столетия после того, как Вермеер создал свой шедевр, многих мучает вопрос о том, почему девушка одета в тюрбан и платье не по моде, почему в ухе у нее слезка-жемчужина и куда направлен ее взгляд.
Если говорить о тюрбане, то Вермеер часто использует такие декоративные элементы. Но этот головной убор не обычен хотя бы потому, что он состоит из двух частей. Полоса ультрамаринового оттенка подчеркивает форму черепа, а лимонная ткань напоминает фату и является своеобразным якорем для зрителя.
На фоне удивительного тюрбана выделяется платье желто-землистого цвета, характерного для многих работ Вермеера. Молодость, невинность и чистоту девушки подчеркивает белый воротничок. Правда, сейчас он имеет легкую синеву – все дело в свинцовых белилах, которые со времен стали не совсем белоснежными.
А вот и то, что дало имя картине и что сразу бросается в глаза. Жемчужная сережка. Она имеет каплевидную форму, отливает благородным и таинственным блеском перламутра. Такой же блеск в глазах девушки и на ее губах. Невозможно сказать, был ли это настоящий жемчуг, поскольку в природе таких размеров нет. Но, принимая во внимание фантазию Вермеера и технологии 17 века, жемчуг не может быть искусственным. Стоит отметить, что каплевидные серьги художник изображал и на «Женщине с жемчужным ожерельем», и на «Женщине с лютней», и на «Госпоже и служанке».
Темный фон картины сейчас вводит многих в заблуждение. Изначально он был зеленым: художника поначалу работал черной краской, а потом покрывал ее смесью оттенков индиго и желтого. Время сделало свое дело, и зрители теперь никогда не узнают, что было бы с девушкой на фоне цвета индиго, они могут лишь поражаться контрастам холста.
… Уже более 300 лет этот взгляд будоражит сердца. Споры над «Девушкой с жемчужной сережкой» будут идти еще не одно десятилетие, а ее застывшее движение все также останется символом отрешенности и чувственности одновременно. Девушка молчит и хранит свою сокровенную тайну, подобно Джоконде, только загадочности ей придает не улыбка, а сияние глаз и пресловутая жемчужная серьга…
«Девушка с жемчужной сережкой»… Ее, написанную несколько сот лет назад, в 1665 году, зовут нидерландской Моной Лизой. Ей, ставшей одной из самых загадочных картин мира, не перестают восторгаться. Ее, как это ни странно, считают классическим каноном портрета tronie. Она, настоящий гимн робкой молодости, так и не расскажет о том, кого написал великий Вермеер. Хотя на этот счет у писателей, кинематографистов и биографов художника есть свои мнения.
Вышедший в 2003 году фильм Питера Уэббера «Девушка с жемчужной сережкой» дал вполне четкое представление о жизни нидерландского городка во времена Вермеера. И, если не обращать внимание на формы Скарлетт Йохансон, то зрители узнали то, что раньше было неизвестно о судьбе одного из самых известных художников Нидерландов. Драматичная история о девушке Грит и создании самого знаменитого вермеерского шедевра привлекла к себе многих зрителей. Фильм, снятый историком искусств, обожающим живопись – что может быть лучше? Наверное, сюжет: она – служанка, а он – известный в свое время художник Ян Вермеер ван Дельфт. Он напишет ее портрет, а она испытает чувство зарождающейся и робкой любви… По крайней мере, кинолента лишь отчасти дает ответ на загадку о том, кто все-таки изображен на картине «Девушка с жемчужной сережкой». Итак, версия Уэббера говорит о том, что служанка, надев жемчужные серьги жены мастера, позирует ему.
Ту же историю написания картины предлагает и писательница Трейси Шевалье. Ее роман рассказывает о истории одного портрета, тесно переплетенной с любовью, которая могла бы появиться. Шевалье повествует о том, как писал Вермеер свои картины, как он измерял время и пространство, как умел разговаривать с цветами и кистью. Писательница назвала свою героиню Грит, наделила ее художественным талантом, умением растирать краски и тонко чувствовать перемену настроения своих господ. Служанка, получившая в подарок от умершего мастера жемчужные серьги своей жены и бессмертную славу в виде великолепной картины, поначалу называвшейся «Девушка в тюрбане».
Историки и биографы выдвигают целых три версии. Одни говорят, что Вермеер написал любовницу. Но некоторые исследователи опровергают эту версию и замечают, что жену свою художник любил. Доказательство этому – 15 детей в то время, когда о контрацепции было уже кое-что известно.
Вторая версия сообщает, что на портрете дочь Вермеера Мария. Но на тот момент девочке было лет 12, а изобразил он начинающую взрослеть девушку. Кто-то из историков строит догадки, что это портрет дочери мецената Рюйвена, но никаких документов в подтверждение этого нет.
И, наконец, третья версия – жена художника, которая была сказочно красива. Она, неоднократно позировавшая своему мужу, вполне могла стать «Девушкой с жемчужной сережкой», но не в почти 40 лет.
Но сколько бы не было версий, картина Вермеера очень своебразна. Девушка, слегка повернувшая голову, словно она заметила кого-то, казалась бы обычной, если бы не жемчужная сережка. Она приковывает внимание к полуоткрытому рту, хрупкой шее и глазам. И, что удивительно, портрет совершенно нетипичен для художника, который писал группы людей в помещениях, уделяя внимание деталям интерьера. А если учесть, что для создания светотеней и потрясающих оттенков художник использовал камеру-обскуру, то «Девушка с жемчужной сережкой» становится еще более загадочной.
Автор потрясающим образом сумел передать связь между моделью и изображающим ее художником. Тело девушки словно живет самостоятельной жизнью, рациональной, а голова повернута в другую сторону. Это своего рода напряжение, но оно неспешное. Картина имеет свою неповторимую динамику. Девушку окружает темное пространство, причем с двух сторон. По размеру два темных треугольника различны, но вместе со светлыми оттенками одежды и лица, а также синим тюрбаном, они создают уникальную энергетику картины.
И пусть прошли столетия после того, как Вермеер создал свой шедевр, многих мучает вопрос о том, почему девушка одета в тюрбан и платье не по моде, почему в ухе у нее слезка-жемчужина и куда направлен ее взгляд.
Если говорить о тюрбане, то Вермеер часто использует такие декоративные элементы. Но этот головной убор не обычен хотя бы потому, что он состоит из двух частей. Полоса ультрамаринового оттенка подчеркивает форму черепа, а лимонная ткань напоминает фату и является своеобразным якорем для зрителя.
На фоне удивительного тюрбана выделяется платье желто-землистого цвета, характерного для многих работ Вермеера. Молодость, невинность и чистоту девушки подчеркивает белый воротничок. Правда, сейчас он имеет легкую синеву – все дело в свинцовых белилах, которые со времен стали не совсем белоснежными.
А вот и то, что дало имя картине и что сразу бросается в глаза. Жемчужная сережка. Она имеет каплевидную форму, отливает благородным и таинственным блеском перламутра. Такой же блеск в глазах девушки и на ее губах. Невозможно сказать, был ли это настоящий жемчуг, поскольку в природе таких размеров нет. Но, принимая во внимание фантазию Вермеера и технологии 17 века, жемчуг не может быть искусственным. Стоит отметить, что каплевидные серьги художник изображал и на «Женщине с жемчужным ожерельем», и на «Женщине с лютней», и на «Госпоже и служанке».
Темный фон картины сейчас вводит многих в заблуждение. Изначально он был зеленым: художника поначалу работал черной краской, а потом покрывал ее смесью оттенков индиго и желтого. Время сделало свое дело, и зрители теперь никогда не узнают, что было бы с девушкой на фоне цвета индиго, они могут лишь поражаться контрастам холста.
… Уже более 300 лет этот взгляд будоражит сердца. Споры над «Девушкой с жемчужной сережкой» будут идти еще не одно десятилетие, а ее застывшее движение все также останется символом отрешенности и чувственности одновременно. Девушка молчит и хранит свою сокровенную тайну, подобно Джоконде, только загадочности ей придает не улыбка, а сияние глаз и пресловутая жемчужная серьга…
5sec.info
Девушка с жемчужной сережкой картина Яна Вермеера – Ярмарка Мастеров
Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой». Фильм снят по роману Трейси Шевалье, в котором писательница предлагает довольно вольную трактовку создания картины. И, кончено, многие, кто видел фильм, уверены, что это правдивая версия. Но, обо всём по порядку.
Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie (от нидер. слова «голова», «лицо»). Этот жанр — разновидность портрета — популярный в Голландии в 17 веке. Модели изображались анонимно, с необычным выражением на лице или в необычном наряде.Так и модель картины Вермеера достоверно неизвестна. Существует несколько гипотез. Во-первых, считается, что моделью могла быть дочь Вермеера, Мария. В 1665 году ей как раз было около 12-13 лет. По второй гипотезе, позировала дочь покровителя Вермеера мецената Рюйвена, ровесница Марии.
По третьей версии (роман Т.Шевалье) на картине изображена служанка-любовница Грид, имя которой якобы означает жемчужина, отсюда и отождествление девушки и жемчужины. Однако полное название «Девушка с жемчужиной серёжкой» картина получила только в двадцатом веке, а ранее называлась «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка». Поэтому такая версия, лёгшая в основу фильма, лишь красивая история, ничуть не претендующая на правду. Кроме этого, по свидетельствам, брак Вермеера был счастливым. Его жена была красива, и выступала моделью для многих картин мужа. У них было 15 детей, что для Голландии XVII века, когда уже знали о контрацепции, было большим числом.
О самой картине
Поза девушки запечатлена в движении, со спины. Мы смотрим на неё сбоку, она поворачивается к нам, и смотрит так, словно хочет отвести взгляд. Но её рот слегка приоткрыт: в голландской живописи такой жест часто служит знаком обращения.
Тюрбан. Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. И тюрбан на голове модели не редкость. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна. Он состоит из двух частей: первый кусок ткани яркого ультрамаринового цвета плотно облегает голову девушки, подчёркивая форму черепа. Вторая часть, лимонного цвета спадает, как фата, практически вертикально, что служит неким визуальным якорем поворота девушки.
Элементы картины:
Тюрбан.
Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. И тюрбан на голове модели не редкость. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна. Он состоит из двух частей: первый кусок ткани яркого ультрамаринового цвета плотно облегает голову девушки, подчёркивая форму черепа. Вторая часть, лимонного цвета спадает, как фата, практически вертикально, что служит неким визуальным якорем поворота девушки.
Платье и белый воротничок.
Одета девушка в грубое жёлтое (можно сказать, землистого цвета) платье (желтый цвет символичен для многих картин Вермеера). На этом фоне сильно контрастирует белоснежный воротник девушки. Он выполнен дерзко, чистой краской.
Однако, сейчас цвет воротничка не похож на первоначальный. Свинцовые белила со временем изменили свой цвет.
Жемчуг.На картине внимание привлекает жемчужная серьга. Она большая, каплевидной формы, отливающая перламутром. Этот блеск повторяется и в глазах, и на губах девушки.Мог бы быть жемчуг настоящим в серьге? Достоверное неизвестно. Но размер жемчужины представляется слишком большим. Она могла быть увеличена фантазией автора, либо изначально быть искусственной.Между прочим, такая же серьга изображена ещё на восьми картинах Вермеера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней», «Госпожа и служанка», и др.)
Тёмный фон.
Сейчас на картине фон кажется практически чёрным, но изначально он был выполнен глубоким зеленоватым цветом. Этого Вермеер добился тем, что предварительно прописал весь задний фон чёрной краской, а затем покрыл слоем индиго с резедовой желтой, которая дала глубокий зеленый цвет. Это было обнаружено в 1994 году при реставрации. Обе краски очень прозрачны и прекрасно подходят для лессировки. Но со временем индиго почти полностью потемнел, и сейчас уже мы не может видеть того эффекта, какой придавал картине зеленоватый оттенок.
С двух сторон негативные пространства (треугольник справа и прямоугольник слева) различны, и задают этим интересный, своеобразный ритм.
Автору удалось прекрасно передать некую связь между моделью и художником. Она передаётся в движении девушки при повороте головы, тогда как всё её тело направлено в другую сторону. Так создаётся напряжение, но у Вермеера это напряжение тягуче и спокойно.
С момента написания картины прошло много лет, но вопросы так и остаются: кто эта загадочная модель, почему она одета в тюрбан и платье, не свойственное тогдашней моде, что символизирует жемчужина в форме слезы, и на что так смотрит девушка, с какими чувствами? Эти вопросы, разумеется, так и останутся. Ответы на них может дать лишь сама картина, для каждого свои.
www.livemaster.ru
Из 35 известных в настоящее время картин Вермеера 17 изображают молодую женщину, в наряде которой есть жемчуг – серьги, бусы, нитки жемчуга украшают сложную прическу или просто лежат на столе. Интересно, что жемчуга нет на ранних картинах – серьги у «Спящей служанки» скорее стеклянные. Видимо, когда семья Вермеера приобрела стабильное материальное положение, для Катрины были приобретены серьги и нитка жемчуга, которые и украшают модели художника. Жемчуг Вермеер любил изображать за его способность отражать свет, за особый теплый оттенок, так близкий к тону кожи. Название "жемчуг" предположительно происходит от китайского слова "чжень-гжу" через " зенгуг". По древнекитайским представлениям утверждалось, что жемчуг упал с неба, когда драконы боролись среди облаков во время грозы, и образовались капли дождя. Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Далее вокруг предмета -"затравки" происходит отложение перламутровых слоёв. В строении жемчуга участвует не только минеральное, но и органическое вещество. Минеральные составляющие жемчуга нигде не соприкасаются друг с другом, всегда разделяясь органикой. Блеск и игра света на жемчуге обусловлены интерференцией света на волнистой поверхности слоёв перламутра. Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины. Голубые жемчужины очень редки, имеют высокую стоимость и привлекательность из-за редкого, голубого, свинцово-серого оттенка. Добыча морского жемчуга ведётся главным образом в Красном море и Персидском заливе, а также у берегов Шри-Ланки и Японии. Пресноводный жемчуг добывается в Германии, России, Китае и странах Северной Америки. Жемчуг – первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины. Рождение жемчуга окутано легендами. Это слезы морской нимфы, как считали древние греки. Или застывшее отражение молнии в глазах моллюска, как думали древние славяне. Или окаменевший в воде лунный свет, как верили китайцы. Только его используют в украшениях без какой–либо дополнительной обработки. Первое упоминание о жемчуге – это шумерская глиняная табличка, датированная 2300 годом до нашей эры, где жемчуг именуется весьма странно: «рыбий глаз». Царицы древности обожали жемчуга. В Междуречье, между реками Тигр и Ефрат, одном из захоронений, относящихся к середине третьего тысячелетия, было найдено семь жемчужных цветов на длинном стебле. Семирамида на дворцовых празднествах появлялась в семи нитках розового жемчуга, Клеопатра обладала целой шкатулкой с драгоценным жемчугом. Богатые гречанки и римлянки носили жемчужные украшения, которые должны были придавать блеск глазам и охранять от мук безответной любви. До 15 века, когда был изобретен способ шлифовки алмазов и появились бриллианты, жемчуг считался самым драгоценным из сокровищ. В середине века его не сколько носили, сколько хранили и любовались им. На средневековом Востоке три драгоценных камня соперничали меж собой – рубин, изумруд и жемчуг. Жемчуг пользовался просто-таки огромной популярностью в эпоху Возрождения. Любая светская церемония превращалась в парад жемчужных украшений. Жемчужные ожерелья присутствуют почти на каждом женском портрете того времени. Мелкий жемчуг был популярен в 16 веке, когда женские наряды украшали жемчужным шитьем. Индийские, персидские и арабские правители сражались на смерть за право контролировать месторождения жемчуга, одно из крупнейших из которых было расположено в заливе Манаар. Находясь под контролем персидских и арабских правителей до шестнадцатого века, эта область была источником национального благосостояния и могущества. Затем этим регионом около столетия владели португальцы, но только до бурного возвращения персов, вновь занявших место лучших в мире ловцов жемчуга. Жемчугом очень славилась Центральная Америка. На месте современного Мехико испанские завоеватели в свое время нашли тысячи исполинов-идолов, покрытых жемчугом. Жемчугом там украшались даже стены и потолки величественных храмов, скульптур и другие произведения культуры. Завоеватели нередко находили в храмах потайные комнаты, целиком заполненные серебристым самоцветом. Нигде не было и нет такой устойчивой моды на драгоценные камни, как в Индии. Вот что писал английский путешественник Т. Роу об украшениях, надетых индийским императором Джахангаром в 1616 году по случаю его переезда в другой город: «На голове у него был богатый тюрбан из пышных перьев цапли; с одной стороны был подвешен рубин без оправы размером с орех, с другой стороны — равный по величине бриллиант, в середине — изумруд в форме сердца, но крупнее, чем первые два. Пояс был перевит цепочкой хорошего жемчуга, рубинов и просверленных бриллиантов; на шее у него висела цепочка из трех самых драгоценных двойных жемчугов, таких больших я никогда не видел...» . А в одной из комнат покоев императрицы Виджаянагара стояла кровать с жемчужными стойками шириною в пядь. Среди народов Средиземноморья первыми заинтересовались жемчугом финикийцы. Об этом пишет в восьмом веке до нашей эры Гомер в своих знаменитых эпических поэмах. «Как бы сплетенных из ягод тутовника пару жемчужин» получает в подарок Пенелопа в «Одиссее» Гомера. Из истории известно, что Юлий Цезарь подарил матери Марка Брута жемчужину стоимостью свыше одного миллиона двухсот тысяч франков. А император Аврелий украсил жемчугом диадему, которая, став короной, усложнилась целым рядом подвесок, спускавшихся над ушами и унизанных жемчугом и драгоценными камнями. Жена императора Калигулы носила жемчужное ожерелье стоимостью свыше восьми миллионов. Джордж Канз сообщает, что Калигула надел на своего любимого коня бусы из жемчуга после того, как возвел его в ранг консула Потеряв ценность на долгое время, жемчуг, однако, сумел снова заявить о себе в католическом искусстве и архитектуре. Считаясь символом любви к Богу, он занял место в церковных облачениях, алтарях и других атрибутах культа. Эпоха Ренессанса способствовала возобновлению интереса к жемчугу и желанию приобрести его в качестве личного украшения. Это было обусловлено тем, что Ренессанс и сам по себе был периодом процветания и изобилия высокого творческого мастерства. Христофор Колумб не только открыл Америку. Во время своей третьей поездки он привез в Старый свет мешки жемчуга, который выменял вдоль берегов Венесуэлы. Позже Панама и Калифорнийский залив также стали источниками добычи этой природной драгоценности, и французы, итальянцы, австрийцы, англичане бросились покупать жемчуг — много жемчуга. Мария Медичи на крещение будущего короля, сына Людовика XIII, надела платье, украшенное тремя тысячами алмазов и тридцатью тысячами жемчужин. В XVI веке самыми лучшими в Европе считались жемчужины из приданного французской королевы Екатерины Медичи. После замужества она подарила их шотландской королеве Марии Стюарт, а впоследствии они стали достоянием английской королевы Екатерины I. Но, вероятно, всех их превзошла английская королева Елизавета I, имевшая такую страсть к жемчугу, что она почти всегда носила более семи нитей бус, некоторые из которых доходили до колен. Королева Елизавета также была почетной владелицей украшенного тремя тысячами жемчужин платья. В 1579 году с острова Маргарита в Карибском море (так остров был назван в честь маргариток — жемчужин, в изобилии водившихся вокруг него) испанскому королю Филиппу II была привезена удивительнейшая белая жемчужина «Перигрина», величиной с голубиное яйцо, совершенной грушевидной формы и несравненного перламутрового блеска. Король уплатил за нее сто тысяч франков. Впоследствии испанский конкистадор Наньес передарил «Перигрину» английской королеве Марии Тюдор. Однако после смерти королевы жемчужина вновь вернулась в Испанию, но в 1813 году была вывезена из нее королем Жозефом Бонапартом. Затем драгоценностью некоторое время владел король Голландии Луи Бонапарт, а чуть позднее ее купил английский лорд Гамильтон и подарил своей красавице жене. Королевскому французскому дому принадлежит жемчужина «Регент», «превосходной игры и воды», величиною с голубиное яйцо, и свыше четырехсот жемчужин самого высшего класса, весом по 320 гран каждая. Все эти драгоценности принадлежали французской императрице Евгении, жене Наполеона III. В замке Тауэр, старинной резиденции английских королей, хранится британская имперская корона из тридцати четырех самоцветов, двухсот семидесяти семи жемчужин и не менее трехсот бриллиантов. История знает много примеров поистине гигантских жемчужин. Однако, ни одна из них не дошла до наших дней: жемчужины не живут больше 150—200 лет, после этого срока камень, увы, рассыпается. |
irinaepifan.narod.ru