«Мистерия XX века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские». Картина мистерия
Описание картины Ильи Глазунова «Мистерия 20 века»
Прежде всего, что такое мистерия? Это собрание в единое ряд событий, и показ его на народных гуляниях. Мистерия – это разновидность театрального представления. Тогда что же у Глазунова на полотне? Всё и все. Он создал супер-мистерию на полотне.
Смешал все времена и краски, соединил несколько поколений и при этом не постеснялся в выразительности. Но главное он как бы рассказал свой жизненный путь и то, что этот путь окружало: события, люди, личности. Во всяком случае, художник сделал свой двойной автопортрет – в молодом возрасте (слева) и уже в преклонном возрасте – справа. Всё что находится между ними – история. В самом центре – над историей – Христос. Он как бы над всем этим, кротко взирает вниз и возносит руку для крещения. Рядом с ещё молодым Глазуновым – падение империи, Столыпин, Николай Второй, Распутин. Есть даже знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича. Эйнштейн, Армстронг, Чаплин. Где-то в середине полотна Ленин и лежащий в кровавой пелене Сталин, а совсем рядом стоят Гитлер и Муссолини.
Перемещаемся дальше и попадаем уже ближе к нашему времени. Начинается всё с Мао – кормчего Китая, а потом и Че Гевара, Кастро, Кеннеди, Мик Джаггер. Заметны и «Битлз», куда без них. Зде же Ванга, Солженицын. Два символа супер-держав: «Рабочий и колхозница» и статуя Свободы. За ними – символ мормонов, храм Христа Спасителя. Ближе к старшему Глазунову – генсеки СССР: Брежнев, Андропов и Горбачёв. Видны Маргарет Тэтчер, Раиса Горбачёва и даже Мэрилин Монро. Конечно же на полотне есть место Ельцину и Клинтону. Вроде все персоны, всего мира. Но на полотне есть ещё кое- что…
А «кое-что» – это символы. Они то и дело возникают между персонажами. Например, в самом начале, рядом с молодым Глазуновым лежит поверженный герб Романовых – это символ краха Российской империи. И тут же возникает рука с пистолетом, которая как бы целиться в нас. Потом та же рука, но уже возле взрослого Глазунова показывает фигу. Символично и то что Сталин изображён в кровавом месиве, которое заполняет Бранденбургские ворота в Берлине.
Мистерия получилась любопытная и страшная, но ведь так оно и есть. Это ведь жизнь.
opisanie-kartin.com
"Мистерия 20 века". - Жизнь кратка, а искусство долго, и в схватке побеждает жизнь.
Я не любитель, признаюсь, картин Ильи Сергеевича, однако такие работы, как "Мистерия 20 века" должны остаться в истории скусства, хотя бы за их колоссальный формат, заполненный не чем нибудь, а маслянной живописью. И так, к делу."Мистерия ХХ века" 1999. X., м. 300 х 800Галерея И. С. Глазунова.
Картину "Мистерия XX века" по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. ее первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство захлебывалось от верноподданнической любви к Ленину, Хрущеву, КПСС и было строго ограничено рамками лжи социалистического реализма. Художник выполнил титаническую работу, показав на своей картине через конкретные образы людей апокалипсическое бытие XX века.Каким надо было обладать гражданским мужеством и неустрашимостью, чтобы в те времена тоталитарного террора высказать эту бескомпромиссную правду! Более того, художник отказался от долго ожидаемой выставки, но не снял с экспозиции по требованию руководящих чиновников "Мистерию XX века", несмотря на угрозы со стороны ЦК партии, Министерства культуры и официального Союза художников, готовых выслать его из Советского Союза, как был выслан А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде. Художник был тверд до конца. Он так и не открыл свою выставку. Лишь один голос перевесил при голосовании в ЦК партии за отмену высылки Глазунова за границу. Аргументом был довод: "Зачем нам снова и снова плодить диссидентов! Пускай едет в Сибирь, на БАМ и как можно дольше не возвращается оттуда". Фотографии с этой картины расходились по необъятному тогда Союзу Советских Социалистических Республик. Многие западные журналы печатали ее репродукции с подзаголовком: "Картина, которую никогда не увидят русские". И только по прошествии долгих лет, в дни перестройки, многотысячные зрители увидели ее на выставке художника в Московском Доме молодежи. К своей последней в ХХ веке московской выставке Илья Сергеевич завершил работу над новым вариантом всемирно известной "Мистерии..." Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить глубинную суть событий последней четверти минувшего века("перестройка", крушение СССР, приватизация и воцарение демократии в России), что естественно, потребовало и увеличения размера картины. И, наконец в новом варианте автор написал свой портрет уже справа в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет).
Картинка и текст взяты со страниц сайта www.glazunov.ru
Ниже под катом ещё две статьи о картине.
1."ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ХХ ВЕКА ИЛИ ВОТ ТАКАЯ ВОТ "МИСТЕРИЯ" (О картине Ильи Глазунова "Мистерия ХХ ВЕКА")
Давно уже кануло в прошлое Средневековье, и на дворе уже даже не ХХ, а ХХ1 век.И Средневековые драмы не идут ни в какое сравнение с мистериями нашего времени.И это не время трагикомедий.Оно больше печальное, чем смешное.
***
Куда там средневековым рыцарям с их доспехами, мечами и топорами до атомных взрывов и ядерных ракет, способных уничтожить все человечество разом.Современная мистерия- это трагедия. И это трагедия всего человечества!И веселенькие интермедии, полные оптимизма, между актами трагедии,мягко говоря, неуместны.
***
Видимо, так надоел художнику Илье Глазунову пессимизм на этом свете, что он решил блеснуть юмором и повеселить нас на руинах истории в царстве теней.Мало ему было мрака на этом свете, так ему нужно было еще и разворошить подземное царство Аида и потревожить души известных людей и исторических деятелей России, собрав мертвое царство сначала на картине «Вечная Россия», а затем в "Мистерии ХХ века".Россия и так вечна. Она и так стоит и без этого полотна, благодаря выдающимся личностям, которые уже давно вошли в историю.А затем художник решил потревожить души знаменитых покойничков и исторических деятелей всего мира, осветив мрак подземного царства ярко-красным заревом цвета крови на картине "МИСТЕРИЯ ХХ ВЕКА".В одном из своих интервью Илья Глазунов сказал, что он сомнительно относится к скульптору Вере Мухиной, так как она взяла идею « Рабочего и колхозницы» из римской скульптуры «Тираноубийцы».И, видимо не случайно это всемирно известное и грандиозное сооружение, удостоившееся сталинской премии, художник написал в самом углу внизу картины на фоне пустыни Сахары, определив ей достойное место.А ВОТ САМОГО ГЛАВНОГО ТИРАНА И УБИЙЦУ ХХ века - ГИТЛЕРА, унесшего более 20 миллионов человеческих жизней, он написал на почетном месте в самом центре полотна с нацисткой символикой над головой, ДА ЕЩЕ СТОЯЩИМ И ВОЗВЫШАЮЩИМСЯ НАД ГРОБОМ СТАЛИНА ,как над поверженной Россией.И вообще все это выглядит,как торжество фашизма.И это тоже не случайно. Может, и Сталину отведена такая же роль в истории?И это, по моему мнению КОЩУНСТВО по отношению к истории, и не только к истории России!Да еще с такими веселенькими интермедиями, как сияющий и сидящий рядом с гробом Сталина Уинстон Черчилль и не грустный Франклин Рузвельт.А сам гроб подпирает «Браденбургские ворота».ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО НАПИСАТЬ ГИТЛЕРА В МАВЗОЛЕЕ И ЛЕНИНА С ФИГОЙ, И БУДЕТ ПОЛНАЯ М И С Т Е Р И Я !
***
Как еще художник не усадил всех покойничков(царствие им небесное) за один праздничный стол нос к носу.И эту картину написал не какой-то там зарубежный и начинающий художник, а наш русский художник, который считается одним из самых всемирно известных художников России ,любящий Россию ,и старающийся занять достойное место в истории живописи и нашей страны.Недалеко от Гитлера стоит Ленин, высоко подняв руку, и возвышаясь над всеми,с ораторским искусством призывает к строительству социализма и светлого будущего коммунизма.ТОЛЬКО ДЛЯ КОГО ОН ПРОИЗНОСИТ РЕЧЬ В ЭТОМ ТЕМНОМ И МЕРТВОМ ЦАРСТВЕ?Может быть, для Якова Свердлова или Феликса Дзержинского или Льва Троцкого,или может, для императора Николая П или цесаревича Алексея?А может быть, для стоящего за его спиной и глядящего на него Бенито Муссолини или самого Адольфа Гитлера?Только вряд ли кто его услышит, и этот глас вопиющего большего подходит для пустыни Сахары, где уже находится великое творение Мухиной «Рабочий и колхозница»А ,МОЖЕТ ,И ВСЕЙ ЭТОЙ МИСТЕРИИ САМОЕ МЕСТО В ТОЙ ЖЕ САМОЙ ПУСТЫНЕ С ЗАВИСШИМ НАД НЕЙ ГРИБОМ АТОМНОГО ВЗРЫВА?
***
Следующей интермедией на тему трагедии является оскалившийся в улыбке Джон Кеннеди, находящийся под оптическим прицелом И это то же самое, что написать революционера Баумана, едущего в пролетке, и бегущего за ним с убийцу с топором в руках. Но, слава богу, на этот раз обошлось без топора, хотя это- один предметов, часто встречающихся на картинах Глазунова.В следующей интермедии Альберт Энштейн с высунутым языком и выпученными глазами.И как бы ни изображали его в учебниках, он получил Нобелевскую премию не за обезьяньи гримасы и ужимки.,хотя он и оказал медвежью услугу всему миру своими открытиями.Более безобидно выглядит размахивающий руками и разглагольствующий Никита Хрущев. Наверное, убеждает всех в пользе кукурузы.Террорист устроился между рок- музыкантом и Битлз.
***
И КОГО ТОЛЬКО НЕТ В ЭТОМ ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ!И Лев Толстой, и Горький ,и Маяковский с папиросой в зубах, и Че Гевара, Махатма Ганди, и Поверженный герой (Пергамский алтарь),и космонавты, И ДАЖЕ ПАПА ИОАНН ХХIII!И даже никак не обозначенные,.но опознанные головы по типу - написать врага в образе Иуды,а еще лучше всунуть его фигуру в самую гущу покойничков плечом к плечу.ЗАТО «ЧЕРНОМУ КВАДРАТУ» К. Малевича САМОЕ МЕСТО В ЭТОМ ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ!
***
Танцующие колхозницы(вместо того, чтобы зарабатывать трудодни), ансамбль песни и пляски Советской Армии, пригорюнившийся и задумчивый Чарли Чаплин, Пикассо, как моряк в полосатой тельняшке и приветливо улыбающийся Мао Цзедун - это еще куда ни шло.И совсем безобидно на всем этом фоне выглядит символ «Плейбоя» - голова зайчика с ушками и сверкающий своими голыми выпуклостями стриптиз.А вот выпучившего от напряжения глаза Луи Армстронга , дующего в трубу, мне почему-то жаль. СПАЛ БЫ СЕБЕ СПОКОЙНО!И в самом углу внизу картины, в противовес социализму,выступает « Week- end», КАК ТОРЖЕСТВО ЗАПАДНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ с его роскошью, красотками и лимузинами.
***
Над современным городом летает голубь мира и недалеко от него над пустыней Сахарой атомный взрыв.И над всем этим парит Иисус Христос в белом одеянии,благословляя с высоты небес все это безобразиеИ ЛИШЬ ТОЛЬКО ОДИН СФИНКС СТОИТ ВЕЛИЧЕСТВЕННО ,БЕЗМОЛВНО И РАВНОДУШНО КО ВСЕМУ ПРОИСХОДЯЩЕМУ.СТОЛЬКО ВСЕГО ОН УЖЕ ПОВИДАЛ НА СВОЕМ ВЕКУ!И ТОЛЬКО ОН ОДИН МОЖЕТ НЕ ВОЗОПИТЬ ОТ ВСЕЙ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ПРЕВРАЩЕННОЙ В ФАРС!!!И от такого веселенького оптимизма на фоне трагедии хочется плакать, а не смеяться.И ЭТО УЖЕ НЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СТРАСТИ И ДРАМЫ!
***
Падение Империи, руины Европы, уничтожение религии, развал социализма, мяч, символизирующий земной шар, загоняемый в ворота нищеты,безысходности,насилия,убийства,грабежей,сексуальной революции и разврата, бездуховности, терроризма и угрозы ядерного взрыва и многие другие катаклизмы!И над всем этим Ника Самофракийская- символ вечного неба.И, чтобы сохранить этот символ и чистое небо над головой и символ мира, не оказавшись вновь на стадии эмбриона в пустыне ,и чтобы не было трагического исхода и не дожить до конца света, мы должны воспринимать эту МИСТЕРИЮ НЕ КАК ДРАМУ,А КАК ТРАГЕДИЮ,ГРОЗЯЩУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ,и вновь обрести духовные и культурные ценности, уважать и сохранять свою историю,(не пытаясь трактовать исторические события и роль личностей в истории по своему усмотрению), и идти своим собственным путем развития, опираясь на накопленный опыт, исходя из культурного и исторического наследия нашей страны ,не подражая Западному образу жизни.
ВОТ ТАКАЯ ВОТ «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ»! ВОТ ТАКАЯ ВОТ МИСТЕРИЯ!!!
Материалы взяты с сайта www.journalist-pro.com
2.
ФЕНОМЕН ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА
Дата публикации: 29 июня 2004
Автор: Дмитрий ХМЕЛЬНИЦКИЙ
В начале восьмидесятых, в золотой ещё век застоя, я помянул в статье для московской газеты «Архитектура» творчество Ильи Глазунова как пример китча в живописи. Редактор, покойный ныне Вадим Бузычкин, всегда смелый, даже безрассудно смелый по тем временам, фразу вычеркнул. - Почему? - спрашиваю. - Ты когда-нибудь бешеного слона видел? Он сюда придет - ни тебя не будет, ни меня, ни редакции.
Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. И даже ни у кого из советских. В 60-70-80-е годы Глазунова дружно ненавидели коллеги-профессионалы, и художники, и искусствоведы. Причем все, и правые, и левые. И функционеры Академии Художеств, и гонимые авангардисты. Непрофессионалы-интеллигенты ненавидели тоже. Публика - или, скажем, массовая публика - боготворила. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг ленинградского Манежа на его выставку. Феерическое зрелище. Периодически разыгрывались полускандальные, полурекламные кампании с антисоветскими полотнами Глазунова, вроде «Мистерии XX века». На одном холсте пор-теры Гитлера, Солженицына, Ленина, картину с треском снимают с выставки, а автор едет за границу писать Индиру Ганди или Папу Римского. Любопытно, что при этом недоброжелатели и почитатели существовали как бы в разных культурных пространствах не пересекаясь. Не возникало - да и сейчас не возникает - повода для дискуссий. Как будто и спорить не о чем. Для восторженных авторов фильмов, статей и предисловий Глазунов - естественная вершина развития русской живописи. Недоброжелатели же - и в этом я неоднократно убеждался - часто просто отказываются говорить о нем. И так все ясно. А если и говорят, то грубо. И не о живописи, а о самом Глазунове.Интересно все-таки попытаться распутать клубок брезгливого недоброжелательства, связанного с именем Мастера. Его репутация состоит как бы из нескольких слоев. Первый слой, определяющий эмоции просвещенной публики - это настойчивые слухи о компрометирующих связях Глазунова еще со студенческих времен. Связях, обеспечивающих его карьеру. Косвенных доказательств тут - хоть пруд пруди. Иметь в течение брежневских десятилетий возможность уничтожить любого критика, устраивать наглые антисоветски-религиозные эскапады одновременно с выставками в лучших залах страны - и не иметь при этом интимных связей с компетентными органами, будь то КГБ, ЦК, Политбюро или любая другая подобная чертовщина - может какой иностранец простодушный в это поверит - мы нет. И за меньшие грехи людей со света сживали. Впрочем, сегодня это уже не суть важно. Может раньше имел - а сейчас не имеет, нужда отпала. Все-таки славу себе Глазунов создал как живописец. Итак, о живописи.В восьмидесятые годы по рукам ходила замечательная, самиздатс-кая, разумеется, статья Марии Чегодаевой, называвшаяся, кажется, «Феномен Глазунова и китч в современной советской живописи». Автор спокойно доказывала, что Глазунов сам по себе интереса не представляет, он не более чем эпигон русской живописи 19 века, причем эпигон не слишком умелый и вполне бездарный. А популярность его объясняется тем, что советская публика и советская живопись, наконец, доросли до китча. Так что интересен не Глазунов, интересно общество, в котором он - гений.Действительно, генезис советского китча - отдельная большая тема. В конце семидесятых меня пригласили на одну конспиративную квартиру в Ленинграде, на подпольную выставку живописи. Гвоздем ее были картины молодого, но уже умершего, кажется, к тому времени художника Александра Исачева. Религиозные сюжеты - простертые руки, закатившиеся глаза, отверстые раны, капли крови и пота - все выписано старательно и очень натуралистично. Как в жизни. Масса искреннего религиозного чувства - и никакой художественной культуры. Вполне респектабельная публика реагировала на эти олеографические сласти с восторгом. Сейчас Исачев стал знаменит. Не так как Глазунов, но все-таки. Объяснить это можно только общей культурной деградацией. Россиискую публику отучили от вкуса, как крестьян от земли. Лет сто назад, во времена естественного, а не вновь приобретенного христианства и непрерванных художественных традиций тоже писались религиозные сюжеты. Но за спиной Крамского и Ге стояла Императорская Академия Художеств, стояли Александр Иванов, Брюллов. Олеография знала свое место. Сейчас за спиной Глазунова - пустота и тень его учителя Иогансо-на. А перед ним -девственная публика, верящая в колдунов и Кашпиров-ского. Ей можно ввернуть все, что угодно.На ретроспективных выставках хорошо видно, как молодой художник перепробовал все направления, появившиеся со времен оттепели в советской живописи, пока не остановился на своем стиле, легко узнаваемом и очень нетрудоемком. Сладкие псевдоиконописные лица, туманные глаза в пол-лица, воздетые руки, сияния, безвкусно раскрашенные многофигурные композиции с лицами, откровенно срисованными с фотографий,-то ли плакаты, то ли комиксы, то ли хоругви. Вся эта клюква при том чрезвычайно многозначительна и патетична. Тут тебе и религиозная символика, и славное прошлое России, и злодеи, и гении, и звезды, и свастики - все, что может возбудить и без того взбаламученную перестройкой психику российского жителя. Правда, в грандиозных композициях последних лет появилась несвойственная ему раньше тщательность проработки. Что подтверждает слухи - опять слухи! - что Мастер руководит сейчас целой группой подмастерьев.Впрочем, нельзя сказать, что Глазунов ничего не дал русской живописи. Напротив, его вклад громаден и значителен, эпохален. И вот почему.Предшественники Глазунова, и приличные, вроде Самохвалова и Дейнеки, и совсем прожженные, вроде Александра Герасимова или Налбандяна, всегда испытывали - в силу своей образованности - некоторую внутреннюю раздвоенность. Ощущали несовпадение между приходящим сверху «социальным заказом» и усвоенными во время обучения художественными традициями и навыками. Власть - а наверху сидели люди простые - требовала агиток, а академики пытались при этом - в меру сил и представлений - еще и пластические задачи решать, то есть живописью заниматься. Этот комплекс ощущается почти у всех. Так вот, Глазунов его лишен начисто. Он принес в русскую живопись то, чего безуспешно добивались от нее теоретики и идеологи соцреализма. Он дал ей вульгарность. Живопись Глазунова вульгарна со всех точек зрения: прямолинейно вульгарны его сюжеты, вульгарен стиль - многозначительно-слащавый, вульгарен метод - примитивно-компилятивное перерисовывание чужих композиций и фотографий. Полотна Глазунова о-о-чень красивы, идеологически насыщены, понятны всем и зовут к борьбе. Они полностью свободны от совести и вкуса. Можно сказать, что его творчество - это полная и окончательная, хотя и слегка запоздалая, победа соцреализма Впрочем, может и не запоздалая вовсе. Может быть, на роду было соцреализму написано, что его стиль и метод обретут истинное воплощение в сочетании не с коммунистической идеологией, а с национал-патриотической.Тут мы касаемся еще одного слоя глазуновской репутации. Президент Российской Академии Художеств - один из безусловных лидеров русского национал-патриотического движения. Его творчество по существу лишь иллюстрация взглядов. А взгляды - замечательные. Еще четверть века назад критик В. Шитова, анализируя выпущенную молодым Глазуновым автобиографическую книгу, определила взгляды маэстро как шовинистические. Об этом, правда, тогда никто не узнал. Статью удалось напечатать только в 1990 году в журнале «Искусство кино». А недавно мне попалось в руки постперестроечное интервью Глазунова сыктывкарской газете «Красное Знамя». Газета отрекомендовала Мастера как монархиста, исповедующего идею русской соборности и пишущего в стиле «эмоционально-философского реализма». На вопрос корреспондента: «Как в наше смутное время человеку не сбиться с дороги добра, не дать свече погаснуть?» - эмоциональный реалист отвечает: «Когда Понтий Пилат спросил Христа, что есть истина, Христос промолчал. Я не могу давать советов ... Но сегодня... когда идет расчленение трупа некогда великой России, мы тем более должны служить добру...».
Расчленение трупа, надо думать, это распад империи. А служить добру, значит распада не допускать. Мастер полагает, что Россия до революции была «самой сильной, самой передовой, самой богатой и культурной державой..., единственной страной, не знавшей колоний - мы не торговали чукчами, как Америка неграми. Все добровольно шли, просились под нашу корону - и грузины, и армяне, и украинцы ... мы всегда несли свет и просвещение. И важно продлить традиции великого русского начала».Последняя фраза звучит довольно зловеще. Как всегда у патриотов, набор шовинистских клише не рассчитан ни на какое обсуждение. Не объяснять же, в самом деле, человеку с высшим, пусть и художественным образованием, что все он врет, что и колонии были, и рабовладение, и кто кого просвещал еще неизвестно, и кого только при этом не завоевывали, так что от кое-кого и следа не осталось. Типично для национал-патриотов также соединение русского шовинизма с демонстративным православием, то есть «православие» без христианства.Свои художественные вкусы маэстро тоже объясняет причинами религиозными. Современное искусство считает победой сил сатаны: «Чернобыльские катастрофы уничтожают Божий мир, культуру - антимир. Когда Пикассо рисует на заду нос, а ухо под мышкой, это тоже революция против красоты Божьего мира, потому что человек есть образ и подобие Божье... Все это насилие над природой и есть дыхание апокалипсиса» - заканчивает Глазунов. Так что, «философско-эмоциональный реализм» есть единственно верный художественный метод.Попробуйте оспорить. Только теперь историю искусств придется объяснять, и с самого начала. Оттого и нет желающих дискутировать с Глазуновым и о Глазунове. Имя громкое, слава всемирная, личность глобальная, а говорить не о чем. Плохой художник и примитивный шовинист. Остается только ругаться. Или смеяться. Кому что нравится.
Материалы взяты с сайта http://den.olgin.ru/
art-shmart.livejournal.com
Памяти Ильи Глазунова, русского художника. Мистерия XX века.
Сегодня ночью умер Илья Глазунов.
Прошел уже час, и что наблюдается в новостях как всегда, хоть на ТОПе Яндекса?
Трамп гоняется за фуражкой какого-то солдата, умер один из тысяч блогеров Антон Носик, о котором 90% россиян никогда и не подозревали, никого не интересующий актеришка с каким-то карловарским фестивалем и т.п. Про смерть Глазунова пока ничего, разумеется, он русский, к тому же постоянно писавший про преступления коммунизма. До сих пор неизвестно кто убил его жену.
Вспомним его самую известную картину "Мистерия XX века" и как к нему всегда относилась либеральная шушера, - правильно, он же неудобный для них русский, вначале часть его интервью:"Власти подвергали вас серьезному прессу…В те времена слушали «Голос Америки», «Дойче Велле», «Свобода», которые говорили про мою выставку, что она является «ударом ножа в советский соцреализм». Французы тогда писали, что «молодой русский художник Илья Глазунов потряс публику Москвы проникновением во внутренний мир героев Достоевского». Достоевский в те годы считался реакционным писателем. Я был выключен из жизни, жил рядом с Рижским вокзалом и работал на нем грузчиком. Так как я не был членом Союза художников, мне угрожала возможность высылки за 101-й километр, как это было с поэтом Бродским. Уже тогда в моем творчестве были намечены циклы работ: история русского народа; лирический дневник современника, живущего в большом городе; образы русской литературы — моего самого любимого писателя и пророка Ф.М. Достоевского...По возвращении, зная успех советского художника в Риме, министр культуры Фурцева разрешила организовать мою выставку в служебном помещении Манежа, который находился в подчинении Министерства культуры, а не Союза художников СССР, членом которого я не был. Видя огромные очереди у Манежа, партбюро Московского союза художников настояло на закрытии моей выставки как художника, не помогающего строить коммунизм.
Вы известны как собиратель икон Русского Севера — региона, застывшего во времени, уникального для России.
Я бы назвал это не собиранием, а спасением икон. Вы не можете себе представить, но в те годы иконы просто сжигались, из них складывались костры, сколачивались кормушки для скота, заколачивались окна церквей, превращенные в колхозные склады. Старинные деревянные церкви также предавались огню. Для художника нет ничего страшнее, чем попранная красота. Древнерусская иконопись — это величайшее искусство нашей цивилизации. Знаменитый русский философ Трубецкой называл икону «умозрением в красках», а французский художник Матисс говорил, что все начинающие должны учиться не на итальянском Возрождении, а на древней русской иконописи, потому что это уникальное сочетание красок, гармония, красота силуэта..."http://doverennielitsa.ru/interview/ilya-glazunov-podmena-ponyatij-falsifikatsiya-vedu
взвизгивания либералов и коммунистов здесь ниже отлично представлены, заметьте - даже критические стать и "не рекомендовались", поскольку могли напомнить о Глазунове:
Я не любитель, признаюсь, картин Ильи Сергеевича, однако такие работы, как "Мистерия 20 века" должны остаться в истории искусства, хотя бы за их колоссальный формат, заполненный не чем нибудь, а маслянной живописью. И так, к делу.
"Мистерия ХХ века"1999. X., м. 300 х 800Галерея И. С. Глазунова.
Картину "Мистерия XX века" по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. ее первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство захлебывалось от верноподданнической любви к Ленину, Хрущеву, КПСС и было строго ограничено рамками лжи социалистического реализма. Художник выполнил титаническую работу, показав на своей картине через конкретные образы людей апокалипсическое бытие XX века.Каким надо было обладать гражданским мужеством и неустрашимостью, чтобы в те времена тоталитарного террора высказать эту бескомпромиссную правду! Более того, художник отказался от долго ожидаемой выставки, но не снял с экспозиции по требованию руководящих чиновников "Мистерию XX века", несмотря на угрозы со стороны ЦК партии, Министерства культуры и официального Союза художников, готовых выслать его из Советского Союза, как был выслан А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде. Художник был тверд до конца. Он так и не открыл свою выставку. Лишь один голос перевесил при голосовании в ЦК партии за отмену высылки Глазунова за границу. Аргументом был довод: "Зачем нам снова и снова плодить диссидентов! Пускай едет в Сибирь, на БАМ и как можно дольше не возвращается оттуда". Фотографии с этой картины расходились по необъятному тогда Союзу Советских Социалистических Республик. Многие западные журналы печатали ее репродукции с подзаголовком: "Картина, которую никогда не увидят русские". И только по прошествии долгих лет, в дни перестройки, многотысячные зрители увидели ее на выставке художника в Московском Доме молодежи.К своей последней в ХХ веке московской выставке Илья Сергеевич завершил работу над новым вариантом всемирно известной "Мистерии..." Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить глубинную суть событий последней четверти минувшего века("перестройка", крушение СССР, приватизация и воцарение демократии в России), что естественно, потребовало и увеличения размера картины. И, наконец в новом варианте автор написал свой портрет уже справа в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет).
Картинка и текст взяты со страниц сайта www.glazunov.ru
Ниже под катом ещё две статьи о картине.
1."ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ХХ ВЕКА ИЛИ ВОТ ТАКАЯ ВОТ "МИСТЕРИЯ" (О картине Ильи Глазунова "Мистерия ХХ ВЕКА")
Давно уже кануло в прошлое Средневековье, и на дворе уже даже не ХХ, а ХХ1 век.И Средневековые драмы не идут ни в какое сравнение с мистериями нашего времени.И это не время трагикомедий.Оно больше печальное, чем смешное.
***
Куда там средневековым рыцарям с их доспехами, мечами и топорами до атомных взрывов и ядерных ракет, способных уничтожить все человечество разом.Современная мистерия- это трагедия. И это трагедия всего человечества!И веселенькие интермедии, полные оптимизма, между актами трагедии,мягко говоря, неуместны.
***
Видимо, так надоел художнику Илье Глазунову пессимизм на этом свете, что он решил блеснуть юмором и повеселить нас на руинах истории в царстве теней.Мало ему было мрака на этом свете, так ему нужно было еще и разворошить подземное царство Аида и потревожить души известных людей и исторических деятелей России, собрав мертвое царство сначала на картине «Вечная Россия», а затем в "Мистерии ХХ века".Россия и так вечна. Она и так стоит и без этого полотна, благодаря выдающимся личностям, которые уже давно вошли в историю.А затем художник решил потревожить души знаменитых покойничков и исторических деятелей всего мира, осветив мрак подземного царства ярко-красным заревом цвета крови на картине "МИСТЕРИЯ ХХ ВЕКА".В одном из своих интервью Илья Глазунов сказал, что он сомнительно относится к скульптору Вере Мухиной, так как она взяла идею « Рабочего и колхозницы» из римской скульптуры «Тираноубийцы».И, видимо не случайно это всемирно известное и грандиозное сооружение, удостоившееся сталинской премии, художник написал в самом углу внизу картины на фоне пустыни Сахары, определив ей достойное место.А ВОТ САМОГО ГЛАВНОГО ТИРАНА И УБИЙЦУ ХХ века - ГИТЛЕРА, унесшего более 20 миллионов человеческих жизней, он написал на почетном месте в самом центре полотна с нацисткой символикой над головой, ДА ЕЩЕ СТОЯЩИМ И ВОЗВЫШАЮЩИМСЯ НАД ГРОБОМ СТАЛИНА ,как над поверженной Россией.И вообще все это выглядит,как торжество фашизма.И это тоже не случайно. Может, и Сталину отведена такая же роль в истории?И это, по моему мнению КОЩУНСТВО по отношению к истории, и не только к истории России!Да еще с такими веселенькими интермедиями, как сияющий и сидящий рядом с гробом Сталина Уинстон Черчилль и не грустный Франклин Рузвельт.А сам гроб подпирает «Браденбургские ворота».ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО НАПИСАТЬ ГИТЛЕРА В МАВЗОЛЕЕ И ЛЕНИНА С ФИГОЙ, И БУДЕТ ПОЛНАЯ М И С Т Е Р И Я !
***
Как еще художник не усадил всех покойничков(царствие им небесное) за один праздничный стол нос к носу.И эту картину написал не какой-то там зарубежный и начинающий художник, а наш русский художник, который считается одним из самых всемирно известных художников России ,любящий Россию ,и старающийся занять достойное место в истории живописи и нашей страны.Недалеко от Гитлера стоит Ленин, высоко подняв руку, и возвышаясь над всеми,с ораторским искусством призывает к строительству социализма и светлого будущего коммунизма.ТОЛЬКО ДЛЯ КОГО ОН ПРОИЗНОСИТ РЕЧЬ В ЭТОМ ТЕМНОМ И МЕРТВОМ ЦАРСТВЕ?Может быть, для Якова Свердлова или Феликса Дзержинского или Льва Троцкого,или может, для императора Николая П или цесаревича Алексея?А может быть, для стоящего за его спиной и глядящего на него Бенито Муссолини или самого Адольфа Гитлера?Только вряд ли кто его услышит, и этот глас вопиющего большего подходит для пустыни Сахары, где уже находится великое творение Мухиной «Рабочий и колхозница»А ,МОЖЕТ ,И ВСЕЙ ЭТОЙ МИСТЕРИИ САМОЕ МЕСТО В ТОЙ ЖЕ САМОЙ ПУСТЫНЕ С ЗАВИСШИМ НАД НЕЙ ГРИБОМ АТОМНОГО ВЗРЫВА?
***
Следующей интермедией на тему трагедии является оскалившийся в улыбке Джон Кеннеди, находящийся под оптическим прицелом И это то же самое, что написать революционера Баумана, едущего в пролетке, и бегущего за ним с убийцу с топором в руках. Но, слава богу, на этот раз обошлось без топора, хотя это- один предметов, часто встречающихся на картинах Глазунова.В следующей интермедии Альберт Энштейн с высунутым языком и выпученными глазами.И как бы ни изображали его в учебниках, он получил Нобелевскую премию не за обезьяньи гримасы и ужимки.,хотя он и оказал медвежью услугу всему миру своими открытиями.Более безобидно выглядит размахивающий руками и разглагольствующий Никита Хрущев. Наверное, убеждает всех в пользе кукурузы.Террорист устроился между рок- музыкантом и Битлз.
***
И КОГО ТОЛЬКО НЕТ В ЭТОМ ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ!И Лев Толстой, и Горький ,и Маяковский с папиросой в зубах, и Че Гевара, Махатма Ганди, и Поверженный герой (Пергамский алтарь),и космонавты, И ДАЖЕ ПАПА ИОАНН ХХIII!И даже никак не обозначенные,.но опознанные головы по типу - написать врага в образе Иуды,а еще лучше всунуть его фигуру в самую гущу покойничков плечом к плечу.ЗАТО «ЧЕРНОМУ КВАДРАТУ» К. Малевича САМОЕ МЕСТО В ЭТОМ ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ!
***
Танцующие колхозницы(вместо того, чтобы зарабатывать трудодни), ансамбль песни и пляски Советской Армии, пригорюнившийся и задумчивый Чарли Чаплин, Пикассо, как моряк в полосатой тельняшке и приветливо улыбающийся Мао Цзедун - это еще куда ни шло.И совсем безобидно на всем этом фоне выглядит символ «Плейбоя» - голова зайчика с ушками и сверкающий своими голыми выпуклостями стриптиз.А вот выпучившего от напряжения глаза Луи Армстронга , дующего в трубу, мне почему-то жаль. СПАЛ БЫ СЕБЕ СПОКОЙНО!И в самом углу внизу картины, в противовес социализму,выступает « Week- end», КАК ТОРЖЕСТВО ЗАПАДНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ с его роскошью, красотками и лимузинами.
***
Над современным городом летает голубь мира и недалеко от него над пустыней Сахарой атомный взрыв.И над всем этим парит Иисус Христос в белом одеянии,благословляя с высоты небес все это безобразиеИ ЛИШЬ ТОЛЬКО ОДИН СФИНКС СТОИТ ВЕЛИЧЕСТВЕННО ,БЕЗМОЛВНО И РАВНОДУШНО КО ВСЕМУ ПРОИСХОДЯЩЕМУ.СТОЛЬКО ВСЕГО ОН УЖЕ ПОВИДАЛ НА СВОЕМ ВЕКУ!И ТОЛЬКО ОН ОДИН МОЖЕТ НЕ ВОЗОПИТЬ ОТ ВСЕЙ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ПРЕВРАЩЕННОЙ В ФАРС!!!И от такого веселенького оптимизма на фоне трагедии хочется плакать, а не смеяться.И ЭТО УЖЕ НЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СТРАСТИ И ДРАМЫ!
***
Падение Империи, руины Европы, уничтожение религии, развал социализма, мяч, символизирующий земной шар, загоняемый в ворота нищеты,безысходности,насилия,убийства,грабежей,сексуальной революции и разврата, бездуховности, терроризма и угрозы ядерного взрыва и многие другие катаклизмы!И над всем этим Ника Самофракийская- символ вечного неба.И, чтобы сохранить этот символ и чистое небо над головой и символ мира, не оказавшись вновь на стадии эмбриона в пустыне ,и чтобы не было трагического исхода и не дожить до конца света, мы должны воспринимать эту МИСТЕРИЮ НЕ КАК ДРАМУ,А КАК ТРАГЕДИЮ,ГРОЗЯЩУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ,и вновь обрести духовные и культурные ценности, уважать и сохранять свою историю,(не пытаясь трактовать исторические события и роль личностей в истории по своему усмотрению), и идти своим собственным путем развития, опираясь на накопленный опыт, исходя из культурного и исторического наследия нашей страны ,не подражая Западному образу жизни.
ВОТ ТАКАЯ ВОТ «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ»! ВОТ ТАКАЯ ВОТ МИСТЕРИЯ!!!
Материалы взяты с сайта www.journalist-pro.com
2.
ФЕНОМЕН ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА
Дата публикации: 29 июня 2004
Автор: Дмитрий ХМЕЛЬНИЦКИЙ
В начале восьмидесятых, в золотой ещё век застоя, я помянул в статье для московской газеты «Архитектура» творчество Ильи Глазунова как пример китча в живописи. Редактор, покойный ныне Вадим Бузычкин, всегда смелый, даже безрассудно смелый по тем временам, фразу вычеркнул. - Почему? - спрашиваю. - Ты когда-нибудь бешеного слона видел? Он сюда придет - ни тебя не будет, ни меня, ни редакции.
Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. И даже ни у кого из советских. В 60-70-80-е годы Глазунова дружно ненавидели коллеги-профессионалы, и художники, и искусствоведы. Причем все, и правые, и левые. И функционеры Академии Художеств, и гонимые авангардисты. Непрофессионалы-интеллигенты ненавидели тоже. Публика - или, скажем, массовая публика - боготворила. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг ленинградского Манежа на его выставку. Феерическое зрелище. Периодически разыгрывались полускандальные, полурекламные кампании с антисоветскими полотнами Глазунова, вроде «Мистерии XX века». На одном холсте пор-теры Гитлера, Солженицына, Ленина, картину с треском снимают с выставки, а автор едет за границу писать Индиру Ганди или Папу Римского. Любопытно, что при этом недоброжелатели и почитатели существовали как бы в разных культурных пространствах не пересекаясь. Не возникало - да и сейчас не возникает - повода для дискуссий. Как будто и спорить не о чем. Для восторженных авторов фильмов, статей и предисловий Глазунов - естественная вершина развития русской живописи. Недоброжелатели же - и в этом я неоднократно убеждался - часто просто отказываются говорить о нем. И так все ясно. А если и говорят, то грубо. И не о живописи, а о самом Глазунове.Интересно все-таки попытаться распутать клубок брезгливого недоброжелательства, связанного с именем Мастера. Его репутация состоит как бы из нескольких слоев. Первый слой, определяющий эмоции просвещенной публики - это настойчивые слухи о компрометирующих связях Глазунова еще со студенческих времен. Связях, обеспечивающих его карьеру. Косвенных доказательств тут - хоть пруд пруди. Иметь в течение брежневских десятилетий возможность уничтожить любого критика, устраивать наглые антисоветски-религиозные эскапады одновременно с выставками в лучших залах страны - и не иметь при этом интимных связей с компетентными органами, будь то КГБ, ЦК, Политбюро или любая другая подобная чертовщина - может какой иностранец простодушный в это поверит - мы нет. И за меньшие грехи людей со света сживали. Впрочем, сегодня это уже не суть важно. Может раньше имел - а сейчас не имеет, нужда отпала. Все-таки славу себе Глазунов создал как живописец. Итак, о живописи.В восьмидесятые годы по рукам ходила замечательная, самиздатс-кая, разумеется, статья Марии Чегодаевой, называвшаяся, кажется, «Феномен Глазунова и китч в современной советской живописи». Автор спокойно доказывала, что Глазунов сам по себе интереса не представляет, он не более чем эпигон русской живописи 19 века, причем эпигон не слишком умелый и вполне бездарный. А популярность его объясняется тем, что советская публика и советская живопись, наконец, доросли до китча. Так что интересен не Глазунов, интересно общество, в котором он - гений.Действительно, генезис советского китча - отдельная большая тема. В конце семидесятых меня пригласили на одну конспиративную квартиру в Ленинграде, на подпольную выставку живописи. Гвоздем ее были картины молодого, но уже умершего, кажется, к тому времени художника Александра Исачева. Религиозные сюжеты - простертые руки, закатившиеся глаза, отверстые раны, капли крови и пота - все выписано старательно и очень натуралистично. Как в жизни. Масса искреннего религиозного чувства - и никакой художественной культуры. Вполне респектабельная публика реагировала на эти олеографические сласти с восторгом. Сейчас Исачев стал знаменит. Не так как Глазунов, но все-таки.Объяснить это можно только общей культурной деградацией. Россиискую публику отучили от вкуса, как крестьян от земли. Лет сто назад, во времена естественного, а не вновь приобретенного христианства и непрерванных художественных традиций тоже писались религиозные сюжеты. Но за спиной Крамского и Ге стояла Императорская Академия Художеств, стояли Александр Иванов, Брюллов. Олеография знала свое место. Сейчас за спиной Глазунова - пустота и тень его учителя Иогансо-на. А перед ним -девственная публика, верящая в колдунов и Кашпиров-ского. Ей можно ввернуть все, что угодно.На ретроспективных выставках хорошо видно, как молодой художник перепробовал все направления, появившиеся со времен оттепели в советской живописи, пока не остановился на своем стиле, легко узнаваемом и очень нетрудоемком. Сладкие псевдоиконописные лица, туманные глаза в пол-лица, воздетые руки, сияния, безвкусно раскрашенные многофигурные композиции с лицами, откровенно срисованными с фотографий,-то ли плакаты, то ли комиксы, то ли хоругви. Вся эта клюква при том чрезвычайно многозначительна и патетична. Тут тебе и религиозная символика, и славное прошлое России, и злодеи, и гении, и звезды, и свастики - все, что может возбудить и без того взбаламученную перестройкой психику российского жителя. Правда, в грандиозных композициях последних лет появилась несвойственная ему раньше тщательность проработки. Что подтверждает слухи - опять слухи! - что Мастер руководит сейчас целой группой подмастерьев.Впрочем, нельзя сказать, что Глазунов ничего не дал русской живописи. Напротив, его вклад громаден и значителен, эпохален. И вот почему.Предшественники Глазунова, и приличные, вроде Самохвалова и Дейнеки, и совсем прожженные, вроде Александра Герасимова или Налбандяна, всегда испытывали - в силу своей образованности - некоторую внутреннюю раздвоенность. Ощущали несовпадение между приходящим сверху «социальным заказом» и усвоенными во время обучения художественными традициями и навыками. Власть - а наверху сидели люди простые - требовала агиток, а академики пытались при этом - в меру сил и представлений - еще и пластические задачи решать, то есть живописью заниматься. Этот комплекс ощущается почти у всех.Так вот, Глазунов его лишен начисто. Он принес в русскую живопись то, чего безуспешно добивались от нее теоретики и идеологи соцреализма. Он дал ей вульгарность. Живопись Глазунова вульгарна со всех точек зрения: прямолинейно вульгарны его сюжеты, вульгарен стиль - многозначительно-слащавый, вульгарен метод - примитивно-компилятивное перерисовывание чужих композиций и фотографий. Полотна Глазунова о-о-чень красивы, идеологически насыщены, понятны всем и зовут к борьбе. Они полностью свободны от совести и вкуса. Можно сказать, что его творчество - это полная и окончательная, хотя и слегка запоздалая, победа соцреализма Впрочем, может и не запоздалая вовсе. Может быть, на роду было соцреализму написано, что его стиль и метод обретут истинное воплощение в сочетании не с коммунистической идеологией, а с национал-патриотической.Тут мы касаемся еще одного слоя глазуновской репутации. Президент Российской Академии Художеств - один из безусловных лидеров русского национал-патриотического движения. Его творчество по существу лишь иллюстрация взглядов. А взгляды - замечательные. Еще четверть века назад критик В. Шитова, анализируя выпущенную молодым Глазуновым автобиографическую книгу, определила взгляды маэстро как шовинистические. Об этом, правда, тогда никто не узнал. Статью удалось напечатать только в 1990 году в журнале «Искусство кино». А недавно мне попалось в руки постперестроечное интервью Глазунова сыктывкарской газете «Красное Знамя». Газета отрекомендовала Мастера как монархиста, исповедующего идею русской соборности и пишущего в стиле «эмоционально-философского реализма». На вопрос корреспондента: «Как в наше смутное время человеку не сбиться с дороги добра, не дать свече погаснуть?» - эмоциональный реалист отвечает: «Когда Понтий Пилат спросил Христа, что есть истина, Христос промолчал. Я не могу давать советов ... Но сегодня... когда идет расчленение трупа некогда великой России, мы тем более должны служить добру...».
Расчленение трупа, надо думать, это распад империи. А служить добру, значит распада не допускать. Мастер полагает, что Россия до революции была «самой сильной, самой передовой, самой богатой и культурной державой..., единственной страной, не знавшей колоний - мы не торговали чукчами, как Америка неграми. Все добровольно шли, просились под нашу корону - и грузины, и армяне, и украинцы ... мы всегда несли свет и просвещение. И важно продлить традиции великого русского начала».Последняя фраза звучит довольно зловеще. Как всегда у патриотов, набор шовинистских клише не рассчитан ни на какое обсуждение. Не объяснять же, в самом деле, человеку с высшим, пусть и художественным образованием, что все он врет, что и колонии были, и рабовладение, и кто кого просвещал еще неизвестно, и кого только при этом не завоевывали, так что от кое-кого и следа не осталось. Типично для национал-патриотов также соединение русского шовинизма с демонстративным православием, то есть «православие» без христианства.Свои художественные вкусы маэстро тоже объясняет причинами религиозными. Современное искусство считает победой сил сатаны: «Чернобыльские катастрофы уничтожают Божий мир, культуру - антимир. Когда Пикассо рисует на заду нос, а ухо под мышкой, это тоже революция против красоты Божьего мира, потому что человек есть образ и подобие Божье... Все это насилие над природой и есть дыхание апокалипсиса» - заканчивает Глазунов. Так что, «философско-эмоциональный реализм» есть единственно верный художественный метод.Попробуйте оспорить. Только теперь историю искусств придется объяснять, и с самого начала. Оттого и нет желающих дискутировать с Глазуновым и о Глазунове. Имя громкое, слава всемирная, личность глобальная, а говорить не о чем. Плохой художник и примитивный шовинист. Остается только ругаться. Или смеяться. Кому что нравится.
Материалы взяты с сайта http://den.olgin.ru/
harmfulgrumpy.livejournal.com
картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские» — Смотрим с оптимизмом
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». Автор: И.С.Глазунов.
Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора, и пойдёт речь в этом обзоре.
Итак, выставка так и не была открыта, а самого художника спасла от выдворения из страны, всего лишь одна лишняя поднятая рука, перевесившая в голосовании на заседании ЦК партии.
«Не совсем понятно, – недоумевал корреспондент газеты «International New York Times», посетивший тогда мастерскую художника, – зачем понадобилось Глазунову рисковать своим трудно заработанным успехом, посвятив два года своей жизни написанию монументальной работы, пока не принесшей ему ничего, кроме официального порицания».
Неугодному художнику был вынесен строжайший вердикт: выехать в Сибирь на БАМ, писать портреты передовиков строительства. Но несостоявшийся показ картины широкой публике не стал препятствием для популярности крамольного полотна. Запрет лишь подогрел интерес желающих увидеть ее. Фото этой картины очень быстро распространились по всему Союзу.
Художник Илья Глазунов
А на рубеже 70-80 годов Глазунов был приглашен руководством Берлинского театра в качестве художника-постановщика оперы Бородина «Князь Игорь». Пользуясь случаем, Илья Сергеевич втайне вывез «Мистерию XX века» из Советского Союза в Германию. Вместе с эскизами декораций в Германию поехало и полотно размерами шесть на три, свернутое в огромный свиток. Живописец боялся, что его «мистерию» постигнет участь картин неугодных властям художников — полотна бывало сжигали прямо в мастерских.
Декорации к опере Бородина «Князь Игорь». 1980год.
«Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии. Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские». На предложение одного из коллекционеров Гамбурга купить «Мистерию ХХ века», Глазунов после долгого размышления ответил согласием.
Но в Россию картина всё же попала. Прошло более 10 лет, и в 1988 году первый вариант картины был выставлен в московском Доме молодежи. Выставка имела ошеломительный успех: люди выстраивались в многотысячные очереди, чтобы увидеть легендарное полотно. Второй вариант «Мистерии ХХ века» Глазунов написал в начале в 1999 году. Размер новой картины был восемь на три – художник дописал послеперестроечные эпохальные события и главных действующих лиц.
Подтекст и крамола
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». (Христос над историей ХХ века, а у подножия маленький земной шар, разыгрываемый главными игроками истории). Автор: И.С.Глазунов.
Мистерия (от латинского «церемония») — это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах. Сюжеты для мистерии средневековые лицедеи брали с Библии и «наполняли» комическими сценками, взятыми с жизни. Вот и Глазунов разыграл на своем полотне целое театрализованное представление со знакомыми всем событиями и персонажами, которые сломали судьбы народов и наций и довели землян до апокалипсиса за последние 100 лет.
Творцы исторических событий – вожди и правители стран, выступают в главных ролях этой застывшей трагедии. Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. Картина насчитывает 2342 образа и символа, имеющих свою роль в исторической мистерии.
В самом центре над этим всем хаосом — Христос, занесший руку для благословения. Нижняя левая часть полотна подсвечена ярким свечением пролитой алой крови, а правая ядерным взрывом.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».(И.Глазунов, Л.Толстой, П.Столыпин, Николай-II, Г.Распутин, М.Горький, Л.Троцкий, В.Ленин в бронзе). Автор И.С.Глазунов.
Исторические события мистерии начинают развиваться линейно с левого угла картины: царь, держащий на руках убитого сына, его приближенные, разгром церквей, свергнутый герб — всё это символы падения великой империи. Над ними вождь в бронзе – указывающий путь в «светлое» будущее.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Эйнштейн, Э.Хемингуэй, Л.Армстронг, Ч.Чаплин, И.Сталин, У.Черчилль, Ф.Рузвельт, Б.Муссолини, А.Гитлер, М.Цзэдун). Автор: И.С.Глазунов.
Ближе к центру лежащий на кровавом одре «отец всех народов» — как символ утонувшего в крови Советского Союза. Рядом с ним совсем не скорбящие союзники. А над похоронной процессией возвышается торжествующий нацизм. Парадокс? Да! Но подводя итоги ХХ столетия понимаем, смысл того, что хотел сказать автор в конце 70-х годов. Глазунов еще тогда предрекал развал Союза и торжество западной идеологии.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( Римский Папа — Пий ХХII, Н.Хрущев, М.Ганди, Э.Че Гевара, Ф.Кастро, М.Цзэдун, Д.Кеннеди, группа «Битлз»). Автор: И.С.Глазунов.
В нижней центральной части полотна: писатели, поэты, ученые, артисты – своим трудом и творчеством принимающие непосредственное участие в борьбе двух враждующих лагерей.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Солженицын, М.Тэтчер, Л.Брежнев, Ю. Андропов, М.Горбачев, Р.Горбачева, М.Монро, Б.Ельцин). Автор: И.С.Глазунов.
Все генсеки ЦК, их соратники по соцлагерю, и, конечно, первый президент России, приветствуемый ликующим народом, а также правители и политические деятели, до некоторого времени, враждебных стран… Все эти герои — главные действующие лица трагической мистерии, приложившие руку к падению великой империи, забвению религии, уничтожению миллионов человеческих жизней, развалу великой страны, продвижению нацизма. Они то и закатили земной шарик, изображенный в виде мяча, в нищету, в сексуальный разврат, бездуховность, угрозу ядерной войны и террористических актов. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».( М.Горбачев, Б.Ельцин, Б.Клинтон, И.Глазунов). Автор: И.С.Глазунов.
Художник разыграл на своем полотне мистерию не как драму, а как трагедию, угрожающую всему человечеству. На авансцене по двум сторонам этого театрального действия автор изобразил два своих автопортрета, чем показал свою причастность и ответственность за апокалипсис, разворачивающийся на планете. Зеркало, которое он поддерживает рукой, как отражение каждого из нас — мы также в ответе перед историей.
Гений Ильи Глазунова как творца
Илья Глазунов.
Вся сила творчества Глазунова в том, что он «затронул за живое» массового зрителя, откликнулся на его проблемы и запросы, дав ему то самое искусство, которое все ждали много лет.
«Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. И даже ни у кого из советских. В 60-70-80-е годы Глазунова дружно ненавидели коллеги-профессионалы, и художники, и искусствоведы. Причем все, и правые, и левые… Публика — или, скажем, массовая публика — боготворила. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку. Феерическое зрелище…»,- эти слова публициста Дмитрия Хмельницкого четко дают определение художнику и его творчеству.
И действительно никогда ни в Москве, ни в Ленинграде не собирались многотысячные очереди на выставки художников. И даже когда привозили Ган Гога или «Джоконду» не рвались такие толпы людей, как на выставки Глазунова.
Полотно «Моя жизнь» (1994). Автор: И.С.Глазунов
Личная жизнь художника не менее скандальна, чем и творческая. Она всегда вызывала большой интерес и среди поклонников, и среди критиков. Художник выплеснул историю своей жизни на полотно «Моя жизнь» (1994), наполненное трагическим звучанием, и отразившее основные этапы жизни живописца и его семьи на фоне бытия всей России.
Об интересных фактах из личной жизни художника можно посмотреть в обзоре: «Любовный треугольник: поклонник женской красоты Илья Глазунов и его музы».
Источник: kulturologia.ru
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:
binokl.cc
«Мистерия XX века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»
Неугодному художнику был вынесен строжайший вердикт: выехать в Сибирь на БАМ, писать портреты передовиков строительства. Но несостоявшийся показ картины широкой публике не стал препятствием для популярности крамольного полотна. Запрет лишь подогрел интерес желающих увидеть ее. Фото этой картины очень быстро распространились по всему Союзу.Художник Илья Глазунов
А на рубеже 70-80 годов Глазунов был приглашен руководством Берлинского театра в качестве художника-постановщика оперы Бородина «Князь Игорь». Пользуясь случаем, Илья Сергеевич втайне вывез «Мистерию XX века» из Советского Союза в Германию. Вместе с эскизами декораций в Германию поехало и полотно размерами шесть на три, свернутое в огромный свиток. Живописец боялся, что его «мистерию» постигнет участь картин неугодных властям художников - полотна бывало сжигали прямо в мастерских.
Декорации к опере Бородина «Князь Игорь». 1980год.
«Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии. Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские». На предложение одного из коллекционеров Гамбурга купить "Мистерию ХХ века", Глазунов после долгого размышления ответил согласием.
Но в Россию картина всё же попала. Прошло более 10 лет, и в 1988 году первый вариант картины был выставлен в московском Доме молодежи. Выставка имела ошеломительный успех: люди выстраивались в многотысячные очереди, чтобы увидеть легендарное полотно. Второй вариант "Мистерии ХХ века" Глазунов написал в начале 2000-х. Размер новой картины был восемь на три – художник дописал послеперестроечные эпохальные события и главных действующих лиц.
Подтекст и крамола
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». (Христос над историей ХХ века, а у подножия маленький земной шар, разыгрываемый главными игроками истории). Автор: И.С.Глазунов.
Мистерия (от латинского «церемония») — это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах. Сюжеты для мистерии средневековые лицедеи брали с Библии и "наполняли" комическими сценками, взятыми с жизни. Вот и Глазунов разыграл на своем полотне целое театрализованное представление со знакомыми всем событиями и персонажами, которые сломали судьбы народов и наций и довели землян до апокалипсиса за последние 100 лет.
Творцы исторических событий – вожди и правители стран, выступают в главных ролях этой застывшей трагедии. Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. Картина насчитывает 2342 образа и символа, имеющих свою роль в исторической мистерии.
В самом центре над этим всем хаосом - Христос, занесший руку для благословения. Нижняя левая часть полотна подсвечена ярким свечением пролитой алой крови, а правая ядерным взрывом.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».(И.Глазунов, Л.Толстой, П.Столыпин, Николай-II, Г.Распутин, М.Горький, Л.Троцкий, В.Ленин в бронзе). Автор И.С.Глазунов.
Исторические события мистерии начинают развиваться линейно с левого угла картины: царь, держащий на руках убитого сына, его приближенные, разгром церквей, свергнутый герб - всё это символы падения великой империи. Над ними вождь в бронзе – указывающий путь в «светлое» будущее.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Эйнштейн, Э.Хемингуэй, Л.Армстронг, Ч.Чаплин, И.Сталин, У.Черчилль, Ф.Рузвельт, Б.Муссолини, А.Гитлер, М.Цзэдун). Автор: И.С.Глазунов.
Ближе к центру лежащий на кровавом одре «отец всех народов» - как символ утонувшего в крови Советского Союза. Рядом с ним совсем не скорбящие союзники. А над похоронной процессией возвышается торжествующий нацизм. Парадокс? Да! Но подводя итоги ХХ столетия понимаем, смысл того, что хотел сказать автор в конце 70-х годов. Глазунов еще тогда предрекал развал Союза и торжество западной идеологии.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( Римский Папа - Пий ХХII, Н.Хрущев, М.Ганди, Э.Че Гевара, Ф.Кастро, М.Цзэдун, Д.Кеннеди, группа «Битлз»). Автор: И.С.Глазунов.
В нижней центральной части полотна: писатели, поэты, ученые, артисты – своим трудом и творчеством принимающие непосредственное участие в борьбе двух враждующих лагерей.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Солженицын, М.Тэтчер, Л.Брежнев, Ю. Андропов, М.Горбачев, Р.Горбачева, М.Монро, Б.Ельцин). Автор: И.С.Глазунов.
Все генсеки ЦК, их соратники по соцлагерю, и, конечно, первый президент России, приветствуемый ликующим народом, а также правители и политические деятели, до некоторого времени, враждебных стран... Все эти герои - главные действующие лица трагической мистерии, приложившие руку к падению великой империи, забвению религии, уничтожению миллионов человеческих жизней, развалу великой страны, продвижению нацизма. Они то и закатили земной шарик, изображенный в виде мяча, в нищету, в сексуальный разврат, бездуховность, угрозу ядерной войны и террористических актов. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».( М.Горбачев, Б.Ельцин, Б.Клинтон, И.Глазунов). Автор: И.С.Глазунов.
Художник разыграл на своем полотне мистерию не как драму, а как трагедию, угрожающую всему человечеству. На авансцене по двум сторонам этого театрального действия автор изобразил два своих автопортрета, чем показал свою причастность и ответственность за апокалипсис, разворачивающийся на планете. Зеркало, которое он поддерживает рукой, как отражение каждого из нас - мы также в ответе перед историей.
Гений Ильи Глазунова как творца
Илья Глазунов.
Вся сила творчества Глазунова в том, что он "затронул за живое" массового зрителя, откликнулся на его проблемы и запросы, дав ему то самое искусство, которое все ждали много лет.
"Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. И даже ни у кого из советских. В 60-70-80-е годы Глазунова дружно ненавидели коллеги-профессионалы, и художники, и искусствоведы. Причем все, и правые, и левые... Публика — или, скажем, массовая публика — боготворила. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку. Феерическое зрелище...",- эти слова публициста Дмитрия Хмельницкого четко дают определение художнику и его творчеству.
И действительно никогда ни в Москве, ни в Ленинграде не собирались многотысячные очереди на выставки художников. И даже когда привозили Ган Гога или «Джоконду» не рвались такие толпы людей, как на выставки Глазунова.
Полотно «Моя жизнь» (1994). Автор: И.С.Глазунов
Личная жизнь художника не менее скандальна, чем и творческая. Она всегда вызывала большой интерес и среди поклонников, и среди критиков. Художник выплеснул историю своей жизни на полотно "Моя жизнь" (1994), наполненное трагическим звучанием, и отразившее основные этапы жизни живописца и его семьи на фоне бытия всей России.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/130617/34905/
art-nuinu.livejournal.com
«Мистерия XX века» Ильи Глазунова, картина-пророчество
Написанная в 1977 году Ильёй Глазуновым картина «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы.Фрагмент полотна «Мистерия XX века». Автор: И.С.Глазунов.
Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой.
Итак, выставка так и не была открыта, а самого художника спасла от выдворения из страны, всего лишь одна лишняя поднятая рука, перевесившая в голосовании на заседании ЦК партии.
«Не совсем понятно, – недоумевал корреспондент газеты «International New York Times», посетивший тогда мастерскую художника, – зачем понадобилось Глазунову рисковать своим трудно заработанным успехом, посвятив два года своей жизни написанию монументальной работы, пока не принесшей ему ничего, кроме официального порицания».
Неугодному художнику был вынесен строжайший вердикт: выехать в Сибирь на БАМ, писать портреты передовиков строительства. Но несостоявшийся показ картины широкой публике не стал препятствием для популярности крамольного полотна. Запрет лишь подогрел интерес желающих увидеть ее. Фото этой картины очень быстро распространились по всему Союзу.
Художник Илья Глазунов
А на рубеже 70-80 годов Глазунов был приглашен руководством Берлинского театра в качестве художника-постановщика оперы Бородина «Князь Игорь». Пользуясь случаем, Илья Сергеевич втайне вывез «Мистерию XX века» из Советского Союза в Германию. Вместе с эскизами декораций в Германию поехало и полотно размерами шесть на три, свернутое в огромный свиток. Живописец боялся, что его «мистерию» постигнет участь картин неугодных властям художников - полотна бывало сжигали прямо в мастерских.
Декорации к опере Бородина «Князь Игорь». 1980год.
«Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии. Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские». На предложение одного из коллекционеров Гамбурга купить "Мистерию ХХ века", Глазунов после долгого размышления ответил согласием.
Но в Россию картина всё же попала. Прошло более 10 лет, и в 1988 году первый вариант картины был выставлен в московском Доме молодежи. Выставка имела ошеломительный успех: люди выстраивались в многотысячные очереди, чтобы увидеть легендарное полотно. Второй вариант "Мистерии ХХ века" Глазунов написал в начале 2000-х. Размер новой картины был восемь на три – художник дописал послеперестроечные эпохальные события и главных действующих лиц.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». (Христос над историей ХХ века, а у подножия маленький земной шар, разыгрываемый главными игроками истории). Автор: И.С.Глазунов.
Мистерия (от латинского «церемония») — это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах. Сюжеты для мистерии средневековые лицедеи брали с Библии и "наполняли" комическими сценками, взятыми с жизни. Вот и Глазунов разыграл на своем полотне целое театрализованное представление со знакомыми всем событиями и персонажами, которые сломали судьбы народов и наций и довели землян до апокалипсиса за последние 100 лет.
Творцы исторических событий – вожди и правители стран, выступают в главных ролях этой застывшей трагедии. Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. Картина насчитывает 2342 образа и символа, имеющих свою роль в исторической мистерии.
В самом центре над этим всем хаосом - Христос, занесший руку для благословения. Нижняя левая часть полотна подсвечена ярким свечением пролитой алой крови, а правая ядерным взрывом.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».(И.Глазунов, Л.Толстой, П.Столыпин, Николай-II, Г.Распутин, М.Горький, Л.Троцкий, В.Ленин в бронзе). Автор И.С.Глазунов.
Исторические события мистерии начинают развиваться линейно с левого угла картины: царь, держащий на руках убитого сына, его приближенные, разгром церквей, свергнутый герб - всё это символы падения великой империи. Над ними вождь в бронзе – указывающий путь в «светлое» будущее.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Эйнштейн, Э.Хемингуэй, Л.Армстронг, Ч.Чаплин, И.Сталин, У.Черчилль, Ф.Рузвельт, Б.Муссолини, А.Гитлер, М.Цзэдун). Автор: И.С.Глазунов.
Ближе к центру лежащий на кровавом одре «отец всех народов» - как символ утонувшего в крови Советского Союза. Рядом с ним совсем не скорбящие союзники. А над похоронной процессией возвышается торжествующий нацизм. Парадокс? Да! Но подводя итоги ХХ столетия понимаем, смысл того, что хотел сказать автор в конце 70-х годов. Глазунов еще тогда предрекал развал Союза и торжество западной идеологии.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( Римский Папа - Пий ХХII, Н.Хрущев, М.Ганди, Э.Че Гевара, Ф.Кастро, М.Цзэдун, Д.Кеннеди, группа «Битлз»). Автор: И.С.Глазунов.
В нижней центральной части полотна: писатели, поэты, ученые, артисты – своим трудом и творчеством принимающие непосредственное участие в борьбе двух враждующих лагерей.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Солженицын, М.Тэтчер, Л.Брежнев, Ю. Андропов, М.Горбачев, Р.Горбачева, М.Монро, Б.Ельцин). Автор: И.С.Глазунов.
Все генсеки ЦК, их соратники по соцлагерю, и, конечно, первый президент России, приветствуемый ликующим народом, а также правители и политические деятели, до некоторого времени, враждебных стран... Все эти герои - главные действующие лица трагической мистерии, приложившие руку к падению великой империи, забвению религии, уничтожению миллионов человеческих жизней, развалу великой страны, продвижению нацизма. Они то и закатили земной шарик, изображенный в виде мяча, в нищету, в сексуальный разврат, бездуховность, угрозу ядерной войны и террористических актов. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».( М.Горбачев, Б.Ельцин, Б.Клинтон, И.Глазунов). Автор: И.С.Глазунов.
Художник разыграл на своем полотне мистерию не как драму, а как трагедию, угрожающую всему человечеству. На авансцене по двум сторонам этого театрального действия автор изобразил два своих автопортрета, чем показал свою причастность и ответственность за апокалипсис, разворачивающийся на планете. Зеркало, которое он поддерживает рукой, как отражение каждого из нас - мы также в ответе перед историей.
Вся сила творчества Глазунова в том, что он "затронул за живое" массового зрителя, откликнулся на его проблемы и запросы, дав ему то самое искусство, которое все ждали много лет.
"Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. И даже ни у кого из советских. В 60-70-80-е годы Глазунова дружно ненавидели коллеги-профессионалы, и художники, и искусствоведы. Причем все, и правые, и левые... Публика — или, скажем, массовая публика — боготворила. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку. Феерическое зрелище...",- эти слова публициста Дмитрия Хмельницкого четко дают определение художнику и его творчеству.
И действительно никогда ни в Москве, ни в Ленинграде не собирались многотысячные очереди на выставки художников. И даже когда привозили Ган Гога или «Джоконду» не рвались такие толпы людей, как на выставки Глазунова.
Полотно «Моя жизнь» (1994). Автор: И.С.Глазунов
Личная жизнь художника не менее скандальна, чем и творческая. Она всегда вызывала большой интерес и среди поклонников, и среди критиков. Художник выплеснул историю своей жизни на полотно "Моя жизнь" (1994), наполненное трагическим звучанием, и отразившее основные этапы жизни живописца и его семьи на фоне бытия всей России.
via
astori-18.livejournal.com
картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». Автор: И.С.Глазунов.Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора, и пойдёт речь в этом обзоре.
Итак, выставка так и не была открыта, а самого художника спасла от выдворения из страны, всего лишь одна лишняя поднятая рука, перевесившая в голосовании на заседании ЦК партии.
«Не совсем понятно, – недоумевал корреспондент газеты «International New York Times», посетивший тогда мастерскую художника, – зачем понадобилось Глазунову рисковать своим трудно заработанным успехом, посвятив два года своей жизни написанию монументальной работы, пока не принесшей ему ничего, кроме официального порицания».
Неугодному художнику был вынесен строжайший вердикт: выехать в Сибирь на БАМ, писать портреты передовиков строительства. Но несостоявшийся показ картины широкой публике не стал препятствием для популярности крамольного полотна. Запрет лишь подогрел интерес желающих увидеть ее. Фото этой картины очень быстро распространились по всему Союзу.
Художник Илья Глазунов
А на рубеже 70-80 годов Глазунов был приглашен руководством Берлинского театра в качестве художника-постановщика оперы Бородина «Князь Игорь». Пользуясь случаем, Илья Сергеевич втайне вывез «Мистерию XX века» из Советского Союза в Германию. Вместе с эскизами декораций в Германию поехало и полотно размерами шесть на три, свернутое в огромный свиток. Живописец боялся, что его «мистерию» постигнет участь картин неугодных властям художников — полотна бывало сжигали прямо в мастерских.
Декорации к опере Бородина «Князь Игорь». 1980год.
«Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии. Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские». На предложение одного из коллекционеров Гамбурга купить «Мистерию ХХ века», Глазунов после долгого размышления ответил согласием.
Но в Россию картина всё же попала. Прошло более 10 лет, и в 1988 году первый вариант картины был выставлен в московском Доме молодежи. Выставка имела ошеломительный успех: люди выстраивались в многотысячные очереди, чтобы увидеть легендарное полотно. Второй вариант «Мистерии ХХ века» Глазунов написал в начале в 1999 году. Размер новой картины был восемь на три – художник дописал послеперестроечные эпохальные события и главных действующих лиц.
Подтекст и крамола
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». (Христос над историей ХХ века, а у подножия маленький земной шар, разыгрываемый главными игроками истории). Автор: И.С.Глазунов.
Мистерия (от латинского «церемония») — это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах. Сюжеты для мистерии средневековые лицедеи брали с Библии и «наполняли» комическими сценками, взятыми с жизни. Вот и Глазунов разыграл на своем полотне целое театрализованное представление со знакомыми всем событиями и персонажами, которые сломали судьбы народов и наций и довели землян до апокалипсиса за последние 100 лет.
Творцы исторических событий – вожди и правители стран, выступают в главных ролях этой застывшей трагедии. Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. Картина насчитывает 2342 образа и символа, имеющих свою роль в исторической мистерии.
В самом центре над этим всем хаосом — Христос, занесший руку для благословения. Нижняя левая часть полотна подсвечена ярким свечением пролитой алой крови, а правая ядерным взрывом.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».(И.Глазунов, Л.Толстой, П.Столыпин, Николай-II, Г.Распутин, М.Горький, Л.Троцкий, В.Ленин в бронзе). Автор И.С.Глазунов.
Исторические события мистерии начинают развиваться линейно с левого угла картины: царь, держащий на руках убитого сына, его приближенные, разгром церквей, свергнутый герб — всё это символы падения великой империи. Над ними вождь в бронзе – указывающий путь в «светлое» будущее.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Эйнштейн, Э.Хемингуэй, Л.Армстронг, Ч.Чаплин, И.Сталин, У.Черчилль, Ф.Рузвельт, Б.Муссолини, А.Гитлер, М.Цзэдун). Автор: И.С.Глазунов.
Ближе к центру лежащий на кровавом одре «отец всех народов» — как символ утонувшего в крови Советского Союза. Рядом с ним совсем не скорбящие союзники. А над похоронной процессией возвышается торжествующий нацизм. Парадокс? Да! Но подводя итоги ХХ столетия понимаем, смысл того, что хотел сказать автор в конце 70-х годов. Глазунов еще тогда предрекал развал Союза и торжество западной идеологии.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( Римский Папа — Пий ХХII, Н.Хрущев, М.Ганди, Э.Че Гевара, Ф.Кастро, М.Цзэдун, Д.Кеннеди, группа «Битлз»). Автор: И.С.Глазунов.
В нижней центральной части полотна: писатели, поэты, ученые, артисты – своим трудом и творчеством принимающие непосредственное участие в борьбе двух враждующих лагерей.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». ( А.Солженицын, М.Тэтчер, Л.Брежнев, Ю. Андропов, М.Горбачев, Р.Горбачева, М.Монро, Б.Ельцин). Автор: И.С.Глазунов.
Все генсеки ЦК, их соратники по соцлагерю, и, конечно, первый президент России, приветствуемый ликующим народом, а также правители и политические деятели, до некоторого времени, враждебных стран… Все эти герои — главные действующие лица трагической мистерии, приложившие руку к падению великой империи, забвению религии, уничтожению миллионов человеческих жизней, развалу великой страны, продвижению нацизма. Они то и закатили земной шарик, изображенный в виде мяча, в нищету, в сексуальный разврат, бездуховность, угрозу ядерной войны и террористических актов. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века».( М.Горбачев, Б.Ельцин, Б.Клинтон, И.Глазунов). Автор: И.С.Глазунов.
Художник разыграл на своем полотне мистерию не как драму, а как трагедию, угрожающую всему человечеству. На авансцене по двум сторонам этого театрального действия автор изобразил два своих автопортрета, чем показал свою причастность и ответственность за апокалипсис, разворачивающийся на планете. Зеркало, которое он поддерживает рукой, как отражение каждого из нас — мы также в ответе перед историей.
Гений Ильи Глазунова как творца Илья Глазунов.Вся сила творчества Глазунова в том, что он «затронул за живое» массового зрителя, откликнулся на его проблемы и запросы, дав ему то самое искусство, которое все ждали много лет.
«Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. И даже ни у кого из советских. В 60-70-80-е годы Глазунова дружно ненавидели коллеги-профессионалы, и художники, и искусствоведы. Причем все, и правые, и левые… Публика — или, скажем, массовая публика — боготворила. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку. Феерическое зрелище…»,- эти слова публициста Дмитрия Хмельницкого четко дают определение художнику и его творчеству.
И действительно никогда ни в Москве, ни в Ленинграде не собирались многотысячные очереди на выставки художников. И даже когда привозили Ган Гога или «Джоконду» не рвались такие толпы людей, как на выставки Глазунова.
Полотно «Моя жизнь» (1994). Автор: И.С.Глазунов
Личная жизнь художника не менее скандальна, чем и творческая. Она всегда вызывала большой интерес и среди поклонников, и среди критиков. Художник выплеснул историю своей жизни на полотно «Моя жизнь» (1994), наполненное трагическим звучанием, и отразившее основные этапы жизни живописца и его семьи на фоне бытия всей России.
Об интересных фактах из личной жизни художника можно посмотреть в обзоре: «Любовный треугольник: поклонник женской красоты Илья Глазунов и его музы».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:atlasprirodirossii.ru