художник Анна Дворникова. Картины брюсов
Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»
Об истории написании этого портрета стоит рассказать особо. И прежде всего, нужно рассказать, как так получилось что Врубелю, в то время уже совершенно выжившего из ума, вообще дозволили рисовать. Да, ныне великий художник Михаил Врубель, был сумасшедшим. К этому его привело общество и семейные неурядицы. Но в первую очередь именно общество.
Долгое время его не признавали художником. Над ним смеялись и глумились, все его полотна неизменно получали отвратительную критику, и никто не вставал на его защиту, кроме нескольких человек. Один из них, был великий меценат Савва Мамонтов.
Это ему впоследствии удалось создать такие условия для художника, что тот стал работать в своё удовольствие и совершенно забыл о нищете. Но это не помогло ему в здоровье, оно всё-таки ухудшалось. И его лечили, лечили долго и в разных больницах.
Но однажды его друзья-художники рискнули и собрали тридцать шесть его полотен для большой выставки, чтобы доказать всем что их друг не сумасшедший, а просто крайне талантливый художник. И это у них получилось. И Врубеля, наконец, признали замечательным художником. Но как поздно это случилось.
Этот портрет рисовал он, когда наступило очередное просветление рассудка и врачи дали разрешение на рисование. Брюсов сам позировал ему. Но было сделано ещё одно: утром Брюсов позировал – Врубель писал, а потом позировал уже сам Врубель, а его друг Серов его рисовал. И таким образом мы имеем изображение художника на тот момент.
А сам Брюсов очень жалел, потом что не сообразил сразу сфотографировать черновой вариант своего портрета. По его мнению, Врубель хорошо сделал его портрет именно в черновом варианте. А вот в этом цветном – оно получилось какое-то странное, и Брюсов был им немного не доволен.
И потом Врубель даже этот вариант немного не дорисовал, недоработал. И этот портрет считается незавершённым. Но это всё же одна из последних осознанных работ мастера.
Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова» | источник
sochinenie-o.ru
Творчество Брюсова – кратко - Русская историческая библиотека
Поэзия Брюсова, так же как и Бальмонта, наполнена «иностранным» воздухом, потому что связь с французской и латинской поэтической традицией была у них теснее, чем с русской. Роднит Брюсова с Бальмонтом и отсутствие тонкой отделки, тонких оттенков и «последнего штриха». Лучшие его стихи великолепны: пурпур и золото; худшие – полная безвкусица.
Валерий Брюсов. Фото
Как и у большинства русских символистов, стихи Брюсова состоят в основном из «высоких» слов и всегда торжественны и иератичны. В ранних стихах (1894–1896) он пытался привить России «поющее звучание» Верлена и ранних французских символистов, а также оживить и осовременить «напевы» Фета. Но в целом Брюсов поэт не музыкальный, хотя, как и все русские символисты, часто пользуется словами как эмоциональными жестами, а не как знаками с четким значением. Хотя его творчество пропитано культурой веков, Брюсов не философский и не «думающий» поэт. Одно время под влиянием Ивана Коневского Брюсов занялся метафизической поэзией, некоторые его стихи в этом роде – чудная риторика, но философии в них мало, больше патетических возгласов и противопоставлений.
Язык поэзии Брюсова более сжатый и выразительный, чем у Бальмонта, и иногда он достигает вершин поэтической выразительности, но точности ему не хватает: его слова (иногда замечательные) никогда не бывают «счастливыми находками». Любимые темы Брюсова – размышления о прошлом и будущем человечества, изображение половой любви как мистического ритуала и, как любили говорить в его время, – «мистицизм повседневности», то есть описание крупных современных городов как таинственного леса символов.
Творчество Брюсова. Видеолекция
Лучшие стихи Брюсова содержатся в сборниках Urbi et orbi (1903) и Stephanos (1906). В Stephanos входит и замечательный цикл вариаций на вечные темы греческой мифологии (Правда вечная кумиров). Такие стихи, как Ахиллес у алтаря (Ахиллес ждет рокового обручения с Поликсеной), Орфей и Эвридика, Тезей Ариадне – лучшие достижения «классической» стороны русского символизма, стремившейся к иератической возвышенности и символической наполненности.
Проза Брюсова в целом такая же, как и стихи: торжественная, иератическая и академичная. В прозе затрагиваются те же темы: картины прошлого и будущего, таинственные «бездны» любви – часто в самых ее извращенных и ненормальных проявлениях. Как и у стихов, у прозы – явно «переводной с иностранного» вид. Брюсов сам это чувствовал и часто нарочно стилизовал прозу под иностранные образчики прошлых эпох. Один из лучших рассказов Брюсова – В подземной тюрьме – написан в стиле новелл итальянского ренессанса. Лучший роман Брюсова – Огненный ангел (1907) – рассказывает о немецком купце времен Лютера. Прием стилизации спас прозу Брюсова от «поэтизации» и импрессионистичности. В целом, проза его мужская, прямая, в ней нет манерности. На сюжеты и композицию прозаических сочинений сильно повлиял Эдгар По. Особенно влияние этого великого писателя чувствуется в подробном документальном описании будущего цивилизации в Республике Южного Креста и в хладнокровном изучении патологических психических состояний в рассказе Теперь, когда я проснулся.
В прозе Брюсова есть холодность и жестокость: там нет жалости, нет сострадания, только холодный огонь чувственной экзальтации, желание проникнуть в потаенные уголки человеческой порочности. Но Брюсов не психолог, и его картины чувственности и жестокости всего лишь ярко раскрашенный карнавал. Главное произведение Брюсова в прозе – Огненный ангел – лучший, возможно, русский роман на иностранный сюжет. Сюжет – колдовство и суд над ведьмой. Появляются доктор Фауст и Агриппа Неттесгеймский. Роман проникнут подлинным пониманием эпохи и полон «эрудиции», как романы Мережковского, но свободен от наивного мудрствования этого автора и несравнимо занимательнее. В сущности, это очень хороший, умело построенный исторический роман. Спокойная манера ландскнехта, в которой он ведет рассказ о страшных и загадочных событиях, свидетелем которых он был, делает роман особенно захватывающим чтением.
Второй роман Брюсова – Алтарь победы (1913), действие которого развивается в четвертом веке в Риме, гораздо хуже: книга длинная, скучная, лишенная творческого элемента.
rushist.com
|
Графические работы к роману В. Брюсова "Огненный ангел", 1999 г., акварель, тушь, бумага, р-р 24 х18 см и 24 х 38 см. Свидетельство о публикации №81849 от 12 августа 2009 года художник Анна Дворникова.
Валерий Яковлевич Брюсов В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, "искателем смутного рая", великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все "сокровища", заложенные в чувстве. Он считается основоположником русского символизма. Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил в последствии превратился в настоящую действительность. Искусство, жизнь по символизму - это театр, в котором каждый играет свои роли. Они стремились создать из своей жизни художественное произведение символизма и творить опираясь на это "символистское проживание". В основе их произведений лежала реальность, но эта реальность была пережита символистами. Жизнь порождала искусство, искусство переливалось в жизнь - строило ее по своим законам. Игра перерастала в реальность, и все оказывалось соответствием всего. Эта причудливая действительность становилась повседневной атмосферой, ею жили и дышали. В основу романа легла история отношений Андрея Белого и Нины Петровской. У Валерия Брюсова есть роман "Огненный ангел" с посвящением: "Много любившей и от любви погибшей". В романе три главных героя - граф Генрих, Рената и Рупрехт. От любви погибает, конечно же, Рената. Причем в книге Брюсова она погибает намного раньше, чем в жизни... Брюсовский "Огненный ангел" - это роман-отражение, роман-рефлексия.В 1903 году в богемной среде Москвы появилась некая Нина Петровская. По отзывам современников, она не была хороша собой, но была "довольно умна", чувствительна и, главное, "очень умела попадать в тон". Поэтому в среде "ловцов мигов и впечатлений" она тотчас стала объектом "любвей".В 1904 году все восхищались молодым, златокудрым, голубоглазым и обаятельным Андреем Белым. Общее восхищение, разумеется, передалось и Нине Петровской, разочарованной на тот момент и уставшей от вампирской любви и "оргиазма" одного из поэтов. Вскоре восхищение перешло во влюбленность, а затем и в любовь.Любовь в то время, в той среде не могла быть просто любовью. "Надо было любить,- как пишет Ходасевич,- во имя какой-нибудь отвлеченности". Нина обязана была в данном случае любить Андрея Белого во имя его мистического призвания, в которое верить заставляли себя и она, и он сам. Эта любовь продолжалась недолго, Белый бежал от соблазна. Он бежал от Нины, дабы ее любовь, слишком земная, не запятнала его чистых риз. Нину же укоряли и оскорбляли "шепелявые, колченогие" друзья-мистики Белого: "сударыня, вы нам чуть не осквернили пророка". В том же 1904 году Ниной заинтересовался и увлекся уже женатый Брюсов. Он предложил ей союз против Белого, союз, который тоже был облечен романтическим ореолом. Нина искала утешения и жаждала отомстить Белому. В 1905 году Нина стреляет в А. Белого в упор из браунинга. Револьвер дает осечку, и его тут же выхватывают из Нининых рук. Но Нина считала, что все же убила Белого (скорее всего, свою любовь к нему).То, что для Нины стало очередным средоточием жизни, было для Брюсова очередной серией "мигов". Роман "Огненный ангел" поставил точку в отношениях Нины и Брюсова. То, что для Нины было жизнью, для Брюсова стало использованным сюжетом. В романе автор разрубил все узлы отношений между действующими лицами, под масками которых были изображены Нина-Рената, А. Белый-граф Генрих, В. Брюсов-Рупрехт. Рената погибает, сам же автор под маской Рупрехта погибать не хотел. А. Белый о романе Огненный ангел" В. Брюсова: "Огненный Ангел" останется навсегда образцом высокой литературы для небольшого круга истинных ценителей изящного; "Огненный Ангел" - избранная книга для людей, умеющих мыслить образами истории; история - объект художественного творчества; и только немногие умеют вводить исторические образы в поле своего творчества." Иллюстрации к роману "Огненный Ангел" отражают внутреннее переживание сюжета произведения. Основным действующим лицом является личность главной героини ее страсть, ее желание, ее падение и ее конец. Каждый из графических листов дан в самостоятельной цветовой гамме, цвет подчеркивает символичность сюжетов и образов. Пластика линий рисует напряженность переживаний. В каждом фрагменте передана стихийность страсти. Картины являются отражением души Ренаты, они являются иллюстрацией ее переживаний. |
|
dvornikova.ucoz.ru