Описание картины Бориса Кустодиева «Гуляние на Волге». Гулянье картина
биография, картины «Русалки», «Дети, бегущие от грозы» и другие.
Во второй половине XIX века Константин Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России. Впрочем, в других жанрах он не менее успешен. Современники называли Константина Маковского «блестящий Костя», а император Александр II — «мой живописец». О том, какие темы больше всего вдохновляли Маковского и где он искал сюжеты для своих полотен мы расскажем, исследуя пять ключевых работ художника.
Портрет пейзажиста Александра Попова
За свою жизнь Константин Маковский, как он говорил, написал «несметное количество портретов». Живописцу позировали его знаменитые современники — писатель Николай Некрасов, художник Иван Айвазовский, оперный певец Осип Петров. «Маковский имеет пропасть работ — портреты, но слишком шикарит, впрочем, у него такая публика — все князья да бароны», — писал художник Павел Джогин.
В 1863 году Константин Маковский написал портрет пейзажиста Александра Попова. В этой работе он использовал художественные приемы, которые потом станут его визитной карточкой. Он создает размытый фон и умышленно не прорабатывает детали — так глаза Александра Попова становятся композиционным центром картины. Неравномерная живописная фактура и приглушенная цветовая гамма делают портрет очень личным: кажется, что Маковский писал Попова в небольшой комнате при свете камина.
«Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»
В 1860-е годы художник обратился к жанровой живописи. На полотнах он изображал бытовые сюжеты («Разговоры по хозяйству»), сцены из жизни петербургской бедноты («Маленькие шарманщики у забора зимой», «Петербургский двор», «Селедочница»). Одной из самых известных картин этого периода стало полотно «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». В этой работе Константин Маковский сделал своеобразный социальный срез и показал, как петербуржцы проводят праздничный день. Здесь можно увидеть и продрогшего от холода артиста с кружкой горячего сбитня в руках, и малыша, закутанного поверх шубы и шапки в материнский платок, и богатую купеческую семью.
Работа выделялась своими внушительными размерами: ширина картины — более двух метров, а длина — более трех. Другие живописцы выбирали для бытовых изображений совсем небольшие форматы. За «Народное гулянье» Константин Маковский получил звание профессора Академии художеств.
«Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков».
«Дети, бегущие от грозы»
В 1870 году Константин Маковский стал одним из основателей Товарищества передвижников. Ключевым постулатом передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Путешествуя по России и Украине, живописец наблюдал жизнь крестьян, собирал сюжеты для своих будущих полотен, делал наброски и этюды.
По легенде, с убегающей от грозы «Аленушкой» живописец познакомился в Тамбовской губернии. Она была в толпе крестьянских детей, которые наблюдали за работой художника. Маковский хотел написать ее портрет, но на следующий день девочка «на этюды» не пришла. Позже Маковскому рассказали, что малышка попала вместе со своим младшим братом под дождь и простудилась. Так у Маковского родилась идея полотна. Цветовые переходы от золотистой ржи к свинцовым тучам на горизонте Маковский создавал не только кистями, но и пальцами, вновь используя живописную фактуру как выразительное средство. «Дети, бегущие от грозы» попали в собрание картин семейства Нарышкиных, а сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.
«Перенесение священного ковра из Мекки в Каир»
В 1872 году Константин Маковский впервые побывал в Каире. Оттуда живописец привез множество этюдов, а позже написал целую галерею восточных полотен. Художник изображал жителей Каира, писал пейзажи и жанровые картины («Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Араб в чалме»). Его восточные сюжеты положили начало ориентализму — новому направлению в русской живописи, которое уже было популярно в Европе. После второго путешествия в Египет Константин Маковский написал полотно «Перенесение священного ковра в Каире».
В основу сюжета легла древняя мусульманская традиция. Каждый год лучшие мастера Египта ткали священный ковер, который в специальных носилках — махмале — торжественно доставляли в Мекку. Возвращаясь из паломничества, верующие получали фрагменты ткани, которые увозили домой как святыню.
Картина выставлялась в Париже, а позже ее приобрел наследник престола — будущий император Александр III. Сегодня она хранится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге.
«Русалки»
Начиная с середины 1870-х годов у Константина Маковского появляются новые художественные интересы. На смену психологическим и социальным картинам приходят другие сюжеты. Так, в 1879 году появляется полотно «Русалки». Вдохновение художник нашел в славянском фольклоре — на картине изображен один из дней Русальной недели, которая, по поверью, длится с 19 по 24 июня.
В русских сказаниях обнаженные русалки с распущенными волосами по ночам выходят из воды, раскачиваются на деревьях или водят хороводы. Героини Маковского, освещенные тусклым светом луны, больше похожи на ведьм, которые в мистической пляске растворяются в небе. Критики не обратили внимания на фольклорный сюжет картины и обсуждали в основном «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приемов». Говорят, что именно из-за «Русалок» Александр II впервые посетил выставку передвижников.
«Если кто из художников был популярен на Руси — то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем».
www.culture.ru
Гулянье на Волге. - vita_colorata
В Тутаеве работало много художников и среди самых известных - Борис Кустодиев. Он побывал в Романове в 1906-1909 годах, жил в гостинице «Эрмитаж» на волжском бульваре и из окна этой гостиницы написал свою картину «Гулянье на Волге», хранящуюся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.
Картина эта почти фотографически точна, вид на борисоглебскую сторону мало изменился.
Кустодиев – певец русского провинциального быта, с иронией и любовью изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян. Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж» , сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи. Приукрашенная, поданная художником в её парадном, праздничном виде, она теперь предмет ностальгических переживаний по настоящей православной Руси, с традициями народных праздников и обычаев и ,милым сердцу ,безыскусным уютным мещанским бытом, неторопливостью тогдашней жизни.
Картина написана со второго этажа гостиницы , бульвар мы видим как бы сверху. На той стороне Волги –наш красавец Воскресенский собор. Видна пристань пароходного общества «Самолет». На этом коротком промежутке бульвара было несколько пристаней , каждая со своей деревянной лестницей вниз – берег очень высокий. Каждое пароходное общество, а их было несколько :»Русь»,»Надежда»,»Братья Любимовы», «Кашин», имело собственную пристань и свои пароходы. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.
Картина эта для меня вдвойне жива, так-как мой дед , когда она писалась, уже был подростком, и я ищу его в толпе. Он тоже гулял по бульвару и вспоминал потом, что в палатке, которая продавала воды на бульваре работала очень красивая дочка хозяина, на которую все приходили посмотреть.
Несколько лет назад гуляния в День города были возобновлены, теперь они называются "кустодиевскими." Приезжают актеры из Ярославля, изображающие сценки из пьес Островского, бульвар преображается хоть на несколько часов в шествие персонажей начала века. Теперь на этот праздник съезжается много гостей из разных городов и даже из других стран.Завтра я с удовольствием покажу Вам, как проходят наши гуляния и расскажу о всех мероприятиях нашего Дня города.
vita-colorata.livejournal.com
Зимнее творчество Бориса Кустодиева: праздник и колорит
Зимнее творчество Бориса Кустодиева: праздник и колорит
— 17.01.2018Посмотрим на несколько шедевров
С наступлением зимы в Астрахани особенно вспоминаются прекрасные картины Бориса Кустодиева. Художник-астраханец посвятил описанию зимних пейзажей ряд уникальных полотен. Зима для художника — это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни.
Известный (не)известный Борис Кустодиев
Автопортрет. 1912
Этот портрет находится в Галерее Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия. Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.
Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей, гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.
«Морозный день». 1913
Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством.
Время, не властное над искусством, в Доме-музее Бориса Кустодиева
«Портрет Федора Шаляпина». 1922
Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Художник называл эту картину одной из самых любимых. Певец с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма. Художник позволил себе долю лукавства и показал некую самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно. На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Дворищина.
«Зима». 1916
Картина «Зима» 1916 года принадлежит к серии работ «Масленица». В других вариантах полотно русского художника демонстрирует многолюдные гуляния в честь проводов зимы. «Зима. 1916» – сокращенный образец провинциальной жизни русского народа на фоне заснеженного пейзажа.
«Балаганы». 1917
Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.
«Масленица». 1916
Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Веселье охватывает всех.
«Масленица». 1919
«Масленица». 1920
«Лыжники». 1919
«Зимняя ярмарка». 1921
- Опубликовать в:
« Предыдущая запись О чем мечтали на Новый год маленькие астраханцы?
Следующая запись » #MuseumSelfie. Этот день мы провели с телефоном в руке
astrakult.ru
Описание картины Бориса Кустодиева «Гуляние на Волге»
Замысел картины возник у Кустодиева во время проживания в гостинице «Эрмитаж», окна которой выходит на набережную Волги. Именно она послужила прообразом того праздника жизни, который был запечатлен художником, – уютные киоски со сластями, уличное чаепитие, пристани с пароходами, виднеющийся на другом берегу Волги Воскресенский собор, и все это пространство наполнено мещанами, торговцами, в общем, чисто «кустодиевскими» персонажами.
А если прислушаться, то можно услышать, кажется, доносящийся откуда-то романс, что вызывает в памяти «Бесприданницу» Островского. Вот-вот должна появиться Лариса с Паратовым и остальные… В целом же картина провинциального быта, запечатленная с высоты второго этажа, производит действительно умиротворяющее, до странности гармоничное впечатление.
Кустодиева не зря прозвали «фантазером быта». Подобно Гоголю, он через деталь стремится изобразить характер русской нации, передать тоску по ушедшей Руси с ее неторопливым патриархальным укладом в преддверии событий ХХ века. Отправившись однажды на каникулы в Костромскую губернию, он впервые увидел ярмарку, которая поразила его своей яркостью и многообразием интересных лиц до глубины души. Отсюда вытекает подспудное стремление художника запечатлеть праздничную сторону жизни народа – быть может, не без влияния создателя «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Все же Кустодиев по натуре художник-модернист, что проявляется в отстраненной, уже слегка ироничной обрисовке быта, которая нет-нет, да и проявляется. На чисто художественном уровне стиль модерн выражается некой условностью, можно даже сказать, ирреальностью изображаемого. При виде картин Кустодиева сразу и не догадаешься, то ли перед тобой изображение оживленной улицы, то ли просто яркие декорации, то ли узор на гобелене.
opisanie-kartin.com
Описание картины Бориса Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье» Картины художников
Описание картины Бориса Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье»
Ответ:
Природа и культура России были идейными вдохновителями для множества творцов. В их числе и знаменитый художник Борис Кустодиев. Мастер восторгался суровой зимой и праздничными обрядами простого люда. Один из солнечных дней он навсегда сохранил на полотне «Зима. Масленичное гулянье».
Сочетание ярких карнавальных красок, как нельзя лучше бросается в глаза зрителю, благодаря спокойному фону. Посреди снегов расположено множество людей, тройка лошадей, купола местных церквушек. Перед нами настоящая сказка: ярмарка, карусели, детский смех. Это буйство создает впечатление праздника, заряжает своим настроением. Картина нарисована, будто, с высоты. Благодаря этому изобилие деталей не утяжеляет пространство.
Кажется, что создать такой шедевр может
только человек, наполненный жизненной силой и энергией. Однако при изучении биографии художника вскрываются совсем другие факты. Борис Кустодиев был долго и безнадежно болен. Только его творчество помогало ему сохранять свой природный оптимизм и делиться им с окружающими. «Зима. Масленичное гулянье» немой наказ тем, кто грустит или печалится. Произведение призывает сохранять свет внутри себя в любых обстоятельствам и уметь доносить его людям. Кроме того, картина носит религиозный характер. Изображение церкви легкое и светлое, как и сама вера автора.
Многие произведения автор писал по памяти, сумев тонко и талантливо воспроизвести даже самые мелкие детали. Словно по иронии судьбы, полотно хранится в Санкт-Петербурге, в квартире одного из самых пессимистичных поэтов России – Иосифа Бродского.
Прислал: Васильева Светлана . 2017-10-08 22:23:36
opisanie-kartin.iusite.ru
гулянье Вакха: картина Пауля Рубенса и его ученика, где чья?
В Дрезденской галереи две картины на сюжет гуляния Вакха. Одна написана Паулем Рубенсом, вторая копия выполнена для другого заказчика учеником Рубенса в его мастерской. Я сфотографировала обе, но прошло время и теперь для меня загадка, какая картина кому принадлежит.У Генриха Вельфлина есть описание манеры свойственной Рубенсу, опираясь на него, попробую найти оригинал.Генрих Вельфлин: Но вот, за эти мотивы берется Рубенс, и предмет кажется совершенно иным; почва вздымается крутыми валами, стволы деревьев страстно тянутся кверху, и увенчивающая их листва трактована такими компактными массами, что Рейсдаль и Гоббема рядом с Рубенсом одинаково кажутся необычайно тонкими рисовальщиками: голландская субтильность выступает рельефнее рядом с фламандской массивностью. По сравнению с энергией движения рубенсовского рисунка, любая голландская форма производит впечатление покоя, все равно, идет ли речь о подъеме холма или о выпуклости цветочного лепестка. Ни одному голландскому дереву не свойственен пафос фламандского движения, и даже могучие дубы Рейсдаля кажутся тонкоствольными рядом с деревьями Рубенса. Рубенс высоко поднимает линию горизонта и делает картину грузною, отягчая ее изобилием материи; у голландцев же отношение между небом и землей в основе своей иное: горизонт низок, и бывает, что четыре пятых картины занято воздухом.
Буду обращать внимание на три составляющие картины: линия горизонта, компактность сюжета и как нарисовано тело.Охода на тигров. Необходимо присмотреться, что бы увидеть линию горизонта. Герои сливаются воедино, сюжет требует внимательного рассмотрения. Похищение СабинянокСоюз Земли и Воды. Гимн плоти, внимание привлекает свечение тела, нагое тело окутано тонкой белой тканью. Суд Париса. Красные одеяния похожи на раму обрамляющие тело.Пан и СиренаИ вот он, Вакх Пауля Рубенса.Линия горизонта почти не видна, сплоченность фигрур, каждый сантиметр заполнен, обнаженные тела прикрыты лекгой ткани, внимания к наготе не привлекается, она естественна. Вакх центральная фигура действа, его главенство определено взглядом, расслабленной позой и безапелляционно уверенной поступью.
jenygreate.livejournal.com