Саломея в живописи. Саломея картины
Саломея в живописи - Калейдоскоп
В искусстве образ Саломеи вдохновлял многих художников, среди которых Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноименная пьеса, поставленная в 1896) и Рихарда Штрауса (одноименная опера 1905 — по пьесе О. Уайльда).
Батистелло, Саломея, 1615
Лукас Кранах Старший Саломея ок. 1530 г. Что интересно, персонажи похожи друг на друга и на картины Кранаха "Юдифь с головой Олоферна",поскольку Кранах писал этих персонажей с реального лица - со своей хозяйки и музы Сибиллы Клевской. Это же лицо можно увидеть и на других полотнах Кранаха.Из предыдущего поста:" В руки Юдифи художник хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины о Юдифи. Иоганн Фридрих согласился." |
Ловис Коринт Саломея (вторая версия) 1900 г.
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады - Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. В благодарность девице, он пообещал дать все, что она захочет, даже половину своего царства. По совету матери, Саломея Попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого, Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли...
Rudolph Ernst Salome and the Tigers.
В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее - падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Но Уальд расставил другие акценты в легенде, и причиной смерти Иоанна становится в пьесе безответная любовь к нему самой Саломеи.Ирод и сам пылал к Саломее греховной страстью, и когда она исполнила с особым блеском танец семи покрывал, он обещал ей выполнить любое ее желание. А в это время по Иудее бродил пророк Иоанн Креститель, возвещавший близкий приход Иисуса Христа. | |
Беноццо Гоццоли Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя 1461-1462 г.г. | |
Когда Саломея, по наущению своей матери Иродиады, которую Иоанн заклеймил как распутницу и убийцу, потребовала от царя голову пророка, даже жестокий правитель Иудеи потрясен, услышав, что юная дщерь иерусалимская ставит условием поднести ей на блюде отрубленную голову пророка. Но тем не менее Ирод выполняет обещанное и приказывает казнить Иоанна. Его голову Саломея получила на серебряном блюде. |
Rudolph Ernst The Dance of Salome (The Sword Dancer).
Виктор Мюллер Старший Саломея ок.1870 г.
Leon Herbo Salome 1889 г.
Pierre Bonnaud Salome.
alindomik.livejournal.com
Танец Саломеи. Подборка живописи.: kartam47
Монета с изображением Саломеи
Rogier van der Weyden - St John Altarpiece (detail-1) 1455-60
Bartolomeo Veneto (1470–1531) - Salomè Con La Testa Del Battista
Andrea Solario -- Salome with the Head of Saint John the Baptist (ca. 1506)
Titian (1490–1576) - Salome con la testa del Battista
Caracciolo (Giovanni Battista, Italian, approx. 1578-1635) Battista -- Salome
Караваджо. Саломея с головой Иоанна Крестителя.
Sesto, Cesare Da - Salome
Dolci, Carlo - Salome
Salome (1889) Oil on Canvas by Leon Herbo
“И в его пряной, пьянящей “Саломее”, - пишет Корней Чуковский, - где какие-то волшебные лунные чары, - тот же выстраданный, с кровью вырванный из сердца парадокс: “в любви есть смерть и в смерти любовь”. Нет, здесь не кокетство, не поза, здесь мировая трагедия, парадокс в багрянце и в терновом венце! Когда читаешь “Саломею”, то кажется, что пьешь какое-то терпкое, сладкое, липкое вино, - или, может быть, это кровь? - что вдыхаешь душные, густые ароматы, и голова идёт кругом, и ты изнемогаешь от этой оргии, от этого пиршества, чрезмерных образов. Такой напряженности страсти, желания я не знаю в мировой литературе, каждый здесь охвачен безумным, чрезмерным влечением и гибнет от этой чрезмерности. Каждый под гипнозом своей страсти и, как лунатик, идёт к своей гибели. Каждый в самом себе таит свой неотвратимый рок”.
В пьесе Оскара Уальда Саломея влюбляется в заключённого Иоканаана, трижды просит разрешения коснуться его тела, поцеловать его волосы, и наконец, губы, но пророк трижды отвергает её и осыпает проклятиями, также как и её мать.
“Я жажду твоей красоты, я изголодалась по твоему телу, и никакое вино не сможет утолить моей жажды, никакие фрукты не смогут насытить желания моего. Что мне делать теперь, Иоканаан? Никакие потоки, никакие водные стихии не погасят страсти моей. Я царевна, но ты пренебрёг мною. Я была целомудренна, но ты наполнил жилы мои огнём... Ах, почему ты не посмотрел на меня, Иоканаан?"
Malczewski, Jacek - St.John and Salome
Саломея.- Вардкес Суренянц. 1907.
Franz von Stuck (1863–1928)- Salome 1906
Henri, Robert
Янош Вашари Танец Саломеи
Эдуард Улан
На пиру Ирод упрашивает Саломею станцевать для него, Иродиада против, она запрещает мужу смотреть на свою дочь. Однако Саломея соглашается при условии, что после Ирод выполнит любое её желание и пожалует любой наградой, «пусть даже это будет половина царства». Саломея танцует Танец Семи Покрывал, а в награду требует голову Иоканаана. Иродиада горячо поддерживает решение дочери. Ирод умоляет освободить его от данного им слова, обещает любые дары, заявляет что это преступление, за которым, согласно череде предзнаменований, обязательно последует какое-то несчастье. Но Саломея непреклонна, она получает свой дар — голову Иоканаана на серебряном блюде.
John and Salome by Aubrey Beardsley.( Среди многих попыток проиллюстрировать "Саломею" Оскара Уайльда непревзойдёнными остаются рисунки английского художника Обри Бердслея.)
Salome by Jean Benner, c. 1899
Salome with the Head of St. John the Baptist (1910) by Adolf Frey-Moock
Leopold Schmutzler - Der Tanz der Salome.
Leopold Schmutzler - Salome
Salome By: Lovis Corinth (1858 - 1925)
“Ах, я поцеловала тебя в рот, Иоканаан, я поцеловала твои губы! Губы твои имеют такой горький вкус. Не вкус ли это крови?.. А может быть, вкус любви?.. Говорят, у любви горький вкус... Ну и что из того, что горький? Что из того? Я всё же поцеловала тебя в уста, Иоканаан”.
Salome by Lucien Lvy-Dhurmer (1865-1953). 1896. Pastel.
Art by Takato Yamamoto
После этого она целует её в мёртвые губы, упрекая пророка в случившемся и продолжая изливать ему признания в любви. Окружающие шокированы этой сценой, больше всех ошеломлён Ирод: «Она отвратительна, твоя дочь, она в конец отвратительна». Ирод отдаёт приказ солдатам убить Саломею, и те раздавливают её щитами.
“Ах, почему ты не смотрел на меня, Иоканаан? - говорит Саломея мертвецу. - Лицо своё ты прятал за ладонями своими и проклятиями своими. На глазах твоих были шоры, не давшие тебе видеть ничего другого, кроме своего Бога. Что ж, своего Бога, Иоканаан, ты видел, а вот меня, меня ты так и не увидел. А если б увидел, то полюбил бы меня. Ах, почему ты не посмотрел на меня, Иоканаан? Если бы посмотрел, ты полюбил бы меня. Я это хорошо знаю - ты полюбил бы меня, ибо любовь намного загадочнее смерти. Любовь выше смерти”.
Pierre Bonnaud - Salome
Salome by Frantisek Drtikol, Prague 1913 (фото)
Salome by Frantisek Drtikol, Prague 1913 (фото)
Salome, 1926 -- Julio Romero de Torres
Dali, Salvador - QUEEN SALOME,1937
Rafal Olbinski- Salome
Smith, Barry W - Head of the Baptist
В
kartam47.livejournal.com
Саломея в живописи
23.03.2015Библейская история о Саломее всегда была популярна в искусстве: одноименная пьеса Оскара Уайльда, опера Рихарда Штрауса, балет Флорана Шмитта и очень много картин. Между тем, Саломея – это реальный исторический персонаж, иудейская царевна, царица Халкиды и Малой Армении. До настоящего времени сохранились монеты с её профилем и подписью «царицы Саломеи».
Если не вдаваться во все родственные хитросплетения Евангелия, то Саломея на пиру в честь дня рождения своего дяди царя Ирода Антипы исполнила великолепный танец. Дядя был так им очарован, что пообещал выполнить любое желание племянницы. И Саломея, по наущению своей матери Иродиады, которая по каким-то причинам ненавидела Иоанна Крестителя, потребовала убить пророка и принести на блюде его голову. Что и было вскоре исполнено. Одно из первых упоминаний в живописи истории о Саломее принадлежит реформатору итальянского искусства Джотто на его картине «Пир у царя Ирода» (1320). Притча о пире царя Ирода была очень популярна у европейских художников эпохи Ренессанса (начало 15 – третья четверть 16 вв.). Среди множества картин стоит отметить «Пир царя Ирода» (1427) Донателло, «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1453) Рогира ван дер Вейдена, «Пир царя Ирода» (1465) Филлиппо Липпи, «Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя» (1488) Сандро Боттичелли, «Ироду приносят голову Св. Иоанна Крестителя» (1511) Альбрехта Дюрера, «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (примерно 1515) Тициана, «Саломея» (1516) Чезаре да Сесто, «Иродиада» (1531) Бернардино Луини, «Саломея» (1530) Лукаса Кранаха Старшего.
Притчу о Саломее иллюстрировали практически все видные художники Нового времени: Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт, Гвидо Рени. Большой интерес история о пире царя Ирода вызывала у художников-символистов, в частности у Гюстава Моро, который посвятил Саломее несколько картин: «Явление» (1875), «Саломея, танцующая перед Иродом» (1876), «Саломея» (1876), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1876), «Самая волшебная из Саломей» (1876), «Саломея в тюрьме» (1872). 1874—1876В отечественной живописи самая известная иллюстрация библейской притчи принадлежит В. Сурикову «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» (1872). Практически все эти картины изображают красивую молодую женщину, держащую серебряное блюдо с окровавленной головой. Меняются лица, одежды, окружения, но эта часть оставалась неизменной. Конечно же эта библейская притча часто используется в иконописи, в православном каноне она носит название «усекновение главы Св. Иоанна Крестителя».
8-poster.ru
Образ Саломеи в живописи - Этюдник Леди Гарет
Оскар Уайльд для меня во многом очень личное, то, о чём не пишут отзывов, чем не делятся даже с близким кругом друзей. И пьеса "Саломея" - не просто жемчужина моей внутренней сокровищницы, с неё начались для меня все пьесы Мастера. Несколько дней подряд я провела в сети, перечитывая небольшую, в общем-то, пьесу и выискивая информацию о её создании и иллюстрациях. Это было полтора года назад. Но поскольку я существо патологически ленивое, а также не склонное к внешней систематизации внутренних впечатлений, то, разумеется, ссылок на результаты разыскной работы не осталось.И вот недавно была приятно удивлена и безмерно обрадована, увидев в журнале моего дайри-френда Маргариты Бушкиной (Luchenza) прекрасно подобранную галерею живописных образов на бессмертный сюжет об Иоанне Крестителе и иудейской царевне Саломее. С разрешения Маргариты (ибо запись была подзамочной) утащила подборку сюда, поделиться со всеми, кому оно интересно!
У меня ещё есть иллюстрации Обри Бердслея к первому английскому изданию "Саломеи" (1894). Если найдутся заинтересованные, - выложу. Работы этого художника люблю безумно, ибо модерн, арт нуво, и вообще великолепная графика! Кстати, принц Гарет Оркнейский на моей аватарке - работа Обри Бердслея, из серии иллюстраций для книги Томаса Мэлори "Смерть Артура".
Гюстав Моро (1826-1898)
Гвидо Рени (1575-1642)
Гвидо Рени (1575-1642)
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576)
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576)
Анри Реньо (1843-1871)
Paul Antoine de La Boulaye (1849-1926)
Адольф Фрей-Мук (1881-1954)
Гастон Бюсьер (1862-1929)
Бартоломео Венето (~1480~1530)
Бернардино Луини (1480/1485-1532)
Вардкес Суренянц (1860-1921)
Люсьен Леви-Дюрмэ (1865-1953)
Леон Хербо (1850-1907)
Ловис Коринт (1858-1925)
Элла Феррис Пелл (1846-1922)
Онорио Маринари (1627-1715)
Пьер Бонно (1865-1930)
Франц фон Штук (1863-1928)
garetty.livejournal.com
|
pheonae.livejournal.com
Седьмое покрывало - Seventh Veil
Об этом сюжете даже и писать слегка зазорно. Кого только ни вдохновлял танец Саломеи, хотя буквально вчера вот было обнаружено мнение Жориса Гюисманса, высказанное в его труде "Наоборот"*, поразившее странной попыткой быть изысканнее необходимого. Но написать о Саломее все-таки нужно, и неоднократно, раз уж наше комьюнити названо в честь ее последнего покрывала."Седьмое покрывало" -- скульптура пока не выясненного автора Бурделя из ГМИИ им. Пушкина; за фото, сделанное специально для нас, большое спасибо nextina
Гюисманс пишет, цитируя Евангелие:
"Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду; Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,И послал отсечь Иоанну голову в темнице.И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей".
Но ни Матфей, ни Марк, ни Лука, ни Иоанн ни словом не обмолвились о безумном и порочном ее обаянии. И осталась она непонятой, таинственно, неясно проступая сквозь туман столетий, - была малоинтересной обычным, приземленным людям, но волновала обостренное восприятие невротиков.
Ничего себе. Это ведь один из самых популярных сюжетов, причем тут приземленные люди и невротики? Танцующая женщина, отрезанная в награду за танец голова, обнаженная натура. Или в 1884 году, когда вышла книга, а альбомы по искусству еще не были доступны каждому желающему, создавалось такое впечатление? Наверное.
В приведенном отрывке из Евангелия ничего не сказано о Танце семи покрывал, да и сама Саломея ходит в Новом Завете без имени, пока мы не обратимся к Иосифу Флавию, давшему дочери Иродиады имя "Саломея", но не упомянувшему танец, в уплату за который была получена голова Предтечи.
Наверное, о числе семь специально говорить не надо, но в эротической фантазии о Саломее семь покровов появляется, как считают, от вавилонской Иштар, проходившей по дороге в подземное царство семь врат и вынужденной снимать на каждом фейсконтроле по предмету одежды, пока не вошла она в седьмую, последнюю дверь голая. Между прочим, после этого человечество осталось без секса, как СССР.
***Мне не удалось пока тщательнее проследить усложнение легенды о Саломее с библейских времен, наверняка об этом написана не одна монография. В какой момент ее танец стал стриптизом, в какой момент в нем появилось семь покрывал, пока не знаю. Но всегда почему-то казалось, что тут не могло обойтись без Исиды и всей естественной ассоциации с обнажением истины, хотя Исида ни перед кем не танцевала. Вся парадигма с Исидой и ее завесой идет от Плутарха, упомянувшего в своей истории об Исиде и Осирисе (не менее высокоэротической, чем история Саломеи): "А в Саисе изображение Афины, которую они называют Исидой, имеет такую надпись: "Я есть все бывшее, и будущее, и сущее, и никто из смертных не приподнял моего покрова". Вроде, с Саломеей не сходится. Никто на ее покровы не покушался, она снимала их сама, но получается, что за снятие их Креститель поплатился жизнью, и, в общем, выходит некоторая преемственность. Да и то, что при обнажении женщины обнажается истина, тоже естественно, ибо кругом получается познание.
В Новом Завете покрывало Исиды упоминается в самом драматическом месте истории:
от Марка 15:
"34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий".
***Гюисманс написал первый декадентский роман, уйдя от натурализма и вдохновив дендизм, Оскара Уайльда с Дорианом Греем (именно эта книга перепахала Дориана Грея, как "Что делать" Чернышевского В. И. Ленина). Кто знает, не описание ли Саломеи Гюстава Моро вдохновило Уайльда на собственную "Саломею"? А Обри Бердслея -- на его (иллюстрирующую Уайльда)? Может быть. Мне кажется, и у Уайльда, и у Бердслея вышло гораздо эффектнее. При всей неизбежной красивости вышло жестко, как и должно быть. У Моро слишком декоративно, а у Гюисманса болезненно и немного стыдно. Вот так.
Гюстав Моро, "Саломея танцует перед царем Иродом", 1876
"Не получалась она у поэтов плоти, к примеру у Рубенса, который изобразил ее своего рода фландрской мясничихой, и оказалась неразгаданной писателями, проглядевшими и завораживающий жар плясуньи, и утонченное достоинство преступницы.
Саломея Рубенса
И вот наконец Гюстав Моро пренебрег евангельским рассказом и представил Саломею в том самом сверхъестественном и необычном виде, в каком она рисовалась дез Эссенту. Нет, это не лицедейка, которая танцем бедер, груди, ляжек, живота заставляет старца исходить от животной страсти и подчиняет его себе. Это уже божество, богиня вечного исступления, вечного сладострастия. Это красавица, каталепсический излом тела которой несет в себе проклятие и колдовскую притягательность, - это бездушное, безумное, бесчувственное чудовище, подобно троянской Елене, несущее погибель всякому, кто ее коснется.
Увиденная именно таким образом, Саломея принадлежала уже преданиям Древнего Востока и обособлялась от евангельского образа. Вряд ли ее можно было уподобить великой вавилонской блуднице из Апокалипсиса, хотя и была она так же разряжена, украшена, нарумянена, ибо не силою рока, не по воле небес окунулась Саломея в мерзость разврата.
Впрочем, художник, словно намереваясь подняться над эпохой, не обозначает точно ни места, ни времени действия. Архитектура дворца, где танцует она, величественна, но не принадлежит никакому конкретному стилю, платье на ней - роскошный, но бесформенный хитон, волосы уложены в виде финикийской башни, как у Саламбо, а в руках священный у египтян и индусов цветок лотоса и скипетр Исиды.
Дез Эссент все пытался понять символический смысл цветка. Являлся ли лотос фаллическим, как в индуизме, символом? Или был для Ирода жертвоприношением девственности, кровью за кровь, раной за убийство? А может, являлся аллегорией плодородия, индуистским образом полноты бытия, или олицетворял цветок жизни, вырванный из рук женщины жадными руками самца, обезумевшего от страсти?
Или, может быть, художник, вручив богине священный цветок, имел в виду смертную женщину и сосуд нечистоты, от которого пошел грех и беззаконие? Или даже вспомнил об обычаях древних египтян и их погребальном обряде: жрецы и посвященные в тайны бальзамирования кладут тело на скамью из яшмы, крючками извлекают мозг через ноздри, а внутренности - из надреза в левом боку; затем они умащают мертвеца смолами и душистыми снадобьями, золотят ногти и зубы, но прежде кладут в гениталии, чтобы очистить покойника, воплощающие целомудрие лепестки лотоса.
Как бы там ни было, но картина будила очарование, полное непонятной тревоги. В еще большую тревогу и трепет приводило дез Эссента ни с чем не сравнимое "Откровение".
На этой акварели был изображен дворец Ирода, похожий на Альгамбру. Колонны с узорчатой мавританской мозаикой, словно вкрапленной в серебро и золото, подпирали свод. Орнамент из ромбов чередовался с арабесками, кружил под куполом, радугой перебегал по перламутру стен и многоцветью окон.
Злодейство свершилось. Теперь палач стоит безучастно, сложив руки на эфесе залитого кровью меча.
Голова Предтечи возносится с блюда, покоящегося на плитах пола. Глаза тусклы, лицо побелело, рот приоткрыт и безжизнен, шея в багровых каплях крови. Вокруг головы - мозаичный нимб. Он озаряет своды, бросает отсвет на жуткое вознесение, и, словно прикованный к плясунье, остекленевший взгляд вспыхивает.
Саломея взмахом руки как бы отгоняет видение, но оно заворожило ее, и плясунья застыла; зрачки расширены, рука инстинктивно поднята.
Гюстав Моро, "Татуированная Саломея"
Саломея полуобнажена. В порыве танца завеса ее одежд разошлась и пала. Браслеты да брильянты - все ее платье. Шейное кольцо, ожерелья, корсаж, бриллиантовый аграф на груди, пояс на бедрах, огромная тяжелая, не знающая покоя подвеска, покрытая рубинами и изумрудами и, наконец, между ожерельем и поясом обнаженная плоть - выпуклый живот и, словно оникс, с молочным и жемчужно-розовым отливом пупок.Сияние от главы Предтечи высветило все грани драгоценностей Саломеи. Камни ожили и, вдохнув свет в женское тело, зажгли его. Шея, руки, ноги сыплют искрами, то красными, как угольки, и сиреневыми, как пламя газовой горелки, то голубыми, как вспыхнувший спирт, и белыми как звезды.
Гюстав Моро, "Видение", 1876
Страшная голова вся в крови, пурпурные капли свисают с брады и волос. Она видима одной Саломее. Суровый взгляд не замечает Иродиаду. Та же упивается местью. Тетрарх, не убирая руки с колен и, чуть подавшись вперед, все еще задыхается, обезумев от женской наготы, которая излучает хищные и пряные запахи, сладость ароматических смол, душистость масел и ладана.
Как и старика Ирода, плясунья ввергла дез Эссента в безумие, исступление и трепет. На акварели она была не столь величественна и царственна, зато волновала куда больше.
Гюстав Моро, "Саломея в темнице"
В существе бездушном и безрассудном, под маской одновременно и невинной и коварной вспыхнули живые страх и эрос. Не стало лотоса, ушла богиня. Явилась насмерть испуганная лицедейка, возбужденная танцем плясунья, оцепеневшая от ужаса блудница.
На акварели Саломея предстала более чем реальной - созданием горячим и жестоким; и была ее жизнь по-особому и грубой и тонкой, как возвышенной, так и низкой, чем и пробудила она чувства старца, покорив волю его и опьянив, точно цветок любви, взошедший на земле похоти в садах святотатства.Дез Эссент не сомневался, что художнику удалось невозможное. Простой акварелью добился он неповторимого сочетания красок и в точности передал блеск самоцветов, сияние пронизанных солнцем витражей, ослепительную роскошь тела и ткани.
Смотрел дез Эссент, и не мог понять, откуда в современном Париже появился этот гений, этот мистически настроенный язычник и ясновидец, способный, не считаясь ни с какими нормами и принципами, воспроизвести тревожащие душу образы прошлого, блеск и великолепие былых времен.
Преемственные связи Моро дез Эссентом улавливались с трудом. Кое в чем смутный след Мантеньи и Барбари. Местами неявное присутствие Леонардо, где-то напор цвета в духе Делакруа. Однако его точную родословную не определить; Моро ни с кем не был связан. Ни предшественников, ни, быть может, последователей не имел он и оставался в современном искусстве в полном одиночестве. Моро приник к самым истокам этнографии и мифологии, прояснил множество кровавых загадок и дал ответ на них, нашел общее в тех бессчетных сказаниях Древнего Востока, которые другие культуры усвоили и сделали своими. Тем самым он оправдал и пожар своих композиций, и внезапные переливы волшебных красок, и зловещие аллегории на темы из священной истории, словно оживавшими под его всепроникающим и нервическим взглядом. В чем-то Гюстав Моро так навсегда и остался больным, неотступно и мучительно преследуемым темными символами, противоестественными страстями, немыслимыми пороками**.
В картинах Моро, пессимиста и эрудита, был странный, колдовской шарм. Они именно околдовывали, пробирали до мозга костей, как иные стихи Бодлера. И вы застывали в изумлении, задумчивости, замешательстве под впечатлением искусства, в котором живописец вышел за пределы возможного, взяв у писателей точность сравнения, у Лимозена - яркость красок, а у ювелиров и граверов - совершенство отделки. Этими обеими Саломеями дез Эссент восхищался бесконечно. Они постоянно были у него перед глазами. Он повесил их у себя в кабинете, отведя им особое место на стене между книжными полками".
Гюисманс писал роман о совершенно конкретном человеке, одном из столпов дендизма, о нем надо будет рассказать отдельно. За рамками описания Саломей Моро в "Наоборот" осталось еще несколько, они разбросаны по тексту.
Уайльд -- 1891Бердслей -- 1894Штраус, первое представление -- декабрь 1905 г.
Унылый танец Семи покрывал из оперы Штрауса, где Саломея похожа на Пугачеву эпохи "Арлекино". Из-за этого танца оперу первоначально ругали ханжи._____________
* Joris-Karl Huysmans, "À rebours", М. 2005** Моро учился у Пико и дружил с Шассерио. Романтизм заканчивался, начинался символизм. Среди учеников Моро были будущие фовисты, в том числе Матисс.
И еще раз, (c) latander
seventh-veil.livejournal.com
Саломея — WiKi
Саломея (ивр. Шломит, 5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она упомянута лишь как дочь Иродиады Мф. 14:6).
Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).
Первоначально Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.
Монета с изображением СаломеиМать Саломеи, Иродиада, состояла в связи с братом своего мужа (и отца Саломеи) Филиппа (Ирода Боэта), за что публично осуждалась Иоанном Крестителем. Осуждение, вероятно, и послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна Крестителя. По Марку, Ирод Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (она не названа им по имени) выполнить любое её желание. Однако, по Матфею, Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5). Танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипы (его дата рождения неизвестна) привёл к тому, что Антипа согласился выполнить любое её желание, и, будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова. Точная дата казни Иоанна неизвестна, но традиционно считается, что она состоялась до распятия Христова, а Иосиф Флавий указывает, что это случилось до 36 года.
Иосиф Флавий отвергает историю о танце Саломеи (имя которой известно именно из его труда), считая, что Иоанн был арестован и затем обезглавлен по чисто политическим мотивам, не упоминая и о мессианских ожиданиях, составлявших значительную часть проповедей Иоанна Крестителя. Многие исследователи расценивали отсутствие у Флавия указания на эту связь как намеренное умолчание в тексте, предназначенном для римлян. Иосиф Флавий сообщает, что под надуманным предлогом о якобы участии Ирода Антипы в организации заговора против Рима он и его семья были сосланы Калигулой в Лугдунум Конвенарум в Галлии (современный Сен-Бертран-де-Комменж). Иродиаде было предложено остаться под покровительством брата (Агриппы), но она предпочла отправиться в ссылку с мужем (Иродом Антипой), где он через два года (после 39 г н. э.) умер в заточении в полной безвестности и нищете.
В православной иконописной традиции сюжет известен под названием «Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи».
Святыня, глава Иоанна Предтечи, хранится на Афоне. 11 сентября, в память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Известно написанное в XVII веке «Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна» в изложении святителя Димитрия Ростовского.
Известны многие храмы, как в католической[1], так и в православной церкви, освящённые как храмы Усекновения главы Иоанна Предтечи. Один из древнейших московских храмов, сохранившихся до нашего времени, — шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском.
В искусстве образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноимённая пьеса, пост. 1896) и Рихарда Штрауса (одноимённая опера 1905 — по пьесе О. Уайльда). Текст Генриха Гейне (1841-1842 ,«Атта Троль»), поэма «Иродиада» Стефана Малларме (1867), работа Гюстава Флобера ("Иродиада", 1877), роман Шарля-Жоржа-Мари Гюисманса ("Наоборот", 1884). В русской литературе к образу Саломеи обращались такие художники слова, как Александр Блок и Алексей Ремизов. Балет (1907, а позднее симфоническую поэму) Трагедия Саломеи написал Флоран Шмитт. Известна картина Л. Антокольского «Саломея на пиру у Ирода». В сценическом искусстве стоит обратить внимание на постановку Театра Романа Виктюка «Саломея. Странные игры Оскара Уайльда» (1998).
В изобразительном искусстве
XIV век
Георг Швайггер, Саломея приносит Ироду голову Иоанна Крестителя, ок.1648XV век
- Мазаччо, Обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1426
- Донателло Пир царя Ирода, 1427
- Мазолино да Паникале Пир у царя Ирода, 1435
- Рогир ван дер Вейден, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1446—1453
- Фра Филиппо Липпи, Пир царя Ирода, 1452—1465
- Джованни ди Паоло Ироду приносят Голову Иоанна Крестителя, 1454
- Беноццо Гоццоли, Пир у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1461—1462
- Джованни Беллини, Голова Иоанна Крестителя, 1464—1468
- Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474—1479
- Андреа Вероккьо, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1477—1480
- Боттичелли, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, 1488
XVI век
- Альбрехт Дюрер, Обезглавливание Св. Иоанна, 1510
- Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510
- Альбрехт Дюрер, Ироду приносят голову Св. Иоанна Крестителя, 1511
- Алонсо Берругете, Саломея, 1512—1516
- Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок. 1515
- Ханс Бальдунг Грин, Голова Иоанна Крестителя, 1516
- Чезаре да Сесто, Саломея, 1516
- Бернардино Луини, Иродиада, 1527—1531
- Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530
- Лукас Кранах Старший, Саломея, ок. 1530
- Алессандро Бонвичино, Туллия д'Арагона в образе Саломеи, ок. 1537
XVII век
- Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605
- Караваджо, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1605
- Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода
- Маттеус Мериан Старший, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1625—1630
- Гвидо Рени, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1639—1640
- Рембрандт, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1640
XVIII век
XIX век
- Ян Адам Круземан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1861
- Гюстав Доре, Дочь Иродиады получает голову Св. Иоанна Крестителя, 1865
- Пьер Сесиль Пюви де Шаванн, Обезглавливание Иоанна Крестителя, ок. 1869
- Анри Реньо, Саломея с блюдом и мечом в руках, ожидающая казни Иоанна Крестителя, 1870
- Василий Суриков, Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде, 1872
- Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876
- Гюстав Моро, Саломея, 1876
- Обри Бёрдслей, иллюстрации к драме Уайльда «Саломея», 1893
XX век
- Ловис Коринт, Саломея, 1900
- Ф.фон Штук, Саломея, 1906
- Вардкес Суренянц, Саломея, 1907
- Гастон Бюсьер, Саломея, 1914
- Федерико Бельтран Массес, Саломея, 1932
XXІ век
В кинематографе
Саломея стала прототипом образа роковой женщины в кино. Её образ — в центре одноимённых фильмов Гордона Эдвардса (1918, в загл. роли Теда Бара), Чарлза Брайанта (1923, в загл. роли Алла Назимова), Уильяма Дитерле (1953, в загл. роли Рита Хейворт), Кармело Бене (1972, в загл. роли афроамериканская актриса и модель Дониале Луна), Иисус из Назарета, Никки Ван Дер Зиль в роли Саломеи (1977), Педро Альмодовара (1978), Кена Рассела (1988), Карлоса Сауры (2002).Танец Саломеи обыгран в фильмах
- Пьер Паоло Пазолини, Евангелие от Матфея, 1964
- Лилиана Кавани, Ночной портье, 1974
- Фридрих Гётц, Саломея, 1974
- Аль Пачино, Саломея, 2013
Съёмки монументального немого эпического фильма о Саломее и Иоанне Крестителе занимают важное место в псевдодокументальном фильме «Забытое серебро» (1995).
ru-wiki.org