Портреты Мусоргского – этапы жизни великого композитора. Картины мусоргского
Портреты Мусоргского – этапы жизни великого композитора
Портреты Мусоргского делались не часто. Это не Рембрандт, который ежегодно всматривался в себя и следил, как он меняется. Портреты Мусоргского, как правило, отражают только внешнее, нам же интересен его внутренний мир, который позволил создать ему великие музыкальные произведения.
Ранние годы
Модест Петрович Мусоргский был сыном не богатого, но родовитого помещика. Он родился в северных Псковских краях в 1839 году. Два старших брата рано умерли, и матушка Юлия Ивановна всю свою нежность и любовь отдала младшему сыну.
Близость с ней Модест Петрович сохранял всю жизнь, и позже ее смерть была для него тяжелым ударом. Маман первая учила его играть на фортепиано. От этого времени портреты Мусоргского не сохранились. Но его будущее была решена давно: мальчик будет военным.
Петербург
Закончив школу гвардейских подпрапорщиков, Модест Мусоргский начал службу в Преображенском гвардейском полку. На фотографии слева – офицер лейб-гвардии. Это 1856 год. Ему 17 лет. Молодцеватый и с прекрасной осанкой, скромный, почти ребенок, молодой человек, который еще не определил свою жизнь. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли.
К этому времени Модест Мусоргский – одаренный музыкант. Он еще и очень образованный человек: свободно разговаривает и пишет на французском и немецком языках, читает по-гречески и на латыни. Он уже знаком с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым и написал два скерцо. Одно из них музыканту, не учившемуся в консерватории, удалось успешно оркестровать.
Под руководством Балакирева Мусоргский работал над оркестровыми партитурами, тщательно изучая их, а также производил анализ гармонии, контрапункта и формы сочинений известных композиторов, учился критически, очень углубленно их оценивать. К этому времени он оставляет службу в армии, но предъявляет к себе самые жесткие требования, не допускающие никакой распущенности.
Светский человек
Модест Петрович заботился о своем внешнем облике. Музыкант старался, чтобы у людей складывалось впечатление о нем как о благополучном человеке. Действительно, с аккуратно причесанной волосок к волоску головы до кончиков начищенных изящных ботинок, сквозь нас смотрит ухоженный элегантный мужчина с полной невозмутимостью на лице.
В жизни это был человек с такими манерами, элегантностью, великолепной речью, остроумием и образованностью, что все женщины таяли под его обаянием. У него же была тайная любовь к женщине, чье имя он не открывал никому. Предположительно – это Н.П. Опочинина, которую он поставил на самый высокий пьедестал и посвятил ей самые лирические сочинения.
Зрелость
Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Умерла любимая женщина, и композитор безмерно страдал. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо».
Творческий взлет
Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Импульсивность, которая была ему свойственна, заставляла его начинать новые произведения, не доводя их до конца. Сублимируя внутреннюю силу, индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни.
Илья Репин «Портрет Мусоргского»
Модест Петрович больше не служил. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Его поместили в больницу. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М.П. Мусоргского. А 28 марта композитор скончался. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Больничный халат, растрепанные волосы и борода не отвлекают нас от лица совершенно больного человека. В его глазах горит блеск и светится живой ум и мысль о будущих работах, которые ему не удастся сочинить. Ведь он не думал о смерти. Репин нисколько не приукрасил композитора, а потому он получился живым и настоящим человеком.
Припухлости и морщины художник сгладил, сделал сложнейшие световые нюансы на лице и оставил нам образ, полный творческих сил и внутреннего благородства. Колорит - легкий и прозрачный. На светлом фоне лицо и фигура смотрятся особенно значимо.
Все портреты Мусоргского показывают его изменение от безукоризненного офицера и светского человека до личности, которая пришла к упадку сил.
fb.ru
Мусоргский | «Картинки с выставки»
«Картинки с выставки»
Особенно трудным оказался для Мусоргского 1873 год. Серьезно заболела Людмила Ивановна Шестакова; прекратились вечера, на которых иногда, как в старое доброе время, собирались члены кружка. Летом 1873 года с семьей брата надолго уехал за границу В. В. Стасов. Это были самые близкие для композитора люди, самые старые его знакомые.
Как гром среди ясного неба, ударила весть о скоропостижной смерти Витюшки — Виктора Гартмана, скончавшегося от сердечной болезни в сорок лет, в расцвете незаурядного таланта. Потрясенный, Мусоргский пишет Стасовым: «...Что за ужас, что за горе!.. В последний заезд Виктора Гартмана в Петроград мы шли с ним после музыки по Фурштатской улице; у какого-то переулка он остановился, побледнел, прислонился к стене какого-то дома и не мог отдышаться. Тогда я не придал большого значения этому явлению... Порядком повозившись сам с удушьем и биениями сердца... я мнил, что эта участь нервных натур, по преимуществу, но горько ошибся — как оказывается... Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая... Чего бы не поделал Гартман!»
Сильным творческим импульсом стала для Мусоргского посмертная выставка работ покойного Гартмана, организованная в 1874 году В. В. Стасовым и председателем общества архитекторов. Устроители собрали здесь картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунки с натуры, а также художественные изделия — например, каминные часы в русском стиле в виде «Избушки на курьих ножках», щипцы для раскалывания орехов.
Под впечатлением увиденного Мусоргский задумал написать серию пьес для фортепиано, своеобразную сюиту.
«Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок — за три недели июня 1874 года. Во время работы он радостно сообщает Стасову: «Мой дорогой generalissime, Гартман кипит, как кипел „Борис",— звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Пишу 4-й № — связки хороши (на „promenade" (прогулка — фр.)). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедах видна... Как хорошо работается».
Сюиту составляют десять пьес на сюжеты произведений Гартмана, связанных между собой одной музыкальной темой в русском стиле; именно в этой теме «перехода» («Прогулки») от одной картинки к другой видна, по выражению автора, его физиономия. Тема спокойная, распевная, напоминающая одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственные русским песням.
«Картинки» здесь совершенно разнохарактерные. «Гном» — образ маленького страшненького карлика, немного пугающего своими прыжками и движениями. «Старый замок» — полная невыразимой печали лирическая песнь трубадура у средневекового замка. Пьеса «Тюльерийский сад» («Спор детей после игры») — ярко противоположна ей; это как бы залитая солнечным светом радостная картинка. Контрастна ей следующая пьеса, «Быдло» (Быдло — польская телега на огромных колесах, запряженная волами.). Мерное, тяжелое движение грузных, неповоротливых басов пьесы сменяется воздушным «чирикающим» скерцо» — это «Балет невылупившихся птенцов».
Исключительная способность Мусоргского улавливать самое характерное в облике людей и предметов блестяще воплощена в картинке «Два еврея, богатый и бедный». Богатый — неторопливо рассуждающий, уверенный в себе — охарактеризован крепким, плотным звучанием, с активной утвердительностью интонаций; а бедный — робкий и поддакивающий — «дребезжанием» высокого регистра и прозрачной фактурой. Их разговор изображается соединением этих тем в одновременности.
Жанровая сценка «Рынок в Лиможе» сменяется таинственным звучанием мрачных красок «Катакомб» и печальным разговором «С мертвыми на мертвом языке», где тема «Прогулки» (то есть образ «от автора») звучит скорбно, на фоне призрачно-высокого тремоло (на рисунке «Парижские катакомбы» были изображены сам Гартман, его знакомый и проводник, держащий фонарь).
Пьеса «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») полна неудержимого стихийного бурления фантастических сил. Замечательна средняя часть пьесы, рождающая образ таинственного ночного леса, полного неясных шорохов и непонятной тревоги.
Последняя пьеса, «Богатырские ворота в Киеве», является мощным финалом цикла. В его величественной теме используются интонации, близкие теме «Прогулки». Заканчивается цикл празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.
Замечательное произведение Мусоргского не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Оригинальность построения, крепко сцементированного рефреном — «Прогулкой», создала практически уникальный по форме образец программной сюиты. И хотя это единственное из значительных произведений Мусоргского для фортепиано (небольшие миниатюрки, написанные в 60-е годы, не захватили автора так, как «Картинки с выставки»), в нем полно отражена сильная индивидуальность автора, неповторимая образность его мышления. С почти оперной театральностью, наглядностью и конкретностью (но одновременно и с ювелирной тонкостью!) в этой сюите воплощены образы реального мира.
«Картинки с выставки» были изданы пять лет спустя после смерти Мусоргского. Богатство красок в них постоянно привлекало композиторов-симфонистов; существует несколько вариантов оркестровых переложений цикла. Одно из них осуществил французский композитор-импрессионист Морис Равель.
← в начало | дальше →
www.mussorgsky.ru
Илья Ефимович Репин Портрет композитора М. П. Мусоргского: Описание произведения
Павел Третьяков купил портрет, не видя его, а лишь услышав, что Репин в госпитале пишет больного Мусоргского. Близко знавший и Мусоргского, и Репина критик Владимир Стасов так охарактеризовал эту работу: «Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета – так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».
Нужно совсем плохо знать Илью Репина, чтобы предположить, что ему это понравилось. Он был возмущен статьей Стасова, о чем тому и сообщил в письме, уверяя, что она «похожа на рекламу, страдает преувеличенностью и сильным пристрастием».
Особая проникновенность этого портрета обусловлена тем, что меньше всего в своем состоянии Мусоргский мог «позировать». Не имея возможности установить мольберт, Репин просто пристраивался рядом с тяжело больным другом и чуть ли не «на коленке» писал Мусоргского. В запахнутом больничном халате поверх рубашки, с всклокоченными волосами, с непередаваемыми болью, отчаяньем и будто ощущением близости смерти в глазах Мусоргский кажется на этом портрете замершим то ли во мгновении, то ли в вечности.
Репин не льстил товарищу – красный нос, круги под глазами недвусмысленно указывают на то, что именно сгубило его талант. Правда, глубокий зеленый цвет больничного халата частично компенсирует красный цвет лица, но украшательством это не назовешь. При этом лицо, глаза, вся фигура изображенного полны достоинства и мужественного приятия своей судьбы. Репину удалось вместить в написанный за четыре дня портрет физическое и душевное измученное состояние композитора, передать его страдания и при этом его несгибаемую силу духа. Титан, сломленный, но непокоренный собственной слабостью и невзгодами – таков Мусоргский на портрете Репина.
Кстати, именно Модесту Мусоргскому посвящена последняя картина самого Репина, которую он писал в ставшем после революции финской территорией своем поместье в Куоккале – «Гопак». В письме Чуковскому Репин предчувствует, что эта картина останется неоконченной: «Такая досада: не удастся кончить…».
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Мусоргский. Картинки с выставки - Тюильри
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
Тюильрийский сад (Ссора детей после игры)
«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.
В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора, Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника.
В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе.
Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому.
— А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.
Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».
Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.
Сюита — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы - «картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.
Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно.
Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет.
Прогулка к пьесе – «картине» «Тюильри» очень короткая (8 тактов).
«Тюильри» (так называется парк в Париже) или, уточняется в подзаголовке, «Ссора детей после игры». Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Это живая жанровая сценка. В ее музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного летнего дня, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел.
Поскольку сам Мусоргский за границей не был, исследователи полагают, что характеры своей пьесы он мог подсмотреть, например, в петербургском Летнем саду.
В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях. Мы видим, что музыка, как и другие виды искусства, отражает всю многогранность жизни, может быть средством осуждения социального угнетения и несправедливости, выражать передовые идеи своего времени. Мусоргский нашел в картинах художника не только темы для музыкальных картин, — он нашел в них определенное социальное содержание и подчеркнул его своей музыкой.
Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.
С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира.
Французский композитор М. Равель сделал замечательное оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке «Картинки с выставки» часто исполняются в симфонических концертах.
Презентация
В комплекте:1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки: Мусоргский. Картинки с выставки. Прогулка (в симфоническом исполнении), mp3; Мусоргский. Картинки с выставки. Тюльирийский сад (в симфоническом исполнении), mp3; Мусоргский. Картинки с выставки. Прогулка. Тюльирийский сад (в фортепианном исполнении), mp3;3. Сопровождающая статья, docx;4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
music-fantasy.ru
Василий Кандинский. «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского
20 н о я б р я 2011
Тщательно подготовив свою сценическую композицию «Желтый звук» к постановке в Мурнау накануне Первой мировой войны, Василий Кандинский так и не увидел ее на сцене. Но идея «синтеза искусств», что называется, витала в воздухе. В 1924 году реализовал свою постановку сценической монодрамы для хора и оркестра «Счастливая рука» другой участник «Синего всадника», австрийский композитор Арнольд Шёнберг.
Еще одним шагом Кандинского на пути к воплощению в жизнь идеи “монументального искусства” явилась постановка “Картинок с выставки” Модеста Мусоргского ”с собственными декорациями и с героями – светом, цветом и геометрическими формами”.
Вернувшись в Германию после окончания Первой мировой войны, Кандинский несколько лет преподавал в Высшей школе строительства и художественного конструирования «Баухаус», известной своими экспериментами в области сценического искусства, в которых принимали участие ученики школы.
Кандинский получил предложение осуществить сценическую композицию на музыку Мусоргского. Это был первый и единственный раз, когда он согласился работать по готовой партитуре, что было явным свидетельством его глубочайшей заинтересованности.
Премьера 4 апреля 1928 года в Театре Фридриха в Дессау имела громкий успех. Музыка исполнялась на фортепьяно. Постановка была очень громоздкой, ибо подразумевала постоянно движущиеся декорации и меняющееся освещение зала, по поводу чего Кандинский оставил подробнейшие инструкции. Например, в одной из них говорилось, что требуется черный фон, на котором «бездонные глубины» черного должны превращаться в фиолетовые, в то время как затемнителей (реостатов) еще не существовало.
"Гномы". Декорация в театре Фридриха для "Картинок с выставки" Мусоргского, Дессау
К сожалению, первоначальные театральные декорации не сохранились, нет и фотографий. Все, что осталось, это шестнадцать акварелей Кандинского, которые хранятся в Центре Помпиду, но они настолько ветхи, что даже не выставлены в постоянной экспозиции. Там же хранится и клавир, принадлежавший Феликсу Клее (сыну Пауля Клее), который был помощником Кандинского в этом проекте. Этот документ совершенно уникален: почти каждому такту соответствует указание на то, что должно происходить на сцене.
"Великие киевские ворота". Декорация в театре Фридриха для "Картинок с выставки" Мусоргского, Дессау
«Картинки с выставки» Модеста Мусоргского не раз вдохновляли художников на создание движущегося видеоряда. В 1963 году балетмейстером Федором Лопуховым был поставлен балет «Картинки с Выставки» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В США, Японии, Франции, СССР были созданы талантливые мультфильмы на темы «Картинок с выставки».
В наши дни мы можем окунуться в «синтез искусств», попав на концерт французского пианиста Михаила Рудя. В своем известном проекте «Модест Мусоргский / Василий Кандинский. «Картинки с выставки» он соединил музыку русского композитора с абстрактной мультипликацией и видео, основанную на акварелях и инструкциях Кандинского.
Возможности компьютера вдохновляют художников на создание 2D и 3D анимации. Рекомендую Вам один из наиболее интересных опытов создания «движущихся» картин Василия Кандинского.
Источники:
Брошюра VI музыкального фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…»
Читать далее:
Василий Кандинский. Синтез искусств. «Желтый звук»
modernartconsulting.ru
Модест Петрович Мусоргский "Картинки с выставки"
Введение
Проект «Модест Петрович Мусоргский. Цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» выполнен в рамках городского конкурса научно-исследовательских музыкальных проектов для школьников «Грани творчества», 2013 год.
Я, Зыкова Зоя Яковлевна, как руководитель проекта и работой обучающихся, ставила целью работы в ходе проекта воспитать у обучающихся любовь к музыке, уважение к русской культуре 19 века, познакомить учащихся с творчеством композиторов - классиков, расширить знания о творчестве М. П. Мусоргского, научить исследовательским навыкам в области музыки, сформировать умение слышать настроение в музыке и эмоционально на него откликаться. Школьники совершенствовали свои навыки работы с ИКТ при поиске информации и работе над электронной презентацией.
Наглядными продуктами реализации проекта планировались:
1. Проект на бумажном носителе (реферат).
2. Электронная презентация проекта, представляемая в ходе защиты.
3. Практическое применение (данный реферат можно использовать на уроках музыки и классных часах).
Результативность:
Поставленные цели и задачи выполнены, проект был удостоен Диплома III степени.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№9 г.Йошкар-Олы»
Тема работы:
Модест Петрович Мусоргский.
Цикл фортепианных пьес
«Картинки с выставки»
(реферат)
Авторы:
Мальцева Юлия, Нефёдова Ирина,
обучающиеся СОШ№9, 6-Бкласса
Руководитель:
Зыкова Зоя Яковлевна,
учитель музыки
Йошкар-Ола
2013
Оглавление
I | Введение | |
Актуальность темы…………………………………………………… | 3 | |
Цель и задачи………………………………………………………….. | 4 | |
Модест Петрович Мусоргский……………………………………….. | 5 | |
II | Основная часть | |
1 | Биография и обзор творчества Модеста Петровича Мусоргского… | 6 |
2 | Цикл произведений «Картинки с выставки»………………………... | 13 |
«Прогулка»……………………………………………………… | 13 | |
«Гном»………………………………………………………….. | 14 | |
«Старый замок»………………………………………………… | 15 | |
«Тюильрийский сад»…………………………………………... | 15 | |
«Быдло»………………………………………………………… | 16 | |
«Балет невылупившихся птенцов»………………….………... | 17 | |
«Два еврея: богатый и бедный»………………………………. | 17 | |
«Лиможский рынок»…………………………………………… | 18 | |
«Катакомбы»…………………………………………………… | 18 | |
«Избушка на курьих ножках»………………………………… | 18 | |
«Богатырские ворота»…………………………………………. | 19 | |
III | Заключение…………………………………………………………… | 20 |
1 | Выводы…………………………………………………………………. | 21 |
2 | Список литературы и источников……………………………………. | 22 |
В настоящее время молодежь увлекается разными музыкальными направлениями - рок, поп, рэп и т.д. Встретить детей, которые слушают классическую музыку достаточно трудно. А спросив: «Кто такой Бетховен или Мусоргский?»- вряд ли мы услышим правильный ответ.
Мы вышли на бульвар Чавайна и спросили у молодежи (группа опрошенных из 20 человек ) кто это такие? В результате 7 человек верно ответили на заданный вопрос, 9 – не знали, что это за люди, и 4 затруднились с ответом, хотя попытались предположить чем они занимались.
Именно поэтому выбранная нами тема является значимой и актуальной.
Слушать классическую музыку нелегко, она требует сосредоточения, моральной и интеллектуальной подготовки. Однако это не означает, что мир классической музыки не доступен. Чтобы войти в него требуется лишь большое желание и немного терпения.
Мы считаем очень правильным высказывание Людвига ванн Бетховена:
«Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец».
Цель
Познакомить одноклассников с жизнью и творчеством Модеста Петровича Мусоргского на примере цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки».
ЗадачиИзучить творчество М.П. Мусоргского
Провести опрос среди случайных прохожих - наших ровесников, про Модеста Петровича Мусоргского.
Воспитание любви к музыке, уважение к русской культуре XIX века.
Сформировать умение слышать настроение в музыке и эмоционально на него откликаться.
Модест Петрович Мусоргский – русский композитор, был наиболее ярким выразителем в музыке революционно-демократических идей 60-х годов XIX века. Именно Мусоргский сумел многосторонне с большой обличительной силой раскрыть в музыке суровую правду жизни русского народа. Один из замечательных новаторов. Член “Могучей кучки”. Один из величайших музыкальных психологов, который глубоко проник в психологию, как отдельной личности, так и народных
масс. Передаёт неповторимые характеры. Он был последователем Даргомыжского, но пошёл гораздо дальше него: это путь раскрытия психологии, переживания, русской речевой интонации. Даргомыжского он считал своим учителем музыкальной правды, но пошёл гораздо дальше своего учителя. Мусоргский создавал музыкальные портреты, в которых не только переживается характер личности, но и чувствуется социальная обстановка, манера поведения. Поэтому ясно, что музыке близки жанры, связанные со словом: оперы, романсы. Из симфоний – “Ночь на Лысой Горе” и “Интермеццо”. Пять опер: “Саламбо” (не закончил), “Сорочинская ярмарка”. Создал народные, музыкальные драмы: “Борис Годунов” и “Хованщина”. Перед “Борисом Годуновым” он писал “Женитьбу” по Гоголю, в которой есть речевая интонация. (Не закончил.)
Биография и обзор творчества Модеста Петровича Мусоргского
"...Считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника."
Биография и обзор творчества
Модеста Петровича Мусоргского
"...Считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника."
Ф.И. Шаляпин
Мусоргский родился 16 марта в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода.
Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда.
Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.
В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке - одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского - "Подпрапорщик".
В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него и с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.
Для Мусоргского, как впрочем, и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни.
В июне 1858 года он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми.
В 60-е годы XIX столетия начинался новый этап в русской музыкальной культуре. Члены "Могучей кучки" продолжали дело Глинки, чутко прислушиваясь ко всему новому. К этому времени относиться ряд крупных творческих замыслов.
В 1856 году Мусоргский задумал оперу "Ган Исландец" на сюжет В. Гюго, из которой, как он сам вспоминает впоследствии, "ничего не вышло, потому, что не могло выйти" (Модесту было 17 лет).
В конце 50-х Мусоргский работает над музыкой к трагедии "Царь Эдип" Софокла. В 1863 году он начал сочинять оперу "Саламбо" (на сюжет Флобера). Опера осталась неоконченной, но некоторые из ее эпизодов вошли в оперу "Борис Годунов".
В это время Мусоргский жил интересами "Могучей кучки", принимал участие во всех собраниях,в исполнении новых произведений.
Он блестяще играл на фортепиано ( в чем он не имел соперников, кроме Балакирева), превосходно исполнял вокальные произведения.
В начале 60-х Мусоргский совершил несколько поездок, обогативших его яркими воспоминаниями и впечатлениями. Январь 1861 года он провел в Москве, поразившей его своей красотой и величием исторических памятников, среди которых развертывалось действие его "Бориса Годунова" и "Хованщины". Мусоргский очень хорошо понимал значение этих поездок: "Когда меняешь обстановку и окружающую среду - освежаешься, прошлое очищается, становится рельефнее и тогда смело разбирает прожитое:" - из письма к Балакиреву. Много народных типов запечатлелось в памяти композитора, и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для творчества: "Подмечаю баб характерных и мужиков типичных - могут пригодиться и те и другие. Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких сочных, славных". Эти впечатления Мусоргский выразил в романсах 60-х годов: "Светик Савишна" - являющаяся, по свидетельству Стасова, зарисовкой с натуры, "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Гопак" (слова Шевченко), "Семинарист" (слова Мусоргского).
Наряду с вокальной музыкой Мусоргский не забывает и об инструментальной. В 1867 году он задумывает симфоническую поэму "Подибрат Чешский". Однако этот замысел остался незавершенным, т.к. Мусоргский начал сочинять в начале июня оркестровую фантазию "Иванова ночь на лысой горе", которую писал сразу в партитуре и закончил 23 июня.
В июне 1868 было сочинено первое действие комической оперы "Женитьба", на сюжет Гоголя. Однако и она не была закончена, по причине, о которой сам автор говорил: "Женитьба" - это клетка, в которую я засажен пока не приручусь, а там на волю:" ( В наше время "Женитьба" была закончена М.М. Ипполитовым-Ивановым).
В 1869 году закончен "Борис Годунов". Партитура была написана полностью. Она являлась центром, сосредоточением долгих исканий Мусоргского, который работал очень быстро, с огромным увлечением, буквально дышал каждой нотой.
Тогда же в 1869 году был написан "Раек" - единственный пример музыкальной сатиры на врагов передового искусства. В 1870 году Мусоргский пишет несколько песен, из числа вошедших в цикл "Детская".
Зимой 1871 года композитор вынужден был переработать оперу "Борис Годунов", которая была "не пропущена" на сцену Мариинского театра. В связи с этим и дабы угодить цензорам Мусоргский добавляет в нее "Польский акт"и сцену под Кромами. В это время он жил бок о бок с Римским-Корсаковым. Оба работали с увлечением, как бы дополняя друг друга. В этой обстановке были закончены: Мусоргским - "Борис Годунов", а Римским-Корсаковым - "Псковитянка". 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра под управлением Э.Ф. Направника состоялось первое представление "Бориса Годунова".
Еще в 1872 году, когда не была полностью завершена работа над "Борисом Годуновым", Мусоргский задумал новую оперу - народную музыкальную драму "Хованщина". В то же время были сочинены песни - "Кот Матрос", "Поехал на палочке", вошедшие в последствие в сборник "Детская". Летом 1875 года Мусоргский усиленно работает над 2-м действием "Хованщины". В середине 1876 г. начинает писать комическую оперу "Сорочинская ярмарка" (по Гоголю).
Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он был вынужден работать аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой.
В 1879 г. он совершает концертную поездку по югу, которая принесла ему много новых и ярких впечатлений. Эти впечатления отразились в фортепианных пьесах, сочиненных на Крымском полуострове. Тогда же, во время путешествия по югу была написана знаменитая "Песня о блохе".
1880 г. - новые испытания. Мусоргский остался без службы, без средств к существованию. Лишь в феврале, благодаря друзьям, он был вновь определен на новое место.
Лето Мусоргский провел в Ораниенбауме, где продолжал работу над "Хованщиной" и "Сорочинской ярмаркой". 22 августа он сообщает Стасову, что "Хованщина" готова. Оставалось только оркестровать оперу. Но сделать этого он не смог.
В середине февраля 1881 года Мусоргский серьезно заболел. Помраченное сознание, эффект тревоги, страха, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость - налицо были все признаки белой горячки. В начале марта Мусоргского, как бывшего военного, поместили в Николаевский военный госпиталь. Проведя две недели на больничной койке, 16 марта Мусоргский скончался.
Один из его друзей, музыкальный критик Михаил Иванов, писал в некрологе: "...Смерть Мусоргского явилась неожиданною для всех, как и смерть Н. Рубинштейна. Его организм был так крепок, что о серьезной опасности вряд ли можно было думать. Врагом Мусоргского была несчастная склонность (к употреблению спиртных напитков), погубившая стольких даровитых русских людей. Эта пагубная страсть крепко держала его: она и довела его до могилы вместе с артистическими занятиями, всегда обусловливающими более или менее неправильную жизнь и, сверх того, усиленно действующими и на нервную систему. Мусоргский заболел, приблизительно, около месяца назад... Болезнь его была весьма сложная. У него оказалось расстройство печени, ожирение сердца, воспаление спинного мозга. Уход требовался большой, а для него домашняя обстановка Мусоргского не представляла никакой возможности. Трудно представить, в какой удручающей обстановке находился композитор при начале своей болезни. Он всегда жил богемой, но в последние два или три года отшатнулся чуть не ото всех и вел совсем скитальческую жизнь.
Перед болезнью он занимал комнатку в chambres garnies, где-то на Офицерской. Оставить его, больного и одного, в меблированных комнатах было немыслимо. Друзья решились поместить его в такое место, где бы за ним присматривали тщательно. Его передали на попечение доктора Л. Бертенсона. Чтобы изолировать больного и поставить его в наиболее удобные условия для лечения, его отвезли в Николаевский военный госпиталь. Доктор Бертенсон заботился о нем самым тщательным образом. Мусоргский лежал в отдельной комнате, г-н Бертенсон приходил к нему для осмотра ежедневно два раза. Друзья композитора, разумеется, тоже не оставляли его одного. Его постоянно навещали.
Лечение пошло успешно. Он стал быстро поправляться, и так решительно, что положительно не узнавали его; все надеялись, что он встанет совершенно на ноги и что прежняя жизнь сделается для него немыслимой. Для него были уже собраны деньги, чтобы обеспечить его поездку в Крым или за границу, где он должен был отдохнуть, оправиться как следует... И все-таки организм его от природы был столь крепок, что, поставленный в рациональные условия при заботливом лечении он стал быстро поправляться. Надеждам его друзей, однако, не суждено было оправдаться... Сделалось ясно, что рассчитывать на выздоровление более уже было невозможно. Руки и ноги его были парализованы. При других условиях и это бы еще не представляло большой важности, но при совокупности его недугов эти симптомы предвещали конец.
Два последние дня жизни Мусоргского собственно были для него продолжительной агонией. Паралич все более и более захватывал его дыхательные органы: он дышал с трудом, все жалуясь на недостаток воздуха. Умственные силы, однако, не оставляли его до последней минуты. В субботу положение его было безнадежно. Но сам он не хотел верить в близость своей кончины. Когда зашла речь, каким образом оформить передачу г. Т. Филиппову (одному из людей, близких к Мусоргскому) права собственности на сочинения Мусоргского, то друзья его, ввиду его мнительности, даже затруднялись устроить дело так, чтобы оно не повлияло на больного. Равно боялись они, чтобы как-нибудь не попались ему на глаза номера тех газет, предупредительно заявлявших о безнадежности его положения, об его агонии. Мусоргский даже и в эти последние два дня заставлял себя читать газеты или приказывал держать их перед собою, чтобы быть в состоянии читать их самому.
В воскресенье ему сделалось лучше. Облегчение было временное и обусловлено разными подкрепляющими, прописанными ему средствами, но он обрадовался, и надежда снова проснулась в его сердце. Он уже мечтал поехать в Крым, в Константинополь. Весело рассказывал он разные анекдоты, припоминая события своей жизни. Он требовал непременно, чтобы его посадили в кресло. "Надо же быть вежливым,- говорил он,- меня навещают дамы; что же подумают обо мне?" Это оживление ободрило отчасти и друзей, но оно было последней вспышкой умирающего организма: ночь на понедельник он провел по обыкновению - ни худо, ни хорошо; в пять часов утра жизнь его отлетела. При нем не было никого, кроме двух фельдшеров. Они рассказывают, что раза два он сильно вскрикнул, а через четверть часа было все кончено...
Условия, при которых умер Мусоргский,- полное одиночество, больничная обстановка, в которой должен был угаснуть этот крупный талант, производили щемящее впечатление. Большая комната с выштукатуренными стенами смотрела неприветливо, несмотря на свою опрятность. Кроме самого необходимого - ровно ничего. Видно, что здесь, в самом деле, умирал человек богемы. Половина комнаты отгорожена серыми ширмами, за которыми помещается несколько кроватей; прямо перед входными дверями стоял шкаф и конторка, два стула, два столика с газетами и пятью или шестью книгами, из которых одна была трактатом Берлиоза "Об инструментовке": как солдат, он умирал с оружием в руках. Направо от дверей - небольшая кровать, и на ней лежало тело Мусоргского, покрытое серым больничным одеялом.
Цикл произведений
«Картинки с выставки»
Этот цикл произведений написан в честь, безвозвратно ушедшего из этого мира, друга композитора, великого художника и замечательного человека - Владимира Александровича Гартмана. Выставку организовал в 1974 году В.В.Стасов. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления увлекла Мусоргского. В июне 1874 года «Картинки с выставки» были закончены.
Этот цикл можно назвать сюитой – последованием 10 самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом. Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатления Мусоргского , навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько «В.А.Гартманобразна», что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их. Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок. Отдельные пьесы контрастируют между собой по содержанию и выразительным средствам.
«Прогулка»
Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. Её интонации слышатся и в последнем номере цикла.
Прогулка- это пьеса русского народного склада с песенными интонациями. На протяжении цикла под влиянием смены настроений меняется и характер музыки «Прогулки»: она звучит то непринуждённо, задорно, то задумчиво и грустно, то даже таинственно. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки. Ясно чувствуется русский характер музыки, и не удивительно: ведь перед нами работы русского художника.
«Гном»
Но вот «Прогулка» закончилась и перед нами предстает первая «картинка»- «Гном». Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. В небольшой пьесе слышится и глубокое страдание, в ней запечатлена и угловатая поступь угрюмого гнома. В причудливых контрастах интонаций, ритмов и созвучий мелькает таинственный облик одинокого испуганного гнома. Неведомая сила вытащила его из родных пещер на потеху людям. Он мечется, жалобно стонет, трепещет и злобно ярится... и вдруг, влекомый волшебным порывом, исчезает.
«Старый замок»
В следующей картинке - «Старый замок» композитор поэтично передал ночной пейзаж и спокойное зачарованное настроение. В произведении изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни трубадура веет рыцарским средневековьем – музыка передает то, что художник изобразил красками.
«Тюильрийский сад»
Третья картинка - «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») резко контрастирует предыдущим пьесам. Сад Тюильри - это место в центре Парижа. Он простирается приблизительно на один километр от площади Карусель до площади Согласия. Этот сад- излюбленное место прогулок парижан с детьми. Картина Гартмана изображала этот сад со множеством детей и нянек. Пьеса очень точно передает настроение того времени дня, когда этот сад оккупировали дети, причем вертлявость девчонок, нашла отражение в ремарке Мусоргского: capriccioso(итал. -капризно).
Примечательно, что пьеса написана в трехчастной форме. Всё радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты, в основном высокий регистр, мажорный лад - хорошо передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.
«Быдло»
Четвёртая картинка называется «Быдло». Быдло — это польская телега на огромных колесах, запряженная волами. Тупая монотонность работы волов передана повторяющимся, элементарным ритмом — четыре ровных удара в такте. И так на протяжении всей пьесы. Сами аккорды помещены в нижний регистр, звучат fortissimo. На фоне аккордов звучит заунывная мелодия, изображающая возницу. Движение довольно медленное и тяжелое. Возница на своих волах уезжает: звучание стихает, аккорды прорежаются, «усыхая» до интервалов (то есть двуходновременно звучащих звуков) и в конце концов до одного — того же, что в начале пьесы — звука; движение тоже замедляется — два (вместо четырех) удара в такте.
Три пьесы — «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло» — представляют собой небольшой триптих внутри всей сюиты. В крайних его частях общая тональность — соль-диез минор; в средней части — параллельный мажор (си мажор). Эти тональности, будучи по природе своей родственными, выражают, благодаря фантазии и таланту композитора, полярные эмоциональные состояния: отчаяние и безысходность в крайних частях (в сфере тихого и в сфере громкого звучания) и приподнятую возбужденность — в средней пьесе.
«Балет невылупившихся птенцов»
Мы переходим к другой картине «Балет невылупившихся птенцов». Вновь контраст: волов сменяют птенцы. Другое всё: вместо массивных аккордов игривые форшлаги (мелкие нотки, как бы щелкающие вместе с основными аккордами). Задорно, бестолково, невпопад звучат секунды в высоком регистре, чередуясь с аккордами, и всё в стремительном темпе. Все это призвано дать представление о маленьких шустрых существах, к тому же еще не вылупившихся. Отсюда и забавное название миниатюры «Балет невылупившихся птенцов».
«Два еврея, богатый и бедный»
Пьеса «Два еврея, богатый и бедный» изображает разговор богача с бедняком. Здесь воплотился принцип Мусоргского: как можно точнее выразить в музыке через речевые интонации характер человека. В пьесе нет вокальной партии, нет слов а в звуках фортепиано можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, приниженный просящий голос бедняка. Для речи богача Мусоргский нашёл властные интонации, решительный характер, который усиливается благодаря низкому регистру. Глубоко контрастна ей речь бедняка - тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре. В третьей части пьесы оба музыкальных образа соединяются: монологи персонажей здесь превращаются в диалог, вернее- это те же чередующиеся монологи: каждый утверждает свое. Вдруг оба умолкают, неожиданно осознав, что не слушают друг друга. И вот последняя фраза бедного: мотив, полный тоски и безысходности- и ответ богатого: громко, решительно и безапелляционно.
«Лиможский рынок»
В картинке «Лиможский рынок» («Большая новость») рисуется пёстрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы разноголосый говор, толкотня и праздничная сутолока южного базара. Мы слышим поток скороговорной речи, резкие нарастания звучности, острые акценты. В конце в исполнении этой пьесы движение еще больше ускорение, и на гребне этого вихря мы «влетаем» в…римскую гробницу.
«Катакомбы (Римская гробница)»
Миниатюра «Катакомбы (Римская гробница)». Звучат аккорды то тихие и отдалённые, будто затерявшееся в глубине лабиринта , то резкие и ясные, как внезапный звон упавшей капли.
«Избушка на курьих ножках» («Баба-яга»)
Следующая картинка - «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга»). Рисунок Гартмана изображал часы в виде избушки Бабы-Яги на курьих ножках, Мусоргский воплотил в музыке хозяйку избушки - Бабу-Ягу. В пьесе мы найдем сочетание зловещих красок, с одной стороны, и светлых- с другой. И интонации здесь двух типов: злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие и бодрые, весело призывные. От пьесы веет былинным размахом, русской удалью. Картинка воспроизводит сердитое постукивание «костяной ноги», лихой полёт в ступе с помелом и загадочное колдовство в лесной глуши (средняя часть), и снова стремительность буйного полёта...
К концу пьесы музыка становится все импульсивнее, радостный звон нарастает, и в конце концов , из недр темных регистров фортепиано рождается огромная звуковая волна, готовящая пришествие самого победного, самого ликующего образа цикла- гимна «Богатырские ворота».
«Богатырские ворота»
Заключительная пьеса цикла Мусоргского «Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве»)- интонационная, динамическая, фактурная кульминация всего произведения. Тема пьесы — не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки». Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов. Мусоргский положил начало традиции подобных колокольных звонов. Характер пьесы величаво спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка символизирует мощь родного народа и завершает весь цикл.
Заключение
"Не музыки надо нам, не слов,
не палитры и не резца... мысли
живые подайте, живую беседу с людьми
ведите, какой бы сюжет вы ни избрали
для беседы..."
Из письма М.П.Мусоргского
В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.
В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях. Мы видим, что музыка, как и другие виды искусства, отражает всю многогранность жизни, может быть средством осуждения социального угнетения и несправедливости, выражать передовые идеи своего времени. Мусоргский нашел в картинах художника не только темы для музыкальных картин,- он нашел в них определенное социальное содержание и подчеркнул его своей музыкой.
Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году- с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г.Н.Беклемишев, впоследствии - профессор Киевской консерватории.
С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира.
«Картинки с выставки» оркестровались много раз, но наиболее удачно эту деликатную задачу удалось решить Морису Равелю.
Жозеф Морис Равель 1875 — 1937. Французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.
Его оркестровка безупречна с технической точки зрения, и, кроме того, в ней очевиден такт Равеля, его стремление наиболее полно сохранить и передать композиторский замысел Мусоргского. Первое исполнение оркестровой версии состоялось в Париже 19 октября 1922 года. Мастерство Равеля – оркестровщика сделало эту вещь одним из самых известных произведений Мусоргского – по крайней мере, в Европе.
Выводы
Изучая творчество Мусоргского мы пришли к выводу, что “Картинки с выставки” это новаторский фортепианный цикл. Мусоргский обновил все средства музыкальной выразительности: мелодию, гармонию, музыкальную форму. В своей мелодике он опирался на речевую интонацию и крестьянскую песню. Гармония очень необычна: нет привычных функциональных связей. Это соответствовало новым чувствам, поворотам. Совершенно новые формы, неожиданные повороты, которые диктуются развитием настроения, переживания.
Данный реферат можно использовать на уроках музыки и классных часах.
Список литературы
АбызоваИ.Н.МодестПетровичМусоргский.Второеиздание,исправленное.М.,«Музыка»,1986.
ГордееваЕ.М.Композиторы«Могучейкучки».М.,«Музыка»,1985.
СмирноваЭ.С.Русскаямузыкальнаялитература.ДляVI-VIIклассовДМШ.Подред.ПоповойТ.В.,11изд.-М.,«Музыка»,1986.
ХубовГ.Н.Мусоргский.М.,«Музыка»,1969.
ШлифштейнС.И.Мусоргский.Художник.Время.Судьба.М.,«Музыка»,1975.
Анна Минакова, Станислав Минаков «Всеобщая история музыки».
http://www.bestreferat.ru/referat-49683.html
http://xreferat.ru/63/380-1-musorgskiiy-kartinki-s-vystavki-gnom.html
http://intoclassics.net/news/2 012-07-13-27355
videouroki.net
Описание картины Ильи Репина «Портрет Мусоргского»
Портрет написан в 1881 году.
Неслучайно, этот портрет выделяется среди творений художника. Общеизвестный факт – картина создана незадолго до смерти композитора. Благодаря этому важному факту, портрет наполняет особый драматизм и максимальная глубина.
Мы видим Мусоргского, который серьезно болен. В его красноватом лице и блестящих глазах чувствуется действие недуга. Для художника важно именно лицо. Именно поэтому он стремится привлечь к нему наше внимание. Складывается впечатление, что он стремится раскрыть тайну мастерства композитора. Борода, усы и волосы, которые немного взъерошены, не могут отвлечь от того, как смотрит Мусоргский.
Мы можем прочесть в его выразительных глазах невероятную тоску и глубочайшую печаль. Но при этом перед нами человек, полный энергии и сил.
Репин специально написал достаточно схематично написал одежду композитора. Эти вещи нужны лишь для обрамления лица. Особый поворот головы, в котором чувствуется вызов, помогает нам ощутить, что Мусоргский не сдавался и активно боролся с болезнью до последнего.
Что касается фона, то любые детали отсутствуют. Кажется, что композитор изображен на необычном фоне проплывающих облаков. Это позволяет создать ощущения подлинного величия. Мусоргский, как и его произведения, неукротим и уникален. В его глазах звучит музыка. Мы можем прочесть в них это. Там же таятся идеи, которые композитор так и не успел воплотить.
Живописец бестрепетно фиксирует все черты лица Мусоргского, которые хранят отпечаток болезни. Это компенсируется умным и действительно деликатным решением картины.
Сочетание халата малинового и зеленого цветов на фоне светлого оттенка действительно впечатляет. Рельеф морщин сглажен ярким светом. Складка губ удивляет своей трогательностью. Человек как будто прислушивается к себе. Мы чувствуем, насколько он одинок и отрешен от всего мира. Репин создал самый проникновенный портрет.
opisanie-kartin.com