Галерея картин мифических существ. Картины мифологические


Мифологический жанр в изобразительном искусстве

Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.

Как оживить картину

Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.

мифологический жанр в изобразительном искусстве

Зарождение

Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.

Сандро Боттичелли

мифологический жанр

Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания произведений искусства. До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и Мадонну с младенцем вместе с Иоанном Крестителем.

Андреа Мантенья

Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два бога, Аполлон и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.

Джорджоне

Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.

художники мифологического жанра

Виктор Васнецов

Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.

Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже сказочные персонажи узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».

мифологический жанр в искусстве

Михаил Врубель

Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в сценическом костюме. Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.

мифологический жанр в живописи

Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.

fb.ru

Мифологические картины. Главные герои и символы

Боттичелли весна

Мифы Древней Греции – захватывающие приключения богов, героев и злых существ. Они интересны во всех отношениях.

Это и развлечение похлеще голливудских блокбастеров. И возможность понять совершенно иное мировоззрение людей дохристианской цивилизации.

Причём о мифах люди узнали не только из сочинений античных авторов. Художники, жившие до нашей эры, также активно создавали фрески и картины с мифологическими сюжетами.

Вакх и Ариадна фреска

Дионис (Вакх) встречает Ариадну на острове Наксос. Фреска в Стабии, вилла Ариадны, 1 до н.э.

Но на 1,5 тысячи лет мифы исчезли из искусства.

Они вновь появились в живописи лишь в Эпоху Возрождения. В 15 веке в Риме стали откапывать скульптуры времён Римской империи (копии работ древнегреческих мастеров). Начал расти интерес к Древней Греции. Стало модным, а потом и обязательным чтение античных авторов.

И уже в 16-17 веках мифы – одни из самых популярных сюжетов в живописи.

Мифологические картины для современного зрителя

Когда Вы находитесь в музее, Вы вряд ли долго задерживаетесь у картин с мифологическими сюжетами. По одной простой причине.

Мы мало знакомы с мифами Древней Греции. Да, мы знаем Геракла. Слышали о Персее и Андромеде. И назовём пару античных богов вроде Зевса и Афины.

Но кто сейчас сможет похвастаться, что прочитал хотя бы «Одиссею» Гомера? Я сама прочла ее лишь в 30 лет.

А если Вы не понимаете сюжет картины, насладиться ей будет сложно. Потому что возникнет барьер в виде недоумения «А кто все эти люди?»

А вот если сюжет понятен, то живописные достоинства картины тут как тут: мы словно прозреваем.

Эта статья – небольшой сборник мифологических картин, переполненных фигурами.

Я помогу Вам сначала разобраться в их героях и символах. А затем мы вместе насладимся цветом и композицией. И вообще гениальностью художников.

1. Боттичелли. Весна

Боттичелли весна с расшифровкой

Боттичелли. Весна (путеводитель по картине). 1482 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли первым в истории европейской живописи (после древних греков и римлян) стал изображать мифологических героев.

Может поэтому картины Боттичелли иногда нелестно называют живописными комиксами. Герои стоят в ряд. Между собой не взаимодействуют. Осталось только облачка с их речью добавить.

Но он первопроходец после 1,5 тысяч лет перерыва в изображении мифов. Так что ему можно. И это не мешает быть той же «Весне» одной из самых прекрасных картин в мире.

Ещё «Весна» – одно из самых загадочных полотен. Существует множество его интерпретаций. Я выбрала ту, которые лично мне кажется наиболее правдоподобной, дополнив своими собственными размышлениями.

О картине читайте в статье «Весна» Боттичелли. Главные герои и символы шедевра».

2. Тициан. Вакх и Ариадна

Вакх и Ариадна Тициан

Тициан. Вакх и Андромеда (путеводитель по картине). 1620 г. Национальная лондонская галерея

После Боттичелли в Эпоху Возрождения мифы изображало немало художников. Но самым плодовитым был Тициан.

Его мифы уже совсем другие. Это уже конкретные истории, как «Встреча Вакха и Андромеды на острове Наксос».

Ещё это порывистые движения, как прыжок бога виноделия с колесницы к ногам красавицы. Это эмоции, выраженные в позах, как немалое удивление и испуг Андромеды. А ещё реалистичный пейзаж, который является фоном для героев.

О картине читайте в статье «Вакх и Ариадна. Главные герои и символы шедевра Тициана».

3. Рубенс. Персей и Андромеда

Рубенс Персей и андромеда

Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду (путеводитель по картине). 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

После Тициана, когда мифологические картины окончательно войдут в моду, художники будут изображать мифы со сложными композициями.

Кульминацию в этом плане достигнет Рубенс, когда изображения героев накладываются друг на друга в невероятном переплетении рук, ног и одежд.

Впрочем одежд на героях мифов всегда изображали по минимуму.

Рубенс написал бесчисленное количество мифологических картин. И одна из самых известных – «Персей спасает Андромеду».

О картине читайте в статье «Персей и Андромеда. Главные герои и символы картины Рубенса».

 

PS. Какие картины с мифологическими сюжетами Вам интересны? Напишите, пожалуйста, в комментариях. И я возьму их на заметку для следующей статьи (одно условие – чем больше на картине персонажей, тем лучше).

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Мифологический жанр в изобразительном искусстве

Мифологический жанр живописи – разновидность исторического направления изобразительного искусства, главной тематикой работ становятся былины, мифы, сказки, священная история народа. Повествование ведется не о современных художнику событиях, не о явлениях, которые имели фактическое место, а о преданиях, на которых основана мифологическая система конкретного народа:

  • Герои и их борьба с врагами, подвиги;
  • Пантеон богов Египта, Греции, Рима, Англии и других европейских стран;
  • Герои сказок и былин славянских народов;
  • Легендарные персонажи истории, чье фактическое существование не доказано.Мифологическая живопись, стили живопси

История

Отличается от религиозного жанра отсутствием библейского элемента в тематике картин. Былинно-сказочные сюжеты присутствовали в творчестве художников Западной Европы, России, США. Большинство примеров картин средневекового периода принадлежат к мифологическому или религиозному направлениям исторической живописи. Характерными чертами также является склонность насыщать реальные сюжеты сказочными, мифологическими деталями.

Ренессанс

Во времена Ренессанса живопись приобрела аллегорический смысл, а религиозные и былинные сюжеты стали символичными. Представители Возрождения ставили на первое место определенные морально-этические проблемы, которые пытались решить при помощи живописи, делали попытки объяснить сущность явлений и процессов, используя былинную тематику работ и мифологических героев. Миф во времена Ренессанса превращается из сказочного, литературного произведения, в содержательное повествование, призванное повышать уровень морали.

В 18 – 19 векамифологическая жиыопись, стили живописи

Характерно, что во времена 18 – 19 веков резко возрастает интерес к истории античности, особенно – Римской империи. Сказочно-мифологический жанр приобретает политический подтекст, становится частью идеологии правителя определенного государства. Например, во времена Третьего рейха были популярны тевтонские легенды, мифы. Наполеон увлекался подвигами Александра Великого и военным искусством Древнего Рима. Поэтому живопись приобрела соответствующую тематику.

В 20 векемифологическая живопись

В начале 20 века возродился интерес к народному творчеству, этническим мотивам, нюансам национальных культур, поэтому былинный жанр становится популярным. На рубеже 19 и 20 веков появились новые мотивы – культура коренных народов. Художников интересовала культура индейцев, африканцев.

Символисты и авангардисты начала 20 века стремились переосмыслить направление, отказаться от догматичности и академизма в пользу индивидуализма и модерна.

Особенности жанра

Сказочные и мифологические мотивы – важная тематика изобразительного искусства. Характерные черты полотен:мифологическая живопись

  • Динамичность сюжета;
  • Реалистичность передачи образов;
  • Яркость, внимание к деталям;
  • Насыщенность сюжета, многообразие образов;
  • Особое внимание перспективе, объемности изображения.

Наиболее яркие работы жанра представлены творчеством Рафаэля, Ботичелли, Мантеньи, Джорджоне. Благодаря Пуссену, Рубенсу, Веласкесу, направление активно развивается в 17 – 19 веках. Каждый мастер делал акцент на определенном аспекте передачи образов:

  • Рубенс и Пуссен пытались воплотить идеализированный образ героя, победителя, бога.
  • Веласкес и Рембрандт поставили акцент на попытках сближения мифологического, сказочного образа, с реальной жизнью. Мифологические и былинные образы не являются идеалом.
  • Буше акцентирует внимание на помпезности, насыщенности, торжественности события, изображенного на полотне.

Основой направления считается идеализация образов. Мифологический жанр – это возвышенное искусство, преимущественное соблюдающее нормы античной эстетики.

Известные художники

А.-Т. Лоуренс

Живописец из Голландии, работал в Великобритании. Получил хорошее образование в родной стране. Особенности и характерные черты его работ сформировались под влиянием итальянской живописи. Главная тематика картин в мифологическом жанре – культура и мифы Древней Греции и Рима. Помимо живописи, Лоуренс имел знания в археологии. Благодаря знаниям в истории и археологии, художник точно передавал одежду греков и римлян, мифы, вооружение. Картины: «Лопатки и губки», «В атриуме сауны».lourens

П. Батони

Представитель рококо и неоклассики из Италии. Особенности его живописи – детализация, высокий уровень внимания к деталям. Батони известен картинами в аллегорическом и мифологическом направлениях: «Сладострастие», «Диана и Купидон».мифологическая живопись

Є. Берн-Джонс

Английский художник, творивший, согласно эпохи Ренессанса. Религия и міфологія – главные сферы интереса живописца. Работы: «История Персея», «История Пигмалиона», «Битва Персея с драконом».

мифологическая живопись

В.А. Бугеро

Художник-академист из Франции. Имел хорошее образование, находился под влиянием итальянской живописи. Занимался выполнением картин на заказ. Картины Бугеро получали неизменно высокие оценки критиков: «Молодость Бахуса», «Нимфы и сатир».мифологическая живопись

В. Васнецов

Мастер русской реалистичной живописи, творил в былинном направлении. Сказочные сюжеты и темы из мифов доминируют в его творчестве: «Сирин и алконост», «Иван Царевич и серый волк», «Витязь на распутье». Былины, ставшие основой для работ живописца, являются известными примерами славянской мифологии и преданий.

Ге Н.

Русский художник, реалист, портретист, мастер религиозной и мифологической живописи. Его творчество объединило академические черты и влияния символизма. Картины: «Суд царя Соломона»¸ «Сад Гесперид».мифологическая живопись

Г. Моро

Известный живописец из Франции, его работы являются лучшим примером изобразительного искусства конца 19 века в Западной Европе. Работы: «Венера, рожденная из пены», «Странник Эдип».мифологическая живопись

Н. Пуссен

Один из ярчайших живописцев Франции 17 века, представитель барокко в живописи. Картины: «Похищение сабинянок», «Триумф Нептуна».мифологическая живопись

Значение

Представители мифологической живописи стремились передать особенности легенд и былин разных стран при помощи индивидуального стиля. Тематика мифов популярна до современности.

Рекомендуем публикации

  1. Историческая живопись
  2. Бытовая живопись
  3. Батальная живопись
  4. Религиозная живопись
  5. Живопись эпохи северного возрождения
  6. Виды пейзажа в живописи
Загрузка...

artrecept.com

Галерея картин мифических существ и сказочных чудовищ

Мифологический жанр (от греческого слова mythos - предание) — жанр искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды и предания есть у всех народов мира, они составляют важный источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами.

Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин Боттичелли, Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля. В ХVII — начале ХIХ века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала в творчестве Пуссена и Рубенса, сближают с жизнью в произведениях Веласкеса, Рембрандта, Батони, создают праздничное зрелище в работах Буше, Тьеполо, Эйтевала.

В ХIХ столетии мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства, чему подтверждением являются скульптура Мартоса, Торвальдсена, картины Давида, Энгра, Иванова, Бугеро, Лейтона, Моро, Уотса, Уотерхауса. Наряду с темами античной мифологии в ХIХ и ХХ веках в изобразительном искусстве и скульптуре стали популярны темы германских, кельтских, индийских и славянских мифов. На рубеже ХХ столетия символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру. Он получил современное переосмысление в скульптуре Майоля, Бурделя, Коненкова, картинах Дени, Васнецова, Врубеля, графике Пикассо. Подробнее на сайте Арт Планета Small Bay → ( http://smallbay.ru/arthistory.html ) в рубрике «Исторический жанр».

Мифические существа, чудовища и сказочные животные Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ. Змеи, драконы и демоны являли собой облик, глубоко чуждый всему человеческому: чешуя, когти, крылья, огромная пасть, страшная сила, необычные свойства, огромный размер. Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии. Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами и одержавшими победу в казалось бы неравной схватке.

В античной мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда — волшебно-прекрасны; нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания. Чудовища символизировали темные, неуправляемые силы природы. Греческая мифология изобилует различного рода монстрами, такими, как Химера, Сфинкс и Скилла, что связано со сложной природой зла. Чаще всего чудовища оказывались злобными и жестокими тварями, хотя некоторые из них выполняют охранные функции, как, например, Ладон, дракон, стерегущий золотые яблоки в саду Гесперид; иные подобно Химере опустошали целые земли; другие были созданы богами в наказание людям, как морской змей, задушивший Лаокоона и его сыновей. Эти существа, а также сатиры и кентавры, полулюди-полуживотные, являлись причудливым воплощением мучительного страха потерять человеческий облик или ужас перед деяниями, которые людская фантазия приписывала чудовищам.

Тифон, ужасное змееподобное чудовище, чьи глаза испускали пламя, был зачат матерью-землей Геей от Тартара. Это бородатое и волосатое существо, у которого насчитывалась сотня драконовых голов, каждой своей пастью издавало дикие голоса быков, львов и псов. Древние греки верили, что Тифон намеревался стать верховным божеством, но громовержец Зевс поразил его перунами. Постоянную активность вулкана Этна в Сицилии объясняли дыханием заключенного под кратером Тифона. По одной из версий мифа, победа далась Зевсу с превеликим трудом: Тифон охватил его своими чешуйчатыми кольцами, перерезал сухожилия и заточил в Корикийской пещере в Киликии, где Зевса стерегла драконица Дельфина. К счастью, ему на помощь пришел вестник богов Гермес. Незадолго до своего поражения Тифон стал отцом огнедышащей Химеры, огромного морского чудовища, впоследствии убитого славным героем Персеем.

Грифон или гриф-птица, мифическое существо, наполовину птица, наполовину зверь, перья у нее заостренные, словно стрелы, когти и клюв железные. Считалось, что гриф-птица вила гнезда на двенадцати дубах. В народной памяти это причудливое создание запечатлелось в разных обличьях: исполинская птица, подобно черным тучам заволакивающая небо, затемняющая солнечный свет; от взмахов ее гигантских крыльев поднималась буря, колебалось сине-море. В те далекие времена люди верили, что "гриф обитает в Азиатской Скифии (то есть в Сибири), владеет золотом, серебром и яростно набрасывается на тех, кто покушается на ее богатство, наказывает корыстолюбивых". Грифон пришел в славянские земли с Востока, где, как и лев, считался эмблемой царской власти, через Италию и Византию; возможно также имело место влияние греческого грифона, "собаки Зевса", стерегущего золото в стране гипербореев, которых любил Аполлон.

Гамаюн — в восточнославянской мифологии вещая птица с женским лицом и грудью, посланник богов, их глашатай, поющая божественные гимны и предсказывающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Считалось, что ее крик пророчит счастье.

Демоны, низшие божества или духи, насылали беды и направляли людей на ложный путь. В славянской мифологии известно множество мифов о животных и птицах, а также существах, наделенных причудливой внешностью — полуптицы-полуженщины, человекокони — и необычайными свойствами. Прежде всего это волк-оборотень, волкодлак. Славяне верили, что колдуны могут заклятием обратить в зверя любого человека. Это и напоминающий кентавра резвый получеловек-полуконь Полкан; чудесные полуптицы-полудевы Сирин и Алконост. Интересно поверье, бытующее у южных славян, будто на заре времен все животные были людьми, но тех из них, кто совершил преступление, обратили в зверей. Взамен дара речи они получили дар предвидения и понимания того, что чувствует человек. Считалось, например, что жалобное кукование кукушки предвещало беду или сулило определенное количество прожитых лет.

Драконы — крылатые змеи, в образе которых соединялись животные, воплощающие два мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа, которые, например, в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь, часто использовались в декоративном искусстве. Изображение дракона служило символом императора, а феникса — императрицы. Сочетание этих изящных и причудливых созданий в представлении китайцев символизировало гармонию семейного счастья.

godsbay.ru

Мифология в живописи

РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ

С. Боттичелли РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ 1484—1486 гг. Флоренция, галерея Уффици

Миф — возникшие на ранних этапах истории повествования, которые были попыткой объяснить устройство мира. Слово «мифология» (от греч. mythologia, от mythos — предание, сказание и logos — «слово, рассказ, учение») ввёл в употребление афинский философ Платон примерно в 400 г. до нашей эры, чтобы отделить реальные исторические события от вымышленных рассказов о богах и героях.

Греческая и римская мифологии оказали огромное влияние на духовную жизнь европейских народов. Особую популярность они приобрели в эпоху Возрождения. Идеальная гармония, виртуозное соединение мифологических и христианских мотивов особенно видны на полотнах итальянского художника Сандро Боттичелли. Например, идею единения язычества и христианства демонстрирует полотно «Рождение Венеры», выполненное для виллы ди Кастелло. Обнажённая богиня Венера здесь возвышенно прекрасна. Тело кажется бесплотным, она вызывает восхищение. Чудо появления богини воспринимается как рождение возвышенной и чистой души, как и следует из христианской веры — из воды, как бы во время таинства Крещения.

ПОПУЛЯРНОСТЬ МИФОЛОГИИ

ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА

Н. Пуссен ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА (фрагмент) Ок. 1650 г. Париж, Лувр

Мифы Античного мира на протяжении многих столетий вдохновляли и продолжают вдохновлять поэтов и художников разных стран. В Нидерландах мифологическая тема достигла вершины в XVII в. в творчестве Питера Пауля Рубенса. В том же столетии античная мифология начинает звучать во французском искусстве. Основоположником становится Никола Пуссен. Его картины выражают представление художника о радости бытия как о гармонии человека с самим собой, своими чувствами и идеальным миром природы.

АНТИЧНЫЕ СЮЖЕТЫ

В России мифологические сюжеты стали очень популярны во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Физическим идеалом признавались античные боги и герои. Поэтому с первых лет обучения будущие художники рисовали гипсовые головы и торсы — слепки с греческих и римских произведений. При сдаче экзаменов молодые люди также часто получали задания на мифологическую тему. Например, Карл Брюллов получил экзаменационную программу (задание) на малую золотую медаль — «Нарцисс, смотрящийся в воду».

КАК ОЦЕНИТЬ РАБОТУ?

К.П. Брюллов НАРЦИСС

К.П. Брюллов НАРЦИСС, СМОТРЯЩИЙСЯ В ВОДУ 1819 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

На экзамене Брюллов отступил от академических правил. Он пишет мифологическую сцену не на фоне положенного классического пейзажа, а в реальной природе - в Строгановском саду на Чёрной речке в Петербурге. Преподаватели оказались в сложном положении: всё не по правилам, но так замечательно и живо! Споров был° много, но Брюллов всё же получил медаль!

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Мифология в живописи - Калейдоскоп

Этот мифологический сюжет неоднократно повторялся художником во многих картинах на протяжении всей его творческой жизни. Меркурий, чей алый плащ слегка колышет ветер, привел к Парису трех богинь: Юнону с павлином, Венеру с Купидоном и Минерву, которую можно узнать по шлему и щиту с головой Горгоны. Украшенные драгоценностями и почти нагие, женщины стоят перед пастухом Парисом, держащим золотое яблоко, которое он по велению богов должен присудить красивейшей из трех богинь. В этой картине раннего периода творчества Рубенс изобразил один из популярнейших мифологических сюжетов с яркостью и великолепием, типичными для стиля барокко. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей.) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. В дальнейшем при повторных вариантах сюжета «Суд Париса», чтобы передать чувственный трепет жизни, Рубенс использовал богатую цветовую гамму, вдохновляемый венецианскими мастерами, Тицианом и Веронезе. Текучие мазки кисти, сочный цвет и повышенная эмоциональность его композиций создали ему репутацию величайшего барочного живописца к северу от Альп.

Геро, в греческой мифологии жрица Афродиты (вариант: Артемиды) в городе Сест на берегу Геллеспонта, в которую влюбился юноша Леандр из Абидоса (на противоположном берегу пролива). Каждую ночь Леандр переплывал пролив, чтобы встретиться с возлюбленной, Геро зажигала на башне в Сесте огонь, и Леандр плыл по тёмному морю, глядя на пламя маяка. Однажды огонь погас, и Леандр утонул. Когда утром Геро увидела прибитый волнами к берегу труп юноши, она в отчаянии бросилась в море.

САМСОН И дАЛИЛАПитер Пауль Рубенс

Когда ангел сообщил матери Самсона, что она наконец родит ребенка, та была вне себя от радости. Он будет «назорей Божий» — никогда не будет пить вино, а также бриться и стричь волосы. Бог наградил Самсона сверхъестественной силой, чтобы он избавил Израиль от его врагов, филистимлян. К сожалению, Самсон оказался плохим вождем.

Самсон безжалостно убил 30 филистимлян из города Аскалона и уничтожил их урожай, за что филистимляне сожгли его жену. Самсон отомстил им, перебив их всех, а заодно зверски убил еще тысячу человек с помощью ослиной челюсти.

Когда однажды Самсон был в Газе и пришел к блуднице, его враги заперли ворота города, собираясь его убить. Но Самсон вырвал из земли ворота и отнес их на вершину горы напротив Хеврона, что в 65 километрах от Газы.

Наконец, вожди филистимлян подкупили Далилу, любовницу Самсона, чтобы она выведала секрет его необычайной силы. Три раза Самсон обманывал ее, но потом, раздраженный ворчанием Далилы, открыл правду: «Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя». Когда Самсон заснул, коварная женщина остригла ему волосы. Филистимляне схватили его и ослепили, а затем заставили молоть зерно на мельнице в Газе. В плену волосы Самсона снова отрасли. Во время празднества в честь бога филистимлян Дагона Самсон не стерпел насмешек и в последний раз показал свою силу. С Божьей помощью он обрушил колонны храма и сам погиб под обломками вместе со всеми.

Существовал ли Самсон на самом деле? Он напоминает других сверхъестественно сильных мифических персонажей — вавилонского героя Гильгамеша и греческого Геракла. Однако все его подвиги диктовались больше мстительностью, чем религиозными чувствами. Возможно, история его жизни — лишь поучительная сказка.

Рождение Венеры

БОТТИЧЕ́ЛЛИ (Botticelli) Сандро (наст. Алессандро Филипепи, Filipepi) (1445-1510), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения 

Прекрасная, как древнегреческое мраморное изваяние и с ликом Мадонны, Венера кисти Боттичелли — символ идеальной и одухотворенной красоты. Она вышла из моря и ее на большой раковине несет к берегу дуновение Зефира и Хлои   в то время как Ора, олицетворение весны, приближается к ней, чтобы окутать покровом, расшитым цветами. Как отмечалось некоторыми исследователями, соотношение поз и жестов богини и Оры отсылает нас к иконографии крещения Христа Иоанном Крестителем и придает мифологическому сюжету символическое значение. Таким образом, Боттичелли показывает, что он близко знаком с культурной средой своей эпохи и, в частности, c неоплатонизмом, видевшим в античных мифах предвозвестие идей христианства. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Дж. Боккаччо «Настаджо дельи Онести» (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.

С одной рукой, чуть прикрывающей грудь, и другой — на лоне, поза Венеры напоминает античную статую Венеры Пудики (с лат.— скромная, целомудренная, стыдливая), которая также известна, как статуя Венеры Медичи (Медицейской), так как происходит из собрания Медичи. Белое платье Оры — нимфы, олицетворяющей здесь весну, пору цветения и обновления,— покрыто живыми и украшено шитыми лилиями, с поясом из роз, как у Флоры в «Весне»; на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви. Справа на картине — апельсиновые деревья в цвету (апельсин — символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). На картине еще один атрибут Венеры — бледно-розовые цветы, которые летят по ветру: согласно мифу, белые розы окрасились в красный цвет каплями крови богини, поранившей ноги во время поисков своего погибшего возлюбленного Адониса.

Хотя картина и называется традиционно «Рождение Венеры», самого рождения она не показывает. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской, образовавшейся от падения в море отсеченного Зевсом детородного органа Урана. Скорее всего, Боттичелли вдохновлялся здесь современной ему поэмой А. Полициано «Cтанцы на турнир», в которой говорится, что Венера приплыла к берегу на большой раковине.

Весна

БОТТИЧЕ́ЛЛИ Сандро

Точный замысел «Весны» (около 1482) Боттичелли всегда был предметом для бесконечного числа гипотез, хотя действующие лица здесь вполне опознаваемы: справа — Зефир (теплый западный ветер) преследует нимфу, богиня цветов Флора   разбрасывает цветы по всей земле; слева три Грации  сплетя руки, начинают танец; Меркурий своим крылатым жезлом разгоняет облака; в центре картины — Венера и Купидон  наблюдают за происходящим. Тонкий символический подтекст в картине отчасти прочитывается: здесь вновь встречаются апельсиновые деревья на фоне (символ брака), Флора — образ цветения и плодоношения природы, Меркурий — бог одноименной планеты, видной на небе в весенние месяцы, Грации — нимфы гармонии, красоты, женских добродетелей, Венера — подлинная царица мира, закон которого сама любовь (стрелы любви мечет Купидон).

Возможно, картину следует интерпретировать в свете неоплатонической философии. В этом ключе Венеру можно рассматривать как олицетворение гуманистической мысли, которая отличает любовь чувственную (Зефир, настойчиво преследующий нимфу) от духовной, представленной Грациями и Меркурием.

Марс и Венера

БОТТИЧЕ́ЛЛИ Сандро

Еще одну картину из мифологической «серии» Боттичелли — «Марса и Венеру» (Лондон, Национальная галерея) — возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, близкое Медичи, пoскольку на самом краю справа видны несколько ос («vespa» по-итальянски — оса, она — геральдический символ семейства). Сюжет торжества любви часто обыгрывался в искусстве, и подобные картины часто дарили по случаю обручения. Пока Марс отдыхает, маленькие сатиры играют с его оружием и доспехами,— теперь оно совершенно безопасно. Возможно, и эта картина украшала изголовье брачного ложа или украшала стенку свадебного кассоне. В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Помимо того, в соответствии с гуманистическими воззрениями, от союза Венеры и Марса — любви и борьбы — рождается Гармония.

Лаокоон,  Эль Греко.  1604-1614, Собрание де Орлеан Санлукар, Кадис

Лаокоон - жрец Аполлона в Трое. Возражал и старался помешать троянцам втащить в город, оставленного ахейцами деревянного коня, так как предвидел таящуюся в нём опасность. "Боюсь данайцев, дары приносящих!"- воскликнул Лаокоон. Боги наслали по морю двух огромных змей, которые задушили его вместе с двумя сыновьями Антифантом и Фимбреем.

Софокл написал трагедию  «Лаокоонт». Родосские ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор создали знаменитую группу "Лаокоон". Сейчас эта работа находится в Ватикане в музее Пия - Климента.

Пан. М.А. Врубель

1899г, холст, масло, 124х106Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»).

Пан - персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир».

Пан написан на фоне типично русского пейзажа — поля, чарующего своей неброской красотой, речушки и берез, словно уснувших в ночной тишине. Сам бог в этом контексте как будто вырастает у нас на глазах из замшелого пня.

Свирель перекочевала в эту работу из греческой мифологии. Согласно мифам, она является постоянным атрибутом Пана—он выступает судьей в пастушеских состязаниях в игре на свирели.

Лицо Пана обладает какой-то странной притягательностью. Особенно поражают его бездонные голубые глаза, светящиеся из глазниц.

Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.

"Свирель"

Апполон Майков

Вот тростник сухой и звонкой...Добрый Пан! перевяжиОсторожно нитью тонкойИ в свирель его сложи!Поделись со мной искусствомТрели в ней перебирать,Оживлять их мыслью, чувством,Понижать и повышать,Чтоб мне в зной полдня златогоРощи, горы усыпитьИ из волн ручья лесногоВ грот наяду приманить.

Пан  (Фавн) - бог лесов, полей, стад. Сын Гермеса и нимфы Дриопы. Родился с рогами, бородой, хвостом и козлиными копытами, весь в волосах. Увидев ребёнка, мать ужаснулась и бросила его, а Гермес отнес Пана на Олимп. Боги умилились мальчиком и назвали его Паном (т.е. "понравившийся всем"). Пан входил в свиту Диониса, веселился, бродил по лесам и горам, играл на изобретённой им свирели, страстно влюблялся и преследовал нимф.

Пан вызвал Аполлона состязаться в игре на свирели. Мидас присудил победу Пану и был наказан за это разгневанным Аполлоном: у него выросли ослиные уши.

Как божество стихийных сил Пан мог нагонять на людей сильный, без явных причин,  страх (т.е. панический страх).

ПАН И СКРИНГА

Никола Пуссен

Полюбил Пан прекрасную нимфу Сирингу. Но гордая нимфа отвергла его любовь. Однажды Пан увидел Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь нимфе пересекла река. Куда бежать? Простерла Сиринга руки к реке и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал Пан несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память нимфы назвал Пан свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

Якоб Йорданс "Пан и Сиринга".

Около 1625 Холст, масло.Музей старинного искусства, Брюссель

Стиль, направление - барокко

Франсуа Буше "Пан и Сиринга"

Франс Флорис ("Аполлон и пан")

Состязание Пана с Аполлоном. Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, неясно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон, замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, yдалился в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

alindomik.livejournal.com

Картины в мифологическом жанре, мифологическая живопись

Мифологический жанр

Мифологический жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям мифов и легенд. Зародившись еще в период Античности, мифологический жанр сегодня не только не утратил популярности, но и набирает ее с огромной скоростью.

Величайшие представители Мифологического жанра – Питер Пауль Рубенс, Никола Пуссен, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Франсуа  Буше, Джованни Батиста Тьеполо, Жак-Луи Давид, Жан-Доминик Энгр, Морис Дени, Михаил Врубель и другие.

3. Вечерняя флора 3. Вечерняя флора

3. Вечерняя флора, 2009, масло, холст, 60х70, без рамы, живопись, сюрреализм ..

4. Дневная флора 4. Дневная флора

4. Дневная флора, 2009, масло, холст, 60х70, без рамы, живопись, сюрреализм ..

Aрт-объект № 02 Aрт-объект № 02

Aрт-объект № 02, Кровавый орел, дерево, левкас, 30х50, скульптура, малая форма ..

Aрт-объект № 03, Кадуцеев жезл Aрт-объект № 03, Кадуцеев жезл

Aрт-объект № 03, Кадуцеев жезл, 30х15, скульптура, малая форма, дерево, левкас ..

Destiny Destiny

..

Амур и Психея Амур и Психея

Амур и Психея, 62х57, картон, гуашь, 2013 ..

Ангел летящий Ангел летящий

Ангел летящий, керамика. текстиль.45см ..

В воде В воде

В воде, 80х60, масло, холст, 2003 ..

Джинн Джинн

Джинн, 80х50, масло, холст, 2003 ..

Елена Троянская Елена Троянская

Елена Троянская. 62х57, картон, гуашь, 2012 ..

Ингус Ингус

Ингус, 90х70, масло, холст, 2004 ..

Косильщик, Косильщик,

Косильщик, 65х55, масло, холст, 1999 ..

Кукла-02 Кукла-02

Кукла-02, солома, текстиль, авторская техника, 2013 ..

Кукла-03 Кукла-03

Кукла-03, солома, текстиль, авторская техника, 2013 ..

Кукла-04 Кукла-04

Кукла-04, солома, текстиль, авторская техника, 2013 ..

Кукла-05 Кукла-05

Кукла-05, солома, текстиль, авторская техника, 2013 ..

Кукла-06 Кукла-06

Кукла-06, солома, текстиль, авторская техника, 2013 ..

Образ Образ

Образ, 60х50, бумага, акварель, тушь 2004 ..

Одиссей и Навсикая Одиссей и Навсикая

Одиссей и Навсикая. 62х57, картон, гуашь, 2012 ..

Пейзаж Пейзаж

Пейзаж, 70х70, масло, холст, 2010 ..

Полет Полет

Акрил, бумага 40х70, смешанная техника ..

Поцелуй Поцелуй

Поцелуй, 80х50, масло, холст, 2001 ..

Пробуждение Пробуждение

Пробуждение 130х90, масло, холст, 2004 ..

Пустота Пустота

Пустота, 50х70, масло, холст, 2010 ..

Ребро Адама Ребро Адама

Ребро Адама, 80х60, масло, холст, 2001 ..

Рождение Афродиты Рождение Афродиты

Рождение Афродиты, 62х57, картон, гуашь, 2012 ..

Синдром Колобка Синдром Колобка

Синдром Колобка, 60х80, масло, холст, 2009 ..

Созвучие Созвучие

Созвучие, 100х200cm холст, масло 2005 ..

Странное дерево Странное дерево

Странное дерево, 70х50, масло, холст, 2010 ..

Федра Федра

Федра, 62х57, картон, гуашь, 2012 ..

art-cc.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта