Художник Ярошенко Николай Александрович. Картина ярошенко


Биография Николая Ярошенко - биография Ярошенко Н.А.

Дата рождения: 1 декабря 1846 годаМесто рождения: Полтава, Российская империяДата смерти: 26 июня 1898 годаМесто смерти: Кисловодск, Российская империя

Николай Александрович Ярошенко – русский художник-живописец.

Николай Ярошенко был рожден 1 декабря 1846 года в Полтаве в семье военного генерала-майора и дочери отставного поручика. Уже в детстве у Николая обнаружился талант к рисованию. Но отец хотел для него военного образования, поэтому в 1855 году Николай начал обучаться в Полтавском кадетском корпусе.

В 1863 году он окончил обучение и переехал в Петербург, где сначала обучался в Павловском военном училище, а потом в Михайловском артиллерийском.

Но во время бучения военному делу искусство не бросает – берет частные уроки у Волкова и ходит на вечерние курсы в школу рисования Крамского.

В 1867 году при переходе в Михайловское артиллерийское училище параллельно начинает посещать Академию художеств в качестве вольного слушателя.

В 1869 году заканчивает обучение военному делу. В академии Ярошенко знакомится с передвижниками, и начинает писать. В 1875 году впервые выставляет свои произведения на выставке передвижников. Первая картина называлась Невский проспект ночью, и в марте 1876 года его принимают в Товарищество передвижных выставок, а вскоре он становится членом правления.

Ярошенко вместе с Крамским был руководителем Товарищества около 10 лет, а когда тот умер, стал его главным идейным вдохновителем.

В 1878 году Ярошенко пишет новые картины Кочегар и Заключенный, в которых закладываются первые основы будущих революционных действий.

В начале 1880-х революционная направленность картин Ярошенко усиливается. В 1881 голу он пишет картину У Литовского замка.

Ей же была открыта выставка передвижников в день убийства Александра Второго, из-за смерти императора полиция закрыла выставку и посадила на домашний арест. В течение недели домашнего ареста Ярошенко посетил действующий министр внутренних дел Российской империи Лорис-Мельников.

В этом же 1881 году Ярошенко пишет картину Старое и молодое. После этого он общается с молодежью, и все его последующие картины это отражают: Студент, Курсистка.

Затем он пишет портреты – Крамского, Менделева, Короленко и других известных личностей. В конце 1880-х пишет наиболее известную на сегодняшний день свою картину Всюду жизнь.

Ближе к концу жизни пишет простые жанровые картины и много путешествует, несмотря на развивающуюся болезнь туберкулеза трахеи.

В 1892 году его назначают генералом-майором, и он уезжает лечиться в Кисловодск, где умирает 26 июня 1898 года от паралича сердца.

Достижения Николая Ярошенко:

• Множество картин и портретов• Управление Товариществом передвижников

Даты из биографии Николая Ярошенко:

1 декабря 1846 года – родился в Полтаве1855-1863 годы – учеба в Полтавском кадетском корпусе1863-1869 годы – обучение в Петербурге1875 год – первая картина и выставка1876 год –членство в Товариществе передвижных выставок1880-е годы – революционные картины1892 год – звание генерал-майора и переезд в Кисловодск26 июня 1898 года – скончался

Интересные факты Николая Ярошенко:

• Был женат на курсистке Навротиной• Был знаком с Репиным, Ге, Куинджи, Львом Толстым• В ег честь назван астероид• Является почетным гражданином Кисловодска

the-biografii.ru

Ярошенко, Николай Александрович — WiKi

Николай Александрович Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в Полтаве (Российская Империя) в семье отставного генерал-майора. Родители будущего художника хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру (отец вышел в отставку генерал-майором, мать была дочерью отставного поручика) и не придавали особого значения художественному таланту мальчика.

В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской[9].

Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887).

Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление[9]. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью»[10].

  Ярошенко Николай «Портрет М. П. Ярошенко, жены художника» 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко, Кисловодск

В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице[9]. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»[10].

В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова.

Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи[11]. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны[10]. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

  Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора[12].

В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры[10]. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Л. В. Позен[12].

«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н. К. Михайловский. Это высказывание дополняют слова Н. Н. Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования». Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. Достаточно назвать лишь несколько имен, ограничившись утверждением современников, что это самые выдающиеся люди того времени, — представители передовой интеллигенции в различных областях науки, литературы, искусства, являющиеся гордостью России, нередко запечатленные кистью художника. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, юрист В. Д. Спасович, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, общественный деятель A. M. Унковский, педагог А. Я. Герд, этнограф М. М. Ковалевский, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и другие. Нельзя не упомянуть в связи с этим Л. Н. Толстого, писавшего в одном из писем: «Ярошенко мы все любим и, разумеется, очень рады бы были его видеть» и Д. И. Менделеева, воскликнувшего спустя значительное время после того, как не стало Николая Александровича: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»[13]

«Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», — таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.[13]

«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, -признавался М. В. Нестеров, — и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал М. В. Нестеров.[13]

Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».[14]

  Передвижники в 1885 г. Н.Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана.

Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».

Произведения Н. А. Ярошенко в портретном жанре свидетельствуют о его способности передавать характер изображаемых лиц. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина.

Кроме жанров и портретов, Н. А. Ярошенко писал пейзажи, воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Ряд картин и этюдов из этих работ находится в Третьяковской галерее.

Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске в залах Дворянского собрания. Под влиянием И. Е. Репина в её организации принимала участие М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян.[15] А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея.[16]

в Санкт-Петербурге

  • лето 1874 — дача Крамского на Сиверской;
  • 1874—1879 — доходный дом А. И. и И. И. Кабатовых, Бассейная улица, 27;
  • 1879 — весна 1898 года — доходный дом Шрейберов, Сергиевская улица, 63.

Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни «посетителей». Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.[20]

в Кисловодске — в собственном доме (c 16 ноября 1885 года)[21]

  Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, г. Кисловодск. Неофициальное краткое название — «Белая Вилла».

По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил кар­тины Ярошенко. По указанию Владимира Ульянова уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены.[22]

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. В доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался». 11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885—1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. В доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов.[22]

11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек[10].

В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Среди его творческих работ — эскизы и рисунки. Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. В числе поступлений последних лет — воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г.

Музей хранит графические работы русских художников А. И. Куинджи, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Е. Репина. Среди фотодокументов — фотопортреты художника, фотографии семьи Симановских, на которых запечатлен Н. А. Ярошенко, эпизоды похорон Н. А. Ярошенко, групповые и семейные снимки передвижников, в том числе Н. А. Касаткина и М. В. Нестерова.[23]

в Калужской губернии

усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор, где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее.[24]: это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи — няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения — на Духов день в соседней деревушке Павлищево.[25][26]

в Полтаве (ныне Украина):

В основе собрания Полтавского художественного музея — подаренная родному городу коллекция художника-передвижника Н. А. Ярошенко, прибывшая в Полтаву в 1917 году. Она включала 100 живописных произведений и 23 рабочих альбома самого художника, а также значительное количество работ друзей и коллег по Товариществу передвижных художественных выставок.

ru-wiki.org

Художник-передвижник Николай Ярошенко | Информационно-аналитическое издание

«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский в статье, посвященной памяти этого выдающегося русского художника. 

 

Николай Александрович Ярошенко. Автопортрет

 

Николай Александрович Ярошенко был не просто одним из «передвижников» — собратья по творческому объединению называли его «стражем лучших традиций Товарищества, как бы совестью его». И когда смотришь на его картины, легко верится, что это был человек высоких нравственных идеалов. Не единожды художник удивлял коллег, критиков и публику человечностью, глубоким состраданием, наполнявшим его картины. Публика не раз задавалась вопросом, откуда у блестящего военного столько сострадания к горю людей, казалось бы, из другой жизни. «Знаете, за одного только "Заключенного в камере" я уже готов обнять и расцеловать его, за его доброе, чуткое, внимательное сердце, за душу его и за талант вызывать в нас доброту и сочувствие к ближнему...» — признавался критик Н. Евтихеев.  

 

 

Н. Ярошенко. Заключенный. 1878 год

 

Николай Ярошенко родился в Малороссии, в Полтаве 1 (13) декабря 1846 года в семье генерал-майора. В девять лет будущего художника отдали в Полтавский кадетский корпус.

 

В 1863 году юноша переехал в Петербург и поступил в Павловское военное училище, а затем — в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1870 году. Параллельно Ярошенко занимался живописью, в качестве вольнослушателя посещал Академию Художеств, учился у Ивана Крамского. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. Совмещать это по времени, конечно, будет непросто. Но ты-то как раз сможешь». Ярошенко последовал совету старшего товарища. До самой отставки в чине генерал-майора он трудился на оружейном заводе и на заказ не написал ни одной картины.

 

Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Его моделями всегда становились люди, внутренне ему близкие — художники И. Н. Крамской, В. М. Максимов, И. К. Зайцев, Н. Н. Ге, писатели Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, В. Г. Короленко и другие.  

 

 

Н. Ярошенко. Портрет художника Н. Н. Ге. 1890 год

 

Одной из самых ярких работ Ярошенко в портретном жанре является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884 год): 

 

 

Н. Ярошенко. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой 1884 год

 

Ярошенко женился в 1874 году, и в тот же год они с женой впер­вые поехали в Кисловодск. Супруги были настолько очарованы Кавказом, что впоследствии, в 1885 году, приобрели там дачу. Каждый год семья Ярошенко проводила в Кисловодске четыре месяца — отпуск Николая Александровича. Когда же художник вышел в отставку в 1892 году, чета Ярошенко переехала туда насовсем. Их дача, которая стала именоваться «Белой виллой», собирала огромное количество гостей. 

 

 

«Белая вилла» Н. Ярошенко в Кисловодске

 

Они приезжали и уезжали, именитые и неизвестные, и в доме все­гда было людно и весело. Говорят, что супруга Ярошенко, добрая и домовитая хозяйка, при­нимала в доме до пятидесяти гостей, среди которых были художники Репин, Нестеров, Куинджи, Васнецов, оперный певец Шаляпин, композитор Рахманинов. К слову, есть версия, что именно Мария Павловна Ярошенко изображена на знаменитейшей картине Крамского «Портрет неизвестной».

 

Знаменитым Ярошенко сделала картина «Кочегар», написанная им в 1878 году. Ярошенко изображает не столько представителя рабочего класса, новую социальную силу и т.д., сколько живого человека.  

 

 

Н. Ярошенко. Кочегар. 1878 год

 

В жизни Николая Александровича к этому времени произошли заметные перемены. Во-первых, он большую часть времени проводит в Кисловодске, пытаясь излечить прогрессирующий туберкулез. В апреле 1887 года умер его учитель и старший товарищ Иван Николаевич Крамской, идейный руководитель Товарищества передвижных выставок, и руководить товариществом стал Ярошенко.

 

Ярошенко с семьей снимал в Петербурге небольшую квартиру на Сергиевской улице, на пятом этаже дома, внизу которого помещалось китайское посольство. Эта квартирка и стала временным «штабом» передвижных выставок. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что не только в Кисловодске, но и в Петербурге у Ярошенко часто бывало огромное количество гостей, некоторые из которых оставались надолго, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и др.

 

«Кого-кого тут нет! — писал М. В. Нестеров об атмосфере, царящей в квартире Ярошенко, — весь культурный Петербург здесь. Тут и Менделеев, и Петрушевский, и еще несколько выдающихся профессоров либерального лагеря. Часов около 12 приглашают к ужину. Как в этой маленькой столовой уместится такая масса гостей — это знают только наши гостеприимные милые хозяева — Николай Александрович и Мария Павловна. Тесно, но как-то усаживаются. На ужинах у Ярошенко вкусно ели, а пили мало. Говорили же горячо, интересно. На этих собраниях не знали, что такое скука, винт, выпивка — Николай Александрович, то серьезный, то остроумный был душой общества. Помню, бывали великие споры, иногда они затягивались далеко за полночь, и мы расходились обыкновенно поздно, гурьбой, довольные проведенным временем».

 

Известно, что знаменитый ученый Д. И. Менделеев после кончины художника восклицал: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

 

Интересна история работы «Курсистка (1883 год). Девушку, послужившую моделью для картины, звали Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве — Черткова). Со своим мужем Владимиром Чертковым, издателем и редактором произведений Л. Толстого, она часто гостила у Ярошенко в Кисловодске. Как и художник, Анна страдала туберкулезом.

 

 

Н. Ярошенко. Курсистка.1883 год

 

Есть и более поздний ее портрет кисти Ярошенко — «В теплых краях», работа была написана в 1890 году в Кисловодске, сейчас она хранится в Санкт-Петербурге, в Русском музее. 

 

 

Н. Ярошенко. В теплых краях. 1890 год

 

Еще большую известность принесла художнику картина «Всюду жизнь». Мало кто знает, что первоначально Ярошенко дал этой работе название «Где любовь, там и Бог». Так называется рассказ Льва Толстого, который, очевидно, стал для художника источником вдохновения. Сюжет толстовского рассказа заключается в том, что сапожник Семен, не ведая того, приютил ангела и понял вместе с ним, что это «кажется только людям, что они заботой о себе живы, а живы-то они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь. И радостно стало на душе Авдеича, перекрестился он, надел очки и стал читать Евангелие, там, где открылось. И наверху страницы он прочел: И взалкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли меня... И внизу страницы прочел еще: Так как вы сделали это одному из сих братии Моих, меньших, то сделали Мне. И понял Авдеич, что не обманул его сон, что, точно, приходил к нему в этот день Спаситель его и что, точно, он принял Его».

 

На картине изображен арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники удивительно кроткого вида. Ребенок кормит голубей крошками хлеба. «За решеткой в окне вы увидите Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертой для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру Иосифа. Но как же это святое семейство за решетку попало?» — писал критик-рецензент П. Ковалевский. А сам Лев Толстой сделал в дневнике запись: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко “Голуби". Видели вы, как арестанты смотрят из-за решетки тюремного вагона на голубей? Какая это чудная вещь! И как она говорит вашему сердцу! По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко “Всюду жизнь”». Сегодня полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

 

 

Н. Ярошенко. Всюду жизнь. 1888 год

 

 

«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело. Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал М. В. Нестеров.

 

В 1892 году, уйдя в отставку, дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, Николай Александрович стал дольше бывать в Кисловодске. Здесь он принял самое деятельное участие в строительстве храма во имя Святителя Николая. Художник не только лично расписывал храм, но и привлек к этому знаменитых братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, Нестерова и других известных российских художников.  

 

 

Свято-Никольский храм в Кисловодске

 

В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Николай Александрович побывал и на Святой Земле, о чем писал: «Здесь все так легко, помимо вашей воли, переносит в глубь времен. Вы наткнетесь неожиданно на живого Авраама или Моисея, то перенесетесь к временам Христа».

 

25 июня (7 июля) 1898 года, на­ходясь перед холстом за работой, художник умер от остановки сердца. Ярошенко был похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца. В 1938 году, спустя сорок лет, новые власти города решили взорвать храм Николая Чудотворца. Динамит разрушил не только стены, но и уничтожил кладбище. Уцелела только одна могила — художника Ярошенко. 

 

 

Могила Н. Ярошенко в Кисловодске

 

В декабре 1918 года в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени. Имя Ярошенко получила и улица, прилегающая к усадьбе, называвшаяся до этого Дондуковской. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник — чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался». 

 

 

Н. Ярошенко. Полевые цветы. 1889 год

 

Помнят и на малой родине, в Полтаве, о своем знаменитом земляке. Художественный музей в городе носит имя замечательного художника. 

 

 

Полтава. Художественный музей имени Николая Ярошенко

odnarodyna.su

Живопись | Музей-усадьба художника Ярошенко

Работы Ярошенко

[Показать слайдшоу] Красные камни. 1892 Этюд. Картон, масло 15,5х22 Пятигорск. 1893 Этюд. Дерево, масло 24,5х36,5 Пейзаж. (Селение в горах). кон1880-х Этюд. Холст,масло 19,5х36 Шат- гора. 1884. Холст,масло 70х159 Эльбрус. 1880-е. Холст на картоне,масло 16х42 Кисловодск.Балки. 1892. Этюд.Дерево, масло 24х36 На балконе.1891(?). Этюд. Картон, масло .22 х16 Женский портрет(Украинка). 1870-80-е.Не окончено.Холст,масло.45х36 Портрет М.П.Ярошенко. Нач.1880-х. Холст, масло 44х36 Горный пейзаж.1880-е. Этюд. Картон, масло. 18х38,8 Кисловодск. Водопад. 1889. Этюд. Картон. масло 19,5х39 Полевые цветы. 1889. Этюд. Холст. масло. 47х65 Портрет М.Е. Салтыкова- Щедрина. 1886. Холст, масло 102х75,5 Забытый храм.Этюд 1887. Картон,масло. 38,5х19,5 Бакинец. 1886. Этюд. Картон, масло. 23,5х16 Горец Дагестана.1894. Этюд. Картон.масло. 27.8х23 Кавказ.Тебердинское озеро. 1894. Этюд. Дерево, масло. 21.5х 41,5 Хор. 1894.Холст, масло. 93х126 Портрет скульптора Л.В. Позена. 1885. Дерево. масло. 23х18 Портрет Н.Н. Обручева. 1898. Холст.масло. 177х143 123►

museumyaroshenko.ru

Р. Кирсанова. Картина Н.А. Ярошенко «Студент»

Николай Александрович Ярошенко – художник удивительный. Удивительна его собственная судьба, все-таки он вышел в отставку в чине генерал-майора!  Тем не менее он обращается к людям из разных социальных слоев, в основном, выходцам из разночинной среды. Его кисти принадлежат удивительные портреты. Особенно знамениты стали портреты студента и курсистки.

Они написаны в разные годы. «Студент», который перед нами, был написан в 1881 году. В том же году 1881, в декабре, была поставлена пьеса  Островского «Таланты и поклонники», где актер Садовский исполнял роль Мурзавецкого. И все, кто увидел его в этой роли, сразу вспомнили о портрете Ярошенко. И недаром – актер в самом деле ориентировался на этот портрет. А другой актер, Юрьев, предлагал всем, кто будет впоследствии играть роль Мурзавецкого, отправиться в Третьяковскую галерею и посмотреть на портрет студента. Вот как он описывает свои впечатления от этого образа: «Он немного сутуловат, медлителен и угловат в движениях от привычки к сидячей жизни, сосредоточен,  замкнут, всегда о чем-то думает и производит впечатление отсутствующего, когда он на людях, особенно чуждых ему, оправдывая свои слова о себе: «Я больше думаю, чем говорю, а вы больше говорите, чем думаете». А уж когда говорит, то с какой-то своеобразной напевностью человека, привыкшего рассуждать об отвлеченном, спорить о высших материях».

Наш студент – шатен с небольшой редкой бородкой, он носит,  как было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы, «длинноволосый студент», как их тогда называли. Носит обычный для этой среды короткий сюртук и мягкую темную фетровую шляпу,  «пушкинскую», а на плечах – традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента. Надо сказать, что без пледа студенту было не обойтись, поскольку зимних пальто у студентов не было. И если бы не реформа студенческой одежды, которая последовала вслед за освобождением крестьян в 1861 году, если бы студентам самим пришлось заказывать себе форму, то многим это оказалось бы не по карману и они просто не смогли бы учиться. Иногда студенты жили по несколько человек вместе и ходили на лекции по очереди, потому что у них была одна пара обуви на четверых, одно какое-нибудь теплое одеяние, а зимнее пальто, как многие мемуаристы пишут, им заменял плед. Что касается «пушкинской шляпы», широкополой и мягкой, то к Пушкину она никакого отношения не имела и никак не походит на шляпу с его посмертного портрета 1839 года. Восходят такие шляпы к знаменитой калабрезе, которые носили еще гарибальдийцы. Вольнолюбивые студенты охотно подражали всяким революционно настроенным героям!

К сожалению, отмена формы продолжалась недолго, потому что при Александре III вновь ввели форму студентам. Тогда возникло деление на белоподкладочников и всех остальных: те, кто мог себе позволить хорошую форму, шитую у портного, нарочно делали светлую подкладку, чтобы показать, что у них есть возможность заменить студенческую одежду. А бедные разночинные студенты должны были как-то выкручиваться, и иного выхода, кроме кроме складчины и коллективной жизни, у них не было. Следует сказать, что само бытование длинноволосого, или «вечного», студента, как тогда говорили, было связано с тем, что учиться тогда можно было, не так, как теперь. Студентам разрешалось досдавать экзамены, а диплом об окончании высшего учебного заведения обеспечивал им средства к существованию: если  человек имел диплом, например, врача или учителя, то когда он уходил в отставку, жалованье его полностью сохранялось. Это позволяло государству «не разводить нищету», как говорили, потому что те, кто выучился «на медные деньги» своих родителей,  помнили о своих многочисленных братьях и сестрах, о своих родителях, и никогда сироты,  например, дети вдовой сестры, не оказывались на улице. То есть система как-то образом контролировала и регулировала эти взаимоотношения.

Студенты жили своей особой жизнью. Отправляясь в театр на тот же спектакль «Таланты и поклонники», они могли позволить себе только галерку. Собираясь на свои вечеринки, они обязательно отправляли приветственные телеграммы Салтыкову-Щедрину, чьи произведения читали  и которого считали весьма благородным губернатором. Сам дух студенческих вечеров, стиль студенческого общения, известная жертвенность этих людей бесспорно привлекали к себе внимание. Очень любопытно, что Ярошенко создал такие точные и типичные образы, взяв в качестве моделей своих знакомых. «Курсистка» была написана с детской писательницы Анны Константиновны Дитерихс, жены В.Г. Черткова, которую прекрасно знал Ярошенко. «Студент» – с художника Филиппа Антоновича Чирко, или, как его звали, Чирка, который оставил великолепные воспоминания о жизни в дореформенной академии. Надо сказать, что в Академии художеств для учащихся тоже существовала  обязательная форма. В свое время Астольф де Кюстин, посетивший Россию, Петербург, с изумлением заметил: что  за художники могут выйти из людей, которые с детских лет носят форму! Тем не менее в николаевскую эпоху форма была у всех, была обязательным элементом тогдашней жизни и тогдашнего быта. Неудивительно, что когда появилась некоторая свобода, и прежде всего финансовая, студенчество вздохнуло с облегчением.

yos.ru

Художник Ярошенко Николай Александрович :: NoNaMe

Художник Ярошенко Николай АлександровичВсюду жизнь. 1888г.101 JPG / 555*900-901*1600 / 9,91 Мб

----------------------<cut>----------------------

Художник Ярошенко Николай АлександровичНикола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 (13) декабря 1846, Полтава — 25 июня (7 июля) 1898, Кисловодск) — русский и украинский живописец и портретист.Военный по образованию и по службе. Вступив в 1878 в число членов Товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно «мотивы гражданской скорби».

В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, так называемую «Белую Виллу», где жил и работал вплоть до самой смерти. Похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца.Интересные фактыМогила Н.А.Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

* В начале 1881 года Н. Ярошенко написал картину «Террористка», прототипом которой послужила Вера Засулич. Картина была написана под впечатлением судебного процесса, в котором она была оправдана в её покушении на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. 1 марта полотно появилось на очередной передвижной выставке, однако вскоре было снято с выставки представителями полиции. Художник подвергся домашнему аресту. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.* Родная сестра художника Савинкова, Софья Александровна, урождённая Ярошенко, является матерью известного эсера-террориста и писателя Бориса Савинкова — племянника Н. А. Ярошенко, женатого первым браком на дочери писателя Г.И. Успенского, Вере.

Художник Ярошенко Николай АлександровичДевушки с письмом. 1892Художник Ярошенко Николай АлександровичДевушка-крестьянка. 1891Художник Ярошенко Николай АлександровичКурсисткаХудожник Ярошенко Николай АлександровичНа качелях. 1888г.Художник Ярошенко Николай АлександровичПолевые цветы. 1889Художник Ярошенко Николай АлександровичПортрет дамы с кошкойХудожник Ярошенко Николай АлександровичПалермо. 1897Художник Ярошенко Николай АлександровичСестра милосердия. 1886Художник Ярошенко Николай АлександровичПортрет художника Николая Николаевича Ге. 1890г.Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

txapela.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта