9 историй о “Голубых танцовщицах” Дега. Картина танцовщицы
9 историй о "Голубых танцовщицах" Дега
Автор: Эдгар Дега (1834 – 1917). Настоящее имя художника – Илер-Жермен-Эдгар де Га
Шедевр: Голубые танцовщицы (Danseuses bleues)
Дата создания: около 1897 года
Материал: Бумага, пастель
Размеры: 64х65 см
Музей: ГМИИ имени А.С. Пушкина. Здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX (Москва, Волхонка, 14)
Коллекционер Сергей Щукин1 – история картины
“Голубые танцовщицы” Дега находились почти всегда после написания на территории России благодаря московскому купцу и коллекционеру Сергею Щукину. Ему удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства, такой коллекции нет даже во Франции. Сергей Щукин признавался своей дочери:
“Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её”.
Зал Моне с “Голубыми Танцовщицами” Дега в московском особняке Сергея Щукина. Начало XX века. Реконструкция Кристины Делок-ФуркоДега после написания “Голубых танцовщиц” передал на хранение ее в коллекцию арт-дилера импрессионистов Дюран-Рюэля в Париже. У последнего полотно приобрел Щукина для своей коллекции. Картина постоянно висела в московском особняке коллекционера на Большом Знаменском переулке до 1918 года, пока коллекция не была преобразована в Государственный музей нового западного искусства, просуществовавший до 1948 года. После прекращения работы музея коллекция Щукина была разделена между ГМИИ Пушкина в Москве и Эрмитажем.
Все работы Эдгара Дега в ГМИИ Пушкина (Москва) происходят из коллекции Щукина.
Знаменитый художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 году, увидев “Голубых танцовщиц” Дега в домашней галерее Щукина, так отозвался о ней: “В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый”.
2 – истории о деньгах
Художник происходил из обеспеченной семьи. Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Её отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
Эдгар ДегаМы привыкли к тому, что художник постоянно нищ и бос, но не в случае Дега. Удивительно, но талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. Его работы хорошо раскупались.
«Голубые танцовщицы» были приобретены за баснословные деньги – 60 000 франков! За картины Дега Щукин с маршанами (так в те времена называли арт-дилеров) почти не торговался. Для сравнения – средняя зарплата на заводе обычного работника составляла в месяц 108 франков.
Эдгар Дега “Четыре танцовщицы” 1899. Национальная галерея искусств (Вашингтон, США)Не смотря на расточительность, Сергей Щукин в остальных случаях любил говорить: «Хорошая картина — дешевая картина».
Что же о художнике: деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.
3 история – о балете
В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой. Он стал первым, кого очаровала не конкретная прима, а балет как искусство и труд, Дега не только увидел, но и показал балет с другой стороны.
Четыре балерины на картине “Голубые танцовщицы” – неразрывное целое, своей пластикой передают идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Трудно даже сказать, изображены ли на полотне четыре балерины. Это может быть фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах.
Эдгар Дега “Танцовщицы” Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США)Мотив передачи сложного движения интересовал Дега на протяжении всего его творчества. Нередко он как бы развертывал его во временной последовательности, показывая его различные этапы, как в этой группе балерин. Художник несколько раз возвращался к подобной композиции, варианты которой находятся в Лувре и в частном собрании во Франции. Однако, по выразительности, чистоте и гармонии московские “Голубые танцовщицы” представляют наиболее удачное решение этой темы.
Театральный мир балета на его полотнах показывает непривычные уголки театра, иногда видимые только в приоткрытую дверь. Знаменитая картина «Голубые танцовщицы», написана с совершенно необычного ракурса, словно художник, а за ним и зритель, подсматривает за балеринами.
Эдгар Дега “Две отдыхающие танцовщицы” (1905—1910), Музей Орсе (Париж, Франция)4 история – о потерянном зрении Дега
В 36 лет (1870 год) франко-прусская война приближалась к Парижу. Вместе с Эдуардом Мане Эдгар Дега уходит в армию. Он пошел добровольцем в пехотный полк. Вскоре был обнаружен дефект зрения правого глаза (начало слепоты) и Дега был переведён в артиллерию, где и закончил войну.
Картина “Голубые танцовщицы” относится к позднему периоду творчества Дега. Он написал ее, когда ему было примерно 63 года. В эти годы зрение его ослабело настолько, что он стал писать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины, что отчетливо прослеживается в картине.
5 истории – о личной жизни
Не сохранилось никаких свидетельств стремления Дега к физической близости к танцовщицам балета или какой-либо из его натурщиц, впрочем, как и каких-либо иных сведений о личной жизни художника. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Сам Дега никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами.
В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым; с ним случались приступы гнева. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. И действительно, его иногда с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками, и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.
6 история – о Дега и импрессионистах
Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне каким-то новым, необычным способом.
Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам.
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство.
7 история – цитаты Дега о живописи и балете
“Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно.”
“Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест.”
«Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Эдгар Дега “Розовые танцовщицы”8 – Интересные факты о жизни Дега
- Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством
- В 1853 году Дега начинает изучать право по желанию отца, одновременно по своему желанию – берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра
- Его родовая фамилия – аристократическая, де Га, но он поменял её на более «народную» — Дега
- Дега был перфекционистом. Друзья шутили, что он прекратит работу над картиной, только если отобрать её силой
- Его называют «живописцем танцовщиц», и не зря. Он написал более полутора тысяч полотен, где так или иначе были изображены танцовщицы, а в первую очередь – балерины
- Художник был признанным мастером пастели. Он не только довел до совершенства существующие способы работы с ней, но и создал новые, к примеру, обработку картин паром и разведение пастели
9 история-анекдот из жизни Дега (или как Дега снимал мастерскую)
Молодой Эдгар Дега, скитаясь по парижским углам, решил снять мастерскую. После долгих поисков он наконец нашел в небогатом районе подходящую комнату, но хозяин квартиры сразу же выставил целый ряд условий:– Я могу вам сдать эту комнату, но предупреждаю: здесь должно быть тихо,– Я спокойный человек, месье, – скромно ответил Дега.– Никаких гостей, никаких криков, – продолжал хозяин.– Обещаю, – сказал художник.– Домой не возвращайтесь поздно, потому что пол скрипит, – добавил хозяин.– Хорошо, постараюсь, – обещал Дега.– Вы храпите? Стены здесь тонкие, и я не смогу уснуть.– Нет, я сплю спокойно, – ответил Дега, уже теряя терпение.– Тогда все в порядке. Я сдам вам эту комнату, – сказал довольный хозяин.– Но я должен вас честно предупредить, – заметил Дега, – что я художник.– И что же?– Боюсь, вас может встревожить плеск воды, в которой я мою свои кисти!
wanderings.online
Дега "Голубые танцовщицы" описание картины, анализ
Работы известного французского импрессиониста Эдгара Дега — поистине отдельная эпоха мировой художественной культуры. Зрителям он известен, прежде всего, как художник, описывающий балерин, и в самом деле, эта тема привлекала его внимание сильнее всех других.
Дега был частым посетителем балетного класса и закулисья. Он часами наблюдал за каждым па балерин, их эмоциями, примечая малейшие детали, чтобы потом всё это искусство изобразить на своих полотнах.
На картине «Голубые танцовщицы» мы видим четырех балерин в небесно-голубых пачках. Скорее всего, что девушки ждут своего выхода на сцену, и остались считанные минуты, чтобы проверить прическу, пуанты и повторить па.
С первого взгляда картина может показаться обычной и непримечательной. Но это мнение меняется, если посмотреть на полотно ещё раз. Картина начинает завораживать своей легкостью, одухотворенностью. Словно в дымке, застывшие на полотне танцовщицы вот вот начнут танцевать.
Несмотря на множественное число в названии, некоторые искусствоведы делают предположение, что на полотне фигурирует одна и та же балерина, только в разных позах. Конечно же сейчас можно рассуждать об это неустанно, и версий будет несчетное количество. Но одно остается несомненным: Дега был настоящим ценителем танца и красоты, который мастерски передавал всю тонкость, нежность и грациозность балета в своих работах.
Год написания картины: 1897.
Размеры картины: 65 × 65 см.
Материал: бумага.
Техника написания: пастель.
Жанр: жанровая живопись.
Стиль: импрессионизм.
Галерея: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия.
Другие картины художника:
opisanie-kartin.ru
Голубые танцовщицы. Описание картины Эдгар Дега
Мир балетного искусства и театрального закулисья были одной из основных тем французского экспрессиониста Эдгара Дега.
Будучи противником академических рисунков в студии, где модели располагали в каноничные формы и изображали только в определенных позах, Дега предпочитал необычные ракурсы, случайно увиденные сюжеты и укрупненные планы.
В его картинах много подловленных моментов и естественных движений. Также, художник не признавал работу на природе, где свет рассеивается, и освещение постоянно меняется. Дега предпочитал атмосферу кафе, оперы и балета.
В отличии от многих поклонников балетного искусства, Эдгар на страдал фетишизмом и не фиксировал свои симпатии на прима-балеринах, изображая их в самых выгодных изящных позах.
Художник часто проникал за кулисы и наблюдал репетиции танцовщиц, их приготовления перед выходом на сцену. Его интересовали не только полные грациозности выступления на сцене, сколько простые рабочие моменты. Даже в этих сюжетах он видел много жизненности и естественности.
Именно такой сюжет и запечатлен на его самой известной картине «Голубые танцовщицы», написанной в поздний период творчества, когда самый знаменитый импрессионист практически ослеп.
Четыре девушки одели свои голубые балетные пачки и в ожидании своего выхода на сцену делают последние приготовления. Они поправляют свои волосы, уложенные в одинаковые прически, и проверяют все ли в порядке с феерически-прекрасными голубыми одеждами. Одна из девушек держится за опору и смотрит вниз – вероятно, чтобы проверить надежность балетных туфелек.
Очарование этому сюжету придает сиеминутность, которая вот-вот исчезнет. Девушки встрепенутся, выстроятся в ряд, замрут в одинаковых позах и выйдут на сцену радовать своей красотой, грацией и женственностью восторженного зрителя и голубые тона засияют под лампами театра еще более яркими цветами.
Но даже сейчас они предстают перед взором зрителя, опосредованно через изобретательность и фантазию художника, как волшебные магические создания, которые творят ускользающую красоту в нашей быстротечной жизни.
Чарующие голубые оттенки картины, выполненные крупными мазками, придают особое очарование сюжету.
Живая атмосфера и невероятная точность в описании танцовщиц, строгая выдержанность и легкая асимметричность композиции, динамичный сюжет и непредвзятость момента, активное взаимодействие персонажей с пространством и правдивость в передаче остановившегося мгновения принесла заслуженную славу Эдгару Дега, стиль которого остается неповторимым и во многом новаторским для его времени.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Похожие записи
design-kmv.ru
Центр современного искусства "Облака"
Одно из самых известных полотен, на котором изображены танцующие люди, написал Анри Матисс. Его «Танец» существует в двух вариантах, один из которых находится в петербургском «Эрмитаже». Создание картины связано с личностью знаменитого российского коллекционера Сергея Щукина, который познакомился с творчеством Матисса на парижской выставке и заказал художнику два декоративных панно для своего особняка. По одной из версий, в основе композиционного решения лежит древнегреческая вазопись, по другой – автора вдохновили «Русские сезоны» Дягилева. Интересный факт: бразильские СМИ заподозрили создателей логотипа Олимпиады-2016, которая должна пройти в Рио-де-Жанейро, в плагиате – якобы визуализация заимствована у американского благотворительного фонда Telluride Foundation, логотип которой в свою очередь имеет очевидные сходства с «Танцем» Матисса.
Другую, знакомую многим картину под названием «Голубые танцовщицы» написал Эдгар Дега. Художник предпочитал не работать на открытом воздухе, считая, что в таком случае сложно сосредоточиться, поэтому больше времени проводил в театрах. Так в его творчестве появляется и стремительно набирает обороты балетная тематика. Сам Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Женственные и хрупкие балерины на его полотнах предстают в разных условиях: на сцене, во время репетиций, в минуты отдыха. Художник словно подглядывает за ними, создается эффект непричастности автора к происходящему, равнодушия к моделям. При этом для Дега самым главным становится движения и детали, на которые другие могут не обращать внимания. Художник беспристрастен и объективен.
В 2014 году одна из картин балетной тематики, написанная Дега, была похищена из дома 70-летнего коллекционера в кипрском городе Лимасол. Стоимость работы «Танцовщица, поправляющая туфельку» оценивается в 6 миллионов евро. В числе подозреваемых в краже был россиянин Сергей Тюленев, причастность которого к совершению преступления следствию доказать не удалось.
Поклонник Дега и мастер плакатного искусства Анри де Тулуз-Лотрек питал особый интерес к танцовщицам. Вдохновляли его не только сюжеты, увиденные в кабаре и салонах. Лотрека привлекало сценическое действие и танец как таковой. Его картина «Балетная сцена» (1886 год) отсылает нас к работам Дега, однако французский художник создает свою интерпретацию жизни балетных артисток. Не секрет, что известность автору принесла серия работ, посвященная ночной жизни Парижа. Его «натуралистическая кадриль» - это всегда яркая эмоция, накаленная динамика, разгул «животных страстей».
Образ танцовщиц часто встречается в работах современных авторов. Например, уроженец Китая, ныне проживающий в США, Кристофер Чжан признается, что западный балет – одна из самых привлекательных для него тем. «Балет - это идеальное сочетание визуальной и исполнительной составляющих. Он демонстрирует красоту женского тела в классическом понимании эстетских стандартов. Я посетил много балетных школ и профессиональных студий танца и глубоко поражен тяжелой работой балерин. Образы молодых танцоров - символ чистоты и красоты», - рассказывает художник. Он также признается, что его художественный почерк формировался под влиянием русской реалистической живописи 19-го века. В героинях его полотен сочетается грациозность и непосредственность, погруженность в процесс и ощущение постоянного присутствия зрителя.
Польская художница Мариола Птак акцентирует внимание на внутреннем состоянии танцовщиц. Она создает нежнейшие образы, пропитанные загадочностью и тоской. Хрупкие девушки на полотнах Птак находятся на грани реальности и воображения, они погружены в себя и затягивают зрителя в таинственное закулисье.
«Люди всегда интересуются, как мне приходят идеи и что я вообще изображаю. Знаете, недостатка идей у меня не бывает. Когда ты работает с причудливыми сюрреалистическими образами, они сами находятся в мире твоих фантазий. А вопрос, который меня волнует, - «Где найти время?», - рассказывает художник Брюс Холверда, автор серии сюрреалистичных работ с танцорами в главной роли. Он стремится к тому, чтобы задуманный в его сознании образ максимально точно материализовался на холсте, и для этого кропотливо совершенствует технику исполнения.
artoblaka.ru
Картины, описание картин — Голубые танцовщицы
Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра. К этому располагала среда, из которой вышел Э. Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства.Но Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин. Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения.
Дега в «Танцевальном классе» он изображает балерин не на сцене, а за кулисами во время репетиции. На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли утомление, а парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения - у балерин! - угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям... «Балетный» цикл по количеству картин занимает важнейшее место в творчестве художника. Образами балета он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.
Интерес к Терпсихоре - давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц . Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар и другие живописцы.
Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но совершенно иначе подошел к театральной теме. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную, иногда видимую только в щель приоткрытой двери.
Балет времен Эдгара Дега - это балет-феерия, спектакль удивительных превращений, когда на глазах у публики возникали и исчезали страны света, царства, миры и океаны, земли и подземелья. Все материальное теряло в таком театре свои обязательные свойства и непререкаемые права. Подлинным венцом этой театральной мистерии являлись сами танцовщицы, усыпанные звездными блестками и освещенные разноцветными огнями рампы. Безмятежная радость овладевала на весь вечер зрителями и сценой, где феей, наядой, нимфой царила балерина в прозрачном тюлевом костюме, превращаясь в эфир парящего танца.
Балетные картины Дега - это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника - разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин - «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», - сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем инкогнито - все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.
В «Голубых танцовщицах» Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденност ь и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.
«Голубые танцовщицы» написаны пастелью. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего, зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета - то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях...
www.art-drawing.ru
Танец в картинах художников: от древности до импрессионистов. Эдгар Дега и его картины про балет
Конечно, историю отображения танца в изобразительном искусстве стоило бы начать с наскальных надписей, древних пещерных рисунков и т.п., но предлагаю на них не останавливаться. В древних времен человек рисовал пляску: наполненную мистическим ритуальным смыслом или иную. Будучи, так сказать, западными людьми, давайте обратим свой интерес на взгляд нашей западной культуры на танец и его изменения в зависимости от эпохи, культурных течений.Большая часть изображений доступна в укрупненном виде - кликайте на изображении, чтобы укрупненная версия открылась в новом окне. Ранние примеры Античные амфоры нередко содержат изображение танцующих. Их движения не скованы, величественны, сильны, уверенны. Танец - воплощение свободы духа, движения души. Здесь приведен фрагмент фрески виллы мистерий в Помпеях (справа).Религиозное средневековье отнеслось к танцу как вредной и дьявольской пляске тела, поэтому так трудно найти старые картины на тему танца. Эпоха возрождения реабилитировала многие вещи, хотя танцы на картинах встретишь все равно редко. С некоторой натяжкой к "танцевальным картинам" можно отнести "Три грации" Сандро Боттичелли (слева).
Если мы рассмотрим период с 15 века по конец 19го, то найдем очень мало работ. Танцоры и хореографы чрезвычайно редко были теми персонами, которые хотел бы запечатлеть художник или на портрет которого он мог получить заказ.
Вот редкие исключения - персоны, повлиявшие на развитие западной хореографии.Людовик 14ый, называемый также "король солнце" - танцевал сам в придворных балетных спектаклях, привлекал к этому делу придворных, учредил первую Академию танца, где происходило профессиональное обучение танцоров. Она была основана в Париже. "Король солнца" предстает перед нами в серии гравюр.В его изображении проскальзывает та легкость, непринужденность и утонченность, которую балет заимствовал от французского двора во главе с Людовиком 14ым в противовес резкой и даже грубой итальянской школе. Все эти черты проявляются как во внешности Людовика, так и в его танцевальных позах. Даже в костюме воина он больше похож на фею из какой-нибудь доброй сказки.
Николя Ланкре изобразил нам танцовщицу Камарго на одноименной картине. Эта дама произвела революцию в искусстве танца 17го века, немного укоротив платье, обнажив щиколотки и чуть-чуть икры. Более короткое платье позволило и даже заставило исполнять более трудные и интересные движения ног. До нее единственными обозреваемыми фрагментами ног были ступни в туфлях, крайнее - щикотолотки. На картине мы видим танцовщицу в "летящей" позе, требующей равновесия, ноги ее выворотны. Так же у Ланкре мы застаем танец с социального ракурса: придворные танцуют на пикнике, развлекаясь (картина "Танец").
Другой прославленный французский живописец тех же времен Никола Пуссен в 1630ые годы рисует "Танец под музыку времени" - очень любопытную картину. Она является неким обращение к античности, поэтому закономерно, что танец вновь приобретает свободу и эмоциональность.
Интересна анонимная неапольская гравюра конца 17го века на основе серий гравюр Жака Кало, посвященной итальянской комедии Дель арте. Персонажи картины схвачены в экспрессивных, даже негармоничных позах.
Импрессионисты Коренным образом изображение танца изменилось благодаря импрессионистам. Эти художники искали новые формы отображения мира, в которых можно было бы почувствовать свет, тепло или холод, ветер, даже запах, передать тонкие ощущения, не находящие отображения при досконально точной прорисовке объектов. И речь, конечно, пойдет о Дега. Но прежде чем остановиться на нем, упомянем картины на нашу танцевальную тему написанные в тот же период, что и балетный цикл Дега.Ренуар и танец Картины Ренуара светятся любовью к жизни и окружающему миру, они несут теплые чувства, пронизаны радостью бытия. Серия картин на танцевальную тему: "Танцы в Мулен де ля Галет" 1876г., "танец в Бужевале" 1883г., "танец в городе" и "Танец в деревне". Изображены парные танцы, которым люди предаются, облекая свой досуг в культурную форму. Мы видим общение мужчины и женщины - разное в зависимости от их социальной принадлежности. Манеры в деревне, конечно, иные, чем в городе, что любопытно проскальзывает в позах и выражении лиц. Но в отношении танца как искусства нам эти картины ничего не дают. Анри Матисс - всего одна картина, но какая! Знаменитое полотно Матисса "Танец" давно будоражит умы мира! Живопись его нелегко принять многим - для этого стоит увидеть сразу много его работ в одном месте в одно время, чтобы оченить изюминку его стиля. Не все знают, что есть и вторая картина "танец" у этого же художника. Вот они обе.Эдгар Дега и его балерины Вот теперь можно подробно остановиться на Эдгаре Дега. Тем более мы теперь увидим, сколь отличалось его отношение и внимание к танцу от своих соотечественников и современников. Хотя иногда про него любят писать, что, дескать, ему просто полуголые дамы нравились, тем более что чаще публикуют картины переодевающихся или разминающихся балерин. Но, если приглядитесь к большому количеству его картин, то Вы не будете воспринимать такой однобокий подход к его творчеству. Картины скажут все сами за себя (продолжение читайте ниже - после картин). Эдгар Дега увлекся балетов в 70е годы и до конца дней оставался поклонником этого искусства. В ранних его картинах танец предстает перед нами волшебным сказочным миром необыкновенно гармоничных форм и красок. Все шло к тому, что Эдгар Дега станет академическим художником: он был из обеспеченной семьи и занимался в Италии изучением образцов классического итальянского искусства. Но ему предстояло стать одним из открывателей нового искусства - импрессионализма.
"Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье" (справа) 1872г. Необычно, что центром картины фактически является пустое пространство, именно в него устремлена солистка, волнующаяся перед показом своего номера перед хореографом. И это пустое место в центре усиливает напряженность, исходящую от фигуры танцовщицы.
"Танцевальный класс", 1874. Вместе с танцовщицами изображен Жюль Перро - мастер романтического балета. Каждая танцовщица занята каким-то своим делом. В этих танцовщицах еще есть хрупкость, одухотворенность, изящество, которые нередко затем будут уступать место усталости и изможденности, угловатости и нескладности, обреченности. Возможно, сказались полученные знания о тяжком труде у станка. (Те, кто занимаются в Divadance, классическим танцем, наверное, это поймут прекрасно). Возможно, на картины наложили отпечаток личные события в жизни художника.
Особенно интересными предстают перед нами сценические репетиции глазами художника. Изматывающая нервозность этого процесса сказывается в особой гамме, напоминающей слегка колорированную черно-белую фотографию. А также угловатость линий, напряженность или усталость на лицах участников процесса.
Картина "Голубые танцовщицы" (слева) приковывает взгляд удивительной поэзией цвета и линий. Движение практически можно увидеть, хотя живопись по определению статична.
Картины, изображающие танцовщиц на сцене показывают нам совсем другой мир - другие краски, волшебную иллюзию сказки и превращений. Это: "Балетный спектакль, вид на сцену из ложи", "Балет", "Завершающий арабеск". В первых двух "в кадр попадает" не только сцена, но и "кусочек" зала со зрителями. Дега словно для контраста ставит их рядом, чтобы подчеркнуть волшебство балетного мира. В последней из этих трех картин зрителей нет, в руке танцовщицы букет. Сочетание цветов создает драматичную атмосферу - контраст усталости балерины и торжества вследствие ее успеха.
Эдгар Дега словно бы указал волшебное окно в другую реальность, в которой можно почувствовать нечто недоступное в обычной жизни, но в то же время создаваемое людьми из плоти и крови, изнемогающих от тяжкого труда и усталости. И за это ему большое спасибо!
worldartdalia.blogspot.com
Танец в живописи
06.01.2015Танец считают древнейшим из искусств, так как именно язык тела – наиболее доступный способ передавать другим людям свои эмоции. Некоторые исследователи называют танцы одной из форм проявления сексуальности человека. Но вне зависимости от происхождения этого вида искусства живопись не могла обойти танец стороной. Уже на античных амфорах достаточно часто встречаются изображения танцующих. В Средние века отношение к танцу стало негативным – церковь считала пляски греховными, поэтому нет ни одной картины этого времени, изображающей танцующих людей.
Эпоха Ренессанса реабилитировала увлечения человека танцами, но картинах они встречаются также редко. Из «танцевальных» работ этого периода можно лишь вспомнить полотна Сандро Боттичелли «Три грации» и «Весна», и то с некоторой натяжкой.Только единичные картины, посвященные танцам, можно найти в европейском искусстве 15 – 19 веков. Танцоры крайне редко становились объектом интереса художников, и, еще реже могли заказать свой портрет. Среди картин этого времени выделяется картина французского живописца Никола Пуссена «Танец под музыку времени» (1630.) Она отличается от других работ своего времени обращением к искусству античности, поэтому танец у Пуссена приобретает свободу и эмоциональность.
Коренным образом изменили отношение к танцам в живописи импрессионисты. Практически у всех видных художников-импрессионистов есть картины, посвященные танцам. Например, у Ренуара есть целая серия работ, которая начинается большим полотном «Танцы в Мулен де ля Галет» (1876), дальше развивает ее в «Танце в городе» и в «Танце в Бужевале» (пригороде), а заканчивает «Танцем в деревне». Но на картинах Ренуара танец является только фоном, художник больше внимания уделяет своим персонажам, тому, как люди различных сословий общаются друг с другом. Творчество Анри Матисса считается одним из самых тяжело воспринимаемых среди основателей импрессионизма. Считается, что понять стиль художника нужно увидеть сразу много его работ в одном месте. Но среди его картин есть работа с говорящим названием «Танец». Здесь художника привлекает именно экспрессия танцевального движения, он показывает, как обезличенные фигуры сливаются в едином порыве. Не всем известно, что у Матисса есть и вторая картина с таким же названием «Танец». Но признанным мастером танца в импрессионисткой живописи был Эдгар Дега, которого называли живописцем танцовщиц. Художник увлекся балетом в 1870 годы и до конца жизни увлекался этим искусством.
В ранних картинах Дега танец – это сказочный мир гармоничных форм и красок. Яркий пример - «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле-Пелетье» (1872). Центром картины является пустое пространство, именно туда стремится солистка, у которой заметно волнение перед выступлением. Это пустое место на картине только усиливает напряженность молодой фигуры танцовщицы. Другая работа этого периода – «Танцевальный класс» (1874). Здесь выделяется фигура Жюля Перро – балетмейстера, мастер романтического балета. Каждая балерина занята своим делом. Эти танцовщицы еще хрупкие, одухотворенные и изящные девушки, в дальнейшем Дега все чаще изображает их усталыми, изможденными, угловатыми, нескладными и обреченными, словно открыв для себя обратную сторону балета. Большой интерес для художника представляли сценические репетиции. На таких картинах Дега старается передать нервозность процесса особой гаммой, которая напоминает колорированную черно-белую фотографию, угловатостью линий, усталостью на лицах балерин. Конечно, одна из самых известных танцевальных картин художника «Голубые танцовщицы», которая удивляет удивительной поэзией линий и цвета. Хотя картина статична, движение балерин ощущается в каждом мазке.
Отдельную группу составляют картины, изображающие танцовщиц на сцене. На этих полотнах открывается совсем другой мир, полный ярких красок, иллюзий и превращений. Например «Балет» и «Балетный спектакль, вид на сцену из ложи» "Завершающий арабеск". На этих картинах кроме сцены изображен и «кусочек» зрительного зала. Благодаря этому контрасту волшебство балетного мира становится более явным. На картине «Завершающий арабеск» танцовщица держит в руке подаренный букет, который отражает контраст торжества от удачного выступления и усталости балерины. Импрессионисты открыли для живописи искусство танца, и в 20 веке для многих художников эта тема стала одной из самых любимых.
8-poster.ru