Ман Рэй — фотограф и художник сюрреализма. Картины ман рэй


фотографии, картины. Информация к выставке.

Ман Рэй – художник, фотограф и бунтарь

Ман Рэй Ман Рэй - «классик» французского авангардизма, родом из США. Почему его называют бунтарем? Да потому, что его мировоззрение было настолько уникальным, революционным, самобытным, бьющим через край, на грани «фола», что его невозможно втиснуть в тесные рамки обычного человеческого восприятия мира.

Он не признавал никаких авторитетов для себя, творил в собственной инновационной манере, не признавал ограничений и считал, что только таким образом любой вид творчества может быть реализован в полной мере. Появление в искусстве новых технологических приемов и технических идей дало новые возможности и бесконечное число направлений выражения. Ман Рэй с воодушевлением брал все новое из своего времени, внося присущий только ему одному способ выделения окружающей действительности. Он часто говорил, что испытывает «озарения» свыше, когда с четкостью видит, что и как нужно делать, находя такой угол зрения, который присущ только ему одному.

Необычная, ни на кого не похожая манера отображения собственного мира, проявилась у Мастера очень рано. Еще будучи совсем юным, он начал писать в кубисткой манере. Позже начал привносить в свое творчество чисто абстрактные мотивы, создавая неповторимые образы из красок, перспектив, фигур. Фигуры Ман Рэя – удивительны, агрессивны и вызывающи, и обладают странным притяжением. У Ман Рея уникальная и неповторимая манера, сочетающая в себе утонченный художественный вкус, постоянные поиски новых идей и практицизм. Его произведения – это игра жанров, форм, материалов. Фотография у него – как живопись, а живопись – фотография. Его работы двухмерного плана просто поражают зрителя, на глазах превращаясь в трехмерную скульптуру! А объект, на который смотрит зритель, вдруг чудесным образом превращается в картину. Поистине «озарение» свыше!

Любопытны работы Ман Рэя со светом и тенью. Складывается ощущение, что он играет двойственностью изображаемых им предметов с помощью тьмы и света. Он придавал огромное значение едва уловимым оттенкам серого, благодаря чему ему удавалось создавать шедевры в мире фотографий. Самая большая часть творчества Ман Рэя зиждется именно на этом.Абсолютным «ноу-хау» Ман Рэя является открытый им прием рейографа. Суть его, открытая совершенно случайно, как это часто бывает у людей творческих, заключается в том, что объект, размещенный на поверхности неэкспонированной пленки, подвергается обработкой короткой вспышкой. В результате этого, предметы способны оставлять свои отпечатки на пленке совершенно без участия камеры!

Ман Рэй – художник, фотограф и бунтарь. Творчество которого никого не оставит равнодушным…

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина в здании галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв планируется 30 октября 2013 года открытие выставки Ман Рэя. Эта выставка приедет из Великобритании, её подготовили кураторы лондонской Национальной портретной галереи. На выставке будут представлены фотографические портреты, выполненные Ман Рэем. Выставка Ман Рэя продлится до 12 января 2014 года.

 

Фотографии, картины Ман Рэя

ManRay_6 ManRay_7

На заметку: Получить кредит на выгодных условиях вы можете здесь: installment loans for bad credit direct lenders. На go4aloan.com можно взять кредит даже заемщикам с плохой кредитной историей.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Ман Рэй | Artifex.ru

«Я рисую то, что нельзя сфотографировать. Я фотографирую то, что не хочу рисовать, – вещи, имеющие собственное бытие»© Ман Рэй

В 1890 году в еврейской семье родился мальчик по имени Эммануил Радницкий, который через много лет вошел в историю искусства XX века как известный фотограф и художник Ман Рэй.

Кажется, любовь к творчеству у юноши становилась только сильнее по мере его взросления. Еще в школе Ман сбегал со скучных уроков, чтобы лишний раз посетить музей и взглянуть на работы любимых мастеров. Прогуливаясь по залам, мальчик предавался мечтаниям о том, что однажды тоже станет великим и будет звездой выставки бунтарей-авангардистов. Это дерзкое желание в один миг перевернуло юношеское сознание Ман Рэя, и он стал прокладывать собственный путь в искусство, твердо зная, какого результата хочет добиться в конце. После окончания школы Ман отказался от стипендии, предоставляющей ему возможность получить образование архитектора, и с головой ушел в «омут» богемной жизни художников.

 

Молодой мастер обладал уникальным талантом превращать любой предмет, которого «касалось» его воображение, в шедевр высшего уровня. Он всегда стремился к синтезу жанров, умел сочетать несочетаемое и был способен нарушать любые традиции.

Безусловно, для этого человеку необходим огромный опыт, незаурядный талант и внешняя мотивация. С последней ролью отлично справились события 1913 года, когда Ман Рэй посетил в Нью-Йорке международную ярмарку современного искусства «Армори шоу», где познакомился с Марселем Дюшаном. После этого двух художников связали 55 лет дружбы, общество дадаистов и любовь к парижской богемной жизни. Своему верному товарищу и союзнику Ман Рэй посвятил портрет «Rrose Sélavy», который считался некой экспериментальной смесью фотографии и живописи.

  

Но после отъезда Ман Рэя в Париж основным сюжетом его работ стали женщины. Его любили совершенно необычные, творческие и порой очень сильные дамы. Одной из них была Алиса Прин, более известная как Кики де Монпарнас. Эта девушка сводила с ума многих гениев, и все были уверены в том, что она никогда не заведет связи с кем-то обычным и бесполезным. Поэтому, став моделью Ман Рэя, успевшего страстно влюбиться в Кики, она придала ему значительный вес в новом обществе.

Следующие семь лет были одними из самых плодотворных для художника в смысле количества созданных произведений, но не в смысле материальной пользы. Его работы не имели коммерческого успеха, а первая персональная выставка обернулась крахом, и Рэй принял решение сменить кисти на объектив.

  

Он фотографировал своих друзей, родственников, прохожих и, конечно же, возлюбленную. Кики стала музой, которую Рэй увековечил в образе «Скрипки Энгра». Ман с помощью двух черных знаков превратил женское тело в изысканный музыкальный инструмент, на котором любил играть Энгр.

Так фотограф подчеркивал, что Кики безупречна, но порой далека от него и может принадлежать другому. Одной из последних работ влюбленных стала известная фотография «Черное и белое», где лицо девушки противопоставлено африканской маске.

  

Когда молодые люди расстались, Ман Рэй быстро нашел утешение в лице Ли Миллер. Эта девушка ворвалась в жизнь фотографа, дерзко заявив, что хочет стать ученицей известного мастера. Когда Рэй объяснил, что собирается скоро покинуть Париж, она смело заявила: «Я знаю, я поеду с Вами».

Затем последовали три года тесного сотрудничества, в течение которых фотограф создал несколько портретов девушки и конструкцию «Неразрушимый объект». Рэй советовал взять метроном, приклеить на его верхушку глаз, вырезанный из фотографии того, кто вызывает сильные эмоции, остановить руками устройство, а потом, тщательно прицелившись, хорошо ударить молотком. Так мастер учил выражать чувства действием, что в его случае означало одно – Рэй был зол на Ли.

  

Причиной тому стал не менее дерзкий уход девушки, которая заявила о желании начать собственную карьеру фотографа, быстро выскочила замуж за египетского бизнесмена и забыла о несчастном художнике. После этого Рэй создал знаменитую фотографию «Стеклянные слезы» как аллегорию на сбежавшую Миллер и ее поддельные чувства.

  

Затем на роль любимой модели Ман Рэя прекрасно подошла Жаклин Годдар, которую называли самой красивой женщиной из всех. Фотограф сотворил свой образ светловолосой обольстительницы и создал снимки с инверсионным эффектом, когда все черное кажется белым, а белое походит на черное.

Такой результат был неожиданным даже для самого Рэя. Мастер пришел в восторг от увиденного и решил продолжить свои эксперименты. Он никогда не знал, что его ждет в конце, но не боялся идти на ощупь. Ман не прибегал к традиционным материалам или техникам, поэтому часто покупал просроченную пленку и творил с ней то немыслимое, что другим показалось бы абсурдным.

  

Этот путь новатора стал основным вектором всего творчества Ман Рэя, которому с помощью фотографии удалось стереть границы между настоящим и искусственным. К мастеру однажды пришел друг и сказал, что влюбился в одну из моделей, позировавших для снимков в стиле «ню». Ман с удовольствием решил познакомить товарища с этой красавицей, которой оказалась гипсовая копия Венеры Милосской.

Его неожиданные эксперименты привели к появлению метода, который сегодня называют рейографией. Если говорить о технической стороне, то прием фотографирования без фотокамеры был придуман давно, но именно Ман Рэй разглядел произведение искусства в образе, созданном под влиянием вспышки светотенью предмета, расположенного на чистом листе светочувствительной бумаги. Фотограф стал первым, кто открыл эффект соляризации, суть которого заключается в том, что при передержке негатива вокруг объектива появляется черная полоса, обводящая предмет по контуру и делающая его серебристым.

 

В этом направлении были сделаны снимки «Поцелуй», «Превосходство сущности над разумом» и собственный портрет. Позднее Ман Рэй создал серии «Сюзи Солидор» и «Мерет Оппенгейм», в которых сюрреалистическая идея бесформенности отошла на второй план, а женские фигуры выглядят как яркие аппликации на белом фоне.

На творчество Ман Рэя в разное время повлияли 20 лет проживания во Франции, которую он покинул за несколько дней до оккупации, и годы, проведенные в США. Здесь его ждала встреча с Джульетт Браунер, которая стала для него музой и женой, и успех, не заставивший себя долго ждать.

Но мастер все равно испытывал дискомфорт и мечтал о возвращении в Париж. Хотя тут его ждала двойная ловушка: в США о нем знали только как о художнике и скульпторе, а Франция запомнила его исключительно как фотографа.

 

 

Свое отношение и показательное стремление к свободе Рэй выразил в работе «Автопортрет». Произведение представляет собой бронзовую отливку прижизненной маски автора, помещенную в деревянную коробку в форме гроба. Маска со всех сторон упакована смятыми газетами как намек на то, что художник будет жив всегда, а вот критические статьи и однобокое мышление пора похоронить.

artifex.ru

Ман Рэй

Начало двадцатого века, когда великий Ман Рэй вступал во взрослую жизнь, в искусстве было временем великих потрясений. Здесь происходили поистине  тектонические сдвиги. Молодые художники отказывались следовать  традиционным представлениям академического  искусства о прекрасном и безобразном, о том, как надо писать и рисовать, а как не надо, что правильно, а что нет, что творится по законам, а что - против.

Омертвевшие формы и стереотипы  господствовали  не только в  живописи, но и в мышлении. В этой атмосфере задыхалась любая свободная мысль.  И вдруг все стало меняться: в  искусство ворвался молодой бунтарский дух с его насмешкой, иронией, ёрничаньем, агрессивностью, шумом и скандалами.

Все подвергалось сомнению: живопись, литература, театр, музыка.  Шиле и Арто, импрессионисты и дадаисты, сюрреалисты и кубисты, примитивисты и футуристы. Одним словом – авангардисты-интеллектуалы, высмеивавшие то, что еще вчера было привычным и не подлежало никакой критике. Анализ и мысль стали главными.

Автопортрет ASSEMBLAGE (1916)

Ман Рэй, прогуливавший уроки в школе, чтобы лишний раз сходить в музей  взглянуть на работы своих любимых старых мастеров, мечтавший стать таким же великим, как они, вдруг попадает на выставку бунтарей-авангардистов. Это было подобно удару электрическим током; шоком, развернувшим его мечты и голову на сто восемьдесят градусов.

Так начался путь будущего фотографа-авангардиста, названного в 1999 году в числе двадцати лучших художников XX века. Окончив школу и отказавшись от стипендии, дававшей ему возможность учиться на архитектора, Ман Рэй решил стать художником и  погружается в богемную жизнь.

В 1915 году в Нью-Йорк приезжают два  французских художника - Марсель Дюшан и Франсис Пикабиа, буквально взорвавшие Нью-йоркскую публику своими скандальными произведениями. Дружба с Дюшаном  длилась 55 лет и он был единственным настоящим другом Ман Рэя. Через два года Дюшан,  насмешник и интеллектуал, выставляет в Большой галерее обыкновенный писсуар с названием «Фонтан», а рядом - табличку со  своей фамилией.

Ман Рэй. Манекен для пальто 1920

Таким был «манифест» молодых дадаистов, с которыми Ман Рэй уже тесно сотрудничал, собирая, имитируя  и популяризируя их новшества через журнал «291». Журнал  принадлежал фотографу Альфреду Штиглицу, от которого Ман Рэй  впервые узнает о фотографии, но он тогда и не думает становиться фотохудожником, он мечтает быть живописцем.

Нужда в фотографии появилась позднее, когда молодой художник потерпел коммерческое фиаско со своей первой выставкой. На ней было выставлено тридцать картин и несколько рисунков. Посетителей было много, но никто почему-то картины не покупал.

А жить надо было на что-то, и он начинает фотографировать посетителей, друзей, родственников и свои не выставленные картины, находившиеся в мастерской. Благо, что к тому времени он уже обзавелся своим фотоаппаратом. И неожиданно для себя Ман Рэй делает потрясающее открытие:

на черно-белых снимках проявлялось то, что он в своих картинах и не подозревал: на фотографиях появлялся скрытый смысл его картин. Тогда он  уничтожил картины и оставил только их фотографии.  Вскоре вместе с Дюшаном они создают общество дадаистов и решают выпускать журнал «Нью-Йорк дада», который должен был стать регулярным.

Загадка Исидора Д.косса. 1920

В 1920 году Ман Рэй выставляет свою дадаисткую работу «Загадка Исидора Дюкасса». Исидор Дюкасс, французский поэт, писавший под псевдонимом Лотреамон. Он до сих пор является загадкой, как и его книга «Песни Мальдорора». Объект «Загадка Исидора Дюкасса» представляет собой швейную машинку, завернутую в армейское одеяло и перевязанную сверху веревкой. После выставки объект  был разобран, но осталась его фотография (в 1971 году объект реконструирован).

Однако, дальше первых выставок и первого номера дадаистского журнала  дело  не пошло. Дюшан в 1920 году уезжает обратно в Париж, еще раньше уехал Пикабиа, а вскоре, в 1921 году, уехал во Францию и впавший в депрессию от неудач и развода с первой женой Ман Рэй. Тогда он скажет: «Нью-Йорк не дорос до дадаизма».

SOLARISATION (1931) или Спящая женщина

Первый двадцатилетний период  жизни в Париже стал самым продуктивным в творчестве Мана Рэя. В это время были созданы все самые известные его фотографии и шедевры, прославившие мастера как  фотографа-авангардиста. Своими экспериментами он задал фотографии совершенно иное направление развития, превратив ее в искусство.

Сам Ман Рэй понял одно: в фотографии главное – мысль, которую надо сделать  видимой с помощью света, свет в фотографии - то же, что кисть в руках художника. С его помощью фотохудожник передает свою мысль, свет - это мысль и мысль - это свет. Все остальное – только средство и инструмент: техника, тело, предмет…

«Всегда будут люди, которые смотрят только на технику исполнения — главный их вопрос «как», в то время как других, более любознательных, интересует «почему». Лично для меня вдохновляющая идея всегда значила больше чем другая информация…».

Мерет Оппенхейм

Идея мотивации важнее, чем само произведение, и процесс важнее результата: Ман Рэй никогда не знал, что у него получится в конечном итоге. Он шел ощупью, смешивая приемы и средства, нарушая правила и законы, используя давно просроченную пленку и совершая многое из того, что другим показалось бы абсурдным и невозможным, если бы они это видели.

Но именно этот экспериментальный путь новатора стал для Мана Рэя магистральным. Всю свою жизнь он посвятил разрушению стереотипов и границ: между фотографией и картиной, фотографией и искусством, фотографией и скульптурой. Но между  жизнью и искусством он поставил фотографию, соединившую их.

С помощью фотографии он оживлял скульптуру или превращал в нее живых людей. Однажды к Ман Рэю пришел друг, которому он показал одну из своих фотографий «ню». Друг влюбился в эту фотомодель и захотел с ней познакомиться. Ман Рэй сказал: "Идем, она здесь". И повел его. Фотомоделью оказалась  гипсовая копия Венеры Милосской.

Мерет Оппенхейм

В Париже Ман Рэй  примкнул к движению дадаистов, в котором  работали местные авангардисты и те, что приехали из Швейцарии и Германии. Движение потом раскололось, а отколовшаяся часть во главе с Андре Бретоном провозгласила себя последователями сюрреализма.

Дадаизм, а позднее и сюрреализм, вовсе не ставили перед собой задачу только разрушения. Они стремились найти в творчестве стихийность и произвольность, уйти от шаблонов разума, высвободить творческую энергию, питающуюся энергией и образами бессознательного, энергией инстинктов.

В Париже в начале двадцатых годов XX века возникла совершенно особенная культурная, творческая и интеллектуальная атмосфера, в которой работали и общались философы, поэты, живописцы, театралы, кинорежиссеры, исполнители... Джойс, Арто, Пикассо, Шагал, Стайн, Кокто, Эрнст, Шанель, Дали, Стравинский, Сутин…. И это далеко не все.

Портрет Антонена Арто

И в эту атмосферу свободы и творчества, мысли и поиска погрузился молодой тридцатилетний Ман Рэй, которого, несмотря на плохое знание французского, сразу признали своим и он стал, неожиданно для себя, неофициальным фотографом парижской богемы, создав потрясающую галерею портретов того времени.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Сюр-фотограф Ман Рэй - Мы родом ...

Man Ray / Ман Рэй - культовый фотограф ХХ векаИстория фотографии

Ман Рэй /Man Ray (1890-1976) - французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр, творчество которого оказало огромное влияние на авангардное искусство всего XX века: от дадаизма и сюрреализма до абстрактной и коммерческой фотографии.

Ман Рэй /Man RayС 30 октября по 19 января в ГМИИ имени А.С. Пушкина впервые в России проходит выставка-ретроспектива «Ман Рэй. Портреты». На ней представлены более 100 фотоснимков, сделанных маэстро за 60 лет, с 1916 по 1976 год. ©Эммануэль Радницкий, именно так на самом деле зовут Ман Рэя, родился 27 августа 1890 года в Филадельфии, куда совсем недавно эмигрировала его семья из Ковенской губернии Российской Империи. Через семь лет семья переехала в Бруклин, Нью-Йорк. Еще через четыре, в 1912 году из-за частых антисемитских выпадов была вынуждена сменить фамилию на Рэй. Когда юноше исполнилось 22 года, он взял себе имя Ман – трансформировав свое настоящее – Эммануэль, Манни. Вскоре - имя Ман Рэй стало звучать как единое, слитное. Именно этому имени суждено было прославиться.

Ман Рэй с раннего возраста проявлял высокий интерес к живописи. Поэтому, в 1908 году, после окончания школы решает стать художником. Ранние работы классика отличаются по форме и содержанию. Юный художник, в поисках себя пробует различные стили и направления, среди которых кубизм, футуризм, абстракция. Первым среди мастеров он начинает использовать в живописи распылитель краски, так называемый аэрограф. Все его творчество пропитано авангардизмом, который так присущ данным временам. В 1915 году он знакомится с художником Марселем Дюшаном, одним из лидеров дадаизма, благодаря которому активно погружается в искусство авангарда: издает журнал New York Dada, создает «Анонимное общество» – американскую организацию авангардного искусства.

2. Portrait d’Alfred Stieglitz, 1913

3. Invention, 1916

4. The Rope Dancer Accompanies Herself with Her Shadows, 1916.© The Museum of Modern Art, New York

Большое влияние на юношу оказали работы Альфреда Стиглица – тогда, одного из самых влиятельных деятелей искусства, фотографа и мецената. Фотографией Ман Рэй увлекся с его подачи. Рэя привлекли возможности фотоколлажа — объединения в одном изображении реальных и вымышленных образов. Он покупает первый фотоаппарат для того, чтобы снимать собственные произведения — картины, скульптуры и композиции, затем друзей и знакомых, позже в целях заработка стал принимать заказы от всех кто нуждался в подобных услугах. В 1920-м году начинает работать, как фотограф-портретист. Популярность Ман Рэя постепенно росла и в начале 1920-х годов он стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых фотографов Парижа. Вскоре сфотографироваться у Ман Рэя стало считаться престижным.5.Количество известных и знаменитых, чьи портреты созданы Ман Рэем, впечатляет: Джеймс Джойс, Тристан Тцара, Жан Кокто, Луи Арагон и Андре Бретон, Гертруда Стайн и Эльза Скиапарелли, герцогиня Виндзорская и Маргарет Оппенгейм, Игорь Стравинский и Эрик Сати, знаменитые французские певцы Жюльет Греко и Ив Монтан, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, Ле Корбюзье, Сергей Эйзенштейн, Робер Делоне и многие, многие ещё.6.Ман Рэй никогда не воспринимал свои снимки всерьез, в юности фотография была способом заработка, затем стала отдушиной, средством переключения внимания с живописи на скульптуру. Как сам Ман говорил, он фотографирует лишь то, что не интересно рисовать. Но весь мир знает Ман Рэя прежде всего как гениального фотографа, чьи изображения лиц эпохи приковывают взгляд.

Перенеся своё художественное ви’дение на плёнку, Ман Рэй открыл иную сторону фотоискусства, наполнив его секретами, намёками и полутонами. Он не боялся экспериментировать, благодаря чему появились такие приёмы как рэйография и соляризация. При рэйографии изображение получается при непосредственном экспонировании предметов на светочувствительную бумагу — предметы выступают деформированными и преломленными, а эффект соляризации получался при повторной экспозиции негатива — предметы, лица и тела приобретают мистические очертания.

7.В 1930-х годах Ман Рэй начал активно работать для модных журналов — Harper’s Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair. В Harper’s Bazaar его пригласил легендарный арт-директор журнала Алексей Бродович (Alexey Brodovitch), приход которого кардинально изменил сначала облик Bazaar-a, а затем и облик всего американского глянца. К преображению журнала Бродович привлекал самых авангардных художников, общих с Ман Рэем друзей — Дали, Шагала, Рауль Дюфи, Миро, Кокто и многих других, но только Ман Рэй был первым и долгое время единственным сюр-фотографом, смешавшим разные жанры искусства. Именно Ман Рэй является автором самой знаменитой фотографии Коко Шанель.8.Самой знаменитой работой Ман Рэя признана «Скрипка Энгра», ставшая культовым образом двадцатого века.http://fullfashion.me/archives/3365%20%20%20photomaster:%20%D0%9C%D0%B0%D0%BD%20%D0%A0%D1%8D%D0%B9%20(Man%20Ray)%20_%201890-1976Позировала для этой фотографии небезызвестная Кики де Монпарнас (Kiki de Montparnasse) — муза всех именитых художников Парижа. Работа Ман Рэя — что-то вроде фотографического каламбура, «непереводимой игры слов», а точнее образов.

«Скрипка Энгра» – буквальный перевод французской идиомы violon d’Ingres (буквально: это его «конёк», его слабость, его любимое занятие). Своим происхождением это выражение обязано известному французскому художнику Жану Огюсту Доминику Энгру (1780–1867), хорошо игравшему на скрипке С тех пор французы стали всякое околохудожественное хобби называть по его имени.

9.В 1951-м году Ман Рэй перестал снимать и занялся исключительно живописью. Многие осуждали этот его поступок, на что он отвечал: «Я не оставил фотографию. Я был фотографом на протяжении 35 лет. Я был живописцем на протяжении 35 лет. Я человек живущий двойной жизнью. В фотографии я могу делать всё то же самое, что я делаю в живописи. Границ не существует. Некоторые говорят, что это мошенничество, на что я отвечаю — сегодняшняя ложь это завтрашняя правда»…

Умер великий творец, художник и фотограф в Париже, в стенах родной студии в 1976 году. Ему тогда было не много, не мало - 86 лет. Похоронен на Кладбище Монпарнас. «Беспристрастный, но не равнодушный» - так гласит эпитафия, высеченная на его могиле.

•••

yarodom.livejournal.com

Ман Рэй: жизнь и творчество художника

Ман Рэй (настоящее имя — Эммануэль Радницкий; 27 августа 1890, Филадельфия — 18 ноября 1976, Париж) — французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр.

Содержание

Биография Мана Рэйа

Творчество Мана Рэйа

Интересные факты из жизни художника

Картины Мана Рэйа

Библиография

Биография Мана Рэйа

Старший сын еврейских эмигрантов (Мейлах Рудницкий и Маня Лурия) из Ковенской губернии. В 1897 году семья переехала в Нью-Йорк, в 1912 году из-за постоянных антисемитских выпадов сменила фамилию на Рэй.

В 1908—1912 гг. Ман Рэй изучал искусство в Нью-Йорке. Ман Рэй увлекся фотографией Альфреда Стиглица. Благодаря Стиглицу Рэй познакомился с европейским авангардизмом.

Творчество Мана Рэйа

Первая персональная выставка художника состоялась в Нью-Йорке (1915).

В 1918 начал всерьез заниматься фотоискусством и кинематографом, экспериментировал с различными технологиями (фотограмма (райография), соляризация и др.).

Вместе с М.Дюшаном и Франсисом Пикабиа Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма, выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке» (1920). В 1921 переехал в Париж.

Его авторству также принадлежит целый ряд известных и ярких дадаистских предметов и инсталляций, созданных как самостоятельно, так и в соавторстве с другими художниками.

Вместе с Хансом (Жаном) Арпом, Максом Эрнстом, Массоном, Миро и Пикассо участвовал в коллективной выставке сюрреалистов в парижской галерее Пьер (1925). Снял несколько авангардистских фильмов (Морская звезда, по стихотворению Р.Десноса, и др.), а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера «Антракт».

Создал серию известнейших фотопортретов Эрика Сати, Джеймса Джойса, Гертруды Стайн, Жана Кокто, серию ню, для которой позировала молодая художница-сюрреалистка и одновременно подруга Ман Рея, Мерет Оппенгейм (1934). Вместе со своей ассистенткой Беренис Эббот открыл фотографию Эжена Атже, введя его в круг внимания сюрреалистов и более широкой публики.

В 1940—1951 годах снова жил в США, преподавал живопись и фотографию.

В 1946 году он женился на Жюльет Браунер с которой жил уже шесть лет. Вместе с Максом Эрнстом и Доротеей Таннинг они сыграли двойную свадьбу — пары были свидетелями друг у друга.

В 1951 году вернулся в Париж и жил там вплоть до своей смерти.

В 1963 году был принят в игровое сообщество авангардистов «Коллеж патафизики», созданное в память Альфреда Жарри.

Похоронен на Кладбище Монпарнас. Супругой Мана Рэя Жюльет организован Фонд Мана Рэя, который владеет большой коллекцией его работ и авторскими правами. Дочь Мана Рея Анна Рэй является автором серии популярных книг о своём отце и его знаменитых друзьях, в частности, богато иллюстрированной книги об Эрике Сати.

Интересные факты из жизни художника

  • Ман Рей снялся в фильме Рене Клера “Антракт”
  • Открыл способ получения фотоотпечатка без использования камеры, который был назван по фамилии открывателя – рейограф.
  • В 1999 году журнал “Art — News” признал Ман Рея одним из 25 наиболее влиятельных художников 20 века.

Библиография

  • Penrose R. Man Ray. Boston: New York Graphic Society, 1975.
  • Schwarz A. Man Ray: the rigour of imagination. New York: Rizzoli, 1977.
  • Man Ray’s celebrity portraits. New York: Dover Publications, 1995.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, yojo.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Ман Рэй: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Ман Рэй: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Ман Рэй

Автопортрет. 1941

(Начало здесь) Приехав в Париж, Ман Рэй почти сразу знакомится с известной на Монпарнасе моделью и исполнительницей песен Кики де Монпарнас (Алиса Прэн). В артистических кругах Парижа было известно, что она вдохновляла не одного гения, среди которых числились  Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Пикабиа и Фуджита, и что Кики не будет водить знакомство с никчемным и бесталанным.

А потому, став моделью Мана Рэя, а потом и его любовницей,  она придала ему существенный вес в общественном мнении. А между тем, первые годы пребывания были далеко не радужными. Он хотел продолжать заниматься живописью, но его картины не пользовались успехом: ни коммерческим, ни зрительским. Вот тогда он и начал, от нужды и безысходности, фотографировать.

Кики де Монпарнас

Своих друзей, их картины, их жен, любовниц, их детей. Постепенно его имя стало популярным, и зарабатывать на жизнь он научился. Но, как настоящий художник, Ман Рэй не умел делать что-то только ради денег, ему было скучно. Он начал экспериментировать, как когда-то экспериментировал с дада-объектами, превращая полезные  вещи в бесполезные, искусственные - в живые.

Так  наклеив на подошву утюга четырнадцать мебельных гвоздиков, он сделал его совершенно не пригодным для выполнения своей функции. Но почему-то к концу выставки этот совершенно бесполезный предмет бесследно исчез, а попросту говоря – был украден. Осталась только  фотография.

Утюг. 1921

Художник не задавался вопросом, является ли фотография искусством или нет? Для него она была уже впереди искусства. Он творил о ней свой миф: мысль может материализоваться в нечто, живущее только на фотографии, оставляя свой видимый след.

Предмет  в реальности не существует, но он есть,  здесь и теперь, -  в нереальности. Скульптура, документально зафиксированная, но которой  в реальности нет. Однако она все-таки существует - на фотопленке. Миф о реально-нереальном мире фотографии Мана Рея высвободил ее из другого мифа – как  о носительнице  смерти, останавливающей жизнь.

В детстве мне часто приходилось слышать: нельзя фотографировать собаку или кошку – после этого они обязательно умрут. И верила, и никогда их не фотографировала. А если фотографировать людей, они тоже умрут? Раньше верили и в это.

Скрипка Энгра. 1924

Но Ман Рэй делал другое: он растворял реальные предметы и тела в свете, превращая их в материал для фиксации собственных мыслей и  воображения. Он фотографировал не предметы, человека или природу, а свои видения.

Внимательно глядя на то, как работает свет, он подключал к этому мысль. И статуя превращалась в живую девушку, а живое тело - в инструмент, как, например, в случае со знаменитой «Скрипкой Энгра» (1924), ставшей визитной карточкой фотографа и его программным произведением.

Он превратил женское тело с помощью коллажа двух черных знаков на обнаженной спине в музыкальный инструмент, на котором любил играть Энгр, но к нему реальная Кики уже не имела никакого отношения, являясь  все лишь  материалом для воплощения идеи Мана Рэя. Возникший образ нес в себе и другую мысль: Кики была и его, Мана Рэя,  инструментом, на котором он играл так же, как Энгр – на своей скрипке.

Без названия. Рейограф. 1922

Ман Рэй искал и экспериментировал, а в результат возникали  произведения искусства, которыми потом восхищались. Так случилось, например, с изобретением, названным им  рэйографией. С ее помощью он создавал свои неповторимые  рэйографы.

Сам технический прием фотографирования без фотокамеры был известен давно и не принадлежал Ману Рэю, но именно он сумел увидеть в случайно полученном причудливом образе, созданном  светотенью предмета, лежащего  на чистом листе светочувствительной бумаги, под влиянием  кратковременной  вспышки света, произведение искусства, импрессионистическое и очень лирическое

Так появилась серия его замечательных фотографий-рейографов,  самой известной из которых «Поцелуй». Ман Рэй  экспериментировал и с другим методом, известным в физике как эффект Сабатье.

Рейограф. Поцелуй. 1922

Ман Рэй не был его открывателем, но он первым увидел в этом методе новые художественные возможности и по праву считается первым, кто открыл «соляризацию» для создания высокохудожественных и необычных фотографий. Суть приема заключается в том, что если передержать негатив, то вокруг объекта появляется яркая черная полоса, контуром обводящая предмет, что делает его контрастным и серебристым.

Основным сюжетом фотографий Мана Рэя были женщины, которых он любил и которые любили его. А любили его женщины незаурядные, талантливые, необычные, некоторые из которых сами стали замечательными фотографами. С Кики, своей музой и первой моделью он жил и работал шесть лет, сделав большое количество ее фотографий.

Одна из самых известных в этом ряду - фотография «Черное и белое» (1926).  На ней Ман Рэй белое лицо Кики противопоставляет черной африканской маске. Символически этот образ рассказывает о черно-белой фотографии, в которой черное и белое конфликтуют между собой.

Черное и белое. 1926

Овальные лики обеих масок похожи в своей безмятежности, но противопоставлены по цвету (одна бледно-белая, другая – блестяще-черная), расположению (одна лежит, другая – стоит) и освещению (одна освещена сверху, другая – сбоку).  Кики  восхищалась творчеством своего любовника, его необычными и восхитительными фотографиями, хотя использовал он только три цвета: черный, белый и серый.

После расставания с Кики, в 1929 году у него появилась новая  талантливая помощница Ли Миллер. Появилась как самозванка, однажды придя и заявив с порога: «Я буду Вашей ученицей». На что Ман Рэй ответил, что он не берет учеников и вообще скоро уезжает. Ли, нимало не смутившись и не моргнув глазом, ответила: «Я знаю, я поеду с Вами».

Так началось трехлетнее сотрудничество двух незаурядных личностей. Сначала она помогала проявлять пленки и печатать фотографии, потом стала его фотомоделью, а затем  сама начала фотографировать. Есть  легенда, что некоторые фотографии Мана Рэя сделаны именно ею.

Соларизация. Портрет Ли Миллер. 1929.

После трех лет, Ли Миллер решила начать собственную карьеру фотографа, вышла замуж за египетского бизнесмена и уехала с ним. Ман Рэй переживал и долго не мог смириться, что она бросила его. В результате появилась  знаменитая фотография «Стеклянные слезы» (1932).

Она выглядит как кадр из кинопленки: глаза страдальчески устремлены  на то, что находится сверху и хочется посмотреть, что же заставляет так страдать эту красавицу. Ресницы ее густо накрашены тушью, а по щекам катятся крупные слезы. Но слезы – стеклянные, а модель – не настоящая. Это - манекен.

Так художник мстил своей бывшей возлюбленной, сбежавшей к другому. Но его личная драма стала еще одним поводом к осмыслению реального и не реального в фотографии и их взаимоотношению.

Стеклянные слезы. 1932

В быту Ман Рэй был обычным человеком, отнюдь не  бунтарем. Он любил хорошие и красивые вещи, не был анахоретом-отшельником. У него постоянно были люди из высшего общества, желавшие, чтобы он их фотографировал. В результате Ман Рэй открыл свое фотоателье и стал работать для журналов мод.

Не в последнюю очередь здесь сказалось влияние его родителей: отец был портным и имел свое ателье, а мать постоянно дома шила детям одежду, а из ярких лоскутков изготвливала одеяла и другие  поделки. Память о родителях вылилась в любовь к модной одежде.

Но в 1940 году, когда немцы вступили в Париж и ему, как еврею, грозила реальная опасность.  Ман Рэй бросает свое ателье, машину, новую любовь Эди Фиделин и все свои картины. Он срочно уезжает в Штаты, к себе на родину.

В США  живет и работает в Голливуде, женится на красавице Джульетт Браунер, родилась дочь. Но работы немного, Ман Рэй начал преподавать и давать уроки фотографии. Денег не хватало, жили на капитал, нажитый им во Франции. Он вырезал свои любимые шахматы и писал картины. Ему было неуютно и он постоянно думал о возвращении в Париж.

Жена художника Джульетт Браунер. 1947

Кроме того, его раздражало, что о нем здесь знают только как о фотографе, а он хотел, чтобы его знали как художника и скульптора. В 1951 году со своей семьей он возвращается в Париж. Но и здесь его помнят и знают в основном как прославленного фотографа. Тогда он забрасывает свой фотоаппарат и с головой уходит в живопись и скульптуру.

Ни в Америке, ни в Париже он не соглашается  участвовать в коллективных фотовыставках, считая, что он заслуживает только персональной. Все изменилось после того, как  в 1961 году Ман Рэй получает на Венецианском Фотобиеннале золотую медаль.

L'Heure де l'Observatoire: ле Amoureux. 1936

Только тогда   Ман Рэй снова возвращается к фотографии. Одна за другой проходят его персональные выставки: во Франции и  Америке. И умер великий Ман Рэй, человек-эпоха, новатор и экспериментатор в 1976 году, обласканный славой и любовью.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Ман Рэй — фотограф и художник сюрреализма

Рубрика: Арт Опубликовано 06.04.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 2 мин   ·   Просмотры:

ПРОСМОТРЫ: 69

Ман Рэй - фотограф и художник сюрреализмаМан Рэй (Филадельфия, 1890 — Париж, 1970), художник, фотограф и кинорежисер. Друг Пикабиа и Дюшана, принадлежал к дадаистскому движению, участвовал в деятельности его нью-йоркского крыла.В 1921 г. переехал в Париж, где занимался коллажем, объектами и живописью, создаваемыми с помощью аэрографа. Ман Рэй делал также фотографические эксперименты, приведшие его к разработке метода рейографии — получения черно-белых изображений путем соляризации, с наложением предметов на светочувствительную бумагу и дальнейшей проекцией света.

От дадаизма Рэй переместился к сюрреализму и активно стал работать также в кинематографе, где делал удачные технические эксперименты, добиваясь острой сюрреалистической выразительности своих иррациональных, бессюжетных лент.Ман Рэй постоянно находил новые технические средства выразительности, и тиражирование предметов в этом случае получало смысл возвращения к основам мира. В 1940 г. он обосновался в Голливуде, где иллюстрировал противоречивость извечной пары «слово-образ», внушая надежду на возможность ускользнуть от вечной повседневности.

Картины и фотографии Ман Рэя:

Автопортрет с пистолетом - Ман Рэй (1932)

Автопортрет с пистолетом (1932)

Без названия - Ман Рэй (1908)

Без названия (1908)

Без названия - Ман Рэй (1915)

Без названия(1915)

Вешалка - Ман Рэй (1920)

Вешалка (1920)

Вращающиеся двери - Ман Рэй (1926)

Вращающиеся двери (1926)

Горный массив - Ман Рэй (1914)

Горный массив (1914)

Джаз - Ман Рэй (1919)

Джаз (1919)

Женщина с длинными волосами - Ман Рэй (1929)

Женщина с длинными волосами(1929)

Жульета и Маргарита - Ман Рэй

Жульета и Маргарита

Кики де Монтпарнасс (1922)

Ли Миллер - Ман Рэй (1930)

Ли Миллер (1930)

Ман Рэй (1941)

Ман Рэй (1941)

Минотавр - Ман Рэй (1934)

Минотавр (1934)

Молитва - Ман Рэй (1930)

Молитва (1930)

Отъезд летом - Ман Рэй (1914)

Отъезд летом (1914)

Пегги Гуггенхайм - Ман Рэй (1924)

Пегги Гуггенхайм (1924)

Подарок - Ман Рэй (1921)

Подарок (1921)

Портрет Джульетты - Ман Рэй

Портрет Джульетты

Поцелуй - Ман Рэй (1922)

Поцелуй (1922)

Премьер Променад - Ман Рэй (1912)

Премьер Променад (1912)

Симфония Орекстра - Ман Рэй (1916)

Симфония Орекстра (1916)

Скрипка Ингре - Ман Рэй (1924)

Скрипка Ингре (1924)

Тристан Тцара - Ман Рэй (1921)

Тристан Тцара (1921)

Черне и Белое - Ман Рэй (1926)

Черне и Белое (1926)

Электро-магия - Ман Рэй (1972)

Электро-магия (1972)

ПРОСМОТРЫ: 69

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

evivid.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта