Топ-10 самых дорогих работ Казимира Малевича. Картины малевича


Казимир Малевич. Биография и картины

church

Картина Казимира Малевича «Церковь» Холст, масло. 1905 г

birkenhain

Картина Казимира Малевича «Birkenhain» 34,5 x 49,5 см, Холст, масло. 1905 год

Spring Garden in Blossom

Картина Казимира Малевича «Spring Garden in Blossom» 1904 44 x 55 см Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Малевич «Белье на заборе»

Картина Казимира Малевича «Белье на заборе» 1903 год

malevich-art.ru

Топ-10 самых дорогих работ Казимира Малевича

Наследники Малевича, получившие пять картин художника из Музея Стеделейк в Амстердаме и по одной из Музея современного искусства в Нью-Йорке и Гарвардского университета в Бостоне, все (или почти все?) их так или иначе распродали (и, что понятно, именно они возглавляют топ-10 работ Малевича, проданных на аукционах). Теперь вероятность появления на открытых торгах живописных произведений художника близка к нулю. Или все же нет? «Артгид» предлагает проследить за судьбой самых дорогих работ автора «Черного квадрата».

1. Супрематическая композиция. 1916. Холст, масло. 88,5 х 71. Продана на аукционе Sotheby’s, Нью-Йорк, 3 ноября 2008 года за $60 млн

Выставлена на аукцион наследниками художника. Картина экспонировалась в 1927 году на берлинской выставке Große Berliner Kunstausstellung, проходившей с 7 мая по 30 сентября 1927 года. Малевич прибыл в Берлин 29 апреля, а его экспозиция в рамках выставки открылась 14 мая. Но уже 5 июня художник вынужден был вернуться в СССР (советские чиновники не продлили ему заграничную визу), оставив все размещенные на выставке работы (около семидесяти) на попечение немецкого архитектора Гуго Херинга и надеясь вернуться за ними в будущем году, однако за границу его так больше и не выпустили. Незадолго до смерти Херинг передал хранившиеся у него работы в Городской музей Амстердама (музей Стеделейк) с условием ежегодных выплат определенных сумм в течение 12 лет, но после смерти Херинга его наследники получили сразу всю сумму (хотя нет никаких подтверждающих это документов), и «Супрематическая композиция», в числе других работ Малевича, вошла в собрание Стеделейка.

С 1970-х годов наследники Малевича пытались добиться возвращения этих картин, но безуспешно, до тех пор пока в 2002 году 14 работ из коллекции Стеделейка не были вывезены на выставку Малевича «Казимир Малевич. Супрематизм» в Музей Гуггенхайма. Часть наследников, будучи гражданами США, возбудила на территории США иск против голландского музея, и Стеделейк предпочел внесудебное соглашение, вернув им пять из тридцати шести хранившихся в музее живописных работ (в том числе и «Супрематическую композицию») в обмен на отказ от дальнейших претензий. Это полотно до сих пор остается самой дорогой картиной русского художника, когда-либо проданной на аукционе.

 

2. Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале). 1920–1922. Холст, масло. 100,2 х 59,2. Продан на аукционе Sotheby’s, Нью-Йорк, 5 ноября 2015 года за $37,77 млн

«Черный крест на красном овале» повторяет судьбу «Супрематической конструкции» — это одна из пяти картин, возвращенных наследникам из Стеделейка.

 

3. Супрематизм. 18-я конструкция. 1915. Холст, масло. 53,3 х 53,3. Продана на аукционе Sotheby’s, Лондон, 24 июня 2015 года за £21,43 млн ($33,76 млн)

Та же история, что в двух предыдущих случаях. Судьба оставшихся двух полотен, переданных наследникам из Стеделейка, такова: картина «Супрематизм: живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении» (1915) была продана в 2011 году в Институт искусств, Чикаго (сумма не разглашается), а «Письменный стол и комната» (1913) фигурировали на последней выставке Малевича в Тейт Модерн (16 июля — 26 октября 2014) как «предоставленные анонимно» (даже не традиционное «частное собрание» в случае тех коллекционеров, которые желают сохранить инкогнито). Что это значит — остается загадкой.

 

4. Супрематическая композиция. 1919–1920. Холст, масло. 80,5 х 80,5. Продана на аукционе Phillips 11 мая 2000 года за $17 млн

Как и предыдущие, эта картина экспонировалась на берлинской выставке Große Berliner Kunstausstellung в 1927 году и после отъезда художника в СССР осталась в Германии. В 1935 году тогдашний директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр вывез «Супрематическую композицию» и еще двадцать работ в Нью-Йорк на выставку «Кубизм и абстрактное искусство». К тому моменту в Германии у власти уже были нацисты, и «дегенеративное искусство» Малевича приходилось прятать. Прятал его у себя в подвале в Ганновере директор Provinzialmuseum Александр Дорнер, который передал их Барру тайно. Барр также тайно их вывез, а потом попросту оставил в МоМА, где многие из них и находятся до сих пор. В 1999 году по соглашению с наследниками Малевича музей вернул им «Супрематическую композицию» и несколько графических работ.

 

5. Автопортрет. 1909–1910. Бумага, гуашь, акварель, карандаш. Диаметр 25,1. Продан на аукционе Sotheby’s, Лондон, 3 февраля 2015 года за £5,75 млн ($8,66 млн, рекорд для графики Малевича)

Это один из трех автопортретов, созданных Малевичем между 1908 и 1911 годами (два других хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее). Он происходит из коллекции Георгия Костаки, продавшего его в 1962 году. 5 февраля 2004 года он уже продавался на аукционе Christie’s в Лондоне, и тогда цена его продажи составила £162 тыс., то есть за одиннадцать лет стоимость «Автопортрета» выросла более чем в 35 раз.

 

6. Голова крестьянина. Около 1911. Бумага на картоне, гуашь, уголь. 46 х 46. Продана на аукционе Sotheby’s, Лондон, 2 июня 2014 года за £2,1 млн ($3,5 млн)

Эта работа экспонировалась еще на организованной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой выставке «Ослиный хвост» в 1912 году, и также участвовала в берлинской выставке 1927 года, во время которой художник подарил ее Гуго Херингу. Затем она по наследству перешла к его жене и дочери. В 1975 году «Голова крестьянина» была продана через галерею Гмуржинска в Кельне отцу владельцев, которые и выставили ее на торги Sotheby’s.

 

7. Супрематическая фигура. 1931–1932. Холст, масло. 71 х 44,5. Продана на аукционе Bonhams, Лондон, 21 июня 2004 года за £780 тыс. ($1,43 млн)

Принадлежала семье художника, затем коллекционеру Соломону Шустеру, у которого была приобретена в 1960-х годах.

 

8. Пейзаж с двумя фигурами. 1931. Холст, масло. 48 х 58,5. Продан на аукционе Christie’s, Лондон, 30 июня 1999 года за £460 тыс. ($724 тыс.)

Принадлежал ученице Малевича Анне Лепорской, от которой перешел по наследству ее падчерице Нине Суетиной. Продан выставившему ее на аукцион владельцу через галерею Гмуржинска, Кельн.

 

9. Голова крестьянина. 1910. Картон, гуашь. 46 х 46. Продана на аукционе Sotheby’s, Лондон, 22 июня 1993 года за £230 тыс. ($342,2 тыс.)

Хотя эта «Голова крестьянина» не имеет такого внушительного провенанса, как в предыдущих случаях, она зато имеет богатую выставочную историю: она фигурировала на ретроспективе «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», прошедшей в 1919–1920 годах в рамках XVI-й Государственной выставки в Москве, была на той же выставке 1927 года в Берлине, что и первые четыре самые дорогие работы художника, и поэтому долгое время держала аукционный рекорд для графических работ Малевича, который был побит лишь в прошлом году другой «Головой крестьянина» (№ 6 в нашем списке).

 

10. Супрематизм. 34 рисунка. Уновис, Витебск, 1920. Литографированное издание. 22 х 18. Продано на аукционе Sotheby’s, Лондон, 25 июня 1997 года за £91 тыс. ($151,6)

Полная книга с 34 литографиями, обложкой и четырьмя страницами факсимильного рукописного текста художника, ручная печать (при участии Эль Лисицкого) в литографской мастерской Уновиса (подробно все 34 рисунка можно увидеть, например, здесь). Сколько экземпляров книги было напечатано, точно неизвестно, — предположительно, около ста. 

Цены указаны с учетом премии покупателя, цена в долларах в скобках приводится на момент продажи работы. «Артгид» благодарит Маргариту Даньшину, специалиста Sotheby’s, за помощь в подготовке материала.

 

artguide.com

история, описание, фото :: SYL.ru

Картина "Черный квадрат" Казимира Малевича (1879-1935) является одним из самых известных произведений искусства прошлого века. Она была написана в 1915 году и стала поворотным пунктом в развитии русского авангарда. Автор картины считается создателем нового направления в живописи - супрематизма, который стал настоящим вызовом всему, что было раньше в изобразительном искусстве.

картина черный квадрат

Картина, которая привлекает внимание

Несмотря на кажущуюся простоту, картина "Черный квадрат" всегда привлекает к себе большое внимание и занимает особое место в выставочном пространстве. Малевич писал, что супрематизм можно разделить на три этапа, в соответствии с его тремя квадратами - это черный, красный и белый. Наиболее примечательным из трех оказалась картина "Черный квадрат". Она была написана аккуратно, единым черным тоном, без мазков и разводов.

картина малевича черный квадрат

Философия Малевича была основана на всем том, что накопилось в литературе и искусстве того периода, и одновременно шла вразрез с тем, что он пробовал ранее. Результатом этого стало появление новой изобразительной религии, в которой на циферблате была отражена исходная точка - ноль. Была создана целая концепция - от кубизма к супрематизму.

история картины черный квадрат

Дерзкий вызов

Картина "Черный квадрат" своей суровой простотой и открытостью вызова в отношении других изобразительных форм вызвала настоящую бурю в мире искусства. Чистота и ясность работы Казимира Малевича стали революционно новым способом восприятия и посеяли смятение в рядах интеллигенции, которая придерживалась традиционного образа мышления. Это была попытка утвердить новый мировой порядок, который ставит перед собой сложные задачи перекодирования мира и начать общение на ранее неизвестном космическом языке. Малевич позже даже назвал себя президентом пространства.

казимир малевич картины черный квадрат

Четкое ощущение пространства

Супрематические картины автора воплощают в себе четкое ощущение пространства. Толстые местные цвета сражаются между собой в состоянии полной пластической гармонии. Белый фон всегда чистый и неразбавленный, а изображенные на нем беспредметные картины исполнены целомудрием и легкостью. Отсутствие тяжелых рам усиливает ощущение легкости и полета в пространстве.

где картина черный квадрат малевича

Картина Малевича "Черный квадрат" была ключевым моментом в его живописи и стала предметом бесконечных разговоров и споров. Студенты и единомышленники художника приняли его откровение с восторгом и пониманием, и вскоре сами начали создавать произведения, отражающие подавляющее влияние мастера. Картина Малевича "Черный квадрат" на белом фоне стала символом, основным элементом в системе супрематизма, шагом в новое искусство.

описание картины черный квадрат

Автор о своем произведении

Малевич говорил, что в 1913 году, в отчаянной попытке освободить искусство от балласта объективности, он укрылся в квадратной форме и показал картину, которая состояла только из черного квадрата на белом холсте. Критики и публика только вздохнули, ведь все, что они любили, утрачивается, они чувствовали себя в пустыне... Перед ними был только черный квадрат на белом фоне!

Малевич сокрушался, что квадрат оказался непонятным и опасным для критиков и публики... Но он этого ожидал: контуры объективного мира исчезали все больше и больше, и так далее, шаг за шагом, пока, наконец, мир и все, что любили и чем жили, потерялось из виду. Но пустыня наполнена духом необъективного ощущения, которое пронизывает все. Блаженное чувство освобождения необъективности привлекло художника обратно в пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства... Так чувство стало главным в его жизни.

картина черный квадрат малевича фото

Черный квадрат - это чувство

Это не просто пустой квадрат, это, по мнению автора, скорее чувство необъективности. Супрематизм является переоткрытием чистого искусства, которое с течением времени стало заметным из-за накопления вещей. Но природа и смысл художественного творчества продолжают быть неправильно понятыми, потому что чувство, в конце концов, всегда и везде является единственным источником всякого творения. Эмоции, которые зажигаются в человеке сильнее, чем сам человек.

картина черный квадрат фото

Картины Казимира Малевича: "Черный квадрат"

Такие названия, как «Мертвый квадрат» и «Пустота» были даны критиками. Для Малевича, однако, этот квадрат символизирует чувство, а полную пустоту олицетворяет белое поле вокруг фигуры. Автор не концентрируется на конкретном предмете и обращается к чистоте математической геометрии.

Однако "Черный квадрат" не так прост, как кажется. Даже принимая искусство нулевой степени, Малевич делает установку на напряженное восприятие рисунка, который можно прочитать двумя путями, либо это черный квадрат на белом фоне, либо это черная дыра, окруженная белой каймой. Каждый объект имеет статический фасад и внутреннюю динамику. Таково описание картины "Черный квадрат".

малевич черный квадрат смысл картины

Революционный символ и динамический супрематизм

Так что же такое супрематизм? Понятие, созданное Малевичем, в первую очередь отражает превосходство цвета в живописи. Художник взял геометрические фигуры, ограниченную палитру и создал особый акцент на окрашенных формах, существующих на холсте в чистом виде, без сцен, пейзажей и людей.

Картина "Черный квадрат" Малевича (фото можно увидеть в статье) не является первой в новом движении, здесь был выбран совершенно другой вид объекта, нежели раньше. Несмотря на уверения автора в том, что это была первая супрематическая картина, так называемый чистый ноль, чистое начало, современная наука и рентгеновские лучи могут пролить свет на эту темную историю.

смысл картины черный квадрат

История картины "Черный квадрат"

Это было в середине Первой мировой войны, после революции 1905 года, во время продолжающихся беспорядков. Всего несколько лет спустя после написания картины, в 1917 году, вспыхнет большевистское восстание и Великая Октябрьская революция.

Картина "Черный квадрат" (фото далее можно увидеть в статье) появилась в то время, когда русское общество, хотя и было знакомо с кубизмом и футуристическими работами, не сталкивалось с работами, подобными этой. Трудно было представить художественную революцию Малевича отдельно от социальной революции, которая происходила в то время в обществе. Художник не собирался изображать какую-то конкретную и реальную вещь - это был знак Новой эпохи.

где находится картина черный квадрат

На выставке футуристической живописи

Когда Малевич представил свой черный квадрат на выставке футуристической живописи, которая состоялась в Петрограде в декабре 1915 года, он был заинтересован в том, чтобы продемонстрировать супрематизм и свою новую идею. Работа была помещена высоко на стене в углу комнаты, где картина "Черный квадрат" Малевича означала нечто большее, чем просто картину. Это было самое священное место, куда вешали православную икону в традиционном русском доме, люди в Петрограде были не исключением. Малевич хотел придать своей работе особое духовное значение, сделать ее центром экспозиции и важнейшей эмблемой своего нового стиля.

В своей дальнейшей деятельности художник не раз возвращался к фигуративной живописи, многие свои работы он подписывал небольшим черным квадратом. На его похоронах скорбящие держали в руках флаги, украшенные этим символом. Один из флагов был закреплен в супрематическом стиле на гробе покойного. На его памятнике недалеко от утраченного места захоронения изображен черный квадрат.

Черный квадрат стал не только визитной карточкой своего создателя, но и иконой искусства ХХ века.

картина черный квадрат

Странная картина

Прошло более столетия с тех пор, когда была написана работа, но люди до сих пор находят ее немного странной. В чем же смысл картины "Черный квадрат"? Некоторые видят в ней окно в ночь или в загробный мир, другие видят просто черную фигуру на белом холсте. Малевич намеревался навсегда изменить представление о живописи, чтобы представить реальность в более интригующем свете, сделать что-то простое и невзрачное, но одновременно революционное. Легендарная работа, которая положила начало беспредметному искусству, была выставлена впервые 7 декабря 1915 года.

Где находится картина "Черный квадрат" сегодня? Их было несколько, первая работа (1913 г.) и третья (1923 г.) хранятся в Третьяковской галерее в Москве, а второй (1923 г.) - в Русском музее в Петербурге.

картина черный квадрат

Все тайное становится явным

Почему настолько загадочной является работа, которую написал Казимир Малевич - "Черный квадрат"? Смысл картины для некоторых кажется бесконечно глубоким, а кто-то его вообще там не видит. Оказывается, целых два изображения скрыты под знаменитым шедевром. В ноябре 2015 года стало известно, что не только одна, как считалось ранее, но целых две цветные картины скрываются под черным квадратом.

Ученые расшифровали надпись, которая, как полагают, была оставлена Казимиром Малевичем. Там были такие слова: "Битва негров в темной пещере." Удивительно, но факт, картина с таким названием уже была написана французским художником Альфонсом Аллаисом (1854-1905). Вполне вероятно, что Малевич нарисовал свое творение поверх других изображений, но "Черный квадрат" был, скорее, манифестом, нежели живописью, поэтому все, что с ним связано, выглядит как одна большая и темная тайна.

картина черный квадрат

Казимир Малевич: человек, который освободил живопись

Знаменитый художник был рожден на Украине, но имел польское происхождение. В подростковом возрасте он сам научился рисовать, примеряя на себя методы народного искусства. В 1907 году он переехал на постоянное место жительство в Москву. Изучал реализм, импрессионизм и символизм, постепенно вникая в историю искусства.

Важное значение для его развития имели две коллекции произведений искусства с запада. Работы Моне, Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо еще больше воодушевляли его в погоне за авангардным стилем, особенно его привлекали кубизм и футуризм. Затем последовал период изоляции, который дала ему Первая мировая война. Именно тогда, отрезанный от внешнего раздражения, он смог сделать большой шаг, который вылился в появление нового направления - супрематизма.

Новое понимание эмпирической реальности

Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому он с такой легкостью использует такой смелый абстрактный язык.

Творчество художника часто связывали с мистикой из-за его литературных интересов. Его книги часто носили философский характер. Он был очарован идеями о четвертом измерении. Однако на его восприятие искусства решающее влияние оказали воззрения российского формалиста Романа Якобсона и поэтические новации Крученых и Хлебникова. Он поделился с этими поэтами своим желанием взорвать обычную логику для того, чтобы прийти к новому пониманию эмпирической реальности.

Он был обязан также и своим коллегам - художникам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, которые разожгли в нем страсть к народному искусству и привили интерес к силе икон. Как художник, учитель и революционер, Малевич стремился опрокинуть века живописи, уходящие своими корнями в ренессансные идеалы. Это искусство, как он заявил, было просто эстетическим, в отличии от супрематизма. Утверждается, что автор черного квадрата пошел дальше, чем Пикассо или Матисс.

Казимир Малевич был основателем художественной и философской школы супрематизма. Его идеи о формах и смысле в искусстве представляют собой теоретические основы беспредметного или абстрактного искусства. Малевич работал в различных стилях, но его наиболее важные и известные работы сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники и круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

"Черный квадрат" - икона русского авангарда

Супрематизм был одним из самых влиятельных направлений в абстрактном искусстве ХХ века. Для него были характерны простые геометрические формы: прямая линия, прямоугольник, круг, квадрат на светлом фоне означали бесконечность пространства. Идеи супрематизма успешно были воплощены в архитектуре, сценографии, графике и промышленном дизайне. В отличие от многих других "...измов", названия для которых были изобретены постфактум искусствоведами, супрематизм обязан своим рождением, существованием, развитием, теоретическим обоснованием, продвижением в массы и даже спекулятивно-космическим перспективам всего одному человеку - Казимиру Севериновичу Малевичу.

Супрематизм — это искусство, которое изо всех сил пытается вырваться из естественных форм в направлении геометрической абстракции. Рождение "Черного квадрата" не было актом рационального сознания или результатом тщательно спланированной стратегии - его появление было неожиданным и мистического даже для самого художника. Как вспоминает один из его учеников, он не мог ни есть, ни спать целую неделю с тех пор, как написал картину.

Такую простую картину смог бы написать и ребенок, хотя детям не хватило бы терпения, чтобы заполнить такую большую площадь одним цветом. Эту работу мог выполнить любой чертежник, но рисовальщики не заинтересованы в простых геометрических формах. Аналогичная картина может быть выполнена душевнобольным, но если бы он и сделал это, то маловероятно, что у него был бы малейший шанс попасть на выставку и оказаться в нужное время и в нужном месте. Именно Малевич стал автором "Черного квадрата", одного из самых знаменитых, таинственных и пугающих произведений искусства в мире.

www.syl.ru

Казимир Малевич. Биография и картины

Казимир Малевич «Жницы»

«Жницы» 1929 г. Масло, дерево. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Казимир Малевич «Жница»

«Жница» 1929 г. Масло, дерево. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Казимир Малевич «Пейзаж с белым домом»

«Пейзаж с белым домом» 1929 г. Холст, масло. 59 x 59 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Казимир Малевич «Голова крестьянина»

В 1929 году К. Малевичу 50 лет, он прожил долгую творческую жизнь, вкусил все тяготы неспокойного времени первых лет советской... Read more »

Казимир Малевич «На сенокосе»

«На сенокосе» 1929 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

malevich-art.ru

фото с названиями и описанием

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника

vseonauke.com

Казимир Малевич: картины, об супрематизме

Казимир Малевич

Биография Малевича

Казимир Малевич  (1878-1935) - русский художник. Стоит назвать имя Казимира Малевича, и все, кто хотя бы немного знаком с искусством, сразу вспоминают его знаменитый, созданный в 1914 году "Чёрный квадрат".

Это своеобразный живописный манифест супрематизма - нового направления абстрактного искусства, возникшего в России в начале XX века благодаря Малевичу. Пронизанные внутренним движением асимметричные, но уравновешенные супрематические композиции рождались в результате сочетания самых простых, различных по величине и цвету геометрических фигур - треугольников, полос, прямоугольников, кругов и т. д. В переводе с латинского supremus значит "наивысший". Обдумывая концепцию нового течения, Казимир Малевич делился своими планами только со своим другом М. Матюшиным. Именно с ним он задумал издавать журнал "Нуль". В "Черном квадрате" все предметные формы, казалось бы, действительно сведены к нулю, но это не конец, а только начало нового движения, вход в новое пространство.  Казимир Малевич вынашивал идею "шагнуть за нуль", в беспредметное пространство.

 Изображенный на белом фоне его черный квадрат стоит воспринимать не как плоскость, а как вход в космос нового пространственного видения.

 Предысторией "Чёрного квадрата", идея создания которого, по признанию Казимира Малевича, родилась на бессознательном уровне, можно считать работу художника над эскизами декораций к опере Матюшина и Крученых "Победа над солнцем". В результате "распадения" "Черного квадрата" появились на свет 48 новых картин, которые были показаны в 1915 году на выставке "0,10". Казимир Малевич писал в одном из своих писем, что "черный квадрат - зародыш всех возможностей - принимает при своем развитии страшную силу. Он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи". Возможно, именно супрематизм Малевича, как и другие возникшие в начале XX века абстрактные течения, "окультурили" стремительное развитие цивилизации, оставили для потомков визуальную летопись того времени, времени войн, катастроф, революций, когда иногда казалось, что на отдельные элементы разлагается сама действительность.

 Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве. Его отец работал на свеклосахарных заводах, которые обычно строились в глуши. Поэтому в 1890 году семья перебралась в село Пархомовка, которое находилось около Бе-лополья, а затем в Волчок. В Пархомовке Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище и с увлечением помогал крестьянам расписывать печи, сам рисовал, как считал, не хуже, чем художники в журналах.

 Когда в 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, Казимир вместе с другими художниками-любителями создал кружок любителей искусства. Он рисовал пейзажи и увлекался творчеством "передвижников" Шишкина и Репина, музыкой, которую помогал ему глубже понять композитор Николай Рославец. Ради того чтобы заработать деньги на учебу в Москве, Казимир Малевич некоторое время служил чертежником в техническом отделе управления железной дороги. В 1904 году он начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала Малевич был увлечен импрессионистами, затем иконописью, которая, по его собственному признанию, помогла ему понять "эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон".

 Впервые его имя появилось в каталоге XIV выставки Московского товарищества художников, которая проходила в 1907 году. Тогда же в Москве состоялись выставки, организованные журналом символистов "Золотое руно", где можно было увидеть новое французское искусство - работы Боннара, Брака, Глеза, Гогена, Редона и других художников, творчество которых не могло не заинтересовать Малевича. В 1905-1910 годах он занимался в студии Рерберга, но сам позже подчеркивал, что главным в его становлении было самообразование.

 В 1911 году на Первом Московском салоне были выставлены три серии работ Малевича: "Желтая серия" представляла ангелов и святых, "Белая" - отдых, "Красная" - бани, купальщиков и купальщиц. В том же году проходила третья выставка петербургской группы "Союз молодежи", где картины Малевича экспонировались вместе с работами Д. и В. Бурлюков, Ларионова, картинами Гончаровой, Моргунова и Татлина. Гончарова и Ларионов чуть позже отделились от объединения художников "Бубновый валет" и организовали выставку "Ослиный хвост", на которой можно было увидеть произведения Малевича, Степанова, Моргунова, Шевченко, Татлина, Шагала.

 В 1913 году Малевич вступил в "Союз молодежи" и писал, что единственным правильным течением в живописи является кубофутуризм. Ларионов интерпретировал футуризм как лучизм. В этот период Малевич в таких своих работах, как "Женщина с ведрами", "Точильщик", "Лесоруб", "Утро после вьюги в деревне" и др. изображал формы, которые, казалось, покрыты металлом.

 В июле этого же года М. Матюшин предложил писателям Крученых и Хлебникову и художнику Малевичу написать по просьбе петербургского "Союза молодежи" оперу. Несколько дней в июле, которые Матюшин, Малевич и Крученых вместе провели на берегу Финского залива в Уусикиркко, они решили назвать "Первым всероссийским съездом футуристов". После чего опубликовали манифест о том, что в результате совместной деятельности создали оперу "Победа над солнцем", и заявили, что теперь выступают за разрушение чистого русского языка, отжившего хода мысли, против легкомысленности дешевых писателей и художников. "Победа над солнцем" была исполнена 3 и 5 декабря в Петербургском Луна-парке.

 В январе 1914 года в Москву приехал вождь итальянского футуризма Ф.-Т. Маринетти. А 8 февраля на Кузнецком прошла знаменитая демонстрация футуристов. Ее участники украсили отвороты своих пальто красными деревянными ложками.

 После того как 1 августа 1914 года государство Германия объявила войну России, Казимир Малевич нарисовал в стиле русского лубка несколько антинемецких плакатов.

 На первой футуристической выставке "Трамвай В", которую организовали в Петрограде Иван Пуни и его жена Ксения Богуславская, Казимир Малевич выставил свои работы "Дама у афишного столба", "Авиатор", "Дама в трамвае" и "Англичанин в Москве". Вместе с его произведениями экспонировались работы Клюна, Моргунова, Поповой, Татлина, Экстер и других. Когда открывалась выставка, ее участники уже традиционно украсили свои костюмы красными деревянными ложками.

 А в своей мастерской Казимир Малевич втайне от всех уже создавал первые супрематические композиции. Правда, Пуни, который тогда готовил вторую футуристическую выставку, зашел к Малевичу и случайно узнал о готовящемся сюрпризе.

 39 абсолютно беспредметных работ, в том числе и знаменитый "Черный квадрат", были выставлены на последней футуристической выставке картин, которая называлась "0,10" (ноль десять). Малевич назвал их "новым беспредметным реализмом". Вместе с Пуни, Богуславской, Клюном, Меньковым написал декларацию, которая вошла в их совместный манифест и брошюру, где Малевич объяснял смысл своих работ. Декларация стала введением к новой брошюре - "От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм". В ней Казимир Малевич писал: "Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма.  В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры".

 В 1916 году Казимира Малевича призвали на военную службу в Смоленск. В августе 1917 года избрали в Московский Совет солдатских депутатов председателем художественного отдела, а после Октябрьской революции членом комиссии по охране художественных ценностей в Кремле. Малевич писал статьи для газеты "Анархия", потом, переехав в Петроград, делал декорации для постановки пьесы "Мистерия-Буфф" Маяковского.

 В Москве, куда Малевич вернулся в 1919 году, он руководил в Свободных художественных мастерских (Свомас) мастерской по живописи и вместе с Удальцовой - текстильной мастерской. На одной из выставок показал свою новую серию - "Белое на белом". Родченко тут же ответил на нее "Черным на черном".

 "Цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу - в конструкцию,- утверждал Казамир Малевич,- как индивидуум коллективной системы".

 В сентябре 1919 года начался новый этап в жизни и творчестве Малевича. В. Ермолаева и Л. Лисицкий пригласили его преподавать в Витебскую народную художественную школу, которую в то время возглавлял М. Шагал. Уже весной следующего года Малевич внедрил новую форму образования, где все виды искусства рассматривались на основе супрематизма. "Уновис", который расшифровывается как "утвердители нового искусства", был новым, основанным на коллективных началах типом обучения. 1920 год для Малевича особенный: 20 апреля у него родилась дочь, которую он назвал Уна, а в декабре вышел альбом "Супрематизм. 34 рисунка".

Однако отношения с некоторыми преподавателями, да и с городскими властями у Малевича не сложились. И он вынужден был переехать в Петроград. Вместе с ним поехали Ермолаева, Чашник и некоторые его ученики.

В 1923 году вместе с другими художниками "Уновиса" и сотрудниками Петроградского государственного фарфорового завода Малевич начал разрабатывать эскизы новых форм, которые основывались на принципах супрематизма. В это же время он попробовал исследовать возможности супрематической архитектуры и разработал чертежи-эскизы к так называемым "планитам". По предложению Павла Филонова Малевича временно назначили директором, а потом заведующим отделом живописной культуры Института художественной культуры. "Черный квадрат", "Черный круг", "Черный крест" и шесть рисунков планит Малевича с большим успехом экспонировались на XIV Бьеннале в Венеции.

Художник-новатор очень любил участвовать в диспутах, ученики называли его не только Учителем с большой буквы, но и вождем, сравнивали его личность с личностью легендарного Чапаева. А Малевич уже мечтал о преобразовании в духе супрематизма всего окружающего пространства и вместе с Чашником и Суэтиным начал делать модели супрематических архитектурных сооружений - "архитектонов". Потом отправился в Варшаву и Берлин, где вместе с Пайпером посетил "Баухауз" в Дессау, познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем и даже решил снять фильм о супрематизме.

Возвратившись в Россию, Малевич вновь занялся исследовательской деятельностью, но, столкнувшись с непониманием, вынужден был переехать в Киев. В 1930 году Малевича арестовали. И пока он был в тюрьме, друзья, волнуясь за его судьбу, сожгли почти все рукописи.

В 1932 году Казимиру Малевичу предоставили возможность руководить экспериментальной лабораторией в Государственном Русском музее. В апреле 1935 года на Первой выставке ленинградских художников экспонировались пять портретов, которые Малевич создал в 1933 и 1934 годах. А потом - вплоть до 1962 года - работы Малевича в Советском Союзе больше не показывались.

Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года.

Его творчество вобрало в себя все противоречия времени. Малевич увлекался импрессионистами, создавал кубофутуристические композиции, были в его творчестве и два так называемых крестьянских периода, когда он пытался осмыслить образы крестьян. Но главным его вкладом в историю изобразительного искусства XX века стал супрематизм.

"Черный квадрат" сделался своеобразным знаком - символом. И Малевич, и его ученики носили его на рукавах, ставили рядом с обращением к адресату на письмах. Даже похоронить себя Малевич завещал в "супрематическом" гробу, который изготовили по его собственному проекту. На крышке должны были размещаться квадрат, круг и крест (крест, правда, согласуясь с советской символикой, делать не стали, хоть он у Малевича назывался "пересечением двух плоскостей"). Одели покойника в основные супрематические цвета - белая рубаха, черные брюки, красные туфли. Н. Суэтин позже поставил на могиле художника в Немчиновке белый куб с черным квадратом на нем, тем самым черным квадратом, который явился выходом в новое пространство.

"Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски,- утверждал Казимир Малевич.- Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рабы! Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас".

 

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

 

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА МАЛЕВИЧА

 

Казимир Малевич (23.02.1878-15.05.1935) - русский художник, основатель супрематизма - направления искусства, использующего в качестве изобразительных элементов исключительно геометрические фигуры. Малевич считается одним из пионеров абстрактного искусства.

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве, в семье сахарозаводчика. Пройдя пятилетний курс обучения в сельскохозяйственном училище, он стал учиться живописи, а в 1900 уехал в Москву.

1903: Импрессионистский период. В начале века стиль Малевича тяготел к импрессионизму (например, "Цветочница", 1903), после февральской революции 1905 года художник вступил в контакт с символистским движением "Голубая роза". Споря в вопросах стиля с так называемыми примитивистами, Малевич создал три серии картин, которые представил в 1911 на Первом Московском салоне: "Желтая серия" включает в себя изображения ангелов и святых, "Белая серия" - белые фигуры на цветном фоне и "Красная серия" состоит в основном из изображений купающихся натур.

1911: Кубистический период. Примерно в 1910 любимым сюжетом художника стало изображение крестьянского труда: фигуры работающих на земле людей выполнены в ярких красках и упрощенных очертаниях. С 1911 в "крестьянских" сценах стало явственно ощущаться возрастающее влияние кубизма. Малевич создавал геометрические и блочные фигуры с металлически блестящими поверхностями. Кроме того, появлялись насыщенные красками картины, в которых он воссоздавал фигуры и пространство через шаро- и ромбовидные изображения (например, "Лесоруб", 1911/1912; "Урожай", 1912). В таких работах, как "Стол и комната" (1913) и "Англичанин в Москве" (1914), он ориентировался на французский вариант кубизма.

1913: Супрематизм. В 1913 Малевичу заказали костюмы и декорации для футуристической оперы "Победа над солнцем". Работая над этим заказом, художник сознательно отверг все известные стили искусства и создал декорацию, которая состояла из одного-единственного черного квадрата. Эту композицию он перенес затем на холст, назвав картину "Черный квадрат на белом фоне" (около 1913). Стиль своего искусства Малевич обозначал термином "супрематизм", под которым подразумевал "постановку опыта чистой, не имеющей практического значения беспредметности". Свои работы он поначалу компоновал преимущественно из квадратов; позже он стал работать с линиями, кругами, прямоугольниками и крестами. В художественном развитии супрематизма можно проследить три этапа. До 1915 доминирующими элементами были простые парящие формы из квадратов и широких цветных полос. Вторым этапом было создание напряженных групп из скрещенных между собой горизонтальных и вертикальных форм. В продолжение так называемого белого, или пуристического, периода (1917/18) он сводил композицию картины к монохромным белым плоскостям с белыми же формами. Благодаря своим теоретическим трудам по супрематизму Малевич, наряду с Владимиром Татлиным, считается наиболее выдающимся теоретиком конструктивизма (изображение фигур посредством чистых геометрических форм).

1917: Супрематизм как официальная культурная политика. После Октябрьской революции 1917 супрематизм, наряду с конструктивизмом, стал составной частью официальной культурной политики, нацеленной на научно-художественную реориентацию нового общества. Малевич был назначен руководителем всех московских музеев. Свою картину "Супрематизм" (1921-27) он рассматривал как постулат "бесполезной беспредметности". Художник экспериментировал не только в живописи: в течение некоторого времени он занимался дизайном помещений, а также архитектурой и прикладными искусствами. В 20-х Сталиным пропагандировался художественный стиль социалистического реализма, и Малевич в своей живописи стал более четко ориентироваться на предметное искусство, создавая портреты, изображения людей и ландшафтов (например, "Деревенские девушки", 1928-32). В 1935 Малевич умер в Ленинграде в возрасте 57 лет.

Галерея картин Малевича

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Раскрыта тайна картины Малевича «Черный квадрат»

Новейшие методы томографического сканирования помогли экспертам обнаружить под слоем краски скрытое изображение, объясняющее мистический магнетизм «Черного квадрата». Согласно реестрам «Сотбис» стоимость этой картины оценивается на сегодня в 20 миллионов долларов.В 1972 году английский критик Генри Вейтс писал: «Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда. Чем же объясняется эта загадка?».И продолжает:«Рассказывают, что Малевич, написав “Черный квадрат”, долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, лиловый, охровый, - по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом».

Томографическое сканирование в инфракрасном излучении показало следующие результаты:

Открытие взбудоражило искусствоведов и культурологов, заставив их вновь обратиться к архивным материалам в поисках объяснений.

Каземир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Он рос способным ребенком, и в школьном сочинении написал: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Но жизнь у него не сладкая. Весь день он слушает, как рабочие матерятся когда напьются бражки из сахара. Поэтому вернувшись домой папа часто матерится на маму. Поэтому когда я вырасту, то стану художником. Это хорошая работа. Не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести, и воздух пахнет красками, а не сахарной пылью, очень вредной для здоровья. Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день». Прочитав это сочинение мать Кози, Людвига Александровна (в девичестве Галиновская) подарила ему на 15-летие набор красок. А в возрасте 17 лет Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко.

В августе 1905 года, он приехал в Москву из Курска и подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск Малевич не захотел, он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц — по московским меркам, очень дешево. Но и эти деньги Малевичу часто приходилось брать в долг. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф.И. Рерберга в Москве. На этот период его жизни проливают свет письма художника А.А. Экстера музыканту М.В. Матюшину. В одном из них описывается следующее.Для поправки своих финансов Казимир Малевич начал работу над циклом картин о женской бане. Картины продавались не дорого и требовали дополнительных расходов на натурщиц, но это были хоть какие-то деньги.Однажды, проработав с натурщицами всю ночь, Малевич уснул на диване в своей мастерской. Утром туда вошла его жена, чтобы взять у него денег на оплату счетов бакалейщика. Увидев очередное полотно великого мастера, она вскипела от негодования и ревности, схватила большую кисть и закрасила холст черной краской.Проснувшись, Малевич пытался спасти картину, но безуспешно – черная краска уже подсохла.Искусствоведы считают, что именно в этот момент у Малевича родилась идея «Черного квадрата».

Дело в том, что многие художники задолго до Малевича пытались создать что-то подобное. Эти картины не получили широкой известности, но Малевич, изучавший историю живописи, несомненно о них знал. Вот лишь некоторые примеры.

Роберт Фладд, "Великая тьма" 1617

Берталь, «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети», 1843

Пол Билход, "Ночная драка негров в подвале", 1882

Альфонс Алле, "Философы ловят черную кошку в темной комнате", 1893

Больше всех в подобном творчестве преуспел Альфонс Алле, французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, автор популярного афоризма «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».С 1882 по 1893 год он нарисовал целую серию подобных картин, совершенно не скрывая своего юмористического отношения к этим «творческим исследованиям внематериальных реальностей».Например, абсолютно белый холст в рамке назывался «Малокровные девочки, идущие к первому причастью в снежной буре». Красный холст назывался «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря», и т.п.

Малевич несомненно понимал, что секрет успеха подобных картин таится не в самом изображении, а в его теоретическом обосновании. Поэтому он не выставлял «Черный супрематический квадрат», пока не написал в 1915 году свой знаменитый манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».

Однако и этого оказалось недостаточно. Выставка прошла довольно вяло, поскольку различных «супрематистов», «кубистов», «футуристов», «дадаистов» «концептуалистов» и «минималистов» к тому времени в Москве развелось довольно много, и они уже порядком надоели публике.Настоящий успех пришел к Малевичу лишь после того, как в 1929 году Луначарский назначил его «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА». В рамках этой должности Малевич повез свой «черный квадрат» и другие работы на выставку «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. Затем прошли его персональные выставки в Варшаве, в Берлине и в Мюнхене, где также была опубликована его новая книга «Мир как беспредметность». Слава о «Черном квадрате Малевича» пошла по всей Европе.

От московских коллег не укрылся тот факт, что Малевич использовал свою должность не столько для международной пропаганды советского искусства, сколько для пропаганды своего собственного творчества. И по возвращении из-за границы осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД по доносу как «германский шпион».Впрочем, благодаря заступничеству Луначарского, в тюрьме он провел всего 4 месяца, хотя и расстался с должностью «народного комиссара изобразительных искусств» навсегда.

Итак, первый «Черный супрематический квадрат», о котором здесь и шла речь, датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.Второй «Черный квадрат» Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея.Третий – в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке.И четвертый – в 1930 году, специально для Эрмитажа.

В этих музеях хранятся и другие работы Малевича

Каземир Малевич, "Красный супрематический квадрат, 1915

Каземир Малевич, "Черный супрематический круг", 1923

Каземир Малевич, "Супрематический крест", 1923

Каземир Малевич, "Черное и белое", 1915

Однако следует отметить, что имя Малевича навсегда вписано в историю искусства вполне заслуженно. Его «творчество» является наиболее яркой иллюстрацией к законам психологии, согласно которым среднестатистический человек не способен мыслить критически и самостоятельно отличать «искусство» от «неискусства», и вообще правду от неправды. В своих оценках посредственное большинство руководствуется в основном мнением общепризнанных авторитетов, что позволяет легко убедить общественное мнение в верности любого, даже самого абсурдного утверждения. В теории «психологии масс» этот феномен так и называется – «эффект Черного квадрата». На основе этого феномена Геббельс сформулировал один из основных своих постулатов – «Ложь, повторенная в газетах тысячу раз, становится правдой». Печальный научный факт, широко используемый для политического пиара и в нашей стране, и в наши дни.

Каземир Малевич, автопортрет, 1933,Государственный Русский музей

sensaxy.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта