Николай Константинович Рерих Roerich, Nikolas (1874-1947). Рерих картины
Картины Рериха
mp-3-плейер
(музыкальное сопровождение)
Небесный бой. 1912. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Восставший сон Востока. 1923 г. Местонахождение - частная коллекция
Медитация. 1923 г.. Местонахождение - частная коллекция, Нью-Йорк
Видение. 1923 г. Местонахождение - частная коллекция
Три стрелы.1923 г. Местонахождение - частная коллекция
Чудо. Серия "Мессия". 1923 г. Местонахождение картины: Государственный музей Востока, Москва
Знаки Христа. Серия "Знамёна Востока". Местонахождение картины: частная коллекция, Москва
Матерь Мира. Серия "Знамёна Востока". 1924 г. Международный центр-музей им. Н.К.Рериха
Змий мудрости. 1924 г. Из серии "Знамёна Востока" Местонахождение: частная коллекция, Москва
Тзонг-Ка-Па. 1924 г. Серия "Знамёна Востока" Местонахождение: частная коллекция
Ясный вечер. 1924 г. Серия "Гималаи" Местонахождение: частная коллекция, Москва
Горы из Сошинга. 1924 г.Из серии "Гималаи" Местонахождение: Международный цент-музей им.Н.Рериха
Превыше гор. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение картины: частная коллекция, Москва
Жар-Цвет. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: частная коллекция
Сокровище Мира. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Сжигание тьмы. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Звезда Матери Мира. 1924 г. Серия "Его Страна" Местонахождение: частная коллекция, Россия
Гималаи. 1924 г. Серия "Сикким" Местонахождение: частная коллекция, США
Ступени Гималаев. Серия "Сикким" Местонахождение: частная коллекция, Нью-Йорк
Матерь Турфана. 1924 г. Серия "Сикким" Местонахождение: частная коллекция, США
Будда победитель. 1925 г. Серия "Знамёна Востока" Местонахождение: частная коллекция, Москва
Чаша Христа. 1925 г. Серия "Знамена Востока" Местонахождение: частная коллекция, Москва
Магомет на горе Хира. 1925 г. Серия "Знамена Востока" Местонахождение: частная коллекция, Россия
Моисей водитель. Серия "Знамена Востока" Местонахождение: частная коллекция, Россия
Миларепа услышавший. 1925 г. Серия "Знамёна Востока" Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Скрещение путей Христа и Будды. 1925 г. Местонахождение: Международный музей Рериха, Москва
Озеро Наг. Серия "Озёра и Гильгитский путь" Местонахождение: частная коллекция
Исток Инда. 1925 г. Местонахождение: Международный музей-центр им. Н.К. Рериха, Москва
Знамена грядущего. Сюита "Майтрейя"1926г.Местонахождение: Нижегородская Государственная художественная галерея
Конь счастья. Сюита "Майтрейя" Нижегородская Государственная художественная галерея
Шёпоты пустынь. Сюита "Майтрейя" 1926 г. Нижегородская Гос-я художественная галерея
Приказ Ригден-Джапо. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва
Весть орла. 1927 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Сосуд нерасплесканный. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция
Чёрная Гоби. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция
Перевал Тангла. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция
Чудь подземная.1929 г. Местонахождение: частная коллекция
Форт Бхарагарх. Серия "Кулу" 1929 г. Местонахождение: Международный центр-музей Н.К. Рериха, Москва
Ступа в Чунг-тю. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Цайдам. 1929 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского "Весна священная" 1929 г.Местонахождение: Музей Н.Рериха
Илья Пророк 1931 г. Местонахождение: Nicholas Roerich Museum, New York
Жанна Д'Арк, Триптих 1931. Коллекция Боллинга, Гранд Хейвен, Мичиган
Архат. 1932 г. Местонахождение картины: Художественный музей г. Аллахабада, Индия
Брахмапутра 1932 г. Местонахождение картины: Государственный художественный музей, Рига, Латвия
Священная Тангла 1932 г. Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Мадонна Орифламма (Червоннопламенная)1932 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Его тень (Тень Учителя) 1932 г. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Звезда героя 1932 г. Местонахождение: Музей индийского искусства, г. Варанаси, Индия
Воин Света 1933 г. Коллекция Стиббе, Гринуич, США
Гималаи. Розовые горы 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк
Шатровая гора 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк
Чантанг. Северный Тибет (тибетский стан) 1939. Музей исскуств народов мира
Гималаи (лунный закат) 1940. Музей исскуств народов Востока, Москва
Философ. Тишина. 1940 г. Государственный Музей искусств Востока, Москва
Гесер-хан. 1941 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва
Нанда-Деви 1941 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Неведомый старик Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Полунощное. 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва
Ангел последний 1942. Международный Центр Рерихов, Москва
Борис и Глеб 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва
Песнь о Шамбале. 1943 г. Местонахождение: Государственный музей искусства Востока, Москва
Канченджунга. 1944 г. Местонахождение: Государственный Музей Востока, Москва
Горное озеро. Перевал Бара-Лача Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Гималаи 1945 г. Музей искусств народов Востока, Москва
Н.К.Рерих. Клад захороненный 1947. Холст, темпера. 91,4x153,3 см
Огни на Ганге 1947. Международный Центр Рерихов, Москва
Тибет. Музей исскуств народов Востока, Москва
Николай Константинович Рерих - художник-философ, художник-мистик, художник-странник, художник-археолог, художник-литератор.
Творчество Николая Константиновича Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце, это был человек «с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего своих мыслей. При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях».
Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.
Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника. В 1897 году П.М. Третьяков приобрел полотно "Гонец". выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание не сбылось полностью.
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные годы были получены его произведения в дар, приобретены у частных лиц, некоторые из них поступили из Государственного Музейного фонда. В 1949 году Галерея приняла ряд картин Рериха, ранее находившихся в Русском культурно-историческом музее в Праге.
Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир. Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.
Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.
В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», - писал он. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин, идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты (Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.
Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.
Помимо всего прочего, в начале века России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.
Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии.
Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души. Еще в 1895 году Рерих писал в дневнике: «Мне весьма любопытно, было ли на русское искусство два влияния - византийское и западное или было еще и непосредственно восточное? Кое-где нахожу смутные указания на это».
У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) - «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. «Искусство объединит человечество, искусство едино и нераздельно. У него много ветвей, но корень один». В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием - «Пылающее сердце». А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.
artgalereya.mirtesen.ru
Рерих, Николай Константинович. Все картины художника
Альбом содержит 2680 картин и рисунков Николая Рериха, собран в хронологической последовательности и разбит на 6 частей.
Краткая биография
Николай Константинович Рерих, художник, археолог, писатель, юрист и посланник мира родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Уже в раннем возрасте у него проявился талант к археологии и рисованию. В возрасте шестнадцати лет он хотел поступить в Академию художеств, чтобы продолжить карьеру художника, но его отец настаивал на том, чтобы он стал адвокатом. Был достигнут компромисс и в 1893 году Николай поступил одновременно в Академию искусств и в Петербургский университет.
Ранние года
В конце 1890-х произошёл расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангард формировал группы и союзы во главе с молодым Сергеем Дягилевым, который занимался с Рерихом в юридическом училище и был одним из первых, кто оценил его художественный талант. Молодой художник познакомился со многими композиторами и художниками того времени – Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. Позднее он разрабатывал дизайн нотных наборов для этих композиторов.
После окончания университета Рерих женился на Елене, дочери архитектора Шапошникова и племяннице композитора Мусоргского. У них родились два сына: Святослав и Георгий.
Рерих занял пост секретаря Школы Общества поощрения искусства, став впоследствии его главой, первой из многих позиций, которые Рерих займёт в качестве учителя и деятеля искусств.
Объединение искусств, которое поощрял Рерих, свидетельствовало о его способности гармонизировать и находить соответствия между кажущимися конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни. Его талант к синтезу позволил ему соотнести субъективные ощущения с объективной, философской, научной, восточной мудростью с западными знаниями и построить мосты понимания между такими очевидными противоречиями.
Художник и дизайнер
Летом 1903 и 1904 годов Рерихи путешествовали по России и посетили, в общей сложности, около 40 городов. Цель заключалась в том, чтобы противопоставить стили и исторический контекст русских древних памятников, церквей, городских стен и замков. Оказалось, что во многих случаях им пренебрегали столетиями. Будучи археологом и искусствоведом, Николай придавал этому ключевое значение в культурной истории России. Он решил обратить внимание на ситуацию и как-то организовать защиту и сохранение древних памятников, с этой целью он написал серию из семидесяти пяти работ.
Впечатления от этого путешествия имели длительный эффект, поскольку по возвращении в 1904 году Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, будет способствовать повсеместной защите таких культурных ценностей, план, изложенный тридцать один год спустя в «Пакте Рериха». Такое мышление не было обычным явлением в те дни, оно подчёркивало важность того, чем сегодня большинство стран мира занимаются в рамках сохранения своего культурного наследия.
В 1906 году Сергей Дягилев организовал выставку русских картин в Париже. Там были представлены шестнадцать работ Николая Рериха. А в 1909 году он представил Шаляпина в «Иване Грозном» Римского-Корсакова с костюмами и нарядами, созданными Рерихом. В половских танцах из «Короля Игоря» Бородина, также оформленного Рерихом и в других балетах Дягилев представил корпус русских танцоров, который позже стал известен как «Русские балеты», в который вошли Павлова, Фокин и Нижинский.
Николай Рерих активно работал вместе с Игорем Стравинским над балетом «Le Sacre du Printemps» («Весенний обряд»).
В 1915-1917 годах семья Рерихов жила в Финляндии. В России разбушевалась революция и возвращение было бы опасным. В 1918-м Николай провёл выставку живописи в Стокгольме и оттуда семья отправилась в Лондон. Сэр Томас Бичем пригласил художника оформить новое производство «Принца Игоря» для оперного театра Ковент-Гарден.
Позже Рерих принял приглашение Чикагского института искусств приехать в Америку. Экскурсия открылась успешной выставкой в Нью-Йорке в 1920 году. Кроме показа более своих 400 картин в американских городах, Рерих работал над декорациями и костюмами к спектаклям «Снегурочка» и «Тристан и Изольда» для Чикагской оперной труппы. Во время своих путешествий по Америке он написал серию картин в Нью-Мексико и в Монхегане, штат Мэн. Его впечатлил дух предпринимательства, царивший в Америке, и Николай описал положительное влияние, которое это развивающееся явление оказало на мир.
В 1921 году он основал Иинститут объединённого искусства в Нью-Йорке, в котором планировал реализовать образовательные концепции, включённые в учебную программу в Санкт-Петербурге. Институт процветал, но не выжил после 1937 года из-за Великой депрессии. Фонды закончились и это вызвало полный крах организации, которую Рерих и его сторонники пытались построить.
В 1949 году институт возродился как Музей Николая Рериха в здании из коричневого камня на 107-й Западной улице, где он работает и по сей день. В нём находится одна из самых обширных коллекций работ художника в мире.
Вера и Дух
В мае 1923 года Рерихи отправились в Индию, где на этой нестареющей земле, среди снегов Гималайского хребта, они стремились объединить свои мысли с вечностью. Они обосновались в Бомбее в декабре 1923 года и оттуда начали путешествовать по культурным центрам и историческим местам, где встречались с индийскими мыслителями, учёными, художниками и писателями. К концу декабря в Сиккиме на южных склонах Гималаев, они начали тяжелый поход через тридцать пять горных перевалов от четырёх до шести с половиной километров в высоту.
Рерих считал, что горы помогают обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, куда бы они ни пошли, вера Рерихов в существенную благость жизни и духовность человека только усиливалась.
Шедевры Рериха из Восточной серии девятнадцати картин, изображающих религиозных учителей мира, Мохаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, индийских и христианских святых и мудрецов, свидетельствовали о единстве религиозного стремления и общих корнях человеческой веры.
В конце этой масштабной экспедиции, в 1928 году семья обосновалась в долине Куллу на высоте 2000 метров в предгорьях Гималаев. Там они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов уже проведённых и будущих исследований. Деятельность Института включала ботанические, этнологические, лингвистические исследования и исследования археологических объектов.
Знамя мира
По возвращении в Нью-Йорк, Николай Рерих предложил заключить договор о защите культурных ценностей в периоды войны и мира. Используя в качестве примера Красный Крест, он подготовил Пакт, в котором предполагалось, что флагом, «Знаменем Мира», будут отмечены все места, находящиеся под его защитой. В дизайне этого флага использованы три сферы, окружённые кругом пурпурного цвета на белом фоне. В основе интерпретации этого символа – союз религии, искусства и науки, которые являются аспектами культуры, изображённой в виде окружности или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в кругу Вечности.
Пакт Рериха был согласован двадцатью странами Северной и Южной Америки и подписан 15 мая 1935 года в Белом доме президентом Рузвельтом, позднее к нему присоединились и другие страны. Этот договор по-прежнему остаётся в силе. Многие люди, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и их основополагающие принципы.
Рерих был номинирован на Нобелевскую премию мира за работу, проделанную им в области сохранения культурного наследия человечества.
Следование изысканности и красоте мира было священным для Рериха. Он считал, что, хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, мысль, воплощённая в них, не умирает, а является частью вечного потока сознания – стремлений людей, питаемых их направленной волей и энергией мысли. Наконец, он считал, что мир на Земле является главной предпосылкой для выживания человечества и непрерывного процесса духовной эволюции.
Николай Рерих умер в Куллу 13 декабря 1947 года и его пепел был захоронен под горами, которые он так любил и изображал во большинстве из своих почти семи тысяч работ.
gallerix.ru
биография, картины, музеи, личная жизнь художника.
Художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.
НИКОЛАЙ РЕРИХ — «ПОЕЗДКА ПО СТАРИНЕ»
Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Мальчик получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга — гимназию Карла фон Мая.
Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц. Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки. В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.
Мальчик интересовался историей и эпосом изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей. Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи скульптор Михаил Микешин — он стал первым учителем будущего художника.
Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств. Его первым крупным успехом стала дипломная картина «Гонец»: за нее Рерих получил звание художника. В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год — университет.
Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался. Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины.
Николай Рерих. Заклятие земное. 1907. Государственный Русский Музей
Николай Рерих. Строят ладьи. 1903. Государственный Музей Востока
Николай Рерих. Дозор. 1905. Государственный Русский Музей
В путешествии родилась целая серия полотен — «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.
«Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни веселою, красивою жизнью».
Свое путешествие по древним русским городам Николай Рерих завершил в Талашкино — в имении мецената Марии Тенишевой. Здесь вместе с художниками Михаилом Врубелем, Александром Бенуа и Константином Коровиным Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов. В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ — декор в храме Святого Духа в Талашкине.
ХУДОЖНИК, АРХЕОЛОГ, РЕДАКТОР И УЧЕНЫЙ
Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона». Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов. Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики — различные издания.
Наряду с древнерусской темой в творчестве Николая Рериха стали появляться восточные мотивы. Он изучал философию Востока, коллекционировал предметы японского искусства, написал несколько очерков о Японии и Индии, создал картины на индийские мотивы — «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману».
Николай Рерих. Девассари Абунту. 1905
Николай Рерих. Девассари Абунту с птицами. 1905
Николай Рерих. Граница царства. 1916
В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету. Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой. Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.
В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.
В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» — о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.
Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США. В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.
«МАСТЕР ГОР» НИКОЛАЙ РЕРИХ
В 1923 году Рерих покинул Америку и отправился в Париж, а затем — в Индию, где организовал масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию. В это время он проводил археологические и этнографические исследования в разных частях Азии, изучал редкие манускрипты, собирал лингвистические материалы и произведения фольклора, описывал местные обычаи, написал книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи». В эти годы художник создал около 500 полотен. На них отражалась живописная панорама экспедиционного маршрута.
Обширные научные материалы, которые собрали Рерихи во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. После поездки супруги основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований, а затем — институт «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет утренней звезды») в Гималаях, в долине Куллу.
В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей — Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. За него Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира, но он так и не получил ее.
С конца 1935 года Рерих постоянно жил в Индии. Этот период — один из самых плодотворных в его творчестве. За 12 лет он написал более тысячи картин. В это время вышли две новые книги Николая Рериха и несколько томов литературных очерков. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы», за которые художественные критики называли Рериха «мастером гор».
Николай Рерих. Шамбала Дайк (Весть Шамбалы). 1931
Николай Рерих. Чинтамани. 1935-1936
Николай Рерих. Песнь о Шамбале. Тангла. 1943
В годы Второй мировой войны он вновь обратился в своем творчестве к теме родины и создал ряд картин, используя образы русской истории, — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись».
Николай Рерих умер в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор.
Приглашаем вас в «художественное» путешествие по 10 природным зонам России, изображенным на пейзажах живописцев.
www.culture.ru
Картины Николая Рериха | Музей картин семьи Рерихов
Меню навигации+- Главная
- Новости
- Статьи
- История семьи
- Николай Константинович
- Елена Ивановна
- Юрий Николаевич
- Святослав Николаевич
- О сайте
- Картины
- Картины Николая Рериха
- Картины Святослава Рериха
Найти:
Новости
- Туристический маршрут по стопам экспедиции Николая Рериха
- В Красноярске открыли выставку картин Рериха
- Продажа картин из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке
- К памятнику Николаю Рериху принесли цветы
- Выставка, посвященная 80-летию Пакта Рериха
Статьи
- Как создавался Музей-институт семьи Рерихов
- Странные видения Елены Рерих
- Роль Е. И. в начинаниях семьи. Начало записи книг Живой Этики
- Музыка и Н. К. Рерих
- Возрождение Института «Урусвати»
Метки
carolina charlotte christie karnataka museum north parishath sotheby акварель бангалор бахрушина болгария бумага вечер виньетка горный гуашь декорации дерево доска закат замок иконостас канченджанга карандаш картон кэтрин латвия лахул лондон метерлинка монголия монхиган наггар оргалит пермский позднее портрет рига рисунок сказка софия сша фанера эскиз ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Спас нерукотворный 1912 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Русский воин в кольчуге До 1917 г. год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Атлант 1921 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Пушкари (Пушкарь) 1894 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Виньетка [23] год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Горное озеро. Перевал Баралача 1944 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Тибет 1940 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Весна священная [эскиз] 1945 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Этюд облаков 1936-1947 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Египет 1912 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Ярославна 1914 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Щеголиха 1912 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Граница царств 1916 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Бой со змеем [Эскиз занавеса, вариант] 1914 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Тибет (Утро) 1940 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Твердыни Тибета (Граница меча) 1933 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Скалы Ладака 1933 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Рыцарь ночи [эскиз] 1918 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Бекас [Рисунок] 1893 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Этюд стен 1890-е год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Каюта [Набросок] 1912 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Зима [эскиз кулисы] 1914 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Буря. Монголия 1944 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Горный этюд [4] год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Чарака год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Монастырь Ламаюру 1925 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Заклятие земное 1907 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Лесовики 1916 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Печоры. Ризница 1903 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Вид подножия Гималаев год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Санга Челлинг 1924 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Гималаи (188) год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. У часовни 1913 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. С нами Силы Небесные 1944 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Мехески — лунный народ 1915 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Всадник ночи [Эскиз] 1918 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Набросок к картине «Морское чудо» [фрагмент 1] 1918 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Озеро Нагов. Кашмир 1937 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Ландшафт первозданный Последняя четверть XIX в. год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Прогулка Куан-Инь [эскиз] 1925-1925 гг. год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Камни и скалы [Карельский пейзаж] [2] 1918 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Монхиган (Смутность) 1922 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Монголия 1935-1936 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Гималаи [Обитель снегов] 1942 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Гималаи [Этюд] 1933 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Монхиган. Мэн [2] 1922 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Сергий строитель 1925 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Илья Муромец [декоративное панно] 1910 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Ламаюру. Ладакх 1925 год
Далее ДалееКартина Николая Константиновича Рериха. Виньетка [09] год
Далее « Предыдущие Записиroerich-museum.org
Николай Рерих – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge
Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев).
Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г.Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф.Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П.Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П.Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.
В 1920 переехав в США, Рерих основал там вместе с женой Е.И.Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923 Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.
Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).
Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.
Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев).
Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г.Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф.Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П.Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П.Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.
В 1920 переехав в США, Рерих основал там вместе с женой Е.И.Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923 Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.
Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).
Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.
Сохранитьartchallenge.ru
|
www.tanais.info
картины и краткая биография великого русского художника
Николай Константинович Рерих известен во всем мире своей художественной гениальностью. Кроме этого, он проявлял свои творческие способности в литературе, увлекался археологией, много путешествовал и занимался активной общественной деятельностью. Однако мало кто знает, что Рерих является основателем собственного религиозно-мистического движения. Его занятия оккультными науками и регулярными спиритическими сеансами послужили поводом для отлучения художника от церкви.
Николай Рерих картины писал всю жизнь. Их насчитывается более 7000 экземпляров, не считая многочисленных эскизов для мозаичных комплексов и фресок в различных храмах и церквях. Художник объездил невероятное количество стран, что получило свое отражение в его произведениях. Большой отпечаток на всю его жизнь наложила философия Востока.
Много загадок и уникальности подарил всему миру Николай Константинович Рерих. Картины, написанные им в молодые годы, значительно отличаются от более поздних полотен, но их художественной ценности это не умаляет. Его первым значимым произведением в мире художественного искусства стал "Гонец".
"Восста род на род" (1897г.)
Талант буквально вырвался из Рериха при защите диплома. Картина "Восста род на род" произвела фурор. Сам Третьяков купил ее для своей галереи. Восторженно отзывался о картине Лев Толстой. Используя сюжет из Евангелия от Матфея, через своего "Гонца" молодой Рерих передает послание всему народу от имени Христа. В напутствии крик о том, что грядут войны, болезни и катастрофы. Знаменитый критик Стасов говорил тогда: "Толстой поймет, с какими вестями спешит гонец".
"Идолы" (1901г.)
Всего через 4 года после первого крупного успеха перед нами появляется новый Николай Константинович Рерих. Картины его становятся более сюжетными и фантастичными, все детали прорисованы четче и уверенней, в сравнении с ранними работами автора. Его "Идолы" - воплощение языческих мыслей и образов, навеянных археологическими экспедициями.
Частокол с нанизанными черепами животных, и задумчивый старец-провидец одиноко бродит между фигурами безмолвных идолов... Этот сюжет продолжили другие произведения, например, "Зловещие", написанные в том же году.
Пророчество Рериха
Картины Николая Рериха (с названиями) представлены во многих отечественных и зарубежных каталогах. Среди них есть известные и не очень. Существует как минимум два произведения, которые считают пророческими - "Город осужденный" и "Крик змия". Обе картины написаны одна за одной в 1914 г., незадолго до революции. Соловьев, друг Рериха и критик, писал о том, что произведения автора перекликаются с древней притчей о Вавилоне.
Николай Рерих картины пишет, играя контрастами. Так и здесь: на фоне огненного неба и змея, который обвил город со всех сторон, высятся мрачные серые стены крепостей. В этой авторской безысходности - неминуемость скорой революционной волны.
Небесные фантазии
Николай Рерих картины с сюжетным наполнением обязательно обрамляет контуром облаков. Он отдает им особое место в своих произведениях, а иногда отводит даже главную роль. Например, картина "Веление неба". Рерих в своих литературных воспоминаниях описывает облака как что-то особенное, что запомнилось ему еще с раннего детства. Обладая широкой творческой фантазией, в вечном движении он постоянно замечал что-нибудь новое: богатырей, коней, драконов.
На картине "Веление неба" люди играют второстепенную роль, молясь с поднятыми вверх руками. Игра облаков заметна и на многих других произведениях художника, таких как "Три короны", "Небесный бой" и другие.
Святой Пантелеймон
Художник Николай Рерих картины часто пишет по библейским сюжетам или по народным легендам. Интересно его произведение "Пантелеймон-целитель" об искусном врачевателе-травнике. Но и здесь не ясно, где проходит граница между небом и землей. И тут и там просматриваются особые пейзажи. На их фоне Пантелеймон - всего лишь часть природы. Лекарственные травы излучают свет в ночной глубине. Длинная борода травника развевается и смешивается с ветром. Природа и человек едины - вот основная мысль этой картины.
Рерих и Север
Где бы ни путешествовал, какие бы страны ни посещал, но сдержанную северную красоту всегда любил и ценил уроженец Санкт-Петербурга Николай Рерих. Картины (фото представлены в статье), которые он писал всю жизнь, в большинстве своем передают пейзажи его детства.
"Святой остров" демонстрирует всю мощь и неприступность Валаама, с которым художник познакомился в 1906 году. Тут нет простых людей. На острове свято все, от человека до камня. Кажется, что везде просматриваются очертания лиц, а сами люди украшены нимбами.
Восточная философия
Много лет своей жизни отдал Востоку Николай Рерих. Картины его часто насквозь пропитаны особой философией. На всех восточных сюжетах - люди со своими обычаями, мировоззрением, устремленность к свету и успокоению. Каждую картину Рерих наделяет душой, которая не всем понятна, но манит к себе неповторимым обаянием.
Пестрота Гималайских гор кажется вычурный и надуманной для тех, кто не видел их в природе. Художник настолько полюбился на Востоке, так сроднился с ним, что даже на надгробии его присутствует надпись о его дружбе с индийским народом.
В конце жизни Рерих, пронизанный восточной культурой, принял ламаизм - религию смерти, принимая ее как нечто естественное, но требующее уничтожения. Этой языческой вере свойственны жертвенные приношения с обилием крови. Но, вместе с этим, вера в светлое жила в Рерихе. Об этом свидетельствуют его картины, которые стали российским достоянием, наследием, переданным гениальным художником великой стране.
fb.ru