Амедео Модильяни: биография, фото и интересные факты. Картины модильяни


Картины и биография художника Амедео Модильяни

Амедео Модильяни (итал. Amedeo Clemente Modigliani; 12 июля 1884, Ливорно — 24 января 1920, Париж) — итальянский художник и скульптор, который не был признан при жизни, но теперь регулярно потрясает аукционы.

Особенности творчества художника Амедео Модильяни: виртуозное сочетание линии и объема; «скульптурные» тела и лица; ню, сочетающие чувственность, эротизм и некоторую отрешенность, дистанцию; плоские лица; закрашенные, без зрачков глаза моделей; двухмерное изображение; удлиненные головы персонажей, длинные шеи.

Известные картины Амедео Модильяни: изображение Анны Ахматовой, многочисленные «Обнаженные», «Портрет Жанны Эбютерн».

Пытаясь хоть как-то классифицировать творчество художника Амедео Модильяни, специалисты относят его произведения к экспрессионизму. Но, справедливости ради, это довольно натянутое утверждение. Модильяни — это… Модильяни. Его картины чрезвычайно скульптурны, кажется, в них — сожаление о том, что стать скульптором ему не удалось. А его образ жизни был слишком шокирующим даже для всякое повидавшего района Монпарнаса…

Проклятие Модильяни

Моди (от фр. maudit — проклятый) — так его называли. Казалось, над ним и правда проклятье лежит. Амадео Модильяни даже на фоне богемного образа жизни, который вели французские художники в начале века, выделялся. Он был слишком: слишком нищий даже для перебивающих с хлеба на абсент собратьев по кисти, слишком пьющий даже для далеких от трезвости, слишком скандальный и буйный даже для нарушителей правил и попирателей ценностей, слишком беспутный — даже для пишущих проституток художников!

Модильяни страстно желал успеха, который пришел к нему лишь после смерти. Это сегодня его картины бьют все рекорды на аукционах. А тогда — изысканный, неприкаянный и совершенно не приспособленный к жизни художник погубил свою жизнь и увлек за собой в могилу ту, что любила его. Трагическая судьба Модильяни оставляет горькое послевкусие.

Семья художника Амедео Модильяни

Амедео Модильяни был четвертым, самым красивым и самым любимым ребенком Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Благополучное еврейское семейство проживало в итальянском городке Ливорно близ Тосканы. Правда, к его рождению благополучной семья быть перестала: когда Евгения со схватками лежала в постели, чиновники явились описывать имущество обанкротившегося Фламинио. Всё самое ценное поспешно свалили на кровать роженицы, неприкосновенную по итальянским законам. Не очень-то дружелюбно мир встретил будущего художника.

Мальчик рос хрупким и болезненным. Мать в нем души не чаяла. А отец… Отец оказался слаб, и не сумел взять себя в руки и с новыми силами приняться за дело. Детей на ноги поставила сама Евгения — да-да, в те времена, когда женщине очень непросто было зарабатывать деньги, Евгении Гарсен это удалось. Она открыла частную школу, которая вскоре стала очень популярна. До конца жизни Модильяни с большим трепетом говорил о матери. А об отце — почти никогда не упоминал. Роль главного мужчины в его детстве выпала на долю деда по материнской линии. Он и привил мальчику любовь к искусству.

У маленького Амедео — плеврит, затем брюшной тиф. По легенде, в горячечном бреду он без конца говорил об увиденных в музеях картинах и твердил, что хочет рисовать. Впрочем, по другим данным, рисованием он начал заниматься еще раньше, не в столь драматических обстоятельствах. Как бы то ни было, четырнадцати лет, оставив школу, он пошел учиться в художественную студию Гульельмо Микели.

Туберкулез впервые дал о себе знать, когда Амадео исполнилось 16 лет. Чтобы поправить его здоровье, мать увезла мальчика на зиму на юг. Рим, Неаполь, Капри — Модильяни делал наброски, писал и ухлестывал за девушками. Вернувшись, Модильяни подался во Флоренцию, где поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры, оттуда — в Венецианский Институт изящных искусств вслед за своим другом Оскаром Гилья. И, похоже, именно в Венеции Модильяни впервые попробовал наркотики.

Биография художника: Модильяни в Париже

Всю жизнь он тосковал по родной Италии, собирался в нее вернуться и начать новую жизнь. И возвращался пару раз, но остаться не смог: Париж манил снова и снова. Впервые в Париж Модильяни приехал в 1906 году. Поначалу жил в дорогом отеле и ходил по музеям. Живописи учился в Академии Коларосси. А параллельно перезнакомился с художественным бомондом. Вскоре съехал из дорогого отеля в дешевую квартирку и… пустился во все тяжкие. Модильяни с Утриллло были едва ли не самыми скандальными буянами и алкоголиками Монпарнаса.

Вначале он пил, чтобы преодолеть свою застенчивость. Позже — чтобы скрасить разочарование. У него было много приятелей, но вряд ли кого-то можно было назвать его другом. Многие из тех, с кем вместе они скитались по дешевым ночлежкам, стали богатыми и знаменитыми. Модильяни оставался в изоляции. Лидерами двух лагерей были Матисс и Пикассо. Модильяни не следовал ни за одним из них. У него был свой путь, но какой? Он и сам толком не знал, и никто не знал. Может, и правда, этот элегантный, помешанный на чистоте красавец — «проклятый»?.. Он писал картины — их обходили молчанием, не замечали. Он неистово жаждал признания. Его не было. Потом он уже пил, потому что не умел иначе.

В 1909 году, познакомившись со скульптором Константином Бранкузи, Модильяни увлекся ваянием. Скульптуре он посвятит около пяти лет. Это были очень тяжелые годы жизни. Занятия скульптурой требовали больше вложений, чем живопись. Да и здоровье нужно было покрепче, чем у истощенного беспутным образом жизни и болезненного художника. Но это увлечение существенно повлияло на живопись Модильяни и позволило сформировать собственный стиль. Его картины созданы под взглядом в первую очередь ваятеля, и лишь потом — художника. Отсюда особая осязаемость, скульптурность тел, плоские лица, длинные носы, изогнутые шеи. Он словно ваял кистью. Модильяни написал портреты многих знаменитых современников: Пикассо, Сутина, Липшица и других.

Часто ему приходилось расплачиваться своими работами за еду и выпивку, и трактирщики при этом считали, что кормят его даром, потому что кому эти странные рисунки и картины нужны… Успеха при жизни он не дождался, но были коллекционеры, которые чувствовали, что он создает нечто особенное. Среди его меценатов — Поль Александр, Поль Гийом, Леопольд Зборовский. Зборовскому даже удалось в декабре 1917 года в галерее Берты Вейль организовать выставку Модильяни. Продлилась она часа два, после чего полиция потребовала снять картины и закрыть выставку по причине ее непристойности.

Женщины в жизни Модильяни

Женщины были от него без ума. Натурщицы с огромным удовольствием соскальзывали с подиума для позирования в постель художника. В русскоязычном пространстве фамилия Модильяни тесно связана с Анной Ахматовой — впервые они встретились в знаменитом любимом художниками парижском кафе «Ротонда» в мае 1910 года. Ахматова с Гумилевым приехали в свадебное путешествие. По настоянию Гумилева Париж молодожены покинули стремительно… Но в следующем году Ахматова вернулась сама, и два месяца они с Модильяни провели в регулярных встречах.

Первая длительная и очень драматическая связь Модильяни — отношения с Беатрис Хестингс. Умная, хлесткая поэтесса Беатрис оказалась под стать своему строптивому любовнику. Нередко их видели танцующими обнаженными на Монпарнасе. Беатрис отличалась неуемным сексуальным темпераментом. Их отношения были подобны военным, объединяла их испепеляющая страсть, она же и отталкивала друг от друга. По многочисленным свидетельствам, скандалили они безобразно, и рукоприкладство в паре было обычным делом. Амедео безумно ревновал, а Беатрис давала немало поводов для ревности. Познакомились они в 1914 году, а в конце 1915 года Беатрис попросту сбежала. Но встреча с главной женщиной в его жизни была впереди.

Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн

Модильяни особенно знаменит своими прекрасными ню. При этом он написал около 20 портретов Жанны Эбютерн и ни разу не изобразил ее обнаженной (1, 2, 3). Они встретились в феврале 1917-го. Ему было 33 года, ей — 19. Жанна — художница, и очень неплохая. Она училась в школе при Академии Коларосси.

Современники описывают Жанну как невзрачную, скромную, тихую мышку. Тихую, но не робкую, в ней угадывалась сила и настойчивость. Чем отличалась Жанна, его главная любовь, мать его ребенка, последовавшая за ним в могилу, от прочих женщин в жизни Модильяни? Пожалуй, тем, что безоговорочно его принимала. Она не мечтала его переделать, а ясно видела, каков он, — и оставалась рядом.

Родители девушки были категорически против Модильяни. Вопреки надеждам окружающих, отношения с Жанной не изменили его. Он по-прежнему беспробудно пил, употреблял наркотики, всегда был без денег — даже когда его покровителю Леопольду Зборовскому удавалось что-то продать, Модильяни немедленно приглашал кого-то из приятелей и пропивал гонорар. К тому же, есть большие сомнения насчет его верности Жанне и нет сомнений по поводу грубого обращения — свидетельства современников совпадают в этом. И всё же — в этих отношениях была нежность, которую ранее он не проявлял ни к кому. Зачастую они просто бродили или сидели на лавочке или в кафе, очень тесно прижавшись друг к другу, словно стремясь раствориться в своей любви и не возвращаться в жестокий мир.

Когда Жанна забеременела, Модильяни признал ребенка. У них родилась дочь. А когда он узнал о второй беременности подруги, то даже собрался на ней жениться. Но сделать это так и не смог. 24 января 1920 года в больнице для бедных Модильяни умер от туберкулезного менингита. Жанна Эбютерн, бывшая на 9 месяце беременности, в палате не плакала. А приехав к родителям, под утро следующего дня выбросилась из окна 6 этажа. Их дочь Джованну впоследствии удочерила сестра Модильяни.

Есть легенда о том, что Жанна однажды сказала Зборовскому: «Моди обязательно нужно умереть. Он гений и ангел. Когда он умрет, все это поймут». Так и вышло. В день похорон Модильяни проводить его в последний путь, кажется, вышел весь Монпарнас. Еще несколько дней назад над ним насмехались и гнали его отовсюду. А теперь цены на его картины стремительно росли — в буквальном смысле с каждым шагом шествовавших за гробом…

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Амедео Модильяни и его тайны

Он умер в нищете, чтобы его потомки соревновались своими состояниями, стремясь заполучить в свои коллекции картины знаменитого мастера. Имя Амедео Модильяни окутано легендами, сопряжено скандалами. Шум и пена часто сопровождают судьбы истинных гениев. Так случилось и с этим великим живописцем.

Гениальный с детства

Известный итальянский художник еврейского происхождения Амедео Модильяни родился в Ливорно в 1884 году. Его отец объявил себя банкротом, когда его сын был совсем маленьким, и всю заботу о семье взяла на себя мать Амедео, Евгения.

«Мальчик в голубой рубашке» 1919 г. Женщина буквально боготворила своего младшего сына. Он был болезненным и оттого любимым матерью еще больше. Амедео отвечал Евгении реальностью и, как и в большинстве еврейских семей, был слишком привязан к матери.

Евгения Модильяни старается, чтобы ее обожаемый малыш получил всестороннее образование. Когда Амедео исполнилось 14-ть, она отдает его в школу художника Микели. Подросток буквально сходит с ума по живописи и рисует дни и ночи напролет.

Однако здоровье юного Модильяни все еще слабое, и чтобы подлечить его, в 1900 году Евгения увозит сына на Капри, по дороге посетив Рим, Венецию, Флоренцию. Там юный художник знакомится с картинами величайших итальянских мастеров и даже берет несколько уроков у самого Боттичелли.

«Розовая блуза» 1919 г. Спустя два года Амедео начинает изучать флорентийскую школу живописи, и после берет уроки у венецианских мастеров.

Так, учась на великих образцах, Модильяни начал вырабатывать и собственную технику.

Богемный Париж

Несколько лет проработав в Италии, в какой-то момент Амедео понимает, что ему не хватает воздуха. Нужна новая почва, новое пространство, для того чтобы расти и двигаться вперед. И он переезжает в Францию.

Модильяни прибывает в Париж в 1906 году без денег, с одними только принадлежностями для рисования. Скитается по дешевым меблированным квартирам, много пьет, кутит и, как говорят, даже пробует наркотики, что не мешает ему строго следить за своим внешним видом. Модильяни всегда одет безукоризненно, даже если для этого ему приходилось стирать свою рубашку каждую ночь. Не мудрено, что женщины без ума от богемного, но нищего художника.

Ахматова и Модильяни

Знакомство с великой русской поэтессой Анной Ахматовой открыло новый этап в творчестве Амедео. Ахматова приехала в Париж с мужем Николаем Гумилевым. Но это не останавливает художника. Амедео начинает ухаживать за Анной и буквально боготворит ее. Называет египетской царицей и очень много рисует.

«Жена художника» 1918 г. Правда, до наших дней сохранился только один портрет мастера, который Ахматова считала главным своим богатством. Еще два карандашных рисунка обнаженной Ахматовой были найдены не так давно.

Остальные картины Модильяни погибли или исчезли после революции.

Модильяни и Гастингс

После расставания с Ахматовой Модильяни впал в депрессию, из которой его вывели новые отношения. Журналистка и литературный критик, путешественница и поэтесса Беатрис Гастингс познакомилась с художником в 1914 году.

Они оказались оба настолько эмоциональными и горячими, что за их бурным романом с любопытством следил весь Париж. Ссоры, сцены ревности, выпрыгивание из окон, драки и столь же бурное примирение. Эта любовь истощала их обоих.

«Жанна Эбютерн в красной шали» 1917 г. Беатрис пыталась отучить Амедео от алкоголя, однако ей это плохо удавалось. Скандалы становились все продолжительнее. И в конце концов женщина решается на разрыв отношений.

Тем не менее, именно этот период считается наиболее плодотворным в плане творчества. Критики называют картины, написанные под вдохновением музы Беатрис, лучшими в творческом наследии Модильяни.

Последняя любовь

Художник не может без любви. Холодное сердце не способно творить. И вот в 1917 году он знакомится со студенткой по имени Жанна, которую сначала делает своей натурщицей, а потом влюбляется в нее до беспамятства.

Родители Жанны восстали против таких отношений. Еврей, ведущий разгульный образ жизни, представляется им худшей партией для дочери из всех, какие только можно придумать. Тем не менее, пара счастлива. Чтобы их счастью не мешали, они уезжают в Ниццу. Там Жанна узнает, что беременна. Модильяни предлагает ей узаконить отношения, однако резко ухудшившееся состояние здоровья, обострившийся туберкулез вынуждает отложить эти планы.

«Портрет Жанны Эбютерн» 1918 г. Рождение дочери, которую назвали в честь возлюбленной Амедео, Жанной, на некоторое время заставляет забыть о проблемах. Однако ненадолго.

В 1919 году Амедео и Жанна с дочерью возвращаются в Париж. Художник был очень плох. Туберкулез прогрессирует. Амедео попадает в клинику для бедных.

В это время его агент начинает потихоньку продавать картины мастера. К живописи Амедео Модильяни стал просыпаться интерес. Однако художник уже об этом не узнает.

Он умер в полной нищете в приюте для бездомных, а его подруга Жанна, узнав об этом, с горя выбросилась из окна. В это время она носила под сердцем второго ребенка Амедео.

Весь Париж вышел на улицы города, чтобы проводить гения в последний путь. Его подругу скромно похоронили на следующий день, признав за ней права супруги почившего художника.

«Девочка в черном фартуке» 1918 г. В конце концов, с такой судьбой дочери смирились и родители Жанны, через десять лет согласившись перезахоронить прах девушки в могиле Модильяни. Так после смерти влюбленные навсегда соединились друг с другом.

Ну а их дочь выросла и посвятила всю свою жизнь изучению творчества родителей.

Особый мир Амедео Модильяни

Мир Амедео Модильяни - это человек-вселенная. Его герои - почти боги. Они прекрасны своей внешней, телесной красотой. Но это очень необычная красота. Иногда кажется, что характеры героев вырываются из телесной оболочки и начинают жить своей отдельной жизнью, настолько ярко они прописаны.

«Оскар Мещанинов» 1917 г. Модильяни пишет прохожих, знакомых, детей. Ему не интересен антураж - ему важны люди.

Часто он расплачивался за еду этими картинами. И по иронии судьбы, спустя годы после смерти они стали стоить целые состояния. При жизни же гения их не понимали, а Модильяни, по сути, всегда оставался невероятно одиноким, непризнанным гением.

К сожалению, так часто бывает с настоящими творцами: их слава настигает только после смерти.

isralove.org

биография, фото и интересные факты :: SYL.ru

Этот непризнанный гений умер в страшной нищете, а сейчас за его картины на аукционах выкладывают целые состояния. Имя скандального художника, о котором один из коллег сказал, что "самобытный живописец был звездным мальчиком, и для него не существовала реальность", окутано легендами. Творчество великого творца, ничего не делавшего напоказ, невозможно уложить в рамки одного художественного направления.

амедео модильяни

Амедео Модильяни: краткая биография

Итальянский живописец и скульптор Amedeo Modigliani родился в городе Ливорно в 1884 году в еврейской семье. Его отец объявляет себя банкротом, и главой семьи в тяжелое время становится получившая прекрасное образование мать мальчика. Обладающая сильным характером и несгибаемой волей, женщина, прекрасно знающая несколько языков, подрабатывает переводами. Младший сын Амедео – очень красивый и болезненный ребенок, и Евгения Модильяни души не чает в своем малыше.

Мальчик сильно привязан к своей матери, которая быстро распознает у него способности к рисованию. Она отправляет 14-летнего сына в школу местного художника Микели. Подросток, получивший к тому времени разностороннее образование, забывает обо всем, он только и делает, что сутками рисует, полностью отдаваясь своей страсти.

Знакомство с шедеврами мирового искусства

Часто болеющего мальчика, у которого к тому же обнаружили туберкулез, в 1900 году мать увозит на остров Капри, чтобы поправить его здоровье. Амедео Модильяни, побывавший в Риме, Венеции, Флоренции, знакомится с величайшими шедеврами мирового искусства и в своих письмах упоминает о том, что "прекрасные образы с тех пор тревожат его воображение". Учителями юного живописца становятся признанные итальянские мастера, в том числе и Боттичелли. Позднее художник, мечтающий посвятить свою жизнь искусству, воскресит в своих работах утонченность и лиризм их образов.

Через два года юноша переезжает во Флоренцию и поступает в школу живописи, а позже продолжает учебу в Венеции, где, как полагают исследователи творчества гения, пристрастился к гашишу. Молодой человек вырабатывает индивидуальную манеру письма, которая кардинально отличается от существующих художественных направлений.

Богемная жизнь в Париже

Через несколько лет Амедео Модильяни, потерявший вдохновение в Италии, задумывается о богемной жизни во Франции. Он жаждет свободы, а его мать помогает любимому сыну переехать в Париж на Монмартр и поддерживает все его творческие поиски. С 1906 года Моди, как называют художника новые друзья (кстати, слово maudit с французского переводится как "проклятый"), наслаждается особым духом города. Симпатичному живописцу, у которого нет отбоя от поклонниц, не хватает денег.

Он скитается по самым дешевым меблированным комнатам, много выпивает и пробует наркотики. Однако все отмечают, что пристрастившийся к алкоголю художник отличается особой любовью к чистоте, и единственную свою рубаху стирает каждый день. Никто не мог соперничать по части элегантности с неотразимым Амедео Модильяни. Фото художника, которые дошли до наших дней, как нельзя лучше передают его удивительную красоту и утонченность. Все дамы сходят с ума при виде шагающего по улице одетого в велюровый костюм высокого живописца с этюдником наперевес. И ни одна из них не могла устоять перед обаянием бедного мастера.

 амедео модильяни картины с названиями

Многие принимают его за итальянца, однако Модильяни, противостоящий антисемитам, не скрывает того, что является евреем. Независимый человек, считающий себя изгоем в обществе, никого не вводит в заблуждение.

Непризнанный гений

Во Франции Амедео ищет свой стиль, пишет картины, а на вырученные от их продажи деньги угощает новых приятелей в барах. За три года, проведенные в Париже, Модильяни не получает признания зрителей и критиков, хотя друзья художника считают его непризнанным гением.

амедео модильяни произведения

В 1909 году Амедео Модильяни, биография которого наполнена драматическими событиями, знакомится с весьма эксцентричным скульптором Бранкузи и увлекается работой с камнем. Денег на дерево или песчаник для будущих шедевров у молодого человека не хватает, и он крадет ночью со стройки городского метро нужный материал. Позднее он бросает заниматься скульптурой из-за больных легких.

Платонический роман с Ахматовой

Новый период в творчестве мастера начинается после знакомства с А. Ахматовой, приехавшей в Париж с мужем Н. Гумилевым. Амедео увлекается поэтессой, называет царицей Египта и бесконечно восхищается ее талантом. Как позже признается Анна, их связывали лишь платонические отношения, и этот необычный роман подпитывал энергией двух творческих людей. Вдохновленный новым чувством, пылкий мужчина пишет портреты Ахматовой, не дошедшие до наших дней.

Большинство работ, отправленных в Россию, пропали во время революции. У Анны остался один портрет, которым она невероятно дорожила и считала главным своим богатством. Недавно были найдены три уцелевших наброска обнаженной поэтессы, хотя сама Ахматова утверждала, что никогда не позировала без одежды, и все рисунки Моди – это лишь его фантазия.

Новые отношения

В 1914 году художник Амедео Модильяни знакомится с английской путешественницей, поэтессой, журналисткой Б. Гастингс, и за бурными выяснениями отношений двух людей следит весь Париж. Эмансипированная муза гения была под стать своему любимому, и после яростных ссор, оскорблений, скандалов, сотрясавших город, следуют перемирия. Эмоциональный живописец ревнует свою подругу, избивает, подозревая во флирте и изменах. Он таскает ее за волосы и даже выбрасывает женщину из окна. Беатрис старается избавить своего любовника от пагубных привычек, однако у нее это плохо получается. Уставшая от бесконечных ссор журналистка через два года бросает Модильяни, написавшего в этот период свои лучшие работы. Больше они никогда не виделись.

Главная любовь всей жизни живописца

В 1917 году скандальный художник знакомится с 19-летней студенткой Жанной, которая становится его любимой натурщицей, музой и самым преданным другом. Влюбленные селятся вместе, несмотря на протесты со стороны родителей девушки, которые не хотят видеть своим зятем ведущего разгульный образ жизни еврея. В 1918 году пара перебирается в Ниццу, где комфортный климат благоприятно влияет на подорванное алкоголем и наркотиками здоровье мастера, однако запущенный туберкулез лечению уже не поддается. Осенью счастливые Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн становятся родителями, и влюбленный живописец предлагает подруге зарегистрировать брак, но стремительно развивающаяся болезнь рушит все планы.

амедео модильяни и жанна эбютерн

В это время агент художника устраивает выставки и занимается продажами картин, а интерес к творчеству гениального творца возрастает вместе с ценами на художественные произведения. В мае 1919 года молодые родители возвращаются в Париж. Моди совсем слаб, и через семь месяцев умирает в больнице для бездомных в абсолютной нищете. Узнав о смерти любимого, Жанна, ждущая второго ребенка, выбрасывается с шестого этажа. Жизнь без Амедео ей кажется бессмысленной, и Эбютерн мечтает присоединиться к нему, чтобы наслаждаться вечным блаженством в ином мире. Свою любовь девушка пронесла до последнего вздоха, и в самые сложные минуты именно она была единственной опорой для любимого бунтаря и являлась его верным ангелом-хранителем.

В последний путь художника провожал весь Париж, а его возлюбленную, которую богемный круг признал женой, скромно похоронили на следующий день. Спустя десять лет семья Жанны согласилась перенести ее прах в могилу к Амедео Модильяни, чтобы души влюбленных наконец-то обрели покой.

Дочь Жанна, названная в честь матери, скончалась в 1984 году. Она посвятила свою жизнь изучению творчества родителей.

Человек – это целый мир

Художник ничего не хочет знать, кроме самого человека, личность которого является для него единственным источником вдохновения. Он не пишет натюрморты и пейзажи, а обращается к портретной живописи. Абстрагированный от реалий жизни творец работает и днем и ночью, за что получает прозвище "лунатик". Живущий в своем мире, он не замечает, что происходит за окном и не следит за тем, как течет время. Совсем не так, как остальные, видит людей восхищающийся телесной красотой Амедео Модильяни. Произведения мастера это подтверждают: на его полотнах все персонажи подобны древним богам. Художник заявляет, что "человек – это целый мир, который стоит многих миров".

На его полотнах живут не только погруженные в тихую грусть герои, но и их ярко выраженные характеры. Художник, который частенько расплачивается карандашными набросками за еду, позволяет своим моделям смотреть в глаза творцу, словно в объектив фотоаппарата. Он пишет знакомых людей, детей на улицах, натурщиц, и его ничуть не занимает природа. Именно в жанре портрета автор развивает индивидуальную манеру письма, свой канон живописи. И когда он его находит, то уже больше не меняет.

Уникальный талант

Творец восхищается обнаженным женским телом и находит гармонию между ним и трепетной душой героинь. Изящные силуэты, по словам исследователей его творчества, выглядят как "фрагменты фрески, написанные не с определенных моделей, а словно синтезированные из других натурщиц". Амедео Модильяни прежде всего видит в них свой идеал женственности, а его полотна живут в пространстве по своим законам. Прославляющие красоту человеческого тела произведения становятся известными после кончины мастера, а коллекционеры со всего мира начинают охоту за его полотнами, на которых у людей немыслимо вытянутые головы и длинные шеи идеальной формы.амедео модильяни творчество

Как считают искусствоведы, такие удлиненные лица появились из африканской пластики.

Собственное видение героев полотен

Амедео Модильяни, произведения которого нельзя рассматривать бегло, пристальное внимание уделяет характерным лицам, на первый взгляд напоминающим плоскую маску. Чем больше вглядываешься в полотна мастера, тем отчетливей понимаешь, что все его модели индивидуальны.

Многие портреты гения, создающего собственный мир, скульптурны, видно, что мастер тщательно прорабатывает силуэт. В более поздних работах живописец добавляет округлости вытянутым лицам, тонирует розовым цветом щеки героинь. Это типичный ход настоящего скульптора.

Непризнанный при жизни Амедео Модильяни, фото полотен которого передают его уникальный талант, пишет портреты, нисколько не похожие на отражение в зеркале. Они передают внутренние ощущения мастера, не играющего с пространством. Автор сильно стилизует натуру, но что-то неуловимое он ухватывает. Талантливый мастер не просто срисовывает черты моделей, он сверяет их со своим внутренним чутьем. Живописец видит овеянные печалью образы и использует утонченную стилизацию. Скульптурная цельность сочетается с гармонией линии и цвета, а пространство впрессовано в плоскость холста.

Амедео Модильяни: произведения

Картины, созданные без единого исправления и впечатляющие точностью форм, продиктованы натурой. Своего друга-поэта он видит погруженным в мечты ("Портрет Зборовского"), а коллегу – импульсивным и открытым для всех людей ("Портрет Сутина").

На полотне "Алиса" перед нами предстает девочка с лицом, напоминающим африканскую маску. Обожающий удлиненные формы Модильяни рисует вытянутый силуэт, и понятно, что пропорции героини далеки от классических. Автор передает внутреннее состояние юного создания, в глазах которого читается отстраненность и холодность. Видно, что не по годам серьезной девочке мастер симпатизирует, и зрители ощущают теплое отношение к ней живописца. Он часто рисует детей и подростков, и от его персонажей веет произведениями Достоевского, которыми зачитывался Амедео Модильяни.амедео модильяни краткая биография

Картины с названиями "Обнаженная", "Портрет девочки", "Дама с черным галстуком", "Девочка в голубом", "Желтый свитер", "Маленький крестьянин" известны не только в Италии, но и других странах. В них ощущается сострадание к человеку, и каждый образ таит особую тайну и удивительную красоту. Ни одно полотно нельзя назвать бездушным.

"Жанна Эбютерн в красной шали" – одна из последних работ автора. Женщина, которая ждет второго ребенка, изображена с большой любовью. Модильяни, боготворящий свою любимую, с сочувствием относится к ее желанию отгородиться от недружелюбного внешнего мира, а одухотворенность образа в этом произведении достигает небывалых высот. Амедео Модильяни, творчество которого освещено в статье, проникает в саму сущность человеческих переживаний, и его Жанна, кажущаяся беззащитной и обреченной, смиренно принимает все удары судьбы.

амедео модильяни произведения картины

Невероятно одинокий гений, к сожалению, прославился лишь после смерти, а его бесценные работы, которые он частенько раздаривал прохожим, получили мировую известность.

www.syl.ru

Картины и биография Амедео Модильяни

Амадео Модильяни

 

Картины и биография Амедео Модильяни

Амедео Модильяни  (Modigliani, Amedeo) (1884–1920), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию в Венеции.

В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека, П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет.

В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.

Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.

С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два года. Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми – Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским. Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество.

В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения. Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов.

В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль. Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни. В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой.

В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.

 

Картины и биография Амедео Модильяни

 Супруги.1917

 

Картины и биография Амедео Модильяни

Женщина с черной лентой. 1917

Картины и биография Амедео Модильяни

Желтый свитер. 1918

Картины и биография Амедео Модильяни

Портрет Луни Чековской. 1917

Картины и биография Амедео Модильяни

Эльвира в белом воротнике. 1918

Картины и биография Амедео Модильяни

Виолончелист. 1909

Картины и биография Амедео Модильяни

Алиса. 1915

Картины и биография Амедео Модильяни

Средиземноморский пейзаж. 1918

Картины и биография Амедео Модильяни

Сидящая Альмаиза.1916

Картины и биография Амедео Модильяни

Жоан Эбютерн. 1918

Картины и биография Амедео Модильяни

Портрет Хаима Сутина. 1916

Картины и биография Амедео Модильяни

Девочка в голубом. 1918

Картины и биография Амедео Модильяни

Двое. 1918

Картины и биография Амедео Модильяни

Портрет Полетты Журден. 1919

Картины и биография Амедео Модильяни

Кипарисы и дома. 1918

Картины и биография Амедео Модильяни

Молодая рыжая женщина. 1918

Картины и биография Амедео Модильяни

Юная девушка в блузе. 1917

Картины и биография Амедео Модильяни

Портрет госпожи ван Мейден. 1917

Материялы взяты с сайтов Библиотекарь.ру и Планета Small Bay

art.mirtesen.ru

Амедео Модильяни: жизнь и творчество художника

Амеде́о Клеме́нте Модилья́ни — итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, яркий представитель экспрессионизма.

 

Содержание

Биография Амадео Модильяни 

Творчество Амадео Клементе Модильяни 

Интересные факты: сексуальная жизнь и драма

Картины Амадео Модильяни 

Библиография и фильмография

Биография Амадео Модильяни

«Человеческое лицо — высшее творение природы» — эти слова художника могли бы стать эпиграфом к его творчеству.

Модильяни Амедео (Modigliani Amedeo) (1884—1920), итальянский живописец, скульптор, график, рисовальщик; принадлежал к «Парижской школе». Родился Модильяни в Ливорно 12 июля 1884 года. Начал учиться искусству живописи в 1898 году в мастерской скульптора Габриэле Микели. С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии художеств, главным образом, у живописца Джованни Фаттори, с именем которого в итальянской живописи связывается течение «маккьяйоли», родственное французскому «ташизму». В 1903 году, переехав в Венецию, Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В 1907 году Модильяни впервые показал свои работы в «Осеннем салоне», с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых». В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни его друг, поэт Жан Кокто. Если первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека, то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна, познакомился с Пабло Пикассо и некоторое время находился под влиянием этих мастеров. 

Об этом свидетельствуют работы 1908-1909 годов («Еврейка», 1908, «Виолончелист», 1909, — обе в частном собрании, Париж).

Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта.

Вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунки Боттичелли, живопись треченто и виртуозно сложная графика маньеристов — источники вдохновения мастера. Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. 

«Человек — вот, что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», — пишет Модильяни. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, Модильяни словно воссоздавал свой собственный образ модели.

В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Художественный музей, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон) художником точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа — всегда тонко уловленное характерное «состояние души».

Творчество Амадео Клементе Модильяни

В ряду других выдающихся французских мастеров начала века Модильяни кажется наиболее связанным с классической традицией.

Его не увлекали эксперименты кубистов с «чистым» пространством и временем, он не стремился, подобно фовистам, к воплощению универсальных закономерностей жизни. Для Модильяни человек был «миром, который порой стоит многих миров», и человеческая личность в ее неповторимом своеобразии—единственным источником образов. Но, в отличие от портретистов предшествующих эпох, он не создавал живописного «зеркала» натуры. Характерно, что, работая всегда с натуры, он не столько «срисовывал» ее черты, сколько сверял их со своим внутренним видением. Используя утонченную стилизацию облика модели и отвлеченные ритмы линий и пластических масс, с помощью их экспрессии, динамичных «сдвигов» и гармонического единства Модильяни создавал свои свободно-поэтические, чисто духовные, овеянные печалью образы.

Наиболее характерная черта его стиля—особая роль линии, однако во всех своих лучших работах художник добивался гармонии линии и цвета, богатства валеров, объединенных в обобщенные цветовые зоны.

Скульптурная цельность объемов сочетается в его картинах с лепкой цветом, пространство кажется впрессованным в плоскость холста, а линия не только очерчивает предметы, но и соединяет пространственные планы. В общей мягкости стиля Модильяни, в свете, наполняющем его работы, ясно ощутима итальянская основа его искусства.

Модильяни почти никогда не писал буржуа и богатых заказчиков.

Его персонажи—простые люди, служанки, крестьяне, а также окружающие его художники и поэты. Каждый из образов продиктован натурой. Женщины полны утонченной грации или простонародной энергии, выглядят то надменными, то беззащитными. В «Автопортрете» изображение воплощает сдержанный лирический порыв, кажется наполненным изнутри музыкой. Своего друга и почти единственного «маршана» поэта Л. Зборовского Модильяни изображает погруженным в мечты, художника-экспрессиониста X. Сутина— открытым и импульсивным, более классичного живописца М. Кислинга—упрямым и внутренне сжатым. В пластическом решении портрета Макса Жакоба утонченность неотделима от современных синкопированных ритмов… При всей своей неповторимости эти портреты несут в себе черты единого почерка (миндалевидные или напоминающие озера глаза, стреловидные носы, поджатые губы, преобладание овальных и удлиненных форм и т.д.) и единого видения. Во всех них ощущаются сострадание и нежность к человеку, мягкий, созерцательно-замкнутый лиризм.

Модильяни не стремится разгадать загадку личности своих героев, напротив, каждый его образ являет свою особую тайну и красоту.

Автопортрет Портрет поэта Зборовского Портрет Хаима Сутина

Не менее яркая страница его творчества—изображение обнаженной натуры. По сравнению с обнаженными других современных мастеров, в частности А. Матисса, «ню» Модильяни кажутся всегда индивидуальными и портретными. Тем контрастнее выглядит претворение полной непосредственной жизни натуры в образы, очищенные от всего эмпирического, исполненные просветленной и вневременной красоты. В этих образах сохраняется конкретно-чувственное начало, но оно «сублимировано», одухотворено, переведено на язык музыкально-текучих линий и гармоний насыщенных охристых тонов — светло-золотистых, рыжевато-красных, темно-коричневых.

Почти неисчерпаемая часть наследия Модильяни—рисунки (портреты или «ню»), выполненные карандашом, тушью, чернилами, акварелью или пастелью.

Рисование являлось как бы способом существования художника—в нем находили воплощение присущая Модильяни любовь к линии, его постоянная жажда творчества и его неистощимый интерес к людям; карандашными набросками он часто расплачивался за чашку кофе или тарелку еды. Созданные с одного раза, без исправлений, эти рисунки впечатляют стилевой энергией, образной законченностью, точностью формы.

Обнаженная

Интересные факты: сексуальная жизнь и драма

Сексуальная жизнь

 Модильяни любил женщин, а те любили его. Сотни, возможно, тысячи женщин побывали в постели этого элегантного красавца.

 Еще в школе Амедео заметил, что девочки обращают на него особое внимание. Модильяни рассказывал, что в 15 лет его соблазнила горничная, работающая в их доме.

 Хотя он, как многие его коллеги, был не прочь пройтись по борделям, все же основная масса его любовниц были его же натурщицами.

 А в течение своей карьеры он поменял сотни натурщиц. Многие позировали ему обнаженными, в течение сеанса несколько раз прерываясь на занятия любовью.

 Больше всего Модильяни нравились женщины простые, например, прачки, крестьянки, официантки.

 Этим девушкам ужасно льстило внимание красивого художника, и они покорно отдавали ему себя.

 Сексуальные партнеры

 Несмотря на множество сексуальных партнерш, любил Модильяни в своей жизни только двух женщин.

 Первой была Беатрис Хастингс, английская аристократка, поэтесса, пятью годами старше художника. Они познакомились в 1914 году и сразу же стали неразлучными любовниками.

 Они вместе пили, развлекались и частенько дрались. Модильяни в ярости мог таскать ее за волосы по тротуару, если подозревал во внимании к другим мужчинам.

 Но, несмотря на все эти грязные сцены, именно Беатрис была его главным источником вдохновения. В период расцвета их любви Модильяни создал свои лучшие произведения. Все же этот бурный роман не мог существовать долго. В 1916 году Беатрис сбежала от Модильяни. С тех пор они больше не виделись.

 Художник горевал по своей неверной подруге, но недолго.

 В июле 1917 года Модильяни познакомился с 19-летней Жанной Эбютерн.

 Молодая студентка происходила из французской семьи католиков. Субтильная бледная девушка и художник поселились вместе, несмотря на сопротивление родителей Жанны, не желавшим зятя-еврея. Жанна не только была моделью для произведений художника, она пережила с ним годы тяжелой болезни, периоды грубости и откровенного дебоширства.

 В ноябре 1918 года Жанна родила Модильяни дочь, а в июле 1919 года он предложил ей пожениться, «как только придут все бумаги».

 Почему они так и не поженились, остается загадкой, так как эти двое были, что называется, созданы друг для друга и оставались вместе до самой его смерти 6 месяцев спустя.

 Когда Модильяни лежал при смерти в Париже, он предложил Жанне присоединиться к нему в смерти, «чтобы я мог быть с моей любимой моделью в раю и вместе с ней наслаждаться вечным блаженством».

 В день похорон художника Жанна находилась на грани отчаяния, но не плакала, а только все время молчала.

 Беременная их вторым ребенком, она бросилась с пятого этажа и разбилась насмерть.

 Через год, по настоянию семьи Модильяни, их соединили под одной могильной плитой. Вторая надпись на ней гласила:

 Жанна Эбютерн. Родилась в Париже в апреле 1898 года. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним.

 Модильяни и Анна Ахматова

 А. А. Ахматова познакомилась с Амедео Модильяни в 1910 году в Париже, во время свадебного путешествия.

 Знакомство ее с А. Модильяни продолжилось в 1911 году, тогда же художник создал 16 рисунков — портретов А. А. Ахматовой. В своем очерке об Амедео Модильяни она писала:

В 10-м году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз. Тем не менее он всю зиму писал мне. (Я запомнила несколько фраз из его писем, одна из них: Vous etes en moi comme une hantise / Вы во мне как наваждение ). Что он сочинял стихи, он мне не сказал.

 Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли.

 В это время Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть Египетский отдел, уверял, что все остальное недостойно внимания. Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц и казался совершенно захвачен великим искусством Египта. Очевидно, Египет был его последним увлечением. Уже скоро он становится столь самобытным, что ничего не хочется вспоминать, глядя на его холсты.

 Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, — эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел один, в нем, к сожалению, меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие».

 Библиография и фильмография

Литература

  • Паризо К. «Модильяни», М., Текст, 2008.
  • Виленкин В. В. «Амедео Модильяни», М. 1970.

Фильмография

  • В 1957 году француз Жак Беккер снял фильм «Монпарнас, 19» («Любовники Монпарнаса») с Жераром Филипом в главной роли.
  • В 2004 году британец Мик Дэвис снял фильм «Модильяни», главную роль сыграл Энди Гарсиа.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru, smallbay.ru, hrono.ru, wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Амедео Модильяни: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Амедео Модильяни: жизнь и творчество художника

4 (80%) 5 голос(ов)

allpainters.ru

Амедео Модильяни: непризнанный гений

Художник Амедео Модильяни – родоначальник реалистичного изображения обнаженной натуры, талантливый скульптор, живописец и вольнодумец был знаковой фигурой своего времени. Однако при жизни творец был знаменит не своими произведениями, а беспутным образом жизни.

Начало пути

амедео модильяни

Амедео Модильяни родился в Италии в мелкобуржуазной еврейской семье. Его родители имели благородные корни и дали сыну достойное образование. Амедео с детства рос в атмосфере, пропитанной творчеством эпохи Возрождения. Благодаря своей матери, уроженке Франции, он прекрасно разбирался в поэзии и философии, истории и живописи, а также овладел французским языком, что впоследствии поможет ему жить и творить в Париже.

До своего совершеннолетия Амедео Модильяни дважды был на грани смерти. Сначала он заболел плевритом, а после – тифом. Мучимый болезнью, в бреду он видел произведения итальянских мастеров живописи. Именно это определило его жизненный путь. И уже в 1898 году он начинает брать уроки в частной художественной школе Гульельмо Микели. Но он вынужден был прервать обучение из-за вновь одолевшей его болезни. На этот раз Амедео подхватил туберкулез. После небольшого вынужденного перерыва будущий художник возобновляет обучение, но на этот раз уже в Свободной школе живописи обнаженной натуры, а после – в венецианском Институте изящных искусств.

Париж: новый этап творчества

амедео модильяни фото

Мать всегда восхищалась талантом своего младшего сына и всячески способствовала его творческому становлению. Так, в 1906 году благодаря матери, которая собрала деньги для сына, Амедео отправляется за вдохновением и славой в Париж. Здесь он окунается в творческую атмосферу Монмартра и знакомится со многими творцами того времени – Пикассо, Утрилло, Жакобом, Мейднером.

В столице мирового искусства Амедео Модильяни постоянно испытывает финансовые трудности. Несколько поправляется его бедственное положение в 1907 году, когда он знакомится с Полем Александром, дружбу с которым пронесет через всю жизнь. Александр покровительствует художнику – покупает его работы, организовывает заказы на портреты, а также первую выставку Модильяни. Однако слава и признание все никак не приходят.

Амедео Модильяни на некоторое время полностью посвящает себя скульптуре. Он работает с каменными блоками и мрамором. Большое влияние на творчество Модильяни в тот период оказывают Брынкуши, Эпстайн, Липшиц. В 1912 году некоторые его работы даже были куплены. Но слабое здоровье и обострившийся туберкулез вынуждают его вернуться к живописи.

амедео модильяни биография

Художник продолжает творить и во время Первой мировой войны, на которую его не взяли по состоянию здоровья. В 1917 году была открыта выставка Модильяни, где он представил свои работы в жанре ню. Однако местные власти признали его работы неприличными и буквально через несколько часов после открытия прикрыли экспозицию.

О дальнейшем периоде жизни художника известно очень мало. Амедео Модильяни умер в начале 1920 года от одержавшего победу над его жизнью туберкулезного менингита.

Истории любви

Художник отличался пылкостью натуры и влюбчивостью. Он восхищался женской красотой, боготворил и воспевал ее. Известно, что в 1910 году у него был роман Анной Ахматовой, продлившийся полтора года. В 1914 году случился еще один серьезный роман в его жизни. Яркая и эксцентричная Беатрис Гастингс была не только возлюбленной и музой Амедео, но и промоутером. Благодаря ее скандальным статьям о Модильяни он обрел некую известность. Правда, не как гениальный художник, а как богемный любитель алкоголя и наркотиков.

После романа с Беатрис в жизнь художника врывается юная муза – девятнадцатилетняя Жанна Эбютерн. Ее красоту он воспел в 25 портретах. Жанна родила ему ребенка, и когда художник узнал о второй беременности музы, то поспешил сделать ей предложение. Но обвенчаться в церкви пара так и не успела из-за кончины художника. Не сумев выдержать разлуки, на следующий день после смерти возлюбленного Жанна решается на самоубийство.

художник амедео модильяни

Характеристика творчества

Амедео Модильяни, фото произведений которого не передают и сотой доли мастерства художника, был искусен в создании портретов. Он воссоздавал лирические образы путем плавности линий и мазков. Его работы сочетают в себе, казалось бы, несочетаемые вещи – экспрессию и гармонию, линейность и обобщенность, пластику и динамизм. Его портреты не были похожими на отражение в зеркале или фотографию. Скорее, они передавали внутреннее ощущение Модильяни и отличались вытянутыми формами и обобщенными цветовыми зонами. Он не играет с пространством. На картинах оно будто спрессованное, условное.

Интересные факты

Модильяни является потомком великого философа Спинозы.

«Модильяни. Еврей» - такими словами художник представлялся незнакомцам. Его всегда смущала его национальность, но он выбрал путь не отрицания, а утверждения.

Амедео имел наследника, но от сына он отказался еще до его появления на свет.

Первый всплеск востребованности картин художника и искренний интерес общественности к его творчеству возник после смерти Модильяни, а точнее, во время его похорон.

В Париже художник имел репутацию неуемного дебошира и гуляки, и его пускали далеко не во все заведения.

Амедео имел феноменальную память. Он мог часами напролет цитировать стихи поэтов эпохи Возрождения и современных творцов.

На самом деле современники мало знали о жизни Амедео Модильяни. Биография воссоздавалась уже после его кончины по дневникам матери, письмам и рассказам друзей.

fb.ru

Картина Модильяни "Портрет Жанны Эбютерн перед дверями"

Рисунки, которыми он расплачивался за стакан вина, - теперь предмет гордости богатейших частных коллекций и крупнейших художественных музеев. Картина Модильяни на любом аукционе привлекает больше внимания, чем полотна его современников, выше оценённых при жизни. Его скульптуры, живописные портреты и выразительные, чувственные «ню» выделялись даже среди творений молодых гениев «парижской школы» начала века.

Картина Модильяни

Современное определение Модильяни как экспрессиониста кажется спорным и неполным. Его творчество – неповторимое и уникальное явление, как и вся его короткая трагическая жизнь.

Моди – значит «про́клятый» …

О жизни Модильяни сочиняли легенды современники, много и его собственных выдумок. Например, о своих предках он говорил, как о богатых банкирах, «кошельках» самого римского папы. А ещё он называл себя потомком великого бунтаря – философа Бенедикта Спинозы, хотя тот умер бездетным.

Но и реальные обстоятельства начала жизни художника были необычными. Амедео Клементе Модильяни родился в 1884 году в итальянском Ливорно, в семье еврейского торговца. Отец будущего художника разорился и перед самым рождением Амедео в дом пришли судебные приставы, присланные кредиторами. По тогдашним итальянским законам имущество роженицы считалось неприкосновенным, и на кровать беременной женщины были уложены все имевшиеся ценные вещи, включая некоторую мебель. Евгения Грасен – мать Амедео - всегда считала этот случай дурным предзнаменованием для своего любимого сына.

Она была хорошо образованным и духовно развитым человеком и именно она поддержала стремление сына к занятию живописью. Это отношение к увлечению Амедео появилось, как гласит очередное семейное предание, когда она расслышала в несвязном бреду сына, заболевшего тифом, имена художников Возрождения. Отчетливое влияние одного из них – Сандро Ботичелли – найдут искусствоведы в картинах зрелого Модильяни.

Годы ученичества

С четырнадцатилетнего возраста Модильяни получает художественное образование в частной студии Гуильермо Микеле в Ливорно, в Свободной школе живописи обнаженной натуры во Флоренции, в Институте изящных искусств в Венеции.

В музеях и церквях он изучает полотна и фрески старых мастеров, на выставках – современную ему живопись импрессионистов и символистов. Многие отмечают его общую высокую культуру, начитанность. Он знал наизусть множество стихов - от Данте до Верлена.

В Венеции было положено начало и другого Модильяни. Говорят, что именно здесь он пристрастился к гашишу, увлекался мистицизмом, посещал спиритические сеансы. Здесь стали проявляться последствия перенесенных в детстве заболеваний, ему приходилось прерывать занятия живописью для лечения легких.

В начале XX-го века центром притяжения молодых художников был Париж. Там образовалось настоящее интернациональное братство художников и поэтов, которых будоражили новые идеи. Туда в 1906-м года и приезжает Модильяни.

Парижская школа

Моди, как стали звать его в Париже, быстро стал своим среди обитателей Монмартра. Молодой красавец с изысканными манерами, любимец женщин, умевший носить потертый костюм с королевским изяществом, вызывал интерес с первых минут знакомства. Среди его близких друзей были Пабло Пикассо, Диего Ривера, Марк Шагал, Морис Утрилло – звезды нового искусства.

Каждый из них смог сказать своё, новое слово в искусстве и добился признания. Абстракционизм, кубизм казались лучшим средством выражения впечатления от быстро меняющегося мира. По-новому использовалось наследие Сезанна, Тулуз-Лотрека, появилось много подражателей у Матисса, Ван Гога, Гогена. Редкий художник сохранял свою самобытность в стремлении к успеху и материальному благополучию. Таков был Моди.Модильяни - художник

Конечно, он впитывал наследие прошлого и новые идеи. Познакомившись со скульптором Константином Брынкуши, он увлекся скульптурой. Его каменные головы, которые он называл «столпами нежности», имеют явные ссылки на примитивное искусство Африки, восхищавшее тогда многих. Но это не прямая аналогия ритуальных масок, у них своё, неземное и отстраненное величие, заметное даже в небольших размерах.

У Модильяни почти нет пейзажей, нет натюрмортов. Его интересовал лишь человек. И в виртуозной графике, и в удивительной живописи он искал отражение личности модели. Картина Модильяни с обнаженной натурой – это тоже портрет, завораживающий тонкими нюансами характеров. С помощью непростых цветовых сочетаний и выразительной линии художник рассказывает удивительные истории о встреченных им людях, выражает свои чувства к окружающему миру. Меньше всего его манера изображать удлиненные, утонченные женские лица, фигуры со сложным, часто болезненным изгибом или поворотом тела отражает буйную натуру художника, - «гуляки праздного», каким считали Моди некоторые.

Легенды Монмартра

О его пьяных дебошах, бесчисленных любовных приключениях, о наркотических трансах вспоминают с восторгом или с ненавистью и друзья, и завистники. Впоследствии некоторые объясняли буйство Моди его осознанием кратковременности своего пребывания на Земле. Периодические обострения туберкулёза, долгие голодные времена, нищенские условия уносили жизненные силы, и Амедео не экономил их для безмятежного существования в старости. Его жизнь вразнос обсуждалась посетителями прокуренных кафе на Монмартре. Эти легенды, часто преувеличенные, стали частью парижского образа Модильяни.

Но этот образ представляется гораздо сложнее. Есть воспоминания о его добром отношении к тем, кто находится в еще более бедственном состоянии, о его трепетном отношении к матери. Да и количество сделанного в последние годы жизни говорит о вдохновенном и напряженном труде. Постоянный спутник его в прогулках – альбом, заполняемый виртуозными рисунками и эскизами.

Поражает его уверенность в своем таланте, в собственном стиле, в правильности подхода к творчеству. Картина Модильяни – неходовой товар. Он жил за счет редких ценителей, разглядевших его мастерство. Но менять свою манеру в угоду торгашеским вкусам он не хотел. И среди своих коллег Модильяни всё чаще получал настоящее признание.

Последний ангел

Моди любил женщин. На последние гроши он покупал букетик фиалок для своей очередной модели. Он любовался женским телом на своих «ню». Женские портреты Модильяни, где он изображал неземные лица с миндалевидными глазами без зрачков и без дна – объяснение в любви.Модильяни Портрет Ахматовой

Красивая история знакомства с Модильяни есть у великой Анны Ахматовой. В ней есть долгие прогулки по Парижу, букеты цветов и стихов, страсть в упругой и точной линии её тела на рисунках мастера. Сделанный Модильяни портрет Ахматовой сохранялся ею как великая драгоценность и сопровождал до самой смерти.

В 1917 году Амедео встретил совсем молодую художницу из благополучной семьи Жанну Эбютерн. Она стала гражданской женой художника, родила ему дочь, которая, повзрослев, написала самую правдивую книгу о Модильяни. Жанна стала частью легенды, в конце января 1920 года шагнув в проем окна шестого этажа на следующий день после похорон мужа.Портреты Модильяни

Она была беременна вторым ребенком, но жить без своего Дэдо не хотела. Картина Модильяни «Портрет Жанны Эбютерн перед дверями» - один из последних шедевров мастера. Недаром некоторые считали, что художник изображает на портретах не только прошлое и настоящее, но и будущее человека. В облике Жанны спокойное смирение будущей матери перед грядущим, но в чуть напряженном жесте рук есть зарождение будущего взмаха крыльев для прощального трагического полета…

Жизнь – лучший драматург

Его называли последним художником парижской богемы. В многочисленных стихах, прозе, фильмах о Модильяни иногда затёрты до пошлости яркие моменты его короткого земного пути. Но главное – Модильяни-художник, и трудно исказить истинность его таланта, вечную новизну его особенного взгляда на жизнь.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта