Илья Ефимович Репин - биография и картины (1844- 1930). Репин картины
Искусство Репина не знало равнодушия зрителей и критики. С самых первых лет его жизни в искусстве вокруг работ Репина скрещивались противоборствующие мнения и взгляды. Его поддержка начинаний передвижников многое предопределила в общественном признании и судьбах их демократической по своим социальным позициям живописи. И уже в бурные двадцатые годы нашего столетия, в совершенно иную историческую эпоху имя Репина не раз всплывало в разгар самых острых творческих дискуссий.
На протяжении десятилетий его искусство выступало как бы в роли своего рода эталона, с которым сверяли свои произведения как последователи, так и оппоненты мастера. Искусство Репина менялось, развивалось, оно знало периоды высокого взлета и годы относительно неудачные. (Как разочаровал он, скажем, всех почитателей своего таланта написанным к юбилею Гоголя в 1909 году полотном «Самосожжение Гоголя. Гоголь жжет свои рукописи».) Но всегда Репин был верен одному из главных принципов своего творчества — его картины обращались к «массовому» зрителю, смело вмешивались в идейные споры, в лучшем смысле этого слова отвечали «злобе дня». Для Репина жизнь, сама русская действительность в ее поразительных противоречиях была величайшим источником творческого вдохновения. Жизнь он воспринимал страстно, темпераментно, с несравненной эмоциональностью. «Бурлаки, как тяжелая туча, заслонили веселое солнце»,— эти репинские слова из воспоминаний об истории возникновения замысла одной из самых известных картин художника чрезвычайно характерны и примечательны для него. В молодости ему Франция наскучила прежде всего потому, что не хватало контактов с неприглаженной, непосредственной жизнью и их не могли заменить и восполнить ни впечатления от современных парижских салонов, ни вызывавшее у него глубокое волнение старое, классическое искусство. Позже он не раз бывал в европейских странах, «заметил» некоторых из импрессионистов, хотя в целом и отрицал необходимость подобной художественной работы в русском искусстве, изучал сложную гармонию Рембрандта, но всегда спешил возвратиться в Россию, окунуться в повседневную толчею жизни. Здесь он чувствовал себя настоящим художником, нужным людям. Вот Репин пишет «Бурлаков», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали» — любая из его больших капитальных работ — изобразительный роман, продуманный и согласованный во взаимодействии всех деталей. Репин не иллюстрирует сюжет, а психологически обосновывает, выстраивает его смысловую композицию. Долго можно изучать характеры и типы в репинской картине, вникать в их взаимоотношения. Сочиненные им композиции обладают убедительностью реальной жизни. Каждая деталь для мастера, подобно голосу в хоре, важна и необходима. Как далека от благостности, например, самодовольная купчиха с иконой в «Крестном ходе в Курской губернии», как важно в «прочтении» картины выражение лиц персонажей «Не ждали». Репин с увлечением описывает неповторимость внешнего облика каждого человека. Он не задается обычно целью дать всесторонний психологический анализ его внутреннего мира, нюансы душевных порывов. Но эта внутренняя жизнь несомненно сказывается в яркости и сочности внешнего своеобразия героя, который выступает чаще всего как определенный социальный и психологический тип, порой (например, в «Протодьяконе») как образ обобщенный и собирательный. Правда жизни, убедительность психологической ситуации возни кают во взаимоотношениях персонажа со средой. Для Репина при точности и реальности всех деталей важна и общая эмоциональная атмосфера действия. Зритель, глядя на репинские полотна, ощущает изнуряющую, знойную жару летнего полдня в «Крестном ходе в Курской губернии», а само это красочное шествие толпы по пыльной дороге как бы теряет свою торжественную привлекательность и великолепие и воспринимается как весьма разоблачительное изображение разноречивого крестьянского быта, вызывает размышления о сложности и драматических контрастах жизни. Художник выступает как умный наблюдатель и критик социальной действительности. В «Не ждали» скромная комната, наполненная и преображенная светом, становится как бы камертоном общего настроения картины. Лучи солнца, играющие на стенах, скользящие по мебели, и струйки недавнего дождя на стекле балконной двери — все это делается созвучным нежданной радости семьи, в которую возвращается политический ссыльный. Сама мрачная келья в полотне «Царевна Софья» в не меньшей мере выразительна, чем грузная, тяжеловесная фигура женщины, которой тесно в этом сдавленном пространстве. Радостный солнечный пейзаж в портрете Л. Н. Толстого — тоже своего рода психологическая черта характеристики его внутреннего мира. Репин написал множество человеческих типов, его картины обычно «населены» плотно. Перед нами проходит уникальная галерея типов России от самого императора и его родовитых сановников в большом (написано с учениками) парадном портрете-картине, изображающей Государственный Совет, до девочки-нищенки, изображенной с большой любовью и сочувствием. Именно по репинским портретам мы представляем себе облик многих деятелей культуры, его современников (М. Мусоргского, А. Фета). Многоопытный, незаурядный портретист, умевший писать точно, метко и выразительно, живо, Репин отдавал предпочтение показу героя в моменты необычные, когда все свойства его характера, натуры выявляются рельефнее ц ярче. Этот дар психологического воссоздания в творческой фантазии необычайного события, воссоздания глубокого реального ц убеждающего, в высшей степени характерен для Репина. Именно этот дар лежит в основе непреходящего успеха такого репинского полотна, как «Иоанн Грозный и сын его Иван. 16 октября 1581 года», обычно называемого просто — «Иван Грозный убивает своего сына». Репин ведет работу сразу в двух направлениях, напоминая в этом театрального режиссера: проникается духом истории, эпохи и ищет прототипы прошлого в сегодняшнем дне. Для него было немаловажным то, например, обстоятельство, что ему для картины позировал человек такого драматического мироощущения, как писатель Всеволод Гаршин, лицо которого уже само по себе как бы выражало трагедию. Другой момент, характерный для творчества Репина периода зрелости,— стремление к тому, чтобы живописное решение картины становилось вкупе с другими компонентами выразителем смысла. Так, охвативший царя ужас, приступ безумия, вызванный свершившимся, раскрывается и пластическими средствами: кровавые пятна на красном ковре, красное на красном, придают особую зло- вещность сцене. Красочность картины становится контрастным фоном трагического эпизода. Пластическая сила, своеобразие репинского искусства выдвинули его из «общего ряда», сделали его картины значительнейшим явлением истории русского искусства, утвердив идею единства искусства и жизни народа как основу реалистического метода. Картины РепинаВидеопрезентация картин РепинаКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Илья Репин: жизнь и творчество художника
Илья Ефимович Репин один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории.
Содержание
Биография Ильи Репина
Творчество Репина
Интересные факты из жизни художника
Картины Ильи Репина
Библиография
Биография Ильи Репина
Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.
А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.
В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.
Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.
Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.
1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.
Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.
Творчество Репина
Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.
Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.
Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.
В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.
О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.
1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.
Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года Крестный ход в Курской губернииРепин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.
Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.
Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.
В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.
В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.
Интересные факты из жизни художника
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.
Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».
Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.
Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Библиография
- Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873—1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; [Предисл. Л. Тарасова]. — Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. — 208 с. — (Письма И. Е. Репина). — 5000 экз.
- Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. — Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. — 380 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
- Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. — Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. — 188 с.
- Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. — Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. — 116 с.
- Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., — 624 с.
- Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей [Репин как писатель]К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. — 528 с., 3 000 экз.
- Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей [О книге «Далекое близкое»] К. Чуковского; [Коммент. А. Ф. Коростина и Л. Чуковской]. — 3-е изд., испр. и доп.. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1949. — 555 с.
- Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906—1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86793-436-5.
- Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873—1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1946. — 226 с. — (Труды Государственной Третьяковской галереи).
- Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. — Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. — Т. VIII. — 28 с. — (Русские художники).
- Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). — Москва ; Ленинград: Искусство, 1944. — 124 с.
- Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880—1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. — М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. — 268 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ilya-repin.ru, all-biography.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Илья Репин: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Илья Репин: жизнь и творчество художника
3.8 (76.67%) 6 голос(ов)allpainters.ru
картины исторические, портреты, парадные полотна :: SYL.ru
Одним из наиболее известных русских художников является Илья Репин. Картины живописца получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Автор создал множество замечательных полотен самого разнообразного содержания. При этом он всегда старался показать актуальные проблемы современной ему действительности. Даже в сюжетах на историческую тематику он всегда стремился приблизить изображаемые сцены к зрителю.
Краткая характеристика творчества
Илья Репин, картины которого заслуженно вошли в золотой фонд отечественной живописи, всегда оставался реалистом. При этом он был открыт для всего нового: интересовался самыми разнообразными художественными стилями: начиная от живописи голландских художников XVII века и заканчивая достижениями современных ему импрессионистов.
Однако сам он неизменно придерживался принципа простоты, реализма и достоверности. Художник всегда избегал каких-либо изысков, предпочитая простоту и ясность сюжетов. Он не экспериментировал с красками, напротив, рисовал объекты так, как они представлялись его воображению. Эти принципы он изложил в работе «Далекое близкое».
«Бурлаки на Волге»
Особо пристальный интерес к картинам народной жизни неизменно проявлял Илья Репин. Картины художника на данную тематику всегда получали теплый отклик у демократически настроенной интеллигенции и деятелей искусства. В 1870-1873 годах он создал одно из своих самых известных и монументальных полотен «Бурлаки на Волге».
Сюжет картины возник под впечатлением от поездки художника по Волге. В этом полотне автор передал силу и величие простого русского народа. Образы тружеников получились очень цельными и поэтичными во многом потому, что автор каждому из изображенных людей придал черты индивидуальности. Эта работа получила и международное признание, так как изображала сцену из народной жизни, в то время как данная темы была непопулярна среди живописцев Академии.
Исторические полотна
Отдельные ключевые моменты в прошлом нашей страны показал Илья Репин. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят.
В 1880 году по Малороссии путешествовал Репин Илья Ефимович. Картины художника позднего периода отличаются особенной эпичностью и красочностью. В 1891 году под впечатлением упомянутого путешествия он создал полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Написанию работы предшествовал длительный период изучения условий быта, костюмов, истории народа Малороссии.
Портреты
Живописец создал множество изображений своих выдающихся современников. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.
Со многими выдающимися деятелями искусства дружил Илья Репин. Картины, описание которых показывает широкий круг его интересов, отличает демократизм и простота, неизменно подкупающая зрителей и критиков. Таково изображение известного композитора М. Мусоргского. Работа была написана во время его болезни, однако, с удивительным мастерством показал его живой ум, акцентируя внимание на глазах и выражении лица. Другой не менее известный портрет автора – изображение известного мецената П. Третьякова.
Парадные работы
Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 1901-1903 годах он написал картину, изображающее заседание Государственного совета. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Он рисовал картины, используя самые разные сюжеты, и полотна неизменно ему удавались. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие.
www.syl.ru
Илья Ефимович Репин - биография и картины (1844
Портрет матери, Репин, 1867
Автор: РепинВыставлена в музее: Национальная галерея (Прага)Год: 1867
Портрет матери - Илья Ефимович Репин. 1867. Холст, масло. 62,5х50
На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Эта ранняя работа молодого живописца была исполнена во время каникул, когда он, тогда еще студент Петербургской Академии художеств, гостил у родителей на Харьковщине в слободе Осиновке.
Картина, написанная с вниманием и любовью, создает образ сильной и серьезной, но в то же время доброй и мудрой женщины, к которой зритель сразу же проникается симпатией и уважением. Доброжелательное лицо Татьяны Степановны теплым золотистым тоном ясно выделяется на густой тени фона, а ее платье и шаль выполнены темно-синим и голубыми цветами. Все это производит очень яркое впечатление, небольшое полотно выглядит монументально и торжественно, на нем - волевая и умная женщина, настоящая хозяйка дома.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Портрет К. П. Победоносцева, Репин, 1903
Автор: РепинВыставлена в музее: Русский музейГод: 1903
Портрет Константина Петровича Победоносцева - Илья Ефимович Репин. 1903. Холст, масло. 68,5х53
При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел увидеть в своих произведениях сущность индивидуального человеческого характера, раскрывая в то же время в создаваемом им образе черты, типичные для целого общественного слоя, в характеристике отдельной личности позволяя увидеть приметы эпохи.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно—грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины, избежав ложной помпезности. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.
В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Исполненные в свободной широкой манере, чаще всего за один — два сеанса, эти этюды являются одним из самых высших достижений в творчестве Репина.
Портрет Победоносцева принадлежит к числу лучших из них. Среди высокопоставленных сановников самодержавия Победоносцев был одним из самых страшных деятелей. Убежденный реакционер, беспощадный душитель любых ростков свободы, он олицетворял собой все мракобесие своего времени. Внешне корректный, сдержанный, сухо вежливый, он был как бы лишен естественных человеческих чувств. Таким и представил его в своем портрете Репин.
Тончайшими, едва уловимыми оттенками цвета, свободными, будто даже небрежными, но в действительности подчиненными точно выверенному рисунку мазками, запечатлены, а точнее — выявлены сухие, чуждые улыбке губы, холодный взгляд полуприкрытых веками глаз, весь ханжеский облик человека, неспособного к живому душевному движению, опустошенного и беспощадного.
Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет — одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
Картина «Бурлаки на Волге», Репин
Автор: РепинВыставлена в музее: Русский музейГод: 1870-1873
Бурлаки на Волге - Илья Ефимович Репин. 1870-1873. Холст, масло. 131,5x281
Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Крестный ход в Курской губернии, Репин
Автор: РепинВыставлена в музее: Третьяковская галереяГод: 1880-1883
Крестный ход в Курской губернии - Илья Ефимович Репин. 1880-1883. Холст, масло. 175x280
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» - произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, - на Одиннадцатой передвижной выставке. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. За ними - толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.
Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.
На дерновой скамье, Репин, 1876
Автор: РепинВыставлена в музее: Русский музейГод: 1876
Работа великого мастера изображает жаркий полдень. Перед нами семья, спасающаяся от летней жары в тени деревьев. Природная беседка обустроена удобной скамьей из дерна. Изображенная группа, без сомнения, позирует художнику.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Центральная группа словно недовольна своей ролью. Внимание художника тяготит их. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина - жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) - принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя - дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Декорацией сюжета картины выступает жаркое лето, сдобренное буйной зеленью, что придает работе атмосферу беззаботного отдыха и тихого семейного счастья.
Мужичок из робких, Репин, 1877
Автор: РепинВыставлена в музее: Нижегородский государственный художественный музейГод: 1877
Мужичок из робких - Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54
Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться...
Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика "себе на уме". Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели...
Картина Репина "Не ждали"
Автор: РепинВыставлена в музее: Третьяковская галереяГод: 1884
Не ждали - Илья Ефимович Репин. 1884. Холст, масло. 160,5х167,5
Одна из самых знаменитых картин Репина, благодаря школьным хрестоматиям и учебникам, известна каждому школьнику. Сюжет работы - возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все - и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх... Перекрестие взглядов - ключ к сюжету.
Центральная фигура - ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам.
Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения - горничной; любопытный у кухарки.
Интересна единственная фигура на картине, глаз которой мы не видим - это женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее угадывается по ее позе: напряженной и статичной.
Складывается ощущение, что уже в следующую секунду ситуация разрешится: присутствующие бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося родственника, или, напротив, отвернутся от него и попросят больше не беспокоить. Разрешение ситуации автор оставляет за рамками своей работы. Перед нами мгновение принятия решения...
Портрет Третьякова, Репин, 1883
Автор: РепинВыставлена в музее: Третьяковская галереяГод: 1883
Портрет Павла Михайловича Третьякова - Илья Ефимович Репин. 1883. Холст, масло. 98х75,8
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Перед нами основатель галереи русской живописи, успешный предприниматель, меценат, замечательный человек. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Высокий лоб, печальные темные глаза, идеально ровный нос, ухоженная борода... Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Изображен Третьяков среди картин своей галереи. Без своего собрания русской живописи он и сам как бы не существует. Известно, что последними словами Третьякова перед смертью были слова о необходимости беречь коллекцию. Дело всей его жизни стало частью его самого, смыслом самой жизни великого русского мецената.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Репин
Автор: РепинВыставлена в музее: Русский музейГод: 1880-1891
Запорожцы пишут письмо турецкому султану - Илья Ефимович Репин. 1880-1891. Холст, масло. 203х358
Сюжет этого шедевра великого русского художника хорошо известен: Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Сохранился и текст этого ответа, полный самых изысканных оскорблений в адрес "владыки блистательной Порты". Перед нами этакий "мозговой штурм" - процесс сочинения ответа султану.
Композиция картины представляет собой четко выраженный центр, вокруг которого автор выстраивает несколько "кругов", наполненных разным смысловым содержанием.
В центре - писец. Едва ли не единственный из изображенных владеющий грамотой. Судя по одежде - это семинарист из казаков, который взялся изложить ответ запорожцев на бумаге. Создание этого письма явно доставляет ему удовольствие. Свою радость писец выражает достаточно сдержанно, как подобает человеку "ученому".
Рассмотрим "ближний круг". Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Еще секунда и новая строка послания будет придумана... Далее по часовой стрелке - казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа.
Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Они словно противопоставлены друг другу. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. То тут, то там изображены тревожные, серьезные, испуганные лица. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери... Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. В его взгляде осуждение и тревога... Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага - главные качества воинов Запорожского казачества.
Картина "Иван Грозный убивает сына", Илья Репин
Автор: РепинВыставлена в музее: Третьяковская галереяГод: 1885
Иван Грозный убивает сына - Илья Ефимович Репин. 1885. Холст, масло. 199,5х254
Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Впечатление, которое она производит на зрителя, просто ошеломляющее. Сама ситуация чудовищна. Царь Иван Грозный убил своего сына Ивана, тем самым прервав династию Рюриковичей, правившую Русью с IX века.
Момент прозрения и осознания содеянного предстает перед зрителем во всем трагизме. Царь в панике, перед нами не самодержавный властитель, а обезумевший от горя и ужаса старик. Крепко вцепившись в мертвое тело сына он пытается закрыть рану на его виске, из которой еще бежит алая кровь. Он отчаянно пытается поправить непоправимое.
Они противопоставлены друг другу - фигуры мертвого сына и живого царя. Композиционно картина выстроена так, что поначалу внимание приковывает мертвое тело, еще секунду назад полное сил, энергии, жизни. Затем зритель видит безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.
Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства.
Интересная деталь - рама на стене. Художник предоставляет зрителю самостоятельно додумать назначение этой рамы. В сумерках покоев ее разглядеть невозможно. Картина? Зеркало? Икона? Скорее зеркало, которое не отражает происходящего. Поскольку в зеркале не отражается нежить - в это верили славяне с незапамятных времен.
Портрет Мусоргского, Репин, 1881
Автор: РепинВыставлена в музее: Третьяковская галереяГод: 1881
Портрет М. П. Мусоргского - Илья Ефимович Репин. 1881. Холст, масло. 69х57
Среди портретов кисти Репина, эта работа занимает особое место. Как известно, мастер писал этот портрет за несколько дней до смерти великого композитора, что придает работе особую драматичность и глубину.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. В его глазах читается печаль, тоска. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного - лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.
Фон на портрете "пустой", свободный от всяких деталей. Можно подумать, что Мусоргский изображен на фоне облаков. Создается ощущение грандиозности и величия изображаемого. Он сам как его музыка: особенная, неукротимая, мощная, неповторимая. Эта музыка звучит в его глазах. Там же и незаконченные произведения, невоплощенные идеи, музыка, которую он уже никогда не сочинит...
Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
Автор: РепинВыставлена в музее: Третьяковская галереяГод: 1887
Портрет Льва Николаевича Толстого - Илья Ефимович Репин. 1887. Холст, масло. 124х88
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца - легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Глаза ясные и добрые. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя.
Светлый и чистый фон усиливает впечатление. Книга в руках, деталь символичная, неслучайная. Перед нами писатель в момент размышления о прочитанном, в момент зарождения новой, гениальной идеи. Глядя на портрет, любой способен почувствовать величие и духовную монументальность Толстого.
Портрет В. С. Сурикова, Репин, 1877
Автор: РепинВыставлена в музее: Третьяковская галереяГод: 1877
Портрет художника Василия Ивановича Сурикова - Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 62,5х215
Портрет Сурикова кисти Репина - несомненная удача художника. Мастер психологического портрета отлично передает характер, темперамент своего коллеги.
Репинский Суриков полон сил и амбиций. Черные волосы, модная бородка, пухлые красные губы, чуть полное лицо, черные глаза - рассказали о полноте здоровья, о расцвете сил героя. Во взгляде заметно едва уловимое смущение, вызванное непривычностью выполняемой роли натурщика. У зрителя складывается ощущение, что Суриков вот-вот начнет шевелиться, утомленный неподвижностью.
Белоснежный воротничок, черный галстук, пиджак... Суриков - человек с безупречным вкусом, франтоватый и умеющий хорошо одеваться. Нейтральный зеленоватый фон разрушает бордовая спинка кресла, гармонирующая с цветом губ героя, подчеркивая яркую внешность и неординарность личности.
Чувствуется, что Репин с глубоким уважением, с некоторым даже трепетом, относится к своему коллеге.
Портрет Андреева, Репин, 1904
Автор: РепинВыставлена в музее: Третьяковская галереяГод: 1904
Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева - Илья Ефимович Репин. 1904. Холст, масло. 76х215
Судя по всему, портрет писателя Андреева остался незавершенным. Перед нами скорее проработанный эскиз, нежели законченная работа. Впрочем, возможно, это прием, которым воспользовался художник, чтобы передать суть характера писателя: непостоянство, склонность к иррациональному, иллюзорному.
Перед нами молодой мужчина в вышитой рубашке, с русской бородой, богатой шевелюрой и затуманенным взглядом. В глазах героя тоска, пустота и некоторое уныние. На лице нет ни тени улыбки, губы сжаты. Поза не свободна и расслабленна, а, напротив, чувствуется какое-то внутреннее напряжение.
Цветовая гамма портрета сдержанна. От белого до неопределенно зеленого (фон). Незаконченность фона, нервные, небрежные мазки, подчеркивают атмосферу нервозности и напряжения. Складывается впечатление, что художнику передалась некая энергетика Андреева.
Биография: И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.
Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств.
Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.
Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще, будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, потом написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.
Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в Париж художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1887 года уже становится жителем Москвы.
В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной «Запорожцы», завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.
Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой переехали в местечко Куоккала, где прожили последние три десятка лет жизни великого художника. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.
Серия сообщений "Живопись русских художников":Часть 1 - Михаил Александрович ВрубельЧасть 2 - Художник Николай Фешин. Живопись, которую "не всякий может"......Часть 16 - Русская живопись. Художник Астальцев Виктор ВладимировичЧасть 17 - Картины русских художников. ( Трапеза)Часть 18 - Илья Ефимович Репин - биография и картины (1844- 1930)Серия сообщений "Живопись русских мастеров":Часть 1 - Любимые русские художники Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844 -18 июля 1927) Часть 2 - Художник Василий Перов (1833–1882)...Часть 12 - Джон Callcott Хорсли - русский Академический художникЧасть 13 - Русский художник Неврев Николай Васильевич (1830-1904 )Часть 14 - Илья Ефимович Репин - биография и картины (1844- 1930)eva-k2.livejournal.com
Именной указатель • Artist Index • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay |
www.tanais.info
Художник Илья Репин. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Илья Ефимович Репин родился на Украине (город Чугуев) 24 июля 1844 года. В родном городе он занимался иконописью, обучаясь у местных мастеров. Чтобы развивать талант, в 19 лет Репин отправляется в Санкт-Петербург, где его принимают в Академию художеств. Обучаясь в рисовальной школе при Бирже, Репин получает высокие оценки учителей, хотя сам очень низко оценивает свои способности, что вообще было характерно для этого человека.
Во время обучения в Академии художеств Репин создает кардинально разные произведения. С одной стороны, он обязан писать на отвлеченные эпические темы, с другой стороны, этот восприимчивый человек не может оставаться в стороне от проблем и тревог окружающей его современности. Уже в ранних произведениях Репина проступают черты его особенной манеры. Это видно уже по картине «Воскрешение дочери Иаира», созданной в 1871 году.
Первый настоящий успех молодому художнику принесло полотно «Бурлаки на Волге» 1873 года.
Получив медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», Репин отправляется на обучение во Францию и Италию. В Париже художник работает над картинами «Парижское кафе» и «Садко». Эти сюжеты были очень необычны для Репина. В письме к Крамскому из Парижа художник утверждает, что готов писать все, что произведет на него впечатление. Этот принцип свободы творчества и широта интересов выделяют Репина среди других художников.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах.
Через некоторое время Репин отходит от принципов товарищества и покидает его в 1887 году. Через шесть лет художник становится членом Петербургской Академии художеств. Женившись в 1899 году на Н.Б. Нордман, Репин покупает землю в Финляндии и строит там усадьбу. Именно здесь и скончался Репин 29 сентября 1930 года.
Лучшие картины Репина И.Е.
Ещё картины Репина с описаниями
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Репин, Илья Ефимович - Художники
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ
Гениальный русский живописец Илья Ефимович Репин — краса и гордость русской живописи. С именем Репина связан самый яркий период истории русской живописи. Его искусство, выросшее на волне революционного подъема 60-х годов, формировалось и крепло под идейным воздействием эстетических и философских воззрений просветителей. Проникнутое передовыми идеями своего времени, глубоко демократичное и народное по своему духу, искусство Репина приобрело значение огромного общественного фактора.
Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. Свыше тридцати лет Репин шел в авангарде русского искусства, завоевав русской реалистической живописи всемирное признание.
Репин — бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др. Все эти Замечательные мастера, использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Эти живописцы сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре.
В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности.
Репин и его соратники возвысили тему народа, показали, что только он является основой развития большого и полноценного искусства, что только в таком искусстве заключено подлинно прекрасное.
Репин—величайший представитель критического реализма в русской живописи, той формы реализма, в которой единственно возможно было плодотворное, поступательное развитие искусства, изображавшего окружающую действительность царской России. Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам — представителям труда духовного. Труд — вот что определяет и украшает человека. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
В Репине русская живопись достигла своей полной зрелости, небывалой свободы в обращении со своими средствами. Репин работал почти во всех жанрах и видах живописи. Репин не только величайший живописец, но и превосходный акварелист, рисовальщик и офортист. Он сделал также ряд удачных опытов и в области портретной скульптуры.
Прекрасно владея многими жанрами, с наибольшей силой свой талант Репин обнаруживает в двух жанрах: в социально-бытовой картине и портрете — в произведениях, содержание которых черпал художник из современной, окружавшей его действительности. В своих композициях он создал живописную эпопею русской жизни конца XIX столетия. Каждая картина Репина—прекрасная глава этой эпопеи: «Бурлаки»,
«Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Сходка», «Проводы новобранца», «Арест пропагандиста», «Протодьякон», «Вечерницы» и многие другие.
Репиным создана бессмертная портретная галерея лучших сынов русского народа — писателей, художников, музыкантов, актеров, ученых, общественных деятелей; среди этой галереи сверкают драгоценными
камнями такие шедевры портретной живописи, как портреты композитора Мусоргского, артистки Стрепетовой, писателя Л. Толстого, хирурга Пирогова.
Репин — выдающийся мастер исторической живописи, автор таких глубоко драматических произведений, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», таких жизнерадостных, как «Запорожцы».
Действительность оживает на полотнах Репина во всей яркости и богатстве своих красок, во всей своей непосредственности и жизненности. Репин везде и всегда — подлинный живописец, с необыкновенной силой лепящий краской формы, образы; он всегда старается показать жизнь во всей ее полнозвучности и силе.
Человека художник раскрывает во всем богатстве его жизненных проявлений, во всей красе его материальной физической жизни. У Репина все поступки и действия персонажей глубоко осмысленны, взвешены, событие у него — не случайное, эпизодическое происшествие, а закономерное, типическое раскрытие явления.
Репин создал глубочайшие социальные картины, типические образы российской действительности второй половины XIX века.
В напряженном и долгом труде обрел Репин свободу, легкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве. Неподражаемый мастер в передаче непосредственных впечатлений, красочного великолепия действительности, Репин никогда не ограничивался этими первыми материалами. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Многочисленные этюды, эскизы, наброски прекрасно раскрывают творческие искания в этом направлении, его путь от частного, единичного к обобщенному, типическому. Это величайшее искусство доводить отдельный факт до обобщенного, типического является основной силой реализма Репина, одной из основных побед русского реализма XIX столетия.
Горячая любовь к своему народу, выраженная в искусстве Репина, его потрясающее мастерство навсегда сохранят его имя в пантеоне величайших представителей культуры великого русского народа.
ПОРТРЕТНОЕ МАСТЕРСТВО И. Е. РЕПИНА
И. Е. Репин — величайший русский портретист XIX века и один из значительнейших в мировом искусстве. Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. — И. Г.) посидеть мне смирно. При сальной тусклой свече лицо ее, рыжее от веснушек, освещалось хорошо; только фитиль постоянно нагорал, и делалось темнее. А свеча становилась ниже, и тени менялись. Доняша сначала снимала пальцем нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так они слипались. Однако портрет вышел очень похожий, и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. -— И. Г.), они много смеялись».
После годичного обучения в мастерской иконописца Бунакова, когда Репину было всего пятнадцать лет, он стал самостоятельно выполнять заказы на церковную живопись и на портреты, за которые получал по три и по пять рублей.
Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. «Как? Это вы сами? — сказал Крамской. — Да это превосходно! Это лучше всех ваших академических работ... Тут больше любви к делу, — пояснил он. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры, и вышло удивительно верно и интересно; делали, как видели, и вышло оригинально».
Много и упорно работал Репин и в Академии художеств и самостоятельно, вне стен ее.
В конце 1860-х годов он из ученика превращается в зрелого мастера. Это особенно заметно в его портретах.
Уже в 1865 году Репину исключительно удался профильный портрет жены врача Яницкого.
В 1866 году художник исполнил портреты братьев А. В. и М. В. Праховых, под явным влиянием Крамского, в его излюбленной технике «мокрым соусом», с белильными бликами на освещенных частях лица.
В портретах И. С. Панова (1867), Васи Репина, младшего брата художника (1867), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868) и В. А. Шевцовой, невесты Репина (1869), можно проследить, как быстро из года в год росло мастерство художника.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Рисунок уверенный, лепка твердая. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки.
После появления в 1871 году на выставке конкурсной картины Репина «Воскрешение дочери Иаира» ее автор сразу выдвинулся в первые ряды русских художников. Успех эт°й картины принес Репину первый крупный заказ: ему было поручено написать для концертного зала гостиницы «Славянский базар» большой групповой портрет всех знаменитых «славянских композиторов». В 1872 году картина Репиным была окончена. Композиторы-музыканты расположены на картине группами: одни стоят, другие сидят, третьи прохаживаются.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий, и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования — чувство жизненной правды. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство, и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность.
Три года, с середины 1873 до середины 1876 года, Репин пробыл за границей, в Италии и в Париже. За границей он написал ряд портретов: И. С. Тургенева, двух дам — Бове и Франкенштейн, художника А. П. Боголюбова, С. Г. Овденко, «Еврея на молитве», этюд девочки Веруни Репиной и др.
После приезда из-за границы Репин недолго пробыл в Петербурге. Его потянуло в родной Чугуев, повидать своих, пожить в глуши, в самой гуще своеобразной, самобытной жизни. Приехав в Чугуев, он весь, с головой окунулся в чугуевскую жизнь. Он бродил по окрестным деревням, бывал на свадьбах, на базарах, в волостях, на постоялых дворах, в кабаках, в трактирах и церквах, заполнял альбомы заметками, набросками и эскизами.
Он пишет там и портреты поразивших его типов. Превосходен акварельный портрет древнего деда — «Старик из Чугуева». Два масляных портрета: «Мужичок с дурным глазом» и «Мужичок из робких», дают острую и глубокую характеристику этих типов.
В тот же период Репин написал замечательный портрет— «Протодьякон». Стасов в своем восторженном отзыве так пишет об этом портрете: «Что за огонь горел, должно быть, в душе у того художника, который писал этого страшного, этого грозного «Варлаама»! Мне кажется, кисть не ходила,1 а прыгала тигровыми скачками по полотну. Все это было начато и кончено в немного часов, словно какой-то демон водил его рукой. Эти брови, толстыми пиявками поднявшиеся врозь от переносья вверх по лбу, эти глаза, точно пробуравленное в лице и оттуда глядящие гвоздями, эти пылающие щеки и нос башмаком, свидетельствующие о десятках лет, проведенных по-варлаамовски, эта всклокоченная густая седина, эти руки подушкой, улегшиеся толстыми распущенными пальцами на груди...»
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В «Протодьяконе» сказался настоящий Репин, Репин будущих картин, наш русский Рембрандт. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Я{ок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах.
В 80-х годах происходит расцвет творчества Репина. В одно десятилетие Репин создал целую портретную галерею своих современников (больше шестидесяти портретов) — известных писателей, художников, композиторов, музыкантов, артистов, ученых, врачей, инженеров и т. п., которой одной было бы достаточно, чтобы обессмертить его имя.
В настоящей статье я не имею возможности описать всю эту блестящую серию портретов. Остановлюсь только на самых значительных, выдающихся произведениях Репина.
В 1880 году Репин, по заказу Третьякова, исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. Репин нашел для Писемского позу, характерную для последнего, предсмертного периода писателя. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигуры и особенно — воспаленных глаз с желтыми белками.
В 1881 году Репин создал величайший, непревзойденный портретный шедевр, затмивший портрет Писемского, — портрет композитора М. П. Мусоргского. Репин был дружен с Мусоргским, любил его музыку. В феврале 1881 года Репин узнал, что Мусоргский тяжело заболел. Приехав в Петербург на открытие передвижной выставки, Репин отправился в Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский. Здесь он в течение четырех дней подряд пишет портрет больного композитора.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. К тому же и погода благоприятствовала работе. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Написан портрет вдохновенно. Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Все знавшие Мусоргского были в восторге от портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского.
«Крамской, увидев этот портрет, — писал критик В. Стасов, — просто ахнул от удивления. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу, и долго-долго не отходил. «Что это Репин нынче делает,—сказал он, — просто непостижимо. Вот посмотрите, его портрет Писемского — какой шедевр!.. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительней! Тут у него какие-то неслыханные приемы, сроду никем не пробованные, сам он Я —и никто больше. Этот портрет писан очень быстро, огненно—-всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите эти глаза! Они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением! А тело, а щеки, лоб, нос, рот — живое, совсем живое лицо, да еще в свету от первой до последней черточки, все в солнце, без единой тени—какое создание!»
Портрет Мусоргского не поражает ни певучестью красок, ни виртуозностью техники, и все же он поражает всякого умеющего читать в природе и способного разбираться в передаче этой природы живописцем. Репин подошел к портрету Мусоргского с полной непосредственностью, без всяких заранее продуманных приемов.
Репин был в таком счастливом трансе, что в те немногие часы, когда, по собственному признанию, он развлекался и работой и всякими разговорами с Мусоргским, весь внешний и внутренний облик его друга сам собой под ударами кисти перевоплощался в художественный образ.
Много еще прекрасных портретов написал позднее Репин, но второго подобного портрету Мусоргского уже не появилось.
Вскоре художнику представился случай написать портрет Знаменитого хирурга и популярного педагога Н. И. Пирогова, приехавшего в мае 1881 года в Москву к празднованию двадцатилетнего юбилея его врачебной деятельности.
Из портретов следующего, 1882 года наиболее выделяются: портрет знаменитой трагической актрисы П. А. Стрепетовой, этюд с Т. А. Мамонтовой и портрет А. И. Дельвига, автора известных мемуаров.
Стрепетова изображена в ее домашнем облике, в простом платье и с неубранными волосами. В этот односеансный, быстро сделанный этюд Репин вложил все, что можно требовать от портрета. Художнику удалось уловить здесь то большое, трагическое выражение, которое было неотделимо от личности Знаменитой актрисы, которое составляло основу ее существа, не покидавшую ее и вне театра. Этот сверкающий по живописи этюд — одна из жемчужин Третьяковской галлереи.
Но самым сильным портретом 1882 года надо признать портрет Дельвига. По жизненности, выразительности, лепке и мастерству он — одна из вершин репинского творчества.
1883 год принес несколько первоклассных портретов. Из них особенно выделяется портрет критика В. В. Стасова, написанный в Дрездене во время его совместной поездки с Репиным за границу.
Стасов сообщает о работе Репина над портретом следующие подробности: «В первый день сеанс продолжался почти без перерывов девять часов, на второй день сеанс продолжался пять часов. Итого портрет написан в два сеанса. Мне кажется, всякий сколько-нибудь понимающий художник найдет в самом портрете следы того чудесного воодушевления, того огня, с которым писан был этот портрет! Яркое, весеннее солнце, светившее тогда к нам в комнату, передано на картине, мне кажется, с необычайной- правдой».
Портрет, действительно, бесподобен как по темпераменту, с которым писан, так и по цветовому решению, тем более трудному, что он построен в серой, но тонко егармонированной гамме.
Из портретов 1884 года я выделяю большой портрет писателя В. М. Гаршина — бесспорный шедевр Репина, хотя и не превзошедший «Мусоргского», но близкий к нему.
Как видно из писем Гаршина, художник долго работал над его портретом, что трудно заметить по живописи, свежей, необычайно тонкой, во многих местах не закрывающей холста. Гаршин не позирует: он сидел за своим столом, перебирая книги и рукописи, когда кто-то вошел к нему и ему пришлось повернуть голову и вскинуть на него вопросительный взгляд. Совершенно естественная композиция, отлично уложившаяся в почти квадратный формат холста. В портрете чувствуете не только угнетенную психику этого «обреченного», но и почти ощущаете на себе его дыхание. А какое сильное впечатление производит этот незабываемый гаршинский взгляд!
В 1887 году Репин много времени уделяет работе над портретами Л. Н. Толстого. Самый удачный портрет Льва Николаевича написан в Ясной Поляне в августе 1887 года. Это большой поколенный портрет в кресле, с книгой в левой руке. Превосходно решенный в композиции, чему в значительной степени способствует красивое, красного дерева кресло, с большим художественным тактом увязанное с силуэтом фигуры Толстого, портрет этот исключительно удался и в пластическом отношении. Он написан широко, смело.
Вернувшись в Петербург после поездки в Ясную Поляну, к Толстому, и разбирая свои яснополянские альбомы, Репин остановился на мысли написать масляную картину с одного из рисунков, изображающих Толстого лежащим на траве, под деревом. Портрет производит впечатление написанного с натуры, до того правдива и убедительна игра солнечных пятен на светлой фигуре Толстого и на зелени.
К числу лучших портретов, исполненных Репиным в 90-х годах, следует отнести портреты художника М. О. Микешина, поэта К. М. Фофанова, Мерси д’Аржент, Икскуль, А. В. Вержбиловича и Н. П. Головиной. Портрет Икскуль по праву должен занять место в первом десятке лучших репинских портретов. Никто в России, кроме Серова, не передавал так матового цвета лица, темных глаз, шелка. А рука на этом портрете, ее атласная кожа, жемчуг, кольца едва ли имеют равных по высоте исполнения во всей Европе.
В 1900-х годах Репин дал ряд исключительно удавшихся женских портретов: темперный, изображающий девушку с наклоненной головой, масляный — Н. И. Репиной, под зонтиком, в шляпе, на солнце, и А. П. Боткиной, сделанный разноцветными карандашами и пастелью. Последний — может быть, самый тонкий из женских портретов Репина.
В 1901—1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета.
Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Так отнеслись к нему и сановники, изображенные на картине. Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора, изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре, или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки, или умная, лукавая голова Витте! Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что создано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху.
«Заседание Государственного совета» было последним великим созданием Репина; творчество его стало заметно клониться к упадку.
Само собой разумеется, что и позже были счастливые творческие удачи --таковы отдельные этюды и портреты.
xn----8sbzdfdkkigfrhec4km.xn--p1ai