Лукас Кранах Старший: картины. Немецкий живописец эпохи Ренессанса. Картины лукас кранах
картины в Эрмитаже и Дрезденской картинной галерее :: SYL.ru
Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Полотна кисти этого мастера выставлены в крупнейших музеях мира. Жизнь и творчество данного деятеля искусств вызывают большой интерес у многих почитателей его таланта.
Поэтому в данной статье собраны некоторые интересные факты из биографии художника Лукаса Кранаха Старшего. Также нас интересует творческое наследие живописца. Среди наиболее известных картин Лукаса Кранаха Старшего можно назвать (представленные в настоящей статье в качестве иллюстраций по порядку): "Лот с дочерьми", "Давид и Вирсавия", "Портрет Елизаветы Австрийской", "Геркулес и Омфала", "Портрет саксонской принцессы", "Пир Ирода", "Женский портрет", а также "Венера и Амур".
Загадка имени
Ранний период жизни этого немецкого живописца оставил о себе очень мало достоверных сведений. Доподлинно неизвестно даже имя отца художника. Историки-искусствоведы также затрудняются назвать, как был наречен сам прославленный представитель старой немецкой школы изобразительного творчества.
Крайне скудные сведения имеются и относительно того, получил ли Лукас какое-либо официальное образование в области искусства. Точно известно, что первым учителем рисования стал для него отец, который был достаточно известным художником в Германии. Некоторые биографы утверждают, что родитель будущего классика живописи руководил собственной мастерской, в которой работали несколько сотрудников.
Фамилия художника представляет собой творческий псевдоним в честь местности, в которой родился Лукас Кранах Старший. Такая манера избирать для себя имена вполне традиционна у представителей той эпохи.
Ранние годы жизни
Получив от отца необходимые умения и навыки, Лукас Кранах Старший, картины которого сегодня выставляются в лучших галереях мира, отправился странствовать по Европе. В поисках работы он часто переезжал из одного города в другой и постепенно приобрел славу одного из выдающихся германских живописцев своего времени.
Кранах и религия
Интереснейшим фактом из раннего периода биографии, который повлиял на творчество Лукаса Кранаха Старшего, является его паломническая поездка в Палестину и посещение мест, где происходили евангельские события. Из этого следует, что христианская вера играла значительную роль в судьбе великого художника. Ряд эпизодов из его жизни подтверждает данное предположение.
Он был знаком и даже в течение долгих лет дружил с основоположником протестантской религии - Мартином Лютером. Кранах был одним из первых, кто написал портрет этого исторического персонажа. За весь период своего творчества он неоднократно рисовал Мартина Лютера, а также создавал иллюстрации к религиозной литературе для протестантов и к проповедническим изданиям.
Известно, что первый портрет предводителя Реформации Лукас написал в то время, когда его друг был еще простым монахом. Известны и некоторые карикатуры на Папу Римского и других представителей протестантской церкви, которые художник нарисовал по заказу различных издательств.
На представленном выше полотне "Лот и его дочери" изображены герои известного библейского сюжета. Яркие платья женщин эффектно выделяются на темном фоне и контрастируют с черным одеянием отца семейства. Это не только свидетельствует об особом художественном приеме, но и выражает существовавшую в ту эпоху идею о власти женщин. Тот же принцип применяется на полотне "Адам и Ева", где прародители всех людей нарисованы стоящими под деревом с могучей кроной, которая создает тень над мужчиной. Его супруга как будто бы светится изнутри. Под "властью женщин" в этих произведениях подразумевается сила красоты.
Жизнь при дворе
После продолжительных лет странствий Лукас Кранах Старший, портреты кисти которого славились уже по всей Европе, был приглашен на должность придворного живописца правителем германской местности Саксония. В своей деятельности он настолько преуспел, что уже спустя четыре года получил дворянский титул. Служба не ограничивалась художественным творчеством, а предполагала участие в некоторых дипломатических миссиях.
Во время выполнения одного из подобных поручений Лукас Кранах Старший написал портрет римского императора Максимилиана. Работа художника так сильно понравилась правителю, что тот впоследствии заказал ему выполнить ряд иллюстраций для молитвенника, который издавался на его средства. Кроме изображений, принадлежавших кисти придворного живописца саксонского курфюрста, эту книгу украшали репродукции творений другого деятеля германского Возрождения - Дюрера.
Портреты
Помимо императора Максимилиана и Фридриха, курфюрста Саксонии, на картинах Лукаса Кранаха Старшего изображены и другие выдающиеся деятели его эпохи. Эти холсты не отличаются особым приукрашиванием внешности моделей, как это обычно было на подобных полотнах того времени со знатными лицами. Данный факт можно объяснить тем, что живописец к началу портретного периода своего творчества достиг уже довольно высокого социального положения и не должен был пресмыкаться перед вышестоящими персонами.
Однако он и не углублялся в тонкости познания и изображения характера людей, позировавших ему. Лукас Кранах Старший воспринимал работу над подобными полотнами как чисто коммерческую деятельность, что тем не менее не умаляет художественного достоинства картин. Иногда сроки на выполнение заказа были крайне сжатыми.
Так, один из представителей элиты заключил с ним контракт на написание более 40 портретов. Естественно, художник не имел возможности тщательно прорабатывать каждый из них.
Успешный предприниматель
Помимо творческой карьеры, Лукас Кранах Старший занимался также содержанием аптек и некоторых других торговых точек. Интересным является тот факт, что его фармацевтический бизнес приносил доход потомкам великого художника в течение трех веков после его смерти.
Творческая мастерская
Художник воспитал двух сыновей, которые пошли по стопам отца. Они работали в его собственной мастерской, где также трудились около десяти искусных живописцев. Картины Лукаса Кранаха Старшего часто создавались в нескольких экземплярах. Причем в работе над каждым из них могли участвовать еще несколько сотрудников его творческой лаборатории. Дети знаменитого деятеля продолжали тиражировать его полотна даже после кончины своего отца.
Кроме этого, успешный художник имел собственную печать, на которой был изображен дракон. Он ставил ее на произведениях. Этот штамп служил своеобразным знаком качества. По его наличию люди распознавали авторскую принадлежность полотен.
Кроме своих шедевров, он ставил фирменную печать на понравившихся ему творениях учеников. Это рассматривалось как высшая похвала со стороны прославленного наставника. Вот почему доказать подлинность полотен немецкого мастера - весьма сложная задача.
В собрании Дрезденской картинной галереи присутствуют только те шедевры гения эпохи Возрождения, принадлежность коих кисти данного живописца не вызывает сомнений.
История проникновения искусства Кранаха в Россию
Во время своего царствования императрица Екатерина Великая не только провела множество реформ в различных отраслях государственной политики, но также общалась с ведущими деятелями культуры и искусства. В процессе этого взаимодействия она пришла к выводу, что для просвещения широких масс необходимо пополнение коллекции в Эрмитаже картинами Лукаса Кранаха Старшего и других европейских мастеров.
В результате было закуплено несколько десятков полотен.
Мифологический сюжет
Среди приобретенных полотен была и знаменитая картина "Венера и Амур" Кранаха, которая до того момента находилась в частной коллекции одного из немецких ценителей искусства.
Этот шедевр представляет собой изображение богини любви в компании маленького крылатого лучника, натягивающего тетиву. В верхней части картины расположена надпись на латинском языке, которая содержит стихотворение, предостерегающее людей от чрезмерного сладострастия.
Особенности творческого стиля
Этот случай обращения к мифологическим сюжетам был первым и в творчестве самого Кранаха, и во всем германском искусстве. Новаторство заключалось и в изображение обнаженной натуры. До момента создания картины существовало негласное вето на присутствие на полотнах голых персонажей. Исключение составляли только рисунки, на которых главным героем была библейская Ева с ее мужем Адамом.
Кранах, несмотря на довольно пуританские традиции современного ему германского искусства, все же решился написать серию картин в стиле ню. Но будучи человеком, придерживающимся христианских взглядов, он поместил на полотне "Венера и Амур" эпиграф, содержащий стихотворение, заключающее в себе нравоучение.
Данный живописец, по мнению многих специалистов, не является мастером цвета, но изображение форм у него превосходное.
Подражание итальянским мастерам
Впоследствии художник не раз обращался к мифологическим сюжетам. Обнаженная натура, присутствующая на его полотнах, все больше напоминала героинь шедевров итальянской эпохи Возрождения. Данный факт является доказательством того, что, во-первых, художник был знаком с творчеством великих современников, а во-вторых, что он сам в совершенстве овладел их техникой.
В каких музеях выставлены полотна Кранаха?
После смерти великого мастера часть его творческого наследия была куплена основанной в то время Дрезденской картинной галереей ("Цикл о пленении и мучениях Иисуса", "Адам и Ева", "Давид и Вирсавия", "Портрет герцогини Катарины Мекленбургской"). В данном музее и сейчас находится подавляющее большинство его произведений. Также картины этого художника можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге ("Венара и Амур", "Женский портрет"), в Лондонской картинной галерее и ряде других крупных собраний мира.
Лукас Кранах Старший по праву занимает место среди самых выдающихся представителей живописного искусства эпохи Возрождения. Он является одним из основателей так называемой старонемецкой художественной школы. После его кончины дело живописца было продолжено его детьми, которые в течение многих десятилетий творили под прославленной фамилией.
www.syl.ru
Лукас Кранах – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge
Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der Ältere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.
Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der Ältere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.Сохранить
artchallenge.ru
Немецкий живописец Лукас Кранах Старший (1472-1553) Часть 1
Цитата сообщения Булгакова_ТатьянаПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА
Немецкий живописец Лукас Кранах Старший (1472-1553)
Часть 1
Принцесса Сибилла Клевская
Портрет саксонского принца
Портрет саксонской принцессы
Иоганн Фридрих Великодушный
Портрет Магдалины Лютер
Портрет Георга Спалатина
Портрет девушки
Курфюрст Иоганн Фридрих саксонский
Девушка с виноградом и яблоком
Герцог Иоганн II Анхальтский
Женский портрет
Иоахим I Нестор, курфюрст Бранденбургский
Портрет Кристины Эленау
Мужской портрет
Портрет девушки, возможно Эмилии саксонской
Портрет мужчины в красном дублете
Магдалена Саксонская, жена Иоахима II Брандербургского
Портрет Морица Бюхнера
Женский портрет
Иоахим II, курфюрст Бранденбурга
Лу́кас Кра́нах Ста́рший (нем. Lucas Cranach der Ältere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга М. Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.
Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.
Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века. http://pomnipro.ru/memorypage21224/biography
hist-etnol.livejournal.com
Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом
В Москве в Музее изобразительных искусств им.Пушкина открыта потрясающая масштабная выставка, которую никак нельзя пропустить, — «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Жизнь и творчество одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха Старшего и его сыновей Ганса и Лукаса Младшего неотделимы от истории Германии конца XV-XVI века, от культуры страны в период Возрождения и Реформации в Европе.
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Кранахи
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами. В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.
Появлению эрмитажной картины «Венера и Амур» предшествовали композиции Дюрера «Ева и Адам», находящиеся сейчас в Музее Прадо в Мадриде. Кранах заимствовал у Дюрера черный фон, эффектно оттеняющий светлую кожу человеческого тела. Но если Дюрер был первым немецким мастером, изобразившим обнаженных библейских персонажей в рост, то Кранах стал первым художником севернее Альп, создавшим изображение языческой богини. В Германии начала XVI века такая композиция на светский сюжет была революционной.
Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Кранахи. Женский портрет
Меня привлек «Женский портрет» работы Кранаха Старшего. Предполагают, что это Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха. И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника.Девушка стоит на фоне темного занавеса, сложив перед собой руки с переплетенными пальцами, украшенными массивными кольцами. На шее ожерелье в форме обруча с драгоценными канями, на грудь спускаются стружечные деревянные цепи. Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей.
Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. Прага. Картинная галерея Пражского града
Обратите внимание, мои любезные читатели, на «Портрет дамы с яблоком». Есть различия: на голове дамы — украшенный жемчужными нитями чепчик, признак замужней женщины, на шее и груди золотые цепи.
Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Богатый крестьянин и молодая куртизанка). Москва, собрание Светланы Антоновой
Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Куртизанка протягивает руки к дорожной сумке поклонника, и тот достает из нее деньги.
Кранахи. Мадонна с Младенцем
Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы
Картина «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» из собрания Музея Тиссена-Борнемисы занимает почетное место среди кранаховских изображений Мадонны с Младенцем на фоне пейзажа. В сочетании красного и синего цветов одеяния Мадонны угадывается хорошее знакомство с творчеством Перуджино и молодого Рафаэля.
Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
А вот посмотрите на «Мадонну с Младенцем под яблоней». Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками. Живописец и его мастерская едва справлялись с заказами, хотя в Виттенберге у Кранаха работали до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика.Распущенные вьющиеся волосы Мадонны лежат на плечах, словно накидка. Лицо с узкими глазами и широким открытым лбом выработанному в Виттенберге идеалу женской красоты. Мадонна нежно прижимает к себе ребенка, как бы опасаясь выпустить его в мир.
Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике). Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина
Каждая деталь картины «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)» исполнена глубокого иносказательного смысла, хорошо понятного современникам художника. Виноград в руке Богоматери говорит о человеческом воплощении Христа. Гора означает духовное возвышение над мирской суетой.
Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Будапешт, Музей изящных искусств
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним.
Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн
Христос и Дева Мария
Совершенно необычна для нашего взгляда картина Лукаса Кранаха Старшего «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)». Изображение 33-летнего Христа рядом с молодой Богоматерью с непокрытой головой вступало в открытое и принциапиальное противоречие с христианской теологической доктриной, согласно которой именно сопоставление Божьей Матери и маленького Христа на ее руках служило прямым напоминанием о непорочном зачатии. Поэтому в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной, и в целом картина символизирует их мистический брак.
Кранахи. Грехопадение
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина
Картина «Адам и Ева. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.
Лукас Кранах Старший. Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва (Аллегория Ветхого и Нового Завета). Гота, Фонд замка Фриденштайн
На картине «Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового завета) Лукас Кранах Старший изобразил эпизоды из Ветхого и Нового Завета и пояснил их фрагментами библейских текстов. Эта работа служит назидательной иллюстрацией основополагающей идеи лютеранского учения о греховности человечества, когда строгое следование десяти заповедям Моисея не в состоянии противостоять первородному греху.
Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина
История происхождения картины «Плоды ревности (Серебряный век)» символична. В середине XIX столетия она находилась в веймарском собрании Христиана Шухардта, выдающего немецкого ученого. В 1891 году, сменив нескольких владельцев в Вене, была приобретена Дмитрием Ивановичем Щукиным — известным московским коллекционером.На картине обнаженные фигуры размещены на переднем плане, в передаче их поз и жестов видны элементы аристократической манерности. Видимо, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай.
Кранахи. Библейские истории
Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн
Парные картины «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» и «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах. Иоганн Ганс Кранах умер в возрасте 24-х лет в Болонье во время путешествия по Италии.Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней. В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.
Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн
На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.
Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. Будапешт, Музей изящных искусств
Картина «Христос и грешница» ведет происхождение из собрания австро-венгерского рода князей Эстерхази. Назидательная история о Христе и грешнице, получившая распространение в искусстве стран Западной Европы начиная со второй половины XV столетия, основана на тексте Евагелия от Иоанна:
Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?.. Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
Христианские богословы обычно трактовали этот евангельский эпизод как проявление Божественной милости и всепрощения искренне раскаявшихся, как победу добра над злом. Особое значение такая интерпретация имела для лютеранской морали.
Последователь Лукаса Кранаха Старшего (Лукас III Кранах). Поклонение волхвов. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина
Лукас Кранах Старший
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку. Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.
Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» открыта до 15 мая, а затем она продолжит работу в Эрмитаже с 8 июня по 11 сентября 2016 года. Прошу вас, не тяните до закрытия выставки, а то получится, как на выставке Валентина Серова — придется ломать двери музея. Если вы приобретете билет на выставку через систему электронного заказа, то сможете пройти в музей без очереди в течение пяти дней, начиная с даты, указанной на билете.
valentina-site.ru
Кранах Лукас, художник – картины шедевры великих художников
Лу́кас Кра́нах Ста́рший (Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.
Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.
Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
artrussia.ru
картины. Немецкий живописец эпохи Ренессанса
Искусство и развлечения 3 апреля 2015Лукас Кранах Старший – мастер колоритных портретов, создатель жанровых и библейских композиций, основатель Дунайской школы живописи, талантливый живописец. Его картины эпохи Ренессанса обеспечивают ему популярность и в наши дни.Его родиной является Северная Франкония (юго-восточная часть Германии), местечко Кронах, название которого было использовано художником в качестве части своей фамилии.
Юные годы
Лукас Кранах Старший, картины которого сегодня находятся во многих музеях мира, появился на свет в 1472 году в семье художника Ханса Майера, который и стал первым учителем искусства рисования для своего сына. С ранних лет талантливый юноша обошел всю Германию, посетил Святую Землю – Палестину, пытаясь найти свое место в жизни.
Картина «Распятие»
С 1501 по 1504 год Лукас Кранах пребывал в Вене, где из-под его кисти вышли первые работы, основной темой которых была религия. «Распятие» - картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. В ней просматривается совершенно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника. Мрачное дыхание природы, тяжелые облака над головой Спасителя и большая повязка на теле словно оживляют картину, а предсмертная агония двух казненных разбойников обостряет весь трагизм ситуации.
Видео по теме
Картина «Святой Кристофер»
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Жил в Ханаане человек по имени Репрев, огромный рост и недюжинная сила которого выделяли его из всеобщей толпы. Не зная, куда применить свои исключительные способности, решил он поступить на службу к самому всесильному человеку – царю. Оказалось, что могущественнее царя – дьявол, который, в свою очередь, трепещет от одного лишь вида креста. С просьбой подсказать, как служить Христу, обратился Репрев к отшельнику, а тот направил его на берег реки и велел помогать людям, желающим перебраться через нее. Как-то среди желающих переправиться через реку оказался мальчик, которого великан легко посадил на плечи и начал свой путь. С каждым шагом сидящий на плечах мальчик становился все тяжелее и тяжелее, и посреди пути, с трудом выдерживая ребенка, Репрев испугался, что оба могут утонуть. Когда под ногами наконец-то оказался другой берег, младенец открылся Репреву и сказал, что он – Христос, несущий все тяготы мира на себе. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого - «несущий Христа»). Спаситель велел великану воткнуть в землю посох, и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Лукас Кранах Старший, картины которого в ранний период его творчества выделяются новаторством замысла, свободой композиции, естественностью гармонии между человеком и природой, примерно с 1520 года отдаляется от своей первоначальной манеры написания. В его работах начинают прослеживаться черты стилизации и манерности.
Излюбленная тема – духовная
С 1504 года и до конца своих дней Лукас Кранах работал придворным художником при дворе герцога Фридриха ІІІ, курфюста Саксонии. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. К примеру, Христос изображен традиционно, а апостолы - без нимбов и с лицами реформаторов-лидеров.
Лукас Кранах Старший: картины
Особенно ярко Кранах проявил себя в портретном жанре, запечатлев огромное число своих соотечественников. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Благодаря руке мастера современный мир теперь может с любопытством всматриваться в лица людей, живших несколько веков назад, и узнать, как выглядели лидеры Реформации, сторонником которой еще с самых ранних этапов ее зарождения был Лукас Кранах. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника, инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир; для него имел значение исключительно внешний облик. Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики – будущие немецкие художники, в том числе и младший сын. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты и финансировал издание Библии, переведенной им же на немецкий язык. Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером, изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства.
Сюжетные картинки как дань моде
С легкой руки Кранаха в моду вошли маленькие картинки с мифологическими сюжетами, выделяющиеся среди прочих некоторой наивностью композиции. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
Сферы деятельности Лукаса Кранаха Старшего
Лукас Кранах Старший издавал книги и торговал ими, возглавлял крупную художественную мастерскую, способствовавшую популяризации его искусства и насчитывавшую более 10 помощников. Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины. Постепенно художник стал самым состоятельным бюргером города Виттенберга и несколько раз избирался его бургомистром. С 1508 года свои инициалы на картинах он заменил печатью в виде змея, причем ставил ее как на свои работы, так и на пришедшиеся по вкусу произведения своих учеников в качестве одобрительного символа. Помимо собственной огромной мастерской, у Лукаса Кранаха Старшего имелись лицензии на торговлю винами и разрешение на монопольную продажу лекарственных средств в Виттенберге, дарованное Фридрихом Мудрым. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара.
Последние годы жизни провел в Аусбурге, Инсбруке и Веймаре. Скончался Лукас Кранас 16 октября 1553 года в Веймаре.
Наследие немецкого художника
После Лукаса Кранаха Старшего осталось огромное художественное наследие; некоторые из его работ существуют в нескольких вариантах или копиях. Это можно объяснить тем, что художник разработал собственный метод, позволявший ему за короткое время создавать картины: в его мастерской трудились двое сыновей, Ганс и Лукас-младший. Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. У художника имелось еще три дочери. Когда умер Лукас Кранах Старший, картины в собственных версиях продолжали создавать его сыновья. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Лукас Кранах Старший: картины в Эрмитаже и Дрезденской картинной галерееКартины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Полотна кисти этого мастера выставлены в крупнейших музеях мира. Жизнь и творчество данного деятеля искусств вызывают большой ...
Искусство и развлечения Краткий сюжет, создатели картины, актёры: "Трансформеры: Эпоха истребления"Первый фильм об автоботах вышел в 2007 г. и собрал в прокате 709 миллионов долларов. Так было положено начало целой голливудской франшизе о трансформерах. В 2014 г. зрители посетили премьеру нового боевика. Он называл...
Искусство и развлечения Питер Брейгель Старший: картины (список)Питер Брейгель Старший — нидерландский художник, он является самым известным живописцем, носившим эту фамилию. Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569. Интересное прозвище «...
Искусство и развлечения Картина «Юный живописец» И. И. ФирсоваСовременники живописца утверждают, что большинство работ, выполненных рукой Ивана Ивановича Фирсова, поступали в распоряжение церквей, соборов и театров. Нередко панно этого художника можно было встретить и в интерьер...
Искусство и развлечения «Государь» Макиавелли: краткое содержание книги как отражение эпохи РенессансаЧто бы там ни говорили, творчество мастера неотделимо от перипетий его жизни и духа современной ему эпохи. Ярким тому примером является «Государь» Макиавелли. Краткое содержание этого трактата в полной мер...
Образование Ренессанс - это... Эпоха Ренессанса: культура, искусствоЭпоха Возрождения, которая началась в Италии в первой четверти XV века, перевернула средневековый мир, изменив его навсегда. В переводе с французского или итальянского "ренессанс" – это «рожденный заново&r...
Искусство и развлечения Картины Ватто. Антуан-Жан отрывает новую эпоху в живописи: рококоСегодня мы представим французского художника Жана-Антуана Ватто (1684-1721). Он прожил всего 36 лет, скончавшись от туберкулеза, но оставил поэтическое наследство: «галантные сцены», тронутые иронией и тон...
Искусство и развлечения Картины женщин в разные эпохиНа протяжении долгой истории человечества женский образ волновал живописцев и становился для них подлинным источником вдохновения. Воспевавшие в своих произведениях нежность, красоту, неразгаданную тайну представитель...
Искусство и развлечения Вермеер Ян: картины. Нидерландский художник-живописец Ян ВермеерХудожник Ян Вермеер является одним из знаменитых художников так называемого Золотого века голландского изобразительного искусства. Он считается непревзойденным мастером жанрового портрета и бытовой живописи. Его имя с...
Искусство и развлечения Немецкие фильмы про войну. Обзор лучших картинВоенная тематика остается одной из излюбленных категорий. Но не только отечественный кинематограф периодически выпускает картины, посвященные событиям 1941-1945 годов. Какие известны немецкие фильмы про войну?...
monateka.com
Картины, описание картин — Кранах Младший, Лукас
Описани е картины Лукаса Кранаха Младшего: Христос и Блудница.Лукас Кранах Младший – немецкий живописец, который стал преемником художника Лукаса Кранаха, по совместительств у своего отца. Автор известных произведений эпохи Ренессанса на религиозную тему, юноша Лукас воссоздает христианские образы. Одной из таких работ стала картина «Христос и Блудница».В основе сюжета шедевра лежит история о том, как Иисусу привели распутную девушку, и за ее грехи хотели до смерти забить камнями. В свою очередь, спаситель спросил людей про их жизни. Неужели ни у кого из них не было грехов. Получается, что все безгрешны.Решил Христос по-своему: «Пусть тот, кто без греха, и бросит в неё камни». В ответ тишина, люди потупили свой взгляд и быстро отошли от девушки. На полотне изображено начало этой дискуссии. Девушка опустила глаза, она боязливо прижимается к Спасителю. Люди окружили Христа со всех сторон. Художник создаёт впечатление толпы, которая своей злостью и цинизмом, пытается заставить Христоса пойти на убийство.Лукас Кранах передаёт всю чувственность, которая переполняет его душу. Палитра красок живописца разнообразна, лица людей естественных цветов, а одежда привычного типа того времени. Апостолы, книжники – все хотят наказания, но справедливость есть. Иисус держит девушку за руку, не отпуская. Доброта божьего ученика превосходит все ожидания. Месть – это не выход, нужно любить и уважать друг друга, и наступит гармония.Тема религии – основная особенность эпохи Ренессанса. Ценители искусства видят в картинах Кранаха подлинную чистоту и верность. Возрождение жизни и любви. Отказ от греховной жизни, просьба художника быть чистым и откровенным приводит в восторг. Художественное творчество наполнено красотой, которая не навредит, а просто будет вдохновлять. Лукас Кранах Младший – представитель культурной эпохи Возрождения души и тела в живописи.www.art-drawing.ru