Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография. Картины рождество богородицы


Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы - праздник, отмечаемый в православии 21 сентября (в католичестве 8 сентября).В Новом завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и в частности ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. Повествование о событии праздника можно найти в апокрифе II века — «Протоевангелии Иакова». Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей.Супругам Анне и Иоакиму Бог не дал детей. Бесплодие считалось знаком гнева Божия. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упрёки от своих соотечественников. Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары Иоакима, сказав: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошёл домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась её утешить, но не могла. Анна ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! — воскликнула Анна. — Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной, и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она даёт плоды во времена свои и благословляет Господа».И тогда явился в саду Ангел Господень. «Анна, — сказал он, — Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь, и будет славен во всём мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Обрадованный, он решил вернуться домой; обрадованная Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима:«И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме».

 День встречи Анны и Иоакима считается днём зачатия Девы Марии и отстоит от даты рождества Богоматери на 9 месяцев. В православии 22 декабря празднуется Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы, а в католичестве 8 декабря отмечается праздник Непорочного зачатия Девы Марии. Члены католического ордена францисканцев считают, что зачатие Девы Марии было практически так же непорочно, как и зачатие Иисуса Христа, ибо Дева Мария была зачата не путём физического соития, а путем объятия и поцелуя у Золотых Ворот.

Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м. На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, где также находятся древние подземные помещения.

 Рождество Пресвятой Богородицы. Русская икона, 18 век.

Мастер жития Марии. Рождество Девы Марии. 1463 год.

Мастер жития Марии. Рождество Девы Марии. 1463 год.

Рождество Девы Марии. Витраж в храме города Лурд (Франция) 

Рождество Девы Марии. Витраж в храме города Лурд (Франция) / Birth of the Virgin Mary

Франсиско де Сурбаран. Рождество Девы Марии 

Франсиско де Сурбаран. Рождество Девы Марии / Francisco de Zurbaran. Birth of the Virgin Mary

Рождество Девы Марии. Витраж в храме города Бирмингем (Англия) 

Рождество Девы Марии. Мастер Веронской школы. Начало 15-го века 

Рождество Девы Марии. Неизвестный художник. 1410 год.

Giovanni da Milano. Рождество Девы Марии 

Giovanni da Milano. Рождество Девы Марии / Birth of the Virgin Mary

Ангелос Акотанос. Святая Анна с младенцем Марией, Греция, 15-й век

 

 Иоаким, Анна и Дева Мария. Икона

Иоаким, Анна и Дева Мария. Икона

top-antropos.com

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Икона Рождество Пресвятой Богородицы – образ, передающий нам радость от великого события, которое имеет особое значение для всех людей. 21 сентября (по старому стилю 8 сентября) православные христиане чествуют Рождество Пречистой Девы Марии. Этот Богородичный праздник входит в число двенадцати наиболее важных (после Пасхи) в православии, которые приурочены к особым событиям земного бытия Иисуса Христа и Девы Марии. Традиция отмечать Рождество Пресвятой Богородицы отдельным значимым днем берет начало со второй половины V столетия.

Как правило, иконописные правила начинают формироваться практически вскоре после появления церковного празднования, соответственно появляются новые сюжеты для написания. Но так как в VIII-IX веках Византия была охвачена иконоборчеством, а затем борьбой с этой ересью, то новые сюжеты изображения божественных образов почти не появлялись. Первое изображение Рождества Богоматери, которое дошло до наших дней, – это фреска из росписи христианского храма в Каппадокии (территория современной Турции), работа мастера датирована IX веком.

Подробности обстоятельств, событий, которые предшествовали рождению Богородицы, не отражены в текстах Святого Писания. Информация черпается из текста апокрифа «Протоевангелие Иакова», дошедшее до нас со средины II века, а также из Евангелия от псевдо-Матфея.

История родителей Пречистой Девы Марии

Согласно дошедшему до нас преданию, точное место, где появилась на свет Дева Мария, расположено в Иерусалиме. Но большая часть исследователей, принадлежащих Русской Православной Церкви, придерживаются мнения, что отец и мать Пречистой Марии проживали в городе Назарете, там у них родилась дочь. Эту версию считал наиболее возможной агиограф, духовный писатель, педагог, проповедник Димитрий Ростовский.

Рождество Богородицы

Семья Иоакима и Анны

Селение Назарет располагалось в горном районе, лежащем севернее Иерусалима, у подножья горы рядом с Эздрелонской долиной. О ничем не примечательном маленьком, скучном городе сами евреи с пренебрежением говорили, что из Назарета ничего доброго не может быть. Именно здесь жили благочестивый Иоаким с женой Анной, которым было предначертано Провидением стать прародителями Иисуса Христа – Спасителя мира. Предки Иоакима принадлежали дому царя Давида, а жена его Анна была из семьи священников. Надо заметить, что к великой истории Мессии в этой семье стала причастна еще родная племянница Анны. Праведная Елизавета родила Иоанна, позже нареченного Крестителем.

Иоаким-праведник был небедным человеком, имел много домашнего скота. Несмотря на зажиточность, репутацию хороших хозяев семейная пара жила достаточно просто, помогая бедным, жертвуя деньги на храм, в благоговейной, искренней любви к Богу. Но полного счастья семья не знала – союз Иоакима и Анны был бездетным. Надо заметить, что в те времена считали, что таким образом Бог наказывает людей за какие-то серьезные грехи. Иоаким с Анной неустанно просили у Господа великой милости – ребенка, но ничего не помогало. Время шло, наступала старость, надежды оставалось все меньше.

Пророчество Ангела Божиего

Однажды ранним утром, когда Иоаким пришел с подношениями к храму, некий Рувим дерзко и громко заявил, дескать, зачем недостойному, бесплодному человеку раньше других подносить дары Богу. Жестокосердие усилило страдания праведного Иоакима настолько, что он решил уйти в безлюдную пустыню, чтобы искупить вину, успокоить сердце, умилостивить Бога строгим постом вместе с искренней молитвой.

Анну-праведницу, возлагающую вину за отсутствие потомства только на себя, охватила великая скорбь. Женщина принялась, как никогда, усердно, молиться Господу, возжелав, чтобы мольбы были приняты, а Всевышний Отец даровал семье ребенка. Вдруг во время молитвы перед Анной появился светлый Ангел Божий. Он принес радостную весть, что просьбы услышаны Господом. Далее Ангелом была обрисована пророческая картина: вскоре Анна зачнет, родит дочь, которая получит благословение, большее, чем у любой другой из земных дочерей. Также Ангел наказал Анне назвать свою девочку Марией.

С восторгом выслушав радостную весть, Анна-праведница склонилась перед Ангелом, пообещав, что отдаст на служение Господу свое единственное долгожданное дитя для восхваления имени Всевышнего. Затем Ангел появился перед Иоакимом, сообщив о даровании дочери. А затем наказал благочестивому мужу отправляться в Иерусалим, чтобы встретить жену возле Золотых ворот. В тот же час Иоаким исполнил напутствие, подготовив дары священникам, а также для пожертвования Богу.

Свершение пророчества

Подойдя к месту, которое указал Божий Ангел, Иоаким встретился со своей супругой Анной. Муж и жена поговорили о произошедшем, принесли жертву Богу, дали обет посвятить свое дите служению Господу, отдав храму до достижения совершеннолетия. Затем Иоаким с Анной направились домой к Назарету. Как и было предсказано, точно в срок (8 сентября по старому стилю), праведная Анна родила девочку. Ей было дано обещанное имя – Мария, на еврейском языке значит «надежда» или «госпожа».

Прошел год. Святой Иоаким решил устроить большой праздник. Он пригласил к столу старейшин, священников, родственников, знакомых. Во время пира счастливый отец показал гостям Дочь и обратился к присутствующим священникам, чтобы те благословили Ее.

Иконография Рождения Пресвятой Богородицы

Даты, когда были написаны наиболее древние фрески, иконы Рождества Пречистой Девы Марии, точно установить сложно, но они относятся к X-XI векам нашей эры. Исследователи допускают, что существовали и более ранние образцы данного иконографического сюжета. Ярким примером представляется роспись одного из старинных Богородичных грузинских храмов VII столетия в городе Атени. До сегодня сохранилась стенопись, датируемая XI веком. Но скорее всего она написана поверх аналогичного или похожего изображения с целью поновить еще более древнюю роспись, возможно, относящуюся к рисункам доиконоборческого времени.

Древнейшими сохранившимися православными изображениями праздника Рождества Богоматери справедливо называют фрески Киевской Руси, которые можно увидеть на своде Софийского собора в городе Киев (написаны мастером первой половины XI века). Также стоит упомянуть знаменитую сербскую роспись храма Иоакима и Анны обители Студеница (1304 год), фрески Преображенского собора монастыря на Мирожской набережной города Пскова.

Изображение ранних изводов образа Рождества Богородицы достаточно скупо преподносят различные бытовые подробности, более подробные рисунки свойственны образцам позднего времени.

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Фоном образа являются архитектурные кулисы, соответствующие античной традиции. На ранней иконе Рождества Пресвятой Богородицы центральную часть композиции занимает праведная Анна, которая полулежит на высоком ложе. Фигура праведницы выделяется, так как она более крупная, чем другие персонажи. Возле святой Анны стоят женщины, принесшие щедрые дары. Перед ложем написана повивальная бабка, служанки из дома Анны, которые омывают рожденную Богородицу в купели.

Рождения Богородицы

Более поздние образы доносят нам подробности обстановки, изображают картину дома святых Иоакима с Анной. Здесь можно увидеть стол с поднесенными угощениями, дарами. Также появляется водоем, птицы, служанки. Мотив женщин-служанок, которые поддерживают праведную Анну, заимствованный из античных произведений, присутствует и на некоторых поздних иконах. Фигуры женщин (служанок, дев) отличает разнообразие. Например, на раннем памятнике – миниатюре Минологии московского князя Василия II (годы правления 979-989). На других иконах несколько дев подходят к ложу роженицы Анны, поднося блюда, наполненные угощеньями, сосуды, чаши.

Встречается изображение девушки, которая держит опахало. Чаще это связано с развитием в иконографическом искусстве тенденций повествования. За новорожденной Марией присматривают две служанки: первая из них, как правило, качает колыбель, а вторая с заботой обмахивает малышку опахалом.

Новые детали, подробные описания бытовых деталей, которые подчеркивают земную, человеческую картину иконы, придают изображению глубокий богословский смысл.

  • Во-первых, иконографы делают простых христиан, смотрящих на образ, причастными, близкими к радостному событию Рождения Богоматери.
  • Во-вторых, показывают, что изображенное событие предшествует главному: рождению Сына Бога среди земных людей ради искупления их грехов.

Православные иконы Рождества Пречистой Богоматери

Наиболее известные святые православные иконы, посвященные Рождеству Пресвятой Божьей Матери:

  • Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы является почитаемой и широко известной благодаря своим чудотворным свойствам. Молитвы к образу помогли исцелить многие несчастные заблудшие души. Икона помогает женщинам по их вере излечиться от разных гинекологических заболеваний, избавиться от бесплодия.
  • Исааковская икона Рождения Матери Божьей была найдена православными между веток ивы, что росла на берегу речки. Жители расположенной рядом деревни принесли святой лик к церкви. Со временем на месте чудесной находки была возведена новая церковь, которая существует и сегодня. Помолиться у Исаковской иконы Рождения Богородицы стоит о защите от бед, болезней, напастей маленьких детей, младенцев.
  • Еще одна икона, посвященная празднику Рождения Приснодевы Марии, носит имя Лукиановская по имени инока Лукиана, который первым обнаружил святой лик. Позже на этом месте монахи построили новый храм, а вокруг него создали монастырь. Лукиановская икона прославилась случаями чудотворной помощи. Каждый день у святой иконы родные малышей произносят: «Помоги». А она вновь проявляет свои целительные качества, защищая младенцев от недугов.

obikonah.ru

Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография / Православие.Ru

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

vk fb tw ok @ g+ lj

Благовещение святой Анне. Мозаика. 1100 г., монастырь Успения Божией Матери, Дафни, Греция

vk fb tw ok @ g+ lj

Благовещение святому Иоакиму. Мозаика. 1100 г., монастырь Успения Божией Матери, Дафни, Греция

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. Мозаика. 1100 г., монастырь Успения Божией Матери, Дафни, Греция

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. XVI в., монастырь Ставроникита, Афон

Автор: Феофан Критский

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. XVI в., музей им. Андрея Рублева

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. Анна и служанка. XVI в., музей им. Андрея Рублева

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. Принесение даров. XVI в., музей им. Андрея Рублева

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. Ласкание Марии. XVI в., музей им. Андрея Рублева

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. 1736 г. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. Ласкание Марии. Мозаика

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. Мозаика. Церковь Святой Марии за Тибром, Рим

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. XIX в. Россия

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. XVII в. Карельский музей изобразительного искусства, Петрозаводск

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. Современная икона

Студия «Иконное Дело»

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска. XIV в., монастырь Грачаница, Косово, Сербия

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождество Пресвятой Богородицы. Современная икона

Автор: Алексей Козлов

Православие.RuПравославие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

www.pravoslavie.ru

Иконы Рождества Богородицы | Иконы Богоматери

Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода.

В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.).

Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели.

Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.

Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Говоря об изображениях Рождества Пресвятой Богородицы, нельзя не упомянуть и о таком дивном памятнике древнерусской монументальной живописи, как роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная Дионисием в 1502 г. Монументальная фреска над порталом главного входа трогательно изображает обстоятельства Рождества Богоматери: святую Анну на ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках. Бесчадствовавшие Иоаким и Анна изображены справа от портала ласкающими Младеницу.

А. Васильева. Портал СЛОВО

Иконы Рождества Богородицы

Рождество Богородицы

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни

Святые Иоаким и Анна

Святые Иоаким и Анна

Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)

Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)

Зачатие Пресвятой Богородицы

Зачатие Пресвятой Богородицы

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV - начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV – начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300

Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва

Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век

Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы (95x75 см) письма архимандрита Зенона (Теодора), 1998 г., переданная автором в дар общине храма при Санкт-петербургской консерватории

Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы (95×75 см) письма архимандрита Зенона (Теодора), 1998 г., переданная автором в дар общине храма при Санкт-петербургской консерватории

Рождество Богородицы с клеймами земной жизни Россия. Начало XVI в. Происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора

Рождество Богородицы с клеймами земной жизни Россия. Начало XVI в. Происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора

Рождество Богородицы Болгария. Икона XVIII века

Рождество Богородицы Болгария. Икона XVIII века

Рождество Пресвятой Богородицы. Болгария Конец XVIIIв. Крипта.

Рождество Пресвятой Богородицы. Болгария Конец XVIIIв. Крипта.

Рождество Пресвятой Богородицы - Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XIX в. Екатеринбург

Рождество Пресвятой Богородицы – Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XIX в. Екатеринбург

Ярославль. Конец XVIIIв. г. Молога Ярославской области. Частное собрание

Ярославль. Конец XVIIIв. г. Молога Ярославской области. Частное собрание

Рождество Богородицы Россия. XIX век

Рождество Богородицы Россия. XIX век

Рождество Богородицы Болгария. Середина XIX века.

Рождество Богородицы Болгария. Середина XIX века.

Рождество Пресвятой Богородицы. Тверь

Рождество Пресвятой Богородицы. Тверь

Рождество Богородицы. Болгарская икона

Рождество Богородицы. Болгарская икона

Рождество Богородицы. Палица Россия, Московские мастерские (?) XVII век.

Рождество Богородицы. Палица Россия, Московские мастерские (?) XVII век.

Подобие иконы Рождества Богородицы (Глинской), находящееся в Санкт-Петербурге

Подобие иконы Рождества Богородицы (Глинской), находящееся в Санкт-Петербурге

Мозаичная икона Рождества Богородицы на апсиде Богородице-Рождественской церкви в поселке Велегож Заокского района Тульской области.

Мозаичная икона Рождества Богородицы на апсиде Богородице-Рождественской церкви в поселке Велегож Заокского района Тульской области.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы - работа на иконой еще не окончена

Рождество Пресвятой Богородицы – работа на иконой еще не окончена

www.pravmir.ru

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы - праздник, отмечаемый в православии 21 сентября (в католичестве 8 сентября).В Новом завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и в частности ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. Повествование о событии праздника можно найти в апокрифе II века — «Протоевангелии Иакова». Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей.Супругам Анне и Иоакиму Бог не дал детей. Бесплодие считалось знаком гнева Божия. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упрёки от своих соотечественников. Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары Иоакима, сказав: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошёл домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась её утешить, но не могла. Анна ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! — воскликнула Анна. — Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной, и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она даёт плоды во времена свои и благословляет Господа».И тогда явился в саду Ангел Господень. «Анна, — сказал он, — Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь, и будет славен во всём мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Обрадованный, он решил вернуться домой; обрадованная Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима:«И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме».

 День встречи Анны и Иоакима считается днём зачатия Девы Марии и отстоит от даты рождества Богоматери на 9 месяцев. В православии 22 декабря празднуется Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы, а в католичестве 8 декабря отмечается праздник Непорочного зачатия Девы Марии. Члены католического ордена францисканцев считают, что зачатие Девы Марии было практически так же непорочно, как и зачатие Иисуса Христа, ибо Дева Мария была зачата не путём физического соития, а путем объятия и поцелуя у Золотых Ворот.

Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м. На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, где также находятся древние подземные помещения.

 Рождество Пресвятой Богородицы. Русская икона, 18 век.

Мастер жития Марии. Рождество Девы Марии. 1463 год.

Мастер жития Марии. Рождество Девы Марии. 1463 год.

Рождество Девы Марии. Витраж в храме города Лурд (Франция) 

Рождество Девы Марии. Витраж в храме города Лурд (Франция) / Birth of the Virgin Mary

Франсиско де Сурбаран. Рождество Девы Марии 

Франсиско де Сурбаран. Рождество Девы Марии / Francisco de Zurbaran. Birth of the Virgin Mary

Рождество Девы Марии. Витраж в храме города Бирмингем (Англия) 

Рождество Девы Марии. Мастер Веронской школы. Начало 15-го века 

Рождество Девы Марии. Неизвестный художник. 1410 год.

Giovanni da Milano. Рождество Девы Марии 

Giovanni da Milano. Рождество Девы Марии / Birth of the Virgin Mary

Ангелос Акотанос. Святая Анна с младенцем Марией, Греция, 15-й век

 

 Иоаким, Анна и Дева Мария. Икона

Иоаким, Анна и Дева Мария. Икона

top-antropos.com

Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография Праздника. Россия.

21 сентября - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Век:XIVМесто хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Прав. Анна возлежит на высоком ложе, покрытом белой пеленой. Над изголовьем, в проеме архитектурной кулисы, - Иоаким. Справа у ложа Анны стоят четыре женщины с сосудами в руках. Перед ложем, на фоне небольшой кубической формы палаты, - две служанки, готовящиеся к омовению Младенца. Лица всех фигур обращены к зрителю. Изображение Анны значительно больше окружающих Её фигур. Архитектурные кулисы завершаются фронтонами: левая охристо-зеленого оттенка, правая -серовато-голубого. За кулисами расположено коричневое дерево, а между ним и ложем Анны - светло-зеленый стол.

Стилистическая справка: Моделировка ликов ведется по коричневато-оливковому санкирю розового оттенка охрами с подрумянкой и плотными белильными штрихами. Нимбы охряные, с бледно-розовой окантовкой. Фон желтый, позем низкий, светло-зеленый. Поля чуть светлее фона. Складки одежд прописаны обобщенно. Контурные линии усиливают тени, пробела кладутся корпусно.

Век:XVМесто хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: Тема была широко распространена в византийском искусстве начиная с XI в. К концу XIII столетия сложились все составные части композиции, перешедшие в русскую иконопись и фреску. На иконе представлен так называемый краткий извод композиции. Св. Анна полусидит на ложе, обращаясь к гостьям, пришедшим к ней с дарами. Внизу, у ее ног служанки готовятся омыть новорожденную Марию. Сцена омовения младенца, унаследованная византийским искусством от античности и часто воспроизводимая в иконах "Рождество Богородицы", имеет близкую аналогию в композициях "Рождество Христово". В последних она трактуется как прообраз крещения Христа и всего человечества. Та же трактовка возможна и в данном случае. Подтверждением этому служат тексты молитв, посвященных празднику Рождества Богородицы, в которых варьируется мысль о явлении в мир Богородицы - матери Спасителя мира, о будущем очищении человечества. Радость обновления человеческого рода на рубеже Ветхого и Нового Заветов выявлена в сияющем светлом колорите иконы, в котором преобладают два цвета: голубой - цвет Богоматери и красный - цвет пламенной веры и любви к Богу.

Фрагмент. АннаФрагмент. ДевыФрагмент. Служанки

Век:XVМесто хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: В верхней части иконы расположен деисус: Спаситель, ангелы, свт. Николай и некая святая жена. Одежды и предметы богато разукрашены золотым ассистом, во многих местах стершимся. На фоне, полях и нимбах - остатки старого золота.

Век:XVМесто хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На высоком ложе изображена праведная Анна в красном мафории, поддерживаемая служанкой. К ней подходят три женщины с дарами. Слева внизу - сцена омовения младенца. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким. О Рождестве Богоматери повествует "Протоевангелие Иакова", созданное во II-III веках, авторство которого приписывается сыну Иосифа, Иакову, и другие апокрифические источники. Письменные сведения о существовании праздника Рождества восходят к V столетию. Его древнейшие изображения известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI-ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна на ложе, сцена омовения младенца. С XIV века иконография праздника развивается: усложняются архитектурные кулисы, появляется фигура Иоакима. В качестве иконографической основы успенской иконы был, вероятно, использован один из византийских изводов, восходящих к раннему XIV веку. Г.В. Попов отмечает в кирилловских праздничных иконах знакомство авторов с южнославянской иконографией. Так, фигура служанки, поддерживающей Анну, довольно редко встречается в русских иконах Рождества Богоматери.

Стилистическая справка: Характерной особенностью почерка мастера, создавшего эту икону, являются яркие контрастные цвета - прежде всего, киноварь и синий цвет. Ее отличают также удлиненные пропорции архитектурных форм и фигур, изящные линии силуэтов. Автор монографии о кирилловском иконостасе, О.В. Лелекова, приписывает икону "первому" художнику, мастеру так называемой "синей" группы праздников. Именно в его произведениях ярко ощущаются черты одного из ведущих направлений в московском искусстве конца XV - начала XVI века, которое можно назвать дионисиевским.

ФрагментФрагментФрагмент. Фигура АнныФрагмент

Рождество Богородицы (на обороте Введение во храм)Век:XVМесто хранения: Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Иконографическая справка: Серия икон-святцев ("таблеток") из ризницы Троице-Сергиева монастыря - это небольшие двусторонние иконки на пролевкашенном холсте в древности на Руси называли "полотенцами" или "праздниками, писанными на полотенцах", и обычно хранили в особых киотах или ковчежцах. В годовом богослужебном цикле их выкладывали на аналой в день соответствующего церковного праздника. Серия включает иконы с изображением двунадесятых праздников, сюжетов Евангельских чтений Цветной триоди и избранных святых. В начале XX в. эти иконы хранились в монастырской ризнице в двух особых дубовых киотах. Троицкие таблетки привлекают внимание исследователей с начала XX в. В каталоге Ю.А.Олсуфьева комплект датируется концом XV - началом XVI вв. и связывается с вкладом в Троице-Сергиев монастырь келаря Вельямина Плещеева. Отсюда их название в современной литературе - "плещеевские", или "троицкие", таблетки. Т.В. Николаева считала, что иконы написаны разными мастерами, не все они принадлежат одному времени, и датировала памятники XV и XVI вв. Г.И. Вздорное, сравнивая таблетки из Троицкого монастыря с широко известными новгородскими софийскими святцами, которые датируются или рубежом XV-XVI столетий18, или концом XV в., указывал, что "плещеевские таблетки являются на сегодняшний день самыми старыми", и связывал их происхождение с Москвой.

Стилистическая справка: Е.Г. Новосельская выделяла в комплекте две стилистически разнородные группы, одну из которых относила к первой трети XV в. (в том числе таблетку "Рождество Богоматери"), другую - к памятникам второй половины - конца XV в. Данную таблетку исследовательница определяла как "тяготеющую скорее к образцам балканского искусства XVI в." Л.И. Евсеева в статье к каталогу "Поствизантийская живопись. Иконы XV-XVIII вв. из собраний Москвы, Загорска, Твери и Рязани", где опубликованы 7 таблеток , датирует произведения XV веком и высказывает предположение об их тверском происхождении.

Рождество Богородицы (двусторонняя таблетка)Век:XVМесто хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Фрагмент. Рождество Богородицы

Век:XVIМесто хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Иконографическая справка: В центре иконы на высоком прямоугольном ложе, сильно приподнятом в верхней части и поставленном по диагонали, изображена Анна. Она лежит, опираясь на правую руку и устремив взгляд на спеленатого младенца - Марию. Покрывало, положенное поверх постели, плавно обтекает ее фигуру. К ложу Анны слева вплотную примыкает небольшое ложе прямоугольной формы с лежащей на нем Марией, перед ним - сцена купания. Слева - сидящая баба-повитуха с младенцем на руках пробует рукой воду в купели, круглой формы, напротив нее служанка, стоящая на коленях, льет воду из сосуда с узким горлом. Сцены на первом плане ограничены сзади высоким парапетом. За ним изображены справа три девы, приносящие дары. Первая склоняется к Анне и протягивает ей предмет, напоминающий калач, дева, стоящая за ней, повернулась к третьей деве, которая скрывается в дверном проеме палат. Слева внутри палаты видна фигура Иоакима, который отодвигает занавес и выглядывает из-за него. Фланкирующие изображение палаты соединены полукруглой стеной, над ней переброшен велум. Палаты справа венчаются башней с тремя шпилями, слева завершаются цилиндрическим сводом.Фигуры чуть удлиненные, хрупкие, с небольшими головами. Колорит построен на сочетании разных оттенков красного, розового и зеленого цветов. Иконография восходит к палеологовскому искусству. Иконографический извод в целом и в деталях находит аналогии в псковском искусстве. Композиция является почти полным повторением известной псковской иконы "Рождество Богородицы" первой половины XV в. из собрания П.Д. Корина. Точно совпадают положения фигур Анны и Марии, Иоакима, редкой формы колыбель Марии в виде ложа, приставленного к ложу Марии. Баба сидит в той же позе, но с другой стороны. Служанка, льющая воду, стоит. Совпадают цвета одежд Анны, покрывала на ее ложе и парапета.Составные части композиции нашей иконы (колыбель Марии, круглая купель, девы с дарами) известны в росписи южной части восточной стены церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря 1313 г. Изображение колыбели в виде ложа распространено только во Пскове и известно в иконографии других сюжетов ("Рождество Николы", клеймо иконы "Никола с житием" первой половины XVI в. из Псковского музея). Коленопреклоненная служанка с кувшином известна в тверских памятниках.

Стилистическая справка: В данной иконе сохраняется характерная для иконописи рубежа XVI-XVII в. перегруженность, затесненность пространства, обилие орнаментики. Особенно типичны некоторые детали: криволинейные стены, круглые башни, крупный белильный орнамент. Характерно псковским, особенно для второй половины века, является приглушенный колорит, построенный на сочетаниях разнообразных оттенков киновари с темными зелеными и коричневыми тонами, а также красный с голубоватыми "небрежными" пробелами, серо-голубой, серо-зеленый и обилие золота. Принадлежность иконы к псковской традиции подтверждает и характер написания ликов: темные санкирь и охрение, а также большие черные зрачки с белильной точкой в углах глаз и крупные с горбинкой почти "орлиные" носы персонажей в профильных изображениях.

Век:XVIМесто хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Стилистическая справка: В иконе нет архаизмов, ее художественный язык полностью ориентирован на произведения псковской иконописи зрелого XVI века: сохраняется перегруженность, теснота пространства, обилие орнаментики. Особенно типичны такие детали как криволинейные стены, круглые башни, крупный белильный орнамент. Характерно псковским, особенно для второй половины века, является приглушенный колорит, с использованием излюбленных сочетаний разнообразных оттенков киновари с темными зелеными и коричневыми цветами, а также серо-голубым и серо-зеленым. Принадлежность иконы к псковской художественной культуре проявляется также в характерных горбоносых ликах и в манере письма личного темной зеленоватой охрой по коричневому санкирю.

Век:XVIМесто хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Расширенный вариант иконографии с многочисленными сценами, скорее всего, сформировался в Москве. Этот извод также отличает присутствие сложного архитектурного фона. Наиболее ранний его пример — фреска Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле 1563—1564 годов, исполненная мастерами из Москвы Ларионом Леонтьевым, Третьяком и Федором Никитиным. Иконография получила широкое распространение со второй половины XVI века. Икона имеет ряд существенных иконографических особенностей. В первую очередь, это четкое деление композиции по вертикали на две неравные части. В каждом регистре изображено по три сцены: в верхнем — «Рождество», «Принесение даров» и «Ласкание», в нижнем — «Омовение», «Мария в колыбели» и «Первые шаги». Художник вводит в композицию сцены «Ласкание» и «Первые шаги», что характерно для икон с клеймами жития Марии. Изображение омовения младенца, как правило, помещаемое непосредственно вблизи ложа Анны, оказывается здесь обособленным и переносится в нижний регистр иконы. Сцена имеет интересную иконографическую деталь: ручка Марии опущена в купель, в то время как обычно воду в купели пробует рукой служанка.

Стилистическая справка: Московский иконографический извод, а также высочайший уровень исполнения свидетельствуют о том, что храмовый образ муромского собора Рождества Богородицы был написан в царских мастерских.

Фрагмент. Анна и служанкаФрагмент. Ласкание МарииФрагмент. Принесение даров

Век:XVIМесто хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Иконографическая справка: Имя вкладчика иконы неизвестно, тем не менее ее можно связывать с основными вкладчиками Ипатьевского монастыря боярами Годуновыми. В Ипатьевском монастыре имелась еще одна икона на тот же сюжет, аналогичная по размерам, стилю, окладу и времени создания. Иконография традиционна для московской иконописи конца XVI века.

Век:XVIМесто хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: Особенностью иконографии иконы является введение в композицию сцены ласкания младенца Марии родителями - Иоакимом и Анной. Этот сюжет известен в искусстве византийского круга с конца XIII в. В русской иконописи он получает довольно широкое распространение с начала XVI в. (например, на фреске Дионисия из Ферапонтова монастыря). К Анне, лежащей на ложе, направляются женщины, принесшие дары. Их изображения в Византии принято связывать с существовавшей при императорском дворе церемонией принесения даров царственной роженице. По-видимому, этот ритуал лег в основу и принятого впоследствии на Руси обычая одаривать роженицу и младенца сосудами из драгоценных металлов, кубками с монетами.

Стилистическая справка: Стилистическое решение иконы ярко индивидуально и не находит прямых аналогий. Ее автору присуще замечательное чувство ритма. Четко обозначенным горизонталям стен, разграничивающих отдельные элементы композиции, вторит форма велума, строго геометрического и напоминающего жесткую конструкцию. Вертикали архитектурных кулис подчеркнуты узкими и тоже вертикальными пролетами окон и дверей. Лишь одно "здание" имеет завершение округлой формы, но эта форма вторит своим ритмом наклону головы Анны. Изгиб фигуры женщины повторен формой ложа. Мерно шествуют три гостьи, одинаково изображенные в профиль, одного роста, движениями почти повторяя друг друга. Принцип ритмических повторов, графический характер трактовки форм, их подчеркнутую плоскостность и доминирующее значение силуэта принято считать чертами, типичными для произведений среднерусских центров. Однако они сочетаются с особенностями, присущими манере северных мастеров. Изображение Анны на иконе значительно превосходит по размеру изображения всех остальных персонажей. Этот архаический прием выделения главного героя, постепенно исчезающий из икон крупных художественных центров уже к началу XV в., гораздо дольше сохраняется в провинциальной иконописи северных земель, особенно в районах Вологды и Каргополя. Здесь также часто встречается сочетание довольно плотного светло-коричневого охрения ликов со светлой, почти прозрачной живописью одежд и тонким рисунком орнамента. Цветовая гамма иконы строится на контрасте доминирующего зеленого с красным и белым - излюбленном сопоставлении цветов у мастеров новгородского круга. Подобное смешение традиций новгородской и среднерусской иконописи также составляет одну из отличительных черт живописи русского Севера XVI в., обусловленную особенностями исторической жизни этих земель. Для северных мастеров характерна и сильная схематизация форм, приобретающих порой орнаментальный характер. Наконец, использование иконописцем сосновой доски, а не липовой, как обычно в средней Руси, говорит в пользу северного происхождения памятника.

Рождество Богородицы с избранными святымиВек:XV-XVIМесто хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: В верхнем ряду иконы изображены фронтально фигуры святых: Димитрия Солунского, свт. Николая, Ильи Пророка и вмч. Георгия. Ниже - Рождество Богоматери. Иконография этого сюжета сложилась в византийском и древнерусском искусстве на основе ранней апокрифической легенды, так называемого первоевангелия Иакова, и псевдоевангелия Матфея. Композиция иконы традиционная. На ложе слева сидит праведная Анна. Рядом, за ложем, стоят две девы с сосудами в руках. Справа служанка приготавливает воду для купания младенца Марии.

Век:XVIМесто хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: Представлен распространенный извод, включающий наряду с изображением Анны, полусидящей на ложе, и стоящей у ложа служанки, образы Иоакима, жен, пришедших к родильнице с дарами, служанок, готовящихся омыть младенца Марию, и сцену у колыбели с новорожденной. Колыбель с младенцем Марией в белоснежных пеленах воспринимается как прообраз будущего рождения Христа. Подтверждением этому служат тексты служб, посвященных празднику Рождества Богородицы. "Радуйся, Иоаким, Сын будет рожден Дочерью!" - пишет Иоанн Дамаскин. Иконографически ближайшую параллель данной иконе составляют "Рождество Богородицы" из Рязанского краеведческого музея, двусторонняя таблетка из Софийского собора в Новгороде (Новгородский художественный музей), датируемые концом XV - началом XVI в., а также центральная композиция "Рождество Богородицы" на шитой пелене 1510 г. (ГТГ) и фреска Дионисия над порталом собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Икона предназначалась для праздничного ряда неизвестного иконостаса. В составе праздничного ряда русского иконостаса композиция "Рождество Богородицы" известна с XV в. Ею начинался праздничный ряд - "начало праздников", по словам Андрея Критского (в Древней Руси год начинался 1 сентября).

Стилистическая справка: В активной, яркой цветовой гамме иконы преобладают сочетания красного с сине-голубым, что часто встречается в произведениях тверской иконописи. Понимание формы художником близко новгородскому - она наполнена, упруга, относительно объемна. Четко построенные палаты с колоннами и "перспективными" арочными пролетами создают своеобразную глубину пространства. Они развернуты в сторону ложа, акцентируя внимание на фигуре Анны. Особенно характерна для тверской иконописи трактовка ликов. Округлые, с четко выписанными чертами, они выполнены одним приемом: форма строится на контрасте светло-коричневой охряной основы и активных белильных высветлений. Поверх этих тонких слоев сделана яркая розовая подрумянка. Такое обилие белил в живописи ликов типично для многих тверских памятников. Перечисляя признаки, характеризующие приемы и стиль тверских живописцев, следует иметь в виду, что недостаточная изученность иконописи этого центра и фрагментарность сохранившегося художественного материала, связанного происхождением с Тверью, затрудняют возможность приведения близких параллелей иконе из Русского музея.

Рождество Богородицы ( с клеймами )Век:XVIМесто хранения: Устюженский краеведческий музей

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Принесение даров Иоакимом и Анной 2. Отвержение даров 3. Исход Иоакима и Анны из Иерусалима 4. Благовестие Анне в саду 5. Благовестие Иоакиму в пустыне 6. Зачатие Богоматери 7. Ласкание Марии 8. Пир первосвященников 9. Приведение во храм 10. Оступание Марии 11. Обручение Марии с Иосифом 12. Принесение Марии в храм 13. Чудо о спасении отрочати 14. "Смертное" благовестие в саду 15. "Смертное" благовестие 16. Прощание Богоматери с женами Иерусалимскими 17. Богоматерь Боголюбская 18. Успение Богоматери.

Век:XVIIМесто хранения: Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Век:XVIIМесто хранения: Государственный музей-заповедник " Коломенское ", Москва

Фрагмент. Праведная АннаФрагмент. Ласкание Богоматери

Век:XVIIМесто хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Комплекс праздничных икон всего их сохранилось шесть,в который входит и икона "Рождство Богоматери" происходит из придела Варлаама Хутынского - домашней молельни храмоздателей Скрипиных, позднее служившей ризницей. В иконографии иконы "Рождство Богоматери" прослеживается ориентация на западноевропейские гравированные образцы и отличается редкой для праздничных икон подробностью изложения сюжетов. В отдельных архитектурных кулисах в трех уровнях в свободной последовательности представлены сюжеты: "Моление Иоакима в пустыне о чадородии", "Моление Анны в саду о чадородии" (в верхних углах), "Зачатие Богородицы" (внизу в центре), "Рождество Богородицы" (в центре), "Омовение Младенца" (внизу слева), "Пир в честь рождения Богородицы" (в среднем ряду слева), "Принесение Богородицы в храм" (внизу справа), "Семь первых шагов Богородицы" (в среднем ряду справа).

Стилистическая справка: Живопись икон отличается высочайшим художественным уровнем, что свидетельствует об их создании одним из лучших костромских мастеров-миниатюристов, состоявшим на службе в иконописной мастерской Оружейной палаты. Большинство исследователей относит иконы к произведениям круга Гурия Никитина.

Век:XVIIМесто создания: Россия

Стилистическая справка: Икона из праздничного ряда ростовской церкви Иоанна Предтечи написана достаточно архаично для искусства середины 17 века. В ней передны все важные подробности сюжета, но при этом нет перегруженности или излишней детализации изображений. Икону отличает удлиненность пропорций фигур, общий коричневато-охристый тон колорита, дополненный киноварными и темно-зелеными цветами. Лики написаны по зеленому санкирю охрой с легкой подрумянкой.

Век:XVIIМесто хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Особенностью данной иконы является изображение в нижней части доски окруженного птицами фонтана.

Век:XVIIМесто хранения: Карельский музей изобразительного искусства в Петрозаводске

Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и БогоматериВек:XVIIМесто хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Икона поступила в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в 1929 году. Она украшена серебряным позолоченным басменным окладом, который покрывает поля, часть поземов в клеймах и среднике, обрамляет средник и отделяет клейма друг от друга. Кроме того, нимбы наиболее важных персонажей в среднике и в клеймах украшает 41 серебряный чеканный венец. Икона является храмовым образом иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, была вложена строителем Кирилло-Белозерского монастыря старцем Феоктистом Колединским (ум. 1650). По описи 1664 года она стояла первой справа от Царских врат. Судя но описям монастыря 1664 и 1665 годов, храмовая икона является вкладом строителя Кирилло-Белозерского монастыря старца Феоктиста Колединского (умер 17 июня 1650 года). В литературе существуют разные точки зрения по вопросу происхождения образа. И.А.Кочетков датирует его 1650 годом и полагает, что до середины XVII века в иконостасе находился древний образ из деревянного храма, который обветшал и был заменен новым. Г.О. Иванова датирует икону и оклад, который появился чуть позже, 1643-1646 годами и считает, что в соборе до середины XVII века существовала икона, написанная если не самим Дионисием, то кем-то из его сыновей. Доказательством этому служит произведение, близкое как храмовому образу, так и портальной фреске Рождественского собора - шитая пелена 1510 года "Рождество Богоматери с житием Иоакима, Анны и Богоматери", происходящая из Воскресенского собора Волоколамска. Знаменщиком ее традиционно считается сын Дионисия, Феодосий (Маясова 1971. С. 23. Кат. 34). Пелена и икона имеют одинаковый подбор и последовательность сюжетов в клеймах. Возможно, что икона середины XVII века является списком-копией с древнего дионисиевского образа. В среднике представлено Рождество Богоматери. По сторонам центральной части располагаются 18 клейм, которые последовательно раскрывают жизнь Богородицы до Рождения Иисуса Христа и после Его Воскресения. Верхние пять клейм посвящены родителям Марии, Иоакиму и Анне, и истории рождения Богоматери. Сюжеты слева и справа от средника рассказывают о Ее детстве и юности (вплоть до Благовещения), а четыре нижних иллюстрируют последние дни Богоматери перед смертью и само Ее Успение. Состав клейм: 1. Принесение даров Иоакимом и Анной. 2. Отвержение даров. 3. Благовестие Иоакиму. 4. Благовестие Анне. 5. Зачатие Анны. 6. Благословение иереями Марии. 7. Ласкание Марии. 8. Поступление Марии (Первые шаги). 9. Введение во храм. 10. Моление Марии в Святая святых иерусалимского храма. 11. Моление Захарии о жезлах. 12. Обручение Марии. 13. Благовещение у кладезя. 14. Испытание водой обличения. 15. Моление Богоматери в пустыни. 16. Смертное Благовещение. 17. Жены израильские у ложа Богоматери. 18. Успение Богородицы. Литературными источниками житийного цикла Богоматери были два апокрифических произведения, созданные в первые века христианской эры, - "Протоевангелие Иакова", написанное, по преданию, сводным братом Иисуса Христа, сыном Иосифа, и "Слово на Успение Богородицы", приписываемое Иоанну Богослову. С XVI века в русском искусстве получают распространение образы Рождества Богородицы со сценами жития. Среди них иконы "Рождество Богоматери" из Дмитрова с клеймами житий Иоакима, Анны и Богородицы (Иванова 1968. Ил. 64), "Рождество Богоматери в деянии" мастера Сухомилова из собрания Вологодского музея-заповедника (Иванова 2001. С. 240), "Рождество Богоматери с житием"из Устюжны (Художественное наследие Дионисия 2002. Кат. 89. С. 134-135) и некоторые другие. Ни одна из известных икон XVI - начала XVII века не является точной аналогией ферапонтовской. Наиболее близка ей по составу клейм икона из Устюжны.

Стилистическая справка: Существует мнение, что автором иконы мог быть городовой царский иконописец, костромич Любим Агеев, который в 1641 году руководил работой над росписью Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Любим Агеев Елепенков (ум. ок. 1644) - житель села Шунга близ Костромы. Ведущий костромской знаменщик 1630-1640-х годов. Руководил росписями храмов Николы Надеина в Ярославле (1640), Успенского собора Кирилло-Белозер-ского монастыря (1641-1642). Возглавлял всех городовых мастеров на росписях Успенского собора Московского Кремля (1643).

Фрагмент. Благовестие АннеФрагмент. Благовещение у кладезяФрагмент. Ласкание Марии

Век:XVIIМесто хранения: Псковский Историко - Культурный музей

Век:XVIIIМесто хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: Обычная иконографическая схема "Рождества Богородицы" в этой иконе дополнена сюжетом "Ласкание Богородицы". Своеобразной чертой иконы является превращение традиционных "палат" в изображение сказочного града, обнесенного стеной со множеством хором и башен, увенчанных цветными островерхими крышами. Град заполняет все пространство ковчега, почти не оставляя места для фона - "света". Восприятие апокрифического рассказа о рождестве Богородицы в фольклорной окраске, развитие декоративного начала при отсутствии интереса к индивидуализации образов, размашистая живописная манера с наложением полупрозрачных красок и минимальной моделировкой формы свидетельствуют о руке мастера, вышедшего из местной крестьянской среды и ориентирующегося на ее вкусы и запросы.

Век:XVIIIМесто хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Стилистическая справка: В иконе сочетаются традиционные приемы письма и живописная стилистика барокко. Трактовка ликов ориентирована на образцы конца XVII - начала XVIII века. Консервативность художественного языка наряду со стремлением освоить отдельные новые "модные" приемы характерна для провинциальной иконописи второй половины XVIII столетия.

Век:XIXМесто хранения: Издательский отдел Московского патриархата

Источник: Иконография восточно-христианского искусства

mila-lova.livejournal.com

Рождество Богородицы - Икона и иконографическая традиция праздника

Из числа так называемых двунадесятых (то есть двенадцати важнейших) православных праздников один посвящен воспоминанию дня рождения Марии, матери Иисуса Христа. Также это очень важный праздник в Католической церкви. Приходится это событие на 8 сентября (21 сентября для церквей, придерживающихся старого стиля).

События праздника

Чтобы точнее понять иконографическое содержание праздника, следует кратко осветить его события и богословское содержание. Согласно доктрине ортодоксальной церкви, Мария, будущая Богородица, родилась от праведных иудеев Иоакима и Анны. Эта семейная пара была в поношении среди общества, так как не имела детей, а это в те времена считалось наказанием Божьим за грехи. Впоследствии, после усиленных молитв и скорбей, ангел от Бога благовестил праведникам, что их молитва была услышана, и они родят дитя, слава которого распространится по всему миру. Через девять месяцев, согласно легенде, у них родилась Мария, которую они по обету отдали на воспитание в Иерусалимский храм. Никаких сведений на этот счет в Библии нет, а вся информация относится к относительно позднему преданию, частично отраженному в апокрифической книге - так называемом Протоевангелии Иакова.

Древнейшие изображения

На сегодняшний день самые ранние изображения на тему этого праздника относятся к началу второго тысячелетия. В качестве примера можно привести росписи храма в Атени (Грузия) на мотивы сюжета «Рождество Богородицы». Икона, а точнее фреска этого сюжета, в данной церкви относится к XI веку, но не исключено, что она является реконструкцией еще более раннего изображения. К этому же периоду относятся росписи в Софийском соборе Киева.

В целом ранние изображения праздника «Рождество Богородицы» (икона это или фреска на стене церкви - не имеет значения) достаточно просты и незамысловаты. В них отсутствует нагромождение второстепенных деталей и символов, свойственных более развитой традиции. Центральное место в композиции занимает фигура Анны, лежащей на ложе. Перед ней располагается повитуха, а по краям стоят женщины с традиционными дарами в честь рождения ребенка.

Поздняя традиция

Как уже было сказано, со временем сюжет «Рождество Богородицы», икона или фреска которого с 13-14 веков имелась в каждом православном храме, стал усложняться и детализироваться, накапливая различные вспомогательные элементы. К такого рода вещам относятся, например, птицы, предметы интерьера и быта дома Анны и Иоакима, водоемы и пр.

Для примера можно вспомнить фреску из базилики святой Марии в Риме 13 века. Другой яркий образ на тему «Рождество Богородицы» - икона (16 век) или, точнее сказать, фреска в монастыре святого Ферапонта в России, где в честь этого праздника освящен один из храмов. Автор этой росписи - выдающийся и знаменитый иконописец Дионисий. Довольно своеобразные художественные решения проявились в болгарской иконографии. Пример сюжета «Рождество Богородицы» - икона (17-18 век) из Софии.

Другое новшество поздней традиции заключалось в том, чтобы снабжать центральное праздничное изображение по периметру так называемым житием. В данном случае речь идет о художественной репрезентации повествования Протоевангелия Иакова, касающегося рождения Марии. Начиналось оно с изображения скорбящих Иоакима и Анны, затем запечатлено посещение Иоакимом храма с целью принести жертву и отказ ему в этом первосвященника. Далее следует пост в пустыне, явление ангела и встреча праведных супругов у Золотых ворот в Иерусалиме. Особым образом обозначается зачатие, лишенное какого бы то ни было эротизма. Самому сюжету «Рождество Богородицы» икона отводит центральное место. А житийное повествование завершало изображение другого богородичного праздника - Введения во храм.

Заключение

В 17-19 веке и позднее иконографическая традиция в России пришла в упадок под влиянием западного академизма и общего оскудения духовной культуры. Вместо икон стали создаваться живописные картины на религиозную тему. Хотя были и исключения. Пример на тему «Рождество Богородицы» - икона Авеля Ясновидца. Точнее, саму икону написал его келейник Лазарь в конце 18 века по заказу императрицы под руководством Авеля. Интересен образ тем, что на полях его расположены, как считают некоторые, пророчества о гибели императора Павла Петровича, о пришествии нового царя в XXI веке и о конце света. За эту икону Авель вместе с келейником подверглись ссылке.

Интересные материалы:

Молитвы от испуга у детей Заговоры от испуга Храм иконы Божией Матери "Знамение" Храм Знамения в Ховрино: история, расписание богослужений, фото

nlo-mir.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта