Рождество Пресвятой Богородицы 2017: поздравления, приметы и обряды. Рождество богородицы картины
Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография. « Иконописное отделение СПбДА
В Священном Писании, в его канонических книгах, нет никакой информации о Рождестве Богородицы, о Её родителях. Об обстоятельствах Её рождения известно из текста, принадлежащего Священному Преданию, — апокрифического Протоевангелия Иакова (II-III вв.) и Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.).Предание повествует, что Пресвятая Богородица родилась от благочестивых родителей, праведных Иоакима и Анны, живших в Назарете Галилейском. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а Анна была дочерью Матфана, священника из племени Ааронова. Оба супруга были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и отличались смирением и милосердием. Единственным горем в жизни праведной четы являлось неплодство Анны. По понятиям того времени бесчадие считалось бесславием, что было особенно прискорбно для потомков Давида, через которых в мир должен был войти обетованный Мессия.Несмотря на преклонные года Иоаким и Анна не переставали просить Господа о даровании им дитя, и дали обет, если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. За терпение, несокрушимую веру, любовь к Богу и друг к другу Господь даровал им великую радость. В еврейский праздник дня обновления храма праведный Иоаким принес жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, укорив праведника бесчадием «ради тайных грехов». В большом горе святые Иоаким и Анна встали на усердную молитву, прося у Бога отъять от них поношение дарованием чада. Во время молитвы произошло чудесное явление (Иоакиму в пустыне, а Анне в саду) Архангела Гавриила, принесшего радостную весть о рождении у них Дочери Марии, через Которую будет даровано спасение всему миру.Анна встречает Иоакима у Золотых ворот, и спустя некоторое время у них родилась дочь. Композиция иконы Рождества Богородицы иллюстрирует слова Протоевангелия Иакова «После явления ангелов настал день родить и роди Анна и рече бабы что родих, она же рече: женеск пол и даст сосец отроковици и нарече имя ей Мария». В переводе с еврейского Мария — «госпожа и надежда».Престарелые родители дали обет посвятить ребенка Богу и отдать его в храм для служения до совершеннолетия. Поскольку девочка была посвящена Богу, Анна оберегала Её от всякой скверны и нечистоты с младенчества. Когда Марии исполнилось шесть месяцев, Анна поставила Её на землю, и дитя сделало несколько шагов. После этого Анна взяла её на руки и дала обещание, что Младенец не будет ходить по земле до поры, пока Она не будет введена во храм. Так, по преданию, ноги Девы Марии не касались земли до трехлетнего возраста, пока её не привели в иерусалимский храм. Рождество Богородицы празднуется Церковью, как один из двунадесятых праздников, (8 / 21 сентября).Установление праздникаСуществует мнение, согласно которому установление праздника относят к началу IV века, когда согласно некоторому преданию святая Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Праздник Рождества Богородицы также упоминается в 418 правиле Номоканона, заимствованном у отцов Неокесарийского собора 315 года. Указание на его служение присутствует также в «Беседах» святых отцов IV-V вв.: свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла, архиепископа Константинопольского, Кирилла Александрийского и др. Официальное введение праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится ко времени правления византийского императора Маврикия (ок. 539-602 гг.).Таким образом, следует считать, что празднование Рождества Богородицы получило свое начало не позже V в., а к VII в. этот праздник стал уже всеобщим и торжественным.В настоящую православную церковную службу праздника входят многие творения древних песнописцев: свт. Андрея Критского, прп. Иоанна Дамаскина, патриарха Германа Константинопольского, епископа Анатолия Солунского, Стефана и Сергия Святоградцев. Сам тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы является наиболее древним, принадлежащим V-VII вв.Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как «день всемирной радости» (св. Иоанн Дамаскин). На Земле родилась единственная, предуставленная от века Божественным Промыслом Дева, Которая стала достойной сделаться Матерью Господа Иисуса Христа и орудием спасения мира от тяготевшего на нем проклятия и смерти. Настоящий праздник, по св. Андрею Критскому, есть «начало праздников и служит дверью к благодати и истине», приближая на земле Царство Божие.Пресвятая Богородица, являясь Матерью Бога Слова, по обетованию Спасителя, данному Им в крестных муках апостолу Иоанну Богослову, является и Матерью для всего рода человеческого, милосердной Заступницей всех прибегающих к Ней с верой и сыновним дерзновением.Гимнография и догматическое значение праздника.Из церковной гимнографии следует, что причина почитания Пресвятой Девы в событии Рождества Богородицы заключается в том, что Она не только принесла человечеству избавление от вечной смерти и возможность обожения уже самим фактом Своего предопределенного рождения, но и как посредница боговоплощения участвует в восстановлении человеческого рода из состояния падения Своим молитвенным заступничеством.Тропарь отображает значение, которое имеет для всего мира Рождество Богоматери, как радости для всей вселенной. Так как именно благодаря Её рождению над миром смогло воссиять новое Солнце – Христос, Который уничижил Своим искупительным подвигом проклятие за грех и смерть и вместо них даровал людям благословение и вечную жизнь, поэтому Спаситель назван Солнцем Правды.О догматическом значении праздника и его влиянии на человечество св. Андрей Критский говорит так: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм и тварь (в лице Девы Марии), уготовляется в новое жилище Творцу», «Рождается убо (Дева), и мир с ней обновляется». Следует заметить, что иконой Рождества Богородицы начинается праздничный ряд высокого иконостаса, который и раскрывает историю спасения человечества. Рождество Богородицы святые отцы называют «начатком нашего спасения», оно является «приготовлением» к Боговоплощению, началом новой евангельской истории, истории человеческого спасения.Ожидание спасения и грядущего воссоединения праведных с Богом – одна из главных тем святоотеческих поучений на этот праздник и праздничного богослужения («днесь всемирныя радости предвозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы» — стихира не вечерне; «начало нашего спасения днесь бысть» — стихира на литии, глас 1 и др.)Иконография.Сцена Рождества Богородицы входит в состав росписей Богородичного цикла, известна во многих отдельных иконах и клеймах житийных икон Богоматери. Иконография праздника основана на двух источниках: египетском Протоевангелии Иакова и латинском Евангелии Псевдо-Матфея, отражающих устное предание, а также на ранее разработанной иконографии Рождества Господня с сохранением характерных деталей.Древнейшие изображения Рождества Богородицы до наших дней не сохранились по причине достаточно длительного иконоборческого периода. Но доказательством того, что они существовали служит пластина из слоновой кости из собрания Эрмитажа, датируемая VI-VII вв. На ней представлено явление ангела праведной Анне, сидящей в саду. Эта пластина, очевидно, являлась частью многосоставного складня, где могла присутствовать и сцена Рождества Богородицы.К концу IX века относится несколько сохранившихся до наших дней древнейших протоевангельских циклов в монументальной живописи. Один из них находится в Риме в церкви Санта Мария ин Граделис и датируется периодом между 872 и 882 гг. Другой находится в часовне правденых Иоакима и Анны в Кызыл-Чукуре в Каппадокии. Здесь сцена Рождества Богородицы решена лаконично: Анна покоится на ложе, а служанка держит перед ней дитя. Таким образом, повитуха показывает матери новорожденную, и в этом проявляется полное следование тексту Протоевангелия, где Анна спросила «ходившую за ней женщину: «Кого я родила?» и та ответила: «Дочь»».Ложе праведной Анны является композиционным центром всех образов Рождества Богородицы подобно тому, как в богослужебных текстах возвеличивается сама Анна, которая была бесплодна, и наконец, родила младенца. Кроме того, мы видим, что композиция Рождества Богородицы повторяет композицию Рождества Христова, центром которой является лежащая на ложе фигура Богородицы. Этим подтверждается то, что Рождество Пресвятой Богородицы явилось последним, завершающим действом человеческого рода к принятию Божества. Образ самой Приснодевы не занимает центрального места в композиции, что свидетельствует о высоте Её будущего смирения. Вот как пишет об этом инок Григорий (Круг): «На иконе праздника «Рождество Матери Божьей» Она (Богородица) изображается обычно не посредине, не занимает какого-либо центрального места, но изображается или спеленутой на руках повивальной бабки, или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божьей на иконе этого праздника по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божьей Матери выразилось то, что было в Ней неизменно – полнота смирения».Классическая византийская иконография праздника Рождества Богородицы складывается в XI веке, как мы её видим, например, на мозаике в Дафни или в росписях Софии Киевской, где в нижней части композиции Рождества Богородицы помещается сцена купания младенца, унаследованная византийским искусством от античности и часто воспроизводимая в иконах «Рождество Богородицы», имеет близкую аналогию в композициях «Рождество Христово». В последних она трактуется как прообраз крещения Христа и всего человечества, обновление и очищение человеческого рода. Та же трактовка возможна и в данном случае. Подтверждением этому служат тексты молитв, посвященных празднику Рождества Богородицы, в которых варьируется мысль о явлении в мир Богородицы — матери Спасителя мира, о будущем очищении человечества. Омовение младенца Марии также является символом чистоты и непорочности Девы Марии. В XI веке Богородица изображается внутри купели, без пелен и одежды. Её обнаженные плечики виднеются в воде. (Храм Успения в Дафни, Греция, вторая половина XI века и Атени Сиони в Грузии, конец XI века). В сцене омовения обычно представлено только одна или две служанки – юные девы, ведь по протоевангельскому рассказу, «чистых дев» приглашает Анна ухаживать за своей дочерью.
Рождество Богоматери. Мозаика в Дафни (Греция). Вторая половина XI в.
Рождество Богоматери. Роспись южного алтаря собора Святой Софии в Киеве. XI в.
Рождество Богоматери. Атени Сиони. Грузия. Конец XI в.
Также в XI веке в композиции появляются девушки с сосудами в руках, подходящие к ложу Анны. Количество девушек увеличивается от трех в XI-XIII веке до пяти-шести в более позднее время. Подобные процессии стали частью иконографии Рождества Богородицы вслед за реально существовавшей традицией поздравления византийских цариц с рождением ребенка знатными женщинами-патрицианками, что подробно описано в книге «Церемоний Византийского двора» императора Константина Багрянородного (сер. X века). Однако в иконографии праздника отразились не только исторические реалии: чаши в руках идущих к Анне девушек – это символы Матери Божьей, которая в песнопениях и сочинениях отцов церкви называлась «сосудом девства», «вместилищем невместимого Бога». Тем самым указывалось на грядущее воплощение Сына Божия. В мозаике монастыря Хора, среди четырех служанок с подношениями, одна изображена с большим сосудом в руках, напоминающем по форме ветхозаветную стамну, в которой хранилась божественная пища, манна, ниспосланная народу с неба для пропитания в пустыне. Кувшин-стамна является одним из прообразов Богородицы как об этом говориться в восхваляющих Её молитвах «Радуйся, стамно, манну носящая, услаждающая всех благочестивых».
Рождество Богоматери. Мозаика главного храма монастыря Хора (Кахрие-Джами). 1314 г.
Часто одна из девушек в процессии держит в руке опахало. В русских иконах, как, например, на иконе-таблетке из Новгородского Софийского собора, с подобными опахалами иногда изображаются две девы: одна – в центре процессии подходящих к Анне с дарами, а другая – внизу, у кроватки Марии. За свой яркий, закручивающийся узор, возможно, являвшийся символом солнца, эти опахала на длинных тонких шестах получили название солнечников.
Двусторонняя икона. Конец XV – начало XVI вв. Из святцев собора Св. Софии в Новгороде. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Из византийский иконографии Рождества Богородицы в русскую довольно рано попадает образ стоящей на первом плане служанки, на которую, положив руку на её плечо, опирается Анна, как на иконе из праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. В некоторых случаях она изображается не перед ложем, а за ним. Служанка в этом случае, как будто поправляет лежащие на ложе покров и подушку. Такая деталь присутствует на некоторых иконах XVI века (например, икона из собрания ГРМ), а также на фреске Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Рождество Богородицы. Церковь св. Пантелеимона, Нерези, Македония. 1164 г.
Рождество Богоматери. Около 1497 г. Икона из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Рождество Богоматери. Начало XVI в. Тверь. ГРМ.
В росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (конец 1130-х – начало 1140-х гг.) в композиции Рождества Богородицы представлена сцена, где одна из девушек укладывает спеленатую Марию в колыбель. Под головой у малышки лежит небольшая подушечка. Эта деталь отсылает нас к образам Успения Богоматери, где та представлена покоящейся на ложе, на подушке, в окружении оплакивающих Её смерть учеников Христа.
Рождество Богоматери. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Псков. Конец 1130-х – начало 1140-х гг.
В дальнейшем, на иконах часто изображается сцена у колыбели с Новорожденной. Мария изображена лежащей в люльке, её качают и над ней веют опахалом девы. Колыбель с младенцем Марией, часто изображенной в белоснежных пеленах, напоминает каменные ясли Христа в сцене Рождества Христова и воспринимается как прообраз этого грядущего события. Подтверждением этому служат тексты служб, посвященных празднику Рождества Богородицы. «Радуйся, Иоаким, Сын будет рожден Дочерью!» — пишет Иоанн Дамаскин.С конца XIII века композиция Рождества Богородицы включает в себя фигуру Иоакима. Иоаким может изображаться в ожидании в стороне от Анны, беседующим с ней или молящимся. Одно из ранних изображений Иоакима у ложа Анны присутствует при росписи македонской церкви Богородицы в Сушице под Скопье (1280-е гг.). Исследователями высказывалось мнение о том, что Иоаким появляется в иконографии Богородицы под влиянием композиции Рождества Христова, где изображается сидящий возле пещеры Иосиф Обручник.В палеологовскую эпоху широкое распространение получает мотив велума — красной ткани, перекинутой с одной архитектурной формы на другую, как на композиции из монастыря Хора. Эта перевязь с одной стороны указывает на то, что сцена происходит в интерьере, в доме Иоакима, а с другой стороны символизирует символизирует связь Ветхого и Нового Завета, — своего рода мост между ними, которым явилось рождение Девы.На мозаиках Хоры мы также впервые видим стол на резных ножках в центре композиции, предназначенный для даров, который прообразует жертвенник христианского храма. А вместе с ним группа идущих друг за другом дев напоминает торжественное ритуальное шествие, а сосуды в их руках и опахала – таинственное священнодействие.Сюжет «Ласкание родителями младенца Марии» известен в искусстве византийского круга с конца XIII века. В русской иконописи он получает достаточно широкое распространение с начала XVI в., например, на фреске Дионисия из Ферапонтова монастыря. При описании Рождества в тексте Протоевангелия Иакова, послужившего литературным источником композиции, о ней не упоминается. Основой её могли стать заключительные слова о семи первых шагах Богородицы: «Пришла на лоно ея; и взяла её мать, говоря: Жив Господь Бог Мой, не будешь ходить по земле сей, пока не введу Тебя в храм». В то же время сцена может восприниматься как зримый образ слов Иоанна Дамаскина на праздник Рождества: «Блаженны руки, носившие Тебя, и уста, наслаждавшиеся Твоими чистейшими лобзаниями – уста одних только родителей, чтобы ты всегда и во всем пребывала Девою».Описание композиции сложного извода можно сделать по списку Сводного иконописного подлинника XVIII века Г. Филимонова: «Анна на одре лежит, пред нею девицы стоят, держат дары, а инии солнечник и свещи, девица Анну держит под плечи, Иоаким зрит из верхния палати, баба святую Богородицу омывает в купели до пояса, девица в купель воду льет из сосуда. Посторонь палата празелень, а внизу той палати сидит Иоаким и Анна на престоле и держат Богородицу…». Но местоположение этой сцены в композиции Рождества не всегда устойчиво. Чаще всего для неё создается специальное архитектурное обрамление в нижней правой части иконы, как, например, на иконе из ц. Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве и на иконе «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. Другим вариантом расположения «Ласкания» является огороженное стеной и увенчанное вычурной башенкой место в самой верхней части иконы, над ложем роженицы, как, например, на тверской иконе из музея им. Андрея Рублева. Возможно, в таком особом «высоком» расположении этого эпизода художник стремился показать, что маленькая Богоматерь не касалась своими ногами земли, была удалена в доме от всего земного в буквальном смысле.Икона из музея им. Андрея Рублева включает в себя также сцены моления Иоакима и Анны о даровании дитя и явления им Ангела, они помещены в верхней части средника.
Рождество Богоматери. Третья четверть XVI в. Тверь. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва.
В иконах Рождества Богородицы XVI-XVII веков развитие получает тема чистого источника: в композицию вводится изображение фонтана, из которого пьют белые птицы, изогнутыми длинными шеями и тонкими ногами напоминающие цапель. Вероятно происхождение этого мотива связано с сюжетом «Благовестия Анне», молившейся о рождении ребенка в саду у источника, окруженного птицами, как об этом говориться в апокрифах. Изображение многоярусного фонтана встречалось в византийской живописи второй половины XI в., оно присутствует в мозаике греческой церкви Успения Богоматери в Дафни. Основой для введения этого символа в иконографию Рождества служат слова ветхозаветного пророка Исайи, читаемые на богослужении в день отдания праздника Рождества: «Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цвете, яко крин… И на жаждущей земле источник водный будет. Тамо будет веселие птицам… И собрании Господом обратятся и придут в Сион с радостию» (Ис. 35:1-10). Не случайно фонтан как символ плодородия изображается рядом с Анной, ведь она была той самой жаждущей пустыней, и дала плод, цветок – Богоматерь. Роскошный фонтан, но без птиц вокруг, присутствует на иконе из собора Антониева монастыря (1560-е гг., НГОМЗ). Здесь он нарочито выделен затейливым орнаментальным «ковром», на фоне которого хорошо видна прямоугольная чаша, куда стекают многочисленные живые струи воды.
Рождество Богоматери. Икона из ц. Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве. Музей-заповедник «Коломенское». Нач. XVII века.
Икона «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. 1560-е гг. НГОМЗ.
При сравнении иконы Рождества Божьей Матери с другими иконами двунадесятых праздников, обращает на себя внимание прежде всего земной, человеческий строй этого изображения. Праздничная икона как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны и делает причастниками радостного события, — исполнения многолетнего ожидания появления Младенца. Инок Григорий (Круг) описывает икону следующим образом: «В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик Её выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие святой Анне еду и питье. Изображение служанок очень жизненное, является подробностью домашнего уклада Иоакима и Анны. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения Новорожденной. И все эти домашние подробности не бессмысленны, но становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет в священном событии ничего незначительного, и самое скромное участие делает присутствующих причастных общему светлому празднику. В Рождестве Божьей Матери освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Её становится приготовлением встречи Великого Царя».Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).Композиция Рождества Богородицы в монументальной живописи.В византийском, а впоследствии древнерусском искусстве, сложились особые принципы размещения различных сюжетов в составе росписи храмов. Традиционным местом расположения сцен их жизни Иоакима, Анны и юной Марии во фресковых ансамблях стал жертвенник. В этом обособленном пространстве в северной части алтаря совершается приготовление Евхаристии, которое является основополагающим Таинством Церкви: хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову, а затем верующий народ становится причастником этого великого Таинства. Поскольку рождение Богоматери – это предвосхищение Рождества Христова, Его воплощения, и поскольку история Иоакима и Анны предшествует всем Евангельским событиям, то и её сюжеты размещаются в той части храма, где происходит вступительная часть главного христианского богослужения, Литургии. Эта часть богослужения называется «проскомидией» (от греческого – «принесение»), во время неё из особого круглого хлеба, просфоры, вынимается центральная часть, символически представляющая Агнца, приносимого в жертву. В богословских толкованиях Матерь Божия сравнивается с этой просфорой, поскольку Ею был рожден Агнец – Христос, принесший себя в жертву за грехи всего мира. Именно эти сложные сопоставления давали основу для изображения богородичного цикла в жертвеннике храмов.Говоря об изображениях Рождества Пресвятой Богородицы, нельзя не упомянуть и о таком дивном памятнике древнерусской монументальной живописи, как роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная Дионисием в 1502 г. Монументальная фреска над порталом главного входа трогательно изображает обстоятельства Рождества Богоматери: святую Анну на ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках. Бесчадствовавшие Иоаким и Анна изображены справа от портала ласкающими Младеницу.
Дионисий и сыновья. Фрагмент роспись западного фасада и портала собора Рождества Богоматери. 1502 г.
Иконографические особенности этой фрески не только раскрывают символическое содержание праздничного сюжета, но также указывают на его связь с остальными росписями храма. Изображение Анны на ложе, традиционно располагавшееся в центре композиции, здесь представлено слева. В центре же композиции, в непосредственной близости к порталу, изображена купель, возле которой сидит служанка с младенцем Марией на коленях. Над купелью возвышается изящная фигура девушки с кувшином, вошедшей в дом Анны через высокий полукруглый портик. Она не движется к ложу, она стоит, и, кажется, сейчас наклонится и зачерпнет сосудом воды из купели. Так тема принесения даров роженицы сменяется в трактовке Дионисия темой прихода дев к Марии как к источнику жизни, дарующему верующим Царствие Небесное. Об этом поется в стихире праздника Рождества Богордицы: «Придите, все любители девства и ревнители чистоты, придите, примите хвалу девства, текущий их твердого камня источник Жизни…».Правую часть росписи фасада собора Ферапонтова монастыря занимают сцены младенца Марии в колыбели и ласкания Марии родителями. Колыбель, в которой изображена маленькая Мария, напоминаете по форме каменные ясли в сценах «Рождества Христова». Купель и ясли, расположенные по обе стороны от килевидного завершения портала, становятся, таким образом, символами спасения – очищения и обновления человеческого естества и возвращения обновленного человека к Богу.В правой части композиции, в сцене ласкания Марии, Иоаким и Анна сидят на трехступенчатом возвышении и держат очень маленького хрупкого младенца в белой рубашке с короткими рукавами. Анна, в порыве материнской любви, прижимает девочку, а та необычайно трогательно касается маленькой ручкой большой раскрытой ладони Иоакима. Так выражается родительская нежность к долгожданному вымоленному ребенку, и так выражается любовь к Богу – вскоре отец и мать расстанутся с дочерью, чтобы посвятить Её Господу и отдать в храм.Список источников:1. Алексеев С. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. – СПб.: «Библиополис», 2012.2. Алешкина Л.В. «Гимнография двунадесятых праздников в богословском и иконографическом осмыслении. Учебное пособие, — М.: Издательство ООО «Киновек», 2013 год. – 240 с.3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: Мифрил, 1995. – 256 с. (Малая история культуры).4. Липатова С.Н. Рождество Богородицы. – СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2013 – 76 с.5. Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. – М.: Северный паломник, 2002. – 132 с.: ил.6. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. Государственный Русский Музей, С.-Петербург, 1994 г.7. http://www.pravmir.ru/rozhdestvo-bogorodicy-ikony-prazdnika/8. http://www.icon-art.info
Анна Голубева
icon.spbda.ru
Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»
Богородица особенно почитается всем христианским миром. Именно ее иконы обладают чудодейственной силой исцеления, к ней обращаются при любых жизненных трудностях, в ней ищут защиту и успокоение.
Большинство икон, так или иначе связанных с Богородицей, являются чудотворными. Их особо почитают в православии, уповая на силу матери Иисуса, которая радела за каждого человека. Таковой является и икона, изображающая таинство рождения будущей Богоматери от благочестивой и праведной Анны. Пророчества, указывающие на это величайшее событие, описаны в Ветхом Завете — они возвестили появление на свет женщины, которая дарует миру Спасителя.
История иконы
Предваряя написание иконы, православный мир получил множество Знаков, указывающих на появление Богоматери. По преданиям, новость о появлении необычного младенца услышали благочестивые родители, Иоаким и Анна. Женщина, молясь Высшим Силам о появлении в их семье младенца, услышала глас, который сообщал ей о скорой беременности. Ту же новость услышал и ее муж, отправившийся в пустыню для благочестивых молитв и воздержания в строгом посте. Сбывшееся пророчество запечатлено на иконе рукой мастера.
Где находится чудотворный образ
Чудотворный образ Рождества Богоматери можно найти практически во всех храмах, церквях и соборах по всей России и за ее пределами. Зачастую иконы пишутся после установления церковью даты празднования того или иного события, но написание чуда рождения девы Марии пришлось отложить из-за борьбы церкви с неверующими и еретиками. Именно поэтому первообраз иконы пришел в виде фрески одного из храмов. Источником создания полноценной иконы послужило Святое Предание, в котором было подробно описано это чудесное событие.
Описание иконы
Изначальное изображение рождения Богоматери написано скупо. Со временем икона обретала новые краски и штрихи, дополняясь новыми персонами, изображенными на холсте. Наиболее распространена икона, где Анна сидит на ложе, принимая дары в виде кушаний и сосудов от трех дев. Справа внизу располагается колыбель ее дочери Марии, будущей Богоматери, которую укачивают в колыбели. Позднее на иконе появился Иоаким, которому было отведено место с краю, так как мужчины не могли входить на женскую половину дома в определенные моменты. Так или иначе, каждая икона, написанная искусными мастерами, в полной мере передает нам торжество происходящего, наполняя сердце каждого православного христианина радостью и духовным трепетом.
В чем помогает чудотворный образ
Молитвы перед образом Рождества Богородицы будут обязательно услышаны, о чем бы вы ни просили в своем обращении. Заступничество Богородицы простирается на всех людей. Она защищает и оберегает от невзгод, бед и несчастий. Обращаются к ней для укрепления веры, защиты от сомнений и колебаний, выбора верного решения. Перед иконой молятся семьи, в которых нет детей, а также матери с просьбой защитить их младенцев. Не единожды являла икона Богородицы чудеса исцеления, особенно бездетных женщин, которые после искренних молитв производили на свет здоровое потомство. Любой, кто желает приобщиться к православной вере, замолить грехи и получить совет у Высших Сил, может прибегнуть к иконе Рождества Богородицы.
Дни празднования
Церковью установлена дата празднования иконы, которая приурочена к появлению на свет Девы Марии. По новому стилю это 21 сентября, а по старому — восьмое. Этот праздник является двунадесятым, он установлен приблизительно в четвертом веке.
Молитва перед иконой
«Пресвятая Богородица, услышь наши молитвы смиренные! Не оставь нас, рабов грешных, без Твоей милости и покровительства. Даруй нам, царица Небесная, благость Твою да не покинь в час сомнений и страданий. Защити души наши от зла и порока да укажи путь верный, к Господу ведущий. Яви нам силу свою праведную да исцели нас от недугов телесных, даруй нам потомство здоровое да убереги чад наших от поступков неблагочестивых. Аминь».
Существует множество икон с изображением Богородицы, каждой из которых вы можете поклониться и вознести молитвы. В день празднования церковь призывает каждого открыть душу и сердце навстречу Господу и смиренно провести день за очищением и духовным ростом. Желаем вам мира и взаимопонимания в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и
dailyhoro.ru
какого числа, картинки и поздравления в стихах и прозе, приметы и обряды — Что нельзя делать в день Рождества Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы - великий праздник, установленный церковью еще в IV веке. Он считается первым двунадесятым в годовом цикле, так как раньше начало нового года приходилось не на январь, а на сентябрь. Вторая Пречистая - истинно женское торжество, об этом гласят великие события из библейской истории. В этот день принято почитать женщину, как продолжательницу рода, соблюдать обряды и традиции, наблюдать за приметами и дарить друг другу красивые поздравления в картинках, стихах, прозе.
Какого числа Рождество Богородицы 2017, читайте в следующих разделах.
История праздника Рождество Пресвятой Богородицы - какого числа отмечают в 2017 году
В Святом Писании ничего не сказано о Второй Пречистой. Все подробности описаны в апокрифических текстах "Протоевангелие Иакова". Там же, в документах II века, отслеживается глубокая история праздника Рождество Пресвятой Богородицы.
Согласно Преданию, местом рождения Девы был Иерусалим. Но Русская Православная Церковь придерживается версии о проживании родителей Марии в Назарете. Будто именно там, на откосе у Эздрелонской долины, зажиточный Иоаким и Анна из священнического рода получили святое известие от Ангела Господня о предстоящем рождении долгожданной дочери. Счастливой чете было велено встретится в Иерусалим у Золотых ворот, отдать заготовленные дары и позже возвратится домой в Назарет. По истечению положенного срока чревоношения у Анны родилась дочь Мария - известная нам Богоматерь.
С момента чудесного рождения Девы Марии прошли тысячи лет. Это удивительное событие изменило судьбу всего человечества. А сегодня даже не каждый взрослый человек вспомнит, какого числа отмечают Рождество Пресвятой Богородицы в 2017 году. А надо бы! Ведь Вторая Пречистая - один из 12 главнейших праздников христианства, с великим подтекстом и десятками примет, обрядов и традиций.
На какое число приходится Рождество Богородицы в 2017 году у католиков и православных
Несмотря на то, что суть праздника Второй (Малой) Пречистой абсолютно одинакова и для католиков, и для православных, дата торжества для разных веток христианства отличается. Причина разницы - церковные календари: католики используют григоринский, а православная церковь - юлианский. Соответственно, разница между днями празднования Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии составляет 13 суток. А точные даты легко запомнить один раз и на всю жизнь. Ведь этот важный двунадесятый праздник не переходящий, и ежегодно выпадает на один и тот же день. Католики вспоминают историю Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 2017 года, а православные верующие - 21 сентября 2017 года.
Светлое Рождество Пресвятой Богородицы: приметы на замужество для девушек
Праздник Рождество Богородицы посвящен явлению на свет самой удивительно женщины в мире, ведь ее рождение - настоящее чудо. Ровно как и рождение ее сына Иисуса - спасителя всего человечества. У святого дня Второй Пречистой глубокая история и важный смысл: торжество света над тьмой, веры над недугами, вечной надежды бездетных. С праздником Рождества Пресвятой Богородицы связано множество обычаев и примет на замужество для девушек. Самые важные и достоверные передаются из поколения в поколение.
Приметы на замужество в Рождество Пресвятой Богородицы
Издревле люди верили в существование самых сильных дней для проведения разного рода обрядов и ритуалов. К числу таковых относили Пасху, Крещение, Ивана Купала и Рождество Пресвятой Богородицы: эти праздники наделены особой аурой, а значит все приметы, гадания и предсказания обязательно сбудутся. Особенно глубоко на их правдивость уповали девицы, отчаявшиеся выйти замуж. В день Второй Пречистой они внимательно наблюдали за окружением, задобряли Всевышнего и покровительницу Марию.
- В Рождество Пресвятой Богородицы девушки связывали несколько прутиков орешника красной нитью и сжигали на круглой тарелке, приговаривая: " Как быстро огонь идет по кругу, так быстро и я пойду под венец". Пепел сметали в чистую марлю, а затем - развевали по ветру. Считалось, что такой ритуал поможет найти пару до следующей Второй Пречистой;
- В праздничное утро до восхода солнца каждая девушка спешила умыться в реке. Такой обычай сулил молодым девицам вечную красоту и скорое замужество;
- А те, у кого уже имелся на примете суженный, в Рождество Пресвятой Богородицы устраивали смотрины: приглашали в дом будущего жениха со всей его семьей, угощали, заводили дружбу и теплые взаимоотношения;
Приметы и обряды на праздник Рождество Пресвятой Богородицы
А между тем, не только незамужние женщины верили в приметы и обряды на праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Каждая любящая жена, заботливая мать и надежная хранительница домашнего очага следила за соблюдением важных ритуалов на Вторую Пречистую. Чтобы в дом приходили добрые люди, болезни обходили стороной, супруг оставался верным, закрома - наполненными, хозяйство - обильным и щедрым, а важные традиции не покидали семью из поколения в поколение.
Самые популярные обряды на праздник Рождество Пресвятой Богородицы:
- Вспомнить в семейном кругу притчу о чудесном рождении Богоматери, поблагодарить родных за теплоту, заботу и бескорыстную любовь;
- Прочесть молитву Богородице, избавится от духовного бесплодия, обратиться к Деве Марии с просьбой и благодарностью;
- Посетить храм, послушать службу Пресвятой Владычице и родителям ее - Иоакиму и Анне;
- Незамужним женщинам - выйти на берег реки, умыться, встретить Матушку Осенину;
- Ко дню Рождества Пресвятой Богородицы испечь овсяные хлеб для разламывания и символического кормления домашнего скота;
- Замужним женщинам - разослать детей к родичам с приглашениями в гости на обед;
- Обновить огонь в избе или зажечь символическую свечу в доме;
- Сжечь старую одежду и обувь, дабы отвести от семьи порчу и сглаз;
- Облить детей водой у самого порога дома;
- Следить за погодой и следовать приметам;
Последний обряд особенно важен для земледельцев и скотоводов, так как приметы о погоду на праздник Пресвятой Богородицы наиболее точны и правдивы.
Народные приметы на Рождество Богородицы
Среди самых популярных примет, связанных с Второй Пречистой, наиболее достоверными считаются следующие:
- Какой будет погода на Вторую Пречистую, такой будет вся осень;
- Если в праздничное утро под ногами роса, через ляжет иней;
- В день Рождества Богородицы заготавливают калину на зиму - к богатству и достатку в доме;
- Если на Вторую Пречистую птицы жмутся к земле, зима будет лютой;
- В праздничное утро быстро высохла роса - снега зимой будет мало;
- Если зажечь в доме "дежурную лучину", счастье и здоровье будет сопровождать семью весь год;
- Испачкал руки в черное - жди удачи в работе;
Что нельзя делать на Рождество Пресвятой Богородицы по религиозным соображениям
Часто люди спешат узнать об обязательных праздничных обрядах, магических ритуалах на замужество и богатство, веселых обычаях и т.д. Но при этом напрочь забывают о том, что нельзя делать на Рождество Пресвятой Богородицы по религиозным соображениям. Ведь мало прочесть молитву и зажечь свечу Владычице, приговаривая свои желания. Только при соблюдении душевной чистоты просьбы и обращения к Деве Марии будут услышаны и верно истолкованы. Чего же все-таки нельзя делать в светлый праздник Рождества Богородицы, узнайте дальше!
Рождество пресвятой Богородицы 2017: что нельзя делать
Один из самых важных запретов на праздник Второй Пречистой - употребление не постной пищи и любого мяса. В этот день лучше отказаться от алкоголя, любых физических нагрузок (включая домашнюю работу), ссор с родными и грубых обсуждений чужих негативных поступков. Запрещено в Рождество Богородицы врать, ругаться нецензурной бранью, отказывать в помощи малоимущим или людям, оказавшимся в беде или в голоде.
Священное Рождество Пресвятой Богородицы 2017: поздравления в прозе
Издавна праздник Священное Рождество Богородицы связывали с окончанием сбора урожая и наступлением осени, с чем и поздравляли друг друга приятными словами в прозе и пожеланиями в стихах. Торжество в честь Второй Пречистой занимало не меньше недели (с 20 по 26 сентября) и включало десятки всевозможных ритуалов, проводимых во имя Богоматери и в благодарность Матушке Осенине. Как и сотню лет назад, в наше время также важно для каждого родного человека подобрать на Рождество Пресвятой Богородицы поздравления в прозе от всей души.
Красивые поздравления в прозе на Рождество Пресвятой Богородицы
Поздравляю с Великим праздником, с Рождеством Пресвятой Богородицы! Желаю всегда помнить о вере, о Боге, о нравственных ценностях, которые определяют человеческую сущность и поддерживают человека. Пусть жизнь будет благополучной, а бытие пребывает в мире. И да поможет нам всем Господь, и преобразятся души наши!
Поздравляю с Рождеством Пресвятой Богородицы. Пусть чистыми и непорочными будут мысли твоей души, пусть добрыми и благородными будут твои поступки, пусть светлым и счастливым будет твой путь, пусть большой и самой искренней будет любовь твоего сердца.
Сегодня светлый праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. Искренне поздравляю и желаю лёгкости и праздника на душе, семейного счастья, любви и доверия, правильных жизненных решений, честности, добродушия и милосердия.
Рождество Пресвятой Богородицы 2017: поздравления в стихах для открыток или смс
Поскольку в Рождество Пресвятой Богородицы 2017 наибольшего внимания заслуживают продолжательницы рода человеческого, лучше заранее подобрать всем близким женщинам красивые поздравления в стихах для открытки или смс-сообщения. Ведь Вторая Пречистая - своеобразный символ "матери", "женской веры", "девичьей чистоты". На Рождество Пресвятой Богородицы 2017 поздравления в стихах для открыток или смс обязательно должны быть искренними, серьезными, светлыми и добрыми. Без юмора, шуток и разного рода приколов.
Примеры поздравлений в стихах на Рождество Пресвятой Богородицы 2017
В Рождество Пресвятой Богородицы Все печали и скорби уйдут. Пусть душа твоя счастьем наполнится, А молитвы до неба дойдут.
Пусть Заступница наша небесная, В начинаньях поможет тебе. Станет жизнь схожа с сказкой прелестною, Словно рай наступил на земле.
Я тебя поздравляю сегодня С Рождеством Пресвятой Богородицы, И желаю - пусть в жизни отныне Счастье с радостью вечно находятся.
Пусть в душе твоей нежной, ранимой Вера в чудо живет до конца, Если веришь, с божественной помощью Происходят всегда чудеса!
Благословенны небеса И дарят людям чудеса! Ведь поземле весть разнеслась – Мария Дева родилась!
Сердца желаю вам открыть, В них счастье поскорей впустить, И чудеса пусть в жизнь придут, И вам удачу принесут!
Яркие поздравления-картинки на Рождество Пресвятой Богородицы 2017
А всем, кого в праздник Второй Пречистой нет с вами рядом, отправьте яркие поздравления-картинки на Рождество Пресвятой Богородицы 2017. Пусть на иллюстрациях будет изображен Святой Лик, церковные очертания, библейская сцена с семейной четой, символические хлебцы с инициалами "ПБ" или добрые праздничные пожелания. Главное, чтобы поздравительные картинки с Рождеством Пресвятой Богородицы дарили только положительные эмоции получателю.
Лучшие картинки-поздравления с рождеством пресвятой Богородицы 2017
Рождество Пресвятой Богородицы - удивительное торжество, посвященное чудесным библейским событиям. Не забудьте поздравить всех родных людей красивыми картинками, стихами или простыми словами в прозе. Узнайте заранее, какого числа Вторая Пречистая, вникните глубже в историю праздника, обратите внимание на обряды и приметы - и наверняка праздник Рождество Богородицы 2017 принесет вам счастье, богатство и исполнение заветных желаний.
strana-sovetov.com
Рождество Богородицы. Икона и иконографическая традиция праздника
Из числа так называемых двунадесятых (то есть двенадцати важнейших) православных праздников один посвящен воспоминанию дня рождения Марии, матери Иисуса Христа. Также это очень важный праздник в Католической церкви. Приходится это событие на 8 сентября (21 сентября для церквей, придерживающихся старого стиля).
События праздника
Чтобы точнее понять иконографическое содержание праздника, следует кратко осветить его события и богословское содержание. Согласно доктрине ортодоксальной церкви, Мария, будущая Богородица, родилась от праведных иудеев Иоакима и Анны. Эта семейная пара была в поношении среди общества, так как не имела детей, а это в те времена считалось наказанием Божьим за грехи. Впоследствии, после усиленных молитв и скорбей, ангел от Бога благовестил праведникам, что их молитва была услышана, и они родят дитя, слава которого распространится по всему миру. Через девять месяцев, согласно легенде, у них родилась Мария, которую они по обету отдали на воспитание в Иерусалимский храм. Никаких сведений на этот счет в Библии нет, а вся информация относится к относительно позднему преданию, частично отраженному в апокрифической книге – так называемом Протоевангелии Иакова.
Древнейшие изображения
На сегодняшний день самые ранние изображения на тему этого праздника относятся к началу второго тысячелетия. В качестве примера можно привести росписи храма в Атени (Грузия) на мотивы сюжета «Рождество Богородицы». Икона, а точнее фреска этого сюжета, в данной церкви относится к XI веку, но не исключено, что она является реконструкцией еще более раннего изображения. К этому же периоду относятся росписи в Софийском соборе Киева.
В целом ранние изображения праздника «Рождество Богородицы» (икона это или фреска на стене церкви – не имеет значения) достаточно просты и незамысловаты. В них отсутствует нагромождение второстепенных деталей и символов, свойственных более развитой традиции. Центральное место в композиции занимает фигура Анны, лежащей на ложе. Перед ней располагается повитуха, а по краям стоят женщины с традиционными дарами в честь рождения ребенка.
Поздняя традиция
Как уже было сказано, со временем сюжет «Рождество Богородицы», икона или фреска которого с 13-14 веков имелась в каждом православном храме, стал усложняться и детализироваться, накапливая различные вспомогательные элементы. К такого рода вещам относятся, например, птицы, предметы интерьера и быта дома Анны и Иоакима, водоемы и пр.
Для примера можно вспомнить фреску из базилики святой Марии в Риме 13 века. Другой яркий образ на тему «Рождество Богородицы» - икона (16 век) или, точнее сказать, фреска в монастыре святого Ферапонта в России, где в честь этого праздника освящен один из храмов. Автор этой росписи – выдающийся и знаменитый иконописец Дионисий. Довольно своеобразные художественные решения проявились в болгарской иконографии. Пример сюжета «Рождество Богородицы» - икона (17-18 век) из Софии.
Другое новшество поздней традиции заключалось в том, чтобы снабжать центральное праздничное изображение по периметру так называемым житием. В данном случае речь идет о художественной репрезентации повествования Протоевангелия Иакова, касающегося рождения Марии. Начиналось оно с изображения скорбящих Иоакима и Анны, затем запечатлено посещение Иоакимом храма с целью принести жертву и отказ ему в этом первосвященника. Далее следует пост в пустыне, явление ангела и встреча праведных супругов у Золотых ворот в Иерусалиме. Особым образом обозначается зачатие, лишенное какого бы то ни было эротизма. Самому сюжету «Рождество Богородицы» икона отводит центральное место. А житийное повествование завершало изображение другого богородичного праздника – Введения во храм.
Заключение
В 17-19 веке и позднее иконографическая традиция в России пришла в упадок под влиянием западного академизма и общего оскудения духовной культуры. Вместо икон стали создаваться живописные картины на религиозную тему. Хотя были и исключения. Пример на тему «Рождество Богородицы» - икона Авеля Ясновидца. Точнее, саму икону написал его келейник Лазарь в конце 18 века по заказу императрицы под руководством Авеля. Интересен образ тем, что на полях его расположены, как считают некоторые, пророчества о гибели императора Павла Петровича, о пришествии нового царя в XXI веке и о конце света. За эту икону Авель вместе с келейником подверглись ссылке.
fb.ru
Иконография Праздника Рождества Пресвятой Богородицы
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).
Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку.
Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).
В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.
В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив — поддерживающая праведную Анну служанка — присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери. Затем эта помощница исчезает, но позже появляется вновь. Иногда она присутствует в произведениях средневизантийского периода и даже на русских иконах позднего Средневековья.
Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония
Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников — миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.
Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник
Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция
В XVIII веке, когда многие русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, а строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.
Конец XVII — нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.
Интересная смена акцентов происходит со временем в теме принесения даров. Изначально они, очевидно, понимаются как традиционное подношение роженице по случаю радостного события. В ранних произведениях девы держат все подарки в руках. С XIII века в композиции появляется пустой стол, который исполняет, как и архитектурные детали, роль декорации, указывающей на то, что действие происходит внутри дома, в интерьере.
Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва
В более поздних произведениях стол передвигается к ложу Анны и часть даров может размещаться на нем. Затем на этом столе принесенные угощения сервируются как полноценная трапеза, за которой праведной Анне прислуживают девы. На столе можно видеть тарелки, кубки, столовые приборы, например, ножи. И, в конце концов, за стол художник «усаживает» Иоакима и сцена приобретает определенный бытовой, повседневный характер. Может быть, изображение этой трапезы очень отдаленно соотносилось с повествованием Предания о пире, устроенным праведным Иоакимом для священников, книжников, старейшин и всего народа Израильского, когда Деве Марии исполнился год. Но очевидным результатом преобразования иконографии стало то, что церемониальная, торжественная сцена принесения даров стала хоть и трогательным, но банальным моментом из семейного быта.
Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва
Эти метаморфозы хорошо иллюстрируют тот процесс в церковном искусстве, который принято называть «обмирщением». В искусстве позднего Средневековья неуклонно растет интерес к западноевропейским произведениям, которые творчески перерабатываются с учетом православных традиций. Мастера стремятся добиваться «живоподобия» — убедительного сходства с натурой. Наблюдается чрезвычайное внимание к деталям, часто второ- и третьестепенным. И, в соответствии с идеями гуманизма, возникает желание передавать подробно самые различные стороны человеческого бытия, чтобы как можно лучше выразить полноту жизни, ее многообразие и красоту. Этот процесс трансформации часто характеризуют как некий спад, упадок, кризис в области духовного осмысления целей христианского искусства. Однако, следует учитывать, что художники и их духовные наставники искренне полагали, что такой подход позволяет передать красоту, угодную Богу, что через такое богатство и изысканность деталей тварного мира искусство определенным образом прославляет Творца.
Икона из иконостаса, подаренного Екатериной II греческой колонии в Ливорно. 2-ая половина XVIII в. Музей Ливорно
Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.
Новгородская икона. Конец XIV — нач.XV в. ГТГ, Москва
Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери и очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек. Тема семейной любви и воспитания отчетливо звучит в сцене «Ласкание Марии», которая из фресковой храмовой живописи проникает в иконописные произведения. Дитя Мария изображается на руках у своих родителей. Протоевангелие Иакова сообщает: праведная Анна, убедившись, что Дочь может ходить, более не опускала Ее на землю, сказав «Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господень» (гл.6, ст. 1-2).
Икона из праздничного чина. Последняя треть XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В иконографии праздника встречается изображение источника, из которого пьют птицы: взрослые и птенцы. Возможно, включая этот, на первый взгляд, пасторальный мотив, художник стремился сделать акцент на теме воспитания, так как птицы известны тщательной заботой о потомстве.
Икона из псковской церкви «Новое Вознесение». 1-ая половина XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В храмовой декорации композиция «Рождество Богородицы», как правило, входила в Протоевангельский цикл сюжетов. Этот цикл напоминал молящемуся о событиях, предшествующих рождению Девы Марии, о Ее детстве и юности. Предыстория Рождества Богородицы включала сюжеты: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм, первосвященник отказывается принять жертву у бездетного, плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду, моление Иоакима; моление Анны, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот. Включение некоторых из вышеперечисленных сюжетов в композиционную схему иконы праздника объясняется стремлением художников позднего Средневековья и Нового времени к все большей повествовательности, к подробному иллюстрированию. Особенно часто можно видеть на поздних иконах изображения благовестия ангела Иоакиму и Анне, а также их встречи у Золотых ворот. Сцена встречи часто становится композиционным центром изображенного на втором плане, а Золотые ворота превращаются в весьма затейливое архитектурное сооружение.
Последняя треть XIX в. Палех (?). Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва
Фреска придела св.Иоакима и Анны в Киевском соборе Св. Софии. XI в. Киев
Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия
Фреска церкви св.Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г. Сербия
Икона из Покровского монастыря в Суздале. Конец XIV в. Государственный Русский музей, Спб.
Икона. Середина XV в. Новгород (?)
Конец XVIII в. Происходит из г. Мологи Ярославской области. Частное собрание
Болгарская икона. Конец XVIII в. Крипта. Филиал староболгарского искуства при Национальном художественном музее, София, Болгария
Болгарская икона. 1795 г. Происходит из Митрополичьей церкви Успения Богородицы. Самоков, Болгария
Малыганов Иван Анисимович. 1799 г. Невьянск. Частное собрание, Екатеринбург
Литая иконка с эмалью. Конец XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им. А.Рублева
Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия
Доменико Гирландайо. Рождество Девы Марии.Фреска в церкви Санта Мария Новелла.1485—1490 гг.. Флоренция, Италия
Неизвестный художник (И.Я.Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений). 1755-1756 г. Поступила в 1933 г. из Троицко-Петровского собора. Государственный Русский музей, Спб.
А.К. Виги. Происходит из домовой церкви Михайловского дворца. Государственный Русский музей, Спб.
Источник: pravmir.ru
ostrov-preobr.cerkov.ru
Икона Рождество Богородицы
Реставрация: Сильное кракелирование по всей поверхности, лессировки и золото частично смыты белилами. Басменный серебряный оклад 16 века.
Размер: 32 х 24 см
Автор: Нет данных
Материал: Дерево, левкас, темпера
Персоналии: Богородица, праведная Анна, праведный Иоаким
Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина
Век: 15
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконография, категория: Праздники
Тип изображения: Сюжетная композиция
icons.pstgu.ru
Рождество Пресвятой Богородицы 2017: картинки, открытки
Величайший праздник сегодня у православных — Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день родилась мать Иисуса Христа, Спасителя нашего. Это произошло ровно через 9 месяцев после явления к верующими Анне и Иоакиму ангела от Господа, а также зачатия ими ребенка. В православной церкви этот праздник отмечается по новому календарю — 21 сентября, а католики предпочитают старое летоисчисление, и празднуют этот день 8 сентября.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы входит в число двунадесятых. Дата его празднования связана с датой рождения матери Иисуса. О земной жизни Девы Марии известно мало. Зачата она была верующими Анной и Иоакимом. Они так сильно хотели ребенка, что отец даже хотела отдать себя в жертву, но ему не разрешили, пока он не произведет потомства для Израиля. Он пошел молиться в пустыню, и тогда ему сказал ангел, что тот обязательно станет папой, притом не просто ребенка, а такого, о котором будет говорить весь мир. Считается, что всё это не было случайностью. Таким образом Бог начал спасения человечества.
В тот день, 9 декабря, была зачата Дева Мария. На свет она появилась спустя 9 месяцев, 8 сентября (21 сентября по новому стилю). С тех пор в этот день люди празднуют и вспоминают о ней, благодарят за плодородие, урожай, семейное благополучие, просят забеременеть, и чтобы в доме был мир и покой.
Рождество Пресвятой Богородицы 2017: картинки, открытки - поздравления
Редакция «Юг-Новой общественной газеты» поздравляет всех верующих православных с этим замечательным праздником. Мы хотели бы сказать напоследок, чтобы женщины обязательно в этот день ставили свечку в церкви, обмотанную сухими цветами, за Пресвятую Богородицу. Помолитесь от души, и попросите у Девы Марии о том, что для Вас важно — благополучии в семье, или материнстве. Она обязательно Вам поможет…
novayagazeta-ug.ru