Русский художник Юлий Клевер: биография и творчество. Картины клевер
Художник Клевер Юлий Юльевич..
Юлий Юльевич Клевер (31 января 1850,Дерп - 24 декабря 1924,Ленинград) - российский художник.Получил признание как пейзажист салонно-академического толка.Академик Императорской Академии Художеств.Классный художник первой степени.Профессор.
Юлий Клевер происходил из немецкого балтийского рода фон Клевер.В 1867-1870 годах учился в Императорской Академии Художеств у С.М.Воробьева и М.К.Клодта.В период с 1875 по 1900 год Клевером были созданы серии лирическо-романтических пейзажей Российской империи,преимущественно его родной Эстляндии.После революции 1917 года Ю.Ю.Клевер получал материальную поддержку от Общества художников им. А.И.Куинджи.До конца жизни преподавал в Академии Художеств и в Центральном училище технического рисования,где заведовал кафедрой монументальной живописи.Работы хранятся в Государственном Русском Музее,Государственной Третьяковской Галерее,Серпуховском историко-художественном музее.
Зимний речной пейзаж.1897 год
Зимний пейзаж в лучах вечернего солнца.
Закат солнца зимой.1891 год
Закат в деревне
Зимний вечер в деревне
Зимний закат.1887 год
Зимний пейзаж с рекой и домами
В парке Гатчинского дворца
Последние солнечные лучи.1894 год
Оттепель.1890 год
Зимний пейзаж с соснами.1896 год
Зимний пейзаж с избушкой
Зимний закат в еловом лесу.1889 год
Возвращение.1903 год
Закат солнца зимой.1897 год
Зимний пейзаж с избушкой
Зима.1876 год
К вечеру.
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
В дороге.1903 год
Деревня на острове Нарген
Осенний пейзаж.Вечер.
Вечерняя тишина.1894 год
Красная шапочка
Будет дождь
Старый парк
Осень в лесу
Дама,идущая по дороге к усадьбе
Осенний пейзаж.1905 год
Летний мост.1915 год
Заброшенная мельница
Амбросовичи
Перед грозой
Возвращение рыбаков.1890 год
Сети на Финском заливе.1903 год
Поповка.Лес.Рожь.
Дорога.Березы.1910 год
Старые деревья в лесу.1870 год
Осенний пейзаж с охотником.1900 год
Осень.Лесная речка.1894 год
Березовая роща.1883 год
Белорусский пейзаж.Усадьба Дречелуки.1901 год
Художник Клевер Юлий Юльевич(1850-1924)
Русский художник Юлий Клевер: биография и творчество
Россия во все времена славилась талантами в творческой деятельности человека, при том, признание происходило не только на родине, но и за рубежом. Особенно русские живописцы, чьи работы используются как наглядные примеры. Богатство русской природы с живописными пейзажами предоставляет возможность запечатлеть красивые закаты, восходы, лес, горы, реки, озёра и всё, чем щедры русские пейзажи.
Много известных талантливых художников-пейзажистов родились и творили на земле русской, всех не перечесть. Каждый внёс что-то своё и своим творчеством обогатил мировую коллекцию живописи. Среди них Юлий Юльевич Клевер, чьё произведение «Девственный лес» хранится в Третьяковской галерее.
Детство Юлия
Юлиус Сергиус фон Клевер, так звучало имя при рождении 19 января 1850 г. известного живописца Юлия Юльевича Клевера, из обрусевших немцев по происхождению, родившегося в г. Дерпт, нынешний Тарту, в семье преподавателя Химии в институте ветеринарии.
Мальчик с детства был оживлённым, компанейским и озорным ребёнком, предпочитал резвые игры, выделяясь этим среди многочисленных членов его огромной и дружной семьи, хотя дома было всегда шумно и многолюдно. Часто с большим желанием и весельем у них в семье проводили праздники и совместные застолья, любили шутить.
Первый наставник Юлия
Лишь увлечение рисованием успокаивало его: он мог часами сидеть за этим занятием. Родители прекрасно поняли, что у них растёт сын с художественным даром, особенно после нарисованных и вырезанных рыцарей, украшающих дом на рождество, которые, словно на смотрины, ходили разглядывать все члены семьи и соседи.
В семье решили страсть мальчика к рисованию направить в нужное русло, отдав учиться живописцу Карлу Кюгельхену. Учителя с учеником объединяла одна страсть к прогулкам по спокойному Дерпту, во время которых Кюгельхен, будучи прекрасным знатоком истории города и достопримечательностей, с воодушевлением излагал это мальчику. Он же в свою очередь, пленённый рассказами учителя, тянулся к нему, шагая с ним по всем местам, рассматривая стоящие для рисования местности, обсуждая завораживающие пейзажи и красоту вокруг.
Наставник поведал Юлию Клеверу о том, что у всего живого на Земле есть душа, и задача живописца переложить эту мысль на полотно. На основе этих наставлений он потом создавал свои шедевры, пред которыми на выставках посетители останавливались в восторге и раздумьях.
Наука в Академии
По желанию отца, следом за обучением в гимназии, Юлий Клевер поступил в Академию художеств в класс архитектуры. Он, сначала согласившись учиться в врхитекторском отделении, уступив родителю, потом считал это скучным занятием. Терпения хватило почти на год, за который он неоднократно сожалел об уступчивости родным. Будучи страстным и порывистым человеком, он не мог долго терпеть архитектуру: она его стала раздражать. Приняв, наконец, решение, в 1870 г. он перевёлся на класс пейзажной живописи под началом С.М. Воробьева, а потом М.К. Клодта.
Воробьев оказался бесстрастным человеком и читал предмет без увлечённости, Клодт был против ознакомления молодого человека с творчеством зарубежных пейзажистов, ограничивая развитие. Они не увидели ценности в стремлениях Клевера, этим разочаровав его в необходимости дальнейшего обучения в академии на наскучивших курсах. Он принял решение уйти из неё, в очередной раз расстроив своих близких, и совершенствовать свой потенциал самостоятельно, работая только с натуры.
Первые успехи
Появилась новая задача, выставить свои произведения в Императорском обществе: в нём многие художники становились известными. За пропуски лекций его в 1870 г. отчислили из Академии. Зато 1871 г. одну из работ «Заброшенное кладбище зимой» заслуженно признала Ассоциация художников и приобрела в коллекцию графа П. С. Строганова.
Выставленные через год несколько картин Юлия Клевера опять принесли существенный результат, великая княгиня Мария Николаевна купила полотно «Закат». В 1874 г. Юлий Клевер устроил собственную выставку. В 1875 г. полотно «Запущенный парк» оценили в Обществе поощрения художников, выдав вознаграждение.
В 1876-ом живописец снова организовал выставку из 10 картин и 30 этюдов. В этом же году приобретение картины «Березовый лес» Александром II, принесло звание художника первой степени, несмотря на то, что академию он не закончил. Спустя два года, заработал звание академика живописи, благодаря репродукции «Старый парк».
Командировка на Нарген
Лето 1879 г., проведённое на острове Нарген в обществе В.В. Самойлова — художника и актёра, оказалось довольно продуктивным. Подобный ландшафт и пейзажи были тогда ещё неизвестны русским живописцам. На протяжении всего времени Юлий Клевер творил свои этюды, которые принесли ему славу, а этюд «Лесная глушь» — профессорское звание и место преподавателя Академии художеств. Эта поездка помогла ему достигнуть апогея становления как художника.
Часть живописных произведений приобрели именитые люди, «Девственный лес» купил российский коммерсант и меценат Третьяков П.М., организовавший Третьяковскую галерею, где пейзаж занимает своё место. «Остров Нарген» приглянулся великому князю Алексею Александровичу, а «Лес зимой» — самому императору Александру III.
В академии Юлию предоставили квартиру и мастерскую в своём здании - апартаменты, занимаемые ранее известными преподавателями М.Н. и С.М. Воробьевыми. В новое жильё Юлий въехал с молодой женой. Он достиг признания в обществе: считалось невоспитанностью, если в доме нет хоть одной картины художника Юлия Клевера. От заказчиков не было отбоя.
Стиль Юлия Клевера
Клевер старался писать картины сочными и выразительными, ради этого он мог пренебречь точностью отображения. Его поклонники считали, что он создаёт свои шедевры по-новому, без страха, с изюминкой. Его полотна пробуждали любовь к Северу Родины.
Написанные Юлием Клевером картины из его воображения, имели сенсационное признание. Это «Красная шапочка», на которой изображена героиня известной сказки в дремучем лесу и наблюдающий за ней волк, «Лесной царь» и «Лес призраков».
Благодаря известности, званиям и гонорарам за работы, Юлий Клевер оказался обеспеченным мастером. Будучи великодушным человеком, он запросто расставался с деньгами не считая, безвозмездно дарил их бесчисленным товарищам, не ущемляя себя. Когда же средства подходили к концу, то становился за мольберт и создавал шедевр для продажи.
Отъезд из России
Не смотря на в целом позитивную жизнь, в биографии Юлия Клевера есть и мрачные нотки. В 90-х г. XIX ст. жизненные обстоятельства вынудили Юлия Юльевича покинуть Россию, в связи с участием в нашумевшем судебном процессе в качестве свидетеля по финансовому преступлению. Его приятеля П.Ф. Есеева, являвшегося конференц-секретарём Академии художеств, обвиняли в злоупотреблении денежными средствами. Однако по негласной версии он обвинялся за чужие грехи, совершённые великим князем В. А. Романовым, который с 1876 г. стал президентом Академии художеств.
Для Ю.Ю. Клевера это стало большим потрясением, пропало вдохновение, в связи с чем он не мог творить, стал раздражительным в общении. Друзья стали советовать покинуть Россию до времени, пока это дело не предастся забвению. Для долговременного проживания после внутрисемейного совета выбрали Германию. Там Клевер провел время довольно продуктивно: открывались выставки, его посещали заказчики, он давал интервью прессе.
Возвращение в Россию
Однако он тосковал по России, её природе и местам, мечтая вернуться для начала иной жизни, и много размышлял по этому поводу. И вот наконец в 1915 г. незадолго до революции семья Клеверов снова оказалась в России, которая значительно изменилась. В ней задули ветры перемен, народ проявлял неудовлетворение правительством, назревали восстания.
По приезду он организовал выставку картин в Москве, посетил Прибалтику, Белоруссию, Финляндию и Смоленскую губернию с творческими визитами. Пережив революцию 1917 г., продолжал преподавать в Академии художеств, после в Художественно-промышленной академии, возглавляя кафедру живописи.
Ю. Ю. Клевер остаток жизни прожил в Петрограде, продолжая педагогическую деятельность и написание картин. Умер 4 декабря 1924 г. Похоронен в Петрограде. Весёлый и неугомонный нрав и глубокомысленная оценка происходящих событий позволила дожить до преклонных лет. В тяжёлые времена последних лет жизни он, улыбаясь, вспоминал благополучно прожитые годы.
fb.ru
Художник недели: Юлий Клевер
До 13 октября в Губернаторском доме Ярославского художественного музея можно увидеть работы пейзажиста конца XIX — начала ХХ века Юлия Юльевича Клевера (старшего)Я всякие пейзажи пишу,но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моментыи корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами
Юлий Клевер
До 13 октября в Губернаторском доме Ярославского художественного музея можно увидеть работы пейзажиста конца XIX — начала ХХ века Юлия Юльевича Клевера (1850–1924). Организаторы заявляют эту экспозицию как первую за сто лет персональную выставку популярнейшего в свое время пейзажиста. И, к сожалению, нет ничего удивительного, если это действительно так. Имя Клевера-старшего вы вряд ли найдете в серьезных книгах по истории искусства (дореволюционные искусствоведы и уж тем более советские художественные критики обходят его молчанием — правда, по разным причинам), но картины его непременно встретите в аукционных каталогах и увидите в художественных галереях и на Антикварных салонах, причем в качестве доминанты многих экспозиций. И картины эти, которые так любила современная художнику публика, покупали члены императорской семьи, не оставляют равнодушным и сегодняшнего зрителя — многих они так же удивляют и радуют, как и сто лет назад.
Юлий Юльевич Клевер родился 19 января 1850 года в Дерпте (сегодня Тарту) в Эстонии. Известно, что семья его прямого отношения к миру искусства не имела (отец был магистром химии в Ветеринарном институте Дерпта), однако и Юлий, и его младший брат Константин, родившийся в 1867 году (впоследствии тоже художник — К. Ю. Клевер (Московский)) с детства проявляли творческие способности.
Семья всячески поддерживала Юлия-младшего в его стремлении к миру искусства. Параллельно с учебой в гимназии мальчика решено было отдать учиться к профессиональному художнику. Им стал Константин Карлович фон Кюгельхен (1808–186(?)), сын и ученик Карла фон Кюгельхена (1772–1831), бывшего в свое время придворным живописцем Александра I, пейзажист, как и отец. Свою увлеченность природой он передал юному Клеверу. Свидетельством этому служит первая самостоятельная картина Клевера: в 1868 году он написал копию с одного из пейзажей А. Ахенбаха.
Окончив гимназию, Клевер решил обязательно продолжать художественное образование и поступать в Санкт-петербургскую Академию Художеств. Семья не препятствовала, но отпустили сына в столицу с одним условием: он должен был не просто учиться рисовать, но получить настоящую профессию, хотя бы архитектора. В 1868 году, послушный воле родителей, Юлий Клевер поступил в архитектурные классы Академии художеств. К его чести, на архитектора он проучился целый год. Но затем терпение юного Клевера, видимо, лопнуло — и он подал прошение в совет Академии художеств с просьбой перевести его в пейзажный класс. И с 1870 года Юлий Клевер числится в Академии уже учеником профессора пейзажной живописи С. М. Воробьёва, а затем М. К. Клодта.
Клевер добился своего — он снова писал природу, однако выработанная им манера живописи особого одобрения у его учителей не вызывала, да и самого Юлия, судя по всему, мало устраивала их манера преподавания. «Я выхожу из числа учеников Академии, — писал он в Дерпт в 1871 году. — Поставил цель — развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры».
Не встретив признания среди преподавателей Академии художеств, Юлий решил представить собственные работы в Императорском Обществе поощрения художеств. Вообще говоря, поступок этот был довольно рискованный, поскольку из Академии художеств Клевера исключили, особых связей или известности у 21-летнего художника в столице не было. Однако случилось чудо: его работы, представленные в залах ОПХ, были хорошо приняты, а одну из картин, «Заброшенное кладбище зимой», пожелал приобрести сам граф Павел Сергеевич Строганов, один из самых влиятельных членов Общества. В 1872 году Клевер снова выставляется в ОПХ, и снова успех: картину «Закат» приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819–1876), глава Академии художеств.
На волне удачи Клевер задумывает практически немыслимое: в 1874 году 24-летний художник организует свою персональную выставку (в залах того же ОПХ) — такой чести в тот период удостаивались разве что самые известные и заслуженные мастера, а тут — недоучившийся бывший студент. Однако публика снова была в восторге. В 1875 году Клевер даже получил премию Общества поощрения художеств за картину «Запущенный парк», а в следующем — за работу «Первый снег на вспаханном поле». 1876 год принес Клеверу вторую персональную выставку, на которой он показал десять картин и тридцать этюдов, и наконец полноценное признание и славу. Талантом и работоспособностью юного пейзажиста восторгался весь Петербург, им интересовались в салонах и картинных галереях. Иметь что-нибудь кисти Клевера стало модой и признаком хорошего вкуса.
Событием, во многом определившим дальнейшую судьбу художника, стала покупка императором Александром III его работы «Березовый лес». С этого момента карьера Клевера быстро пошла в гору: ему, так и не окончившему курса в Академии художеств, присваивают звание классного художника первой степени, а в 1878 году, 28 лет от роду, Юлий Юльевич Клевер становится академиком. К слову, званием академика не в последнюю очередь Клевер обязан успеху своей картины «Старый парк». Имевшая огромную популярность у публики, она была отправлена на Всемирную выставку в Париж, среди главных экспонатов которой в 1878 году были, например, телефон Александра Белла, мегафон и фонограф Томаса Эдисона. Популярность этой работы была столь велика, что Клевер (и мастерская) повторял ее несколько раз под названием «Парк в Мариенбурге».
В поисках вдохновения и новых сюжетов Юлий Клевер в компании своего друга, художника Василия Васильевича Самойлова, отправился в 1879 в поездку на остров Нарген (сегодня На́йссаар), расположенный в самой северной части Эстонии, в Финском заливе, к северо-западу от Таллина. Новая тема искусства Клевера — романтическая и суровая северная природа — стала настоящим открытием для русского пейзажа второй половины XIX века.
К началу 1880-х годов Клевер вполне сложился как художник, окончательно обрел свое оригинальное творческое видение и собственный язык. Его пейзажи, наряду с работами И. К. Айвазовского и А. И. Куинджи, с полным правом можно отнести к стилю «романтизм».
В начале XIX века в Европе романтизмом стали называть новое направление, противоположное классицизму и Просвещению. В середине и второй половине XIX века романтизм в России — лирическое направление в развитии искусства: музыки, литературы и, конечно, живописи. Романтизм в русской живописи — это в первую очередь пейзаж, причем не столько изображение природы как таковой, сколько портрет местности, со своим настроением и характером. Кроме того, для романтических пейзажей характерны некая театральность, драматизация пространства, любовь к таинственному ночному освещению, использование световых (цветовых) эффектов.
Все это в полной мере относится и к пейзажам Юлия Юльевича Клевера. Несмотря на почти фотографическую реалистичность, они нередко изображают места придуманные, не существующие в действительности. Клевер и не стремился к достоверности — главным для него было достичь максимальной выразительности картины. Отсюда — часто фрагментарный асимметричный тип композиции, взгляд как бы изнутри, что создает эффект вовлеченности и сопричастности величественным пейзажам — нетронутым снегам, непроходимым лесным чащам, которые так любит изображать художник. Такая сопричастность вечной девственной природе настраивала зрителя на особый лирический лад, к чему и стремились в эпоху романтизма.
Любовь к драматическим эффектам в многочисленных пейзажах Клевера проявляется в его предпочтении предутреннего (закатного), почти ночного освещения, в тщательной проработке оттенков неба, отражений света и цветовых рефлексов в воде или на снегу, а также во внимании к силуэту, контуру, отдельным цветовым пятнам.
Новые, «северные», работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: на них ходили смотреть, их обсуждали, покупали. Причем поклонники и покупатели происходили из самых разных слоев общества — средний класс довольствовался выставками и репродукциями картин (которых издавалось огромное количество), более состоятельные люди интересовались оригиналами. Так, его пейзаж «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») приобрел для своей коллекции сам Павел Михайлович Третьяков. «Лес зимой» попал в коллекцию Александра III, а брат императора, великий князь Алексей Александрович купил себе картину «Остров Нарген».
В 1880 году за картину «Лесная глушь», написанную по мотивам пейзажей острова Нарген, Юлий Клевер получил звание профессора и кафедру в Академии художеств. Академия также предоставила ему квартиру и мастерскую. Легенда гласит, что в этих же помещениях несколько годами раньше жил его несостоявшийся учитель Воробьев.
К 1881 году, в тридцать один год, художник достиг всего, что только было возможно для пейзажиста. Он был признан, богат, знаменит. Дверь в его мастерскую не закрывалась: всем хотелось иметь у себя его пейзаж, не важно — оригинальный или авторское повторение, написанный с натуры или сочиненный. К слову, такие «сочиненные» и фантазийные пейзажи, как например «Красная Шапочка» (1887), «Лес призраков» (1886) и «Лесной царь» (1887) тоже пользовались большим успехом.
Естественно, что справиться в срок с таким валом заказов Клевер в одиночку просто не мог. В 1880–90-е годы в его мастерской стали работать помощники — пейзажисты, прорисовывающие промежуточный слой картины по авторскому подмалевку. По словам специалистов, «достигшая апогея популярность Ю. Ю. Клевера сыграла с ним злую шутку и вынудила художника выработать особую методику. Не справляясь с наплывом заказов, создавая иногда по картине в день, Клевер часто лишь наскоро проходил кистью по подмалёвкам, выполненным его помощниками. Так появлялись многочисленные... работы “Клевер и мастерская”. Круг художников, работавших в его мастерской, исследователями творчества Ю. Ю. Клевера до сих пор полностью не установлен». Вот лишь некоторые известные имена — Николай Оболенский, Фёдор Ризниченко, Карл Розен. Сегодня такие работы даже имеют общее название — «клеверки».
Благодаря работе мастерской, Клевер в конце 1880-х годов даже смог расширить свою деятельность. Кроме станковых картин, он работал над устройством парка и декоративным оформлением особняка А. Г. Кузнецова в крымском имении Форос. Для особняка Кузнецова он создал также серию из 15 живописных полотен.
В 1890-х годах произошло событие, пошатнувшее, казалось бы, незыблемое положение художника в петербургском обществе: Юлия Клевера привлекли в качестве свидетеля по громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исеева (говорили, правда, что тому пришлось отвечать за растраты (карточные долги) президента Академии — великого князя Владимира Александровича). Художник тяжело переживал произошедшее и по совету друзей даже уехал из России, «пока вся эта финансово-судебная история не забудется».
Следующие семь лет Клевер прожил в Германии, где снискал славу уже и среди местной публики, также очарованной его таинственными и величественными пейзажами.
В Россию семья Клеверов вернулась в 1915 году. После возвращения Юлий Юльевич устроил большую выставку в Москве, а также совершил многочисленные творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию.
После революции художник жил в Петрограде (Ленинграде), преподавал в Академии художеств, а затем заведовал кафедрой монументальной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. М. Мухиной, продолжая писать. В самое сложное время его, как и других художников, поддерживало Общество художников имени А. И. Куинджи.
Умер Юлий Юльевич Клевер 4 декабря 1924 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде. В 1980 году его надгробие перенесено на новое место, на Поперечной дорожке, у реки Смоленки.
Ю. Ю. Клевер стал основателем целой династии живописцев: помимо его младшего брата Константина, учителем которого он был, художниками стали его дочь Мария и два сына — Юлий и Оскар.
Самый известный из них — Юлий Юльевич Клевер-младший (1882–1942), который также учился живописи у отца, а позднее занимался в Академии изобразительных искусств в Мюнхене. С 16-летнего возраста принимал участие в художественных выставках Товарищества художников (Санкт-Петербург). Известен в первую очередь благодаря своим натюрмортам и пейзажам.
Младший сын Ю. Ю. Клевера-старшего — Оскар Юльевич Клевер (1887–1975) был крестником великого князя Владимира Александровича, директора Академии Художеств. Окончил Царскосельское реальное училище императора Николая II. В 1890-х занимался в мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге. В творчестве был близок художникам «Мира искусства» и «Голубой розы», позднее — идеям экспрессионизма, иллюстрировал и оформлял книги, создавал эскизы театральных костюмов и декораций в Передвижном театре П. П. Гайдебурова в Петербурге. После революции работал преимущественно как художник театра и график.
Дочь — Мария Юльевна Клевер (1878–1967) — писала пейзажи и натюрморты, Художественное образование получила под руководством отца. Участвовала в 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), VI выставке картин общества художников-индивидуалистов (1926) в Петрограде — Ленинграде.
Картины Юлия Юльевича Клевера-старшего были востребованы заказчиками и являлись предметом коллекционирования на рубеже XIX — XX веков, еще при жизни автора, несмотря на заявления художника в «Исповеди Юлия Клевера», что со временем он «перестал изучать природу и пользовался готовыми впечатлениями». Однако наступления нового искусства его слава не пережила (в отличие от того же Айвазовского). Если до революции его считали преимущественно салонным живописцем, то во времена авангарда и даже позже его искусство считалось слишком буржуазным, да и вообще сложно представить, чтобы новая власть смогла по достоинству оценить художника, поклонниками творчества которого числились многие представители императорского дома, в том числе и сам Александр III.
Сегодня работы Клевера присутствуют в собраниях многих музеев России, в том числе в Русском музее и ГТГ.
Пейзажи Клевера и мастерской не редкость и в аукционных каталогах. В базе ARTinvestment.RU есть информация о 475 его работах. Абсолютное большинство — 466 — живопись. Почти всё — пейзажи. Продается Клевер и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Москве, но, если судить по результатам, больше всего его ценят в Швеции, Германии и Швейцарии: 3 из 5 его самых дорогих работ были проданы в Стокгольме.
Рекорд — 312 000 швейцарских франков (252 470 долларов) принадлежит работе «Зимний пейзаж» (1886) и был зафиксирован в ходе торгов аукционного дома Koller (Цюрих) 22 сентября 2006 года. Этот результат, к слову, был почти повторен год спустя: на торгах аукционного дома Auktionsverk (Стокгольм) 4 октября 2007 года за «Осенний пейзаж» было отдано 1 600 000 шведских крон (245 760 долларов). Третье место в рейтинге самых дорогих работ художника занимает пейзаж «Лес» (1897), за который покупатель заплатил 228 000 долларов на торгах 21 апреля 2005 года на Sotheby’s (Нью-Йорк).
Для сравнения: российский рекорд продаж Клевера на сегодняшний день составляет 4 830 000 рублей (172 914 долларов) и был установлен 02 июня 2011 года на торгах Российского аукционного дома в Санкт-Петербурге. За эту сумму ушел еще один «Зимний пейзаж», но уже 1914 года.
Мария Кузнецова, AI
Источники:
- funeral-spb.ru.
- artmuseum.yar.ru.
- read.ru.
- pv-gallery.ru.
- forum.artinvestment.ru.
- artinvestment.ru.
artinvestment.ru
Юлий Клевер - любимый художник царской семьи
ЮЛИЙ Юльевич Клевер родился в 1850 г. в Дерпте (современный г. Тарту, Эстония), в семье профессора химии. Окончив в 1866 г. Дерптскую гимназию, он поступил в Петербургскую Академию художеств на живописный факультет к профессору СП. Воробьеву.
В эти годы в Царском Селе на углу Нижнего (сейчас Софийского) бульвара и Московского переулка против Московских ворот проживал генерал в отставке Карл Васильевич Ферро, заведующий дворцовой аптекой. В доме, который сохранился и сейчас, Клевер встретился с одной из дочерей Феро, ставшей его женой.
Генерал был большим театралом и поклонником искусства. В доме Феро часто бывала молодежь, пользовавшаяся любовью гостеприимного хозяина. Сюда заходили студенты Академии, приезжавшие с юным Клевером на этюды: Руфик Судковский, Дмитриев-Кавказский, Васильев—Кищенко, Литовченко. К этому периоду относятся этюды Клевера «Из Дерпта», «Из Царского Села», за которые в 1870 г. художник получил малую и большую серебряные медали. С нашим городом связан пейзаж 1872 г. «Зимний вид в окрестностях Царского Села».
В 1874 году Ю.Ю. Клевер оказался одним из членов-учредителей Общества выставок художественных произведений в Петербурге и был его членом до 1885 года. Молодой художник вел большую общественную работу. К этому времени уже сформировались его эстетические принципы, которые были противоположны передвижникам. В этом плане Ю.Ю. Клевер составлял передвижникам острую конкуренцию.
Ю. Ю. Клевер (старший). Зимний пейзаж с рекой.В том же 1874 году 24-летний Ю.Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным образом: он организовал персональную выставку, которая прошла на стендах Петербургского Общества поощрения художеств. Это было необычным делом, на которое решались лишь немногие известные живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Выставка Ю.Ю. Клевера прошла чрезвычайно успешно. После нее успех следовал за успехом. В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк", в 1876-м премию получила его картина "Первый снег на вспаханном поле". И уже в том же 1876 году Клевер на своей второй персональной выставке (!) показал сорок работ – десять картин и тридцать этюдов. Все были восхищены работоспособностью, упорством и талантом живописца Клевера. О нем говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину «Березовый лес» приобрел Александр II. Это было очередной ступенью вверх для художника – покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ю.Ю. Клеверу, даже не окончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.
Юлий Клевер
Еще через два года, в 1878 году за картину “Вид запущенного парка в Мариенбурге” («Старый парк») Ю.Ю. Клеверу было присвоено звание академика. Позже эту картину отправили на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз.
Ю. Ю. Клевер (старший).
В 1876 г. Клевер получает диплом художника первой степени, а в 1878 г. удостоен звания академика за картину «Лес» (собственность Академии художеств). В 1881 г. получает звание профессора.
Клевер писал очень быстро, своеобразными широкими мазками и очень продуктивно. В своих ярких и красочных пейзажах любил эффекты освещения. Много выставлялся. Лучшие картины в Третьяковской галерее — «Девственный лес», в Русском музее — «Зима». Участник всемирных выставок в Вене, Париже, Берлине, Москве. В 1885 г. был устроителем русского художественного отдела на международной выставке в Антверпене. Затем были выставки в Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Риге, Киеве, Казани.
В эти годы Ю.Ю. Клевер написал множество картин. Мотивы для них он брал в основном из природы своей родины, Прибалтийского края, воспроизводя, главным образом, либо пейзажи пасмурной и дождливой осени, либо эффекты ярких солнечных закатов и восходов зимой. Лучшими картинами Ю.Клевера этих лет можно считать "Лес осенью" (ГТГ, Москва), "Зима" (ГРМ, Петербург), "Дорога над болотом", "Деревня на острове Нарген", "Листья пожелтелые", "Красная Шапочка в лесу", "Болото", "На корнях". Пейзажи Клевера знала и любила вся Россия, они пользовались огромной известностью, а репродукции его работ тысячами раскупались в разных уголках страны.
А в Петербурге художника ждали и профессионалы, и любители, и знатоки. Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: его картины ходили смотреть, их обсуждали, покупали. Затем последовало еще одно приятное событие: картину "Лес на острове Нарген" ("Девственный лес") в 1880 году приобрел для своей галереи Павел Михайлович Третьяков. Около картины "Дом эстонского рыбака" постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений. Картину "Остров Нарген" приобрел великий князь Алексей Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. Не отстал от брата и Александр III: он купил картину "Лес зимой".
Ю. Ю. Клевер (старший).
По натуре жизнерадостный, подвижный, беспечный и очень добрый человек. Известный в свое время ученик Академии Самохин вспоминает, как ему помог Клевер «Я был тогда учеником Академии. В моей скромной комнате было много этюдов, а в моем кармане очень мало денег. Короче, я нуждался, и сильно. В один, особенно чер¬ный для меня день — стук в дверь, и на пороге появляется фигура Клевера в шубе. Я не был знаком с ним, но, конечно, знал его в лицо, как популярного, озаренного славой художника. Поздоровавшись, он тотчас же приступил к делу. — Я слышал о Ваших батальных этюдах. Покажите мне их, пожалуйста! Я развернул перед ним целую груду. Он отобрал этюдов пятнадцать. — Сколько Вы за них желаете? Я растерялся. Хоро¬шо, если бы отсыпал рублей пятьдесят, думаю я. Когда я очнулся, передо мной была груда денег из трех— и пятирублевок. Я пересчитал деньги, на столе было 783 рубля». Так же точно известный советский художник Чарушин вспоминает, что Клевер очень многим помог его отцу.
К началу 1880-х годов Клевер вполне сложился как художник с оригинальной творческой манерой. Вершиной взлета для Юлия Юльевича оказался 1880 год, когда он по эскизам с острова Нарген написал картину "Лесная глушь". За эту работу Юлий Клевер получил в 1881 году звание профессора пейзажной живописи и кафедру в Академии художеств. В тридцать один год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Отныне для состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь в своей коллекции картин Клевера. Теперь дверь в его мастерскую не закрывалась: шли заказчики, друзья, студенты Академии. За его работы платили огромные деньги, а по популярности он соперничал с Иваном Шишкиным.
Ю. Ю. Клевер (старший).
Ю. Ю. Клевер (старший).
Достигшая апогея популярность Ю.Ю. Клевера сыграла с ним злую шутку и вынудила художника выработать особую методику. Не справляясь с наплывом заказов, создавая иногда по картине в день, Клевер часто лишь наскоро проходил кистью по подмалёвкам, выполненным его помощниками. Так появлялись многочисленные «клеверки», они же работы «Клевер и мастерская». Круг художников, работавших в его мастерской, исследователями творчества Ю.Ю. Клевера до сих пор полностью не установлен. Кто и что написал – остается неизвестным. Самым известным соавтором Ю.Ю. Клевера, оставившим свое имя в истории искусств, был Николай Оболенский. Ему удалось при общем "клеверовском" стиле внести и свои собственные наработки. При внимательном сравнении эксперты обнаружили некие отличия в композиции пейзажей Оболенского.
Юлий Клевер был широкой натурой. Он очень много зарабатывал, однако постоянно нуждался, легко тратил деньги и без счета раздавал их многочисленным приятелям, а то и незнакомым людям. Современники считали художника простым и бескорыстным человеком. Он ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений.
Умер Юлий Юльевич в 1924 году, похоронен на Смоленском кладбище.» .
Ю. Ю. Клевер (старший).
Ю.Ю. Клевер стал основателем целой династии живописцев: Из четырех детей Юлия Юльевича трое стали художниками, несмотря на то, что отец был против того, чтобы дети пошли по его стопам. Он считал, что дети известных мастеров бывают малоодаренными. Поэтому они рисовали тайком от отца, и и это способствовало неудержимому влечению к рисованию. Только увидев работу с натуры старшего сына Юлия, он сказал: «Его я беру к себе в ученики». Хотя дети (Мария, Юлий и Оскар) были вольнослушателями Академии, систематического художественного образования они не получили. Вся школа состояла в изучении природы во время поездок с отцом в Финляндию и Белоруссию и в этюдах. Оскар Юльевич с переменным успехом сдавал экстерном при реальном училище в Царском Селе, но аттестата зрелости так и не получил.
zagopod.com
Неповторимые пейзажи Юлия Клевера: u3poccuu
Юлий Клевер - прекрасный пейзажист, годы жизни 1850-1924.Родился в городу Дерпте, сейчас называется Тарту, Эстония. После получения общего образования, окончил Императорскую Академию Художеств по специальности архитектор. Однако впоследствии выяснилось, что ландшафтная живопись - это призвание художника и он стал трудиться в этом направлении. Когда Юлию исполнился 31 год, он имел все, что мог иметь в те времена художник-пейзажист. Он был моден, тогда даже считалось дурным тоном не иметь картины Клевера, настолько он был известен. Позднее он преподавал в художественном училище, а картины писал до самой смерти.
ywfxvs6q
Посмотрите видео с прекрасными картинами Юлия Клевера
Посмотрите другие интересные материалы:Знойные женщины в творчестве Андрея АтрошенкоКрасота федоскинской миниатюрыЯркие картины художника Минайлюка ДаниилаКартины-леденцы Александра АверинаВосхитительные девушки в стиле пинап художника Gil ElvgrenБесподобная резьба по тыквам Marilyn SunderlandКнижная хирургия Brian Dettmer
Буду благодарен за ваши ретвиты, лайки и +1:
u3poccuu.livejournal.com
Русский художник Юлий Юльевич Клевер
Русский художник Юлий Клевер (1850-1924). В 1868 году Клевер написал свою первую картину, копию картины Ахенбаха. После обучения в гимназии и сдачи всех экзаменов Клевер поехал в Петербург. С 1870 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи С.М. Воробьева, а затем М.К. Клодта. Все были восхищены упорством и талантом живописца Клевера. О нем говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину "Березовый лес" приобрел Александр III. Это было очередной ступенью вверх для художника - покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ему, не кончившему академического курса, присвоили звание классного художника первой степени. В 1878 году Юлию Юльевичу было присвоено звание академика за картину "Старый парк". Позже картину отправили на Международную выставку в Париж. Произведения Клевера знала и любила вся Россия. Пейзажи художника пользовались широчайшей известностью. не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом, он с радостью рисовал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами. Именно пейзаж стал подлинным призванием Клевера.Осенний пейзаж, oil on canvasБудет дождь, oil on canvasВ парке Гатчинского дворца, oil on canvasВечерняя тишина, oil on canvasДама идущая к усадьбе, oil on canvasДебри, oil on canvasЗабытое кладбище, oil on canvasЗимний закат в еловом лесуЗимний закат, oil on canvasЗимний пейзаж, oil on canvasЗимний пейзаж с избушкой, oil on canvasЗимний пейзаж с соснами, oil on canvasЗимний пейзаж, oil on canvasИзбушка на краю озера зимой, oil on canvasИзбушка у реки, oil on canvasИзбушка у реки ночью, oil on canvasКрасная шапочка, oil on canvasЛес, oil on canvasЛесной пейзаж, oil on canvasМоре, oil on canvasОзеро с водяными лилиями, oil on canvasОсенний парк, oil on canvasОсень в лесу, oil on canvasОсень, oil on canvasОттепель, oil on canvasПейзаж, oil on canvasПруд с белыми лилиями, oil on canvasСтарый парк, oil on canvasПочитать биографию художника
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
nikole-t.livejournal.com
Клевер Юлий Юльевич (1850-1924) - Очарованная Душа
....... [more]</a>
Клевер Юлий Юльевич (1850 – 1924) - живописец-пейзажист салонно-академического толка. Академик Императорской Академии Художеств (1878). Классный художник первой степени (1876). Профессор (1881). Имел большой успех среди современников. Расцвет творчества пришёлся на 1875-1900 гг., когда были созданы основные серии лирическо-романтических пейзажей России. В своих пейзажах великолепно передавал эффекты освещения.
Родился Юлий Клевер 19 января 1850 года в Дерпте. Отец Клевера – магистр химии – преподавал в Ветеринарном институте.
В 1868 году Клевер написал свою первую картину – копию с оригинала знаменитого в то время немецкого пейзажиста Ахенбаха. Учитель Кюгельхен остался доволен этой работой.
Сдав выпускные экзамены в гимназии, Клевер собрался в Петербург. Приехав в Петербург, Юлий Клевер не посмел ослушаться родительского наказа и поступил в архитектурные классы Академии художеств. Юноша утешал себя, что годы учения длятся не вечно, ради успокоения родителей можно потерпеть скучную архитектуру. Почти год юноша промучился: с каждым днем все более осознавал, что зря уступил настояниям родных. Архитектура его раздражала. Юлий Клевер был человеком эмоциональным, импульсивным, тянуть унылую лямку обязательств не мог и не умел. Нет, надо резко менять жизнь!
Как гора упала с плеч: Клевер подал прошение в совет Академии художеств с просьбой перевести его в пейзажный класс. Просьбу юноши удовлетворили. С 1870 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи С.М. Воробьева, а затем М.К. Клодта.
Увы, Юлию Клеверу снова не повезло: С.М. Воробьев был человеком по натуре холодным, предмет свой преподавал без душевной горячности, а М.К. Клодт осуждал желание юноши знакомиться с зарубежной пейзажной живописью. Ни первый педагог, ни второй не захотели оценить смелые замыслы молодого художника Клевера. Вот тогда и пришло глубокое разочарование Юлия в академических занятиях: они стали ему скучны, а теоретические курсы показались ненужными. И хотя энергичный, талантливый Клевер получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, он снова принял решение, которое повергло родных в уныние. "Я выхожу из числа учеников академии, – писал Юлий в Дерпт. – Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры".
Клевер стал искать пути в мир живописи в одиночку. Молодой человек поставил себе совершенно иную цель: не окончить Академию художеств, а достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художеств. Юлий знал: художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и в конце концов становились знаменитыми.
В 1874 г. он удивил художественный Петербург совершенно неожиданным образом: организовал персональную выставку. Она прошла на стендах Общества поощрения художеств.
После персональной выставки свершилось: успех следовал за успехом. В 1875 году упорный художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк", в 1876-м – за картину "Первый снег на вспаханном поле". Лиха беда начало, в том же 1876 году Клевер на второй своей персональной выставке (!) показал десять картин и тридцать этюдов.
Петербург поражался его работоспособности и таланту, о Клевере говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину "Березовый лес" пожелал приобрести Александр III, и это стало не только очередной победой: покупка картины царем мгновенно решила официальную судьбу Клевера. Ему, не кончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.
Оставался один шаг до звания академика. И в 1878 году Юлий Юльевич стал академиком за картину "Старый парк", отправленную затем на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз.
Золотой дождь успеха и славы щедро проливался на Юлия Клевера: Академия художеств, видя, как ценит произведения молодого художника первое семейство России, присвоила Клеверу звание профессора за картину "Лесная глушь" (1880, Русский музей) и предоставила ему в своем здании квартиру и мастерскую. Именно те, которые в течение шестидесяти лет занимали знаменитые педагоги живописи М.Н. и С.М. Воробьевы.
В это новое жилище Юлий Клевер приехал не один, а с молодой женой.
В тридцать один год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Отныне для состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь картин Клевера. Дверь в его мастерскую не закрывалась: шли заказчики, друзья, студенты Академии.
К началу 1880-х годов Клевер вполне сложился как художник с оригинальным творческим лицом.
Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами. В отличие от пейзажистов своей эпохи (кроме А.И. Куинджи), он ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли большую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.
В советское время художник продолжал свою педагогическую деятельность в Академии художеств, а затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной. Там он заведовал кафедрой монументальной живописи. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР…
Шли последние годы жизни Юлия Юльевича Клевера. В Петрограде царили беспорядки, голод, разруха. Но они не мешали молодым художникам стремиться за советом и знаниями к старым мастерам.
Признание публики, награды и титулы сделали Клевера состоятельным человеком. Художник ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений.
Семь лет прожил Клевер в Германии. У Юлия Юльевича проходили выставки, у дверей мастерской не переводились заказчики, газетчики брали у художника интервью. Юлий Юльевич тосковал по России.
К сожалению, Юлий Юльевич не мог предположить, насколько изменилась Россия, не мог почувствовать, какие ветры в ней дуют. В ней шли забастовки, бурлило народное недовольство властями. Появились новые слова: "листовка", "революционер", "пролетариат"... До искусства ли стране, которая напоминала вулкан накануне извержения?
Семья Клеверов вернулась в Россию в 1915 году.
Оптимизм, жизнелюбие помогли Юлию Юльевичу дожить до глубокой старости. Он философски воспринимал бурные российские события, о прошлых днях вспоминал с улыбкой.
В последние годы Клевер жил в Петрограде-Ленинграде, преподавал в художественном училище, до самой смерти продолжал писать. После революции 1917 года его, как и других, поддерживало Общество художников имени А.И. Куинджи.
Юлий Юльевич Клевер умер 4 декабря 1924 года.
Будет дождь. 1916
В парке Гатчинского дворца
Вечер
Дама, идущая по дороге к усадьбе
Заброшенная мельница
Забытое кладбище
Закат в деревне
Зима
Зимний вечер
Зимний пейзаж с дорогой
Весна
Осенний парк
Оттепель на дороге
Пурга надвигается
Зимний пейзаж с рекой и домами
Старый парк
terrao.livejournal.com