Исторический жанр. Картины исторического жанра


Исторический жанр в живописи

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН

И.Е. Репин ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН 16 НОЯБРЯ 1581 ГОДА 1885 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Исторический жанр — самый сложный в сюжетном отношении. Он объединяет всё, из чего складывается прошлое человечества. Кроме сюжетов реальной истории (в том числе батальных сцен), к нему относятся произведения на мифологические, библейские и сказочно-былинные сюжеты, историко-бытовые произведения и многие исторические портреты, например «Царевна Софья» — портрет-картина И. Е. Репина.

ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ

Владимир и Рогнеда

Первой картиной на национальный сюжет стало полотно А. Лосенко «Владимир и Рогнеда», рассказывающее о сватовстве Великого князя Владимира (крестителя Руси) к полоцкой княжне Рогнеде.

Точную дату появления исторического жанра определить невозможно. Первые композиции появились в глубокой древности — тогда воспоминания о реальных исторических событиях соединялись с мифами. В Древнем Египте и Месопотамии история представлялась главным образом подвигами правителя и его войска. Но уже в Древней Греции известны обобщённо-идеальные изображения исторических сцен. В Средние века сюжеты реальной истории в живописи появляются редко, преимущество отдаётся религиозным мотивам. Формирование исторического жанра начинается в эпоху Возрождения, когда люди стали активно изучать культуру прошлого, Древней Греции и Древнего Рима. Первым шедевром исторической темы стали фрески, написанные знаменитым Рафаэлем в папском дворце Ватикана. В России первые «ласточки» исторического жанра рождаются в иконописи. Самый ранний пример — новгородская икона «Чудо от иконы Знамение», или, иначе, «Битва суздальцев с новгородцами». Но по-настоящему историческая картина появилась во второй половине XVIII столетия и заняла главное место среди других жанров живописи.

ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

Исторический жанр не обязан быть строго документальным, правдивым, ведь картина — не исторический документ. Она житет по своим особым законам красоты и гармонии. К тому же художник всегда невольно оценивает событие, вносит в него своё понимание происходящего. Одни и те же события у разных мастеров могут передаваться и выглядеть по-разному.

ТРАГЕДИЯ С КАРТИНОЙ

Сила воздействия живописи так велика, что порой с картинами случаются настоящие трагедии, как, например, с полотном Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». В 1913 г. молодой иконописец, сын мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком «Довольно крови!» изрезал произведение ножом. Долго потом пришлось возвращать полотно к жизни. Но, к счастью, это удалось, и по сей день картина является гордостью Третьяковской галереи.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Исторический жанр - Русская Антикварная Галерея

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, обращающийся к событиям прошлого, имеющим историческое значение, либо к недавним событиям, историческое значение которых признано современниками. Историческая живопись находится на верхней ступени академической иерархии жанров и может переплетаться с другими жанрами: бытовым, батальным, портретом, пейзажем. Традиционно к историческому жанру причисляют не только изображения реальных событий, но и картины на мифологические, религиозные и евангельские сюжеты. Зачатки исторического жанра восходят к Древнему Египту и Месопотамии, Древней Греции и Риму. Однако складываться исторический жанр в его современном понимании начал лишь в эпоху Возрождения. Античное наследие вдохновляло на создание исторических картин таких художников как Мантенья (цикл произведений "Триумф Цезаря"), Рафаэль (фреска "Афинская школа"), Пьеро делла Франческа ("Победа императора Константина над Максенцием") и многих других. В ХVII веке исторический жанр формировался в рамках двух господствующих стилей - классицизма и барокко. Каждый художник по-своему трактовал исторические события: в картинах Рубенса преобладает мощь, динамика, патетика, сложные аллегории, в то время как Рембрандт обращается к библейской и евангельской тематике, заставляющей задуматься о судьбе человечества, наполняя свои полотна внутренним драматизмом. Поворотным моментом в становлении жанра стало творчество испанского художника Д.Веласкеса, внесшего глубокую человечность и объективность в свои исторические картины ("Сдача Бреды") и, тем самым, в историю живописи. Родоначальник французского классицизма живописец Н.Пуссен обращается к античному искусству и художникам эпохи Возрождения, вдохновляющим его на создание характерных героических композиций на исторические темы ("Похищение сабинянок", "Великодушие Сципиона" и др.). Продолжил классицистическую линию исторического жанра в изобразительном искусстве Ж.Л.Давид, который ищет в античной истории вдохновляющие примеры героических подвигов, а также одним из первых обращается к современным ему событиям Французской революции, изображая их в героическо-приподнятом духе, тем самым уравнивая современность и историю ("Смерть Марата"). Живописцы эпохи романтизма делают акцент на человеческих качествах героев своих картин, выбирая подчеркнуто драматические события, заставляющие зрителя активно сопереживать (Э.Делакруа "Резня на острове Хиос", Т.Жерико "Плот Медузы"). Начиная со второй половины ХIХ века, все больше художников стремится к реалистической трактовке событий.В России историческая живопись появилась во второй половине ХVIII века. Основоположником исторического жанра в России был живописец А.П.Лосенко, обращавшийся не только к античности, но и к сюжетам из русской истории ("Владимир и Рогнеда"). Последователи А.П.Лосенко, художники И.А.Акимов, П.И.Соколов, Г.И.Угрюмов, придерживались, как и их учитель, принципов классицистической школы, в связи с чем в их картинах присутствует театральность в жестах и позах, сценичность в построении пространства и световых эффектах. Художников-академистов первой половины ХIХ века привлекают переломные моменты истории человечества. В это время были созданы три программных полотна русского романтизма на исторические темы: "Явление Христа народу" А.А.Иванова, "Последний день Помпеи" К.П.Брюллова, "Медный змий" Ф.А.Бруни. Приемы, использованные этими художниками, впоследствии превратились в своего рода штампы, которые салонные художники применяли затем вплоть до конца ХIХ века (Г.Семирадский, С.В.Бакалович, К.Е.Маковский). Во второй половине ХIХ века художники все чаще и охотнее обращаются к сюжетам из русской истории. Появляется тенденция к тщательному изучению документальных свидетельств, предметов материальной культуры, традиций, обрядов, памятников искусства. Одновременно с развитием жанра портрета происходит усиление психологизма в живописи, полотна, наполненные человеческими эмоциями, трагедией и драматизмом пишет И.Е.Репин ("Царевна Софья", "Иван Грозный и сын его Иван"). В.И.Суриков создает масштабные эпические полотна ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"). Параллельно развивается историко-бытовой жанр, для представителей которого важно погрузить зрителя в атмосферу изображаемого времени и достоверно передать детали быта, костюмов (К.Е.Маковский, А.П.Рябушкин, С.В.Иванов). Для художников "Мира искусства" характерен интерес к сценам роскошного придворного быта ХVIII века (А.Н.Бенуа "Выход императрицы Екатерины II в Царском селе", Е.Е.Лансере "Императрица Елизавета Петровна в Царском селе"). Для исторической живописи соцреализма характерно возрождение традиций академизма. Художники конца ХХ - начала ХХI века вносят в исторический жанр философское и символическое содержание (В.Е.Попков, Т.Г.Назаренко).В нашем разделе ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР Вы найдете картины на сюжеты из русской и европейской истории, а также портреты исторических деятелей. Помимо живописи, графики и скульптуры в разделе также широко представлено такое направление искусства как старинная фотография (фотографии членов царской семьи, советских политических деятелей и другие). Купить предметы из раздела ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР Вы можете в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел регулярно обновляется, следите за новыми поступлениями.

rus-gal.ru

Книга Мастера исторической живописи читать онлайн бесплатно, автор на Fictionbook

Исторический жанр в мировой живописи

В настоящем понимании историческая живопись – это изображение важных событий в развитии общества как в прошлом, так и в современной художнику действительности. Произведения этого жанра показывают зрителю крупные исторические события и более мелкие, частные эпизоды, деяния выдающихся личностей, а также нравы, обычаи и быт людей, живших в далеком прошлом.

Произведения на сказочные и былинные сюжеты, с помощью которых автор создает героико-эпические образы, также относятся к историческому жанру. Особым видом исторической живописи является батальная. Термин «батальный» пришел в искусство из французского языка (bataille – битва, сражение). Батальная живопись показывает военно-исторические события не только прошлого, но и настоящего.

«Битва Александра Македонского».

Мозаика. Фрагмент, ок. 100 г. до н. э.,

Музей Каподимонте, Неаполь

Исторический жанр существовал в искусстве с незапамятных времен, но в слово «история» люди вкладывали несколько иной смысл, чем теперь.

Когда-то очень давно легенды и мифы воспринимались человеком как что-то реальное, когда-то происходившее на земле. Поэтому мифологические сцены на старинных вазах и фресках считались изображением далекого прошлого. Лишь со временем историки Древней Греции, а затем и Древнего Рима начали осознавать прошлое как последовательность реальных событий, фактов. С этого времени художники, создавая свои произведения, от мифологических начали отделять подлинно исторические элементы. Так, в III веке до н. э. греческий живописец Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Эта композиция не дошла до наших дней, но представление о ней современные ценители искусства имеют по римской мозаичной копии, найденной в одном из домов в Помпеях, разрушенных во время извержения Везувия.

Пьеро делла Франческа.

«Победа Константина над Максенцием». Фрагмент, 1452–1466

Не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в Месопотамии и Древнем Египте художники начали создавать произведения, посвященные важным историческим событиям. В искусстве определился круг тем, которые использовались мастерами исторического жанра: военные сражения и торжество победителей, одержавших верх над врагом. Например, в Древнем Риме существовала церемония торжественного вступления в город полководца, разгромившего войско противника. Перед его легионами обычно несли щиты с живописным воспроизведением героических подвигов военачальника и его армии. Эти своеобразные исторические картины не сохранились, но по описаниям современников мы знаем, что они с документальной точностью показывали события и эпизоды военных действий.

В период Средневековья с его религиозными запретами исторический жанр практически ушел из живописи. По христианским представлениям единственной историей человечества являлась Священная история, представленная в Библии. Поэтому место исторического жанра в искусстве занял религиозно-мифологический. Конечно, исторические события все же изображались в картинах некоторых художников, но они имели условный характер и нередко служили лишь фоном к библейским сценам.

В эпоху Возрождения общество начало освобождаться от жесткого влияния христианской церкви. Множество научных открытий способствовало тому, что появилось совершенно новое, не зависящее от религиозных догм, понимание истории. Исторический жанр вновь занял свое место в искусстве.

В исторической живописи мастеров Раннего Возрождения центральное место заняли батальные сюжеты, полные экспрессии и динамики. Художники не стремились передать подлинный смысл исторического события, их целью было прославление героя и его подвигов. Поэтому многие исторические картины, созданные в этот период, отличаются некоторой условностью, а конкретные сюжеты трактуются как бы вне времени и пространства.

В XV столетии к исторической тематике обращался известный итальянский художник Пьеро делла Франческа. Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»). Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы. Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина». Мастер показал, как к палатке, где спит римский император Константин, в луче лунного света спускается ангел.

Современник Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья, также использовал в своих работах сюжеты из античной истории. Между 1482 и 1492 годами он выполнил цикл из девяти больших полотен под названием «Триумф Цезаря». Но все же в XV столетии широкого распространения исторический жанр не получил.

Стремительная смена событий в Европе XVI–XVII веков (войны, расцвет одних государств и упадок других) усилила интерес к изображению истории в искусстве, а исторический жанр стал преобладать над другими.

Теоретики искусства того времени называли его высоким, призывая художников отдавать предпочтение именно этому жанру.

Дань исторической живописи отдал такой известный художник XVI столетия, как Паоло Веронезе («Александр Македонский и семья Дария», «Аллегория битвы при Лепанто»). События истории Древнего Рима привлекли внимание известного французского мастера XVII века Никола Пуссена, показавшего в своих работах благородных и великодушных героев – Сципиона Африканского, Германика. Пуссен считал, что искусство должно воспитывать, поэтому центральное место в его исторических композициях занимают положительные образы.

В отличие от Пуссена многие живописцы этой эпохи использовали исторические мотивы для прославления правителей своих государств и изображали монархов в образах античных полководцев. Большой популярностью пользовались полотна, показывавшие военные триумфы. Для их авторов главным было восхваление королей и полководцев, а не достоверная и правдивая передача исторического события. Дальнейшее развитие получил в XVII столетии батальный жанр.

Ж. Куртуа. «Кавалерийская схватка»,

ГМИИ, Москва

Сцены военных сражений писали такие французские мастера, как Жак Куртуа («Кавалерийская схватка»), Адам Франс ван дер Мейлен («Кавалерийская стычка»), Жан Батист Мартен («Осада Намюра»).

Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды». Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. Произведение испанского мастера выразило новое, не свойственное ранее европейскому искусству отношение к истории. Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Основная мысль этой картины – противостояние двух типов национальных характеров. «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. История двух государств для Веласкеса – это судьбы всех участников события, от полководца до простого солдата.

Роль исторического жанра в европейском искусстве необыкновенно возросла в XVIII столетии, когда живопись стала выполнять политическую и воспитывающую функции. Огромный вклад в развитие исторического жанра внес знаменитый французский художник Жак Луи Давид. Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи. Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании. Позднее Конвент отметил, что эта картина, показавшая эпизод из истории Древнего Рима, смогла приблизить Французскую революцию.

Новое понимание исторического жанра появилось после создания картины Давида «Смерть Марата» (1793), в которой мастер обращался уже не к античной истории, а к недавним событиям. Написанное по следам убийства знаменитого революционера полотно, проникнутое героическим пафосом и драматизмом, представило эпизод из современной художнику действительности как важное историческое событие. С этого времени исторический жанр начал пополняться сюжетами из современности.

Ж. Б. Мартен. «Осада Намюра»,

ГМИИ, Москва

Подобное явление характерно для живописи XIX века. Например, Франсиско Гойя в своих картинах и офортах показал героизм испанского народа, самоотверженно сопротивляющегося захватчикам, Теодор Жерико представил зрителям современную трагедию («Плот “Медузы”»), Эжен Делакруа воспел революцию, свидетелем которой стал («Свобода, ведущая народ»). Эта линия в развитии исторического жанра наблюдается и в творчестве многих русских художников. Так, наряду с картинами, посвященными далекому прошлому, Илья Ефимович Репин выполнил и ряд полотен, изображавших современные ему события («Не ждали», «Отказ от исповеди»).

Большой популярностью в первой четверти XIX столетия пользовался французский живописец Поль Деларош. Детальная точность в передаче исторических костюмов, интерьеров, занимательность сюжета делали его картины необыкновенно привлекательными для зрителей. Деларош как будто низводил своих героев с пьедестала, на который их возвела история, и приближал к своим современникам («Дети короля Эдуарда IV», 1852).

К историческому жанру обращались многие художники. Так, знаменитый английский пейзажист Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер написал ряд картин на сюжеты античной истории. Его большое полотно «Метель. Переход Ганнибала через Альпы» изображало эпизод войны между Римом и Карфагеном и одновременно являлось откликом на события современности: в 1800 году Наполеон вместе со своим тридцатитысячным войском перешел через Альпы. Тёрнер часто сопровождал свои работы пояснительными надписями, взятыми из стихов Байрона, Мильтона, Томсона. С помощью стихотворных строчек он попытался разъяснить и замысел картины «Метель. Переход Ганнибала через Альпы»: подпись к полотну гласила, что гибельным для карфагенской армии могут быть не только суровые горные вершины, но и «удовольствия и соблазны обычной жизни в плодородных долинах Римской Кампании». Символично то, что это произведение было показано зрителям в 1812 году, когда измученное и сильно поредевшее наполеоновское войско, выбираясь из сожженной Москвы, застряло в заснеженных российских полях.

 

К теме борьбы Рима и Карфагена Тёрнер вновь обратился при создании картины «Упадок Карфагена» (1817), представляющей собой исторический пейзаж в духе Клода Лоррена. Закат, окутавший здания и фигуры людей, символизирует падение Карфагена.

Исторический жанр был необыкновенно популярен в XVIII–XIX веках не только в Европе и в России, но и в Америке. Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («Леонидас II, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). Уэст получил образование в Италии, с 1763 года работал в Лондоне, где стал одним из основателей, а затем президентом Королевской академии художеств. Кроме того, он был историческим живописцем английского короля Георга III. Уэста привлекала не только античность. Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»).

П. Деларош. «Дети короля Эдуарда IV»,

1852, ГМИИ, Москва

В этой картине реальный исторический факт приобретает романтическую окраску. Англичане в современных костюмах и индейцы в экзотических одеяниях помещены автором в классическую композицию. Такие особенности характерны для всей исторической живописи Уэста, снискавшей художнику популярность не только в Америке и Англии, но и в других странах мира. Творчество Уэста оказало огромное влияние на развитие американского искусства.

Дж. М. У. Тёрнер. «Метель.

Переход Ганнибала через Альпы»

Соотечественник и современник Уэста, американский художник Джон Синглтон Копли, перебравшийся в Лондон в 1774 году, также работал в историческом жанре. Прежде популярный портретист, в Англии он увлекся исторической живописью. Одна из самых известных работ Копли – картина «Гибель майора Пирсона».

Живописец показал событие современной истории – восстание англичан, оказавших сопротивление французам, вторгшимся в 1781 году в американский город Джерси.

На полотне изображен один из самых драматичных эпизодов сражения – гибель офицера, отважно защищавшего свою страну. Звучные, чистые цвета костюмов персонажей, развевающихся над их головами флагов, яркие светотеневые эффекты, эмоциональность образов во многом предвосхищают романтическую живопись.

В русской живописи исторический жанр занимал особое место. В Древней Руси культурная жизнь была подчинена церкви, поэтому исторический жанр не существовал в искусстве. Лишь в XI–XII веках появились первые изображения князей, военные подвиги которых вызывали восхищение в народе. В XV столетии были созданы произведения, показывающие батальные сцены. Одна из лучших таких работ – хранящаяся в Русском музее икона «Битва суздальцев с новгородцами». Она повествует о событиях, происходивших в XII веке.

Военно-исторические сюжеты нашли отражение и в древнерусских миниатюрах в Кенигсбергской (XV век), Никоновской (XVI век), Кунгурской (XVII век) летописях.

В начале XVIII столетия появилась картина на батально-исторический сюжет – икона «Осада Тихвинского монастыря шведами в 1613 году». С этого времени художники в России начали создавать исторические композиции, используя темы из русской и античной истории, библейские и евангельские легенды, мифологические мотивы. Именно так в то время понимали исторический жанр.

Мастера исторического жанра в начале XVIII века стремились возвеличить конкретную личность, поэтому остальные персонажи представляли собой лишь фон для наиболее выгодного показа главного героя.

В 1757 году в Петербурге была создана Академия художеств, призывавшая живописцев обратиться к историческому жанру и изображать «историю своего отечества и лица великих в оном людей».

Б. Уэст. «Уильям Пенн подписывает договор

с индейцами», 1771–1772, Пенсильванская

академия художеств, Филадельфия

Дж. С. Копли. «Гибель майора Пирсона»,

1782–1784, Галерея Тейт, Лондон

Т. Г. Назаренко. «Казнь народовольцев», 1969–1973, Третьяковская галерея, Москва

В первой четверти XIX века интерес к истории значительно усилился, что было связано главным образом с Отечественной войной 1812 года.

Писатели, ученые, художники стремились осмыслить истоки героизма русского народа, победившего сильную и хорошо оснащенную армию Наполеона.

С этих пор в исторической живописи стали преобладать произведения на темы русской и зарубежной истории, а религиозные, мифологические и античные сюжеты заняли второстепенное место.

Во второй половине XIX века мастера исторического жанра начали изображать не только события прошлого, но и важные моменты современной жизни. С течением времени эти картины, показавшие драматические конфликты, свидетелями которых являлись живописцы, превратились в художественные документы, бесценные для следующих поколений.

К концу XIX столетия исторический жанр расширился, включив в себя такие разновидности, как историко-бытовой, исторический портрет, исторический пейзаж и т. д.

Они настолько тесно взаимосвязаны между собой, что порой трудно отличить одну жанровую разновидность от другой.

Интерес к историческому жанру не угас и в XX веке. Время войн, социальных потрясений и революций отразилось в живописи многих художников. Огромную роль историческая живопись играла в России – стране трех революций. Появился новый, историко-революционный, жанр, дань которому отдали многие известные мастера. В наше время история по-прежнему волнует живописцев. К ее темам обращаются современные художники, по-разному трактуя сюжеты о событиях прошлого (Т. Г. Назаренко, И. С. Глазунов и др.).

Историческая живопись эпохи Возрождения

В период Средневековья право на существование имели лишь произведения, основанные на библейских и евангельских сюжетах.

Поэтому исторический жанр, зародившийся еще в античности, был полностью забыт.

И только в XIV столетии, когда ренессансные настроения проникли в искусство многих европейских государств, историческая живопись вновь возродилась к жизни. Большой популярностью пользовался батальный жанр. Он был настолько интересен для художников XV–XVI веков, что к нему обращались мастера, которые работали в других жанрах.

Среди них – представитель флорентийской школы, итальянский фрескист Паоло Уччелло и немецкий живописец Альбрехт Альтдорфер, прославившийся своими пейзажами.

Паоло Уччелло(1397–1475)

Познавая законы перспективы, Уччелло мог неделями не выходить из дома. Его талант делал художника довольно популярным, но из-за своего поведения он был еще более бедным. Вместо того чтобы выполнять крупные и хорошо оплачиваемые заказы, которые он регулярно получал, Уччелло до бесконечности рассматривал шары с семьюдесятью двумя гранями и другие необычные предметы. Его друг, скульптор Донателло, приходя к художнику, глядел на его причуды и говорил: «Эх, Паоло, из-за этой твоей перспективы ты верное меняешь на неверное…»

Итальянский художник Паоло Уччелло (настоящее имя Паоло Доно) родился во Флоренции. Учиться ремеслу художника он начал очень рано – уже в возрасте десяти лет Паоло поступил помощником в мастерскую скульптора Л. Гиберти. Но мальчика больше интересовала не скульптура, а живопись. Через восемь лет он покинул мастер-скую и был принят в цех живописцев.

К этому же времени относится его первая живописная работа, сохранившаяся до наших дней, – картина, выполненная в технике фрески, «Табернакля Липпи и Мачо» (1416, Уффици, Флоренция). Остальные известные произведения мастера относятся к более позднему, зрелому периоду его творчества.

П. Уччелло. «Битва при Сан-Романо»,

1456, Уффици, Флоренция

В 1425 году Уччелло переехал в Венецию, где жил и работал в течение пяти лет. По всей видимости, в эти годы он не прекращал писать, однако ни одна из работ того периода не сохранилась. Есть сведения, что он принимал участие в выполнении мозаичных картин, украшавших фасад собора Сан-Марко.

Вернувшись во Флоренцию, Уччелло практически сразу получил заказы. В частности, им были выполнены росписи двора Кьостро Верде («История Адама и Евы», ок. 1430, монастырь Санта-Мария Новелла, Флоренция).

После возвращения в родной город Уччелло присоединился к кругу выдающегося архитектора периода Возрождения – Филиппо Брунеллески – и вместе с ним увлекся идеей перспективы, которая стала его самой большой страстью на долгие годы. Создавая свои картины, он уделял перспективе наибольшее внимание, и от этого немного проигрывали сами предметы, которые он с такой старательностью размещал на полотне.

В жизни мастера бывали периоды, когда он по нескольку дней или недель не выходил из дома, изучая законы перспективы. Таким образом он в совершенстве овладел способом изображения зданий по планам и разрезам, нанося на бумагу или полотно линии, расстояние между которыми постепенно сокращалось, в результате чего линии сходились в одной точке. Непрерывно практикуясь, Уччелло научился правильно размещать человеческие фигуры, животных и другие элементы композиции, сильно опередив в этом отношении других художников того времени.

В 30-х годах XV столетия Уччелло получил крупный заказ на выполнение нескольких фресок для украшения собора Санта-Мария дель Фьоре. В 1436 году он закончил фреску «Кондотьер Джованни Акуто».

Она была посвящена англичанину Джону Хоквуду, который в XIV веке командовал армией флорентийцев в войне против Милана. Фреска украшала фасад собора, а позднее была перенесена на его внутреннюю стену. Художник изобразил военачальника в профиль, верхом на коне. При выполнении этого заказа он использовал технику кьяроскуро, благодаря чему при взгляде на фреску зрителям казалось, что фигура объемна.

В 1440 году Уччелло создал фресковый цикл «История святых» для украшения двора и церкви Сан-Миньято, а через три года расписал циферблат церковных часов собора Санта-Мария дель Фьоре. В том же 1443 году мастер превосходно выполнил необычный заказ – два больших витража, также для собора Санта-Мария дель Фьоре. На стенах госпиталя Сан-Мартино алла Скала сохранились фрагменты фрески «Рождество» (1446).

Художник часто общался с Донателло, который являлся его другом. В 1445–1446 годах Уччелло даже жил в Падуе в мастерской скульптора и помогал ему в работе над конной статуей Гаттамелаты. В это же время он выполнил большую фреску «Гиганты» в Каза Виталиани, которая до наших дней не сохранилась.

В начале 50-х годов, когда художнику было уже за пятьдесят, направление его творчества изменилось. Он перестал выполнять заказы на фрески и начал создавать картины на светские сюжеты, предназначенные для украшения не церквей, а дворцов. Для некоторых картин Уччелло выбирал религиозные или мифологические сюжеты («Битва св. Георгия с драконом», ок. 1456, Национальная галерея, Лондон; вариант – ок. 1456–1460, Музей Жакмар-Андре, Париж). На картине «Охота» (ок. 1460, Музей Ашмолеан, Оксфорд) показана чисто светская сценка.

Самой известной и интересной из работ этого периода является триптих «Битва при Сан-Романо» (1456, Уффици, Флоренция). Его заказал Козимо Медичи для украшения своего дворца. Эту картину с полным правом можно отнести к историческим, несмотря на то что первым художником, работавшим в этом жанре, официально считается Веласкес.

 

Уччелло изобразил на полотне один из последних эпизодов войны Флоренции и Милана, произошедший 1 июля 1432 года. На рассвете кондотьер Никколо да Толентино опередил основное войско с отрядом, состоящим всего из двадцати всадников. Думая, что дорога свободна, воины быстро мчались вперед и неожиданно столкнулись с многочисленным войском города Сиены, который воевал на стороне Миланского герцогства. Битва произошла в долине реки Арно около укрепления Сан-Романо. Кондотьер и его воины мужественно сражались с сиенцами в течение восьми часов, после чего подоспела основная армия Флоренции, ударила с тыла и разгромила врагов.

Не стремясь показать всю битву, художник выбрал три сцены, которые посчитал самыми интересными и важными. Во дворце Медичи картины висели на одной стене, разделенные только узкими пилястрами (вертикальными выступами на поверхности стены). Они не составляли единого изображения, но тем не менее смотрелись гармонично.

На центральной картине изображен самый захватывающий момент битвы – схватка воинов да Толентино с врагами. В центральной части полотна мастер поместил кондотьера на белом коне, за ним – пажа со знаменем и воинов в латах, с копьями в руках. Один из латников, уже поверженный, лежит на земле. Справа наступают, размахивая оружием, сиенцы. На заднем плане, в перспективе, виднеется пейзаж – поля и люди в ярких разноцветных одеждах с копьями, больше похожие не на воинов, а на участников турнира.

«Битва при Сан-Романо» считается одним из самых лучших произведений мастера. Среди остальных его работ имеются истории с животными, выполненные художником по заказу Медичи. Известно, что из всех животных художник наиболее любил птиц и прилагал очень много усилий, чтобы изобразить их как можно лучше. Благодаря этому он и получил свое прозвище, Уччелло, что в переводе с итальянского означает «птица».

Паоло Уччелло умер во Флоренции. Сегодня его картины выставляются в самых знаменитых музеях мира: в парижском Лувре, Лондонской национальной галерее, флорентийской Уффици и т. д.

fictionbook.ru

Картины исторического жанра

Картины художников исторического жанра!

Картины художников на исторические темы!

 

Картины исторического жанра, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами - бытовым жанром, батальным и другими.Исторический жанр. Картины исторического жанра пользуются популярностью у любителей живописи.Исторический жанр. Картины исторического жанра многообразны.картины исторического жанра имеют мощный потенциал, его разнообразие обусловлено историей и историческим прошлым народов земли.Исторический жанр развивается на стыке реалистического и фантастического направлений.Реализм в картинах исторического жанра обусловлен конкретной сюжетной историей и исторической привязкой к реальным событиям нашего прошлого.Фантастическое направление в картинах исторического жанра обусловлено отдаленностью во времени, изображаемых на картине исторического жанра событий, и изображением их с примесью личной фантазии автора.Исторический жанр. Картины, написанные в жанре исторической живописи очень интересны, хотя и не всегда достоверны с точки зрения науки истории.Примеры возможных сюжетов картин исторического жанра.Исторический жанр. Картина историческое событие.Исторический жанр. Картина исторический пейзаж.Исторический жанр. Картина историческое сражение.Исторический жанр. Картины с историческими сюжетами российской истории.Исторический жанр. Историческая картина казни народного героя и бунтаря Емельяна Пугачева.Исторический жанр. Историческая картина покорение Ермаком Сибири.Исторический жанр. Картины в жанре исторического портрета.Исторический жанр. В галерее современных художников всегда много картин исторического жанра. Приобретайте картины, написанные современными художниками в историческом жанре.Картины исторического жанра напомнят вам о прошлом и помогут серьезнее отнестись к событиям, происходящим с нами здесь и сейчас.Картины исторического жанра воспитывают у нас уважение к истории и людям, которые делали эту историю.Исторический жанр. История. Прошлое. Люди прошлого. Картины исторического жанра сохраняют память о героях прошлого и простых людях, которые совершили для нас настоящий подвиг. Эти простые люди своим незаметным трудом создали для нас основу современной индустриальной жизни, дали нам возможность иметь больше личных свобод, расширили наши возможности и горизонты.Исторический жанр. Картины исторического жанра. В галерее современных художников всегда много картин исторического жанра. Приобретайте картины, написанные современными художниками в историческом жанре.Мы принимает заказы на написание картин исторического жанра!Заказывайте картины исторического жанра! Вы внесете личный вклад, возможно даже больше ожидаемого, в развитие современной российской исторической живописи!Закажите картину исторического жанра, и Вы примете самое непосредственное участие в создании новой интересной картины исторического жанра и развитии современной исторической живописи!

 

 

 

Заказать икону

Картины на заказ - Скульптуры на заказ - Иконы на заказ - Заказать картину Заказ картин - Заказ икон - Заказ скульптур - Заказать скульптуру

 

www.picture-russia.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта