Что смотреть на выставке «Легенды Монпарнаса»: 7 редких картин Модильяни, Сутина и других. Модильяни картины смотреть


Гений с трагической судьбой. Художник Амедео Модильяни / Amedeo Modigliani (Италия-Франция, 1884-192

 

Столько о нем уже написано, кажется, и добавить нечего. Но попалась на глаза книга Ильи Эренбурга "Люди, годы, жизнь" с воспоминаниями об этом гениальном непризнанном при жизни художнике с трагической судьбой, и захотелось собственный пост посвятить его неподажаемому творчеству.

Предлагаю вашему вниманию отрывки из книги и отобранные на свой вкус из огромного количества женские портреты Модильяни. Конечно же, открывают подборку несколько очаровательных образов Жанны Эбютер (а всего их - 25), которая стала последней настоящей любовью мастера, его музой и женой, что не смогла пережить своего обожаемого Амедео даже на два дня.

_______________

 

Человеческое лицо - наивысшее создание природы.Для меня это неисчерпаемый источник.

Амедео Модильяни

Сидящая Жанна Эбютерн. 1918

Carlos Santana - I love you too much

Из него сделали героя ходкого фильма, написали о нем несколько пошлых романов. Герой фильма и романов - это Модильяни в минуту отчаяния, безумия. Но ведь Модильяни не только пил в «Ротонде», не только рисовал на бумаге, залитой кофе, он проводил дни, месяцы, годы перед мольбертом, писал маслом ню и портреты.

Так создалась легенда о голодном, беспутном, вечно пьяном художнике, о последнем представителе богемы, который в редкие часы между двумя попойками писал своеобразные портреты, умер в нищете, а после смерти стал знаменитым. Все здесь правда, и все ложь.

Портрет Жанны Эбютерн. 1918

Правда, что Модильяни голодал, пил, глотал зернышки гашиша; но объяснялось это не любовью к распутству или к «искусственному раю». Ему вовсе не хотелось голодать, он ел всегда с аппетитом, он и не искал мученичества. Может быть, больше других он был создан для счастья. Он не начал с гашиша…

Конечно, он мог бы писать портреты, которые нравились бы и критикам и заказчикам; у него были бы деньги, хорошая мастерская, признание. Но Модильяни не умел ни лгать, ни приспосабливаться; все встречавшиеся с ним знают, что он был очень прямым и гордым.

Жанна Эбютерн в шляпе. 1919

Я видел его в тяжелые дни и в дни просветов; видел спокойным, чрезвычайно вежливым, гладко выбритым, с бледным, чуть голубоватым лицом, с мягкими, ласковыми глазами; видел и неистового, обросшего черной щетиной - этот Модильяни пронзительно вскрикивал, как птица; может быть, как альбатрос...

Жанна Эбютерн в шляпе и с ожерельем. 1917

Он был красив; женщины на него заглядывались; красота его мне всегда казалась итальянской. Он был, однако, сефардом - так называют потомков евреев, которые после изгнания из Испании поселились в Провансе, в Италии, на Балканах.

Он мне рассказывал, что его дедушка был римлянином, хотел разводить лозу и купил маленький участок; но по закону евреям было запрещено владеть землей; рассердившись, дед перекочевал в Ливорно, где с давних пор проживало много еврейских семейств.

Портет Жанны Эбютерн. 1919

Познакомился я с Модильяни в 1912 году; он уже был старым парижанином. При одной из первых встреч он нарисовал мой портрет; все нашли его очень похожим. Потом он часто меня рисовал; у меня была папка с его рисунками.

(Летом 1917 года я с группой политических эмигрантов возвращался в Россию. В Англии нам объявили, что нельзя вывозить ни рукописей, ни рисунков, ни картин, ни даже книг. Я отобрал то ценное, что у меня было,- натюрморт Пикассо, «Эду» Баратынского с его надписью, рисунки Модильяни - и оставил чемоданчик на временное хранение в посольстве Временного правительства. Правительство действительно оказалось временным, а чемодан пропал навсегда.)

Портрет Жанны Эбютерн в широкополой шляпе, 1918-19

Комната, где живет Анна Андреевна Ахматова, в старом доме Ленинграда, маленькая, строгая, голая; только на одной стене висит портрет молодой Ахматовой - рисунок Модильяни. Анна Андреевна рассказывала мне, как она в Париже познакомилась с молодым чрезвычайно скромным итальянским юношей, который попросил разрешения ее нарисовать. Это было в 1911 году. Ахматова еще не была Ахматовой, да и Модильяни еще не был Модильяни. Но в рисунке (хотя по манере он отличается от более поздних рисунков Модильяни) уже видны точность линий, их легкость, поэтическая убедительность.

Голубоглазая женщина (Жанна Эбютерн), 1919

Меня всегда удивляла его начитанность. Кажется, я не встречал другого художника, который так любил бы поэзию. Он читал на память и Данте, и Вийона, и Леопарди, и Бодлера, и Рембо. Его холсты не случайные видения - это мир, осознанный художником, обладавшим необычайным сочетанием детскости и мудрости. Когда я говорю «детскость», я, конечно, не думаю об инфантильности, о естественном неумении или нарочитом примитивизме; под детскостью я понимаю свежесть восприятия, непосредственность, внутреннюю чистоту.

Удивительно, что различные модели Модильяни схожи между собой; их объединяет не затверженная манера, не внешние приемы письма, а мироощущение художника-  все они похожи на обиженных детей, хотя у некоторых бороды или седые волосы. Мне думается, что жизнь представлялась Модильяни огромным детским садом, устроенным очень злыми взрослыми.

Портрет Жанны Эбютерн в синем кресле. 1918

Недавно я прочитал в газете, что небольшой портрет работы Модильяни был продан на аукционе в Америке за сто тысяч долларов. За всю свою жизнь Модильяни не израсходовал и четверти этой суммы. Сколько раз я видел, как старая Розали, владелица крохотной итальянской харчевни на улице Кампань-Премьер, получала от Модильяни рисунок за кусок мяса или за порцию макарон; она не хотела брать, но он настаивал - он не нищий; и Розали, глядя на листочки бумаги, испещренные тонкими разорванными линиями, горестно вздыхала: «Бог ты мой…»

Кристина. 1916

Биографы отмечают, что 1914 год был для Модильяни удачным: он нашел торговца картинами Зборовского, который сразу понял и полюбил его работы. Но Зборовский сам был неудачником: молодой польский поэт приехал в Париж, мечтал о рейсе на волшебную Цитеру и оказался на мели - перед чашкой кофе в «Ротонде». Денег у него не было; он жил с женой в маленькой квартире; Модильяни там часто работал. А Зборовский брал под мышку его холсты и с утра до ночи рыскал по Парижу, тщетно пытаясь соблазнить работами итальянского художника настоящих торговцев картинами.

Портрет мадам Рейнуар. 1916

Модильяни порой овладевали беспокойство, ужас, гнев. Помню ночь в захламленной мастерской; было много народу - и Диего Ривера, и Волошин, и натурщицы. Модильяни был очень возбужден. Его подруга Беатрис Хестингс говорила с резко выраженным английским акцентом: «Модильяни, не забывайте, что вы джентльмен, ваша мать - дама высшего общества…» Эти слова действовали на Моди, как заклинание; он долго сидел молча; потом не выдержал и начал ломать стену; расковырял штукатурку, пробовал вытащить кирпичи. Его пальцы были в крови, а в глазах было такое отчаяние, что я не выдержал и вышел на грязный двор, заваленный обломками скульптуры, битой посудой, пустыми ящиками.

Луния Чеховская, левая рука на щеке. 1918

В годы войны он часто приходил вечером в столовку, где ужинали художники; сидел на ступеньке внутренней лестницы; иногда декламировал Данте, иногда говорил о бойне, о гибели цивилизации, о поэзии, обо всем, кроме живописи.

Когда пришли первые известия о революции в России, Моди прибежал ко мне, обнял меня и начал восторженно клекотать (порой я не мог понять, что именно он говорит).

Портрет женщины с черным галстуком. 1917

В «Ротонду» стала приходить молоденькая девушка Жанна, похожая на школьницу; у нее были светлые глаза, светлые волосы, она робко поглядывала на художников. Говорили, что она учится живописи. Незадолго до моего отъезда в Россию я увидел на бульваре Вожирар Модильяни с Жанной. Они шли, взявшись за руки, и улыбались. Я подумал: наконец-то Моди нашел свое счастье…

Жермен Сюрваж с серьгами. 1918

Я приехал снова в Париж в мае 1921 года. Мне стали поспешно рассказывать все новости. «Как, ты не знаешь, что Модильяни умер?..» Я ничего не знал о друзьях по «Ротонде». Моди всегда кашлял, мерз; открылся процесс в легких; организм был истощен. Он умер в госпитале в начале 1920 года. Жанны на кладбище не было; когда друзья после похорон вернулись в «Ротонду», они узнали, что час назад Жанна выбросилась из окна. Осталась маленькая дочь Моди - тоже Жанна.

Мадам Рени Кислинг, ок.1916

Вот и все. Похоронили Модильяни в складчину. Год спустя в Париже открылась выставка его работ. О нем писали книги; на его картинах наживались. Впрочем, это настолько обычная история, что о ней не стоит много говорить…

Ritratto di Dèdie, 1918

В различных музеях мира - в Нью-Йорке и в Стокгольме, в Париже и в Лондоне - я встречался с Модильяни. Он писал иногда ню, но большинство его работ - портреты. Он создал множество людей; их печаль, оцепенение, их затравленная нежность и обреченность потрясают посетителей музея.

Лолотт (Голова женщины в шляпе). 1916

Может быть, иной ревнитель «реализма» скажет, что Модильяни пренебрегал природой, что у женщин на его портретах чересчур длинные шеи или чересчур длинные руки. Как будто картина - это анатомический атлас! Разве мысли, чувства, страсти не меняют пропорций? Модильяни не был холодным наблюдателем; он не разглядывал людей со стороны, он с ними жил.

Это портреты людей, которые любили, томились, страдали; и даты - не только вехи пути художника, это вехи века: 1910 - 1920. Смешно говорить, что Модильяни не знал, сколько позвонков приходится на шею,- он этому учился много лет в художественных училищах Ливорно, Флоренции, Венеции.

Женщина с ожерельем

Холсты Модильяни о многом расскажут последующим поколениям. А я гляжу, и передо мной друг моей далекой молодости. Сколько в нем было любви к людям, тревоги за них! Пишут, пишут - «пил, буянил, умер»… Не в этом дело. Дело даже не в его судьбе, назидательной, как древняя притча.

Его судьба была тесно связана с судьбами других; и если кто-нибудь захочет понять драму Модильяни, пусть он вспомнит не гашиш, а удушающие газы, пусть подумает о растерянной, оцепеневшей Европе, об извилистых путях века, о судьбе любой модели Модильяни, вокруг которой уже сжималось железное кольцо.

Портрет Лунии Чеховской. 1918

Лолотт. 1916

Рыжеволосая девушка в вечернем платье, 1918

Рыжеволосая девушка с кулоном

Анна Зборовская. 1917

Портрет мадам Л. 1917

Молодая девушка с розой, 1916

Анна Зборовская. 1917

Женщина в белом пальто. 1917

Портрет Лунии Чеховской. 1919

Портрет Торы Дардель (Клинковстром). 1919

Красивая булочница. 1916

Молодая женщина в желтом платье (Мадам Модо). 1918

Портрет госпожи ван Мейден. 1916-17

Цыганка с ребенком. 1919

Эльвира с белым воротничком. 1918

Бюст обнаженной. 1915

Обнаженная, сидящая на диване. 1918

Обнаженная блондинка. 1917

Сидящая обнаженная, 1917

Молодая женщина в рубашке (Маленькая доярка)

Лежащая обнаженная с голубой подушкой. 1917

Лежащая обнаженная. 1917

Обнаженная с согнутой правой рукой. 1919

Обнаженная, смотрящая за свое правое плечо. 1917

Обнаженная на кушетке (Аламоса). 1916

Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова). 1911

_______________

 

Ты сидел на низенькой лестнице,

Модильяни.

Крики твои - буревестника,

Улыбки - обезьяньи.

А масляный свет приспущенной лампы,

А жарких волос синева!..

И вдруг я услышал страшного Данта -

Загудели, расплескались темные слова.

Ты бросил книгу,

Ты падал и прыгал,

Ты прыгал по зале,

И летящие свечи тебя пеленали.

О безумец без имени!

Ты кричал: «Я могу! Я могу!»

И четкие черные пинии

Вырастали в горящем мозгу.

Великая тварь -

Ты вышел, заплакал и лег под фонарь.

И. Эренбург, 1915

Автопортрет. 1919

"Люди, годы, жизнь"

Сайт о Модильяни

 

kolybanov.livejournal.com

7 редких картин Модильяни, Сутина и других

В Музей Фаберже привезли полотна Модильяни, Сутина и других художников «Парижской школы» из коллекции мецената Йонаса Неттера — более 70 лет она была недоступна широкому зрителю. Рассказываем о семи картинах стартующей с 25 ноября экспозиции, перед которыми стоит задержаться подольше.

Андре Дерен  «Большие купальщицы»

Под лейблом «Парижской школы» объединяют очень разных художников между условными импрессионизмом и сюрреализмом, связанных зачастую лишь тусовочными связями. Картины Дерена, прожившего долгую и в целом благополучную жизнь (в сравнении с судьбами сверстников), — пример такой эклектики: буйство фовизма, намеки на мрачность экспрессионизма, отдаленное влияние всегда стоявшего особняком Пикассо.

Амедео Модильяни «Эльвира с белым воротничком»

Главными хитами выставки станут полотна Модильяни — романтической легенды, нищего рыцаря прекрасного, сердцееда (возможно, прототипа «сероглазого короля» из экстатической оды Анны Ахматовой, с которой у художника был короткий роман в 1910-м), вздорного психопата и создателя особого художественного метода, который искусствоведы не в состоянии отчетливо идентифицировать ни с одним из модернистских течений. Итальянский по происхождению гений работал как одержимый, оставив сотни картин, рисунков и скульптур, однако наиболее известны и прославлены портреты женщин, которые у Модильяни одновременно земные печальные создания и существа из сновидений с по-лебединому длинными шеями.

Амедео Модильяни «Портрет Жанны Эбютерн»

В числе множества женских образов Модильяни особое и зловещее место занимает его последняя муза и жена. С девятнадцатилетней Жанной Эбютерн художник (старше ее на полтора десятка лет) познакомился во время карнавала в марте 1917 года. Модильяни к тому времени жил в привычной нищете, но его психическое состояние (сегодняшние специалисты заочно ставят ему диагноз «биполярное расстройство») уже было плачевным, подтачиваемым к тому же алкоголем, морфием и кокаином. Жуткий финал «самой романтической любви на Монпарнасе» укладывается в формулу «жили недолго, умерли в один день». Почти. 24 января Амедео умер от туберкулезного менингита в клинике для бедных, на следующий день Жанна, оставив маленькую дочь, выбросилась из окна.

Хаим Сутин «Автопортрет»

Самый витальный, безумный и гениальный французский экспрессионист родом из еврейского местечка в Белоруссии. Биография Сутина тянет на полноценный сериал: тотальная бедность по приезде в Париж (по легенде он писал картины голым не из эксцентричности, а просто потому, что единственный комплект одежды было боязно испачкать краской), громкий успех в 1920-х, когда благодаря американским коллекционерам его работы стали продаваться, творческий кризис в период торжества сюрреалистов, скоропостижная смерть: художник умер в неполные пятьдесят от перитонита, скрываясь в траурном катафалке от хозяйничающих во Франции нацистов.

Хаим Сутин «Бычья туша»

Прижизненную славу Сутину принесли изображения тел животных, подсказанные, как говорил художник, «Освежеванным быком» Рембрандта. Сутин купил тушу на скотобойне и подвесил ее в своей мастерской. Художник, известный перфекционизмом, работал медленно, и вонь стала настолько невыносимой, что соседи пожаловались в санитарную службу. В 2007 году картина была продана на аукционе Christie’s за 14 миллионов долларов.

Моисей Кислинг «Мужской  портрет» (Йонас Неттер)

Выходец из еврей ского штетла в Австро-Венгрии Кислинг приехал в Париж в начале 1910-х, поселившись в знаменитом общежитии Бато-Лавуар на Монмартре. Среди множества портретов и ню Кислинга на выставке покажут портрет покровителя и «продюсера» этого круга художников. Предприниматель и коллекционер родом из Эльзаса в середине 1900-х заинтересовался новым «диким» поколением живописцев, тусовавшихся в кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас. Именно Неттеру обязаны первыми выставками, вниманием прессы и просто деньгами на жизнь Модильяни, Сутин и другие необузданные гении той парижской поры.

Морис Утрилло «Церковная площадь в Монманьи»

Родившийся в богемной среде (мать — натурщица и художница Сюзанна Валадон), Утрилло был «ребенком Монпарнаса» со всеми вытекающими последствиями: пристрастие к алкоголю привело к серьезным проблемам со здоровьем уже в шестнадцать лет. В творчестве его мятежный дух почти не отразился: умиротворенный и даже консервативный в своих пейзажах, он продолжил живописную традицию импрессионистов.

Выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» с 25 ноября по 25 марта в Музее Фаберже.

Текст: Артем Лангенбург

www.sobaka.ru

Итальянские искусствоведы не подтвердили подлинность большинства картин Модильяни на большой выставке в Генуе

В итальянской Генуе скандал вокруг выставки Модильяни в знаменитой галерее Палаццо Дукале достиг своего пика. Из 30 представленных на ней полотен великого художника 20 признаны копиями. Экспертиза длилась долгие месяцы, подлинность картин определяли самые опытные искусствоведы. Если бы не один из коллекционеров, который первым заподозрил неладное, вероятно, обман так бы и не вскрылся.

Самое сердце культурной Генуи — знаменитый Дворец дожей. Без малого год назад в Палаццо Дукале, по бельэтажу которого на саммитах прошли все ведущие политики мира, с помпой открылась выставка картин Модильяни. Восторгов тогда было хоть отбавляй.

«Великий Модильяни! Не авангардист, не футурист или кубист, и не фовист и даже не сюрреалист. Потрясающий художник, которого я не смогу даже поставить в ряд с другими гениями», - говорил тогда куратор выставки Стефано Цуффи.

Без малого год итальянцы, а вместе с ними тысячи ценителей высокого искусства тянулись сюда со всех уголков света за эстетическими переживаниями. Как заявляли устроители экспозиции, гости знакомились с близким кругом художника. Тридцать известных картин с богатой историей, женщины Модильяни, которыми ценители заполняли целые колонки специальных изданий. Вся эта благородная патина слетит через секунду, когда заговорит обычный полицейский.

«Эта картина — подделка, а самого Модильяни очень легко подделать. При этом, конечно же, художник знаковый. Именно поэтому он привлекает черный рынок. Если бы все подделки писал сам Модильяни, про него можно было бы легко сказать, что работал он больше всего уже мертвым. Вот уж действительно «проклятый», - рассказал капитан полиции Фабио Кастанья.

Модильяни называют «Проклятым» из-за тяжелой судьбы его друзей, которых он и писал. Хаим Сутин и Моисей Кислинг – друзья, но с картин глядят подделки. Эхом проклятие коснулось всей экспозиции — только девять портретов оказались подлинниками. Карабинеры осадили Дворец дожей, и картины одна за другой полетели со стен дворца искусств, и не только Модильяни.

«Это поддельный Пикассо. Работа решена в правильных формах, тонах и цвете. Подпись впечатляюще близка к оригиналу, но если присмотреться, все же становится ясно, топорно написано, грубовато», - говорит капитан полиции Никола Кандидо.

Никола Кандидо — капитан специального отряда полиции, возглавляет отдел, который занимается подделками. К этому часу комната с уликами легко сравнится с любой галереей мира. Тут и Уорхол и Босх, на стеллажах – тысячи скульптур, чаш и украшений изо всех исторических эпох, а точнее, их копии, найденные по всей Италии. В полиции заявляют, что в итоге все это будет уничтожено. Сгорит и «Портрет Хаима Сутина», подделка, вызывавшая столько восторга у ценителей Модильяни.

www.1tv.ru

Модильяни (2004) - смотреть онлайн

djoni3 • 29.06.2018 в 18:25 • Положительный

Когда узнаю вашу душу,тогда и нарисую ваши глаза..Мне известно имя этого художника,знаю его работы.но ничего не знал о его личной жизни.Я бы подставил под большое сомнение что это кино-автобиографическое,доля вымысла все же в нем есть.Фильм поставлен безупречно,ведь просто показать художника-неудачника,пьяницу и дебошира,ведущего разгульный образ жизни-это очень легко,а вот представить все это как бы изнутри,заставить зрителя два часа прожить жизнью главного персонажа-вот это действительно большой труд.Меня в этом фильма увлекла больше любовная тема,а именно взаимоотношения Амадео и Жанны,чем какое то непонятное соперничество с Пикассо,да и это громко сказано,представители разных стилей,скорей всего дело в банальной зависти.Финал этого фильма меня заставил пересмотреть свое отношение к главным героям,особенно к Жанне..Женщины,вы действительно любите мерзавцев?Вы любите с трудом добиваться любимого мужчины,а то что само в руки идет-как бы не интересно.В этом фильме-как раз такой случай!Ну ответьте мне-чего она в нем нашла?Ну ладно любовь,даже после таких "нежных" слов что он местами ей говорит,она готова бросить все-только что бы быть вместе с ним,но ее поступок в финале,для меня он не имеет никаких оправданий,перечеркнул все-это уже не любовь,это маниакальность.А Модильяни молодец,его жизненный принцип-моя жизнь,как хочу так и живу,что хочу так и делаю,отвалите все от меня!(это в фильме).Я поклонник творчества Пикассо,но меня обидели,кто этот напыщенный иранский индюк-великий художник?Но в фильме он-друг,враг,соперник и конкурент? Смотрел на него с трудом,и эта непонятная поездка к Ленуару,какой в ней смысл?Что бы доказать что Модильяни немного сумасшедший?Или это попытка его образумить?Но по любому фильм хорош,актерская игра на высоком уровне,а какая музыка..Мне очень запомнился эпизод где художники рисуют картины,потрясающе снято.Но и сами картины,разговор особый,когда открыли полотно с картиной Модильяни,эмоций-полная коробочка.Финал очень плакательный,настоящая драма.Многое в жизни происходит не так как мы хотим.. P.S Я видел однажды, как он танцует перед статуей Бальзака. Такое красивое лицо, плавные жесты. Как будто музыка звучала у него в голове...

my-hit.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта