Заказать портрет в Иркутске. Портрет по фото. Картины иркутска
Портреты и шаржи по фотографии в Иркутске
Желания сбываются, если в это сильно верить, но в данном случае, мастера своих рук превратят ...
Июн 26
22 0 Портрет в стиле Touch Art, Портрет на холсте, Цифровая живописьОтличным и стильным украшением любого интерьерного решения станут картины на дереве. Созданные ...
Июн 15
24 0 Портрет на деревеЕсли вы задались вопросом Что подарить на новый год, день рождения, юбилей, годовщину свадьбы ...
Ноя 20
284 0 Портрет в стиле Art BrushЕсли вы считаете, что запечатлеть человека в определенном возрасте на долгие годы может только ...
Ноя 07
247 0 Портрет на холсте, Портрет по фото, Стилизация под живописьВсе мы любим красоту и эстетику. Создание уюта и атмосфера прекрасного делают людей ...
Авг 04
438 0 Портрет масломЖелающим удивить своих близких, знакомых, преподнести необычный памятный подарок, такую ...
Июн 12
350 0 Портрет в стиле Flash ArtАпр 14
364 0 Портрет в стиле Touch ArtПодобрать идеальный подарок на годовщину свадьбы всегда очень сложно. Нужно подыскать ...
Мар 21
712 0 Шарж пастелью (стилизация), Шарж по фотоВ жизни каждого мужчины есть свои любимые женщины. День рождения, совершеннолетие, 8 марта – ...
Фев 27
405 0 Портрет в стиле ГРАНЖ
| На БайкалИркутская область |
www.pribaikal.ru
Портрет по фото на заказ
Портрет по фото на заказ
Ищем посредников!
В мастерской Художник можно сделать портрет по фото на заказ в Иркутске недорого
Наши цены начинаются от 1100 рублей
Мечтаете
- О своем нарисованном портрете?
- Сделать яркий подарок на свадьбу или день рождения? Своему боссу?
- Декорировать свой дом портретами детей или родителей?
Нет ничего проще! Мы поможем вам не только нарисовать портрет но и оформить ваш эксклюзивный подарок в раму!
мастерская Художник предлагает:
услуги по написанию портретов на холсте с фотографии.
Условия
Необходимо внести невозвратную предоплату на изготовление эскиза дизайнером (2000 руб.), в случае заказа фотомонтажа - предоплата 100%
Техника исполненияМасло, холст. Итальянский холст, яркие натуральные краски. Принимаются заказа как по России так и за рубежом.
ЦеныБюджетные варианты:
А4, бумага, фоторамка, 5000 руб.
Фотомонтаж - от 5 000 руб. А3 (30х40 см) и от 1100 руб. А4 (21х30, на фотобумаге, фоторамка под стеклом)
Другие решения
- 30 х 45 см - 9 000 руб. (с подрисовкой)
- 40 х 50 см - 15 000 руб. (живопись)
- 60 х 50 см - 30 000 руб.
- 70 х 50 см - 50 000 руб.
Парадный портрет - от 70 000 руб., 60 х 80 см.
Заказы выполняются маслом на холсте, портреты карандашом не делаем! Работаем как по России так и с иностранцами. Итальянский холст, яркие натуральные краски.
Сроки выполнения - от нескольких дней до месяца, всё зависит от сложности заказа.
Портрет по фото на заказ - это лицо человека, вписанное в знаменитую картину, или лица любящих друг друга людей, которые с нежностью смотрят друг на друга, сидя в мягких бархатных креслах роскошного интерьера. Это может быть семейный портрет, где и дети и взрослые – персонажи художественного произведения, или портрет начальника в дорогом представительском костюме (от 70000 руб., 60х80 см.)
Портрет по фотографии – необыкновенный подарок для Ваших близких на любой праздник!
Рассмотрим ваши предложения по цене! Пишите (вайбер, вотсап) или звоните на +79025151493
В стоимость входит: поиск образа и создание нескольких эскизов нашим дизайнером, изготовление качественного деревянного подрамника, натяжка холста, покрытие картины художественным лаком, золотая рамка из итальянского или английского багета. Работаем по предоплате! Стоимость портрета из расчета на 1 человека!
Чем лучше будет фото, тем лучше будет результат!
Присылайте фото на [email protected]
Контактытел. / чаты +7 902 515 14 93
За 5 лет работы, мы сделали более 4000 портретов
Портфолио лучших выполненных заказов -
xn----7sbzia6acjeek.xn--p1ai
Заказать портрет в Иркутске. Портрет по фото.
Договор-оферта
Публичная оферта на заключение договора на оказание художественных услуг.
Внимание! Внимательно прочтите нижеизложенное, прежде чем оформлять заказ.
Принимая условия настоящего Договора об оказании художественных работ, вы также соглашаетесь с Правилами возврата денежных средств и отказа от художественной работы.
ДОГОВОР-ОФЕРТА
Индивидуальный предприниматель Жирков Виталий Игоревич, именуемый в дальнейшем «Продавец», действующий на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица качестве индивидуального предпринимателя, публикует настоящий договор-оферту (далее – «Договор»), являющийся публичной офертой.
- Термины и определения
1.1. Шарж – разновидность карикатуры; добродушно-юмористическое изображение, в котором соблюдено условие внешнего сходства и узнаваемости (не портретное). На шаржах могут быть изображены люди, животные и различные сюжеты.
1.2. Портрет – изображение или описание человека или группы людей, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности и полное внешнее сходство.
1.3. Цифровой портрет – портрет, выполненный художником на графическом планшете специальной ручкой и распечатанный в дальнейшем на бумаге, холсте или ином материале.
1.4. Портрет по фото на холсте – портрет, полученный путем фотомонтажа, используя фотографии Покупателя.
1.5. Компьютерный шарж – шарж, выполненный художником на графическом планшете специальной ручкой и распечатанный в дальнейшем на бумаге, холсте или ином материале.
1.6. Цена – документ, устанавливающий размеры платежа в зависимости от материалов, художественной техники, количества лиц, формата. Цена утверждается Продавцом и размещается по адресу http://gallerr.ru/ceni, в сети Интернет.
1.7. Покупатель – физическое или юридическое лицо, самостоятельно оформившее заказ в интернет-магазине gallerr.ru на условиях настоящего Договора.
1.8. Анкета заказа – специальная форма, размещенная по адресу http://fzz.gallerr.ru/ в сети Интернет, через которую осуществляется заказ Покупателем.
- Предмет Договора
По настоящему Договору Продавец обязуется выполнить художественные работы, а Покупатель обязуется принять и оплатить выполненную работу на условиях настоящего договора.
- Права и обязанности Сторон
3.1. Продавец обязуется:
3.1.1. в порядке, предусмотренном статьей 4 настоящего Договора, выполнить заказ Покупателя;
3.1.2. информировать Покупателя о новом размере Цен, посредством публикации по адресу http://gallerr.ru/ceni в сети Интернет;
3.1.3. учесть все пожелания Покупателя по заказу;
3.1.4. выполнить работу в указанный в анкете заказа, либо электронном письме срок;
3.1.5. обеспечить конфиденциальность всех данных, введенных Продавцом в анкету заказа;
3.1.6. согласовывать с Покупателем в электронном виде все предварительные действия по художественной работе, эскизы, фотомонтаж.
3.1.7. внести возможные изменения в художественную работу по желанию Покупателя до момента передачи работы;
3.1.8. исполнять иные обязанности Продавца, предусмотренные настоящим Договором.
3.2. Продавец вправе:
3.2.1. отказаться принимать заказ от Покупателя по своему усмотрению;
3.2.2. вносить изменения в настоящий Договор, путем публикации нового по адресу http://gallerr.ru/dogovor-oferta в сети Интернет.
3.2.3. использовать фото своих художественных работ на сайте gallerr.ru, социальных сетях и других информационных источниках;
3.2.4. информировать Покупателя об акциях и новостях Интернет-магазина по sms, электронной почте, проводить опросы;
3.2.5. требовать от Покупателя документы, подтверждающие факт оплаты;
3.2.6. требовать от Покупателя исполнения обязанностей, предусмотренных пп.3.3.1-3.3.5 настоящего Договора, а также иных обязанностей Покупателя в соответствии с настоящим Договором;
3.2.7. требовать дополнительной платы при нестандартных условиях заказа по договоренности с Покупателем;
3.2.8. осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Договором;
3.3. Покупатель обязуется:
3.3.1. предоставить достоверные данные при оформлении заказа;
3.3.2. принять и оплатить выполненную работу в сроки, указанные в анкете заказа, либо электронном письме;
3.3.3. произвести оплату в порядке и размере, установленной статьей 5 Настоящего договора;
3.3.4. информировать Продавца о произведенной оплате и предоставить подтверждение оплаты;
3.3.5. исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Договором.
3.4. Покупатель вправе:
3.4.1. требовать не использовать фото художественной работы, выполненной по его заказу, для этого Покупатель должен указать свое требование при оформлении заказа;
3.4.2. требовать от Продавца исполнения обязанностей, предусмотренных пп. 3.1.1 – 3.1.8 настоящего Договора;
3.4.3. осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Договором.
- Порядок оформления и исполнения заказа
4.1. продавец не требует от Покупателя специальных действий для использования интернет-магазина gallerr.ru, таких как регистрация на сайте;
4.2. для оформления заказа Покупатель заполняет анкету заказа, размещенной по адресу http://fzz.gallerr.ru/ в сети Интернет, либо направляет заказ на электронную почту Продавца по адресу [email protected]. Оформление заказа осуществляется посредством кнопок «заказать» (при заполнении анкеты заказа) и «отправить» (при оформлении заказа на электронную почту), и означает согласие Покупателя с условиями настоящего Договора
4.3. при оформлении заказа Покупатель обязан предоставить достоверные персональные данные: фамилию, имя, отчество, номер телефона, адрес электронной почты, адрес для доставки, личные фотографии и дает согласие на обработку и хранение персональной информации;
4.4. после получения заказа Продавец связывается с Покупателем для уточнения и подтверждение заказа;
4.5. Покупатель вносит 100 % оплату на карту сбербанка Продавца после просмотра и утверждения набросков, эскизов, фотомонтажа или других предварительных работ;
4.6. Продавец выполняет заказ по фотографиям, предоставленным Покупателем и передает его Покупателю. Выражение лица переносится с фотографий Покупателя на художественную работу без изменений.
- Оплата заказа на художественные работы
5.1. Покупатель оплачивает заказ авансом единовременно за художественную работу и сопутствующие товары/услуги (материал, печать, рамы, багеты, доставка и др.)
5.2. Размер платежа определяется в зависимости от выбранной Покупателем художественной техники, формата, количества лиц, способа доставки и дополнительных услуг.
5.3. Платеж уплачивается Покупателем безналичным переводом на банковскую карту Продавца.
5.4. Днем уплаты платежа считается день поступления денежных средств на счет Продавца.
5.5. Все банковские либо иные комиссионные платежи, связанные с уплатой платежа, оплачиваются Покупателем.
- Ответственность Сторон
6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.
6.2. Продавец не несет ответственности за сроки доставки и сохранность художественной работы при доставке Почтой России или сторонней курьерской организации.
6.3. Продавец не предоставляет гарантию на сохранность и срок службы художественной работы после ее передачи.
6.4. В связи с уникальностью художественной работы, за принятие работы отвечает Покупатель в своем лице без учета мнения третьих лиц.
6.5. Продавец не несет ответственность за просрочку заказа, возникшую по причине задержки Покупателем оплаты.
- Персональные данные
7.1. Покупатель даёт Продавцу добровольное информированное согласие на обработку его персональных данных, включая фамилию и имя, номер телефона, адрес электронной почты в целях исполнения Договора.
7.2. Обработка персональных данных Покупателя включает их хранение, обработку, деперсонализацию и уничтожение.
7.3. IP-адрес, имя домена, тип браузера и операционная система, дата и время посещения собирается и сохраняется Продавцом в деперсонализированном виде для ведения статистики посещаемости.
7.4. Продавец использует персональные данные Покупателя в маркетинговых, рекламных и информационных целях, включая:
информирование о конкурсах и рекламных акциях;
рассылку новостей и бизнес-предложений;
персонализацию сайта на основе статистического анализа данных.
7.5. Продавец имеет право рассылать электронные письма и SMS-сообщения, содержащие:
новости;
рекламные акции;
приглашения;
опросы;
уведомление о событиях.
7.6. Покупатель вправе отказаться от получения рассылки и (или) потребовать от Продавца уничтожения всех собранных им персональных данных Покупателя, уведомив об этом Продавца в разумный срок.
- Обстоятельства непреодолимой силы
8.1. Наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, эмбарго, землетрясения, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия, запретительные действия властей, освобождает Стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору.
8.2. Сторона, которая не исполняет свои обязательства по настоящему Договору в силу действия обстоятельств непреодолимой силы, должна немедленно известить другую Сторону о возникших обстоятельствах непреодолимой силы и об их влиянии на возможность исполнения обязательств по настоящему Договору.
8.3. Обязанность доказывать наличие обстоятельств непреодолимой силы и их влияния на возможность исполнения обязательств по настоящему Договору лежит на Стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей свои обязательства по настоящему Договору.
8.4. Свидетельство, выданное соответствующей торговой палатой или иным компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия обстоятельств непреодолимой силы.
8.5. Если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении 2 (двух) последовательных месяцев и не обнаруживают признаков прекращения, настоящий Договор может быть прекращен невозможностью его исполнения по заявлению любой из Сторон.
- Порядок заключения Договора, срок его действия и порядок прекращения
9.1. Настоящий Договор считается заключенным с любым физическим или юридическим лицом с момента полного и безоговорочного акцепта таким лицом условий настоящего Договора. С момента полного и безоговорочного акцепта условий настоящего Договора указанное лицо становится Стороной настоящего Договора.
9.2. Полным и безоговорочным акцептом условий настоящего Договора является уплата платежа в соответствии со статьей 5 настоящего Договора.
9.3. Настоящий Договор вступает в силу с момента его заключения.
9.4. Настоящий Договор заключен на неопределенный срок.
9.5. Настоящий Договор прекращается:
9.5.1. по соглашению Сторон;
9.5.2. невозможностью исполнения в соответствии с п. 8.5 настоящего Договора;
9.5.3. в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
9.6. Продавец вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Договора полностью в случае:
9.6.1. нарушения Покупателем одной или нескольких обязанностей, предусмотренных настоящим Договором;
9.6.2. сомнительных действиях Покупателя, таких как:
затягивание сроков оплаты;
не выхода на связь более 5 календарных дней;
перенесения сроков заказа;
неоднократное изменение условий заказа;
отказа и новом возобновлении заказа.
9.7. В случае отказа Продавца от исполнения настоящего Договора полностью Продавец направляет Покупателю письменное уведомление о своем одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора.
9.8. С момента прекращения настоящего Договора права и обязанности Сторон прекращаются.
9.9. Прекращение настоящего Договора не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
9.10. В случае досрочного прекращения настоящего Договора по любой причине уплаченный Покупателем в соответствии с настоящим Договором платеж не подлежит возврату.
10. Разрешение споров
10.1. Стороны будут прилагать все усилия к тому, чтобы разрешать возникающие разногласия и споры, связанные с исполнением настоящего Договора, путем переговоров.
10.2. В случае недостижения согласия в результате переговоров указанные разногласия и спорные вопросы разрешаются в претензионном (досудебном) порядке.
10.3. Сторона, выдвинувшая требование, направляет другой Стороне мотивированную претензию в письменной форме. Другая Сторона обязуется рассмотреть такую претензию и направить ответ на нее в течение 10 (десяти) календарных дней с момента ее получения.
10.4. В случае отклонения претензии полностью или частично либо неполучения Стороной, направившей претензию, ответа на нее в установленный п. 11.3 настоящего Договора срок для ее рассмотрения Сторона, направившая претензию, вправе обратиться в Арбитражный суд г. Рязани в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11. Прочие условия
11.1. Все уведомления, предусмотренные настоящим Договором, направляются Сторонами друг другу по одному или нескольким адресам (включая адреса электронной почты, SMS-уведомления), если иное не установлено настоящим Договором. Уведомления могут направляться как в бумажной, так и в электронной форме.
11.2. Стороны обязаны незамедлительно извещать друг друга письменно обо всех изменениях в реквизитах, указанных в статье 12 настоящего Договора и анкете заказа.
11.3. Денежные средства, уплачиваемые Сторонами друг другу в безналичной форме, перечисляются на соответствующие расчетные счета, указанные в статье 12 настоящего Договора.
11.4. Настоящий Договор составлен на русском языке в соответствии с действующим законодательством РФ.
12. Адреса и реквизиты Продавца
Индивидуальный предприниматель Жирков В.И.
ИНН: 623302565001
ОГРНИП: 315623400003893
Юридический адрес: 390023, г. Рязань, ул. Циолковского, д. 7,
Банк: Рязанское отделение № 8606, БИК 046126614, р/с40817810953002806001, кор/с 30101810500000000614
Телефон: +7 (910) 617 06 69
Правила возврата денежных средств и отказа от художественной работы.
Согласно договора-оферты художественная работа приобретается путем акцепта договора.
Сумма платежа за художественную работу подлежит возврату при неисполнении или ненадлежащем исполнении Продавцом условий договора-оферты, нарушении сроков, неисполнения пожеланий Покупателя, указанных в анкете заказа или электроном письме с заказом.
При отказе от готовой художественной работы денежные средства не подлежат возврату.
Сумма уплаченная за доставку и печать не подлежит возврату.
Передача художественной работы заверяется актом Приема – передачи. При доставке курьерской службой факт передачи заверяется накладной организации, осуществляющей доставку, при доставке Почтой России – документом, выданным Почтой России. Покупатель может передать право принять работу третьему лицу, которое берет на себя обязательство оценить и принять работу по своему усмотрению. Заказ не подлежит возврату после передачи художественной работы третьему лицу по просьбе Покупателя.
После передачи художественной работы претензии по работе не принимаются.
gallerr.ru
Модульные картины Иркутск | Модульные картины
Модульные картины ИркутскМодульные фото картины для интерьера с доставкой в город Иркутск. В нашем каталоге вы найдете модульные картины из трех, четырех, и пяти частей, для гостиной, спальни и кухни.
Мы сами производим картины поэтому в нашем интернет магазине вы можете купить модульную картину недорого. Цены от 1390 руб.
Посмотреть каталог модульных картин
Как мы изготавливаем модульные картины
Сервис
✔ Срок изготовления 1-2 дня ✔ Надежная упаковка ✔ Быстрая доставка до Иркутска 2-5 дней. ✔ Крепления в комплекте ✔ Оплата при получении!
Работаем оперативно, изготовление за 1-2 дня, отправка без задержек! Модульные картины доставляем курьером до двери с оплатой при получении! Чтобы вы легко смогли повесить картину, все крепления уже имеются в комплекте!
Материалы
✔ Хлопковый холст ✔ Яркая текстильная печать ✔ Деревянный подрамник ✔ Гарантия на изображение 40 лет!
Печатаем картины на хлопковом холсте высокого качества, специальными текстильными чернилами. Яркая текстильная печать стойкая к выцветанию и влаге. Мы гарантируем самое высокое качество, наших картин!
Как купить модульную картину?
Чтобы купить модульную картину, вам нужно выбрать модульную картину в каталоге, перейти на станицу товара и выбрать нужный размер. Для каждой картины на выбор представлено от 4 до 5 вариантов размеров! После того как вы выберите размер нажмите на большую красную кнопку “оформление заказа”. После того как вы оформите заказ мы с вами свяжемся по телефону и согласуем все детали заказа.
Пункты выдачи модульных картин г. Иркутск.
Вообще все картины для Жителей Иркутска мы доставляем до двери, с оплатой при получении. Если вы живете не в Иркутске, а например в поселке рядом с городом, то забрать картину вы можете из пункт выдачи в Иркутске.
Пункт выдачи 1. ТК СДЭК: Иркутск, улица Карла Либкнехта, дом 2
Пункт выдачи 2. ТК СДЭК: Иркутск, ул. Ширямова, дом 24
Примеры модульных картин доставленных в Иркутск.
Мы уже много раз отправляли модульные картины в Иркутск, наверно это потому, что мы находимся не так далеко, и доставка занимает всего 2-4 дня. Доставка картин производится из города Ленинск-Кузнецкий, это Кемеровская обл. Пока все покупатели остались довольны. Ниже можете посмотреть фото модульных картин, в готовом виде! Посмотреть больше примеров изготовления можете в нашем портфолио
Модульная картина большие красные маки галерейная натяжка холста
Модульная картина большие красные маки упаковка
Модульная картина для интерьера тюльпаны
Натяжка модульной картины с орхидеями на деревянный подрамник
Модульная фото картина розовая орхидея
modulnye-kartiny-magazin.ru
Иркутск в картинках — ВСП.RU
Иркутяне любят говорить об уникальности своего города, где удивительная местная деревянная архитектура причудливо переплетается с каменным ландшафтом. Необыкновенные по красоте здания, исчезающие улочки и монументальные скверы запечатлены не только в памяти горожан, но и на картинах иркутских художников. О самых популярных городских местах, изображённых на картинах и фотографиях, «СЭ» попросил рассказать руководителя галереи современного искусства «Дом художника» Иркутского отделения Союза художников России Надежду Куклину.
Часто стоит только произнести название города, как в голове возникает картинка одной из его центральных улиц, известного здания, многолюдной площади или сквера. Такие «особые» места хранятся в памяти каждого жителя – увидев знакомое изображение, вряд ли удастся его с чем-то перепутать. «Так и есть, – подтверждает Надежда Куклина. – Художники, как и обычные жители, гуляют по городу, но видят привычные ландшафты по-другому: где-то отблески солнца по-особому падают, где-то фактура настолько интересна, что пропустить её нельзя. По большому счёту, самые популярные места известны каждому иркутянину, а художники поэтизировали их».
Главный перекрёсток
Профессиональные художники в работах непрофессионала легко найдут огрехи, которые видны им, но незаметны любителям
Художников, которые изображают Иркутск на своих полотнах, на так уж и много, отмечает Надежда Куклина, держа в руках блокнот со списком фамилий. «Но это яркие авторы. Начиная с мэтров: Анатолия Костовского, Владимира Кузьмина, Сергея Бухарова, Николая Башарина, Льва Гимова, и заканчивая более молодыми авторами, среди которых Ольга Ильина-Квасова, Владимир Максимов, Регина Присяжникова, Олег Беседин и другие».
Одно из самых популярных мест – пересечение улиц Карла Маркса и Пролетарской. «Художники выбирают разные ракурсы этого места, но все они узнаваемы, – отмечает Куклина. – Причём часто они любят использовать в названиях картин старые имена улиц, когда улица Урицкого звалась Пестеревской, Карла Маркса – Большой, а Пролетарская – Ивановской».
– Очень многие художники старшего поколения любили именно деревянный город. Молодым интересны и каменные, и деревянные здания, – рассказывает Куклина. – Например, Валентина Дережанова очень любит каменные иркутские дворики. Даже если пойти по Карла Маркса, можно встретить много дворов—колодцев, внутренних переходов, арок. Этим Иркутск напоминает Петербург. У Валентины немало работ именно каменного Иркутска, который подчас неуловимо напоминает петербургский городской ландшафт.
Но, конечно, больше всего художники любят писать деревянные дома, которые так характерны для Иркутска. «Именно поэтому на картинах часто встречается 130-й квартал до реконструкции», – говорит Надежда Куклина.
– То, каким он был, как раз можно увидеть на картинах Костовского, Кузьмина, молодого по сравнению с ними Вячеслава Глинского, который создаёт не фотографические картины, а «собирает» деревянные здания, расположенные в разные местах. Его картина «Иркутская слобода» – это собирательный образ, целый рассказ о деревянном городе.
– Часто ли случается, что художник отходит от реальных ландшафтов?
– Мастер не обязан документировать реальность – это задача фотографа. Художник работает образно и иногда к знакомым ландшафтам может своё добавить, чтобы улучшить их. Так, образ деревянного Иркутска может быть собирательным… Каменный, кстати, тоже. Вот улица Карла Маркса – по сути, музей под открытым небом. Архитектура здесь великолепная, и менять ничего не нужно – образ и атмосфера уже существуют.
Альбомов с изображением Иркутска действительно немало. Глядя на картины, не можешь отделаться от ощущения, что где-то ты это уже видел: незнакомый деревянный домик в снегу кажется неуловимо родным. «Смотрите, Анатолий Костовский – его с Владимиром Кузьминым называют певцами Иркутска. Одно из его любимых мест города – мост со стороны Левобережного округа: вдалеке виднеется Крестовоздвиженская церковь и заметна пожарная каланча. Так могло быть. Вот реальный дом, его уже не существует, но рядом был колодец, – продолжает Надежда Куклина, показывая уже другую картину в альбоме. – Художников ведь можно считать летописцами города, которого нет. В их работах он остался: вот посмотрите, каким был 130-й квартал, здесь написано «Улица Нижняя Амурская» – прежнее название 3-го Июля».
Большая улица Карла Маркса
Приглядевшись к художественным альбомам, подмечаешь: большинство иркутских улиц, домов и дворов изображены в зимнее время.
– Это чей-то художественный почерк? – интересуется «СЭ».
– Нет, зимние пейзажи многие художники очень любят, потому что так лучше просматривается архитектура, – объясняет Надежда Куклина. – Всё очень логично. Так на картинах видны дома, улицы – всё «прозрачно». Летняя и осенняя листва очень красива, но зелёные и жёлто-красные листья закрывают изображение. Думаю, зимний пейзаж – неосознанный выбор художников, а не почерк. Почерк – это размах кисти, авторское видение цвета. Он хорошо прослеживается у известного иркутского художника авангардного направления Сергея Жилина, который Иркутск тоже очень любит.
Чаще всего выбор художников падает на центр Иркутска – пригородам везёт меньше. «Из них лучше всего запечатлено Ново-Ленино. Его много изображал Евгений Шпирко – у него есть целая тема. Вот «Ново-Ленино. Конечная остановка», – снова обращается Надежда Куклина к альбомам. – Сейчас выставка, посвящённая Ленинскому району, находится в Доме культуры имени Гагарина, чтобы жители могли посмотреть его историю в картинах Шпирко. Так она начиналась».
У художников нет какого-то одного любимого места в городе, их может быть несколько, говорит наша собеседница, «есть те, которые врезаются в память».
– На современных картинах Иркутск остаётся таким же, как в реальности?
– Нет, конечно, художники «снимают» со зданий современную рекламу, изображают исторический город, даже иногда убирают с изображений провода, чтобы не портили впечатление. Александр Шелтунов, например, совмещал в своих картинах старый Иркутск с современным. Это была его творческая манера, очень запоминающаяся, – рассказывает Куклина, пока мы идём по Карла Маркса в сторону городской набережной.
– Всё-таки то, о чём мы с вами говорим, уже история. Современный город непопулярен у художников?
– Может быть, не радует глаз? Художники же люди особенные – замечающие красоту, необычность. Старые здания не просто красивы. В иркутской архитектуре представлены разные стили, эклектика, модерн, классика…Современные нам здания также интересны. А вот в 70–80-е годы 20 века строили так называемые «здания-коробки». Всё это – приметы времени. И художники очень чутко улавливают их. Интересная работа есть в собрании художника Сергея Элояна: философское осмысление жизни человека в обычном блочном пятиэтажном доме, каких много и в Иркутске, и в других городах России… А здания по улице Карла Маркса все разные. У каждого своё лицо, пусть и ушедшей эпохи.
Карла Маркса прерывается перекрёстком с улицей Ленина, напротив стоит памятник вождю мирового пролетариата. «Я не могу вспомнить картин с изображением Ленина, хотя памятников ему много по всему городу, – говорит Надежда Куклина. – У фотографов есть, а у художников нет».
Анатолий Костовский. Улица Луговая. Март. 1990
– А что рисует молодёжь?
– Они больше по современным течениям – цветовые пятна, практика с цветом, много портретов, микроизображение предметов. Молодые свободны в творческом плане – время другое.
– Академизм сейчас не популярен?
– Он просто живёт параллельно со всеми другими течениями. Есть художники, которые работают исключительно в этом направлении, как Сергей Казанцев, ведущий преподаватель художественного училища. Многие начинали с академизма, как Дали. Он ведь говорил, что нужно уметь рисовать, а потом можно делать что хочешь. Проблема в том, что многие не умеют рисовать, но прикрываются авангардом.
Сейчас время экспериментов, что сможет выжить во времени, то и останется в истории искусства. Но выставок много – останется самое лучшее. Вот здание Русско-Азиатского банка, совершенно замечательное – в декоре много деталей, – прерывается собеседница «СЭ». – О том, что здесь был именно банк, говорит кадуцей – жезл Меркурия, бога торговли, – рассказывает она, показывая на настенный барельеф. – А ещё обратите внимание: там профиль Екатерины, покровительницы банковского дела в России. У некоторых художников не только абрис самого здания, но и эти детали на картинах есть.
Чуть дальше, на перекрёстке улиц Карла Маркса и Марата, за управлением РЖД, стоит другое приметное здание: бывшая гостиница «Метрополь». «Это стиль модерн, сейчас она незаметна с первого взгляда – находится как бы в глубине улицы, – но удивительно красива Здесь останавливался Колчак после своего венчания. Гостиница есть на картине у Костовского – опять-таки зимой, когда видно всё здание».
Затем Куклина оборачивается и мрачнеет.
Картины бывают разные
Вячеслав Глинский. Иркутск, улица Ленина. 2014
Мы стоим на пятачке у художественного магазина в сером доме на пересечении Ленина и Карла Маркса. Среди профессиональных художников он считается позорным местом. Иркутянам он больше известен развалом, где уличные художники продают картины.
– Это место продажи картин художников и любителей, и профессионалов – но качество здесь никто гарантировать не может. Второй фактор – тамошние мастера подстраиваются под покупателя, это картинки на продажу.
Подойдя к ряду холстов, установленных на ограждениях, Надежда Куклина рассматривает, а затем выносит свой вердикт: «Это терпимо, а вот это уже безвкусица: тигры, дама эта, – показывает она на женское изображение. – Зачем её писать, когда можно сделать фото? Знаете, у многих похвала есть: «Ой, как похоже на фотографию!» Но на самом деле это не похвала, это плохо очень. Если, не дай бог, сказать художнику – настоящему, – он обидится, а эти нет».
– А вот зимний пейзаж неплохой вроде…
Владимир Кузьмин. Храмы Иркутска. 2005
– Вроде бы и неплохо, но это копия уже существующего. Работа может быть и подражанием – клише. У нас был прецедент, когда фотограф Князев заметил, что с его снимка картина написана. Данное место существует, потому что есть спрос. Даже хорошим художникам приходится переступать через себя и продавать свои картины здесь – тут ничего не поделаешь.
Зайдя в расположившийся по соседству салон «Художник», Куклина начинает буквально по именам перечислять авторов размещённых картин, хотя неподготовленный глаз разницы между салонными и уличными изображениями может и не увидеть.
– Здесь картины профессиональных художников, хотя и их приходится разбавлять, – отмечает наша собеседница, указывая на оленя. – Человек, у которого есть вкус, его не купит.
– А у населения вкус есть? – интересуется «СЭ».
– Его можно только воспитать. Заняться самообразованием или пойти учиться в художественную школу, училище, университет, – отвечает Надежда Куклина.
– А место влияет на художников?
– Конечно. Эмоциональный отклик на окружающую среду всегда чувствуется в картинах. Иркутск в этом смысле уникальное место – очень атмосферное, где каждое здание рассказывает свою историю. Часто изображают отдельные объекты, а рядом стоящие здания убирают – они портят вид, – объясняет Куклина. – На картинах много осталось того, чего нет в реальности – уже можно делать выставку «Иркутск, которого нет».
www.vsp.ru
Художественная культура Иркутска | ИРКИПЕДИЯ
Иркутск издавна был центром художественной культуры Сибири. Город расположен на слиянии трех рек, это предопределило его поразительную красоту. Недаром художники-путешественники разных поколений стремились запечатлеть его облик. А поскольку Иркутск был крупным административным центром на востоке России, то здесь появились и свои коллекционеры произведений искусства.
Изобразительное искусство на стыке XIX-XX веков
В 1870-х гг. на территории Сибири возникла общедоступная картинная галерея В. П. Сукачева, ставшая в годы Советской власти основой крупнейшего художественного музея. На рубеже нашего века в Иркутске создана первая художественная школа, основанная Н. И. Верхотуровым в 1900 г., но она просуществовала недолго, всего один год, — не было средств для ее содержания. Воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Ф. Лытнев в 1906 г. открывает художественную школу, она работала десять лет и прекратила существование в разгар империалистической войны. Только что окончивший Парижскую студию Жюльена И. Л. Копылов в 1910 г. организует художественную студию-мастерскую, которая послужила базой создания в Иркутске художественного училища (сейчас художественное отделение Иркутского училища искусств).
При гимназиях и училищах рисование преподавали воспитанники Петербургской академии художеств и других художественных заведений России. В 1855 г. из Иркутска в Петербург был отправлен за казенный счет талантливый юноша — Михаил Песков, который проявил свои способности в Императорской академии. В 1863 г. он принял участие в бунте «четырнадцати» и вместе с однокашниками покинул учебное заведение. Товарищи считали его самым талантливым среди них.
Во второй половине XIX в. в Иркутске вели педагогическую работу воспитанники Академии художеств Н. И. Гребнев (первый учитель В. И. Сурикова в Красноярске), М.И. Зязин, С. П. Власенко, П. И. Камкин; выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Ф. Лытнев и Н. В. Денисов; Киевской и Одесской художественных школ — М.В. Рутченко и А.К. Рудаев, обучавшийся в Варшавской рисовальной школе ссыльный польский повстанец С.Е. Вронский.
В Иркутске стали устраивать выставки. На первых порах произведения искусства демонстрировались небольшими художественными разделами, а в 1874 г. организуется специальная выставка масляных и олеографических картин из собраний местных коллекционеров. Основой экспозиции были полотна из коллекции В. П. Сукачева, но были включены и работы иркутских живописцев. Спустя три года подобная выставка, но уже в большем объеме, повторилась.
В 1900 г. в Иркутске появляются приезжие выставки. В 1903 г. их было две: I Всесибирская и выставка французской живописи, прибывшая из Парижа. Начиная с 1908 г. при музее Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества художественные выставки проводились ежегодно. На них привлекались не только иркутские художники, были произведения и из других городов Сибири. Кроме профессионалов, экспонировались работы художников-любителей, прикладное искусство. В последующие годы в Иркутск присылали свои произведения и видные столичные художники, здесь были работы И. Репина, В. Поленова, В. Серова, К. Сомова, М. Добу- жинского, Л. Бакста, В. Борисова-Мусатова, Л. Пастернака и др.
Иркутское общество художников
Появление в Иркутске значительной группы рисовальщиков обусловило создание в 1910 г. Иркутского общества художников, но оформить устав и официально зарегистрировать объединение удалось только в 1915 г. Возглавлял его воспитанник школы живописи А. А. Лытнева в Иркутске, ученик А. Ф. Рерберга и А. С. Голубкиной в Москве К. И. Померанцев. Иркутское общество не только устраивало свои выставки, но в годы империалистической войны привлекало местных коллекционеров для создания выставки-продажи картин в пользу раненых и семей погибших, а в первые годы Советской власти организовывало сбор средств в помощь голодающему Поволжью.
Общество иркутских художников просуществовало до 1923 г. и самоликвидировалось.
В советское время
С установлением Советов в городе стали издаваться революционные плакаты, книги и журналы с иллюстрациями местных художников, а к приходу в Иркутск в марте 1920 г. частей 5-й Красной Армии художники принимали активное участие в украшении города плакатами, гирляндами из веток кедра и разноцветных бумажных украшений, монументальными скульптурами, высеченными из прозрачного байкальского льда. Для этого были привлечены почти все художественные силы Иркутска и те, кто в связи с гражданской войной оказался в Иркутске (группа петроградских художников), — М. Авилов, А. Стражник, Л. Лагутина, Б. Лебединский. Были и иностранные художники, пребывавшие в русском плену в связи с империалистической войной, проживали они в лагерях военнопленных в пригородных деревнях Иркутска. Большие способности проявил немецкий художник Рудольф Шейн, который не только занимался станковым и графическим искусством, но и был неплохим скульптором-монументалистом. В группе военнопленных художников были немец Макс Малиц, венгерские живописцы К. Жотере и О. Кеббели, словак Франтишек Рейхенталь.
Попытки создания сибирского общества художников
Когда в 1923 г. распалось Иркутское общество художников, заветной мечтой местных художников было создание какого-то нового объединения творческих сил Сибири. Б 1925 г. инициативу взял на себя иркутский живописец и график Б. И. Лебединский. Он решил организовать в Иркутске выставку художников Сибири и на ее базе возбудить вопрос о создании единой творческой организации Сибири. Этому противились художники Новосибирска, доказывая, что такое мероприятие должно состояться в их городе. И все же сибирская выставка в Иркутске состоялась. Сюда прислали свои работы художники Омска, Томска, Кузнецка, Марининска, Барнаула. Выставка прошла успешно, широко освещалась в печати, тепло принималась зрителями. Но на этом все действия и прекратились, никто из художников сибирских городов приехать в Иркутск не смог, и после закрытия работы были разосланы авторам.
Отсутствие объединения художников не способствовало развитию творческих сил. В конце 1926 г. по инициативе новосибирцев создается общество художников «Новая Сибирь». Для этого в Новосибирске созывается творческая конференция. Позабыв обиды, сюда примкнула и группа иркутян. Вскоре устраивается выставка работ членов вновь созданного общества. На конференции решено было показать произведения художников Сибири в крупнейших городах края.
В 1927 г. выставка успешно демонстрировалась в Новосибирске и Томске, Омске и Красноярске и завершилась в Иркутске. Из 550 экспонатов 180 принадлежало иркутянам, в выставке участвовало 30 авторов.
Но и это общество просуществовало недолго. Раздираемое противоречиями творческого порядка, оно ликвидировалось, и в творческой жизни художников продолжался застой. Выставки не устраивались, художники были разобщены, творческих контактов не происходило.
Союз советских художников
Стимулом для создания Союза советских художников явилось постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».
В мае 1932 г. в Иркутске, бывшем в то время столицей Восточно-Сибирского края, учреждается городской союз художников и организационное бюро по созданию союза художников всего региона. Накануне созывается краевая конференция художников Восточной Сибири. Она продолжалась две недели и закончилась 24 апреля 1933 г. Па конференции учреждается Восточно-Сибирский краевой союз советских художников — ВСКРАССХ, утверждается устав союза, ставится вопрос об организации Первой краевой художественной выставки.
Председателем краевого союза художников был избран Александр Иванович Вологдин — художник-декоратор и преподаватель Иркутского изопедтехникума.
8 ноября 1933 г. в городе открывается большая краевая выставка, где было представлено 320 работ профессиональных художников, 210 — самодеятельных и студенческих. Из Иркутска экспонировали свои работы двадцать профессиональных художников, из Красноярска — семь, Верхне- удинска (Улан-Удэ) — семь, читинцев — трое. Разнообразна была тематика произведений: композиции о современности и гражданской войне, портреты передовых людей края, натюрморты и пейзажи.
Следует сказать, что самым мощным и талантливым оказался иркутский коллектив. Своими работами выделялись прекрасный живописец Н. А. Андреев, большой знаток природы Сибири старейший пейзажист Н. В. Лодейщиков; пейзажисты М. И. Дубинский, В. В. Гулецкий, Ф. Я. Адлер.
В 1930-е гг. Восточно-Сибирский край был реорганизован, из его состава выделились Красноярский край, а немного позднее — Читинская область. Но в выставке 1937 г., посвященной 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции, художники Красноярска и Читы, не создавшие еще самостоятельных творческих союзов, по традиции участвуют совместно. В Бурятии также не было к этому времени своего союза. На выставке, кроме И. Ляхов и В. Петраков; из Бурятии — Ц. Сампилов, А. Окладников, Г. Чикотеев, Е. Неволина, Г. Павлов, В. Денисов, А. Тимин; из Читы — И. Сверкунов, Б. Красиков и С. Липин.
С образованием Иркутской области творческое объединение стало именоваться Иркутским областным союзом советских художников. Первой демонстрацией работ была областная выставка, посвященная 20-летию освобождения Сибири от колчаковцев. Открылась она в декабре 1939 г. Представлены были капитальные произведения общественного звучания, работы, тематически связанные с борьбой за власть Советов в Сибири, — этому и посвящалась экспозиция. Но экспонировались и картины современного звучания.
В 1940-1941 гг. художественная жизнь иркутского союза оживилась. Большой интерес у зрителей вызвали персональные выставки В. В. Гулецкого, А. С. Жаркова, Г. И. Дудина, а также К. И. Померанцева и В. И. Шаршун, представивших монгольскую сюиту: работы, выполненные ими за тринадцать лет пребывания в МНР; выставки, посвященные 40-летию В. П. Томиловского, 60-летию И. В. Лодейщикова, А. С. Жаркова.
В Великую Отечественную войну
22 июня 1941 г. мирная жизнь была прервана, началась Великая Отечественная война. Иркутские художники быстро перестроили свою работу на военный лад. Большая группа ушла на фронт. Среди ушедших были И. Бойко, А. Жибинов, А. Закиров, Л.Залетов, Е. Конев, С. Маличенко, В. Рогаль, А. Руденко, Н. Семенов, И . Юшков и другие.
Но деятельность иркутского творческого коллектива не прекращалась. В это время устраивается ряд выставок: антифашистского плаката и карикатуры; выставка, посвященная 25-летию Великой Октябрьской социалистической революции; выставка к 25-летию Красной Армии; межобластная художников Сибири и Дальнего Востока. В сентябре 1941 г. в Иркутске организуется систематический выпуск плакатов агитокон ТАСС. В истории художественной жизни Иркутска никогда еще, ни в какие времена не было такого высокого творческого и физического напряжения, как при работе над созданием и выпуском в годы Великой Отечественной войны плакатов агитокон ТАСС. Это поистине героическая страница жизни живописцев и графиков сурового военного тыла. В тяжелых условиях, при отсутствии необходимых материалов, в тесных неблагоустроенных помещениях, в холоде и голоде дни и ночи художники трудились над созданием плакатов. Иркутские агитокна ТАСС стали широко популярны.
В боевую группу художников включились и поэты со своими стихами и острыми эпиграммами. За годы Великой Отечественной войны художники Иркутска создали около 600 плакатов. По глубине освещения тем мастерская считалась одной из лучших на перефирии нашей родины. Возглавлял мастерскую но выпуску плакатов агитокон заслуженный деятель искусств РСФСР ДавидПетрович Штеренберг, в первые годы советской власти руководивший отделом Наркомпросса. Его первым помощником, а к концу и руководителем была Александра Рихардовна Мадиссон. В мастерской работали оставшиеся в тылу и прибывшие в эвакуацию художники, в их числе В. П. Томиловский, С. М. Развозжаев, Г. Н. Раков, М. С. Гранавцева, Д. Т. Калачикова, Н. В. Шабалин, А. С. Жарков, А. Н. Смирнов.
Иркутские художники писали и станковые картины, изображали героев тыла и фронта, создавали композиции о трудовых буднях рабочих и колхозников. За годы войны было организовано несколько выставок. На них экспонировали произведения не только коренные иркутяне, но и те художники, которые находились в эвакуации в Иркутске, работавшие в театрах, издательствах и других организациях города. В каталогах выставок военного времени мы встречаем имена М. В. Варпеха, Л. И. Дубиновского, A. Л. Капустина, В. Н. Лебедева, А. В. Манжелес, В. М. Маныкина-Невструева, А. В. Сальмана, А. В. Хвостова, М. В. Шишкова, М. С. Хоммера, М. Ф. Яльцевой и других. Многие художники работали в госпиталях, делали зарисовки.
9 мая 1945 г. страна праздновала Победу, а 22 июня этого же года открылась областная выставка, посвященная Дню Победы над фашистской Германией. Здесь экспонировалось почти все, что было создано иркутскими художниками за суровые военные годы.
После войны иркутская организация художников увеличилась и творчески окрепла, хотя находившиеся в эвакуации в войну художники почти все уехали в родные места. С войны вернулись в Иркутск А. П. Жибинов, А. Ш. Закиров, Е. А. Конев, В. С. Рогаль, А. К. Руденко, И. Е. Юшков. Пополнился союз и новыми лицами. После длительного отсутствия прибыл сюда Б.И. Лебединский, обосновались в Иркутске В. Ф. Ольховик и A. П. Крылов. Сохранилось основное, деятельное ядро членов союза, работавших здесь в трудных условиях военного тыла: В. П. Томиловский, С. К. Гвоздев, Н. В. Шабалин, С. М. Развозжаев, В. И. Богданов. Остались и работавшая в войну эстонская художница А. Р. Мадиссон и приехавший в Иркутск накануне военных событий живописец, декоратор и акварелист B. Н. Лебедев.
В годы войны смертью храбрых погибли И.А. Бойко, Л.Н. Залетов, C.М. Маличенко; умерли в Иркутске в 1941 г. М.И. Дубинский, в 1943 г. — Н.В. Лодейщиков, в 1948 г. — А.С. Жарков. Перед войной уехал в Палех К. И. Померанцев, который скончался в Курске в 1945 г. В. В. Гулецкий, уехавший в конце войны в Ростов-на-Дону, умер в 1948 г., а в 1955 г. ушел из жизни А. П. Жибинов.
После войны
Коллектив иркутских художников пополнялся новыми кадрами из выпускников Иркутского художественного училища: появились А. И. Зудинов, А. Ф. Рубцов, А. И. Шаталов. Из других вузов прибыли Г. Г. Леви — в 1949 г., Г. В. Богданов и А. И. Вычугжанин — в 1955 г., А. И. Алексеев и С. К. Двойное — в 1956 г., И. И. Несынов и Б. Т. Горлач — в 1957 г.
Начиная с 1951 г. художники Иркутска систематически принимали участие в республиканских выставках в Москве. В этот год в столице демонстрировалось шесть полотен иркутян. В 1952 г. у шести авторов на выставку в Москву было принято девять работ, а в 1956 г. — двенадцать. К 40-летию Октябрьской революции Иркутский союз был представлен на республиканской выставке 37 произведениями 21 художника. На первой выставке «Советская Россия» в 1960 г. иркутяне представили меньше работ, но значительно повысилось их качество.
В 1956 г. состоялась межобластная конференция художников Сибири и Дальнего Востока. Она проходила в Иркутске, в помещении художественного музея. Присутствовали представители пятнадцати краев, областей и автономных республик от Урала до Южного Сахалина. Всестороннему обсуждению было подвергнуто состояние изобразительного искусства на восточной окраине нашей страны. В стенах музея была организована выставка, на которой представлялось творчество художников краев, областей и автономных республик Сибири и Дальнего Востока. Экспонировалось около 1000 произведений живописи, скульптуры и графики. Специальная комиссия из центра приобрела для музеев страны 80 лучших произведений, 25 из них — художников-иркутян.
Положительные отзывы па отдельные произведения иркутян нашли место в печати, в том числе и столичной. Говоря о чувстве современности в картинах живописцев, народный художник СССР К.Ф. Юон писал:
«То же ощущение времени, в более романтическом плане, мы видим у В. С. Рогаля («Покорение Ангары»), Так и кажется, что ты не сторонний наблюдатель развертывающейся перед тобой панорамы стройки: зрителя словно бы влечет в эту трудовую битву с яростной рекой. С давних пор повелось так в пейзажной живописи, что с одной стороны природа, с другой — чувство человека, аллегорическое ли, грустное ли, но неизменное в отношении природы, по особому одухотворяет ее красоту» ("Советская культура". — 1957, 28 сент.).
С декабря 1959 г. по январь 1960 г. в связи с 40-летием утверждения Советской власти в Сибири в Иркутске проходила областная выставка. Здесь экспонировалось до 400 произведений живописи, скульптуры и графики. Рядом с художниками старшего поколения выступали и молодые. Они внесли живую струю, определили главное направление выставки. Одной из наиболее интересных была коллективная работа — триптих «Сибирь социалистическая» А. И. Алексеева, Г. В. Богданова и А. Крылова. Привлекли внимание пять живописных портретов А. И. Вычугжанина, пейзажи Б. И. Лебединского, В. Ф. Ольховика, А. К. Руденко, С. С. Скруберта, В. П. Томиловского, А. И. Шаталова, И. Е. Юшкова. О стройках повествовали полотна И. И. Несынова «Подводники Иркутской ГЭС», В. С. Рогаля «Сибирские огни» и «Новая Сибирь», А. И. Руденко «Шелехов строится», Е. С. Симонова «Угольный разрез в Черемхово», В. В. Тетенькина «Ангарские сплавщики», В. П. Томиловского «Па новой сибирской магистрали».
Советская скульптура
Впервые за время существования союза художников Иркутска появилось значительное число скульптурных работ. Семь скульпторов представили 25 произведений. Наибольшее внимание привлек изваянный в мраморе глубоко психологический образ композитора Бетховена, созданный И. Д. Бекичевым.
“Сибирь социалистическая”
В 1964 г. в Российской Федерации были образованы творческие зоны. Иркутск вошел в регион «Сибирь социалистическая». Накануне открытия в Новосибирске первой зональной выставки перед отправкой туда работ было решено показать произведения иркутян в родном городе. Были представлены самые разнообразные произведения. А. И. Алексеев посвятил тогда свои картины теме «Хотят ли русские войны». Из этой серии он дал два монументальных полотна: «1914 год» и «Солдаты стройбата». Одно повествовало о грозных событиях первой империалистической войны, второе посвящалось мирному труду воинов на строительстве железнодорожной магистрали в глухом районе Сибири.
Своеобразный портрет двух лесорубов под названием «Тайга и люди» представил Г. В. Богданов. Па полотне были изображены известные мастера по заготовке леса А. Гудов и Л Ламбурцев. Богдановым были представлены также работы «Перед рейсом» (изображение водителя М. Малеева) и «Портрет знатного слесаря Шаманского леспромхоза Г. Бенедиктова». Героиня картины «Иркутск строится» — молодой архитектор-девушка, работающая над проектом будущего Иркутска.
Произведения Е. А. Конева посвящались колхозной деревне. Он стал отходить от жесткости и черноты, наблюдавшейся в его ранних картинах, полотна посветлели, стали живописнее и радостнее.
Тонким психологом портрета предстал на выставке А. И. Вычугжанин. Он показал портреты «Садовод Малеев» и «Художник В. С. Рогаль», необычный, в кругу семьи, портрет комбайнера И. Рыцева, свежую и воздушную картину «Байкальские мальчики».
Как всегда, насыщены солнцем и оптимизмом были пейзажи и натюрморты А.П. Крылова. Своеобразной была сюита картин А. К. Руденко под названием «Земля сибирская. Байкальск». Новостройки Братской, Мама- капской и Красноярской ГЭС, суровую природу Заполярья показал А. И. Шаталов. В. С. Рогаль запечатлел индустриальные мотивы: «Химия Байкала», «На Байкальском целлюлозном комбинате», представил и лирические пейзажи «Вглубь тайги» и «Река Олха». Работы Е.С. Симонова воссоздавали образ Байкала («Рыбаки Байкала», «Над Байкалом», «Ангара у Байкала»).
Привлекали внимание работы тогда еще молодых живописцев А. Костовского и В. Кузьмина. Они показали несколько совместных полотен об Иркутске. Старейший график Сибири Б. И. Лебединский, как всегда, экспонировал офорты, техникой которых владел в совершенстве. Эпичны были линогравюры Г. Г. Леви. Порадовал интересными работами мастер декоративного искусства Б. Т. Бычков. Витраж «Мир» и набор бытовых предметов из стекла и хрусталя свидетельствовали о высоком вкусе и незаурядном мастерстве художника. Впервые приняла участие в выставке большая группа художников Хайтинской фарфоровой фабрики: П. Асямова, Д. А. Воронцова, В. И. Лобачев, Р. Г. Михайлова, Е. И. Резник и В. С. Сивков.Их художественные изделия, внедренные в производство, радовали глаз.
На второй зональной выставке в Омске, посвященной 50-летию Великого Октября, иркутяне также выступили с хорошими показателями. Они представили темы высокого общественного звучания, А. И. Алексеев показал монументальное полотно «Легендарная хроника», посвященное борцам за свободу и независимость Советской России. Цветовая сдержанность произведения подчеркивает строгость и торжественность изображения.
С интересной картиной выступил И.И. Несынов. Его полотно «Сибирские партизаны» насыщено трепетным чувством героики гражданской войны. Гвоздем выставки были три живописных произведения А. И. Вычугжанина: «В мастерской скульптора» (портрет молодого иркутского ваятеля Олега Ряшенцева), портреты историка Г. А. Вендриха и старого коммуниста Евстропова.
Г. В. Богданов в полотнах «Практикантка» и «Сплавщики» показал наших современников. Живописные сибирские пейзажи представили В. С. Рогаль, И. Е. Юшков, Е. С. Симонов, графику — Б. И. Лебединский, А. Р. Мадиссон и Г. Г. Леви.
С энтузиазмом готовились художники к предстоящей выставке в Красноярске, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. А. И. Алексеев дал в Красноярск полотно «Клятва», посвященное памяти Ленина.
Мастер декоративного искусства Б.Т.Бычков в технике витража создал выразительный портрет В. И. Ленина из цветного стекла приглушенных тонов.
«Прошлое Сибири. Александровский централ» — так назвал свое произведение, идущее от народного эпоса, Е. С. Симонов. Три исторических полотна о прошлом Сибири показал Владимир Кузьмин: «Пятая Красная Армия в Иркутске», «Сибирские партизаны» и «Ликбез». Судьбы людей 1920-х гг., сложный мир чувств, жажда познания нового — эти задачи решал автор в образах своих работ. Большой интерес вызвала у зрителей работа А. И. Вычугжанина «Портрет молодой художницы Светланы Гаращук».
Тревожные события на рубежах родины побудили Г. В. Богданова написать картину «На дальнем пограничье». Произведение писалось прямо на заставе, поэтому так убедительны солдаты. Этой же теме посвящена картина А. И. Алексеева «Дежурный по заставе» (портрет пограничника Волокитина). Были показаны пейзажи старейшего иркутского художника В. П. Томиловского и И. Е. Юшкова — «Хамар-Дабан» и «Река Снежная».
Неплохо показали себя графики. Четыре листа «Декабристы» молодого художника Н. И. Домашенко и три офорта из серии «Иркутск» Б. И. Лебединского, выразительный лист из серии «Хойтинский фарфоровый завод» Г. А. Курочкиной-Домашенко, поэтическая линогравюра «Роса» Ю. А. Круглова. Из художников Хайты, работавших по фарфору, с декоративной росписью огромного чайника «Богатырь» выступил В. И. Чертков. Изделие привлекало к себе оригинальной композицией росписи и богатством цветового решения. Вызвало интерес декоративное панно «Городок» (инкрустация из бересты) Е. В. Ушакова.
На рубеже веков
Движется вперед время. Бегут, меняются события. В творчестве художников появляются новые темы, подсказанные самой жизнью, создаются новые произведения.
В 1994 г. Иркутской организации Союза художников Российской Федерации исполнилось 60 лет. На протяжении своего существования объединение сплотило творческие силы, дало возможность устраивать выставки, способствовало развитию художественной культуры Сибири.
С произведениями местных мастеров знакомы не только в России, но и далеко за ее пределами. Выставки иркутских художников побывали в Монголии, Китае, Германии, Кубе, Венгрии, Японии, в крупнейших странах Европы и Азии, Африки и Американского континента.
Коллектив иркутских художников насчитывалось в 90-е около ста членов творческого союза. Здесь живописцы, графики, монументалисты, искусствоведы, художники театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства, представители разных возрастов и поколений. Среди них есть признанные мастера изобразительного искусства, многие имеют почетные правительственные звания и награды. Творческий коллектив художников-иркутян по праву считается одной из сильнейших организаций Союза художников России.
Источник
- А. Фатьянов. О художественной культуре Иркутска. Художники Иркутска. Т.Г. Ларева. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. — С. 5-13.
irkipedia.ru