Биография Михаила Шемякина. Картина шемякина


Шемякин М.М. - Каталог картин. Цены.

Шемякин Михаил Михайлович (1943 г.р.) - российский и американский художник, скульптор, график, сформировавшийся в среде "неофициального искусства". Лауреат Государственной премии РФ. Народный художник Кабардино-Балкарии. Народный художник Адыгеи. Действительный член Нью-Йоркской Академии Наук. Академик искусств Европы. Почетный доктор Университета Сан-Франциско.Михаил Шемякин родился 4 мая 1943 года в семье военного офицера и актрисы. Большая часть детства будущего художника прошла в Восточной Германии. В 1957 году семья художника возвращается в СССР, в Ленинград, где Михаил Шемякин поступает в Ленинградскую среднюю художественную школу имени И.Е.Репина при Академии художеств. Спустя 4 года, в 1961 году Шемякин был отчислен за "эстетическое развращение" однокурсников и несоответствие нормам социализма. В 1959-61 гг. художник трудился лаборантом и чернорабочим, однако не порывал с творчеством. Художники-авангардисты 1960-х годов подвергались гонениям со стороны государства, исключением не стал и Михаил Михайлович Шемякин. Из-за своего творчества и идеологических взглядов Шемякин 3 года провел в одной из экспериментальных психиатрических лечебниц. Выйдя оттуда, устроился на работу такелажником в Эрмитаже. В 1962 году в помещении редакции ленинградского журнала "Звезда" прошла первая выставка работ Шемякина. В 1964 году в Государственном Эрмитаже открылась совместная выставка художников Владимира Уфлянда, Михаила Шемякина и Олега Лягачева под названием "Выставка художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа". Выставку со скандалом закрыли уже через сутки, что только увеличило популярность и обсуждаемость участвовавших в ней художников. В 1967 году совместно со своими коллегами по Эрмитажу Михаил Михайлович создал художественную группу "Санкт-Петербург". Одновременно с этим, в соавторстве с философом Владимиром Ивановым написал теорию метафизического синтетизма, посвященную созданию новой иконы на основе изучения религиозного искусства всех времен и народов. Эти исследования нашли впоследствии реальное воплощение в коллекции миллионов образов систематизированных по техническим, историческим и философским категориям. Первая зарубежная выставка художника состоялась в 1969 году в Elaine Benson Gallery, в Нью-Йорке. В 1971 году Шемякин был выслан из СССР и поселился во Франции, в Париже. 10 лет прожил художник в Париже, где получил признание и известность. В 1974 году в Париже впервые экспонировался цикл акварельных работ "Карнавал в Санкт-Петербурге", принесший ему мировую известность. В парижский период Шемякин сделал много записей Высоцкого, специально для этого переоборудовав свою мастерскую в звукозаписывающую студию. На сегодняшний день в коллекции Михаила Михайловича находится большая часть песен Высоцкого, с которым их связывали очень близкие дружеские отношения. В 1981 году Шемякин переехал в Америку, Нью-Йорк. Получив гражданство в 1989 году, он поселился в небольшом городке Клаверак, в окрестностях Нью-Йорка. Возвращение Михаила Михайловича в посткоммунистическую Россию произошло в 1989 году, когда в Москве и Ленинграде прошли первые персональные выставки художника с момента его высылки. В 1995 году большая выставка Шемякина, на которой было представлено более 600 работ, проходила в ГТГ, Эрмитаже, петербургском Манеже. Шемякин известен не только как художник, но и как скульптор. Среди наиболее известных скульптурных работ: памятник Петру Первому на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, мемориал "Жертвам политических репрессий" (Санкт-Петербург), скульптурные композиции "Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга", Дети - жертвы пороков взрослых" (Москва), "Царская прогулка" (2003, Стрельна, Ленинградская область), надгробный памятник первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку (2003), монумент поэту Владимиру Высоцкому (2008, Самара). Отдельного упоминания заслуживает и театральная деятельность художника. Началась она в 1967 году с постановки оперы Д.Шостаковича "Нос" в студии Ленинградской консерватории. В 1990-е годы он устраивает совместно с Вячеславом Полуниным зрелища и шествия в Москве, Санкт-Петербурге, Венеции. В 2001 году в Мариинском театре состоялась премьера балета "Щелкунчик", постановкой, созданием костюмов и декораций к которому занимался Михаил Михайлович. За работу над этим балетом Шемякин получил ряд престижных премий, в том числе приз премии "Золотая маска" в 2002 году. Всего Шемякин поставил шесть балетов в ведущих театрах Санкт-Петербурга, Вильнюса и Софии. Михаил Шемякин участвовал более чем в 500 выставках в странах Европы и Азии, США, Бразилии и России. Работы художника находятся в постоянных коллекциях Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), "Метрополитен" (Нью-Йорк), Музея современного искусства (Париж), галерее современного искусства Яд ва-Шема (Тель-Авив).

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Москва | 5 знаменитых скульптур Михаила Шемякина - БезФормата.Ru

Михаил Шемякин известен как главный теоретик и практик всеобщего метафизического синтеза форм в искусстве

Всего: 8

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"

Михаил Шемякин на открытии памятника Петру I в Петропавловской крепости (1991)

Всего: 8

Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"

Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург

Всего: 8

Фото: wikipedia.org

Фрагмент мемориала "Жертвам политических репрессий" (Метафизические сфинксы) на набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге

Всего: 8

Фото: wikipedia.org

Фрагмент мемориала "Жертвам политических репрессий" (Метафизические сфинксы) на набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге

Всего: 8

Фото: wikipedia.org

Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы (Венеция, Италия)

Всего: 8

Фото: Официальный сайт Фонда Михаила Шемякина

Скультурная композиция "Дети — жертвы пороков взрослых" на Болотной площади в Москве

Всего: 8

Фото: wikipedia.org

Фрагмент скульптуры "Кибела - богиня плодородия" (Нью Йорк, США)

Всего: 8

Фото: liveinternet.ru

0 doc69x8d1uwcec1dm9dimxj Теги: юбилей, скульптура Персоны: Михаил Шемякин, Пётр I

Илья Маршак

41

Версия для печати

4 мая исполняется 70 лет знаменитому российскому и американскому художнику и скульптору Михаилу Шемякину.

Большая часть детства художника прошла в оккупированной Восточной Германии, затем в ГДР. В 1957 году он вернулся в Ленинград, где был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

В 1971 году Шемякин был выслан из СССР. Сначала он жил в Париже, затем в США. Въехать обратно в СССР художнику разрешили только в 1989 году, после 18 лет изгнания.

Сквозной темой творчества мастера, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стала карнавальная и маскарадная культура, он также развивал принцип всеобщего метафизического синтеза форм, проигрывающих заново всю историю мирового искусства, выступал как график-иллюстратор. Начиная с восьмидесятых годов всё чаще обращался к скульптуре. Всемирно известна работа Шемякина в качестве художника-постановщика балета "Щелкунчик" в Мариинском театре (2001).

В 1993 году Шемякину была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства. В 2007 году мастер вернулся во Францию и поселился недалеко от города Шатору. Периодически он работает в своём родном Санкт-Петербурге.

В честь юбилея Михаила Михайловича "Вечёрка" составила подборку самых известных его скульптур.

1. Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург (авторская копия находится в городе Клаверак, США) 1991

В работе над памятником использовалась прижизненная маска Петра I , исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году. Шемякину удалось создать сложный, противоречивый образ царя-реформатора, далекий от прототипов и заставляющий задуматься о трагической истории города и страны. На боковой плоскости постамента написано: "Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке".

2. Мемориал "Жертвам политических репрессий" (Метафизические сфинксы) на набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге (1995)

Для установки двух сфинксов было выбрано место напротив известной тюрьмы "Кресты" , где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Лица сфинксов - олицетворение жестокого сталинского режима. Со стороны жилых домов у них человеческие лица, а со стороны "Крестов" - черепа. По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Варлама Шаламова, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева, Дмитрия Лихачёва, Иосифа Бродского, Александра Солженицына и Владимира Высоцкого. Кроме того, на памятнике изображено факсимиле подписи Рауля Валленберга.

3. "Казанова" (памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы), Италия, Венеция, дворец Дожей (1998)

Казанова , в лице которого угадываются черты Дональда Сазерленда из культового фильма Федерико Феллини , бережно держит за руку механическую куклу - своеобразный парадоксальный идеал женщины. Роль почётных часовых Истории выполняют расположившиеся по бокам шестигрудые сфинксы. Каждый из пьедесталов украшен бронзовой маской, развивающей тему театра жизни. К сожалению, подаренный Венеции памятник не простоял в городе и полугода.

4. Скультурная композиция "Дети — жертвы пороков взрослых" на Болотной площади в Москве (2001)

Композиция была задумана автором как аллегория борьбы со злом и пороками: наркоманией, проституцией, воровством, алкоголизмом, невежеством, лженаучностью, равнодушием, пропагандой насилия, садизма, эксплуатацией детского труда и нищетой.

"Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься", - говорил скульптор.

После покушения вандалов, власти Москвы приняли решение обнести её забором, выставить охрану и открывать её для посетителей в определённые часы. Решётка, за которой стоит памятник, отпирается в 9:00 утра и запирается в 21:00.

"Кибела - богиня плодородия" (до октября 2006 года находилась на Prince Street в районе Сохо, Нью-Йорк, США) 1993

Согласно античной мифологии, Кибела (в других культурах Великая мать, Мать богов, Исида Иштар, Рея) требовала от своих служителей полного подчинения и доведения себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран и оскопления. Такой её и изваял Шемякин - внушающую одновременно ужас, трепет, смирение и уважение.

moskva.bezformata.ru

Биография Михаила Шемякина - РИА Новости, 04.05.2018

Российский и американский художник и скульптор Михаил Михайлович Шемякин родился 4 мая 1943 года в Москве в семье офицера.

В 1945-1956 годах его семья находилась в Германии, где по окончании Великой Отечественной войны отец служил комендантом в разных городах.

В 1956 году семья Шемякиных вернулась в СССР. Михаил поступил в среднюю художественную школу при Ленинградском (ныне — Санкт-Петербургском государственном академическом) институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В 1961 году он был исключен из школы.

В 1959-1961 годах трудился разнорабочим.

В 1960-х годах из-за своих идеологических взглядов подвергался принудительному лечению в психиатрической клинике. Работал такелажником в Государственном Эрмитаже.

В 1962 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) состоялась его первая выставка в редакции журнала "Звезда", в 1969 году — первая персональная выставка в США.

В 1967 году Шемякин основал группу художников "Санкт-Петербург".

Совместно с философом и искусствоведом Владимиром Ивановым создал теорию "метафизического синтетизма" (соединение противоположностей).

В 1971 году художник был лишен советского гражданства и выслан из СССР. Поселился в Париже (Франция), в 1981 году переехал в Нью-Йорк (США).

В 1974 году впервые был показан его акварельный цикл "Петербургский карнавал", принесший Шемякину мировую славу.

Шемякин не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" за рубежом, в частности, в 1976 году он организовал выставку русского нонконформистского искусства "Современная русская живопись" в Парижском Дворце конгрессов. В 1977 году издал альманах авангардистского искусства и литературы "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов.

Как график-иллюстратор оформлял сборник "Классическая испанская эпиграмма", книги прозаика Юрия Мамлеева и поэта Михаила Юппа. В 1980-х годах особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен Владимира Высоцкого, с которым Шемякина связывала дружба. В 1988 году он выпустил полное собрание произведений Высоцкого в трех томах с комплектом из семи пластинок.

В 1989 году Шемякин принял американское гражданство, жил в окрестностях Нью-Йорка. В 2007 году он вернулся во Францию.

Работы Шемякина выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге.

Возвращение искусства художника в Россию началось в 1989 году, когда в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге) прошли его персональные выставки.

В 1990-х годах персональные выставки Шемякина проходили в Третьяковской галерее, в галерее "Дом Нащокина" в Москве, в Эрмитаже и в Манеже в Санкт-Петербурге.

В 1991 году Шемякин создал два памятника российскому императору Петру Первому. Один из них был открыт в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, второй — в Шато де Васкей, в Нормандии (Франция).

В 1995 году в Санкт-Петербурге были открыты еще две скульптурные композиции Шемякина — "Жертвам политических репрессий" и "Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга".

Среди наиболее известных скульптурных работ Михаила Шемякина — памятники киноактеру Савелию Крамарову (1997, Сан-Франциско), Джакомо Казанове (1998, Венеция), скульптурные композиции "Диалог между Платоном и Сократом" (1999, Нью-Йорк), "Дети — жертвы пороков взрослых" (2001, Москва), "Царская прогулка" (2003, Стрельна, Ленинградская область), надгробный памятник первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку (Санкт-Петербург, 2003), монумент Владимиру Высоцкому (2008, Самара), скульптура "Человек-часы" в Щелково Московской области (2014).

Работы Шемякина находятся в коллекции таких музеев, как "Метрополитен" (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Музей современного искусства (Тель-Авив).

В 2000 году Шемякин открыл выставочную площадку собственного научно-исследовательского проекта "Воображаемого музея" в городе Хадсон, штат Нью-Йорк. В 2002 году в Санкт-Петербурге был создан Фонд художника Михаила Шемякина для реализации культурных, выставочных, научных, и социальных программ. В фонде регулярно проходят выставки, вернисажи, конкурсы работ российских и зарубежных художников.

В 2002-2003 годах на российском телеканале "Культура" был показан цикл авторских фильмов-лекций, посвященных истории искусства, из серии "Воображаемый музей Михаила Шемякина".

В рамках проекта "Воображаемый музей" Шемякин выпустил книгу "Буква, Слово, Текст в искусстве".

Фонд Михаила Шемякина организует выездные выставки художника: "Трансформации Пикассо", "Две судьбы", "Мир, скрытый в каплях воды", "Загадки русскАго народа", "Дзен", "Тротуары Парижа", "Диалог художника и поэта" и др.

В марте 2018 года в Санкт-Петербурге открылась выставка ранних работ художника "ДОИЗГНАНЬЕ. Шемякин. Ленинград. Шестидесятые".

В конце 2018 года большая выставка его произведений запланирована в Музее современного искусства в Москве.

Театральная деятельность Шемякина началась в 1967 году с постановки оперы Шостаковича "Нос" в студии Ленинградской консерватории. В 1990-х годах вместе с клоуном Вячеславом Полуниным он устраивал шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.

Шемякин оформил несколько балетов. Он создал костюмы, маски, декорации балета "Щелкунчик" в Мариинском театре (2001). За этот спектакль художник был удостоен премии "Золотая маска". В 2003 году он был автором либретто, декораций и костюмов балета "Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство" в Мариинском театре. В 2005 году в Мариинке художник поставил новый балет по мотивам сказки Гофмана "Волшебный орех".

В 2007 году в рамках программы Венецианского карнавала организовал "Посольство Петра Великого" на площади Сан-Марко.

В 2010 году Михаил Шемякин с хореографом Кириллом Симоновым создал новую версию балета Делиба "Коппелия" для Литовского национального театра оперы и балета в Вильнюсе.

В 2016 году по воспоминаниям Михаила Шемякина Театр Стаса Намина выпустил спектакль под названием "Нью-Йорк. 80-е. Мы".

В ноябре 2016 года в рамках сотрудничества с ювелирным домом SASONKO вышла коллекция ювелирных миниатюр "Михаил Шемякин".

Михаил Шемякин — народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Республики Адыгея. Обладатель почетной докторской степени Университета Сан-Франциско (1984), Академии искусств Европы (1987), Российского государственного гуманитарного университета и Университета Кабардино-Балкарской республики (1996), член Нью-йоркской академии наук.

Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1993 года.

В 2009 году Шемякин был награжден российским орденом Дружбы.

Удостоен ордена Рыцаря искусств и литературы министерства культуры Франции (1994). Награжден золотой медалью Российской академии художеств "Достойному" (1998). Лауреат премий "Петрополь" (2001), "Золотой софит" (2001) и "Золотая маска" (2002).

В 2009 году ему вручили Всероссийскую премию Людвига Нобеля.

Михаил Шемякин с 2004 года женат вторым браком на Саре де Кэй. Первой его супругой была художница Ребекка Модлина (1934-2014).

Единственная дочь Шемякина от первого брака — Доротея (1964 года рождения) скончалась в январе 2018 года, она также была художницей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Михаил Шемякин. Совсем другой художник

13 октября 2017 — 17 января 2018

Музей русского импрессионизма продолжает открывать малоизвестных или забытых художников, чьё наследие, тем не менее, сохранилось во многих музеях страны. В октябре здесь откроется выставка-ретроспектива Михаила Федоровича Шемякина, творившего в первой половине ХХ столетия.

Михаил Шемякин, будучи учеником Константина Коровина и Валентина Серова, стал прекрасным портретистом и импрессионистом, отдавая предпочтение монохромной гамме и изучению оттенков чёрного цвета.

Отдельное место в экспозиции займут женские портреты, образы членов семьи художника, в которую входил знаменитый владелец кондитерских фабрик Алексей Абрикосов. Кроме того, кисти художника принадлежат портреты выдающихся людей из музыкальной среды Москвы. Публика познакомится с реалистическими полотнами Шемякина, которые экспонируются впервые, и прикоснётся к эпохе мастера.

Меcто проведения

Музей русского импрессионизма
Адрес: Москва, Ленинградский просп., 15, стр. 11 Время работы: пн,вт,чт-вс 11:00-20:00; ср 12.00-21.00

Несмотря на то, что термина "русский импрессионизм" в искусствоведении не существует, музей был открыт с помпой на территории бывшей кондитерской фабрики "Большевик" в мае 2016 года. В основу собрания музея легла коллекция предпринимателя и мецената Бориса Минца. Здание музея оборудовано по последнему слову техники, а основу постоянной экспозиции составляют картины Валентина Серова, Константина Коровина, Петра Кончаловского.

artifex.ru

Краткая биография художника Михаила Шемякина

Человек в черном, чокнутый художник, отшельник и вместе с тем гениальный скульптор. И все это о Михаиле Шемякине. Величайшем художнике нашего времени, сумевшем переломить предоставление людей о современном искусстве.

Родился будущий живописец в 1943 году в семье офицера и почти все свое послевоенное детство проводил с отцом. Довольно с ранних лет был обучен азам военного дела и уже к восьми годам стрелял на ровне с солдатами. Отец гордился сыном, возлагая на него самые светлые надежды. Но Михаил не желал становиться в ряды военных. Его привлекала живопись.

А все началось с черно-белой репродукции Ван Гога, которая произвела на юную творческую натуру глубочайшее впечатление. С этой минуты и без того не блестевший знаниями Миша вовсе забросил учебу. Его интересовало только искусство, он был готов часами держать в руках карандаш, не отвлекаясь ни на что. Как бы погружаясь в свой собственный мир.

shemykinmisha

После школы, несмотря на возражения отца, он поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры, из которого, по идеологическим причинам был отчислен, но продолжал свое обучение самостоятельно, копируя картины известных художников Эрмитажа.

Советские идеологи усмотрели в работах Шемякина бесовщину, за что он был помещен в психиатрическую клинику, где провел около трех месяцев. Употребление психотропных приоратов начисто отбило у художника тягу к творчеству. Уже по возращению домой он еще долгое время не мог держать в руках карандаш. И лишь забота и любовь близких ему людей, помогла ему вернуться к живописи.

Следующим этапом для Шемякина стало отшельничество, которое длилось несколько лет. Бытовые трудности и отсутствие жилья закали характер Михаила, подвигнув его на новые творческие высоты.

В 1971году Шемякин был выслан из страны и до 1980 года проживал во Франции затем в США. Именно за границей ему удалось стать знаменитым на весь мир художником, но никогда он не забывал о России. А главное никогда не забывал о своих не менее знаменитых друзьях, многих из которых, к сожалению уже нет снами. Среди них Савелий Крамаров и конечно же близкий друг Шемякина Владимир Высоцкий.

shemykinmisha1

Нужно сказать, что Шемякин является не только выдающимся художником, но еще и не менее выдающимся скульптором. Еще в институте перед Михаилом стал вопрос что выбрать, скульптуру или живопись...? На удивление преподавателей ему одинаково легко давалось и то и другое. Поэтому скульптура в творчестве Шемякина занимает отнять не последнее место. Его знаменитый памятник Петру Первому на Заячьем острове Петербургской крепости в свое время наделал немало шума относительно своих пропорций. Но, по словам самого художника, он создавал своего Петра ,отталкиваясь от ликов старинных русских икон, считая что пропорция 1:20 наиболее подходит для создания столь величественной натуры как Петр Первый.

Еще один вид искусства, которым занимается Шемякин это создание надгробий, но только для ушедших из жизни друзей и близких. Чего стоит надгробие Крамарова созданное Шемякиным в память о друге. Настоящее произведение искусства. Вообще тема смерти для Михаила Шемякина как художника занимает определенное место. Он не раз говорил: «Я не боюсь умереть, я боюсь не успеть сделать то, что запланировал…». И действительно Шемякин человек с удивительной энергией творца. Хочется пожелать ему как можно дольше радовать нас своим творчеством.

Похожие записи

design-kmv.ru

Художник Михаил Шемякин.

Михаил ФедоровичШЕМЯКИН21 октября 1875 -  3 декабря 1944 Москва.

 

М. Ф. Шемякин.Дама в светлом. 1909г.

 Внук А.И. Абрикосова.

Михаил Фёдорович Шемякин первоначальное художественное образование получил в 4-й московской гимназии у А. Р. Артемьева. В 1890 брал частные уроки рисования у В. И. Ачуева. В 1892 поступил в МУЖВиЗ, занимался у Сорокина, С. А. Коровина, И. М. Прянишникова, В. Д. Поленова, Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, К. А. Савицкого, а также в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1897–1898 и 1898–1899 был награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1899 окончил Училище со званием неклассного художника.

В том же году продолжил образование в Школе А. Ашбе в Мюнхене. В 1901 вернулся в Москву. С 1904 принимал участие в выставках ТПХВ (с 1908 — член Товарищества), Московского общества любителей художеств, с 1906 — чешского объединения «Манис» (с 1908 — его почетный член). В 1905 за портрет певицы Н. В. Салиной получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств.

В 1906–1914 неоднократно посещал Чехию. Женился на дочери профессора Московской консерватории А. И. Гржимали, в 1908 родился сын Михаил.

В 1913 основал собственную художественную студию в Москве. В 1914–1915 преподавал рисунок в школе живописи и рисования С. Ю. Жуковского.

После революции последовательно преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе (1918–1929). Принимал активное участие в организации рабфака искусств в Москве, где заведовал изоотделением, а также вел рисунок и живопись. В 1929–1934 преподавал в Московском высшем инженерно-строительном институте, Московском институте инженеров транспорта и Военно-инженерной Академии РККА. С 1934 — в Московском полиграфическом институте и Московском государственном художественном институте. Работал над учебным пособием «Методическое руководство по рисунку и живописи».

Продолжал много работать в области станковой живописи. В 1922 участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине. В 1927 вступил в Общество московских художников. В 1928 экспонировал свои картины на выставке Объединения молодежи АХРР. В 1938 в залах МССХ на Кузнецком мосту состоялась первая персональная выставка Шемякина, приуроченная к 35-летию его творческой и 25-летию преподавательской деятельности.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ташкент, где заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте, также переведенным в Ташкент, работал на курсах повышения квалификации молодых узбекских художников. В 1943 возвратился в Москву, возобновил преподавание в Московском государственном художественном институте.

Ретроспективные выставки произведений Шемякина прошли в 1955 в Выставочном зале МССХ, 1967 — в Центральном Доме литераторов, 1971 — в Центральном Доме работников искусств в Москве, 2006 — в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

На творческую манеру Шемякина большое влияние оказала учеба у Коровина и Серова. В его искусстве соединились черты «передвижнического» реализма, импрессионизма и модерна, причем после революции он остался верен ранее найденным художественным приемам. Некоторую эволюцию претерпела тематика его работ: в 1900-х — 1910-х внимание художника занимали простые бытовые сюжеты («У окна», «У камина», «За поливкой цветов», «Вечерком за чайком», «Мать и дитя»), в 1920-х — 1930-х писал картины на темы советской действительности, близких программе социалистического реализма («Агитатор в колхозной семье», «Пионеры на отдыхе», «Женщина-милиционер в семье»). Много работал в жанре портрета.

Произведения Шемякина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также в ряде областных музеев — Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Тульской картинной галерее и других.

Хорошо знавший художника И.Э. Грабарь писал о нем: "…в его лице искусство получило нового интересного мастера портрета, высокопрофессионального художника. Портреты М.Ф. Шемякина были всегда хорошо нарисованы, прекрасно вылеплены и до очевидности сильно охарактеризованы. Они отличались необыкновенной широтой письма, смелостью мазка и обобщенностью формы".

http://artinvestment.ru/auctions/2172/biography.html

 

Михаил Шемякин автор портретов деятелей науки и культуры, ряд которых находится в Третьяковской галерее (в том числе портрет его деда А.И. Абрикосова).

 

М.Ф. Шемякин.Портрет А.И. Абрикосова. 1901 год.

Копия (литография) с портрета. Оригинал хранится в Третьяковской галлерее.

 

 Подпись М. Шемякина к портрету А.И. Абрикосова.

 

 

М.Ф. Шемякин.  Мать и дитя. 1905г.

 

М.Ф. Шемякин. Портрет Думкасовой. 1914 г.

 

Книга из серии  "Мастера живописи".Издательство "Белый город" Москва, 2008 г.

 

Художник Михаил Шемякин (во втором ряду, четвертый слева) с учениками.Москва.  Март, 1916 год

 

 

 

 

abrikosov-sons.ru

Михаил Шемякин (I) - Царская прогулка

На берегу Финского залива прогуливаются Петр I со своей Екатериной I в сопровождении карлика и двух борзых. Образ Екатерины был создан на основе ее портретов и некоторых старинных гравюр, сделанных при жизни императрицы. "Царская прогулка" открыта в дни празднования 300-летия Петербурга 28 мая 2003 г. Михаил Шемякин говорит, что это первое скульптурное изображение императрицы.

Они остановились на гранитном пьедестале с бронзовой балюстрадой, а рядом с ними две борзых и карлик. Слева от карлика - кресельный трон, по бокам лестницы, ведущей к верхней платформе подиума, два орудия в миниатюре. По бокам подиума шесть масок. Фигуры около 2,5 метров в высоту, выполнены стилизованно и несколько графически – что присуще творчеству Шемякина. Выплавка работы проводились в Соединенных Штатах арт-американской фирмой Tallix литейном (Beacon, Нью-Йорк).

Михаил Михайлович Шемякин. Родился 4 мая 1943 года в Москве. Российский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Отец - Михаил Петрович Шемякин - родился в 1908 году во Владикавказе. Его отец рано погиб и у него фамилия отчима - Шемякин, который был офицером Белой гвардии.

Приёмный отец пропал на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых.

Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов. Мать - Юлия Николаевна Предтеченская, актриса.

Большая часть детства Михаила Михайловича прошла в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград. "Мои деды были расстреляны, в вицмундирах и похоронены. А жил я в коммунальной квартире на Загородном проспекте. В одной комнате — мама с сестрой, в другой — я. 38 человек в квартире!", - вспоминал он.

Был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Затем был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма. С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже. В 1962 году в клубе журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина. В 1967 году основал группу художников «Петербург».

Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).

В 1967 г. Шемякин поставил оперу Д. Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории. После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах власти выдворили Шемякина из СССР в 1971 году.

"Когда меня изгоняли из страны, КГБ поставил условие: я не имел права сообщить об отъезде даже родителям. «Отвальной» не было и быть не могло. Я был выслан бесшумно — в трехдневный срок. Мне запретили даже взять с собой маленький чемоданчик. Для начала моей жизни на Западе правительство дало мне 50 долларов", - рассказывал художник.

По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлись не правоохранительные органы, а Союз художников СССР.

Материалы по теме

Полностью биографию Шемякина можно прочитать здесь

tanjand.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта