Позабытые живописцы — братья известных художников: Брюллов, Коровин и другие. Братья картина


Позабытые живописцы — братья известных художников: Брюллов, Коровин и другие

Нередко знаменитая фамилия — не подспорье в карьере, а наоборот. Особенно если ты художник и у тебя есть более знаменитый брат. Вспомним пятерых русских мастеров, которым пришлось искать свою дорогу в искусстве, вместе с Софьей Багдасаровой.

Александр Брюллов

Блестящий автор «Последнего дня Помпеи» Карл приходился ему младшим братом. Они были сыновьями скульптора Павла Брюлло. Конечная буква «в», которая превратила их французско-немецкую фамилию в русскую, была пожалована братьям императором перед пенсионерской поездкой в Италию. (Третий брат Федор, который специализировался на церковной живописи, остался Брюлло.)

Александр много трудился как архитектор (например, построил Михайловский театр). Но в историю русского искусства он вошел как портретист, оставивший множество изображений аристократов пушкинской эпохи. Он предпочитал воздушную технику акварели и был очень популярен.

Александр Брюллов

Александр Брюллов. Портрет А. Погорельского. 1830-е. Русский музей

Александр Брюллов

Александр Брюллов. Портрет Н. Дуровой. 1830-е. Всероссийский музей Пушкина

Александр Брюллов

Александр Брюллов. Портрет Н.Н. Гончаровой. 1831–1832. Всероссийский музей Пушкина

Аполлинарий Васнецов

Главный русский сказочник Виктор был старшим из сыновей священника Вятской губернии. (Их третий брат Александр стал учителем и собирателем фольклора.) Виктор, который учился в Академии художеств, вытащил талантливого младшего брата в Петербург, однако тот не пошел по его стопам, в Академию, и сдал экзамен на народного учителя.

Со временем Аполлинарий понял, что ошибся и искусство — это действительно его призвание. Он много работал в графике и прославился как автор пейзажных и исторических картин и рисунков, в особенности исторических реконструкций древней Москвы.

Аполлинарий Васнецов

Аполлинарий Васнецов. Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903

Аполлинарий Васнецов

Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. 1912

Аполлинарий Васнецов

Аполлинарий Васнецов. Коломенское. Ворота башни Часозвон. 1927

Сергей Коровин

Его младший брат Константин — один из самых значительных русских «импрессионистов», проявивший себя в разных жанрах. Братья родились в купеческой семье, и Сергей первый пошел по дороге изучения искусств. Любопытно, что Константин сначала хотел учиться на архитектора.

В отличие от прославленного брата, чьи полотна кипят жизнью, пышут цветом, хотя порой и бессюжетны и написаны ради чистого наслаждения красотой, Сергей шел по стопам передвижников. Сюжет — назидательный, нравоучительный — был для него главным. Но время подобных картин тогда уже давно прошло...

Сергей Коровин

Сергей Коровин. В волостном правлении (Приготовление к розгам). 1884. Музей современной истории

Сергей Коровин

Сергей Коровин. На миру. 1893. Третьяковская галерея

Сергей Коровин

Сергей Коровин. К Троице. 1903. Третьяковская галерея

Альберт Бенуа

Его брат Александр — один из столпов Серебряного века, был младше его почти на 20 лет. Их отцом был Николай Бенуа — известный архитектор, этой же профессией занялся третий брат Леонтий, а сестра Екатерина, увлекавшаяся живописью, вышла замуж за архитектора Лансере и была матерью Зинаиды Серебряковой.

Альберт тоже начинал с карьеры архитектора, но потом переключился на графику. Он стал одним основателей Кружка русских акварелистов, причем из всех жанров Альберт предпочитал пейзажный. После революции он оказался в эмиграции, где умер в возрасте 84 лет в окружении семьи.

Альберт Бенуа

Альберт Бенуа. Роща. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Альберт Бенуа

Альберт Бенуа. Порт. 1895. Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева. Бишкек, Кыргызстан

Альберт Бенуа

Альберт Бенуа. Вечер на взморье. 1910. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Яков Аргунов

Его знаменитый старший брат Николай Аргунов был крепостным художником графов Шереметевых. Именно его кисти принадлежат портреты прекрасной Прасковьи Жемчуговой (в том числе во время беременности) и ее мужа-вельможи, который пренебрег всеми приличиями и женился на актрисе. Яков, как и Николай (а также третий брат Павел, ставший архитектором), унаследовал художественные способности от отца — Ивана Аргунова, одного из самых талантливых русских портретистов середины XVIII века.

Графиня Прасковья умерла родами, через шесть лет скончался ее супруг, и в память о покойной, согласно его завещанию, все крепостные, в том числе братья Аргуновы, получили вольную.

Не обладая даром старшего брата, как частный портретист Яков не преуспел. Зарабатывал он преподаванием живописи и рисунка в училищах и гимназиях, а также графикой и созданием подготовительных рисунков для гравюр.

Яков Аргунов

Яков Аргунов. Портрет Е.Н. Бантыш-Каменской. 1823. Ярославский художественный музей

Яков Аргунов

Яков Аргунов. Портрет В.П. Разумовской. 1824. Музей-усадьба «Кусково»

Яков Аргунов

Яков Аргунов. Портрет неизвестной. 1830. Частное собрание, Москва

www.culture.ru

Братья Ленен: жизнь и творчество художника

Антуан (Antoine) (ок. 1588 — 25 мая 1648), Луи (Louis) (ок. 1593 — 23 мая 1648) и Матье (Mathieu) (1607 — 20 апреля 1677) Ленен (фр. Le Nain) — французские художники.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни Братьев Ленен

Картины Братьев Ленен

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Французские художники родились в Лане.

Известно, что с 1629 года Антуан с братьями переехали в Париж, где его вскоре зачислили в сен-жерменскую корпорацию художников и он получил звание «художника-мастера». Братья имели общую мастерскую, главой которой по возрасту и положению был Антуан. Они жили все вместе на левом берегу Сены, столь отличном от официального правого берега. Здесь шла своя жизнь. Ежегодно устраивались ярмарки, собиравшие разный люд со всей Франции. Тут же была колония фламандских художников, с которыми, по всей вероятности, общались и братья Ленен.

В 1648 году Антуан и Луи были приняты в члены только что открывшейся Королевской Академии живописи и скульптуры и удостоены звания «жанровых живописцев». Это свидетельствовало об их известности в то время. 23 мая 1648 года неожиданно оборвалась жизнь Луи, а двумя днями позже умер и Антуан. Таковы скупые сведения о жизни Антуана. Так же немного известно о нем и как о художнике.

По мнению каноника Л’Элле, писавшего в 1711 году «Историю города Лан», Антуан преуспевал «в миниатюрах и портретах «в ракурсе»», Луи — в поколенных и погрудных портретах, а Матье — в религиозной и батальной живописи.

Тот же Л’Элле утверждал, что первым учителем Антуана был иностранный живописец. В. Н. Лазарев предполагает, что им мог быть фламандец, и находит подтверждение этому в несколько тяжеловесном реализме и сочном широком письме, свойственных картинам Антуана. Из четырнадцати подписных и датированных картин братьев Ленен Антуану приписывались четыре.

По мнению ученых, их объединяет: пристрастие к образам детей, статичность композиции, распадающейся на отдельные группы, некоторое однообразие приемов письма, колорит с преобладанием ярких локальных цветов. Таким образом. Антуан считался художником небольшим, на всю жизнь оставшимся провинциалом. Его творчество было в стороне от магистральной линии развития французской живописи XVII века.

Все достоинства произведений Лененов приписывались Луи. Казалось, что «проблема братьев Ленен» решена. Но вот в 1978-1979 годах в Париже открылась большая выставка — плод многолетней работы французских искусствоведов, — на которой впервые были собраны вместе произведения этих художников из разных стран мира. Выставка подвела черту в дискуссии о Лененах. Огромной заслугой ученых было то, что они резко разграничили картины, написанные самими Лененами, от их копий и подражаний.

В результате был сделан вывод: искусство братьев Ленен — продукт коллективного труда и вычленить отдельные индивидуальности не представляется возможным.

ТВОРЧЕСТВО

Своеобразие их искусства, его исключительное место в художественной жизни Франции, несомненно. Одними из первых в европейской живописи братья Ленен воплотили в своих произведениях образы крестьян с позиций истинного гуманизма, без сентиментальной идеализации под «счастливых пейзан», без гротескности.

Крестьяне у Лененов естественны, серьезны, полны чувства собственного достоинства. Ничего подобного ни в литературе того времени, ни в живописи не было.

Картины братьев Ленен вызывают восхищение и своими художественными достоинствами, прежде всего композицией. Непосредственность и естественность поведения людей, изображенных в привычной для них обстановке, за привычными занятиями — работой, трапезой или беседой, — сочетаются со сложно продуманной композиционной системой, где каждому участнику сцены отведено свое, строго определенное место. Фигуры, расположенные в разных пространственных планах, так, что ни одна не заслоняет другую, тесно спаяны между собой в единое нерасторжимое целое. Все они находятся на одном уровне, подобно героям античных рельефов, и от этого сцена приобретает величественность и торжественность. Такой принцип построения композиции говорит о близости братьев Ленен к господствовавшему в то время классицизму.

«Деревенские сцены Лененов, — писал в XIX веке исследователь их творчества Шанфлери, — обладают строгостью больших композиций Пуссена».

Другое, не менее ценное достоинство картин братьев Ленен — богатство колорита, чувство цвета. Их излюбленная гамма строится на сочетаниях спокойных серых, коричневых и белых цветов с небольшими вкраплениями более ярких красок. Такую мягкость тона, прозрачность, такую выразительность фактуры можно встретить лишь у очень одаренных колористов.

При упоминании братьев Ленен именно Луи Ленен выступает как главная творческая фигура. 

«Трапеза крестьян» 1642

В картине «Трапеза крестьян» (1642, Париж, Лувр) выделены три главные фигуры. В центре хозяин дома, белокурый мужчина с прозрачными глазами и усталым лицом. Сидящие рядом двое в лохмотьях — это бродяги, с которыми крестьянская семья разделяет свою трапезу. Остальные персонажи — молчаливая крестьянка, мальчик со скрипкой и два других мальчика, один из которых, прелестный и большеглазый, грустно и неотступно смотрит на зрителя из глубины комнаты, — составляют своего рода окружение для основных действующих лиц. Каждый поглощен своими мыслями, не связан общим действием, никто не смотрит друг на друга. Но Ленен умеет объединить своих внешне бесстрастных героев общностью настроения и восприятия жизни. Не скромная трапеза здесь связывает людей, а какое-то общее состояние, затаенное раздумье.

«Семейство молочницы»

Там, где мастер изображает сцены на открытом воздухе, преобладает светлый серебристый колорит. Одна из самых известных его картин — «Семейство молочницы» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Раннее, овеянное туманной дымкой утро, крестьянская семья отправляется на рынок. Пластически законченные фигуры четко выступают на легком воздушном фоне. Художник с теплым чувством изображает молочницу, состарившуюся от труда и лишений, усталого крестьянина, толстощекого рассудительного мальчугана, хрупкую, не по годам серьезную девочку. Сзади — широкая долина, далекий город на горизонте, синее бескрайнее небо. Художник мастерски передает тусклое сияние медного бидона, твердость каменистой почвы, грубую домотканую одежду крестьян, мохнатую шерсть ослика. Гладкое почти эмалевое письмо соединяется со свободной, прозрачной живописью.

Картины Луи Ленена лишены оттенка будничного прозаизма, в них всегда чувствуется что-то значительное. Истинно французский мастер, Луи Ленен внутренне близок к Жоржу де Латуру и Пуссену, хотя и идет своим путем.

В «Отдыхе всадника» (Лондон, Музей Виктории и Альберта) правдива сама ситуация, запечатлевшая разных людей, которые встретились на сельской дороге. Фигуры разобщены, статичны. Кажущаяся фрагментарность простой сцены подчинена лаконичной, строгой, глубоко продуманной и уравновешенной композиции. Среди произведений Луи Ленена эта картина считается наиболее близкой к традиции классического искусства, а образ смеющейся девушки с медным жбаном на голове принято сравнивать с колонной или античной кариатидой.

«Повозка» 1641 «Повозка» 1641 «Отдых всадника» «Отдых всадника» «Кузница» «Кузница»

Мастерство композиции покоряет в картине «Повозка» (1641, Париж, Лувр), великолепной по своей светлой, пленэрной живописи. Образ природы у художника всегда неразрывно связан с жизнью людей. Художник стремится раскрыть своеобразную красоту в обыденных предметах крестьянского обихода.

Неожиданной кажется луврская картина «Кузница», в которой Ленен выходит за рамки традиционных сюжетов. Его герои — кузнец в красной рубахе и окружающая его семья. Они статичны, разобщены, спокойны. Пламя горна наполняет тесную кузницу контрастами света и тени, переданными без караваджистской резкости и смягченными общим, золотисто-розовым тоном. Исходящая от картины напряженность порождена цветовыми пятнами, движением света, затесненностью пространства, энергией мазков. Полотно Луи Ленена — одно из первых образов труда в европейском изобразительном искусстве.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БРАТЬЕВ ЛЕНЕН

Они были холостяками.

Более известен Луи, ему приписывают преобладающую часть картин из крестьянской жизни. Преобладающую часть миниатюр приписывают Антуану, портреты — Матье. 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Rosenberg P. Tout l’œuvre peint des Le Nain. Paris: Flammarion, 1993
  • Лазарев В. Н. Братья Ленен. Л.: Искусство, 1936
  • Нерсесов Н. Братья Ленен. М., 1966
  • Каган М. С. Братья Антуан, Луи и Матье Ленен. М., 1972

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-100.ru, art-catalog.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Братья Ленен: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Братья Ленен: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Животный магнетизм в картинах братьев Твороговых

Мы продолжаем серию интервью с молодыми художниками, работы которых впервые встретили на выставке ART.WHO.ART. Напомним, что она проходила с 21 по 23 августа на территории бизнес-квартала BANKSIDE.

Братья-близнецы Алексей и Антон Твороговы уже не в первый раз продемонстрировали гостям выставки все, на что способны. Почему не в первый? Потому что их картины уже выставлялись на ART.WHO.ART.

Кроме того, в апреле этого года Твороговы заняли первое место в категории «живопись», показав публике триптих «Бегемот. Носорог. Слониха»:

 

А также картину «Глава XXVII. Третий берег».

 братья Твороговы. Глава XXVII. Третий берег 

В августе они не стали отходить от уже сложившейся традиции и выставили картины с мопсами и бегемотами.

Их животные похожи на людей, они по-своему привлекают и по-своему отпугивают. Полные формы их тел затягивают, мудрые глаза смотрят в душу, а игра с тенью и фоном довершает эмоциональное давление на зрителя. Равнодушным не останется никто.

Но как создаются их работы, а также, что служит источником их вдохновения? Корреспондентам Artifex Владу Чермышенцеву и Анжелике Аликберовой удалось приоткрыть завесу тайны и взять интервью у столь интересных личностей.

Artifex: Почему вы стали именно художниками, а не кем -то ещё?

Рисовать мы с детства любили, но серьезных планов на этот счет не было. Мыслили прагматично, думали о стабильном будущем. Но на 21-й день рождения нам старший брат подарил мольберт, холст, кисти и краски. Что его побудило к такому подарку, мы точно не знаем. Он говорил, что выбирал между набором для художника и солдатиками Warhammer для склейки и раскраски. В общем, тот подарок задал вектор нашей дальнейшей жизни.

Artifex: А если бы у вас не получилось стать художниками, какую профессию вы бы выбрали? Почему?

По образованию мы экономист и маркетолог. Работали в соответствующих областях. Лет пять писали картины только в свободное от учебы и работы время. И примерно полтора года мы полностью в живописи. Сегодня это наша жизнь, и другие альтернативы мы не рассматриваем.

 

Artifex: Сложно ли работать вдвоем? Часто ли у вас возникают творческие разногласия?

Нам работать вдвоем несложно. Мы друг друга всю жизнь знаем, поэтому очень быстро приходим к согласию. Иногда приходится «перетягивать канат», убеждать, но это происходит только на начальном этапе работы над картиной.

Artifex: Есть ли у вас разделение обязанностей?

Разделения обязанностей нет, все вместе делаем.

Artifex: Почему ваш выбор пал именно на животных? И почему вы решили рисовать их в такой необычной манере?

Эта манера называется антропоморфизм (наделение живых и неживых объектов человеческими характеристиками). И она не такая уж необычная. Она встречается в сказках (катящееся по тропкам круглое говорящее тесто или мальчик-луковица куда более необычны, чем наши образы), мультфильмах, в виде игрушек. Антропоморфные существа, таким образом, с детства являются для человека чуть ли не главным после родителей проводником в мир познания. В наших работах они продолжают выполнять эту же функцию.

Artifex: Как выглядит алгоритм вашей работы? Расскажите, пожалуйста, о создании картины от начала до конца.

Работа начинается с того, что кто-то из нас улавливает образ, вынашивает его какое-то время, утверждается в его самодостаточности и убедительности. Затем он делится им с другим, причем не столько наброском, сколько описанием своих мыслей и эмоций. В этот момент должно возникнуть (или не возникнуть) ощущение, что мы воспринимаем образ одинаково, что мы как бы вошли в единое визуальное пространство.

Начинаются обсуждения и первые наброски. Этот начальный этап может занимать от одной до двух недель – мы должны проверить образ на прочность, убедиться еще раз, что он не случаен. После того как финальный набросок готов, переносим его на холст и начинаем работу красками.

 Художники братья Твороговы

Один из нас правша, другой – левша, поэтому нам удобно одновременно рисовать на одном холсте, палитра у нас тоже общая. Работа с холстом может занимать от одной до четырех недель. На этом этапе все ещё возможны изменения (можем добавить или убрать какие-то объекты, поменять цветовую гамму). Когда появляется четкое ощущение: «Вот оно, родилось», мы считаем, что картина написана.

Картина сама подсказывает, как бы говорит «вы за*бали, остановитесь!».

Artifex: Ваши мопсы напоминают персонажей комиксов. А вы любите читать комиксы?

Мы их не читаем, но по духу нам близка культура комиксов.

Artifex: Какой совет вы можете дать начинающему художнику?

Мы сами еще только в начале пути. Но понимаем четко одно: очень важно верить в себя, иметь цель и стремиться к ней. Это такая банальная, избитая истина, и в неё на деле почему-то мало кто верит. А нужно верить твердо.

Artifex: Вы недавно участвовали в выставке ART.WHO.ART, чем она вам запомнилась?

Запомнилась интересными и вдохновляющими лекциями, особенно Андрея Люблинского. Запомнилась большим количеством посетителей, теплой атмосферой, высоким уровнем организации, бесплатным пивом. Открыли для себя российскую музыкальную группу Sirotkin.

Artifex: А что больше всего понравилось посетителям в ваших работах? Какие из них пользовались особой популярностью?

Нам кажется, посетителям нравилось в наших картинах то, что они добрые и непретенциозные. Картины несли в себе определенный посыл, но, главное — это персонажи, которые сами по себе вызывали, как мы заметили, позитивные эмоции у зрителей. Со стороны нам показалось, что больше всего люди заценили «Медитирующего».

 братья Твороговы. Медитирующий

Artifex: На выставке были представлены маленькие картины с изображением бегемотиков. Расскажите историю их создания. Они отличались только фоном. Почему?

Несмотря на визуальную простоту бегемотика, мы довольно долго создавали его набросок. Изначально хотели вставлять его в разные ситуации, снабжать его разными предметами, сделать с ним серию. Но когда, наконец, добыли окончательный образ, поняли, что он не нуждается ни в каких дополнениях. Он целостный, живой, понятный. Не хватало только цвета. Вот мы и решили поиграть с цветами, посмотреть, как все это уживется на маленьких холстиках. Цвет отражает внешний мир в целом, а бегемотик с уточкой на голове содержит мысль, что главная причина счастья всегда заключена в нас самих, а не обусловлена внешними обстоятельствами.

Artifex: Сколько картин у вас купили?

На выставке ART.WHO.ART у нас купили 5 картин.

Artifex: Есть ли у вас другие серии работ? Расскажите о них подробнее.

На выставке были акриловые картины. Но большую часть времени мы пишем маслом, и это совсем другие картины, несмотря на общий антропоморфный принцип. Мы работаем с темой взаимосвязи сознания взрослого и ребенка, мироощущения современного и первобытного человека. Нас очень интересует вопрос взаимодействия сознания и бессознательного.

Помимо антропоморфной серии мы работаем над серией картин о воспоминаниях, восприятии момента. Это более личные вещи, но при этом затрагивающие общечеловеческие темы.

Artifex: А над каким проектом вы работаете сейчас?

Сейчас продолжаем работать над антропоморфной темой. Будем создавать большие полотна. Есть идеи для скульптур.

Artifex: Чем вы увлекаетесь в свободное от живописи время?

Книги, лекции, кино, качалочка.

 Художники братья Твороговы

Artifex: Какими прилагательными вы могли бы охарактеризовать друг друга?

Обсценными, в основном.

Artifex: Что (кто) способно заставить вас улыбаться, когда грустно?

Близкие люди.

Artifex: Спасибо вам большое и удачи! 

Прочитать интервью с другими участниками выставки вы можете здесь

artifex.ru

Братья думали, что картина в их доме это просто хлам. Но в итоге, она оказалась раритетом ценой более $1 млн.

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

Когда скончалась их мать, трое братьев Нед, Роджер и Стивен Ландау из Тинека, штат Нью-Джерси, решили разобрать хлам в её старом доме, надеясь найти там хоть что-то полезное. Для торгов на аукционе антиквариата сгодились серебряный горшочек, старинный столик для игры в пинг-понг и картина. Братья смутно припоминают, что она висела в столовой, вечно покрытая пылью и никому до нее не было дела.

 Никто в семье Ландау уже толком и не помнил, откуда взялась эта картина. Вроде когда-то их дедушка или бабушка приобрели её у кого-то, хотя… да просто холст в раме всегда висел в гостиной и никто не обращал на него внимания. А когда не стало дедушки и бабушки, мать попробовала продать картину, но оценщик посулил не более $800, «за старину», так что хлам отправился в кладовку, где и пролежал несколько лет. Братья понятия не имели, что древний холст размером с лист А4 на самом деле является подлинной картиной Рембрандта.

 Профессиональный искусствовед при аукционе изучил картину и вынес вердикт, что за нее удастся получить несколько тысяч долларов, не более. Да полотно однозначно старинное, но размеры совсем не торговые, краски тусклые, на картине изображена какая-то ерунда и персонажи некрасивые.

Он добросовестно заблуждался — даже не все маститые коллекционеры знают о серии картин «Чувства», которые написал молодой, тогда еще 18-летний художник Рембрандт ван Рейн в 1624 году. Точнее, коллекция хорошо известна, а вот сами неказистые картины из нее не многие узнают с первого взгляда.

  Когда картину выставили на аукцион, ею сразу заинтересовались два французских торговца антиквариатом — они обратили внимание на детали одежды персонажей и нашли там сходство с работами молодого Рембрандта. Они купили картину за более чем миллион долларов, но уже на следующий день с ними связался Томас Каплан — известный финансист и коллекционер из Нью-Йорка. Он собрал внушительную коллекцию работ Рембрандта и не поскупился на то, чтобы заполучить и эту картину.

Конкретная сумма умалчивается, но известно, что после перепродажи картины её отреставрировали и обнаружили метку «RF» — Rembrandt Fecit, подпись самого живописца. А ведь когда-то братья считали это бесполезной мазней на стене их столовой.

Источник

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

zebramnet.ru

Библейские сюжеты: Иосиф Прекрасный - Живописцы, окуните ваши кисти...

100murilБартоломе Эстебан Мурильо. Иосиф и жена Потифара. 1640-45 гг.

"Как много свежести в этом безыскусственном рассказе; только он кажется чересчур коротким, и появляется искушение изложить его подробнее, дорисовав все детали", - так оценил Гёте библейское сказание об Иосифе Прекрасном, любимом сыне патриарха Иакова и Рахили. Впрочем, если учесть лаконичность книги "Бытие", рассказ этот вовсе не так уж и короток: из пятидесяти глав повествование об Иосифе занимает целых 14 (Бытие, главы 37-50). Однако оно так насыщено событиями, так наполнено самыми разнообразными чувствами, сюжет его так мастерски "закручен", что читателю, вслед за Гёте, поневоле хочется ослабить напряжение и расцветить деталями эту историю, которую с равным успехом можно назвать и затейливой восточной сказкой, и первым в мире приключенческим романом.03josep1Якопо Понтормо. Иосифа продают Потифару. 1515.18 гг.

То, о чем говорил Гёте, через сто с лишним лет осуществил другой немецкий писатель, Томас Манн. В роковые для своей страны годы, с 1933 по 1943, он создал монументальный роман "Иосиф и его братья". В то время, когда все достижения цивилизации, казалось, навсегда отступали под напором хаоса, легенда об Иосифе помогла писателю обрести надежду на спасение: в своем романе он рассказал о становлении нравственного начала в человеке, о зарождении морали на заре истории, о том, что в основе мироздания лежит созидательное начало.Эпопея Томаса Манна стала одной из главных книг 20 столетия, и наш современник невольно воспринимает библейское сказание сквозь призму великого романа, однако попробуем все же отвлечься от него и, перечитав еще раз историю Иосифа, посмотреть на нее глазами художников прошлого. Что более всего занимало и впечатляло их в этой легенде? Находили ли они в ней тот же гуманистический смысл, что и Томас Манн?

c9dec205cccfДиего Веласкес. Иакову приносят окровавленную одежду Иосифа. 1630 г.

Итак, юный Иосиф, самоуверенный отцовский любимчик, снискал ненависть братьев тем, что рассказывал о своих пророческих снах, из которых следовало, что в будущем судьба высоко вознесет его, и братья придут к нему на поклон. Рассвирепевшие братья бросили Иосифа в пустой колодец, где его ждала верная смерть, но потом сжалились и продали юношу в рабство. Иакову они принесли одежду Иосифа, смоченную в крови козленка, и сказали, что его сына растерзал дикий зверь.

jacob_joЯн Викторс. Иакову показывают одежду Иосифа. 1651-53 гг.

Оказавшись в Египте, Иосиф завоевал полное доверие своего хозяина, вельможи Потифара, но, к несчастью для себя, юноша стал предметом вожделения его жены. Женщина попыталась соблазнить Иосифа, а когда ей это не удалось, оклеветала его, и Иосиф попал в тюрьму. Однако благодаря своему умению толковать сны, он снова сделался фаворитом, на этот раз самого фараона. Иосиф женился на знатной египтянке, его умелое правление спасло Египет в неурожайные годы от голода, охватившего соседние страны.

josephБернардо Строцци. Иосиф рассказывает сны. 1626 г.

Братья Иосифа пришли в Египет закупать зерно и, конечно, не узнали его в могущественном египтянине. Иосиф же, с чисто восточной изобретательностью, подверг братьев мучительным испытаниям, и лишь убедившись в искренности их раскаяния, раскрыл свою тайну. В конце концов все родные Иосифа переселились из Ханаана в Египет, где им была уготована счастливая безбедная жизнь. Престарелый Иаков провел свои последние годы подле вновь обретенного сына, и перед смертью благословил своих детей и внуков.

fresco1Петер Корнелиус. Иосиф толкует сны фараона. 1816-17 гг.

Иосиф - один из самых привлекательных персонажей Ветхого Завета. Он поистине отмечен божественной милостью: "красив станом и лицом", необычайно обаятелен и "успешен в делах". Как сновидец и толкователь снов он прозревает будущее, как рачительный хозяин спасает от голода целые народы. Он не чужд милосердия и умеет искренне прощать причиненное ему зло, но главное - Иосиф человек высоконравственный, богобоязненный. Соблазнительнице он, впервые в библейской истории, объясняет, что такое грех: "Нет больше меня в доме сем; и он /господин/ не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?" (Бытие, 39:9)

6josephСаломон де Брей. Иосиф встречается с отцом и братьями в Египте. 1655 г.

Хотя сказание об Иосифе не имеет прямой связи с христианской генеалогией (родословная Иисуса восходит к одному из старших братьев Иосифа Иуде), христианские теологи не оставили без внимания столь поучительную притчу и столь положительный персонаж. Они аллегорически толковали многие эпизоды из жизни Иосифа как прообраз событий земной жизни Иисуса. Моменты, когда Иосиф, невинный целомудренный страдалец, становится жертвой предательства и коварства (его бросают в колодец, продают в рабство, заключают в тюрьму), ассоциировались со Страстями Христовыми - испытаниями, выпавшими Иисусу в его последние дни.

joseph_1Андреа дель Сарто. Сцены из жизни Иосифа. 1515 г.

Неудивительно поэтому, что когда художники посвящали жизни Иосифа циклы из нескольких картин, основное внимание они уделяли драматическим перипетиям его судьбы, а счастливые события - встреча с братьями, успехи Иосифа при египетском дворе - занимали их гораздо меньше. Таковы циклы картин неизвестного фламандского художника, прозванного мастером жизни Иосифа (1500-е гг.), итальянцев Якопо Понтормо (1515-18 гг.) и Андреа дель Сарто (ок.1515 г.).

joseph6Неизвестный фламандский мастер (Мастер жизни Иосифа). Иосиф и жена Потифара. Ок.1500 г.

Тема подавляющего большинства произведений, повествующих об истории Иосифа, - эпизод с женой Потифара. Попытка египтянки соблазнить красавца-раба трактовалась теологами как искушение праведника дьяволом, принявшим облик женщины, - популярный сюжет христианского искусства и литературы. Обычно изображался момент, когда Иосиф выскальзывает из объятий соблазнительницы, в руках у которой остается его одежда - главная улика несправедливого обвинения.

Интересно, что воплощение именно этого сюжета представляло для мастеров Средневековья и раннего Ренессанса немалые профессиональные трудности. Искусство этого времени по преимуществу статично, художники еще не научились "останавливать мгновение", а именно это требовалось для того, чтобы внятно передать суть происходящего: нужно было запечатлеть (как говорят художники, "схватить") резкие, быстрые, неожиданные движения персонажей. Рассматривая работы на интересующую нас тему в хронологической последовательности, мы явственно увидим, какой огромный путь прошло европейское искусство за четыре столетия.

image1317229513Иосиф и жена Потифара. Мозаика. Кон.12-нач.13 вв.Собор Сан-Марко, Венеция.

Вот мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции, конец 12 - начало 13 века. Статичная фигура величавой матроны напоминает о монументальном искусстве Византии. Трудно представить, что эта невозмутимая дама кого-то собиралась соблазнить. Иосиф изображен в некоем подобии движения: он делает шаг. Этот шаг выглядит неловко, разворот тела неестественный, но это неуклюжее движение - для истории искусства тоже шаг, и очень важный. Рассматривая произведения средневековых мастеров, мы порой снисходительно отмечаем скованность линий, детскую наивность рисунка. Но вдумаемся: чего больше заслуживают те художники прошлого, которые не боялись осваивать новое и старательно учились своему ремеслу, - нашего снисхождения или нашего уважения?

joseph3Карло Чиньяни. Иосиф и жена Потифара. 1687-80 гг.

Останемся в Венеции, но перенесемся в середину 16 столетия, золотой век итальянской живописи. Мастерство великих венецианцев - Тициана, Веронезе, Тинторетто - кажется безграничным. Их полотна пронизаны движением, они виртуозно владеют рисунком, могут изображать человеческие тела в самых сложных ракурсах, передавать малейшие оттенки владеющих героями чувств. То, что было так сложно для авторов мозаики в соборе Сан-Марко, уже не составляет для них труда.

joseph21Проперцио Росси. Иосиф и жена Потифара. 1520-е гг.

Блистательный пример такой живописи - картина Якопо Тинторетто "Иосиф и жена Потифара" (1555 г.), хранящаяся ныне в музее Прадо. Будто буря проносится по полотну - буря неудовлетворенной страсти. Тела женщины и юноши вытянуты по диагонали картины, каждое из них к тому же изгибается, закручивается спиралью. Неожиданный смелый ракурс (зритель наблюдает за происходящим как бы с уровня пола) придает композиции напряженную неуравновешенность и нарочитую неустойчивость. Прекрасное обнаженное тело соблазнительницы словно заряжает воздух какой-то огневой энергией, и складки алого занавеса на фоне золоченого потолка кажутся всполохами пламени. При взгляде на это полотно у современников Тинторетто вряд ли возникали праведные мысли о невинном страдальце, искушаемом дьяволом в обличье женщины. Они видели перед собой исполненную чувственности картину мощного, темпераментного мастера, не знающего равных в создании всевозможных живописных эффектов, новаторство которого казалось им почти дерзким.

05josephЯкопо Тинторетто. Иосиф и жена Потифара. Ок. 1555 г.

На сто лет позднее Тинторетто к сказанию об Иосифе обратился Рембрандт. В 1655 г. он пишет два варианта картины "Иосиф и жена Потифара". Рембрандт, как всегда, оригинален в трактовке темы. Его привлекла не пикантная сцена бегства Иосифа от сладострастной египтянки, а момент обвинения юноши перед Потифаром. Вместо пышного, устланного драгоценными тканями ложа, которое так любили изображать итальянские живописцы, - белая не смятая постель, словно символизирующая чистоту юноши. Вместо энергичного движения тел - выразительные лица и красноречивые жесты рук. Интересно, что два варианта картины отличаются в основном незначительными деталями, серьезное различие лишь в позе Иосифа. В картине из Вашингтонской национальной галереи Иосиф стоит, смиренно скрестив руки и опустив голову. На полотне, которое хранится в Берлине, юноша поднял руку с раскрытой ладонью, как бы свидетельствуя свою невиновность. Но внимание зрителя приковывает к себе не Иосиф и не застывший в неподвижности Потифар, а облаченная в красные одежды коварная женщина. Увлеченная своим рассказом, она "правдиво" прижимает руку к сердцу. Интересно, что это одна из немногих картин Рембрандта, где женщина представлена как олицетворение зла.

20oldtesРембрандт Харменс ван Рейн. Иосиф и жена Потифара. 1655 г.Национальная галерея, Вашингтон.

Одно из лучших полотен зрелого Рембрандта и, без сомнения, наиболее значительное из всех вдохновленных сказанием об Иосифе произведений - картин "Иаков благословляет детей Иосифа" (1656 г.). Рембрандт выбрал не самый эффектный, но очень значительный эпизод библейского рассказа. Иосиф, подводя своих сыновей к престарелому Иакову для благословения, ставит старшего, Манассию, справа от отца, а младшего, Ефрема, - слева. Однако ослепший Иаков возлагает правую руку на голову младшего внука, намереваясь благословить его первым. Иосиф решает, что произошла досадная ошибка. Он пытается восстановить должный порядок и переложить правую руку отца на голову своего первенца, но Иаков возражает: "знаю, сын мой, знаю, и от него произойдет народ, и он будет велик, но меньший его брат будет больше его". (Быт., 47:19)

Именно этот момент представлен на картине: дряхлый старец дотрагивается до золотых кудрей Ефрема, а Иосиф пытается осторожно переложить руку отца на голову Манассии. Кисть Рембрандта словно говорит со зрителем: цвет, свет, композиция картины позволяют нам читать ее, как книгу. Монолитную мужскую группу уравновешивает фигура женщины. Жена Иосифа Асенефа причастна к тому событию, что происходит у нее на глазах, но ее роль пассивна, она лишь наблюдатель. Фигуры Иосифа и Асенефы во многом перекликаются: спокойная поза, сходный наклон головы, неяркая освещенность, неброские оливково-коричневые тона одежды. Иосиф - тоже второстепенный персонаж, он, в сущности, такой же статист, как и его жена. Главный герой картины, средоточие ее духовности - слепой старик. Над красным покрывалом, занимающим всю нижнюю часть полотна, сияют его белые одежды и спадающий с плеч золотистый мех. Свет, исходя из руки старца, изливается на мальчика, и мы понимаем, что в тот миг, когда рука деда касается волос внука, происходит таинство.

6f76e85e1ab7Рембрандт Харменс ван Рейн. Иаков благословляет детей Иосифа. 1656 г.

Эпиграфом к картине Рембрандта можно поставить слова, сказанные Томасом Манном в докладе о романе "Иосиф и его братья": "Благочестие - это своего рода мудрость. Мудрость перед Богом". Эту мудрость писатель видел в том, чтобы "всеми силами своей души внимать велениям мирового разума, прислушиваться к новой истине", то есть постоянно меняться самому в согласии с божественным замыслом и теми внутренними изменениями, которые претерпевает мир. Таков его Иосиф, который умел постигать эту "новую истину", и поэтому смог измениться сам и изменить к лучшему жизнь вокруг себя, смог достойно нести бремя своей избранности, своей ответственности перед Богом и людьми.

Но таков и рембрандтовский Иаков, тоже прозревший "новую истину", отметивший избранного Богом младшего внука вопреки установленным правилам. И хотя перед нами произведения, казалось бы, не сопоставимые - картина 17 века и написанный через четыре столетия роман, они сходны в том, что под пестрым покровом захватывающей повести о приключениях прекрасного юноши и его родичей художник и писатель распознали мудрую притчу о Боге, Времени и Человеке.

classic-art-ru.livejournal.com

Изабелла (картина Милле) — Википедия РУ

Картина основана на поэме Джона Китса «Изабелла, или горшок с базиликом» (англ. Isabella, or the Pot of Basil, 1818), а её сюжет, в свою очередь, заимствован из новеллы о горшке с базиликом из «Декамерона» Боккаччо (IV день, 5-я новелла).

Китс повествует о трагической любви Изабеллы и Лоренцо[1]. Богатые братья Изабеллы, узнав о её тайной любви к бедному юноше Лоренцо, убивают его. Изабелла остаётся навсегда верной своей любви. Она тайком переносит голову любимого в свой сад и прячет её там. Братья, раскрыв тайну Изабеллы, крадут из сада горшок с базиликом, где спрятана голова Лоренцо, и бегут из Флоренции. Изабелла повергнута в горе жестокостью людей[2]. Художник изобразил момент, когда один из мрачных братьев Изабеллы пинает её собаку (это животное традиционно считалось символом верности). Собаки у Бокаччо нет, зато она была в английской версии Китса[3]. В каталоге первой выставки картина сопровождалась стихами:

Вассал любви — Лоренцо молодой, Прекрасна, простодушна Изабелла! Возможно ль, чтоб под кровлею одной Любовь сердцами их не овладела; Возможно ль, чтоб за трапезой дневной Их взгляды не встречались то и дело; Чтобы они средь ночи в тишине Друг другу не пригрезились во сне. (Перевод Галины Гампиевой)

Связь текста и изображения подчёркивала принцип синтеза искусств, провозглашённый прерафаэлитами.

Милле начал работу над «Изабеллой» сразу после того, как было создано Братство прерафаэлитов, поэтому это одно из первых произведений, в котором воплотились принципы прерафаэлитской эстетики[4]. Цвета очень яркие, насыщенные, каждая фигура выписана с особой тщательностью. На ножке стула Изабеллы можно обнаружить инициалы прерафаэлитского Братства — P.R.B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood). В «Изабелле» нет перспективы: все фигуры, сидящие за столом, одного размера[5].

Как это было принято у прерафаэлитов, Милле изобразил на картине своих близких и друзей. Братья Изабеллы написаны с Ф. Д. Стивенса (молодой человек слева, с бокалом в руке), У. Деверелла (слева, задний план), Д. Харриса (толкает собаку). На заднем плане справа — Д. Г. Россетти (пьёт из бокала). Пожилой человек, вытирающий губы салфеткой — отец Милле. Для Лоренцо позировал У. Россетти, Изабелла — жена сводного брата Милле[6].

Эта работа написана в радостных светлых и прозрачных тонах, что не понравилось ни зрителям, ни критикам[7].

http-wikipediya.ru

братья Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Two kids using tablet pc under blanket at night

#47801825 - Two kids using tablet pc under blanket at night

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Little boys having a fight on a sunny day Фото со стока

#36405505 - Little boys having a fight on a sunny day

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Brother and sister. Vector flat illustration Иллюстрация #44818040 - Brother and sister. Vector flat illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Close up outdoor portrait of African brother and sister doing thumbs up. Фото со стока

#36491303 - Close up outdoor portrait of African brother and sister doing..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

A little girl five years old, a brunette, dressed in a white shirt and white pants, spends time together with her newborn brother, three-month-old boy, dressed in a white t-shirt and white panties, at home in the bedroom Фото со стока

#50762645 - A little girl five years old, a brunette, dressed in a white..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

cute little brother and sister playing on the beach Фото со стока

#43153257 - cute little brother and sister playing on the beach

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Friends running in the field

#13568737 - Friends running in the field

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта