ПАВЕЛ ГРЕЧИШКИН: ХУДОЖНИК-ФРОНТОВИК. Картины гречишкин


СЕМЬ КИЛОМЕТРОВ КАРТИН | Ставропольские Ведомости

Это было недавно, это было давно... Казалось бы, только несколько лет назад самый прославленный на Юге России пейзажист Павел Гречишкин подарил городу Ставрополю свою персональную выставку из 167 живописных полотен, а на самом деле прошло уже три десятилетия. Выставка стала постоянно действующей «Картинной галереей пейзажей заслуженного художника России П.М. Гречишкина» и насчитывает сейчас около 500 живописных произведений и 50 графических работ.

Горжусь тем, что не раз встречалась с Павлом Моисеевичем и на творческих встречах и концертах в его галерее на улице Морозова - филиале Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве, и в мастерской из архызского теса рядом с его домом в переулке Сухумском краевого центра (как у знаменитого художника Васнецова). Никогда не забуду дорожку с плетнем и березами - любимыми деревьями пейзажиста, которая вела к его постоянному месту творчества. И, несмотря на то, что человеком он был очень сдержанным и молчаливым, долго приглядывался к собеседнику, мы с ним разговаривали обычно часами и с удовольствием. И самым большим комплиментом для меня стала его фраза: «Вы же наш человек».

Последний раз мы встретились с Почетным гражданином Ставропольского края и города Ставрополя, художником-фронтовиком, награжденным орденами Октябрьской Революции, «Знак Почета», медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За заслуги перед Ставропольским краем», «Герой труда Ставрополья», в декабре 2008 года. Тогда он подарил мне свой первый большой альбом репродукций 293 своих картин. А в 2009 году 87-летнего патриарха ставропольской пейзажной школы не стало.

Павел Моисеевич действительно с раннего детства, которое прошло рядом со Ставрополем, в селе Татарка, трогательно любил и прославлял в своих произведениях родную землю и природу. Его картины открывают зрителям красоту седовласых вершин Кавказа, ковыльных степей Ставрополья, неповторимые виды Урала, Средней полосы России, мощного Байкала, Русского Севера. Притягательность его тонких психологических полотен порой необъяснима. И вторая особенность дарования художника, как считает заведующая галереей, искусствовед Таисия Авдеева, это умение открывать новое в известном. Гречишкин, помимо всего прочего, был заядлым путешественником. Сотрудники картинной галереи, которая давно уже стала визитной карточкой краевого центра, не только рассказывают о жизни и творчестве нашего замечательного земляка, но и предлагают жителям и гостям Ставрополя ряд тематических экскурсий по разделам экспозиции. Это: «Отечество в творчестве Гречишкина», «Зарубежная тематика», знакомящая с пейзажами Индии, Непала, Греции, Цейлона, Франции, Мексики, Японии, Египта, Турции, Италии. Впечатляет, не правда ли? А еще есть раздел с его этюдными работами.

В галерее немало картин, представляющих колоритные окрестности Ставрополя. И характерно в этом отношении одно из первых его больших полотен - «Ставропольский лес». По-южному теплая осень, желто-коричневая гамма красок, маленький ручей, мокрые серые камни и кусочек голубого неба составляют композицию этого пейзажа. В том-то и заключается сила искусства - среди множества конкретных мест художник сумел выделить главное, что сам видел в натуре, сам пережил и сумел создать образ леса, присущий именно Ставрополью. Еще одна любимая тема Павла Моисеевича - Сенгилеевское озеро, которому он посвятил целую серию этюдов и картин. Несчетное число раз ездил Гречишкин в Подмосковье, в Суздаль, Архангельск, на остров Валаам, в Кижи, на Волгу и Каму, непередаваемы его пейзажи великого и загадочного Байкала, гордого Кавказа, виды Теберды, Домбая и Архыза. Не оторвать глаз от заснеженной «Домбайской фантазии», написанной живописцем в 1990 году...

Добавим, что страсть к рисованию Гречишкин унаследовал от своей матери Прасковьи Алексеевны. Лучше всего у нее получались две картинки - петуха и мужика с цигаркой в профиль. А от отца Моисея Федосеевича, который играл на многих музыкальных инструментах и сам мастерил их, вплоть до скрипки, - любовь к музыке, в частности, классической. Отсюда и то, что художественная галерея все эти годы выполняет также функции культурного центра. В ее стенах регулярно проводятся творческие встречи, концерты, литературные вечера как для взрослых, так и для детей. С января 2010 года коллектив галереи активно сотрудничает с Объединением художников Юга России «Колесо», которые являются последователями творческих традиций Павла Гречишкина. В мае нынешнего года на Ставрополье уже в пятый раз прошел двухнедельный фестиваль пленэрной живописи «Гречишкинская весна», посвященный памяти заслуженного художника России Павла Моисеевича Гречишкина (1922-2009). Организаторами фестиваля выступили министерство культуры Ставропольского края, Южное региональное отделение Российской академии художеств, Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г. Прозрителева и Г. Праве, администрация Шпаковского муниципального района, администрация муниципального образования Татарского сельсовета, где находится историко-краеведческий музей с мемориальным отделом живописца.

Совсем недавно Художественная галерея художника Гречишкина отметила свое 30-летие. Весь день коллектив галереи принимал посетителей и проводил бесплатные экскурсии. Для гостей праздника играли юные музыканты - друзья музея, а сами сотрудники галереи вместе с новым театром «Зрима» сыграли спектакль «Ночь перед юбилеем». Они осмелились предположить, что было бы, если б в ночь перед юбилеем картинную галерею посетил дух самого Маэстро Гречишкина, и какое ночное приключение это прибытие сулило бы его полотнам. В роли художника выступил актер театра Евгений Нетудыхата...

За восемь десятилетий, по признанию Гречишкина, он «нарисовал семь километров картин». «Тихо! - говорил Павел Моисеевич. - Молчите, смотрите, слушайте... Осторожно! Не давите цветы, сохраните их! Природа - это такая роскошь, которая дана нам всем». Совсем скоро заканчивается у нас Год экологии, но никогда не завершится наша любовь к природе. Не случайно заслуженный художник России Павел Моисеевич Гречишкин считал: «Природа - это музей. Это дух вечности. Она для меня и всех нас - величайшее создание, великое вдохновение жизни». Исполин пейзажной живописи, Гречишкин был очарованным странником. И большое счастье, что он жил в нашем городе и оставил нам, нашим детям и внукам свои картины, на которых есть запахи, краски, ощущения, привезенные им со всех уголков планеты, пропущенные через душу и перенесенные на холсты.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

st-vedomosti.ru

Гречишкин Павел Моисеевич / Знаменитые люди / СКФО

Художник / 96 лет

Павел Моисеевич-ставропольский художник, известный в крае как мастер пейзажа. Своеобразие живописи Гречишкина заключается не только в географии изображаемых мест, но и в местном колорите. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья. У художника имеются пейзажи Урала, Средней полосы России, Русского Севера, Байкала, и в них он остаётся самим собой, непохожим ни на кого другого, творческой личностью. Притягательность его полотен порой необъяснима. Жанр П. М. Гречишкина можно определить как интимный пейзаж. Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. И вторая особенность дарования художника — умение открывать новое в известном.

Павел Моисеевич Гречишкин родился на Ставрополье. На этой земле он познал первые радости общения с природой, именно она подарила художнику бесчисленное количество сюжетов. В период с 1939 по 1941 год совместно с посещениями студии рисовал с натуры, писал пейзажи. В годы Великой Отечественной войны П. М. Гречишкин находился в действующей армии. После демобилизации полностью посвящает себя живописи. Он много работает, участвует в городских, краевых, зональных и республиканских выставках.

Свое мастерство совершенствует в Домах творчества Союза художников: «Сенеж», «Академическая дача», «Горячий ключ». Природное дарование художника, подкреплённое упорной работой, творческой учёбой у больших мастеров в конце 60-х годов, дало свои положительные результаты.

Самая дорогая тема у мастера на протяжении всего творческого пути — Ставрополье, родина. И это не случайно. Ставропольский край по разнообразию и богатству природы уникален. На востоке раскинулись живописные равнины, обширные озёра системы Маныча, на юго-западе тянется Главный Кавказский хребет, между ними — степи и холмы. И всё это предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах. Небольшая по размерам работа «Приманычская степь», написанная крупными, пастозными мазками в жёлто-охристых, бурых и коричневых тонах, передает запылённость воздуха, усохшую от жары траву. В ней мало деталей, и, быть может, кому-либо она покажется скучной. Но такова природа, увиденная и прочувствованная художником, природа неприукрашенная, прекрасная и неповторимая. Не всегда степи бывают столь однообразными. Весной на них горят тысячи красных, жёлтых, белых, сиреневых огоньков — полевых тюльпанов. Такие мгновения отразились в ряде этюдов: «Тюльпаны на Маныче», «Тюльпаны в степи». У нас в крае нет моря, но зато есть огромное озеро Маныч, своеобразное по происхождению и географическому положению. В своё время оно привлекло внимание художника, и П. М. Гречишкин написал о нем много этюдов. Картина «Озеро Маныч» изображает водную поверхность, на которой кое-где разбросаны узкие косы островков. Полотно написано в светлых, серебристых тонах. В нём царит покой, простор и уравновешенность в природе. В картинах, посвящённых родному краю, пейзажи полны света и солнца. Так бы и прилёг на землю, вдохнул горьковатый запах душицы и во внезапно открывшейся тишине услышал песнь жаворонка. Хочется привести очень точное описание одной из значительных картин художника «Гроза в степи» известного в крае ученого В. Скрипчинского: «Степь показана в один из драматических моментов ее жизни, когда ливень из надвигающейся с запада грозовой тучи уже закрыл часть горизонта... Но в эти мгновения предшествующий ливню сильный порыв ветра ринулся на степь, и побежали от него вдаль волны колышущихся султанов ковыля, напоминающие своим движением волны беспокойного моря. Картина интересна и своим колоритом, построенным на контрасте голубого неба, огромного ярко-белого облака, переходящего в тёмную грозовую тучу, из которой уже льётся сплошная завеса дождя, и зеленоватого фона степи, перекрытого дымчато-белыми гривами ковыльных султанов...». Ставропольская возвышенность представляет собой интереснейший район края. Её платообразная гора Стрижамент с крутыми склонами, изрезанными балками и оврагами, — обильный материал для творчества художника. С неё открывается огромная панорама просторов: от вершин Главного Кавказского хребта до долины Кубани. Многое из того, чем богат и славен Стрижамент, нашло отражение в творчестве художника: и реликтовый буковый лес, и цветущая луговая степь, есть и ностальгическая тема. «Хутор Стрижамент» остался сегодня лишь на картине да в воспоминаниях художника. Словно пролетевшие годы — малиновый закат уходящего дня в картине «Вечер на Стрижаменте». Дорога уходит в небо, а оно почти вещественно осязаемое. Более широко представлено разнообразие природы, непосредственно окрестности Ставрополя. И характерна в этом отношении одна из его первых его больших картин — «Ставропольский лес». По южному тёплая осень, жёлто-коричневая гамма красок, маленький ручеёк, мокрые серые камни и кусочек голубого неба представляют композицию данного пейзажа. В этом и заключается сила искусства — среди множества конкретных мест художник сумел выделить главное, что сам видел в натуре, пережил и сумел создать образ леса, присущий Ставрополью. Сенгилеевское озеро также много раз попадало в поле внимания художника и его изображению посвящена целая серия этюдов и картин. Оно написано и как панорама — «Сенгилеевское озеро», и как камерный этюд — «Утро на озере», что служит доказательством разнообразных моментов его жизни.

Бытует мнение, что по картинам Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. По своему богатству и разнообразию горы, растительный мир Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкесии уникальны. Ледники, мрачные пихтовые, еловые, светлые сосновые и любимые художником прозрачные берёзовые рощи, тихие озёра и стремительные водопады, глухие ущелья, ледяные пики гор — всё это художник передаёт на своих полотнах с удивительной фантазией. А впервые встреча с горами произошла у него ещё в 1933 году, когда он жил в ауле Коста Хетагурова близ Карачаевска. В 1942 — 1948 годах бывал на Кавказе, по многу раз проезжал по Военно-Грузинской дороге, делал зарисовки гор. В 1958 году по приглашению дирекции Тебердинского государственного заповедника написал серию пейзажей для музея природы. Эти пейзажи экспонируются до настоящего времени. Работая в заповеднике в течение года, старался постигнуть не столько особенности мест, сколько суть влияния, которое оказывает природа на человека. Его картины Кавказа конкретны, и эта конкретность настроений. Каждое полотно как бы излучает свет, запахи, краски жизни. Насколько велика гамма человеческих чувств, настроений, настолько неисчерпаема тема настроений в природе. Мухинское ущелье, Джемагат, Назалы-Кол, Муруд-жинские, Чёрное и Голубое озёра, Бадукские озёра, долина Северного Клухора с горой Четчей, Дом-байская поляна, ущелье Аманауз, Алибекская поляна с горой Сулахат, Клухорское озеро и перевал. Вот далеко не полный перечень мест, которые были связаны у художника с тяжёлыми походами, ночёвками в любое время года, и они же послужили мотивами для его картин.

Картина «Утро в Теберде» — праздник наступающего дня. Пейзаж торжественный, ясный. Горы уже зарделись зарёй, ещё прохладно. Однако чем ниже спускается взгляд зрителя, тем теплее тона. «Софийское озеро» — с потрясающим сине-изумрудным оттенком воды. Много сил стоило художнику только добраться туда, на высоту более чем в тысячу метров, но какой фантастический пейзаж он открыл. Кажется, пронизана чистотой, светом «Солнечная долина», написанная в верховьях реки Архыз. Удивительны цветовые переливы гор — целая гамма переходов. Картину «Три сосны» отличает ясный день осени, в природе покой. На горизонте показываются облака, цвет их серовато-зелёный. Это вестник скорого ненастья. Кажется, всё в природе пронизано движением, ожиданием близких перемен.

Облака — предмет особого интереса художника. В картине «Домбай-Ульген» видишь и тучи, и обрывки тумана. Они преображают природу, знаменуя переход от тепла к стуже, ото дня к ночи.

Завораживает величавый ледяной силуэт вершины Зуб Суфруджу в картине «Домбайская фантазия». Пик царственно вознёсся надо всем живым. Онемел в волшебной узорчатой красоте лес внизу, кустарник.

П. М. Гречишкин не только певец природы Ставрополья и гор Северного Кавказа. Особое место в его творчестве занимают пейзажи России. Ещё в далёком 1934 году семья Гречишкиных оказалась в Подмосковье, в селе Осташово на реке Рузе. Река, среди полей и леса с часовенкой, сменяющиеся времена года, как сказочные явления, остались в детской памяти. В 1954 году художнику пришлось побывать в этих местах снова. В Доме творчества на озере Сенеж молодой художник работал над этюдами в разное время года. К теме России Павел Моисеевич обращается и в ,70-е,80-е и в 90-е годы. Для этого он совершает поездки по Волге, в Суздаль, на остров Валаам, в Кижи, Набережные Челны, по реке Каме, на Уральскую Вишеру в деревню Заговорливую, село Верхненикульское Ярославской области, Соловецкие острова. Небольшие по размерам этюды «Берёзка», «Село Верхне-Никульское», «Русское поле» служат образцами живописной панорамы природы просторов России. Поэтичны и по-своему лиричны волжские пейзажи Гречишкина. В них сдержанный в цветовом решении колорит раскрывает состояние великой русской реки. Это можно почувствовать в картинах «Лунный вечер на Волге», «Над Волгой», «Тихая пристань». Северный пейзаж привлёк внимание живописца своей уравновешенностью и конкретностью общего состояния природы. Непривычен для южного человека климат этих мест, а потому особо привлекателен и интересен для художника-южанина. И как пример, картины «Северная ночь», «Соловки», «Река Вишера».

П. Гречишкин впервые увидел Байкал в 90-м году и с той поры, очарованный удивительным озером, совершил десять поездок в эти края. Маршрут его путешествий начинался с южных берегов от мыса Шаманского до северных берегов бухты Аяя и Северобайкальска. Эти места послужили богатейшим материалом, с которого художник писал свои этюды. В пейзажах Байкала мастер передаёт покой и величие, загадочность и воздушные пространства воды и неба, окаймлённых живописными берегами. Автор подмечает различные состояния жизни великого озера. П. М. Гречишкин в своих полотнах избегает бурь и штормов. Эти явления природы у него вызывают чувство тревоги и неуюта. В живописи для этого нужен иной подход и характер самого художника человека. За десятилетний творческий труд по байкальской теме художником написаны десятки пейзажей. Среди них — «Священный Байкал», «Мыс Хобой», «У мыса Калтыгей», «Голубой Байкал», «Байкал в тумане», «Чивыркуйский залив», пейзажи острова Ольхон.

В его коллекции картин значительное место занимают зарубежные работы. Поездки за границу достаточно обширны: Италия, Индия, Мексика, Япония, Египет, Непал, Франция. Эти поездки открыли новые грани дарования Гречишкина. Серия картин, созданных об Индии, самая объёмная среди зарубежного цикла. Она создавалась в результате непродолжительных путешествий по этой удивительной стране, совершенных художником в 1978, 1980 — 1984 гг.

Непреодолимое любопытство к жизни, культуре, традициям этой страны и желание художника передать в живописи её очарование заставило автора познакомиться с городами: Дели, Бомбей, Джайпур, Аурангабад, Амбер, Мадрас, Махабалипурами, Калькутта. Ему удалось побывать на острове Элефанта, осмотреть скальные храмы долины Эллоры и Аджанты. Впоследствии все эти впечатления и легли в основу будущих картин об Индии. Своими индийскими пейзажами П. М. Гречишкин принимал участие на выставке «Советские художники об Индии», которая проходила в августе-сентябре 1981 года в Центральном Доме художника в Москве. В 1982 году в Москве в Доме Дружбы, была открыта персональная выставка пейзажей об Индии с расширенной экспозицией. Она позволила зрителям получить более полное представление о творчестве ставропольского художника. Две работы, экспонирующиеся на этой выставке, были преподнесены в дар. Одна — «В Агре» — посольству Индии в Москве, вторая — «Вечерний Джайпур» — премьер-министру Индии Индире Ганди.

Пять картин, написанных об Индии, экспонировались на выставке в рамках фестиваля «Советские художники об Индии». Их смогли увидеть жители городов Дели, Бхунешваре, Калькутты.

5 ноября 1987 года в Ставрополе состоялось открытие персональной выставки пейзажей П. М. Гречишкина. На ней экспонировалось 167 произведений живописи, которые были переданы художником в дар городу Ставрополю.

За 17 лет её работы фонды значительно увеличились, а статус расширился. Выставка стала отделом «Картинная галерея» Ставропольского государственного краеведческого музея.

Картинная галерея постоянно пополняется новыми работами художника и уже насчитывает 430 живописных произведений. За это время проведено огромное количество экскурсий, музыкальных салонов, встреч с поэтами, писателями, художниками. Здесь звучат различные музыкальные инструменты, живые голоса певцов. Рядом с работами мастера рисуют свои картины дети, студенты художественного училища. Галерея гордится прекрасным собранием произведений этого замечательного мастера, участника Великой Отечественной войны рядового 31-го отдельного автомобильного полка, ветерана войны и труда, удостоенного боевых наград медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», в мирное время награжден орденами «Знак Почёта» и Октябрьской Революции. В 1980 году П. М. Гречишкину присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1998 году — звание «Почётный гражданин г. Ставрополя».

Завершить обзор творчества П. М. Гречишкина хочется словами заслуженного художника В. В. Сек-люцкого, обращёнными к Павлу Моисеевичу: «Ваша живопись поэтична и задушевна. Это песня, сложенная из запахов весны, снежных горных вершин, цветущих малиновым цветом альпийских лугов, манящих голубых далей, прощальных взглядов поздней осени и студёной зимы Ставрополья. Это Ваше счастливое открытие, и за это Вам русское спасибо».

www.skfo.ru

ПАВЕЛ ГРЕЧИШКИН: ХУДОЖНИК-ФРОНТОВИК | Ставропольские Ведомости

Он воспевал родную землю 80 летВ Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве на базе выставки «Равнение на боевое знамя», приуроченной к 70-летию Великой Победы, состоялась презентация памятного сборника «Штрихи к портрету», посвященного жизни и творчеству заслуженного художника России Павла Моисеевича Гречишкина. Мероприятие прошло в рамках ставропольского Межрегионального форума творческих союзов «Белая акация» и объявленного на Ставрополье Года исторической памяти.Презентация в Ставрополе книги о Гречишкине-воине стала торжественной завершающей страницей III открытого фестиваля пленэрной живописи «Гречишкинская весна», который десять дней проходил в окрестностях краевого центра, сел Татарка и Сенгилеевское, хуторов Верхнеегорлыкский и Рынки. Организаторами фестиваля выступили министерство культуры Ставропольского края, Южное региональное отделение Российской академии художеств, Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, администрация МО Татарского сельсовета и объединение художников Юга России «Колесо». На пленэр приехало 32 профессиональных и самодеятельных художника, которые потом представили на отчетных выставках в Историко-краеведческом музее села Татарка и в Ставропольской «Картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина» 200 своих работ.На фоне плакатов военного времени типа: «Смерть фашистской гадине!», «Вперед! Победа близка!», «Боец красной армии! Смело и стойко бейся с врагом за жизнь детей, за честь женщин, за родной дом, за Родину!» и витрин с документами и фотографиями ставропольцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной, особенно трогательно звучит популярная классическая музыка, так любимая Павлом Моисеевичем, в исполнении художественного руководителя ставропольского квартета «Классик», композитора и скрипача Богдана Милки. На большом экране идет демонстрация видеоролика о пребывании Гречишкина на просторах средней полосы России, на Байкале, в Архызе, фронтовые фотографии художника, затем - презентация сборника «Штрихи к портрету». Ведущая - искусствовед, заведующая отделом музея-заповедника «Картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина», участник авторской группы Таисия Авдеева, все последние годы работавшая и тесно общавшаяся с Павлом Моисеевичем, поприветствовав присутствующих, начинает рассказ о нашем знаменитом земляке.Павел Моисеевич Гречишкин (1922 - 2009) - один из самых известных художников Юга России, родился в многодетной крестьянской семье в селе Татарка Ставропольского края. Родное Ставрополье - светлый исток его творчества. Именно эта земля открыла в нем страсть к живописи, неиссякаемую любовь к природе, желание сохранить и донести до людей ее совершенство и чистоту. Мастер, воспевая красоту мира, восемь десятилетий держал кисть в руке. Рисуя с шести лет, он за свою жизнь, по его собственным словам, «нарисовал семь километров картин». Его полотна излучают свет, запахи земли, звуки и краски Жизни. Исполин пейзажной живописи, Павел Моисеевич был очарованным странником. Путешествия художника на пленэр составили солидный маршрут: от степей Ставрополья, гор Кавказа, Урала, средней полосы России, Байкала до Индии, Египта, Непала, Франции, Японии. Мастер колорита и композиции, он был продолжателем лучших традиций русского реалистического пейзажа, основоположниками которого являлись А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин. Полотна мастера находятся в музеях и частных коллекциях сорока стран мира. Но самую лучшую и ценную часть своего творческого наследия, около 500 пейзажей, художник подарил родному Ставрополю. На основе этой коллекции в 1987 году была открыта его именная картинная галерея. За свой титанический труд он был удостоен высоких государственных и краевых наград. Ему присвоены звания «Почетный гражданин Ставропольского края», «Герой труда Ставрополья», «Почетный гражданин города Ставрополя».Презентация издания проходит в год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и это не случайно. Павел Моисеевич был участником войны, прошел ее от первого и до последнего дня, видел все ужасы и тяготы военных будней на фронте и в тылу. С этой памятью не мог он расстаться до конца жизни и лишь изредка скупо делился с окружающими: «Я рисовал портреты солдат и командиров, любимую природу, страдающую от пожаров и бомбежки». Павел Моисеевич был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». О том, как возникла идея создания сборника, какие трудности появились при сборе материала, как шла работа по подготовке издания и кто оказал помощь в его публикации, рассказали на презентации заведующая Историко-краеведческим музеем села Татарка Татьяна Андрющенко, завотделом музея-заповедника Вера Данилевич, дизайнер-оформитель Ольга Орлова. Много добрых слов было сказано в адрес спонсоров издания - ставропольского предпринимателя и мецената Аркадия Дранец и его супруги Надежды. Как раз Надежда Александровна и подала идею создания сборника в память о Гречишкине-воине к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. И все это после посещения супругами Ставропольской Галереи пейзажей художника и 27 интернет-публикаций о проекте «Гречландия» Историко-краеведческого музея села Татарка.Рассказала Таисия Авдеева и о недавно вышедшей в свет монографии доктора филологических наук, профессора СКФУ Клары Эрновны Штайн «Люди на все времена», в котором есть очерк о Павле Моисеевиче «Богатырь земли Ставропольской». И здесь дается, пожалуй, самый исчерпывающий материал о Гречишкине как о непосредственном участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Племянница живописца Марина Михайлова отметила на презентации сборника, что Гречишкин и война - вещи несовместимые, но он прошел войну от начала и до конца. Альбом же получился очень теплый, простой, домашний. Такой, как был сам Павел Моисеевич. «И мне кажется, - сказала Марина Николаевна, - что он так много писал и за себя, и за тех, кто не вернулся из боя»... Пришла поздравить музейщиков с выходом из печати уникального сборника «Штрихи к портрету» первый заместитель министра культуры Ставропольского края Галина Павлова. А потом было предоставлено слово самому известному ставропольскому музейщику, отметившему на днях свое 90-летие, заслуженному работнику культуры РФ, другу художника Вениамину Вениаминовичу Госданкеру. «Несколько поколений ставропольских музейщиков, - сказал он, - все сделали для того, чтобы Паша Гречишкин расправил крылья и стал знаменитым». Госданкер рассказал о создании постоянной выставки художника, на основе которой была открыта именная галерея художника. А затем поделился воспоминаниями, в которых Павел Моисеевич выступил не только как замечательных художник, но и как лирик по жизни. И символами его любви к родной природе стали две березы, посаженные у него во дворе. «Он обнимал одну березу, а я - другую». Очень любил Гречишкин классическую музыку, особенно Моцарта, прекрасно разбирался в исполнительских коллективах, ценил Английский Королевский оркестр. А любимым его музыкальным инструментом, как оказалось, была скрипка. Она-то и прозвучала в финале памятной встречи в руках Богдана Милки, который исполнил один из мировых музыкальных шедевров - «Аве, Мария» Шуберта.Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

st-vedomosti.ru

Гречишкин Павел Моисеевич Портал органов государственной власти Ставрополького края

Гречишкин Павел Моисеевич - один из самых известных художников-пейзажистов Юга России, родился в 1922 году в селе Татарка Ставропольского края. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей природы Ставрополья. Гречишкин определился как пейзажист с самых первых самостоятельных шагов творчества.     

 Впервые его небольшие по размерам пейзажи были приняты на краевую выставку произведений художников Ставрополья в 1939 году. Пройдя огненные дороги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Гречишкин вернулся в родной край и с полной отдачей сил взялся за самообразование, осваивая многотрудное художественное творчество.

Произведения П.М.Гречишкина экспонировались на многих худо-жественных выставках как в нашей стране, так и за ее пределами. Естественно и закономерно пришли к художнику широкое признание и популярность. Многокрасочная палитра живописца удивительно точно передает самые разнообразные состояния природы. Неиссякаемый жизненный оптимизм, искренность, несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства.      

География творчества мастера очень велика: Северный Кавказ, Байкал, Волга, Валаам, Кижи, Индия, Египет, Мексика, Франция.      

Как часть Российского искусства, его художественные произведения были представлены в 1987 году в Индии на выставке «Индия глазами советских художников», в 1988 году на персональной выставке «Пейзажи России» и 32 международном салоне изобразительного искусства во Франции. Картины Гречишкина хранятся в музеях и частных коллекциях сорока стран мира.      

Мастерски исполненные пейзажи степных просторов Ставрополья, горных районов Карачаево-Черкесии с характерной подписью «П. Гречишкин» выставлены в Кисловодском художественном музее выдающегося русского художника Н.А.Ярошенко, в Пятигорском музее-заповеднике М.Ю.Лермонтова, в Ставропольском, Пятигорском и Черкесском краеведческих музеях, в Краснодарском художественном музее имени А.В.Луначарского, Ставропольском музее изобразительных искусств, Казанском и Соликамском музеях краеведения. Основную часть экспозиции музея природы Тебердинского государственного заповедника составляют живописные пейзажи П.М.Гречишкина, который по праву может считать себя одним из основателей этого уникального музея высокогорной кавказской природы.      

Величие природы, ее вечная красота и неповторимость - вот тот источник, который являлся генератором творчества художника.      

П.М.Гречишкин - один из самых плодотворных пейзажистов Ставропольского края. На его счету сотни произведений, многие из которых были переданы художником в дар городу Ставрополю. В знак признания его творчества открыта картинная галерея, которая в своей экспозиции насчитывает 430 живописных произведений автора.      

В 2000 году в г. Пятигорске Павел Моисеевич представил новые работы на персональной выставке, посвященной 220-летию города.      

В 2002 году в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств была открыта юбилейная персональная выставка П.М.Гречишкина, посвященная 80-летию со дня его рождения.      

В 2004 году Павел Моисеевич принял участие в художественной выставке Южного федерального округа «Зеленый шум», которая проводилась Министерством культуры Российской Федерации в городах Плесе, Краснодаре, Ставрополе.      

Прекрасные человеческие качества Павла Моисеевича, стремление передать частицу своего таланта и опыта новым поколениям проявлялись на пленэрных занятиях с группами художников, творческих встречах и мастер-классах с преподавателями, выпускниками и студентами художественного училища.      

В последние годы П.М.Гречишкин активно занимался творчеством, являлся руководителем пленэрной практики в Ставропольском краевом художественном училище на отделении «Живопись», участвовал в работе итоговой аттестационной комиссии Ставропольского краевого художественного училища.      

Вся деятельность П.М.Гречишкина является примером преданного служения Отечеству и искусству. Его заслуги были справедливо отмечены высокими государственными наградами: медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденами «Знак Почета» и Октябрьской Революции, ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».      

П.М.Гречишкин умер в 2009 году, похоронен в городе Ставрополе.

www.stavregion.ru

Картинная галерея

Мой отец прошел войну - от ее первого дня до последнего, поэтому у меня особенное трепетное отношение к участникам той Великой Отечественной. Павел Моисеевич Гречишкин, мой любимый ставропольский художник, - один из них.

Гречишкин родился 16 января 1922 года близ Ставрополя. До войны посещал художественную студию, где получил основы изобразительной грамоты. Любил писать пейзажи, уже тогда участвовал в краевых и городских выставках.

В годы Великой Отечественной войны Павел Моисеевич был в действующей армии, но даже на передовой, в редкие минуты тишины, продолжал рисовать. После демобилизации он остался верен своему выбору - любимым и основным жанром живописи остался пейзаж. Художник много работал, ездил по России и за границу, участвовал в многочисленных выставках.

И все-таки самой любимой темой у художника было Ставрополье, его малая родина. Он всегда удивлялся богатству и красоте родной земли - это и ковыльные степи, и живописные горы, уникальные озера и волнистая равнина. И Ставропольская возвышенность. В картинах, посвященных родной земле, он признавался в любви к краю. И, вообще, все его пейзажи "идут" от души, они лиричны, в большинстве из них много света, даже в облачную погоду.

Архыз

Архыз

Осеннее небо

Осеннее небо

Павел Моисеевич не только воспевал природу Ставрополья и гор Северного Кавказа. Особое место в его творчестве занимали пейзажи России. А когда впервые увидел Байкал в 90-м году, то с той поры, очарованный удивительным озером, совершил десять поездок в те края.

Его поездки за границу достаточно обширны: Италия, Индия, Мексика, Япония, Египет, Непал, Франция. Особенное впечатление у него осталось от Индии. Одну из картин "Вечерний Джайпур" Гречишкин подарил премьер-министру Индии Индире Ганди.

В 1987 году в Ставрополе на открытии персональной выставки пейзажей Гречишкин передал в дар городу 167 своих картин. Сегодня эта картинная галерея насчитывает более 500 произведений художника. Помимо пейзажей дарственная коллекция содержит значительное количество этюдов, включает в фонды личный архив художника с редкими карандашными рисунками послевоенных лет. И, кроме того, картины Гречишкина хранятся в музеях и частных коллекциях 40 стран мира.

В последний путь своего любимого художника город проводил 26 июня 2009 года. Но у Ставрополя остался, и он бережно хранится, - дар Павла Моисеевича: удивительная коллекция картин.

 

Адрес картинной галереи пейзажей П. М. Гречишкина:

Ставрополь, ул. Морозова, 12. тел. (865-2) 32-85-86

Время работы (кроме понедельника): с 10:00 до 18:00.

perexilandia.org

Почетные граждане города Ставрополя :: Указатель персоналий :: Гречишкин Павел Моисеевич

Павел Моисеевич Гречишкин родился в селе Татарка Ставропольского края. После окончания семилетки переехал в Ставрополь, чтобы всерьез заняться живописью.

В 1939 году он впервые участвует в краевой художественной выставке, которая проходила в краеведческом музее.

10 июня 1941 года его призывают в армию.

Великую Отечественную он встретил под Николаевом. В составе отдельного автомобильного полка пришлось с боями отступать. Судьба уберегла его от пуль и снарядов, а вот тяжелой болезни избежать не удалось. По состоянию здоровья был демобилизован в 1948 году.

После демобилизации из армии Павел Моисеевич возвращается в Ставрополь и целиком посвящает себя живописи. В 1953 году участвует во Всероссийской выставке, в этом же году начинает работать в Ставропольском краевом отделении художественного фонда СССР. В 1957 году он становиться членом Союза художников СССР.

Павла Гречишкина совершенно справедливо называют певцом Ставропольского края, который он объездил вдоль и поперек.

Его полотна, на которых запечатлены и степное Ставрополье, и высокогорная Карачаево – Черкессия, Подмосковье, средняя полоса России, Байкал и Поволжье, покоряют высоким талантом, искренностью чувств и страстной любовью к родной земле.

Около 500 картин художник передал в дар городу, что позволило создать постоянную действующую картинную галерею заслуженного художника России Павла Гречишкина. Эта галерея авляется гордостью ставропольцев.

В 1998 году Павлу Моисеевичу Гречишкину, замечательному мастеру кисти, ветерану войны и труда было присвоено звание Почетного гражданина Ставрополя. Его имя навсегда останется в летописи нашего города как одна из самых ярких ее страниц.

В июле 2009 года Павел Моисеевич умер на 87 году жизни.

Библиографический список литературы

Павел Гречишкин. Живопись : альбом / авт.-сост. П. М. Гречишкин. – Пятигорск : Вестник Кавказа, 2005. – 296 с., ил.

Гайденко А. В. Опыт взаимодействия экологии и искусства на примере картинной галереи П. М. Гречишкина / А. В. Гайденко / / Прозрителевские чтения. Вып. III. – Ставрополь, 2007. – С. 60–63.

Госданкер В. В. Певец непревзойденной красоты природы : [к 75-летию со дня рождения П. М. Гречишкина] / В. В. Госданкер / / Ставроп. хронограф. – 1997. – С. 22.

Гречишкин Павел Моисеевич (род. В 1922г.) / / Ставрополь помнит войну. – Ставрополь, 2005. – С. 36–37.

Куликова Т. Семь цветов неба / Т. Куликова / / Ставропольский край. Дела и люди. – Ставрополь, 2006. – С. 233–240.

От Маныча до Кавказа : Пейзажи Павла Гречишкина. – Ставрополь : Кн. изд-во, 1977.– 47 с., ил.

Скрипчинский В. В. Времена года ставропольской лесостепи в картинах П. М. Гречишкина / В. В. Скрипчинский / / Материалы по изучению Ставроп. края. – Вып. XI. – Ставрополь : Кн. изд-во, 1964. – С. 153.

Хасьминский Г. Когда кисть поет… : [Гречишкин П.] / / На перекрестках встреч / Г. Хасьминский. – Ставрополь, 2000. – С. 119–125.

Энциклопедический словарь Ставропольского края / гл. ред. В. А. Шаповалов. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2006. – 457 с. + вкл.

Из содерж. : Гречишкин П. М. – С. 102.

Периодические издания

Белая З. Гильдия мастеров : ставропольцы – заслуженные художники России : [П. Гречишкин, И. Лепаловский, Г. Киракозов, К. Казанчан, В. Чемсо, А. Соколенко, Е. Биценко] / Белая З. / / Ставроп. правда. – 1999. – 10 сент. – С. 3.

Белоконь С. Открытие мира : [о П. М. Гречишкине] / С. Белоконь / / Ставрополье. – 1986. – № 1. – С. 109–113.

Бендик Б. … Значит любить Родину : [о выставке П. Гречишкина] / Б. Бендик / / Ставроп. правда. – 1985. – 1 нояб. – С. 4.

Бендик Б. Искренность художника : [к 50-летию со дня рождения П. М. Гречишкина] / Б. Бендик / / Ставроп. правда. – 1972. – № 13. – 16 янв. – С. 4.

Бендик Б. Одержимость : [ставропольский художник П. Гречишкин] / Б. Бендик / / Ставроп. правда. – 1992. – 15 янв.

Быкова Н. Вся наша жизнь – пейзаж… : [к 80-летию П. Гречишкина] / Н.Быкова / / Ставроп. правда. – 2002. – 16 янв. – С. 2.

Быкова Н. Достояние России с протекающей крышей : [к 10-летию открытия галереи в мечети картин П. Гречишкина] / Н. Быкова / / Ставроп. правда. – 1997. – 15 нояб.

Быкова Н. Портреты матери-природы : [о творчестве ставропольского художника П. М. Гречишкина] / Н. Быкова / / Ставроп. правда. – 2007. – 14 дек. – С. 3.

Быкова Н. Самый мирный взгляд на мир : [издание альбома «Павел Гречишкин. Живопись»] / Н. Быкова / / Ставроп. правда. – 2005. – 10 июн. – С. 3.

Горбушина Н. Мир глазами художника : [о выставке художника РСФСР П. М. Гречишкина] / Н. Горбушина / / Мол. ленинец. – 1985. – 3 окт. – С. 3.

Горы чистого ультрамарина : [презентация выставки картин Почетного гражданина, художника Павла Гречишкина] / / Ставроп. правда. – 2006. – 12 сент. – С. 3.

Гречишкину – 75 : [заметка о торжественном мероприятии в здании мечети] / / Вечер. Ставрополь. – 1997. – 17 янв. – С. 4.

Даусон О. Радость творческого труда : [60-летие заслуженного художника РСФСР П. М. Гречишки-на] / О. Даусон / / Ставроп. правда. – 1982. – 16 янв. – С. 2.

Достовалова Н. Край мой родной : [о творчестве художника П. М. Гречишки-на] / Н. Достовалова / / Ставроп. правда. – 1971. – № 2. – 3 янв. – С. 4.

Евтушенко Н. Певец родного края : [о даре Ставрополю художника П. Гречишкина] / Н. Евтушенко / / Кавказ. здравница. – 1987. – 9 июля. – С. 1.

Киракозова Н. А. Мастер пейзажа : [к 50-летию ставропольского художника П. Гречишкина] / Н. А. Киракозова / / Мол. ленинец, 1972. – 15 янв.

Куликова Т. Семь цветов неба : [в Ставроп. краевед. музее им. Г. Н. Прозрителева и Г.К. Праве состоялась презентация альбома «Павел Гречишкин. Живопись»] / Т. Куликова / / Площадь Ленина,1. – 2005. – № 5. – С. 4–5.

Куликова Т. Семь цветов неба : [о ставропольском художнике П. Гречишкине] / Т. Куликова / / Ставроп. правда. – 1990. – 19 мая.

Метелкина О. В соавторстве с природой : [презентация альбома репродукций работ засл. художника России П. М. Гречишкина] / О. Метелкина / / Вечер.Ставрополь. – 2005. – 13 мая. – С. 7.

Метелкина О. Кругосветное путешествие с Павлом Гречишкиным : [в Ставрополе открылась галерея пейзажей худ. РФ П. Гречишкина] / О. Метелкина / / Вечер. Ставрополь. – 2008. – 21 февр. – С. 1 

Михайленко О. Природа – величайший музей для человека : [о ставропольском художнике П. М. Гречишкине] / О. Михайленко / / Вечер. Ставрополь. – 1996. – 20 марта.

Над чем вы работаете? : [на вопрос газеты отвечает П. Гречишкин] / / Ставроп. правда. – 1984. – 20 мая. – С. 4.

Обод Л. Дыхание цветов моей земли : [о творчестве П. М. Гречишкина] / Л. Обод / / Мол. лени-нец. – 1986. – 25 февр. – С. 3.

Олегова О. Приглашая вас в музей на будущие лета… : [к 10-й годовщине открытия выставочного зала картин П. М. Гречишкина] / О. Олегова / / Вечер. Ставрополь. – 1997. – 11 нояб. – С. 5.

Павел Гречишкин : «На плечах пейзажа – огонь и кровь…» : [интервью с ставропольским художником П.М. Гречишкиным / беседовала Н. Быкова] / / Ставроп. правда. – 1995. – 7 мая.

Павлова Е. Картины люди увидят : [85 лет со дня рождения ставропольского художника П. Гречишкина] / Е. Павлова / / Вечер. Ставрополь. – 2008. – 16 янв. – С. 5.

Павлова Е. Начало жизни : [об открытии галереи засл. худ. России П. Гречишкина] / Е. Павлова / / Вечер. Ставрополь. – 2007. – 7 сент. – С. 5.

Пейзаж с галереей : [в Ставрополе открылась галерея пейзажей худ. П. Гречишкина] / / Ставроп. правда. – 2008. – 20 февр. – С. 1.

Пересыпкина В. В глубинах духа обретая радость : [о П. Гречишкине] / В. Пересыпкина / / Ставроп. правда. – 1997. – 29 янв.

Пересыпкина В. Галерея Гречишкина вновь в строю : [в Ставрополе открылась галерея пейзажей заслуж. художника России П. Гречишкина] / В. Пересыпкина / / Ставроп. губерн. ведомости. – 2008. – 27 фев. – С. 8.

Пересыпкина В. Гречишкин нужен Ставрополю и ставропольцам : [о галерее засл. худ. России П. Гречишкина] / В. Гречишкина / / Ставроп. губерн. ведомости. – 1997. – 11 нояб. – С. 4.

Пересыпкина В. Имя Гречишкина – на доске дарителей : [состоялась церемония занесения имени заслуж. худ. Гречишкина на Доску Почетных Дарителей и Меценатов музея] / В. Пересыпкина / / Ставроп. губерн. ведомости. – 20085. – 2 апр. – С. 7.

Пересыпкина В. …Летишь в безбрежный мир полотен : [75 лет со дня рождения П. М. Гречишкина] / В. Пересыпкина / / Ставроп. губерн. ведомости. – 1997. – 19 февр. – С. 4.

Пересыпкина В. Люблю тишину, величие и покой : [к 80-летию П. Н. Гречишкина] / В. Пересыпкина / / Ставроп. губерн. ведомости. – 2002. – 15 янв. – С. 85.

Пересыпкина В. Певцу земли ставропольской – 85 лет / В. Пересыпкина / / Ставроп. губерн. ведомости. – 2007. – 17–24 янв. – С. 1.

Пересыпкина В. Репродукции пейзажей Гречишкина ищите только в библиотеках : [в Ставропольском краев. музее им. Г.Прозрителева и Г. Праве прошла презентация альбома репродукций работ засл. худ. России П. Гречишкина] / В. Пересыпкина / / Ставроп. губерн. ведомости. – 2005. – 13 мая. – С. 2.

Пономарева Е. Песня длиною в жизнь : [П. М. Гречишкину – 75 лет] / Е. Пономарева / / Вечер. Ставрополь. – 1997. – 18 янв. – С. 1,5.

Пономарева-Павлова Е. Чтобы картины видели люди : [юбилей засл. худ. России П. М. Гречишкина] / Е. Пономарева-Павлова / / Вечер. Ставрополь. – 2007. – 16 янв. – С. 1–3.

Сутулов С. Ставрополю я обязан всем : [о творчестве П. Гречишкина] / С. Сутулов / / Ставроп. правда. – 1987. – 26 февр. – С. 4.

Тлустая Т. К картинам тянется душа : [о художнике П. Гречишкине] / Т. Тлустая / / Ставроп. правда. – 1999. – 27 апр. – С. 2.

Фоменко В. К природе сердцем прикасаясь : [о творчестве нашего земляка П. Гречишкине] / В. Фоменко / / Ставроп. правда. – 1978. – 23 апр.

Хасьминский Г. Когда кисть поет… : [о ставропольском художнике П. Гречишкине] / Г. Хасьминский / / Ставроп. губерн. ведомости. – 1999. – 16 нояб. – С. 6.

Хилько В. Подарок художника : [о выставке П. Гречишкина] / В. Хилько / / Ставроп. правда. – 1986. – 1 янв. – С. 4.

Шульженко О. Светлый художник : [в краев. Музее изобразительных искусств открылась выставка засл. худ. России П. Гречишкина] / О. Шульженко / / Ставроп. правда. – 2002. – 23 янв.

Павел Моисеевич Гречишкин : [к 70-летию со дня рождения] / / Памятные даты Ставропольского края на 1992 год : библиограф. указатель литературы. – Ставрополь, 1991. – С. 27–30.

www.stav-cbs.ru

Релеф края в картинах гречишкина п м

Проектно-исследовательская работа «Рельеф Ставропольского края в работах ставропольского художника П.М.Гречишкина» Зунтуровой Анжелики, ученицы 3 Б класса МБОУ лицея №6 г. Ессентуки Павел Гречишкин – ставропольский художник. В своих полотнах воспевает красоту и необыкновенную притягательность края. Его произведения позволяют во всей полноте увидеть все рельефы родного края. Павел Моисеевич Гречишкин - ставропольский художник, известный в крае как мастер пейзажа. «Степь ковыльная» Своеобразие живописи Гречишкина заключается не только в географии изображаемых мест, но и в местном колорите. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья. Притягательность его полотен порой необъяснима. «Родник Корыта. Ставрополь» Жанр П. М. Гречишкина можно определить как интимный пейзаж. Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. И вторая особенность дарования художника - умение открывать новое в известном.

Павел ГРЕЧИШКИН ° Первая зелень. 1959 Самая дорогая тема у мастера на протяжении всего творческого пути - Ставрополье, родина. И это не случайно. Ставропольский край по разнообразию и богатству природы уникален. «Поляна Бучинка» На востоке раскинулись живописные равнины, обширные озёра системы Маныча, на юго-западе тянется Главный Кавказский хребет, между ними - степи и холмы. И всё это предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах.-3810317500 Небольшая по размерам работа "Приманычская степь", написанная крупными, пастозными мазками в жёлто-охристых, бурых и коричневых тонах, передает запылённость воздуха, усохшую от жары траву. В ней мало деталей, и, быть может, кому-либо она покажется скучной. Но такова природа, увиденная и прочувствованная художником, природа неприукрашенная, прекрасная и неповторимая. Не всегда степи бывают столь однообразными. Весной на них горят тысячи красных, жёлтых, белых, сиреневых огоньков - полевых тюльпанов. Такие мгновения отразились в ряде этюдов: "Тюльпаны на Маныче", "Тюльпаны в степи". У нас в крае нет моря, но зат

educontest.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта