Сочинение по картине И.Е. Репина «Отказ от исповеди». Картина исповедь
Картины, описание картин - Отказ от исповеди перед казнью. 1879-1885
Сочинение по картине И.Е. Репина «Отказ от исповеди»
Исповедоваться в поступках, не считая их грехами, отказывается революционер, так можно коротко описать сюжет полотна великого живописца. Всего два человека изображены на картине, а сколько мощной динамики скрывается в их позах и выражении лица. Каждый из них поведал мне целую историю, которая заканчивается их встречей в застенках.
Меня поразило то, как И.Е. Репин пользуясь только темными красками, и выделяя лишь лица, смог выстроить логическую цепочку из следствия и причины. Он продумал все детали, и позволил воображению зрителя завершить предоставленный эпизод. Нет точки в произведении, ее находит пытливый ум того, кто остановится перед полотном и задастся вопросом, кто эти люди?
Хочется сразу рассказать о том, кем я вижу молодого человека. Он – революционер, тот, кто стрелял в царя. Но не для себя, ни для своей пользы так он поступил, а заботясь о будущем простых людей, веками живущих под бременем унижения. Думал ли он тогда о наказании, или о целесообразности своего поступка, теперь сложно сказать. Но до последних мгновений своей жизни, революционер свято верил в свою правоту. Даже здесь, на картине его образ горд, несмотря на внутреннюю усталость. Глаза понуры, голова закинута назад, словно ее тяжело держать, но белый ворот рубашки говорит о принадлежности к одному из высших сословий общества. И сейчас, находясь в шаге от смерти, бунтарь не намерен склониться, признаться в грехах и покаяться перед теми, кто косвенно виновен в его страданиях, и в бедах всего народа.
Образ же священнослужителя остается до конца не раскрытым из-за того, что лица его не видно, только краешек. Но и это дает волю фантазии разгуляться и сделать выводы. Например, видно, что этот человек в годах, имеющий опыт в подобных ситуациях. В нем не осталось трепета перед важным для его веры событием. Скорее всего, скуку изображает и поза, и наклон головы священника. Человек, к которому он пришел не хочет каяться, а ему все равно. Поразительно, как ясно Репин описал основную черту тех, кто в его времена должны были нести свет надежды людям.
Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:
isoch.ru
Отказ от исповеди в картине Репина
Противопоставление религии и секулярной веры особенно характерно для эпохи Возрождения и в Новое время. В русской культуре это проявило себя заметно с 18-го века, но сформировалось в веке 19-ом в социалистических движениях.
Дух и идеи миссионерского аскетизма проникали и даже формировали новую квази-религию революционного социализма. Это приводило к резкому порой противопоставлению с официальной церковностью, являвшейся частью системы, с которой и боролись идеалисты в царской империи.
Один из таких сюжетов передан картиной Репина «Отказ от исповеди».В 1886 г. И. Репин дарит свою работу «Отказ от исповеди» Н. Минскому, автору драмы «Последняя исповедь».
Идея сюжета представленной картины пришла к Илье Репину случайно – ему попалось на глаза стихотворение в запрещённом журнале «Народная воля», которое носило название «Последняя исповедь». В произведении Н.М. Минского (Виленкина) рассказывалось о революционере, который отказывается покаяться перед лицом священника, готового отпустить ему грехи. Приговорённый к смерти считает себя правым, поэтому не нуждается в покаянии.
Само стихотворение, где выражена религиозная напряжённость идеи борьбы за идеалы светлого будущего, как их понимали себе люди того времени. Но нельзя не увидеть христианский пафос мученичества в таком взгляде.
Из стихотворения Минской Н.М. «Последняя исповедь» 1879 г.
Священник.
Во имяОтца и сына и святого духа,Аминь!
Молчание.
Очнись, мой сын! Великий мигПриблизился…
Молчание.
Мне краткие мгновеньяБеседовать позволено с тобой:Не трать, мой сын, мгновений дорогих!
Молчание.
На страшный путь ты должен запастисьСпокойствием и бодростью… Я мирДуше твоей несу…
……
Приговорённый.
Прости, господь, что бедных и голодныхЯ горячо, как братьев, полюбил…Прости, господь, что вечное доброЯ не считал несбыточною сказкой.Прости, господь, что я добру служилНе языком одним медоточивым,Но весь — умом, и сердцем, и руками…Прости, господь, что родине несчастнойИ в смертный час я верен остаюсь,Что я, рабом родившись меж рабами,Среди рабов — свободный умираю.Прости, господь, что я к врагам народнымВсю жизнь пылал священною враждой,Что я друзьям не изменял в несчастье,Что вырывал из хищных лап злодеевНевинные истерзанные жертвы;Что гадине смертельно-ядовитойЯ притуплял отравленные зубы;Что я смутил безумным воплем местиРазвратный пир прожорливых святош,Что я убийц казнил за их убийства…
Как тут не вспомнить о евангельском «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — Ин. 15:13.
Какими бы не были идеи «религиозных» социалистов, может они и заблуждались относительно понимания социума и методов достижения счастья народного, но мотивы и помыслы многих из них были чисты. Это были классические подвижники русской аскезы.
Проект «Светское Православие».
articles.prediger.ru
Картины, описание картин — Отказ от исповеди перед казнью. 1879-1885
Описани е картины Ильи Репина: Отказ от исповеди.«Отказ от исповеди» вдохновлен стихотворением, которое называлось «Последняя исповедь» и было напечатано в подпольном журнале, где Репин и прочитал его. После долгих и мучительных попыток набросать композицию, изобразить отличную иллюстрацию, Репин отошел от иллюстративност и и перешел к собственному толкованию сюжета.В стихотворении священник ведет спор с революционером, приговоренным к казни. Озлобленный, ощущающий себя правым, тот пламенно отвечает на призывы покаяться, и пламенем этим жжет сам себя.У Репина же спор заменен молчанием. Священник сжимает крест, готовясь выполнить свои обязанности наилучшим образом. Он не увещевает, не уговаривает, не просит и не спорит – он просто ждет, что же решит осужденный, и в целом, ему все равно, покается тот, или проклянет бога всеми известными ему проклятиями. Это просто работа. В позе священника нет даже заинтересованно сти, не говоря уж о жаре проповедника.Революционер также не хочет вмешивать в спор. Жаркие речи не про него, он устал, да и не видит смысла спорить с очередным винтиком системы. Он изможден. На нем грязный рваный халат, бородка и длинные волосы не стрижены, выглядят неряшливо. Он сидит давно и все же сохраняет присутствие духа. Отшатываясь от священника, самую малость вскидывая подбородок, он позой, молчанием говорит «нет», не желая ни каяться, н проповедовать. Хочет просто, чтобы от него отстали и сделали уже все, что должно.Цвета картины мутные. В камере темно и света в ней практически нет. Видно только две фигуры, застывшие друг напротив друга, не жалеющие друг друга ни в чем убеждать, и простая арестантская койка, на которой нет ничего, что могло бы сделать её особенной и принадлежащей этому конкретному арестанту.«Отказ от исповеди» — отказ не только от покаяния, но и от спора, поскольку отказ, происходящий в полной тишине.«Отказ от исповеди». Газета «Правда» публикует историю создания известной картины художника Ильи Репина
«Вся дорога к Галерной гавани шпалерами, густо, по обе стороны улицы была полна народом, а посредине дороги быстро бежали непрерывные толпы... — писал художник. — Вот и поле, видна и виселица, вдали чёрным глаголем стоявшая над деревянным эшафотом — простыми подмостками... Уже совсем был белый день, когда вдали заколыхалась без распор чёрная телега со скамеечкой, на которой сидел Каракозов. Только на ширину телеги дорога охранялась полицией, и на этом пространстве ясно было видно, как качался из стороны в сторону «преступник» на мостовой булыжника. Прикреплённый к дощатой стенке-лавочке, он казался манекеном без движения.
Спиной к лошади он сидел, не меняя ничего в своей омертвелой посадке... Вот он приближается, вот проезжает мимо нас... Можно было хорошо рассмотреть лицо и всё положение тела. Закаменев, он держался, повернув голову влево. В цвете его лица была характерная особенность одиночного заключения — долго не видавшее воздуха и света, оно было жёлто-бледное, с сероватым оттенком; волосы его — светлого блондина, — склонные от природы курчавиться, были с серо-пепельным налётом, давно не мытые и свалянные кое-как под фуражкой арестантского покроя, слегка захлобученной наперёд.
Длинный, вперёд выдающийся нос похож на нос мертвеца, и глаза, устремлённые в одном направлении, — огромные серые глаза, без всякого блеска, казались также уже по ту сторону жизни: в них нельзя было заметить ни одной живой мысли, ни живого чувства; только крепко сжатые тонкие губы говорили об остатке застывшей энергии решившегося и претерпевшего до конца свою участь».
Итак, казнь свершилась. Репину стоило больших усилий, чтобы не разрыдаться... Едва придя домой, он схватил карандаш и набросал на листе бумаги столь поразивший его облик Каракозова, влекомого на чёрной телеге к эшафоту. Вот он, этот рисунок, к счастью, уцелевший среди репинских бумаг...
Пройдёт десять с лишним лет, и трагическая судьба Каракозова снова напомнит Репину о себе. Осенью 1879 года Илья Ефимович из Москвы, где он тогда жил, приехал по делам в Петербург и, конечно, зашёл на «огонёк» к своему другу, известному критику и искусствоведу Владимиру Васильевичу Стасову. А тот приберёг для художника ценнейшую реликвию — первый номер газеты «Народная воля», напечатанный в подпольной типографии революционерами-народниками. Листок этот кто-то незаметно опустил в почтовый ящик Публичной библиотеки, где тогда работал Стасов.
Плотно закрыты двери. Наглухо задёрнуты шторами окна. Керосиновая лампа озаряет лица друзей, впившихся глазами в бунтарские строки «Последней исповеди» — отрывка из драмы поэта, скрывшегося под псевдонимом Николай Минский. Над заголовком два слова: «Посвящается казнённым». А само произведение — это происходящий в тюремной камере-одиночке диалог между революционером и священником, который пришёл облегчить духовные муки осуждённого на смерть: «Я мир душе твоей несу». Однако обречённый ни в чём не желает раскаиваться, он бросает в лицо незваному визитёру страстные слова:
Я не совсем бессилен, —
умереть
Осталось мне, и грозное
оружье
Я на врагов скую из этой
смерти...
Я кафедру создам
из эшафота
И проповедь могучую
безмолвно
В последний раз скажу
перед толпой!
Как надо жить, тебя
не научил я,
Но покажу, как надо
умирать.
Впечатление от этих нерифмованных строк было настолько сильным, что друзья «метались словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные», как вспоминал потом Стасов в одном из своих писем Репину. А Репин, вернувшись в Москву, вот что писал Стасову: «...в Петербурге много развлечений, но подчас я бы дорого дал... за те полные жизненного сока и крови страницы, которые мы вместе с Вами прочитали там».
Страницы эти жгли сердце, они вызывали у художника желание воссоздать на холсте ясно представившуюся ему сценку в тёмном каземате. И вот в мастерской художника среди других картин, над которыми Илья Ефимович тогда трудился, появилась и эта, получившая название «Отказ от исповеди».
Нет, он написал её не в один присест — долго и мучительно шли поиски композиции, образа осуждённого на казнь. В свои творческие муки художник никого не посвящал, даже Стасова.
Лишь через шесть лет после начала работы над «Отказом от исповеди» Репин встретил человека, чья внешность соответствовала его представлению о главном действующем лице картины. Это был молодой живописец Константин Первухин. Дело сразу пошло на лад. И вот наконец-то на холст ложится последний мазок: из мрака одиночки выступает озарённое светом лицо человека, уверенного в своей правоте, с презрением смотрящего на служителя церкви:
Прости, господь,
что я к врагам народным
Всю жизнь пылал
священною враждой,
Что я друзьям не изменял
в несчастьи,
Что вырывал из
хищных лап
злодеев
Невинные истерзанные
жертвы;
Что гадине
смертельно-ядовитой
Я притуплял отравленные
зубы;
Что я смутил безумным
воплем мести
Развратный мир
прожорливых святош,
Что я убийц казнил за их
убийства...
Репин прекрасно понимал, что «Отказ от исповеди» не имеет шансов попасть на очередную передвижную выставку, — цензура этого не допустит. И он дарит картину поэту Николаю Максимовичу Виленкину — тому самому Николаю Минскому, чья драма в стихах, опубликованная в «Народной воле», вдохновила художника на создание этого полотна.
У Стасова, который впервые увидел репинскую картину на квартире у Минского, она вызвала бурю восторга: «Илья, я вне себя — не то что от восхищения, а от счастья! Я получил сию секунду Вашу «Исповедь». Наконец-то я эту вещь увидел, в то же мгновение выпросил, вымолил себе фотографию у Минского. Наконец-то, наконец-то я увидел эту картину. Потому что это настоящая картина, какая только может быть картина!!!»
И именно стараниями В.В. Стасова «Отказ от исповеди» спустя некоторое время оказался в картинной галерее Павла Михайловича Третьякова. В подтверждение приведу строки из письма Владимира Васильевича знаменитому коллекционеру живописи: «…дело состоит в том, что я вёл предварительные переговоры с кем следует, и, если бы Вы пожелали, Вы могли бы приобрести картинку Репина (находящуюся в частных руках) «Исповедь», о которой мы с Вами не раз говорили и которая мне всегда казалась самым высшим произведением Репина по выражению».
kprf.ru
В картинах – исповедь души.
5 ноября в Городской общедоступной библиотеке прошла презентация второй персональной выставки самобытного художника нашего города Александра Гурьева под названием «В картинах – исповедь души».
Поздравить творческого человека собрались любители прекрасного. Ведущий библиотекарь Куликова Е.В. открыла выставку, предоставив слово начальнику отдела культуры, спорта и молодежной политики Осинскому Н.Ф., который отметил что для Года культуры это значимое событие. Музыкальные поздравления прозвучали в исполнении С. Первушиной. С подарком – стихотворением собственного сочинения выступил поэт Яковлев Н.И.. Со словами благодарности и восхищения творчеством присоединились к поздравлению Батыргариева Л.Р., Максимова С.Ю., Романенкова Т.В. и многие другие.
Сам Александр Александрович называет себя художником-самоучкой, а берется за кисть только по зову души, когда что-то вдруг мощно привлекает его внимание. Многие его работы, представленные на выставке, были созданы за последний год. Особое внимание зрителей привлекли картины «Горные маки», «Дорога в осень», многочисленные портреты и натюрморты.
Заведующая РНМЦ Габитова Э.А., Председатель Совета сторонников местного отделения партии «Единая Россия» провела небольшой обзор его картин, среди которых выделила несколько работ, и назвала их «Зарисовки ноября».
Также вдохновителями и сподвижниками выставки картин являются самые близкие и любимые его люди. Это дочь Вероника и внук Вадим, который также стремится рисовать, пополняя творческую копилку семьи Гурьевых новыми работами.
Выставка вызвала у зрителей бурю эмоций, а для художника большой успех, так как была презентована более широкой массе нашего населения.
Пожелаем Александру Александровичу не останавливаться на достигнутом, а всех, кто еще не видел шедевры самобытного художника, приглашаем на выставку в Городскую общедоступную библиотеку.
mauk-gob.jimdo.com