Эмиль Нольде: жизнь и творчество художника. Картины нольде


Эмиль Нольде. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины

Emil Nolde. 1867-1956 г.

Ведущий немецкий художник-экспрессионист.

9   Детство и юношеские годы одного из самых характерных художников-экспрессионистов Ганса Эмиля Хансена, более известного в мире искусства под псевдонимом Нольде (по названию родного местечка в Пруссии), были заполнены постоянным и непосильным трудом из-за тяжелого материального положения семьи.

Появился на свет будущий акварелист 7 августа 1867 года, и то, что живопись станет смыслом его жизни, можно было определить по разрисованным мелом дверям хозяйственных построек, хотя самостоятельный путь в искусстве он начнет лишь в зрелом возрасте. В первых рисунках преобладали сюжеты на библейскую тематику, что вытекало из образа жизни в семье, строго исповедующей каноны Священного Писания.

В 1884 Нольде уезжает во Фленсбург, где учится ремеслу резчика и художника, посвящая весь досуг рисованию. В 1888 во время учебы он попал в Мюнхен на выставку промышленного дизайна, и под впечатлением от изобилующих в этом городе музеев, задержался здесь на несколько недель, поражаясь красоте неведомого ему доселе культурного мира.

После окончания школы в 1889, Нольде некоторое время обучался в школе промышленного дизайна в Карлсруэ, частично осваивая и основы живописи, но денег на учебу хватило лишь на два семестра.

Переехав в Берлин, Нольде находит работу проектировщика мебели, выкраивая время на посещение музеев, изучение искусства древних цивилизаций, преимущественно Египта и Ассирии, а также пытается проникнуть в тайны создания картин мастерами прошлого.

6  В начале 1892-го, в жизни Нольде происходят кардинальные изменения, и связаны они с переездом в Швейцарию, в Сент-Галлен. Здесь он устраивается в Музей промышленного дизайна, преподавая промышленный и декоративный рисунок. Несмотря на предельную занятость на работе и недостаток времени на творчество, именно в Швейцарии начинается его профессиональный путь как художника. Воспользовавшись возможностью посещать соседние Италию и Францию, Нольде изучает творчество Да Винчи, Дюрера, приходит в восторг от Ницше и искусства символистов. Большой удачей обернулась работа по созданию юмористических открыток, на которых горы изображены в форме забавных великанов. Редактор журнала «Югенд» не только воспроизвел эти открытки в издании, но и пригласил художника погостить у себя в доме. Почувствовав «дыхание» удачи, Нольде занимает деньги для выпуска новой партии картинок, и попадает точно в цель: 100-тысячный тираж расходится за 10 дней, а его финансовое положение улучшается на 25 тыс. франков.

Бросив работу и возвратившись в Мюнхен, Нольде пытается поступить в академию, но его не принимают, и обучение проходит в двух частных школах, которые не могут дать ему больше, чем произведения Милле, Домье, Тициана. В этих картинах присутствовал «внутренний огонь» – то, что он постоянно искал. Также заинтересовали Нольде работы Гогена, Ван Гога, и в особенности Мунка, с которым он почувствовал духовную близость. Во время обучения у Хёльцеля, художник удачно занимается офортами, создает акварели, украшающие его творчество, среди которых и «Портрет молодой девушки». Техника его работ постоянно совершенствуется, но это только стимулирует Нольде работать упорнее.

Обосновавшись в Париже, куда он переехал осенью 1899, художник учится в академии Жюльена, старается глубже познакомиться с культурной жизнью города, испытывает влечение к работам импрессионистов, их жизненной и творческой позиции.

Возвращение в Германию сопровождалось душевным нестроением, связанным с неудачной попыткой обретения индивидуального стиля; в этот период созданы лишь несколько пейзажей и портретов.

Первая значительная картина «Перед рассветом» появляется в 1901-м.

30  В период с 1903 по 1905 гг. Нольде с женой Адой вынужден мигрировать между островом Альсен, где у них был свой дом, Италией, и Берлином. Художник много работает, но под влиянием художника Шмидта-Роттлифа становится членом объединения «Мост», хотя его участие носило почти формальный характер, и год спустя он отходит от группы.

Природа, а также религиозные сюжеты составляли главный сюжет произведений Нольде. Палитра мастера обогащалась с ростом его профессионализма, и за главную цель он ставил вызов эмоций у зрителя, сознательно игнорируя цветовое несоответствие картинных и реальных объектов. «Немецкий экспрессионизм» – стиль, которым определили его художественную манеру, но сам Нольде не считал себя экспрессионистом, более соглашаясь со статусом «свободного художника».

Почет, а вместе с ним и обилие выставок, пришли к мастеру после 1945-го, и до 1951-го он создает много акварелей, а количество картин достигло почти ста штук; большинство этих работ стали творческим итогом и украшением его искусства.

Умер Эмиль Нольде 13 апреля 1956 в городе Зеебюль, ФРГ.

Смотреть картины Эмиля Нольде

expressionists.ru

Эмиль Нольде: картины, биография. Немецкий экспрессионизм.

Картина Эмиля Нольде

Эмиль Нольде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ганс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen),  1867, Нольде, ныне Дания —  1956, Зеебюль) — один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, график , считается одним из величайших акварелистов XX в. Эмиль  Нольде известен своей энергичной манерой письма и выразительным выбором цветов.

 Биография Эмиля Нольде

Статья Екатерины Деготь  из книги "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1992 г.

Эмиль Нольде не любил, когда его называли экспрессионис­том. Однажды он признался, что вздохнул свободнее, ког­да «футуристы и конструктивисты стали претендовать на это название». Нольде не хотел — или не в силах был — отсту­пить от своей позиции «одинокого художника». Таким он и остался — уникальным художником, странным и нелюди­мым человеком. Он всегда сторонился художественных групп, лишь ненадолго примкнув к «Мосту», затем к «Синему всаднику». Но если искать одного, самого характерного экспрессиониста, возможно, им окажется именно Нольде — художник поразительной интенсивности переживания и ред­кой открытости в выражении своих чувств, художник тра­гического темперамента и высокого религиозного напряже­ния. Для него, вечно недовольного собой, погруженного в меланхолию, живопись была единственным средством выска­зывания и освобождения от сомнений, единственной воз­можностью жить.

Авотопортрет Эмиля Нольде

Авотопортрет Эмиля Нольде

Экспрессионизму, направлению, возникшему в начале 20 века в Германии, суждено было получить статус «вечно возвращающегося» художественного явления. Он отвечал ми­ру человека новейшего времена с его неразрешимыми кол­лизиями, смесь» грубо низменного и духовного, жестокого и возвышенного. Он был вызван к жизни желанием постичь истинное, постоянное в природе вещей, а не внешнее и пре­ходящее. Отсюда напряженная страстность экспрессионистской живописи, отсюда и разрыв с традицией импрессионизма. «Вместо неуверенного изящества импрессио­низма, — скажет один яз теоретиков нового движения, — достоверное утверждение, отважность, повелительность и патетическая резкость». Экспрессионистам оказались нужны широкие живописные жесты, варварски-яркие краски, изломанные формы, материальность и определенность предме­тов. Детали исчезают — ведь «искусство, которое хочет только подлинного, исключает второстепенное».

Эмиль Нольде, лишь будучи уже зрелым человеком, ступил на собственную дорогу в искусстве. В юности он носил фамилий Ханзен, сменив ее позднее на название той небольшой север­ной деревни, где родился. В его жизнь навсегда вошли се­верные края с их суровой и величественной природой, и не раз еще он будет путешествовать или скитаться по северу Европы, живя в Дании, Швеции, Ютландии, Гамбурге. Среда, в которой прошло его детство, тоже была простой, грубой и суровой — с тяжелым трудом, с Библией у изголовья с постоянным молчанием, определившим и его характер. Бег­ство в природу сделало его художником: он приобрел опыт, своеобразную школу, но и средства для художественного образования, когда исполненная им серия открыток с изобра­жением горных вершин в виде фантастических великанов неожиданно возымела коммерческий успех. Больше, чем част­ные художественные школы, дали ему картины Милле и Гойи, Бёклина и Домье, Рембрандта и Тициана — худож­ников, в которых он искал «внутреннего огня». Не прошли мимо его внимания Ван Гог, Гоген и особенно близкий ему по духу Мунк.

 Эмиль Нольде много работал в гравюре. Вначале это была сухая игла, затем ксилография с ее резкими сопоставлениями чер­ного и белого, грубыми, как бы вырубленными топором скульптурными формами. Таков его запоминающийся «Про­рок» (1912) с трагическим взором глубоко запавших глаз.

Презентация: Эмиль Нольде

Религиозные композиции в творчестве  Эмиля Нольде, художника запряженной жизни духа, всегда занимали особое место.

В таких картинах, как «Тайная вечеря» (1909), «Распятие» (1911—12), «Положение во гроб» (1913), он ищет экстатичности, непосредственной силы воздействия на зрителя. Герои его произведений стоят вплотную к нам, рядом, исто­рия предательства и мучений совершается сейчас и всегда. «Инстинкт в десять раз важнее знания», — говорил Нольд Его картины и отмечены стремлением уйти от объективности знания к полноте мистического переживания судьбы Христа. Христос у Нольде — это Христос «крестьянский», спустив­шийся на самое дно мира, чтобы возвысить его. Образы Ноль­де, трагичные, порой до безысходности, заставляют вспомнить великую традицию немецкой средневековой живописи и прежде всего Грюневальда.

Все творчество Эмиля Нольде проникнуто религиозным чувством — к нему вела экспрессионистов сама направленность на «внут­реннее» вещей, стремление к сверхчувственному познанию единственно данной истины. Энергия, наполняющая мир, у Эмиля Нольде явлена прежде всего в цвете, ставшем для него на­всегда главным выразительным средством. Это краски природы, но не копирующие ее, а взятые у нее самой, из ее недр и глубин, и потому единственно подлинные. «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод», — так писал о нем его современник, критик Вильгельм Гаузенштейн.

 Сниженность, варварская грубость отличают картины Нольде, связанные с «темой большого города», общей для всех экспрессионистов. Но иные из соратников Нольде более социальны, конкретны. Мир города у Нольде — это прежде всего таинственный, фантасмагорический и низменный Гамбург с желтолицыми матросами-китайцами, с подвыпившими парочками в ресторане. Все это у Нольде остро, необычно, экзотично — его тянуло к такому миру, недаром в 1913 году он совершил путешествие в Новую Гвинею с заходом в Россию, Японию, Китай. Так имя Эмиля Нольде встало в один ряд с именами других беглецов из мира цивилизации — Рембо, Гогена. Но у него был свой образ далеких стран. Его «Мальчики-папуасы» (1913—14) не обладают гибкими и прекрасными телами, они скованы, но серьезность и отчаяние одиночества, сквозящие в их странно значительных лицах, запоминаются навсегда. А рядом — буйные развлечения александрийских моряков («В порту Александрии»). Безудержное язычество и суровое христианство у Нольде не противопоставлены друг другу. Интенсивное переживание того и другого, до страдания, до мук — и есть залог их очистительного воздействия на душу.

 Эмиль Нольде не писал портретов своих современников, стремясь уйти от конкретности. Изображения человека у него символичны, они находятся, как говорил художник, «по ту сторону понимания и знания» и «вне времен». Таковы его «Дьявол и ученый», «Обнаженная и евнух», «Брат и сестра». Но человеческая душа всегда была в центре его творчества. О ней и его многочисленные пейзажи, которые он писал на протяжении всей жизни. Природа для него — пространство переживания, но от субъективности этого ощущения мира художник возвышается до объективности животворящей силы самого творческого духа мира. Огромную роль в его пейзажах играет небо, часто в драматическом, предгрозовом состоянии, с рваными силуэтами тяжелых туч. Природа торжественна и значительна. Человека в ней не видно, но есть знаки его присутствия: дома, мельницы, лодки, лишь в растворении в бескрайнем универсуме находящие свое место.

 Природа Нольде красочна, но в этом нет ни декоративности, ни жизнерадостного ощущения мира. Интенсивность цвета у него, как всегда, залог интенсивности жизни духа, и не случайно такое большое место занимает в его пейзажах свет, идущий как бы изнутри картины, излучаемый пятнами краски. «Дикая красота» пейзажей Нольде есть красота концентрированная, уходящая от внешности — к сущности. Поэтому эти картины природы, при всей их продиктованности натурными впечатлениями, никогда не бывают «портретами». Даже исполняя двадцать раз один и тот же вид «Осеннего моря» (1911), Нольде не стремится к запечатлению его различных атмосферных состояний, но скорее вновь и вновь пытается найти равнодействующую между состоянием собственной души и неизменным духом природы.

 Образы природы не оставили Нольде и в поздние годы его жизни. Это были не только пейзажи, но и натюрморты с цветами, часто акварели — и в этой технике художник достиг совершенства. Его красные маки, лиловые тюльпаны — это словно цвет в чистом виде, светлый, свободный и прекрасный, не отягченный драматической экспрессией, тяготевшей над искусством художника, заставлявшей его порой уничтожать свои работы, чтобы освободиться от них. Легкие, импровизированные акварели Нольде, исполненные на влажной японской бумаге, — самая светлая часть его творческого наследия; но на ней лежит другая печать — только эта область и осталась ему, когда при фашизме Нольде подвергли запрету на творчество.

 Эмиль Нольде всегда был далек от политики, но его творчество, напряженное вплоть до экстаза, почти фанатическое, оказывалось связанным с идеями «немецкого национального духа». Его «нордическое» искусство привело художника к членству в нацистской партии. Но иллюзия соединения подлинного искусства с тоталитарным режимом потерпела крах — Нольде был заклеймен как «вырожденец». Творчество Нольде выше, значительнее «арийского» духа и во многом противоположно ему. Но эта драма ложных упований и притязаний художника открывает, быть может, важные стороны искусства 20 века, преступающего дозволенные ему пределы и в расплате за это достигающего подлинно трагических высот.

Информация:

Немецкий экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), – направление в литературе и искусстве, 1-й четверти 20 века , провозгласившее единственной реальностью субьективный мир человеку, а его выражение главной целюю искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В.Газенклевер, художники Э. Нольде, Э.Л. Кирхнер, Ф. Марк, Э.Барлах и др. в Германии , художники О. Кокошка, М. Бекман, и др., композитор А. Шенберг в Австрии, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р.Вине и др.)

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Эмиль Нольде - Биография художника, известные произведения, выставки

Эмиль Нольде, настоящее имя Ханс Эмиль Хансен (нем. Emil Nolde, Hans Emil Hansen, 7 августа 1867, Нольде, Пруссия — 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) — немецкий художник-экспрессионист, участник знаменитого художественного объединения «Мост».

Особенности творчества художника Эмиля Нольде: мистический, фантастический, меланхолический мир Нольде существует в предельных, страшных, напряженных состояниях — формы гротескны, а краски предельно контрастны и насыщенны, через прорехи в привычной реальности пролазят фантасмагоричные существа с рогами, лапами и маскарадными гримасами. Даже акварельные пейзажи Нольде избавляет от прозрачности и насыщает густыми слоями тревожных цветов: высокие грозные небеса и плотные, тяжелые морские волны.

Известные картины Эмиля Нольде: «Тайная вечеря», «Смерть в пустыне», «Дети-папуасы», «Разноцветное небо над болотом», «Распятие Христа», «Женщины и Пьеро».

Эмиль Нольде родился крестьянином. Из поколения в поколение его предки жили на семейной ферме на границе Германии и Дании, работать начинали в раннем детстве, говорили на местном языке, ходили в протестантскую церковь, были набожны и о другой жизни мало что знали. Он не стремится стать интеллектуалом и никогда академического образования не получит, но ферму Эмиль покинул сразу же, как только смог.

В 17 лет он отправляется в Шлезвиг, в школу художественных ремесел — учится резать по древу и немного рисовать, украшает мебель и даже реставрирует церковные алтари. Он ездит из города в город, понемногу учится, но денег на учебу едва хватает, понемногу работает, но быстро бросает в поисках новых возможностей. Неожиданный успех сваливается на Нольде, тогда еще Эмиля Хансена, в Швейцарии, где он придумывает и на одолженные деньги печатает серию открыток: это рисунки знаменитых гор — каждая как оживший, улыбающийся или сердитый великан, беззубая старуха или лукавая красавица. Потом будут Мюнхен, год в Париже, увлечение Мане и импрессионизмом и полная растерянность, что же делать дальше. Главным организующим событием для Нольде стала встреча с участниками художественного объединения «Мост», правда, он задержался здесь всего на год.

Сын фермера из Нольде Эмиль увидел столько стран, земель и народов, сколько редкий его современник мог даже перечислить, не запинаясь. В 1913 году он отправился к Новой Гвинее, тогда германской колонии, в составе экспедиции, проехал по России, Японии, Китаю, многим азиатским странам и островам — и привез из путешествия больше 80 картин. Он взял псевдоним Нольде на двоих — для себя и жены, актрисы Ады Вилструп, которая разделила с ним долгие годы нищеты, болезней и переездов, а потом — признания и известности. Он прожил странную жизнь, не задерживаясь нигде надолго, периоды алкогольного и наркотического исступления сменяя исступлением духовных поисков и религиозных откровений.

Нольде не называл себя экспрессионистом и посмеивался над этим журналистским термином. Он всегда настаивал: я просто немецкий художник. Эта мистическая, мифологическая, эмоциональная связь с землей, историей, культурным энергетическим полем была для Нольде источником сил и самоопределения. С приходом к власти национал-социалистов Нольде почувствовал, что близится рассвет его идей и главных надежд. Он был близко знаком с Генрихом Гиммлером и не пытался подстроиться под новую власть — он просто верил, что его работы наконец-то будут востребованы, что он говорит с новыми правителями Германии на одном языке: языке величия нация. Нольде ошибся. Его живописный цикл «Жизнь Христа» стал одним из центральных экспонатов выставки «Дегенеративное искусство», около тысячи работ были уничтожены, изъяты из музеев и конфискованы. Нольде ссылается на свое членство в национал-социалистической партии, пишет письма Гиммлеру, верит, что все изменится. Но в 1941 году его исключают из академии искусств, Имперской палаты визуального искусства и запрещают работать на каких бы то ни было должностях, связанных с изобразительным искусством.

До конца войны Нольде пишет акварельные пейзажи и цветы и закапывает их в собственном саду, позже художник назовет цикл «Ненаписанные картины». И уже после войны и падения режима Эмиль Нольде получит всевозможные награды и медали, по собственному проекту построит дом с большой мастерской и залом для картин. Экспрессионист Нольде, бывший фермер Хансен, прожил на редкость долгую для его поколения жизнь — он умер в своем доме в Зеебюле в возрасте 89 лет.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

centralasian :: Библейские картины Эмиля Нольде

Вскоре после завершения своего грандиозного полиптиха из девяти работ Нольде начинает слеудующий цикл. Он не такой огромный, но всё равно и не одна картина - в этот раз это триптих, о святой Марии Египетской. Вообще-то выбор темы несколько странный (и это даже не вдаваясь в психоаналитические глубины) - Мария Египетская почитается в православных версиях христианства, известна, но гораздо менее чтима в католицизме, а уж про простестантские церкви мне вообще трудно что-то сказать - уж больно щекотлива её биография.

Вот тут Мария ещё вовсю блудодействует в притонах Александии: 

Emil Nolde - Die Heilige Maria von Aegypten. Im Hafen von Alexandrien - Мария Египетская в Александрии (1912) 

Вот тут - 

она уже молится перед иконой храма в Иерусалиме

Emil Nolde - Die Heilige Maria von Aegypten - Моление Марии Египетской перед Храмом (1912)

А здесь её нетленный прах уже вот-вот погребёт в пустыне святой Зосима, при активном содействии льва. 

Emil Nolde - St.Mary of Egypt in the Desert - Погребение Марии Египетской в Пустыни (1912)

Cуществует ещё одна картина про Марию Египетскую, на которой Зосима протягивает ей плащ, но она официально не входит в этот триптих. 

До своего огромного, чуть было не написал - кругосветного - путешествия в Папуа Новую Гвинею и обратно в 1913-4 годах, Нольде написал ещё несколько библейских работ, например:

Emil Nolde - Die Heiligen Drei Konige (The Three Magi, Три Волхва) - (1912)

а также несколько "перерисовок", когда он рисовал картины с имеющихся у него в коллекции статуэток, вроде Мадонны с Младенцем или Иуды;  есть даже одна мозаика с Мадoнной, которую он выложил по своему раннему рисунку в 1912 году.

Некоторые работы, написанные в этот период, трудно отнести к библейским, но они по-крайней мере исторично-аллегоричны - например, Смотритель гарема или Танец со свечами (1912).

Затем был нихилый такой закос под любовь трип больше года длинной; почти все написанные в нём работы конфисковывают в Порт Саиде (началась война, а Египет в то время ещё был британской колонией), хотя потом, много позже, ему удастся большую их часть вызволить. 

Вернувшись в Берлин, Нольде начал осваивать новые для него темы - сибиряки России, другие туземцы (таки немецкий Гоген!), даже Будды какие-то замелькали на его картинках. Но вскоре он начал вновь писать и на библейские мотивы. Вот лишь несколько работ:

Emil Nolde - Saint Symeon and the Women - Симеон (Юродивый) с женщинами (1915)

С этой картиной могут возникнуть непонятки; в христианстве существует целый ряд Св.Симеонов - например, Симеон Столпник, простоявший 37 лет на столпе, или Симеон Теолог  - сочинитель гимнов. Но это не про них, а про так называемого Симеона Юродивого (или Simeon the Holy Fool), который умело косил под сумасшедшего, и на одной из страниц своей биографии действительно вломился голым в женское отделение бани. Видно, что версия Нольде несколько отличается от переполоха и быстрого изгнания, случившихся в оригинале.   

Emil Nolde - Entry into Jerusalem - Восшествие в Иерусалим (1915)

Emil Nolde - The Last Judgement - Страшный Суд (1915)

Emil Nolde - Simeon Meets Mary in the Temple - Cимеон Богоприимец встречает Марию в Храме (1915)

А тут "шутник" Нольде изобразил совсем другого Симеона, так называемого Богоприимца; к предыдущему он не имеет никакого отношения (хотя вот кто теперь знает? вдруг Нольде их неслучайно написал одного за другим?)

Emil Nolde - The Tribute Money (1915)

Это не очень широко известный, но милый сюжет из Матфея, когда Иисус, чтобы заплатить храмовый сбор, попросил Петра выловить рыбу, во рту которой должна была найтись монета в четыре драхмы. 

Emil Nolde - Grablegung (Burial) - Погребение (1915) 

Emil Nolde -  Philistines - Филистимляне (1915)

Затем в библейских мотивах наступил большой перерыв (я не знаю, почему). Следующий большой всплеск случился в 1921 году, когда он создаёт свой очередной (а заодно и последний) триптих Мученичества (Martyrdom). Подобно Житиям, сохранился первоначальный набросок:

У меня сейчас есть репродукция только центральной части в цвете - 

Левая и правая панели - черно-белые репродукции в моём собственном раскрасе:

 

Затем - Изгнание из Рая

Emil Nolde - Verlorenes Paradies (Paradise Lost) (1921)

Emil Nolde - Joseph's Temptation - Исушения святого Иосифа (1921)

(Иосифа, в отличие от Антония, искушали не демоны, а вполне красивая женщина - точнее, не искушала, а соблазняла; ясно дело, он не поддался).

Emil Nolde - Judas with the High Priests - Иуда с Первосященниками (1922)

Ещё одно Поклонение волхвов

Emil Nolde - Anbetung (Adoration) (1922)

В последующие годы он написал ещё несколько работ, но у меня нет их репродукций. В 1926 пишутся Грешники и Благовещение (последней тоже нет)

 Emil Nolde - Die Sünderin (The Sinner) (1926)

Затем снова перерыв, до 1929, в котором опять пишется несколько работ сразу, включая красивейшую

Emil Nolde - So Ihr Nicht Werdet Wie Die (Except Ye Become as Little Children) (1929)

На русский это переводится как "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное".

Вслед за этой работой он Нольде пишет очень странную работу, которые даже неплохо относящиеся к его творчеству критики посчитали "выходящей за рамки".  Эта картина сейчас называется Экстаз (но опять, это не оригинал, а раскрашенный мной ч/б).

Изначально планировалось, что это буде Непорочное Зачатие (Immaculate Conception) (ах, если бы тут было зеркало!).

Но потом, видимо, даже у Нольде дрогнула рука или что там обычно дрожжит, и он заменил название на Экстаз.

"... The last painting is rather strange, I was thinking of something like the Immaculate Conception, in deep yellow and glowing red, violet and... - should one not be able, and allowed to paint something like that, too".

В 1931м пишется милый Отшельник на Дереве

Emil Nolde - Eremit in Baum (Hermit in Tree) (1931)

но и ещё несколько работ. В 1933 - очередное Поклонение

Emil Nolde - The Adoration of Magi (1933)

 В 1940м, уже после осуждения и позорящего показа его работа на Дегенеративном Искусстве, и совсем незадолго до запрета писать и продавать картины он пишет Садовника - технически, может, и не библейская работа, но которой хорошо бы завершить библейский ряд.

Emil Nolde - The Great Gardener (1940)

Ан нет, после войны он напишет ещё несколько картин (которых, у меня пока нет, правда).

Как я и говорил, это далеко не все работы, посколько Нольде много писал и акварелей, и гравюр, а это часть его творчества мне пока вообще мало знакома.

Какие тут можно сделать выводы? Ну, налицо "большая роль в творчестве", я как-то не знал про это. Очень, очень странный выбор тем, раздолье и разгулье для психоаналитиков. Может, и не очень очевидная, но какая-то связь с коммерческим успехом (эти работы намного лучше продавались, чем в среднем у него).   И самое важное (но труднее всего артикулируемое) - их влияние на его уход от реализма, в самых разных смыслах, и приход - я даже не хочу это называть эспрессионизму, это бестолковое слово - а к какому-то фантазму, к его совершенно нечеловеческому, но при этом как раз глубоко-человеческому эмоционализму.  

centralasian.livejournal.com

Эмиль Нольде | Artifex.ru

«Одинокий волк» Эмиль Нольде (Emil Nolde, 1867-1956) не любил, когда его называли экспрессионистом, и искренне радовался тому, что на это звание претендовали футуристы и конструктивисты. Один из лучших немецких художников, он не желал делить свое искусство с другими, неохотно примыкал к творческим объединениям, всегда был недоволен собой и считал живопись смыслом жизни.

О том, что некий мальчик Ганс Эмиль Хансен станет великим художником, его родные догадывались по картинам, которые он рисовал мелом на стенах хозяйственных построек. Малыш «создавал» их в свободное от работы время, а большую часть дня проводил, трудясь на благо своей несостоятельной семьи. Это надолго закрыло для него дорогу в искусство. Только в зрелом возрасте Эмиль Хансен вновь занялся рисованием под псевдонимом, который стал известен во всем мире.

 

Это произошло в 1902 году, когда художник женился на актрисе Аде Вилструп и вместе с ней переехал в Берлин. Вдохновленный тихими радостями семейной жизни, Эмиль много работал, что позволило ему заявить о себе как о талантливом художнике.

За несколько лет до этого Нольде создал открытки с изображением швейцарских гор, которые очень нравились людям и расходились огромными тиражами. Деньги от их продажи позволили Эмилю заняться профессиональным художественным образованием. И, несмотря на то, что его учебу сложно назвать систематической, молодой человек очень упорно трудился и постоянно расширял круг своих интересов.В сюжетах первых работ Нольде преобладали библейские мотивы и природная тематика, что было вполне естественно для человека, воспитанного в религиозной семье и проживающего на живописном севере. Даже псевдоним художник взял в честь небольшой деревни, суровые пейзажи которой навсегда покорили его меланхолический разум.

В природе Нольде нет места декоративности, а ее «дикая» красота сконцентрирована на сущности окружающего мира. Даже переписывая в двадцатый раз картину «Осеннее море», художник стремился не столько к тому, чтобы запечатлеть разные состояния стихии, сколько пытался передать прямую связь между неизменным духом природы и собственной душой.

 

Энергию мира Нольде представлял в цвете, считая его главным выразительным средством. А у природы художник «заимствовал» краски, без которых не мыслил ни один свой пейзаж. Об этом пристрастии Эмиля однажды писал его современник Вильгельм Гаузенштейн:

«Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод»

В колористических и сюжетных решениях Нольде был близок эстетике творческой группы «Мост». Это объединение стало одним из немногих, программу которого художник принимал. Он был участником всех «мостовских» выставок и лично помогал в разработке манифеста. Свое искусство Эмиль Нольде делил с экспрессионистами «Моста» на протяжении полутора лет, после чего покинул группу, но не потерял связей с бывшими товарищами.

При этом Нольде все менее охотно выбирался на публичные мероприятия, был редким гостем на выставках и все чаще уединялся в четырех стенах собственного дома. Такие резкие перемены с художником произошли в 1909 году, тогда же в его творчестве появилась религиозная тема, и он написал ряд картин на библейские сюжеты.

 

Герои работ «Тайная вечеря», «Распятие» и «Положение во гроб» находятся в непосредственной близости к зрителю, из-за чего складывается стойкое убеждение в том, что древняя история свершается прямо здесь и сейчас.

От высоких и духовных тем Нольде сделал смелый шаг в пропасть грубости и фантасмагории. Этим отличались картины, связанные с темой «большого города», на которых художник изобразил Гамбург низов общества, населенный китайскими матросами и развеселившимися в ближайшем ресторане парочками. Такой мир тоже привлекал Эмиля, поэтому в 1913 году он совершил путешествие в Новую Гвинею, побывав заодно в России, Японии и Китае.

Нольде с каждым днем укреплял свои позиции в художественных кругах, его признавало общество, ему благоволили критики. Он, никогда не интересующийся политикой, был настолько одержим своим творчеством, что не заметил, как оно оказалось связанным с идеей немецкого национального духа. С 1920 года Эмиль Нольде, считающий себя истинным немцем и не смирившийся с участью быть датским подданным, вступил в партию национал-социалистов.

Но надежды художника на союз тоталитарного режима с подлинным искусством потерпели крах. Безусловно, первое время правящие круги Германии принимали экспрессионизм, и Нольде пользовался популярностью. Но очень скоро он заметил негативные изменения, происходившие в его стране, и все больше боялся потерять свое «место под солнцем». Он использовал любые средства, чтобы утвердиться как настоящий немецкий художник и подтвердить свою лояльность режиму. В ход пошли даже доносы на коллег, в которых указывалось на их неарийское происхождение. Так Нольде стал единственным крупным модернистом, который встал на сторону нацизма.

Но даже такие отчаянные перемены не спасли художника. В 1937 году модернизм и его течения в Германии были объявлены «дегенеративным искусством», а все модернистские творения подлежали изъятию. Всего пострадали около 1400 художников и 20 тысяч произведений искусства. И «лидером» в этом безумном списке стал сам Эмиль Нольде. У него конфисковали более 1000 картин, одни из которых были сожжены, другие – проданы. Правда, некоторые полотна автору удалось вернуть.

На этом разбирательство с так называемым представителем «дегенеративного искусства» не закончилось. В августе 1941 году его исключили из Имперской палаты изобразительных искусств и запретили заниматься профессиональной художественной деятельностью.

Нольде переселился из Берлина в Гольштейн, где построил дом-мастерскую. Здесь художник тайком от инспектора работал над маленькими акварелями. Он не рисовал маслом, опасаясь, что его «выдаст» специфический запах краски. Несмотря на домашний арест, Эмиль Нольде создал почти 1300 акварелей, которые он называл «ненаписанными картинами».

О художнике вновь заговорили и признали его выдающийся талант в послевоенное время. В 1950 году он получил премию Венецианской биеннале, а через три года правительство ФРГ наградило его медалью «За заслуги в области науки и искусств».

В то время Эмиль Нольде стал еще реже выходить из дома, отдавая всего себя искусству. В своей студии он трудился до 15 апреля 1956 года – последнего дня, когда художник держал в руках кисть и выводил ею замысловатый узор на холсте.

artifex.ru

Эмиль Нольде: жизнь и творчество художника

Эмиль Нольде (настоящее имя Ганс Эмиль Хансен; 7 августа 1867, Нольде, Пруссия, — 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) — один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века.

Содержание

Биография Эмиля Нольде

Творчество Нольде

Интересные факты из жизни художника

Картины Эмиля Нольде

Библиография

Биография Эмиля Нольде

Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тондера и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.

Юношеские годы Эмиля, младшего из трёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

В 1884—1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе.

В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Творчество Нольде

После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи.

В 1906—1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком.

В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона. В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», «Троица», «Осмеяние».

В 1910—1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где периодически проживала его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях.

К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла юбилейная выставка художника.

Нольде давно был убеждён в превосходстве «германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП.

Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью — уничтожены.

В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами».

Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн.

До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества.

Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника.

Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. К 50-летию со дня смерти в 2006 году прошла выставка поздних работ Нольде.

Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.

Интересные факты из жизни художника

Эмиль Нольде был одним из ранних художников-экспрессионистов, хотя его славу затмили другие, такие как, например, Мунк. Сутью экспрессионизма является изображение реальности с субъективной точки зрения. Нольде написал эту картину после изучения масок в Берлинском музее. На протяжении всей жизни он увлекался другими культурами, и эта работа не является исключением.

Натюрморт-из-масок,-Эмиль-Нольде

Библиография

  • Вольф Н. Экспрессионизм. — М.: АРТ-РОДНИК, 2006. — 96 с. — ISBN 5-9561-0170-9.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: fact-planet.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Эмиль Нольде: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эмиль Нольде: жизнь и творчество художника

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

centralasian :: Библейские картины Эмиля Нольде

Я, было, замахнулся на постинг Библейские картины Эмиля Нольде, но замах вышел какой-то хилый и не очень интересный. Его основой мотивацией в тот момент было сделать порадок подарок Фанату Нольде (tm), но и этот план не очень удался - Фанат посмотрел на ... и сказал, что зубы мелкие неоригинальные, и что у него и у самого таких зубов работ как гуталина.  

Но потом у меня случилось какое-то переосмысление темы. Собственно, даже не пере-, а просто осмысление, в виде вопроса - А с чего это вдруг Нольде вообще стал писать религиозные картины? Когда я в начале года написал короткий постинг-зарубку про него (Intro to Emil Nolde), я автоматически вставил туда и его блокбастерное Распятие, но это было сделано на автомате, без каких-то особых задних мыслей - ну да, ну есть такое. Всё равно он в целом остался у меня этаким немецким Гогеном, с библейскостью не очень связанным, даже после сбора всех частей всех картин полиптиха, частью которого это Распятие является.

Но рефлексия над неудачностью и хилостью моей первой попытки погнала меня в некоторое расследование, и библейскость Нольде развернулась для меня во всей красе с совершенно неожиданной стороны.  Оказалось, что это большая и важная для него тема (и я теперь, как мне кажется, понимаю почему), и он возвращался к ней на протяжении всей жизни, и что если разобраться, то возможно именно библейскость и сделала его Нольде-гением, а не Нольде-ещё-одиним-таким-художником.  

Тогда я решил тот постинг сузить, до просто полиптиха, а тут собрать какие-то свои мысли с картинкам уже собственно про сабджект. Если кому-то интересно, можно почитать-посмотретьподкатом.

Картинка  в начале постинга - фрагмент репродукции самой первой сохранившейся библейской картины Нольде, так называемые Фарисеи в Храме (1900). Вот она вся

Несколько пояснений:

- это не оригинальный раскрас, у меня сейчас есть только чёрно-белая копия, но в случае с Нольде как-то стыдно ставить чебак, так что я применил некий цветовой фильтр, выбранный в целом довольно произвольно.

- это очень маленькая работа, 12 х 20 см, но это "настоящая" картина", написанная маслом.

- интересно, что для первой работы Нольде выбрал "негативный сюжет", и на ней нет Христа.  

Почти сразу после этой работы Нольде пишет вторую библейскую картину, Христос исцеляет больных (Christus Helt die Kranken, 1900), с "позитивным", так сказать, сюжетом.

Она чуть больше, 26 х 33, но всё равно крошечная по сравнению с другими работами Нольде. И да, раскрас в сепию здесь снова мой. 

Здесь полагается короткая биографическая справка, ровно в той мере, чтобы пояснить что-то по сабджекту (я не собираюсь пересказывать всю биографию, если интересно, можно почитать тут).

Эмиль Нольде (по рождению Эмиль Хансен) родился в семье фермеров (1867), и путь его к занятию искусством был довольно тернист. Мало того, что семья была не очень состоятельной, но его родители были к тому же очень набожными, и оба эти факта как-то не предвещали лёгкого превращение в свободного художника. С другой стороны, во многих биографиях упоминается его очень ранний интерес к рисованию - например, трогательные рассказы про первые рисунки, которые он делал соком свеклы; кто знает, может именно тогда сложилась его необычное понимание цвета в живописи.

В молодости он работал на ферме отца, потом учился (с 1884 года) , а затем с работал на мебельной фабрике, резчиком по дереву и гравёром. Известно, что он пытался специализироваться на рисунке, но не прошёл. Интересно, что в качестве своей образца своей работы он предоставил рисунок алтаря. Он не сохранился, поэтому я пишу в описании работ выше первые сохранившиеся.

Очень важным, как мне кажется, этапом  в его жизни была работа в Швейцарии, при музее ремёсел в Санкт-Галлене, где он прожил более пяти лет. Когда я писал свой постинг про магические горы, я не знал этого факта. Теперь тот постинг требует серьёзной редакции.  Затем он вернулся в Геманию, в Мюнхен, и посколько у него теперь появились свободные средства (в новой редакции постинга я про это расскажу), он полностью посвящает себя искусству. Примерно с этого времени он начинает в основном писать маслом, хотя ещё долгое время будет рисовать и акварели, и гравюры, и рисунки - то, с чего он начинал.

Его первые картины маслом... как бы это сказать... не то, чтобы очень плохие, но никакие. Точнее, это обычные ученические работы - пейзажи, пейзане, натюрморты, ню, всё, как обычно, как и положено ученикам. Видно, что он работал, много, но это никакой ещё не Нольде - просто начинающий художник, который старается изображать жизнь реалистично, как того и требовали тогда каноны (я даже не хочу приводить все эти работы тут).  

Но вот именно в этих двух работах я вижу проблеск того самого Нольде.  Для меня интересно, что это новое качество проявилось именно в библейских работах - не из-за собственно библейскости, разумеется, а просто из-за общей фанатазийности, из-за самой возможности - необходимости даже - отказаться от реализма и постараться написать что-то иное.  Забавно, что первую работу Нольде попытался снова подписать как Хансен (он стал использовать псевдоним Нольде где-то в 1898 году). Вторая работа уже подписана Нольде.  

Но новая манера ещё не была стойким навыком - как показывают сделанные вскоре другие библейские картины, фиксация на реализме так просто не сдавалась (да и боролись ли с ней?). Вот, например, пара его чуть более поздних работ:

Emil Nolde - Joseph is Sold (1900) Emil Nolde - Abraham and Isaac (1900)

Мне они кажутся снова никакими, и просто становятся в ряд с другими его ученическими работами (хотя это мнение надо бы с осторожностью высказывать, я пока не видел оригиналов, только ч/б репродукции).

Нольде продолжает писать, его работы продолжают не пользоваться никаким успехом, хотя он по-прежнему продолжает не сильно-то и стараться, чтобы их продавать. В 1902 году он женится на Аде Вилструп), и официально меняет своё имя на Нольде. В 1904 году они едут на остров Алсен, где они часто будут проводить свои летние ретриты, и тут случается  один интересный эпизод - он получает (и выполняет) заказ на создание настоящего алтаря, для церкви в деревушке Ølstrup (Ølstrup Kirke). 

Вот эта работа:

Emil Nolde - Christ at Emmaus - Altarpiece (1904), 86 x 92 cm 

Не знаю, как вам, мне эта работа тоже кажется никакой (хотя и в этом случае у меня нет оригинала, а только ч/б копия, покрашенная в сепию уже мной).   В 1919 году этот работу снимут и заменят на копию более известной работы Карла Блоха, как раз из-за проблем с оценкой её качества. Снова её восстановят в церкви только в 1939м, возможно, по политическим причинам. Теперь это место поклонничества нольделюбов, разумеется. 

Нольде продолжает писать, потихоньку создвая свой стиль - хотя его работы 1900-1905 года ещё никакой не экспрессионизм, а подражание различным видам импрессионизма - можно посмотреть на тот же портрет его жены, или портрет знакомого художника Schmidt-Rottluff-а.

Я нашёл картину 1907 года, которая хотя и не библейская, но довольно аллегоричная, и в которой снова обнаруживаются следы "настоящего Нольде".

Emil Nolde - Lichtzauber (Light Magic) (1907)

Где-то с этого момента Нольде перестаёт писать реализмы, и начинает писать своё.  Но вот беда, эта мы сейчас считаем его работы гениальными (или хотя бы талантливыми), а в то время их считали преимущественно наоборот, и как следствие, Нольде всё сильнее и сильнее попадал на деньги. То есть, у него их становилось всё меньше и меньше, в какой-то момент почти нисколько.  Это был самый трудный для него период, и в финансовом смысле, и вообще.  Но при этом ничего такого библейского он не писал, продолжая всё больше по цветам, пейзажам, пейзанам итп.

Как мне кажется, поворотным для него стал именно цикл четырёх библейских работ, которые он написал в 1909; интересно, что они снова поделились пополам, две "позитивные", "про хорошее" и две "негативные", "про плохое" из жизни Христа.  Схранилось три из этих четырёх работ:

Emil Nolde - The Pentecost/La Pentecôte/Pfingsten/Пятидесятница (1909)

 Emil Nolde - The Last Supprt/La Cène/Abendmahl/Последняя вечеря (1909)

Emil Nolde - The Mockery of Christ/La Dérision du Christ /Verspottung/Осмеяние Христа (1909)

Эти работы вызвали, как бы мы сказали теперь, довольно широкий резонанс в узких кругах. Их почти сразу купили музеи, причём по поводу одной из них (Пятидесятницы) случился скандал - её сначала купил один из кураторов музея, но затем против покупки выступил директор (типа, "только через мой труп"), и картину вернули. Кроме того, картину не приняли и на выставку современного искусства Берлинский Cецессион, Нольде стал ругаться с дирекцией, и его исключили из этого сообщества. Но плохого пиара не бывает, про него стали писать, и даже если это была ругань, она, как часто бывает, стимулировала продажи.   

Четвёртая картина из этой серии, Распятие, не сохрнилась (точнее, её местонахождение после продажи в 1929 году неизвестно). Остались только черно-белые снимки.

В течение следующих двух лет (с конца 1909 по 1911) году Нольде пишет ещё несколько работ на библейские мотивы (надо отметить, что сюжеты он часто выбирает, скажем там, небанальные - в очень многих случаях мне пришлось рыться, чтобы узнать, что же это была за история):

Emil Nolde - Joseph Recounts His Dream (1909)

Emil Nolde - Christus und Die Kinderen (Christ and the Children) (1910)

Emil Nolde - The Christ in Bethany/Le Christ à Béthanie/Christus in Bethanien/Христос в Вифании (1910)

Emil Nolde - Pharaos Tochter findet Moses (Pharaoh's Daughter Finds Moses) (1910)

Emil Nolde - Eva (1910)

Это только сохранившийся кусок картины - вся целиком она включала и Адама (и по-моему Змея тоже).

Emil Nolde - Tanz um das Golden Kalb (Dance around the Golden Calf) (1910)

И последняя (в этом постинге) и очень странная, даже для Нольде, по сюжету картина 

 Emil Nolde - Christus in der Unterwelt (1911)

Наверное, кощунственно говорить, что Нольде "выскочил на религии", но почти все его библейские работы того времени покупались, либо частными коллекционерами, либо музеями, и как следствие, тянули продажи и других работ. 

В этом месте можно перейти к ранее опубликованному рассказу про полиптих Житие Христа, а про работы, написаные после него, я напишу потом, в другом постинге (а то и -ах).

centralasian.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта