Бурятские орнаменты и узоры: особенности, разновидности и история. Картины бурятские


Изобразительное искусство Бурятии - Soyol.ru

        

Памятные даты Союза художников Бурятии

1933 Создание Союза художников Бурят-Монгольской АССР

1940 I Декада Бурят-Монгольского искусства в Москве

1942 Выставка к 25-летию Великой Октябрьской Социалистической революции

1944 Межобластная выставка художников Сибири и Дальнего Востока, Иркутск

1953 Выставка к 20-летию Союза художников Бурят-Монгольской АССР

1959 II Декада бурятского искусства и литературы в Москве

1963 Выставка к 30-летию Союза художников Бурятской АССР

1964 I зональная выставка в Хабаровске

1967 II зональная выставка во Владивостоке

1969 III зональная выставка в Улан-Удэ

1971 Выставка художников автономных республик РСФСР в Москве

1973 «Художники Бурятии», посвященная 40-летию Союза художников в Свердловске

1974 IV зональная выставка во Владивостоке

1980 V зональная выставка в Чите

1981 «Искусство Бурятии» в Ереване, Баку, Алма-Ате, Ленинграде и Москве

1982 — «Искусство Бурятии» в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция) — «Искусство Бурятии» в Чите

1983 — «50 лет Союза художников Бурятской АССР» в Москве — «Искусство Советской Бурятии» в Улан-Баторе (МНР)

1984 Изобразительное искусство Бурятии» в Дели (Индия)

1985 VI зональная выставка во Владивостоке

1987 Ретроспективная выставка бурятских художников в Новосибирске

1989 II выставка художников автономных республик в Москве

1990 VII зональная выставка в Якутске

1994 «Бурятские художники» в Киеве (Украина)

1996 «Бурятские художники» в Москве

1997 — VIII зональная выставка в Хабаровске — «Выставка бурятских художников» в Иркутске

2001 «Художники Бурятии» в Улаанбаатаре (Монголия)

2003 — IX зональная выставка в Хабаровске — 70 лет Союза художников

2006 «Художники Бурятии» в Москве

2008 X зональная выставка в Новосибирске

2011 «Искусство, освященное Байкалом» — совместная выставка с художниками Иркутска и Читы

2011 «Изобразительное искусство Бурятии». Новый Манеж, Москва



Начало ХХ столетия характеризовались столкновением противоборствующих сил, что естественно отразилось на разных сферах жизни общества. Уже первые выставки, организованные Бурятским Ученым комитетом (Буручкомом, 1922), вызвали непосредственный интерес у специалистов и широкого зрительского круга. Об этом свидетельствуют злободневные отклики в прессе (Верхнеудинск, Новосибирск, Москва), а также резонанс, отозвавшийся спустя несколько десятилетий у художников не только Сибири, но и всей обширнейшей территории страны. В этой связи следует вспомнить живописные полотна Ц. Сампилова, А. Хангалова, Р. Мэрдыгеева, графические зарисовки Г. Эрдэнийна, Б. Будаева, а также произведения художников из буддийских монастырей (дацанов), привлекавшихся к участию на те же выставки.

Бурятский Союз художников Неслучаен тот факт, что почти сразу же после известного Постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был сформирован Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Толчком к этому событию явилась подготовка к десятилетию образования Бурят-Монгольской АССР (1933). Для оформления празднества правительство молодой автономной республики привлекло двадцать художников из Иркутска, Москвы, Ленинграда; временно были освобождены от работы в разных учреждениях местные кадры. В совместном творческом общении, проходившем в Краеведческом музее, и зародилась мысль об объединении художников в единую организацию. В июле 1932 года образовалась группа, взявшая на себя всю подготовительную работу, а в августе того же года СНК БМАССР своим решением создал Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Председателем был избран Г. Павлов, ответственным секретарем Р. Мэрдыгеев; в число членов вошли Ц. Сампилов, Б. Будаев, Ф. Балдаев, М. Шестакова, Е. Неволина, А. Окладников, И. Аржиков, Г. Чикотеев, О. Пепуль. Перед членами творческой организации открылся широкий доступ к мировой и русской классике, и первыми студентами Московского художественного вуза стали А. Ажигиров и Д. Тудупов.



Улан-Удэ, 1938 г. В нижнем ряду: Е. Неволин, О. Пепуль, Ц. Сампилон, Р. Мэрдыгеев, А. Окладников, Н. Чикочеев. В верхнем ряду: Л. Шкрапов, А. Аюшинов, Г. Павлов, А. Чимит, П. Головинов, И. Артиков

Содружество творцов

В конце тридцатых годов началась подготовка к проведению Первой декады литературы и искусства Бурят-Монгольской АССР в Москве, тогда по решению Правительства страны в республику прибыли крупные деятели советской культуры, в числе которых были искусствоведы и художники. В творческом содружестве бурятских и московских деятелей культуры были достигнуты замечательные результаты в разных видах и жанрах живописи, графики и декоративного искусства. Особо отмечен танец масок, введенный режиссером Г. Цыденжаповым и поставленный И. Моисеевым: «Органично вплетались в народно-эпическую ткань спектакля декорации Г. Кигеля, построенные по мотивам фольклора (чеканка, резьба по дереву, вышивка по ткани). Очень колоритными, в ярком национальном стиле получились костюмы, выполненные по эскизам художников Г. Павлова и Б. Чернутова». Народные умельцы обогатили экспозицию нарядно оформленными седлами, ножами и огнивами в серебряной оправе, комплектами женских головных и нагрудных украшений. Искусствовед В. Чепелев в обстоятельной статье журнала «Искусство» впервые отметил глубокие параллели народного творчества Бурятии не только с буддийским Востоком, но и «со Средиземноморьем, с Эгейским миром». По мнению ученого, бурятский народ — «наследник культуры металла эпохи бронзового века Саян, Прибайкалья и скифских традиций металлообработки, выработал свое эстетически целостное искусство, не отчуждая себя от широких культурных взаимоотношений».

Коллективный выход на этюды. Бурят-Монголия, лето 1949 г.

Военное лихолетье, сплотившее все народы страны Советов, определило тематику и общий эмоциональный настрой искусства на несколько последующих десятилетий, вплоть до второй Декады бурятского искусства и литературы в Москве (1959). Зарождению дружбы между русскими и бурятами посвятили свои полотна А. Тимин и В. Гончар; в разных видах и жанрах выступили художники старшего поколения, а также К. Сергеев, Б. Садыков, Э. Аюшеев, Л. Гергесов, Д. Никоров, М. Воробьев, В. Инкижинов, Ю. Чирков, Д. Алтаев, М. Метелкина. Впервые показали свои работы выпускники художественных вузов страны — А. Сахаровская, А. Хомяков, Г. Баженов и другие.

Новые веяния

Новый этап творческого осмысления действительности наступает в начале 1960-х годов, чему в немалой степени способствовала интенсивная выставочная деятельность Союза художников, как в республике, так и за ее пределами; именно в этот период получили свое подлинное признание произведения двадцатых годов. В работах новых поколений художников прослеживаются традиции, идущие от зачинателей станковых видов профессионального искусства, а также от буддийского культового искусства. Одновременно усиливается внимание к современности: в экспозиции российской выставки «Мы строим БАМ» (1979, Улан-Удэ) с художниками союзных республик участвовали местные авторы И. Налабардин, В. Архипов, Л. Лабок, Г. Купцов. Искусство Бурятии было показано в Москве, Ленинграде, а также в Казахстане, Армении, Азербайджане (1980–1981) и в Париже (1982). Военная тематика волнует как участников боев Москалева (Героя Советского Союза), так и более молодых: труженикам тыла посвятил несколько полотен В. Грищенко. Создают обобщенные типы тружеников степей А. Даржаев, С. Ринчинов, Д-Н. Дугаров, творчество которых развернулось динамично и многомерно. Художники обращаются и к темам традиционных праздников; впечатляет декоративной красочностью полотно «Сурхарбан» Г. Баженова. В пейзажном жанре можно ощутить влияние классической русской и мировой живописи, вместе с тем в них прослеживается тенденция к эпическому образу, к примеру, в картине Эрхито Аюшеева «Просторы Бурятии»; в полотнах М. Оленникова с распевной ритмикой холмистых далей, колоритностью таежных озер; высокогорный рельеф гор с могучими животными-сарлыками запечатлел Т. Рудь.

Мотивы Родины

Величественная и суровая красота Байкала и Саянских гор привлекала художников всех времен, включая Р. Мэрдыгеева, К. Сергеева, Д-Н. Дугарова, А. Казанского, Б. Тайсаева, В. Николюка и других. Особое место в творчестве бурятских художников фольклорно-эпическая тема, начало которой было положено в канун войны, когда вышло постановление Совнаркома о проведении юбилея героического эпоса в 1942 г. Художники сразу же приступили к работе и продолжили ее в военные и послевоенные годы, и даже после публикации тома с иллюстрациями Ц. Сампилова, Р. Мэрдыгеева, А. Окладникова, Г. Павлова и Ф. Балдаева. На зональной выставке 1964 г. серия линогравюр «По мотивам эпоса» А. Сахаровской впечатлила особым эмоциональным настроем в изображении воинских шествий и битв, торжественно-праздничных пиров и хороводов в степи, обеспечили заслуженный успех произведению; в середине семидесятых годов внес новую струю в созданию Гэсэриады Д. Пурбуев — выпускник Таллиннской Академии Художеств: наряду с изящными заставками в технике офорта им выполнены портретные изображения персонажей эпоса. В 1982 году завершилось декоративное оформление нового здания Бурятского театра драмы им. Хоца Намсараева, выполненное живописцами, скульпторами и народными умельцами республики во главе с Д-Н. Дугаровым; для всего коллектива это был своего рода итог изучения национального быта и традиций в контексте многовековой культуры Востока. Автором главной фрески интерьера «На Земле Гэсэра» стала А. Цыбикова. Фольклорно-эпическая тема вдохновляла многих авторов — И. Старикова, Т. Манжеева, Д. Олоева. Ч. Шенхоров выполнил полностью макет книги с переплетом, фронтисписом с полосными иллюстрациями, с заставками и концовками всех девяти глав — «ветвей эпоса»... У каждого из художников индивидуальный аспект видения эпического произведения, своя стилистика и вместе с тем органично соответствующая вере народа в «славных богатырей-воителей», в торжество добра над злом в наступление всеобщего блага на Земле. Нельзя не упомянуть имя одного из старейших мастеров Бурятии Л. Доржиева (1918–2011) — участника республиканских, зональных, российских выставок самодеятельного искусства, а также персональных в Улан-Удэ (1988,1998, 2007), автора многих орнаментальных композиций, а также картин, написанных в национальном стиле «буряад зураг».

Скульптура в Бурятии

Свои особенности имеет скульптура в республике. Конная группа А. Тимина возвышается на фасаде театра оперы и балета, олицетворяющая свободную Бурятию; в традициях русской и европейской школы выполнены произведения Э.Цыденова. Черты традиционного быта и современности, органично сплавленные в целостное единство, составляют образную основу произведений Г. Васильева, И. Гомбоева, Б. Зодбоева, Б. Энкеева, В. Уризченко, М. Эрдынеева. С пластикой малых форм переплетается декоративно-прикладное творчество, в первую очередь керамика А. Хомякова, В. Базарова, Р. Жимбиевой, А. Трубачеевой, а также рельефная чеканка из меди П. Намсараева. Возрождение художественных традиций буддизма является фоном для морфологической общности этнического стиля, определяющего сегодняшнее состояние декоративно-прикладного творчества, а также появление нового феномена — современной бронзовой скульптуры, представленной именами Г. Зодбоева, Б. Сундупова, Ю. Эрдынеева.

Бурятское ювелирное искусство

Бурятское ювелирное искусство уже не раз угасавшее на протяжении не одного десятилетия минувшего века, вновь и вновь возрождается, как это было в 1970-е годы. Тогда возглавлял Союз художников Д-Н. Дугаров и на одиннадцатом километре от города был создан поселок для проживания и работы народных умельцев со всех районов республики для участия в программе возрождения традиционных промыслов. Произведения Д. Санжиева, А. Чинбата, Э. Манзарова и многих других, экспонировались на всесоюзных и зарубежных выставках. В настоящее время успешно продолжают работать Б. Жамбалов, З. Жамбалов, Ж. Эрдынеев, В. Русских, Н. Танганов, ряд других художников.

Сценография в Бурятии

Замечательным достижением национальной сценографии являются, кроме упомянутых выше мастеров, театральные работы А. Бритовой, В. Тевелева, Е. Будожаповой, поныне работающие В. Бройко и Б. Доржиев.

Гобеленное ткачество в Бурятии

Уникальным видом декоративного искусства в масштабах страны является гобеленное ткачество республики на основе конского волоса, в современное развитие исконно традиционного материала внесли свой вклад Т. Тимина, С. Ринчинова, Б. Дамбиева, Р. Доржиева, Т. Дашиева, активные участницы выставок в республике и за ее пределами.

Особенности изобразительного искусства Бурятии

Художники Бурятии прошли через все испытания ХХ века и внесли свой вклад в современное искусство на новом этапе. Кроме уже упомянутых следует назвать такие известные имена, как Ю. Мандаганов, О. Козлов, Л. Семенов, С. Ханхаров, Л. Нохоева, А. Дугарова, Ш.-Ж. Раднаев, Б. Лыксоков, Н. Улзытуева, В. Поспелов, М. Ванданов, Л. Воронцова, В. Богомазов. Заявили о себе Ж. Зомонов, Е. Болсобоев, В. Рабжаева, перечислить здесь всех нет возможности. Фундаментом творчества бурятских художников остается классическая русская и мировая школа. Она не противоречит условной декоративности и статики одних, экспрессивности цвета других, идеопластике третьих. Смыслообразующее ядро культуры определяет общий круг тем и художественных приемов, в которых тесно переплетены традиционные этнические и универсальные ценности. В целом сегодняшнюю художественную жизнь Бурятии характеризуют открытость, полицентризм, многоуровневость. Неслучайным стало формирование художников универсального типа, какими являются, к примеру, Д. Намдаков, Б. Дашицыренов, З. Доржиев и многие другие. На каждом этапе развития национальной культуры были достигнуты определенные результаты, многие из которых не потеряли своей актуальности и сегодня. В сплаве разнородных, на первый взгляд, тенденций заключается жизненная сила современного искусства. Самодеятельное творчество, выраставшее из глубин этногенетического сознания, и искусство профессиональное взаимно дополняют и обогащают друг друга, определяют уникальность и неповторимость их устремлений в будущее. Богатство и разнообразие индивидуальных дарований, внутренняя свобода и высокий профессионализм обеспечивают признание искусства художников Бурятии как самостоятельного целостного явления. ❚



soyol.ru

Глубина и многогранность творчества бурятского художника Бальжинимы Доржиева

Очень мне нравятся самобытные художники, в чьих работах передается  жизнь, контакт с ней на каком-то глубоком, и в то же время интуитивно понятном уровне, когда искусство — возможно, единственный язык передать общечеловеческие ценности и интегрировать, казалось бы, противоположные полюса бытия.

Буквально на днях встретила в сети информацию о Мастере, работы которого как портал к этой жизненной глубине, раскрывающий двери Души. Не могу не поделиться своим открытием  бурятского художника по имени Бальжинима Доржиев. В своем творчестве художник оперирует аллегориями, обращается к темам отношений  поколений, а так же взаимодействия больших систем — этноса, человечества, черпая вдохновение в  мифологии родной земли.

Предлагаю вашему вниманию живописные работы художника и его цитаты о своем вдохновении и предназначении.

бальжинима доржиев

Ая Ганга

живопись

Аяншад

бурятский художник

Наян - Нава

Сайн Байна

Церемониальный конь

Хатан

Мать Лебедица

Кочевник

Слушают море

«Мы, буряты, — богатый народ. Наша мифология — это колодец, из которого мы бесконечно черпаем возможности для создания уже современных мифов»

Мать и дитя

Медитация

Инь и Ян

Бронзовый век

Бронзовый век 1

Паломница

"Мы не умеем концентрироваться, в то время как, чтобы сделать что-то подлинное, надо собраться с мыслями...  Восточная практика это умела. У нас есть великие буддийские деятели, которые могут так концентрироваться и войти в суть явления".

Жаркое лето

Монгольская актриса

Ожидание

Стрекоза

Лето

Адам и Ева

Стихия

"То, что ты художник, надо подтверждать каждый день. Но этот олимпийский настрой входит в кровь, и я этим уже живу, для меня это нормальное состояние. Во Вселенной постоянно что-то происходит. И художник должен это ощущать"

Благодарю за внимание!

www.livemaster.ru

Вселенная Намжилмы Эрдынеевой: Досуг: Информ Полис

«Байгалай эрьедэ» («На берегу Байкала», 2016 год) – картина, символизирующая единение народов, выполнена темперными красками

От картин, созданных рукой Намжилмы Цыренжаповны, веет чем-то очень близким, наверное, для каждого жителя республики: просторами бурятских степей, теплом домашнего очага и простым человеческим счастьем. О том, с чего начался ее творческий путь и что ждет посетителей выставки, накануне ее открытия мастер кисти рассказала infpol.ru.

Хотелось создать нечто особенное

Намжилма Цыренжаповна родилась в селе Южный Аргалей Агинского района Читинской области. С малых лет родители Намжилмы пробудили в ней любовь к прекрасному. У семьи был довольно скромный быт, а вокруг – лишь степные просторы, небольшой лесок и бесконечное небо.

После окончания школы Намжилма Эрдынеева поступила на художественно-графический факультет Улан-Удэнского педучилища №1. Успешно завершив учебу, четыре года она посвятила труду учителем черчения и изобразительного искусства в родной Хилинской школе. Несколько лет вела кружок ИЗО в Могойтуйском профессиональном училище №23, а затем начала работать художником-модельером театра моды в межпоселенческом центре досуга.

- Однажды, разглядывая книгу, я была поражена буддийской живописью, - рассказывает художница. – Во мне проснулось огромное желание и вдохновение создать картину удивительной красоты. Мне хотелось показать весь колорит традиций, быта и обычаев бурятского народа и сделать это в своем стиле. Я мечтала создать нечто особенное, новое в исполнении, прорисовке линий и цветовом колорите, но в то же время чтобы сохранилось специфическое художественное качество техники буддийской живописи.

Сегодня основное направление творчества Намжилмы Эрдынеевой – написание картин в бурятском национальном стиле «Буряад зураг» - одном из древнейших жанров бурятской живописи, пришедшем из буддийских монастырей. Этот стиль отличается своеобразной цветовой гаммой, каллиграфичностью рисунка и тончайшей проработкой деталей одежды и лица. В нем по-особенному изображаются элементы пейзажа: облака, горы, вода и огонь - и используются минеральные краски либо темпера.

Любовь к родине, добрый юмор и колкая сатира

Первые картины бурятской художницы увидели свет на выставке произведений художников Аги в 2002 году. Это были «Гэрэй эзэн», «Ангуушан» и «Угтамжа», которые впоследствии отправились в Москву на выставку, посвященную Дням культуры Агинского бурятского округа.

Бурятская живопись во многом зависит от настроения, образа мыслей и образа жизни художника, признается Намжилма Эрдынеева. Воспитанный в духе традиций и обычаев своего народа, мастер может по-настоящему отразить их в своем творчестве.

- Многие темы требуют кропотливого труда и большого багажа знаний, поэтому приходится подолгу изучать научные труды бурятских этнографов. Так приходят различные идеи и образы для новых картин, некоторые из них создаются годами, - говорит художница. Например, тема родовых флагов, которой она занялась в 2004 году, вылилась в 11 картин «11 хоринских родов». За эту серию работ Намжилма Цыренжаповна была удостоена премии имени народного художника России Дашинимы Дугарова на международном фестивале «Алтаргана-2006» в Улан-Удэ.

В 2004 году художница решила опробовать росписи на буддийскую тематику. По заказу читинского дугана она расписала два полотна:  «Сансарын хурдэ» («Колесо сосуществования») и «Туншэ» («Четверо дружных»). Рука творца коснулась и космологической иконы «Бумто-хорло», символизирующей 12-летний животный цикл буддийского астрологического календаря.

- Сегодня многие обращаются ко мне с заказами. Преимущественно просят нарисовать картины на этническую тему, тему родины, традиций и быта бурят. Популярна историческая и мифологическая тематика с изображениями бурятских героев и героинь, а также тема генеалогии бурятского рода. Например, недавно закончила большую работу «Онон Хатан Эжы» и частный заказ о прародительнице Чингисхана с женской стороны легендарной Алан Гуа, - говорит художница.

Особое место в ее творчестве занимают юмористические и сатирические произведения. Например, в настоящее время Намжилма Эрдынеева работает над серией рисунков «Жадность», «Лень», «Воровство». Создаются они на основе древних бурятских пословиц, изобличающих и высмеивающих человеческие пороки.

Невероятные костюмы и 3D-картины

На выставке, которая откроется 10 ноября в этногалерее ORDA, жители республики увидят поистине уникальные произведения искусства.

- Зрителей ждут не только рисованные картины, но и инсталляция одной из моих первых картин, посвященной Калачакре. Это будет пространственная композиция, созданная из различных материалов. Продолжением картины станут ожившие символы космологического знака «Намчувангдан» в виде костюмов, - приоткрывает завесу тайны Намжилма Цыренжаповна.

Кроме того, у желающих будет возможность не только насладиться творчеством мастера, но и приобрести понравившиеся работы.

Выставка-продажа «Моя вселенная» состоится с 10 ноября по 18 декабря в этногалерее ORDA.

Адрес: ул. Пушкина, 4 а

Время: 17:00

СПРАВКА

Намжилма Эрдынеева:

- член Союза художников России,

- обладатель президентского гранта в области культуры и искусства,

- многократный лауреат и дипломант конкурсов произведений мастеров бурятских традиционных промыслов в номинации «Буряад зураг» на международном бурятском национальном фестивале «Алтаргана»,

- лауреат и обладатель «Ники» в номинации «Лучший восточный костюм» I Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» в Якутске.

www.infpol.ru

особенности, разновидности и история :: SYL.ru

Каждой культуре соответствует определенная группа узоров, которые используются в вышивке на одежде или наносятся в качестве украшения на предметы быта. Эти орнаменты несут в себе глубокий смысл и в своем большинстве призваны охранять своего носителя, а также дарить ему счастье и удачу в делах. В подобных рисунках нет ни одного случайного элемента и цвета, все наносится в строгом соответствии с традициями предков. Только в этом случае узор будет иметь свою силу. Бурятские орнаменты отличаются большим разнообразием, обилием ярких красок и богатой историей. Изучению этих узоров искусствоведы уделяли большое внимание, ведь благодаря подобной тяжелой работе перед специалистами раскрывается культура народа, его традиции, обычаи и легенды. В нашей статье мы подробно опишем бурятские узоры и орнаменты, а также расскажем об их значении и смысловой нагрузке.

бурятские орнаменты и узоры шаблоны

Орнамент: разъяснение термина

Прежде чем приступить к обзору бурятских национальных орнаментов, необходимо подробно объяснить, какие именно узоры могут называться орнаментом. Дело в том, что не каждый рисунок становится традиционным и используется повсеместно.

Сам термин "орнамент" пришел к нам из латинского языка. В переводе он обозначает "украшение", но, как мы уже замечали ранее, не каждый узор может превратиться в орнамент. Под данную формулировку подходит рисунок, выстроенный на повторении и чередовании определенных элементов. Орнамент наносится практически на любые поверхности: тела (в качестве татуировки), здания, домашнюю утварь, одежду, ювелирные украшения и так далее. Часто традиционный узор встречается и в виде украшения на оружии. Особенно это характерно для восточных народов, но используется и среди монгольских племен.

Чаще всего орнамент состоит из реальных стилизованных мотивов либо основывается на разных фантазийных формах.

Значение орнамента: общая характеристика

Семантика бурятских орнаментов, как и многих других, тесно переплетена с религиозными представлениями людей. Изначально подобные узоры использовались в ритуалах служения богам и духам. В каждом орнаменте прослеживается тема представлений человека о Вселенной и своем месте в ней.

Историки считают, что первый орнамент возник еще в эпоху палеолита и развивался параллельно знаниям людей об окружающем мире. Изначально использовать рисунки могли только шаманы и те, кто обладал особыми паранормальными способностями. В дальнейшем право наносить орнаменты получили и простые люди, желающие попасть под их защиту.

Функция орнамента

Рассматривая назначение бурятского орнамента либо любого другого (в мире насчитывается не менее десяти региональных традиционных узоров), стоит иметь в виду, что его древнейшее назначение - это магия. Рисунок выбирался и наносился в процессе специального ритуала в зависимости от того, что было необходимо человеку. В качестве оберега подходил один орнамент, а для привлечения удачи был нужен другой. Специальные узоры были для охотников, женщин, молодых матерей и так далее. Трудно представить какую-либо сторону жизни племени, которая не требовала бы нанесения орнамента.

Разновидность бурятских орнаментов

Каждый традиционный узор того или иного народа имеет несколько вариантов, которые в дальнейшем формируются в группы. Интересно, что специалисты находят много общего между бурятским орнаментом и тем, который был принят у кельтских племен. Обе группы весьма разнообразны, к тому же имеют похожую классификацию. Бурятский народный орнамент искусствоведы делят на четыре вида:

  • геометрический;
  • растительный;
  • религиозный;
  • зооморфный.

В каждую категорию входит несколько разновидностей узоров, все вместе они создают разнообразие бурятских орнаментов, которое поражает воображение буквально с первого знакомства с культурой и традициями кочевых народов.

бурятский орнамент значение

Еще несколько слов о традиционных узорах

Бурятские орнаменты имеют свое особенное название - "угалза", которое переводится как "узоры". Так как каждый национальный рисунок отражает быт и традиции народа, то изучив орнаменты, можно получить полное представление о том, как живут кочевые народы. Интересно, что бурятские узоры перекликаются с орнаментами всех монголоязычных народов. Ученые утверждают, что все кочевые племена когда-то были едины. Эту теорию как раз и подтверждает идентичность традиционных орнаментов.

Геометрические узоры

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

Все виды геометрических бурятских орнаментов значение имеют сакральное и очень глубокое. Поэтому используются в особых случаях и с определенным смыслом.

бурятские узоры и орнаменты

Молоточные узоры

Молоточный орнамент у монголоязычных племен наносился только на особо ценные вещи. Такой рисунок еще часто называют "меандр" или "алхан хээ". Последнее название образовалось от монгольского слова "алха", которое в точном переводе означает "молоток". Данный орнамент символизировал движение в широком смысле этого слова. Под ним подразумевается вечный круговорот всего сущего во Вселенной, которая находится в непрерывном движении. Пока оно не останавливается, длится жизнь на планете. Сегодня меандр наносится на различные бурятские изделия довольно часто. Он является одним из самых популярных и распространенных, поэтому чаще всего туристы приобретают сувениры именно с этим узором.

улзы бурятский орнамент

Плетенка

Одним из самых древних геометрических рисунков является плетенка, или улзы - бурятский орнамент, который имеет более десяти вариантов исполнения. Данный узор наносится с пожеланием счастья, благополучия и долгих лет жизни. Часто он становится оберегом для молодой семьи. Стоит заметить, что буряты до сих пор относятся к нему с большим трепетом и уважением. Из всех вариантов улзы наиболее распространен рисунок из десяти глазков. Он всегда располагается в центре композиций и представляет собой клетчатое либо криволинейное переплетение. Нередко данный узор дополнительно украшается растительным орнаментом. Интересно, что в буддизме улзы тоже очень широко распространен. В исполнении монахов он символизирует бесконечность жизненного цикла. В этом узоре проявляется базовое представление буддистов о перерождении человеческих душ.

бурятский народный орнамент

Дугуй хээ

Круг - это тоже весьма почитаемый символ у бурятов. Такой орнамент называется "дугуй хээ" и символизирует вечный круговорот жизни, а также тепло и солнце. Буряты считали, что с момента рождения до смерти человек идет по кругу, как и все другие живые существа. Примечательно, что у бурятов существует ряд ритуальных танцев, которые исполняются именно по окружности.

Древняя свастика

Свастика - это тот орнамент, который встречается у многих народов на планете. Особенно часто его использовали буддисты, которые подобным узором покрывали одежду, а также стены религиозных сооружений. В общем смысле свастика символизирует единение четырех стихий, сторон света, времен года, а также противостояние противоположностей - светлого и темного, доброго и злого или, например, инь и янь.

разновидности бурятских орнаментов

Зооморфные орнаменты

Подобные мотивы по популярности не уступают геометрическим, к тому же они, по утверждению специалистов, даже более древние. Буряты изображают обычно животных не целиком, а частями. Каждый из нанесенных на предмет элементов несет свой смысл и изображается с определенной целью.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют "роговидный" и он считается одним из самых часто используемых.

бурятские орнаменты

  • Хамар угалза. Данный узор чем-то неуловимо напоминает предыдущий, но называется "носовидный".

Особое почтение у бурятов вызывает изображение льва. Он считается мощным оберегом от злых сил, поэтому часто его вплетают в орнамент у входа в религиозные сооружения. Еще одно животное, пользующееся невероятной популярностью, - это орел. Данный символ становится частью орнамента у шаманов, которые часто общаются с духами. Также известно, что орла называют тотемным животным ольхонские буряты, активно практикующие древний шаманизм.

Растительные орнаменты

Изображать на различных предметах деревья, цветы и листья люди начали в самые древние времена. Изначально подобный орнамент носил магический характер, ведь каждое растение воспринималось как часть природы, а, следовательно, подпитывалось ее силами. Не только буряты, но и многие другие народы использовали элементы растительного орнамента в украшении одежды и предметов быта. В общем смысле узоры, где используются изображения растений, символизируют силу и жизненную энергию. Также они могут использоваться как символ материнства.

 бурятский национальный орнамент

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос - это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Религиозный орнамент

Подобные узоры весьма разнообразны, поэтому несведущий человек не сразу способен распознать в рисунке религиозный орнамент. Он может быть сплетен из разных элементов, в зависимости от них меняется и смысл изображения. Чаще всего буряты используют следующие элементы:

  • Галэн хээ. Так называются узоры, в которых используется изображение огня. Если кто-то дарит вам вещь с бурятским огненным орнаментом, то, значит, даритель желает вам долгой и счастливой жизни. Также буряты считают, что языки пламени способны связать между собой несколько временных промежутков и помочь увидеть будущее.
  • Холонго. Радужный узор символизирует связь между небесным миром и земным. С помощью этого моста духи могут приходить к людям и принимать участие в их жизни.
  • Соембо. Это очень важный орнамент для всех монголоязычных народов. Он представляет собой солнце и полумесяц, от которых и произошли согласно древним легендам предки кочевых племен.

В современном мире все больший интерес вызывают бурятские орнаменты и узоры. Шаблоны, по которым их можно воссоздать, в огромном количестве размещены в интернете. Их часто используют мастерицы в качестве основы для элегантной вышивки или резьбы по дереву. Но не забывайте о том, что каждый узор имеет свой смысл и должен наноситься к месту.

www.syl.ru

Самые красивые бурятки (20 фото)

Буряты - второй по численности (после якутов) коренной народ Сибири. Всего в России насчитывается более 460 тысяч бурят, которые проживают в основном в Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкальском крае. Существует бурятская диаспора в Монголии (45 тысяч) и Китае (около 10 тысяч).Бурятский язык относится к числу монгольских языков. К родственным бурятам по языку и культуре народам относятся монголы и калмыки. Верующие буряты исповедуют буддизм и шаманизм. Далее представлены самые красивые, по моему мнению, известные бурятки.

20-е место: Анна Маркакова (род. 8 апреля 1992) - Мисс Бурятия 2011, Краса Бурятии 2011. Представляла Бурятию на конкурсе Мисс Россия 2011. Рост 178 см, параметры фигуры 86-60-89. Страница ВКонтакте - https://vk.com/anna_mark

красивая девушка-бурятка Анна Маркакова Мисс Бурятия 2011, Краса Бурятии 2011

19-е место: Дулма Сунрапова (род. 15 ноября 1985, село Цокто-Хангил, Забайкайльский край) - бурятская певица. Страница ВК - https://vk.com/dulmasunrapova

красивая бурятская девушка Дулма Сунрапова

18-е место: Донара (Дора) Балданцэрэн - артистка балета Бурятского государственного национального театра песни и танца "Байкал" (Улан-Удэ), народная артистка Республики Бурятия. Гастролировала в Южной Корее, Тайване, ОАЭ, Греции, Испании, Германии, Польше, Голландии. Страница в "Одноклассниках" - http://www.odnoklassniki.ru/profile/194241150705

Донара (Дора) Балданцэрэн балерина театра Байкал (Улан-Удэ)

17-е место: Елена Мардаева (род. 28 января 1985, поселок Бохан, Иркутская область) - дизайнер моды, организатор конкурса "Московская краса Бурятии". Страница ВК - https://vk.com/elenamardaeva

красивая бурятская женщина Елена Мардаева

16-е место: Наталья Жамсоева - победительница конкурса Московская Краса Бурятии 2007, представительница Бурятии на конкурсе Краса России 2008. Рост 168 см, параметры фигуры 83-64-92. Страница ВК - https://vk.com/id144218255

Наталья Жамсоева Московская Краса Бурятии 2007

15-е место: Юлия Замоева - артистка балета театра "Байкал" (Улан-Удэ), народная артистка Республики Бурятия.

красивая женщина-бурятка Юлия Замоева фото

14-е место: Анна Обожина - бурятская певица, участница проекта "Битва хоров" на канале Россия 1. Страница ВК - https://vk.com/id8070133

Анна Обожина бурятская певица фото

13-е место: Галина Табхарова - артистка балета театра "Байкал". Гастролировала с театром в странах Европы и городах России. Награждалась почетными грамотами и благодарственными письмами от министерства культуры Республики Бурятия. Страница ВК - https://vk.com/id90942937

Галина Табхарова артистка балета театра Байкал фото

12-е место: Арюна Бубеева (род. 19 октября 1993) - Краса Бурятии 2010, Мисс Азия Альма Матер 2012, Мисс монгольских народов 2016. Представляла Бурятию на конкурсе "Краса России 2010", где заняла второе место в номинации "Юная Краса России". Также Арюна стала победительницей конкурса красоты этнофестиваля кочевых народов Евразии "Ёрдынские игры" в 2011 году. Рост Арюны Бубеевой 175 см.

Арюна Бубеева Краса Бурятии 2010, Мисс Азия Альма Матер 2012 фото

11-е место: Аюна Албашеева - Краса Бурятии 2006.

Аюна Албашеева - Краса Бурятии 2006

10-е место: Алена Албашеева - Краса Бурятии 1999. Алена  - старшая сестра Аюны Албашеевой (Красы Бурятии 2006).

самые красивые девушки бурятки: Алена Албашеева Краса Бурятии 1999

9-е место: Виктория Лыгденова - Краса Бурятии 2008. В возрасте 17-ти лет Виктория получила титул "Третья Краса России 2008", соответствующий 4-му месту. 15 марта 2013 года 22-летняя девушка умерла от болезни сердца - кардиомиопатии.

Виктория Лыгденова Краса Бурятии 2008, Третья Краса России 2008 фото

8-е место: Евгения Шагдарова - победительница конкурса "Топ-модель Бурятии", участница третьего сезона телепроекта "Топ-модель по-русски" на канале Муз-ТВ. Рост 172 см.

Евгения Шагдарова Топ-модель Бурятии, Топ-модель по-русски

7-е место: Оюна Осодоева (род. 18 августа 1992) - Московская краса Бурятии 2010. Страница ВК - https://vk.com/oyunaos

Оюна Осодоева Московская краса Бурятии 2010

6-е место: Ирина Баторова (род. 22 декабря 1978, Улан-Удэ) - артистка балета театра "Байкал", балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка Российской Федерации. Страница ВК - https://vk.com/id7013273

Ирина Баторова артистка балета театра Байкал фотосессия

5-е место: Ирина Пантаева (род. 31 октября 1967, Улан-Удэ) - модель, актриса, писательница. В 1989 году стала победительницей первого конкурса красоты в Бурятии - "Мисс Улан-Удэ". Потом работала моделью в Москве, Париже, Нью-Йорке, появлялась на обложках журналов Vogue, Harper's Bazaar, Elle. Ирина снялась в нескольких фильмах: "Возвращение Ходжи Насреддина" (СССР, 1989), Смертельная битва 2: Истребление (США, 1997), Побег из Гулага (Германия, 2001) и др. На нескольких языках мира (английском, французском, немецком, японском и др.) была издана автобиография Ирины Пантаевой "Сибирская мечта". Рост Ирины 178 см, модельные параметры 86-63-89. Официальный сайт - http://www.irinapantaeva.net

Ирина Пантаева фото

4-е место: Дарима Чимитова - Мисс Улан-Удэ 2012. Рост 174 см, параметры 85-59-87. Страница ВК - https://vk.com/darichi

Дарима Чимитова Дарима Мисс Улан-Удэ 2012

 

3-е место: Анастасия Цыденова (род. 10 июня 1986 года, Иркутск), более известная под псевдонимом Азия - телеведущая на канале Муз-ТВ.

Анастасия Цыденова (Азия) ведущая Муз ТВ фото

2-е место: Мэдэгма Доржиева - бурятская певица, композитор, профессиональная пианистка, продюсер. Лауреат многочисленных международных конкурсов и фестивалей. В репертуаре и старинные бурятские песнопения и современные ритмы. Выпустила три успешных сольных альбома. Страница ВК - https://vk.com/midigma_dorzhieva

Мэдэгма Доржиева бурятская певица, композитор, профессиональная пианистка

Мэдэгма Доржиева - Басаганай дуун

 

1-е место: Мария Шантанова - модель. После окончания школы в Улан-Удэ уехала на учебу в Китай, где стала лицом "Nesсafe Gold" в Китае, Гонконге, Тайване и Макао. Исполнила главную роль в 6-й серии проекта "Говорим на бурятском". Рост 167 см, параметры фигуры 86-60-88. Страница ВК - https://vk.com/maria_shantanova

самая красивая бурятка Мария Шантанова модель. фото

 

Мария Шантанова в проекте "Говорим на бурятском":

 

см. также: Самые красивые калмычки, Самые красивые монголки

top-antropos.com

Иркутские буряты 100 лет назад. ФОТО

19 января 2016 12916

Сайт “Культурология” опубликовал “Фотозарисовки из жизни жизни эвенков в Иркутской губернии в 1900-1930 годах”, однако большая часть этих фото запечатлела бурят и даже русских, уже плотно проживавших на территории, в те годы населенной в основном бурят-монголами. Тем не менее изображения обладают исторической ценностью и рассказывают, какими в действительности были люди разных народов, когда-то составивших одно большое государство.

 

1. Эвенкийские женщины

Две женщины эвенкийки в национальных костюмах.

Эвенки – один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, рассказывает “Культурология”. По одной из версий их прародина находилась в районе южного Байкала, где из культура развивалась с палеолитической эпохи и распространялась на восток и на запад. Огромное значение у эвенков имеют родовые и промысловые культы. Так, культ медведя, хозяина тайги, обязывал каждого охотника убивать лишь строго ограниченное число медведей – за превышение этого числа жадный мог поплатиться жизнью.

Сегодня эвенки живут в основном в Иркутской и Амурской областях, Якутии и Красноярском крае, где их насчитывается 36 тысяч человек. Кроме России достаточно много эвенков живет в Монголии и Китае. В нашем обзоре фотографии, иллюстрирующие деревенскую жизнь в Иркутской губернии в 1900-1930 годах.

2. Буряты в национальной одежде

Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур.

3. Бурят

Национальная одежда бурят изготавливается из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

4. Бурятская семья

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле.

5. Мужчины зимой

Зимой буряты носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих и собачьих шкур.

6. Бурятка в национальной зимней одежде

Основным материалом для зимней женской одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями.

7. Женщина в зимней одежде

Женская зимняя одежда встречалась в виде ватного простроченного халата с маленьким воротником и запахом направо.

8. Крестьянская семья

Многодетная семья русского крестьянина.

9. Охотник с добычей

Бурят с добычей из ямы на волков. Наряду с капканами многие охотники-волчатники для добычи волков применяют различные ловушки-самоловы: ямы, петли.

10. Бурят, собравшийся на охоту

Охотник перед походом в лес на охоту.

11. Семья эвенков

Эвенки относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока.

12. Дети-эвенки

Дети тайги и тундры.

13. Гордость деревни

Школьники-пионеры.

14. Эвенки в своём жилище

Основным жилищем оленных эвенков был конический чум. Почетное место в чуме для гостя или для хозяина было прямо перед входом.

15. Мужчина и женщина в зимних национальных костюмах

У забайкальских эвенков была очень популярна парка - верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины.

asiarussia.ru

Картины из минералов Бурятии: Красота родной земли

Картины из минералов Бурятии: Красота родной земли

Ее картины из камня известны далеко за пределами Бурятии. Они есть в коллекциях Патриарха всея Руси Кирилла, Далай Ламы IVX, президентов Монголии и Татарстана, Епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия и многих других. Нефрит, лазурит, сердолик, чароит, аквамарин, турмалин, агат, слюда – каждая картина это своего рода мини-коллекция минералов Бурятии. Техника выполнения такой картины разработана самим автором – Татьяной Комович. Подробнее об этом в нашем материале.

Хрупкий агатовый цветок, кружевные нефритовые листья, вкрапления граната и фон из невесомой аквамариновой пыли – в такую красоту трудно поверить. И трудно представить, насколько трудоемкий процесс создания одной такой картины художником Татьяной Комович. Как тщательно подбирается каменная крошка по цвету,  чтобы отобразить всё многообразие оттенков, с какой точностью определяется месторасположение каждого камешка. Сюжеты картин из каменной крошки бывают самые разные, возможности кажутся безграничными. Каждое панно Татьяны Комович – это своего рода коллекция минералов и пород, находящихся в недрах Бурятии, песка и камней с берегов Байкала. Подобные картины очень редки, встретить минерал чистого голубого или чистого красного цвета трудно, стоят они недешево и редко встречаются в одном регионе.

10.jpg 

Стоит отметить, что техника создания картин каменной крошки существовала, например, в древней Африке, где использовали песок, которого на этом континенте много, разного калибра и разных оттенков. Промысел существует там и в настоящее время, и направлен в основном на туристов, которые покупают такие картины как оригинальный сувенир и увозят к себе на родину. Сейчас такие мастера на вес золота – слишком много нюансов в этом деле. В Бурятии картинами из камней занимается Татьяна Комович.

11.jpg 

Хозяйка медной горы

Каменные запасы в мастерской Татьяны Комович насчитывают более сотни наименований: нефрит, лазурит, сердолик, чароит, аквамарин, турмалин, агат, слюда, жадеит, малахит, хромдиопсид, мрамор, яшма, амазонит, серафинит, серпентинит, желтый, зеленый, розовый авантюрин, янтарь, горный хрусталь, дымчатый кварц, апатит, унакит, прозелит, гелиодор. Добываются они в недрах Бурятии, Забайкальского края, Иркутска,  Якутии, Урала и других регионов России. Коллекцию дополняют красивые камни, привезенные из Монголии, Мозамбика, Зимбабве, Ботсваны, ЮАР, Мадагаскара.

 2.jpg

Первые картины Комович создала в девяностых годах, с тех пор вот уже 17 лет она оттачивает свое мастерство. Имея педагогическое образование, работая художником-оформителем и учителем рисования в школе, она всегда мечтала заняться любимым делом - творчеством.

- У меня очень давно была такая идея, я видела такие картины, привезенные с Урала. Долго не могла понять технологию изготовления.  – Литературы никакой не было, учиться этому ремеслу негде, художники, которые привозили подобные картины, своих секретов не раскрывали. Я сама, методом проб и ошибок, доходила до всего. Пробовала разный клей, камни, и потихоньку у меня начало получаться. Сначала были, конечно, неровности и ошибки, но со временем, с годами выработалась своя технология. Эта технология единственная, мной созданная и опробованная.

S9clD4C9cZs.jpg 

Технологию, которой Татьяна создает свои шедевры, она назвала «аппликация». Суть ее заключается в том, что камни наносятся на полотно постепенно, слоями, создавая при этом объемный эффект. Начинает она с пыли, с самой мелкой фракции, затем по приближении размер каменной крошки увеличивается, и на переднем плане выкладываются крупные камни. Как отметила художник, покупатели называют такие картины «с эффектом 3D».

8JU0_unMLCw.jpg

От скалы до картины

«Начало начал» такой картины – это лист ДВП. Обрамляется в раму он в самом начале работы. Самый главный «ингредиент» каменного творчества – это, конечно же, камни. Камень может быть и драгоценным, и полудрагоценным и поделочным. Самое ценное из камней уже забирают ювелиры, а все что остается после них, лом, крошку, скупает Татьяна для своих работ.

8.jpg

В своих работах я использую ломаные,( дробленые, необработанные) камни, также галтованные (пропущенные через специальный галтовочный барабан с различными абразивами) и резаные полированные пластины.  Подготовка материала к работе трудоемкая .Сначала камни ломаются вручную большой кувалдой, потом толкутся в специальной ступе или в дробильной машине, а затем просеиваются через многоярусное сито. В конечном итоге мастер получает каменную крошку различных фракций: как мука, как соль, как сахар и более крупные.

     13015182_1326993217327925_7352714645843659387_n.jpg

- В начале работы первыми материалами были красный кирпич, уголь, песок и кусочки мрамора. Я все это раздолбила, просеяла, но из-за недостатка цвета палитра в картинах была скудной. Тогда и возникла идея использовать в работе местные минералы. Сегодня использую только натуральные камни, -  пояснила художник.

За 17 лет она создала более 200 тысяч панно: больших и маленьких. Сегодня картина от Комович – своего рода бренд, один из любимых сувениров, которые стараются увезти из Бурятии туристы. Отметим, что картины мастера Татьяна Комович были подарены таким известным людям, как Патриарх всея Руси Кирилл, Далай Лама IVX, Президент Монголии, Президент Татарстана, Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, а также находятся в частных коллекциях России и зарубежья.  

17.jpg 

www.baikal-tales.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта