Б.В. Иогансон о живописи маслом (стр. 1 из 4). Иогансон картины


Встреча с художником - Борис Владимирович Иогансон

Борис Владимирович Иогансон

Когда я впервые встретился с художником, ему было уже за шестьдесят. Его славы и популярности в стране хватило бы на целый десяток других людей. Я сразу же отметил для себя его по-юношески ясные, живые глаза, хорошо слепленную природой изящную голову. Встреча эта проходила все там же, в Ленинграде, в лекционном зале Академии художеств.

Вот он соединил чуть выше пояса руки, пальцы в пальцы, повернулся к слушателям и заговорил поставленным голосом. Несколько мгновений - и его обаяние, теплота передались залу.

Президент Академии художеств СССР Борис Владимирович Иогансон, рассказывая о своем пути в искусстве, был довольно искренен. Он вспоминал:

- Учились в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства в одно время с Павлом Кориным, но мы, в отличие от него, были легкомысленны. Он серьезно трудился, занимался. Рисовал и рисовал. А какой у него крепкий рисунок, всем известно! Нам же, многим, надо было поразвлечься, пофлиртовать. Окончили учебу. Некоторые из нас спохватились, стали наверстывать упущенное. Кое-чего достигли.

Это говорил крупнейший, известный всей стране мастер. Но следующие его слова до глубины души удивили меня:

- Достижения, конечно, есть, я удостоен высоких званий, наград, картины мои находятся в лучших музеях страны: Третья­ковке, Русском музее. Но говорить о приближении к Репину или Сурикову у меня и в помыслах нет...

Это говорил Борис Иогансон, Художник с большой буквы. А на сегод­ня любой неумеха может безответственно и оскорбительно отозваться о признанных художниках, сам не произведя на свет ровным счетом ничего интересного, стоящего.

Около десяти лет Борис Иогансон проработал актером. Отсюда умение держать себя на сцене, перед аудиторией. Он рассказывал:

- Рисовал я какое-то время в журналах. А однажды, увидев в журнале «Безбожник» шаржированный рисунок на тему развода, решил изобразить сцену об алиментах в живописи.

И вот создает он бытовую картину «Советский суд». Персона­жи вписывает в холст прямо с натуры.

Когда работал над эскизом картины «Допрос коммунистов», то в первом варианте в окно комнаты светило солнце. Это не давало необходимого напряжения, драматизма. Следовательно, надо было сделать нечто другое.

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

- Когда что-то не решается, делай наоборот, - говорил Борис Владимирович Иоган­сон.

В очередном эскизе за окном поселилась синь ночи; в сочета­нии с горячими красками, заполнившими сюжет, разворачиваю­щийся в интерьере, определилась верность хода свершающейся драмы. Густой колорит картины звучит мощными цветовыми аккордами.

Для работы над картиной «Железнодорожная узловая станция. Год 1919» мастерской служил снятый на лето сарай. Иогансон ходил по Москве, наполненной разрухой и нуждой. Выискивал своих героев, типаж. Мать, кормящую грудью ребенка, увидел в Александровском саду, у Кремля, сидящей на скамье. Вначале на просьбу пойти позировать, вот так с открытой грудью, художник получил отказ. Отпор. Но Борис Владимирович вернулся и обра­тился:

- Я Вас очень прошу. Ради искусства.

- Если ради искусства... - и натура сдалась.

- Но когда я в мастерской стал вписывать ее с ребенком в холст, - продолжал Иогансон, - то белая, сияющая грудь разру­шала общую тональность картины. И не хватало силы красок, чтобы ее взять.

Тогда он произнес:

- Разрешите, я тонально погашу эту ослепительность?!.

- Коли ради искусства, валяйте.

- Я взял уголек, раскатал его в пыль между пальцев рук. При­сыпал, тонально пригасил эту красоту. И работа пошла...

Своих героев в картину «Железнодорожная узловая станция. Год 1919», помимо использования этюдного материала, вписывал в холст в мастерской с живого прообраза. Сетовал:

- Вот не было отхода в сарае, работал близко к холсту, допус­тил ошибку. Нога идущего солдата длинная. Фигуры некоторые не попали по масштабу.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Критичен был к себе большой художник.

Нам, зрителям, картина эта показывает развал, разруху в стра­не периода Гражданской войны под скрип раскачивающейся на холодном ветру трубы для наполнения резервуаров водой. Живо­писные достоинства густой серебристой гаммы высоки. Берут за живое.

1928 год стал звездным для Бориса Иогансона. Он, можно сказать, под открытым небом, твердо стоя на Земле, создал три сложных картины, три шедевра, три значимых образа времени: «Рабфак идет», «Советский суд», «Железнодорожная узловая стан­ция. Год 1919».

С восхищением говорил Б. Иогансон о классиках В. Сурикове, В. Серове. Покорен был серовскими портретами, исполненными вдохновенно и артистично:

- Вы посмотрите. Серов сумел передать живую грудь. Она подымается. Дышит.

Далее вспоминал, как студентами в забегаловках и пивных по просьбе заказчика разукрашивали столы, рисуя на них папироски, положенные одна на другую и россыпью. Необходимо было так иллюзорно проработать изображение, чтобы у посетителя возник­ло стремление взять папироску со стола. Подобное изображение называется обманкой, таким образом зарабатывали небольшие деньги.

В качестве примера реалистической живописи называл фраг­мент из картины В. Маковского «Крах банка»:

- Вы всмотритесь в изображенные на стене часы. Кажется, там все до детали художником проработано, - говорил он. - Есть ощущение стекла и циферблата за ним. Красота цвета и надеж­ность тона. А посмотришь вблизи - видно, что сделано быстро, умело, без въедливого пересчета деталей, - а детали чувствуются. Артистичное мастерство! А помните, как в серовском портрете Орловой исполнен пуфик (подставка под ноги)? Смотришь вбли­зи - проведено в одно касание широким флейцем. Но этот красный цвет так найден, прочувствован материально и в пространст­ве и в плоскости, что только диву даешься. Вот они, вершины мастерства! - утверждал Борис Владимирович Иогансон. - Мастерство во взвешен­ности разумного и чувства, вдобавок темперамент — веши, приро­дой данные. А то у меня был студент, который к холсту на мольбер­те бежал бегом. Взад-вперед, туда и опять обратно. Кисти вытирал о халат, он у него колом стоял, можно было на пол ставить.

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Вот профессиональные сентенции Б. В. Иогансона:

- Если в живописи первые два цветовых отношения будут не установлены, взяты неверно, то за ними все остальные будут непра­вильны, фальшивы.

- В искусстве неумение отобрать взглядом детали возникает от плохой школы. Цельность же восприятия видимого зависит от постановки глаза, от умения «распустить глаза», тогда взгляд наш отбирает самое важное.

- Художественность - это когда картина говорит нам больше, чем на ней есть.

- Психология, глубина чувства во многом в советской живописи утеряны от чрезмерного увлечения колоритом, декоративностью.

- Художник - это тот человек, который в своей профессии тянется к прекрасному.

- Часто художнику не хватает одержимости, гражданской мысли.

- Счастье брать натуру сразу на лист дается гигантским трудом.

- Почему некоторые картины становятся любимыми для зри­теля ? Потому что художник отразил правду в искусстве.

- Декоративная вещь смотрится на далеком расстоянии. В «Сва­товстве майора» Федотова мать и дочь - это одно декоративное пятно.

- За картиной должна быть повесть, останавливающая взгляд зрителя своим колоритом.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

Над картиной «В. И. Ленин на III съезде комсомола» он рабо­тал с бригадой. Руководил, естественно, Борис Владимирович Иогансон. Своих подопечных посылал во дворцы культуры и общественные здания за этюдами фрагмента интерьера, ковра на полу, кресла. Так со­бирали материал для картины. Соавторы уходили, работали, приносили сработанный материал, этюды и удивлялись. Было и такое. Мастер за это время, находясь от нетерпения в состоянии творческого горения, уже заканчивал намеченный фрагмент в картине. Принесшего этюд поощрял:

- Поработал с пользой для себя и для дела. Молодец!

Он профессорствовал в двух художественных институтах, репинском и суриковском. В Ленинграде и Москве. Будучи при этом президентом Академии художеств СССР. Говорили, в этот период его жизни за ним в гостинице «Астория» был закреплен постоянный столик. Выдающийся художник, любимец власти, был наделен Богом, кроме необыкновенного таланта живописца, еще и незаурядной энергией.

Борис Владимирович Иогансон - великий мастер картины, он отразил в художественных образах эпоху советской России.

Владислав Эдуардович Меос, народный художник Республики Башкортостан

artageless.com

Допрос коммунистов - Иогансон Борис Борис

Картины Бориса Владимировича Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам социалистического реализма. Учился будущий живописец в Москве, сначала в художественной студии П. И. Келина в 1912 году, а после до 1918 года в Московском училище живописи ваяния и зодчества. В начале 1920-х гг. он уже нашел свое место в группе художников, поставивших традиции повествовательной передвижнической живописи на службу пропаганде новой, советской жизни - они себя называли АХРР - Ассоциация художников революционной России. В своем творчестве Иогансон обращался к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века - наследию И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Интерпретируя его, он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Особенно известны две его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937).

  

Борис Иогансон считал, что «…по картинам советских художников будет потомство судить о нашем времени…» и стремился к созданию произведений, рассказывающих о понимании мира его поколением. В 1933 году на большой выставке «15 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» всеобщее внимание привлекла его картина «Допрос коммунистов». Она сразу стала популярной. Прошли годы, уже рухнуло советское государство, но произведение все так же известно.

Полотно создавалось долго и трудно. Иогансон вспоминал: «меня лично преследовала идея сопоставления классов, желание выразить непримиримые классовые противоречия. Белогвардейщина – это особый нарост в истории, это сброд, где смешались и остатки старого офицерства, и спекулянты в военной форме, и откровенные бандиты… Каким ярким контрастом этой банде  были наши военные комиссары, коммунисты, являвшиеся идейными руководителями и защитниками своего социалистического отечества и трудового народа. Выразить этот контраст и являлось моей творческой задачей». Долго живописец не мог найти место действия и обстановку – «пробовал схватку, получалось плохо». Однажды вспомнил, как в самом начале 1920-х годов, когда служил в театре декоратором, видел пьесу – все забыл, а вот как стояла на сцене девушка в полушубке – запомнил. От этого воспоминания и начала «крутиться мысль». Лет пять спустя в Музее Красной Армии он увидел фотографии коммунистов и белогвардейцев – офицеры царской армии представлялись народу в крайне неприглядном виде. Это был второй толчок: «…я был ошеломлен разительным контрастом лиц: с одной стороны благородные, красивые, мужественные люди, с другой – отребье рода человеческого. Возникло естественное сопоставление». Так возникла мысль о юноше, как «символе мужества и стойкости класса пролетариев» и девушке, которых допрашивают белогвардейцы. «Где они могли находиться? Скажем в Сибири. Дальше мысленно уточняю обстановку: ясно, что генералы и офицеры занимали лучшее помещение в городе… Явственно представил обстановку: полы крашенные, на них дорожка лежит, в углу иконы, портрет Колчака. День морозный, окна заиндевели…» В первом эскизе все выглядело иначе, чем в окончательно варианте: коммунистка была в коротком полушубке и руки были связаны у нее, коммунист был худым, средних лет, ранен, живописная гамма – светлая. Но не было несокрушимости, незыблемости идейной силы, драматической экспрессии, противостояния - большевики терялись, зажатые офицерами с двух сторон. Эскиз был отвергнут!

Художник понял, что главным должна стать активность фигур коммунистов - «они должны раздавить белых». И художник начинает безжалостно «вычищать» детали, оставив лишь ковер и кресло, задвигая второстепенных персонажей в тень, гасит освещение. Иогансон вспоминал: «Как только я посадил в кресло жандармского полковника, все стало на место, и получился глубокий смысл: коммунисты, несмотря на то, что они в плену, наступают, а белые загнаны в угол».  Так революционная идея классовой борьбы обрела духовный статус символа эпохи, были выполнены требования, поставленные партией перед искусством – несомненная победа коммунистов.

Подобные«идеологически правильные» картины тиражировались. Авторское повторение своей картины, ставшей одной из самых  значительных в советском искусстве 1930-х годов, было исполнено Иогансоном спустя несколько лет. Предельно, до мельчайших деталей точно.

За окном темно-синяя ночная уличная мгла… В полумраке комнаты две группы – белогвардейских офицерови молодых коммунистов. Напряженная коричнево-красная колористическая гаммас отдельными яркими пятнами черного и ярко-синего цветасоздает ощущение тревоги. Свет, падающий справа и сверху на матроса и девушку, усиливает впечатление драматичности сцены. Руки матроса-большевика заложены за спину - они, очевидно, связаны, но стоит он независимо, внутренняя твердость характера и убежденность чувствуется и в девушке.Офицеры за столом представлены неприглядно, агрессивно, старинное золоченое кресло и богатый ковер представлены как символы уходящего бытия. Более половины всего пространства занимает красно-коричневый ковер, развернутый по диагонали. Подчеркнута резкая покатость пола, рождающая ощущение подавления противника.

Екатерина Шефер, филолог

Елена Ильина, искусствовед

 

www.histories.artmnt.ru

Встреча с художником - Б. В. Иогансон - Мастер - Класс

27.07.2011 13:51

Автор: Владислав Эдуардович Меос

Борис Владимирович Иогансон

Когда я впервые встретился с художником, ему было уже за шестьдесят. Его славы и популярности в стране хватило бы на целый десяток других людей. Я сразу же отметил для себя его по-юношески ясные, живые глаза, хорошо слепленную природой изящную голову. Встреча эта проходила все там же, в Ленинграде, в лекционном зале Академии художеств.

Вот он соединил чуть выше пояса руки, пальцы в пальцы, повернулся к слушателям и заговорил поставленным голосом. Несколько мгновений - и его обаяние, теплота передались залу.

Президент Академии художеств СССР Борис Владимирович Иогансон, рассказывая о своем пути в искусстве, был довольно искренен. Он вспоминал:

- Учились в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства в одно время с Павлом Кориным, но мы, в отличие от него, были легкомысленны. Он серьезно трудился, занимался. Рисовал и рисовал. А какой у него крепкий рисунок, всем известно! Нам же, многим, надо было поразвлечься, пофлиртовать. Окончили учебу. Некоторые из нас спохватились, стали наверстывать упущенное. Кое-чего достигли.

Это говорил крупнейший, известный всей стране мастер. Но следующие его слова до глубины души удивили меня:

- Достижения, конечно, есть, я удостоен высоких званий, наград, картины мои находятся в лучших музеях страны: Третья­ковке, Русском музее. Но говорить о приближении к Репину или Сурикову у меня и в помыслах нет...

Это говорил Борис Иогансон, Художник с большой буквы. А на сегод­ня любой неумеха может безответственно и оскорбительно отозваться о признанных художниках, сам не произведя на свет ровным счетом ничего интересного, стоящего.

Около десяти лет Борис Иогансон проработал актером. Отсюда умение держать себя на сцене, перед аудиторией. Он рассказывал:

- Рисовал я какое-то время в журналах. А однажды, увидев в журнале «Безбожник» шаржированный рисунок на тему развода, решил изобразить сцену об алиментах в живописи.

И вот создает он бытовую картину «Советский суд». Персона­жи вписывает в холст прямо с натуры.

Когда работал над эскизом картины «Допрос коммунистов», то в первом варианте в окно комнаты светило солнце. Это не давало необходимого напряжения, драматизма. Следовательно, надо было сделать нечто другое.

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

- Когда что-то не решается, делай наоборот, - говорил Борис Владимирович Иоган­сон.

В очередном эскизе за окном поселилась синь ночи; в сочета­нии с горячими красками, заполнившими сюжет, разворачиваю­щийся в интерьере, определилась верность хода свершающейся драмы. Густой колорит картины звучит мощными цветовыми аккордами.

Для работы над картиной «Железнодорожная узловая станция. Год 1919» мастерской служил снятый на лето сарай. Иогансон ходил по Москве, наполненной разрухой и нуждой. Выискивал своих героев, типаж. Мать, кормящую грудью ребенка, увидел в Александровском саду, у Кремля, сидящей на скамье. Вначале на просьбу пойти позировать, вот так с открытой грудью, художник получил отказ. Отпор. Но Борис Владимирович вернулся и обра­тился:

- Я Вас очень прошу. Ради искусства.

- Если ради искусства... - и натура сдалась.

- Но когда я в мастерской стал вписывать ее с ребенком в холст, - продолжал Иогансон, - то белая, сияющая грудь разру­шала общую тональность картины. И не хватало силы красок, чтобы ее взять.

Тогда он произнес:

- Разрешите, я тонально погашу эту ослепительность?!.

- Коли ради искусства, валяйте.

- Я взял уголек, раскатал его в пыль между пальцев рук. При­сыпал, тонально пригасил эту красоту. И работа пошла...

Своих героев в картину «Железнодорожная узловая станция. Год 1919», помимо использования этюдного материала, вписывал в холст в мастерской с живого прообраза. Сетовал:

- Вот не было отхода в сарае, работал близко к холсту, допус­тил ошибку. Нога идущего солдата длинная. Фигуры некоторые не попали по масштабу.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Критичен был к себе большой художник.

Нам, зрителям, картина эта показывает развал, разруху в стра­не периода Гражданской войны под скрип раскачивающейся на холодном ветру трубы для наполнения резервуаров водой. Живо­писные достоинства густой серебристой гаммы высоки. Берут за живое.

1928 год стал звездным для Бориса Иогансона. Он, можно сказать, под открытым небом, твердо стоя на Земле, создал три сложных картины, три шедевра, три значимых образа времени: «Рабфак идет», «Советский суд», «Железнодорожная узловая стан­ция. Год 1919».

С восхищением говорил Б. Иогансон о классиках В. Сурикове, В. Серове. Покорен был серовскими портретами, исполненными вдохновенно и артистично:

- Вы посмотрите. Серов сумел передать живую грудь. Она подымается. Дышит.

Далее вспоминал, как студентами в забегаловках и пивных по просьбе заказчика разукрашивали столы, рисуя на них папироски, положенные одна на другую и россыпью. Необходимо было так иллюзорно проработать изображение, чтобы у посетителя возник­ло стремление взять папироску со стола. Подобное изображение называется обманкой, таким образом зарабатывали небольшие деньги.

В качестве примера реалистической живописи называл фраг­мент из картины В. Маковского «Крах банка»:

- Вы всмотритесь в изображенные на стене часы. Кажется, там все до детали художником проработано, - говорил он. - Есть ощущение стекла и циферблата за ним. Красота цвета и надеж­ность тона. А посмотришь вблизи - видно, что сделано быстро, умело, без въедливого пересчета деталей, - а детали чувствуются. Артистичное мастерство! А помните, как в серовском портрете Орловой исполнен пуфик (подставка под ноги)? Смотришь вбли­зи - проведено в одно касание широким флейцем. Но этот красный цвет так найден, прочувствован материально и в пространст­ве и в плоскости, что только диву даешься. Вот они, вершины мастерства! - утверждал Борис Владимирович Иогансон. - Мастерство во взвешен­ности разумного и чувства, вдобавок темперамент — веши, приро­дой данные. А то у меня был студент, который к холсту на мольбер­те бежал бегом. Взад-вперед, туда и опять обратно. Кисти вытирал о халат, он у него колом стоял, можно было на пол ставить.

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Вот профессиональные сентенции Б. В. Иогансона:

- Если в живописи первые два цветовых отношения будут не установлены, взяты неверно, то за ними все остальные будут непра­вильны, фальшивы.

- В искусстве неумение отобрать взглядом детали возникает от плохой школы. Цельность же восприятия видимого зависит от постановки глаза, от умения «распустить глаза», тогда взгляд наш отбирает самое важное.

- Художественность - это когда картина говорит нам больше, чем на ней есть.

- Психология, глубина чувства во многом в советской живописи утеряны от чрезмерного увлечения колоритом, декоративностью.

- Художник - это тот человек, который в своей профессии тянется к прекрасному.

- Часто художнику не хватает одержимости, гражданской мысли.

- Счастье брать натуру сразу на лист дается гигантским трудом.

- Почему некоторые картины становятся любимыми для зри­теля ? Потому что художник отразил правду в искусстве.

- Декоративная вещь смотрится на далеком расстоянии. В «Сва­товстве майора» Федотова мать и дочь - это одно декоративное пятно.

- За картиной должна быть повесть, останавливающая взгляд зрителя своим колоритом.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

Над картиной «В. И. Ленин на III съезде комсомола» он рабо­тал с бригадой. Руководил, естественно, Борис Владимирович Иогансон. Своих подопечных посылал во дворцы культуры и общественные здания за этюдами фрагмента интерьера, ковра на полу, кресла. Так со­бирали материал для картины. Соавторы уходили, работали, приносили сработанный материал, этюды и удивлялись. Было и такое. Мастер за это время, находясь от нетерпения в состоянии творческого горения, уже заканчивал намеченный фрагмент в картине. Принесшего этюд поощрял:

- Поработал с пользой для себя и для дела. Молодец!

Он профессорствовал в двух художественных институтах, репинском и суриковском. В Ленинграде и Москве. Будучи при этом президентом Академии художеств СССР. Говорили, в этот период его жизни за ним в гостинице «Астория» был закреплен постоянный столик. Выдающийся художник, любимец власти, был наделен Богом, кроме необыкновенного таланта живописца, еще и незаурядной энергией.

Борис Владимирович Иогансон - великий мастер картины, он отразил в художественных образах эпоху советской России.

Владислав Эдуардович Меос, народный художник Республики Башкортостан

← История и современность войлока Встречи с художником - А. А. Дейнека. →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

художник Иогансон Борис Владимирович

галерея Коллекция
русские художники форум
сирень, обнаженная, завтрак, самовар, весна, каналы, шедевр, ванная, мальчик, тело, Ленинград, модель, гонщик, лодка, зелень, толпа, лодки, набережная, вечер, формула1, лето, красота, туман, воины, хлеб, еда, Девушка, зима, продажа картин, обед, дорога, 乌拉尔, странный, озеро, капюшон, город, Сайт художников России

код ссылки на нашу галерею

Сайт художников России

Картины Б. В. Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам социалистического реализма.

Учился он в Москве, сначала в художественной студии П. И. Келина (1912), затем в МУЖВЗ (1913-18).

В начале 1920-х гг. он уже нашел свое место в группе художников, поставивших традиции повествовательной передвижнической живописи на службу пропаганде новой, советской жизни. Они себя называли АХРР - Ассоциация художников революционной России.

В эти годы в живописи Иогансона господствует рассказ, много внимания уделяется подробностям сюжета. Он пишет панорамы строек: "На борьбу с разрухой" (1922), "Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции" (1925).

Рассказывает, четко обозначая свои симпатии и антипатии, о новых отношениях и порядках: "Советский суд" (1928). Ищет новый социальный типаж: "Рабфак идет (Вузовцы)" (1928). Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена картина "Узловая железнодорожная станция в 1919 году" (1928).

В 1930-х гг., не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, художник стремится к созданию своеобразного советского эпоса. Он ищет образы "героев" и "злодеев" нового политического мифа и сталкивает их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: "Допрос коммунистов" (1933), "На старом уральском заводе" (1937). Ключ последней - в психологическом поединке хозяина (для этой фигуры позировал художник А. М. Герасимов) с "передовым" пролетарием. Художник писал также портреты (среди них - актрисы Д. В. Зеркаловой, 1947; режиссера В. И. Немировича-Данченко, 1948, и др.). А в 1950 г. под его руководством целая группа художников создала громадное, полотно "Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола" - характерный образец поощрявшегося тогда обезличенного коллективного творчества.

В 1940-60-х гг. много времени Иогансон уделял преподавательской работе (в ИЖСА, МГХИ), руководил творческой мастерской живописи АХ СССР в Ленинграде, затем в Москве. С 1962 г. - президент АХ.

Картины художника

художник Иогансон Борис Владимирович , русский художник Иогансон Борис Владимирович , биография художника Иогансон Борис Владимирович , информация о художнике Иогансон Борис Владимирович

petroart.ru

Б.В. Иогансон о живописи маслом

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Курский государственный университет

Курсовая работа

На тему

Б. В. Иогансон о живописи маслом

Курск 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Биография Б. В. Иогансона

Глава 2. Взгляды Б. В. Иогансона на живопись в условиях окружающей его действительности

2.1 Представление Б. Иогансона о задачах искусства и об идеальном художнике

2.2 Взгляды Б. В. Иогансона на методы преподавания живописи

2.3 Б. В. Иогансон о выборе сюжета картины и работе над композицией

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Выбор данной темы курсовой работы был обусловлен моим интересом к тонкостям построения сюжетной картины. Борис Владимирович Иогансон был мастером этого жанра. Также его работы обладают большой живописной ценностью. Им написан ряд книг о живописи в помощь начинающим художникам, а также брошюр для самодеятельных художников, у которых нет возможности брать уроки у мастеров. С некоторыми его книгами я была ознакомлена в ходе моей учебной деятельности, остальную часть я решила изучить при работе над данным исследованием. В историю советской живописи Б. В. Иогансон вошел как крупнейший мастер историко-революционной картины. Творческое развитие Иогансона совпадает с основными этапами становления советского искусства. Он принадлежит к тому поколению художников, которые начали свою сознательную жизнь вместе с Великой Октябрьской социалистической революцией. Революция определила содержание творчества Иогансона и направила его на путь социалистического реализма.

Кроме того, Б. В. Иогансон занимался преподавательской деятельностью, а это близко мне в свете моей будущей профессии, я решила изучить его методы преподавания рисунка и живописи.

В моей курсовой работе будут рассмотрены такие аспекты, как:

1. Биография художника

2. Взгляды художника на живопись в условиях окружающей его действительности

а. Определение Б. В. Иогансоном понятия «идеальный художник»

б. Понимание художником методов преподавания живописи

в. Взгляды Б. В. Иогансона на выбор сюжета и построение композиции картины

Результаты моего исследования будут содержаться в заключении.

Глава 1. Биография Б. В. Иогансона

Б. В. Иогансон родился в 1893 году в Москве в семье служащего.

«Мои годы не были годами счастливого детства»[1] , — писал впоследствии художник. Неприглядный быт царской окраины, бедные обездоленные люди, чиновники, спившиеся актеры, побои, скандалы, раздирающие душу сцены, вплоть до поножовщины,— все это мог наблюдать он в раннем детстве.

«Картины мрачной действительности, — рассказывает художник,— заставляли меня всматриваться в людей и искать разгадки — почему одни живут хорошо, весело, богато, а другие вынуждены влачить жалкое существование. Разгадка эта пришла ко мне значительно позднее»[2] .

С детских лет накапливались у будущего художника острые драматические жизненные впечатления, рос интерес к человеку, к его судьбе. Позднее, в зрелые творческие годы, когда художник начал работать над своими большими историческими картинами, этот запас впечатлений явился ценнейшим материалом для его работ.

Рано обнаружилась у мальчика склонность к живописи, и его отдали в студию художника Келина, которая и явилась для него первой настоящей художественной школой.

На всю жизнь сохранил Иогансон память о первом посещении Третьяковской галереи.

«Я никогда не забуду первого впечатления, когда я семилетним ребенком попал в Третьяковскую галерею. Оно было настолько сильно и глубоко, что впоследствии каждое воскресенье являлось для меня праздником, потому что можно было провести в галерее незабываемые часы... Все это волновало, словно читал захватывающую книгу о русской жизни»[3] .

По словам художника, Третьяковка стала «местом воспитания». Здесь он начал думать о высоком назначении искусства, о связи художника с жизнью, о честном и благородном служении интересам народа.

В 1913 году Иогансон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, а главным образом у Константина Коровина, блестящего живописца, влюбленного в природу.

В 1918 году Иогансон закончил Училище и был мобилизован в Красную Армию. Суровая, ничем не прикрашенная правда жизни открылась перед художником. Он видел героизм и мужество народа, защищающего свою землю. Он видел белых офицеров, их звериную жестокость и ненависть к большевикам. Вернувшись в Москву после демобилизации, Иогансон сразу же включился в активную художественную жизнь столицы.

Когда в 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР), Иогансон стал ее членом. На выставках АХРРа стали появляться картины молодого художника. В 1922 году он написал картину «На борьбу с разрухой». Но как мастер жанровой картины он по-настоящему раскрылся в 1928 году, когда им были закончены картины «Узловая железнодорожная станция в 1919 г.», «Советский суд» и «Рабфак идет» (Прил, рис.3). В них художник обращался к важным проблемам времени.

В сложной сюжетной многофигурной картине «Узловая железнодорожная станция в 1919 г.» с беспощадной правдой рассказано о суровой эпохе гражданской войны, о тех тяжелых испытаниях, которые выпали на долю нашего народа.

Накопив профессиональный опыт, Иогансон приступает к осуществлению новых творческих замыслов, к воплощению глубоких и больших идей.

Картины «Допрос коммунистов» (Прил, рис. 2) и «На старом уральском заводе» (Прил, рис. 4), выполненные Б. В. Иогансоном в 30-е годы, явились значительным этапом не только в его творчестве, но и в истории всей советской живописи.

Борьба классов, борьба нового со старым определила их основное содержание. Показывая столкновение двух противоположных миров в ожесточенной классовой борьбе, художник сумел передать главное: несокрушимость и торжество идей коммунизма.

В 1950 году Б. В. Иогансон вместе с группой живописцев написал большое монументальное полотно «Выступление Ленина на III съезде комсомола», удостоенное Государственной премии.

Иогансон не только талантливый художник, но и видный общественный деятель, крупнейший педагог, воспитатель молодого поколения.

Состоял в АХРР с 1922 по 1931 годы. С 1937 по 1961 годы преподавал в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, с 1939 — в качестве профессора. С 1964 года преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова.

В 1943 вступил в ВКП(б). С 1953 года был вице-президентом, а с 1958 по 1962 годы — президентом Академии художеств СССР. С 1965 по 1968 годы занимал пост Первого секретаря правления Союза художников СССР.

С 1962 года Иогансон был главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира»

Художник скончался 25 февраля 1973 года в Москве.

Глава 2. Взгляды Б. В. Иогансона на живопись в условиях окружающей его действительности

2.1 Представление Б. Иогансона о задачах искусства и об идеальном художнике

Являясь истинно советским художником, Иогансон считал, что искусство должно служить народу. Ввиду этого перед художником, по мнению Бориса Владимировича, стоял ряд задач. Во-первых, советское искусство должно было быть понятным народу, и, кроме того, быть близко ему. Поэтому художник должен был быть мобильным, жить в современном ему обществе, чутко отзываться на происходящие в нем явления. Кроме того, советский художник должен был быть образованным, всесторонне развитым человеком. Он должен был быть в постоянном развитии, чтобы уметь избирать по-настоящему нужные и стоящие темы для своих работ. Произведения искусства действуют на ум и сердце зрителя, содержат большую идею. Они волнуют человека, потому что передают человеческие чувства, и зритель узнает эти чувства и сопереживает героям картины. Часто случается так, что художник цепляется за какую-то мелочную проблемку, и, не вдаваясь в ее истинные причины, отображает ее в своей картине. Такие работы иной раз находили понимание и отклик в народе, но стоит помнить, что искусство – понятие высокое и оно должно не столько потешить народ, сколько его развивать, учить уметь видеть мир вокруг не поверхностно, а понимая истинную природу и назначение вещей. Темы для картин не нужно придумывать, высасывать из пальца, так никогда ничего путного не выйдет. Темы для работ рождает сама жизнь, и чувствующий ее художник всегда откликнется на нее. Задача художника – показать противоречие жизни, дать понять, что плохо, и к чему нужно стремиться. Однако стоит придерживаться в этом чувства меры, соразмерности.

Художник должен истинно любить свое дело, посвящать ему всю свою жизнь. Он должен любить жизнь вокруг себя и искренне переживать за происходящее вокруг. Работа художника не должна быть рутинной обязанностью, иначе у такого художника никогда не выйдет по-настоящему жизненных работ. Вся жизнь художника должна быть подчинена его делу.

Художник не должен быть ремесленником, не должен бездумно, по привычке, штамповать картины. Не нужно также художнику считать, что мастерство есть что-то единожды и навсегда достигаемое. Он должен постоянно быть в творческих поисках, постоянно совершенствоваться. Накопление жизненного материала само приводит к тому, что на его основе начинает жить сюжет картины. Б. Иогансон советовал художникам, особенно начинающим, всегда носить с собой сделанную на куске картона раскладку всех имеющихся красок и, увидев понравившийся мотив, с помощью нее приблизительно представить, из каких красок должен мешаться тот или иной цвет. Это поможет точнее воспроизвести понравившееся состояние, ведь возможности поймать точно такое же еще раз, скорее всего, не представится, а пытаться запомнить цвета и их сочетания начинающему художнику бесполезно.

mirznanii.com

Иогансон Борис Владимирович (1893-1973) | ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ

 

Иогансон Борис Владимирович(1893-1973)

 

Картины Б. В. Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам социалистического реализма.

Учился он в Москве, сначала в художественной студии П. И. Келина (1912), затем в МУЖВЗ (1913-18).

В начале 1920-х гг. он уже нашел свое место в группе художников, поставивших традиции повествовательной передвижнической живописи на службу пропаганде новой, советской жизни. Они себя называли АХРР - Ассоциация художников революционной России.

В эти годы в живописи Иогансона господствует рассказ, много внимания уделяется подробностям сюжета. Он пишет панорамы строек: "На борьбу с разрухой" (1922), "Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции" (1925).

Рассказывает, четко обозначая свои симпатии и антипатии, о новых отношениях и порядках: "Советский суд" (1928). Ищет новый социальный типаж: "Рабфак идет (Вузовцы)" (1928). Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена картина "Узловая железнодорожная станция в 1919 году" (1928).

В 1930-х гг., не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, художник стремится к созданию своеобразного советского эпоса. Он ищет образы "героев" и "злодеев" нового политического мифа и сталкивает их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: "Допрос коммунистов" (1933), "На старом уральском заводе" (1937). Ключ последней - в психологическом поединке хозяина (для этой фигуры позировал художник А. М. Герасимов) с "передовым" пролетарием. Художник писал также портреты (среди них - актрисы Д. В. Зеркаловой, 1947; режиссера В. И. Немировича-Данченко, 1948, и др.). А в 1950 г. под его руководством целая группа художников создала громадное, полотно "Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола" - характерный образец поощрявшегося тогда обезличенного коллективного творчества.

В 1940-60-х гг. много времени Иогансон уделял преподавательской работе (в ИЖСА, МГХИ), руководил творческой мастерской живописи АХ СССР в Ленинграде, затем в Москве. С 1962 г. - президент 

 

 

Картины Бориса Иогансона

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Картина Бориса Иогансона

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.

Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.

Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.

maxpark.com

Описание картины Бориса Иогансона «Допрос коммунистов»

Описание картины Бориса Иогансона «Допрос коммунистов»

Мысли об этой картине терзали художника несколько лет – хотелось найти идеальную композицию, идеальных героев для достижения цели. Цель же была непростой в достижении – Иогансон хотел показать разницу между коммунистами и белыми, непримиримый контраст социальных слоев, желающих разного, видевших разную жизнь и питающих абсолютно разные, а подчас и противоположные надежды.

Первым толчком был увиденный в театре, где художник одно время работал бутафором, спектакль. В памяти от него не осталось ничего, кроме девушки в полушубке, которую допрашивали какие-то совсем не запомнившиеся враги.

Второй толчок был позже, в музее, где была показана картина, на которой белые допрашивали коммуниста. После этого в голове у Иогансона щелкнуло, всплыла девушка в полушубке, и композиционный замысел был готов. Вначале, впрочем, эскизы были перенасыщены деталями. Слишком страдальческими казались на них коммунисты – избитые, связанные, слишком смазанными белые, слишком изобильна на мелочи была обстановка.

Вторая партия была лучше – обстановка выцвела, коммунисты стали строже, избавившись от навязчивого ореола мученичества, однако белые оставались размытыми и невнятными.

Только с третьей попытки Иогансон, наконец, нашарил то, что его удовлетворила.

В избе зажиточного крестьянина – кулака – среди ковров, предметов роскоши, белые допрашивают пойманных коммунистов. Те стоят посреди комнаты, как бы выдвигаясь из немного смазанного фона.

Мужчина стоит, слегка подняв подбородок, выражая всем видом презрение и готовность умереть. Руки у него за спиной, скорее всего связаны, но по позе его этого не понять. Девушка рядом с ним стоит похоже. У неё крестьянское лицо, грузная фигура, но это не имеет никакого значения – с тем же пренебрежением она смотрит на допрашивающих.

Белые изображены более отталкивающими. Офицер в дорогом кресле – расплывшийся, со складчатой шеей, адъютанту на все плевать, он смотрит в бумаги, а казак, есаул со стеком, кажется, едва сдерживается, чтобы не ударить пленных по лицам. Контраст получается понятный интуитивно, очевидный и резкий.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта