Описание картины Алексея Корзухина «Перед исповедью». Исповедь картина


"Отказ от исповеди" Репина больше не "Отказ": shakko_kitsune

Прекрасная история с одного из недавних вернисажей:

На пресс-показе выставки «Передвижники и импрессионисты» в Пушкинском (куратор Ирина Александровна) немолодые присутствующие шептали: Видели, как теперь называется «Отказ от исповеди»? - “Перед исповедью"!

Но поскольку я знаю, что в Третьяковке не работают ни Шевкунов, ни Мединский, то предположила, что название было изменено в советское время. Что и подтвердила прекрасная Татьяна Юденкова - перед выставкой 1936 года; у Репина действительно была «Исповедь» и «Перед исповедью».

Уточнение из каталога:

Работа над картиной начата под впечатлением от стихотворения Н.М. Минского “Последняя исповедь”, помещенного в первом номере нелегального журнала “Народная воля” за 1879. Лицо осужденного в картине написано с художника К.К. Первухина.В каталогах Третьяковской галереи начиная с 1893 года картина имела название “Перед исповедью”. В инвентарной книге ГТГ записана под тем же названием. Название “Отказ от исповеди” впервые появляется в каталоге выставки Репин 1936 Москва, № 142. Картине возвращено первоначальное название». (Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись второй половина XIX века. Том 4. Книга вторая. М., 2006. С. 225).

Н. М. МинскийПОСЛЕДНЯЯ ИСПОВЕДЬ(Отрывок из драмы)

Посвящается казненным

Внутренность каземата. Пять часов утра. На железной койке лежит исхудалый ю н о ш а. За дверью шаги и бряцанье ключей. Заключенный быстро садится. Входит с в я щ е н н и к с распятием; в глубине смутно видны фигура в красной рубахе и солдаты.

С в я щ е н н и к

Во имяОтца и сына и святого духа,Аминь!

Молчание.

Очнись, мой сын! Великий мигПриблизился...

Молчание.

Мне краткие мгновеньяБеседовать позволено с тобой:Не трать, мой сын, мгновений дорогих!

Молчание.

На страшный путь ты должен запастисьСпокойствием и бодростью... Я мирДуше твоей несу.

О с у ж д е н н ы й(оглядываясь и указывая на палача)

А этот — телу?

С в я щ е н н и к

И я, и он — покорные послыПославших нас; небесной власти — я,А он — земной. Я — вестник всепрощеньяИ благости творца, а он... он — казниНевольный вестник...

О с у ж д е н н ы й

Ты сперва простишь,А он потом казнит меня — не так ли?

С в я щ е н н и к

Людская казнь свершится и пройдет,Но вечною пребудет благость божья;Не отвергай последний дар любви —Земной залог господня примиренья.Покайся, сын, в грехах...

О с у ж д е н н ы й

Старик,Уйди! В моих раскаявшись грехах,Смертельный грех я б совершил пред смертью.На грех такой меня духовный пастырьС распятием в руках склоняет!..

С в я щ е н н и к

Сын мой,Между тобой и судьями твоимиНе я судья. Молитву я, не судПришел творить. Молись, дитя, и кайся!

О с у ж д е н н ы й

Пусть будет так! Услышь же ты, старик,Предсмертное раскаянье мое!«Прости, господь, что бедных и голодныхЯ горячо, как братьев, полюбил...Прости, господь, что вечное доброЯ не считал несбыточною сказкой.Прости, господь, что я добру служилНе языком одним медоточивым,Но весь: умом, и сердцем, и руками...Прости, господь, что родине несчастнойИ в смертный час я верен остаюсь,Что я, рабом родившись меж рабами,Среди рабов — свободный умираю.Прости, господь, что я к врагам народнымВсю жизнь пылал священною враждой,Что я друзьям не изменял в несчастье,Что вырывал из хищных лап злодеевНевинные истерзанные жертвы;Что гадине смертельно-ядовитойЯ притуплял отравленные зубы;Что я смутил безумным воплем местиРазвратный пир прожорливых святош,Что я убийц казнил за их убийство...»

С в я щ е н н и к

Молчи, молчи! Ты раны растравляешь,И без того зияющие в сердцеТвоем больном. Последнюю молитвуЯ, Не так творят. Есть тихие слова,Слова любви, покорности, прощенья...Они в душе, как вспоминанья детства,Как матери ласкающий напев,Баюкают и злобу, и страданьяИ умирать дают нам без проклятий...О, вспомни, сын, то золотое время,Когда враждой еще не распаляласьТвоя душа!.. О, вспомни годы детства,И чистый пыл младенческой молитвы,И мир души, и слезы умиленья!..О, умились, дитя мое, пред смертьюИ богу вздох последний посвяти,А не земле! Послушай, сын мой: еслиЗа тяжкий грех заслуженную каруТеперь несешь — пусть льется горячоПред господом раскаянье твое!Он милостив. Раскаявшийся грешникЕму милей, чем тот, кто не грешил.Но если ты безвинно умираешь,Вдвойне теплей и ярче пусть горитПоследняя твоя молитва богу!Идя на казнь невинно, помолисьТому, кто сам невинно был казнен;Вручи себя тому, кто нам когда-тоСебя вручил. Ты скорбь свою поведайТому, кто сам скорбел лютейшей скорбью.Молись тому пред казнию, комуВо время казни должен подражать ты...И он казнен за бедных и голодных,И он казнен за вечное добро, —Но в смертный час врагов не проклинал он...

О с у ж д е н н ы й

Ты задевать умеешь струны сердца...Я сам, старик, продумал о ХристеПоследний день своей недолгой жизни.И много, много думал я...

С в я щ е н н и к

И что же?

О с у ж д е н н ы й

И я решил, что повесть о Христе —Пустая ложь...

С в я щ е н н и к

А прежде верил ты?

О с у ж д е н н ы й

В дни юности когда-то... Вере в богаУже давно противился мой разум,Но лишь вчера сказал мне голос сердца,Что бога нет.

С в я щ е н н и к

Что ж говорил тот голос?

О с у ж д е н н ы й

Он говорил, что если на Голгофе,Века назад, своей святою кровьюГрехи людей Христос бы искупил,То не было б моей сегодня казни...

С в я щ е н н и к

Его пути для нас неизъяснимы...

О с у ж д е н н ы й

Молчи, старик! Ты слышишь ли далекийЗловещий гул? То праздная толпаНа смерть мою сбирается глазеть...Теперь, старик, дерзнешь ли ты о богеМне говорить? О, если б в небесахИ жил господь, то, этот гул услышав,В себе самом он стал бы сомневаться...

(Прислушивается.)

Толпа растет... всё ближе... и о чемКричит она? То крики нетерпенья,Или восторг, иль шутки площадные?О, подожди, народ нетерпеливый!Уж близок час, притихнет скоро сердце,Что лишь к тебе любовью билось страстной,Лишь за тебя скорбело и молилось...Народ! Народ! Жених свою невестуНе любит так, как я любил тебя!Народ... Мой слух ласкало это слово,Как музыка небес... В часы сомненьяЯ воскресал мечтою о тебе,Как жаркою молитвой. Дом родимый,Отца и мать безропотно я бросил,И лишь тебе, как бы отшельник богу,Я посвятил всю жизнь, все силы духа...С тех пор иных не ведал я печалей,С тех пор иных я радостей не знал.Там, в тишине твоих полей просторных,Там, в суете твоих лачужек тесных, —Там плакало, там радовалось сердце...О, горький час! Ты горше часа смерти!

(Задумывается.)

Меня везут в позорной колеснице,Я на глазах обманутых народаСвою любовь к народу искупаю...А я молчу... Ничья рука не можетПовязку лжи сорвать с его очей...И ум его могучим словом правдыНичей язык не может просветить...О, веселись, толпа! Шути, позорь!День траура своим друзьям доставишь,День радости врагам ты подаришь...Но нет! Клянусь, я радость отравлю имИ грудь толпы заставлю трепетать!Я не совсем бессилен — умеретьОсталось мне, и грозное оружьеЯ на врагов скую из этой смерти...Я кафедру создам из эшафотаИ проповедь могучую безмолвноВ последний раз скажу перед толпой!Как надо жить, тебя не научил я,Но покажу, как надо умирать.Пусть палачи от злобы побледнеют,Позора яд пускай сердца прожжет им!

С в я щ е н н и к

Прощай, мой сын! Не дал господь мне тронутьТвой дух. Сюда с надеждой робкой шел я,С отчаяньем отсюда удаляюсь.Пусть бог простит твою гордыню.Быть может, что и к свету ты стремился,Хотя бродил не светлыми путями.

О с у ж д е н н ы й

Что о путях бормочешь ты? Когда бы яБесчестными путями не гнушался,В твоих теперь валялся б я ногах,Перед толпой с подмостков эшафотаСтократ себя крестом бы осенял,Евангелье лобзал бы со слезамиИ набожно толпу перекрестил бы:Верней нет средств, чтоб мучеником правдыВ толпе прослыть. Ведь знаю я, что каждый,Склоняясь в прах пред судьями моими,Христа судивших дважды в день клянет.Но нет! Теперь, в торжественный час смерти,Я честных рук своих не оскверню;Народному и моему врагуНе протяну их...

С в я щ е н н и к

Я — народу враг?

О с у ж д е н н ы й

Ты, поп.

С в я щ е н н и к

И твой я враг?!

О с у ж д е н н ы й

Ты враг народа...И не за то ль, что громкие словаНа языке всегда у вас,— друзьямиВас должно счесть? Вы — слуги божьи? Так ли?Но для кого ваш бог страдал и умер?Кому служил он? Сильным? Богачам?Зачем же вы с сильнейшими в союзе?Как верных псов, над овцами своимиНазначил вас блюсти небесный пастырь:Зачем же вы с волками подружились?Из всех врагов презреннейшие — вы!Трусливые, со сладкими словами,Изменники, лжецы и лицемеры!Что нам в словах возвышенных и добрых!Полезнее нет силы, чем огонь,И без огня зверями были б люди,Но изверг тот, кто тихомолком пламяПод хижину подбросит бедняка.Так и любовь, прощение и кротость —Высокие и честные слова,—Но те слова кому вы говорите?Зачем меня учить теперь прощеньюЯвился ты? Я — слабый, бедный узник,Что через час заснет могильным сном...О, если б ты и убедил меня,Скажи, кому нужна моя пощада?Зачем с такой же речью о прощеньеТы не пошел к моим всесильным судьям?Их убедив, ты тотчас спас бы жизнь...Так вы всегда: когда бедняк без хлебаВ виду безумных пиршеств издыхает,Вы к бедняку подходите с крестомИ учите умеренности скромной...Когда народ в цепях тирана стонет,Смирению вы учите народ.Тому ль учил божественный учитель?На то ль дал крест, чтобы исподтишкаЕго крестом вы слабых убивали?Когда я смерть приму на эшафотеИ громко лгать начнут все языки,Скажи, о чем народу скажешь в церкви?Что к свету я стремился? Божий храмКто осквернит кощунственною ложью?О, бедный край мой! Море гнусной лжиТебя залило мутными волнамиСо всех концов: в семействе лжет отецПеред детьми, а в школе лжет учитель,В твоих церквах лгут слуги алтарей...Поверь, что мне палач стократ милее,Чем лживый поп.

(Обращаясь к палачу.)

Невольный вестник казни!Ну, начинай! Надеюсь, ты своеУспешнее исполнишь порученье...

Палач выходит на средину каземата. Священник, медленно и дрожа всем телом, удаляется. Осужденный смотрит ему вслед.

Как он дрожит! Как бледен! Эй, старик,Постой! В твоих глазах я встретил слезы,И голос твой дышал ко мне участьем...Твое лицо я первое в тюрьмеБеззлобное увидел... Перед смертьюУкоров я не слышал от тебя...Старик! Твою я презираю рясу,Но доброе под ней, быть может, сердце...Как поп — мне враг, как человек — быть может,Ты мне и друг... Прими же в благодарностьТы мой поклон и теплое спасибо!..

Кланяется священнику; палач связывает ему руки.

<1879>

«Народная воля». Спб., 1879, 1 окт., № 1, без подписи.

http://narovol.narod.ru/minsky.htm

Готовую картину Репин подарил как раз поэту Минскому.

***Мой телеграмм, подписаться

shakko-kitsune.livejournal.com

Описание картины Ильи Репина «Отказ от исповеди»

Описание картины Ильи Репина «Отказ от исповеди»

«Отказ от исповеди» вдохновлен стихотворением, которое называлось «Последняя исповедь» и было напечатано в подпольном журнале, где Репин и прочитал его. После долгих и мучительных попыток набросать композицию, изобразить отличную иллюстрацию, Репин отошел от иллюстративности и перешел к собственному толкованию сюжета.

В стихотворении священник ведет спор с революционером, приговоренным к казни. Озлобленный, ощущающий себя правым, тот пламенно отвечает на призывы покаяться, и пламенем этим жжет сам себя.

У Репина же спор заменен молчанием. Священник сжимает крест, готовясь выполнить свои обязанности наилучшим образом. Он не увещевает, не уговаривает, не просит и не спорит – он просто ждет, что же решит осужденный, и в целом, ему все равно, покается тот, или проклянет бога всеми известными ему проклятиями. Это просто работа. В позе священника нет даже заинтересованности, не говоря уж о жаре проповедника.

Революционер также не хочет вмешивать в спор. Жаркие речи не про него, он устал, да и не видит смысла спорить с очередным винтиком системы. Он изможден. На нем грязный рваный халат, бородка и длинные волосы не стрижены, выглядят неряшливо. Он сидит давно и все же сохраняет присутствие духа. Отшатываясь от священника, самую малость вскидывая подбородок, он позой, молчанием говорит «нет», не желая ни каяться, н проповедовать. Хочет просто, чтобы от него отстали и сделали уже все, что должно.

Цвета картины мутные. В камере темно и света в ней практически нет. Видно только две фигуры, застывшие друг напротив друга, не жалеющие друг друга ни в чем убеждать, и простая арестантская койка, на которой нет ничего, что могло бы сделать её особенной и принадлежащей этому конкретному арестанту.

«Отказ от исповеди» – отказ не только от покаяния, но и от спора, поскольку отказ, происходящий в полной тишине.

opisanie-kartin.com

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках:пьянство, освящение борделей и вино-водочных

Художественные произведения классиков русской живописи, отразившие в себе издевательства над детьми и женщинами, бесправие, беспробудное пьянство и насилие в семье, не найти на страницах школьных учебников. И тем не менее они существуют и хранятся в музеях как свидетельство порока и греха общества.

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

«История детства – это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю – тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.»- писал Ллойд Демос, американский историк, основатель психоистории.

«Порка»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Павел Ковалевский. «Порка». 1880 г.

Детей регулярно подвергали побоям, используя кнуты, хлысты, палки, розги. Даже отпрыски знатных семей не освобождались от наказания. Так родители всеми силами пытались направить свои чада на путь истинный.

С 19 века и до средины 20 воспитание заключало в себе уже не только подавление воли, но и ее «тренировке». В процесс воспитания уже были вовлечены отцы и ,как правило, не всегда трезвые.

«Пьяный отец семейства»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Алексей Корзухин.«Пьяный отец семейства». 1861г.

Алексей Корзухин за эту работу был награжден малой золотой медалью Академии художеств. Художник был одним из первых, кто поднял такую злободневную тему в искусстве в средине 19 века, когда бесправие женщин и детей носило ужасающие масштабы: такие сцены были обыденными во многих российских семьях.Художник И.Е. Репин говорил о зарождении нового направления в жанровой живописи: «Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя. Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается в свою семью в бесчувственном состоянии. Дети и жена в паническом ужасе… До чего одичал этот варвар!»

«Запил»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Иван Горохов. «Запил» (кон.19-нач. 20 вв).

Эту же тему в своем творчестве затронул почти пол века спустя художник Иван Горохов: захмелевший крестьянин, переступив порог дома с бутылкой водки, привел домочадцев в отчаяние. Но что могут сделать женщина и 10-летний мальчик, в гневе сжимающие кулаки?Живописец Иван Горохов был выходец из крестьян и не по наслышке знал о суровых буднях деревенской жизни. Он знал, о чем писал.

«Не пущу!»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Владимир Маковский.«Не пущу!». 1892 г.

А на этом полотне Владимира Маковского видим, как отчаявшаяся жена пытается всеми силами удержать отца семейства от очередного похода в пивную лавку. Но судя по выражению лица настроившегося на выпивку мужа – ни женщина, ни ребенок ни за что его не остановят.

«Несчастные работники и ремесленники часто тратят в кабаках все, что должны были бы принести своим женам и детям; часто можно видеть, как они пропивают даже одежду и остаются абсолютно голыми»,- писал в своих записях о России английский дипломат Д.Флетчер.

«По примеру старших»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Василий Максимов. «По примеру старших». 1864 г.

Подрастающие мальчики, беря пример со своих отцов, старались не отставать и рано приобщались к алкоголю. Обрекая свои будущие семьи на жизнь в пьяном угаре.

В бедных семьях к ребенку относились как к взрослому человеку. С трех лет дети выполняли иногда непосильную работу и в огороде, и по дому наравне со взрослыми. А тех, которые уже подросли, сдавали в подмастерья: на обучение ремеслу. А мастера-учителя были еще те «воспитатели»…

«Новичок»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Иван Богданов. 1893 г.

На картине Богданова видим как пьяный в стельку обувной мастер своего зареванного подмастерья «учит жизни» …

«Воспитатель»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.

А вот еще один сапожник за рюмкой водочки да под огурчик «воспитывает» своих подмастерий. А перед этим еще и уши им надрал.

«Тихонько от жены»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Владимир Маковский. «Тихонько от жены». 1872 г.

А были и такие тихушники, которые боясь своих жен, выпивали втихаря. Они хоть и не издевались над своими семьями, но постоянно жили в хмельном угаре.

«Винодел»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Владимир Маковский. «Винодел». 1897 г.

Со времен правления Екатерины II, придерживающейся алкогольной политики: «Пьяным народом легче управлять», к 19 веку пьянство стало «национальной традицией» на Руси. Усугубилась ситуация с употреблением алкоголя в связи техническим прогрессом, который позволил наладить массовое производство сравнительно недорогой водки. «В 1913 году литр водки стоил 60 копеек при зарплатах квалифицированных рабочих от 30 до 50 рублей в месяц».

«Купеческие поминки»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Фирс Журавлев.«Купеческие поминки».1876 г.

На полотне видим сцену, когда упившиеся купцы призабыли по какому они поводу собрались, и кажется, что совсем немного, и некоторые из них пойдут в пляс. Притом всем известно, что обряд поминания усопших в православии – мероприятие религиозное и скорбное.

«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Николай Неврев. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.

Что тогда уж говорить об именинах…

«Освящение публичного дома» (Эскиз)

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Владимир Маковский.«Освящение публичного дома» . 1900 г.

При виде этого неоконченного полотна на ум сразу же приходят вопросы: как богоугодным заведением может быть дом терпимости, и кто может взять на себя смелость «освятить» грех?Маковский затронул горячую тему «критического реализма»: «бордель как низменная точка греховности и религия, воспринимающаяся обществом как высшее проявление духовности, совместившиеся вместе как общее социальное падение».

«Освящение водочного магазина»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Николай Орлов. «Освящение водочного магазина». 1904 г.

Тем не менее на Руси церковь освящала все: и винно-водочные лавки и видеочат Рунетки, в том числе.

«Сельский крестный ход на Пасху»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.

На полотне Перова видим празднование Пасхи. Перепившие крестьяне уже не стоят на своих ногах, а те кто еще могут идти также мало что соображают: мужичек в центре несет икону перевернутую вверх ногами.

«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда»

Этих картин русских художников нет в школьных учебниках

Василий Пукирев.«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда». 1868 г.

В те времена основы православной веры служили запугиванием и угнетением непросвещенного крестьянства.

Максим Горький в автобиографичной повести «Детство» писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит…»

Прошло в среднем полтора столетия с тех времен, которые отражены на полотнах русских классиков, но совсем мало что изменилось в общественном устое страны, что касается алкоголизма.

Единственное, что в большей части семей детей перестали бить, ругать… им прощают все их проказы и истерики. Главным в семье стал – ребенок.

grimnir74.livejournal.com

Отказ от исповеди - Репин И. Е. :: Артпоиск

Отказ от исповеди.

  • Репин И. Е. Отказ от исповеди

Описание

 

Картина написана в 1879—1885 годах. Задумана под влиянием стихотворения Н. М. Минского (Виленкина) «Последняя исповедь», которое прочел вместе со Стасовым в ноябре 1879 года в нелегальном журнале «Народная воля». В 1913 году написал акварельный вариант «Отказа от исповеди», вновь вернувшись к этой теме, как это было со многими другими сюжетами. Ряд рисунков 1879 года показывает сложность поисков решения сюжета. В процессе работы над картиной преодолевает первоначальную иллюстративность и приходит к самостоятельному, далекому от вдохновившего его стихотворения решению. отказывается от изображения спора между революционером и священником и показывает уже не исповедь революционера, то есть изложение им своих убеждений, а безмолвный и гордый отказ от исповеди, отказ от каких бы то ни было отношений с пришедшим к нему священником. Решение приобретает преимущественно психологический характер, при котором внешняя жестикуляция и движение фигур заменяются их внутренней психологической выразительностью. Отказавшись от изображения священника действующим, убеждающим или протестующим, отходит от того сатирического, обличительного момента, который был в трактовке образа священника в первоначальных рисунках. Священник показан спокойным и в сущности безразлично-добродушным человеком, просто и довольно туповато исполняющим свои служебные обязанности. Революционер, напротив, исполнен внутренней убежденности, непримиримости и героической решительности, мужества и большого благородства. Его образ возвышен и поэтому внутренне прекрасен, несмотря на неприглядность внешнего вида — изнуренность, растрепанные волосы, арестантский халат. Экспрессия передается во взгляде, в общем выражении лица и напряженности внешне неподвижной позы, то есть опять-таки психологически. создает полную социального, философского смысла жизненную сцену, где действующие лица, являясь живыми реальными людьми, именно в силу этого становятся не олицетворениями, а типическими выражениями двух миров, между которыми, собственно, и спор-то невозможен, не нужен. В понимании этого революционером объективно выражается то, что он стал непримиримым борцом со старым миром, а не просто протестующим оратором, любящим разглагольствовать на революционные и свободолюбивые темы.

Эта верная и глубокая характеристика как революционера, так и священника, достигнута чисто пластическими живописными средствами, позами, общей характеристикой фигур, выражениями лиц. Составляющее силу как живописца умение найти и выбрать такое решение сюжета, которое лучше всего может быть дано именно живописно изобразительными средствами, умение, которое мы видим во всех его лучших произведениях, в этой картине выступает с наибольшей силой и наглядностью. Сравнение со стихотворением Минского показывает именно пластический живописный подход к сюжету. Конечно, и в стихотворении можно было избежать риторики и достичь того, чтобы действующие лица были живыми людьми. Но там все равно сюжет надо было бы решать посредством изложения мыслей, идей действующих лиц. В картине же нашел наилучший способ передачи внутреннего в пластической жизни и выразительности фигур, их поз и лиц. Здесь проявляется органическое понимание, даже ощущение всем своим существом художника специфики живописного изображения, его возможностей в каждом данном случае, умение подойти к сюжету со стороны возможности его изобразительного решения.

Это проявляется в необычайной органичности мастерски решенной и поэтому кажущейся такой простой, само собой разумеющейся композиции. решает в картине трудную задачу сочетания двух вертикально ориентированных фигур с горизонтально протяженным пространством изображения и форматом картины. Это достигается как хорошей композиционной связью двух фигур, обращенных лицом друг к другу, так и диагональным расположением койки, на которой сидит революционер. Койка выявляет глубину камеры и дает ту трехмерность пространству фона, которая необходима для рельефа фигур. Трактуя образы чуждых друг другу людей, понимает, что их надо зрительно дать в некотором соотношении друг с другом. Он освещает их светом из скрытого источника, который образует между ними более освещенное пространство, в котором и протекает столкновение их характеров. При этом интересно, что избегает их равноправного показа, что противоречило бы смыслу картины. В то время как революционер изображен в фас, священник дан в три четверти со спины, он смотрится как некая общая слабо дифференцированная масса. Его едва видимое лицо лишь дополняет тот образ, который создается преимущественно фигурой в целом, ее неподвижной позой. Напротив, у революционера сама решительная поза, со смело откинутой назад головою, с энергично засунутыми в рукава руками является дополнением, разъяснением того, что выражено в его лице, в его полном презрения и решимости, глубины и благородства мысли взгляде. Значению и богатству образа соответствует способ его основной пластической характеристики.

Картина написана в монохромной гамме темных тонов, тонко нюансированных от коричнево-серых к черно-серебристым. От их сочетания возникает впечатление как бы зеленоватой старой бронзы, особенно в свету. Этой тональностью , по всей вероятности, хотел передать атмосферу тюремной камеры и придать изображению некий «эмоциональный тон». Вместе с тем эта монохромность была результатом чисто светотеневого характера живописи, к которому прибегает, решая тему в психологическом плане. исходит здесь из традиций позднего Рембрандта, разумеется, своеобразно их преломляя в системе живописи реализма второй половины XIX века.

artpoisk.info

Отказ от исповеди . Сочинение по картине. И. Репин

Перед исповедью

Илья Репин. Отказ от исповеди  (Перед исповедью).1879—1885. Холст, масло. 48 x 59. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Картина «Отказ от исповеди» написана И. Е. Репиным в 1879—1885 гг. Сюжет картины был задуман художником под впечатлением от стихотворения Н. М. Минского «Последняя исповедь».

Перед нами на полотне – темная тюремная камера, в которой находятся двое: священник и приговоренный к казни революционер. Репин показывает революционера в фас, священника – со спины. Полотно написано в сдержанных темных тонах со множеством оттенков – от светло коричневых до серебристо-черных.

Священник уговаривает исповедоваться перед смертью, но встречает гордый отказ. Арестант не желает вступать с ним в переговоры. С некоторым недоумением священник наблюдает не смирение, не безропотную кротость, а жажду борьбы и такой высокий подъем духа, когда любые личные проблемы кажутся человеку ничтожными.

Репин показывает служителя церкви добродушно-спокойным человеком, несколько равнодушно исполняющим свой служебный долг. Революционер же преисполнен страстной убежденности, решительности, благородства и мужества. Его образ, несмотря на внешнюю неприглядность, – изнуренный вид, грязную одежду — исполнен внутренней веры и действительно прекрасен. И взгляд, и выражение лица, и решительная поза – все в облике арестанта передает его внутреннюю решимость, благородство и глубину мысли.

Жизненная сцена, показанная Репиным, отражает взаимоотношение между людьми, спор между которыми оказывается бессмысленным. Революционер является непримиримым борцом со старым миром, а священник этот мир олицетворяет.

Полотно Репина «Отказ от исповеди» — лучшая во всем народовольческом цикле художника. Художник показывает нравственную силу человека, готового пойти на смерть ради своих убеждений.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Отказ от исповеди», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

Источник: http://www.detskiysad.ru/art/kartina061.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Описание картины Алексея Корзухина «Перед исповедью»

Описание картины Алексея Корзухина «Перед исповедью»

Корзухин – русский художник, творивший в стиле жанровой живописи. Его картины отличаются вниманием к деталям, легкостью руки, тонким знанием сторон жизни разных сословий того времени – крестьянства, купечества, дворянства. Везде он описывает какие-либо характерные сценки, не обращаясь к мифическим или религиозным темам.

Именно пристрастие к жизненности сделало его участником «бунта четырнадцати», когда четырнадцать молодых художников разом вышли из Академии Художеств, протестуя против несправедливости.

В тот год Академии исполнялось сто лет и она проводила конкурс на лучшую картину. Для всех жанровых живописцев определили одну и ту же тему – «Пир в Валгалле». После нескольких петиций и просьб позволить выбирать тему самостоятельно, наиболее свободолюбивые студенты, среди которых был и Корзухин, покинули Академию навсегда.

«Перед исповедью» – одна из знаменитых его картин. Она изображает небольшой храм. Иконы на стенах в позолоте. Горят свечи в светильниках и подсвечниках. За выставленной ширмой, отгородившей небольшой закуток, готовится священник.

Перед ширмой прихожане, желающие попасть на исповедь. Несколько опрятных старушек в платках, старик, молодая дама в богатой одежде, ждущая с аристократическим чувством собственного достоинства. И дети – немного волнуются, жмутся к взрослым, слушают последние наставления – возможно, для кого-то из них это первая исповедь, и они мучительно перебирают свои поступки, ища грехи. Дал по уху соседу Федьке – грех? Украл яблоко из сада – грех?

Ожидание звенит в воздухе, остальной храм сокрыт в полумраке – там тоже движутся люди, но их нельзя рассмотреть так хорошо и понять, что они делают. Обилие деталей, выражение лиц делает картину живой. Каждому персонажу на ней можно придумать историю – а лучше того десяток историй.

opisanie-kartin.com

Репин Илья Ефимович - Отказ от исповеди перед казнью.

06.07.2016

репин отказ от исповеди перед казнью

1879 — 1885 годы.

Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Холст, масло

48 x 59.

В ноябре 1879 года известный художественный критик Стасов В. В. - близкий приятель И. Е. Репина - познакомил художника с опубликованной в нелегальном журнале "Народная воля" поэмой Н. М. Минского (Виленкина) под названием "Последняя исповедь". Произведение произвело на Репина огромное впечатление, и у него появился замысел новой картины "Исповедь" (авторское название картины, которую в советское время переименовали в Отказ от исповеди перед казнью). Репин мастерски строит композицию полотна: глубина пространства камеры достигается посредством диагонального расположения арестантской койки, связь между персонажами устанавливается расположением их лицом друг к другу. Художник отказывается от изображения спора средствами движения и жестикуляции фигур, переводя столкновение мировоззрений в плоскость внутренней психологической выразительности. Главный герой картины Отказ от исповеди перед казнью изображен Репиным в фас. Он выглядит измученным заточением, однако воля революционера не сломлена, в его усталом взгляде читается решимость и презрение к смерти. Репин первым из русских мастеров живописи обратился к теме революционного движения. Творчество мастера включает цикл картин, главными героями которого стали представители "Народной воли". 

Холст «Отказ от исповеди» появился при прочтении Репиным изданного одним из подпольных журналов стихотворений под названием «Последняя исповедь». Вдохновленный прочитанным, художник долго пытался набросать композицию с изображением интересной иллюстрации, но иллюстративность не удалось. Автор решил толковать сюжет на свой лад. Читая стихотворение, становится понятно, что священник спорит с одним из революционеров, которого приговорили к смертной казни. Он считает себя правым, но преступник не поддается его уговорам. Священник озлобленно призывает его покаяться, сжигая пламенем самого себя.

Художник заменил спор на молчание. Сжимая в руках крест, священник как бы говорит, что готов выполнить свои обязанности сполна. Он не старается уговорить заключенного или поспорить с ним. Священнослужитель просто ждет решения подопечного. Его поза говорит о том, что он не заинтересован в исходе проповеди. Что касается революционера, то и он не пытается спорить. Он выглядит усталым и жаркие речи ему сейчас ни к чему. Этот человек попросту не видит смысла противостоять целой системе. Его измождение достигло апогея. Мужчина облачен в рваный халат с пятнами, на его голове видны длинные волосы, а на лице борода. Все это создает неряшливый образ. Судя по его виду, заключенный сидит в такой позе давно, при этом сохраняя присутствие духа. Поза революционера, отшатнувшегося от священника, говорит о его нежелании исповедоваться и каяться. Он ждет, чтобы его поскорей оставили в покое, и, наконец, казнили.Картина исполнена мутными цветами. Свет в камере практически отсутствует. Здесь темно, видны лишь две фигуры и койка арестанта. Холст показывает зрителю не только отказ от покаяния, но и отказ от жаркого спора, протекающий в тиши тюремной камеры.

8-poster.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта